Глава 1 Введение.

Аюрведа радио - 20 апреля 2007
Введение. Рассказ о династии Бхаратов. Пандавы и Кауравы.
запись эфира для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:00:07 | качество: mp3 24kB/s 10 Mb | прослушано: 787 | скачано: 340 | избрано: 11
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Ведущий] Добрый вечер, дорогие радиослушатели. Сейчас вашему вниманию предоставим слушать лекцию Владимира Критского. Тема называется обзор различных систем йоги. Также после этого он ответит на вопросы по ведической культуре и философии. Вы можете задавать свои вопросы по телефону 8-909-933-77-09, а также писать, присылать свои письма на ayurvedsrsdio@mail.ru.
[Критский В. Г.] Здравствуйте, дорогие друзья. Мы с вами начинаем передачу прямого эфира радио Аюрведы. В эфире Критский Владимир Георгиевич, и наш курс, как вы наверное помните, называется философские основы ведической культуры.

00:01:03 И в прошлый раз я предложил, чтобы наши, как бы наше общение продолжалось в более интересном ключе, в режиме диалога, чтобы вы присылали какие-то вопросы, и ну вот, на сколько я знаю, до сих пор поступило только два небольших вопроса, один о семейных отношениях, довольно интересный. И прежде, чем я отвечу на эти вопросы, которые, в общем-то, не займут много времени, мне бы хотелось немножечко продолжить наш курс по философским основам ведической культуры, и в качестве тоже что ли практической иллюстрации, мне хотелось дать обзор, видимо, основного на современном этапе произведения ведической литературы, это Бхагавад Гиты.

00:02:15 Я уже не раз говорил вам о этом произведении, и цитировал стихи, и поскольку сейчас основной курс завершен, то есть возможность более подробно рассмотреть. И чем для нас интересна Бхагавад Гита? Тем, что в ней даются как бы обзор различных систем йоги. И мы с вами говорили, что йога, в переводе с санскрита означает связь с высшей природой, то есть процесс как бы духовного возвышения человека, говоря, так сказать, на более привычном русском языке.

00:03:00 И основные четыре йоги я вам перечислял, это кармайога, гьянайога, штангайога, бахтийога. И я хочу сегодня начать этот небольшой как бы дополнительный цикл, не знаю, он может быть займет пару таких бесед. И для начала я хочу прочитать несколько цитат различных людей выдающихся, которые читали Бхагавад Гиту и ей восхищались. Я вам уже упоминал Льва Николаевича толстого, хотя у меня сейчас под рукой нет цитат, но я совершенно точно знаю, есть книги, например, есть такая книга «Толстой и Веды», я может быть её в следующий раз достану, и вам что-то прочитаю из этой книги.

00:04:04 И я упоминал о том, что в Ясной поляне на страницах Махабхараты и Рамаяны есть пометки, сделанные лично рукой Льва Николаевича о том, что он не просто читал эти произведения, а их изучал, и даже анализировал. Я сейчас прочитаю вам пару цитат из других различных выдающихся личностей, например, один очень известный деятель, о котором вы наверное слышали, как бы реформации духовного возрождения Индии, когда Индия ещё была английской колонией, и шла борьба за независимость, Индия такая огромная, богатая страна, древнейшей культуры, находилась в колониальной зависимости от маленькой европейской страны Англии, и это примерно продолжалось около 200 лет.

00:05:04 Так вот, Махат Маганди был одним из инициаторов, идейных, так сказать, вдохновителей движения за независимость Индии, и он был большим поклонником Бхагавад Гиты. Я вам прочитаю одну из его цитат, очень интересную, красивую. Когда меня охватывают сомнения, когда разочарования следуют одно за другим, и не видно луча надежды на горизонте, я обращаюсь к Бхагавад Гите и нахожу стих, приносящий успокоение, я сразу же начинаю улыбаться, забывая о переполнявшей меня печали. Те, кто размышляют над Гитой, постоянно черпают в ней радость и открывают, в ней новый смысл. Махат Маганди. Я думаю, что это очень яркая красивая цитата говорит сама за себя, и не требует каких-то особых комментариев.

00:06:02 Она напечатана на обложке издания Бхагавад Гиты, на обратной, так сказать, твердой обложке, цитаты таких выдающихся людей. Вот ещё одна цитата. Ралфолд Эмерсон, такой американский философ-трансценденталист 19 века. Я был обязан Бхагавад Гите замечательным днем, это первая из книг. Такое впечатление, что целая империя говорит с вами. В ней нет ничего мелкого, незначительного, все крупное, последовательное, безмятежное. Это голос древнего разума, размышлявшего в другую эпоху, и в другом климате, но над теми же вопросами, что беспокоят и нас. Ралфолд Эмерсон. Ну, вот те, что у меня есть две цитаты из Бхагавад Гиты, я вам привел.

00:07:05 В следующий раз, ели у меня будут ещё какие-то, я вам прочитаю. Итак, Бхагавад Гита, и мы с вами будем рассматривать Бхагавад Гиту как она есть, это перевод Бахтивиданте Свами Прабхупаду, выдающегося деятеля, философа, теолога, который где-то в середине 20 века совершил как бы духовную революцию тем, что он вынес ведическую культуру, ведическое знание за пределы Индии. Хотя в принципе и до него были различные попытки переводить Веды, изучать их, особенно когда началось завоевание Индии Британской империей, и появились первые индологи, санскритологи.

00:07:58 Но поскольку это были как бы ученые, находящиеся вне традиции, которые не очень хорошо, так сказать, понимали как бы дух этого учения, этой культуры, то это было нечто внешняя попытка, так сказать, рассмотреть это духовное знание, с чисто такой внешней материальной точки зрения. Итак, Бхагавад Гита состоит из 18 глав, и она входит в состав Махабхараты. Махабхарата, вы наверняка слышали, это два самых знаменитых эпоса древней индии, Рамаяна и Махабхарата, повествование о великой династии Бхаратов. Потому что в древности Индия называлась Барата Варша, по имени очень известного императора Бараты, который жил много тысяч лет назад.

00:09:04 И был одним из, ну, как бы основателей, столпов ведической культуры. Внешний сюжет Бхагавад Гиты очень простой. По сюжету Махабхараты происходила борьба за царский трон, за который боролись две партии, они были двоюродные братья, Пандовы и Кауралы. Пандовы были сыновьями царя Панду, Кауравы — сыновьями его брата, Дритараштры. Хотя Дритараштр был старшим братом Панду, но поскольку он был слеп от рождения, он не мог стать царем. И поэтому на трон был возведен Панду. И Панду был замечательный царь, очень мудрый, праведный, храбрый, но, к сожалению, он умер, будучи молодым, вследствие определённого проклятья. Это тоже своя истории.

00:10:05 И поскольку его дети были очень ещё маленькие, не могли править царством, на трон был временно возведен его брат, Дритараштр. Фактически у него был совет, у него были, так сказать, министры, которые правили, он утверждал их решения, но так или иначе, на трон был возведен его старший брат Дритараштр, слепой царь. И когда Дритараштр правил, у него, кроме своих детей, которых звали Кауралы, ещё под его опекой были сыновья его брата Панду, пять братьев Панду. Он обоих их, так сказать, воспитывал, нанимал им самых лучших учителей, учителей воинского искусства, такой был Друан Ачария, и также Дед Пхишма был их наставником.

00:11:02 И как бы с самого детства между Пандовыми и Кауралами были трения, такая как бы, ну, не детская такая как бы, можно сказать вражда или недоверие. Пандовы были благостны и очень честные, благочестивые, а сыновья же Дритараштра, Кауравы, были ну, так сказать, мошенники. Поскольку их отец был не очень честен, соответственно, и яблоко от яблони не далеко падает, и дети его были очень честолюбивые, они очень завидовали Пандовым, и они хотели сами занять престол, они хотели, чтобы старший из них, Дурьетхана стал царем, и строили все возможные планы и козни, как это сделать.

00:12:04 И в том числе они не останавливались перед тем, чтобы убить, погубить Пандовых. Еще в молодом, юношеском возрасте, будучи мальчиками, вот у них уже были такие планы, они однажды пытались отравить Пхиму, наиболее сильного из Пандовых. Когда они подросли, они отправили Пандовых в специально построенный дом, очень красивый как бы дворец, загородная резиденция, который был заранее пропитан смолой. И план был такой, что в определённую ночь они должны были запереть там Пандовых, а дом поджечь. Таким образом они хотели избавиться от своих соперников, называется загородный дом Баранавата, так называлось это место, где находилась вот эта резиденция.

00:13:02 И Пандовы это, в общем-то, чувствовали и понимали, но будучи очень праведными и благочестивыми, они не хотели враждовать, не хотели отвечать злом на зло, и они все это терпели, хотя они были царевичи, у них была такая царская кровь. И в конце концов Кауравы, когда им не удалось, впрямую как бы избавиться от Пандовых, затеяли такую не честную игру в кости, и с помощью мошенничества они обыграли старшего из Пандовых, Ишипхиру, и выиграли у него все имущество, все царство. И по условиям игры Пандовы отправились в лес, в ссылку, в лес, на 13 лет, а Кауравам, соответственно, досталось все их царство.

00:14:00 Когда через 13 лет Пандовы строго выполнили условия соглашения, и через 13 лет они вернулись. Хотя у них были возможность, в процессе вот этой 13-летней ссылки, однажды Кауравы, причём старший из Кауравов, Дурьетхана, был взят в плен, он нанес оскорбление там одной женщине из племени Гатхарвов, и когда Гатхарвы набросились, разгромили войско Кауравов, и взяли в плен царя Дурьетхана. Он старший царевич, наследник престола. Ну, и даже хотели его приговорить к смерти, и слуги Дурьетханы, один слуга бросился к Пандовым, которые находились в том же лесу, и стал умолять их о помощи. Хотя Дурьетхана его не просил, он был очень гордым. Но Пандовы, ни на что как бы не взирая, на то, что они, так сказать, постоянно терпели притеснения Дурьетханы, бросились на помощь, и разгромили Гатхарвов и освободили Дурьетхана.

00:15:12 После этого Дурьетхана, ему было очень обидно, он был очень унижен тем, что он был спасен от гибели своими врагами, которых он ненавидел. И он решил отомстить вот этому слуге, который вызвал Пандовых, который фактически спас его от смерти. Но он не мог его убить, будучи как бы кшатриев, царем, он его вызвал на поединок, он его победил, и зарубил мечом. То есть он с ним расправился, он был очень сильным, очень, так сказать, могучим воином, но к тому же вероятно его этот царедворец, слуга, который с ним сражался не имел как бы духа, не имел сил сражаться в полную мощь.

00:16:05 Что бы было, если бы он победил Дурьетхана, царя? И он вероятно просто морально был сломлен, был побежден Дурьетханом и тот его зарубил. Так он его отблагодарил, так сказать, за спасенную жизнь. Так вот, в конце этой 13-летней ссылки Пандовы вернулись обратно в столицу, и попросили, чтобы им вернули их половину царства, они заранее согласились на половину царства, хотя теоретически они могли претендовать на все, но уже об этом не могло быть и речи, потому что прошло 13 лет, и Кауралы уже были царями, уже все привыкли к тому, что Кауралы правили, Дурьетхана был царем, и они попросили половину царства. Им отказали, они попросили хотя бы пять городов, и Дурьетхана сказал, что не дам Пандовым ни клочка земли, величиной булавочную головку.

00:17:10 Ну, и в конце концов стала неизбежной война. Пандовы были не робкого десятка, хотя у них как бы не было особого имущества, не было страны, но у них было много сторонников, и сторонники Пандовых стали стекаться к ним, они стали собирать армию. Они собрали достаточно большую армию, семь Шаухини, но конечно их армия была гораздо меньше, чем армия Дурьетхана, у которого в руках была вся страна. У Дурьетхана была 11 Шаухини. Шаухини примерно 200 тысяч воинов составляет. Большая огромная армия, то есть всего там было несколько миллионов. И в конце концов состоялась эта великая битва на поле Карукшетра, пять тысяч лет назад, и это место историческое. Если вы поедете в Индию, то примерно в 100 километрах от Дели находится это поле Карукшетра, огромное, колоссальное.

00:18:08 Ну, сейчас на этом поле уже есть какие-то там небольшие деревушки и строения, но это место осталось как историческое. Там на этом поле до сих пор находится памятник Кришне Арджуни. Поскольку на этом поле перед началом битвы Кришна поведал Арджуни Бхагавад Гиту, которую мы с вами как раз сегодня будем рассматривать. Перед началом битвы Арджуну охватили сомнения. Арджуни был самый сильный из воинов Пандовых, и он сомневался, стоил ли ему сражаться, потому что на противоположной стороне были его родственники, двоюродные братья, его учителя, Хишма и Дрон Ачария, которые были вынуждены сражаться на стороне Кауралов, находясь на службе у них. За эти 13 лет многое переменилось, и Кауралы в буквальном смысле слова прибрали к рукам всю страну, в том числе и многих сторонников Пандовых.

00:19:06 Они их взяли к себе на службу, и там хитростью, или подкупом. И соответственно, Арджуна не хотел сражаться. И в ответ на его сомнения, Кришна рассказывает ему Бхагавад Гиту. Само слово Бхагавад Гита в переводе означает Песнь Бога, потому что согласно Ведам, согласно самой Бхагавад Гите, Кришна является воплощением всевышнего Господа. И до сих пор Бхагавад Гита изучается во всем мире, и считается как бы образцом ведической мудрости, и ведической культуры.

00:20:04 В том числе многие принципы ведической культуры, о которых мы с вами говорили во время курса, они будут в Бхагавад Гите, поэтому для вас особо ничего нового не будет. Но, тем не менее, мне хотелось как бы продолжить, так сказать, наш курс, тем более, что вопросов пока очень мало, и рассказать вам об этом уникальном произведении, в котором Кришна описывает основные системы йоги, то есть системы духовного развития, и это вы увидите очень полное, можно сказать, научная система, которая имеет, естественно, как это сказать, связь логическую и с современной духовной культурой, в частности, вы наверняка слышали о йоге, что многие занимаются Хатхайогой, это всего лишь, как бы одна из систем Штангайоги.

00:21:05 И также то, что в современном мире называется словом религия, это соответствует Бахтийоге, то есть последней четвертой системе, или как бы духовной йоге, йоге служения Господу. Итак, давайте с вами начнем рассматривать Бхагавад Гиту, мы с вами уже немножечко рассмотрели содержание первой главы, которая называется На поле битвы Карукшетра. И в ответ на сомнения Арджуны Кришна начинает рассказывать бессмертную Бхагавад Гиту. И он начинает такими словами.

00:22:01 Мы сейчас с вами будем читать стихи второй главы, которая называется Обзор Бхагавад Гиты, как раз то, что нам с вами и нужно. И вот в 11 стихе Кришна говорит: «Говоря столь ученые слова, ты печалишься о том, что не достойно сожаления, мудрые не скорбят ни о живых, ни о мертвых». То есть Кришна говорит, это как бы первая истина духовного знания о том, что жизнь не кончается со смертью тела, о том, что душа вечна. И тело — это только наша временная оболочка, и со смертью тела жизнь не кончается. Поэтому как бы скорбить и убиваться из-за смерти своих близких не имеет большого смысла. Это печальная истина, и так сказать, необходимость нашей материальной жизни.

00:23:11 Следующий стих, 12-ый. Никогда не было, чтобы не существовал я, или ты, или эти цари, и в будущем никто из нас не прекратит существование. Вот та же самая идея, которую Кришна подчеркивает более подробно, наглядно, и 13-ый — точно также, как душа переходит из детского тела в юношеское, а из него в старческое, так и после смерти она переходит в новое тело. Это не беспокоит того, кто осознал свою духовную природу. То есть Кришна описывает процесс реинкарнации, перевоплощение души. По мере того, как душа живет в теле от детства к юности, до глубокой старости, она аналогично после смети переходит в новое тело, это не беспокоит того, кто осознал свою духовную природу.

00:24:14 Вот это процесс реинкарнации, перевоплощение души, по сути ведическая как бы концепция эволюции. То есть эволюция проходит не на уровне тела, не тела эволюционируют в какие-то другие тела, но душа эволюционирует из одного тела в другое, потому что этот процесс переселения души из тела в тело может продолжаться очень долго, в течение миллионов лет, пока существует материальный мир, до той поры, пока душа сама не захочет отсюда выбраться. Но один, как бы одна ячеечка этого бесконечного цикла реинкарнации, это называется Сансара на санскрите, здесь объясняется в этом стихе.

00:25:04 И 14-ый стих, о Сын Кунти, временное появление счастья и несчастья, и их исчезновение в должном порядке, подобно их ходу и уходу зимы и лета, они возникают из-за чувственного восприятия, о потомок Бхараты, и человек должен учиться переносить их, не будучи обеспокоенным. Здесь Кришна объясняет более тонкую вещь. Что этот процесс постоянной реинкарнации, перевоплощения души, он неминуемо приводит к появлению счастья и страдания, что в какой-то период жизни, когда благоприятная, так сказать, карма, человек испытывает счастье. И это от него не зависит, он даже ничего не знает, он ка бы это особо и не заслужил по настоящему, он это заслужил как реакцию на свои прошлые поступки, прошлой жизни.

00:26:05 И аналогично, не зависимо от нашего желания приходит страдание, когда человек не хочет, он не понимает, за что он страдает, почему он страдает, но страдания приходят, и мы вынуждены с этим мириться, и это как бы не приложный закон материального мира. О лучший среди людей Арджуна, по истине достоин освобождения тот, кого не выводит из равновесия счастье и страдание, и кто сохраняет самообладание в обоих ситуациях. Таким образом начинается вторая глава, эти учения Господа Кришны из второй главы, но он более подробно разъясняет момент вечности души. Душа неразрушима, неизмерима и вечна, лишь тело подвержено смерти, а потому что сражайся, о потомок Бхараты.

00:27:07 Для души нет ни рождения, ни смерти, она никогда не возникала, ни возникает, и не возникнет, она не рожденная, вечная, всегда существующая и изначальная, она не уничтожается, когда погибает тело. То есть это как бы изначальный момент духовного знания, это вечность души, называется вот этот момент вечности, аспект вечности, называется Сатва, то, что на самом деле жизнь вечна, жизнь не кончается со смертью тела, хотя в материальном мире мы постоянно видим, что все люди рождаются, и со временем умирают. И во второй главе Кришна дает некоторые фундаментальные идеи Бхагавад Гиты.

00:28:02 И в том числе вот эту идею Кармайога, которая будет более подробно рассматриваться в третьей главе. И это как бы философия Кармайоги говорит о том, как мы с вами уже рассматривали в курсе, что человек должен исполнять свои обязанности добросовестно, не взирая ни на что, не зависимо от того, каков будет результат, получит он какую-то награду, или не получит, он должен исполнять свои обязанности добросовестным образом. И Кришна об этом говорит вот в отношении к Арджуне, сражайся лишь ради своего долга, не думая ни о радости или горе, о победе или поражении, а сражайся лишь ради своего долга. [звучит музыка].

00:29:26 [Ведущая] Дорогие радиослушатели, мы ждем ваши вопросы по телефону 8-909-933-77-10. Так же на наш E-mail ayurvedaradio@mail.ru. Владимир, здравствуйте.
[Критский В. Г.] Да, да, слушаю, здравствуйте.
[Ведущая] Вот у нас вопрос поступил. Ну, вероятно, по вашей предыдущей лекции. Как быть женщине, если она находится на более высоком духовном уровне, чем её муж?

00:30:06 [Критский В. Г.] Вопрос я понял. Вопрос очень интересный, и так бывает, особенно в современной культуре, культуре западного мира. И женщины очень часто бывают лучше подготовлены к семейной жизни, чем мужчины. Об этом я говорил в ходе своих лекций, потому что для женщины семейная жизнь важнее, и она более, сак сказать, естественна. Мужчины очень часто бывают не подготовлены к семейной жизни. И если этот вопрос рассмотреть в плане чисто практическом.

00:31:00 То есть вопрос как бы семейных отношений, то эта ситуация встречается сплошь и рядом, очень часто. И женщина должна быть заранее к этому готова, и относиться к этому достаточно спокойно. То есть согласно всем древним книгам мудрости, Ведам, согласно Библии, жена должна относиться к мужу с почтением и уважением всегда. Сейчас по крайней мере нет такой ситуации, чтобы выдавали кого-то замуж насильно, и несли жена, девушка выходит за кого-то замуж, то это означает, что она заранее готова, согласна служить своему мужу, вот такова духовная культура ведическая, и на сколько я понимаю христианская, тоже самое.

00:32:00 Муж может иметь какие-то недостатки физические, или какие-то интеллектуальные. У мужчины всегда есть огромное преимущество, как мы говорили, это разум, мужской разум более сильный, чем женский разум. В каких-то практических вопросах женщина может, так сказать, быть более умелой, более умной, более практичной, это нормально и, в общем-то, тут не нужно как-то очень этому удивляться. Но нормальная семья, если мужчина берет на себя ответственность за семью в целом, то есть мужчина должен вести семью в правильном направлении. И женщина должна это понимать, что как бы ни была она умной и более, как бы это сказать, чуткой, эмоциональной, у мужчины есть вот это огромное преимущество.

00:33:10 Если ситуация более серьезная, и мужчина и в духовной отношении тоже слабее, чем женщина, такое тоже бывает, во многих храмах и церквях женщин чаще приходит больше, чем мужчин, они быстрее понимают важность духовной жизни, но и опять, и здесь тоже у мужчин остается преимущество, потому что женщина как бы очень легко может придти к духовной жизни, но может легко и уйти. Женщину гораздо легче сбить с толку, чем мужчину. И если уже мужчина понял что к чему, если уже мужчина понял важность духовной жизни, то его уже не остановишь, он будет идти и двигать семью, тащить семью за собой.

00:34:03 Поэтому в этом случае, если мужчина отстает от жены духовно, жена должна его толкать, она должна его вдохновлять, конечно очень деликатно, очень ненавязчиво, не задевая, так сказать, его мужское самолюбие, его мужское эго, через каких-то может быть знакомых, через литературу духовную, через лекции, и просто, ну, даже молиться, даже просто молиться, чтобы, как бы это сказать, муж прогрессировал, чтобы муж смог стать лидером, мог стать главой семьи. Потому что жене взять на себя роль очень трудно, такую роль лидера, даже если она превосходит мужа в интеллектуальном или в духовном отношении, по причине большей, так сказать, эмоциональности, большей чувствительности, это роль естественно должна принадлежать мужу.

00:35:04 Вот это как бы основная идея, что женщина да, может превосходить мужчину, интеллектуально, и даже духовно, но в её интересах, чтобы лидером стал муж, чтобы муж как можно быстрее прогрессировал, и мог взять на себя обязанности духовного как бы наставника и главы семьи. Спасибо а ваш вопрос.
[Ведущая] Спасибо за ваш ответ. То есть, женщина должна как бы сознательно принимать на себя вторую роль, да?
[Критский В. Г.] Да, вот в этом её разум, в этом её мудрость. В современном мире как раз женщины многие этого не понимают, они думают, что это из-за того, что муж чем-то ей уступает, она может брать на себя роль какого-то лидера, главы.

00:36:08 И при этом они как бы задевают мужское самолюбие, они просто его лишают своей роли, муж будет счастлив, он будет доволен, когда он будет играть роль лидера. Такого мужское самолюбие, мужское эго, и женщина не должна как бы пытаться его в этом ограничить и препятствовать, она должна наоборот его в этом вдохновлять на то, чтобы он взял на себя ответственностью В этом мудрость и, так сказать, разум женщины, и тогда собственно она будет счастлива, когда она будет под защитой, когда у нее будет достойный муж, который будет отвечать за семью, который будет защищать семь, обеспечивать, она будет ему помогать, и естественно, муж не должен быть деспотом, и как-то пытаться жену унижать.

00:36:59 Это уже зависит от его, так сказать, уровня, его прогресса, но очень многое зависит от жены. И жена может и должна вдохновлять мужа на роль лидера, на роль главы семьи.
[Ведущая] Спасибо. Вот ещё вопрос, вопрос касается вот вашей лекции по Бхагавад Гите, то есть, можно ли вот эту ситуацию диалога Кришны и Арджуны, то есть перенести на ситуацию как бы в реальной жизни? То есть то, что человек, он является в обыденной жизни, принимать на себя роль Арджуны, то есть он как бы воин, он должен сражаться?

00:38:00 [Критский В. Г.] Спасибо. Это интересный вопрос. Бхагавад Гита, и все события, которые происходили на поле Карукшетра, это было пять тысяч лет назад, являются как бы для нас в каком-то смысле примером, и очень уникальным поучением, но нельзя естественно уж слишком буквально все воспринимать. То есть здесь требуется разум, и разум человек обретает за счет общения с духовно возвышенными личностями. Я уже говорил о роли гуру в ведической традиции, духовного учителя. Потому что самостоятельно, без гуру, понять смысл Бхагавад Гиты сложно. И даже такие выдающиеся личности, как Махат Маганди, интерпретировал Бхагавад Гиту производным образом.

00:39:04 Он считал, что Бхагавад Гита — это аллегория, что Пандалы — это просто чувства, и сражение происходит у человека с самим собой, со своими чувствами. Это разумеется не верно, не авторитетно. Сейчас есть как бы археологические какие-то данные, археологические раскопки, которые подтверждают, что пять тысяч лет назад на поле Карукшетра действительно была грандиозная битва, там находится очень много различных видов оружия, которые вот пролежали в земле пять тысяч лет. И все подтверждается. Смысл наставлений Бхагавад Гиты в том, что человек должен решать свои проблемы, которые возникают в жизни неизбежно.

00:40:00 И ситуация в этом плане, так сказать, которая возникла на поле Карукшетра, в какой-то миниатюре повторяется и сейчас, что каждый человек находится в растерянности, он не знает, в чем его долг, не знает, как решить свои проблемы. Суть в том, что человек не может решить свои проблемы самостоятельно, без обращения к как бы духовному началу, духовному знанию. Невозможно решить вот эти все материальные проблемы материальными средствами, кстати на эту тему есть великолепные изречения Альберта Эйнштейна, который говорил, что проблема современных людей в том, что они пытаются решить проблемы, возникаемые в уме, с помощью того же ума. А большинство проблем современной эпохи, современной культуры, это именно проблемы ума.

00:40:59 Проблема преступности, проблема наркомании, проституции, или вот такие жуткие проблемы, о которых мы говорили в прошлый раз, на лекциях я упоминал про этого корейского юношу, который буквально, так сказать, из-за какой-то зависти стал убивать своих сокурсников. Разумеется, это уже психическое отклонение, но печально то, что в современном обществе, и в том числе и в Америке, такие случаи не первый раз, они повторяются регулярно, может быть не в таких масштабах, но на сколько я помню, за последние годы было три или четыре случая, когда молодые люди буквально теряли в жизни всякие ориентиры, всякий смысл, и в отчаянии совершали какие-то дикие, совершенно безумные поступки. Но это имеет место не только в Америке, но и в Европе, и даже у нас в России.

00:42:00 Может быть в меньшем масштабе, может быть мы не докатились до такого безумия как в Америке, но и у нас тоже проблем хватает. И суть Бхагавад Гиты в том, что, как я сказал, материальные проблемы невозможно решить материальными способами. Необходимо духовное знание, человек должен обратиться к какому-то духовному наставнику, учителю, и решать проблемы с его помощью. Вот это пожалуй, главная идея Бхагавад Гиты. Конечно есть много информации, тоже очень важной, скажем, реинкарнация души, закон кармы. С чего Кришна начинает наставления в Бхагавад Гите? Это основа, это азы духовного знания, но, к сожалению, даже эти азы многие люди не знают. Например, сегодня на радио Свободы была передача с христианской точки зрения.

00:43:01 Выступали многие, так сказать разумные люди, крестьяне, и им задали вопрос, а может ли христианин верить в реинкарнацию, перевоплощение души? И большинство считали, что нет, это невозможно. Но, дорогие мои, дело в том, что первые христиане верили в реинкарнацию, христианские философы первых веков, Аригон и другие признавали реинкарнацию, возьмите труды, почитайте. То есть концепция реинкарнации была отвергнута на 4-ом Феданском соборе, это в четвертом веке. Конечно, так сказать, мы не хотим навязывать свою точку зрения, но тут далеко не все так просто. Я как бы это сказать, уважаю христианскую традицию, но для меня просто совершенно не понятно, как верить в то, что душа рождается один раз.

00:44:02 И один раз родившись, Господь её помещает в то или иное тело, кто-то рождается как бы в семье миллионера, и наслаждается жизнью, а кто-то рождается в семье нищего и страдает всю жизнь. За что? Если душа рождается один раз, Господь является причиной всей этой несправедливости, то есть это, с моей точки рения, совершенно не логично, противоречит здравому смыслу. Концепция реинкарнации очень проста, и очень логична, что каждый получает то, что он заслужил по своей прошлой жизни. И, так сказать, конечно можно верить во все, что угодно, что семь верст до небес и все лесом, но по крайней мере нужно как-то уважать, разумно относиться к взглядам оппонентов, потому что человеку свойственно ошибаться. То есть наставления в Бхагавад Гите можно и нужно применять как бы к современной ситуации, но лучше это делать с помощью духовно продвинутой личности.

00:45:10 И уж если вы изучаете Бхагавад Гиту, то нужно выбирать духовного учителя, который находится в этой традиции Бхагавад Гиты, то есть ведической традиции. Вот так я могу ответить на ваш вопрос.
[Ведущая] Спасибо Владимир. Скажите, пожалуйста, а вот почему так получается, что некоторые люди, они обращаются, то есть интересуются знанием Бхагавад Гиты, и других ведических произведений, а другие люди не интересуются этим?
[Критский В. Г.] Ну, тут есть два варианта. Или человек полностью поглощен материальной жизнью, таких большинство, там 90, может быть там процентов, и для них духовное знание просто какое-то недоразумение, так сказать, вера для слабых людей.

00:46:10 Или у него есть какая-то альтернатива, какое-то другое духовное учение, тоже христианское, или другое, там мусульманское, и соответственно, он сосредоточен как бы в своей вере, так сказать, в своем убеждении. Это случай, так сказать, хороший, нормальный, и не смотря на то, что я как бы критически отношусь к убеждениям, отрицающим реинкарнацию, но в тоже время, если посмотреть как бы философски, на самом деле с точки зрения практики, с точки зрения реальной жизни, даже вот эта фундаментальная концепция реинкарнации является не существенной.

00:46:57 То есть мы можем считать, что, либо душа перевоплощается из жизни в жизнь, как в ведической традиции, либо считать, как современные христиане, что душа рождается один раз, но с практической точки зрения, рекомендации священных писаний совершенно аналогичны. Вот как это не парадоксально, что можно иметь как бы любую веру, любые как бы философские взгляды, но если человек следует духовной традиции, авторитетной, то он всегда найдет общий язык с представителями другой духовной традиции. И заповеди, скажем, библейские, и заповеди ведические совершенно аналогичные, не убий, не лги, не кради, не прелюбодействуй, чти мать и отца своего, вот это 10 библейских заповедей, которые по сути мы с вами разбирали в нашем курсе основы ведической культуры.

00:48:00 Там есть все эти принципы, там почитание старших, принцип ахимы, не насилия, это как бы другими словами, на другом языке, но принципы те же самые. Вот я могу таким образом ответить на ваш вопрос, что кратко суммируя, либо человек занят материальной деятельностью, и ему пока не до духовной жизни, он находится в такой иллюзии, на санскрите называется Мая, что ему это ещё как бы рано, ещё ему не дано. Как говорится в Библии, много званных, но мало избранных. Или он нашел какую-то духовную традицию, и идет по ней, и тогда, в общем-то, все нормально, и человек будет прогрессировать, если он искренне и с верой следует по духовному пути, который указывают его духовные авторитеты. Вот таким образом.

00:49:00 [Ведущая] Спасибо. То есть, люди ещё некоторые не готовы воспринимать духовное знание, да?
[Критский В. Г.] Да, бывает так, что некоторые ещё не готовы.
[Ведущая] Спасибо большое за ваш ответ. Дорогие радиослушатели, присылайте свои вопросы на наш телефон 8-909-933-77-09. Вот, Владимир, у нас ещё один вопрос от Вячеслава. Как вот применить ведическую философию в реальной жизни, так как мы знаем, что философия или теория отличается от реальной обыденной жизни? То есть в быту, на работе.

00:50:03 [Критский В. Г.] Это очень хороший, интересный вопрос. Как применить вот эту духовную философию к реальной жизни. И ответ, как ни странно, аналогичный. Это можно с помощью духовного учителя, с помощью авторитета, который это умеет, который может применить вот эту теорию на практике. И я вполне понимаю в данном случае человека, который задал этот вопрос. Андрей?
[Ведущая] Это Вячеслав.
[Критский В. Г.] Что это не так просто. И для этого требуется определённый опыт и духовные знания, и в частности, вот мы видим на примере Арджуны, что Арджуна слушает наставления Кришны главу за главой, и он всё равно как бы ещё не убежден, он не знает, что ему делать, он повторяет те же самые вопросы в третьей и пятой главе.

00:51:07 Может быть мы это в следующий раз рассмотрим, по мере того, как вот в разных главах Кришна описывает разные системы йоги. Арджуна задает новые, и новые вопросы, и зачастую вопросы повторяются. Потому что это не так просто. Вот кратко, в двух словах ответ такой, что требуется обращение к духовному авторитету, к человеку, который это умеет, то есть который, мы видим, что он может как бы решить свои проблемы, и реально живет не ради каких-то материальных целей, не ради того, чтобы заработать больше денег, а ради того, чтобы, ну, как бы помочь другим, чтобы нести своё служение, так сказать, другим людям, служение Богу, но и он должен проявлять качества, как бы духовные качества.

00:52:04 Это называется на санскрите принципом Ачара, или Ачария. Так иногда называют духовного учителя в Индии, Ачария. И кроме того, тут, помимо чисто таких логических, так сказать, каких-то принципов, в человеке также должно работать сердце, должно работать внутреннее чутье, потому что иногда бывает, что человек просто играет какую-то роль. И в материальной жизни это на каждом шагу, и не так легко отличить, кто играет какую роль, на сколько человек искренен. Но если человек пытается имитировать какую-то святую личность, какого-то наставника, то понять легче, понять не так сложно. Потому что духовная жизнь, и материальная жизнь — это как бы две стороны медали.

00:53:02 И если человек сам как бы имеет искренность и чистоту, он может понять, почувствовать, на сколько серьезен, на сколько искренен его духовный наставник. И если он убедился, если он понял, что это действительно человек, у которого лова не расходятся с делом, который как бы сам следует всем принципам, которые проповедует, то у него есть все основания доверять ему, и он может и должен следовать его наставлениям. Так я могу ответить.
[Ведущая] Владимир, а вот вы говорили, отвечая на вопросы, о необходимости принятия наставника. Как вот ориентироваться нашим радиослушателям, ведь, то есть не так просто найти хорошего наставника в обычной жизни.?

00:54:07 [Критский В. Г.] Это не так просто, и наставники как бы на улице не валяются, их бесполезно искать в какой-то там фирме, которая занимается бизнесом, или даже в каком-то институте научном. Это нужно искать в храме, искать в храме, или среди тех людей, которые по сути превратили свою жизнь в храм, в служение в храме. И в частности, я считаю, что наше радио Аюрведа, это вот такой небольшой храм, храм в интернете, где, начиная с основателя нашего радио, Олега Геннадьевича Торсунова, который является с одной стороны, очень хорошим специалистом по медицине, с другой стороны, он является как бы духовной личностью, который помогает сотням людей найти свой путь в жизни.

00:55:19 Ну, и у нас много других ведущих, которые, так сказать, могут взять на себя эту роль. В Ведах говорится, что основные процессы духовной реализации, их всего девять, но первые, главные называются Шраланамакиртанам. Шраланам означает слушание, то есть первое, с чего человек должен начать, он должен внимательно слушать. Ну, скажем, взять такую яркую личность, президента России, Владимира Владимировича Путина. Это очень умный человек, это умнейший человек, который руководит страной.

00:56:01 И он несомненно обладает сокровенным ведическим знанием, иначе бы он не смог этого делать. Но он не берет на себя роль духовного наставника, он не пытается как бы учить людей духовному знанию, он ограничивается тем, что просто вот как бы государство при нем, ну, можно сказать, в какой-то степени процветает, и нет таких проблем страшных, как скажем, на Украине, это уже хорошо. По крайней мере это благоприятно для духовной жизни, это значит, большинство людей могут немножко отойти от своих материальных проблем, думать о душе, подумать о каких-то духовных вопросах. Поэтому есть возможность искать духовного наставника. В Библии кстати на эту тему есть слова Иисуса Христа: «Просите и дано будет, стучите, и отворят вам».

00:57:01 То есть, если у человека есть сильное желание, то наставник придет. В Ведах есть аналогичное изречение, что когда ученик готов, учитель придет, учитель появится. То есть, здесь все как бы вот решается свыше, когда человек готов, и когда у него есть желание иметь духовного наставника, или учителя, то учитель появится. Вот так я могу ответить на ваш вопрос, Ольга.
[Ведущая] Спасибо. То есть, мы должны, то есть, как бы сами над собой работать, и тогда духовный учитель появится сам, да?
[критский В. Г.] Да. Мы должны над собой работать, как вы сказали, и, как сказать, вот фактически то, чем мы занимаемся, это и есть работа над собой.

00:58:04 То есть, Аюрведарадио, это духовное радио, которое учит не просто медицине, не просто тому, как, так сказать, залечить свои болячки, фактически это радио для души. У нас даже есть подзаголовок радио для души, что здесь, руководители этого радио, начиная с Олега Геннадьевича, помогают людям лечить душу. И это действительно не простая вещь, это не так просто, найти такого человека, и я даже как бы решусь на такое смелое утверждение, что может быть даже не в каждом храме можно найти такого человека. Потому что иногда люди, даже из религии делают бизнес, и просто ну, как бы используют этот институт религии для того, чтобы заработать деньги и иметь какое-то хорошее положение.

00:59:04 Спасибо.
[Ведущая] Спасибо вам за ответ. Дорогие радиослушатели, пожалуйста, если у вас появляются вопросы, присылайте их на наш телефон 8-909-933-77-09. Спасибо. Итак, у нас вопросы для Владимира, вопросов для Владимира пока больше нет. Спасибо большое, Владимир.
[Критский В. Г.] И вам спасибо. Тогда позвольте, Ольга, мне поблагодарить всех за внимание, и пожелать всем всего самого наилучшего. Я напоминаю, что в эфире был Критский Владимир Георгиевич, наш цикл называется философские основы ведической культуры. До следующих встреч в эфире. До свидания.
[Ведущая] До свидания. Дорогие радиослушатели, пожалуйста, присылайте свои вопросы и заявки для консультации на наш e-mail Ayurvedaradio@mail.ru.

01:00:12 Спасибо за внимание, оставайтесь с нами на Аюрведа радио.

транскрибирование: Наталья Колоцей | Речица | Беларусь | 14 ноября 2012