Обзор 13 главы

Аюрведа радио - 22 August 2008
Поле и знающий поле. Что такое знание? Высшая цель познания. Страдания обусловленной жизни. Лестница йоги. Ответы на вопросы. Надо ли готовиться к изучению «Бхагавад-гиты» и сначала прочитать другие произведения? Почему Кришна вместе с материальными элементами называет счастье, горе и так далее?
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:39:03 | качество: mp3 24kB/s 6 Mb | прослушано: 37 | скачано: 214 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Аюрведа радио.
[Критский В.Г.]: Итак, дорогие радиослушатели, мы с вами продолжаем передачу прямого эфира из цикла «Обзор систем йоги по Бхагават-гите». Я напомню, что мы с вами в прошлый раз закончили 13-ю главу, которая называется «Природа наслаждающихся и сознание» и сегодня мы сделаем её краткий обзор, уже и времени осталось не много. Начиная с 13 главы, начинается последний раздел из 6 глав Бхагават-гиты, который называется «гьяна йога» или йога знания. То есть постижение трансцендентного знания тоже является йогой и приносит человеку определённую, как бы, духовную радость. Об этом говорилось в 9 главе, это знание - вершина всего познания, самая большая тайна из всех тайн, оно извечно и его постижение наполняет человека счастьем. Если мы вспомним годы обучения в школе, в институте, то это обучение редко приносит радость. Тем более изучение философии. Например, кто изучал в институте философию Гегеля или Канта, насколько это сложная система. Почему я вспоминаю именно этих философов? Дело в том, что Гегель и Кант были по своим философским концепциям близки к Веданте. Они также рассматривали понятие Абсолюта, абсолютной истины, трансцендентную природу Абсолюта, источника всего сущего. И, тем не менее, поскольку это было неавторитетное представление философии, а определённые умственные построения, это не приносило большой радости.

00:02:14 В своё время ещё Владимир Ильич Ленин говорил, что изучение философии Гегеля – это лучший способ заработать головную боль. Но изучение Бхагават-гиты, к счастью, никому не приносило головной боли. И попутно я замечу интересный момент, что на западе есть много интересных публикаций о том, что в конце жизни Ленин стал верующим человеком. И, более того, он говорил об этом своим соратникам. От кого-то из них это стало известно и появились публикации. У нас, правда, в России я это не встречал, но от нескольких моих знакомых в Америке, в Германии, я слышал, что на западе таких книг достаточно много. Итак, мы с вами рассмотрим наиболее важные стихи 13 главы и в следующей передаче начнём уже следующую, 14. «Арджуна сказал: «О, Кришна, я хочу узнать о материальной природе, о наслаждающемся, о поле и знающим поле, а также о том, что такое знание и в чём цель познания». Верховный Господь сказал: «Это тело, о сын Кхунти, называется полем, того, кто знает тело, называют знающим поле». Итак, здесь вводятся основные фундаментальные понятия философии Веданты, абсолютной истины. Здесь это называется наслаждающийся, поскольку абсолютная истина в высшем аспекте является Верховной личностью Бога, Арджуна называет Господа наслаждающимся, поскольку он является высшим наслаждающимся всего, что происходит. И экспансия абсолютной истины – это материальная природа или кшетра. И Арджуна спрашивает, что такое поле и здесь Кришна отвечает, что тело живого существа называется полем.

00:04:26 Смысл в том, что тело является полем деятельности души и, соответственно, того, кто знает поле, своё тело называют знающим тело или кшетра гьяна. Так что в этой терминологии есть особый смысл. Третий стих: «Кришна продолжает: «Знай же, о потомок Бхараты, что находясь в каждом теле, я знаю их все и понимание природы тела и знающего тело называется знанием – таково моё мнение». То есть Господь Кришна без обиняков говорит Арджуне, что он является Всевышним Господом, и в этом уникальность Бхагават-гиты, что сам Господь объясняет своему другу Арджуне высшие тайны человеческой жизни. Дальше, в стихах 6 и 7 Кришна объясняет структуру материи, структуру материальных элементов. Он говорит пять материальных элементов, ложное эго, разум, непроявленное: 10 чувств, ум, пять объектов чувств и так далее. Всё это вместе составляет поле деятельности, то есть совокупность материальных элементов, говоря современным языком. То есть, по сути, здесь Кришна объясняет Арджуне основы физики, структуру материи и взаимодействие материальных элементов. Это в следующем стихе Кришна говорит, что желание, ненависть, счастье и горе, совокупность, признаки жизни и убеждения – всё это вместе составляет взаимодействие поля деятельности.

00:06:08 Дальше Арджуна спрашивает у Кришны, что такое знание, и в стихах с 8 по 12 Кришна это подробно объясняет. Мы с вами ещё в прошлом цикле, 2 месяца назад подробно рассматривали стихи. Я кратко их прочитаю без особых комментариев. «Смирение, отсутствие гордости, отказ от насилия, терпение, простота, обращение к духовному учителю, чистота, целеустремлённость, самодисциплина, отречённость от объектов чувственного наслаждения, отсутствие ложного эго, понимание зла, рождения, болезни, старости и смерти, самоотречённость, отстранённость от общей массы людей, уравновешенность в счастье и в горе, непоколебимая преданность Господу, стремление жить в уединённом месте, признание важности самореализации и философский поиск абсолютной истины – всё это вместе я называю знанием, всё же, что помимо этого, я называю невежеством». То есть, фактически, Кришна объясняет здесь процесс познания, то есть каким образом человек может в материальном мире обрести духовное знание через очищение души. Душа по своей природе обладает знанием. Сат чит ананда, то есть душа по своей духовной природе обладает знанием, вечностью и блаженством, и поэтому по мере очищения нашего сердца, это знание естественно проявляется в человеке. Мы говорили в прошлых передачах, что абсолютная истина постигается в три этапа. Первый – это имперсональное осознание, имперсональный брахман, о котором говорилось раньше, затем идёт сверхдуша или параматма и высшим аспектом является бхагаван или Верховная личность Бога.

00:08:21 Поскольку в этих главах рассматривается гьяна йога, то через гьяна йогу доступны только первые два этапа, только имперсональная реализация брахмана и реализация сверхдуши или параматмы. И поэтому Кришна говорит в следующем, 13 стихе: «Сейчас я расскажу тебе об объекте познания, постигнув который, ты ощутишь вкус вечности. Брахман, дух, не имеющий начала и подчинённый мне находится вне причин и следствий материального мира». Итак, Кришна отвечает последовательно на все вопросы Арджуны, и вот он дошёл до объяснения Абсолютной истины. Стих 16: «Высшая истина пребывает как внутри, так и вне всех живых существ, движущихся и неподвижных. Поскольку она тонкая по природе, её невозможно постичь с помощью чувств. Она бесконечно далеко и в то же время очень близко». Хотя сверхдуша кажется поделённой между всеми существами, на самом деле она едина и неделима. И в комментарии Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет, что Господь, как сверхдуша, пребывает в сердце каждого существа, но это не значит, что он разделился на части. Господь всегда остаётся единым. Он подобен солнцу. Когда солнце в зените, оно находится в одном месте, но если спросить у разных людей в радиусе многих километров, то каждый скажет, что солнце светит у него над головой. Ведические писания приводят этот пример, чтобы показать, что хотя Господь неделим, но он кажется поделённым на части. Веды говорят, что единый Господь Вишну, будучи всемогущим пребывает всюду, подобно тому, как солнце одновременно светит над головой множества людей». Это был глубокий философский текст, взятый из Уппанишад, и если внимательно изучать эти стихи, думать о них, то со временем смысл из станет понятным.

00:10:36 Стих 18: «Сверхдуша является источником света во всех светящихся объектах, она не проявлена, она вне тьмы материального мира. Она есть знание, она объект познания и она цель познания. Она находится в сердце каждого». Таким образом Кришна очень красиво объясняет эту абсолютную природу абсолютной истины вот даже в аспекте параматмы, хотя она не проявлена, она не доступна чувственному восприятию. Она вне материального мира, но она является высшей целью человеческого познания. То есть все люди, учёные, я приводил пример Гегеля и Канта, двух знаменитых философов прошлых столетий, понимали, что должно существовать что-то высшее, что-то абсолютное, что вне этих рамок относительного материального мира и, собственно, в Ведах это и называется Абсолютом, абсолютной истиной. И здесь говорится, что она вне двойственности материального мира. То есть, если в материальном мире у нас есть разделение на человека, который пытается постичь истину, постичь этот мир, объект познания является, собственно, этот материальный мир, материя, поэтому всегда есть двойственность между личностью, субъектом и объектом, то есть, каким-то предметом материального мира, который мы изучаем. Но это парадигма материалистичной философии, конечно, является неправильной. На самом деле над индивидуальным человеком, над индивидуальной душой и над материей стоит высшая душа, сверхдуша или брахман, который является источником и того, и другого: и всех существ, и материальной природы.

00:13:14 Стих 19: «Господь Кришна сказал: «Итак, я кратко рассказал тебе о природе поле деятельности, теле, о знании и объекте познания. Только мои преданные могут до конца это понять, и так достичь моей природы». Таким образом Кришна, отвечая на вопрос Арджуны, описал три главных компонента абсолютной истины в аспекте сверхдуши: поле деятельности, тело и процесс познания, в данном случае гьяна йога и Кришна подчёркивает, что в полной мере это могут понять преданные Господа. Почему это так, мы с вами говорили в наших прошлых передачах, что абсолютная истина в высшем аспекте является личностью. И, хотя это не соответствует представлениям современной науки, которая пытается представить материальный мир, природу как нечто безличное, но поскольку Абсолют является личностью, то с ним имеются какие-то личные отношения и сама причина материальной жизни в том, что человек не захотел, как бы, занять своё естественное положение слуги абсолютной истины и пытается сам стать на его место. Здесь в комментарии говорится что и сверхдуша, и живое существо - это по сути разные проявления Верховной личности Бога, различные экспансии. Сверхдуша является полной экспансией Верховной личности Бога, она независима по природе, а живое существо – это атомарная экспансия, потому зависима.

00:15:12 Это очень важная, глубокая истина, которая помогает понять природу души. Если живое существо восстаёт против власти абсолюта, оно попадает в царство материальной природы и ведёт обусловленное существование в материальном мире, где она теряет своё естественное свойство вечности, вечной жизни, знания и блаженства, и вынуждена рождаться и умирать по закону кармы. Таким образом, живые существа частички энергии Господа пришли в соприкосновение с материальной природой, но каким образом это произошло, не имеет большого значения. Самому Верховному Господу известно, каким образом это произошло, и в писаниях говорится, что все живые существа, зачарованные материальной природой, ведут тяжелую борьбу за существование. И далее идёт интересный стих, который для многих будет неожиданным. Сама по себе философия Веданты очень интересная, можно сказать фантастическая, поскольку она помогает, позволяет понять природу Верховной личности Бога. Итак, в 21-м стихе говорится, что материальная природа является причиной всех материальных причин и следствий, а живое существо является причиной разнообразных страданий и радостей, которые оно испытывает в материальном мире. То есть, иногда человек прикладывает огромные усилия, чтобы достичь каких-то целей, но, на самом деле, это не имеет особого смысла. То есть, по закону кармы мы получаем то, что мы заслужили по своей прошлой жизни.

00:17:13 Конечно трансцендентная деятельность, йога, позволяет в какой-то степени изменить законы кармы, то есть выйти за её пределы. В частности, преданные Господа нейтрализуют свою карму, избавляются от страданий материального мира или, по крайней мере, даже если мы не можем полностью избавиться от кармы, то есть от реакции, которая приходит за наши прошлые греховные и другие благочестивые действия, то благодаря духовному пониманию, духовному осознанию меняется наше отношение к этим событиям. Предположим, если мы не в состоянии преодолеть какие-то события, которые с нами происходят по закону кармы, то мы, по крайней мере, можем изменить свою реакцию, своё отношение к этим событиям, понимая, что это приходит независимо от нашей воли, и нам ничего не остаётся, как спокойно с этим смириться и продолжать своё дело, продолжать исполнение своих предписанных обязанностей. Стих 24. «Господь Кришна говорит: «Тот, кто усвоил это знание о материальной природе, о живом существе и о взаимодействии гун материальной природы, непременно обретёт освобождение. Он уже не родится в материальном мире, какое бы положение он ни занимал в настоящее время». То есть Кришна обещает, что понимание этого трансцендентного знания обеспечивает человеку освобождение, то есть избавление от закона кармы, от материального рабства и, в конце концов, возвращение в духовное царство, в духовный мир, независимо от того, какое положение занимает человек в настоящее время.

00:19:26 25 стих: «Одни постигают сверхдушу в сердце, занимаясь медитацией, другие с помощью философских рассуждений, а третьи, действуя без привязанности к плодам своего труда». Здесь Кришна перечисляет основные ступени лестницы йоги. Первым он называет медитацию или гьяна йогу, которую мы рассматривали в 6 главе, это йога медитации. Затем философские рассуждения – это гьяна йога, то, чему посвящена настоящая глава, и третье – деятельность без привязанности к плодам своего труда – это карма йога. С чего мы начинали изучение Бхагават-гиты. В 3 и 5 главе рассматривается карма йога. 26 стих. «Есть такие, кто не обладая духовным знанием, тем не менее начинают поклоняться Верховной личности Бога, услышав о нём от других. Благодаря своей склонности слушать авторитеты, они также вырываются из круговорота рождений и смерти». Этот стих, по сути, о нас с вами. То есть, мы по своей карме, по своему рождению родились в таком месте, где практически неизвестна ведическая культура, ведическая традиция. Мы не знали ни о законе кармы, ни о реинкарнации.

00:20:58 Нас учили, что Бога нет, нет души, всё произошло от обезьяны и так далее, более точно – от большого взрыва, и вот в эти сказки мы когда-то верили. Но, так или иначе, благодаря какой-то нашей удачливости, какой-то благоприятной судьбе или просто милости, милости каких-то личностей, которые решили просветить нас светом духовного знания, мы услышали о этой уникальной философии Веданты, узнали о законах материальной природы, которые мы сейчас с вами изучаем, и начали этим интересоваться, начали слушать или читать Бхагават-гиту, по крайней мере, когда я познакомился с этим в 80-м году, я сумел достать Бхагават-гиту, она была тогда только на английском языке. Я начал читать её, и Кришна говорит, что благодаря своей склонности слушать авторитеты, такие люди также вырываются из круговорота рождений и смерти. И, наконец, последний, 35-й стих 13 главы. «Те, кто видит мир глазами знания, понимают разницу между телом и знающим тело, и способны найти путь к освобождению от рабства в материальном мире. Они, в конце концов, достигают наивысшей цели». Таким образом Кришна завершает эту 13 главу, которая, этот стих говорит, что духовное знание – это в первую очередь понимание разницы между телом и душой, то есть самим человеком, личностью и материальной природой, которая составляет наше тело. Такой человек способен найти путь к освобождению от материального рабства. Таким образом, мы сделали краткий обзор 13-й главы «Природа наслаждающейся и сознание», которая начинает раздел гьяна йога или йога знания.

00:23:15 Красота ведической философии в том, что в ней гармонично сочетается эмоциональный подход бхакти. Бхакти - означает не только преданность, но также любовь, и по сути все люди в этом мире стремятся к какой-то любви и подход логический, рациональный, вот который рассматривается в первую очередь в данных главах Бхагават-гиты. И, в общем-то, следующая наша передача, как я вам говорил, мы начнём 14 главу, которая называется «Три гуны материальной природы» Это очень интересная и красивая глава, в которой вы увидите, как с помощью очень простого логического анализа Кришна даёт возможность проанализировать, понять всё, что происходит в материальном мире. Вот эти три фундаментальных понятия: раджа гуна, саттва гуна, тама гуна – то есть природа благости, страсти и невежества – это тоже уникальные понятия ведической философии, которые, по сути, нам известны из обычной жизни, они для нас вполне естественны, потому что все мы представляем что такое благость, что такое благостный, добрый человек, отзывчивый, что такое страстный человек, стремится к каким-то материальным целям, к наслаждению, и что такое невежество: человек глупый, недалёкий, грубый и так далее. То есть, по сути, эти понятия, эти аспекты философии Веданты вполне естественны для человека, вполне понятны, и с их помощью Кришна, так сказать, даст нам очень глубокий и полный анализ того, что происходит в материальном мире и каким образом с помощью этого знания человек сможет прогрессировать и обрести в конце концов духовное трансцендентное знание. На этом я хочу закончить, потому что время наше подходит к концу. Но если есть какие-нибудь вопросы, Оксана, то я постараюсь на них ответить.

00:25:42 [Ведущая]: Зачитываю вопрос. Вопрос нам написала Людмила. «Скажите пожалуйста, Бхагават-гита главное произведение? Надо ли перед тем, как приступить к его изучению, прочесть другие произведения и готовиться в этому? К примеру, битва на Курукшетре, ведь без Махабхараты не понять толком, что там произошло, а может ещё какие важные события? Что порекомендуете? Спасибо вам большое за ваши прекрасные объяснения, многое становится яснее».
[Критский В.Г.]: Спасибо, Людмила. По сути, вы уже сами ответили на свой вопрос, что конечно Махабхарата очень понимает пониманию Бхагават-гиты и тому, что происходит, самого сюжета, с которого начинается Бхагават-гита. Самая первая глава, когда Арджуна объясняет Кришне, что он не в состоянии сражаться, не в состоянии выполнять свой долг. Конечно Махабхарата уникальное произведение специально для Кали юги, для людей современной эпохи, которое не требует какой-то подготовки ведической культуры. И почитав Махабхарату, конечно, вам будет намного легче понять Бхагават-гиту. Бхагават-гита является уже квинтэссенцией ведического знания. Её можно изучать всю жизнь. Я про себя могу сказать: я начал читать её в 80-м году и с тех пор я читал её не менее десятка раз, по крайней мере, частями, главами читал, может быть, не один десяток раз, вот, но каждый раз даже когда я готовлюсь к этим передачам и готовлю своё небольшое выступление, я открываю в ней что-то новое, чего не понимал раньше, поскольку Бхагават-гита уникальна тем, что это слова Верховной личности Бога.

00:27:40 Сейчас помимо Бхагават-гиты есть несколько публикаций очень интересных книг ББТ Бхактиведанта Бук Траст, но я например очень, как бы, вам порекомендую «Науку самоосознания», если вы её не читали. Там Бхактиведанта Свами Прабхупада беседует с учёными, с философами, деятелями культуры и она ещё даже более популярно разъясняет смысл ведической традиции, её место в современном мире, поэтому я рекомендую эту книгу всем, кто начинает вот этот путь духовного познания. Есть ещё несколько несложных произведений, например: «Совершенные вопросы, совершенные ответы», где Бхактиведанта Свами беседует с одним молодым человеком, интеллигентом, около 25 лет, который, казалось бы, случайно познакомился с Индией, с индийской культурой и потом ему посчастливилось встретиться с Бхактиведантой Свами и он задаёт ему самые простые вопросы, которые может задать обычный человек: «Кто такой Кришна и в чём смысл преданного служения», и так далее... И в частности о научных аспектах там есть вопросы.

00:29:13 Вот в этой книге «Наука самоосознания», к ней я вернусь ещё раз, её я считаю наиболее удачной, есть несколько разделов, которые я особенно считаю просто шедеврами. Например есть раздел «Наука и лженаука», где Бхактиведанта Свами беседует в начале с одним учёным доктором Бенфордом, и затем с другим Учёным Бхакти Сварупа Дамодара, химиком. То есть там две беседы и обе очень интересны. Одна из них мне особенно нравится, с доктором Бенфордом, называется «Цель познания», и, в частности, какие-то вещи, которые я рассказывал вам о научном подходе к Веданте, к ведическому знанию я позаимствовал там. Они не мной придуманы. Вот это вот то, что я вам могу посоветовать в качестве какого-то предварительного изучения, если по началу вам Бхагават-гита будет немного сложно. Это естественно, потому что Бхагават-гита – это не простое произведение, её можно изучать всю жизнь, то какие-то вещи, какие-то есть публикации, которые помогают понять Бхагават-гиту, более, так сказать, более наглядно и более популярно. Так я могу ответить на вопрос Людмилы.

00:30:44 [Ведущая]: Второй вопрос поступил такой: «Почему Кришна вместе с материальными элементами называет счастье, горе и так далее?»
[Критский В.Г.]: Да, это один из стихов 13 главы, 6, 7 стихи, которые мы сегодня читали, где Кришна начинает объяснять различные экспансии абсолютной истины и в том числе материальную природу, поскольку Арджуна задал вопрос, что такое материальная природа. И Кришна с философской, с научной точностью перечисляет составляющие материальной природы, материальные элементы. Первые пять элементов, они условно называются земля, вода, огонь, воздух, эфир и мы с вами говорили, что это не совсем то, что мы понимаем под словом земля, вода итак далее. Это некие тонкие элементы, которые являются прообразом. Скажем, земля характеризуется качеством твёрдости, потому что этот тонкий элемент земли придаёт твёрдость тому, во что он входит. Всегда мы видим какое-то, какие-то сочетания материальных элементов, мы практически не видим элементы в чистом виде. Скажем, в земле есть какая-то влага, вода, если земля горячая, в ней есть огонь, в ней есть воздух и везде есть эфир. Согласно философии Веданты эфир – это тонкая субстанция, которая пронизывает всё материальное творение, материальную вселенную, это есть, как бы, пространство, говоря русским языком, это пространство.

00:32:31 Пространство – это оказывается не просто вакуум, это тонкая среда, в которой помещаются все более грубые элементы. И вот Кришна перечисляет в начале эти пять грубых элементов, затем он перечисляет чувства. У нас имеются пять действующих чувств, пять органов чувств. Действующие чувства – это зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Пять органов чувств: там руки, ноги, глаза, язык, анус, гениталии. И здесь та же самая картина. То есть, скажем, руки – это не просто кости, кожа, а наше тонкое тело имеет вот эту экспансию для рук. То есть руки естественным образом вырастают, поскольку тонкое тело имеет вот эту тонкую форму рук, ног и так далее. То есть, практически каждое чувство существует в тонкой форме или взять какие-то органы слуха, ухо или глаз. Чувство зрения – это не просто глаз. Глаз – это некая оптическая система, которая фокусирует входящие лучи света на сетчатке и далее эти сигналы подаются, как мы знаем из науки, в мозг. В мозгу они уже воспринимаются нашим умом. Ум является центральным чувством, которое регистрирует все вот эти сигналы наших чувств внешних и соответственно реагирует. И то же самое чувство слуха – это не просто ухо. Барабанная перепонка вибрирует под действием звуковых волн, и эти вибрации превращаются в какие-то электрические импульсы, которые точно также влияют, поступают в мозг и регистрируются нашим умом.

00:34:46 Вот это кратко схема деятельности нервной системы. Так вот, чувства также – это тонкие материальные элементы их 10, потом ум Кришна называет, разум, ложное эго и так далее. И пять объектов чувств. Всего в сумме имеется 24 этих тонких материальных элемента, если вы всё это просуммируете. Ещё последний 24-й элемент он называет «непроявленное», это имеет разные санскритские термины. Это изначальная тонкая субстанция махататва, которая затем преобразуется в различные материальные элементы под влиянием.. по сути, по воле Господа, по воле Господа Кришны или точнее Махавишну, который является творцом материального мира и материальных элементов, он преобразует эту тонкую материальную субстанцию махататву в различные материальные элементы. И в конце, после перечисления материальных элементов, Кришна называет вот эти, как бы, наше состояние сознания: желание, счастье, горе и так далее, ненависть. То есть, фактически, все эти вещи, все эти состояния нашего сознания являются реакцией души, точнее ума на материальное взаимодействие.

00:36:26 Находясь в материальном теле, душа, под влиянием ложного эго, отождествляет себя с телом. То есть то, что мы себя считаем телом – это не случайно. Так устроен материальный мир. Самая тонкая оболочка ложного эго заставляет нас отождествлять себя с телом в той или иной степени. По мере духовного прогресса, когда человек избавляется от влияния ложного эго, когда в нём развивается духовный разум, он понимает, что да, я не есть тело, я не есть ум – это всё внешние оболочки, это всё определённый скафандр, в который я попал по своей карме за свои какие-то прошлые грехи. Но всё равно какая-то привязанность к телу остаётся. Даже у самой совершенной реализованной личности, всё равно она ощущает руки, ноги, ощущает кожу, голову и до той поры пока мы остаёмся в материальном мире, то есть в оболочке ложного эго, у нас будет вот эта привязанность к телу, то есть отождествление со своим телом. И поэтому Кришна перечисляет вместе и материальные элементы и взаимодействие материальных элементов, так сказать, с сознанием человека. Все эти материальные раздражители, действуя на наши чувства, побуждают определённые реакции, и эти реакции Кришна перечисляет в 7 стихе данной главы. Вот так я могу ответить на этот вопрос. Если есть ещё что-то, Оксана…

00:38:10 [Ведущая]: Больше нет вопросов.
[Критский В.Г.]: У матросов нет вопросов.
[Ведущая]: Да. Хочу сказать вам спасибо. Мне было очень интересно и соглашусь с вами, что Бхагават-гита, она не устаревает, и никогда не устареет, всегда она новая в ней всегда можно для себя почерпнуть что-то интересное и открывается по-новому, когда каждый раз её читаешь или слушаешь.
[Критский В.Г.]: Конечно. Особенно интересным было самое начало нашего эфира, когда мы лихорадочно пытались найти связь. Это было тоже одним из продуктов взаимодействия как бы живого существа с материальной природой.
[Ведущая]: В таких ситуациях понимаешь, что, зачастую, мы не властны…
[Критский В.Г.]: Над самим собой.
[Ведущая]: Ну что же…
[Критский В.Г.]: Ещё раз спасибо вам. Спасибо, Оксана.
[Ведущая]: Вам спасибо.
[Критский В.Г.]: Всего хорошего.
[Ведущая]: Всего доброго. Ждём вас снова.
[Критский В.Г.]: До свиданья.
Аюрведа радио.

транскрибирование: Анна Колесниченко | Донецк | Украина | 04 January 2013