Обзор 13 главы
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:07 Критский В.Г.: Итак, дорогие радиослушатели, мы с вами продолжаем цикл передач «Обзор систем йоги по „Бхагавад-гите”». Я напомню, что мы с вами в прошлый раз закончили главу 13, которая называется «Природа, наслаждающийся и сознание», и сегодня мы сделаем её краткий обзор, уже и времени осталось немного. С главы 13 начинается последний раздел из шести глав «Бхагавад-гиты», который называется «Гьяна-йога», или «Йога знания». То есть постижение трансцендентного знания тоже является йогой и приносит человеку, скажем так, определённую духовную радость. Об этом говорилось в главе 9: это знание – вершина всего познания, самая большая тайна из всех тайн, оно извечно, и его постижение наполняет человека счастьем. Если мы вспомним годы обучения в школе, в институте, то это обучение редко приносит радость. Тем более изучение философии. Например, кто изучал в институте философию Гегеля или Канта знает, насколько это сложная система.
00:01:35 Почему я вспоминаю именно этих философов? Дело в том, что Гегель и Кант были по своим философским концепциям близки к Веданте. Они также рассматривали понятие Абсолюта, Абсолютной Истины, трансцендентную природу Абсолюта, источника всего сущего. И тем не менее, поскольку это было не авторитетное представление философии, а определённые умственные построения, это не приносило большой радости. В своё время ещё Владимир Ильич Ленин говорил, что изучение философии Гегеля – это лучший способ заработать головную боль. Но изучение «Бхагавад-гиты», к счастью, никому не приносило головной боли. И попутно я отмечу интересный момент, что на западе есть много публикаций о том, что в конце жизни Ленин стал верующим человеком. И, более того, он говорил об этом своим соратникам. От кого-то из них об этом стало известно, и появились публикации. У нас, правда, в России, я этого не встречал, но от нескольких моих знакомых в Америке, в Германии, я слышал, что на западе таких книг достаточно много.
Поле и знающий поле
00:03:05 Итак, мы с вами рассмотрим наиболее важные стихи главы 13, и в следующей передаче начнём уже следующую, главу 14. «Арджуна сказал: „О Кришна, я хочу узнать о материальной природе, о наслаждающемся, о поле и знающем поле, а также о том, что такое знание и в чём цель познания”». «Верховный Господь сказал: „Это тело, о сын Кунти, называется полем, а того, кто знает тело, называют знающим поле”». Итак, здесь вводятся основные фундаментальные понятия философии Веданты, Абсолютной Истины. Здесь это называется наслаждающийся, поскольку Абсолютная Истина в высшем аспекте является Верховной Личностью Бога. Арджуна называет Господа наслаждающимся, поскольку Он является высшим наслаждающимся всем, что происходит. И экспансия Абсолютной Истины – это материальная природа, или кшетра. И Арджуна спрашивает о том, что такое поле, и здесь Кришна отвечает, что тело живого существа называется полем. Смысл в том, что тело является полем деятельности души, и, соответственно, того, кто знает поле, своё тело, называют знающим тело, или кшетра-гья. Так что в этой терминологии есть особый смысл.
00:04:46 Стих 3. Кришна продолжает: «Знай же, о потомок Бхараты, что, находясь в каждом теле, Я знаю их все и что понимание природы тела и знающего тело называется знанием. Таково Моё мнение». То есть Господь Кришна без обиняков говорит Арджуне, что Он является Всевышним Господом, и в этом уникальность «Бхагавад-гиты», что сам Господь объясняет своему другу Арджуне высшие тайны человеческой жизни. Дальше, в стихах 6–7 Кришна объясняет структуру материи, структуру материальных элементов. Он говорит: «Пять грубых материальных стихий, ложное эго, разум, непроявленное, десять органов чувств и ум, пять объектов чувств, желание, ненависть, счастье и горе, совокупность всех материальных элементов, признаки жизни и решимость – всё это, вместе взятое, составляет поле деятельности». То есть совокупность материальных элементов, говоря современным языком. То есть, по сути, здесь Кришна объясняет Арджуне основы физики, структуру материи и взаимодействие материальных элементов. Это в следующем стихе Кришна говорит, что желание, ненависть, счастье и горе, совокупность, признаки жизни и убеждения – всё это вместе составляет взаимодействие поля деятельности.
Что такое знание?
00:06:08 Дальше Арджуна спрашивает у Кришны о том, что такое знание. И в стихах 8–12 Кришна это подробно объясняет. Мы с вами ещё в прошлом цикле, два месяца назад, довольно подробно рассматривали стихи. Я кратко их прочитаю без особых комментариев. «Смирение, отсутствие тщеславия, отказ от насилия, терпение, простота; обращение к истинному духовному учителю; чистота, постоянство, самодисциплина; отказ от того, что приносит чувственное наслаждение; отсутствие ложного эго; понимание того, что рождение, смерть, старость и болезни — это зло; самоотречение, отсутствие привязанности к детям, жене, дому и т. д.; невозмутимость в счастье и горе; непоколебимая, безраздельная преданность Мне; стремление жить в уединенном месте, отстраненность от мирских людей, признание важности самоосознания и склонность к философскому поиску Абсолютной Истины — это Я объявляю знанием, а всё прочее называю невежеством». То есть фактически Кришна объясняет здесь процесс познания, то есть каким образом человек может в материальном мире обрести духовное знание через очищение души. Душа по своей природе обладает знанием. Сат-чит-ананда. То есть душа по своей духовной природе обладает знанием, вечностью и блаженством, и поэтому по мере очищения нашего сердца это знание естественно проявляется в человеке. Мы говорили в прошлых передачах, что Абсолютная Истина постигается в три этапа. Первый – это имперсональное осознание, имперсональный Брахман, о котором говорилось раньше, затем идёт Сверхдуша, или Параматма, и высшим аспектом является Бхагаван, или Верховная Личность Бога.
00:08:21 Поскольку в этих главах рассматривается гьяна-йога, то через гьяна-йогу доступны только первые два этапа, только имперсональная реализация Брахмана и реализация Сверхдуши, или Параматмы. И поэтому Кришна говорит в следующем стихе, стихе 13: «Сейчас Я расскажу тебе об объекте познания, постигнув который, ты ощутишь вкус вечности. Брахман, дух, не имеющий начала и подчинённый Мне, находится вне причин и следствий материального мира». Итак, Кришна отвечает последовательно на все вопросы Арджуны, и вот Он дошёл до объяснения Абсолютной Истины. Стих 16: «Высшая Истина пребывает как внутри, так и вне всех живых существ, движущихся и неподвижных. Поскольку Она тонкая по природе, Её невозможно постичь с помощью чувств. Она бесконечно далеко и в то же время очень близко». Стих 17: «Хотя Сверхдуша кажется поделённой между всеми существами, на самом деле она едина и неделима». И в комментарии Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет, что Господь как Сверхдуша пребывает в сердце каждого существа, но это не значит, что Он разделился на части. Господь всегда остаётся единым. Он подобен солнцу. Когда солнце в зените, оно находится в одном месте, но если спросить у разных людей в радиусе многих километров о том, где солнце, то каждый скажет, что солнце светит у него над головой. Ведические писания приводят этот пример, чтобы показать, что хотя Господь неделим, но он кажется поделённым на части. Веды говорят, что единый Господь Вишну, будучи всемогущим, пребывает всюду, подобно тому как солнце одновременно светит над головой множества людей». Это был глубокий философский текст, взятый из Упанишад, и если внимательно изучать эти стихи, думать о них, то со временем смысл их станет понятным.
Высшая цель познания
00:10:34 Стих 18: «Сверхдуша является источником света во всех светящихся объектах. Она не проявлена, она вне тьмы материального мира. Она есть знание, она объект познания, и она цель познания. Она находится в сердце каждого». Таким образом, Кришна очень красиво объясняет эту абсолютную природу Абсолютной Истины даже в аспекте Параматмы, хотя Она не проявлена, Она недоступна чувственному восприятию. Она вне материального мира, но Она является высшей целью человеческого познания. То есть все люди, учёные, я приводил пример Гегеля и Канта, двух знаменитых философов прошлых столетий, понимали, что должно существовать что-то высшее, что-то абсолютное, что вне этих рамок относительного материального мира. И, собственно, в Ведах это и называется Абсолютом, Абсолютной Истиной. И здесь говорится, что она вне двойственности материального мира. То есть, если в материальном мире у нас есть разделение на человека, который пытается постичь истину, постичь этот мир, и объект познания, чем является, собственно, этот материальный мир, материя. Поэтому всегда есть двойственность между личностью, субъектом, и объектом, то есть каким-то предметом материального мира, который мы изучаем. Но это парадигма материалистичной философии, конечно, является неправильной. На самом деле над индивидуальным человеком, индивидуальной душой, и над материей стоит Высшая Душа, Сверхдуша, Брахман, который является источником и того и другого: и всех существ, и материальной природы.
00:13:11 Стих 19. Господь Кришна сказал: «Итак, я кратко рассказал тебе о поле деятельности (теле), о знании и объекте познания. Только Мои преданные могут до конца это понять и так обрести Мою природу». Таким образом, Кришна, отвечая на вопрос Арджуны, описал три главных компонента: Абсолютную Истину в аспекте Сверхдуши, поле деятельности (тело) и процесс познания, в данном случае это гьяна-йога. И Кришна подчёркивает, что в полной мере это могут понять преданные Господа. Почему это так? Мы с вами говорили в наших прошлых передачах, что Абсолютная Истина в высшем аспекте является личностью. Это, конечно, не соответствует представлениям современной науки, которая пытается представить материальный мир, природу как нечто безличное. Но поскольку Абсолют является личностью, то с Ним строятся какие-то личные отношения, и сама причина материальной жизни в том, что человек не захотел, скажем так, занять своё естественное положение слуги Абсолютной Истины и пытается сам встать на Его место. Здесь в комментарии говорится, что и Сверхдуша, и индивидуальное живое существо – это, по сути, разные проявления Верховной Личности Бога, различные экспансии. Сверхдуша является полной экспансией Верховной Личности Бога, она независима по природе, а живое существо – это атомарная экспансия, а потому зависимая.
Страдания обусловленной жизни
00:15:09 Это очень важная, глубокая истина, которая помогает понять природу души. Если живое существо восстаёт против власти Абсолюта, оно попадает в царство материальной природы и ведёт обусловленное существование в материальном мире, где она теряет своё естественное свойство вечности, вечной жизни, знания и блаженства, и вынуждена рождаться и умирать по закону кармы. Таким образом, живые существа, частицы энергии Господа, пришли в соприкосновение с материальной природой, но каким образом это произошло, не имеет большого значения. Самому Верховному Господу известно, каким образом это произошло, и в писаниях Господь говорит, что все живые существа, зачарованные материальной природой, ведут тяжелую борьбу за существование. И далее идёт интересный стих, который для многих будет неожиданным. Сама по себе философия Веданты очень интересная, можно сказать фантастическая, поскольку она позволяет понять природу Верховной Личности Бога. Итак, в стихе 21 говорится, что материальная природа является причиной всех материальных причин и следствий, а живое существо является причиной разнообразных страданий и радостей, которые оно испытывает в материальном мире. То есть иногда человек прикладывает огромные усилия, чтобы достичь каких-то целей, но на самом деле это не имеет особого смысла. То есть по закону кармы мы получаем то, что мы заслужили по своей прошлой жизни.
00:17:10 Конечно, трансцендентная деятельность, йога, позволяет в какой-то степени изменить законы кармы, то есть выйти за её пределы. В частности, преданные Господа нейтрализуют свою карму, избавляются от страданий материального мира, или, по крайней мере, даже если мы не можем полностью избавиться от кармы, то есть от реакции, которая приходит за наши прошлые греховные и благочестивые действия, то благодаря духовному пониманию, духовному осознанию меняется наше отношение к этим событиям. Предположим, если мы не в состоянии преодолеть какие-то события, которые с нами происходят по закону кармы, то мы, по крайней мере, можем изменить свою реакцию, своё отношение к этим событиям, понимая, что это приходит независимо от нашей воли, и нам ничего не остаётся, как спокойно с этим смириться и продолжать своё дело, продолжать исполнение своих предписанных обязанностей. Стих 24. Господь Кришна говорит: «Тот, кто усвоил это знание о материальной природе, о живом существе и о взаимодействии гун материальной природы, непременно обретёт освобождение. Он уже не родится в материальном мире, какое бы положение он ни занимал в настоящее время». То есть Кришна обещает, что понимание этого трансцендентного знания обеспечивает человеку освобождение, то есть избавление от закона кармы, от материального рабства, и в конце концов возвращение в духовное царство, в духовный мир, независимо от того, какое положение занимает человек в настоящее время.
Лестница йоги
00:19:22 Стих 25: «Одни постигают Сверхдушу в сердце, занимаясь медитацией, другие – с помощью философских рассуждений, а третьи – действуя без привязанности к плодам своего труда». Здесь Кришна перечисляет основные ступени лестницы йоги. Первым он называет медитацию, или дхьяна-йогу, которую мы рассматривали в главе 6, это йога медитации. Затем философские рассуждения – это гьяна-йога, то, чему посвящена настоящая глава, и третье – деятельность без привязанности к плодам своего труда, это карма-йога, с чего мы начинали изучение «Бхагавад-гиты». В главах 3–5 рассматривается карма-йога. Стих 26: «Есть такие, кто, не обладая духовным знанием, тем не менее начинают поклоняться Верховной Личности Бога, услышав о Нём от других. Благодаря своей склонности слушать авторитеты, они также вырываются из круговорота рождений и смерти». Этот стих, по сути, о нас с вами. То есть мы по своей карме, по своему рождению родились в таком месте, где практически неизвестна ведическая культура, ведическая традиция. Мы не знали ни о законе кармы, ни о реинкарнации.
00:20:54 Нас учили, что Бога нет, нет души, всё произошло от обезьяны и так далее (более точно – от большого взрыва), и в эти сказки мы когда-то верили. Но так или иначе благодаря какой-то нашей удачливости, какой-то благоприятной судьбе или просто милости каких-то личностей, которые решили просветить нас светом духовного знания, мы услышали об этой уникальной философии Веданты, узнали о законах материальной природы, которые мы сейчас с вами изучаем, и начали этим интересоваться, начали слушать или читать «Бхагавад-гиту». По крайней мере, когда я познакомился с этим в 1980 году, я сумел достать «Бхагавад-гиту», она была тогда только на английском языке. Я начал читать её. И Кришна говорит, что благодаря своей склонности слушать авторитеты такие люди также вырываются из круговорота рождений и смерти. И, наконец, последний стих главы 13, стих 35: «Те, кто видит мир глазами знания, понимают разницу между телом и знающим тело и способны найти путь к освобождению от рабства в материальном мире. Они в конце концов достигают наивысшей цели». Таким образом Кришна завершает главу 13. В этом стихе говорится, что духовное знание – это в первую очередь понимание разницы между телом и душой, то есть самим человеком, личностью, и материальной природой, которая составляет наше тело. Такой человек способен найти путь к освобождению от материального рабства. Таким образом, мы сделали краткий обзор главы 13 «Природа, наслаждающийся и сознание», которая начинает раздел «Гьяна-йога», или «Йога знания».
00:23:09 Красота ведической философии в том, что в ней гармонично сочетается эмоциональный подход, бхакти (бхакти означает не только преданность, но также любовь, и, по сути, все люди в этом мире стремятся к какой-то любви), и подход логический, рациональный, который рассматривается в первую очередь в данных главах «Бхагавад-гиты». И в следующий раз мы начнём главу 14, которая называется «Три гуны материальной природы». Это очень интересная и красивая глава, в которой вы увидите, как с помощью очень простого логического анализа Кришна даёт возможность понять всё, что происходит в материальном мире. Эти три фундаментальных понятия: саттва-гуна, раджо-гуна, тамо-гуна, то есть природа благости, страсти и невежества, – это тоже уникальные понятия ведической философии, которые, по сути, нам известны из обычной жизни. Они для нас вполне естественны, потому что все мы представляем, что такое благость, что такое благостный, добрый человек, отзывчивый, что такое страстный человек, который стремится к каким-то материальным целям, к наслаждению, и что такое невежество, человек глупый, недалёкий, грубый и так далее. То есть, по сути, эти аспекты, эти понятия философии Веданты вполне естественны для человека, вполне понятны, и с их помощью Кришна, так сказать, даст нам очень глубокий и полный анализ того, что происходит в материальном мире и каким образом с помощью этого знания человек сможет прогрессировать и обрести в конце концов духовное, трансцендентное знание. На этом я хочу закончить, потому что время наше подходит к концу. Но если есть какие-нибудь вопросы, Оксана, то я постараюсь на них ответить.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
00:25:37 Ведущая: Вопрос нам написала Людмила. «Бхагавад-гита» – это главное произведение? Надо ли готовиться к её изучению и сначала прочитать другие произведения? К примеру, без «Махабхараты» непонятно, что произошло на Курукшетре. Может быть, следует узнать ещё о каких-то важных событиях? Что порекомендуете?
Критский В.Г.: Спасибо, Людмила. По сути, вы уже сами ответили на свой вопрос. Конечно, «Махабхарата» очень способствует пониманию «Бхагавад-гиты» и того, что происходит, самого сюжета, событий, с которых начинается «Бхагавад-гита» (первая глава, когда Арджуна объясняет Кришне, что он не в состоянии сражаться, не в состоянии выполнять свой долг). Конечно, «Махабхарата» – уникальное произведение, специально для Кали-юги, для людей современной эпохи, которое не требует какой-то подготовки, особого знания ведической культуры. И после прочтения «Махабхараты», конечно, вам будет намного легче понять «Бхагавад-гиту», которая является квинтэссенцией ведического знания. Её можно изучать всю жизнь. Я про себя могу сказать: я начал читать её в 1980-м году и с тех пор читал её не менее десяти раз. По крайней мере частями, главами читал, может быть, не один десяток раз, но каждый раз, даже когда я готовлюсь к этим передачам и готовлю своё небольшое выступление, я открываю в ней что-то новое, то, чего не понимал раньше, поскольку «Бхагавад-гита» уникальна тем, что это слова Верховной Личности Бога.
00:27:34 Сейчас помимо «Бхагавад-гиты» есть несколько публикаций очень интересных книг BBТ (Бхактиведанта Бук Траст), но я, например, вам настоятельно порекомендую «Науку самоосознания», если вы её не читали. Там Бхактиведанта Свами Прабхупада беседует с учёными, с философами, деятелями культуры, и она ещё более популярно разъясняет смысл ведической традиции, её место в современном мире. Поэтому я рекомендую эту книгу всем, кто начинает этот путь духовного познания. Есть ещё несколько несложных произведений, например «Совершенные вопросы, совершенные ответы», где Бхактиведанта Свами беседует с одним молодым человеком (ему около 25 лет), интеллигентом, который, казалось бы, случайно познакомился с Индией, с индийской культурой и которому посчастливилось встретиться с Бхактиведантой Свами. Он задаёт ему самые простые вопросы, которые может задать обычный человек: кто такой Кришна, в чём смысл преданного служения и так далее... И, в частности, там есть вопросы, связанные с наукой. Но книгу «Наука самоосознания», я вернусь к ней ещё раз, я считаю наиболее удачной. Есть несколько разделов, которые я считаю просто шедеврами. Например, есть раздел «Наука и лженаука», где Бхактиведанта Свами беседует вначале с одним учёным, доктором Бенфордом, а затем с другим – химиком, имя которого Бхактисварупа Дамодара.
00:29:43 То есть там две беседы и обе очень интересны. Одна из них мне особенно нравится, с доктором Бенфордом, называется «Цель познания», и, в частности, какие-то вещи, которые я рассказывал вам о научном подходе к Веданте, к ведическому знанию, я позаимствовал там. Они не мной придуманы. Это то, что я вам могу посоветовать в качестве какого-то предварительного изучения. Если «Бхагавад-гиту» поначалу вам будет немного сложно изучать (это естественно, потому что «Бхагавад-гита» – это непростое произведение, её можно изучать всю жизнь), то есть какие-то вещи, какие-то публикации, которые помогают лучше понять «Бхагавад-гиту». Так я могу ответить на вопрос Людмилы.
00:30:37 Ведущая: Второй вопрос поступил такой: Почему Кришна вместе с материальными элементами называет счастье, горе и так далее?
Критский В.Г.: Да, это один из стихов главы 13, стихи 6–7, которые мы сегодня читали, где Кришна начинает объяснять различные экспансии Абсолютной Истины и в том числе материальную природу, поскольку Арджуна задал вопрос о материальной природе. И Кришна с философской, я бы даже сказал с научной, точностью перечисляет составляющие материальной природы, материальные элементы. Первые пять элементов условно называются земля, вода, огонь, воздух, эфир, и мы с вами говорили, что это не совсем то, что мы вкладываем в эти понятия. Это некие тонкие элементы, которые являются прообразом. Скажем, земля характеризуется качеством твёрдости, потому что этот тонкий элемент земли придаёт твёрдость тому, во что он входит. Мы всегда видим какие-то сочетания материальных элементов, мы практически не видим элементы в чистом виде. Скажем, в земле есть какая-то влага, вода, если земля горячая, в ней есть огонь, в ней есть воздух, и везде есть эфир. Согласно философии Веданты, эфир – это тонкая субстанция, которая пронизывает всё материальное творение, материальную вселенную, это, проще говоря, пространство.
00:32:25 Пространство – это, оказывается, не просто вакуум, это тонкая среда, в которую помещаются все более грубые элементы. И вот, Кришна перечисляет вначале эти пять грубых элементов, затем он перечисляет чувства. У нас есть пять действующих чувств и пять органов чувств. Действующие чувства – это зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Пять органов чувств: руки, ноги, глаза, язык, анус, гениталии. И здесь та же самая картина. То есть, скажем, руки – это не просто кости, кожа, а наше тонкое тело имеет вот эту экспансию для рук. То есть руки естественным образом вырастают, поскольку тонкое тело имеет вот эту тонкую форму рук, ног и так далее. Так, практически каждое чувство существует в тонкой форме. Или взять, скажем, органы слуха, зрения: ухо или глаз. Чувство зрения – это не просто глаз. Глаз – это некая оптическая система, которая фокусирует входящие лучи света на сетчатке, и далее эти сигналы подаются, как мы знаем из науки, в мозг. В мозгу они уже воспринимаются нашим умом. Ум является центральным чувством, он регистрирует все сигналы наших внешних чувств и соответственно реагирует. И так же чувство слуха. Это не просто ухо. Барабанная перепонка вибрирует под действием звуковых волн, и эти вибрации превращаются в какие-то электрические импульсы, которые точно так же поступают в мозг и регистрируются нашим умом.
00:34:38 Такова краткая схема деятельности нервной системы. Так вот, чувства, это также тонкие материальные элементы, их десять, потом ум, Кришна называет, разум, ложное эго и так далее. И пять объектов чувств. Всего, если всё сложить, в сумме получается 24 этих тонких материальных элемента. Последний, двадцать четвёртый, элемент называется непроявленное, к которому отнсятся разные санскритские термины. Это изначальная тонкая субстанция, махат-таттва, которая затем преобразуется в различные материальные элементы по воле Господа Кришны. Точнее – Махавишну, который является творцом материального мира и материальных элементов. Он преобразует эту тонкую материальную субстанцию махат-таттву в различные материальные элементы. В конце, после перечисления материальных элементов, Кришна называет наше состояние сознания: желания, счастье, горе, ненависть и так далее. То есть фактически все эти вещи, все эти состояния нашего сознания являются реакцией души, точнее – ума, на материальное взаимодействие.
00:36:17 Находясь в материальном теле, душа под влиянием ложного эго отождествляет себя с телом. То есть то, что мы себя считаем телом, – это неслучайно. Так устроен материальный мир. Самая тонкая оболочка ложного эго заставляет нас отождествлять себя с телом в той или иной степени. По мере духовного прогресса, когда человек избавляется от влияния ложного эго, когда в нём развивается духовный разум, он понимает: да, я не есть тело, я не есть ум, это всё внешние оболочки, это всё определённый скафандр, в который я попал по своей карме, за свои какие-то прошлые грехи. Но всё равно какая-то привязанность к телу остаётся. Даже у самой совершенной, реализованной личности. Всё равно она ощущает руки, ноги, ощущает кожу, голову. И до той поры, пока мы остаёмся в материальном мире, то есть в оболочке ложного эго, у нас будет вот эта привязанность к телу, то есть отождествление со своим телом. И поэтому Кришна перечисляет вместе и материальные элементы, и взаимодействие материальных элементов, скажем так, с сознанием человека. Все эти материальные раздражители, действуя на наши чувства, побуждают определённые реакции, и эти реакции Кришна перечисляет в стихе 7 данной главы. Вот так я могу ответить на этот вопрос. Если есть ещё что-то, Оксана?
00:38:00 Ведущая: Больше нет вопросов.
Критский В.Г.: У матросов нет вопросов.
Ведущая: Да. Хочу сказать вам спасибо. Мне было очень интересно, и соглашусь с вами, что «Бхагавад-гита» не устаревает и никогда не устареет. Она всегда новая, в ней всегда можно для себя почерпнуть что-то интересное, каждый раз что-то открывается по-новому, когда её читаешь или слушаешь.
Критский В.Г.: Конечно. Особенно интересным было самое начало нашего эфира, когда мы лихорадочно пытались найти связь. Это тоже было одним из продуктов взаимодействия живого существа с материальной природой.
Ведущая: В таких ситуациях понимаешь, что зачастую мы не властны…
Критский В.Г.: Над самим собой.
Ведущая: Ну что же…
Критский В.Г.: Ещё раз спасибо вам. Спасибо, Оксана.
Ведущая: Вам спасибо.
Критский В.Г.: Всего хорошего.
Ведущая: Всего доброго. Ждём вас снова.
Критский В.Г.: До свиданья.