Глава 16 стихи 21-24

Аюрведа радио - 14 November 2008
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:01:24 | качество: mp3 24kB/s 10 Mb | прослушано: 61 | скачано: 206 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Вы слушаете Аюрведа радио.
[Ведущая]: Добрый день, дорогие радиослушатели! Рада поприветствовать всех собравшихся возле своих компьютеров. Ну что, замечательный день, замечательное время суток для того, чтобы послушать о самом интересном, о чём бы вы думали - конечно, о Бхагават-гите, а конкретнее, - обзор Бхагават-гиты и ответы по ведической культуре и философии. Владимир Георгиевич Критский вместе с нами сегодня в прямом эфире. Здравствуйте, Владимир Георгиевич!
[Критский В.Г.]: Здравствуйте, Оксана!
[Ведущая]: Наташа.
[Критский В.Г.]: Наташа?
[Ведущая]: Да. Сегодня Наташа с вами.
[Критский В.Г.]: Я просто не узнал ваш голос.
[Ведущая]: Да, возможно такое бывает, и после небольшого отдыха или отпуска у меня изменился голос или вы просто соскучились и забыли. Ну что же, давайте сегодня начнём продолжать, точнее будем продолжать. У нас обзор различных систем йоги по Бхагават-гите и я сейчас хотела вспомнить, о чем же мы говорили в прошлый раз, но, к сожалению, не могу сразу увидеть подсказочку у себя. Мы закончили…

00:01:13 [Критский В.Г.]: А мы в прошлый раз продолжали читать 16 главу Бхагават-гиты: «Божественные и демонические натуры» и закончили на 20-м стихе.
[Ведущая]: Всё верно. Хорошо. Мне будет интересно очень узнать продолжение, а вопросы, которые радиослушатели будут присылать к нам в чат по Скайпу и на наш почтовый адрес aurvedaradio@mail.ru мы обязательно ждём, и после передачи мы их обязательно зачитаем, а вы ответите на вопросы радиослушателей. Я думаю, что можно начинать, тем более, что я очень соскучилась.
[Критский В. Г.]: Да, хорошо. Итак, дорогие друзья, мы продолжаем цикл «Обзор систем йоги по Бхагават-гите» и, как я уже сказал, мы остановились на 20-м стихе, я его ещё раз прочитаю. «Господь Кришна сказал: «Снова и снова рождаясь среди демонов, о сын Кхунти, такие люди не могут приблизиться ко мне. Постепенно они деградируют в самые отвратительные формы существования». И в своём комментарии Бхактиведанта Свами Прабхупада говорит, что хотя Господа называют всемилостивым, однако из данного стиха создаётся впечатление, что он не являет свою милость демонам. Тогда можно возразить, что если Бог не милостив ко всем живым существам, то его нельзя считать всемилостивым. В ответ на это Веданта сутра говорит, что Верховный Господь ни к кому не питает ни вражды, ни ненависти.

00:02:40 Помещая демонов в низшие формы жизни, Господь также являет им один из аспектов своей милости. Во-первых, он даёт им возможность исполнить их материальные желания и, кроме того, иногда он сам убивает их и тем самым приносит им благо. Поскольку в Ведах сказано, что каждый, кто погибает от руки Всевышнего Господа, получает освобождение из материального плена. На эту тему есть много свидетельств в ведической литературе из жизни Господа Кришны и других воплощений Бога на земле. И продолжим дальше читать Бхагават-гиту. Стих 21: «Есть трое врат, ведущих в ад: вожделение, гнев и жадность. Каждый человек должен избавиться от этих пороков, ибо они ведут к деградации души». Комментарий: «Здесь описано начало духовной деградации. Живое существо пытается удовлетворить своё вожделение, и когда ему это не удаётся, то в его сердце возникают гнев и жадность. Каждый разумный человек, который не хочет оказаться в низших формах жизни, должен победить этих врагов, которые могут разрушить душу до такой степени, что ей уже не удастся вырваться из материального плена». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:04:14 Я добавлю, что этот стих Бхактиведанты Свами исключительно важный для нас с вами. В современной культуре многие люди даже не понимают опасности этих негативных качеств – вожделения, гнева, которые порождены низшими гунами страсти и невежества. Например, можно рассмотреть с чего начинается цепочка деградации, о чём Господь Кришна говорит в Бхагават-гите: «Созерцая чувственные объекты, человек развивает к ним привязанность, от этой привязанности развивается страсть, а из страсти рождается гнев». То есть, как раз это самое начало духовного падения. Я не буду полностью цитировать это, это вы можете прочитать во второй главе Бхагават-гиты. И очевидно, что в современную эпоху люди не только не остерегаются этих качеств, но, напротив, всеми силами эти качества, особенно страсть. Например, все вы прекрасно знаете, что происходит на экране телевизора. По сути, происходит сознательное целенаправленное развитие у людей вожделения через красиво оформленные фильмы про любовь и другие романтические мотивы, которые заполняют экраны телевиденья. И в 6 главе Бхагават-гиты Господь Кришна говорит, что вожделение является всепожирающим греховным врагом этого мира, которого никогда невозможно насытить и которое пылает, как огонь. В современной культуре есть представление о неком идеале любви между мужчиной и женщиной, которое неизменно окрашивается романтическим ореолом и в этом есть определённые глубокие причины, которые лежат в духовной сфере.

00:06:09 Дело в том, что в духовном мире существуют любовные отношения между Верховной личностью Бога и его преданными, и мы об этом говорили не раз уже раньше. Эти отношения бывают 5 видов или рас – это нейтральные отношения, отношения служения, дружеские, родительские, любовные, причём, последние считаются наиболее возвышенными, чистыми. И в материальном мире любовь, как правило, превращается в вожделение, то есть она окрашена эгоистическими мотивами и приводит к трагедиям, к тому, что происходит распад семьи. Неверность, дети лишаются родительской любви и заботы, зачастую, просто брошены или отдаются в детский дом и так далее. Это всё последствия так называемой «свободной любви», которая активно рекламируется с экранов телевидения и других средств массовой информации. Все признают, что в современном обществе растёт преступность, наркомания, проституция и это плохо, но в чём причина этого духовного кризиса? Очевидно, это отсутствие духовной культуры в обществе. Этого толком никто не понимает, иначе бы люди с этим как-то боролись, поэтому настолько важно давать людям духовное знание, которое раскрывает причину этого духовного кризиса. Сейчас все говорят о финансовом кризисе, который распространился в современном мире, но его истинная причина – это духовная деградация. Именно духовное начало является первичным, а материальные последствия уже вторичны.

00:08:00 Мы продолжим читать Бхагават-гиту. Стих 22: «Тот, кому удалось избежать этих врат ада, о сын Кхунти, делает всё, чтобы осознать свою истинную сущность и со временем достигает высшей цели». Комментарий: «Человек должен всеми силами остерегаться этих трёх врагов: вожделения, гнева и жадности». Чем меньше в нём останется этих качеств, тем чище становится его сознание, тогда он сможет выполнять правила и предписания священных писаний. Следуя принципам, регулирующим человеческую жизнь, он постепенно достигает уровня духовного самоосознания. Если ему посчастливится, то практикуя этот метод, человек может обрести духовное сознание или Cознание Кришны, тогда он непременно достигнет высшей цели жизни». В Ведах описаны методы, помогающие человеку очиститься от материального осквернения. В основе этого лежит освобождение человека от вожделения, жадности и гнева. Изучив методику процесса, человек может подняться на высшую ступень самоосознания, кульминацией которого является преданное служение Господу. И, занимаясь преданным служением, обусловленная душа непременно достигнет освобождения из материального рабства, поэтому в ведическом обществе существует 4 социальных класса и 4 ступени духовного развития. Жизнь каждого класса и каждого духовного уклада регламентирована определёнными правилами и предписаниями и тот, кто следует им, с течением времени достигнет высшей ступени духовного самоосознания, тогда перед ним откроется путь к освобождению». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:09:50 Ещё один тонкий момент комментария: в священный писаниях говорится, что все предписания зависят от класса, к которому принадлежит данный человек, будь то брахман, кшатрий, вайшья или шудра. То есть интеллектуальный класс, административный, бизнесмены или рабочий. Чем более высокое положение занимает человек в обществе, тем более высокие строгие принципы ему предписаны, поэтому в ведическом обществе не было взаимной зависти, о чём мы с вами говорили в цикле «Основы ведической культуры». И в современной культуре об этом нет ясного представления, поскольку считается, что все люди равны, так сказать, идеал демократии и считается, что деление общества на классы предназначено для эксплуатации одного класса другим. Ведическая традиция была более мудрой. Хотя мы не пытаемся ввести эту культуру в современном обществе, поскольку это по сути невозможно, но по крайней мере люди должны знать об этой культуре, что она существует, это культура более чистая и возвышенная, которая позволяет достичь высочайшего уровня духовной жизни.

00:11:09 Стих 23: «Тот же, кто пренебрегая указаниями священных писаний, действует по собственной прихоти, не достигнет ни совершенства, ни счастья, ни высшего назначения». Комментарий: «Как уже говорилось, предписания священных писаний регламентируют жизнь каждого социального и духовного уклада общества и следовать им должен каждый». Тот, кто пренебрегает ими и действует по собственному усмотрению, движимый вожделением, жадностью и желанием, никогда не достигнет совершенства в жизни. Получив человеческую форму, живое существо должно действовать разумно и следовать предписаниям священных писаний, которые призваны помочь им достичь высшей ступени совершенства, в противном случае оно деградирует в низшие формы жизни. Если, следуя правилам и предписаниям, человек не приходит к осознанию Верховного Господа, то его знание обесценивается. Даже если он признаёт существование Бога, но не занимается преданным служением ему, он только напрасно тратит свои силы, поэтому мы должны постепенно развить в себе Cознание Кришны и подняться на уровень преданного служения. Только так и не иначе мы сможем достичь высшей ступени совершенства».

00:12:36 Особого внимания заслуживает употребленное в этом стихе слово кама картаха. Кама на санскрите означает страсть, вожделение, и, как вы, я думаю, знаете, - это также название реки на Урале. Я думаю, тут комментарии излишни, даже географические названия напоминают нам о ведической культуре, которая когда-то существовала на Руси в дохристианскую эпоху, но конечно далеко не всем это известно. Мы продолжим читать комментарий: «Человек, который сознательно нарушает правила и предписания, действует, побуждаемый вожделением. Зная о запретах, он, тем не менее, нарушает их, в то же время, человек не делает того, что нужно делать – это значит действовать по собственной прихоти. Верховный Господь неминуемо подвергнет таких людей наказанию. Они лишены возможности достичь цели человеческой жизни. Человеческая жизнь предназначена для духовного очищения сознания, однако тот, кто не следует правилам и предписаниям священных писаний не сможет очиститься от материальной скверны и обрести истинное счастье».

00:13:50 Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады и мне хочется привести в качестве иллюстрации пример из недавно состоявшегося события – выборов президента Соединенных штатов Америки. Как вы знаете, победу на выборах одержал представитель демократической партии Барак Обама, причём, с большим перевесом. Его соперником был кандидат от республиканской партии Джон Маккейн, который был достаточно интересной, яркой личностью. Я смотрел передачу о его биографии. Во-первых, он принимал участие во вьетнамской войне в качестве летчика и был сбит над Вьетнамом и попал в плен. Он прошел множество испытаний, его пытали, его, в конце концов, оставили умирать в камере, но неожиданно выяснилось, что он был сыном большого военачальника, генерала армии США, занимающего высокое положение, и тогда решили его выходить и выгодно обменять на своих солдат, которые попали в американский плен. И в результате Маккейн вернулся на родину раненный, с травмой ноги, но, наконец, он оказался на свободе у себя дома. По сути, он был национальным героем, поскольку у него были травмы, он не смог продолжать служить в армии и он начал политическую карьеру. В конце концов, он стал сенатором от своего штата, то есть добился неплохого успеха. Его военная закалка, опыт плена очевидно помогли ему.

00:15:27 Он был, казалось бы, неплохим кандидатом в президенты США, но у него был один существенный недостаток. Ему к моменту выборов исполнилось уже 72 года. Это время, когда человек достиг уже преклонного возраста и отправляется на покой. Благодаря военной закалке Маккейн был бодрым и весёлым, но не это было главное в жизни. Веды говорят, что к концу жизни человек должен обрести мудрость и заняться тем, что является самым главным в жизни. Пока человек молод и в нём кипят страсти, он может заниматься чем угодно – политикой, бизнесом, спортом, искусством и на этом делать свою карьеру, но с годами он должен понять, что не в этом заключается смысл человеческой жизни. Чего бы человек не добился в материальной сфере, он, в конце концов, должен понять бренность материальной жизни и посвятить себя тому, что он упустил в молодые годы, то есть духовному осознанию – это как раз не понял Джон Маккейн. Но, как бы то ни было, американцы не стали голосовать за престарелого героя вьетнамской войны и выбрали с большим отрывом молодого энергичного Барака Обаму, хотя тот был негр, и многие, особенно на юге США, явно предпочли бы белого кандидата, но всё же победил с большим отрывом Барак Обама. Я считаю, что Всевышний Господь явил гораздо большую милость Маккейну, чем Обаме, поскольку он не дал ему увлекаться этой политической карьерой и дать ему подумать о душе.

00:17:11 Одно из имён Верховной личности Бога – Хари, означает тот, кто забирает всё излишнее, все препятствия на пути духовной жизни и в данном случае мы видим этому подтверждение. Это был мой небольшой комментарий к этим стихам. Стих 24-й: «Поэтому, следуя указаниям священных писаний, человек должен понять, что ему надлежит делать, а что нет. Изучив правила и предписания, он должен действовать так, чтобы с течением времени достичь духовного совершенства». Комментарий: «Как было сказано в 15-й главе Бхагават-гиты, все правила и предписания, изложенные в Ведах, предназначены для того, чтобы помочь человеку постичь Абсолютную истину – Верховную личность Бога, Кришну. Если, изучая Бхагават-гиту, мы осознаем всевышнего Господа и путём преданного служения разовьём в себе Cознание Кришны, то обретёт совершенное знание, изложенное в Ведах. Господь Чайтанья Махапрабху значительно облегчил для нас метод духовного самоосознания. Он призывал людей повторять святые имена Бога – Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, заниматься преданным служением Господу и питаться пищей, которая была предложена Господу на алтаре.

00:18:39 Говорится, что тот, кто занимается этими видами преданного служения, уже изучил все ведические писания и усвоил их цель. Безусловно, обыкновенный человек, который не обладает сознанием Кришны и не занимается преданным служением Господу, должен следовать указаниям священных писаний, регламентирующим его деятельность. Священные писания лишены 4-х недостатков, присущих обусловленным душам – это обладание несовершенными чувствами, склонность к обману, к совершению ошибок и к пребыванию во власти иллюзии. Эти четыре недостатка не позволяют обусловленной душе самой устанавливать правила и предписания, поэтому все великие мудрецы, духовные учителя и великие души следуют правилам и предписаниям священных писаний. В Индии много различных школ духовного самоосознания, которые можно разделить на две большие группы – имперсонализма и персонализма, однако, обе эти группы строят свою деятельность на основе ведических принципов. Не следуя предписаниям Вед, невозможно достичь высшего совершенства, поэтому только тот, кому посчастливится, сможет действительно постичь смысл священных писаний». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:20:03 Здесь можно сделать небольшое добавление. Некоторые псевдодуховные люди говорят, что следовать правилам и предписаниям священных писаний – это чисто формальная процедура, не существенная для духовной жизни. К сожалению, им далеко не всегда известен смысл духовной жизни, поэтому предписания священных писаний позволяют достичь чистоты ума, уровня гуны благости, без чего невозможно духовное продвижение». И дальше мы закончим комментарий: «Отказ от принципов, ведущих к постижению Верховной личности Бога, является причиной деградации человеческого общества. Поэтому майя - материальная энергия постоянно причиняет таким людям тройственные страдания, поэтому человек должен подняться, по крайней мере, на уровень гуны благости, прежде чем перед ним откроется путь к постижению Верховной личности Бога. Не достигнув уровня гуны благости, он остаётся во власти страсти и невежества, составляющих основу демонического образа жизни. Люди в гунах страсти и невежества пренебрежительно относятся к священным писаниям, к святым людям и смеются над правильным пониманием Верховной личности Бога. Они пренебрегают указаниями духовного учителя и предписаниями священных писаний. Даже слушая о величии преданного служения они, тем не менее, не проявляют к нему никакого интереса, поэтому они изобретают собственные пути духовного развития, - таковы некоторые изъяны человеческого общества, ведущие у усилению демонического начала. Однако тот, кто действует под руководством истинного духовного учителя, способного показать путь к духовному совершенству, в конце концов, достигает высшей цели жизни». Так заканчивается комментарий Бхактиведанты Свами к 16 главе Бхагават-гиты под названием «Божественные и демонические натуры».

00:22:10 Я ещё раз прочитаю последний стих: «Поэтому, следуя указаниям священных писаний, человек должен понять, что ему следует делать, а что не следует. Изучив правила и предписания, он должен действовать так, чтобы с течением времени достичь духовного совершенства». И на этом я, естественно, остановлю чтение, в следующий раз продолжим уже следующую, 17 главу, а сейчас я приглашаю вас звонить, присылать свои вопросы на наш сайт, напомню, что в эфире передача «Обзор систем йоги по Бхагават гите»
[Ведущая]: А я напомню, что в чат по Скайпу вопросы я всегда жду и почтовый адрес aurvedaradio@mail.ru всегда активен. Присылайте, буду проверять почту и зачитывать ваши вопросы. Владимир Георгиевич, немного музыки для того, чтобы получить вопросы. Я вам их пришлю, и вы на них будете уже отвечать. Хорошо?
[Критский В.Г.]: Хорошо.
[Ведущая]: Ну и отлично.
С любовью к вам Аюрведа радио.
[Ведущая]: Итак, дорогие радиослушатели, давайте продолжим наш эфир. У нас сегодня Владимир Георгиевич Критский «Обзор различных систем йоги по Бхагават-гите», а также ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Владимир Георгиевич, я начинаю зачитывать вопросы?
[Критский В.Г.]: Да, хорошо.
[Ведущая]: Хорошо. Итак, вопрос первый, он звучит так: «Какое наказание может получить демон, если сотворит что-нибудь плохое?»

00:23:45 [Критский В.Г.]: Да. Какое наказание получит демон? Демоны действительно часто совершают что-то плохое, но, в целом, вы знаете наверняка закон кармы, что то действие, которое совершает человек в этой жизни, приведёт к тому, что в следующей жизни человек получит соответствующую реакцию. То есть если человек совершает какое-то зло, насилие по отношению к другой личности, то в следующей жизни он получит в качестве реакции аналогичное насилие, которое против него совершит кто-то или этот же человек, эта душа или другая – это не существенно. Есть интересная история, очень глубокая. И, поскольку у нас пока вопросов не много, то я могу её рассказать. Это история про одного брахмана, саньяси, который странствовал и проповедовал, и однажды он пришел в одну деревню и попросился переночевать в доме одного домохозяина. И, поскольку домохозяин жил с молодой женой, красивой, то ему отвели место где-то во дворе в сарайчике, и он там устроился удобно. В Индии достаточно тепло. В самое холодное время там не поднимается, не опускается температура ниже 5 градусов тепла – это самый считается большой холод. Вот и неожиданно ночью он слышит, что к нему кто-то крадется.

00:25:49 Оказалось, что это вот жена этого хозяина, побуждаемая вожделением, стала к нему как-то красться, его разбудила и стала предлагать ему любовь, как раз на тему того самого вожделения, о котором мы с вами говорили в тексте, в комментарии, что оно побуждает человека совершать самые неблаговидные поступки. И этот брахман, саньяси, как-то у него в мыслях не было ничего дурного и он очень удивился, и он, так сказать, эту женщину пытался успокоить: «Извините, вы для меня как мать, я не могу нарушить закон гостеприимства, я к тому же занимаю отречённое положение, я не имею права отвечать на вашу любовь, и, к тому же, рядом ваш муж». И женщина в таком раджасе, в таком запале воскликнула: «Так вы боитесь мужа?» И она побежала в полусумасшедшем порыве, вбежала в дом, где спал её муж и убила его ударом топора спящего и, увидев это саньяси в страхе бросился бежать. Он вообще не знал, что ему делать, а женщина стала кричать и звать людей и говорить, что вот этот вот странствующий монах саньяси приставал к ней ночью, и когда она отказала ему, он в гневе убил её мужа и убежал. И деревенские жители поймали этого саньяси, догнали и привели его на суд и на суде он не смог оправдаться, поверили вот этой плачущей женщине, которая его обвиняла. По ведической традиции брахмана нельзя убивать, хотя он заслужил наказание за убийство, присудили отрубить ему руку. Ему отрубили руку и отпустили.

00:28:23 И вот этот брахман стал молиться Богу, стал медитировать, за что он получил это наказание и, находясь в таком полудремотном состоянии, во сне, в полузабытьи, он увидел картину, то есть Господь показал ему картину из прошлой жизни, которая объяснила ему всё, что произошло. То есть, в прошлой жизни он тоже был брахманом, и однажды он сидел где-то на лужайке и медитировал, повторял свои мантры и увидел бежащую корову. Эта корова убегала от кого-то. За ней гнался, оказалось, мясник, хотел её убить и корова забежала в какой-то лесочек. И когда мясник подбежал, он спросил у этого брахмана: «А куда убежала корова?» И этот брахман, конечно ему не хотелось, чтобы этот мясник убивал корову, но он был привязан, у него был обет правдивости, и он показал рукой то место, куда побежала корова. И мясник погнался, догнал эту корову и убил. И вот как раз в следующей жизни он родился брахманом, а мясник родился мужем этой женщины, а корова родилась его женой. То есть, по закону кармы мясник в прошлой жизни убил корову, а в этой жизни корова в образе его молодой жены, этой женщины, убила его. Он же за то, что он своей рукой показал направление, куда побежала корова мяснику, он в следующей жизни потерял эту руку. Ему отрубили руку, так сказать, ни за что, ни про что. Вот это вот интересная история ведическая, которая иллюстрирует этот закон кармы, что иногда, чтобы, как бы, осуществить те греховные реакции, которые мы должны получить, мы можем их получить как бы даже в иной форме жизни, не в человеческой. Как в данном случае была убита корова и эта корова воплотилась женщиной и убила своего обидчика в прошлой жизни, а вот этот брахман, соответственно, получил наказание за то, что показал мяснику, куда убежала корова. Это небольшая иллюстрация закона кармы.

00:31:03 Что касается демонов, о которых был вопрос, то демоны тоже получают наказание, но, поскольку демоны пребывают в глубокой иллюзии, то им наказание может прийти очень нескоро. То есть, демоническая личность может в течении долгой жизни совершать свои греховные действия и только в следующей жизни или через несколько жизней он может получить сполна реакцию за своё преступление. В конце концов, главное наказание то, что человек будет деградировать, что он будет опускаться в низшие формы жизни и, в конце концов, попадет в ад. Это наказание ещё более неприятное, потому что в низших формах жизни человек попадает в эволюционный цикл, в котором он может крутиться в течении тысяч жизней. Так я могу ответить на этот вопрос.
[Ведущая]: Есть ещё один вопрос, я его зачитаю: «Что делать женщине, если она перестала чувствовать любовь к мужу и желает остаться без него? Духовная практика в семье есть, но есть и желание испытать счастье, которое сейчас пропало».

00:32:27 [Критский В.Г.]: Ну, это ситуация конечно достаточно, я думаю, распространенная. В Ведах есть очень интересное предсказание, что в Кали югу, в настоящую эпоху деградации, семейного счастья не существует. То есть, семейное счастье – это определённая милость Господа, каким образом человек может исполнять, как бы, свои материальные обязанности и, в то же время, прогрессировать в духовной жизни и быть удовлетворённым. Поскольку в Кали югу не сохранилась духовная традиция, нет вот этих предписаний духовной культуры, которые были в прошлые эпохи, то очень трудно обрести счастье в материальной жизни. И не случайно сейчас очень катастрофическая ситуация с институтом семьи, что большая часть браков распадается, более 70% и те браки, что остаются, не значит, что они счастливы, все будут жить поживать и добра наживать. Оставшиеся 30% тоже, как правило, неудачные браки. Просто люди вынуждены терпеть друг друга, потому что развод оканчивается трагедией для детей и это, к сожалению, реальность современной жизни. Сегодня в новостях показывали: исполнилось 60 лет принцу Великобритании, и его первая супруга - Диана трагически погибла и тоже это, казалось, был счастливый брак, он, в конце концов, распался и принцесса Диана погибла в автокатастрофе.

00:34:22 То есть, даже на самом высоком уровне, казалось бы, люди, у которых есть всё, из царской семьи и то не могут иметь счастливой семейной жизни, хотя, естественно, что они находятся в таком положении, что у них есть какая-то традиция, какая-то культура, но несмотря на это семейная жизнь не удалась даже для принца, наследника британской короны. Человек должен строить свою жизнь на духовных принципах – таков ответ на ваш вопрос. То есть, вы не должны слишком привязываться к счастьям и несчастьям семейной жизни, о чем Кришна говорит во второй главе Бхагават-гиты, что временные повеления счастья и несчастья подобно приходу и уходу тепла и холода. Одни возникают из-за чувственного восприятия и человек должен научиться переносить их, не будучи обеспокоен. Вы должны, будучи женой, просто исполнять свои обязанности. Ну, что делать, если любовь ушла. Я не знаю, чья это вина – ваша или вашего мужа, даже нет, как бы, особого смысла в этом разбираться. Вы должны понять, что семейное счастье – это не высшая цель в жизни. Я прекрасно понимаю, что для женщины это очень важно. Мужчине проще. Мужчина может заниматься каким-то делом, каким-то бизнесом, наукой, чем-то ещё. Для женщины семейная жизнь очень важна, потому что её основная дхарма, основная сфера обязанностей – это семейная жизнь. Это воспитание детей, забота о муже, поэтому вы должны просто исполнять свои обязанности и, в то же время, стараться прогрессировать в духовной жизни, потому что вы здесь пишите, что духовная практика есть, что в семье у вас есть духовная жизнь – это очень замечательно.

00:36:17 Постарайтесь понять, что как я в своём комментарии к стихам говорил, что одно из имён Господа – Хари, тот, кто уносит, тот, кто забирает всё лишнее. И действительно, иногда у своих преданных Господь забирает что-то материальное, какое-то материальное богатство или материальную удачу, или материальное счастье и в этом есть глубокий смысл, что Господь вам напоминает, что не в этом цель человеческой жизни. Вы должны имея все возможности, а радио Аюрведа даёт замечательные возможности для духовной жизни, просто сконцентрироваться на этом и найти в этом удовлетворение. Конечно, так сказать, я понимаю, что легче дать такой совет, чем ему следовать и если вокруг вас вы видите, что есть какие-то счастливые семейные пары, хотя их очень мало. Я их, например, практически не вижу, то у вас будет какое-то чувство ревности, зависти, но вы должны быть выше этого, подняться над вот этим – естественной реакцией ложного эго и понять, что, в конце концов, Господь каждому воздаёт то, что он заслужил по его карме. Вот я ещё раз приведу эту фразу, которую в самом начале Бхагават-гиты пишет Бхактиведанта Свами Прабхупада, что в Кали югу, в целом, людям не даётся благословение на счастливую семейную жизнь. Очень, конечно, может быть тяжелые, трагические слова, но реальность такова. Статистика, которая приводится в средствах массовой информации, она это подтверждает, что большинство браков неудачны, не счастливы и даже пример, который я привёл из королевской семьи Великобритании это подтверждает, что даже на высшем уровне, на уровне, где должны быть традиции, должна быть культура, и то нет семейного счастья – вот так я могу ответить на ваш вопрос.

00:38:32 [Ведущая]: Ещё одно дополнение пришло к первому вопросу про демонов. «Как скоро они получают наказание?» Вот такое дополнение. Через сколько демон получает наказание за неправильный поступок?
[Критский В.Г.]: На этот вопрос ответить очень трудно, потому что демон получает наказание очень не скоро. Ну, например знаменитая история про Равану в Рамаяне. Равана в течении многих лет совершал свои преступления, он похитил жену Господа Рамачандры – Ситу, и в конце Рамаяны в какой-то срок Рамачандра в честном бою победил Равану, убил его. И демон вообще может не получить наказания в этой жизни, на то он и демон. Он может получить наказание только в следующей жизни, так что то, что я могу ответить. Для преданных даётся благословение, что преданные Господа получают реакции достаточно быстро. Они могут получить реакцию буквально через какое-то время в этой жизни, сами её увидеть и убедится, что они делали плохо. Но для демонов такого благословения нет. Когда они получат воздаяние? Они могут получить его очень нескоро. В одной из последующих жизней они ничего не поймут – за что они страдают, почему они получили эти реакции. Они будут оставаться вот в этой иллюзии, в какой находились и раньше, а для преданных Господь устраивает так, что они получают наказание достаточно быстро и, собственно, поэтому понимают, что к чему – так я могу ответить.

00:40:19 [Ведущая]: Вот ещё мне пришло письмо, в котором есть дополнение к вашему ответу. «Может ли всё таки женщина остаться с мужем, хорошим другом, и попытаться найти женское счастье с другим мужчиной. Раз так, то получается, что и брак не нужен. Пусть женщина живёт сама по себе, но в Шастрах говорится, что муж должен защищать супругу, а защиты нет. Видимо, мы всё таки не ведические муж и жена».
[Критский В.Г.]: Значит, понимаете, в ведической культуре нет вообще речи о разводе. Вы говорите о том, что она может остаться с мужем хорошими друзьями и найти счастье с другим мужчиной. Остаться с мужем друзьями - это нормально, это вполне нормально, только не нужно разрывать семью. Если у вас есть дети, то, что будут делать дети, если вы бросаете мужа и заводите брак с другим мужчиной, кого дети будут считать своим папой? У них будет два папы. Они не будут знать, вообще кому они должны доверять, кому служить, кого почитать. В ведической культуре нет понятия развода и брака с другим мужчиной при живом муже. Постарайтесь понять, что наврят ли что-то из этого получится хорошее. Я понимаю, что в современной культуре всё гораздо проще, что тут есть развод и ничего сложного нет - с одним развестись, с другим снова пожениться, второй если будет тоже неудачный, со вторым тоже развестись, женится, выйти замуж за третьего и никаких проблем. Это современная культура Кали юги, которая собственно держит людей в иллюзии.

00:42:24 У людей нет никакого интереса к духовной жизни. Они просто пытаются найти какое-то наслаждение, какое-то счастье в материальной жизни. Плата за это очень высокая. Плата за это та, что люди вообще не знают есть Бог или нет Бога, есть душа или нет души, то есть у них нет даже элементарных представлений, что такое жизнь, а что будет после смерти. Хотя сейчас уже есть тысячи доказательств. Сейчас уже и по радио, и по телевидению показывают разные передачи, подтверждающие реинкарнацию, скажем. То есть, такая милость Бога, что он даёт объективные научные подтверждения, люди всё равно ни во что не верят, и это не случайно. Это реакция за их греховную жизнь, что с такой культурой, с таким уровнем культуры человек действительно будет оставаться в глубокой иллюзии, и будет деградировать всё ниже и ниже, вплоть до того, как в комментарии пишет Бхактиведанта Свами, он дойдёт до животной формы жизни. Если вас это не страшит, и вы на это готовы, пожалуйста. Вы можете жениться – разводиться, жениться – разводиться сколько хотите. Если вы серьёзно относитесь к своей духовной жизни, если вы хотите прогрессировать, а не деградировать, вы должны действовать не на основании вот чувственных побуждений, а на основании заключений священных писаний. Так я могу ответить на ваш вопрос.

00:43:56 [Ведущая]: Очень внимательный слушатель нам пишет или слушательница, которая тут же быстро присылает ответы мне на почту и такое дополнение ещё пришло: «Руслан Нарушевич говорит: «На своём несчастье счастье близких не построишь. Замкнутый круг получается, который вызывает массу страданий и желание духовно двигаться вперёд пропадает или наоборот до полного фанатизма». Прокомментируйте, пожалуйста.
[Критский В.Г.]: Да, я согласен, что на своём несчастье счастье близких не построишь, но вы должны понимать, что такое счастье, а что такое несчастье. Вот истинное несчастье – это забвение о своей духовной природе. То, что вы называете несчастьем - какие-то материальные проблемы, то, что у вас нет, скажем, взаимности, взаимных любовных отношений с мужем, например, вас что, кто-то насильно выдавал замуж? Вспомните, вы вышли замуж за человека добровольно. По каким-то мотивам оказалось, что этот человек другой, что у вас нет взаимопонимания, нет настоящей любви, но кто в этом виноват? Вас что насильно выдали замуж, вы живете где-то на Востоке, в Средней Азии, где там на женщину надевают чадру и выдают её замуж без её согласия? Такого нет в современной культуре, современной Европе. Это значит, вы поторопились выйти замуж, вы вышли замуж за человека, которого толком не знаете. Оказалось, что у вас нет общего, у вас нет взаимопонимания, у вас нет любви. По каким-то может быть корыстным побуждениям, но кто в этом виноват?

00:45:38 Несомненно, что это карма, это всего лишь неудачная карма, если вы обратитесь к астрологу, он вам расскажет о вашей прошлой жизни и объяснит, почему у вас нет счастья и, может быть, даже даст какие-то советы, но я могу только повторить только то же самое, что не привязывайтесь к этим материальным счастьям и несчастьям. Если у вас есть уже какое-то понимание, если вы слушаете передачи радио Аюрведа, если вы понимаете, что существует духовная реальность, что существует духовная жизнь, которая тоже приносит счастье, которая не сухая, скучная такая, которая тоже приносит счастье удовлетворение и люди посвящают этому жизнь. И вот само существование радио Аюрведа тому свидетельство, доказывает это. Здесь люди работают часами, сутками, и практически бескорыстно, толком они не получают никаких гонораров за это. Ради того, чтобы нести своё служение, чтобы помогать другим людям прийти к Богу, прийти к духовному знанию, у них значит что-то есть внутри, подумайте логично. Человек не может жить без счастья вообще. Если нет внешнего счастья, должно быть счастье внутреннее. Люди в погоне за внешним материальным счастьем забывают о том, что существует счастье внутреннее, духовное счастье, которое достигается через преданное служение. Ещё раз послушайте какие-то семинары, какие-то лекции, почитайте Бхагават-гиту. Бхагават-гита – это уникальная книга, которую мы с вами читаем, то есть, тысячи людей, прочитав Бхагават-гиту, в корне меняли свою жизнь. В ней Господь Кришна объясняет всю иерархию материальной жизни. Он отвечает на все вопросы от А до Я, и когда вы это прочитаете, поймёте до какой-то степени, вам станет ясно, что эти материальные проблемы они временны, они очень мелки и незначительны, и ставить их во главу угла…

00:47:50 Есть одна притча ведическая, я вам сейчас её расскажу. Одна старушка верующая пошла в лес за хворостом. Поскольку она была старая, дряхлая, ей было очень трудно, она кое-как собрала хворост и потащила домой, но, по дороге споткнулась и упала, и всё рассыпалось. И вот она в отчаянии заплакала и стала молиться Богу: «Господь, Нараяна, - одно из имён Бога, – Нараяна, Господь Нараяна явись, пожалуйста помоги мне». И она была настолько искренняя, что Господь явился, явился перед ней Господь Нараяна сияющий и спросил: «Что ты хочешь?» Старушка так изумленно посмотрела на него, поклонилась, и сказала: «Господи, помоги мне взвалить эту вязанку на плечи, донести до дома». Вот это положение современных людей, что если они молятся Богу и Бог являет им свою милость, они говорят: «Помоги мне снова взвалить эту вязанку на плечи». Бог может не только взвалить вязанку на плечи, он может вас освободить из материального мира и дать вам духовное счастье, духовное блаженство, поэтому не нужно просить у Бога взвалить на плечи вязанку. Эту вязанку, в принципе, можно дотащить самим, в пределах того, что вам посильно, а нужно просить чего-то большего, что может дать Бог – освобождение из материального рабства и ощущение духовного блаженства – вот что стоит просить у Бога. Вот так я завершу, так сказать, этот ответ.
[Ведущая]: И всё таки ещё пришло сообщение от того же слушателя, слушательницы точнее, пишет: «Я не говорю, что я вышла замуж зря, я говорю о том, что разошлись наши интересы. О духовном мы любим говорить вместе, но отдыхать вместе стало сложно».
[Критский В.Г.]: А подписи нет?
[Ведущая]: Нет.

00:49:49 [Критский В.Г.]: Я не знаю, как зовут нашу слушательницу. Ну, вот смотрите, вы сами пишите, что «о духовном мы любим говорить вместе», так в чем же это плохо? Значит, у вас есть общие духовные интересы – нужно этому радоваться. То, что материально вы не очень подходите по характеру – это неудачно, но, к сожалению, это закон кармы. Но то, что у вас есть общие духовные интересы – вот этим и занимайтесь. Занимайтесь духовной деятельностью вместе с мужем. Вместе повторяйте святые имена, вместе изучайте священные писания, вместе проповедуйте каким-то друзьям, знакомым, близким. Это очень замечательно. Ваша ситуация не такая уж и безнадежная, раз у вас есть общие духовные интересы, чем же это плохо? Так я могу ответить.
[Ведущая]: Есть вопрос, прислала слушательница: «Чем могут быть вызваны противоречивые мысли о всевышнем? То сильная радость и благодарность за то, что ему есть дело до меня, такой маленькой, то страх от его величия и мысли о том, что он просто играет со мной, как кошка с мышкой?»

00:51:00 [Критский В.Г.]: Ну, это уже плод вашего воображения. Господь – это не кошка. Мы – это не мышки. То, что вы пишите в начале – это очень замечательно, что у вас возникает периодически сильная радость, благодарность за то, что Господь есть, за то, что он о вас помнит, и он вам помогает. Что вам ещё нужно? То, что у вас возникают иногда какие-то негативные мысли, да. Наш ум очень непокорен, упрям и силен, о чем говорится в Бхагават-гите. Обуздать его сложнее, чем сдержать ветер руками. Да. Наш ум – это часть материальной природы и мы пока не умеем его контролировать. У нас возникают какие-то негативные мысли, недоброжелательные и мы должны понимать, что это не есть мы, это не наша природа, это есть некое внешнее влияние. Вот, например, экстрасенсы какие-то говорят, что это влияние внешних каких-то существ, каких-то духов, которые проникают в наше тонкое тело и навязывают нам свои мысли. Я в этом не специалист, но, например, это иллюстрируется спиритическими сеансами, когда вызываются какие-то духи и эти духи как-то проявляют себя и отвечают на наши вопросы. То есть они, находясь в тонком мире, читают наши мысли и могут влезать нам в ум и, так сказать, что-то внушать нам какие-то идеи. Не слишком доверяйте таким блужданиям ума, доверяйте наставлениям духовных авторитетов священных писаний – так я могу ответить.

00:52:47 [Ведущая]: Ещё один вопрос пришел, очень интересный вопрос, Андрей его нам прислал. «Добрый день, - он пишет. В прочитанной главе идёт много ссылок на наставления священных писаний, могли бы вы прокомментировать, о каких именно священных писаниях говорит Господь. Идет ли речь только о четырех основных ведах – Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа? Есть ли комментарии на этот счет Бхактиведанты Свами Прабхупады?»
[Критский В.Г.]: Да, спасибо Андрей за ваш вопрос. Нет, здесь имеется в виду не 4 основные Веды, здесь имеются в виду наставления дхарма шастр. Наставления священных писаний, которые регламентируют жизнь человека в обществе. Так называемые дхарма шастры, у нас они переведены частично. Это законы Ману, то есть это обязанности человека, в частности Прабхупада пишет в комментарии, если вы обратили внимание, обязанности брахманов, вайш, кшатриев и шудр – 4 класса и 4 духовных уклада – брахмачарья, грихастха, ванапрастха и саньяси. Об этом идет речь. Наставления священных писаний – это предписания для человеческой жизни, для всех укладов и ещё плюс отдельно выделяются наставления для женщин. Поскольку у нас одна из слушательниц недавно прислала несколько вопросов, то в священных писаниях отдельно выделяются наставления для женщин и главное качество женщины – это чистота и целомудрие. И есть много ведических историй, я немножко этого коснусь, которые прославляют эту чистоту и целомудрие женщин.

00:54:32 Самый простой пример – это царевна Сита, супруга Господа Рамачандры, которая была очень целомудренна, верна своему мужу и там её и Равана похищал, и держал её в плену, и издевался над ней, заставлял её выйти за себя замуж, она была всегда верна ему. Есть потрясающая история в Ведах о Савитри, о девушке, которая вышла замуж за царевича Сатьявана, но проблема была в том, что этот Сатьяван хотя очень хорошим был, очень праведным, но он должен был умереть через год. Хотя Савитри это знала, она всё же вышла за него замуж и верила, что её сила воли, сила чистоты спасет её мужа. Её предупредил мудрец Нарада Муни. И когда прошел год, Сатьяван пошел в лес, чтобы рубить дрова, она увязалась за ним, и в какой-то момент Сатьяван почувствовал себя плохо, схватился за сердце, упал и потерял сознание. Он умер практически. Савитри увидела какое-то красное очень страшное существо с рыжими волосами, она поняла, что это Бог смерти Ямарадж. Этот Ямарадж не обращая на неё внимания, извлек душу из тела Сатьявана и пошел. И она положила тело на землю и пошла за ним. Ямарадж оглянулся, увидел, что Савитри за ним идет и сказал:
- Благочестивая женщина, ты должна исполнить свои обязанности. Твой муж умер, такова его судьба. Ты должна вернуться обратно, придать его тело огню - на этом твои обязанности закончены.

00:56:21 Савитри говорит:
- Но я целомудренная жена, я не должна расставаться со своим мужем. Это мой долг, я не могу быть счастлива без него. И она своей культурой, своей эрудицией произвела очень большое впечатление на Ямараджа, он сказал:
- Да, ты умная женщина, ну, хорошо, я в награду готов исполнить любое твоё желание, проси что угодно, кроме жизни своего мужа.
Савитри попросила у него что-то, отец её мужа потерял царство, она попросила вернуть это потерянное царство и Ямарадж думал, что она от него отстанет, но она пошла дальше. Ямарадж снова стал уговаривать её вернуться, она стала снова с ним говорить, цитировать священные писания, что я не хочу расстаться, потому что общение с такой великой личностью полубогом – это огромное благо для души. Она ему немного польстила. Ямарадж послушал и сказал:
- Да, ты умная женщина, я готов исполнить ещё одно твоё желание, проси что угодно, кроме жизни своего мужа.
Савитри попросила, чтобы у отца её мужа родились дети, хотя он был уже старый. И, в общем, она каждый раз просила что-то не для себя. Это произвело на Ямараджа большое впечатление, и он ещё раз сказал:
- Проси что угодно, кроме жизни своего мужа
И Савитри его поймала. Она сказала:
- Вот я осталась одна, у меня нет детей, сделай, чтобы у меня родились дети.
И Ямарадж, не подумав, ей это обещал и попался в ловушку. И Савитри тут же его схватила и сказала:
- А как у меня могут быть дети, если у меня нет мужа, я целомудренная женщина, я не могу выходить замуж вторично. И Ямарадж признал своё поражение, и он согласился вернуть ей мужа и всё этим закончилось. Это знаменитая история про Савитри и Сатьявана, которая приводится во многих Пуранах, в Махабхарате.

00:58:27 Вот это вот пример, который показывает, как целомудрие и чистота женщины могут победить даже Бога смерти Ямараджа. Это небольшая иллюстрация к вашему вопросу Андрей. Я немножечко вышел за его пределы и дополнил то, о чем шла речь раньше. Спасибо.
[Ведущая]: Есть ещё один вопрос очень интересный, я думаю, на сегодня последний, потому что что-то тихо у меня. «Добрый день, - пишет слушатель. Скажите, пожалуйста, бывает ли Сатья юга на демонических планетах?»
[Критский В.Г.]: Насколько я знаю, этот цикл деления на Сатья югу, Трета югу, Двапара югу, Кали югу – это на земле. Есть этому какие-то аналоги на райских, на высших планетах. Там это конечно в других масштабах, потому что один год у нас - там один день, скажем, на планетах уровня Сварга локи. На демонических планетах там демоническая жизнь. Сатья юга – это эпоха праведности, когда все люди занимаются йогой, занимаются духовной практикой. На демонических планетах этого нет. Там совсем другой смысл жизни. Там есть возможность исполнять свои материальные желания и наслаждаться материальной жизнью в гораздо большей мере, чем на земле, поэтому ответ отрицательный, что там нет этого влияния.

01:00:04 [Ведущая]: Ну что, на все вопросы мы ответили. Все радиослушатели довольны, что получили ответы, и, я думаю, что можно даже завершить сегодняшнюю передачу. Было сказано очень много, очень интересно. Правда, очень интересно, а если переслушать ещё раз, можно узнать ещё кое-что интересное, что не было услышано в первый раз. Итак, дорогие радиослушатели, если у вас возникли вопросы – пишите их в любом случае, мы зачитаем обязательно их на следующий эфир, и Владимир Георгиевич Критский ответит вам на них. Ну, а сейчас спасибо большое, что нас слушали. Владимир Георгиевич, спасибо вам большое, что отвечали на вопросы радиослушателей и делились комментариями из Бхагават-гиты.
[Критский В.Г.]: Спасибо вам.
[Ведущая]: До новых встреч!
[Критский В.Г.]: До свиданья!
[Ведущая]: До свиданья! Уважаемые радиослушатели, на этом прямые эфиры на сегодня, к сожалению, закончены, ну, что, в любом случае приятная музыка будет всегда-всегда вас радовать. Ох, не хочется расставаться с вами, но всё таки я скажу: всего доброго, а мой голос будет вам говорить ещё неоднократно Аюрведа радио, хорошее настроение и только для вас.
С любовью к вам, Аюрведа радио.

транскрибирование: Анна Колесниченко | Донецк | Украина | 08 April 2013