Глава 13 стихи 8-12

Аюрведа радио - 23 мая 2008
запись эфира для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:53:07 | качество: mp3 24kB/s 9 Mb | прослушано: 78 | скачано: 151 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 (звучит отбивка, голос ведущей) С любовью к вам, Аюрведа-радио.
(ведущая) Здравствуйте, здравствуйте всем собравшимся у своих компьютеров, дабы послушать ,я скажу, конечно же, все самое интересное, на волнах Аюрведа-радио. Итак, сегодня у нас прямой эфир из Москвы, и с нами Владимир Георгиевич Критский, обзор различных систем йоги по Бхагавад-Гите, а также ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Здравствуйте, Владимир Георгиевич.
(Критский В.Г.): Здравствуйте, Наталья.
(ведущая): Вас слышно замечательно, также я ещё напомню нашим слушателям, что ваши вопросы по скайпу мы принимаем и ждем с нетерпением, а также вопросы на почтовый адрес аюрведа радио собака майл точка ру, также присылайте, будем задавать их в прямом эфире Владимиру Георгиевичу. Итак, я сказала все.
(Критский В.Г.): Спасибо. Дорогие друзья, мы с вами продолжаем цикл «Обзор систем йоги по Бхагавад-Гите».

00:01:04 Я напомню, что в прошлый раз мы начали читать 13 главу под названием «Природа, наслаждающийся и сознание», или на санскрите [кшатра кшатра гьяви бхага йога]. Первый стих этой главы такой:
«Арджуна сказал: О Кришна! Я хочу узнать о материальной природе, о наслаждающемся, о поле и о знающем поле, а так же о том, что такое знание, и в чем цель познания». Такие фундаментальные философские вопросы, которые задает Арджуна, и Кришна начинает на них отвечать. И в целом эта третья часть, которая начинается с тринадцатой главы Бхагавад-Гиты, посвящена гьяна-йоге. Если первые шесть глав Бхагавад Гиты посвящены карма-йоге, каким образом карма-йога приводит к бхакти, преданному служению, то эти шесть глав – каким образом гьяна йога, то есть научный подход, приводит также к бхакти йоге.

00:02:07 Идея эта не новая, потому что в 8 главе у нас был такой стих:
«После многих рождений и смертей тот, кто истинно обладает знанием, предается мне, зная меня как изначальную причину всех причин, источник всего творения». Красота ведической философии в том, что в ней гармонично сочетается эмоциональный подход, бхакти, любви, поскольку бхакти также означает любовь, и рациональный, логический подход. И как раз данный раздел Бхагавад Гиты, третий, посвящен гьяна-йоге, начиная с этой тринадцатой главы. Разумеется, логический подход не является самодостаточным, универсальным. Есть множество парадоксов, софизмов, которые невозможно разрешить в рамках логики, например, может ли Бог создать камень, который сам не сможет поднять. Мы уже говорили, что этот парадокс легко разрешается в рамках ведической философии.

00:03:07 Поскольку она не ограничивается только формальной логикой. Подход веданты – более глубокий, поэтому весь наш цикл мы начали в прошлом году с понятия ведической культуры, то есть практического воплощения в жизни тех философских принципов, которые соответствуют высшей, абсолютной истине. И теперь мы изучаем эти вещи из первоначального источника знания, господа Кришны, автора Бхагавад Гиты. По сути, наша сегодняшняя передача посвящена теме связи философии и культуры, то есть каким образом морально-этические принципы поведения способствуют постижению абсолютной истины.

00:04:00 Последнее, что мы с вами прочитали в прошлый раз, это удивительные и красивые стихи, с 8 по 12, которые мы будем сегодня разбирать. Я их ещё раз прочитаю:
«Смирение, отсутствие гордости, отказ от насилия, терпение, простота, обращение к духовному учителю, чистота, целеустремленность, самодисциплина, отрешенность от объектов чувственного наслаждения, отсутствие ложного эго, понимание зла рождений, болезни, старости и смерти, самоотреченность, непривязанность к мирской жизни в семье, уравновешенность в счастье и горе, непоколебимая преданность господу, стремление жить в уединенном месте, отстраненность от общей массы мирских людей, признание важности самосознания и философский поиск абсолютной истины, все это я объявляю знанием. Все, что есть помимо этого, суть невежество». Это слова господа Кришны, которые мы с вами сегодня будем разбирать.

00:05:10 Очень интересные стихи, которые объясняют процесс познания с позиции философии веданты. Мы с вами будем читать по частям комментарий Бхактиведанты Свами, потому что он очень большой и займет всю передачу. Не слишком разумные люди порой ошибочно считают описанный здесь процесс познания как взаимодействие материальных элементов поля деятельности, однако именно здесь описан истинный процесс познания. Для того, кто встал на этот путь, открывается возможность приблизиться к абсолютной истине. Этот процесс познания не является результатом взаимодействия 24 материальных элементов, перечисленных выше. Напротив, с его помощью любое живое существо может выбраться из под материального влияния.

00:06:00 Обусловленная душа заключена в клетке материального тела, состоящего из 24 материальных элементов. А процесс познания, описанный в этих стихах, открывает ей путь к освобождению. Здесь мы на минутку прервемся. В этой вводной части комментария Бхактиведанта Свами объясняет, что процесс познания не является материальным процессом в мозгу, как считается в современной науке, подобно накоплению информации в памяти компьютера. Что такое на самом деле процесс познания, будет объясняться далее. Это, по сути, процесс очищения души от материальных загрязнений. Поскольку душа чиста по своей природе и полна знания, то по мере освобождения от внешних материальных оболочек она обретает знание, то есть это знание проявляется изнутри. И душа ощущает духовное счастье. Из 19 пунктов, перечисленных в данных стихах, большая часть относится к процессу бхакти.

00:07:06 И лишь некоторые к процессу гьяна-йоги, то есть философского анализа. Это, в основном, последние пункты – стремление жить в уединенном месте, отстраненность от общей массы мирских людей, признание важности самоосознания, и философский поиск абсолютной истины. Остальные пункты, в основном, относятся к процессу бхакти йоги, что говорит о её большей важности в процессе духовного познания. И продолжим чтение комментария:
«Из всех составляющих процесса познания самым важным элементом является первая строка 11го стиха: «высшей целью познания является высшее чистое служение господу», поэтому, если человек не может или не хочет достичь трансцендентного служения господу, остальные 19 составляющих процесса познания не имеют особого значения. Но у того, кто служит господу с преданностью, все остальные качества развиваются сами собой.

00:08:14 Особенно важную роль играет принятие духовного учителя. Принять духовного учителя должен даже тот, кто уже идет по пути преданного служения. Духовная жизнь начинается тогда, когда человек принимает истинного духовного учителя. Господь Кришна, верховная личность бога, говорит здесь, что описанный им процесс познания – единственно правильный путь. Все прочие методы самосознания лишены всякого смысла».
Итак, мы прочитали первый раздел комментария Бхактиведанты Свами о важности процесса бхакти-йоги, или преданного служения, и принятия духовного учителя. Идея состоит в том, что все качества, необходимые для обретения трансцендентного знания, автоматически развиваются в процессе преданного служения господу под руководством духовного учителя.

00:09:04 И теперь мы продолжим чтение комментария: «Что касается перечисленных здесь составляющих духовного знания, то их можно проанализировать следующим образом. Смирение означает, что человек не стремится к славе и почестям. Материальное представление о жизни заставляет нас искать почета и уважения, но для того, кто обрел совершенное знание, и осознал, что он отличен от материального тела, почет или бесчестие, относящиеся к телу, не имеют никакого значения. Человек не должен гоняться за этим материальным обманом, не имея представления о законах религии, некоторые люди желают прославиться своей религиозностью, и присоединяются к какому-нибудь культу, последователи которого не соблюдают заповедей религии.

00:10:00 Чтобы определить, насколько человек преуспел в духовной науке, необходимо руководствоваться определённым критерием, таким критерием могут служить качества, перечисленные в данных стихах. Обычно люди считают, что отказ от насилия – это не покушаться на жизнь других, и не наносить им телесных повреждений. Но в действительности отказ от насилия означает не обрекать других на страдания. Большинство людей, находясь в плену материальных представлений о жизни, непрерывно испытывают страдания. Поэтому, если человек не помогает другим людям обрести духовное знание, он уже совершает насилие. Мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы просветить людей, дав им истинное знание, и помочь им освободиться из материального плена, вот что такое ненасилие».

00:11:00 Здесь Бхактиведанта Свами Прабхупада дает удивительное определение ненасилия. Он говорит, что ненасилие означает помогать другим людям обрести духовное знание. Это, можно сказать, потрясающее определение, очень глубокое, которое дает новый аспект этого понятия, ахимса, или ненасилие. Что это не просто непричинение физического вреда, это помощь другим людям на пути духовного осознания. Почему? Потому что из-за своего невежества люди страдают. И если мы не помогаем им, не используем те возможности, которые у нас есть, мы, фактически, совершаем насилие, потому что мы обрекаем их на продолжение страданий. Продолжим читать комментарий.

00:12:00 «Обладать терпением – значит безропотно сносить любые оскорбления и бесчестья в свой адрес. Тому, кто стремиться обрести духовное знание, приходится немало терпеть от людей, ибо такова природа материального мира. Даже Прахлада Махараджа, пятилетний мальчик, который стал заниматься духовной практикой, оказался в очень опасном положении, когда его собственный отец воспротивился тому, что он стал преданным. Отец неоднократно пытался даже убить своего ребенка, но Прахлада терпеливо выдержал все испытания. Человек, стремящийся обрести духовное знание, может столкнуться на своем пути со множеством препятствий, но следует терпеливо сносить все, что выпадает на нашу долю, и с решимостью продолжать свой путь. Простота означает, что человек должен быть настолько открытым и прямолинейным, чтобы не бояться сказать правду даже своему врагу».

00:13:02 Тоже очень интересный и удивительным момент – это качество полной правдивости характерно для брахманов, то есть святых людей, учителей, наставников общества. Оно нехарактерно для кшатриев, руководителей общества, для которых характерно искусство дипломатии, лести. Или, скажем, вайшей, торгово-экономического сословия, которые должны идти на обман ради успеха своего бизнеса. Но преданные господа должно обладать брахманическими качествами. Поэтому данное свойство для них очень важно. Продолжим читать комментарий:
«Что касается обращения к духовному учителю, то это абсолютно необходимо всем, ибо только следуя указаниям истинного духовного учителя можно постичь духовную науку. К духовному учителю нужно обращаться со смирением и служить ему, не жалея сил, чтобы, довольный нашим служением, он благословил нас.

00:14:07 Духовный учитель является представителем Кришны, поэтому тот, кто получил его благословение, может достичь духовного совершенства даже не выполняя всех правил и предписаний преданного служения. В любом случае ученику, который с полной самоотдачей служит духовному учителю, будет легче следовать правилам и предписаниям».
Это очень важный момент, и довольно, я бы сказал, сокровенный. Обычно люди, далёкие от духовной жизни рассматривают такие фразы – о служении духовному учителю как фанатизм, подавление свободы личности, и так далее, но даже имея полную свободу, люди иногда деградируют духовно и становятся пьяницами, наркоманами и так далее. В этом случает они попадают под негативное влияние современной телевизионной культуры, ведущей к моральному разложению.

00:15:05 Разумеется, не имеет смысла доверяться случайному человеку, кому бы то ни было, кроме авторитетного учителя или наставника, который посвятил свою жизнь служению людям на духовном поприще, и является полностью бескорыстным. Найти такую личность далеко не просто, и ради этого стоит потратить время и силы. Мы продолжим читать комментарий.
«Чистота – необходимое условие духовного прогресса. Различают чистоту внешнюю и внутреннюю. Чтобы быть чистым снаружи, нужно регулярно совершать омовения. Чтобы оставаться чистым внутри, нужно всегда думать о всевышнем господе и повторять его имена. В случае ведической традиции – это мантра «Хааре Кришна, харе Кришна, Кришна, Кришна, харе, харе». Это позволит человеку очистить ум от пыли накопленной кармы.

00:16:03 Стойкость, или целеустремленность означает, что человек должен быть полон решимости достичь духовного совершенства. Без такой решимости невозможно добиться ощутимых результатов. Самодисциплина означает, что мы не должны делать того, что помешает нашему духовному развитию. Поэтому нужно, помня об этом, отвергать все, что препятствует духовному прогрессу. В этом – истинное самоотречение. Чувства сильны, ненасытны и всегда жаждут удовольствий. Но мы не должны идти у них на поводу, предаваясь излишествам. Чувственные потребности стоит удовлетворять в той мере, как это необходимо для сохранения здоровья и исполнения предписанных обязанностей. Самым важным и необузданным из всех органов чувств является язык.

00:17:00 Тому, кто обуздал язык, нетрудно держать в повиновении остальные органы чувств. Язык выполняет две функции: ощущает вкус и издает звуки. Поэтому язык следует приучить к тому, чтобы он ел только пищу, предложенную господу, и повторял святые имена господа, совершая также другие виды служения. Что касается глаз, то они должны созерцать прекрасный облик Кришны. Это поможет нам контролировать зрение. Подобно этому, уши должны слушать рассказы о господе Кришне, а нос – вдыхать аромат цветов, предложенных господу. В этом суть метода бхакти-йоги, и как следует из данных стихов, Бхагавад Гита учит науке преданного служения, поскольку преданное служение – главная и единственная цель Бхагавад Гиты. Некоторые комментаторы пытаются отвлечь читателя, обсуждая другие темы, но в Бхагавад Гите нет иных предметов, помимо науки преданного служения».

00:18:09 Итак, здесь Бхактиведанта Свами утверждает, что бхакти – это главная и единственная цель Бхагавад Гиты. Бхагавад Гита – всемирно известная книга, которую читали, изучали, и черпали в ней вдохновение такие гениальные личности в истории, как Лев Толстой, Альберт Энштейн, и другие. В одном из своих писем Лев Николаевич Толстой пишет: «Трансцендентная метафизическая идея Кришны является основой всех философий и всех религий». Представители самых разных школ духовных традиций приводили и давали свои комментарии к Бхагавад Гите. Главная идея, которую проводит Бхактиведанта Свами в своем комментарии – то, что только представители авторитетной ученической преемственности имеют право комментировать и толковать Бхагавад Гиту.

00:19:05 Хотя в Бхагавад Гите представлены все направления духовной практики – карма-йога, гьяна-йога, аштанга-йога, и, наконец, бхакти-йога, но дело в том, что любая духовная традиция представляет собой сочетание основных компонентов – ритуальной деятельности, медитации, изучения духовной философии и преданного служения. Вся Бхагавад Гита, рассматривая различные подходы к духовной жизни в виде ступеней лестницы, доказывает, что высшей ступенью этой лестницы является бхакти, то есть чистое преданное служение господу. Поэтому Бхагавад Гиту можно считать основным учеником духовной жизни. И продолжим читать комментарий:
«Ложное эго – это отождествление себя со своим телом. Осознание себя душой, отличной от тела - это истинное эго.

00:20:02 Эго существует всегда, и нам нужно избавиться от ложного эго, но не от истинного. В ведических писаниях говорится «амбрахмасни» - «я есть брахман, дух». Это «я есть ощущение своего я» сохраняется и тогда, когда живое существо, осознав свою духовную природу, освобождается из материального плена. Ощущение своей индивидуальности есть эго. Но когда оно проецируется на временное материальное тело, оно превращается в ложное эго. Когда же ощущение своей индивидуальности связывается с духовной реальностью, то это становится истинным эго. Некоторые философы считают, что нужно полностью отказаться от своего эго, но это невозможно, поскольку эго означает «я», «личность». Но от ложного отождествления себя с материальным телом отказаться следует. Далее необходимо осознать, что рождение, болезнь, старость и смерть являются источником страданий.

00:21:08 О рождении живого существа говориться во многих ведических произведениях, так в Шримад Бхагаватам ярко описывается пребывание нерожденного младенца во чреве матери и муки, которые он испытывает. Таким образом, рождения связаны со множеством страданий. Из-за того, что мы забываем о муках, перенесенных нами в утробе матери, мы не пытаемся вырваться из круговорота рождений и смерти. Смерть также сопряжена со множеством страданий, о которых говорится в священных писаниях. Необходимо обсуждать все эти темы. Что же касается болезни и старости, то каждый из нас на собственном опыте знает, что это такое. Никто не хочет болеть, никто не хочет стареть, но болезни и старость неизбежны.

00:22:00 До тех пор, пока мы не станем придерживаться пессимистического взгляда на материальную жизнь, помня о страданиях рождения, болезни, старости и смерти, у нас не будет стимула для духовного развития».
Итак, эти слова духовного учителя могут быть не очень приятны для тех, кто привязаны к материальной жизни. Как говорит Михаил Юрьевич Лермонтов в предисловии к «Герою нашего времени»: «лекарство может быть горьким для больного, но оно способно исцелить его от болезни, поэтому его необходимо принимать. Я прочитал эти слова духовного учителя Бхактиведанты Свами Прабхупады, и я надеюсь, что наши уважаемые слушатели правильно поймут. Продолжим читать комментарий:
«Отсутствие привязанности к жене, детям, дому и так далее не означает, что мы не должны испытывать к ним никаких чувств.

00:23:03 Наши близкие – это естественные объекты нашей любви, но когда они становятся помехой для духовного развития, то следует отказаться от такой привязанности. Метод Cознания Кришны лучший способ для создания в доме благоприятной атмосферы. Если человек обладает сознанием Кришны, он может сделать свою семейную жизнь счастливой. Достаточно повторять или напевать святые имена господа, питаться пищей, предложенной господу, читать и обсуждать такие книги, как Бхагавад Гита и Шримад Бхагаватам, и поклоняться божеству господа. Эти четыре вида деятельности сделают нас счастливыми. Мы также должны приобщать к этому и членов своей семьи. Если человеку удается, следуя этим названным принципам, создать в семье благоприятную обстановку для духовного развития, то ему нет нужды уходить из дома и отрекаться от мира.

00:24:03 Но если обстановка в семье неблагоприятная для духовной жизни, то следует отказаться от семейной жизни. Ради того, чтобы постичь Кришну, надо пожертвовать всем, как это сделал Арджуна. В любом случае, мы не должны слишком привязываться к радостям и горестям семейной жизни, поскольку в материальном мире нельзя быть ни полностью счастливым, ни полностью несчастным. Счастье и горе - это неизбежные спутники материальной жизни, и нужно мириться с ними, как этому учит Бхагавад Гита. Мы не в силах предотвратить их, поэтому надо невозмутимо встречать и радости, и невзгоды. Обычно, когда человек достигает желаемого, он очень радуется, а когда его постигают неприятности, он огорчается. Но тот, кто находится на духовном уровне, всегда остается невозмутимым. Чтобы достичь этого, нужно стать непреклонным в преданном служении.

00:25:05 Это означает, что мы должны постоянно заниматься девятью видами духовной деятельности: слушать повествование о господе, помнить о нем, прославлять его, поклоняться господу, выражать ему своё почтение, и так далее. У того, кто живет духовной жизнью, само собой пропадает желание общаться с мирскими людьми. Это становится для него противоестественным. О своем духовном росте можно судить по тому, насколько у нас усиливается желание жить, избегая общения с мирскими людьми. У преданного естественным образом пропадает вкус к телевидению, кино, и другим светским развлечениям, ибо для него это пустая трата времени. Сейчас множество ученых и философов изучают проблему секса и другие вещи, но, как говорится в Бхагавад Гите, их философские исследования не имеют ценности.

00:26:02 Подобное занятие лишено смысла. Согласно Бхагавад Гите, человек должен исследовать природу души, своего «я» с помощью философского анализа. Вот на что следует направить свои усилия. Вот такой совет дает Кришна в этих стихах».
И от себя я немного добавлю, что я не в первый раз читаю эти стихи Бхагавад Гиты, но каждый раз они производят на меня… трудно понять, что господь Кришна – это верховная личность бога, но совсем нетрудно, прочитав эти мудрые наставления, согласиться с ними. Говориться, что гениальное всегда просто. Продолжим читать комментарий:
«Что касается самосознания, здесь сказано, что самым практичным методом является бхакти-йога. Преданное служение подразумевает существование сверхдуши, и индивидуальной души, которые связаны определёнными отношениями, то есть они не тождественны друг другу, по крайней мере, с точки зрения концепции бхакти.

00:27:15 Как говорится в этих стихах – служение индивидуальной душе, высшей душе – вечно. Таким образом, бхакти, преданное служение, вечно, и мы должны верить в эту истину. Описанный здесь процесс познания подобен лестнице, ведущей наверх. Первой ступенью развития этой лестницы является смирение, а последней – достижение высшей абсолютной истины, личности бога. По этой лестнице поднимаются много людей. Одни из них достигли второго этажа, другие – третьего или четвертого, но до тех пор, пока человек не достигнет вершины познания, всевышнего господа Кришны, он будет оставаться на низших ступенях это лестницы.

00:28:03 Тот, кто стремится обрести духовное знание, но при этом стремится соперничать с богом, обречен на неудачу. Здесь ясно сказано, что получить истинное знание может только тот, кто обладает смирением. Считать себя богом – высшее проявление гордыни, поэтому такой человек будет со всех сторон получать удары от материальной природы, действующей по суровым законам. Поэтому процесс познания начинается со смирения. Человек должен понять, что мы всегда подвластны верховному господу. Восстав против бога, человек становится рабом материальной природы. Каждый должен знать об этом и твердо верить в эту истину».
Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады к данным стихам, с 8 по 12 тринадцатой главы Бхагавад Гиты.

00:29:01 Я думаю, на этом мы можем закончить на сегодня читать стихи Бхагавад Гиты, в следующий раз мы продолжим, начиная с 13 стиха. А сейчас я приглашаю вас звонить, писать на наш сайт – вопросы, предложения. Напомню, что в эфире передача «Обзор систем йоги по Бхагавад Гите».
(ведущая): Да, уважаемые радиослушатели, не стесняйтесь, присылайте вопросы. Если вам что-то непонятно, давайте спросим у Владимира Георгиевича Критского. У нас есть сегодня слушатель, который хочет задать вопрос. Здравствуйте, уважаемый слушатель! Как вас зовут, представьтесь, и можете задавать вопрос.
(слушатель): Добрый день, меня хорошо слышно?
(ведущая): Вас слышно замечательно.
(слушатель): Меня зовут Игорь, мне 20 лет. Вопрос такой: как действовать человеку, который родился там, где нет духовного прогресса? Семья совсем не занимается духовным прогрессом, друзья просто не представляют, что есть какой-то духовный прогресс, они полностью увлечены материальными принципами. Куда конкретно мне обратиться, чтобы маленько оторваться от этого, чтобы мне кто-то помог. Я бы хотел в Индию съездить, посмотреть. Я могу потеряться в этой Индии, не туда забрести. Надо спутника, который помог бы мне…

00:30:35 (Критский В.Г.): Спасибо, Игорь, за ваш вопрос. В таком положении, по-моему, находятся большинство людей. Большая часть мирских людей не интересуется духовной жизнью. Это зависит, конечно, от того, где вы живете. Если вы живете в Москве, или в каком-то городе, где есть центр… В каком городе вы живете?

00:31:00 (слушатель): Город Новоалтайск, это рядом с Барнаулом. Барнаул рядом с Новосибирском.
(Критский В.Г.): Насколько я знаю, Барнаул – это довольно крупный центр на Алтае, и там есть очень хорошая, очень сильная группа наших друзей, последователей ведической традиции. Вам нужно написать в Москву по адресу нашего центра, Ленинградский проспект 39, «Центр ведической культуры», и прислать свой адрес, или прислать свой адрес сюда, и мы вам вышлем адрес в Барнауле. В Барнауле есть сильная группа людей, и я лично знаю их руководителя, который не просто следует формально ведической традиции, но они помогают и другим. Так что это вопрос не сложный, вам просто нужно найти своих единомышленников, и с ними общаться. Они вам помогут достать литературу и помогут научить вас практическим вещам. Так что вот мое предложение – чтобы вы прислали нам свой адрес.

00:32:22 (слушатель): Адрес, где я живу, почтовый?
(Критский В.Г.): Да, свой почтовый адрес, можно мобильный телефон, чтобы с вами можно было общаться. Например, можно прислать сюда, на радио Аюрведа
(слушатель): Вот я на радио сейчас все координаты вышлю.
(Критский В.Г.): Пожалуйста, я это передам в наш центр, который ведает межрегиональными связями, и вам пришлют адрес в Барнауле. Точно знаю, что там есть люди, видел их на встречах, на фестивале в Кринице. Вам это будет выслано.
(слушатель): Очень хорошо, спасибо большое.
(Критский В.Г.): Самое простое решение вашей проблемы.
(слушатель): Спасибо большое.
(Критский В.Г.): Пожалуйста.

00:33:11 (ведущая): До свидания!
(слушатель): Всего хорошего!
(Критский В.Г.): Всего доброго!
(ведущая): Владимир Георгиевич, есть ещё вопрос, сейчас я его прочитаю. Скажите, пожалуйста, что значит «отсутствие привязанности к жене и детям, и дому»?
(Критский В.Г.): Это означает, что человек должен относиться к своей семейной жизни очень серьезно. Обычно современные люди относятся к семейной жизни как к некому узаконенному чувственному наслаждению, и это приводит к тому, что молодые люди очень быстро вступают в брак, потом, через какое-то время наступает разочарование, расходятся.

00:34:00 На лекциях Олега Геннадьевича Торсунова очень хорошо рассказывается, освещается эта тема. Человек должен понимать, что брак это большая ответственность во взаимопомощи, взаимной поддержке, как в материальном плане, так и в духовном. И материальное, чувственное наслаждение – это временное удовольствие, оно быстро проходит. Человек должен относиться к семейной жизни как к очень большой ответственности. И даже если встречаются проблемы, неурядицы, он должен исполнять свой долг, свои обязанности, и в ведической традиции, возможно, я уже говорил вам, практически нет разводов. Обязанности мужа по отношению к жене, и жены к мужу разбирались в курсе ведической культуры. Кратко говоря, суть в том, что муж и жена должны помогать друг другу и в духовной, и в материальной жизни.

00:35:11 Как раз излишняя привязанность к удовольствиям, к материальному счастью в семейной жизни приводят к быстрому разочарованию. Кратко я могу ответить таким образом: суть в том, что семейная жизнь – это не просто некое узаконенное чувственное наслаждение. Еще какие есть вопросы?
(ведущая): Есть ещё два вопроса, большие-большие. Сейчас начну зачитывать: «Здравствуйте. Владимир Георгиевич, скажите, что происходит с душой в момент смерти тела. Люди, побывавшие там и вернувшиеся, рассказывают, что там очень хорошо, и сожалеют, что их вернули. По ведам получается, что современные люди за редким исключением, умирают нераскаявшимися грешниками, и, по идее, должны попасть в ад. Я услышала (???) никто не рассказывал о таких переживаниях. Спасибо большое». Это вопрос от Татьяны.

00:36:18 (Критский В.Г.): Спасибо, Татьяна, за ваш вопрос. Да, действительно, я тоже слышал, что в тех публикациях, которые в официальных изданиях, в основном, те люди, которые пережили опыт клинической смерти, имеют позитивные переживания. Что им очень хорошо, не хочется возвращаться обратно. Но есть и и другие опыты, другие наблюдения. Однажды в одном аэропорту, в Америке, один человек увидел обложку Шримад Бхагаватам, где было изображено, как в муках умирает какой-то грешный человек, и за ним явились ямадуты, посланники бога смерти.

00:37:03 Он побледнел, затрясся, закричал: «Я их видел, я их видел!..». К нему подошли, спросили, и он рассказал, что во время сердечного приступа он вышел из тела, и он увидел этих – чертей, что ли, в христианской традиции их так называют – ямадутов, и это ужасного вида личности, при виде которых человек начинает трястись от страха. И есть и другие аналогичные рассказы, что далеко не всегда всё так гладко и прекрасно. Еще один потрясающий рассказ, я не знаю, есть ли у нас время, десять минут… один потрясающий рассказ я услышал совсем недавно, когда последователем ведической традиции стал рэкетёр, бывший бандит. Он стал изучать ведические писания, стал повторять мантру и следовать принципу. И в то же время у него ещё сохранялась связь со своей, так сказать, командой.

00:38:06 И однажды они в ресторане праздновали какую-то свою победу, и в этот ресторан ворвались представители противоположной группировки, которые с ними соперничали, достали пистолеты и начали стрелять. Перестреляли всех, кроме него. Он единственный, кто остался в живых. Когда продолжалось это побоище, он видел за спиной стрелявших этих чертей, ямадутов, которые направляли руку стрелявших на свою жертву. И самое потрясающее, что на него ямадуты не обратили внимания. Его духовная практика привела к тому, что погибла вся его банда, кроме него самого.

00:39:03 Причем он видел этих, так сказать, людей. Такие есть рассказы, дорогая Татьяна. Так что далеко не всегда все так гладко и приятно, когда человек покидает тело.
(ведущая): Есть ещё замечательный вопрос, вообще суперский. Евгений его к нам прислал: «Как считается, вся история, которая происходила в Бхагавад Гите, происходила на Земле, в какое-то исторически обозримое время, или это некая легендарная история? Вот почему возник вопрос: вчера я посмотрел мультфильм «Пять воинов Панду», и меня впечатлила история рождения сыновей Панду – пять братьев родились в результате непорочного зачатия. То есть две жены Панду родили пятерых детей от полубогов, призывая их. Причем в мультике они рождались сразу же после призыва. Это мое воображение восприняло, но потом прозвучал текст, что жена брата Панду поступила ещё круче, она родила сразу сто одного Каурава. Я так понял из мультика, что это для земной женщины как-то многовато. Поэтому просьба: попросите у уважаемого философа прокомментировать это событие, если можно, а то мой ум впал в беспокойство от этой дилеммы. Попутно возник ещё вопрос, о семейных отношениях: у Панду было две жены, а у Пандавов, всех пятерых, одна. Вопрос: означает ли это, что полигамия - и многомужество, и многоженство разрешены в ведической культуре?»

00:41:00 (Критский В.Г.): Сразу отвечу на второй вопрос, он проще. Согласно ведической культуре, действительно, у мужа может быть несколько жен, и мы об этом говорили в курсе ведической культуры, что это имело целью не поощрять вожделение, а это имеет целью защиту женщин. Поскольку реально получается, что женщин больше, чем мужчин, и не все женщины могут найти себе мужа, то этот институт многоженства был разрешен на протяжении многих веков не только в Индии, но и во многих странах Востока. Если вы почитаете Библию, то в Ветхом Завете об этом тоже говорилось. У Иакова, Исаака было по нескольку жен, практически у всех пророков. Целью имело чтобы все жены, все женщины находились под защитой, то есть имели своего мужа.

00:42:00 Это, конечно, не означает, что сейчас у нас нужно это предлагать. Сейчас Кали-юга, другая культура. Зависть между людьми настолько сильна, что об этом не может быть и речи. В ведической культуре духовный уровень людей был настолько высок, что да, у одного мужа могло быть несколько жен, и они друг другу не завидовали, не пытались подсидеть. Они сотрудничали друг с другом, как показывает пример царя Панду – две жены, обе очень красивые, очень умные, любили друг друга и уважали. Одна Мадри, другая Кунти. И теперь перейду к первому вопросу, он более серьезный. Действительно, вы правильно пересказали сюжет Махабхараты.

00:43:01 Эти две жены царя Панду родили пятерых детей от полубогов. Кунти родила троих детей, и Мадри родила двух близнецов. Поскольку царь Панду был проклят, он не мог иметь близких отношений со своей женой. Когда он попытался это сделать, он погиб. Поэтому воспользовались удивительным благословением одного мудреца, который дал царице Кунти мантру, которая могла вызвать полубогов. И Кунти сначала вызвала трех полубогов, которые сначала три раза зачали у нее трех детей, она родила трех сыновей, Юшдхиштхиру, Бхиму, Арджуну, и затем, для нее было достаточно, Мадри попросила, чтобы для нее тоже, чтобы она тоже имела сыновей.

00:44:00 И для Мадри Кунти вызвала (???), и те зачали двух близнецов, у второй жены. Так что это вполне, я думаю, реально, здесь нет никакой фантастики. Что касается поля Курукшетры, на котором была знаменитая битва, она до сих пор находится примерно в ста километрах от Дели. Историческое место, на нем находится памятник, изображающий колесницу, на которой находятся Кришна и Арджуна. Вокруг оградка небольшая, к этому месту съезжаются тысячи паломников. По традиции считается, что в середине – то самое место, где находилась колесница Кришны и Арджуны. Какие-то раскопки показывают, что пять тысяч лет назад была битва, находят остатки мечей, луков, стрел, и так далее. Хотя в Индии нет систематических археологических работ, все говорит о том, что события Махабхараты вполне реальны, и тут нет ничего особенно фантастического.

00:45:10 И последний ваш вопрос, что у жены царя Дритараштры родилось сто сыновей – это не совсем так. У жены Дритараштры Гандхари случился выкидыш. Она почувствовала зависть к царице Кунти, когда та родила троих сыновей, и она сама себя ударила по животу. И у нее случился выкидыш, и она родила какой-то кусок плоти. Этот кусок выкинули на помойку. Его нашла ведьма, то есть женщина, которая владеет магией. И она этот кусок плоти разделила на сто частей и положила в какую-то жидкость, питательную среду, и стала колдовать. И она оживила эти сто кусочков плоти, на которые она разделила этот выкидыш, каждый превратился в младенца.

00:46:11 Каждый обрел жизнь. Это, конечно, магия. Если вы в это верите, это для вас реальность. Я это вполне допускаю. До сих пор есть маги и колдуны. Но пять тысяч лет назад они были сильнее и могущественнее, была не Кали-юга, а предыдущая эпоха, Двапара-юга. В результате это дело выяснилось, что из выкидыша появилось сто детей, фактически это были сыновья Гандхари и царя Дритараштры. Их отнесли во дворец, и в будущем их воспитали, хотя они не были вполне полноценными. Это были демонические сыновья, кроме одного. Один из них …

00:47:04 … как его звали... Только один из сыновей Дритараштры был праведным. Остальные все были демоническими. Они постоянно соперничали с Пандавами, пытались их убить, отобрать царство. И это стало причиной битвы на поле Курукшетра. Вот так могу ответить на ваш вопрос.
(ведущая): Евгений пишет ещё дополнение к вопросам: «Почему женщин больше, чем мужчин? Мужчины на войне погибали? И про многомужество вы не ответили».
(Критский В.Г.): Почему женщин больше, чем мужчин, я не знаю. Это нужно спросить у Кришны. Он этим всем заведует. Но, говорят, рождается примерно одинаково, но мальчики почему-то менее живучие, чаще умирают, чем девочки. Это известно и по взрослому населению: организм женщины более приспособлен к окружающей среде.

00:48:15 Меньше болеют женщины, чем мужчины. Это сказывается также на детях, что мальчики не выживают чаще, чем девочки. Скорее всего, таков ответ на ваш вопрос. Что касается многомужества, то вообще-то это не соответствует ведической культуре. Но поскольку нет правил без исключений, то царице Драупади было дано благословение господа Шивы. В прошлой жизни она молилась господу Шиве, и просила, чтобы он послал ей достойного мужа. И когда господь Шива явился перед ней, и спросил: «Чего ты хочешь?», она повторила пять раз: «Мужа, мужа, мужа…». И господь Шива, то ли в шутку, то ли всерьез, сказал: «Ну хорошо, у тебя будет пять мужей». Та говорит, мол, нет, одного, а Шива: «Но я уже дал тебе благословение, и не могу взять обратно своё слово».

00:49:20 И, согласно этому благословению господа Шивы, действительно, Драупади получила в следующей жизни пятерых мужей. Вот такая история рассказывается в Ведах. Это не правило, это исключение. Очень редкое, в Шримад Бхагаватам есть ещё один, или, может быть, два случая на эту тему, но это очень редкий случай. Хочу заранее предупредить радиослушателей, что планирую в последующих передачах завершить тринадцатую главу, вероятно, потребуется 2-3 передачи, и затем у нас будет летний перерыв на июль-август. Я уезжаю в нашу общину в Куржиново, о которой, может быть, вы слышали, и затем, где-то в середине августа я вернусь, и во второй половине мы продолжим цикл наших передач, начиная с 14 главы.

00:50:15 Вероятно, к тому времени будут и вопросы, которые пришлют наши радиослушатели, и я буду очень рад на них ответить.
(ведущая): Вот ещё один вопрос, Владимир Георгиевич. Я его сейчас вам зачитываю: «Является ли Ветхий Завет книгой жизни, как его называют? Как то жутковато от описаний, которые там есть. Например, невинно убиенные младенцы в (?), когда уходили оттуда евреи, и многие другие подобные описания». Спасибо за вопрос, Татьяна.
(Критский В.Г.): Татьяна, вот эта, как вы говорите, жуткая сцена избиения младенцев встречается во многих священных писаниях, не только в Библии.

00:51:06 В Ведах то же самое – когда Камса узнал, что где-то в Матхуре родился Кришна, он предполагал, что убьет Кришну, когда в тюрьме убивал детей Дэваки, своей сестры. Но он услышал голос провидения, что младенец, который должен убить его, родился в другом месте, и тогда Камса отдал этот жуткий приказ, убивать всех рожденных младенцев, в его царстве Таматхура, и окрестные села. Такова материальная жизнь. Люди, далекие от преданного служения, далекие от духовной чистоты идут на все, на любые преступления ради того, чтобы сохранить свою власть, жизнь, и так далее. Случайно или нет, я думаю, что все это не случайно.

00:52:04 Все эти эпизоды, описываемые в священных писаниях – казалось бы, разные традиции, библейская традиция, ведическая традиция, говорят об одном и том же. Потому что истина едина. Разные истории, разные эпохи, но философия Библии, особенно наставление Иисуса Христа в Новом завете абсолютно полностью соответствует наставлениям господа Кришны, особенно господа Чайтаньи, когда он жил 500 лет назад. И я говорил, он считается последним воплощением Кришны в нашу эпоху, в Кали-югу. Например, заповедь Иисуса Христа возлюбить господа всем сердцем, всей душой, всем разумением своим, возлюбить ближнего, как самого себя, в точности соответствует наставлениям господа Чайтаньи.

00:53:00 Вот такой ответ я могу дать вам, Татьяна.
(ведущая): Спасибо большое вам, Владимир Георгиевич, за ответы на вопросы наших радиослушателей. С нетерпением будем ждать встречи с вами на следующей неделе. Всего вам доброго, до новых встреч!
(Критский В.Г.): До свидания!
(ведущая): До свидания!
(звучит отбивка, голос ведущей): Аюрведа радио.

транскрибирование: Денис Суволокин | 01 января 2013