Глава 18 стихи 13-25
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 [Ведущая] Мы начинаем наш прямой с Владимиром Георгиевичем Критским «Обзор различных систем йоги по Бхагавад-гите», а также ответы на вопросы по Ведической культуре и философии. Не стесняемся – присылаем вопросы. Чат в Скайпе у меня всегда активен, и почтовый адрес наш напоминаю: ayurvedaradio@mail.ru. Мы сегодня будем продолжать изучать Бхагавад-гиту, 18-ю главу. Добрый день, Владимир Георгиевич!
[Критский В.Г.] Здравствуйте, Наталья! Итак, здравствуйте, дорогие друзья! Хочу вначале, чтоб не забыть, поздравить всех с наступающим Новым Годом, потому что по плану это наша последняя передача в уходящем 2008-м году, и пожелать всем радиослушателям здоровья, счастья, успехов и в личной, и в духовной жизни. Мы с вами в позапрошлой передаче закончили изучать 17-ю главу «Разновидности веры», которая отвечает на вопрос, почему в мире существует много разных религий? И истинная вера, как вы помните, - это вера в Верховную Личность Бога, Абсолютную Истину, Источник всего мироздания, которое, несмотря на разные традиции и разные имена, едина. И в прошлый раз мы начали последнюю, 18-ю главу Бхагавад-гиты, называемую «Совершенство отречения», которая подводит итог, обобщает всё знание Бхагавад-гиты. Мы закончили на 12-м стихе. Да, я ещё раз прочитаю: «Тому, кто не достиг ступени отречения, после смерти придётся пожинать плоды своего труда - желанные, нежеланные и смешанные. Те же, кто ведёт жизнь в отречении, не будут ни наслаждаться результатами своей деятельности, ни страдать из-за них».
00:02:07 И смысл этого стиха таков, что человек, отречённый от материального мира, то есть отречённый от плодов своего труда, обладающий духовным сознанием, всегда находится в освобождённом состоянии, то есть он не испытывает материальных реакций на свои поступки, которые привязывают нас к материальному миру. Он поднимается над двойственностью добра и зла, счастья и несчастья, страданий и наслаждений, и ощущает духовное блаженство. И далее, стих 13-й: «Господь Кришна сказал: «О могучий Арджуна! Согласно Веданта-сутре существует пять факторов, определяющих любую деятельность…» Здесь, мы видим, Господь Кришна рассматривает Веданта-сутру, которая является квинтэссенцией Ведической философии, и которая признаётся всеми философскими школами Ведических традиций. Комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Резонно спросить: если за всякое совершенное нами действие, мы получаем ту или иную реакцию, то почему человек, обладающий сознанием, не наслаждается и не страдает, пожиная плоды своего труда? Отвечая на этот вопрос, Господь цитирует Веданта-сутру. Он говорит, что всякая деятельность определяется пятью факторами, которые необходимо учитывать, чтобы достичь успеха. Санкхйа - это древо знания, а Веданта - его вершина, таковой её считают все великие ачарьи. Даже Шанкарачарья назвал Веданта-сутру вершиной духовного знания, и мы должны всегда обращаться к этому авторитетному источнику.
00:03:52 Высшая власть принадлежит Сверхдуше. Как сказано в Бхагавад-гите, Сверхдуша побуждает каждое живое существо действовать, напоминая ему о его действиях в прошлой жизни. А деятельность, совершенная в сознании Бога по указанию Сверхдуши, не приносит человеку реакций ни в этой жизни, ни в следующей». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. Стих 14-й: «Место действия (тело), личность, совершающая действие, органы чувств, всевозможные усилия, и, наконец, Сверхдуша – таковы пять факторов всякой деятельности». Итак, здесь Господь Кришна приводит глубокие философский анализ, который заимствуется из Веданта-сутры. И перечисляет, из каких элементов складывается деятельность в материальном мире. Начиная с самой личности, её тела, состояния чувств в момент совершения действий, усилий, и, наконец, самого Всевышнего Господа в форме Сверхдуши. Нетрудно видеть, что эта часть 18-й главы по сути кратко обобщает знание первых шести глав Бхагавад-гиты, называемых «Карма-йога» на более высоком философском уровне. Комментарий: «Душа, находящаяся в теле, действует, чтобы наслаждаться результатами деятельности, поэтому её называют совершающей действия. О том, что душа обладает знанием и действует, говорится в Ведах. (Прашна Упанишад). То же самое подтверждает Веданта-сутра в стихах 2.3.18 и 2.3.33. Орудиями действия являются чувства, посредством которых душа совершает разнообразные действия. Каждое действие требует определённого усилия. Однако, все действия зависят от воли Господа, который в аспекте Сверхдуши пребывает в сердце каждого существа как его друг».
00:05:56 «Верховный Господь - причина всех причин. Поэтому тот, кто действует в сознании Кришны под руководством Сверхдуши в сердце, естественным образом не запутывается в сетях кармических реакций. Человек, полностью развивший в себе духовное знание, в конечном счете не несет ответственности за совершенные им действия. Все зависит от высшей воли, Сверхдуши, Верховной Личности Бога». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады к 14-му стиху. Стих 15-й: «Всякое действие, праведное или неправедное, которое человек совершает телом, умом или речью, определяется этими пятью факторами». Комментарий: «Очень важными в данном стихе являются слова «праведное» и «неправедное». Праведной называют деятельность, совершаемую в соответствии с указаниями Священных писаниЙ, а неправедной - ту, которая противоречит им. Однако любое действие является может произойти только при наличии вышеназванных пяти (факторов)…[обрыв звука] Стих 15-й: «Поэтому того, кто считает себя единственным исполнителем действий и не учитывает этих пяти факторов, неслишком разумен и не способен видеть вещи такими, как они есть». Комментарий: «Глупец или невежда не понимает, что Сверхдуша, находясь в его сердце, направляет все его действия. Хотя место, деятель, усилие и органы чувств являются материальными причинами всякого действия, но его высшая причина - это Сверхдуша, Верховная Личность Бога. Поэтому мы должны видеть не только четыре материальных фактора, но высшую действенную причину всех происходящих процессов. Тот, кто не видит Всевышнего, считает себя исполнителем своих действий». Это комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.
00:08:06 Стих 17-й: «Тот, чьи действия не продиктованы ложным эго, чей разум чист и свободен, даже убивая, не совершает убийства и не запутывается в сетях материальной деятельности». Комментарий: «В этом стихе Господь объясняет Арджуне, что его отказ от участия в битве продиктован ложным эго. Считая себя исполнителем своих действий, Арджуна не учитывал волю Всевышнего, находящегося изнутри и снаружи. Тому, кому известны орудия деятельности, кто знает, что он совершает только действия, санкционированные высшим авторитетом, Верховной Личностью Бога, достигает совершенства на любом поприще. Такой человек никогда не попадет в иллюзию. Деятельность, которую выполняет человек самостоятельно, и чувство ответственности, которое он при этом испытывает, являются результатом влияния ложного эго, атеистических убеждений или отсутствия духовного знания. Каждый, кто действует в духовном сознании, выполняя указания Сверхдуши, Верховной Личности Бога, даже убивая, не совершает убийства и никогда не страдает от последствий своего поступка. Когда солдат убивает по приказу офицера, он не несет за это уголовной ответственности. Однако, убив кого-то по собственному усмотрению, человек подлежит суду». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. Ну это достаточно интересный острый момент. Кришна говорит, что даже совершая убийство, человек не несёт за это ответственности, если он выполняет указание высшего авторитета. И Прабхупада приводит очень яркий и простой пример солдата на войне.
00:10:01 На войне совершаются тысячи убийств, и совершенно иногда незаслуженных, несправедливых, бессмысленных, как недавний конфликт в Южной Осетии, но никто никогда не пытается осудить солдат, которые совершали убийство и которые реально являлись исполнителями, а осуждают командиров, руководителей страны, которые завязали этот конфликт. Они несут ответственность за совершённые действия. Вот это вот простой наглядный пример, который поясняет вот эти стихи Бхагавад-гиты. Стих 18-й: «Знание, предмет познания и тот, кто обладает знанием - таковы три фактора, мотивирующие деятельность, а чувства, действия и их исполнитель являются её составляющими». Это немного сложный стих, но Бхактиведанта Свами его далее разъясняет. Разумеется, чтобы разобраться в этих философских вопросах, иногда требуется взять в руки книгу, и посидеть, и подумать над ними. Комментарий Бхактиведанты Свами: «У всякой деятельности есть три стимула: знание, предмет познания и субъект познания, то есть личность. Орудия деятельности, сами действия и их исполнитель являются составляющими деятельности. Любая деятельность, которой занимаются люди в материальном мире, состоит из перечисленных элементов. Прежде чем человек начнет действовать, у него должен появиться стимул, который называется вдохновением. Решение, принятое до начала действий, является тонкой формой деятельности. Затем оно принимает форму конкретных действий. Их предваряет психологический процесс размышления, ощущения и желания, которые в совокупности составляют стимул деятельности.
00:12:00 Точно так же стимулом деятельности являются наставления, которые человек получает из Священных Писаний или слушая указания духовного учителя. При наличии стимула и исполнителя действий начинается сам процесс деятельности, осуществляемый посредством чувств и ума, который является центром всех чувств». Это комментарий Бхактиведанты Свами. Стих 19-й: «Три гуны материальной природы определяют три вида знания, действий и их исполнителей. Сейчас Я расскажу тебе о каждом из них». Комментарий: «В четырнадцатой главе было подробно рассказано о трех гунах материальной природы. Там говорилось, что гуна благости озаряет человека светом знания, гуна страсти побуждает его заниматься материальной деятельностью, а гуна невежества делает его ленивым и вялым. Все гуны привязывают нас к материальному миру, и ни одна из них не может быть источником освобождения. Даже находясь в гуне благости, человек продолжает оставаться в обусловленном состоянии. В 17-й главе шла речь о различных видах поклонения, к которым прибегают люди, находящиеся в разных гунах материальной природы. В данном стихе Господь говорит, что теперь Он хочет рассказать Арджуне о трех видах знания, трех типах деятельности и её исполнителей, связанных с тремя гунами материальной природы». Это комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады к 19-му стиху. Стих 20-й: «Знание, которое позволяет человеку видеть единую духовную природу всех живых существ, несмотря на многообразие их видов и форм, следует считать знанием в гуне благости».
00:14:00 Комментарий: «Тот, кто видит духовную душу в каждом живом существе, будь то полубог, человек, животное, зверь или птица, рыба или растение, обладает знанием в гуне благости. Хотя живые существа получают разные типы материальных тел, в зависимости от их прошлой деятельности, в каждом из них имеется одинаковая духовная искра. Как сказано в 7-й главе, жизненная сила, находящаяся в каждом из материальных тел является частью высшей природы Верховного Господа. Поэтому тот, кто видит одну высшую природу, одну жизненную силу во всех материальных телах, обладает видением в гуне благости. Эта энергия жизни является вечной, в отличие от бренных материальных тел. Разница между живыми существами определяется различными типами их материальных тел; в силу многообразия форм материального обусловленного существования, жизненная сила кажется разделенной на множество частей. Такое осознание безличного аспекта Всевышнего является одним из этапов процесса самоосознания». Это комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. И я от себя добавлю: знание, которое позволяет человеку видеть единую духовную природу всех живых существ, несмотря на всё многообразие их форм, считается знанием в гуне благости. Душа одинакова во всех телах, но имеет индивидуальные особенности. Как, например, капли дождя имеют единую природу воды, но в то же время свои индивидуальные особенности, как то размер, форму, и так далее. Поэтому Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет, что осознание безличного аспекта Всевышнего является одним из этапов процесса духовного самоосознания.
00:15:55 Так это и есть понимание единой духовной природы всех живых существ. Это небольшое добавление к 20-му стиху, теперь стих 21-й: «Знание, обладая которым, человек видит, что в каждом теле находятся разные живые существа, является знанием в гуне страсти». Комментарий: «Представление о том, что живое существо неотлично от материального тела, и что с разрушением тела разрушается и сознание, называется знанием в гуне страсти. Тот, кто обладает им, считает, что материальные тела отличаются друг от друга в зависимости от степени развитости сознания и не признает существования души, являющейся источником сознания. Такие люди отождествляют тело с душой и отрицают существование души вне тела. Они утверждают, что сознание является временным, или же, отрицая существование индивидуальных душ, говорят о вездесущей душе, которая исполнена знания, и что это тело является лишь временным проявлением невежества. Некоторые из них считают также, что вне тела нет ни индивидуальной, ни высшей души. Все эти представления являются результатом влияния гуны страсти». Это комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. Стих 22-й: «А то знание, которое привязывает человека к одному определённому виду деятельности, заставляя его считать единственным и неповторимым, которое скрывает от человека истину, чрезвычайно скудно, называется знанием в гуне невежества».
00:17:47 Комментарий: «Так называемое знание, которым обладают обыкновенные люди, - это знание в гуне невежества, ибо каждое живое существо появляется на свет в этой гуне. Знание того, кто не следует предписаниям Священных Писаний и указаний авторитетов, ограниченно рамками материального тела. Такой человек не собирается действовать в соответствии с предписаниями высших авторитетов. Для него Бог – это деньги, и он считает, что знание необходимо только для того, чтобы удовлетворять потребности своего тела. Такое знание не связано с Абсолютной Истиной. Оно похоже на знание, которым обладают животные: о том, как есть, пить, спать, защищаться и совокупляться. В данном стихе подобное знание называется порождением гуны невежества. Иными словами, знание о духовной душе, трансцендентной к материальному телу, называют знанием в гуне благости; знание, порождающее множество теорий и доктрин, основанных на материалистической логике и философских рассуждениях, является знанием в гуне страсти, а знание, содержащее информацию только о том, как окружить себя телесным комфортом - это знание в гуне невежества». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады к 22-му стиху. Стих 23-й: «Деятельность, выполняемая в соответствии с указаниями Священных Писаний, совершая которую, человек не испытывает привязанности, любви или ненависти, а также желания наслаждаться её плодами, является деятельностью в гуне благости».
00:19:32 Комментарий: «Деятельность, связанная с выполнением обязанностей, предписанных тому или иному социальному или духовному укладу общества; деятельность, совершая которую, человек не испытывает привязанности, не считает себя собственником её результатов и потому не испытывает ни любви, ни ненависти; деятельность, совершаемая ради удовлетворения Всевышнего, а не собственных чувств, является деятельностью в гуне благости». Это комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. Стих 24-й: «Однако деятельность, требующую огромных усилий, направленную на удовлетворение собственных чувств и выполняемую из ложного эгоизма, называют деятельностью в гуне страсти». 25-й стих: «Деятельность, совершенная в иллюзии, в нарушение указаний Священных Писаний, без учета её отрицательных последствий, которая связана с насилием и причиняет страдания другим живым существам, считается деятельностью в гуне невежества». Комментарий: «Каждому из нас придется когда-то держать ответ за совершенные действия перед государством или перед посланцами Всевышнего Господа, которых называют Ямадутами. Безответственные действия обладают разрушительной силой, ибо совершаются в нарушение предписаний Вед. Такая деятельность часто связана с применением насилия и страданий другим живым существам. Эта безответственная деятельность совершается исключительно на основе личного опыта, и её называют иллюзорной. Подобного рода иллюзорная деятельность является порождением гуны невежества». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады к 25-му стиху, и на этом мы остановимся сегодня…
00:21:31 На сегодня читать стихи 18-й главы [неразборчиво] 26-го стиха, и сейчас я предлагаю присылать вопросы на наш сайт. Напоминаю, что в эфире передача «Обзор систем йоги по Бхагавад-гите»
[Ведущая] Владимир Георгиевич, у нас есть 3 вопроса, и, кажется, поступил ещё один, но я его ещё не успела прочитать. Можно начинать?
[Критский В.Г.] Да, пожалуйста.
[Ведущая] Хорошо: «Для чего нужен столь подробный аналитический обзор материальной деятельности?»
[Критский В.Г.] Да, действительно, 18-я глава является завершением всей Бхагавад-гиты и завершением последнего, 3-го раздела, который, как вы помните, называется «Гьяна-йога», то есть как бы «йога знания». И хотя в других главах тоже есть какие-то абстрактные философские вещи, но в этом плане 18-я глава особенно выделяется, в ней Кришна приводит отдельный фрагмент из Веданта-сутры, который является в этом плане ну как бы наиболее таким изысканным философским трактатом. И Бхактиведанта Свами неслучайно вначале пишет, что по сути-то Бхагавад-гита завершается в 17-ти главах, и 18-я глава даёт такой обзор всех вопросов Бхагавад-гиты на высоком философском уровне, и принципиально новых моментов здесь особенно нет. Для обычных людей, в общем-то, это ну некая как бы вот сладкая начинка, или пирожное, без которого можно обойтись.
00:23:21 Все принципиальные вещи разобраны в предыдущих главах Бхагавад-гиты, и кратко квинтэссенция Бхагавад-гиты в том, что преданное служение Верховной Личности Бога – это вершина совершенства любой человеческой жизни, любой человеческой деятельности, которая даёт человеку высшее совершенство. А здесь, в 18-й главе даётся достаточно такой подробный, глубокий философский анализ различных элементов материальной жизни, материальной деятельности, который нужен для людей вот с таким философским складом ума, которые называются гьяни, философы, для которых сама идея бхакти слишком проста. Вот есть такое выражение, что гениальное всегда просто. Так вот знание, которое даёт Кришна в Бхагавад-гите, - в принципе, достаточно просто. Вот мы его с вами изложили буквально в трёх-четырёх словах, что бхакти – это истинная природа, духовная природа живого существа, это природа преданности и любви к Верховной Личности Бога, поскольку мы являемся его неотъемлемыми составными частицами. Идея очень проста, то есть понятна каждому. Но для людей научного склада ума это кажется слишком просто. Они не могут себе представить, что Высшая Истина столь проста. И для них есть специальные разделы Вед, который вот и называются «гьяна-йога», это вот Упанишады и особенно Веданта-сутра. Вот так я могу кратко ответить на этот вопрос, но могу вас заверить, что в конце 18-й главы будет очень красивый поэтический финал, и там, я думаю, вы не будете разочарованы. Таков ответ.
00:25:22 [Ведущая] Я зачитаю второй вопрос: «Вопрос по книге Шри Ишопанишад, стих первый: «Довольствуйся тем, что выделено тебе как твоя доля и не посягай на большее». Вопрос: как узнать, что есть моя доля, и когда она полностью проявится?»
[Критский В.Г.] Да, действительно, Шри Ишопанишад начинается вот этим удивительным афоризмом: «Всё живое и неживое во Вселенной принадлежит Всевышнему Госопду и находится в Его владении, поэтому каждый должен брать только то, что ему необходимо, что выделено как его доля, и не посягать ни на что другое, хорошо зная, кому это принадлежит». И часто люди задают вопрос: «А как знать, какова твоя доля?» Ну, знать это не так сложно, как может показаться. Тут нет каких-то сверхзаумных рецептов. То, что человек получает естественным путём; то, что ему принадлежит; то, что он, так сказать, получает или от своих родителей, или он получает в виде там какого-то дохода на работе, то есть получает законным путём. Это выделено ему как его доля. Разумеется, это только внешний, такой как бы материальный аспект этого понятия. На самом деле, мы знаем, что сам этот афоризм Шри Ишопанишад начинается, что всё живое и неживое принадлежит Всевышнему Господу. То есть, на самом деле даже то, что мы получаем; то, что принадлежит нам по праву с материальной точки зрения - в высшем смысле тоже собственность Бога. И поэтому мы это должны использовать в служении Ему. Вот в этом хитрость, ключ к успеху в духовной жизни.
00:27:10 То, что мы имеем не только какие-то материальные богатства, но и наш опыт, наши знания, разум мы должны использовать в служении Богу. И тогда вот это будет как бы полное предание себя Богу и Господь будет нами доволен. Вот так я могу ответить на данный стих, что хотя он простой, но есть как бы разные уровни, есть поверхностный уровень – вот как бы с материальной точки зрения – то, что нам принадлежит. Есть глубинный духовный уровень, что мы должны понимать, что всё то, что мы имеем, получаем – это есть определённая милость, дар Верховной Личности Бога, и использовать это в служении Ему. Вот таков ответ
[Ведущая] Есть комментарии от слушателя, видимо, почитав или послушав очень интересную передачу на радио: «Вот какая мысль у меня пришла: Кришна, которого воспевают, был обычным человеком, но с хорошим накопленным запасом из поколения в поколения энергии, которая пошла в голову и другие физические способности, а былинники речистые помогли, и, естественно, он всех удивлял, и все были довольны, ибо от хорошего человека всем хорошо».
[Критский В.Г.] Да, это интересный комментарий. Но Кришна был не обычным человеком, и Он доказал свою необычность во многих случаях. Когда Он, скажем, жил во Вриндаване ещё мальчиком, Он поднял огромный холм Говардхана. Он убивал огромных демонов могучих, с которыми не могли справиться воины. У Него было очень много сверхчеловеческих деяний, о которых говорится вот в Ведической литературе.
00:29:04 Разумеется, так сказать, люди неверующие могут считать, что это всё преувеличения, какие-то метафоры, но если мы принимаем авторитет Вед, Ведического знания, то мы понимаем, что Кришна – это не обычный человек, которого воспели речистые былинники, к это именно вот Верховная Личность Бога. Вот так я могу от себя добавить.
[Ведущая] Есть ещё один вопрос, прислала нам его Галина из Риги: «Чем больше я слушаю лекции по Аюрведе, чем больше я узнаю, как правильно жить, тем больше я не люблю себя, тем тяжелее мне общаться с людьми. Я совсем запуталась. И ещё: я совсем не умею общаться с Богом, не знаю имён Бога и как это надо делать. Наверное, я на перепутье, на большом жизненном перекрёстке. Очень нуждаюсь в совете. Благодарю».
[Критский В.Г.] Спасибо, Галина, за ваш вопрос. Дело в том, что каждый человек на определённом этапе своего жизненного пути находится примерно в таком же затруднении, на таком же перепутье, как и вы, когда он убеждается, что его попытки обрести счастье через материальную жизнь безуспешны, несмотря на все усилия, ничего ему не дают. И человек начинает поиск, поиск духовной жизни. Вот это было со мной 28 лет назад, и я в конце концов нашёл Бхагавад-гиту, начал её читать. С этого начался, так сказать, мой духовный путь, и я постепенно получил ответы на свои вопросы.
00:31:03 Ну, я так полагаю, что изучая Бхагавад-гиту, вы найдёте ответы на ваши вопросы. То есть, Бхагавад-гита – это уникальная книга, которой увлекались величайшие умы в истории человечества. Вот из, скажем, известных вам – Лев Николаевич Толстой, многие учёные читали Бхагавад-гиту, Эйнштейн её цитировал, и так далее. Это уникальное произведение, оно рассказано Верховной Личностью Бога, из неё вы узнаете, каковы имена Бога, Сам Бог её рассказывает, Его имя нам известно: Кришна. И Арджуна… Сам сюжет Бхагавад-гиты таков, что вначале Бхагавад-гиты Арджуна, великий воин и преданный Господа, оказался в затруднении, он не знал, что ему делать, он тоже находился на перепутье. С одной стороны он должен был сражаться за правое дело, за восстановление справедливости, но ему приходилось сражаться со своими друзьями и родственниками. И это была проблема посложнее нашей с вами. То есть, это была действительно сложная ситуация, но Господь Кришна оказался рядом. Он был на колеснице вместе с Арджуной, и Он, собственно, помог ему разрешить эту ситуацию. И вот в качестве своего, так сказать, разъяснения Кришна поведал ему Бхагавад-гиту. То есть, подобно тому, как Бхагавад-гита помогла Арджуне освободиться от иллюзии и понять, в чём его долг, я думаю, что она поможет и вам. Читайте, пожалуйста, Бхагавад-гиту, это уникальная книга. Я не знаю другой такой, которая могла бы с ней сравниться. Вот.
00:32:58 Если вам будут какие-то вещи непонятны, конечно, лучше обратиться к каким-то более опытным наставникам, или к духовному учителю, если у вас будет такая возможность. Насколько я знаю, в Риге есть последователи Ведической культуры. По крайней мере, Олег Геннадиевич Торсунов ни раз туда ездил с лекциями. И я уверен, что если вы напишете на радио Аюрведа, вам, я думаю, пришлют адрес центра Ведической культуры в Риге. Я просто не был там, я не знаю… Думаю, что вот если вы обратитесь, напишете вот на радио Аюрведа, вам ответят и подскажут, к кому можно обратиться, чтобы вам, как бы так сказать, никуда не ездить. Так я могу ответить.
[Ведущая] Чтоб не потеряться, да. Пишите, а я поищу. Вопрос такой ещё есть: «Лучше зёрна Рудракши следует нанизывать на белую нить. Носящий Рудракшу не должен употреблять дурманящие вещества, мясо, чеснок, лук, морковь и прочие им подобные запрещённые виды пищи. У каждого человека должна быть своя собственная Рудракша. Её нельзя никому давать, так как существует энергообмен между Рудракшей. Поэтому носящему Рудракшу нельзя есть морковь. Разве это невежественный продукт?», - спрашивает слушательница. Если честно, я даже не знаю, что такое рудракша.
[Критский В.Г.] Рудракша, насколько я знаю, - это чётки, на которых читают святые имена последователи Господа Шивы, и она сделана из специальных плодов, которые очень любит Господь Шива. То есть, я немножечко, как бы так сказать, слышал об этом. Но поскольку я всё-таки не специалист, не квалифицирован, почему нельзя носящим Рудракшу есть морковь – это я ответить не могу. Заранее извиняюсь.
00:35:01 [Ведущая] Я тогда следующий вопрос зачитаю (аже много их тут в одном сообщении): «Когда придёт Калки (воплощение Бога) – что об этом сказано в писаниях, какие признаки этого события, астрологи установят рождение божественного младенца, или нет?
[Критский В.Г.] Ну, говорится в Ведах, что Калки-аватар приходит в конце Кали юги. Кали юга началась 5000 лет назад, длится 432000 лет, то есть до конца ещё много времени, на наш с вами век хватит. Сейчас мы видим признаки наступления Кали юги, что как бы у людей теряется интерес к духовному знанию, растут пороки в обществе, преступность, наркомания, проституция. В Ведах говорится, что к концу Кали юги всё это возрастёт ещё во много раз. То есть, явление Калки-аватара – это уже будет как бы финальная, так сказать, часть вот этого материального творения, когда Калки-аватар будет убивать демонов, которые уже будут преобладать к концу Кали юги. В этой Кали юге в самом начале должен быть Золотой Век длиной в 10000 лет, который сейчас начался, и в этот Золотой Век должна быть восстановлена духовная традиция, Ведическая духовная культура. Ну, может быть, не в полной мере, конечно; не так, как в Ведическую эпоху. Но, по крайней мере, мы видим, что Ведическое знание сейчас распространяется по всему миру, и сотни тысяч людей начинают этим интересоваться не только в Индии, но и за её пределами. Значит, теперь другие ваши вопросы: каковы признаки этого события и как там астрологи установят рождение божественного младенца – к сожалению, я не могу ответить.
00:37:01 Это нужно спросить у астрологов, у нас здесь выступают на радио Аюрведа астрологи. Можно у них спросить, как они собираются решить эту проблему с Калки-аватаром. Так я могу ответить.
[Ведущая] Я почему-то себе представляла Калки-аватара – это просто вот даже не младенец, а среди ясного неба вдруг гром, тучи и явление вот этого вот большого, могучего существа, ну и он продолжает даже свою просто работу выполнять. Ну и… что его там, астрологов напрягать? [смеётся ведущая]
[Критский В.Г.] Наталья, дело всё в том, что история показывает, что не так…
[Ведущая] Не так?
[Критский В.Г.] …что все воплощения Господа, начиная с Господа Кришны, Господа Чайтаньи, Господа Рамачандры, или великих преданных, Иисуса Христа, там, и других – все они рождались на Земле как обычные люди, и поэтому не все даже понимали их божественное происхождение. Поэтому вопрос достаточно тонкий, глубокий. Скорее всего, Калки-аватар появится как обычный человек, но затем, когда он вырастет, он проявит свою божественную силу и осуществит свою миссию. Вот, я так представляю, потому что именно так было всегда. Вот так Господь является внешне как обычный человек.
[Ведущая] Ну а вам, как человеку, вещающему авторитетные знания и опирающемуся на Священные Писания, я доверяю. Это уже мои как бы такие сказочные мысли о том, что будет… [смеётся ведущая]
[Критский В.Г.] Что Калки-аватар с неба, так сказать, да, спустится на коне? [смеётся с ведущей]
[Ведущая] Ну не то, чтобы с неба, прям. Да, как вихрь ураганный налетит… Я почему-то как в фильме всё это дело представила. Ну таково моё воображение.
[Критский В.Г.] Ну да.
[Ведущая] Вот, ну что? На этом у нас вопросы счерпаны, слушатели были внимательны и то, что хотели спросить, насегодня спросили. Спасибо большое вам, Владимир Георгиевич, что были с нами.
00:38:56 [Критский В.Г.] Спасибо, Наталья. И я хочу ещё раз поздравить всех наших слушателей с наступающим Новым Годом 2009-м, пожелать всем всего самого наилучшего, и до новых встреч в следующем году.
[Ведущая] До новых встреч! Будем с нетерпением ждать, когда вы к нам вновь вернётесь, но уже в новом 2009-м годом. С новым счастьем и с новым… ммм, знанием. Я думаю так. Всего доброго, до свидания!
[Критский В.Г.] Спасибо, всего хорошего!