Вселенская форма Господа

Аюрведа радио - 14 March 2008
Краткий обзор главы «Богатство Абсолюта». Избавление от иллюзий. Господь открывает себя. Множество чудес вселенской формы Господа. Особое зрение. О методах духовного осознания. Ответы на вопросы. Зачем Господь являет себя на Земле? Является ли донорство пожертвованием в благости? Как и где лучше всего молиться? Почему в храмах особенная атмосфера? О лунной и солнечной цепи ученической преемственности. Что имеется в виду под утверждением «Бога никто никогда не видел», приведённом в Библии? Кем является Господь Шива?
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:43:11 | качество: mp3 24kB/s 7 Mb | прослушано: 89 | скачано: 222 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:14 Ведущая: Дорогие радиослушатели, мы наконец-то установили связь с Владимиром Георгиевичем Критским, и сейчас у нас семинар «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гитеˮ», а также ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Уважаемые радиослушатели, не стесняйтесь, присылайте свои вопросы, если вам что-то не понятно, давайте разберемся вместе. В прямом эфире Владимир Георгиевич Критский. Здравствуйте, Владимир Георгиевич.

Краткий обзор главы «Богатство Абсолюта»

00:00:42 Критский В.Г.: Здравствуйте, Наталья. Я напомню, что прошлый раз мы с вами завершили главу 10 под названием «Вибхути-йога, или «Богатство Абсолюта». Главные идеи главы 10 таковы: Арджуна хочет понять всепроникающую природу Верховной Личности Бога Господа Кришны. Для чего? Во-первых, есть определённый философский, познавательный интерес. Что такое Бог? Кто такой Бог? И ещё важнее: как нам нужно помнить о Боге, как медитировать на Него? Проще всего это делать на Его проявления в материальном мире, собственно, в этом смысл главы 10.

00:01:27 Нам легче всегда думать о том, что нам известно, знакомо, в чем у нас есть какой-то опыт, какое-то впечатление. И смысл названия главы «Вибхути-йога» то есть «Богатство Абсолюта» в том, каким образом человек может, медитируя на богатства Абсолюта, совершать йогу, то есть духовно прогрессировать и развиваться. Эта медитация на богатства Бога благоприятная для духовной жизни, в отличие от медитации на свои собственные богатства. И некоторые красивые стихи из главы 10, которые отражают её сущность, мы ещё раз с вами прочитаем.

00:02:11 Арджуна сказал: «О Кришна, пожалуйста, расскажи мне о своих божественных проявлениях, которыми Ты пронизываешь эти миры. О высший мистик, как мне думать о Тебе и как постичь Тебя? В каких из Твоих многочисленных проявлений я должен помнить о Тебе, о Верховная Личность? О Джанардана, прошу Тебя, расскажи о своем мистическом могуществе, ибо чем больше я слушаю Тебя, тем сильнее жажду слушать нектар Твоих речей».

00:02:40 Господь Верховная Личность Бога сказал: «Хорошо, о Арджуна, Я поведаю тебе о своих ослепительных проявлениях, но лишь о самых главных из них, ибо Моё богатство неизмеримо».

00:02:52 И далее мы читали удивительную серию стихов главы 10, в которой Господь Кришна перечисляет свои наиболее яркие проявления в материальном мире. И мы продолжим со стиха, на котором остановились, это последний стих главы 10:

00:03:09 «Но что за нужда, о Арджуна, в таком подробном описании? Одной своей ничтожной частицей Я пронизываю и поддерживаю всю Вселенную».

Избавление от иллюзий

00:03:20 И вот теперь мы с вами начнем читать главу 11, которая называется «Вселенская форма». Стихи этой главы ещё более загадочные и мистические, я по мере сил буду давать какие-то разъяснения. Что такое вот эта вселенская форма? Мы с вами попытаемся постепенно понять это в процессе чтения стихов и комментариев Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:03:47 Стих первый:
अर्जुन उवाच
मदनुग्रहाय परमं गुह्यमध्यात्मसंज्ञितम् ।
यत्त्वयोक्तं वचस्तेन मोहोऽयं विगतो मम ॥ १ ॥

arjuna uvāca
mad-anugrahāya paramaṁ
guhyam adhyātma-saṁjñitam
yat tvayoktaṁ vacas tena
moho ’yaṁ vigato mama

«Арджуна сказал: „Я выслушал Твои наставления по самым сокровенным полным вопросам, и мои иллюзии рассеялись».

00:03:58 Когда человек узнает о существовании Абсолютной Истины, Верховной Личности Бога, то каждый новый вопрос для него становится сокровенным, даже вопрос о вечности души. Поскольку это знание нематериально, его не изучают в университетах, то оно автоматически становится сокровенным.

00:04:20 Мы с вами уже говорили, что вопрос о вечности души не является столь уж сокровенным, поскольку этому есть тысячи объективных научных подтверждений. Но особое место занимает вопрос о природе Абсолютной Истины, о которой у нас нет объективных, научных данных, но, естественно, мы хотим это понять. Поэтому особую роль играют откровения священных писаний. В дальнейшем мы с вами увидим, что сама вселенская форма также не является очень уж сокровенным понятием, но на данном этапе для Арджуны это знание очень сокровенно.

00:05:02 И теперь мы с вами прочитаем небольшой комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады к этому стиху: «Эта глава рассказывает о Кришне как о причине всех причин. Он является причиной даже Господа Махавишну, из тела которого выходит материальная вселенная. Господь Кришна – источник всех воплощений, всё это станет окончательно ясно из последней главы „Бхагавад-гитыˮ. Здесь Арджуна заявляет, что он уже освободился от чар иллюзий, это значит, что он уже не считает Кришну обычным человеком, своим другом, но принимает Его как источник всего сущего.

00:05:39 Арджуна получил духовное знание и счастлив от того, что у него столь великий друг, как Кришна. Однако он думает также о других, кто в отличие от него не верит в то, что Кришна – источник всего сущего. И чтобы проявить таким людям божественную природу Господа Кришны, он просит Его показать вселенскую форму. Того, кто видит вселенскую форму Кришны, тотчас же охватывает страх, как это и было с Арджуной. Но Кришна столь милостив, что, показав эту форму, Он снова принимает свой изначальный, двурукий, облик».
Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:06:22 Стих 2:
भवाप्ययौ हि भूतानां श्रुतौ विस्तरशो मया ।
त्वत्त: कमलपत्राक्ष माहात्म्यमपि चाव्ययम् ॥ २ ॥

bhavāpyayau hi bhūtānāṁ
śrutau vistaraśo mayā
tvattaḥ kamala-patrākṣa
māhātmyam api cāvyayam

«О лотосоокий, услышав Твой рассказ о появлении и исчезновении всех живых существ, я постиг безграничность Твоего величия».

00:06:34 Комментарий: «Арджуна называет Кришну лотосооким, поскольку глаза Кришны напоминают листки лотоса. Арджуна исполнен радости, поскольку в предыдущей главе Кришна рассказал ему, каким образом Он создает, поддерживает и уничтожает материальный мир лишь одной своей крохотной частицей. Арджуна также знает, что, будучи причиной возникновения и разрушения материального проявления, Кришна тем не менее отстранен от него. Таково непостижимое могущество Кришны, которое открылось Арджуне».

Господь открывает себя

00:07:09 Стих 3:
एवमेतद्यथात्थ त्वमात्मानं परमेश्वर ।
द्रष्टुमिच्छामि ते रूपमैश्वरं पुरुषोत्तम ॥ ३ ॥

evam etad yathāttha tvam
ātmānaṁ parameśvara
draṣṭum icchāmi te rūpam
aiśvaraṁ puruṣottama

«О величайшая личность, о Всевышний Господь, хотя я вижу Тебя в Твоем изначальном облике, я хочу увидеть, как Ты входишь в космическое проявление. Я хочу увидеть этот Твой чудный образ, о котором Ты мне поведал».

00:07:29 Комментарий: «Господь Кришна сказал Арджуне, что материальная вселенная возникла и существует благодаря тому, что Господь вошел в нее в одном из своих личностных проявлений. Арджуну воодушевляет изначальный, человекоподобный, образ Кришны, но чтобы убедить тех, кто в будущем может считать Кришну обычным человеком, Арджуна захотел увидеть Его вселенскую форму и понять, как Господь действовал во вселенной, оставаясь к этому непричастным.

00:08:00 Господь находится в сердце самого Арджуны, поэтому Он знает о его желании. Он понимает, что желание Арджуны увидеть вселенскую форму вызвано не просто любопытством, поскольку Арджуна полностью доволен созерцанием Кришны в том облике, который он перед собой видит. Господь понимает, что просьба Арджуны показать ему вселенскую форму продиктована желанием убедить других. Сам Арджуна не нуждается ни в каких подтверждениях, Арджуна хочет установить критерий истины, ибо в будущем появится немало самозванцев, которые станут выдавать себя за воплощение Бога. Люди не должны принимать их слова на веру. Каждый, кто называет себя Кришной, должен быть готов явить вселенскую форму, чтобы доказать обоснованность своих заявлений». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:08:54 Стих 4:
अर्जुन उवाच
मदनुग्रहाय परमं गुह्यमध्यात्मसंज्ञितम् ।
यत्त्वयोक्तं वचस्तेन मोहोऽयं विगतो मम ॥ १ ॥

arjuna uvāca
mad-anugrahāya paramaṁ
guhyam adhyātma-saṁjñitam
yat tvayoktaṁ vacas tena
moho ’yaṁ vigato mama

«О Господь, о владыка мистических сил, если Ты полагаешь, что я способен видеть Твою вселенскую форму, то прошу, яви мне эту беспредельную вселенскую сущность».

00:09:09 Комментарий: «Говорится, что Верховного Господа Кришну нельзя увидеть, услышать, постичь или воспринять с помощью материальных чувств. Но тот, кто занимается любовным преданным служением Господу, становится способным увидеть Господа, который открывается Ему сам. Каждое живое существо – это крошечная духовная искра, поэтому само по себе оно не в силах увидеть или постичь умом Верховного Господа. Будучи преданным, Арджуна не рассчитывает на силу своего интеллекта, напротив, он признает ограниченность живого существа с одной стороны и непостижимое могущество Кришны – с другой.

00:09:51 Арджуна понял, что живое существо не способно постичь бесконечное, но если бесконечный Господь сам откроет себя, то по Его милости живое существо сможет познать природу бесконечного. Очень важным в данном стихе является слово Йогешвара, ибо могущество Господа непостижимо, поэтому Арджуна просит Кришну явить ему свою непостижимую милость. Он не приказывает Кришне, так как Кришна не обязан открывать себя живому существу до тех пор, пока оно не предастся ему и не будет заниматься преданным служением Господу Кришне. Поэтому люди, рассчитывающие на силу собственного интеллекта, никогда не смогут увидеть Кришну».

Множество чудес вселенской формы Господа

00:10:40 Стих 5:
श्रीभगवानुवाच
पश्य मे पार्थ रूपाणि शतशोऽथ सहस्रश: ।
नानाविधानि दिव्यानि नानावर्णाकृतीनि च ॥ ५ ॥

śrī-bhagavān uvāca
paśya me pārtha rūpāṇi
śataśo ’tha sahasraśaḥ
nānā-vidhāni divyāni
nānā-varṇākṛtīni ca

«Господь Верховная Личность Бога сказал: „Мой дорогой Арджуна, о сын Притхи, узри же Моё могущество, сотни и тысячи божественных и многоцветных формˮ».

00:10:56 Комментарий: «Арджуна хотел увидеть Кришну в Его вселенской форме, которая, будучи трансцендентной, тем не менее проявляется в материальном мире и поэтому находится во власти времени, одного из элементов материальной природы. Подобно материальной природе, вселенская форма Кришны переходит из проявленного состояния в непроявленное и наоборот, она не пребывает в духовном мире постоянно, в отличие от других форм Кришны. Преданный Господа не испытывает желания увидеть Его вселенскую форму, но поскольку Арджуна захотел увидеть Кришну в этой форме, то Кришна проявил её. Вселенская форма Кришны скрыта от глаз обычного человека, и чтобы увидеть её, нужно получить от Кришны особое зрение».

00:11:45 Это был комментарий Бхактиведанты Свами. И здесь один важный момент. Шрила Прабхупада подчеркивает, что вселенская форма не является личностью, подобно Господу Кришне или Вишну, но это некоторое сложное проявление различных энергий Господа, которая осуществляет управление всеми событиями во Вселенной. Мы увидим в дальнейшем, что в эту форму входят все полубоги, управляющие Вселенной.

00:12:16 Стих 6:
पश्यादित्यान्वसून्‍रुद्रानश्विनौ मरुतस्तथा ।
बहून्यदृष्टपूर्वाणि पश्याश्चर्याणि भारत ॥ ६ ॥

paśyādityān vasūn rudrān
aśvinau marutas tathā
bahūny adṛṣṭa-pūrvāṇi
paśyāścaryāṇi bhārata

«О лучший из Бхарат, взгляни на эти многочисленные формы Адитьев, Васу, Рудр, Ашвини-Кумаров и других полубогов. Тебе откроется множество неслыханных доселе чудес, которых никто до тебя никогда не видел».

00:12:35 Комментарий: «Хотя Арджуна был близким другом Кришны и превзошел всех своими познаниями, он не мог полностью постичь Кришну. Здесь сказано, что люди никогда прежде не слышали и не знали о тех формах и проявлениях Кришны, о которых Он собирался рассказать и показать Арджуне».

00:12:58 Стих 7:
इहैकस्थं जगत्कृत्स्नं पश्याद्य सचराचरम् ।
मम देहे गुडाकेश यच्च‍ान्यद्‍द्रष्टुमिच्छसि ॥ ७ ॥

ihaika-sthaṁ jagat kṛtsnaṁ
paśyādya sa-carācaram
mama dehe guḍākeśa
yac cānyad draṣṭum icchasi

«О Арджуна, в этом Моем теле ты сможешь увидеть всё, что пожелаешь. Вселенская форма откроет твоему взору всё, что ты хочешь увидеть сейчас или захочешь увидеть в будущем. Всё движущееся и неподвижное собрано здесь, в одном месте».

00:13:21 Комментарий: «Находясь в одном месте, невозможно увидеть всю Вселенную. Даже самый великий ученый не способен увидеть то, что происходит на других планетах. Однако преданный Господу, подобный Арджуне, может увидеть всё, что есть в любом уголке Вселенной. Кришна наделяет его способностью видеть всё, что он пожелает, происходящее в прошлом, настоящем и будущем. Таким образом, по милости Кришны взору Арджуны открылось всё сущее».

Особое зрение

00:13:53 Стих 8:
न तु मां शक्यसे द्रष्टुमनेनैव स्वचक्षुषा ।
दिव्यं ददामि ते चक्षु: पश्य मे योगमैश्वरम् ॥ ८ ॥

na tu māṁ śakyase draṣṭum
anenaiva sva-cakṣuṣā
divyaṁ dadāmi te cakṣuḥ
paśya me yogam aiśvaram

«Но ты не сможешь увидеть Меня своими нынешними глазами, поэтому Я наделяю тебя божественным видением. Узри же Моё волшебное богатство».

00:14:06 Комментарий: «Чистый преданный не стремится увидеть Кришну ни в какой из Его форм, кроме двурукой. Из последующих стихов станет ясно, что вселенская форма Кришны не очень важна. И всё же, поскольку Арджуна захотел её увидеть, Господь наделил его зрением, позволяющим ему это сделать. Преданных, верно понимающих суть духовного взаимоотношения с Кришной, привлекают Его пленительные личностные качества, а не блеск материального богатства Кришны. Друзья Кришны, его товарищи по играм и родители никогда не просят, чтобы Кришна продемонстрировал своё великолепие и богатство. Поглощенные чистой любовью к Кришне, они даже не знают о том, что Кришна – Верховная Личность Бога. Доверяя Кришне свою любовь в ответ на Его любовь, они забывают, что перед ними – Всевышний Господь.

00:15:06 В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что мальчики-пастушки, друзья Кришны, – это в высшей степени благочестивые души, которые получили возможность играть с Ним после великого множества жизней. Они даже не знают, что Кришна – Верховная Личность Бога, для них Он просто друг. Поэтому Шукадева Госвами говорит в «Шримад-Бхагаватам: «Это сам Верховный Господь, которого великие мудрецы считают безличным Брахманом, преданные – Верховной Личностью Бога, а обычные люди – порождением материальной природы». И эти мальчики, совершившие в прошлых жизнях великое множество благочестивых деяний, сейчас играют с Ним, с Верховной Личностью Бога». Это 10 песнь «Шримад-Бхагаватам», посвященная играм Господа Кришны, когда Он жил на Земле.

00:16:00 Хотя преданные, как правило, не стремятся увидеть вселенскую форму, Арджуна захотел её увидеть, чтобы получить подтверждение словам Кришны и показать будущим поколениям, что Кришна не только теоретически доказал, что Он Всевышний, но и предстал таковым перед Арджуной. Арджуна должен был получить такое подтверждение, поскольку являлся первым звеном в цепи ученической преемственности, парампары. Те, кто действительно хотят постичь Верховную Личность Бога Кришну, и все, кто идет по стопам Арджуны, должны понять, что Кришна не ограничился теоретическим доказательством того, что Он Всевышний, но он действительно явил себя таковым».
Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:16:47 И стих 9 сегодня будет завершающим:
सञ्जय उवाच
एवमुक्त्वा ततो राजन्महायोगेश्वरो हरि: ।
दर्शयामास पार्थाय परमं रूपमैश्वरम् ॥ ९ ॥

sañjaya uvāca
evam uktvā tato rājan
mahā-yogeśvaro hariḥ
darśayām āsa pārthāya
paramaṁ rūpam aiśvaram

«Санджая сказал: „О царь, произнеся эти слова, Верховный Господь, повелитель мистических сил, Верховная Личность Бога явил Арджуне свою вселенскую форму».

00:17:10 И небольшое пояснение, которое можно дать. Мы теперь можем попытаться ответить на вопрос: что такое вселенская форма. Весь мир пронизан всевозможными энергиями, которые, как правило, недоступны нашему восприятию, в этом сходятся как научная, так и духовная точки зрения. Разница в том, что ученые считают эти энергии безличными, материальными, в то время как ведическая концепция говорит о двух видах энергий: материальной и духовной. Если материальная энергия не обладает сознанием, как бы мертва, это низшая по типу энергия, то духовная энергия – это живые существа, обладающие сознанием (причем активным).И более того, все энергии, даже материальные энергии, связаны с Высшим сознанием, Верховной Личностью Бога.

00:18:04 Можно привести такой пример. В кукольном театре куклы двигаются на ниточках, и обычно ниточки не видны зрителю. Так, создается впечатление, что куклы двигаются сами, но если сделать эти нити видимыми, то станет понятно, что куклы двигаются благодаря кукловоду, который ими управляет. И, подобно этому, вселенская форма – это различные непроявленные энергии во Вселенной, исходящие из одного источника – Верховной Личности Бога, которую Господь Кришна проявил Арджуне для его блага и блага всех живых существ. Эта вселенская форма делает очевидной центральную, главенствующую роль Верховной Личности Бога в процессе материального творения.

00:18:57 И в следующей передаче мы с вами начнем читать описание вселенской формы, которую Кришна явил Арджуне. На этом я хочу закончить чтение стихов, которые я на сегодня приготовил, вы теперь можете нам звонить или присылать свои вопросы в чат скайпа. Напомню, что в эфире передача «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гитеˮ».

00:19:19 Ведущая: А я напомню радиослушателям, чат в скайпе у нас всегда активен, почтовый адрес ayurvedaradio@mail.ru, присылайте вопросы. Немного музыки. Владимир Георгиевич, оставайтесь с нами.
Итак, уважаемые радиослушатели, давайте же продолжим. «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гитеˮ» и ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Владимир Георгиевич, вы что-то хотели ещё сказать, есть ли какое-то дополнение или мне прочитать вопрос?

О методах духовного осознания

00:19:57 Критский В.Г.: Дорогие радиослушатели, в одной из наших прошлых передач прозвучал интересный вопрос о других путях духовного осознания помимо бхакти-йоги, и я тогда ответил, что бхакти-йога является наиболее полным, совершенным путем, а другие пути не дают достижения высшей духовной цели. И тут необходимо сделать небольшое добавление, что другие пути, которые рассмотрены в «Бхагавад-гите», карма-йога, гьяна-йога и аштанга-йога, имеют смысл и имеют духовное содержание, если они сочетаются с бхакти.

00:20:43 И есть специальные термины на санскрите, если кого-то интересует: карма-мишра-бхакти, гьяна-мишра-бхакти, йога-мишра-бхакти. То есть эти термины означают следующее: карма-йога с примесью бхакти-йоги, гьяна-йога с примесью бхакти или аштанга с примесью бхакти-йоги. Заключение духовных авторитетов таково, что любой метод духовной реализации будет эффективен и будет приносить духовное благо, если в нём есть хотя бы какой-то процент бхакти, то есть преданного служения Верховной Личности Бога.

00:21:21 Ну например, если мы берем карма-йогу, то есть добросовестное исполнение своих обязанностей в рамках общества, на работе, в семье, мы всё делаем прекрасно, то при этом мы должны понимать, что целью жизни является именно бхакти, то есть преданное служение, и мы должны что-нибудь для этого делать, то есть жертвовать какие-то плоды своего труда на строительство храмов, помогать преданным Господа или что-то ещё. Помимо того, что есть прямые процессы бхакти, о которых мы с вами говорили, это шраванам, то есть слушание о Боге, киртанам, воспевание имен или, славы Бога, и смаранам – памятование о Боге.

00:22:08 Вот эти три основных процесса являются прямыми методами бхакти-йоги. И, кроме того, косвенными, но не менее важными являются те, что я вам перечислил. Это какая-то материальная или другая помощь, в строительстве храмов или помощь преданным Господа, которые проповедуют, осуществляют преданное служение. Вот это небольшое добавление, которое я хотел сделать, прослушивая свои прошлые передачи. Это очень важный момент: не только бхакти-йога является наиболее совершенной системой йоги, но и остальные системы йоги приобретают смысл и становятся духовными, когда есть хотя бы небольшое добавление, примесь, так сказать, бхакти-йоги. Вот это то, что я хотел сказать. Давайте теперь вопросы.

Ответы на вопросы

00:23:05 Ведущая: Да, вопросы появились, вопросы интересные. Вопрос на тему явления Господа. А чего ему вдруг вздумалось явиться?

00:23:14 Критский В.Г.: Здорово, че это вдруг Ему вздумалось? Автор не лишен чувства юмора, это очень замечательно. Дело в том, что в этом вопросе, несомненно, есть глубокий смысл. В священных писаниях говорится, что Богу, в общем-то, нечего делать в материальном мире, потому что в материальном мире живут люди, которые отвернулись от Бога, которые добровольно сюда явились, и им Господь даёт вот этот вселенский закон, закон кармы, или закон справедливости, в соответствии с которым люди могут, исполняя свои обязанности, постепенно прогрессировать и достичь какого-то уровня духовного понимания. И уже тогда они смогут начать процесс преданного служения в рамках той или иной традиции, духовной традиции или религии. Но в «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Там, где законы религии приходят в упадок и преобладает безверие, в такое время Я нисхожу сам».

00:24:21 То есть можно сравнить материальный мир с какой-то лечебницей или с учебным заведением. Если это заведение перестает выполнять свои функции, если люди перестают здесь обучаться и прогрессировать, то Господь нисходит сам, как это было неоднократно. «Бхагавад-гита» была рассказана Кришной, который жил 5000 лет назад. До этого было явление Господа Рамачандры в Трета-югу, который является героем «Рамаяны». В «Шримад-Бхагаватам» рассказывается о многих явлениях Господа. В данную эпоху, Кали-югу, Господь явился в форме Господа Чайтаньи Махапрабху, который жил в Индии 500 лет назад. Его явление для нас фактически является самым важным, потому что Он дал нам так называемую Юга-дхарму, или главное служение, главную обязанность данной эпохи – воспевание Святых Имен, этот процесс называется санкиртана. И то, чем мы с вами сейчас занимаемся, хотите верьте, хотите нет, как раз является этой самой санкиртаной. То есть я, ваш покорный слуга, рассказываю вам то, что мне известно от моих учителей, вы меня слушаете, за что я очень благодарен, и как раз вот этот процесс рекомендуется в данную эпоху, Кали-югу. Вот для чего Господь является, если кратко.

00:25:53 Ведущая: Я прочитаю следующий вопрос, он тоже маленький. Донорство является пожертвованием в благости, например донорство крови?

00:26:05 Критский В.Г.: Донорство, несомненно, является очень благородной деятельностью. Когда человек жертвует чем-то, в данном случае собственной кровью, ради блага других людей, это деятельность в гуне благости. Если вы слушали наши предыдущие передачи, деятельность в гуне благости является наиболее чистой из всех видов материальной деятельности, то есть она приносит положительные материальные плоды. Вы в следующей жизни, или, может быть, и в этой жизни, получите соответствующую награду, воздаяние в форме благоприятного рождения или богатства, в зависимости от того, к чему вы стремитесь. Если вы хотите, чтобы это пожертвование было духовным, вы должны постараться, чтобы это пожертвование было направлено на духовные цели, о которых я говорил в предыдущем ответе. Это может быть помощь в какой-то деятельности преданных, например в строительстве храма или в какой-то проповеднической деятельности, тогда это будет не просто материальным пожертвованием в гуне благости, тогда это уже будет духовным или трансцендентным пожертвованием, которое даст вам духовные плоды, то есть духовный прогресс. Вот таков ответ.
Как и где молиться? У меня все чаще и чаще появляется желание это сделать и попросить у всех прощения.

00:27:42 Критский В.Г.: Это замечательное желание. Молиться можно всегда и везде. Есть известная история про Господа Чайтанью Махапрабху, который известен как аватар, воплощение Святого Имени, Он постоянно воспевал Святые Имена Господа Кришны. Однажды, это было в Южной Индии, Он жил в семье одного местного брахмана, тоже вайшнава, преданного, у которого был сын Гопал. Однажды Гопал увидел Господа Чайтанью, который шел в туалет и при этом зажимал рукой свой рот. Маленький Гопал спросил: «Для чего ты зажимаешь свой рот?», а Господь Чайтанья сказал, что он идёт в туалет, а его язык все время повторяет имена Кришны, а он не хочет, чтобы в туалете имена загрязнились, поскольку туалет – явно нечистое место, неблагоприятное, и не хочется имена Господа произносить в таком нечистом месте.

00:28:51 И тогда этот маленький мальчик Гопал сказал ему: «А что делать, если человек в туалете, где он не должен произносить Святые Имена, будет оставлять своё тело? Ведь говорится, что если он не произносит в момент смерти имена Бога, он не получит освобождения, он останется в материальном мире». И Господь Чайтанья задумался и сказал: «Молодец, ты мой гуру». Святые имена можно повторять всегда и везде. Вот таков ответ на данный вопрос. Молитва – это обращение к Богу и фактически молиться, повторять имена Бога, можно всегда и везде, при любых обстоятельствах. Но наиболее благоприятное место – это, конечно, чистое место, храм Господа или какое-то молельное помещение, где проходит служба. Это можно проводить, в принципе, у себя дома, в каждом доме должен быть какой-то алтарь. Естественно, что легче молиться у алтаря.

00:30:03 Ведущая: Следующий вопрос. Бог же везде, правда? Не только в храмах? Но почему-то рядом с храмом так спокойно становится.

00:30:11 Критский В.Г.: Я только что на этот вопрос ответил. В принципе, любое место годится для преданного служения, но, разумеется, храм и даже какая-то область рядом с храмом – это место, где сильно влияние вот этой высшей материальной гуны, саттва-гуны, гуны благости. Поскольку в храм приходят люди преданные, более чистые, смиренные, то там естественно постепенно создается более чистая атмосфера, и в храме легче молиться, легче креститься и так далее. Поэтому, собственно, все верующие люди всех конфессий регулярно приходят в храм для того, чтобы совершать там какие-то религиозные обряды, хотя, в принципе, это можно делать дома и даже где угодно.

00:31:00 И, в частности, в нашей традиции есть так называемая харинама, то есть пение имен Бога на улице, когда преданные ходят на какую-то улицу, у нас на Арбате есть такие церемонии по субботам, воскресеньям, и преданные поют святые имена Господа, для того чтобы принести благо людям. Люди на них смотрят, естественно, с удивлением. Кажется, что такого нет в христианской традиции, но на самом деле есть, потому что в христианской традиции тоже есть так называемый крестный ход на Пасху, когда выходят с флагами, знаменами, хоругвями. То есть на самом деле эта традиция – харинама, воспевание Святых Имен, есть в любой традиции, возможно даже в мусульманской. Если среди слушателей есть мусульмане, может, они помогут ответить на этот вопрос, но то, что в христианской есть, это сто процентов. Я даже помню картину кого-то из художников-передвижников «Крестный ход на Пасху», это авторитетное свидетельство.

00:32:05 Ведущая: Да, и в любом храме всё равно есть субботнее, воскресное, да и вообще еженедельные воспевания Святых Имен. Неважно на каком языке и на какую мелодию, в любом случае, даже если это делается по улице, то благо раздается всем тем, кто слышит, правильно?

00:32:22 Критский В.Г.: Да.

00:32:23 Ведущая: Не только тем, кто пришел в храм. Я прочитаю следующий вопрос. Можете объяснить преемственность передачи знания гаудия-вайшнавов. Они относятся к Брахма-сампрадае, то есть знание передается от Кришны к Брахме и дальше по цепочке. Но я читал, что это солнечная линия, и она была прервана, и поэтому Господь лично пришел в наш мир, чтобы заново явить ведическое знание через Арджуну. Эта цепочка лунная. Так солнечной линии передачи уже нет или всё-таки есть? Разъясните, пожалуйста, чтобы всё встало на свои места.

00:33:04 Критский В.Г.: Действительно, есть различные линии, или цепи преемственности, по которым передаются духовные знания. И данная линия, которую мы сейчас рассматриваем, идущая через Брахму, затем через Кришну, это лунная линия, это не солнечная линия. Солнечная линия, которая идет через Бога Солнца Вивасвана (если вы помните, в начале главы 4 Кришна говорит, что много миллионов лет назад Он поведал эту древнюю науку йоги Богу Солнца Вивасвану). И вот, как раз про эту солнечную линию Кришна говорит, что с течением времени эта линия была нарушена, и знание в его изначальном виде оказалось утрачено. И, собственно, Кришна, когда явился, исполнял сразу несколько миссий. С одной стороны, Он, будучи изначальным Господом, который поведал Вивасвану, как бы восстанавливает и солнечную линию. Солнечная считается для кшатрие. И в то же время он это знание, так сказать, дает Вьясадеве. Вьясадева записал «Бхагавад-гиту» и «Махабхарату», и он фактически становится также и в лунную династию. То есть Кришна как Верховная Личность Бога является источником всех линий, всех последовательностей, Он их и поддерживает. И вот этим своим явлением 5000 лет назад Он восстановил обе парампары, и лунную, и солнечную. Вот так я могу ответить на этот вопрос.

00:34:47 Ведущая: Прочитаю следующий вопрос.
Что имеется в виду в Библии, когда утверждается, что Бога никто никогда не видел? «Бога не видел никто никогда; Единородный сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан. 1:18). «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас (1 Иоан. 4:12)». Можно ли объяснить эти слова в Библии в связи с тем, что говорится в рассмотренных стихах «Бхагавад-гиты»? Спасибо за ответ.

00:35:26 Критский В.Г.: Да, это замечательный вопрос, и я вижу, что здесь действительно очень много аналогий с теми стихами «Бхагавад-гиты», которые мы с вами читаем, потому что в комментариях мы также читали, что Кришна в изначальной форме или во вселенской форме недоступен чувственному восприятию. То есть, как вот здесь цитируют Библию, что Бога никто никогда не видел. Господь трансцендентен, Он не имеет материального тела. И даже вселенская форма, которая, в общем-то, материальная, проявляется в материальном мире, состоит из тонких энергий, и для того, чтобы её увидеть, Кришна даёт Арджуне особое духовное видение. Но здесь очень хорошо дальше говорится. Вот я читаю ваш вопрос: «Но если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть». Что значит «мы любим друг друга»? Имеется в виду, конечно, не мирская, не чувственная любовь. Если преданные Господа друг друга любят, то тем самым они любят и самого Господа, они чувствуют Его присутствие. Вот как здесь говорится: Господь пребывает в нас

00:36:51 И вы наверняка помните, что три аспекта Абсолюта – это имперсональный Брахман, Сверхдуша, пребывающая в сердце, [и Бхагаван – прим. ред.]. Бог в форме Сверхдуши находится в сердце каждого живого существа, тем более каждого человека, каждого преданного, но проявляет себя Сверхдуша только преданным. То есть только преданные чувствуют присутствие Бога в сердце, для непреданных это присутствие Бога в сердце ощущается как какая-то интуиция, голос совести, когда он нам подсказывает делать что-то хорошее, не делать каких-то опрометчивых, дурных поступков. В основном неверующие люди этого не знают и не чувствуют, что Бог находится в сердце каждого. Преданные это знают теоретически, и они, по сути, пользуются этим. Молитвы, которые вы произносите и о которых шла речь, фактически – это молитва к Сверхдуше, Богу, находящемуся в сердце, потому что понятно, что в духовной личной форме Кришна не присутствует постоянно в материальном мире. Он явил себя Арджуне 5000 лет назад, 500 лет назад был Господь Чайтанья, то есть Он является очень редко и в исключительных случаях, но в форме Сверхдуши, или Параматмы, Господь находится в нашем сердце постоянно. Поэтому наше общение идет через Него, через обращение к Сверхдуше, Параматме. Вот так я могу ответить.

00:38:34 Ведущая: Следующий вопрос не менее сложный. Слушатель сразу просит прощения за сложную формулировку. Бхактиведанта Свами всё время делает акцент на то, что Господь Шива является гуна-аватарой Господа, то есть аватарой именно внутри материального мира, управляющей гуной невежества. Но также я читал, что Шамбху, то есть Шива, – это тот самый взгляд, мужское начало, которым Господь Махавишну создает материальный мир. То есть опять немного не стыкуются два утверждения. Шива как гуна-аватара внутри материальной Вселенной и вне её или Шамбху – это не снаружи Вселенной?

00:39:22 Критский В.Г.:: Да, немножко сложноватый, вроде бы, по форме вопрос, но, в принципе, мне кажется, на него можно ответить. Да, Господь Шива является частичной экспансией Господа Вишну, но тут есть тонкости, потому что есть изначальный Господь Шива, он находится вне Вселенной, находится в духовном мире, и есть его экспансия внутри Вселенной. Хотя это, в общем-то, уже детали. Но, как правильно пишет автор этого вопроса, с одной стороны, он является гуна-аватаром, то есть он управляет тамо-гуной, гуной невежества, и он считается покровителем животных и покровителем самых падших людей: пьяниц, наркоманов, безумцев и так далее. Он им являет свою милость, это вот особая милость Господа Шивы. С другой стороны, через него осуществляется оплодотворение, то есть зачатие новой жизни.

00:40:28 Тут нет никакого противоречия, потому что живые существа, то есть дживатмы, не собственность Господа Шивы, они просто [приходят] через Господа Шиву. Все эти дживатмы входят в материальный мир от Махавишну. Махавишну является источником и материальных миров, и всех живых существ. Они исходят из тела Махавишну, в котором они находились в дремлющем состоянии с прошлого творения, попадают в тело Господа Шивы, и Господь Шива уже осуществляет оплодотворение живых существ. Поэтому никакого противоречия здесь нет. Думаю, это небольшое разъяснение, которое я дал, отвечает на ваш вопрос.

00:41:20 Ведущая: Владимир Георгиевич, так сегодня интересно, что больше нет вопросов. Что же нам делать?

00:41:36 Критский В.Г.: Можно поблагодарить радиослушателей, особенно тех, кто прислали вопросы по теме беседы. Разумеется, когда есть вопросы, то сама беседа становится более интересной, более оживленной и для слушателей, и для ведущего.

00:41:54 Ведущая: Прислали ещё вопрос. Кришна наделил Арджуну божественным видением, каким образом все другие смогли увидеть Его вселенскую форму?

00:42:11 Критский В.Г.: А ответ на этот вопрос будет дан в главе 11 «Бхагавад-гиты» в одном из стихов в середине главы, я думаю, что или в следующей передаче, или через передачу мы это прочитаем. Всё это будет разъяснятся в самой главе 11.

00:42:25 Ведущая: Замечательно. Не будем забегать вперед, так что, уважаемый радиослушатель, присоединяйтесь к нам на следующей неделе и вообще каждый день слушайте «Аюрведа» радио, вы узнаете очень много интересного. Владимир Георгиевич, я так благодарна вам, что всё-таки у нас получилось провести для наших радиослушателей этот эфир.

00:42:45 Критский В.Г.:: Спасибо.

00:42:46 Ведущая: Спасибо вам, до новых встреч на волнах «Аюрведа» радио. До свидания. Уважаемые радиослушатели, Владимир Георгиевич Критский «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гитеˮ» и ответы на ваши вопросы по ведической культуре и философии. Всё это было сейчас в прямом эфире, далее музыка.

транскрибирование: Игорь Витюгин | 22 December 2012
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 17 December 2022