Глава 11 стихи 1-9

Аюрведа радио - 14 марта 2008
запись эфира для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:43:11 | качество: mp3 24kB/s 7 Mb | прослушано: 68 | скачано: 156 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:14 [Ведущая]: И вот действительно с любовью к вам дорогие радиослушатели и именно по вашим молитвам мы наконец-то установили связь с Владимиром Георгиевичем Критским и сейчас у нас семинар «Обзор различных систем йоги по Бхагавад Гите», а также ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Уважаемые радиослушатели, не стесняйтесь, присылайте свои вопросы, если вам что-то не понятно, давайте разберемся вместе. В прямом эфире Владимир Георгиевич Критский. Здравствуйте, Владимир Георгиевич.

00:00:42 [Критский В. Г.]: Здравствуйте, Наталья. Я напомню что прошлый раз мы с вами завершили 10 главу под названием «Вибхути йога или богатство абсолюта» и главные идеи 10 главы в том что Арджуна хочет всепроникающую природу верховной личности Бога Господа Кришны. Для чего? Во-первых есть определённые философский, познавательный интерес. Что такое Бог, Кто такой Бог? И ещё важнее это как нам нужно помнить о Боге, как медитировать на него. И проще всего это делать на его проявлении в реальном мире, собственно в этом смысл 10 главы. Нам легче всегда думать о том что нам известно, знакомо, о чем у нас есть какое-то впечатление, какой-то опыт. И смысл названия главы «Вибхути йога» то есть богатство абсолюта, каким образом может человек медитируя на богатство абсолюта, совершать йогу, то есть духовно прогрессировать и развиваться. Это медитация на богатство Бога благоприятная для духовной жизни в отличии от медитации на свои собственные богатства. И некоторые красивые стихи, которые ещё раз мы с вами прочитаем из 10 главы и которые [неразборчиво] её сущность.

00:02:12 Арджуна сказал: «О, Кришна, пожалуйста расскажи мне о своих божественных проявлениях, которыми ты пронизываешь эти миры. О, высший мистик, как мне думать о тебе и как постичь тебя, в каких из твоих многочисленных проявлений я должен помнить о тебе, о, Верховная личность. О, Джанарда, прошу тебя, расскажи о своем мистическом могуществе ибо чем больше я слушаю тебя тем сильнее жажду слушать нектар твоих речей». Господь, верховная личность Бога сказал: «Хорошо, о Арджуна, я поведаю тебе о своих ослепительных проявлениях, но лишь о самых главных из них ибо мое богатство неизмеримо». И далее мы читали удивительную серию стихов 10 главы, в которой Господь Кришна перечисляет свои наиболее яркие проявления в идеальном мире. И мы продолжим со стиха на котором остановились, это последний стих 10 главы. «Ну что за нужда, о Арджуна, в таком подробном описании, одну из своей ничтожной частицы я пронизываю и поддерживаю всю Вселенную».

00:03:20 И вот теперь мы с вами начнем читать 11 главу, которая называется «Вселенская форма», и стихи этой главы ещё более загадочные и мистические, я по ходу дела по мере сил буду давать какие-то разъяснения, что такое вот эта вот вселенская форма. Мы с вами попытаемся это постепенно понять в процессе чтения стихов и комментариев Бхактиведана Свами Прабхупады. Стих первый. «Арджуна сказал «Я выслушал твои наставления по самым сокровенным полным вопросам и мои иллюзии рассеялись»». Когда человек узнает о существовании абсолютной истины верховной личности Бога, то каждый новый вопрос для него становится сокровенным, начиная даже с вопроса о вечности души. Поскольку это знание не материально, его не учат в университетах, то оно автоматически становится сокровенным. Мы уже с вами говорили что вопрос о вечности души не является столь уж сокровенным, поскольку этому есть тысячи объективных научных подтверждений. Но особое место занимает вопрос о природе абсолютной истины, о которой у нас нет объективных научных данных, но естественно мы хотим это понять. Поэтому особую роль играют откровения священных писаний. В дальнейшем мы с вами увидим, что сама вселенская форма также не является очень уж сокровенным понятием, но на данном этапе для Арджуны это знание очень сокровенно.

00:05:02 И теперь мы с вами прочитаем небольшой комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупада к этому стиху. Эта глава рассказывает о Кришне, как о причине всех причин, он является причиной даже Господа Махавишну из тела которого выходит материальная Вселенная. Господь Кришна источник всех воплощений, все это станет окончательно ясно из последней главы Бхагавад Гиты. Здесь Арджуна заявляет, что он уже освободился от чар иллюзий, это значит что он уже не считает Кришну обычным человеком, своим другом, но принимает его как источник всего сущего. Арджуна получил духовное знание и счастлив тому что у него столь великий друг, как Кришна. Однако, он думает также о других, кто в отличии от него не верит в то что Кришна источник всего сущего. И чтобы проявить таким людям божественную природу Господа Кришны он просит его показать вселенскую форму. Того, кто видит вселенскую форму Кришны, тот час же охватывает страх, как это было и с Арджуной, но Кришна столь милостив, что показав эту форму, он снова принимает свой изначальный двурукий облик. Это был комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупада.

00:06:23 Стих 2. О, лотосоокий, услышав твой рассказ о появлении и ищезновении всех живых существ я постиг безграничность твоего величия. Комментарий. Арджуна называет Кришну лотосооким поскольку глаза Кришны напоминают листки лотоса. Арджуна исполнен радости, поскольку в предыдущей главе Кришна рассказал ему каким образом он создает, поддерживает и уничтожает материальный мир лишь с одной своей крохотной частицей. Арджуна также знает, что будучи причиной возникновения и разрушения материального проявления Кришна тем не менее отстранен от него, таково непостижимое могущество Кришны, которое открылось Арджуне.

00:07:10 Стих 3. О, величайшая личность, о Всевышний Господь, хотя я вижу тебя в твоем изначальном облике, я хочу увидеть как ты входишь в космическое проявление, я хочу увидеть этот твой чудный образ о котором мне поведал. Комментарий. Господь Кришна сказал Арджуне, что материальная Вселенная возникла и существует благодаря тому, что Господь вошел в нее в одном из своих личностных проявлений. Арджуну воодушевляет изначальный, человекоподобный образ Кришны, но чтобы убедить тех, кто в будущем может считать Кришну обычным человеком, Арджуна захотел увидеть его вселенскую форму и понять как Господь действовал во Вселенной оставаясь к этому не причастным. Господь находится в сердце самого Арджуны, поэтому он знает о его желании, он понимает что желание Ардужны увидеть вселенскую форму вызвано не просто любопытством, поскольку Арджуна полностью доволен созерцанием Кришны в том облике, который он перед собой видит. Господь понимает, что просьба Арджуны показать ему вселенскую форму продиктована желанием убедить других. Сам Арджуна не нуждается ни в каких подтверждениях, Арджуна хочет установить критерий истины ибо в будущем появится немало самозванцев, которые станут выдавать себя за воплощение Бога. Люди не должны принимать их слова на веру, каждый кто называет себя Кришной должен быть готов явить вселенскую форму, чтобы доказать обоснованность своих заявлений. Это комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупада.

00:08:56 Стих 4. О Господь, о владыка мистических сил, если ты полагаешь, что я способен видеть твою вселенскую форму, то прошу, яви мне эту беспредельную вселенскую сущность. Комментарий. Говорится что верховного Господа Кришну нельзя увидеть, услышать, постичь или воспринять с помощью материальных чувств. Но тот, кто занимается любовным преданным служением Господу становится способным увидеть Господа, который открывается ему сам. Каждое живое существо это крошечная духовная искра, поэтому само по себе оно не в силах увидеть или постичь умом верховного Господа. Будучи преданным, Арджуна не рассчитывает на силу своего интеллекта, напротив, он признает ограниченность живого существа с одной стороны и непостижимое могущество Кришны с другой. Арджуна понял, что живое существо не способно постичь бесконечное, но если бесконечный Господь сам откроет себя, то по его милости живое существо сможет познать природу бесконечного. Очень важным в данном стихе является слово Йогешвара ибо могущество Господа непостижимо, поэтому Арджуна просит Кришну явить ему свою непостижимую милость. Он не приказывает Кришне, так как Кришна не обязан открывать себя живому существу до тех пор пока оно не предастся ему и не будет заниматься преданным служением Господу Кришне. Поэтому люди рассчитывающие на силу собственного интелекта никогда не смогут увидеть Кришну.

00:10:43 Стих 5. Господь, верховная личность Бога сказал: «Мой дорогой Арджуна, сын Притхи, узри же мое могущество, сотни и тысячи божественных и многоцветных форм». Комментарий. Арджуна хотел увидеть Кришну в его вселенской форме, которая будучи трансцендентной тем не менее проявляется в материальном мире и поэтому находится во власти времени, одного из элементов материальной природы. Подобно материальной природе, вселенская форма Кришны переходит из проявленного состояния в непроявленное и наоборот, она не прибывает в духовном мире постоянно, в отличии от других форм Кришны. Преданный Господа не испытывает желания увидеть его вселенскую форму, но поскольку Арджуна захотел увидеть Кришну в этой форме, то Кришна проявил ее. Вселенская форма Кришны скрыта от глаз простого человека и чтобы увидеть её нужно получить от Кришны особое видение. Это был комментарий Бхактиведанта Свами. И здесь один важный момент. Прабхупада подчеркивает, что вселенская форма не является личностью, подобно Господу Кришне, Махавишну, но это некоторое сложное проявление различных энергий Господа, которая осуществляет управление всеми событиями во Вселенной. Мы увидим в дальнейшем что в эту форму входят все полубоги управляющие Вселенной.

00:12:19 Стих 6. О, лучший из Бхарат, взгляни на эти многочисленные формы [неразборчиво] и других полубогов. Тебе откроется множество неслыханных доселе чудес, которых никто никогда до тебя не видел. Комментарий. Хотя Арджуна был близким другом Кришны и превзошел всех своими познаниями, он не мог полностью постичь Кришну. Здесь сказано, что люди никогда прежде не слышали и не знали о тех формах и проявлениях Кришны о которых он хотел рассказать и показать Арджуне.

00:13:01 Стих 7. О Арджуна, в этом моем теле ты сможешь увидеть все что пожелаешь. Вселенская форма откроет твоему взору все что ты хочешь увидеть сейчас или захочешь увидеть в будущем. Все движущееся и неподвижное собрано здесь в одном месте. Комментарий. Находясь в одном месте невозможно увидеть всю Вселенную, даже самый великий ученый не способен увидеть то, что происходит на других планетах. Однако, преданный Господу, подобно Арджуне может увидеть все что есть в любом уголке Вселенной. Кришна наделяет его способностью видеть все что он пожелает, происходящее в прошлом, настоящем и будущем. Таким образом по милости Кришны взору Арджуны открылось все сущее.

00:13:57 Стих 8. Но ты не сможешь видеть меня своими нынешними глазами, поэтому я наделяю тебя божественным видением, узри же мое волшебное богатство. Комментарий. Чистый преданный не стремится увидеть Кришну ни в какой из его форм, кроме двурукой. Из последующих стихов станет ясно, что вселенская форма Кришны не очень важна. И все же поскольку Арджуна захотел её увидеть Господь наделил его зрением, позволяющим ему это сделать. Преданных, верно понимающих суть духовного взаимоотношения с Кришной привлекает его мнительные личностные качества, а не блеск материального богатства Кришны. Друзья Кришны и его товарищи по играм и его родители никогда не просят чтобы Кришна продемонстрировал своё великолепие и богатство, поглощенные чистой любовью Кришне они даже не знают о том, что Кришна верховная личность Бога. Доверяя Кришне свою любовь в ответ на его любовь они забывают что перед ними Всевышний Господь.

00:15:10 Шримад Бхагаватом говорится, что мальчики-пастухи, друзья Кришны, это высшей степени благочестивые души, которые получили возможность играть с ним с невеликого возраста жизни. Они даже не знают, что Кришна верховная личность Бога, для них он просто друг. Поэтому [неразборчиво] говорит Шримад Бхагаватом: «Это сам Верховный Господь, которого великие мудрецы считают извечным брахманом, преданной верховной личностью Бога, а обычные люди порождением материальной природы». И эти [неразборчиво] совершающих в прошлых жизнях великое множество благочестивых деяний сейчас играют с ним, с верховной личностью Бога. Шримад Бхагаватом [неразборчиво] играм Господа Кришны, когда он жил на Земле.

00:16:04 Хотя преданные, как правило, не стремятся увидеть вселенскую форму Арджуна захотел её увидеть чтобы получить подтверждение словам Кришны и показать будущим поколениям что Кришна не только теоретически доказал, что он Всевышний, но и предстал таковым перед Арджуной. Арджуна должен был получить такое подтверждение поскольку являлся первым звеном в цепи ученической преемственности Парампары. Те кто действительно хотят постичь верховную личность Бога Кришны и все кто идет по стопам Арджуны должны понять, что Кришна не ограничен [неразборчиво] доказательством что он Всевышний, но он действительно является таковым. Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупада.

00:16:53 И 9 стих, который мы сегодня прочитаем, сегодня завершающий. Санджая сказал «О царь, произнеся эти слова, Верховный Господь, повелитель мистических сил, верховная личность Бога явил Арджуне свою вселенскую форму». И небольшое пояснение, которое можно дать. Мы теперь можем попытаться ответить на вопрос, что такое вселенская форма. Весь мир пронизан всевозможными энергиями, которые как правило, недоступны нашему восприятию, в этом сходятся как научная, так и духовная точки зрения. Разница в том, что ученые считают эти энергии безличными, материальными, в то время как ведическая концепция говорит о двух видах энергий, материальной и духовной. Если материальная энергия не обладает сознанием, как бы мертва, это низшая по типу энергия, то духовная энергия это живые существа, обладающие сознанием. И более того, все энергии и даже материальные энергии связаны с высшим сознанием верховной личности Бога. Можно привести такой пример. У кукольного театра в котором куклы двигаются на ниточках и обычно ниточки невидимы зрителю, создается впечатление что куклы двигаются сами, но если сделать эти нити видимыми, то станет понятно что куклы двигаются благодаря кукловоду, который ими управляет. И подобно этому вселенская форма, это различные непроявленные энергии во Вселенной исходящие из одного источника верховной личности Бога, которую Господь Кришна проявил Арджуне для его блага и блага всех живых существ. Это вселенская форма делает очевидной центральную, главенствующую роль верховной личности Бога в процессе материального творения.

00:19:02 И в следующей передаче мы с вами начнем читать описание вселенской формы, которую Кришна явил Арджуне. На этом я хочу закончить чтение стихов, которые я на сегодня приготовил, вы теперь можете нам звонить или присылать свои вопросы на наш скайп, напомню что в эфире передача «Обзор систем йоги по Бхагавад Гите».
[Ведущая]: А я напомню радиослушателям, чат в скайпе у нас всегда активен и почтовый адрес ayurvedaradio@mail.ru для вас, присылайте вопросы, немного музыки, Владимир Георгиевич оставайтесь с нами. Итак, уважаемые радиослушатели, давайте же продолжим «Обзор различных систем йоги по Бхагавад Гите» и ответы на вопросы по ведической культуре и философии. На данный момент, Владимир Георгиевич вы что-то хотели сказать, дополнение какое-то есть или мне зачитать вопрос?

00:20:02 [Критский В. Г.]: Дорогие радиослушатели, в одной из наших прошлых передач прозвучал интересный вопрос о возможности других путей духовного осознания помимо бхакти-йоги и я тогда ответил, что бхакти-йога является наиболее полным совершенным путем, а другие пути не дают достижения высшей духовной цели. И тут необходимо сделать небольшое добавление, что другие пути которые рассмотрены в Бхагавад Гите это карма-йога, гьяна-йога и аштанга-йога имеют смысл и имеют духовное содержание если они сочетаются с бхакти. И есть специальный термин на санскрите, если кого-то интересует, карма-мишра бхакти, гьяна-мишра бхакти, йога-мишра бхакти. То есть, эти термины означают что карма-йога с примесью бхакти-йоги или гьяна-йога с примесью бхакти, или аштанга с примесью бхакти-йоги. То есть, заключение духовных авторитетов таково, что любой метод духовной реализации будет эффективен и будет приносить духовное благо, если в нем есть хотя бы какой-то процент бхакти, то есть преданного служения верховной личности Бога.

00:21:27 Ну например, если мы берем карма-йогу, то есть добросовестное выполнение своих обязанностей в рамках общества, на работе, в семье мы все делаем прекрасно, при этом мы должны понимать что целью жизни является именно бхакти, то есть преданное служение и вы должны что-нибудь для этого делать, то есть жертвовать какие-то плоды своего труда на строительство храмов или помогать преданным Господа или что-то еще. Помимо того, что есть прямые процессы бхакти о которых мы с вами говорили это [неразборчиво], то есть слушание о Боге, воспевание имен или славы Бога и памятование о Боге. Вот эти три основных процесса являются прямыми методами бхакти-йоги. И кроме того [поственными] но не менее важными являются те что я вам перечислил, это какая-то материальная или другая помощь в строительстве храмов или преданным Господа, которые проповедуют, осуществляют преданное служение. Вот это вот небольшое добавление, которое я хотел сделать, прослушивая свои прошлые передачи, это очень важный момент, что не только бхакти-йога является наиболее совершенной системой йоги, но и остальные системы йоги приобретают смысл и становятся над духовными когда есть хотя бы небольшое добавление, примесь, так сказать, бхакти-йоги. Вот это вот то, что я хотел сказать. Давайте теперь вопросы.

00:23:10 [Ведущая]: Да, вопросы появились и вопросы такие, интересные вопросы. Явление Господа, а чего ему вдруг вздумалось явиться?
[Критский В. Г.]: Здорово, че это вдруг ему вздумалось? Значит, действительно автор не лишен чувства юмора, это очень замечательно. Дело в том, что в этом вопросе есть несомненно глубокий смысл, в священных писаниях говорится что Богу в общем то нечего делать в материальном мире, потому что в материальном мире живут люди, которые отвернулись от Бога, которые добровольно сюда явились и им Господь дает вот этот вселенский закон, закон кармы или закон справедливости, по которому люди могут исполняя свои обязанности постепенно прогрессировать и достичь какого-то уровня духовного понимания и уже тогда они смогут начать процесс бренного служения в рамках той или иной традиции, духовной традиции или религии. Но в Бхагавад Гите Кришна говорит, что там где законы религии приходят в упадок и преобладает безверие, в такое время я нисхожу сам.

00:24:28 То есть, если сравнить материальный мир с какой-то лечебницей или с лечебным заведением, если это заведение перестает выполнять свои функции, если люди перестают здесь обучаться или прогрессировать, то Господь нисходит, как это было неоднократно, вот мы в данном случае. Бхагавад Гита была рассказана Кришне, который жил 5000 лет назад, до этого было явление Господа Рамачандры в трета-югу, который является героем Рамаяны и Шримад Бхагаватом рассказывается о многих явлениях Господа. В данную эпоху, кали-югу, Господь явился в форме Господа [Читанимабрапху], который жил в Индии 500 лет назад. Его явления для нас является, фактически, самым важным, потому что он дал нам так называемую Югу Дхарму или главное служение, главную обязанность данной эпохи, это воспевание святых имен, процесс который называется санкиртанам. И то, чем мы с вами щас занимаемся, хотите верьте хотите нет, как раз является этой самой санкиртанамой, то есть я ваш покорный слуга, я вам рассказываю то что мне известно от моих учителей, вы меня слушаете, за что я очень благодарен и вот это вот как раз процесс рекомендуется в данную эпоху кали-югу. Вот для чего Господь является, вот такой краткий ответ.

00:26:00 [Ведущая]: И я следующий вопрос зачитаю, он тоже маленький. А донорство является пожертвованием в благости, например донор крови.
[Критский В. Г.]: Донорство несомненно является очень благородной деятельностью когда человек жертвует чем-то, в данном случае собственной кровью ради блага других людей. Эта деятельность в [куни благости] и если вы слушали наши предыдущие передачи, деятельность в куни благости является наиболее чистой из всех видов материальной деятельности, то есть она приносит положительные материальные плоды. То есть вы в следующей жизни, а может быть и в этой жизни получите соответствующую награду, воздаяние в форме благоприятного рождения или богатства в зависимости от того к чему вы стремитесь. Если вы хотите чтобы это пожертвование было духовным вы должны постараться чтобы это пожертвование было направлено на духовные цели о которых я перечислил в предыдущем ответе, то есть помощь в какой-то деятельности преданных, там например в строительстве храма или в какой-то проповеднической деятельности, тогда это будет не просто материальным пожертвованием в гуне благости, тогда это уже будет духовным или трансцендентным пожертвованием, которое даст вам духовные плоды, то есть духовный прогресс. Вот таков ответ.

00:27:37 [Ведущая]: Как и где молиться? И у меня все чаще и чаще появляются желания это сделать и попросить у всех прощения.
[Критский В. Г.]: Это замечательное желание. Молиться можно всегда и везде. Есть известная история про Господа Чайтанья Махапрабху, который известен как аватар, воплощение святого имени, то есть он постоянно воспевал святые имена Господа Кришны и вот однажды, это было в Южной Индии, он жил в семье одного местного брахмана, тоже вайшнавы преданного, у него был сын Гопал и Господь Чайтанья шел, извините, в туалет и при этом он зажимал рукой свой рот и маленький Гопал увидел Господа Чайтанью и спросил «Для чего ты зажимаешь свой рот?» и Господь Чайтанья сказал, что вот я иду в туалет а у меня мой язык все время повторяет имена Кришны, я не хочу чтобы в туалете имена загрязнились и посколько туалет явно не чистое место, неблагоприятное и не хочется имена Господа произносить в таком нечистом месте.

00:28:55 И тогда ему этот маленький мальчик Гопал сказал «А что делать если человек в туалете будет оставлять своё тело и он тогда не должен произносить святые имена, а говорится что если он не произносит в момент смерти имена Бога, он не получит освобождения, он останется в материальном мире». И Господь Чайтанья задумался и сказал «Молодец, ты мой гуру», святые имена можно повторять всегда и везде. Вот таков ответ на данный вопрос, что фактически молитва это обращение к Богу и естественно при этом мы повторяем имена Бога и фактически можно молиться всегда и везде при любых обстоятельствах. Но более благоприятное место это конечно чистое место, храм Господа или какое-то молильное помещение где проходит служба. Это можно проводить, в принципе, у себя дома, в каждом доме должен быть какой-то алтарь, естественно что легче молиться у алтаря.

00:30:00 [Ведущая]: Ну просто напевать никто нигде не запрещает, например в ванной комнате очень хорошая акустика. Следующий вопрос. Бог же везде, правда? Не только в храмах, но почему-то рядом с храмом так спокойно становится.
[Критский В. Г.]: Я только что на этот вопрос ответил, что в принципе любое место годится для преданного служения, но разумеется храм и даже какая-то область рядом с храмом это место где сильное влияние вот этой высшей материальной гуны, гуны благости. Поскольку в храм приходят люди преданные, более чистые, смиренные, то естественно там постепенно создается такая более чистая атмосфера и в храме легче молиться и легче креститься и так далее. Поэтому все, собственно, верующие люди всех конфессий регулярно приходят в храм для того чтобы совершать там какие-то религиозные обряды, хотя в принципе это можно делать и дома и даже где угодно.

00:31:09 И в частности в нашей традиции есть так называемая хринама, то есть пение имен Бога на улице, когда преданные ходят на какую-то улицу, вот у нас на Арбате есть такие церемонии по субботам, воскресеньям и преданные поют святые имена Господа для того чтобы принести благо людям, люди на них смотрят, естественно, с удивлением. Кажется, что такого нет в христианской традиции, на самом деле есть, потому что христианские традиции тоже есть так называемый крестный ход на Пасху, когда выходят с флагами, знаменами, хоругвами, то есть на самом деле вот эта вот традиция хринама, воспевание святых имен есть в любой традиции, возможно даже в мусульманской, если среди слушателей есть мусульмане, может они помогут ответить на этот вопрос, но то что в христианской есть, это 100%. Я даже помню картину какого-то из художников-передвижников «Крестный ход на Пасху», это авторитетное свидетельство.

00:32:15 [Ведущая]: Да, и в любом храме всё равно есть субботний, воскресный да и вообще еженедельные воспевания святых имен не важно на каком языке и на какую мелодию, в любом случае даже если это делается по улице, то благо раздается всем тем кто слышит, правильно?
[Критский В. Г.]: Да.
[Ведущая]: Не только тем, кто пришел в храм вот. Я зачитаю следующий вопрос. Можете объяснить преемственность передачи знания гауди вайшнавов, они относятся к брахма сампрадае, то есть знание передается от Кришне к брахме и дальше по цепочке, но я читал что это солнечная линия и она была прервана и поэтому Господь лично пришел в наш мир, чтобы заново явить ведическое знание через Арджуну, это линия лунная, цепочка имеется ввиду. Так все таки солнечная линия передачи уже нет или все-таки есть? Разъясните пожалуйста, чтобы все стало на свои места.

00:33:12 [Критский В. Г.]: Значит, действительно есть различные линии или преемственность по которым передаются духовные знания и данная линия, которую мы сейчас рассматриваем, идущая через Брахму, затем через Кришну, это лунная линия, это не солнечная линия. Солнечная линия, которая идет через Бога Солнца [Иво Свана], если вы помните в начале 4 главы Кришна говорит, что много миллионов лет я поведал эту древнюю науку йоги Богу Солнца [Иво Свану]. И вот как раз про эту солнечную линию Кришна говорит, что с течением времени эта линия была нарушена и знание в её изначальном виде оказалось утрачено и, собственно, Кришна когда явился он исполняет сразу несколько миссий. С одной стороны он будучи, так сказать, изначальным Господом, который поведал [Иво Свану], он как бы восстанавливает и солнечную линию, солнечная считается для кшатри, и в то же время он это знание, так сказать, дает Вьясадеве, Вьясадева дописал Бхагавад Гиту и [бхарату] и он, фактически, становится также и в лунную династию. То есть Кришна, как верховная личность Бога он является источником, поддержителем всех линий, всех последовательностей и вот этим своим явлением 3000 лет назад он восстановил обе парампары и лунную и солнечную. Вот так я могу ответить на этот вопрос.

00:34:56 [Ведущая]: Зачитаю следующий вопрос. Что имеется в виду в Библии, когда утверждается, что Бога никто никогда не видел и дальше идут цитаты «Бога не видел никто никогда, единородный сын сущий в недре отчим, он явил» Евангелие от Иоанна, глава 1 стих 18, далее «Бога никто никогда не видел, если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает и любовь его совершенна есть в нас» первое послание Иоанна, глава 4 стих 12. Можно ли объяснить эти слова в Библии в связи с тем что говорится в рассмотренных стихах Бхагавад Гиты? Спасибо за ответ.

00:35:37 [Критский В. Г.]: Да, это замечательный вопрос и я вижу что здесь действительно очень много аналогий с теми стихами Бхагавад Гиты, которые мы с вами читаем, потому что в комментариях мы также читали, что Кришна в изначальной форме или во вселенской форме, он не доступен чувственному восприятию. То есть, как вот здесь цитируют Библию, что Бога никто никогда не видел. Господь трансцендентен, он не имеет материального тела и даже вселенская форма, которая в общем-то материальная, она проявляется в материальном мире, но она состоит из тонких энергий и для того чтобы её увидеть Кришна дает Арджуне особое духовное видение. Но здесь вот очень хорошо дальше, вот я читаю ваш вопрос «Но если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает и любовь его совершенно есть». То есть, что значит мы любим друг друга? Имеется ввиду конечно не мирская, так сказать, чувственная любовь, если преданные Господа друг друга любят, то тем самым они любят и самого Господа, то они чувствуют его присутствие, потому что здесь, вот как здесь говорится, что Господь пребывает в нас и вы наверняка помните, что три аспекта абсолюта это имперсональный брахман, сверхдуша пребывающая в сердце.

00:37:13 То есть, Бог в форме сверхдуши находится в сердце каждого живого существа и тем более каждого человека, каждого преданного, но проявляет себя сверхдуша только в случае преданном, то есть только преданные чувствуют присутствие Бога в сердце, для не преданных вот это присутствие Бога в сердце ощущается через какую-то интуицию, через голос совести, когда он нам подсказывает делать что-то хорошее, не делать каких-то опрометчивых, дурных поступков. То есть, в основном люди не верующие они этого не знают и не чувствуют что Бог находится в сердце каждого. Преданные это знают теоретически и они по сути дела пользуются этим. Молитвы которые вы произносите, о которых шла речь, фактически это молитва к сверхдуше, Богу находящемуся в сердце, потому что понятно, что в духовной личной форме Кришна не присутствует постоянно в материальном мире, вот он явил себя Арджуне 5000 лет назад, потом был 500 лет назад Господь Читани, то есть он является очень редко и в исключительных случаях, но в форме сверхдуши или параматмы, Господь находится в нашем сердце постоянно. Поэтому наше общение идет через него, через обращение к сверхдуше, параматме. Вот так я могу ответить.

00:38:44 [Ведущая]: Следующий вопрос не менее сложный, как пишет слушатель, сразу извиняюсь за его сложную формулировку. Бхактиведанта Свами все время делает акцент на то, что Господь Шива является гуна-аватарой Господа, то есть аватара именно внутри материального мира управляющий гуной невежества. Но также я читал, что Шампху, то есть Шива, это тот самый взгляд, мужское начало, которым Господь Махавишну создает материальный мир, то есть опять немного не стыкуются два утверждения. Шива, как гуна-аватара внутри материальной Вселенной и вне её или Шампху это не снаружи Вселенной?

00:39:33 [Критский В. Г.]: Да, немножко сложноватый вроде бы форме вопрос, но в принципе мне кажется на него можно ответить. Итак, Господь Шива является частичной экспансией Господа Вишну, ну тут есть тонкости, потому что есть изначальный Господь Шива, он находится вне Вселенной, а находится в духовном мире и есть его экспансия внутри Вселенной, это в общем-то уже [неразборчиво], но факт тот что как правильно пишет автор этого вопроса, что с одной стороны он является гуна-аватаром, то есть он управляет там и гуной и куной невежества и он считается покровителем животных и покровителем самых падших людей, пьяниц, наркоманов, безумцев и так далее. Это вот особая милость Господа Шивы и с другой стороны через него осуществляется оплодотворение, то есть зачатие, так сказать, новой жизни. Тут нет никакого противоречия, потому что живые существа, то есть [неразборчиво] они не собственность Господа Шивы, они просто через Господа Шиву, а все эти [неразборчиво] входят в материальный мир Махавишну является источником и материальных миров и всех живых существ. Они исходят из тела Махавишну, в котором они находились в дремлющем состоянии с прошлого творения и они попадают в тело Господа Шивы и Господь Шива уже осуществляет оплодотворение живых существ. Поэтому никакого противоречия здесь нет, просто вот небольшое разъяснение которое я дал, я думаю отвечает на ваш вопрос.

00:41:32 [Ведущая]: Хорошо, вот я сейчас проверяю последний раз мейл, вопросов нету, в чате вопросов тоже больше нету. Владимир Георгиевич, так сегодня интересно, что больше нет вопросов. Что ж нам делать?
[Критский В. Г.]: Можно поблагодарить радиослушателей, особенно тех кто прислали вопросы на данную беседу и разумеется когда есть вопросы, то сама беседа становится более интересной, более оживленной и для слушателей и для ведущего.
[Ведущая]: Да, вот сейчас что-то у меня очень быстренько появилось, не знаю, то ли это благодарность, то ли что все-таки вопрос. Кришна наделил Арджуну божественным знанием, каким образом все другие смогли увидеть его вселенскую форму? Какой интересный вопрос.

00:42:23 [Критский В. Г.]: А ответ на этот вопрос будет дан в 11 главе Бхагавад Гиты в одном из стихов в середине главы, я думаю что или в следующей передаче или через передачу мы это все прочитаем, все это будет разъяснятся в 11 главе.
[Ведущая]: Замечательно. Не будем забегать вперед, так что уважаемый радиослушатель присоединяйтесь к нам на следующей неделе и на следующей недели и вообще каждый день слушайте «Аюрведа радио», вы узнаете очень много интересного. Владимир Георгиевич, я так благодарна вам, что все-таки у нас получилось с вами создать для наших радиослушателей этот эфир.
[Критский В. Г.]: Спасибо.
[Ведущая]: Спасибо вам, до новых встреч на волнах «Аюрведа радио». До свидания. Уважаемые слушатели, Владимир Георгиевич Критский «Обзор различных систем йоги по Бхагавад Гите» и ответы на ваши вопросы по ведической культуре и философии, все это было сейчас в прямом эфире, далее музыка.

транскрибирование: Игорь Витюгин | 22 декабря 2012