Глава 11 стихи 42-55

Аюрведа радио - 11 апреля 2008
запись эфира для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:43:39 | качество: mp3 24kB/s 7 Mb | прослушано: 27 | скачано: 156 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Запись] Аюрведа радио.
[Ведущая] Добрый день, дорогие радиослушатели, рада поприветствовать всех собравшихся возле своих компьютеров, дабы послушать Аюрведа радио. Немного разочаровали всех тех, кто собрался послушать Сергея Тимченко, к сожалению, ветка метрополитена, по которой мне нужно добираться до работы на три часа была заблокирована. Какое-то ЧП произошло в Москве, такое бывает. Но я думаю, что это не помеха, потому что на следующей неделе мы продолжим семинар с Сергеем Тимченко, он обязательно придёт к нам и расскажет третью часть принципов гостеприимства в ведической культуре. Ну, а сейчас мы продолжим, Владимир Георгиевич Критский, Обзор различных систем йоги по Бхагавад Гите, и ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Уважаемые радиослушатели, вы можете присылать свои вопросы во время лекции в чат, по скайпу, а также на наш почтовый адрес Ayurvedaradio@mail.ru. Итак, давайте приступим.

00:00:59 Владимир Георгиевич, здравствуйте.
[Критский В. Г.] Здравствуйте, Наталья.
[Ведущая] Здравствуйте, здравствуйте, вас слышно замечательно.
[Критский В. Г.] Итак, дорогие друзья, мы продолжаем наш цикл, Обзор систем йоги по Бхагавад Гите, и мы с вами завершаем 11 главу под названием Вишарупайога, или Вселенская форма. Я как обычно прочитаю несколько наиболее ярких стихов, которые мы с вами прочитали в прошлый раз, где Арджуна обращается к Господу Кришне как к Верховной личности Бога, будучи подавлен страхом перед ужасающим видом этой вселенской формы. Стих 14-ый, изумленный и потрясенный, с волосами, стоящими дыбом, Арджуна благоговейно склонил голову и, сложив ладони, стал возносить молитвы Верховному Господу. О, Бог Богов, твой образ столь ужасен, поведай кто ты есть, о изначальный Господь, скажи мне для чего ты явился в этот мир?

00:02:07 Господь Кришна отвечает на мольбу Арджуны, Верховный Господь сказал: «Я есть время — великий разрушитель миров, несущий гибель всему живому. Кроме вас, Пандовых, все воины с обеих сторон должны погибнуть в предстоящем сражении». 33-ий стих, а поэтому встань и приготовься к битве. Покорив врагов, ты завоюешь славу, и насладишься цветущим царством, все они уже приговорены к смерти по моей воле, ты же можешь быть оружием в этом сражении. Практически вся 11-ая глава состоит из молитв Арджуны, который осознает бесконечное величие Господа. Мы с вами уже говорили как-то о значении молитвы в духовной жизни. Верховный Господь, будучи в сердце как сверх душа, слышит все наши молитвы и отвечает на них. Но в данном случае Арджуна сам лично присутствовал на поле боя, и Господь Кришна был вместе с ним на боевой колеснице. Арджуна продолжает: «Ты изначальный Господь, древнейший из древних, последнее прибежище всего мироздания. Ты знаешь все, и все стремятся постичь тебя, ты высший обитель вне гунн материальной природы. О беспредельный, тобою пронизан весь проявленный мир».

00:03:41 И 40-ой стих, на котором мы в прошлый раз закончили, 40-ой, 41-ый, 42-ой, все вместе. О неукротимая сила, повелитель безграничной мощи, ты вездесущий и поэтому ты есть все. Считая тебя своим другом, я небрежно обращался к тебе, о Кришна, о мой друг, не ведая о твоем величии, я не раз принижал тебя своими шутками, когда в час досуга мы делили с тобой общее ложе или сидели за трапезой. О непогрешимый, прошу тебя, прости мне все эти вольности.

00:04:18 И теперь мы прочитаем, продолжаем читать следующий, 43-ий стих. О Господь, ты отец всего материального мироздания, ты объект почитания всех живых существ, движущихся и неподвижных, их повелитель и духовный учитель. Ни одно живое существо не может превзойти тебя или сравниться с тобой, кто во всех трех мирах может быть более великим, чем ты, о Господь, обладатель безграничной силой. Комментарий Бхактивенданта Свами Прабхупады: Верховную личность Бога Кришну нужно почитать так, как сын почитает отца. Он изначальный духовный учитель, ибо на заре творения он открыл Брахме мудрость Вед, и сейчас излагает Арджуне Бхагавад Гиту.

00:05:08 Поэтому Кришна изначальный гуру, и любой авторитетный духовный учитель должен принадлежать к ученической преемственности, ведущей начало от самого Кришны. Не будучи представителем Кришны, нельзя стать духовным наставником и преподавать трансцендентную науку. Шришатватара у Панишата говорится, у Верховного Господа Кришны, также как у обычного человека, есть тело, чувства и ум. Но его чувства, тело и ум, и он сам тождественны друг другу. Это была цитата Шришатватара у Панишата. Кришна абсолютен, поэтому его деяния, энергия превыше всего в этом мире. Говорится также, что хотя его чувства отличаются от наших, но он обладает всеми видами чувственного восприятия, и при этом его органы чувств ничем не ограничены и совершенны.

00:06:09 Знание, могущество и деяния Верховного Господа целиком духовны. Об этом говорится в Бхагавад Гите, в четвертой главе. Тот, кто постиг Верховную природу деяний и могущества Господа Кришны, оставляя своё тело, попадает в обитель Кришны, чтобы больше никогда не вернуться в этот материальный мир, полный страданий. Комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупады. Я добавлю здесь небольшое пояснение. Шрилу Прабхупада пишет интересную вещь. Верховная личность Бога также как обыкновенный человек имеет тело, ум и чувства, но если обычный человек в материальном мире имеет все эти атрибуты как внешние, то есть они искусственные, временные. Например, тело мы оставляем в момент смерти, и в следующей жизни принимаем новое тело и связанные с ним чувства.

00:07:09 Наш ум сопровождает нас в процессе наших странствий по материальному миру до поры освобождения, до той поры, пока мы не покинем материальный мир. В этом неестественность нашего положения в материальном мире, так как наше тело состоит из отдельных составных частей, различных там тканей, из атомов и молекул, и поэтому тело обречено на распад. Но душа едина, и как говорит Господь Кришна в начале Бхагавад Гиты, для души нет ни рождения, ни смерти, она вечна, неизменна, и всегда одно и та же. И подобно этому Всевышний Господь един, и в этом абсолютность его духовной природы, её неизменность и вечность. Вот это очень интересный и, я думаю, очень глубокий философский момент, который с одной стороны, не такой уж сложный, но с другой стороны приводит к очень глубоким выводам.

00:08:12 То есть наша временная материальная оболочка, тело и ум, состоят из различных составных частей. Это факт, который не может отрицать никто, в том числе современная наука, и поэтому наше тело собственно временно и обречено на распад. Хотя и согласно каким-то там теориям, тело образовалось само собой, в результате эволюции, хотя это не было никак доказано, но факт остается тот, что тело временно, тело рано или поздно распадается, а вот духовная природа, душа, она цельна, она едина, и поэтому она собственно вечна. Стих 44-ый. Ты Всевышний Господь, которому все должны поклоняться.

00:09:01 Поэтому я падаю ниц перед тобой и молю тебя о милости. Как отец терпеливо сносит дерзости сына, как друг сносит неучтивости друга, а супруг прощает ошибки своей супруги, так и ты прости мне, пожалуйста, все мои ошибки и оскорбления. Комментарий: преданных Кришна связывают с ним различные отношения, одни относятся к нему как к сыну, другие как к мужу, третьи как к другу, или как к господину. Кришну и Арджуну связывают отношения дружбы. И как отец снисходителен к сыну, муж к жене, а хозяин к слуге, так и Кришна всегда снисходителен к своим преданным. Стих 45-ый. Я радостно созерцаю твою вселенскую форму, которую я никогда прежде не видел, однако мой ум охвачен страхом. Поэтому прошу тебя милостиво, яви мне снова свой образ Верховной личности Бога, о владыка владык, о прибежище вселенной.

00:10:08 Комментарий: поскольку Арджуна друг Кришны, он всегда ощущает близость Кришны, и как друг гордится богатством и могуществом своего друга, так и Арджуна радуется тому, что его друг Кришна — Верховная личность Бога, и может явить ему эту удивительную вселенскую форму. Но в то же самое время вид вселенской формы напугал Арджуну, напомнив, что в прошлом он, движимый чистыми дружескими чувствами, нанес Кришне много оскорблений. Из-за этого его ум пришел в смятение, он боится, а ведь причин для страха на самом деле нет. Поэтому Арджуна просит Кришну предстать перед ним в форме Господа Вишну или Нараяны, ибо знает, что Кришна может принять любой облик. Вселенская форма Господа материальна и временна, как и сам материальный мир.

00:11:02 Однако на планетах Вайкунхи Господь пребывает в духовной форме, в облике четырехрукого Господа Нараяны, на каждой из планет Вайкунхе Господь пребывает в этом образе Нараяны, и каждый образ отличается своим расположением атрибутов, раковины, палицы, лотоса и диска. В зависимости от расположения этих атрибутов в руках Нараяны, его называют разными именами. Стих 46-ой. О вселенская форма, о тысячарукий Господь, я хочу лицезреть тебя в твоем четырехруком облике, увенчаном короной, палицей, диском, раковиной и лотосом в руках. Я желаю увидеть этот твой облик. Комментарий: в Брахма Сансити говорится, что Господь вечно пребывает в сотнях и тысячах обликах, главными из которых являются Рама, Нарисимха, Нараяна и другие.

00:12:02 Этим образам нет числа, и Арджуна знал, что Кришна — изначальный Господь, принявших временную вселенскую форму. Но сейчас он просит Кришну предстать перед ним в духовной форме Нараяны, этот стих не оставляет никаких сомнений в том, Кришна изначальная личность Бога, источник всех остальных проявлений Господа. В каждом из своих бесчисленных образов, он остается Богом, причём всегда имеет облик прекрасного юноши. Это неотъемлемая черта Верховной личности Бога, тот, кто постиг Кришну, сразу очищается ото всей скверны материального мира. Стих 47-ой. Верховный Господь сказал: «О Арджуна, с помощью своей внутренней силы, я бы рад явить тебе эту вселенскую форму материального мира, до тебя никто и никогда не видел эту безграничную, ослепительно сияющую форму».

00:13:03 Комментарий: Арджуна, преданный Господа, хотел увидеть его вселенскую форму и из милости к Арджуне Господь Кришна предстал перед ним в этом облике. Ее смогли увидеть также другие преданные слуги Господа, живущие на райских и других планетах вселенной, иными словами, все, кто принадлежали к ученической преемственности, смогли увидеть вселенскую форму, которую Кришна показал Арджуне. Стих 48-ой. О лучший из воинов династии Куру, никто и никогда прежде не видел этой вселенской формы в материальном мире, эту мою форму нельзя увидеть, изучая Веды, совершая жертвоприношения, раздавая пожертвования, или свершая суровые аскезы. Комментарий: этот стих объясняет, что значит обладать божественным видением.

00:14:00 Божественный — значит, присущий Богам. Кто такие полу боги? В ведических писаниях сказано, что полубогами называют преданных Господа Вишну. Безбожники и атеисты, которые не верят в существование Господа, или же считают Всевышним безличный аспект Кришны, лишены возможности обрести божественное видение, ибо им не может обладать тот, кто не предан Господу Кришне. Обрести божественное видение можно только развив в себе божественные качества, иными словами, божественное видение позволяет видеть мир таким, каким его видел Арджуна. В этом стихе употребляется несколько важных слов, например, таких как изучение Вед и совершение жертвоприношений. К Ведам относятся все писания, такие как четыре Веды, Рик, Яджун, Самва и Атарова Веды, 18 Пуран, Упанишады, и Веданта Сутра. Изучать их можно дома или в любом другом месте.

00:15:03 Кроме них есть ещё Сутры, в которых изложены принципы совершения жертвоприношений. Пожертвование должно даваться достойному человеку, например, тому, кто преданно служит Господу, Брахману или Вайшнаву. К категории благочестивой деятельности относится Огненные жертвоприношения и деятельность, связанная с исполнением обязанностей в системе Варнашрамы. А добровольное принятие тех или иных телесных страданий называется аскезой. Человек может делать все это, совершать аскезы, раздавать пожертвования, изучать Веды, но если он не станет преданным Господа, как Арджуна, то он не сможет увидеть вселенскую форму Бога. Это был комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупады. Стих 49-ый. Мой устрашающий облик привел тебя в смятение. Покончим же с этим, да будем мой преданный свободен ото всех страхов.

00:16:06 Со спокойным умом и миром в душе ты можешь созерцать тот облик, который пожелал увидеть. Комментарий: Бхагавад Гита начинается с описания смятение Арджуны, он был встревожен тем, что ему предстояло убить Пхишму и Дрону, своего деда и учителя, перед которыми он поклонялся. Кришна сказал, что ему не следует бояться этого. Когда сыновья Дритараштры пытались раздеть Драупатья на виду у всего рода Куру, Пхишма и Дрона не проронили ни слова, и тем самым они пренебрегли своим долгом, и поэтому должны были погибнуть. Кришна явил Арджуне свою вселенскую форму главным образом для того, чтобы показать ему, что все эти люди уже уничтожены в наказание за содеянное. Кришна дал Арджуне возможность увидеть эту сцену, потому что преданные всегда настроены миролюбиво и не способны на кровопролитие.

00:17:06 Теперь Арджуна пожелал увидеть четырехрукий образ Господа, и Кришна исполнил его желание. Преданных не привлекает вселенская форма Господа, поскольку она не дает возможности проявлять свою любовь к Господу, и ощутить его взаимность. Преданный желает поклоняться Господу либо в настроении почтения и благоговения, либо желает видеть перед собой двурукий образ Кришны, чтобы с любовью служить Верховной личности Бога. Это был комментарий Бхактиведанта Свами. Стих 50-ый. Санджая сказал Дритараштри: «Произнеся эти слова, Верховная личность Бога, Кришна предстал перед Арджуной в образе четырехрукого Вишну, а затем снова явил свой двурукий облик, желая ободрить испуганного Арджуну».

00:18:00 Комментарий: Появившись на земле как сын Дэваки Вассудэвы, Кришна сначала предстал перед ними в образе четырехрукого Нараяны, но затем по просьбе родителей превратился в обычного младенца. Подобно этому Кришна знал, что Арджуну не интересовал его четырехрукий образ, но поскольку Арджуна просил показать его, то Кришна предстал перед ним в этом облике, а затем вновь принял свой двурукий облик. Очень важным является слово Самьяватугу, образ, исполненной красоты. Поскольку этот образ считается самым красивым образом Господа. Когда Кришна находился на земле, то все были очарованы его красотой. Господь Кришна с легкостью рассеял страх своего преданного Арджуны, и вновь предстал перед ним в своем прекрасном облике Кришны. В Брахмасакрити говорится, только тот, чьи глаза умощены бальзамом любви к Богу, могут увидеть этот прекрасный образ Господа Кришны.

00:19:09 Это был комментарий Бхактиведанта Свами. Стих 51-ый. Увидев Кришну в его изначальном облике, Арджуна воскликнул: «О Джанардана, теперь видеть тебя в прекрасном человекоподобном образе мой ум спокоен, и я окончательно пришел в себя». Комментарий: употребленные здесь санскритские слова ясно указывают, что изначальной формой Верховной личности Бога является двурукая форма Кришна, поэтому те, кто считают Кришну обычным человеком, ничего не знаю о его божественной природе. Будь Кришна обычным человеком, разве мог бы он явить Арджуне вселенскую форму, а затем принять облик четырехрукого Нараяны. Таким образом, ясно, что тот, кто сбивает читателя с толку, говоря, что устами Кришны говорит безличный Браман, несут вздор.

00:20:01 Чистого преданного все эти ложные толкования Бхагавад Гиты не могут ввести в заблуждение, он знает им цену. Смысл стихов Бхагавад Гиты ясен как день, они сияют подобно солнцу, и чтобы понять их не нужно прибегать к услугам недалеких комментаторов, пытающихся осветить солнце. Это был комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупады. Стих 52-ой. Верховный Господь сказал: «Дорогой Арджуна, увидеть меня в этом облике, который ты созерцаешь сейчас чрезвычайно трудно. Даже полу Боги вечно жаждут увидеть этот, дорогой для них, облик». Комментарий: в 48-ом стихе этой главы говорится, что явив свою вселенскую форму, Господь Кришна сообщил Арджуне, что [неразборчиво].

00:20:59 Но двурукий облик Кришны увидеть ещё труднее. Чтобы увидеть вселенскую форму Господа, нужно принести некий оттенок преданного служения в то, что мы делаем, [неразборчиво], и не рассуждать о природе абсолютной истины. Увидеть эту форму можно только тогда, когда у всех этих видов деятельности есть оттенок Бахти — преданного служения, о чем говорилось в предыдущих стихах. Но как ни трудно увидеть вселенскую форму Кришны, его двурукую форму увидеть ещё труднее, даже для таких полу Богов как Браман и Господь Шива. Они жаждут увидеть Кришну, о чем говорится в Шримад Бхагаватам, когда полу Боги узнали, что Кришна находится во чреве своей матери Дэваки, все они собрались, чтобы увидеть это чудо. Они стали произносить Господу прекрасные молитвы, хотя он был скрыт от их взоров.

00:21:59 Но все они с терпением ждали появления его на свет. Это был комментарий Бхактиведанта Свами. Стих 53-ий. Образ, который ты видишь своими трансцендентными глазами, нельзя постичь изучая Веды, совершая аскезы, раздавая пожертвования или проводя обряды поклонения. Эти методы не позволяют постичь истинную природу. 54-ый стих. Дорогой Арджуна, лишь путем безраздельного преданного служения можно по-настоящему постичь и увидеть меня в том образе, в котором ты меня сейчас видишь, только так можно проникнуть в тайну моего существования. Комментарий: постичь Кришну можно только в процессе безраздельного преданного служения. Он очень ясно говорит об этом в данном стихе. Те, кто тщательно изучили Веды, могут почерпнуть оттуда разнообразные сведения о Господе.

00:23:00 В ведах собрано множество правил и предписаний, но тот, кто действительно хочет постичь Кришну, должен следовать принципам, приведенным в авторитетных священных писаниях. Он может совершать аскезы в соответствии с этими принципами, например, можно дать обет держать полный пост над Джамаштрами, день явления Кришны, и дважды в месяц, день Экадыши, 11 день после полнолуния и новолуния соблюдать пост. Что касается пожертвований, то в писаниях ясно сказано, что пожертвования следует давать преданным Господа, который занимаются служением ему, и распространяют философию Cознания Кришны по всему миру. Сознание Кришны — это благословение всему человечеству. Рупа Гасвами назвал Господа Читанью воплощением великодушия, ибо он щедро дарил любовь к Богу всем людям, обрести которую чрезвычайно трудно.

00:23:58 Поэтому тот, кто помогает людям, занимающимся проповедью сознания Кришна, давая ему деньги на распространение Cознание Кришны, тот совершает великое деяние, а тот, кто поклоняется Богу в храме в соответствии с правилами священных писаний, причём во всех храмах Индии установлено изваяние Господа, чаще всего Вишну или Кришны, тот получает возможность духовно совершенствоваться, поклоняясь Верховному Господу, и выражая ему своё почтение. Для новичков в преданном служении поклонение Господу в храме является необходимым, что подтверждают Веды, Шрита Шватару Упанишат. Тот, кто безраздельно предан Верховному Господу и служит ему под руководством духовного учителя с непоколебимой верой, сможет увидеть Верховную личность Бога в момент откровения. Нельзя постичь Кришну просто рассуждая о нем. Тот, кто не прошел подготовку под личным руководством духовного учителя, не может даже вступить на путь познания Бога.

00:25:05 Человек не должен гордиться теоретическим знанием Вед, он должен заниматься преданным служением Кришне, только тогда он сможет попытаться комментировать Бхагавад Гиту. Это был комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупады. И, наконец, 55-ый, последний стих этой главы. Дорогой Арджуна, тот, кто занимается чистым преданным служением, не оскверненным стремлением к материальной деятельности и умозрительному философствованию, кто посвящает мне свой труд, считает меня высшей целью своей жизни, и дружески относится ко всем живым существам, тот непременно вернется ко мне. Комментарий Бхактиведанта Свами: каждый, кто хочет достичь Верховного Господа, обитающего на высшей планете Кришналоке духовного мира, и установить отношения с Кришной, духовной личностью Бога, должен следовать этом наставлению, которое дает сам Господь.

00:26:05 Данный стих считается квинтэссенцией Бхагавад Гиты. Бхагавад Гита — это книга для обусловленных душ, которые стремятся властвовать над материальной природой, ничего не зная об истиной духовной жизни. Бхагавад Гита призвана помочь живым существам постичь природу духовного бытия, и своих личных взаимоотношений с Верховной личностью, и указать путь, ведущий обратно домой к Богу. И здесь в данном стихе предельно ясно описан метод, позволяющий достичь духовного совершенства, это преданное служение. Что касается нашей деятельности, то всю свою энергию нужно использовать в служении Кришны, такую деятельность называют Кришнакармой, мы можем выполнять самую разную работу, при этом не следует привязываться к плодам своего труда, все, что мы делаем, нужно делать для Кришны.

00:26:59 К примеру, бизнесмен может действовать в сознании Кришны, если будет заниматься своим бизнесом ради Кришны. Так как настоящим хозяином предприятия является Господь Кришна, то и получать доходы от него должен также он. Вместо того, чтобы возводить огромный особняк для собственного удовольствия, человек может построить красивый храм для Кришны, установить там Божество Господа, и проводить Богослужения в соответствии с принципами священных писаний. Все это будет Кришнакармой. Не питая привязанностей к плодам своего труда, человек должен отдавать их Господу Кришне, а сам довольствоваться просадом, остатками того, что было предложено Кришне. Тому, кто построил для Кришны просторный храм и установил там изваяние, Божество Господа, может жить в нем сам, но он должен помнить, что настоящим хозяином дома является Кришна.

00:28:01 Это называется сознанием Кришны. Тот, кто не в состоянии построить для Кришны храм, может помогать убирать этот храм, это тоже Кришнакарма. Можно работать в саду. Тот, у кого есть земля, в Индии почти у каждого бедняка есть клочок земли, может использовать её для служения Кришне, выращивая на ней цветы и поднося их Господу. Он может посадить там деревцо Тулуси, поскольку листья Тулуси необходимы для поклонения Господу в храме, о чем говорится в Бхагавад Гите. Кришна говорит, что преданный может предложить ему листок, цветок, плод или воду, и Господь будет доволен этим подношением. Даже последний бедняк может заниматься служением Кришне. И, наконец, преданные Кришны дружелюбно относятся ко всем живым существам, поэтому здесь сказано, что у него нет врагов.

00:28:59 Что это значит? Преданный, обладающий сознанием Кришны, понимает, что только преданное служение Господу способно помочь человеку решать его жизненные проблемы. Он убедился в этом на собственном опыте, и поэтому хочет распространить Cознание Кришны среди других людей. История знает не мало примеров, когда преданные Господа проповедовали сознание Бога даже с риском для собственной жизни. Всем известен пример Господа Иисуса Христа. Он был распят атеистами и пожертвовал жизнью ради распространения сознания Бога, не мало подобных случаев есть в истории Индии. Можно вспомнить Харидастра Такура и Прахлада Махараджу. Ради чего они подвергали себя такому риску? Ради того, чтобы распространить Cознание Кришны, а это не легкая задача. Человек, осознающий Кришну понимает, что причиной всех страданий людей является забвение их взаимоотношений с Господом.

00:29:59 Поэтому самое большое добро, которое человек может сделать другим людям, это освободить своих ближних от всех проблем материальной жизни, и Господь через него являет необыкновенную милость всем обычным людям. Можно представить себе, на сколько милостив Кришна к тем, кто ради служения ему готов пойти на любой риск. Поэтому такие выдающиеся люди, оставив тело. Подводя итог этой главы, можно сказать, что Кришна показал Арджуне свою вселенскую форму, а также форму всепоглощающего времени, и также четырехрукий образ Вишну. Отсюда следует, что Кришна является источником всех форм, а не наоборот. Кришну нельзя считать проявлением вселенской формы или аватаром Вишны. Существуют сотни, тысячи образов Вишну, но для преданного ни один из этих образов не имеет такого значения, как изначальный двурукий образ Кришны, или Шьямасундры.

00:31:03 В Дрона Самсити сказано, что те, кто отдает свою любовь и преданность Кришне в этом двуруком образе, всегда созерцают его в своем сердце, поэтому высшей формой Бога является Господь Кришна, таков смысл 11-ой главы, и так заканчивается комментарий Бхактиведжанта Свами Прабхупады к 11-ой главе Бхагавад Гиты под названием Вселенская форма. И мы на этом я думаю закончим читать, у нас сегодня было много приключений, когда мы созерцали эту вселенскую форму, и, пожалуйста, если у вас есть вопросы, то звоните нам, пишите на наш сайт. В эфире передача Обзор систем йоги по Бхагавад Гите.
[Ведущая] Дорогие радиослушатели, вопросы вы можете присылать в чат, по скайпу, а также на наш почтовый адрес Ayurvedaradio@mail.ru. Владимир Георгиевич, вы все ещё с нами?
[Критский В. Г.] Да, конечно.
[Ведущая] Замечательно, сейчас мы тогда зачитаем вопросы.

00:32:00 Здравствуйте, скажите, пожалуйста, почему Кришна говорит, что можно предлагать ему листок, цветок, плод и воду, но не называет молоко?
[Критский В. Г.] Да, это интересный момент. Я не слышал ответа духовного учителя на лекции, но по крайней мере, как предположение сделать. Во-первый, молоко отличается от всех продуктов, которые здесь называются, листок, цветок и плод, это все-таки какие-то как бы тела живых существ. То есть в принципе, так сказать, когда мы срываем листок, срываем плод, мы наносим какой-то ущерб растениям. И поэтому их предложения Господу должно быть санкционировано.

00:33:03 А в Библии, как я уже говорил, в самой первой главе Бытия говорится, что Бог дал людям в пищу растения, сеющие семя, и каждой твари, в которой душа живая, дал в пищу растения, сеющие семя. То есть как бы растительные, различные растения, растительные продукты предназначены в пищу, хотя строго говоря они живые и их, так сказать, добывание связано с убийством растения, но Господь санкционирует их. У них нет нервной системы, они не испытывают какой-то особой боли, хотя и чувствительность у них какая-то есть, мы об этом с вами говорили. Что касается молока, то молоко — это продукт, который специально предназначен в пищу Господа, что корова производит молоко для своих телят, есть молоко практически у всех млекопитающих животных, в том числе у человека.

00:34:03 И поэтому в отношении как бы молочной пищи, тут нет никаких сомнений, что оно предназначено в пищу. И как мы знаем по жизни Господа Кришны, он был большим любителем молока и молочных продуктов. И в Индии практически на каждом шагу есть изображения Кришны, и его очень часто изображают в виде ребенка, мальчика с какой-то молочной сладостью, там или ладдой, или сметаной, или он лазит, чтобы достать там из горшка йогурт, это в Индии уже стало как бы традиционной картинкой, что молочный продукт — это любимый продукт Кришны. Вот то, что я могу сказать на эту тему, вот чем смогу, тем помогу.

00:34:59 Если у кого-то из наших слушателей есть более подробный ответ, то я буду очень рад, если вы пришлете его нам на скайп, и чтобы он прозвучал в эфире. Спасибо.
[Ведущая] Следующий вопрос зачитаю. Он звучит так: вопрос не по Бхагавад Гите. Сегодня в лекции Олег Геннадьевич Торсунов говорил, что Господь Рамачандра жил 12 тысяч лет назад, иногда слышал, что 6 тысяч лет назад. Найграрам, это же третья юга, а она закончилась почти миллион лет назад. Прокомментируйте это, пожалуйста. И почему на картинках часто Рама изображается синего цвета? Я слышал, что он должен быть зеленого цвета.
[Критский В. Г.] Да, я тоже слышал, что Господь Рама, в писаниях говорится, что это аватар зеленого цвета. Синего или голубого цвета — это сам Кришна, а Господь Рамачандра, условно как бы его считают зеленоватого цвета.

00:36:04 Он много странствовал по лесам, 14 лет жизни, когда его изгнали, и на картинках его часто изображают с таким оттенком зеленоватым. Что касается времени его явления, то вы абсолютно правильно сказали, что он явился в Третаюгу. Двапраюга у нас вдвое длиннее Калиюги, то есть 860 тысяч лет, почти миллион лет. То есть практически Третаюга закончилась около миллиона лет назад, немножко меньше. И это вот цифра 12 тысяч лет мне не понятна, я этой лекции не слышал, возможно имеется в виду лет не земных, а небесных, если это 12 тысяч лет по исчислению полу Богов, а у них, так сказать, в 360 раз длиннее, то получается примерно тоже самое.

00:37:01 Получается как раз примерно миллион лет или около этого. Только так вот я могу это объяснить, что 12 тысяч лет не земных, а по исчислению полу Богов.
[Ведущая] Следующий вопрос. Уважаемый Владимир Георгиевич, не могли бы вы рассказать подробнее о Янтрах? Что это за графическое изображение и как их объясняет ведическая философия? Ваши преданные слушатели.
[Критский В. Г.] Спасибо большое, дорогие слушатели. Но я должен признаться, что мои познания ограничены. Я конечно слышал о Янтрах, что они являются частью астрологической практики, и они условно изображают различные планеты, различных полу Богов, и я даже видел их изображения. Они предназначены для медитации, то есть это такие как бы мистические картинки, которые позволяют нам установить связь с полу Богами.

00:38:10 В ведической культуре очень много таких сложных мистических вещей, которые довольно трудно объяснить современным языком, и как раз собственно направленность этого моего семинара в том, что я пытаюсь в какой-то степени логично, рационально то, что я понял за эти годы, пока я вот знакомился с ведической традицией, где-то около 28 лет. В данном случае этот вопрос нужно задать кому-то из знатоков астрологии, тому же Олегу Геннадьевичу Торсунову или кому-то из других лекторов. Я не компетентен.
[Ведущая] Следующий вопрос. Помогите, пожалуйста, понять комментарий к тексту 47. Вселенскую форму Кришна показал всем присутствующим на Карукшетре, или только преданным на Карукшетре, в том числе и с других планет, и все остальные воины только слышали разговор Кришны и Арджуны?

00:39:14 [Критский В. Г.] Значит, в комментарии Прабхупада пишет неоднократно, что эту вселенскую форму видели преданные Господа. Преданные Господа и на поле Карукшетры несомненно их было достаточно много, причём преданные были не только на стороне Пандовых, они были на стороне Кауравов, те же самые Пхишма и Дрона, это одна из таких трагических завязок Бхагавад Гиты, что в ней нет деления как бы на темные силы, и светлые силы, а что преданные Господа были и на многих, так сказать, обоих сторонах, так же как и демонические личности были не только на стороне Кауравов, но и были на стороне Пандовых.

00:40:02 Так что вот из этого комментария Прабхупады, который мы прочитали следует, что это была милость по отношению к преданным Господа. Почему это так? Как я понимаю, что как бы вселенская форма является убедительным доказательством того, что Господь Кришна — Верховная личность Бога, и это приемлемо только для преданных. Был случай, когда Кришна показал какую-то свою вселенскую форму Дурьетхане, когда он приезжал в Христинапур для переговоров, и Дурьетхана глупо пытался схватить Кришну, его арестовать, хотя его отец, Дритараштра, будучи в какой-то степени преданным, по крайней мере, так сказать, признающим Господа, он сказал ему, что ты хочешь сделать, ты пытаешься шапкой поймать луну. Он Кришну уподобил луне.

00:41:01 Кришна родился в лунной династии. Он сказал, ты пытаешься шапкой поймать луну. И Дурьетхана не послушался его совета, и отдал приказ схватить Кришну. Тогда Кришна показал Дурьетхане и всем присутствующим свою какую-то огромную вселенскую форму, он предстал в облике там до небес в пламени и дыме, и после этого он, так сказать, исчез с горизонта, и только увидели удаляющуюся колесницу. Это не произвело впечатления на Дурьетхана, он посчитал это просто каким-то колдовством, какой-то магией. Мы тоже умеем колдовать, сказал, у нас тоже есть маги и волшебники. Вот это вот видение не преданных, Дурьетхана был самым таким демоничным, самым не преданным, и вот он таким образом воспринял вселенскую форму, когда увидел её в Христинапуре.

00:42:02 Поэтому вселенские формы несомненно являются милостью по отношению к преданным, и эту милость Господь являет только им. Вот так я могу ответить на этот вопрос.
[Ведущая] Замечательно. Дорогие радиослушатели, вы по-прежнему можете присылать вопросы к нам в чат, по скайпу, и на наш почтовый адрес Ayurvedaradio@mail.ru. Но на текущий момент вопросов нет.
[Критский В. Г.] Ну, и время уже пятый час.
[Ведущая] Да, вопросов нет. Я что, я с удовольствием поблагодарю вас, Владимир Георгиевич, что были сегодня с нами, постараюсь к следующей передаче подготовить вопрос, у меня есть, но я не могу просто его сформулировать более конкретно, он не много уже по более поздним главам, ну, текстам, и я думаю, что мы как раз дойдем к этому моменту, и я спрошу.
[Критский В. Г.] Я думаю, что у нас сегодня было много приключений, подобно тому, как у Арджуны на поле Карукшетры, который видел вселенскую форму Кришны.

00:43:06 [Ведущая] Да, да, одно хочу попросить вас напомнить, мы прочитали стихи с 42-го по?
[Критский В. Г.] По 55-ый, последний стих 11-ой главы 55-ый.
[Ведущая] Хорошо, спасибо большое, что были сегодня с нами.
[Критский В. Г.] Спасибо вам.
[Ведущая] До свидания, до новых встреч.
[Критский В. Г.] Всего хорошего.
[Ведущая] Уважаемые радиослушатели, не расходитесь, далее у нас интересная программа, через час в 17.00, Ольга Маслова, психолог, специалист по здоровому образу жизни, мы продолжим семинар Здоровый стиль жизни, радостное утро, часть вторая. Если вы же ещё не умеете вставать рано утром и не знаете для чего это нужно делать, присоединяйтесь, будем знать и практиковать вместе.
[Запись] Аюрведа радио.

транскрибирование: Наталья Колоцей | Речица | Беларусь | 18 декабря 2012