Бхагавад-Гита ‒ квинтэссенция ведической мудрости

Аюрведа радио - 10 August 2007
«Бхагавад-гита» ‒ песнь Бога. Что такое жертвоприношение? Процесс познания истины. Этапы духовного пути. О деятельности в преданном служении. В чём же наша свобода? Взаимоотношения преданного с миром. Ответы на вопросы. Что значит жить в сознании Кришны? Что означает слово «йога»? В чём уникальность «Бхагавад-гиты»?
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:52:34 | качество: mp3 24kB/s 9 Mb | прослушано: 712 | скачано: 280 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:14 [Ведущая] Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Рада приветствовать вас вновь на волнах «Аюрведа» радио. Сегодня в прямом эфире Владимир Критский «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гите”», мы продолжаем тему и ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Сейчас я дозваниваюсь до Владимира Критского. Я надеюсь, он ждет уже нашего звонка для того, чтобы для вас, дорогие радиослушатели, раскрыть все секреты «Бхагавад-гиты». Добрый день, Владимир.
[Критский В.Г.] Здравствуйте.

00:00:47 [Ведущая] Рада приветствовать Вас на волнах «Аюрведа» радио. Итак, я уже Вас представила нашим радиослушателям. А также хочу напомнить о том, что они могут присылать вопросы, которые у них могут появиться, во время лекции к нам в чат по скайпу, также в виде смс либо на наш почтовый адрес ayurvedaradio@mail.ru. Итак, я слово хочу уже передать Вам.

00:01:12 [Критский В.Г.] Угу, спасибо. Здравствуйте, дорогие друзья. Мы с вами продолжаем цикл бесед на тему «Обзор систем йоги по „Бхагавад-гите”». Я напомню, что в прошлом месяце мы с вами остановились на пятой главе «Бхагавад-гиты». И следующая, шестая, глава очень интересная, она называется «Дхьяна-йога», или «Йога медитации».

00:01:40 Сейчас эта тема медитационной йоги стала очень популярной, ей занимаются во многих странах мира, она ещё называется классическая йога, или раджа-йога. Но, как обычно, прежде чем перейти к новой теме, мне хочется кратко рассмотреть то, что мы с вами прошли. Во-первых, потому что повторение – это мать учения, а во-вторых, у меня нет полного удовлетворения от того рассмотрения, которое у нас было, особенно последней, пятой, главы. Я хочу сейчас кратко, в течение, может быть, получаса, рассмотреть все основные темы, которые мы с вами прошли.

«Бхагавад-Гита» – Песнь Бога

00:02:31 «Бхагавад-гита» – это уникальное произведение, это, можно сказать, безграничный океан знания. Подобно тому как Веды называются древом желаний, «Бхагавад-гита» – это квинтэссенция ведической литературы и уникальное произведение, в которой, по сути, описывается реальность материального мира: что он из себя представляет, безо всяких прикрас и без иллюзий. И каждая глава «Бхагавад-гиты», как мы с вами говорили, носит название определённой системы йоги, всего 18 глав.

00:03:17 И первая глава называется «Арджуна-вишада-йога», или «Йога уныния Арджуны». Я напомню, что перед началом великой битвы на поле Курукшетра, Арджуну одолевали сомнения: стоит ли ему принимать участие в этой битве, потому что на другой стороне были его друзья и родственники, старшие члены семьи. И в ответ на его сомнения Кришна рассказывает ему «Бхагавад-гиту», песнь Бога.

00:03:48 Во второй главе, которая называется «Санкхья-йога», дается анализ основных философских понятий. И самое основное понятие, с которого можно начать философский анализ, это понятие дживатмы, или души. Душа описывается во второй главе как мельчайшая, неделимая частичка мироздания, которая вечна, неизменна, непостижима и неизмерима. И можно сказать научным языком, что душа – это квант сознания, это минимальная частичка творения, которая в отличие от материалистических представлений является не каким-то атомом или молекулой, а является живым существом, дживой. От слова джива произошло русское слово живой. И эти души присутствуют в материальном мире во всевозможных формах жизни. Во второй же главе Кришна объясняет процесс реинкарнации, перевоплощения души: душа в момент смерти тела покидает его и затем рождается в новом теле.

Что такое жертвоприношение

00:05:13 Далее, в третьей главе, рассматривалось понятие Карма-йоги. Это бескорыстное исполнение долга, то есть исполнение своих предписанных обязанностей без привязанности к результатам. И было введено понятие жертвоприношения, или ягьи. Говорилось, что, когда был создан материальный мир, состоящий из людей и также высших существ, так называемых полубогов, был также создан процесс ягьи, или жертвоприношений, который должны выполнять цивилизованные люди для успешного продвижения в своей, так сказать, земной жизни.

00:06:06 Можно философски сказать, что процесс жертвоприношения – это наша благодарность Всевышнему Господу за то, что он дал нам всё необходимое для жизни: еду, питье, воздух. Без воздуха мы не можем прожить даже и пяти минут. Можно несколько дней поститься, ничего не есть, можно, может быть, день-два ничего не пить, но без воздуха человек погибнет очень быстро, в течение нескольких минут.

00:06:39 И мы должны понимать, что на Земле есть люди, которые этого не имеют. Есть люди, которые голодают, которые умирают от голода. Есть люди, которые теряются где-то в песках, в пустыне, у которых нет воды, и они гибнут от жажды. И люди, которые куда-то попали, в какие-то глубины, в шахтах или под водой, они могут задохнуться, они могут погибнуть без воздуха. И, таким образом, вот этот процесс жертвоприношения является, скажем так, универсальным философским принципом Веданты, который необходим для успешного исполнения наших обязанностей в человеческой жизни.

Процесс познания истины

00:07:33 Четвёртая глава «Бхагавад-гиты» называлась «Гьяна-йога», или «Йога знания». В ней описывался процесс познания истины. И объяснялось, что Высшая Истина, Абсолютная Истина, недостижима путем обычных средств: скажем так, научного анализа через наблюдения, через опыты, через логические обобщения. Для этого нужен особый, уникальный метод, который называется шабда, или принятие знаний из авторитетного источника. Авторитетным источником является система парампары, система духовных учителей, идущих из глубины веков. Материальным носителем является священное писание Веды, которые так же были записаны очень давно, много тысяч лет назад на санскрите. И вот это два параллельных источника знаний, которые дополняют друг друга. С одной стороны, Веды как знания, данные человеку свыше от Верховной Личности Бога, с другой стороны, вот эта ученическая преемственность духовных учителей, которые несут это знание и распространяют его по всему миру тоже испокон веков.

Этапы духовного пути

00:09:07 В четвёртой главе также описывалась система жертвоприношений для очищения души, но уже более подробно, чем в третьей главе. Если в третьей главе был провозглашен этот принцип ягьи, или жертвоприношений, то в четвёртой главе Кришна объясняет, как для каждого статуса жизни требуется то или иное жертвоприношение. Скажем, для учеников, брахмачари, главным жертвоприношением является процесс слушанья. То есть на первом этапе жизни человек должен очень активно учиться, впитывать в себя знание, особенно духовное знание, потому что с годами это делать будет сложнее. В нашей системе образования есть школы, есть колледжи, институты, но, с одной стороны, дети в юности не получают духовного знания, знание в основном материалистическое, и, с другой стороны, знание дается очень нерационально.

00:10:17 В ведической системе образования, гурукуле, знание давалось детям в той мере, как это им необходимо. Скажем, если ребенок принадлежал к сословию брахманов, то он учился максимально, до 20–25 лет, изучал различные разделы священных писаний, различные конкретные дисциплины, к которым у него склонность. Кшатрии, то есть дети, имеющие какие-то наклонности административные, то есть это будущие лидеры, руководители общества, они обучались науке дханурведе. Туда входило искусство дипломатии, воинское искусство, то, что необходимо для руководителей. Вайшьи, торговое сословие, изучали свои артха-шастры и так далее. То есть обучение было гораздо более глубоким и серьезным, и оно было именно в той мере, в какой это необходимо детям для будущей жизни.

00:11:25 В настоящее время пытаются учить всех всему, и в результате можно сказать, что никто не знает ничего. Уровень образования остается очень низким, существует коррупция, подкуп преподавателей и так далее. И от этого и продолжается духовная деградация. Общество не прогрессирует с духовной точки зрения, что и является, собственно, главной целью человеческой жизни. Ну, и главная идея четвертой главы в том, что процесс духовного совершенствования, духовного познания, должен быть связан с очищением души от нежелательных тенденций, от гнева, похоти, жадности и так далее, от того, что является причиной деградации.

00:12:28 Завершает эту главу Кришна очень возвышенными словами. Я вам сейчас прочитаю пару стихов 4.38-4.40:
न हि ज्ञानेन सदृशं पवित्रमिह विद्यते ।
तत्स्वयं योगसंसिद्धः कालेनात्मनि विन्दति ॥ ३८ ॥
श्रद्धावाँल्ल‍भते ज्ञानं तत्परः संयतेन्द्रियः ।
ज्ञानं लब्ध्वा परां शान्तिमचिरेणाधिगच्छति ॥ ३९ ॥
अज्ञश्चाश्रद्दधानश्च संशयात्मा विनश्यति ।
नायं लोकोऽस्ति न परो न सुखं संशयात्मनः ॥ ४० ॥

«В этом мире нет ничего более возвышенного и чистого, чем трансцендентное знание. Это знание – спелый плод всего мистицизма. Верующий человек, стремящийся к трансцендентному знанию и обуздавший чувства, достигнув его, обретает высший духовный покой. Но невежественные и неверующие люди, сомневающиеся в священных писаниях, никогда не обретут сознание Бога. Для сомневающейся души нет счастья ни в этой жизни, ни в следующей».

00:13:12 Довольно-таки сильные, я бы сказал суровые, слова Кришны, которые осуждают материалистов и материалистический образ жизни. Потому что люди, которые не верят в священные писания, не верят в существование Высшего Духовного Начала, по сути, не имеют в жизни никаких перспектив, потому что, чего бы они ни достигли в материальной жизни, всё это будет потеряно в момент смерти.

00:13:42 Как говорится в Библии: «Не ищите сокровищ на Земле, где ржа истребляет и вор крадет, а ищите сокровища на небесах, где ржа не истребляет и вор не крадет».

00:13:59 И Кришна завершает эту главу словами 4.42:
तस्मादज्ञानसम्भूतं हृत्स्थं ज्ञानासिनात्मनः ।
छित्त्वैनं संशयं योगमातिष्ठोत्तिष्ठ भारत ॥ ४२ ॥

tasmād ajñāna-sambhūtaṁ
hṛt-sthaṁ jñānāsinātmanaḥ
chittvainaṁ saṁśayaṁ yogam
ātiṣṭhottiṣṭha bhārata

«Поэтому все сомнения, возникшие в твоем сердце от невежеств, нужно разрушить оружием знания, вооружившись йогой, о Арджуна, встань и сражайся».

О деятельности в преданном служении

00:14:18 Пятая глава называется «Карма-санньяса-йога». Очень интересное название. Карма означает деятельность, а санньяса означает отречение от деятельности. Это, казалось бы, противоречащие понятия, противоречащие друг другу. Можно перевести это название как деятельность в отречении от материальной жизни, материальных привязанностей. Другой перевод: «Карма-йога – деятельность в сознании Бога».

00:14:50 Бхагавад-Гита 5.1
अर्जुन उवाच
सन्न्यासं कर्मणां कृष्ण पुनर्योगं च शंससि ।
यच्छ्रेय एतयोरेकं तन्मे ब्रूहि सुनिश्चितम् ॥ १ ॥

arjuna uvāca
sannyāsaṁ karmaṇāṁ kṛṣṇa
punar yogaṁ ca śaṁsasi
yac chreya etayor ekaṁ
tan me brūhi su-niścitam

«Арджуна сказал: О Кришна, сначала ты велел мне отказаться от деятельности, а сейчас говоришь, что я должен действовать в преданном служении. Пожалуйста, скажи мне определённо, что же для меня более благоприятно?».

00:15:07 Бхагавад-Гита 5.2
श्रीभगवानुवाच
सन्न्यास: कर्मयोगश्च नि:श्रेयसकरावुभौ ।
तयोस्तु कर्मसन्न्यासात्कर्मयोगो विशिष्यते ॥ २ ॥

śrī-bhagavān uvāca
sannyāsaḥ karma-yogaś ca
niḥśreyasa-karāv ubhau
tayos tu karma-sannyāsāt
karma-yogo viśiṣyate

«Верховная Личность Бога сказал: И отказ от деятельности, и деятельность в преданном служении благотворны для освобождения. Но деятельность в преданном служении лучше, чем отречение от деятельности».

00:15:24 Здесь Кришна говорит, что теоретического знания о том, что «я не есть тело, а душа», ещё недостаточно, чтобы достичь духовного совершенства. Человек должен научиться действовать, как душа, в противном случае ему не удастся вырваться из материального плена. Но деятельность в сознании Бога – это не материальная деятельность, это особый вид деятельности, который мы рассмотрим в последующих главах.

00:16:01 И, например, в качестве иллюстрации: деятельность в сознании Бога – это то, чем мы с вами сейчас занимаемся. Она состоит из двух главных процессов: шраванам – слушании и киртанам – повторении. То есть первый вид такой деятельности – это слушание о Боге, об Абсолюте, об Абсолютной Истине, и второй – рассказ. То есть мы сейчас с вами как раз этим занимаемся. Это иллюстрация того, что значит понятие преданности, или преданного служения Богу.

00:16:39 И вот это противоречие, которое здесь Кришна рассеивает Арджуне, существует не только в нашей традиции. Также в христианской традиции испокон веков есть такая дилемма – «Что важнее? Вера или дела?». Ну, понятно, что под делами подразумевается духовная деятельность, то есть преданное служение Господу. Под верой подразумевается его сознание, то есть насколько он верит в Бога, насколько он полагается на Бога и не привязан, так сказать, к материальным вещам. То есть, по сути, иными словами здесь выражена та же самая дилемма – что важнее: карма, то есть преданное служение, или санньяса – отречение от материальной деятельности и служение, погружение своего сознания в божественное начало.

00:17:42 И Кришна в нескольких стихах разрешает эту проблему, и мы сейчас это с вами вспомним:
Бхагавад-Гита 5.5
यत्सां‍ख्यै: प्राप्यते स्थानं तद्योगैरपि गम्यते ।
एकं सां‍ख्यं च योगं च य: पश्यति स पश्यति ॥ ५ ॥

yat sāṅkhyaiḥ prāpyate sthānaṁ
tad yogair api gamyate
ekaṁ sāṅkhyaṁ ca yogaṁ ca
yaḥ paśyati sa paśyati

«Тот, кто знает, что цель философских изысканий может быть также достигнута и в процессе преданного служения, и понимает, что метод аналитического изучения материального мира и метод преданного служения находятся на одном уровне, тот видит вещи в истинном свете».

00:18:10 То есть под целью философских изысканий здесь Кришна понимает теоретический метод, отречение от мира. А преданное служение – это карма-йога, то есть посвящение себя, своего труда служению Богу. И Кришна говорит, что, по сути, это одно и то же, что это две стороны одной медали. Только кажется, что это разные формы деятельности, но суть та же самая. Эта идея у нас была также в третьей главе.

00:18:52 И мудрый человек должен понимать это единство цели самых разных духовных путей и даже разных религий. То есть в разных религиях могут преобладать та или иная сторона. Активная деятельность в преданном служении – это, например, какая-то благотворительная деятельность, помощь бедным, несчастным, больным. Причем не просто материальная помощь, а которая сопровождается духовным просвещением, когда преданные Господа дают людям знания и объясняют им, что они не просто хотят помочь страждущим из чувства гордыни, а оказывают высшую благотворительную деятельность, которая приносит не только материальные, но и духовные блага.

00:19:52 И далее, в стихе 5.7, Кришна говорит:
योगयुक्तो विश‍ुद्धात्मा विजितात्मा जितेन्द्रिय: ।
सर्वभूतात्मभूतात्मा कुर्वन्नपि न लिप्यते ॥ ७ ॥

yoga-yukto viśuddhātmā
vijitātmā jitendriyaḥ
sarva-bhūtātma-bhūtātmā
kurvann api na lipyate

«Тот, кто с любовью и преданностью служит Господу, кто чист душой, кто обуздал свой ум и чувства, тот дорог каждому и каждый дорог ему. Всегда занятый разнообразной деятельностью, такой человек никогда не запутывается в последствиях своих поступков».

00:20:20 Ну, я думаю, что вы уловили эту мысль. Уникальная мысль, она напоминает слова Библии: «Возлюбить ближнего, как самого себя». «Тот, кто с любовью и преданностью служит Господу, кто чист душой, кто обуздал свой ум и чувства, тот дорог каждому и каждый дорог ему». То есть если человек посвящает себя этой высшей духовной деятельности, преданному служению, то это подразумевает не только чтение каких-то лекций или объяснение чего-либо, а чисто практическую помощь людям. Благотворительная деятельность имеется во всех духовных организациях: христианской, мусульманской, в нашей традиции есть бесплатная раздача пищи, освященной пищи. Это называется прасад – милость Бога.

00:21:19 В стихе 10 Кришна говорит:
ब्रह्मण्याधाय कर्माणि सङ्गं त्यक्त्वा करोति य: ।
लिप्यते न स पापेन पद्मपत्रमिवाम्भसा ॥ १० ॥

brahmaṇy ādhāya karmāṇi
saṅgaṁ tyaktvā karoti yaḥ
lipyate na sa pāpena
padma-patram ivāmbhasā

«Тот, кто исполняет свои предписанные обязанности без привязанности к плодам своего труда и предлагает плоды Верховному Господу, никогда не совершает никаких грехов, подобно тому как листья лотоса не замачиваются водой».

00:21:40 Вот какая интересная мысль. Кто исполняет свои обязанности не ради плодов, не ради материальных благ, но посвящает все плоды, все результаты Всевышнему Господу, понимая, что Он – владыка всего, тот никогда не совершает грехов, подобно тому как лепестки лотоса не смачиваются водой. У нас есть цветы, в озерах, в прудах, подобные красивым лилиям или кувшинкам, они напоминают лотос, который растет в Индии. У нас на юге тоже растет лотос. Он считается самым красивым и самым благородным цветком в мире. По крайней мере, если вы бываете где-то на юге, вы можете где-то в очень чистых и в очень тихих, спокойных местах увидеть лотос.

00:22:39 Лотос никогда не будет расти в грязном месте, в грязной воде и там, где пыль, гарь и прочие «блага» современной цивилизации. Он растет только в тихом, чистом месте. И вот такую святую личность, преданного Господа, сравнивают с лотосом: он не будет жить в грязной атмосфере, он старается жить только в чистой атмосфере, и его не затрагивает эта материальная, скажем так, скверна. Он всегда остается чист, не загрязняясь материальным окружением, подобно тому как лотос не замачивается водой.

00:23:24 Стих 11:
कायेन मनसा बुद्ध्या केवलैरिन्द्रियैरपि ।
योगिन: कर्म कुर्वन्ति सङ्गं त्यक्त्वात्म‍श‍ुद्धये ॥ ११ ॥

kāyena manasā buddhyā
kevalair indriyair api
yoginaḥ karma kurvanti
saṅgaṁ tyaktvātma-śuddhaye

«Освободившись от привязанностей, йоги занимают своё тело, ум и разум деятельностью только ради очищения души». Ещё раз: «Освободившись от привязанностей, йоги занимают своё тело, ум и даже чувства деятельностью только ради очищения души». То есть что бы ни делали йоги, преданные Господа, они делают это не ради какой-то корысти, не ради каких-то материальных благ, а ради высшей духовной цели.

00:24:04 Стих 12:
युक्त: कर्मफलं त्यक्त्वा शान्तिमाप्‍नोति नैष्ठिकीम् ।
अयुक्त: कामकारेण फले सक्तो निबध्यते ॥ १२ ॥

yuktaḥ karma-phalaṁ tyaktvā
śāntim āpnoti naiṣṭhikīm
ayuktaḥ kāma-kāreṇa
phale sakto nibadhyate

«Человек, неуклонно следующий по пути преданного служения, достигает прочного мира, поскольку предлагает Господу все результаты своих действий. Тот человек, кто не связан с духовной природой, кто жаждет наслаждаться плодами своего труда, попадает в материальное рабство».

00:24:23 Та же самая мысль. Возникает вопрос: если человек должен действовать не ради плодов, а ради высшего долга, то в чём наша свобода, в чём свобода воли человека?

00:24:50 И вот, в следующих стихах Кришна объясняет этот очень глубокий, тонкий философский момент. Я не уверен, что у нас он в прошлый раз прозвучал достаточно ясно, потому что в «Бхгавад-гите» очень много тонких моментов, которые, может быть, не так просты для современных людей. Даже такое простое понятие, как реинкарнация, перевоплощение души, к сожалению, некоторые не понимают. Но в «Бхагавад-гите» есть гораздо более глубокие философские идеи.

Вчём же наша Свобода?

00:25:27 Итак, стих 14:
न कर्तृत्वं न कर्माणि लोकस्य सृजति प्रभु: ।
न कर्मफलसंयोगं स्वभावस्तु प्रवर्तते ॥ १४ ॥
na kartṛtvaṁ na karmāṇi
lokasya sṛjati prabhuḥ
na karma-phala-saṁyogaṁ
svabhāvas tu pravartate

«Воплощенный дух, хозяин города-тела, не совершает никаких действий и не побуждает других к деятельности и не создает плодов. Всё это делают гуны материальной природы».

00:25:44 Стих, на первый взгляд очень непонятный. Ещё раз: «Воплощенный дух, душа, находящаяся в городе-теле (здесь тело сравнивается с городом), не совершает никаких действий, не побуждает других к деятельности и не создает плодов. Всё это делают гуны материальной природы (благость, страсть и невежество).

00:26:06 Возникает тогда вопрос: если мы не совершаем никаких действий, почему же мы тогда отвечаем за поступки, почему страдаем за свои грехи?

00:26:19 Ответ таков, что наша свобода заключается в свободе воли, в свободе желаний, и в зависимости от наших желаний материальная природа, гуны материальной природы, совершают те или иные действия.

00:26:41 И поскольку человек привязан к своему телу (мы говорили, через посредство ложного эго он отождествляет себя с телом), то человек считает себя ответственным за действия. Он думает: я делаю, я работаю, я зарабатываю. Что-то такое. Это типичное материалистическое представление, которое здесь Кришна разъясняет: душа не совершает никаких действий. Душа находится на духовном уровне, она не соприкасается с материальной природой. Эти действия совершаются нашим телом, поскольку тело является частью материальной природы. Поэтому этот процесс йоги, или процесс отречения от материальной деятельности, он, на самом деле, вполне естественный, потому что мы не есть тело. Тело – это наша внешняя оболочка, одежда. Душа находится на трансцендентном уровне, она не имеет прямого отношения к материальному телу.

00:27:47 Стих 15:
नादत्ते कस्यचित्पापं न चैव सुकृतं विभु: ।
अज्ञानेनावृतं ज्ञानं तेन मुह्यन्ति जन्तव: ॥ १५ ॥

nādatte kasyacit pāpaṁ
na caiva sukṛtaṁ vibhuḥ
ajñānenāvṛtaṁ jñānaṁ
tena muhyanti jantavaḥ

«Верховный Господь также не отвечает за греховную или благочестивую деятельность воплощенных существ. Но живые существа пребывают в иллюзии, поскольку их истинное знание покрыто пеленой неведения».

00:28:12 Здесь Кришна говорит, что Он не заставляет живых существ грешить или совершать благие дела, он дает каждому свободу воли. Эта свобода, как мы только что говорили, заключается в свободе наших желаний, свободе стремлений, а уже всё остальное делают гуны, делает материальная природа, которая находится под контролем Господа.

00:28:46 Стих 16, в котором Кришна немножко прославляет этот тонкий момент, эту философию, уникальную философию, Бхагаватам:
ज्ञानेन तु तदज्ञानं येषां नाशितमात्मन: ।
तेषामादित्यवज्ज्ञानं प्रकाशयति तत्परम् ॥ १६ ॥

jñānena tu tad ajñānaṁ
yeṣāṁ nāśitam ātmanaḥ
teṣām āditya-vaj jñānaṁ
prakāśayati tat param

«Когда человека озаряет знание, рассеивающее тьму неведения, то оно раскрывает ему всё, подобно тому как днём все озаряется солнцем». Ещё раз: «Когда же человека озаряет знание, рассеивающее тьму неведения, то это знание открывает ему всё, подобно тому как днём все освещается солнцем».

00:29:25 Когда человек изучает Веды, особенно «Бхагавад-гиту» и начинает думать, анализировать её, то он постепенно получает ответы на все вопросы, он видит вот это хитрое, можно сказать, дьявольски хитрое, устройство материального мира, которое не понимают обычные люди, не преданные, материалисты. Потому что для них непонятен этот момент: если есть Бог, почему он допустил столько зла, насилия, несправедливости?

00:30:09 Хотя, вроде бы, существование Бога логично. Как иначе объяснить всю невообразимую сложность этого мира? Но они не могут понять, почему же столько противоречий? И вот в этих стихах как раз Кришна раскрывает эту загадку: фактически свобода есть, но свобода ограничена. Это свобода наших желаний, свобода нашего волеизъявления, и в соответствии с тем, как мы используем эту свободу, мы получаем тот или иной вид материальной деятельности.

Взаимоотношения преданного с миром

00:30:52 И в заключительных стихах главы 5 Кришна объясняет, как человек должен относиться к этому миру, к окружающим людям. То есть это уже практика, практический вывод, который следует из этой философии.

00:31:13 Стих 18:
विद्याविनयसम्पन्ने ब्राह्मणे गवि हस्तिनि ।
श‍ुनि चैव श्वपाके च पण्डिता: समदर्शिन: ॥ १८ ॥

vidyā-vinaya-sampanne
brāhmaṇe gavi hastini
śuni caiva śva-pāke ca
paṇḍitāḥ sama-darśinaḥ

«Смиренный мудрец светом истинного знания равно смотрит на ученого благородного брахмана, корову, слона, собаку и собакоеда».

00:31:22 То есть человек разумный, обладающий духовным знанием, не обращает внимания на телесную оболочку. Она у каждого своя. И он не привязывается к каким-то материальным различиям. Он понимает духовное равенство всех существ, что все души едины по своей природе и находятся просто на разных ступенях эволюции. То есть в материальном мире имеет место определённая эволюция души. Человеческая форма жизни – это вершина этой эволюции, на которой человек может вырваться из круговорота материальной жизни и вернуться обратно домой, обратно к Богу.

00:32:05 Стих 21:
न प्रहृष्येत्प्रियं प्राप्य नोद्विजेत्प्राप्य चाप्रियम् ।
स्थिरबुद्धिरसम्मूढो ब्रह्मविद्‍ब्रह्मणि स्थित: ॥ २० ॥

na prahṛṣyet priyaṁ prāpya
nodvijet prāpya cāpriyam
sthira-buddhir asammūḍho
brahma-vid brahmaṇi sthitaḥ

«Человек, достигший освобождения, не прельщается материальными удовольствиями. Он всегда пребывает в трансе, черпая блаженство в самом себе. Такой человек, осознавший себя, наслаждается беспредельным счастьем, ибо его ум сосредоточен на Всевышнем».

00:32:25 Может быть, немножечко это трудно сразу ухватить, но идея проста, и мы в конце прочитаем стих, в котором Кришна подводит итог всем этим философским рассуждениям. Смысл этого стиха таков: человек, достигший уровня йоги, или сознания Бога, настолько поглощен этим служением, что у него пропадает вкус к материальным удовольствиям, из которых наивысшим является сексуальное, вокруг которого вращается весь мир. Но человек, который полностью занят деятельностью в сознании Бога, действует с огромным энтузиазмом, и это помогает ему избежать материальных соблазнов. Это критерий его духовного развития.

00:33:13 Стих 22:
ये हि संस्पर्शजा भोगा दु:खयोनय एव ते ।
आद्यन्तवन्त: कौन्तेय न तेषु रमते बुध: ॥ २२ ॥

ye hi saṁsparśa-jā bhogā
duḥkha-yonaya eva te
ādy-antavantaḥ kaunteya
na teṣu ramate budhaḥ

«Разумный человек никогда не стремится к соприкосновению с материальными чувствами, что является источником страданий. О сын Кунти, у таких удовольствий есть начало и конец, поэтому мудрый человек, обладающий знанием, никогда не обольщается ими».

00:33:33 Эта идея у нас была во второй и третьей главах: чувственные, материальные, удовольствия являются причиной материального рабства, они привязывают человека к материальному миру. И поэтому йог или святая личность не привязывается и не прельщается этим материальным, скажем так, счастьем по той простой причине, что оно всегда временно и после него наступает разочарование.

00:34:03 Материалисты, обычные люди, не преданные, стремятся к чувственным наслаждениям и из-за этого деградируют. Они не понимают, что материальные, чувственные, наслаждения являются источником страданий, они ведут к деградации души.

00:34:25 И можно привести такой пример, связанный с химией. Если лимонный сок налить в стеклянный стакан или стакан, сделанный из какого-то благородного металла, золота или серебра, то с ним ничего не случится, он останется неизменным. Но если налить лимонный сок в железный стакан, то произойдет химическая реакция, сок будет взаимодействовать с железом и превращаться в яд. Подобно этому йог, преданный, находящийся в материальном мире, ограничивает себя от этих химических реакций, от чувственных наслаждений, которые фактически портят душу, ведут к её деградации. Обычно материалистический человек попадается на эту ловушку, эту удочку материальных наслаждений, и, как следствие, наступает духовная деградация.

00:35:33 И, наконец, последний, 29-й, стих главы 5, которую мы, наверное, закончим. Уже в следующий раз мы приступим к обзору главы 6.
भोक्तारं यज्ञतपसां सर्वलोकमहेश्वरम् ।
सुहृदं सर्वभूतानां ज्ञात्वा मां शान्तिमृच्छति ॥ २९ ॥

bhoktāraṁ yajña-tapasāṁ
sarva-loka-maheśvaram
suhṛdaṁ sarva-bhūtānāṁ
jñātvā māṁ śāntim ṛcchati

«Мудрец, который познал Меня как цель всех жертвоприношений и аскез, как Верховного Господа всех планет и полубогов, благодетеля и доброжелателя всех существ, достигает мира, избавляясь ото всех материальных страданий».

00:36:04 Таким образом, Кришна очень кратко и ясно подводит итог. Это фактически итог всего раздела. И в третьей главе, и в четвертой, и в пятой много всяких тонкостей, сложностей, но суть очень простая Как есть поговорка гениальное всегда просто, так и в «Бхагавад-гите», которая является шедевром, жемчужиной духовной литературы, с одной стороны, изложена немножко сложная философия, но, с другой – в ней подводится очень простой, краткий итог.

00:36:37 То есть мудрый человек, преданный Господа, который познал, что Всевышний Господь является целью всех жертвоприношений и аскез (то есть фактически всей деятельности), который является Господом всех планет и полубогов, то есть всего мироздания, и в то же время благодетелем и доброжелателем всех существ, такой человек достигает мира, избавляется от своих проблем и ото всех материальных страданий.

00:37:07 На этом я хочу закончить. И мы в следующий раз, на следующей неделе, уже начнем шестую главу, которая называется «Дхьяна-йога», медитационная система йоги, которая популярна в наши дни. И мы увидим очень интересную аналогию между вот этой йогой медитации, или аштанга-йогой, и карма-йогой, бхакти-йогой, которую мы рассматривали до сих пор. То есть принципы йоги едины. И вот эти системы йоги на самом деле друг другу не противоречат, а являются ступенями одной лестницы, лестницы йоги, которая начинается с карма-йоги, добросовестного исполнения своих обязанностей, затем следует гьяна-йога, аштанга-йога и, в конце концов, бхакти-йога, йога преданного служения.

00:38:01 На этом я хочу закончить дозволенные речи. Если у вас есть какие-нибудь вопросы, замечания, добавления, пожалуйста, звоните нам или пишите.

Ответы на вопросы

Что конкретно означает: жить в сознании Кришны?

00:38:13 [Ведущая] «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гите”». Мы только что закончили, а сейчас у нас будут ответы на вопросы по ведической культуре и философии. И у нас уже есть первый вопрос.
Что конкретно означает: жить в сознании Кришны?
[Критский В.Г.] Вопрос…. [Ведущая]
Непростой вопрос, да?
[Критский В.Г.] Непростой. Я постараюсь ответить.

00:38:41 Согласно Ведам, Кришна означает имя Бога. В переводе «Всепривлекающий Господь». В главной мантре, которая рекомендуется в нашу эпоху, «Харе Кришна» мантре, как раз имя Кришна и имя Рамы. Рама означает Господь, дающий духовное блаженство. Находиться в сознании Бога, или в сознании Кришны, означает всю свою деятельность посвятить служению Богу. Мы пока говорим об этом немножечко абстрактно. В последующих главах мы будем рассматривать более подробно. Первые шесть глав «Бхагавад-гиты» называются условно «Карма-йога», или деятельность ради высшей цели. Йога в переводе означает связь. И следующие шесть глав «Бхагавад-гиты», начиная с седьмой, будут называться «Бхакти-йога», то есть йога преданности, йога преданного служения.

00:39:54 То есть ваш вопрос немножко предвосхищает тему последующих глав «Бхагавад-гиты». Я подробно говорить не буду, скажу кратко, в двух словах. Основные процессы бхакти-йоги, или преданного служения, – это шраванам, киртанам, вишнох смаранам, три процесса. Шраванам означает слушать о Боге. Киртанам означает славить Бога, или рассказывать о Боге. И третья, вишнох смаранам, означает помнить о Боге. То есть хитрость в том, что наша материальная, внешняя, деятельность и материальное окружение не столь существенно для нашего духовного развития. Человек даже может внешне заниматься материальной деятельностью, но находиться в высоком духовном сознании. И наоборот: человек может носить сан священника и в то же время не быть по сути духовным человеком, святым, если он использует свою деятельность ради каких-то материальных плодов.

00:41:16 То есть находиться в сознании Бога, или сознании Кришны, означает не просто внешне что-то делать, махать кадилом или крестом, а свою жизнь и свои мысли посвятить служению Богу. Это более глубокий аспект, чем просто какая-то внешняя деятельность где-то в храме, в церкви, в мечети и так далее. И уникальность «Бхагавад-гиты» и всего ведического знания как раз в том, что она рассматривает все уровни человеческой деятельности: внешний уровень деятельности (материальные чувства, тело), уровень ума, уровень разума и интеллекта и уровень души. Мы об этом кратко говорили. В пятой главе есть такой стих, где Кришна как раз дает классификацию различных уровней сознания. Он там говорит: «Живые чувства выше, чем мертвая материя. Ум выше чувств. Разум выше, чем ум. А живое существо, душа, ещё выше, чем разум».

00:42:28 То есть Кришна буквально в одном стихе, в двух строчках, дает всю классификацию уровней человеческого сознания. И с помощью вот этого знания авторитетного, данного нам свыше, мы можем разобраться что к чему, что такое духовная деятельность, что такое материальная деятельность, что такое сознание Бога, или сознание Кришны, а что такое обычное, материальное, сознание. Это зависит не столько от какой-то внешней деятельности, сколько от внутреннего настроения человека, чему он посвящает свою жизнь. Вот так кратко я могу ответить на ваш вопрос.

00:43:10 [Ведущая] Спасибо. У нас есть ещё один вопрос.
Расскажите о сходстве и различии русской «старовероинглингской» церкви с Ведами
[Критский В.Г.] Русской и какой?
[Ведущая] Церковь русская, «старовероинглингская». Нам вопрос прислал Роман. Я не знаю, откуда он взял это название. Я, правда, первый раз такое слышу.
[Критский В.Г.] Я тоже в первый раз слышу. Пускай он это разъяснит.

00:43:49 Значит, на Руси в настоящее время преобладает, скажем, христианство. Бóльшая часть – это православное христианство. В христианстве есть три основных направления: католичество, православие и протестантство. И на Руси также достаточно много протестантов и католиков. И протестантская церковь тоже делится на разные ветви: лютеране, баптисты, пятидесятники… И как раз протестантская церковь самая молодая. То есть ей, может быть, порядка ста лет. А традиционная христианская вера – это католическая и православная, которая существует более тысячи лет.

00:44:34 Но в дохристианскую эпоху на Руси была так называемая славянская религия, или языческая религия, которая является как-бы «остатками» древней ведической культуры. Потому что там поклонялись разным полубогам, но признавали и существование Всевышнего Господа. И даже у него было имя очень похожее. Имя было Вышень и Крышень. И аналогичные имена Бога в Ведах: Вишну – Господь всепроникающий, и Кришна – Господь всепривлекающий. Так что древняя славянская традиция, несомненно, имеет родственную связь с Ведами, с ведической традицией. И, собственно, есть даже такие книги: русские Веды и так далее. Это сейчас довольно-таки широко известно. И что имеет в виду Роман под древнерусской религией, пускай он разъяснит. Я, что мог, то кратко описал.

00:45:41 [Ведущая] Я думаю, Роман нас слышал, но он пока ничего не написал нам. Даже не знаю…
[Критский В.Г.] Может, есть другие вопросы?
[Ведущая] Пока нет других вопросов. А, вот есть вопрос.
Что означает слово «йога»?

00:45:55 [Критский В.Г.] Вот, интересный вопрос. Что значит слово йога. Я упоминал, что в переводе на русский слово йога означает связь с высшей природой. И каждая глава «Бхагавад-гиты» называется как определённая йога. То есть существуют разные виды йоги, разные виды связи: карма-йога – добросовестная деятельность, исполнение своих обязанностей, гьяна-йога – йога знания, аштанга-йога – йога медитации, или ещё она называется дхьяна-йога, чем мы будем в следующий раз заниматься. Буддхи-йога, тоже такой термин есть в «Бхагавад-гите», йога разума. Есть термин раджа-йога, или царственная йога, но под ней, как правило, понимают как раз аштанга-йогу, которой мы будем заниматься.

00:46:51 То есть хотя названий много, но некоторые названия ничего нового не дают, то же самое, что и раньше. В целом йога означает примерно то же самое, что и слово религия. Слово религия латинского происхождения: religare означает связь с Богом. Re – это возвратная частица, а ligos означает связь. То есть это слово латинского происхождения религия означает связь с Богом, связь с высшей природой. И как раз йога также означает связь с Богом, с высшей природой. Таким образом, человек может в своей человеческой жизни духовно прогрессировать, а не деградировать, что очень важно. Вот, я могу так ответить, кратко.

00:47:44 [Ведущая] Хорошо. Всё-таки слушатель «прорвался» к нам, и сейчас я постараюсь с ним связаться.
[Критский В.Г.] Если вопрос касается русской старообрядческой церкви, то это очень специфический вопрос, касающийся христианской традиции. И вникать в эти тонкости, отличия различных направлений христианской религии, мне кажется даже не совсем этичным, потому что должен отвечать христианин.

00:48:34 [Слушатель] Дело в том, что я видел сейчас лекцию староверов-инглингов, и они очень много похожего с Аюрведой рассказывают. Они свою веру представляют как дохристианскую, то, что было до крещения Руси. И я хотел об этом Вас и спросить.

00:49:04 [Критский В.Г.] Роман, понимаете, поскольку я не видел вашего фильма и могу судить только по названию, которого я не встречал, «старовероинглингская» церковь, то мне ответить на Ваш вопрос сложно.
[Ведущая] Понятно всё. Ну, Владимир Георгиевич, мы что-то сможем ещё сказать на этот вопрос?

00:49:25 [Критский В.Г.] Я могу сказать, что, в принципе, конечно, существует множество различных религий. И в мире, я не знаю точно сколько, вообще есть тысячи различных религиозных направлений, ныне действующих и которые были в прошлые века. Только мировых религий, так сказать, около 5. То есть которым следуют миллионы людей, помимо христианства, ислама, индуизма, буддизма, иудаизма. В общем, 4 или 5 мировых религий. Уникальность «Бхагавад-гиты» в том, что она рассматривает не просто какую-то индуистскую религию, она рассматривает философию. Она дает знания о Боге на глубоком научном уровне. Вот в этом её уникальность.

00:50:15 Я немножко говорил о себе в самом начале, о том, что я начинал свою жизнь как студент, окончил Московский университет, физический факультет, и готовился к научной карьере, учился в аспирантуре. Но в этот момент я познакомился с «Бхагавад-гитой» и понял, что это знание более совершенное, чем то, что я изучал в стенах старейшего высшего учебного заведения, Московского университета. В этом уникальность «Бхагавад-гиты» и ведического знания в целом: человек любой национальности, любого вероисповедания, обладающий любыми индивидуальными качествами, может найти в Ведах ответы на свои вопросы.

00:51:03 Поэтому, может быть, и нет нужды подробно разбираться в особенностях различных религиозных культов, были они на территории России или другой страны. Если у нас есть знание, достаточно полное и совершенное, то оно даст нам возможность ответить на все вопросы. Вот так я могу Роману ответить общими словами. Вопросов больше нет?

00:51:32 [Слушатель] Спасибо.
[Ведущая] Спасибо большое, Роман, что вы нам позвонили и задали вопрос в прямом эфире.
[Критский В.Г.] В любом случае, спасибо вам, что вы проявили интерес к этой беседе. Я очень этому рад. Спасибо
[Ведущая] А мне остается поблагодарить вас, Владимир Георгиевич, за то, что Вы были с нами и рассказали много-много интересного.

транскрибирование: Анастасия Будашева | Георгиевск | Россия | 26 November 2012
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 16 November 2021
тегирование: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 22 November 2021