Глава 17 стихи 23-25
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 «Аюрведа радио».
[Ведущая] Добрый день, дорогие радиослушатели. Итак, простите, пожалуйста, за заминочку, но у нас тут немножко перенастроечки компьютерные происходят, всякое бывает в нашей жизни. И давайте же мы всё-таки начнём наш прямой эфир. Я думаю, что вы уже давно заждались, да и Владимир Георгиевич Критский ожидает к вам вырваться. Ну, что? Я уже озвучила, кто у нас будет в прямом эфире. «Обзор различных систем йоги по “Бхагавад-гите”», а также ответы по ведической культуре и философии. Вопросы ваши ждём в чат по Skype, и наш почтовый адрес aurvedaradio@mail.ru. Владимир Георгиевич, здравствуйте.
[Критский В.Г.] Здравствуйте, Наталья. Итак, дорогие друзья, мы с вами продолжаем передачу «Обзор систем йоги по “Бхагавад-гите”». Я напомню, что в прошлый раз мы продолжали изучать 17 главу, «Разновидности веры».
00:01:06 Это очень интересная глава, которая рассказывает о различных уровнях преданного служения, различных уровнях религий, которые существуют в современном мире, и отвечает на вопрос, почему, собственно, в мире существует так много разных религиозных традиций. На самом деле все духовные пути не так уж сильно отличаются друг от друга. Религия — это законы, данные человеку Богом. И так же как в разных странах может быть разное законодательство, регламентирующее деятельность общества… Суть же всех законодательных норм та же самая — установить в обществе мир и порядок, чтобы люди могли счастливо жить, исполняя свои обязанности на благо других. И точно так же законы религии в разных традициях могут отличаться по форме, хотя имеют ту же самую цель — помочь человеку очиститься от материальных загрязнений, неизбежных в повседневной жизни, и осознать свою вечную духовную природу.
00:02:14 И в прошлый раз мы с вами говорили о так называемой обрядовой деятельности, обрядовой стороне духовных традиций, и говорили, что аналогично тому, как в науке есть какие-то опыты и эксперименты, позволяющие найти связь между теорией и практикой, так и в духовной науке есть определённые процедуры для установления связи между теоретическим знанием, даваемым в священных писаниях, и духовной практикой. Вот это как раз называется обрядом или жертвоприношением. Хотя в разных традициях эти обряды различаются по форме, но их суть очень проста. Веды говорят, что все обряды предназначены для удовлетворения Верховной Личности Бога.
00:03:00 После этого небольшого предисловия мы продолжим читать стихи «Бхагавад-гиты». Стих 23: «С начала творения слова “Мо тат сат” использовались для обозначения Высшей Абсолютной Истины. Эти три слога произносили брахманы при исполнении ведических гимнов и жертвоприношений ради удовлетворения Всевышнего». Комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Как уже говорилось, аскезы, жертвоприношения и подношения, а также пищу, можно разделись на три категории, относящиеся к гунам благости, страсти и невежества. Но к какой бы категории — первой, второй или третьей — не относились эти виды деятельности, все они обусловлены гунами материальной природы. Когда же их целью является Верховная Личность Бога, то они становятся средством достижения духовного совершенства. Эту цель указывают все священные писания.
00:04:01 Три слова “Ом тат сат” относятся к Высшей Абсолютной Истине — Верховной Личности Бога. Слово “Ом” встречается во всех ведических гимнах. Тот, кто действует вопреки указаниям священных писаний, никогда не сможет постичь Высшую Абсолютную Истину. Он получит только временный результат и не достигнет высшей цели жизни. Отсюда следует, что подношения, жертвоприношения и аскезы следует совершать в гуне благости. Совершённые в гунах страсти и невежества, они находятся на низшем уровне. Веды говорят, что эти три слова, взятые из ведических гимнов, связаны со святым именем Верховной Личности Бога. На заре творения, когда Господь Брахма, первое живое существо, совершал аскезы, он использовал эти три слова для обозначения Верховной Личности. Поэтому того же самого принципа придерживались все духовные учителя в цепи ученической преемственности. Таким образом, эти слова исполнены глубокого смысла.
00:05:04 Поэтому в «Бхагавад-гите» сказано, что всякая деятельность должна совершаться для удовлетворения Верховной Личности. Тот, кто, совершая аскезы, занимаясь благотворительностью или проводя жертвоприношения, произносит эти три слова, действует в сознании Кришны. Эта трансцендентная деятельность даёт человеку возможность вернуться обратно домой к Богу. В процессе такой деятельности живое существо не расходует драгоценной энергии человеческой жизни». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады к 23 стиху. Стих 24: «Поэтому трансценденталисты совершают жертвоприношения, занимаются благотворительностью и совершают аскезы, следуя указаниям священных писаний, и начиная их со слога “Ом”, ради достижения Всевышнего». Комментарий: «В риг-веде говорится: “Ом тад Вишну Парамам падам”, — “Лотосные стопы Господа Вишну являются вершиной преданного служения”. Тот, кто посвящает все свои действия Верховной Личности Бога, достигает высшей ступени совершенства». Это такой короткий комментарий Бхактиведанты Свами.
00:06:20 Я от себя добавлю, что все эти рекомендации Вед давались 5 тысяч лет назад в предыдущую эпоху, Двапара-югу, когда на Земле ещё была ведическая цивилизация. Слог «Ом» обозначает Высшую Абсолютную Истину — Верховную Личность Бога, как в «Бхагавад-гите» говорит Господь Кришна, «…Из всех мантр Я — божественное “Ом”». И 500 лет назад Господь Чайтанья Махапрабху дал нам ведическое знание в более доступной форме. И главная мантра, которую он проповедовал, была «Харе Кришна» мантра, которую повторяют последователи Господа Чайтаньи в настоящее время.
00:07:00 Стих 25: «Не стремясь наслаждаться плодами своего труда, человек должен совершать различные виды жертвоприношений, благотворительной деятельности и аскез, произнося при этом слово “тат”. Целью такой трансцендентной деятельности является освобождение из материального плена». Комментарий: «Чтобы подняться на духовный уровень, необходимо отказаться от материальных целей в жизни. Всякая деятельность должна совершаться для достижения высшей цели — возвращения в духовный мир, Божье царство». Это тоже короткий комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. Стихи 26 и 27: «Абсолютная Истина является целью жертвоприношений в преданном служении и её называют слово “сат”. Того, кто совершает это жертвоприношение, тоже называют сат, равно как и все виды жертвоприношений, аскез, благотворительности, которые в соответствии с их трансцендентной природой предназначены для удовлетворения Верховной Личности Бога».
00:08:15 Комментарий: «В Ведах перечислены различные виды деятельности, которые составляют процесс очищения, и выполняются, начиная с момента зачатия и до конца жизни. Различные виды очистительной деятельности предназначены для того, чтобы помочь живому существу в конечном счёте вырваться из материального плена. Совершая их, человек должен произносить “Ом тат сат”. Эти слова относятся к трансцендентной природе. Деятельность в сознании Кришны называется “сатва”, а тот, кто её достиг, постиг её суть, именуется “сатху”. В “Шримад Бхагаватам” сказано, что обрести трансцендентное знание можно в общении с сатху, то есть с преданнымb. Тот, кто лишён благотворного общения, никогда не овладеет трансцендентным знанием.
00:09:08 Когда учитель даёт ученику духовное посвящение или вручает ему брахманский шнур, он произносит “Ом тат сат”. Аналогично, целью всех жертвоприношений является Верховный Господь, то есть Ом тат сат. Преданное служение означает служение всему, что представляет Всевышнего. Сюда относятся такие виды служения, как приготовление пищи, работа в храме и любая деятельность, связанная с распространением славы Господа. Эти трансцендентные звуки, Ом тат сат, произносятся для того, чтобы сделать всякую деятельность совершенной и полной». Стих 28: «Всякое жертвоприношение, пожертвование или аскеза, совершённые без веры во Всевышнего, о сын Притхи, приносят лишь временный результат. Подобную деятельность называют “асат” и, совершая её, человек не получает благо ни в этой жизни, ни в следующей».
00:10:10 Комментарий: «Всякая деятельность, совершённая не для достижения трансцендентной цели, будь то жертвоприношение, благотворительность или аскезы, являются бесполезными. Все свои действия мы должны посвящать Всевышнему Господу и совершать их в сознании Кришны. Не обладая такой верой и не имея надлежащего руководства, мы никогда не получим должного результата. Все ведические писания говорят о необходимости развивать в себе веру в Верховную Личность. Согласно предписаниям Вед высшая цель жизни заключается в том, чтобы постичь Господа Кришну. Не следуя этому принципу, никто из нас никогда не достигнет успеха, поэтому самое лучшее, с самого начала действовать в сознании Кришны под руководством истинного духовного учителя, тогда всем нашим действиям будет сопутствовать успех.
00:11:08 Обусловленных душ привлекает поклонение полубогам или каким-то низшим сущностям, что даёт материальные плоды. Но гуна благости значительно превосходит гуны страсти и невежества. Однако тот, кто занимается деятельностью в сознании Кришны, становится трансцендентным ко всем гунам материальной природы. Хотя существует метод постепенного духовного развития, но тот, кто, общаясь с чистыми преданными, следует методу Cознания Кришны, выбирает самый лучший путь. Этот путь рекомендует Господь Кришна в этой главе. Для того, чтобы, идя по нему, достичь успеха, необходимо, прежде всего, найти истинного духовного учителя и под его руководством пройти необходимую подготовку. В результате человек обретает веру во Всевышнего Господа. И когда с течением времени его вера окрепнет, она превратится в любовь к Богу, что является Высшей целью жизни каждого живого существа. Поэтому мы должны, не колеблясь, стать на путь преданного служения Господу. В этом суть данной главы».
00:12:20 На этом кончается комментарий Бхактиведанты к 17 главе «Бхагавад-гиты» под названием «Разновидности веры». И мы вспомним, что в этой главе рассматриваются разные элементы духовной деятельности, которые совершаются человеком, находящимся в трёх гунах материальной природы. Можно сказать, что религиозные обряды и жертвоприношения, выполняемые в соответствии с указаниями священных писаний, дают возможность косвенного общения с Верховной Личностью Бога. Мы с вами говорили, что во всех традициях главным жертвоприношением является воспевание святых имён Бога, что постоянно происходит во всех храмах, церквях и мечетях.
00:13:02 Таким образом, этот процесс прославления Господа является главным в процессе духовной практики. Хотя, в принципе, он существовал во все эпохи, но в Кали-югу он стал наиболее важным, о чём говорится во всех писаниях мира. Например, в Библии в псалмах царя Давида говорится: «Славьте Господа с каждым дыханием, славьте его с барабаном и флейтой». А в пуранах, древних исторических произведениях ведической традиции, говорится о глубоком эзотерическом смысле святых имён Бога, воспевании имени Бога: «В этом тёмном веке ссор и разногласий нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути». Таким образом, поскольку Всевышний Господь является личностью, то мы можем обратиться к нему для решения наших проблем. Господь находится в сердце каждого в форме Сверхдуши, поэтому он слышит и понимает обращения преданного Господа, на каком бы языке оно не произносилось. Поэтому в любой духовной традиции есть практика молитвы, обращения. Хотя говорят, что нежелательно обращаться к Богу с материальными просьбами, но лучше обращаться к нему с материальными просьбами, чем не обращаться вообще.
00:14:20 На этом мы с вами закончим рассмотрение 17 главы, «Разновидности веры». У нас ещё остаётся последняя, восемнадцатая, глава «Бхагавад-гиты», которая называется «Совершенство отречения». Она подводит итог, то есть обобщает всё знание «Бхагавад-гиты». Это очень уникальная глава, она не просто даёт какое-то философское обобщение, но она завершается удивительно красивым поэтическим финалом, поскольку это повествование самого Господа всему человечеству, оно совершенно во всех отношениях, в том числе в эстетическом. И на следующей недели меня не будет в Москве, поэтому мы и начнём 18 главу через две недели, 19 декабря в пятницу, как и все наши передачи. И на этом я хочу завершить, и приглашаю вас звонить, писать на наш сайт. Напомню, в эфире передача «Обзор систем йоги по “Бхагавад-гите”».
00:15:20 [Ведущая] А я напомню, наш почтовый адрес ayurvedaradio@mail.ru, а также чат в Skype у меня всегда активен. Пожалуйста, ждём ваших вопросов. Ну, а сейчас немного музыки. Владимир Георгиевич, оставайтесь с нами. Итак, дорогие радиослушатели, давайте продолжим. У нас сервер сейчас не хотел работать, но я думаю, что всё будет хорошо и мы продолжим наш прямой эфир с Владимиром Георгиевичем Критским. И на данный момент у нас ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Все те, кто прислали свои вопросы, спасибо вам. Ну, а сейчас мы начнём. Владимир Георгиевич, как вам меня слышно?
[Критский В.Г.] Сейчас слышно нормально, всё в порядке.
[Ведущая] Очень хорошо. Итак, вопрос: «Что такое косвенный духовный путь?».
00:16:05 [Критский В.Г.] Значит, этот термин встречается в «Бхагавад-гите» несколько раз и в комментариях к 17 главе мы прочитали, что косвенный духовный путь — это путь через различные системы йоги, о которых пишется в «Бхагавад-гите»: карма-йога, гьяна-йога и аштанга-йога. Прямой путь — это путь бхакти, то есть путь преданного служения Верховной Личности Бога, который является самым основным и самым совершенным, на самом деле. И мы с вами говорили о том, что так называемые косвенные пути кармы-йоги, гьяны-йоги и аштанга-йоги эффективны в том случае, если есть хотя бы какой-то небольшой процент бхакти, то есть преданности. Если это чисто материалистические пути, то есть они направлены на какие-то материальные результаты, материальное процветание или на какое-то очень философское понимание истины или на мистические совершенства йоги, то это чисто материальная деятельность, которая не даёт духовного блага, не избавляет нас от кармы и не позволяет вырваться из материального мира.
00:17:21 Вот так я могу кратко ответить, что в «Бхагавад-гите» Кришна вначале рассматривает косвенные пути (третья и пятая главы называются «Карма-йога», четвёртая — «Гьяна-йога», шестая — «Дхьяна-йога»), а затем он переходит к описанию бхакти-йоги. И бхакти-йоге, по сути, посвящена вся «Бхагавад-гита». Другие пути являются вспомогательными, они приведены для полноты картины, для того, чтобы у читателя было полное как бы философское понимание различных духовных путей. Таков ответ.
[Ведущая] Я продолжу задавать вопросы. И слушательницу интересует: «Если Христос сын Бога, то Кришна его отец? Спасибо, что вы есть».
00:18:08 [Критский В.Г.] Да, спасибо за ваш вопрос. Да, в общем-то, все живые существа дети Бога с философской точки зрения, но Иисус Христос, конечно, не просто сын Бога, он особый возлюбленный сын, который взял на себя миссию отца, который пожертвовал своей жизнью ради исполнения этой миссии. Поэтому все мы, в общем-то, дети Бога и все мы братья и сестры. Но среди нас есть выдающиеся личности, которые полностью чистые души. По крайней мере, мы видим в истории примеры таких учителей, которые совершили переворот в сознании людей и их славят в веках, они основали какие-то духовные традиции. Вот этот пример Иисуса Христа, конечно, наиболее знаменитый, и мы считаем, что наш учитель Бхактиведанта Свами Прабхупада тоже такой пример выдающейся личности, который является возлюбленным сыном Господа. Так я могу ответить.
00:19:22 [Ведущая] Спасибо большое за ответ, Владимир Георгиевич. У нас есть ещё один очень интересный вопрос, и я даже в смущении: «Почему собаки воют?». Сможете ли вы ответить на него?
[Критский В.Г.] Я постараюсь. Не только собаки воют, но и шакалы, и коровы мычат, лошади ржут, и ослы тоже издают свои крики. То есть разные животные издают различные звуковые вибрации, это выражение их эмоциональной наполненности, какого-то возбуждения. Естественно, что животные находятся в низших гунах природы, у них преобладает тамо-гуна, гуна невежества. И у человека тоже бывают какие-то, так сказать, излияния чувств, которые выражаются в каких-то криках, воплях или рыдания и так далее.
00:20:24 И в целом материальный мир не место для джентльмена, и он заставляет страдать не только людей, но и животных. У животных тоже бывают моменты отчаяния, когда они не могут своими методами решить проблемы своей жизни. И, в принципе, говорится, что человек — это разумное животное. Есть очень древняя поговорка, что человек по своим инстинктам (еда, сон, секс, оборона) напоминает животное. Но человеку дан разум, то есть человек может выйти за пределы своих инстинктов и может применить свой человеческий разум для решения проблем человеческой жизни, чтобы не выть, как собака, и решить свои проблемы цивилизованным образом. Вот так я могу ответить.
00:21:20 [Ведущая] Я однажды, слушая лекцию одного из духовных учителей, услышала такой вот момент на примере осла, который весь день трудится, таскает тяжести и когда, наконец-то, вечером его освобождают от всех тяжёлых грузов и дают долгожданный пучок травы или морковку, или что-то ему ещё дают, он это в горести съедает, идёт в загон, подходит к своей ослице, пытается к ней мордой поласкаться, на что она отвечает ему, любезно лягнув копытом, потом он уходит в сторону и начинает кричать своё «Иа», сетуя тем самым на то, что он весь день работал, а получил какую-то маленькую морковку. Он весь день работал и ждал, когда он вечером придёт к своей любимой супруге и приласкает она его, но он получил копытом. И вот он стоит горемыка и кричит Господу, взывая о помощи: «Иа, иа». Вот такую вот трактовочку я слышала. Я думаю, что можно отнести её, наверное, и к вою собак, и других животных.
00:22:29 [Критский В.Г.] Замечательно. Это вот награда за материальные, так сказать, наслаждения, к которым человек стремиться. Но в данном случае осёл получает разочарование. У меня такое подозрение, что большинство людей находится примерно в таком положении и тоже в отчаянии к концу дня не получают желаемого счастья и вынуждены каким-то образом выражать свои эмоции.
[Ведущая] Да, Шрила Прабхупада сказал, что награда в этом материальном мире за все наши страдания — это всего лишь навсего пот. И от этой фразы как-то немножко грустно становится.
00:23:11 [Критский В.Г.] Но те, кто знакомы с духовным знанием, особенно с Ведами, я думаю, у них нет оснований так сильно грустить, потому что у нас есть реальный шанс вырваться из цикла рождения и смерти, и не родиться в следующей жизни ишаком и не выть в отчаянии от невозможности удовлетворить свои насущные потребности.
[Ведущая] Вот ещё один у нас есть очень хороший вопрос от слушателя Антона из Москвы (так написано, по крайней мере, в Skype): «У меня не укладывается в голове одновременно две концепции: 14 уровней планет и циклическая смена юг. Я так понимаю, что на всех планетах происходит смена юг, но тогда получается, что даже адские планеты в свою Сатья-югу поднимаются до уровня средних или даже райских, а райские в свою Кали-югу становятся средними или адскими. Как это всё взаимодействует?».
00:24:15 [Критский В.Г.] Спасибо, Антон, за ваш вопрос. Смена юг относится к Земле, к средним планетам класса Земля, так называемая Джамбу-двипа. Кроме Земли есть ещё несколько планет на этом уровни, об этом говорится в Ведах, но они, как правило, не находятся на физическом уровне, они не проявлены для нашего восприятия и находятся в ином измерении, но по уровню жизни, по своему назначению они к тому же классу относятся, что и Земля. То есть чем характерна Земля? Земля характерна кармической деятельностью. То есть на Земле человек как бы зарабатывает свою карму или судьбу.
00:25:10 Высшие райские планеты, как вы понимаете, — это планеты, где благочестивые существа получают какие-то положительные реакции за свои какие-то благочестивые поступки. То есть это вроде как бы санатория, места для наслаждений. И их не затрагивает вот эта смена юг, которая происходит на Земле. А что касается низших планет, то не следует считать, что низшие планеты — это обязательно адские планеты. Есть ещё так называемые подземные райские планеты, которые характеризуются более низким уровнем сознания, но там более высокий уровень технической цивилизации.
00:26:01 То есть это на первый взгляд кажется противоречием, но на самом деле, если мы даже посмотрим, на Земле есть выдающиеся учёные, инженеры, которые достигли как бы высот в каких-то материальных открытиях и так далее, но с духовной точки зрения они слепы, они ничего не знают о душе, о существовании Бога и так далее. И вот такие существа могут попасть в следующей жизни вот на эти так называемые подземные райские планеты. Они находятся по уровню ниже Земли, но всё же там более высокий уровень материальных наслаждений, там практически нет духовности. По мнению многих духовных учителей, те летающие тарелки, которые мы видим, о которых есть тысячи свидетельств, это как раз посланцы вот с этих вот подземных райских планет. Это не райские планеты, потому что на райских планетах они находятся на более высоком уровне бытия, они нам не видны, они состоят из более тонкой энергии, которая не доступна нашему восприятию.
00:27:13 Подземные райские планеты нам видны и их существа видны. И вот когда было несколько случаев, когда эти летающие тарелки разбивались и находили их останки, там находили вот эти оставшиеся трупы погибших существ: головастиков таких с большими головами, большими глазами, таких уродцев с нашей точки зрения. Но всё это реально, я даже своими глазами видел фотографии в одном журнале. Хотя эти вещи в течение многих лет находились под секретом, их не раскрывали, но с Перестройкой всё это вышло на свет. И вот самые такие серьёзные организации, типа ЦРУ, КГБ, занимались сбором такой информации, и там есть целые архивы, рулоны плёнок, рассказывающих об этих летающих тарелках и даже случаях, когда их буквально ловили, они разбивались, их вскрывали и видели их содержимое.
00:28:20 И вот по мнению авторитетов, это как раз летающие тарелки с этих низших подземных райских планет. Возможно, что смена юг касается их. То есть там тоже есть какие-то периоды более благостной жизни и периоды более деградированной материалистической жизни. Я точно не уверен, но, по крайней мере, райских планет это не касается. Райские планеты тоже есть разных уровней. Есть 7 уровней, начиная со Сварга-локи, планеты Индры, потом есть уровень Махар-локи, затем есть уровень Гьяна-локи, потом Тапо-локи, и, наконец, Брахма-локи.
00:29:10 Высший уровень — это Брахма-лока, уровень планеты Господа Брахмы, творца этой материальной Вселенной. Это совершенно удивительное, совершенно фантастическое творение. И есть сокровенные произведения, в которых рассказывается о жизни на этих райских планетах. Есть такое произведение «Брихад Бхагаватамрита». То есть Веды — это уникальное знание. И то, что мы с вами изучаем «Бхагавад-гиту», это только начало, это только азы духовного знания. И я кратко ответил на вопрос Антона, что вот эта смена юг в первую очередь касается Земли и планет, находящихся на уровне Земли. Спасибо ещё раз за ваш вопрос.
00:30:00 [Ведущая] Он также спросил: «А на адских планетах тоже нет смены юг?». Дополнение, видимо.
[Критский В.Г.] Я ответил на этот вопрос. На адских планетах вообще адская жизнь, там никаких юг нет, там наказываются грешники и нет никаких у нас сведений о том, что там тоже такая смена эпох происходит, как на Земле. Есть отдельные рассказы о том, что происходит на адских планетах. Очень редкие есть произведения и довольно оригинально, то есть там живые существа живут и они попадают в какие-то области на этих планетах, где происходят вот эти адские наказания. Там какие-то котлы, тюрьмы, где истязают грешников. То есть это тоже как бы своя система, в которой свой Бог Ямарадж, повелитель смерти. И мне тоже ничего не известно, что там есть какая-либо смена юг.
00:31:13 [Ведущая] Есть ещё один вопрос: «Здравствуйте, скажите, пожалуйста, какое отношение Cознание Кришны имеет к Ведам?». Елена спросила.
[Критский В.Г.] Веды — это безграничный океан знания. От Вед идёт русское слово «ведать». И Веды описывают различные вещи, в том числе и материальный мир, материальное творение. Есть четыре Веды и к каждой Веде есть определённое дополнение, которое рассказывает о какой-то сфере материальной деятельности. Скажем, Аюрведа — тоже дополнение к одной из Вед, Яджур-веде, описывает медицину. Также есть там Васту-шастры, есть астрология (Джйотиш), дополнение одной из Вед. Дханур-веда — воинское искусство.
00:32:01 То есть Веды, можно так грубо сказать, описывают всё. Это знание и о материальном мире, и о духовном мире. Сознание Кришны — это уже очень узкая тема, это бхакти-шастры. То есть это всего несколько произведений, которые можно пересчитать буквально по пальцам одной руки. А ведических произведений сотни томов, которые далеко не все до нас дошли. Считается, что до нас дошли на протяжении тысячелетий лишь 5-10% ведических произведений. И то это огромное количество книг. Кроме четырёх Вед имеется 18 пуран, имеется 108 упанишад и так далее, то есть это сотни книг. Самое главное, чем мы занимаемся и что перевёл Бхактиведанта Свами Прабхупада, это «Бхагавад-гита», «Шримад Бхагаватам», «Чайтанья Чаритамрита», «Шри Ишопанишад», вот буквально несколько книг, которые относятся к данной теме Cознания Кришны. Что такое Cознание Кришны? Это как бы наука о бхакти, о преданном служении Верховной Личности Бога, что является высей целью человеческой жизни. То есть это квинтэссенция всех Вед, всего ведического знания. Вот такое отношение.
00:33:21 [Ведущая] Спасибо большое за ответы, Владимир Георгиевич. На текущий момент вопросов нет. Я думаю, что можно уже подвести итог. Сегодня мы закончили комментировать 17 главу «Бхагавад-гиты» и через 2 недели вы продолжите уже с 18 главы. Правильно?
[Критский В.Г.] Да, да, всё правильно. Сегодня у нас были стихи с 23 по 28.
[Ведущая] Хорошо. С 23 по 28, и этими стихами закончилась 17 глава «Бхагавад-гиты». Уважаемые радиослушатели, если у вас будут вопросы, присылайте их в чат по Skype и на наш почтовый адрес aurvedaradio@mail.ru. Если у вас будут вопросы, пожалуйста, не стесняйтесь. Ну, а на сегодня эфир закончен. Владимир Георгиевич, спасибо большое, что были сегодня с нами.
[Критский В.Г.] Спасибо вам.
[Ведущая] До свидания, до новых встреч.
[Критский В.Г.] До свидания.
«Аюрведа радио».