Две формы преданного служения
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:06 Ведущая: Итак, прямой эфир. Владимир Георгиевич Критский, «Обзор различных систем йоги по ”Бхагавад-гите”» а также ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Присылайте свои вопросы к нам в чат, а также на наш почтовый адрес ayurvedaradio@mail.ru, все вопросы будут рассмотрены, и на все вопросы будут даны ответы. Здравствуйте, Владимир Георгиевич.
Концепции Абсолютной Истины
00:00:28 Критский В.Г.: Здравствуйте, Наталья. Итак, дорогие друзья, напомню, что в прошлый раз мы с вами начали читать главу 12 «Бхагавад-гиты» под названием «Преданное служение». Бхакти-йога – это центральная тема всей «Бхагавад-гиты», и хотя Господь Кришна рассказывает в ней о разных интересных вещах: карма-йоге, гьяна-йоге, аштанга-йоге, медитации, но окончательный вывод всей «Бхагавад-гиты» таков, что бхакти, или преданное служение, – это высшая цель всей лестницы йоги и, по сути, цель всей человеческой жизни. И эта глава начинается вопросом Арджуны, который мы прочитали в прошлый раз. Стих 1: «Арджуна спросил: „О Кришна, кто считается наиболее совершенным в йоге: тот, кто всегда служит Тебе с преданностью или кто поклоняется непроявленному, безличному Абсолюту, Брахману?”»
00:01:30 Итак, эта глава посвящена сопоставлению двух концепций Абсолютной Истины: имперсональной и персональной. Вот отрывок из комментария Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Преданные, персоналисты, посвящают себя служению Верховному Господу, имперсоналисты также занимаются духовной практикой, но вместо того, чтобы непосредственно служить Господу Кришне, они медитируют на безличный Брахман, непроявленный для нашего восприятия». Это был небольшой отрывок из комментария Бхактиведанты Свами, который мы читали в прошлый раз. Интересно, почему Арджуна говорит: «Кто считается наиболее совершенным?», если здесь он сравнивает, казалось бы, две концепции Абсолютной Истины. Но на самом деле речь идет об определении наиболее совершенной точки зрения, потому что в каждом из этих направлений есть разные подвиды, разные концепции, которые распространены в современном мире. Нужно задать вопрос. У нас в России мало кому известно понятие Абсолютной Истины, уже не говоря об имперсональной или персональной концепциях Абсолюта, но Бхактиведанта Свами Прабхупада неслучайно во многих комментариях говорит о ложности имперсонального представления.
00:02:53 По сути, все атеистические воззрения, которые преобладают в современном мире, имеют в своей основе именно имперсональное представление об Абсолюте. И причина очень проста. Многие атеистичные люди думают, что Абсолюта не существует, это ничто, пустота, либо же убеждены, что Абсолютная Истина не личность, а некий «безличный дух». А раз так, у меня нет никаких ограничений, никакой ответственности, я могу заниматься чем угодно: пить, курить, заниматься сексом с разными партнерами и так далее, нет никаких моральных предписаний, потому что ничего нет. Бога нет, души нет, помрём – всё кончится, в итоге всё есть ничто, пустота. Это вот, так сказать, обыденные представления современных атеистичных людей, конечно, верующие так не считают. Мы с вами не раз уже говорили, что это наивные заблуждения, по сути, самообман, и вот в основе этого лежит как раз безличное представление о характере Абсолютной Истины, оно является самой изначальной, тонкой концепцией, которая постепенно уводит человека от истины. И философская основа этого будет рассмотрена в главе 16 «Бхагавад-гиты» «Божественные и демонические натуры». Кратко, в двух словах, можно сказать, что это проявление определённой недоброжелательности, даже зависти, к Верховной Личности Бога, самой совершенной личности. Вот почему Бхактиведанта Свами Прабхупада уделяет так много внимания этой, казалось бы, безвредной философской концепции, имперсонализму, которая достаточно популярна в нашем мире.
00:04:50 Последний стих, который мы читали в прошлый раз был такой. Стих 8: «Сосредоточь на Мне, Верховной Личности Бога, свой ум и направь на Меня свой разум. Так ты будешь всегда находиться во Мне, и в этом нет никакого сомнения». Начиная с этого стиха Господь Кришна будет описывать различные уровни духовной жизни. Восьмой стих описывает наиболее совершенный уровень, это полная сосредоточенность человека, его погруженность в преданное служение Верховной Личности. И сегодня мы почитаем ещё несколько стихов главы 12, в которой Господь Кришна рассказывает о разных промежуточных стадиях преданного служения, поскольку всегда легче достичь высокой цели, если на нашем пути есть ещё промежуточные.
Путь очищения сердца
00:05:47 Стих 9:
अथ चित्तं समाधातुं न शक्नोषि मयि स्थिरम् ।
अभ्यासयोगेन ततो मामिच्छाप्तुं धनञ्जय ॥ ९ ॥
atha cittaṁ samādhātuṁ
na śaknoṣi mayi sthiram
abhyāsa-yogena tato
mām icchāptuṁ dhanañ-jaya
«О Арджуна, завоеватель богатств, если ты не можешь сосредоточить на Мне свой ум, то следуй предписаниям бхакти-йоги. Так ты разовьешь в себе стремление достичь Меня».
00:06:07 Это второй уровень духовной жизни. И дальше идет очень большой и важный комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады, поэтому мы его разобьём на два кусочка.
00:06:19 «В этом стихе речь идет о двух формах бхакти-йоги. Первой занимаются те, кто уже развил в себе духовную привязанность и любовь к Кришне, Верховной Личности, а вторая форма, так называемая садхана-бхакти, предназначена для тех, кто ещё не развил в себе такую привязанность, то есть начинающий. Для преданных второй категории существуют различные правила и предписания, которым необходимо следовать, чтобы в конечном счете в сердце развилась привязанность к Верховной Личности Бога. Бхакти-йога – это путь очищения чувств. Сейчас мы находимся в материальном мире, поэтому наши чувства, привязанные к материальному удовольствию, всегда остаются нечисты. С помощью бхакти-йоги чувства можно очистить, и тогда они непосредственно соприкоснутся с Верховным Господом».
00:07:15 Это первая часть комментария, и здесь основная мысль в том, что я – душа, я не тело, я нахожусь в скафандре своего материального тела, ума, который отделяет меня от восприятия реальности, то есть реальной картины мира. Наши чувства, наше тело и ум, находятся в нечистом, оскверненном состоянии, но с помощью бхакти-йоги, процесса очищения, чувства можно очистить, и тогда мы можем возродить свои отношения с Верховной Личностью Бога.
00:07:52 Продолжим чтение комментария Бхактиведанты Свами. «В материальном мире я могу служить какому-то хозяину, но делаю это не из любви, а из желания заработать деньги. Хозяин также не питает ко мне особой привязанности, он просто пользуется моими услугами и платит мне. Эти отношения основаны не на любви, а на расчете, однако духовная жизнь требует от человека чистой любви к Богу. Достичь этого уровня можно с помощью практики преданного служения, которая занимает наши пока ещё оскверненные чувства.
00:08:30 На самом деле любовь к Господу дремлет в сердце каждого живого существа, но в материальном мире эта любовь проявляется в разных оскверненных формах в соответствии с различным материальным влиянием. Поэтому очень важно очистить своё сердце от материальной скверны и пробудить в нём дремлющую любовь к Богу, изначально присущую каждому, в этом суть бхакти-йоги. Чтобы практиковать бхакти-йогу с её правилами и предписаниями, нужно обратиться к духовному учителю и под его руководством следовать определённым принципам: вставать рано утром, совершать омовение, приходить в храм, возносить Господу молитвы, повторять мантру Харе Кришна, собирать цветы и подносить Богу на алтаре, готовить для Божества вкусные блюда, принимать остатки этой пищи, предложенной Господу, и так далее.
00:09:26 Также необходимо регулярно слушать священные писания, «Бхагавад-гиту», «Шримад-Бхагаватам» от чистых преданных Господа. Подобная практика поможет нам развить любовь к Богу, и перед нами откроется путь, ведущий в Его царство. Тот, кто выполняет правила и предписания бхакти-йоги под руководством духовного учителя, непременно достигнет любви к Богу».
00:09:50 Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады, и, кратко резюмируя его, можно сказать, что в материальном мире мы находимся в искусственных, корыстных отношениях друг с другом, но духовная жизнь, бхакти-йога, – это естественный процесс, путь очищения сердца. И чтобы практиковать бхакти-йогу, нужно принять духовного учителя, и тот, кто выполняет предписания бхакти-йоги под руководством духовного учителя, достигнет в жизни духовного совершенства, любви к Богу. Поэтому в этом комментарии Бхактиведанта Свами Прабхупада, по сути, развил эту философию, практику бхакти-йоги. Это целая лекция о духовной жизни, в которой в краткой форме излагается всё необходимое.
Третий уровень бхакти-йоги
00:10:45 Стих 10:
अभ्यासेऽप्यसमर्थोऽसि मत्कर्मपरमो भव ।
मदर्थमपि कर्माणि कुर्वन्सिद्धिमवाप्स्यसि ॥ १० ॥
abhyāse ’py asamartho ’si
mat-karma-paramo bhava
mad-artham api karmāṇi
kurvan siddhim avāpsyasi
«Если ты не в состоянии следовать предписаниям бхакти-йоги, то просто работай для Меня, ибо, служа Мне, ты достигнешь совершенства».
00:10:56 Это третий уровень. Комментарий: «Тот, кто не способен следовать регулирующим принципам бхакти-йоги, всё же сможет достичь совершенства, если будет трудиться для Верховного Господа. О том, что это значит, уже говорилось в конце главы 11: человек должен по мере своих сил помогать проповеди сознания Кришны, то есть духовного знания. Многие преданные проповедуют духовное знание и нуждаются в помощи, поэтому тот, кто не может сам следовать принципам бхакти-йоги, может оказывать содействие таким проповедникам. Для любого серьезного начинания необходимы земля, начальные средства, организация, рабочая сила и так далее, так и в служении Господу нужно то же самое. Единственная разница в том, что материалист действует ради удовлетворения собственных чувств. Однако если та же самая работа выполняется ради удовлетворения Господа, она превращается в духовную деятельность.
00:12:00 Тот, у кого есть средства, может помочь в строительстве помещения или храма для проповеди сознания Кришны или участвовать в издании книг. Если человек может жертвовать Господу плоды своего труда, то он может уделить хотя бы часть своего времени на проповедь сознания Кришны. Такое служение, способствующее распространению духовного знания, поможет человеку развить в себе постепенно любовь к Богу и таким образом достичь духовного совершенства».
00:12:32 Здесь Бхактиведанта Свами говорит, каким образом человек может получить духовное благо. Даже если он пока не способен следовать принципам преданного служения, то он просто может оказывать посильную помощь людям, которые этим занимаются и посвятили свою жизнь распространению духовного знания.
Отречение от плодов своего труда
00:12:55 Стих 11:
अथैतदप्यशक्तोऽसि कर्तुं मद्योगमाश्रित: ।
सर्वकर्मफलत्यागं तत: कुरु यतात्मवान् ॥ ११ ॥
athaitad apy aśakto ’si
kartuṁ mad-yogam āśritaḥ
sarva-karma-phala-tyāgaṁ
tataḥ kuru yatātmavān
«Если ты не способен трудиться для Меня, то постарайся отречься от плодов своего труда и найти удовлетворение в себе самом».
00:13:08 Это у нас уже четвёртый уровень. Комментарий: «Иногда люди не могут оказать поддержку духовной проповеднической деятельности по каким-то социальным, семейным или другим соображениям. Такому человеку Кришна рекомендует отдавать заработанные средства на какое-то благое дело. Правила подобной деятельности изложены в Ведах, где приводится описание многочисленных жертвоприношений или особой деятельности, на которую можно тратить заработанные средства. Это поможет человеку постепенно обрести духовное знание. Когда человек, не проявляющий интереса к духовной деятельности, даёт пожертвования больницам или каким-то благотворительным заведениям, он тем самым отказывается от плодов своего труда, доставшихся ему ценой немалых усилий. И Кришна советует это, поскольку, отдавая плоды своего труда, человек постепенно очистит свой ум и это поможет ему со временем понять духовное знание.
00:14:11 Разумеется, преданное служение Господу не зависит от других форм духовной практики, поскольку метод сознания Кришны сам по себе является сильным средством очищения ума. Но если человек по тем или иным причинам не может сразу приступить к практике сознания Кришны, он может жертвовать результаты своего труда на какое-то благое дело. Для этого нужно помогать своим ближним, трудиться на благо государства, общества, своего народа, страны, и в будущем это поможет достичь уровня чистого преданного служения Богу. В 18 главе „Бхагавад-гиты” говорится: „Если человек жертвует чем-то ради высшей цели, то, даже не зная, чтó есть высшая цель, он благодаря своему духу жертвенности в конце концов поймет, что высшей целью всех устремлений является Кришна”».
Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.
00:15:12 Здесь очень интересная и глубокая идея. Я ещё раз прочитаю последние слова: «Если человек жертвует чем-то ради высшей цели, даже не зная, чтó есть высшая цель, то благодаря своему духу жертвенности он в конце концов поймет, что высшей целью является Кришна». Мы с вами уже говорили, что у каждого человека в душе есть какой-то идеал, какая-то высшая цель, к которой он стремится. И Господь Кришна есть высший идеал, источник всего совершенства, Абсолютная Истина. Поэтому все люди, по сути, сами того не подозревая, ищут Господа Кришну, как писал об этом Джордж Харрисон в предисловии к книге «Источник вечного наслаждения». И в своем комментарии Бхактиведанта Свами говорит также о пожертвовании плодов своего труда на добрые дела. И существуют тысячи благотворительных организаций, которые этим занимаются, строительством больниц, школ, учебных заведений и так далее. Этим занимаются очень разумные, благочестивые люди, в основном верующие, которые понимают и ощущают, что это приносит благо им самим и всем окружающим. Мы знаем, что по закону кармы эти люди получат благочестивые реакции за свою деятельность, в виде материального счастья, которое во много раз превзойдёт все их затраты. Но если они делают это бескорыстно, не ради материальных плодов, они получат ещё большее: духовное знание, понимание духовной реальности, которая уже не оценивается никакой мерой. Это здесь утверждает авторитетный представитель Верховной Личности Бога, поэтому стоит прислушаться к его словам.
Обретение знания
00:17:04 Стих 12:
श्रेयो हि ज्ञानमभ्यासाज्ज्ञानाद्ध्यानं विशिष्यते ।
ध्यानात्कर्मफलत्यागस्त्यागाच्छान्तिरनन्तरम् ॥ १२ ॥
śreyo hi jñānam abhyāsāj
jñānād dhyānaṁ viśiṣyate
dhyānāt karma-phala-tyāgas
tyāgāc chāntir anantaram
«Если ты не можешь этим заниматься, то приложи свои усилия к обретению знания. Однако выше знания – медитация, а отречение от плодов своего труда ещё выше, чем медитация, ибо, отрекаясь от плодов своего труда, человек обретает умиротворение».
Комментарий: «Как было сказано в предыдущих стихах, существуют две формы преданного служения: одно регулируется системой правил и предписаний, а другое основано на спонтанной любви и привязанности к Верховной Личности Бога. Те, кто не способен следовать принципам сознания Кришны, должны стараться обрести духовное знание, ибо это знание поможет им осознать своё истинное положение. Постепенно знание приведет их на уровень медитации, а занимаясь медитацией, они с течением времени смогут постичь Верховную Личность Бога. Тем, кто не способен заниматься такой медитацией, Веды предписывают исполнять свои обязанности в системе варнашрамы, то есть обязанности брахманов, кшатриев, вайшьев или шудр, перечисленных в главе 18 «Бхагавад-гиты».
00:18:21 Но каковы бы ни были обязанности человека, ему необходимо отречься от плодов своего труда, то есть жертвовать результаты своей материальной деятельности на какое-то благое дело. Таким образом, к высшей цели, Верховной Личности Бога, ведут два пути. Один путь постепенного развития, а другой – прямой. Преданное служение в сознании Кришны – это прямой путь, другие же методы учат человека отречению от плодов своего труда, это помогает ему обрести знание, затем перейти к медитации, затем к постижению Сверхдуши, и постепенно человек может прийти к Верховной Личности Бога. Человек может либо пройти через все эти ступени, либо воспользоваться прямым путем. Поскольку последний путь доступен не каждому, то косвенный путь постижения Бога также приемлем. Однако необходимо заметить, что Кришна не рекомендует этот косвенный путь Арджуне, поскольку тот уже преданно служил Верховному Господу. „Бхагавад-гита” уделяет основное внимание прямому пути духовного самоосознания. Она призывает каждого человека встать на путь преданного служения Верховной Личности Бога, Кришне». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады к стиху 12 главы 12.
00:19:49 Итак, мы сегодня рассмотрели много интересных и тонких моментов главы 12 относительно философии бхакти-йоги. В следующий раз мы закончим чтение этой главы. Далее мы будем изучать последние шесть глав «Бхагавад-гиты», которые условно называются «Гьяна-йога». Это очень интересные главы, в которых делается очень глубокий философский анализ концепции Абсолютной Истины. А пока мы закончим наше чтение «Бхагавад-гиты». Если у вас есть какие-то вопросы или замечания, пожалуйста, пишите нам, присылайте на наш сайт. В эфире передача «Обзор систем йоги по „Бхагавад-гите”».
Ответы на вопросы
00:20:30 Ведущая: Итак, продолжаем наши прямые эфиры, сегодня у нас Владимир Георгиевич Критский, «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гите”», а также ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Уважаемые радиослушатели, если вы ещё не присылали вопросы, то, будьте добры, присылайте. Если вам что-то непонятно, обязательно спросите, и мы вам ответим. Итак, у нас есть несколько вопросов, Владимир Георгиевич, я вам сейчас их прочитаю.
00:20:57 Критский В.Г.: Давайте.
00:20:58 Ведущая: Аюрведа предписывает соблюдать режим дня и правильно питаться, но кришнаиты употребляют в пищу прасад не вовремя, режим дня тоже не всегда соблюдают. Лекции бывает длятся до поздней ночи. Праздники. Можно ли не соблюдать режим дня и неправильно питаться, постоянно надеясь на Кришну?
00:21:27 Критский В.Г.: Интересный вопрос, очень практичный. Как раз сегодня у нас были стихи о различных уровнях йоги. Здесь, в самом конце, в комментарии, Прабхупада говорит (и Кришна говорит о том же в стихах «Бхагавад-гиты»), что прямой путь бхакти, служения Верховной Личности Бога, это высший уровень. Для тех, кто не может достичь этого уровня, есть какие-то промежуточные этапы. Скажем, сначала следование регулирующим принципам бхакти-йоги, затем идет уровень служения, посвящения плодов своего труда служению Богу, ниже этого идут уровни просто отречения от плодов своего труда, когда мы жертвуем какие-то плоды, материальные блага на благое дело. А затем Кришна говорит о ещё двух процессах: это процесс медитации и обретения знания, они друг с другом тесно связаны на самом деле. То есть обретение знания, или гьяна, это начальная ступенька бхакти-йоги, и различные разделы ведического знания относятся сюда, в том числе астрология и аюрведа.
00:23:01 То есть на первом этапе, поскольку концепция бхакти, конечно, не очень популярна и малопонятна современным людям, человек может начать с уровня гьяны, самого простого и естественного. То есть начать изучать это знание, изложенное в древних писаниях, ведах и в том числе аюрведу. Для начального уровня следования всем принципам аюрведы абсолютно правильным является забота о своем здоровье. В первую очередь, мы заботимся о своём здоровье, чтобы, так сказать, всё было хорошо. Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрет. Бхакти-йога – это более высокий уровень. То есть даже если питание неидеальное, не совсем вовремя принимается пища, за счет вот этой духовной атмосферы, за счет того, что вы посвящаете себя, свою жизнь служению Богу, вы получаете такую духовную энергию, что вот эти какие-то материальные проблемы, которые могли бы возникнуть в ином случае, в данном случае вас беспокоить не будут.
00:24:23 Я приведу очень интересный пример. Один из самых знаменитых храмов в Индии – храм Джаганнатха-Пури, храм Господа Джаганнатхи. Этот храм знаменит тем, что в нём ежедневно готовятся тонны прасада, там на кухне работают несколько сотен поваров. И там совершенно удивительные, мистические вещи происходят. То, что иногда прасад там готовят не повара, а, по сути, сам Господь закладывает в горшки какие-то овощи, рис и прочее, а через какое-то время всё уже снимают готовым, – это отдельная история, но в этот храм с утра до позднего вечера приходят люди, и там кому-то раздается, кому-то продается вот этот знаменитый Джаганнатха-прасад, прасад Господа Джаганнатхи. И хотя известно, что вечером, после захода солнца, вкушать нельзя, это грубое нарушение принципов аюрведы, но реально люди едят этот прасад с утра до поздней ночи, и ещё не было случаев, чтобы у кого-то возникло расстройство, несварение и так далее.
00:25:47 Вот за счет того, что это прасад, предложенный Господу в храме на алтаре, происходит вот такое чудо, что принципы аюрведы становятся здесь несущественны, что это прасад переваривается всегда, хоть днем, хоть вечером, когда угодно, и у вас не возникает проблем с пищеварением. Если вы из Джаганнатха-Пури приедете в Москву и попробуете провести эксперимент в наших условиях, то я не уверен, что у вас это получится, скорее всего, у вас будут проблемы. Поэтому наше радио и его основатель Олег Геннадьевич Торсунов объясняет, проповедует вот это древнее знание – аюрведу. Оно, несомненно, очень важно и актуально для современных людей. Кроме того, через аюрведу люди могут понять какие-то высшие принципы духовной жизни, в частности бхакти-йогу. Так я могу ответить на ваш вопрос. Спасибо.
00:26:55 Ведущая: Я прочитаю следующий вопрос, а звучит он так. Какие из перечисленных уровней бхакти-йоги относятся к прямому пути, а какие к косвенному?
00:27:07 Критский В.Г.: Значит, мы с вами перечислили несколько уровней, о которых Кришна говорит в этой главе, начиная со стиха 8, где описывается первый уровень, полная погруженность и сосредоточенность на Верховной Личности Бога, – это, естественно, прямой путь. Второй путь, следование регулирующим принципам бхакти-йоги, – это также прямой путь. И третий уровень – это посвящение плодов своего труда Господу Кришне, то есть отречение от плодов своего труда, но сознательное. Вот эти три уровня можно отнести к прямому пути. Далее, четвертый уровень – это тоже отречение от плодов своего труда, но уже бессознательное, отречение, не зная о том, что высшей целью является Кришна. И вот начиная с четвертого уровня и дальше: уровень медитации, уровень обретения знания – их можно отнести к косвенному пути, но к нему также относятся и какие-то другие методы йоги, карма-йога, гьяна-йога, аштанга-йога, все они по-своему относятся к косвенному. В этом достоинство «Бхагавад-гиты»: она дает удивительно полную и точную классификацию всех путей духовного развития, в этом её ценность. Спасибо вам.
00:28:29 Ведущая: Следующий вопрос. Возможно ли достичь высшего состояния йоги, называемого самадхи, с помощью метода бхакти или иногда требуется поддержка других йогических методов?
00:28:44 Критский В.Г.: Действительно, вот это понятие самадхи, или высшего духовного совершенства, применяется как в аштанга-йоге, так и в бхакти-йоге. Для бхакти-йоги самадхи означает состояние премы, то есть состояние любви к Богу. Для аштанга-йоги состояние самадхи – это, скажем так, погруженность в имперсональный аспект, Брахман, когда йог ощущает вот это духовное блаженство имперсонального Абсолюта, он выше материальных гун, его не беспокоят материальные страдания, но он ещё не достиг бхакти, то есть чистого преданного служения. То есть термины аналогичные, но самадхи в аштанга-йоге и самадхи в бхакти-йоге, конечно, разные вещи. В процессе бхакти-йоги используются методы обычной йоги, то есть аштанга-йоги, это известный факт, и об этом я говорил не раз. Например, в парампаре Рамануджачарьи это входит в садхану: выполнение каких-то упражнений аштанга-йоги для достижения спокойствия ума, отвлечения чувств от материальных объектов. В нашей парампаре это не является обязательным, но многие очень серьезные и продвинутые преданные этим пользуются и полчаса-час, а некоторые ещё больше времени, в течение суток тратят на занятия йогой. Так я могу ответить на этот вопрос. То есть, строго говоря, такая поддержка необязательна, но реально она, конечно, очень полезная и очень помогает.
00:30:35 Ведущая: Я прочитаю следующий вопрос. Каков объект созерцания в аштанга-йоге, и на каком из восьми этапов аштанга-йоги возникает необходимость объекта для созерцания?
00:30:45 Критский В.Г.: Видимо, этот вопрос от того же самого слушателя, поскольку касается аштанга-йоги. Значит, я не большой специалист. Последняя стадия аштанга-йоги – дхьяна (медитация) и в конце концов самадхи. И на уровне дхьяны, то есть медитации, конечно, уже должен быть определённый объект. Я какое-то время занимался аштанга-йогой, и учитель говорил нам, что мы должны учиться концентрироваться на солнце или голубом небе. То есть мы можем выбрать себе какой-то объект для медитации сами, для того чтобы концентрироваться и успокоить свой ум и чувства. В принципе, человеку хорошо бы как можно раньше выбрать себе какой-то объект для медитации, потому что в этом суть аштанга-йоги: для того чтобы сконцентрироваться, скажем, на Абсолюте, на Брахмане, мы должны сначала успокоить свой ум и чувства. Чтобы успокоить ум и чувства, мы должны сконцентрироваться на каком-то благостном объекте, как я вам приводил в пример солнце, или некоторые рекомендуют пламя свечи и так далее. Вот уже на этом этапе, он называется пратьяхара – отвлечение чувств от их объектов, уже имеет смысл применять такой объект для медитации. Так я могу ответить.
00:32:18 Ведущая: Вот ещё один интересный вопрос. Случайно объелся Джаганнатха-прасадом, и случилось несварение, как вы это прокомментируете?
00:32:28 Критский В.Г.: Значит, ещё раз, кто-то объелся Джаганнатха-прасадом, и с ним случилось несварение, я правильно понял?
Ведущая: Ну, видимо да.
00:32:44 Критский В.Г.: Господь Джаганнатха – это совершенно уникальные божества Господа, и каждый год в Индии проходит праздник Ратха-ятра, во время которого эти божества выносят из храма и на колеснице их везут по всему городу. Во многих городах мира сейчас также проходят эти праздники, у нас в Москве проведение этого праздника запланировано на 8 июня в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького, это я заранее хочу сделать небольшое объявление. Последние годы у нас всегда проводился этот праздник, и вот в этом году он запланирован на 8 июня. Я заранее приглашаю слушателей. Вы увидите вот эту удивительную, скажем так, процедуру, когда Господь Джаганнатха выходит из храма, чтобы все люди могли Его видеть. Так вот, в Джаганнатха-Пури есть удивительные праздники, связанные с лилами, играми, Господа Джаганнатхи. Так, поскольку во время праздника Ему предлагают тонны прасада и много жителей для этого праздника приносят свои блюда, предлагают Господу Джаганнатхе, то после этого какое-то время говорят, что Господь болеет, что он объедся прасада и у него несварение желудка в соответствии с аюрведой.
00:33:43 То есть есть такие удивительные игры, поскольку эта система бхакти-йоги – не какая-то скучная стандартная система причитаний, когда надо делать какие-то упражнения, повторять мантры и прочее, а это уникальная духовная жизнь, которая направлена не на какие-то материальные цели, а на духовные цели, на развитие отношений с Верховной Личностью Бога, Кришной. И в том числе, вот я вам привел один пример удивительного праздника, я даже точно не знаю, как он называется, не помню, я был всего пару раз в Джаганнатха-Пури, но, по крайней мере, я слышал, что такой праздник существует. Таким образом, даже сам Господь Джаганнатха, питаясь тем, что Ему предлагают Его поклонники, несколько дней болеет. И, даже следуя принципам аюрведы, Он иногда объедается и вынужден какое-то время поститься. Так я могу ответить на этот вопрос.
00:35:20 Ведущая: Наш слушатель пишет: «Спасибо вам большое за классный ответ на этот вопрос».
Критский В.Г.: Спасибо.
Ведущая: Владимир Георгиевич, на текущий момент вопросов нет, наши радиослушатели внимательно слушают, и я думаю, что мы могли бы закончить на этом и подвести итог.
Критский В.Г.: Да, мне кажется, что мы можем закончить. В следующий раз мы завершим чтение главы 12, которая называется «Преданное служение». Это центральная глава всей «Бхагавад-гиты», затем пойдут шесть глав таких, немножечко, я бы сказал, заумных, философских, но очень интересных, где даётся глубочайший философский анализ концепции Абсолютной Истины. Большое вам спасибо.
Ведущая: Спасибо большое вам, Владимир Георгиевич. До новых встреч на волнах «Аюрведа» радио.
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 06 January 2023
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 24 March 2024