Глава 12 стихи 9-12

Аюрведа радио - 02 мая 2008
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:36:35 | качество: mp3 24kB/s 6 Mb | прослушано: 44 | скачано: 196 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:07 [Ведущая]: Итак, прямой эфир Владимир Георгиевич Критский «Обзор различных систем йоги по Бхагавад Гите» а также ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Присылайте свои вопросы к нам в чат, а также на наш почтовый адрес ayurvedaradio@mail.ru, все вопросы будут рассмотрены и на все вопросы будут даны ответы. Здравствуйте Владимир Георгиевич.
[Критский В. Г.]: Здравствуйте, Наталья. Итак, дорогие друзья напомню что в прошлый раз мы с вами начали читать 12 главу Бхагавад Гиты. Бхакти-йога это центральная тема всей Бхагавад Гиты, хотя Господь Кришна рассказывает в Бхагавад Гите о разных интересных вещах, карма-йога, гьяна-йога, аштанга-йога, медитация. Но в конечном итоге вывод всей Бхагавад Гиты таков, что бхакти или преданное служение это высшая цель всей лестницы йоги, по сути всей человеческой жизни. И эта глава начинается вопросом Арджуны, который мы читали прошлый раз, первый стих. Арджуна спросил «О Кришна, кто считается наиболее совершенным в йоге, тот кто всегда служит тебе с преданностью или кто поклоняется непроявленному, безличному абсолюту, брахману?»

00:01:30 Итак, эта глава посвящена сопоставлению двух концепций абсолютной истины, имперсональной и персональной. Вот отрывок из комментария Бхактиведанты Свами Прабхупады. Преданные персоналисты посвящают себя служению Верховному Господу, имперсоналисты также занимаются духовной практикой, но вместо того чтобы непосредственно служению Господу Кришне, они медитируют на безличный брахман не проявленный для нашего восприятия. Это был небольшой отрывок из комментария Бхактиведанты Свами, который мы читали прошлый раз. Интересно, почему Арджуна говорит, кто считается наиболее совершенным если здесь он сравнивает, казалось бы, две концепции абсолютной истины. Но на самом деле речь идет об определении наиболее совершенной точки зрения, потому что в каждом из этих направлений есть разные подвиды, разные концепции, которые распространены в современном мире. Можно задать вопрос, у нас в России мало кому известно понятие абсолютной истины уже не говоря об имперсональной или персональной концепциях абсолюта, но на самом деле Бхактиведанта Свами Прабхупада не случайно во многих комментариях о ложности персональных представлений.

00:02:54 По сути все атеистические воззрения, которые преобладают в современном мире имеют в своей основе именно имперсональное представление об абсолюте. И причина очень проста. Многие атеистичные люди думают, что абсолюта не существует, это ничто, пустота, либо же абсолютная истина не личность, а некий безличный, а раз так у меня нет никаких ограничений, никакой ответственности, я могу заниматься чем угодно, пить, курить, заниматься сексом с разными партнерами и так далее, нет никаких моральных предписаний, потому что ничего нет. Бога нет, души нет, помрем все кончится, в конечном итоге все есть ничто, пустота. Это вот так сказать обыденные представления современных людей атеистичных, конечно верующие так не считают. Мы с вами не раз уже говорили, что это наивные заблуждения по сути самообман и вот в основе этого лежит как раз безличное представление о характере, оно является самой изначальной, тонкой концепцией, которая постепенно входит человеку. И философская основа этого будет рассмотрена в 16 главе Бхагавад Гиты «Божественные и демонические натуры», ну кратко говоря, в двух словах можно сказать, что это проявление определённой недоброжелательности, даже зависти к верховной личности Бога, самой совершенной личности. Вот почему Бхактиведанта Свами Прабхупада уделяет так много внимания этой, казалось бы, безвредной философской концепции персонализму, которая достаточно популярна в наше время.

00:04:51 Последний стих, который мы читали прошлый раз был такой. 8 стих. Сосредоточь на мне, верховной личности Бога свой ум и направь на меня свой разум так ты всегда будешь находиться во мне и в этом нет никакого сомнения. Начиная с этого стиха Господь Кришна будет описывать различные уровни духовной жизни. Данный восьмой стих описывает наиболее совершенный уровень, это полная сосредоточенность человека, его погруженность преданному служению верховной личности. И сегодня мы почитаем ещё несколько стихов 12 главы в которой Господь Кришна рассказывает о разных промежуточных стадиях преданного служения, поскольку всегда легче достичь высокой цели, если на нашем пути есть какие-то промежуточные цели.

00:05:48 Следующий 9 стих. О Арджуна, завоеватель богатств, если ты не можешь сосредоточить на мне свой ум, то следуй предписаниям бхакти-йоги, так ты разовьешь в себе стремление достичь меня. Это был второй … духовной жизни. И дальше идет очень большой и важный комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупада, поэтому мы …. 2 кусочка. В данном стихе речь идет о двух формах бхакти-йоги, первой занимаются те, кто уже развил в себе духовную привязанность к Кришне, Верховной личности, а вторая форма, так называемая, [неразборчиво] предназначена для тех, кто ещё не развил в себе такую привязанность, то есть начинающий. За [неразборчиво] второй категории существуют различные правила и предписания, которым необходимо следовать, чтобы в конечном счете в сердце развилась привязанность к Верховной личности Бога. Бхакти-йога это [неразборчиво] очищения чувств, сейчас мы находимся в материальном мире, поэтому наши чувства привязанные к материальному удовольствию, всегда остаются нечисты. С помощью бхакти-йоги чувства можно очистить и тогда они непосредственно соприкоснутся с Верховным Господом. Это первая часть комментария и основная мысль в том, что я не душа, я не тело, я нахожусь в скафандре своего материального тела, ума, который отделяет от восприятия реальности, то есть реальной картины мира. Наши чувства, это наше тело и ум находятся в нечистом, оскверненном состоянии, но с помощью бхакти-йоги, процесса очищения чувства можно очистить и тогда мы возродить свои отношения с Верховной личностью Бога.

00:07:53 Продолжим чтение комментария Свами. В материальном мире я могу служить какому-то хозяину, но делаю это не из любви, а из желания заработать деньги, хозяин также не питает ко мне особой привязанности, он просто пользуется моим [неразборчиво] и мне платит. Эти отношения основаны не на любви, а на расчете, однако духовная жизнь требует от человека чистой любви к Богу. Достичь этого уровня можно с помощью практики преданного служения, которая занимает наши пока ещё оскверненные чувства. На самом деле любовь к Господу дремлет в сердце каждого живого существа, но в материальном мире эта любовь проявляется в разных оскверненных формах в соответствии с различным материальным влиянием. Поэтому очень важно очистить своё сердце от материальной скверны и пробудить в нём дремлющую, изначально присущую каждому любовь к Богу, в этом суть бхакти-йоги. Чтобы практиковать бхакти-йогу с её правилами и предписаниями нужно обратиться к духовному учителю и под его руководством следовать определённым принципам: вставать рано утром, совершать омовение, приходить в храм, возносить Господу молитвы, повторять Хари Кришну мантру, собирать цветы и подносить огонь на алтаре, готовить для божества вкусные блюда, принимать остатки этой пищи предложенной Господом и так далее.

00:09:28 Также необходимо регулярно слушать священные писания, Бхагавад Гиту, Шримад Бхагаватом от чистых преданных Господа. Подобная практика поможет нам развить любовь к Богу и перед нами откроется путь ведущий в его Царство. Тот, кто выполняет правила и предписания бхакти-йоги под руководством духовного учителя непременно достигнет любви к Богу. Это был комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупада и кратко резюмируя его можно сказать, что в материальном мире мы находимся в искусственных, корысных отношениях друг с другом, но духовная жизнь, бхакти-йога это естественный процесс, путь очищения своего сердца и чтобы практиковать бхакти-йогу нужно принять учителя и тот, кто выполняет предписания бхакти-йоги под руководством учителя, достигнет в жизни духовного совершенства, любви. Поэтому комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупада, по сути, развил вот эту всю философию, практику бхакти-йоги, это целая лекция о духовной жизни, в краткой форме излагается все необходимое.

00:10:45 Стих 10. Если ты не в состоянии следовать предписаниям бхакти-йоги, то просто работай для меня ибо служа мне ты достигнешь совершенства. Комментарий. Тот, кто не способен следовать регулирующим принципам бхакти-йоги все же сможет достичь совершенства если будет трудиться [неразборчиво] Господа. Что это значит уже говорилось в конце 11 главы, человек должен по мере своих сил помогать проповеди в сознании Кришны, то есть духовного знания. Многие преданные проповедуют духовное знание и нуждаются в помощи, поэтому тот кто не может сам следовать принципам бхакти-йоги может оказывать содействие таким проповедникам. Для любого серьезного начинания необходимы земля, начальные средства, организация, рабочие силы и так далее. Так и в служении Господу нужно то же самое, единственная разница в том, что материалист действует ради удовлетворения собственных чувств, однако если та же самая работа выполняется ради удовлетворения Господа, она превращается в духовную деятельность.

00:12:02 Тот, у кого есть средства может помочь в строительстве помещения или храма для проповеди Cознания Кришны или участвовать в издании книг. Если человек может жертвовать Господу плоды своего труда, то он может уделить хотя бы часть своего времени на проповедь Cознания Кришны, такое служение способствующее распространению духовного знания позволит человеку развить в себе постепенно любовь к Богу и таким образом достичь духовного совершенства. Здесь Бхактиведанта Свами говорит каким образом человек может получить духовное благо даже если он пока не способен следовать принципу духовного служения, но он просто может оказывать посильную помощь людям, которые этим занимаются и посвятили свою жизнь распространению духовного знания.

00:12:57 Стих 11. Если ты не способен трудиться для меня, то постарайся отречься от плодов своего труда и найти удовлетворение в себе самому. Это у нас уже 4 уровень. Комментарий. Иногда люди не могут оказать поддержку духовной проповеднической деятельности по каким-то социальным, семейным или другим соображениям. Такому человеку Кришна рекомендует отдавать заработанные средства на какое-то благое дело, подобные деятельности изложены в ведах, где приводится описание многочисленных жертвоприношений или особуя деятельность на которую можно тратить заработанные средства. Это поможет человеку постепенно обрести духовное знание, когда человек не проявляющий интереса к духовной деятельности дает пожертвования больницам или каким-то благотворительным заведениям он тем самым отказывается от плодов своего труда доставшихся ему большим трудом и Кришна советует это, поскольку отдавая плоды своего труда, человек постепенно очистит свой ум и это поможет ему со временем понять духовное знание.

00:14:15 Разумеется преданное служение Господу не зависит от других форм духовной практики и только сам метод Cознания Кришны сам по себе является сильным средством по очищению ума. Но если человек по тем или иным причинам не может сразу приступить к практике Cознания Кришны, он может жертвовать результаты своего труда на какое-то благое дело. Для этого нужно помогать своим ближним, трудиться на благо государства, общества, своего народа, страны и в будущем это поможет достичь уровня чистого преданного служения Богу. В Бхагавад Гите в 18 главе говорится «Если человек жертвует чем-то ради высшей цели, то даже не зная что есть высшая цель, он благодаря своей духовной жертвенности в конце концов поймет, что высшей целью всех устремлений является Кришна». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупада.

00:15:16 Здесь очень интересная и глубокая идея. Я ещё раз прочитаю последние слова «Если человек жертвует чем-то ради высшей цели, даже не зная что есть высшая цель, то благодаря своей духовной жертвенности он в конце концов поймет, что высшей целью является Кришна». Мы с вами уже говорили что у каждого человека в душе есть какой-то идеал, какая-то высшая цель к которой он стремится и Господь Кришна есть высший идеал, источник всего совершенства, абсолютной истины. Поэтому все люди, по сути, сами того не подозревая ищут Господа Кришну, как писал об этом Джордж Харрисон в предисловии книги «Источник вечного наслаждения». И в своем комментарии Бхактиведанта Свами говорит также о пожертвовании плодов своего труда на добрые дела. И существует тысячи благотворительных организаций, которые этим занимаются, больницы, школы, учебные заведения и так далее. Этим занимаются очень разумные благочестивые люди, в основном верующие, которые понимают и ощущают что это приносит благо им самим и всем окружающим. Мы знаем, что по закону кармы эти люди получат благочестивые реакции за свою деятельность, [неразборчиво] материального счастья, которые во много раз превосходят все их затраты. Но если они делают это безкорысно, не ради материальных плодов, они получат ещё большее духовное знание, понимание духовной реальности, которая уже не оценивается никакой мерой. Это здесь утверждает [неразборчиво] верховная личность Бога, поэтому стоит прислушаться к его словам.

00:17:07 12 стих. Если ты не можешь этим заниматься, то приложи свои усилия к обретению знания, однако выше знание медитация, а отречение плодов своего труда ещё выше чем медитация ибо отрекаясь от плодов своего труда человек обретаем умиротворение. Комментарий. Как было сказано в предыдущих стихах, существует две формы преданного служения, одно регулируется системой правил и предписаний, а другое основано на спонтанной любви и привязанности к Верховной личности. Те, кто не способен следовать принципам Cознания Кришны должны стараться обрести духовное знание ибо это знание поможет им осознать истинное положение. Постепенно знание приведет их на уровень медитации, а занимаясь медитацией они с течением времени смогут постичь верховную личность. Тем, кто не способен заниматься такой медитацией, веды предписывают исполнять свои обязанности в системе варнашрамы, то есть обязанности [неразборчиво] перечисленных в 18 главе Бхагавад Гиты.

00:18:24 Но каковыми не были бы обязанности человека ему необходимо отречься от плодов своего труда, то есть жертвовать результаты своей реальной деятельности на какое-то благое дело, таким образом бывшие цели верховной личности Бога ведут два пути. Один путь постепенного развития, а другой – прямого. Преданное служение в сознании Кришны это прямой путь, другие же методы учат человека отречению от плодов своего труда, это помогает ему обрести знание, затем перейти к медитации, затем к постижению сверхдуши и постепенно человек может прийти к Верховной личности Бога. Человек может либо пройти через все эти ступени, либо воспользоваться прямым путем. Поскольку последний путь доступен не каждому, то косвенный путь постижения Бога также приемлем. Необходимо однако заметить, что Кришна не рекомендует этот косвенный путь Арджуне, поскольку тот уже служил [неразборчиво] преданный. Бхагавад Гита уделяет основное внимание прямому пути духовного самосознания, она призывает каждого человека стать на путь преданного служения Верховной личности Бога Кришне. Это был комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупада к 12 стиху 12 главы.

00:19:52 Итак, мы сегодня рассмотрели много интересных и тонких моментов 12 главы относительно философии бхакти-йоги. В следующий раз мы закончим чтение этой главы и далее последние 6 глав Бхагавад Гиты, условно они называются «Гьяна-йога», очень интересные главы в которых делается очень глубокий философский [неразборчиво] концепции абсолютной истины и на этом поэтому давайте мы пока закончим наше чтение Бхагавад Гиты. Если у вас есть какие-то вопросы или замечания, пожалуйста пишите нам, присылайте на наш сайт, в эфире передача «Обзор систем йоги по Бхагавад Гите.
[Ведущая]: Итак, продолжаем наши прямые эфиры, в частности сегодня у нас Владимир Георгиевич Критский «Обзор различных систем йоги по Бхагавад Гите», а также ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Уважаемые радиослушатели, если вы ещё не прислали вопросы, то будьте добры присылайте. Если вам что-то не понятно, обязательно спросите и мы вам ответим. Итак, у нас есть несколько вопросов, Владимир Георгиевич, я вам сейчас их зачитаю.
[Критский В. Г.]: Давайте.

00:21:04 [Ведущая]: Аюрведа прописывает соблюдать режим дня и правильное питание, но кришнаиты употребляют в пищу [неразборчиво] не вовремя, режим дня тоже не всегда соблюдают [неразборчиво]. Вопрос. Можно ли не соблюдать режим дня и неправильно питаться опираясь постоянно на [неразборчиво].
[Критский В. Г.]: Интересный вопрос, очень практичный. Мы с вами говорили, что вот как раз сегодня у нас были стихи о различных уровнях йоги. Здесь в самом конце, в комментарии Прабхупада говорит и то же самое Кришна в стихах Бхагавад Гиты что прямой путь бхакти служения верховной личности Бога это как бы высший уровень. Для тех кто, так сказать, не могут стать на этот уровень есть какие-то промежуточные этапы, там следование регулирующим принципам бхакти-йоги, затем идет уровень служить, посвящать плоды своего труда служению Богу, ниже этого идут уровни просто отречения от плодов своего труда, когда мы просто жертвуем какие-то плоды, материальные блага на какое-то благое дело и затем Кришна говорит о двух ещё процессах, это процесс медитации и обретения знания, они друг с другом тесно связаны на самом деле. То есть обретение знания или гьяна это начальная как бы ступенька бхакти-йоги и различные разделы ведического знания относятся сюда, в том числе астрология и [неразборчиво].

00:23:07 То есть на первом этапе [неразборчиво] поскольку концепция бхакти конечно не очень популярна, мало понятна современным людям. Самое простое и естественное человек может начать с уровня гьяны, то есть изучать это знание изложенное в древних писаниях, ведах и в том числе аюрведа. Для начального уровня следования всем принципам аюрведы это абсолютно правильная и это как бы забота о своем здоровье, что в первую очередь мы заботимся о своем здоровье, чтобы так сказать было все хорошо «Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет». Бхакти-йога это более высокий уровень. То есть, даже если питание не идеальное, не совсем вовремя принято, ну за счет вот этой духовной атмосферы, за счет того что вы посвящаете себя, свою жизнь служению Богу вы получаете такую духовную энергию, что собственно вот эти какие-то материальные проблемы, которые могли бы возникнуть в ином случае, в данном случае вас беспокоить не будут.

00:24:30 Я в качестве примера приведу очень интересный такой есть как бы эпизод. Один из самых знаменитых храмов в Индии, храм Джаганнат-Пури, храм Господа Джаганнатхи, этот храм знаменит тем что в нём готовятся ежедневно тонны просада, там на кухне работает несколько сот поваров и там совершенно удивительные мистические вещи происходят, то есть иногда просад готовят не повара, а, по сути, сам Господ закладывает в горшки там какие-то там значит овощи, рис и прочее и через какое-то время все уже снимают готовым, это отдельная как бы история, но вот в этом храме туда с утра до позднего вечера приходят люди и там кому-то раздается, кому-то продается вот этот знаменитый [Джаганнатха-просад], просад Господа Джаганнатхи. И хотя известно что вечером после захода Солнца вкушать нельзя, это грубое нарушение принципа аюрведы, но реально люди едят этот просад с утра до поздней ночи и ещё не известно как-то случаев, что у кого-то возникло расстройство, несварение и так далее.

00:25:54 Вот за счет того что это просад предложенный Господом в храме-алтаре происходит вот такое чудо, что как принципы аюрведы здесь несущественны, что это просад переваривается всегда, хоть днем, хоть вечером, когда угодно и у вас не возникает проблем с пищеварением. Если вы из аюрведы, из Джиганнат-Пури приедете в Москву и то же самое попробуете провести эксперимент в наших условиях, то я не уверен что у вас это получиться, то есть скорее всего у вас будут проблемы. Поэтому наше радио и основатель Олег Геннадьевич Торсунов объясняет, поведает вот это древнее знание аюрведы, но несомненно очень важно и актуально для современных людей и кроме того через аюрведу люди могут понять какие-то высшие принципы духовной жизни, в частности бхакти-йогу. Так я могу ответить на ваш вопрос. Спасибо.

00:27:03 [Ведущая]: И я зачитаю следующий вопрос, а звучит он так. Какие из перечисленных уровней бхакти-йоги относятся к прямому пути, а какие к косвенному.
[Критский В. Г.]: Значит мы с вами перечислили несколько уровней, которые Кришна перечисляет в этой главе, начиная с 8 стиха, где описывается первый уровень, это полная погруженность и сосредоточенность на Верховной личности Бога, естественно прямой путь, затем второй путь следования регулирующим принципам бхакти-йоги это также прямой путь и третий уровень это посвящение плодов своего труда Господу Кришне, то есть отречение от плодов своего труда, но сознательное отречение, и вот эти три уровня можно отнести к прямому. Дальше идет четвертый уровень, это тоже отречение от плодов своего труда, но уже бессознательное, не зная о том что высшей целью является Кришна. И вот начиная с этого четвертого уровня и дальше вот эти уровни, уровень медитации, уровень отречения знания их можно отнести к косвенным, но к ним также относятся и какие-то другие методы йоги начиная с карма-йоги, гьяна-йоги, аштанга-йоги все они по своему относятся к косвенным. В этом достоинство Бхагавад Гиты, что она дает удивительно полную и точную классификацию всех путей духовного развития, в этом её ценность. Спасибо вам.

00:28:37 [Ведущая]: Следующий вопрос. Возможно ли достичь высшего состояния йоги называемого самадхи с помощью метода [неразборчиво] или иногда требуется поддержка других ведических методов?
[Критский В. Г.]: Значит, действительно вот это понятие самадхи или высшего духовного совершенства применяется как в аштанге-йоге так и в бхакти-йоге. Для бхакти-йоги самадхи это означает состояние прены, то есть состояние любви к Богу, для аштанга-йоги состояние самадхи это состояние как бы погруженности в имперсональный аспект, в имперсональный брахман когда йог ощущает вот это духовное блаженство имперсонального абсолюта, он выше материальных гун, его не беспокоят материальные страдания, но он ещё не достиг бхакти, то есть чистого преданного служения. То есть, термины аналогичные, но самадхи ваштанги-йоги и самадхи бхакти-йоги конечно разные вещи.

00:29:47 В процессе бхакти-йоги используются методы обычной йоги, то есть аштанга-йоги [неразборчиво] известно и об этом я говорил не раз, например в парампаре [Рамануджи ачалии] это входит в [сатхану]. Выполнение каких-то упражнений аштанга-йоги для достижения спокойствия ума, отвлечения чувств от материальных объектов. В нашей парампаре это не является обязательным, но практически многие очень серьезные и продвинутые преданные этим пользуются и пол часа, кто час, а некоторые ещё больше тратят времени в течении суток на занятия йогой. Так я могу ответить на этот вопрос, то есть строго говоря такая поддержка не обязательна, но реально она конечно очень полезная и очень помогает.

00:30:42 [Ведущая]: Я зачитаю следующий вопрос. Каков объект созерцания аштанга-йоги и на каком из 8 этапов аштанга-йоги возникает необходимость объекта для созерцания?
[Критский В. Г.]: Это видимо вопрос того же самого слушателя, поскольку касается аштанга-йоги. Значит, я не большой специалист, последняя стадия аштанга-йоги гьяна [неразборчиво] ну и в конце концов саматри. И на уровне гьяны, то есть медитации конечно же должен быть определённый объект, я какое-то время занимался аштанга-йогой и нас учитель учил, что мы должны учиться концентрироваться на Солнце или голубом небе, то есть мы в принципе можем выбрать себе какой-то объект для медитации для того чтобы концентрироваться и успокоить как бы свой ум и чувства. В принципе чем раньше человек выберет себе вот этот какой-то объект для медитации это было бы совершенно, потому что в этом суть аштанга-йоги что для того чтобы сконцентрироваться на, скажем, абсолюте на брахмане мы должны сначала успокоить свой ум и чувства, чтобы успокоить ум и чувства мы должны сконцентрировать его на каком-то благостном объекте, как я вам приводил пример солнца или некоторые рекомендуют пламя свечей и так далее. Вот уже на этом этапе, он называется пратьяхара [неразборчиво] уже имеет смысл применять такой объект для медитации. Так я могу ответить.

00:32:26 [Ведущая]: Вот ещё один интересный такой вопрос. Случайно объелся Джаганнатха-просада и случилось несварение, как вы это прокомментируете?
[Критский В. Г.]: Значит, ещё раз, кто-то объелся Джаганнатха-просада и с ним случилось несварение, я правильно понял?
[Ведущая]: Ну видимо да. Кто-то объелся Джаганнатха-просада или же сам Джаганнатха объелся просада, вот как-то так вопрос сформулирован.
[Критский В. Г.]: Господь Джаганнатха это совершенно уникальные божества Господа и каждый год в Индии проходят праздник Ратха-ятра, которых эти божества [неразборчиво] и они на колеснице их везут по всему городу. Во многих городах мира сейчас также проходят эти праздники, у нас в Москве этот праздник запланирован на 8 июня в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького, это я заранее хочу сделать небольшое объявление что последний год когда у нас проводился этот праздник, а вот в этом году он запланирован на 8 июня, я приглашаю заранее слушателей тогда вы увидите вот это удивительное так сказать процедуру когда Господь Джаганнатха выходит из храма, чтобы все люди могли его видеть.

00:33:43 Так вот в Джаганнатха-Пури есть удивительные праздники связанные с лилами, играми Господа Джаганнатхи и в том числе, поскольку во время праздника ему предлагают тонны просада и много жителей вот для этого праздника приносят свои блюда, предлагают Господу Джаганнатхе, то после этого какое-то время говорят что Господь болеет, что он как бы объедается просада, что у него несварение желудка в соответствии с аюрведой, вот. То есть, есть такие удивительные игры поскольку вот эта система бхакти-йоги это не какая-то скучная стандартная система причитаний, когда надо делать какие-то упражнения, повторять мантры и прочее. А это совершенно уникальная как бы духовная жизнь, которая направлена не на какие-то материальные цели, а на духовные цели, на развитие отношений с Верховной личностью Бога Кришны. И в том числе, вот я вам привел один пример удивительного праздника, я даже точно не знаю как он называется, не помню, я был всего пару раз Джиганнатха-Пури, но по крайней мере я слышал что такой праздник существует раз сам Господь Джиганнатха питается вот тем что ему предлагают его поклонники и несколько дней он более и вот даже он в соответствии с принципами аюрведы иногда объедается или вынужден какое-то время поститься. Так я могу ответить на этот вопрос.

00:35:28 [Ведущая]: Наш слушатель пишет «Спасибо вам большое за ответ, очень классный ответ был дан вами на этот вопрос». [неразборчиво]
[Критский В. Г.]: Спасибо.
[Ведущая]: Владимир Георгиевич, на текущий момент вопросов нет и наши радиослушатели внимательно слушают и я думаю, что я думаю, как говорится, мы могли бы закончить на этом и подвести итог.
[Критский В. Г.]: Да, мне кажется что мы можем закончить. В следующий раз мы завершим чтение 12 главы, которая называется «Преданное служение», вот это центральная, так сказать глава все Бхагавад Гиты и затем пойдут 6 глав немножечко таких, я бы сказал, заумных, [неразборчиво], но очень интересных где дается глубочайшей философский анализ концепции абсолютной истины. Большое вам спасибо.
[Ведущая]: Спасибо большое вам, Владимир Георгиевич. До новых встреч на волнах «Аюрведа радио»

транскрибирование: Игорь Витюгин | 28 декабря 2012