Глава 15 стихи 13-20
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:01 [Заставка радио] С любовью к вам, Аюрведа-радио.
[Ведущая] Сегодня с вами я, Оксана. Наташа мне помогает, как всегда. Вот, и звезды, наконец, к нам благосклонны, ничего не отменяется. Я рада сообщить вам, что сейчас и сегодня у нас в эфире Критский Владимир Георгиевич с семинаром «Обзор различных систем йоги по Бхагавад-гите». Вы во время эфира можете задавать свои вопросы по скайпу, либо на почтовый ящик ayurvedaradio@mail.ru. И в конце лекции Владимир Георгиевич ответит на ваши вопросы. Так, Владимир Георгиевич, здравствуйте.
[Критский В.Г.] Здравствуйте, Оксана.
00:00:51 Итак, дорогие друзья, мы с вами продолжаем изучать 15 главу Бхагавад-гиты. И поскольку звезды к нам благосклонны, то мы продолжим, так сказать, читать стихи. И сегодня, может быть, закончим. Глава [неразборчиво] «Йога Верховной личности» дает очень красивую аллегорическую картину материального мира с точки зрения Верховной личности Бога. Весь материальный мир сравнивается с огромным деревом [даньян], перевернутым корнями вверх. Это дерево напоминает по виду огромный дуб, диаметром до 5 метров. Причем его ветви и корни переплетаются в огромный клубок, так что иногда их трудно отличить друг от друга. И смысл этой аллегории мы с вами начали обсуждать в прошлой передаче, и сегодня продолжим.
00:01:51 Стих 13-й: «Всевышний Господь сказал: «Я вхожу в каждую из планет, и моей энергии удерживаю их на своей орбите. Я становлюсь слюной, и питаю жизненными соками все растения». Комментарий: «Из данного стиха следует, что все планеты держатся на орбите только благодаря энергии господа, который входит в каждый атом, в каждую планету и каждое живое существо. В Брахма-самхите говориться, что своей полной частью, параматмой, Верховная личность Бога входит во все планеты, Вселенный, живые существа, и даже атомы, и поддерживает все мироздание. Таким образом, планеты держаться в пространстве, благодаря присутствию в них высшей энергии Верховной личности Бога. Своей энергией Господь держит каждую из планет, подобно тому, как мы держим в руке горсть земли. Пока мы держим её в руке, она не может упасть на землю, но стоит нам бросить её в воздух, как она тотчас падает вниз. Как говорится в ведических гимнах, благодаря Верховной личности Бога, светит Солнце, и планеты движутся по своим орбитам. Точно так же, благодаря Верховной личности Бога, Луна питает соками все растения. Лунный свет придает овощам особый вкус. Лишенные лунного света, овощи не смогут вырасти. Люди получают все необходимое для жизни, и наслаждаются пищей, благодаря Верховному Господу. Также все плоды и овощи приобретают свой чудесный вкус, благодаря Верховному Господу, проявляющему себя в форме лунного света». Это был комментарий Бактивиданте-свами Прабхупады.
00:03:50 Стих 14-й: «Я – огонь пищеварения в телах всех существ. И вместе с входящим и выходящим из него воздухом я помогаю переваривать 4 вида пищи». Комментарий: «Согласно Аюрведе, в желудке находится огонь пищеварения, который переваривает попадающую туда пищу. Когда огонь пищеварения затухает, человек перестает испытывать голод, и он снова чувствует его, когда огонь разгорается вновь. В тех случаях, когда его функции нарушены, человеку необходимо лечение. Огонь пищеварения является представителем Верховной личности Бога. Ведические мантры [Неразборчиво] Упанишад так же подтверждают, что Всевышний Господь, браман в форме огня пищеварения находится в желудке и переваривает попадающую туда пищу. Без его помощи люди не смогут есть. Таким образом, по его милости мы наслаждаемся жизнью. Это подтверждается [Веданта-сутве], где говорится: «Господь пребывает в звуке, в теле живого существа, в воздухе, и даже в желудке, как огонь пищеварения. Есть 4 вида пищи. Первая – это та, которую глотают. Вторая – которую жуют. Которую можно лизать, и которую сосут. Таким образом, Господь принимает форму огня пищеварения, который переваривает все виды пищи». Это был комментарий Бактивиданте-свами Прабхупады.
00:05:32 Стих 15-й: «Я пребываю в сердце каждого живого существа, и от меня исходит память, знание и забвение. Цель всех Вед – познать меня. Я составил Веданту, и я знаю Веды». Комментарий: «Верховный Господь в аспекте параматмы пребывает в сердце каждого живого существа и вдохновляет его деятельность. Живое существо полностью забывает свою прошлую жизнь, но ему приходится действовать по указанию Верховного Господа, который является свидетелем вех его поступков. Поэтому в следующей жизни действия живого существа определяются его прошлой кармой. Господь дает ему необходимое для этого знание и память, но заставляет забыть прошлую жизнь. Таким образом, Господь не только является вездесущим. Он, находясь в сердце каждого существа, заставляет его пожинать плоды своей прошлой деятельности. Ему поклоняются не только, как Верховной личности Бога и локализованной параматме, сверхдуше, но и как воплощению в форме Вед. Веды дают людям наставления, чтоб помочь им должным образом построить свою жизнь и вернуться домой, обратно к Богу. Веды дают им знания Верховной личности Бога, Кришны. И в форме воплощения Вяса-девы Господь является составителем Веданта-сутр. Комментируя Веданта-сутру в Шримат-бхагаваттам, Вьяса-дева открывает её истинный смысл, чтоб помочь обусловленным душам достичь освобождения, Господь дает им знания, обращаясь к ним со страниц Вед, или приходя, как Верховная личность Бога – Кришна, чтоб поведать Бхагавад-гиту. Ему поклоняются даже обусловленные души, поэтому Господа называют всеблагим и всемилостивым».
00:07:38 Здесь мы, давайте, немного остановимся и заметим, что Бактивиданте-свами Прабхупада пишет очень интересные вещи. Господу поклоняются даже обусловленные души. Разумеется, обусловленные души поклоняются ему не прямо в его совершенной духовной форме, но в форме богатства, знания, могущества, и так далее. Мы для этого можем вспомнить 10 главу, называемую «Богатство абсолюта», где Господь Кришна приводит много подобных примеров. И мы с вами прочитаем несколько интересных стихов 10-й главы.
00:08:20 Стих 18-й, Арджуна говорит: «О, Кришна, прошу тебя, расскажи мне ещё о своих мистических могуществах, ибо, чем больше я слушаю тебя, тем сильнее жажду слушать нектар твоих речей». 19-й стих: «Господь – Верховная личность Бога сказал: «Хорошо, о, Арджуна, я поведаю тебе о своих ослепительных проявлениях, но лишь о самых главных из них, ибо, моё богатство неизмеримо. О, Арджуна, Я - сверхдуша, пребывающая в сердце каждого живого существа, я – начало, середина и конец всех существ. И из всех видов знания, я – трансцендентная наука о душе, а из логических выводов, я – окончательная истина. Из всех букв я – буква «А», среди сложных слов я – двойное слово, кроме того, я – неисчерпаемое время, а среди творцов я – Брахма. Я также – всепоглощающая смерть, и я – созидательный принцип всего сущего. В женщинах я – слава, удача, изящная речь, память, разум, верность и терпение. Я – блеск всего великолепия. Я – победа. Я – приключение. И я – сила сильного. В тех, кто стремится к победе, я – мораль. Я – мудрость мудрого, а во всех тайнах, я – безмолвие. О, Арджуна, Я – семя, дающее начало всему сущему. Ни одно сотворенное существо, движущееся или неподвижное, не может существовать без меня».
00:10:21 Это мы прочитали отрывок несколько наиболее ярких стихов из 10 главы Бхагавад-гиты, которые раскрывают тему данной, 15-й главы о всемогуществе Верховной личности Бога. Господь Кришна – это необычная личность, ограниченная материальными рамками. Мы видим, что, если человек имеет милость Господа, то он получает все желаемое: богатство, власть, славу, без особых усилий. Это приходит ему, как бы, само собой. Другой человек может прикладывать огромные усилия, но не получить результата. Господь не ограничен никакими материальными рамками. И в этом интересном комментарии Шрила Прабхупада раскрывает также тонкости закона кармы. Он говорит, что Всевышний Господь, находясь в сердце, как сверхдуша, напоминает нам о прошлых желаниях, но при этом заставляет забыть свою прошлую жизнь. Мы продолжим читать комментарий, где это будет разъясняться, разъясняться далее.
00:11:31 «Оставляя тело, живое существо сразу забывает о деятельности, совершенной в прошлой жизни, и начинает действовать снова, побуждаемое Верховным Господом. Хотя само живое существо ничего не помнит о своей прошлой жизни, но Господь дает ему разум, необходимый для того, чтобы возобновить его деятельность с того момента, где она была прервана в прошлом. Ведомое Верховным Господом, находящимся в сердце, живое существо не только наслаждается или страдает в материальном мире, но и получает возможность постичь знания через Веды, которые дает сам Господь. Того, кто стремится овладеть знанием Вед, Кришна наделяет необходимым разумом. Каждое живое существо стремиться постичь абсолютную истину. Верховную личность Бога. Все ведические писания, начиная с 4-х лет Веданта Сутры и кончая Упанишадами и Пуранами, прославляют Верховного Господа, рассказывая о его величии. Исполняя ведические ритуалы, обсуждая философию Вед, и поклоняясь Господу в процессе преданного служения, живое существо сможет осознать его. Поэтому цель всех Вед – постичь Кришну. Веды дают нам указания, следуя которым, мы сможем осознать Всевышнего Господа, поскольку в них описан процесс духовного самосознания. Его конечной целью является постижение Верховной личности Бога». Это был комментарий Бактивиданте-свами Прабхупады.
00:13:08 Стих 16-й: «Есть 2 вида живых существ, падшие и непогрешимые. В материальном мире все живые существа являются падшими, тогда, как каждое живое существо духовного мира непогрешимо». Комментарий: «Как уже говорилось, Господь – воплощение Вьяса-девы, является составителем Веданта-сутры. Здесь Господь кратко излагает содержание Ведатна-сутры. Он говорит, что живые существа, которым нет числа, могут быть разделены на два класса: падшие и непогрешимые. Живые существа вечно остаются отделенными частичками Верховной личности Бога. Про тех из них, которые попали в материальный мир, здесь употребляется слово «падшие». Однако живые существа всегда сохраняют единство с Верховной личностью Бога. Те существа, которые находятся в духовном мире, относятся к числу непогрешимых. Их единство с Господом не означает отсутствие индивидуальности, но просто отсутствие разделённости. Все они отвечают цели творения. Пока живое существо находится в обусловленном состоянии, его тело постоянно претерпевает различные изменения, поскольку является материальным. Материальное тело изменяется, поэтому, кажется, что вместе с ним изменяется и само живое существо. В материальном мире живое существо рождается, растет, какое-то время существует, производит потомство и затем стареет и умирает. Таковы изменения, которым подвергается материально тело. Однако в духовном мире живое существо остается неизменным. Там нет старости, рождения и смерти, там все сущее обладает единой природой». Это был комментарий Бактивиданте-свами.
00:15:16 И далее, стих 17-й: «Кроме этих двух есть ещё величайшая личность, Всевышний Господь, который, входя в эти миры, поддерживает их существование». Комментарий: «Смысл данного стиха объясняется в Катху Упанишад и [неразборчиво] Упанишад. Там ясно говорится, что над всеми живыми существами, как в обусловленном, так и в освобожденном состоянии, стоит Верховная личность бога, который обеспечивает живые существа всем необходимым, а также дает возможность наслаждаться в зависимости от плодов их деятельности».
00:15:58 Стих 18-й: «Будучи трансцендентным и величайшим, я превыше всех, как падших, так и непогрешимых. И потому в Ведах и во всём мире меня славят, как Верховную личность Бога». Это были слова Кришны. Комментарий: « Превзойти Верховную личность Бога – Кришну не может никто, как из освобожденных, так и обусловленных душ, поэтому его называют Величайшей личностью. Из данного стиха следует, что живые существа и Всевышний Господь являются индивидуальными личностями. Разница в том, что живые существа, как в обусловленном, так и в освобожденном состоянии, не могут превзойти непостижимой энергии Верховной личности Бога. Живые существа всегда подвластны Всевышнему Господу. И, воплощаясь на земле, как Вьяса-дева, сын [неразборчиво], Господь разъясняет знание Вед».
00:17:04 Стих 19-й: 2Тот, кто знает меня, как Верховную личность Бога, и твердо в это верит, по истине познал все. Такой человек, о, потомок Мбхараты, неустанно служит мне с любовью и преданностью». Комментарий: «Существует много разных мнений о природе живых существ и высшей, абсолютной истине. В данном стихе Верховная личность Бога говорит ясно: «Тот, кто постиг Кришну, как Верховную личность, постиг все. Люди, чье знание несовершенно, спекулируют о том, что такое абсолютная истина. А человек, обладающий совершенным знанием, не теряет зря драгоценного времени и занимается преданным служением в сознании Кришны. Во всех главах Бхагавад-гиты эта мысль повторяется снова и снова. Ведическое знание называется [шрути], то есть знание, которое должно быть воспринято на слух. Послание Вед должно быть получено от авторитетов, таких как Кришна или его представители. Здесь Кришна замечательно представляет духовное знание, и мы должны овладеть им, слушая Бхагавад-гиту. Мы должны, понимая Бхагавад-гиту, принять тот факт, что живые существа всегда подвластны Верховной личности Бога. Тот, кто осознал это так, как это говорит Всевышний Господь Кришна, постиг цель Вед, которая недоступна обыкновенным людям».
00:18:50 Стих 20-й, и последний в этой главе: «О, безгрешный, я открыл тебе самую сокровенную часть Вед. Тот, кто поймет это, обретет мудрость, и, в конце концов, достигнет совершенства в жизни». Комментарий: «Здесь Господь говорит, что поведанное им знание составляет суть всех Бога откровенных писаний, и принять его нужно таким, как оно получено от Верховной личности Бога, тогда человек обретет разум и достигнет высшей ступени духовного самосознания. Постигнув философию Верховной личности Бога и занимаясь трансцендентным любовным служением, человек выйдет из-под оскверняющего влияния материальных гунн. Преданное служение – это процесс обретения духовного знания. В нем нет ни капли материального осквернения. Оно находится в сфере действия внутренней энергии Господа. Господа сравнивают с Солнцем, а неведение называют тьмой. Там, где светит Солнце, нет места тьме.
00:20:01 Точно также, занимаясь преданным служением, под руководством авторитетного духовного учителя, человек выходит из тьмы неведения. Кришна называет здесь Арджуну безгрешным, что исполнено глубокого смысла. Такое обращение свидетельствует о том, что, пока человек не очистился от всех греховных реакций, ему очень трудно постичь Господа Кришну. Осознать его может только тот, кто избавился от всей материальной скверны, ото всех последствий своих грехов. Преданное служение столь чисто и могущественно, что, занимаясь им, человек автоматически становится безгрешным. Тот, кто занимается преданным служением в общении с чистыми преданными Господа, которые развили в себе Cознание Кришны, полностью избавляется от всех материальных осквернений. Самое главное, что ему нужно – это преодолеть слабость сердца. Падение живого существа вызывается его желанием господствовать над материальной природой. В результате оно перестает заниматься преданным служением Всевышнему Господу. Вторая слабость сердца заключается в том, что по мере усиления желания господствовать над материальной природой, живое существо привязывается к материальному телу и всему, что с ним связано. Эти слабости сердца являются источником всех проблем материальной жизни». Так заканчивается комментарий Бактивиданте к 15 главе Шримат Бхагавад-гиты, которая называется «Йога Верховной личности».
00:21:40 Я в заключение хочу ещё раз прочитать последний, 20-й стих этой главы, очень красивый. «О, безгрешный, я открыл тебе самую сокровенную часть Вед. Тот, кто поймет её, обретет мудрость, и, в конце концов, достигнет совершенства в жизни». На этом мы, естественно, закончим сегодня читать. В следующий раз подведем кратко итоги и начнем следующую главу. Теперь я прошу вас писать нам, присылать вопросы на наш сайт, я буду с нетерпением ждать.
00:22:19 [Ведущая] Вот, первый вопрос от [Устиникова] Антона. Он спрашивает: «В Библии говорится, что Бог – это любовь. Можно ли с ведической точки зрения согласиться с этим?».
[Критский В.Г.] Да, это очень хороший вопрос, Антон. Дело в том, что слово «бакти», которое находится в центре философии Бхагавад-гиты, Бактивиданте-свами переводит, как преданное служение. Но у этого слова Бакти есть также другой перевод. Это, вот, как раз, «любовь». Если посмотреть другие переводы Бхагавад-гиты, которые выполнялись до Бактивиданте-свами, то, как раз, переводили «бакти», как любовь. И понятно, что, вот, вообщем-то, любовь – это очень популярное слово и популярное понятие, и все, вообщем-то согласны, что любовь – это, вот, высшее, в жизни высшее наслаждение.
00:23:24 К сожалению, в материальном мире любовь понимается очень однобоко, как и чувственные наслаждения между мужчиной и женщиной. Но в Ведах это понятие анализируется гораздо более полно, философски. Мы об этом с вами говорили как-то, что существуют основные расы любовных отношений. Первая или, может быть, нулевая раса – это нейтральные отношения. Далее идут отношения слуги-господина. Далее идут отношения братские или дружеские. Затем, родительские отношения, то есть родительская любовь. И, наконец, супружеская любовь. Вот тут, как раз, вот. Так сказать, ну, высшая, как бы, любовь. И это, вообщем-то она и является высшей в материальном мире и в духовном мире тоже. Вот это, вот, основные классификации, как бы, любовных взаимоотношений, которые существуют и в духовном мире, и в материальном мире. В материальном мире есть ещё 7 дополнительных рас, или отношений, которые в духовном мире практически отсутствуют, но в материальном мире они часто преобладают. Это отношения смеха, удивления, отвращения, рыцарские отношения, и так далее. То есть негативные, так сказать, что отношения, которые имеют какой-то негативный оттенок.
00:25:02 5 отношений основных или чистых, вот, которые я перечислил, ещё раз, поскольку это очень важно, я повторю их: нейтральные отношения, отношение служения, братские или дружеские, родительские и любовные. И, по сути, вот, в материальном мире любовь очень искажена. И под любовью люди понимают, ну, как бы, возможность наслаждаться, что я могу наслаждаться отношениями, так сказать, с другим человеком, там, или с другом, или с родителем, или с возлюбленным, и так далее.
00:25:48 Духовное понимание любви другое. Любовь означает стремление наслаждать объект своей любви. Почему бакти является, как бы, высшим совершенством жизни? Поскольку наше естественное положение в мире материальном и духовном, это преданность и любовь по отношению к Богу, к Верховной личности Бога, которая является, собственно, ну, изначальным источником всего сущего или, как, вот, говоря христианским языком, нашим вечным отцом. И подобно тому, как у детей естественна любовь к своим любящим родителям, точно так же у нас естественна любовь по отношению к Богу. Вот так я могу ответить на этот вопрос кратко, хотя тема, конечно, очень большая и глубокая. И ещё два слова можно добавить, что, к сожалению, в материальном мире вот это понятие любви эксплуатируется беспощадным образом на экранах средств массовой информации, в том числе телевидении, когда под видом, под термином «любовь», так сказать, вообщем, понимается, вот, какие-то, там, наслаждения в постели. Ну, и естественно, как вы понимаете, духовное понимание любви иное. Вот так я могу ответить.
00:27:18 [Ведущая] Угу. Теперь следующий вопрос: «Почему Верховный Господь заставляет нас забыть прошлое?».
[Критский В.Г.] Да. В комментарии Бактивиданте-свами Прабхупада пишет, я обратил на это внимание, когда я читал комментарий, что Господь заставляет нас забыть прошлую жизнь, но он напоминает нам о наших желаниях с прошлой жизни, о наших, так сказать, ну, тенденциях, о наших возможностях. То есть это немножко тонкий момент. С одной стороны, если вы, вообще, полностью, как бы, стиралась вся память, то наша жизнь, как бы, разрывалась на какие-то отдельные, никак не связанные существования, и тогда собственно, можно сказать, что со смертью все кончается. И тогда, вот, появляется вот эта материалистическая концепция, что со смертью все кончается и, так сказать, что, вот, «И даже, если я, – как иногда говорят люди, – в следующий жизни появлюсь, я ничего не буду помнить. Фактически, это буду уже не я». Нет, это буду именно я. И душа вечна. И как раз вот в этом месте Прабхупада объясняет этот очень тонкий момент.
00:28:37 Память о прошлой жизни стирается. Почему? Потому что иначе мы не сможем жить. Если мы будем помнить о своих прошлых жизнях, то наша жизнь превратиться в сплошной винегрет. У нас могли быть в прошлой жизни в разных телах. Я мог быть раньше мужчиной, женщиной, там, каким-нибудь американцем, немцем, папуасом, кем угодно. И тогда, так сказать, все мои впечатления в этой жизни смешивались бы с впечатлениями прошлой жизни. И тогда, собственно, вот, какой-то духовный прогресс, вообще, был бы совершенно непонятным. Поэтому Кришна милостиво стирает память о прошлой жизни. И он, как бы, говорит нам: «Все, покончим с прошлым, забудем о том, что было, начнем сначала». То есть человек каждый раз, когда рождается снова, он начинает жить, как бы, вот, сначала, с чистого листа. Но, поскольку, поскольку должна быть справедливость, должна быть, вот, какая-то общая, ну, прогресс, какая-то эволюция, Кришна напоминает нам о нашей прошлой жизни, находясь в сердце, как сверхдуша. Он напоминает нам о наших прошлых желаниях, о наших, так сказать, каких-то устремлениях. То есть, фактически, наша жизнь является естественным продолжением прошлой жизни. Хотя мы это, как бы, не сразу понимаем, для этого требуется изучать Бхагавад-гиту, чтоб это понять.
00:30:07 И поэтому у многих людей, вообще, как бы, есть сомнения, а существует ли следующая жизнь? Может быть, душа только один раз рождается и умирает?! Нет, конечно. Душа вечна, она рождается и умирает в разных телах, но эта непрерывность, эта связь воплощений обеспечивает Господь, находящийся в сердце. Он напоминает нам о том, что было у нас, к чему мы стремились, и каждый человек рождается, уже имея какую-то, вот, концепцию жизни. И даже в маленьких детях, мы видим, проявляются какие-то, вот, тенденции, кто-то, мальчик любит, там, играть, а кто-то любит сражаться, он хватает, там, какой-то игрушечный меч и начинает драться. То есть уже с раннего детства в человеке есть какие-то, вот, присущие ему тенденции, вот, какая-то память, которая осталась с прошлого рождения. И когда человек вырастает, когда у него развивается разум, Господь ему напоминает: «Все, хватит играть в игрушки. Теперь мы должны продолжать то, на чем мы остановились в прошлой жизни. И вот это, вот, и есть закон кармы. То есть закон кармы обеспечивается, фактически, самим Господом, который в форме параматмы находится в сердце. Вот так я могу ответить на этот стих. В этом смысл того, что, с одной стороны, мы теряем, как бы, память о прошлой жизни, но, с другой стороны, Господь нам напоминает то, что нам необходимо и дает нам, ну, возможность продолжать то, что мы не закончили в прошлой жизни. Таков ответ.
00:31:46 [Ведущая] Следующий вопрос нам прислала Даша: «Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, какие мантры Вы практикуете? (Тут даже несколько вопросов) Смотрите ли Вы ТВ? Какие программы можно смотреть? Тактично ли читать мантру в ванной?».
[Критский В.Г.] Угу. Спасибо, Даша. Основная мантра, которую м практикуем, это мантра Харе Кришна. И она неоднократно упоминалась. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе. Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе, Харе. Эта мантра упоминается в Ведах в разных местах. Она особенно упоминается, вот, в более поздней литературе, в Пуранах, и в Писаниях, там, Госвами, и так далее. Но она есть и изначальных Ведах, а именно, в Упанишадах эта мантра упоминается. То есть, поскольку Веды нам даны через духовного учителя, через цепь ученической преемственности, то самое последнее воплощение Господа на Земле – это Господь Чайтанья. Он именно подчеркнул, что для современной эпохи Кали-юги, основная мантра, вот, именно данная мантра Харе Кришна. И все учителя нашей ученической преемственности, собственно, это, вот, объясняют, это проповедуют.
00:33:14 А теперь дальше, Вы спрашиваете: «Можно ли смотреть ТВ?». – Конечно, смотреть можно, но не нужно. То есть, естественно, что, смотря по телевизору все подряд, вы мало что хорошего там воспримите, но какие-то вещи смотреть можно. Например, Прабхупада, как бы, считал, что, вот, вполне можно смотреть какие-то новостные передачи. Есть хорошие передачи, там, «В мире животных», или, там, детские, для детей. Естественно, можно смотреть телевизор, какие-нибудь мультфильмы, и есть какие-то хорошие мультфильмы. Родители должны, естественно, это контролировать. Как есть в любой традиции, у любого народа есть детские сказки, есть фольклор, который учит детей. Ну, какой-то житейской мудрости, добродетели, быть хорошим, добрым. И, естественно, что дети могут смотреть какие-то передачи по телевизору, которые, ну, для них благоприятны. Но, в целом, вся концепция телевидения и средств массовой информации, конечно, это деградация, деградация Кали-юги. И чем меньше вы будете смотреть телевизор, тем больше вы будете прогрессировать в духовной жизни. Так я могу ответить.
00:34:37 Теперь последний вопрос: «Тактично ли читать мантры в ванне?». – Да. Господь Чайтанья говорил, что воспевать святые имена Бога можно везде, при любых обстоятельствах. Нет строгих правил и ограничений при повторении святых имен. Это 8 стихов, которые оставил Господь Чайтанья, на так называемая [неразборчиво]. И во втором стихе Господь говорит, что нет строгих правил и ограничений в повторении святых имен Бога. Есть интересная история, рассказывается. Ну, вот так, может быть, это анекдот, но, во всяком случае, что однажды Господь Чайтанья шел в туалет, и он закрывал свой рот. И маленький мальчик, у которого он гостил, там, в гостях у родителей в Южной Индии, спросил: «А почему ты зажимаешь свой рот?». И Господь сказал: «Ну, вот, я иду в туалет, и я не хочу осквернять святое имя в нечистом месте». И тогда этот маленький мальчик, его звали Гапал, спросил: « А если человек в туалете помрет? Как же он, не сможет повторять имена Бога, и тогда он попадет в ад?». И Господь Чайтанья задумался и сказал: «Молодец! Ты – мой гуру. Святые имена можно повторять везде, даже в туалете». Вот это, вот, интересная история, которая отвечает на Ваш вопрос. Тем более что можно повторять и петь мантры в ванне, в душе. Это очень, очень здорово, очень полезно. Я вам это советую.
00:36:17 [Ведущая] Следующий вопрос: «Возможно ли с помощью раздачи всего своего имущества, раздать и искупить всю свою карму?».
[Критский В.Г.] Да, прекрасный вопрос. С помощью раздачи своего имущества можно раздать, также искупить свою карму, вернуться в духовный мир к Богу, и также можно загреметь в ад. Это зависит от того, кому вы раздаете своё имущество. Если вы раздаете имущество каким-то святым людям, Храмам, или бедным нуждающимся, несомненно, последствия будут самые благоприятные. В Ведах, в законах ману говорится, что, если вы жертвуете какому-то человеку, ну, не очень, как бы, так сказать, достойному, ну, так, нормальному человеку, то вы получите обратно то, что вы пожертвовали один к одному. Если вы пожертвуете это браману, но браману не совершенному, у которого есть какие-то недостатки, то вы получите обратно вдвойне. То есть вам вернется то, что вы пожертвовали, вдвое больше. Если вы пожертвуете достойному браману, то вы обратно получите в десятки раз больше. [Неразборчиво] Если вы пожертвуете преданному Господа, то благо, которое вы получите, будет неисчислимо. И самое высшее благо – это то, что вы сможете вернуться обратно, домой к Богу.
00:37:49 Но в то же самое время, если вы будете жертвовать не достойной личности, какому-нибудь мошеннику, то он использует их, так сказать, для своих греховных целей, и реакции негативные, негативная карма пойдет на вас, поскольку из-за вашего пожертвования, вот, фактически, вот, этот мошенник сумел совершить каике-то свои действия недостойные, то, естественно, что грех за это действие ляжет на вас. И вы в ответ на свои, так сказать, пожертвования, получите страдания. Поэтому в ведической традиции всегда люди были очень разборчивы, кому, так сказать, жертвовать. Например, вот, есть нормальная, в принципе, традиция – жертвовать что-то нищим. Вот, стоят на улице нищие, там, какие-то бедные, несчастные люди, которые просят. И это не всегда, так сказать, безопасно. Потому что эти нищие люди могут быть пьяницы, алкоголики, они могут на ваши деньги купить водку, сигареты, и тогда вы за своё пожертвование получите только негативные реакции.
00:39:03 Поэтому безопасно жертвовать нищим, вот, что-то такое, вот, ну, скажем, питание. Купить им булку хлеба, и дать им хлеб. Хлеб они не продадут, не обменяют на водку. И рискованно жертвовать вот таким, иногда, вот, нищие, там, с красным носом, вот такие, очень, как бы, неприглядного вида. Им деньги лучше не давать. Если какая-то благочестивая старушка, которая крестится, и вы уверенны, что она честная, что она действительно верующая, то, конечно, можно пожертвовать какие-то деньги небольшие. А если у вас есть какие-то сомнения, то лучше не жертвовать деньги, а можно безопасно пожертвовать, там, что-то такое, вот, как я уже сказал, что-нибудь купить поесть, хлеб или, там, яблоки или что-нибудь еще. Если человек просит: «Я голоден. Мне нечего есть», дайте ему поесть. Совершенно безопасно. Иногда такие люди, которым я, как правило, стараюсь, вот, что-то, вот, именно такое жертвовать, они говорят: «Нет. Мне это не нужно». Вот, им предлагаешь, вот, скажем, хлеб, булку хлеба, они говорят: «Нет. Спасибо, это не нужно». И это, как раз, признак того, что им нужны деньги, а деньги им нужны для того, чтоб их пропить. Поэтому вот этот процесс жертвоприношения, раздачи милостыни, нужно делать, как бы, разборчиво. Если вы уверенны в человеке, в его благочестии, то вы можете жертвовать деньги. Если вы не уверенны, то лучше жертвовать что-то такое, что он не сможет пропить, вот, типа, там, булки хлеба или чего-то съестного. Вот так я могу ответить на этот вопрос.
00:40:46 [Ведущая] У нас есть ещё вопрос от Антона [Устиникова]. Он спрашивает: «Как Вы относитесь к [неразборчиво], которая сейчас распространяется очень широко? Книги [Краяна], послание от группы, (в скобочках) [неразборчиво]. Может быть, даже Вы их читали?».
[Критский В.Г.] Извините, пожалуйста, Антон, я их не читал. Если Вы разъясните, что это такое, о чем здесь речь, что такое [ченеленговая] информация, я тогда постараюсь ответить. Я, к сожалению, не в курсе.
00:41:23 [Ведущая] Еще у нас в эфире очень, такая женщина, или может быть, девушка, Надежда испытывает просто потрясающие эмоции, пишет, что «Я слушаю вашу передачу и в сердце испытываю сильную боль, слезы льются ручьем из моих глаз». И ещё пишет просто своего сына, что «он – аутист. И когда он слушает передачу, закрывается руками, прячется под подушку. Бывает, что он начинает агрессировать». Вот.
[Критский В.Г.] Ну, я не знаю, что. Вопроса тут особого нет, просто, вот, некое выражение эмоций.
[Ведущая] Да. [неразборчиво]
[Критский В.Г.] В Священных писаниях говорится, что, когда святые личности, преданные высокого уровня, слушают воспевание святых имен, или слушают чтение Вед, то они испытывают очень сильные эмоции. У них могут быть слезы литься ручьями, и так далее. Если человек испытывает гнев, то это говорит о его, как бы, нечистом сердце, что у него есть какие-то, вот, греховные тенденции, что ему очень трудно слушать, ну, когда рассказывают о Боге или читают священные писания.
00:42:42 И, к сожалению, это бывает, и не так уж редко, и не только у нас, и в других местах, когда…. Собственно, почему пострадал Иисус Христос? что он плохого сделал? И за что его распяли? Он давал людям истину – знание о Боге, но это было настолько нестерпимо для, вот, каких-то фарисеев, там, различных псевдо-верующих, в псевдо-религиозных людей, которые под видом религии, фактически, были безбожниками, были…, имели демоническую природу. Они, так сказать, подстрекали римлян, Понтия Пилата, чтоб схватили Иисуса Христа, чтоб его казнили, потому что для них его проповедь была, как нож по сердцу. Они не могли это слушать, потому что, фактически, он, так сказать, выводил их на чистую воду, что их святость, их религиозность чисто внешняя, показная. В этом сама суть истории Иисуса Христа.
00:43:49 И подобные истории были в нашей, ведической традиции. О чем Кришна говорит, вот, мы с вами читали, что есть два рода существ: материальные и непогрешимые. В материальном мире все души являются падшими, поэтому нет ничего удивительного, что проповедь, и изучение чтения священных писаний не все воспринимают позитивно. Для некоторых это, как бы, очень неприятно, они чувствуют боль. Потому что их жизненные, как бы, принципы, представления оказываются ложными. И это не так просто принять, не так легко. Вот, вся концепция нашего радио Аюрведа, под руководством Олега Геннадьевича Торсунова, в том, чтобы сделать ведическое знание более доступным, более популярным для современных людей.
00:44:42 Скажем, вот, мы с вами читаем Бхагавад-гиту не один к одному, как, вот, она дается с комментариями духовного учителя, Я её сокращаю, я её редактирую. Я выбираю только вещи, более простые и более популярные. И то, вы видите, у каких слушателей какие-то реакции негативные, что они прячутся под подушку и не могут это слушать. Ну, по крайней мере, можно как-то посочувствовать этим людям и злиться за них, потому что господь может помочь им со временем, как понять смысл своей жизни, что от истины не нужно прятаться под подушку, нужно научиться это нормально воспринимать. Как Михаил Юрьевич Лермонтов писал в предисловии «Героя нашего времени», что «иногда невозможно лечить больного приятным лекарством, иногда необходимо горькие лекарства, потому что сладкие лекарства уже не помогают». И точно так же духовное знание является для многих людей горьким лекарством. Но в Аюрведе говорится, что горький вкус очень полезный для здоровья. То есть, хотя не для всех, может быть, это приятно, но любой честный человек, искренний человек, изучая Веды, изучая Священные писания, почувствует, что в этом истина, в этом глубокая истина, смысл жизни.
00:46:12 И, пускай, мы не совершенны, пускай, так сказать, у нас много недостатков. И я, в первую очередь могу это сказать о самом себе. Но, так или иначе, мы должны быть честны. Честность или правдивость – это главные качества для духовного прогресса. В Ведах говорится, что в Кали-югу из 4 благочестивых качеств: чистота, аскетизм, милосердие, правдивость, остается только одно качество – правдивость или честность. То есть у нас должно быть хотя бы одно единственное качество – честность, для того, чтобы понять, что, к чему, чтобы разобраться, в чем смысл человеческой жизни. Если у человека нет даже этого качества, если он обманывает себя и обманывает других, то в данной жизни, конечно, он навряд ли сможет достичь, как бы, духовного совершенства, и ему придется ещё какое-то время пробыть в материальном мире, рождаться в различных телах, в различных формах жизни, пока он, наконец, снова в более благоприятной ситуации не встретиться с духовным знанием, не встретит духовного учителя, который поможет ему найти, как бы, смысл своей жизни. Так я могу ответить.
00:47:30 [Ведущая] Спасибо. Нам тут ещё Антон поясняет, что такое [ченеленговая] информация. Он пишет, что это контактеры, которые берут информацию от неких высших существ и пишут книги.
[Критский В.Г.] Угу. Ну, да. Это достаточно популярная вещь, Я не знаю, почему такой сложный термин [членговая] информация. Потому что вот эти разные контактеры и связь с высшими мирами, то, чем занимаются различные мистики, экстрасенсы, это достаточно популярно в определённых слоях интеллигенции. И тут нет ничего нового. Между прочим, вот такая тенденция есть тоже в науке, что какой-то ученый, который, ну, собственно, не может, как бы, сказать ничего нового, он берет какую-то старую идею, но её пересказывает своими словами, вводит какие-то новые термины. Поскольку появляются новые слова, то создается впечатление, что это что-то новое. Но древняя мудрость гласит, что нового-то ничего быть не может, все уже было сказано. Вот это один из сокровенных, как бы, смыслов, Вед, ведической философии. Потому что материальный мир – это повторение пройденного. В материальном мире каждое живое существо рождается в новом теле, растет, производит потомство, стареет, умирает, потом снова в следующем теле рождается, растет, стареет и умирает.
00:49:04 И это продолжается из жизни в жизнь на протяжении тысячелетий. Поэтому материальный мир не имеет большого смысла. В материальном мире главный его смысл – это, как бы, обрести духовное знание. Потому что в материальном мире Господь милостиво дает вот это духовное знание, Веды. И, если человек приходит к этому, то и это может быть его последняя жизнь, он сможет вернуться обратно к Богу, или он может остаться в материальном мире, как уже, как преданный, как святая личность, и помогать другим людям вернуться к Богу. Ну, вот, тот же самый пример, там, Иисуса Христа или другого великого учителя, там, Бактивиданте-свами Прабхупаду. Вот, то есть, фактически тогда для человека уже нет разницы, духовный мир или материальный мир, он в любом случае находится в чистом духовном сознании, и он общается с Богом, и он полностью счастлив. Вот так я могу ответить на это замечание Антона.
00:50:07 [Ведущая] Спасибо большое. Я думаю, что слушатели получили все ответы, которые их интересовали. И мне тоже интересно было всё это послушать.
[Критский В.Г.] Спасибо.
[Ведущая] Да, вопросов больше нет. Вам спасибо, всего доброго.
[Критский В.Г.] До свидания.
00:50:25 [Заставка радио] С любовь к вам… Аюрведа-радио…