ШБ 7.15.47 - Наставления для цивилизованных людей

07 January 2006
Кто такие «карми»? Джай Радхе! Кто такой «бхактиведанта». О детях. Чему учат взрослые. Любовь и вожделение. Нирвишеша шуньявада. Культура любви. Я люблю. Бхакти – это любовь. Гой ты, Русь моя родная. Иди и люби. Любовь и выгода. Про самураев. Бушидо – Путь воина. Вопросы.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 02:19:20 | качество: mp3 64kB/s 63 Mb | прослушано: 142 | скачано: 353 | избрано: 16
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 (молитва) Ом намо бхагавате Васудевая.

00:00:48 Грантха Шримад Бхагаватам Песнь 7 глава 15, которая называется «Наставления для цивилизованных людей», текст 47:

00:01:11 प्रवृत्तं च निवृत्तं च द्विविधं कर्म वैदिकम् ।
आवर्तते प्रवृत्तेन निवृत्तेनाश्नुतेऽमृतम् ॥४७॥

правр̣ттам̇ ча нивр̣ттам̇ ча
дви-видхам̇ карма ваидикам
а̄вартате правр̣ттена
нивр̣ттена̄ш́нуте ’мр̣там

00:02:23 Пословный перевод: правриттам — склонность к материальным наслаждениям; ча — и; нивриттам — прекращение материальных наслаждений; ча — и; дви-видхам — двух видов; карма — деятельность; ваидикам — рекомендованная в Ведах; авартате — странствует вверх-вниз в круговороте самсары; правриттена — склонностью наслаждаться материальной деятельностью; нивриттена — прекращением такой деятельности; ашнуте — вкушает; амритам — вечную жизнь.

00:03:34 Перевод стиха: Веды учат, что есть два вида деятельности — правритти и нивритти. Правритти — это деятельность, позволяющая подняться на более высокий уровень материального бытия, а нивритти подразумевает угасание материальных желаний. Идя путем правритти, человек остается в материальном рабстве и продолжает страдать, но, идя по пути нивритти, он очищается и обретает способность наслаждаться вечной, полной блаженства жизнью.

00:04:16 Комментарий Его Божественной Милости Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады: Как утверждается в «Бхагавад-гите» (16.7), правриттим ча нивриттим ча джана на видур асурах — асуры, непреданные, лишены способности видеть разницу между правритти и нивритти. Они делают все, что им вздумается. Такие люди мнят себя независимыми от могущественной материальной природы. Это делает их крайне безответственными и побуждает их пренебрегать благочестием. Они вообще не видят различий между благочестивой и греховной деятельностью. Бхакти, конечно, не зависит от благочестивой или неблагочестивой деятельности.

00:05:17 В «Шримад- Бхагаватам» (1.2.6) сказано:
са ваи пумсам паро дхармо
йато бхактир адхокшадже
ахаитукй апратихата
йайатма супрасидати

00:05:31 «Высшим занятием дхармой для всех людей является такое занятие, с помощью которого они могут прийти к любовному преданному служению трансцендентному Господу. Чтобы полностью удовлетворять душу, такое преданное служение должно быть бескорыстным и непрерывным».

00:05:50 И все же у тех, кто поступает благочестиво, больше шансов стать преданными. В «Бхагавад-гите» (7.16) Кришна говорит: чатур-видха бхаджанте мам джанах сукритино 'рджуна — «О Арджуна, четыре типа благочестивых людей преданно служат Мне». Если даже человек встал на путь преданного служения из каких-то материальных побуждений, его всё равно следует считать благочестивым, и, поскольку этот человек обратился к Кришне, со временем он достигнет уровня любви, бхакти.

00:06:27 Тогда, подобно Махарадже Дхруве, он откажется получать от Господа какие-либо материальные благословения (свамин критартхо 'сми варам на йаче). Поэтому, даже если человек стремится к чему-то материальному, ему следует укрыться под сенью лотосных стоп Кришны и Баларамы, или Гауры и Нитьянанды, — тогда он очень быстро очистится от всех материальных желаний (кшипрам бхавати дхарматма шашвач чхантим нигаччхати). А тот, кто избавился от желания заниматься как греховной, так и благочестивой деятельностью, несомненно, достоин вернуться домой, к Богу.

00:07:21 Веды учат, что есть два вида деятельности — правритти и нивритти. Правритти — это деятельность, позволяющая подняться на более высокий уровень материального бытия, а нивритти подразумевает угасание материальных желаний. Идя путем правритти, человек остается в материальном рабстве и продолжает страдать, но, идя по пути нивритти, он очищается и обретает способность наслаждаться вечной, полной блаженства жизнью.

***

00:08:00 Ом аджнана-тимирандхасйа джнананджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах

00:08:10 шри-чаитанйа-мано-'бхиштам стхапитам йена бху-тале
свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам

00:08:20 ванчха-калпатарубхйаш ча крипа-синдхубхйа эва ча
патитанам паванебхйо ваишнавебхйо намо намах

00:08:31 джай шри-кршна-чаитанйа прабху нитйананда
шри-адваита гададхара шривасади-гаура-бхакта-врнда

00:08:43 Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

00:09:03 нама ом вишну-падайа кршна-прештхайа бху-тале
шримате бхактиведанта-свамин ити намине
намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине
нирвишеша-шунйавади- пашчатйа-деша-тарине

Кто такие «карми»?

00:09:16 Итак, Бхактиведанта, если мы ещё раз просмотрим, что же такое «вайшнавская культура» и вообще, что же является таким понятием как «блаженный» и мы всё время говорим [анандамайи]. Что же за блаженство? Если вы помните, блаженством является именно качество, когда вы учитесь любить. Не когда вы учитесь быть любимыми, когда вы учитесь любить. Что бы стать любимым нужно много получить. Можно получить много красоты физической, можно получить много денег, можно занять какое-то положение в мире и т.д. Поэтому таких личностей называют «карми».

00:10:22 Кто же такие «карми»? Это люди, которые хотят привлечь внимание женщин. Они не любят женщин, они хотят привлечь их внимание. Они хотят, чтобы их женщины любили. И таким образом, карми – это мотивация, карма – это деятельность. И Кришна объясняет в «Бхагавад-гите»: человек, разумный человек должен очень хорошо понять, что есть действие, что есть запрещённое действие и что есть бездействие. И поскольку вся ведическая система относится … Мы сейчас с вами занимаемся «шуддха-сатва», то есть мы Веданту изучаем, мы не просто изучаем какие-то части, мы изучаем Веданту, мы не изучаем карма-канду. Поэтому ни в коем случае нельзя эти Писания понимать с позиции ритуальной деятельности. То есть движения.

00:11:17 И когда мы говорим про движение, это не значит, что что-то внешнее продвигается. Чтобы двигать руками лучше или у вас мышцы больше становятся или вы крутите лепестками или вы всё время вовремя приходите. Нет. Когда идёт вопрос о продвижении это означает, что живое существо продвигается в понимании «Что же такое любить?»... любить и «Что же такое любовь?» И поэтому брахманы в вайшнавских сампрадаях, именно в вайшнавских сапрадаях … И люди, которые получают харинама-дикшу это означает, что вы начинает интересоваться любовью. То есть вы поняли и начинаете интересоваться любовью. Как научиться любить. Не как стать любимым, а как научиться любить!

Джай Радхе!

00:12:13 И человек получил дикшу, называется – он начал учиться любить. И не себя, а всё, что его окружало и кто его окружал до этого. Вот что такое «вайшнавская культура». И знание и культура – это разные вещи о которых мы можем представлять. Вы можете любить по схеме, последовательно как-то, схематично, терминоложно? – Нет! Это чувства. И поэтому мы видим, как гопи Вриндавана прославляются: «Джая Радха-Мадхава!» Чья любовь прославляется? – Радхи. Радха так любит Кришну. Не прославляется Кришна, прославляется Радха потому, что её объектом любви является Кришна! И поэтому поём: «Джая Радха-Мадхава».

00:13:16 Что же Радха делает? Радость, радостея. Раньше называли «радостея», то есть это счастье. Она счастлива любить Кришну, это Её счастье – любить. И поэтому мы видим какая удивительная культура Вриндавана. Люди там может чему то внешне не следуют, они такие простые, у них нет «Мерседесов», но бриджабаси, это люди которые любят. Любят. И поэтому там нет каких то законов, не надо президентов, никого не надо, ни каких-то там юристов. Там всем правит Радхарани, Шримати Радхарани. Поэтому на каждом дереве написано: «Джай Радхе!», «Джай Радхе!», «Джай Радхе!». «Радхе Шьям!», «Радхе Шьям!». «Радхе!», «Радхе!», «Радхе Шьям!». «Радхе!», «Радхе!», «Радхе Шьям!». Все деревья – подруги. Все абсолютно.

00:14:15 О чём же говорят с подружками? – О своей любви. С подружками никогда не говорят там кто их любит. Они никогда не хвастаются, они ведут сокровенный диалог о том, кого любят они. И Радха рассказывает деревьям: «Слушай, подружка, я так люблю этого Кришну». И она не стесняется, что она такая дура. Она не стесняется любить, она стесняется не любить. Она страдает не от того, что она нелюбима. В материальном мире люди страдают что их не любят. Их поэтому и не любят потому, что они сами никого не любят. И любить только ради того, чтобы тебя полюбили это и называется «имперсонализм», пустота. Нету в этом сердце любви, это сердце подобно вору, оно ворует любовь и почтение других.

Кто такой «бхактиведанта»

00:15:30 И поэтому Бхактиведанта, мы каждый раз говорим: «нама ом вишну-падайа кршна-прештхайа бху-тале шримате бхактиведанта-свамин …». Он знает науку о любви: как любить, а не как быть любимым. «бхактиведанта свами ити намине намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине нирвишеша-шунйавади- пашчатйа-деша-тарине». Что то сердце в котором пусто … Что значит «пустошь»? – Оно только всё туда заполняет чужую любовь, всё пытается к себе внимание привлечь. Это и есть проявления имперсонализма. Это самые опасные люди и поэтому их называют демонами.

00:16:21 И Прабхупада описывает что есть два пути: правритти и нивритти. Нивритти это те люди, которые хотят любить, они понимают что в этом счастье. И не всегда человек сразу осознаёт это. И что же нужно для того, чтобы сразу встать на путь нивритти? И в шастрах говорится: нужно повстречать бхактиведанту. И это не просто должность или какой-то диплом бахкти-шастр. Мы должны так сильно полюбить «Бхагавад-гиту». Полюбить. Вы оттуда вытащили любовь. Вы оттуда не вытащили какой-то практицизм, что у нас будет много молока, хлеба или чего-то. У нас будет больше любви. Что у вас будет больше любви к другим и вы начинает с мелкого, с маленького. Вы начинаете смотреть вокруг себя.

00:17:28 Как в Библии говорит Христос: «Возлюби ближних!». Кто близко там. «Я не любил никогда ближних», - он думает. И мы думаем: «А, христиане, мясоеды». Мы не едим мясо чтобы привлечь к себе внимание. Несомненно, мы не едим мясо. Поэтому просто бескультурные личности и культура означает «любовь». Поэтому дети, только дети, они спонтанно, не имея образования, рисуют в каждом своём рисунке солнце, которое улыбается. И есть такое понятие «в каждом рисунке солнце». В детском, пока только в детском. Почему же ребёнок рисует солнце? – Он хочет любить. Пока он маленький, он всё любит! Он всё ещё любит.

О детях

00:18:31 Он не знает что такое «не любить». Он ещё маленький, карма его ещё не раскачалась и поэтому до 14 лет во вселенной запрещено наказывать его. Потому что он ещё любит. И поэтому чтобы он не сделал – запрещено его наказывать потому, что он ещё сделает это по глупости. По какой глупости? – Он ещё не научился ненавидеть. Он ещё не научился обижаться, гордиться. Он ещё не смотрит с похотью на девочек, он на горшке к ним подъезжает. И они что-то там друг другу трогают, но в этом нет похоти. Он смотрит на этих букашек: «Аха, какая интересная!». И он думает: «Раз это всё шевелится, оно всё – священно». И поэтому он рисует солнышко: тепло, хорошо. Ему хочется любить и быть любимым. Он ещё ничего не знает. Маленький человек.

00:19:37 Маленькие дети держатся за ручки, все … Им говорят: «Крикните «Ёлочка зажгись!» - Они: «Ёлочка зажгись!». И все: «Ай, ёлки тупые». Они все вместе кричат. У них нет ещё столько гордости. Они малыши. Мальчики ещё сражаются, а девочки заботятся и ждут мальчиков в этих играх. Девочки даже не знают что такое «целомудрие» и уже говорят: «Это вот наш папка». Кукле говорят. «Папка сейчас придёт, то сделает». Мальчишки говорят: «Я должен идти на войну. До свидания», - кукле говорит, - «До свидания дочь, до свидания». И никаких привязанностей ещё нету. И они идут на войну и они сражаются палкой – тык по руке – дерутся ещё. Они ещё не знают, что они дураки. Они ещё не знают, что они так глупы. Они ещё не знают, что скоро они станут негодяями.

Чему учат взрослые

00:20:57 Вот, вот с каждым новым днём в этом мире они будут учиться как обратить на себя внимание, как становиться демонами. Их будут обучать как ненавидеть землю, как на неё смотреть как на источник своего собственного блага. Как смотреть на тараканов, на муравьёв. Они научать всему. Мама с папой научат что такое семья без любви. Вас научат взрослые как надо сражаться с братьями за наследство. Вас всему этому научат. Очень быстро. Вас собственная мать научит как ненавидеть отца и не уважать его потому что он пьяница или он не даёт денег. Вас быстро научат, что самое лучшее – это мама потому что мама будет заботиться о вашем теле и никогда не будет заботиться о вашей порядочности. Никогда.

00:22:07 И она никогда не поймёт, что такое «порядочность». Потому что мама вышла за человека который любит её. Потому что мама настолько глупая и прожила столько лет и никогда в жизни не знала, что женщина должна выходить за того, кого она любит так сильно, что готова отказаться от денег, от славы, от комфорта, от чего угодно. И такую женщину оказывается Веды называют «целомудренной». Но мама думает: «Нет, я секс сохранила и секс отдам тому, у кого есть деньги. Пусть купит он мой секс». И такая женщина никогда не родит богатыря. Никогда у неё не родится Пандава потому что она не научилась любить. Она даже не знает: кого можно любить и за что.

00:23:06 И Веды учили: «Нужно полюбить великого героя». Кто же такой герой? Мы говорим слово «герой», но в языках было описано «бхакта». Кто же такой бхакта? Тот, кто умеет любить всё потому что он любит отца, Бога. Для него Бог – отец. Для него Бог – господин. Для него Бог – друг. Дня него Бог – царь небесный. Для него Бог – источник его любви. Солнце. И Кришна говорит: «Из всех планет Я - Солнце». И Прабхупада описывает это в комментарии: «Солнце всем даёт благо и оно не может принадлежать никому потому что оно светит всем.

00:24:22 Потому что именно Солнцу поведали «Бхагавад-гиту» и поэтому Солнце светит демонам, негодяям. Солнце хочет проникнуть куда угодно, но негодяи хотят затмить Солнце, они хотят затмить Солнце, они хотят остановить бхакти. И поэтому говорится: «Те, кто враждебны Солнцу, они враждебны культу бхакти». Они хотят затмить, спрятать Солнце. В шастрах говорится: «Солнце …». И поэтому мы можем видеть как потом дети начинают рисовать войну, начинают рисовать всякие гадости. Одни дети пишут: «Маша плюс Паша равняется любовь», а другие пишут: «Машка и Пашка». И мы видим: весь мир поделился на божественные и демонические натуры.

Любовь и вожделение

00:25:45 Одни благочестивы, они, что не приплюсуй к ним, они там выкапывают любовь. А другие, чтобы с чем ни соприкоснулись, определяют это выгодой. И если нет выгоды, они пишут: «Козёл». Они не будет писать слово «любовь» поскольку они не знают: что такое любовь и они высмеивают это, они хохочут над этим. Родители начинают запрещать им любить: «Зачем ты полюбила его, он – узкоглазый. Зачем ты полюбила, он – чёрный. Зачем ты полюбила, он – пьяница. Зачем ты полюбила его, у него нету никаких денег и родители у него евреи. Зачем ты это сделал? Он не с твоего поля».

00:26:51 Другим говорят: «Как ты можешь любить, она такая простушка! Посмотри: у неё отец – пьяница, мать – необразованная уборщица. Что между вами может быть общего? Что может быть между вами общего? Почему ты любишь, он старше тебя на 30 лет. Зачем ты его любишь? Он станет скоро старый и не сможет тебя «топтать». Тебе будет стыдно ходить с таким стариком, от станет такой». Как же отличить вожделение от любви? Вожделение – всегда ненависть потому что вожделение это желание быть любимым. Желание быть любимым это и есть вожделение. Поэтому от такой любви, когда мы пытаемся всё сделать, чтобы нас полюбили и используем любые слова, любое поведение чтобы полюбили нас. Это называется вожделение.

00:28:03 И когда нас не любят, у нас появляется за столько, что сколько мы цирка устраиваем и пытаемся показать какие мы крутые и нас не любят – у нас рождается ненависть. Ненависть у нас рождается и мы ищем. Ко мне приходят люди и рассказывают интересные истории как на их любовь не ответили и как они это терпели и они нашли счастье, когда их полюбили. И для меня это катастрофа ИСКОН. Это катастрофа всего христианства. Это катастрофа буддизма, мусульманства. Почему же буддизм не считают … Потому что это упа-дхарма, это то, что даёт благочестие. Благая честь.

00:29:12 Что же за благочестие? Это как сострадать. Почему говорят «страда» в сельском хозяйстве? Никто не знает – люди оторваны от земли. Они не знают что такое «страда». Они не знают как Солнце питает масло. Они не знают почему называется «масленица», блины, коровы, хлеб. Они не любят хлеб потому что они его кидают, бросают. И даже когда им говорят о хлебе, они на него смотрят как на источник здоровья, чего-то ещё. Но они не смотрят на хлеб как на источник блаженства. «Каравай, каравай кого любишь выбирай!» Они не могут даже представить что это такое. Потому что они аюрведисты, камнями обвешиваются, чем угодно. Что угодно они делают.

00:30:16 Или: «Вот меня не полюбили за мою любовь». Вот знаете, там песня одна такая есть: «Я за нелюбовь тебя простил давно, ты же за любовь меня прости». Видите как здесь в мире всё наоборот: вы просите прощения у того, кого вы любите, а он за эту любовь на вас обижается потому что он не знает что такое любовь. Потому что тот, кто любит будет учить любить вас, других. И мы видим как Христос приходит и говорит: «Не надо меня любить, возлюби отца и мать свою. Возлюби ближних и тех, тех, тех». И начинает перечислять. И он говорит: «Где вера ваша? Способность отдавать любовь?» А не ради выгоды её купить чем-то: должностями, почестями. Схватить за эту землю и из неё всё вытащить с этой целины. Целочку найти себе в браке. Найти себе денег, должности. Бессовестная культура. Культура демонов.

Нирвишеша шуньявада

00:31:41 Нирвишеша шуньявада пашчатья деша тарине. Джая Шри-Кришна-Чаитанйа Прабху Нитйананда Шри-Адваита Гададхара Шривасади-Гаура-Бхакта-Вринда! Что же такое «Вриндаван», где вы видите трех божеств и теперь такие крутые. Из сердца думает: «Как дать бы им в морду». Просто из любви потому что они такие дураки. Они астрологические грахи узнали, они вывезли оттуда похоть и никто не привёз чистую без всякой выгоды любовь к другим. Никто. Все опять принесли шуньяваду. Люди залезают на должности и лебезят и любят, чтобы из прославляли, раздают гирлянды. Чтобы привлечь к себе внимание и все думали: «Ох! Какой хороший!». Но кто учит любить? Кто наказывает не за оценки математики и физики, а наказывает что ты никого не любишь, что ты гордый. Горды человек не может любить никого. Гордый человек не может ни чему обучиться. Прославленный человек становится таким заносчивым.

00:33:24 И они никогда не поймут: зачем вы отказались от гордости, от славы, от чего то. Никогда не поймут вашего сердца потому что они не могут научиться ничему. Они не будут распространять книги из сострадания к кому то. Они же не буддисты. Они бхакты, они за славу будут делать это, за тщеславие. И делать это будут делать из гордости. Они будут поклоняться, следовать строго всем правилам и предписаниям чтобы обратить внимание на себя. Они даже детей своих воспитают: «Не любите!». И ни один человек не скажет: «Люби сын! Я тебе ставлю «пять». Ты умеешь любить и держишься по дальше от тех, кто не умеет любить. Держись поближе к тем, кто любит, готов отдать своих детей чтобы спасти чужих. Нету у него».

00:34:35 «Мои дети и сыновья Панду. Моя дочь, та дочь». Они умеют любить. И эти крестьянские семьи усыновляют, удочеряют и показывают по телевизору как идиотов их. «Вот они, посмотрите, балбесы. Нарожали тут всякую голытьбу и нищету! Зачем рожать голытьбу и нищету?». Зачем приводить людей к бхакти, которая исключительно построена на карме. Где никто их не научит любить: ни Бога ни землю ни хлеб ни радостный смех детей. Они ничего не поймут и будут думать: «Мы – самые благочестивые люди». Был у нас уже Гитлер. Был. Поделим всех на национальности, на то на сё. Потому что они нас «объегорили».

Культура любви

00:35:58 Любить – это и есть христианство. Любить это и есть бхакти. Любить это и есть бхакти-йога, любовную связь наладить. Любовную связь с людьми, с матерью, с отцом. Не связь выгоды, когда эти люди ради выгоды женятся, ради выгоды разводятся. Вчера они только [го локи] поженились, а сегодня они разбежались. Потому что они так и не научились здесь любить. Потому что один саньяси, а другая «бхуктин». Один приходит и начинает заботиться и когда не отвечают на его любовь - «Фу! Видимо саньяс нужно принять». Таких саньяси знаете сколько развелось. Которые убивают в вас любовь. Убивают из-за своей гордыни, из-за того, что они милости столько надавали, их сердца переполнились пратиштхой.

00:37:18 И Бхактивинода Тхакур говорит: «Попробуйте против них что то сказать: ни смирения ни любви они не испытывают ни к кому. Их интересуют проекты, планы». Лишь культура может дать людям любовь, привлечь их. Потому что живое существо привлекается любовью, заботой, состраданием, терпимостью, всеобъемлющейся поскольку культура любит всех. «Культ-ура», Солнце. Солнце любит всех: и индийцев и русских и японцев и монголов. Культура будет везде, она не будет только у нас потому что это культура любви. Душа объединена всегда всем. Чем? – Любовью. И пока любовь не выскочит из этой души к другим, никто не сможет оценить этого. Потому что самую цену большую дают за любовь. Просят прощения: «Ты же за любовь меня прости».

00:38:42 Я вижу как все страдают когда их любят. Я вам рассказывал, как меня любит отец и как он «дербанил». И поэтому когда я сказал Анирудхи что если бы мой отец был алкоголиком, я бы считал за счастье служить ему потому что я бы тогда служил просто из любви. И сам бы ему покупал бутылки, наливал и давал ему пить. Если ему так нравилось, я был бы счастлив. Потому что отца почитали всегда наравне с Солнцем. Иногда Солнце в облаках, иногда … И чтобы что-то хорошее в ком-то разжечь, особенно в тех, кто выше нас, выше … Отец значит что он выше нас. Мы не можем быть равны ему, но из гордости мы начинаем себя с ним сравнивать: «Я то не пью, а он пьёт. Я то мясо не ем, а он ест». И мы внесли этот демонизм по видами Вед. Как Гитлер вошёл со свастикой и с Ведами, ариец, вошёл в собственную страну, к собственному немецкому народу и уничтожил его. Под видом блага.

Я люблю

00:40:30 Чему же я вас всегда учил за все эти годы, которые мы вместе общаемся. Вы хоть раз поняли ли нет? Никогда в жизни я вам не буду давать ни какие схемы, ни какие семинары такие странные. Вы же просто нирвишеша-шуньявади: вы не приходите к любви, вы не пришли за любовью. Если не будет ни одного бхакты, это Движение будет религией, но никогда не станет культурой вайшнавской. Никогда не видать нам вайшнавизма как своих ушей. Да какая разница, что мы так здорово научимся эксплуатировать всех? Какая разница что мы так здорово будем говорить о матери: «Да я то вообще её не люблю». А я слушаю и думаю: «Бедная женщина. Она родила ребёнка, который её не любит потому, что она, видишь ли, сумасшедшая, психопатка, она глупая, необразованная». А я уже её люблю, мне уже хочется пойти к ней и сказать: «Давайте я вас буду любить».

00:41:53 Я так шёл, я любил отца Камалалочаны, очень любил отца Расыманджари, я очень люблю мать Чайтаньяприи, я очень люблю Идею Михайловну Кастурики и я очень полюбил детей Бхаватарини. Я очень сильно полюбил отца, я даже ни разу не видел, но я полюбил отца Анирудхи или там тестя его, который бухает всё время. Когда Вовка там мне рассказал, как пил у него отец и говорил: «Всё пропью, гармонь оставлю!». Всё, это уже я. Я уже хочу его любить. Я хочу его любить. Я хочу любить Родину. Я хочу любить не только Гангу, я хочу любить и Ангару и Байкал. Я хочу любить. Я не хочу любить себя, чтобы говорить: «Посмотрите, какой Байкал!». Чтобы ещё больше подняться, что я вот такой хороший. Поэтому я на него езжу, я смотрю, я там успокаиваюсь. Я смотрю на него и эта ненависть сначала трансформируется в тоску, потом в печаль.

Бхакти – это любовь

00:43:26 И когда бывает осень, осенение. «Осенний» значит «любовный». Осенённый. «Ибо осенённый я божей благодатью». Осенение. Русь осеняется. Что же описывается? Кто же любит и что же такое христианство по-настоящему, когда есть сердце? Он слушается. Вы знаете что такое «гой»? Не знаете? «Гой» это значит … Вот «гой», а наобратно будет «йог». Гоями считают всех, кто пытается любить что-то: Родину, то, сё, а не выгоду. Кто любит только своих, их хотят изгнать. Поэтому также Пандавы, они были гоями, их гнали. И вот Сергей Александрович Есенин написал такое стихотворение, неграмотный, как мы говорим, крестьянский человек. Вы тогда не поймёте: чем вы здесь занимаетесь. И вы будете любить Индию потому, что там три Божества; там священные реки, которые избавляют от болезни; там ваши гороскопы, которые сделают вас богатыми и великими.

00:45:08 Вы даже не поняли что там нужно учиться любить других. Там нужно научиться тому, чего мы не сделали здесь. Вот для чего ездят в Индию и почему называется «Дхама». Дхама. Джаганнатха Пури. Осень. Вриндаван. Разлука. Харе Кришна Маха-мантра – это разлука любовная. Господь Чайтанья приносит према-бхакти, эту сильную разлуку. Любовную разлуку. И поэтому пьянеет от любви и печали. Плачет и пьянеет. Но мы спим. Какая любовь? «Если у неё дочь такая толстая, она столько народила, будем жить на моей стороне. Не нужна мне твоя дочь, у меня своих дофига!» И мы будем думать: «О! Какой он хороший человек! Зато он ставит спектакль».

00:46:35 Как вы можете, те, кто не любят, поставить спектакль о любви? Я никогда не играл в спектакле. Никогда. Только из-за этого. Потому что кто-то делал из чего то, но не из любви. И Кришна говорит: «Если хоть кто-нибудь Мне хоть что-нибудь предложит с любовью Я приму это мгновенно. Сразу приму». И поэтому Рамануджа, Мадхвачарья, Брахма, они все говорили: «О, Боже мой! Чему они учатся?» Чему угодно они учатся. Они даже здесь выгоду будут «выуживать» десятилетиями, сотнями лет. Они будут здесь «выуживать» это, прямые спины и кривые торсы. Они эту аюрведу изъездят вдоль и поперёк так и не научившись любить собственного мужа. При любых условиях эти женщины становятся слугами авторитетами. Чьи же они слуги?

00:47:41 Они слуги индийцев, они слуги индусов, они слуги великих поющих сентиментальных или каких-то ещё. Но кто может любить? Гоур Говинда Махарадж говорит: «Не надо! Не принимайте ещё учеников! Нельзя!» - «Почему нельзя? Я уже такой, всему следую» - «Ты ещё не научился любить. А мы должны передавать бхакти. Бхакти. Ты не научился любить детей, землю, коров, небо, звёзды, Солнце и Луну. Ты не любишь мать и отца. Ты ещё ничего не научился. Это ложное отречение». И Прабхупада говорит: «Если хоть одного бхакту оставил, я считаю свою миссию выполненной».

Гой ты, Русь моя родная

00:49:02 «Гой ты, Русь, моя родная, хаты, в ризах образа, не видать конца и края только синь сосёт глаза. Как захожий богомолец я смотрю в твои поля, а у низеньких околиц звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и мёдом по церквам твой кроткий Спас и гудит за карагодом на лугах весёлый пляс. Побегу по мятой стежке на приволь зелёных лех мне на встречу, как серёжки, прозвучит девичий смех. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю», я скажу: «Не надо рая дайте Родину мою».

00:50:21 Вот если бы у вас было хоть чуть-чуть в сердце бхакти, вам бы вот это пришло на голову от религии. И Прабхупада описывает, что те, кто становится бхактами, они любят землю, любят девичий смех, любят запах яблок и мёда. Им «не надо рая» потому, что в раю все наслаждаются, никто не любит. «Дайте родину мою!». Итак культ бхакти … И Прабхупада говорит: «Это не религия, это – культура. Культура любви». И Бхактисиддханта Сарасвати, сердце его разрывается и он говорит: «Йога – это вам не гимнастика, это вам не аптека вам. Это (поёт) «Ладушки-ладушки, где были - у бабушки. Что ели – кашку, что пили бражку».

00:52:00 Не понять людям: «О! Алкоголики!» Мы всё не любим потому что это невыгодно. Как можно было съесть кого-то? Как можно было съесть? Как можно было это с любовью не предлагать? Только для того, чтобы это сожрать. И они никогда не поймут: кто такой хороший пуджари? Кто такой вообще хороший человек. А любовь это достояние человеков. Люд. Почему называли «люд»? Означало что они живут любовью, они живут любовью и ради любви. И поэтому Русь была хлебосольная потому что там был каравай и соль всему была любовь.

00:53:16 Поэтому называли «богатыри», «атаманы», «казаки», «запорожцы» - запирают рожь потому что там каравай, не надо нам пшеницу, нам нужна рожь. «Роженицы», «богатыри». «Богатырь» - «батыр», «батр» во всём мире. Рать, ратник, «раджа», махаратник, махараджик. Весь мир жил любовью осенённый. Что значит «осенённый»? – «Осенний». Осенний значит рожь собирали. Самые лучшие месяцы, пишется в «Бхагавад-гите», как сбор урожая где все любят друг друга, прыгают через костёр агнецы. Одевают, сплетают гирлянлды цветочные и поэтому виваха окольцованная и виваха гирляндина совсем другое.

00:54:35 Кто же мог оценить то, что принёс Шрила Прабхупада? Кто мог это оценить? И они вдруг удивляются, что Есенин оказывается не ел мяса, не ел шоколад, не пил кофе, не ел ихнего хлеба. Как же так? А вы можете представить, что кто-то из-за здоровья написал бы такие вот стихи? Поэтому нет в сердце любви и мы говорим: «О наше общество построим, перестроим, догоним, перегоним». Мы даже не знаем этой книжки, что это за книжка – «Нектар преданности». Мы не знаем ничего.

00:55:30 И Прабхупада говорит: «По крайней мере благочестивым людям будет легче и быстрее привлечься чем? – Любовью. Не вожделением, а любовью. Их будет жечь позор за такое поведение, что они испытывают вожделение. За каждую такую ненависть к кому-то они будут страдать. Они не будут печалится или … Они будут тосковать, они будут печалится, расстраиваться, но они не будут испытывать ненависть потому, что у них нет таких желаний». У них есть желание любить и они расстраиваются потому, что они не могут научить любить потому что бессовестный человек, нет в нём совести. Как вы его научите любить? И благочестия нужно было для пробуждения совести.

00:56:33 И они говорят: «Почему же наш президент всему следует, но мы страдаем, Лакшми-Нараяна, мы не можем понять в чём ваш то «замес»? Почему вы нас так «режете», материте нас? А мы на вас обижаемся и вы нас опять прощаете». Я вас за нелюбовь прощаю вас. Вы же за любовь меня простите. Потому что вы проявили ненависть, дружба не построена на этом. На этом не построено сыновность, дочеринство. И вы цените меня за мозги, за то, за сё. А кто из вас хоть раз увидел что-нибудь другое во мне кроме этого? Кто хоть раз услышал почему я женщин отделил от своей семьи? Чтобы научить своих детей что делать? - Любить. Не из выгоды.

Иди и люби

00:57:48 Почему я тебе говорил: «Иди за ним до конца». – «Да он такой, он наркоман». - «Иди до конца, люби». А он должен до конца идти за любовью. Но не за твоей, а должен научиться любить всё и всех. И этому может научить только Бог. Только Бог потому что Бог любит всех. И в шастрах говорится «дети божьи». Все дети божьи. Когда Христос оплакивает римлянина, они говорят: «Он же не еврей, он же гой!». Христос говорит: «Он тоже сын божий». И он плачет и плачет он, он не оплакивает его, он оплакивает его почему он с такой ненавистью сражается с евреями. И он плачет что даже его ученики не поняли, что он пришёл не только к их народу, он принёс им не какую-то религию, он принёс им Бога, любовь. Настоящую любовь. И где же можно научиться любви?

00:59:30 И Прабхупада говорит: «Все они превратились в райских последователей». И поэтому Прабхупада говорит, что Христос был последним христианином потому что все остальные уже: «Не твоим ли именем мы бесов изгоняли? Не твоим ли именем мы дела праведные свершали? Не твоим ли именем от бед защищались? И скажу я им: «Когда придёте ко мне, скажу я вам: «Уйдите от меня ибо не знаю я вас». Кто же нам поведует, кто прочитает нам семинар? Кто же научит нас любить собственных детей даже если они «двоешники»? Кто научит? Кто научит нас так чтобы выгнать из любви, чтобы отсечь голову из любви? Чтобы спасти.

01:01:09 И Кришна говорит Арджуне: «Убей их ибо только этим ты принесёшь им благо. Если ты любишь по настоящему, а не вожделеешь, ты не будешь думать что они о тебе подумают потому что ты знаешь, что высшим благом их сейчас остановить. Они живут без любви. И я не хочу чтобы они правили. Они не смогут править – они неправедны». Праведником считается человек который любит и потому учит любить. «Охе вайшнава тхакура кришна се томара, кришна дите паро» - «Я никогда не служил Радхе и Кришне, я всегда служил только порочным и скупым людям. Разве может наше богатство, сыновья, молодость дать нам истинное счастье? Наша жизнь подобна дрожащей капле росы на лепестке. Этот падший недостойный слуга поёт санкиртану Святого Имени».

01:02:41 В чём же его «падшесть» и «недостоинство»? Почему же он не считает себя достойным? – Потому что он понял, что он никогда не любил и поэтому он падший. Падший ангел Сатана. Поэтому искусители искушают всякому разному: «Не учитесь любви, учитесь аюрведе, учитесь тому. Не делайте ничего из любви. Если вам не платят денег. Почему? Не надо». И они будут сидеть и ждать и удивляться: «Может быть у него какая то схема, может быть у него усы, может быть у него какая то необычная биография, может быть нам купить одежду как у него и машину?» И совесть даже такого человека не замучает. Никогда не замучает. А люди, которые с вами за границей, там, сям, они не поймут: «Чего вы так рвётесь домой?» И почему вам так в тысячу раз лучше в Монголии?

01:04:11 Они никогда так вас не поймут потому, что когда то они выкинули отца, скоро они и вас выкинут. Потому что люди ищут из всего выгоду. Из всего. И они не умеют любить. Потому что за что? За что? Ом тат сат. За любовь. За саму эту возможность я счастлив что я любил, люблю и буду любить. И пусть меня обзывают кем угодно и пусть у меня отберут что угодно: кресло … И вы тогда никогда не поймёте за что я вас ругаю, говорю что вы бессовестные люди. Как же похотливые люди не могут драться за кресло? За деньги, за славу, за власть? Как же они … Думаете, что они смогут ходить и просто из любви к людям, о том, что так они страдают распространять книги? И не гордиться этими результатами. Потому что любовь не гордиться, она тихо и печально ждёт когда её выберут.

01:06:13 Я вам рассказывал такую историю интересную, помните да, про Прем бхакту? И Тётенька там была принцессой и Мара там слетала. Помните, да? И она ему говорит: «Чего же ты? Чего же ты раньше то мне не сказал?». Он говорит: «Я тебе предлагал любовь, но тебе нужна была мудрость, тебе нужна была геройская личность, кшатрийская, великий воин. А тебе нужен был богач щедрый. Как я против них могу потянуть? Ну как? Кто я такой? Я лишь могу любить и всё. И если ты меня не будешь любить, я просто буду грустить. И всё». «Грусть ты родина моя».

Любовь и выгода

01:07:27 «Гой ты Русь моя родная избы … хаты … избы, вернее избы, избы в ризах образа не видать конца и края только синь сосёт глаза». Видите, у него синее дхоти, у Нитьянанды. Как люди приходят в бхакти в церковь: я тебе свечку, ты мне печку. И их совесть не мучает. Как не мучает совесть этих людей и они думают, что вы причиняете, именно вы причиняете им боль когда вы говорите об этом. Они не любят никого. И поэтому не удивительно, что когда им выгодно, они вас продают. Сразу вас продают. Им не понять: почему вы их прощаете. Им не понять потому что они никогда сами бы никого не простили ни мать ни отца никого. И они пришли и занимаются бхакти потому что это опять наверное выгодно.

01:08:56 И Прабхупада приходит и собрал всех, кому выгодно, всех и просто стал их любить и прощать. Ругать, наказывать и ограждать их от тех, кто туда тащит свою славу, а не любовь. Тех, кто тащит и лезет туда ради выгоды, ради тщеславия, ради пуджи и почести, используя и лилы и вилы и что угодно. Потому что люди сбиты с толку. Они не могут понять что за серп и молот, что было, почему лебеди? А русская … грустная – это «рус». Никто не поймёт что за Русь, она – грусть. Какая? – Осенённая. Любовная.

01:10:27 «Я расскажу берёзке как подружке …» О чём? Кто знает? – «Что нет любви взаимной у меня». Это называется как? Любовь то не взаимная да ещё и в разлуке? Почитаю вам сегодня немножко не о вожделении, а о любви. Немножечко. И может быть вы тогда поймёте: кому мешал. «Наша вера не погасла …» значит наша вера какая? Гаснет то что? «Наша вера не погасла святы песни и псалмы льется солнечное масло на зелёные холмы верю, родина, я знаю что легка твоя стопа не одна ведёт нас к краю богомольная тропа. Все пути твои в удаче, но в одном лишь счастья нет он закован в белом плаче разгадавших новый свет. Там настроены палаты из церковных кирпичей те палаты – казематы да железный звон цепей. Не ищи меня ты в Боге, не зови любить и жить я пойду по той дороге буйну голову сложить». Пойду драться за любовь.

01:13:15 «О, Русь, малиновое поле и синь, упавшая в реку люблю до радости до боли твою озёрную тоску. Холодной скорби не измерить ты на туманном берегу, но не любить тебя, не верить я научиться не могу». «Режет серп тяжёлые колосья как под горло им же режут лебедей …» Прабхупада описывает здесь в комментарии и мы видим, как в «Бхагавад-гите» он говорит это Арджуне, Арджуне воину, не брахману. И почему именно вайшнавы цари, вайшнавы воины должны были нужны Кришне? Бог Солнца, он – воин. Почему не мудрецам он где то … Потому что Солнце это центр всего, центр всего.

01:15:00 И очень часто … Вы помните вчера или когда мы с вами читали, меч там, то-сё, такое воинствующее положение. И Прабхупада говорил, что когда женщина-художница какая то ясновидящая сказала: «Я увидела Ваше положение». Он сказал: «Какое?». – «Я нарисую». И она принесла картину: такой богатырь стоял в латах весь сияющий с мечом таким, знаете, да, и Прабхупада посмотрел и сказал: «Точно. Это я». Но преданные не совсем поняли. Не совсем они поняли за что богатырь сражается? Кто такие «кшатрии», кто такие «вайшнавы?» И поэтому Кришна стал объяснять Арджуне это: кто такие арии, что за цивилизация такая, арийская и о чём Веды хотели поведать. И почему эта солнечная династия управляла всем.

01:16:16 И Кришна сказал: «Потому что Я хочу чтобы всем правили Пандавы». Всем правили Пандавы и никто другой. «Я не хочу чтобы этим правили Кауравы». Какие-нибудь йоги, гьяни или карми. Он говорит: «Я хочу чтобы всем правили бхакты». Но бхакты не хотят править, им не надо. Потому что как только они начинают править жлобота так давит за то, что у них положение, за то, что у них есть какие-то деньги, что у них что то есть и все думают: «Ну, наверное, нужно всё отдать им и они успокоятся». А они говорят: «Мы даже иголки не дадим на земле воткнуть им». Потому что только рядом с ними мы чувствуем себя негодяями и пока они живы нет нам покоя. Нет нам покоя потому что по отношению к другим ко всем мы испытываем своё величие. И только рядом с ними мы чувствуем себя подлыми животными, чертями какими то. И это разрывает наше сердце, чёрное.

01:18:07 И поэтому для того, чтобы поднять кого то, мужчины, нужна честь и достоинство. Вот есть такая книжка, просто когда вы немного хоть в чём-то разбираетесь и очищаетесь, тогда вас начинает интересовать совсем другое, если вы очистились. Но если вы не очистились, вас никогда это интересовать не будет. Я бы мог вам сейчас в «Бхагавад-гите» всё прочитать, мог бы вас прочитать в «Шримад Бхагаватам», мог бы прочитать бы это в «Махабхарате». Я могу в любом фильме, в любом стихотворении, в любой поэзии вытащить то … Вот я вам сказки рассказываю, то-сё и вы всё время удивляетесь: вы же всё это тоже всё знали. Но кому открывается и почему?

01:19:14 Вы думаете, я сам вот такой по себе. Нет. Меня учили. Меня учили люди, которые любили. Меня научили только те, кто меня любил и поэтому они научили меня что? – Любить. Они не учили меня как стать богатым, главным или кем-то. Сначала они учили меня совести, чести, достоинству и порядочности. Они не учили меня ни пить ни курить. Нет. Никогда. Они не учили меня не воровать или воровать. Не этому они меня учили. Они учили меня совести. Совести. И поскольку отец мой боялся, что, вы помните, да, люди многие боялись, что как-бы всегда всё это не расценили религией, у нас же атеизм был. И поэтому даже Кришна говорит, что нужно отца почитать, тогда у вас будет отечество. И только на почве отечества развивается сыновность.

01:20:45 И поэтому Веды говорят, что даже женщины в детстве под защитой отца, мужа или брата, старшего сына. Старший тот, кто понял это. Поэтому назывался старшина, но не по возрасту. А кто же тогда были старшины? Кто же они были эти есаулы, эти уланы? Кто же они были: есаулы, уланы, старшины, атаманы и батьки? Кто же они были? Только человека назначали уланом, старшиной кто умел что? - Люди чести, который позаботится обо всех. Они позаботятся обо всех. И поскольку была орда многонациональная с разными уровнями: одни поклонялись духам, другие предкам, третьи поклонялись полубогам, тотемам, священным деревьям, всему остальному не было никакой розни ни религиозной ни верования ни чего ни национальной. Рознь была и основана была на чести, на достоинствах.

01:22:22 Была большая земля, они любили не свой край, а любили землю, они любили землю, они любили солнце, они любили не свои берёзки, а они любили деревья, реки, поля, горы, леса. «За широкими морями, за высокими горами ни на небе на земле жил старик в одном селе». Так вот вы тоже очень много читаете, тут что-то кто-то чего-то из себя изображает. Я хотел вот для мужчин может быть и для девушек прочитать кто такие мужчины, о чём говорится здесь, о чём говорилось в русской культуре, в культурах других народов.

Про самураев

01:23:40 «Сам» «урай», «самурай». Кто же такие «самураи»? «Самурая» переводится «слуга». Часто я вижу, что люди служат. По крайней мере никто не распакует даже такой элементарной вещи, где Прабхупада говорит: «Так много бхакт, которые думают, что обладают Сознанием Кришны и преданно служат. Однако они даже не принимают Кришну как Верховную Личность Бога в сердце поэтому они не вкусят плодов преданного служения, не вернуться назад домой к Богу». И они говорят: «Десять оскорблений, мы не будем слушать. Почему вы то оскорбляете или сё». Потому что всё запаковалось в разные условности. Условности, формы. Формализмом всё пропитано. Там говорится: «Ни в коем случае нельзя критиковать человека, который посвятил свою жизнь распространению славы Святого Имени». Ни своей славы, а когда человек постигает славу Святого Имени, он постигает любовь. Он понимает как это важно. Славу.

01:25:45 Чтобы постигнуть славу чью-то или кого-то всем нам придётся принять саньясу, а значит отречься от своей. А слава то только в любви. Слава носит Вишну, а вишня называется в Японии «сакура». И поэтому казаки также любили вишню. «Вишнёвый сад, вишнёвая станица и масло огненный алит». «Алит» это значит «сияние». «Я так люблю тебя, Всевышний, что сердце трепетно болит». Люди очень много чего соображают в физике, в математике потому что целая наука этим занималась: как в людях задавить любовь, чтобы они оценивали друг друга по дипломам, по должностям и из похоти. И поэтому каждый раз такой человек становился богатырь, всегда становился проблемой для всех. Тех, кто чувствовал себя рядом с ним негодяем. И поэтому рядом именно с Пандавами Кауравы чувствовали себя подонками. И поэтому они завидовали чему угодно. Но рядом с Кришной они себя подонками не ощущали. Поэтому они Кришне и не завидовали. Чего там.

01:28:28 Итак самураи что же это за воины? Люди не понимали, им показывали фильмы самурайские, где какие-то бегали ниндзя, они не знали кто такие ниндзя и восхищались ниндзями. Они восхищались ронинами, они восхищались каратэ, мечами, боевыми искусствами потому что Запад опасался, очень сильно опасался. Поэтому никто не понял кто такие самураи и что значит самурай. И поэтому когда вышел фильм «Брат якудза» никто не понял смысла. Когда вышел фильм «Последний самурай», фильм такой классный всё, ему не дали ни одной премии, остановили его прокат и больше актёрам не дают никаких ролей потому, что там показано преимущество самурайской культуры над всеми остальными. Потому что там раскрыли нравственно-моральную и этическую сторону самурайской культуры. То есть культуры.

01:29:51 И сразу получилось, что вся западная культура – негодяйская, подлая, нечестная, что они все подонки. И когда они смотрели этот фильм, они чувствовали себя кем? – Подонками. Потому что они видели что вот так же и мы действуем. Мы думали, что мы великие, а мы оказались подонками. И «Брат якудза» это показал и показал это фильм «Последний самурай». И это же показала миссия Иисуса Христа, он был последним христианином. Но он оставил хоть кусок совести и оставил это наследие не в письменах и ни в схемах, ни в семинарах, а в притчах, интересных вещах.

Бушидо – Путь воина

01:31:00 Что же или кто такие «самураи»? Самурай должен прежде всего постоянно помнить, помнить днём и ночью с того утра, когда он берёт в руки палочки, чтобы вкусить новогоднюю трапезу до последней ночи старого года когда он платит свои долги, что он должен умереть. Вот его главная и высшая деятельность. Если он всегда помнит об этом, он сможет прожить жизнь в соответствии с верностью и сыновьей почтительностью. Избегнуть мириада зол и несчастий, уберечь себя от болезней и бед и насладиться долгой духовной жизнью. Он будет исключительной личностью, наделённой прекрасными качествами ибо жизнь мимолётна подобно капле вечерней росы на траве и инею. И тем более такова жизнь настоящего воина.

01:32:34 И если он будет думать, что можно утешать себя мыслью о вечной службе своему господину или о бесконечной преданности родственникам, случится то, что заставит его пренебречь своим долгом перед господином и забыть о верности семье. Но если он живёт лишь сегодняшним днём и не думает о дне завтрашнем так, что стоя перед господином и ожидая его приказаний он думает об этом, как о своём последнем мгновении и шансе улучшить своё сердце, а глядя в лица родственников он чувствует, что никогда не увидит их для того, чтобы … потому что идёт совершать служение господину, тогда его чувства долга и преклонения … преклонённо будут искренними. Такой человек ничего не боится и всегда несёт правду и счастье окружающему миру.

01:33:46 Его сердце будет исполнено верности и сыновей любви, которая проявится в почтительности. Но если он не помнит о смерти, он будет беззаботен и неосторожен. Он будет говорить слова, которые оскорбляют долг других тем самым давая повод для споров. Если на это не обратят внимание, их можно будет разрешить, но если сделают упрёк, спор может окончится ссорой. Если он прогуливается в увеселительных местах среди толпы без должной осторожности, то может столкнуться с каким-нибудь большим идиотом или глупцом и будет втянут в ссоры ещё прежде, чем поймёт это и не сможет исполнить высшего долга. Тогда он может быть убит, имя его господина запятнано, а его родители и родственники усыпаны упрёками высших людей.

01:35:00 Все эти несчастья идут от того, что он не помнит всё время о смерти. Что же напоминает человеку о смерти? – Оружие. Тот же, кто делает это, будет как и полагается самураю, говоря самому или отвечая другим, тщательно взвешивать каждое слово и не вдаваться в бесполезные споры. Самурай не позволит никому заманить себя в ловушку, где он может внезапно оказаться в безвыходном положении и потому избегнет он зол и бедствий. И верхи и низы, если они забывают о смерти, склонны к нездоровым излишествам в еде, в вине и женщинах. Поэтому они умирают преждевременно от болезней и даже пока они живы всё время больны и бесполезны. Но те, у кого всегда перед глазами лик смерти, сильны и здоровы в молодости. Ум их всегда склонен совершать действия для развития духа. А именно: ломать своё тело для крепкого заострённого разума. А поскольку они берегут здоровье, умеренны в еде и в вине, избегают излишек с женщинами, хотя и находятся в центре общества, будучи воздержанными и скромными во всём, непритворно, болезни не иссушат их поскольку дух их, а не лекарства будет всегда поддерживать в них всё необходимое.

01:36:53 Тот, кто живёт в этом мире может потакать всем своим желаниям, тогда его алчность возрастает так, что он желает того, что принадлежит другим и не довольствуется тем, что имеет, становясь похожим на простого торговца и простолюдина. Вот что делает высокого человека простым. Но если он всегда смотрит в лицо смерти, он не будет привязан к вещам и не проявит неуместности и жадности. Станет, как я говорил прежде, прекрасным человеком и его могут заметить боги. Что касается размышления о смерти, то [Исида Кенку и Дзуридзиру Гуса] говорят, что монах [Синкай] имел обыкновение сидеть днями напролёт, размышляя о своём конце. Несомненно это очень удобный способ для отшельника, но не для воина. Ведь тогда он должен был пренебречь своим военным долгом и отказаться от пути верности и сыновьей почтительности.

01:38:12 Самурай же наоборот должен постоянно быть занят и общественным и личным. Но когда бы у него не появилось немного времени для себя, чтобы побыть в безмолвии, он не должен забывать возвращаться к вопросу о смерти. Смотреть где были убиты великие люди, их картины, фото, оружие, всё, что напоминает о смерти благородных людей должно волновать его сердце. Всё это предназначено для обучения слуги, воина, самурая. Раз самурай находится во главе трех сословий общества и призван управлять, он должен быть хорошо образован и глубоко понимать причины вещей и суть жизни. Как он может понять суть жизни, если он не знает смерти? Как он может оценить всё, если он не знает смерть. Однако, во времена внутренних войн молодой воин отправлялся сражаться в возрасте пятнадцати шестнадцати лет, поэтому он должен был начинать обучаться боевому искусству в двенадцать-тринадцать лет.

01:39:39 Раз у него не было времени сидеть за книгами или брать уроки, кисть, рисовать, заниматься поэзией, он часто оставался почти неграмотным. В те времена было много самураев, которые не могли написать ни одного иероглифа. И поэтому говорю вам воины и настоящие мужчины, вы должны получать образование либо военное, а потом светское, либо светское, а потом военное. «Светское» это значит какое? Нет. Управленческое. Как управлять. И всё это вы можете подчерпнуть от великих монахов. Ныне империя находится в мире, и хотя нельзя сказать, что родившиеся в самурайских семьях безразличны к военному делу, их не посылают в битву в возрасте пятнадцати-шестнадцати лет, как воинов прежних времен. Поэтому они должны обязательно служить в армии, где они могут увидеть, что они – трусы, подонки и подлецы. Что не в коем случае не сможет стерпеть настоящий человек. и это побудит их становиться лучше.

01:41:04 Поэтому в семь или восемь лет, когда ребенок подрос, его необходимо познакомить с Четверокнижием, Пятикнижием и Семикнижием, а также обучить каллиграфии, музыке, рисованию, боевым искусствам, стрельбе из лука и всегда держать при себе оружие для того, чтобы он всегда глядя на него помнил что жизнь коротка и в любую секунду его может настигнуть смерть. Оружие у самурая не для того, чтобы нападать, а для того, чтобы помнить как всё ценно потому что смерть может оборвать жизнь в любую секунду. Это полностью положение настоящего война, который оценит любовь. Тот, кто является самураем, должен вести себя в строгом соответствии с долгом сыновей – почтительности к родителям. Особо – к отцу. Каким бы способным, умным, красноречивым и добрым ни был он рожден, все это бесполезно, если он горд, непочтителен и не благодарен.

01:42:27 Ибо бушидо, путь воина, требует, чтобы поведение человека было правильным во всем. Если нет принципиальности во всём, не будет и знания должного и любви. А тот, кто не знает должного, едва ли может называться слугой, воином, самураем. Самурай же понимает, что родители подарили ему жизнь и что он -- часть их плоти и крови. И именно из преувеличенного самомнения возникает порой пренебрежение к родителям. В этом недостаток различения порядка причины и следствия, закона кармы. Такой человек, даже если он обладает высочайшим образованием и всевозможными способностями не может считаться самураем ибо он негодяй.

01:43:25 Есть разные способы исполнения сыновних обязанностей перед родителями. Один, когда родители честны, а воспитывают детей с искренней добротой и любовью, оставляют им всю собственность, включая доход выше среднего, оружие, конское снаряжение, и еще драгоценную утварь, а также устраивают для них хорошие браки и хорошее денежное наследство. Когда такой родитель удаляется на покой, нет ничего особенного и достойного похвалы в том, что дети должны или уважительно относятся к нему и ухаживают за ним. В этом нет подвига. Даже по отношению к чужому человеку, если он близкий друг и старается помочь нам, мы чувствуем глубокую расположенность и делаем для него все, что возможно, даже если это и не соответствует нашим интересам.

01:44:26 В этом самурай не проявится. Насколько же глубоки должны быть узы любви, если дело касается наших родителей? Поэтому, сколь много мы ни делали бы для них как их дети, мы не можем не чувствовать: как бы хорошо мы ни исполняли сыновний долг, этого всегда недостаточно. Тот, кто думает, что сделал всё несомненно превратился в негодяя. Это обычная сыновья почтительность. Из-за неё никогда не прославляют ибо в этом нет ничего выдающегося. Но если родитель зол, стар, скверен, если он постоянно ворчит, пьян, повторяет дурные слова, что все в доме принадлежит ему, все нехороши, если он не дает детям ничего и, не считаясь со скудными средствами семьи, неустанно требует питья, вина, еды, одежды, если он, встречая людей, всегда говорит непочтительно ругает своих сыновей: «Мой неблагородный сын так непочтителен, поэтому я и влачу такую жизнь. Вы не представляете, как тяжела моя старость», тем самым понося своих детей перед чужими людьми, а даже к такому сварливому родителю следует относиться с почтением и любовью, не выказывая никаких признаков раздражения, потакать любым его плохим качествам, характеру и утешать его в его престарелой немощности, вот это покажет настоящего воина, самурая и человека.

01:46:20 Полностью отдавать свои силы такому родителю - вот подлинная сыновняя почтительность. Значит это человек находится под Богом. Самурай, исполненный такого чувства, поступая на службу к господину, глубоко понимает Путь верности и проявит его не только тогда, когда его господин процветает, но и когда тот в беде, и не покинет его, даже когда из ста всадников у него останется десять, а из десяти—один, но будет защищать его до конца, считая свою жизнь ничем в сравнении с воинской и сыновьей верностью. И хотя слова «родитель», «господин», «сыновняя почтительность», «верность», «любовь» смысл одинаковы, древние говорили: «Ищи преданного вассала среди почтительных».

01:47:31 Невозможно представить, чтобы человек был непочтителен к своим родителям и в то же время был предан своему господину. Ибо неспособный исполнить сыновний долг перед родителями, давшими ему жизнь, едва ли будет преданно служить господину и Богу с которым он не связан кровными узами и который ничего ему материального не дал из одного лишь почтения. Это – лицемерие. Так вы можете распознать настоящего воина и слугу, которые в будущем станут монахами носителями знания. Когда такой негодяй притворщик сын поступает на службу к господину, о котором говорил я выше, он будет осуждать любые недостатки своего хозяина, а если он будет чем-то недоволен, то забудет о своей преданности и исчезнет в минуту опасности, или предаст своего господина и своего друга, отца и землю. Примеры такого позорного поведения были во все времена и во всех культурах и народах. И его следует презрением остерегаться. Так говорю я вам, мужчины, и так вы слушаете, женщины.

01:49:15 А теперь скажите мне может такой человек пренебрегнуть долгом и повеситься? Зачем же доказывать? – Думайте головой. Поэтому люди верят во всякие небылицы, здесь в ИСКОН или там поскольку они не могут понять: что же такое долг, преданность, любовь, что же такое верность. Они знают только пока похоть потому что всё, что они делают продиктовано отнюдь не долгом, не любовью и не верностью, а вожделением. Поэтому хочется всё это делать ради славы, ради почестей, ради денег, ради положения и уважения, что делает человека лицемером и подонком, а не воином и человеком любящим. Харе Кришна.

01:50:21 Веды учат, что есть два вида деятельности — правритти и нивритти. Правритти — это деятельность, позволяющая подняться на более высокий уровень материального бытия. Поврите и не врите, пожалуйста (смех в зале). Вот вам … Но я то серьёзно в итоге что хочу вам сказать, вы что не поняли что ли для чего я это всё это рассказываю? О Кришне как всегда. Слава Богу что сказал, а то я думал: поняли все. Спасибо. Веды учат, что есть два вида деятельности — правритти и нивритти. Правритти — это деятельность, позволяющая подняться на более высокий уровень материального бытия, а нивритти подразумевает угасание материальных желаний. Идя путем правритти, человек остается в материальном рабстве и продолжает страдать, но, идя по пути нивритти, он очищается и обретает способность наслаждаться вечной, полной блаженства жизнью.

01:51:50 Поэтому люди буйну голову … выбирают путь себе буйну голову сложить. Как Прабхупада показывал изображая мечом, что он машет мечем лежа, уже когда он не мог говорить, Прабхупада поднял руку: «Я сражаюсь». Воин погибает на пути, где можно голову сложить. Вопросы?

Ответы на вопросы

01:52:30 Вопрос (не слышно). Ответ: чем больше в нас негодяйства, тем горче для нас правда, но правда. А правда она у праведников, правдивых людей. Поэтому нивритти это не одежда, не лысина и не принципы. Поэтому Господь Чайтанья сказал: «Ну и что? Он – не преданный». Он сказал: «Ты хочешь, чтобы я его спас? Хорошо. Только из-за того, что ты хочешь, Я его спасу». Вишванатха Чакраварти Тхакур это объяснял. Прабхупада в «Бхагавад-гите» описывает какой Арджуна великий, какой Юдхиштхира и все они воины, настоящие воины, а не притворщики. Потому что они – нивритти. Они не были властолюбцами. Не может человек, который любит, любить власть, должность. Не может человек, который любит, приезжать к вам из какого-то, обязанности из какой-то, он на самом деле беспокоится.

01:54:15 Он никогда не сможет ехать, он не притворщик, его совесть замучает, если он что-то говорит неискренне. Ибо осенён он божьей благодатью. И поэтому Веды учили этому всегда. И если вы ничему не научились … Прабхупада говорит: «Не научились любить землю, не научились любить, как же вы можете полюбить и нести эту любовь?» Когда ваши дети всегда искали прибежища у меня и я, чтобы вы уж совсем не сдыхали, сделал всё, чтобы они на вас внимание обратили. Даже отказал им во многом потому, что это ваша обязанность. Вы должны учиться любить иначе вы ничего не поняли. А любить это не значит позволить теперь родителям продолжать любить вас. Как тут: «Я хочу к маме. Я понял. Я поехал к маме». И они при этом: «Ну давай мама, я понял, продолжай меня любить. Я тебя уважаю. Я понял. Мне объяснили».

01:55:51 Больших негодяев я не видел. Поэтому вы сначала должны долг выполнять. Вы должны стать слугами. Вы должны разобрать что такое жизнь, смерть. Поэтому я вам рассказываю. А вы так боитесь, что ваше ложное эго затронут потому, что вы – трусы и негодяи. Потому что совестливый человек счастлив, счастлив что он может избавиться от этого. Потому что именно это не даёт заботиться ни о ком. И тогда он будет заботиться не только о своих родителях, он едет туда не давать себя любить, он берёт и просто любит вас. А когда любят, это не значит, что дают себя любить, он вас будет оберегать, спасать, будет говорить вам хорошие слова чтобы просто вы почувствовали.

01:56:59 «Почета», «чета» это означает «почато», он будет вам потчевать, прославлять и узнавая об этом отец или мать будут счастливы. Он увидит славу своего отца и матери. Даже такого алкоголика, который говорил: «Всё пропью, а гармонь оставлю!». Какой … Я когда узнал, что нашего Вовки такой батя был, прямо я чуть не заплакал. Чуть не заплакал. Такие люди уничтожены были, просто уничтожены. А негодяи все выжили. Потому что всегда агнецы идут на заклание змиям. Либо зелёному змию на заклание либо кому угодно. Змии всю жизнь кусали: либо их залечат на смерть потому что там на аптеке змий. Везде змии и змии окутали рожь и «серпа» означает «змея», которая терпеть не может особо лебедя.

01:58:52 Жена, супруга Господа Чайтаньи была укушена змеёй. Махарадж Парикшит был укушен змеёй. И эти змии всегда терпеть не могли Пандавов. Так легко эти люди попадают под материальную зависимость: слава, почести, власть и сердца их так и не очищаются. Почему? – Потому что никто их не материт, никто их не стыдит. Потому что если это происходит, они убегают из-за своей гордости. Они бегут и плачут: «Здесь не любят людей». В таком обществе, чувствуется, скоро и правда так будет, что будут горло перерезать лебедям и людям. Поэтому надо сначала стать человеком. Веды предназначены для всех, но постигнуть это легче, когда вы становитесь человеком.

02:00:23 А человеком становится человек, когда двиджу получает. А движу он получает, чтобы избавиться от гордости и зависти. И если шнур на теле, человек не знал об этом – он ничего не постиг. Ничего близко даже. Потому что человек со шнуром на теле, он постиг брахмаджьоти, а значит постиг сострадание к другим живым существам. И что-то он (непонятно) делает, он делает из сострадания. Поэтому он не боится: дадут ему что-то или не дадут, будут его уважать или нет. Но для этого надо сначала сердце очистить, а они, такие негодяи, лезут на президентские кресла, лезут там … Ужасно. Я просто потрясён. Это ужасно.

02:01:22 И они беспринципные поскольку никогда в жизни даже не поняли: чем занимались, какие писали стихи и рассказы, как относились к собственным детям. Добренькие, добрячки. Никогда их не будет жечь позор потому что их мозги всегда набекрень были. Поэтому они никогда не извиняются, вы будете перед ними извиняться за свою любовь всегда и прощать их за их нелюбовь. Так научитесь этому. Прошу вас. У вас всех есть шанс. Шанс не сентиментальничать, а научиться любить по-настоящему и просто немножко грустить, когда «синь сосёт глаза». Поэтому люди стали трусами потому что у них нет родины. Где выгодно они ищут.

02:02:55 Поэтому они из-за похоти говорят странные вещи, предают и ещё при этом обижаются. Они даже не знают о чём вы говорите и какие вещи они пишут, что они говорят и как себя ведут. И вы в ужасе. Но поскольку вы к ним очень хорошо относитесь всё равно, они же сбитые с толку. Сбитые с толку просто. Чем же? – Иллюзией, гордостью, ложным эго и гордостью. Как же вы не будете давать им славу Святого Имени? Как же вы не будете внимание обращать на что-то? Они ж тогда, если не станут докторами или кем-то тут, они ж задушатся, они ж никогда не узнают о себе, что они хуже других. Они ж никогда об этом не узнают. Потому что если вы их начнёте рубить с самого начала, они бегут 100%.

02:04:30 Посмотрите, если вы начнёте их поднимать и заставлять каждый день бегать по 10 километров, если вы их будете бить ежедневно потому что каждый день они делают какую-то подлость и они не могут понять: почему вас не бьют когда вы покурили ил когда что-то сделали, но бьют вас когда вы гордитесь, бьют вас за хвастовство, бьют вас за то, что вы себе что-то приписываете себе так сказать ... вы не поймёте, чего каждый день вас бьют. Не поймёте никогда. За ваши сантименты когда вас наказывают. Вы будете думать: «Это ненависть! Оскорбление!» Да думайте что хотите, это ваша жизнь. Вы если способны что-то различать в жизни …

02:05:44 Вот я иногда людей оставляю только для того, чтобы они различили что им нужно было в жизни: научиться любить или стать любимыми на основании своей внешности. И когда моей дочери поаплодировали, что она Мисска, она с ума сошла потому что я никогда не поощряю внешней красоты. Я вообще ничего внешнего не поощряю. И когда я сюда приехал, я видел кто здесь управлял, святой с виду. Святой с виду, волк в овечьей шкуре. Кто для себя то сделал, кто сё, кто это. И тогда я начал любить ваших детей, ваших матерей, отцов, начал заставлять вас писать письма, стал давить вам на совесть, на то, на сё. Стал учить вас любить своих детей. Я просто вас хотел научить тому, чему я научен сам. И в отношениях с духовным учителем и в отношениях с людьми.

02:07:28 Человек всегда должен … Сознание держится на свободе совести. Можете быть свободными от совести или руководствоваться совестью. А чтобы руководствоваться совестью вам необходимо приобрести нравственность, слушать, очень внимательно слушать как действуют те, кто любил, любит или хотел любить и как они прошли свой путь, с чего они начали. Ни с усов, ни с поклонов, ни с женщин щипать, а они начинали с подзатыльников. Им формировали, а они позволяли формировать характер. Они слушались.

02:08:34 И поэтому такие родители, они понимают, что мы вырастили негодяя: его любят все, а он не любит всех. Вот негодяй, он любит только своих детей; вот негодяй, который любит только одну женщину; вот негодяй, который любит только свою родину; вот негодяй, который любит только свою религию; вот негодяй, который любит только Гангу. Вот они, негодяи. Им не дано, как Арджуне, любить всех и заботиться и думать обо всех, о благе. Потому что они не лицемеры и не притворщики потому что они были великими достойными людьми. Они – богатыри. И не потому, что они стреляли из лука, потому что Кришна дал им силы. И Кришна сказал: «Моей милостью ты это сделаешь. Стань достойным сосудом!».

02:10:11 Тогда вы поймёте: почему гуру ваш будет вами доволен, как это будет проявляться, что и каковы ваши взаимоотношения с Богом. Тогда вы поймёте многие вещи, а сейчас вы можете только принять форму. Поэтому говорится, что те, кто привязаны к телу, должны отдать это тело на послушание. Вот для чего служат в армии – чтобы увидеть: кто я на самом деле и бояться армии как раз те, кто боится, что это узнают не только он сам, но ещё и окружающие. И он может видеть что там происходит. Очень многое увидит за что надо сражаться: за экономику или за любовь, за должность.

02:11:31 Арджуна видел, чего нет в мире. Прабхупада видел и он не хотел, чтобы ИСКОН стал ещё одной экономической державой. Большие храмы он построил или что там. он хотел, чтобы ИСКОН любил других и учил любить других. Потому что если вы любите всех, а всех любить может только тот, кто любит Бога, любит как отца. Тогда была Бхарата. Почему называлась Маха Бхарата? Потому что Пандавы всех считали братьями, родными, всех. И они сказали: «Там я вижу», - Арджуна говорит, - «того, того, того». А там узкоглазый Калаявана был, там был чёрный тот, там был жёлтый тот. И Арджуна говорит: «Я вижу их». Он не говорит: «Я вижу узкоглазого там какого-то, вижу там какого-то чёрного. Вон я вижу какого-то странного обрезанного».

02:13:02 Он говорит: «Та же стоят мои братья, отцы, деды, сыновья, шурины, родственники по дяде и т.д. Род. Там мои родные!» И поэтому он говорит: «Дайте Родину мою! Мне не надо рая». Вот что показывает Кришна в Арджуне и говорит, что он – лучший из людей. Почему он не хочет на ослепительную планету Солнце? – Потому что там – Рай. А он говорит: «Дай ты мне их любить! Не буду я сражаться, не могу я их не любить». А Он говорит: «Если ты их любишь …» и объяснил. И Арджуна сказал: «О! Теперь моя память восстановлена. Говори мне, я буду сражаться». И пока он сражался из любви, всё было здорово, но как только он стал сражаться из ненависти, из мести, как чуть не взошёл на костёр.

02:14:22 Так же и вы, дети мои, как вы только начнёте сражаться за власть, за славу, за почёт, поверьте мне, вы взойдёте на костёр. И отнюдь не на костёр любви, а позора. И опозорить вас смогут и будете чувствовать себя негодяями только рядом с кем? Вот почему у многих такие ощущения: что не сделай – всё испортит. Так же себя чувствовали конечно. И вместо того, чтобы быть благодарным, они ищут и гуру и авторитетов перед которыми они ощущают себя хорошими людьми. А я знал кто такой гуру потому что у меня такой же отец. И поскольку я знаю кто любит, каковы признаки этой любви, я и искал такого же гуру.

02:15:45 Один гуру научил меня этому, а теперь я знал, что это ещё более серьёзная вещь. И когда я услышал: «Когда ты полюбишь самого ничтожного, тогда ты сможешь полюбить». Так вы то дети оставили своих тёток и дядек, своих … Потому что это я услышал в «Бхагавад-гите», это я услышал в «Шримад Бхагаватам», в «Источнике вечного наслаждения», в «Науке самоосознания». А что же вы услышали? (не слышно). Конечно, так выгодно. Поэтому нельзя из выгоды принимать гуру или что-то ещё. Надо найти истинного духовного учителя, который вас научит любить, а не сентиментальничать и принимать саньяс тоже из-за этих же сантиментов.

02:17:17 Вопрос (не слышно). Такие люди всегда с Богом, они от него и не уходят никогда. Иногда Он их посылает куда-нибудь. Но как же Он может их лишить чего-нибудь, самого важного? Это помнить о себе. Если человек любит, он даже убивая не навлекает на себя греха если сделал это не из ненависти за свою так называемую любовь. Поэтому разберитесь: что такое любовь? А не сантименты дешёвые. Поэтому вся эта поэзия, она пропитана ненавистью к татаро-монгольскому игу и к любви к Руси. Я не позволю вам этого делать. Вот что они сделали: они любовь к христианству и неприязнь ко всему остальному … Вот что они делали. Разделять и властвовать. Нельзя.
Харе Кришна. Спасибо большое.
Шрила Прабхупада, ки джай!
Шри Шри Нитай Гауранга, ки джай!
Гаура премананда Хари бол!

транскрибирование: Владимир Щербаков | Иваново | Россия | 29 September 2023