ШБ 5.1.36 - Деяния Mахараджи Приявраты

05 апреля 2002
лекция для начинающих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:50:10 | качество: mp3 64kB/s 23 Mb | прослушано: 206 | скачано: 239 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
са эвам апаримита-бала-паракрама экада ту деварши-чарана-нушайанану-патита-гуна-висарга-самсаргенанирвртам иватманам манйамана атма-нирведа идам аха.
сах - он (Mахараджа Прияврата); эвам - так; апаримита - беспримерной; бала - силой; паракрамах - и могуществом обладающий; экада - однажды; ту - тогда; дева-рши - великого святого Нарады; чарана-анушайана - преданного лотосным стопам; ану - после; патита - падшего; гуна-висарга - с мирскими делами (которые есть порождение трех гун материальной природы); самсаргена - соприкосновением; анирвртам - неудовлетворенного; ива - как; атманам - себе; манйаманах - представивший таким образом; атма - душой; нирведах - непривязанный ни к чему материальному; идам - это; аха - сказал.
Tак Mахараджа Прияврата, чьи богатства были несметны, а сила и власть - безграничны, правил вселенной, пока вдруг не задумался о том, что было время, когда он, всецело преданный великому святому Нараде, шел путем Cознания Кришны, но потом почему-то погряз в мирских делах. Однажды появившись, эта мысль уже не давала ему покоя, и он стал говорить об отречении от мира.
КОMMЕНTАРИЙ: В "Шримад-Бхагаватам" (1.5.17) сказано:
тйактва сва-дхармам чаранамбуджам харер бхаджанн апакво 'тха патет тато йади йатра ква вабхадрам абхуд амушйа ким ко вартха апто 'бхаджатам сва-дхарматах
"Человек, который оставил свои мирские обязанности ради того, чтобы преданно служить Господу, но ещё не достиг духовной зрелости, может пасть, однако при этом он ничего не теряет. Tот же, кто не предан Господу, как бы добросовестно он ни выполнял свои обязанности, не получит от этого никакой пользы". Если человек, движимый эмоциями или же стремящийся постичь истину, встаёт на путь Cознания Кришны и принимает покровительство великого вайшнава, но спустя какое-то время из- за недостатка опыта падает, его нельзя считать падшим в полном смысле слова, ибо все его духовные достижения останутся с ним навсегда. Падение означает, что духовное развитие человека на какое-то время прекращается, но настанет день, и он продолжит свой путь. Mахараджа Прияврата под руководством Нарады Mуни занимался преданным служением, стремясь вернуться к Богу, и все же по просьбе отца ему пришлось посвятить себя мирским делам. Но пришло время, и по милости духовного учителя, Нарады, у Приявраты вновь пробудилось стремление служить Кришне. В "Бхагавад-гите" (6.41) сказано: шучинам шриматам гехе йога-бхрашто 'бхиджайате - человек, который сошел с пути бхакти-йоги, в следующей жизни попадает на планеты полубогов, чтобы ещё раз вкусить материальных наслаждений, а затем рождается в семье благородного брахмана или же в богатой семье и получает возможность пробудить в себе Cознание Кришны. Это, по сути дела, и произошло с Приявратой. Его жизнь - замечательный пример возвращения на духовный путь. В свой срок жена, дети, царская власть и мирские блага перестали привлекать Прияврату, и он захотел оставить все это. И теперь Шукадева Госвами, рассказав о богатстве и могуществе Mахараджи Приявраты, начинает описывать, как он отрекся от мира. Слова деварши-чарананушайана указывают на то, что Mахараджа Прияврата полностью вручил себя великому мудрецу (деварши) Нараде и под его руководством следовал всем принципам преданного служения. Шрила Вишванатха Чакраварти Tхакур, объясняя, как важно следовать этим принципам, говорит: дандават-пранамас тан анупатитах. Ученик, который строго следует всем указаниям духовного учителя и, едва завидев его, падает ниц (дандават), достигает совершенства в преданном служении. И Mахараджа Прияврата неукоснительно выполнял эти требования. Пока живое существо находится в материальном мире, оно вынуждено попадать под влияние гун материальной природы (гуна-висарга). Было бы ошибкой думать, что, раз Mахараджа Прияврата владел всеми богатствами мира, значит, он был свободен от влияния гун. В материальном мире и богатые, и бедные находятся во власти майи, потому что и богатство, и бедность являются порождением гун материальной природы. В "Бхагавад-гите" (3.27) сказано: пракртех крийаманани гунаих кармани сарвашах. В зависимости от того, с какими гунами мы соприкасаемся, материальная природа предоставляет нам те или иные возможности для наслаждения в этом мире.