Уровни сознания «я наслаждающийся» и «я творец судьбы»

где-то - 13 ноября 2014
Понимание своего положения. Рефлексивное слушание. Воспитание детей. Конфликт со временем. Панча коша – пять уровней сознания. Уровни сознания в соответствии с философскими принципами «я наслаждающийся» и «я творец судьбы». Четыре устоя религии. Три типа сознания. Виды счастья.
лекция для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:33:08 | качество: mp3 64kB/s 42 Mb | прослушано: 70 | скачано: 68 | избрано: 12
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Ответы на вопросы

Неправильное понимание своего положения приводит к страданиям

00:00:00 [Михаил Юрьевич]: В тезисах есть неточности. Я бы по ним позже пробежался. У женщины был вопрос. Давайте с вашего вопроса. Сейчас вам микрофон дадут.
[Из зала]: Здравствуйте! А сколько можно вопросов задать?
[Михаил Юрьевич]: Вы задайте, а там посмотрим.
[Из зала]: По первой лекции можно?
[Михаил Юрьевич]: Давайте!
[Из зала]: В первой лекции вы приводили ситуацию, когда из машины вышли, там амбал стоял, и что это понимание своего положения. А теперь, когда мы узнали…

00:00:35 [Михаил Юрьевич]: Пробка?
[Из зала]: Пробка! Когда вам угрожали, что сильнее вас мужчина.
[Михаил Юрьевич]: Да, это не пробка, это на заправке.
[Из зала]: И получается из девятой лекции мы узнали, что для этой ситуации надо ещё разум применять, надо знать какой закон применить. Что нужно понять сначала: на каком уровне тот человек, а потом своё положение? Например, на работе тот же начальник. Я не то, что своё положение понимаю, что надо сидеть помалкивать, а я сначала смотрю на каком уровне развития начальник находится. Если человек высокого уровня развития, я могу что-то и высказать?

00:01:14 [Михаил Юрьевич]: Да! Но идея была, что никто с ним не хотел дипломатничать. Я не говорю, что это правильно. Я просто хотел, чтобы он сдал назад на машине, то есть была конкретная цель. Её можно было реализовать по-другому. Понимая, что я у меня нет физических данных, можно было просто смиренно подойти, сказать: «Вы простите, пожалуйста, жена с головой не дружит, не может проехать, может вы подвинетесь?!» Он бы «Ха, ха» и отъехал бы явно. А я полез, с точки зрения, я — сильный, мощный и получил! Именно нет понимания своего положения.

00:01:48 [Из зала]: А если бы это был интеллигент?
[Михаил Юрьевич]: Мы иногда переоцениваем себя.
[Из зала]: Если бы это был такой же большой, но интеллигент? С ним можно было по-другому вопрос решить?!
[Михаил Юрьевич]: Это философский маленький пример: если мы неправильно понимаем своё положение, то обязательно будем страдать, только и всего. По таким примерам должен быть тренинг, где вы должны привести кучу примеров, когда из-за того, что вы не понимали своего положения, переоценивали себя, недооценивали, это то же самое.

00:02:17 Возьмите себя недооцените. Вы можете сказать: «Ой, не могу, я такой тупой». Вот вы себя недооцениваете и из-за этого можете страдать. Ещё будут тренинги. Мы будем над этим работать. Это очень важно. Или женщина, допустим, считает, что она красива, а на самом деле она некрасива. Такое тоже часто бывает. Соответственно, она себя ведёт как будто она красавица и все говорят: «Ты что вообще? Иди отсюда» Когда мы, например, привязаны к кому-то, а думаем, что не привязаны, мы начинаем хамить, грубить, человек разворачивается и прекращает с нами отношения. А, оказывается, мы теперь страдаем потому, что на самом деле мы привязаны! Только мы не знали и не смогли это оценить. И когда ругались, мы об этом не думали, что последствия нам будут неприятны.

«Я есть» не меняется во времени

00:03:19 [Из зала]: Можно про «Я есть» спросить? Вот такой постулат, что не меняется во времени. А когда я была в младенчестве, я себя не осознавала, я не помню, что я знала, что «Я есть» и во сне, как это?
[Михаил Юрьевич]: А есть момент, когда вы себя вспомнили?
[Из зала]: Есть, но это не в младенчестве.
[Михаил Юрьевич]: Я сказал: вспомните себя в самом раннем возрасте, когда вы себя осознали.
[Из зала]: Года три, может.

00:03:45 [Михаил Юрьевич]: На самом деле себя и в два осознавали, но просто был явно уровень анна-майи, растительная жизнь. Но что «Вы есть», вы себя [осознавали], просто вы не помните. Память же кому принадлежит?
[Из зала]: Разуму.
[Михаил Юрьевич]: Разуму. Он ещё спал.
[Из зала]: «Я есть» получается, меняется, если я развиваю разум? И осознанность приходит?
[Михаил Юрьевич]: Нет, меняется восприятие мира. Я сейчас возьму, одену жёлтые очки, и увижу всё в жёлтом свете! Меняются мои качества восприятия мира, отсюда мир станет жёлтым. Или у меня болит голова, мир станет отрицательным, всё плохо.

00:04:25 По молодости я перерабатывал сильно, так как все-таки в такой специальности был. И вы знаете, вот человек за ручку двери поворачивает, а у меня гром в голове, так нервная система напряглась. Реально человек просто тихонечко открывал, а в голове громкий треск и судороги. Я говорю: «Можно тише ручку открывать?» — «Ты вообще, дружишь с головой? Я еле коснулась ручки». Поэтому «я есть» — не менялось, просто, зачем так громко за ручку дёргают? «Я есть» не меняется, меняется моё ощущение этого мира: хороший мир, плохой, добрый, тёплый, агрессивный мир. Но восприятие себя «я есть» никогда не меняется, оно не зависит от времени.

Понимать своё положение — значит знать, к каким последствиям приведут желания

00:05:23 [Из зала]: Личность, которая уходит, когда тело покидает, она в какой форме существует?
[Михаил Юрьевич]: Нет, нельзя, мы это специально будем изучать, специально! Несколько занятий.
[Из зала]: Можно тогда взамен один вопрос короткий, по первой лекции ещё.
[Михаил Юрьевич]: Да.
[Из зала]: Вы приводили пример про концерт, когда вам не дали аппаратуру, и вы выбор сделали такой.
[Михаил Юрьевич]: Да.

00:05:46 [Из зала]: И свели к тому, что система такая. Надо как бы быть в системе, так я поняла?
[Михаил Юрьевич]: Да.
[Из зала]: Согласиться на это.
[Михаил Юрьевич]: Да.
[Из зала]: Вот же есть ещё такое, как намерение. Если намерение человека, если он понимает, что это неправильно, то есть вы по совести в принципе.
[Михаил Юрьевич]: Да.

00:06:03 [Из зала]: Я так понимаю. Это может наоборот помогать в духовном пути? Не быть в системе, игнорировать её, не участвовать — это вид борьбы с системой?
[Михаил Юрьевич]: Всё зависит от вашего уровня. Мы всегда платим. Святой платит тем, что ему плюют в лицо! Его могут пнуть, убить, наказать, но он готов к этому! Он готов не отождествлять себя с внешними страданиямии такой человек может на это пойти. Но если мы начнём рядиться в одежды святого, соответственно, получим в лоб и тут же скукожимся.

00:06:47 [Из зала]: Простите, а кому эта плата? Платит святой, мы знаем это из истории.
[Михаил Юрьевич]: А мы всем платим, всегда. Это есть понимание своего положения, что мы всегда знаем, какие последствия будут за наши желания. Если мы это понимаем, значит соответственно, и готовы за это заплатить, мы действуем и получаем совершенно запланированные плоды. А если мы не знаем, рассчитываем на одно, получаем другое, уже проблемы, уже страдание. Когда я провожу такие семейные тренинги, иногда молодым девушкам говоришь: «Вы вот в этом понимаете?»

00:07:31 «Вы понимаете, что вы вот многое должны предусмотреть?» И начинаешь им описывать реальную бытовую жизнь замужней женщины. И я вижу, как у них отрицательная эмоция возникает. Они блокируют информацию, не хотят слушать, но завтра они пойдут замуж выходить. А потом это с ними всё равно случится, потому что я не говорю ничего отрицательного, я говорю реальные вещи, но люди это блокируют. Посмотрите на молодёжь. Им кажется несмотря на то, что у нас многое в жизни не осуществилось, у них наверняка получится! С чего? Кто сказал? Однако же все пытаются идти одной и той же дорогой.

00:08:14 Случай, когда я упал с этим футляром, подумал: «Я сломаю палец», я задумался, в конце концов: «А почему я должен не сломать? А кому-то и ноги отрывает, и руки. Почему это меня должно пронести? Что я с этим буду делать?» Я решил взять и додумать, не быть страусом, а додумать. Все-таки что же я должен сделать? Могу ли я повлиять на ситуацию? Или счастье — это процесс случайный. Понимаете, что такое «случай»? Это же кошмар, если мы живём случаем. Повезло — вот так происходит, а не повезло — по-другому происходит. А тогда зачем мы учимся вообще? Тогда идёт кто-то богатый, может, повезёт, украдём?! Ему же просто повезло, а мне не повезло в жизни, я родился в бедной семье. И если я не возьму от жизни всё, значит я лох и дурак! Есть такая философия? Я сейчас её не пропагандирую!

00:09:10 Если мы не знаем законы жизни, на нас посмотрят и скажут: «Ты и живи правильно. Живи, живи. А я один раз живу, и мне не повезло, я родился в семье алкоголиков. Поэтому я при первой же возможности отниму у всех всё, что могу. И никто об этом не узнает, если я скрою, и мне будет хорошо». А так как он будет нарушать абсолютные законы, то обязательно будет страдание. Кто-нибудь видел по-настоящему счастливых воров? Нет, они рядятся в счастливых, внутри счастья нет — это видно.
У меня вопросы. У нас есть Григорий. Пока он у нас лидирует по разумности. Я в восторге от его вопросов! И он позволяет нам глубже понять то, о чём мы говорили через эти вопросы.

Рефлексивное слушание

00:10:07 [Михаил Юрьевич читает вопрос]: Что такое рефлективное слушанье? Он повторяет, что я говорю, чтобы проверить насколько правильно он понял? Правильно ли я вас понял, что программа означает директиву, указание, которое принимается человеком бессознательно, обработка на уровне разума?
[Михаил Юрьевич]: Правильно он понял? Правильно. Безусловно директива.

Воспитание детей – формирование привычек на основе Абсолютного знания

00:10:29 [Михаил Юрьевич читает вопрос]: Прошу вас рассказать: какой термин используется в ведах вместо современного слово программа?
[Михаил Юрьевич]: Так и используется, уровень ума или уровень разума. Теперь очень важный момент про детей. Надо понять одну вещь, что вы не можете за один день выйти из программ. Важно, чтобы программы соответствовали объективным законам. Мы воспитываем ребёнка, прививаем ему определённую культуру. До 12 лет по ведическим законам за любые поступки ребёнка отвечают родители, потому что у него спит разум. Если вы будете пытаться в 5 лет достучаться до разума, будет смешно.

00:11:25 Следовательно, мы программируем, но мы должны программировать в соответствии с культурой, с традицией. Учить его не грубить родителям, учить класть свои вещи на место, не кричать, не драться и так далее. А почему это не хорошо, он узнает это потом, он не может это узнать в 12 лет. До 12 лет разум спит. У человека просыпается разум в 12 лет потихонечку, возникает серьёзный образ и дальше формируется, просыпается карма человека. Полностью к 18 годам, когда все чувства проснутся.

00:12:13 Мы сажаем семечки дуба, семечки комнатного растения. И вот появляется росточек, два листочка у всех одинаковы будут пока маленькое в зачатке растение и оно растёт. И вдруг раз — это явно дуб, это явно берёза, это явно пальма. Также и человек. Вы можете привить ему хорошие привычки, они ему помогут, но как только проснутся все чувства, они к 18 годам просыпаются, человек может внезапно поменять своё поведение. Всё проснулось. Так как начинает действовать его карма, программа, заложенная предыдущим рождением. С этого момента вы что угодно с ним делаете, а он начинает идти в направлении, которое выбрал.

00:13:04 Поэтому у детей формируют привычки хорошие, которые им помогут. Уже после 18 лет веды рекомендуют с детьми строить дружеские отношения. Родители продолжают действовать программно: в 12 постепенно объяснять, но с позиции сверху, потому что ребёнок не умеет контролировать чувства. Он не умеет контролировать то, что ещё не знает, чувства только просыпаются. Например, если мы выработаем у ребёнка привычку убирать за собой, мыть посуду, то он автоматически контролирует это чувство, на уровне привычки. Взрослый человек способен поменять привычку контролем ума, ребёнок — нет, ему это очень трудно даётся.

00:14:01 Поэтому, если вы упустите время, он будет играть в компьютер, у него выработается неправильная привычка сидеть часами за компьютером. Кто-нибудь пытался объяснить ребёнку, что он испортит зрение? Видели реакцию? Абсолютную. «Иди мам!» Он не понимает, что такое испортить зрение, для этого надо в 40 лет его испортить. Поэтому мы вырабатываем привычки у детей. Беда заключается в том, что мы эти привычки вырабатываем не на основе объективного знания, на неких представлениях в обществе субъективных.

00:14:47 Отсюда, мы выработали привычки, он их применяет, а они ведут к страданиям. Беда в том, что мы сами законы не знаем. Поэтому в писании говорится, нельзя быть гуру, нельзя быть царём, нельзя быть отцом или матерью до тех пор, пока это знание не реализуется в вашем сердце, потому что вы просто гробите окружающих. В первую очередь своих детей. Вы рожаете, даёте им какой-то опыт на основе своего частного опыта. Сами нарушали законы, сами ничего так и не поняли, теперь ваши дети также неправильно себя ведут.

00:15:32 [Из зала]: [неразборчиво]
[Михаил Юрьевич]: Трудно безусловно. Но галлоны крови. Надо запомнить один принцип, о котором я говорил, что высший вкус вытесняет низший. Самый действенный метод воспитания и стимула в общении — это любовь. Никто не знает, что такое любовь. Кто-то знает из своего частного опыта, что такое любовь, но вот в зависимости от уровня сознания — не знает. Мы проходили в прошлый раз пять уровней сознания, понятия любви разное. Соответственно, наше понятие любви включено в абсолютное понятие любви, оно составляет часть абсолютного понятия.

00:16:22 Чем мы глубже понимаем и транслируем через себя правильное понятие, тем мы привлекательнее! Поэтому, если мы можем ребёнку дать более возвышенный уровень любви, настоящий, то он это оценит со временем. Скажет: «Нет же пророков в своём отечестве. Ладно, мама, что всё хуже?» И пошёл в мир, а там всё хуже, там или анна-майя, или прана-майя. Там — мир животных, если выйти на улицу, в крайнем случае, — мир ума. И тогда — он туда, а потом — домой: «Мама у меня святая, папа вообще святой». Но ему надо будет время. В конечном счёте — это знание спасает, в том числе семью.

00:17:19 Вы это реализуете и будете действовать в соответствии с этим, и станете намного привлекательнее. Если вы станете привлекательными, через какое-то время, дети, родственники, они это почувствуют, просто почувствуют. И начнут интуитивно приходить к вам за советами, за знанием. У меня тёща, когда приезжает, всегда на мои лекции ходит. Просто в первом ряду садится и сидит. И мужу говорит: «Помолчи, сейчас Михаил говорит». Но это же не сразу случилось, это с годами, она видела разницу в поступках, как семья растёт, как детей воспитывают правильно, и привлеклась. Теперь они переезжают сюда.

00:18:13 [Михаил Юрьевич читает вопрос]: Пошли дальше, был хороший пример. Это Григорий... Помните, Роберт рассказывал про ребёнка, которого мудрец отучил от сладкого? Вот он немного не понял этот пример. Притча про мудреца, который через месяц сказал ребёнку: «Не ешь сладкое». Если я правильно понял, это указание — есть программа. Верно? Но что было бы, если мудрец сначала дал бы ребёнку полную информацию, почему именно нельзя есть сладкое? Ребёнок всё равно не смог бы воспринять эту информацию?
[Михаил Юрьевич]: Абсолютно верно, у ребёнка разум спит. Поэтому Роберт рассказал кратко, в притче не идёт разговор, что сказал мудрец.

00:19:02 Там идёт разговор о том, что родители оставили в ашраме, в доме мудреца ребёнка на пару месяцев или недель, не принципиально. И когда они ребёнка забрали, то увидели, что их ребёнок спокойно относится к сладкому. То, что он там сделал, это осталось неизвестно, это их личные отношения, этого мудреца и ребёнка. Но этот мудрец сделал это после того, как сам себя отучил от сладкого. Работает принцип: сначала научи себя! Моя дочь в маленьком возрасте ела всё с сахаром: сахар с гречкой, сахар с картошкой, ни картошку и немного сахара, а вот должна быть бадья сахара и там могла быть одна картошка.

00:19:56 Это был ад! Она явно гробила свою жизнь. Но у неё уже были определённые ценности, даже в пять-шесть лет. У меня все дети-вегетерианцы от рождения, атмосфера любви дома, ненасилия, всё это было ценно. Но объяснить ей, что нельзя есть только сахар — было нельзя. И у неё что-то немного заболело, потому что у неё всё время что-то болело, от такого количества сахара. Я беру телефон, на котором, естественно, никакой номер не набираю. И говорю: «Всё, Мирочка, надо лечиться. Тот, кто ест много сахара, должен теперь лежать в больнице».

00:20:42 Беру телефон и имитирую набор номера: «Здравствуйте, доктор! Вот у меня дочка всё ест с сахаром. Это плохо? А что ж такого плохого? Она считает, что всё хорошо. Надо её вам забрать и родителей пускать не будете? И кушать только мясо будет? Понятно» Мира стоит, плачет. Я говорю: «Сейчас заберёте, и месяц целый нам нельзя будет приходить, и вы будете её лечить?» Брат её старший говорит: «Папочка, не отдавай её в больницу, я лично прослежу, чтобы она не ела сладкое».

00:21:26 Её хватило на год, она контролировала процесс. Я не говорю, что это хорошо или плохо, но без всякого насилия прямого, человек, хоть как-то, был способен, какое-то время, умеренно есть сладкое. Позже просыпается разум, через два года я повторяю эту историю, она верит и говорит: «Папа, я не буду, есть сахар!» Сын на меня смотрит: «А никому ты не звонишь» и бежит к другому телефону, чтобы послушать, если там врач на проводе. Проснулся разум! В тот момент он поверил, а теперь уже эта игра не пройдёт. Как знаете, вечно же дети дерутся, особенно брат с сестрой, ночью возня такая. Вечером заходишь, пока они маленькие, говоришь: «Смотри, баба-яга сейчас придёт.

00:22:25 Вечером баба-яга ходит и приходит ко всем маленьким детям, которые шумят». Они прячутся под подушку, тишина и заснули. Через какое-то время это бесполезно: «Давай её сюда, папа, где она там?!» Это целое искусство, это другая тема как воспитывать детей, но принцип один — разум с 12 лет. Поэтому, мы из таких командующих с детьми переходим в их друзья.
[Из зала]: С 12 лет как раз они начинают подростками несчастными очень быть. Это из-за того они перестали быть глупыми, это разум просыпается.

00:23:23 [Михаил Юрьевич]: В том числе, анализ жизни.
[Из зала]: Или наши ошибки и карма наша.
[Михаил Юрьевич]: Да, всё вместе.
[Из зала]: Что делать?
[Михаил Юрьевич]: Смотрите, у дерева есть сознание, но сознание очень сильно ограничено. Чем ниже сознание, тем ниже болевой или, наоборот, выше болевой шок. Растение не испытывает сильной боли, сознание зауженное. Уровень зауженного сознания у баранов, например.

00:23:56 Вот более высокоразвитые животные ощущают более сильную боль. И ребёнок, его сознание развивается. Когда развивается он более адекватно, шире, глубже начинает видеть мир, правильно. Мы какие-то вещи уже стараемся не замечать, мы знаем противоядие для определённых стрессов, ребёнок к этому не готов. Поэтому, мир раскрывается далее не с самой лучшей точки зрения.
[Из зала]: Самое страшное время же для них?
[Михаил Юрьевич]: Да, это самое тяжёлое время, и если родители обладают знанием, они могут очень много в этом возрасте заложить в ребёнка правильных установок. Пока это будут своего рода программы, а потом он их проверит.

00:24:42 Я говорил всегда своему сыну: «Если твои друзья агрессивны — эта агрессия к ним вернётся!» — «Где она вернулась?» Я говорю: «Подожди, ещё не вечер, у тебя будет вся жизнь, что бы это увидеть». Ему даются определённые законы. Ему приходится или проверять, то есть, доверять мне, или не верить, но время придёт, главное, что ему их озвучили. Беда в том, что детям не дают никакой альтернативы, никакого нормального знания вообще. Что им дают — вообще не понятно. Мы такие же в детстве были. «Авось выплывет» — основная практика родителей. Мы что лучше были в этом возрасте?!

00:25:28 А кем мы стали-то? Что мы какие-то супер счастливые? Самое широкое представление о счастье — это отсутствие страданий. У людей нет страданий, и они почему-то считают, что их жизнь уже удачливая. Это смешно. Такой низкий уровень счастья — не страдаю, ничего не болит. Я называю это «нищими вегетарианцами». Термин у меня такой. Есть вегетарианцы по убеждению, а есть нищие: денег нет на мясо. Вот нищий вегетарианец. «Вы кто?» — «Я — вегетарианец» — «Конечно, денег-то нет!» Вот также есть такие нищие счастливые люди, потому что на счастье условий нет: «Слава богу, не страдаю!» Это же убогая жизнь.

Следование ведическим законам развивает разум

00:26:44 [Из зала]: Если человек находится на уровне вкусных пирожков, хатха-йоги, то есть анна- и прана-майи, но под влиянием вашего авторитета или харизмы, начнёт следовать вашим указаниям, значит ли это, что действия этого последователя будут в любом случаи разумны? Даже если разум не был задействован?
[Михаил Юрьевич]: Разум задействуется, я же вам даю законы. Я же не привязываю вас цепями и не веду куда-то? И у кого-то разум не включится, вот вы увидите. Уже здесь обновление аудитории, чуть ли не стопроцентное, не включился у кого-то разум. Послушал и подумал: «А что с этим делать?» И пошли жить по-старому.

00:27:34 Поэтому, если кто-то начнёт этому следовать, это говорит о том, что начинает просыпаться разум, потому что я не даю свои законы, не говорю ничего от себя. Это объективные законы в этой жизни. Если вы начнёте им следовать, это будет означать, что включился ваш разум, или вы так и останетесь на уровне ума.
[Из зала]: Есть ли зависимость уровня вкуса от коэффициента умственного интеллекта?
[Михаил Юрьевич]: Есть определённая зависимость, безусловно, но есть метод, позволяющий подниматься любому человеку, даже с низким уровнем интеллекта. Практика йоги позволяет задействовать всех.

Особенность структуры курса «Йога как она есть»

00:28:16 Такой курс, который сейчас даётся, с точки зрения классической йоги, невозможен для вашего уровня! Любой человек, кто ест мясо, не способен осознать даже треть этого курса. Поэтому я его очень хитро адаптирую, постепенно, отвоёвывая крупицы невежества у вас, и меняю его на истинное знание. В классической йоге, если человек не следует определённым вещам: не моется два раза в день, ест мясо, не служит Богу, то он не может следовать. Мы относимся к категориям млечх по ведам, не шудр.

00:29:08 Мы относимся к категории неприкасаемых. Неприкасаемые люди – это те, на которых посмотрел и осквернился низшим вкусом! Допустим, вы хотите отдохнуть, хорошо покушать и вам в ресторане приносят всё, что вы заказали, вы садитесь и хотите покушать. В это время на другой конец стола садится бомж, грязный и вонючий. Вам приятно будет есть? Он вас не касается. Но вы увидите, что у вас испортился аппетит. Мы относимся к категории неприкасаемых. Поэтому я этот курс построил так, чтобы постепенно, от лекции к лекции, вы из категории неприкасаемых перешли в категорию цивилизованных.

00:30:09 Кто-то на этом пути скажет: «Что-то мне тут хорошо». Безусловно, это разум включается, но что он включится у всех, к сожалению, этого не будет. Сила в том, что эти законы объективны и, если даже человек не врубится, его разум в памяти помнит, его жизнь будет бить. Но теперь его жизнь будет бить: «Вот точно, как в лекции говорилось». Он обречён. Рано или поздно человек придёт к этому знанию. Через 10-15 лет скажет: «Нет, всё, сдаюсь. Всё, что говорили, точно так было». Шанс есть и он довольно большой.

Святой — это личность, реализовавшая знание в разуме

00:31:00 [Из зала]: Вы сказали, что святым доступны низшие вкусы, а как же высший вкусвытесняет низший?
[Михаил Юрьевич]: Я сказал «доступны», я не сказал, что святой не может практиковать низший вкус — он просто не хочет. Он не нищий вегетарианец! Для человека, который находится на уровне анна-майя, недоступны высшие вкусы, он просто не понимает, о чём здесь говорится. Он не понимает, что такое отличие ума, что такое ум и что такое разум. Для него закрыта эта тема: наслаждаться разумом, но мудрец, в конце концов, если это цена жизни, он может заняться сексом. Он не импотент. Он не потому сексом не занимается, что он импотент, а потому, что ему это не надо. Но ему доступно. Он физически может вкусно поесть, он физически может заняться зарядкой. Обычно у святых хорошее здоровье, кстати.

00:31:57 Он знает много философии, его ум довольно развит, но только для него не представляет ценности, потому что он живёт высшим вкусом, но низший вкус доступен. Тогда как для тех, кто находится на низком уровне [сознания],— не доступны другие формы счастья, просто не доступны.
[Из зала]: Православные святые, это тоже святые? Как они стали святыми, не имея ведических знаний?
[Михаил Юрьевич]: Дело в том, что это уровень религий. Дело в том, что Бог один! И согласно времени, месту, обстоятельствам, в разных писаниях даны эти законы.

00:32:41 Все законы, которые вам давал, всё есть в Библии и везде. Есть часть законов, которые есть в определённом разделе вед и он называется «самое сокровенное знание». Сливки ведической мудрости, оно очень сокровенно и недоступно всем. Соответственно, подняться на уровень премананды, последний уровень, очень трудно. Но уровень вигьяна-майа — реализованное знание в разуме, человек уже является святым. Просто у святых тоже есть категории, ранги. Есть, например генерал, капитан-генерал, лейтенант-капитан. У нас тоже свои ранги как у военных. Генерал не значит, что ещё маршал, но уже генерал. С вопросами всё?! Есть какие-то ценные вопросы? Если вопрос актуальный, то давай. От этого качество не поменяется. Микрофон возьми. Андрюша, не спим. Вот Андрюша точно святой. Он на трансцендентном уровне с Богом летает.

Конфликт со временем. Если человек не меняет уровень своего сознания — время разрушит его счастье

00:33:50 [Из зала]: Подскажите, пожалуйста, про динамически развивающееся счастье? Как я понял, пример этому можно отнести повышение уровня сознания как цель жизни. Но хотелось бы более приземлённый пример. Как смена причёсок и имиджа может быть динамически развивающимся счастьем? В чем здесь динамика? Как периодическое дарение по одной розе или мытье посуды может приводить к динамике? Разве всё это не превращается в обыденность? Или для женщин понимание того, что о ней постоянно заботятся, увеличивает общий уровень счастья, или это всё надо держать на уровне насыщения?

00:34:40 [Михаил Юрьевич]: Надо внимательно послушать лекцию пять уровней сознания. Динамика счастья для уровня анна-майя заключается в том, что вот это поел, потом в такие рестораны сходил, такое попробовал. Вот и вся динамика. Человек, если находится на этом уровне, будет удовлетворён просто этим разнообразием еды. Человеку, который находится на уровне прана-майя, надоест делать зарядку. Потому обычно такие люди занимаются разными видами.

00:35:23 Они каждые 5 — 6 лет что-нибудь обновляют, но если это их максимальный уровень, то они — счастливы. Проблема заключается в том, что когда мы ограничиваем своё счастье, мы вступаем в конфликт со временем. Я люблю только есть и я питаюсь разнообразно. Конфликт со временем в том, что скоро я не смогу есть, печень и селезёнка не вечная, уровень соляной кислоты в желудке падает, несварение всё чаще и чаще.

00:36:10 Значит, страдает моё счастье. Это конфликт со временем. Поэтому обычно люди такие умирают часто не от болезни, а от бессмысленной жизни: «Я не могу больше поесть».
Вот я своего отца сумел вылечить от рака, а другого родственника – нет. Она видела, как отцу помогло. И когда у неё случилась опухоль, я к ней пришёл, говорю: «Давай!» Она говорит: «Что же я теперь курить не могу, пить не могу, вот это есть не могу, а зачем я тогда буду жить?» И умерла. Уровень анна-майя, смысла нет жить. Это конфликт со временем. Прана-майя: конфликт со временем, уровень спорта физического.

00:37:06 Тут тоже сидит девушка, папа у неё в футбол играет. Если бы он так продолжал играть, в конце концов, остеопороз, кости утончаются. В конечном счёте, кость не выдержала и сломалась ключица. «Дорогой мой, тебе все-таки уже 50!» — «Но я люблю играть в футбол, это же здорово, но — конфликт со временем».
[Из зала]: А конфликт со временем можно сказать что, это непонимание своего положения?
[Михаил Юрьевич]: Конечно! Безусловно, в том числе непонимание своего положения. Мы не думаем о будущем, мы не понимаем, что, то счастье, которое мы строим, временем будет разрушено.

00:37:57 Потому что работает страусиный принцип: «Я не буду думать о том, что я не могу решить. Пока могу, наслаждаюсь». Конфликт со временем всё равно произойдёт. Это объективно. Если человек не меняет своё сознание, то время разрушит его счастье. Это очень серьёзный вариант, поэтому динамика счастья у любого человека с возрастом замедляется, если он не занимается духовной практикой — вещами, которые не зависят от времени. Любовь не меняется со временем, а грубый секс — да. Если человек идёт путём любви, то он развивает своё сознание, развивает чувство любви, чувство отношения увеличивается. 50 ему, 60, 70 а вокруг куча друзей, куча любимых людей.

00:38:50 Его любят, и он любит. Какое сознание — такое окружение время не разрушает. У этого человека всегда есть стимул жить! Более того, мы становимся объектами манипуляции и эксплуатации, если мы и наше счастье конфликтует со временем. Вся косметология, все пластические операции делают на нас деньги, все врачи делают на нас деньги. Они говорят: «Ты что! Посмотри! Время отнимает у тебя твоё счастье, но мы обманем время, затянем, подтянем, натянем». И отнимают деньги, ничего не поменяется, всё равно видно, что человеку 70 лет.

Развитие сознания разных возрастных групп (поколений) не зависит от внешних условий

00:39:59 Значит те, кто приходит новый, я вижу новые совсем лица, пожалуйста, вот Жанна сидит в центре, она даст ссылку на эти лекции. Хотелось бы остановить приток новых людей, потому что [новичкам] уже трудно понять, о чём мы говорим.
[Из зала]: Вы коснулись вопроса отношения поколений. Вопрос у меня такого плана: время определяет возможности, возможности определяют сознание, то есть я хочу сказать, что у более старшего поколения, в их время, было меньше возможностей. Те возможности, которые есть у более молодого поколения, позволяют этому поколению интенсивнее пробуждать своё сознание. И не получится ли так, что у более молодого поколения, сознание будет более ярко выражено?

00:41:05 [Из зала]: Их действия будут уже более осознанные, более разумные, чем у старшего поколения?
[Михаил Юрьевич]: Есть законы, которые не зависят ни от времени, ни от эпох. Законы любви были и сто лет назад, и двести, и возможности быть любимыми и любить относится к нашему внутреннему миру, они не от чего внешнего не зависят. Поэтому, если мы находимся на уровне прана-майя, и наша любовь ограничивается грубым сексом, то сейчас больше возможностей, чем пятьдесят лет назад.

00:41:46 Общество было более целомудренным. А вот если мы находимся на уровне анна-майя, то поколение проиграет, потому что то, что едят сейчас — это уже не еда, это просто какой-то кошмар, по сравнению с поколением моих дедушек и бабушек. Уровень вигьяны проигрывает, ананды вообще разговора нет.
[Из зала]: Это понятно, но в чистом виде в людях не выражается какой-то один вкус?
[Михаил Юрьевич]: Да, не выражается один.

00:42:31 [Из зала]: Они смешанные...
[Михаил Юрьевич]: Да.
[Из зала]: И возможность духовного развития даёт больше шансов человеку пойти по пути развития именно духа своего, чем вкуса или спорта. Речь об этом, что возможности дают человеку развивать.

00:42:53 [Михаил Юрьевич]: А когда мы пройдём весь курс, вы увидите, что эти возможности не так связаны с социумом. Дело в том, что мы забываем одну вещь. Я приведу вам все-таки пример. Это затравочка из курса о трансцендентном. Мы с вами приезжаем на дачу вдвоём, как вас зовут?
[Из зала]: Дмитрий.
[Михаил Юрьевич]: «Дима, помоги мне вырыть дренажный канал». Он говорит: «Михаил, не вопрос». Берём лопаты, начинаем рыть, роем, роем, проголодались. Пошли поесть, позвонили вам с работы, вы уехали, а у меня лекции в одном городе, в другом, и забыли про дренажный этот канал.

00:43:36 Понятна идея? Теперь, что такое муравьи? У них своя цивилизация. Живут они в своём домике, и вдруг у них обрушивается часть. И для них полдня или два дня мы рыли эту дренажную, для них это целая жизнь. Собирается совет муравьёв и понимает, что ближайший их учёный муж, мудрецы (мудрецы там у них тоже). Думают: «Тенденция к тому, что муравейника не будет». И они строят теорию, согласно которой через 50 лет в их исчислении, а по-нашему два дня, катастрофа случится, надо переносить и они начинают переносить, а мы перестали заниматься этим своим делом. И вся их теория — смешная. Вот так и человечество. Так как оно не знает о высших управляющих вселенных, мы выдвигаем какие-то теории, исходя из эмпирического опыта. А нам с вами расхотелось копать канаву, и вся их философия рухнула. Так же эти высшие силы, у них есть свой план, и мы можем что- то строить, а всё идёт по другим законам.

00:44:43 И те высшие силы видят, что у вас есть тенденция к более высокому уровню счастья, вам создадут условия. Поэтому сто лет назад вы жили, сейчас, разницы нет. Толстой освоил йогу живя в невежественном государстве, он выдавал такие идеи, что его даже от церкви отлучили, потому что он настолько приблизился к Богу, что те, остальные, кто был как бы с Богом, вдруг поняли, что они так далеко от него, что лучше сказать, что он атеист. Это очень серьёзно. Толстой на высочайший уровень поднялся. У него никаких условий не было, чтобы подняться на высший вкус. Общение с высшим вкусом, а он сам дошёл, изнутри!

00:45:32 Не было у него условий, а он продвинулся. Как это произошло? А вот там решили, что он заслуживает и дали ему. Как нам подключиться к высшему? Это четвёртый курс, если доживёте, то мы обсудим. Поэтому условия одинаковые и в моём возрасте, и в вашем. Уровень насилия разве сравнить? У моего сына в 12 лет проснулся разум. Как я это узнал? Едет в машине, сидит впереди, я веду машину, из школы везу, молчит такой философ. Задумался первый раз в жизни, также он всегда чего-нибудь говорит, дети всё время говорят.

00:46:21 А тут сидит, в точку смотрит и молчит. Я говорю: «Что мы молчим?» Он говорит: «Папа, что делали в вашей школе, когда кто-нибудь с кем-то дрался?» Я говорю: «Вызывали родителей, это ЧП было» — «А у нас все достали мобильные телефоны, когда Васька бил Петьку. Он начал бить ногами, а все начали ещё улюлюкать, подзадоривать и снимать на видео». Я говорю: «И?» — «У нашего поколения нет будущего, если это доставляет удовольствие!» Вот так! Этот мир просто агрессивен к духовному знанию, просто агрессивен. То, что вы здесь сидите, я удивляюсь! Я просто удивляюсь, с чего? Идите, —пейте, ешьте, наслаждайтесь!

00:47:24 В мире столько возможностей, а вы тут сидите! «Главное — деньги?!» Почему-то мне верите. На каком основании? Есть некие высшие силы, которые нас двигают. С чего это я просто музыкант, который жил для себя, вдруг сел на улице и сказал: «Так жить нельзя!» Пришло время. Так что возможности примерно у всех одинаковые, и они зависят не от этих внешних грубых вещей, от неких тонких сущностей, которые нас ведут по нужному пути. В тезисах есть ошибки. Я их произношу вслух, соответственно, их нужно исправить.

Панча коша – пять уровней сознания в соответствии с доминирующим вкусом (дополнение к предыдущей лекции)

00:48:23 Мы смотрим 3.2.4: если ты не соответствуешь ценности человека, бесполезно говорить ему о философии, не связанной с этой ценностью. Очень важный момент. Если человек зациклен на спорте, то ему может проповедовать тот, кто хорошо выглядит. Такому человеку бесполезно говорить о какой-то философии, не связанной с телом. Ему можно говорить о философии, но она должна быть в системе его ценностей.
3.3.4: Такие люди постоянно всех допекают, беспокоят. Некая категоричность. Я иногда пользуюсь ей в лекции, чтобы подчеркнуть. Но на самом деле не все допекают, есть такие умственные люди, они сидят себе, мыслят и никого вообще не трогают.

00:49:42 Поэтому тут бы я добавил, им часто трудно даже исполнять свой долг. Не то, что они никогда не готовы, что люди на уровне ума не могут исполнять свой долг. Например, человек на уровне ума может любить своих детей. На уровне чувств! Красивый у него ребёнок! «Ты, мой зайка, иди сюда скорей, пупсик, иди я тебя укушу!» Вот пока ему приятно, он будет этому ребёнку помогать. Соответственно, если он привязан чувствами, он будет помогать даже когда ему неприятно, но до поры до времени. Вот он принцип! Потому им часто трудно выполнять свой долг, когда чувствам неприятно! Поэтому здесь неправильно: им трудно даже исполнять свой долг. Им часто трудно.

00:50:38 Эгоистическое сознание 3.3.6 Очень важный момент. На уровне гьяна-майя, на уровне ума, в чем эгоистичное сознание? В чем его эгоистичность? [неразборчиво] Своё навязывает другим. [неразборчиво] Ум соединяет чувства с объектами чувств, в этом его эгоизм. Вся его философия сводится к тому, чтобы было приятно его чувствам, в этом эгоизм. Приведите мне главную молитву религиозного человека на уровне гьяна-майя. Главная молитва: «Дай нам хлеб насущный». Гьяна-майя: соедини мои чувства с объектами чувств. Бог — дойная корова! Поэтому они следуют, они приходят, совершают ритуалы, поклонения, но в основе лежит некая выгода, это гьяна-майя.

00:52:06 [неразборчиво] Мы сейчас не осуждаем, мы сейчас объясняем. Их ум постоянно блуждает, они соединяют различные образы в уме, которых может не быть в реальности, которых не существует в реальности. Не обязательно. Иногда они существуют, то есть эту категоричность надо убрать. Их ум постоянно блуждает, он соединяет различные образы в уме, которые могут не существовать в реальности. Вот бы как я сказал правильно. И беда, что они верят в эти образы, которые могут существовать, может быть нет, но они в них верят.

00:52:54 Проблема в том, что такие люди всегда несчастны, это 3.3.8. Нет, не всегда, они счастливы, когда их чувства удовлетворены и всё происходит по их плану, они счастливы. Поэтому это неправильно. Они часто не счастливы потому, что в этом мире не всё зависит от нас. Поэтому часто наши планы не осуществляются. И тогда люди, которые своё счастье строят на внешних условиях, часто несчастливы. Кто сейчас хотел построить дом, а сейчас инфляция началась такая, что страшно представить, всё, этот человек сразу несчастный. Просто на курс доллара смотрит и он уже несчастен. Но иногда же курс доллара падает, тогда он счастлив. Поэтому такие люди часто несчастливы, а не всегда.

00:53:42 На уровне прана-майя люди счастливы? Счастливы! Когда тестостерон, когда эндокринная система ровная, они счастливы! Но они в конфликте со временем, рано или поздно этому счастью конец придёт. А когда человек покушал вкусно, он счастлив? Счастлив! Но постепенно его тело разрушается, поэтому счастье, хоть и представляет интерес оно временное.
3.3.11. На этом уровне появляется мораль. Появляется «хорошо», «плохо», такие понятия. На уровне спорта тоже есть мораль, но её моралью не назвать. Просто грубое тело. Здесь человек уже обращается к некоему подобию человечности.

00:54:42 Человек на уровне физического такого развития, смотрит на объекты своего наслаждения просто как на биоробота. Я встречал мужчин, которые спортом занимаются в 60 лет, но им нравятся молоденькие девушки. У него даже ум не развит, просто должно быть тело красивое. А какое там сознание, о чем человек думает, ему совершенно всё равно. Он не собирается общаться на умственном уровне, он общается на уровне тела и всё хорошо. Здесь появляется человеческая мораль. Уже есть понятия хорошо, плохо. Человек может сказать: «Зачем ты это делаешь? Это неприятно окружающим» Это уровень ума, это всё равно уровень чувств, человек может хотеть быть для кого-то благодетелем. Что такое музыканты? Я был музыкантом, хорошо это понимаю. Ты играешь на сцене, тобой восхищаются. Это тонкий секс! Уже появляются некие другие ценности выше биохимических реакций в теле.

00:56:02 [неразборчиво]
[Михаил Юрьевич]: Нам не подвластен ум. Это инструмент материальный, но время его может разрушить, но не так просто, конфликт затяжной. Хороший вопрос, но быстро на него не ответить.
Так это уровень выше животного, потому что у животных всё вообще примитивно. У них примитивный ум, хотя есть даже разум. У меня была собака. Однажды заказ принесли, в советские времена, мы его оставили, вечером приходим, лежит даже есть не просит. Он тихонечко всё распечатал, съел и ушёл в другую комнату, как ни при чём, всё там сообразил. «Это кто взял?» Есть некие проблески разума. Открывать банки, дверцы коты умеют. Работает этот весь разум в направлении чувств, он подчинён ему.

00:57:15 3.3.14. Человек на этом уровне может поклоняться вселенскому разуму, космосу, изучать всякие доктрины философские, изучать, но не следовать. Изучать, но следовать с трудом. Иногда человек может чему-то следовать. Мы видим, на уровне религии люди следуют, куда-то ходят, чего-то практикуют, но всё это очень нестабильно и связано с возбуждением ума. То хочется, то не хочется, то встал, то не встал, то на службу пошёл, то не пошёл. Сегодня настроения нет, это уровень ума. Всё остальное более или менее тут соответствует, правильно. Так, всё новая тема.

Уровни сознания в соответствии с философскими принципами «я наслаждающийся» и «я творец судьбы»

00:58:13 У меня невероятно трудная задача давать материал, исходя из нашего такого, низкого уровня, простите меня. Поэтому, сейчас ещё одну классификацию разберём, по-другому сознание будем классифицировать. Помните, я говорил, что различные классификации нам нужны для того, чтобы мы могли те или иные законы глубже понять. И мы могли бы, например, всё общество поделить на тех, кто любит молоко, а кто не любит, если это нам интересно будет для чего-то, чтобы мы что выяснили. Мы можем с этой точки рассмотреть общество.
А мы сейчас посмотрим два определяющих философских момента: «я наслаждающийся» и «я — творец судьбы» и посмотрим, какие уровни сознания есть в соответствии с этими двумя принципами, потому что это очень важно.

1 тип сознания «Я наслаждающийся и я творец своей судьбы»

00:59:08 Совершенно другое деление и мы сейчас посмотрим, как панча-коша, как пять уровней сознания пересекаются с этой классификацией. Первый тип сознания в этой классификации: «Я наслаждающийся» и «я — творец своей судьбы». Есть такие люди, встречали? Вот мы сейчас посмотрим! А что такое «я наслаждающийся»? Оно связано с нашим сознанием. Мы видим окружающий мир через призму своей индивидуальности. Мир вокруг нас, поэтому «я в центре». «Вы в центре», очевидно. Вы в центре, все видят себя в центре.

00:59:55 Теперь если человеку не давать определённых знаний, то он всегда будет считать, что всё в этом мире вокруг него. И самый примитивный такой уровень, что это всё дано для моего наслаждения. И чем я разумнее, тем больше урву. В основе лежит два мотива: этот мир для меня, то есть «я наслаждающийся», и «я — творец», всё зависит от моих усилий. Веды называют такой тип сознания «вульгарные материалисты». То есть это абсурд, это полный абсурд. Многие из вас заканчивали высшие учебные заведения, кто-то ещё что-то и далеко... Я знал таких талантливых музыкантов, вот так берёшь просто, на ощупь кладёшь на клавиатуру пальцы, в любом порядке и он называет все ноты.

01:00:53 Я знал человека, вот играет пианист, а он со скоростью компьютера на нотном стане ставит ноты, которые, тот человек играет. Однажды ко мне на прослушивание пришла девушка-пианистка. Нам нужен был музыкант в состав наш. Я говорю: «Вы, когда-нибудь играли джазовую музыку?» Она говорит: «Нет, это не обязательно для меня». Я таких ещё просто людей не видел. «Ну как же не обязательно? Мы же джазовую музыку играем». Она говорит: «Вы не волнуйтесь, у меня абсолютный слух и память абсолютная». Она говорит: «Вы мне просто объясните, в чём этот стиль выражается, мне два дня понадобится». У меня сбиваются программы все! Это как?

01:01:45 Говорит: «Вы просто сейчас сыграйте, а я сейчас буду на восемь тактов от вас отставать и просто повторять, что вы играете, а потом вы мне дадите какие-то примеры мировых пианистов, я просто посмотрю, что они там играют, и буду так же играть». Поехали. Что же она делает?! Понимаете! Сейчас она в Нью-Йорке работает в оркестре, 54 года, уехала туда, ей всё по барабану, она всё может. Несмотря на такой гениальный уровень, это один из самых страдающих людей в этом мире. Поэтому вульгарность заключается в том, что тысячу случаев в этом мире, когда удачливые люди из-за какого-то неудачного стечения обстоятельств, проигрывали свою жизнь.

01:02:57 Болезни, катастрофы и всё тому подобное. Но почему-то есть часть людей, несмотря на это верят, что они творцы, что всё происходит от их усилий. Хорошо, от ваших усилий. Расскажите, как вы думаете, музыканты вообще это понимают, как это возникла мелодия в голове? Кто-то может понять, как у него возникла в голове мелодия или там формула, или там открылся закон? Никто этот процесс не контролирует, оно само там появляется. Поэтому нужно быть настолько под влиянием вожделения внутреннего, чтобы докатиться до такой просто откровенной глупости. Люди на этом уровне сильно злятся.

01:03:49 И они приводят такой глупый довод: «Тогда получается, что, с вашей точки зрения, и работать не надо, и делать нечего раз от нас не зависит?» «Нет, от нас, что-то зависит!!!» Но не настолько вульгарно, как это они думают. Вот так прямо! Да вкалывай сколько угодно, сколько угодно учёных сидят, вкалывают годами, а одному какому-то приходит «эврика» и открылся закон. А остальные что-то там сидят, годами вычисляют, так ничего не случилось. Сколько людей курит и не умирает?! А другие не курят и умирают?! Одни пьют таблетки и всё равно умирают, другие вообще ничего не пьют, то есть, наоборот, пьют всё подряд и ещё дольше нас проживут! Нет прямой линейной зависимости, поэтому, так или иначе, это очень примитивное мышление.

01:04:44 Теперь давайте мы посмотрим, соединим с той таблицей, с панча-коша. Обычно свойственен такой тип сознания анна-майя, прана-майя. Человек считает: буду отжиматься, буду себя хорошо чувствовать, буду бегать, буду хорошо себя чувствовать. Первым двум уровням сознания характерно такое мышление: «я — творец» и «я — наслаждающийся». Эти люди, кто едят, они же наслаждающиеся. Они считают: всё — для того, чтобы есть! Поэтому вся современная индустрия под этих людей. Видели такую рекламу: сидит мужик, ест всё подряд, а тут его желудок появляется, говорит: «Ты чего так делаешь с собой?» — «Уйди отсюда, ты меня достал» — «А вот пей «Гасторал» и можешь, есть всё, что хочешь» И все, кто на уровне анна-майя, бегут в магазин покупать, потому что здорово, оказывается можно всё есть, только вот таблетку пей. Они считают себя наслаждающимися и творцами.

2 тип сознания «Я не творец, но я наслаждающийся»

01:05:50 [неразборчиво] Да, они в это верят и всё. Я контролирую ситуацию.
Второй тип сознания: что первое рушится через наш опыт, если есть хоть какой-то разум? Я не творец! Судьба зависит от чего-то ещё. Второй уровень сознания он повыше. Я, конечно, наслаждающийся, но есть какие-то силы выше меня. Второй тип сознания: я не в центре, но я наслаждающийся. Я не творец, но я наслаждающийся, есть некие силы, с которыми надо подружиться! Так как человек наслаждающийся, он всё равно будет искать способы выиграть бой в этом мире. Он соответствует в той классификации уровню гьяна-майя.

01:07:00 Человек начинает верить в какую-то силу, космический разум, в Бога, но что он просит у Бога, мы с вами уже выяснили. Свечку поставил «Пусть у меня муж будет хороший», свечку поставил, «Пусть здоровье будет у моих детей». Это уровень религии, мирской религии. Это уже не плохо. По крайней мере, есть уже какая-то объективность хотя бы в том, что есть что-то, зависит не просто от наших усилий или хотя бы не линейная зависимость от наших усилий. Молитва — это тоже усилие. В храм сходил, обряд провёл, это тоже усилия. Но оно такое не линейное, зависимость непрямая.

01:07:58 Все-таки предполагается там есть подкатегории. Например, человек, который ходит в храм, молится, а Бог не даёт, к чему приходит? Дальше он обижается на Бога. Он говорит: «Что это за Бог, который не спас моему мужу жизнь или моим детям?» Это происходит, потому что он всё ещё думает, что он наслаждающийся. Сейчас вам станет грустно. А что, мы не наслаждающиеся?

Четыре устоя религии

01:08:34 Запишем четыре устоя религии, четыре ноги религии. У религии четыре ноги, на что опирается наша религиозность. Ритуалы. Есть же ритуалы, обязательно, они разные. Экономическое процветание. Посмотрите на любые страны, которые строго следуют религиозным принципам. Возьмите Арабские Эмираты, процветают.

01:09:04 Человек родился. Нефть страны принадлежит не как у нас горстке чиновников. Мы даже об этом не задумываемся с религиозной точки зрения. Это государство воров. Нефть также и ваша, если вы — россиянин, то нефть ваша, и газ ваш, это же очевидно. И согласно религии это так и есть, и некоторые мусульманские страны этому следуют. Отец у меня был в этой стране, у фонтана барсетку забыл со всеми деньгами, с паспортом. Что вы думаете? Он пришёл через пять часов, весь уже извёлся, а она так и стоит. Религиозное государство. Я не говорю это хорошо или плохо, я констатирую факт. Процветание автоматически происходит.

01:09:50 Потому что, они не нарушают экономические законы, они не воруют, соответственно, у них не воруют. Поэтому вторая нога религии — экономическое процветание. И если мы следуем определённым законам: не убей, не укради, не обмани, то наши чувства в комфорте, поэтому третья нога — чувственное удовольствие. Чувственная деятельность или удовольствия, удовлетворение чувств, происходит удовлетворение чувств. Религиозные семьи более или менее гармоничны, там есть гармония. Автоматически. Нельзя изменять, нельзя воровать, нельзя красть, и ты попадаешь в общество людей, где такие же, как и вы, которые следуют определённым принципам религии. И сразу у всех с чувствами в порядке.

01:10:51 Не надо писать страшные договоры, можно верить каким-то словам. Люди следуют определённым принципам. И четвёртое, что получит религиозная деятельность — освобождение от страданий. Страданий становится реально меньше, потому что в основном наши страдания от нарушения грубых законов. Мы их нарушаем. Мы воруем, общество. Воры собрались вместе, своровали и честно поделили сворованное. Смешно! Если вы уже своровали, это уже нечестно, вы уже нечестный, как вы можете честно делить то, что вы своровали. Соответственно, врач, который просто берет деньги, выжимает из больного последние деньги и не лечит его, и даже не знает, как вылечить, он надеется быть счастливым? Это же смешно, он тоже попадёт в общество таких же воров и его где-то обворуют.

01:11:55 Поэтому люди, которые нарушают эти законы, они всегда страдают. Поэтому сейчас в обществе больше страданий, чем должно быть. Страдания нужны для того, чтобы мы идиотами не стали. Представьте себе, если у нас вообще нет страданий! И нам кто-то говорит: «Знаешь, я голоден» — «А что это такое?» — «Вот мне сейчас так тяжело» — «А что такое тяжело?» Страдания определённые нас закаляют, если у нас есть знания как их преодолеть, если мы видим в этом уроки определённые, которые потом увеличат наше счастье, даже позитив. Но когда мы «бритые курицы», нас лишили основных законов, то мы просто страдаем и больше с этим поделать ничего не можем. Поэтому отсутствие, так или иначе, в мирской религии приводит к страданиям, излишним. Атеистические государства страшно страдают, люди просто... Кошмар короче полный.

01:12:56 Мы видим, что у людей на этом уровне, получается наслаждаться, иметь вот эти три потребности. Религиозность удовлетворяет все три потребности: стабильное существование, разнообразие, определённые так, как есть чувственные удовольствия, и нужность. Религиозный человек может быть и в двадцать лет, и в пятьдесят, его уважают и ценят, в рамках духовного общества. Видите, как там дедушки, бабушки ходят? В основном бабушки все в церкви, потому что они там кому-то нужны, они там ходят и командуют парадом. «Ты что без платочка пришла?!» Сидят, они при деле. И дома всех воспитывают, строят.

3 тип сознания «Я не творец своей судьбы и я не наслаждающийся»

01:13:50 Третий тип сознания. Он по той классификации будет относиться к гьяна-майя. Но мы выделяем этот принцип: «я — не творец своей судьбы», на прямую и «я не наслаждающийся». У некоторых людей, которые находятся в рамках религии, которые ходят в церковь, которые молятся Богу, просят его, возникнет чувство благодарности, потому что все-таки Бог откликается на молитвы. У многих этот опыт появляется. И люди, у которых есть склонность к благодарности, возникнет благодарное чувство. «Что это за личность, кто это вообще? Кто все мои просьбы, мечты мои выполнил? Что это такое?»

01:15:01 Это, например, он есть в писаниях, когда человек вырос в обществе без женщин, в обществе мудрецов. Парень вырос в лесу в обществе мудрецов, представляете, он никогда не видел женскую форму жизни. Теперь, в конечном счёте, с течением обстоятельств ему надо жениться. И перед ним что-то нечто такое, почти мужчина, только что-то другое. Он говорит там: «Папа, это что за форма жизни?» Он говорит: «Это женщина» — «А зачем она нужна?» Он никогда женщин не видел. И папа ему говорит... Это не совсем та история, я её упрощаю, чтобы нам было понятно о чём речь. «Давай, сынок, мы как бы не будем заморачиваться.

01:15:58 Просто вот эта форма жизни будет делать определённые дома вещи. Она будет тебе готовить кушать, она будет убирать, что-то делать и уходить, чтобы тебя не доставать». Представляем такую женщину целомудренную, всё делает, ей нравится. Парень-то чистый, классный, разумный, святой, можно сказать. И она всё это делает, но она понимает, что пока он вообще не понимает эту форму жизни. Это же отдельная планета, женщина. Может быть два варианта: человек становится потребителем (клёво, есть такой робот, который пришёл, убрал, всё сделал и хорошо, что больше его нет, завтра придёт в два часа и хорошо).

01:16:39 А есть другая. Что и случилось с этим мальчиком, то есть с юношей. Он стал интересоваться: «Это что же за человек, который так готовит, это что же за человек, который так убирает?» И в один прекрасный момент он говорит: «Я не буду есть, только с тобой! Я не хочу есть без тебя, мне хочется побыть с тобой, расскажи ты кто? А что тебе нравится? А что ты любишь?» Благодарность! Она ему служила, служила и ему стало интересно как кто? Как личность, не как биоробот. Начинается общение. Хочет этот молодой человек наслаждаться? Хочет, но не хочет наслаждаться как мы, непосредственно напрямую, как второй тип или первый тип сознания.

01:17:30 Поэтому такой человек обращается в молитве: «Бог, ты кто? Бог скажи мне, ты кто? Я не хочу без тебя, я хочу с тобой» По нашей классификаций это уровень ананда-майя. Ананда – блаженство. Такой человек хочет познать Бога, познать его как личность. Кто же это такой? Кто так всё сделал, что солнце встаёт, луна? Неужели это может быть личность? Он начинает обращаться к Богу как к личности и получает обязательно, это всегда происходит. Есть знаменитая ведическая сутра: «Не веришь, не увидишь, поверишь, узнаешь!» Всё наоборот, то есть если мы начинаем верить в личность и личность открывается. Соответственно, такой человек ставит своё счастье в зависимость от Высшей Личности, он уже не просит, а хочет что-то сделать.

01:18:27 Переведём на этого юношу. Теперь этот юноша хочет что-то для этой девушки сделать. Естественно, в знак благодарности, если она ему, допустим, не даёт, он уже не хочет просто наслаждаться этим обедом. У нас всегда в семье есть альтернатива. А женщина должна хорошо выглядеть, допустим, исполнять свои обязанности, она может приготовить обед, поставить обед на стол, а мужчина поздно приходит, говорит: «Всё, я в фитнес клубе» там, или «Я уже легла спать, обед на столе» Нормально, она будет хорошо выглядеть, только отношений нет. Потому что он ест один, а она одна ходит в клуб. А другая женщина, например, сидит и ждёт его, и не ест сама. «Ты что-то не ешь?» — «Но я хотела с тобой, я тебя не видела долго» — «Ну ты же будешь плохо выглядеть» — «За всё надо платить!» Третий тип сознания.

01:19:17 [неразборчиво] Ананда-майя и гьяна-майя постепенно переход происходит. Как у нас анна-майя и прана-майя относятся: «я наслаждающийся», «я в центре» и «я творец». Теперь, «я не в центре» и «я не наслаждающийся». Это не значит, что мы не получаем наслаждения, но мы своё наслаждение ставим от объектов своей любви. Вы скажите: «Какое-то нелогичное знание». А мне очень трудно давать логику на атеистическую культуру, в которой вы воспитаны.

01:20:02 Теперь я вам даю один пример, подтверждающий тот факт и объясняющий тот факт, почему мы не видим Бога. Почему первые два уровня сознания не способны построить отношения с Богом, так что бы его увидеть? Пока вы не перейдёте на уровень благодарности к Богу, вы его никогда не увидите. Привожу пример: бедная семья, просто нормальная обычная семья и вот муж из этой семьи встречает друга школьного. Идёт по улице никого не трогает, вдруг останавливается рядом, «Бентли» или другая крутая машина.

01:20:44 И его друг школьный выходит из машины, говорит: «Серёга, привет, ты что? Как дела? А я вот теперь магнат, депутат, серьёзный человек. А ты как?» — «Да, я вот просто инженер» — «Да как там Маша, твоя жена?» — «А всё нормально, мы живём, у нас ...» – «Слушай всё, старик, ничего не обсуждается, у меня есть вилла. Приезжайте, недельку погостите, чувствуйте себя как дома!» И вот эта семья теперь едет к этому богатому, красивому, обеспеченному человеку на виллу. Привозит он их на виллу и говорит: «Ребята, весь этот дом ваш, что хотите в нём, то и делайте. Холодильник я забил продуктами. Там простыни чистые, там джакузи, там всё ваше. Я, если смогу, вечерком приеду».

01:21:45 Как поведут себя первые два типа людей, «я наслаждающийся» и «я в центре»? Некоторые ещё могут на себя дом переписать, за нами не встанет. Аналогия понятна. Вот эта вилла — это земля планета. Эти люди заходят в дом. Это же всё для нас. Взял, включил, бросил, разбил, фиг с ним, не моё, кран открыл, и понеслась история. Из холодильника взял, холодильник не закрыл. Что-то там порезал ножом по тефлону, сковородку испортил, взял следующую. И такой друг приезжает вечером в свой дом. А там… А что разве придерёшься, он же им сказал: «Живите как дома». Они ему и устроили, как у себя дома.

01:22:41 Скажите, если вы этот богатый человек, вы будете рады этим людям, захочется вам продолжать с ними отношения? Даже вам не захочется. Скорее всего, если у этого мультимиллиардера десять домов, живите здесь, можете даже не уезжать, я поеду. Также как богатый, как мультимиллионер узнаёт, что жена, которая с ним живёт, хотела его фамилию, хотела его богатства, его славы, что он ей скажет, если он по-настоящему богат? Он скажет: «Вот тебе ключи от той машины, о которой ты мечтала, вот тебе паспорт с моей фамилией и прописка, вот тебе эта вилла, вот что тебе ещё надо? Гардероб вещей? Стоит там. Сто штук положит на книжку, только нет меня в твоей жизни. Ты этого хотела?».

01:23:35 Если мы бесконечно богаты, мы согласимся, сделаем такое. Будем у этого человека что-то отнимать? Нет, бери. Захотим с ним быть? Мы человеку не нужны, ему нужны наши энергии.
Теперь другой вариант. Приезжает такая семья на такую виллу. Жена заходит на кухню, всё такое дорогое, там евроремонт, что хотите. Но она видит, что там пыль где-то, паутинка. Она говорит: «Я тут протру, уберу» Он же сказал: «Пользуйся как дома» Он заходит в душ, моется, вдруг, смотрит, кран подтекает. «А где тут инструмент? Надо же подтянуть, что у него кран течёт? Ему же некогда»

01:24:23 Подтянули кран, всё починили, что-то сделали. «Давай обед приготовим?» Приготовили обед, всё аккуратненько. «Давай покушаем? подождём его? Ему же приятно будет» Такой человек приходит в дом, а в доме всё помыто, в его доме всё убрано, горят свечи, его ждут! «Что меня ждали? Я же мог и не приехать?» — «Нам без тебя как-то есть не хочется. Заходи, кстати, вот у тебя там кран не работал, мы починили, а жена ещё и постирала, а я ковры все пропылесосил» Будет этот человек ощущать себя в семье? Соответственно, если мы к этой земле, к этой планете, к этой всей энергии подходим как потребители, как первые два уровня сознания, захочет Бог с нами общаться?

01:25:16 Вот вы просто скажите: «Зачем ему?» Он говорит: «Ваше всё, ваше, делите землю, делите государство, делите ваше! Нет проблем, я же вам сказал: «Пользуйтесь!» — «А мы вот тут...» — «Рушьте, рушьте что хотите!» — «А мы тут выкопали, всё забрали, туда потом какали, написали, закопали» — «Да ради Бога, только меня нет в вашей жизни!» Поэтому эти люди, говорят: «Да где этот Бог? Где он, докажите?» А зачем ему это доказывать, ему это нужно с такими людьми общаться? Можно же глубже пройти. Он им холодильник забил всем, а они вышли, смотрят, у него там свинка пасётся. Порубили эту свинку и зажарили. А он просто с ней общался. «Это вроде как тоже член моей семьи был. И там птички у меня».

01:26:23 «Знаешь эти рябчики, какие вкусные, и птичек зажарили». Вот и всё. То есть мы с чего-то решили, что эта земля принадлежит нам? А всё, что есть в этом мире, животные птицы, это для нас, что они не равноправные нам жители? И что такой человек говорит? Первый и второй уровень сознания, какой довод даёт? Этот мир лес, все друг друга едят. И какой закон работает? Какое сознание — такое и окружение! Что делают в лесу животные? Что они ищут все? Еду! А что с ними делают другие животные? Едят! Какое сознание, такое окружение! Если вы волки, то живёте в этом, и вас будут окружать волки. Кто-нибудь видел бойни? А потом, думаете, откуда концлагеря?

01:27:37 [неразборчиво] Что травоядные животные? [неразборчиво]
Да, потому что есть другой закон. Если ты кого-то съел, потом столько раз родишься, чтобы тебя съели. Законы намного тоньше и глубже, чем мы думаем. Но принцип: «Я взываю путём любви». Что если мы у кого-то что-то берём и не думаем о том, как его отблагодарить, то этому человеку, не то, что Богу, не хочется быть в нашей жизни. Вот в чём весь принцип. Если мы хотим идти путём благодарности, мы поинтересуемся, почему, как всё устроено.

01:28:23 Но понять законы мироздания можно только через любовь, потому что, в противном случае тот, кто всё создал, нам скажет: «Нет ничего, нет меня, живите вы как хотите!» Поэтому в писаниях говорится одна вещь: что память, знание и забвение, всё в руках Творца! И если вы хотите, и если эта женщина хочет пользоваться богатством, положением мужа, но она самого мужа не любит, он ей всё обеспечит и уйдёт из её жизни. Это естественно, ничего сложного в этом понимании нет. Любой из вас так поступит, а мы созданы по образу и подобию Бога! Я стараюсь выкручиваться понятиями упрощёнными, которые доступны на уровне вашего сердца. Доступны элементарно в жизни. Но это высшее существо, кто всё создал, он не завидует в отличие от нас. Мы не оставим ничего. Мы всё заберём: «Ты меня не любишь, я теперь тебя лишу, того у тебя есть». Потому что у нас вожделение, а не любовь. А Бог это Любовь, поэтому ради Бога. Это так примитивно пока.

Виды счастья- чувственное, умственное, осознание вечности, Абсолютной любви

01:29:54 Теперь соответствующие виды счастья, надо дать виды счастья. Даже про счастье не успеем? Но мы запишем. Быстренько!
Первое счастье из всех этих классификаций — чувственное. Первый уровень — это чувственное счастье. Не надо думать, что чувственного счастья нет, но оно в конфликте со временем.

01:30:14 Второй уровень счастья — умственный.
А третий уровень осознания? Мы это всё уже говорили, осознание брахмана. Я вечен, я — личность, неубиваемый, вечны. Это же счастье. Уже понимаешь, что, в конечном счёте, смерти нет. И вот это ощущение нетленного «я» в себе. Это йоги-мистики на этом уровне. Имперсональные йоги, «всё, я брахман!!! Я сольюсь со Всевышнем!» Это реальное счастье, которое не зависит от времени.
И четвёртый уровень счастья — абсолютной любви, свободы полной, когда ты понимаешь, что Бог — это личность.
Вот четыре уровня счастья, никакого другого уровня нет.

01:31:19 Чем слаб третий уровень? Счастье понятие какое? Динамическое. Там нет ещё любви, там есть просто вечность, нетленная. Вы привыкнете к этому. Но там, где любовь, там не соскучитесь. Вот единственное отличие. Даже люди, достигшие высочайшего уровня, вот этой брамананды, у них вообще нет ни страха, ни смерти, ни тела, ничего, они находятся на высочайшем уровне сознания. Это всё равно блаженство статичное. И соответственно, потом будут проблемы, всё равно приестся. Но если вы вышли на уровень премананды, любви с Богом, там конца и края отношениям нет, там не один из принципов любви не нарушается.

01:32:21 Счастье вечно меняющееся, трансформируемое, расширяющееся и так далее. И неучтожимо! Это уже дальше.
Теперь, с чего мы начнём дальше? Теперь мы начнём изучать как наше сознание видит окружающий мир. Мы научимся понимать, почему одна и та же вещь для одного страдание, для другого — счастье. Одно и тоже для одного и того же человека может быть счастьем, а через неделю страданием. Один и тот же факт.