Практика. Вегетарианство

Сочи - 15 March 2015
Ответы на вопросы. Отличие святого и полубога. О женщинах-санньяси. О разделении помещений храмов на мужскую и женскую половины. О целибате. Раса — вкус отношений с Богом. Что такое тайное общество. Какой смысл в посвящениях, используемых религиозными обществами. Используются ли клятвы в практике бхакти-йоги. Бхагавад-Гита 2.13 — о трансмиграции души. Причины отказа от служения Богу. Трансмиграция души. Дхира — тот, кто постиг природу души. Параматма — Сверхдуша присутствующая в теле каждого живого существа. Авторитетный наставник — тот кто не находится в плену майи. Истинное Знание — это знание о положении человека, о положении души, о положении Бога. Три способа познания — пратьякша, анумана и шабда. Атма-таттва — трансцендентное знание о душе. О надёжности источника. Тело находится в непрерывном движении. Ответы на вопросы. Почему мы не помним свои прежние жизни. Чем отличается брак и проституция. Освобождение от грехов и желаний. О важности чтения Бхагавд-Гиты — история участницы курса.
лекция для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:27:44 | качество: mp3 64kB/s 40 Mb | прослушано: 197 | скачано: 240 | избрано: 12
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Ответы на вопросы

Отличие святого и полубога

00:00:00 [Роберт]: Добрый вечер! Начинаем с вопросов.
[Из зала]: У меня на работе дуэли происходят словесные по обмену знаниями. Мне задают вопросы, и я немного в тупике. Говорят, что был такой святой, он наказал Прометея, его приковали. Я говорю: «Подождите, Зевс или кто-то ещё, так это полубог». После этого думаю, может, я что-то не понимаю, кто полубог, кто святой. Я задумалась, может, они в чём-то правы? Мы думаем святой, значит, качества святого человека должны быть. А полубоги, они не святые, раз у них сложные взаимоотношения. Поясните, как понять? Святой и полубог — это разное? Как понять?

00:01:13 [Роберт]: Тут надо немного разделить. Древнегреческие истории мы не можем комментировать. Мы не знаем, кто у них полубог, кто святой. Я не в курсе, надо быть экспертом хотя бы немного в Ведах и хотя бы немного в древнегреческой мифологии. Тогда можно будет какие-то делать предположения. А так, не знаю.
[Из зала]: Нет, у неё конкретно: полубог — это святой. Понимаете, у человека сочетается в голове. А в Ведическом Знании полубоги — это святые?
[Роберт]: Нет. Полубог — это человек, обладающий довольно высоким сознанием, но, тем не менее, дело в том, что по-настоящему святой — это тот, кто никаких личных интересов не имеет вообще, полностью.

00:02:19 Все его интересы связаны, так или иначе, с Богом. Если он проповедует, он это делает для удовлетворения Господа. Он видит обусловленные души, он видит, как они мучаются в материальном мире. Соответственно, у него сострадание. Он начинает проповедовать. Но он это делает для удовлетворения Господа. Тогда как полубоги, у них высокий уровень сознания. И за это они получили такое высокое рождение. У них большие возможности, но есть корысть. Они не против власти Бога, но при этом у них есть своя небольшая корысть. Поэтому святыми их нельзя назвать.
[Из зала]: Спасибо, я поняла. Святой выше даже по положению, который на земле живёт, чем полубог.
[Роберт]: Сто процентов.

00:03:15 [Из зала]: Вот это не рекламируют совсем. То есть все хотят в Боги, там я Богом стать. А то, что святой выше по положению, потому что он полностью Всевышнему служит.
[Роберт]: Богом они хотят стать, потому что у них корысть. Они хотят наслаждаться, они хотят командовать, они хотят удовлетворять собственные чувства на высоком уровне. Уровень Земли их не устраивает. Даже, если я стану там мультимиллиардером, всё равно это не так высоко, как положение Индры или ещё кого-то из полубогов. У них это чистая корысть. Просто полубоги удовлетворяют свою корысть благочестивыми методами. Они стали полубогами не с помощью меча, допустим, а выполняли заповеди религии. И продолжают выполнять, периодически их нарушая. Если мы читаем Ведические истории, там есть это, что они периодически их нарушают. Но в целом они на правильном пути.

О женщинах-санньяси

00:04:23 [Из зала]: Спасибо. А подскажите ещё. Монах, который в Ведах считается санньяси, правильно? Женщины такие есть? Были такие примеры? И как с тем, что она должна под покровительством всегда находиться. То есть она только под покровительством духовного учителя становится? Есть такое, чтобы женщины-санньяси были?
[Роберт]: Нет. Здесь нужно разделить две вещи. Одно дело форма, другое дело содержание. По содержанию женщины могут быть, как санньяси и на их духовном уровне могут быть. Но по форме не могут. Нет такой формы для женщин-санньяси. Природа женщины — находиться под опекой. Соответственно, классическая Ведическая система предполагает, что до замужества женщина находится под покровительством отца, после замужества — под покровительством мужа.

00:05:22 После того, как муж, по каким-то причинам оставляет её, она остаётся с детьми и есть сын, либо дочь вышла замуж — есть мужчина. Соответственно, она находится под защитой. Если никого нет, то есть вдовы, они одевают белое и стригут волосы налысо. В Индии и сейчас встречаются такие. Это ближе всех к этому состоянию санньяси. Она стрижёт волосы, показывая, что её привлекательность не интересует. И возраст не имеет значения, молодые тоже встречаются, редко, но встречаются. И белое они одевают. Женщины в Индии белое не одевают. Там и мужчины-то редко белое одевают как бы. Они же любят пёстрое всё, красивое, привлекательное. А если женщина одела белое, она показывает обществу, что не собирается никого привлекать. И к ней, соответственно, другое отношение.

00:06:25 Обычно такие женщины живут при религиозных общинах. Она становится на попечении общины. Там есть кто-то старший, наставник, который несёт личную ответственность за неё. А финансово все остальные члены общины её поддерживают. Ей много надо что ли? Раз в год эту белую тряпку заменить и немного покушать. Всё. Это женщины, которые посвящают всю оставшуюся жизнь Богу, и поэтому они близки к уровню санньяси.

О разделении помещений храмов на мужскую и женскую половины

00:07:05 [Из зала]: Спасибо. Ещё хотела спросить. Я знаю, что в мусульманстве, в храме разделённая половина мужская и женская. И направление, по-моему, ни на друг друга, а в сторону, куда молиться?
[Роберт]: На восток.
[Из зала]: Да. В православии в храм заходят и в разной одежде, и всё перемешано. Я от самих мужчин слышала, что даже уходят мысли, если женщина непонятно одета. Молиться невозможно.

00:07:36 Меня этот факт, когда мужская и женская половина, то есть обращение должно быть в сторону Божества, а не друг на друга. Потому что всё равно отвлекает. Даже если это незнакомый мужчина, всё равно это энергии вот эти, правильно я понимаю?
[Роберт]: Безусловно. Это особенно для мужчин как раз. Мужчины привлекаются очень сильно внешностью. Когда мужчина видит женщину, которая не очевидно, что имеет покровительство какого-то мужчины, у него ум сразу приходит в возбуждение. Ничего не сделаешь. Природа такая. Если она одна, значит, он сразу думает: «А что она одна? Почему бы мне рядом с ней не оказаться». Поэтому разделение — это хорошая вещь, даже нет никаких сомнений. Но понятно, что, с одной стороны — это просто механический метод, с другой стороны, если у тебя такое сознание, то разделяй, не разделяй, всё равно будешь привлекаться.

00:08:42 В Индии есть храм знаменитый, украшенный сценами из Кама-сутры. Вы когда-нибудь догадывались, для чего это сделано? Смысл в том, что, когда ты идёшь в храм, если тебе это интересно, то ты внутрь не пойдёшь. Ты тут и останешься, снаружи. Разглядывай, нет проблем. А если твоё сознание таково, что ты можешь на это не обращать внимание, ты пройдёшь внутрь. Тогда у тебя всё хорошо. Фильтр такой.
[Из зала]: Там нет внутри изображений никаких?
[Роберт]: Нет, внутри нет. Внутри это храм Господа Вишну, всё там хорошо. Как положено в традиционных храмах. Это безобразие только снаружи.

О целибате

00:09:32 [Из зала]: Как раз вопрос про это. Такой сложный вопрос. Я ещё сама недопонимаю. Мы лечили животное бездомное, от клеща. Врач в микроскоп показал, что они спаривались. Я сначала не поняла. «Они,— говорит,— спариваются». И у меня такое прозрение. Я думаю: «Боже мой! Ничем не отличается никто. Просто есть принцип слияния, как инь-янь есть в китайской традиции». Просто принцип воплощается, привлекается мужская и женская энергия. И то, что люди называют сексом— это спаривание. Даже вот эта одежда, когда кто-то оделся. Надо честно говорить, для чего женщина привлекает таким образом. Всё это возвышенно, всё красиво пытаются люди сделать. Клещ микроскопический, меня поразило, что он в другом измерении, можно сказать, микромир — то же самое.

00:10:39 То же самое у людей. Чем мы отличаемся? И возник такой вопрос. Целибат. Ты полностью отказываешься от законов этого мира. Закон этого мира таков, что слияние энергий и привлечение всё равно. Если ты от этого отказываешься, ты полностью должен направить эту энергию, которую тебе дали, только вверх. Так же, как йоги поднимают. Служение Богу полностью отдать. Почему пришла мысль? Такие йоги аскеты великие, они падают. Почему? К ним являются женщины. Если ты полностью это Богу не посвящаешь, всё равно это иллюзия, возможность падения всегда будет. Или это во сне будет, или к тебе действительно придут. Когда ослабляет намерение, связи нет? Я так понимаю, очень сложно против этого принципа идти в земной жизни. Надо полностью Богу всю энергию чётко отдавать. Потому что иначе, это же закон. Как против закона попрёшь, против природы? Что-то можете Вы пояснить?

00:11:45 [Роберт]: Мне сложно сказать за клещей. Но за мужчин знаю хорошо. Если до 25 лет мужчина сохранил целомудрие полное, стопроцентное, то дальше ему легко. Ведическая традиция: женятся мужчины не ранее 25 лет. До этого времени ничего, никакого рукоблудия. Если он выдержал это, то дальше он будет контролировать. Теперь он может жениться без проблем. И у него не будет проблем, что ему не хватает одной жены, и что он на соседку поглядывает. Ничего этого не будет. Если он до этого возраста выдержал, дальше он будет это контролировать.

00:12:40 [Из зала]: Если он развивал разум, проходил учение?
[Роберт]: А он и разовьётся.
[Из зала]: За счёт этой энергии?
[Роберт]: Да, за счёт этой энергии он разовьётся.
[Из зала]: Просто воздержание? Говорят: «Просто воздерживаюсь». Это ничего не даёт, если ты не посвящаешь Богу, это ничего не даст.
[Роберт]: Абсолютно ничего. Мы же об этом всё время и говорили. Мы когда описываем методы гьяна-йоги и мистической йоги, это как раз об этом. Те, кто живут ради кармы, они пользуются Ведами. Они хотят удовлетворения чувств, они видят в этом счастье. Соответственно, они используют Веды для этого. Они все предписания стараются выполнять, но их цель — удовлетворить чувства. Те, кто наудовлетворялся и понял, что счастья-то нет, они переходят в следующую категорию, в гьяну.

00:13:39 А гьяна-йоги, они говорят: «Отречение самое главное, самое главное отречение. Изучай Писания, погружайся как можно глубже, слушай духовного учителя и воздерживайся от всего». У них аскетичное питание, аскетичная одежда, никаких развлечений. О сексуальных отношениях речи быть не может. И они как раз часто и падают. Ничего не поделаешь. Сам факт изоляции чувств от объектов чувств ничего не даёт. Бхагавад-Гита 2.59 по-моему, что даже воздерживаясь от чувственных удовольствий, обусловленная душа по-прежнему сохраняет вкус к ним.

00:14:44 И это будет бесконечно долго. Но, попробовав более возвышенный вкус, она теряет интерес к объектам чувств, приносящих удовлетворение, и утверждается в духовном сознании. Мы понимаем, что само по себе воздержание ничего не даст. Это вопрос времени. Кто-то выдержит 10 лет, а кто-то 20, но всё равно вылезет. Это напоминает пример Михаила Юрьевича. Если взять шарик слегка надутый резиновый, более-менее прочный, и в руке его попробовать сжать. Он где-нибудь находит дырочку, и тут раз у тебя пузырь. Наше вожделение, оно подобно этому. Мы не в одном, так в другом. Мы воздерживаемся, а оно в какое-нибудь извращение вылезет.

00:15:45 Если мы эту энергию не смогли посвятить Богу, оно обязательно где-то вылезет. Если нам нельзя так, мы найдём, как по-другому можно. Бесполезно. Единственный способ — это направить всё в нужную сторону. Больше никакого способа нет. И получить высший вкус. Получим высший вкус, нам станет не интересно. Так же, как ребёнку, освоившему компьютерные игры, в песочнице уже скучно. А немного подрастёт, познакомится с противоположным полом, и компьютерные игры станут не такими интересными. Счастье — процесс динамический, всё развивается. Также и здесь.
Ещё есть вопросы? Так, у нас в интернете немного вопросов, но там некоторые очень сложные.

Раса — вкус отношений с Богом

00:16:44 Жанна, ты их просто как получила, так мне и передала? Что имеется в виду: «Расскажите, пожалуйста, про 12 вкусов?»
[Жанна]: Там говорят, что в третьей лекции Михаил Юрьевич сказал, я точно не помню, про какие конкретно 12 вкусов.
[Роберт]: У меня только одна мысль. Это расы. Пять основных, семь дополнительных. Но это вам рано, вот в чём дело.
[Жанна]: Видимо, он упомянул это в контексте.
[Роберт]: Тому, кто спрашивал этот вопрос — это вопрос о видах отношений с Господом. Их, как вы заметили, вайшнавские святые очень тщательно систематизировали. Любой вопрос разложен по полочкам и прямо расписано: вот это так, вот это так, вот это так.

00:17:45 Эмоции бывают такие, и такие, и такие. При встрече с Богом у вас может быть вот это, вот это, вот это или вот это. А если у вас вот это, то значит вот так. Всё расписано. Соответственно, это вопрос об отношениях с Господом. Их пять основных видов и семь дополнительных. Но мы не будем этой темы сейчас касаться, очень сильно забегаем вперёд. Этой темы нет в этом курсе, потому что другие задачи стоят.

Что такое тайное общество

00:18:20 [Роберт читает вопрос]: Что такое тайное общество? Есть в Ведической литературе упоминание об этом? Либо ваше мнение о причинах их возникновения.
[Роберт]: Я даже не знаю, что тут комментировать. Тайное общество – это когда у людей есть тайные цели, и они хотят удовлетворить эти цели так, чтобы никто этого не знал. Они образуют тайное общество. Я просто не знаю, как ещё. В Ведах ничего не сказано. В Ведах раньше это было. В предыдущей эпохе были определённые мантры, которые держались в секрете. Это история про Рамануджа ачарья. Великий святой. Он вайшнав, но он не в нашей сампрадаи. Тем не менее, он великий святой, признается всеми авторитетами. Жил примерно в 11 веке. Ещё учеником, он сразу был очень разумным.

00:19:19 И все учителя замечали, что даже мальчиком был разумным. Подростком он пришёл к учителю и стал его расспрашивать про тайные мантры. И учитель сказал: «Да, ты достиг необходимой зрелости, поэтому я тебе скажу тайную мантру. Никому не говори, иначе будешь проклят». И на ухо эту мантру читает. А он говорит: «А что будет, если я буду повторять эту мантру?» — «Ты получишь освобождение и уйдёшь в духовный мир». Он сказал спасибо, поклонился, пошёл на рыночную площадь, залез на телегу и стал кричать всем: «Слушайте все! Я вам расскажу мантру, при помощи, которой вы все оставите этот бренный материальный мир и получите освобождение! Записывайте!» И всем рассказал. Естественно, другие ученики тоже слышали, побежали, гуру доложили. Гуру в гневе: «Тащите его сюда!» Его притаскивают.

00:20:19 Гуру: «Я тебя прокляну, ты пойдёшь в ад на веки вечные». Он говорит: «Я согласен» — «То есть как? Ты осознанно это сделал?» — «Да, я сделал осознанно» — «А зачем ты это сделал?» — «Я хочу, чтобы все эти люди получили освобождение». Гуру говорит: «Ты превзошёл меня!» Вот такая история про тайное общество.

Какой смысл в посвящениях, используемых религиозными обществами

00:20:45 [Роберт читает вопрос]: Какой смысл в посвящениях, используемых религиозными обществами, на примере бхакти-йоги?
[Роберт]: Можно несколько лекций дать на эту тему, если по-серьёзному. Посвящений бывает несколько, они разные. И всё зависит от того, какое посвящение имеется в виду. Если самое начальное посвящение, то оно позволяет квалифицированно практиковать. Пока его нет, это всё только самая начальная стадия. Вот так. Тут определённый мистицизм существует. В любой религии есть мистицизм. И в данном случае это к нему относится. Не получив посвящения, наша практика неполная. Поэтому необходимо посвящение.

Используются ли клятвы в практике бхакти-йоги

00:21:45 [Роберт читает вопрос]: Используются ли клятвы в практике бхакти-йоги?
[Роберт]: Да, используются. Полноценно. Обеты называются. Принимаешь обет. Если не выполнишь, то лучше бы ты его не давал. Вещь ты получишь, если будешь выполнять определённые благословения. А если не будешь, получишь отрицательные результаты. Нужно быть очень серьёзным в этом вопросе и не давать необдуманных обещаний. Если даёте обещание, то дальше всё! Разбиваемся, но обязательно выполняем. У вайшнавов есть очень хорошая практика на этот предмет. У Господа есть любимый месяц года, он называется Картика на санскрите. Нельзя сказать, какой он из наших западных месяцев, потому что Ведическая культура пользуется лунным календарём. Всё время он немного смещается.

00:22:51 Примерно, ноябрь-декабрь. Для нас это не самая лучшая погода, а в Индии, во Вриндаване, в этот момент очень хорошо. Они большую часть года страдают от жары, а тут наступает момент, когда жара спала и ещё не холодно. Очень хорошая погода, дождей нет, близко к сочинскому лету. Это любимый месяц Господа, и преданные дают обеты на этот месяц. Смысл в том, что люди дают обеты с медитацией, что я сейчас месяц точно продержусь. Я даю на месяц обет, но может, привыкну и навсегда возьму. Что обещал, буду делать. Допустим, читать каждый день не меньше 15 минут.

00:23:51 Соответственно, я месяц это читаю, читаю, читаю. Обустроил свой распорядок дня, выделил время, привык к этому. Через месяц думаю: «Теперь я и дальше буду всю оставшуюся жизнь после читать дальше. На следующий год ещё добавим 15 минут». Такого рода обеты даются и они очень благотворны. Они хорошо сказываются на нашей духовной жизни. Всем рекомендую этим пользоваться.
Хорошо, вопросы кончились. Я сегодня общался с Михаилом по поводу того, что нам дальше делать и как.

Бхагавад-Гита 2.13 — о трансмиграции души

Причины отказа от служения Богу

00:25:14 Ближайшие пару занятий он попросил меня почитать с вами Бхагавад-гиту, пообсуждать определённые тексты, чем мы сейчас и будем заниматься. Начнём со второй главы, с тринадцатого стиха. А кто-то читал «Бхагавад-Гиту»? Или все читали. Есть, кто не читал? Никогда? Никогда не читали? Даже не представляете о чем?
[Из зала]: Представляю. По разговорам.
[Роберт]: Представление имеете? Это беседы Кришны и его друга Арджуны на поле битвы перед началом, где Арждуна испытывает сострадание к своим родственникам, это приводит его в смятение. И он не хочет воевать.

00:26:15 Мы начинаем со второй главы. В первой тоже есть интересные вещи. Например, в первой главе Арджуна выдаёт доводы, почему он не хочет воевать. Этих доводов четыре. Кто-то обратил на них внимание? Они очень важны, я объясню почему. Если вы возьмёте любого сейчас человека с улицы, первого попавшегося останавливаем и говорим: «А почему вы не хотите служить Богу?» Этот человек даст вам ответ. Этот ответ будет одним из четырёх доводов Арджуны. Ничего другого придумать нельзя. Их всего четыре. Всё многообразие ответов, которое нам будут давать, они, под один из этих четырёх, всё равно будут подпадать.

00:27:18 В первой главе Арджуна их все четыре выдаёт. Причины, почему он не хочет воевать, это причины, почему я не хочу служить Богу. Это то же самое. Можете провести эксперимент со своими знакомыми, вы увидите, что это так. Что они подпадают. Чтобы понять, что это за четыре вопроса, вы прочитайте первую главу. И в следующий раз мне расскажете, какие аргументы даёт Арджуна. Мы с вами вместе можем это обсудить. Дальше идёт вторая глава. Кто-то знает, как она называется? Да. Краткое изложение «Бхагавад-Гиты». По сути, во второй главе есть практически всё, что во всех остальных главах, но очень кратко. «Бхагавад-Гита» вообще очень краткая. Там не так много стихов, но, тем не менее, вторая глава умудряется её так обзорно пройти.

Трансмиграция души

00:28:33 Итак, мы начинаем с тринадцатого текста. БГ 2.13 «Дехино смин йатха дехе каумарам йауванам джара татха дехантара-праптир дхирас татра на мухйати. Воплотившаяся в теле душа постепенно меняет тело ребёнка на тело юноши, а затем на тело старика. И точно так же после смерти оно переходит в другое тело. Трезвомыслящего человека такая перемена не смущает.
Комментарии Шрилы Прабхупады: «Каждое живое существо, воплотившееся в материальном теле, является индивидуальной душой, и его тело постоянно меняется: ребёнок становится юношей, юноша постепенно превращается в старика. Однако сама душа при этом остаётся неизменной.

00:29:31 После смерти тела индивидуальная душа меняет его на другое и, поскольку в следующей жизни живое существо обязательно получит новое тело — либо материальное, либо духовное, — Арджуна напрасно оплакивал неминуемую смерть Бхишмы и Дроны и так сильно беспокоился о них».
[Роберт]: Это тех людей, которые были ему близки, и которые оказались на другой стороне, в другой армии.
[Роберт читает]: «Напротив, он должен был радоваться тому, что они, оставив старые тела, получат новые — молодые и полные сил. Смена тел позволяет живому существу испытывать разнообразные радости и страдания, пожиная плоды своих прошлых поступков. Такие благородные души, как Бхишма и Дрона, в следующей жизни обязательно получат духовные тела или, по крайней мере, тела небожителей на райских планетах, где уровень материальных наслаждений гораздо выше, чем на Земле. Так что у Арджуны в любом случае не было причин для скорби.

Дхира — тот, кто постиг природу души

00:30:32 Того, кто постиг природу индивидуальной души, Сверхдуши, а также материального и духовного миров, называют дхирой, самым трезвомыслящим среди людей. Такого человека не может ввести в заблуждение непрекращающаяся смена тел. Учение майявади о единственности вечной души несостоятельно, поскольку душу нельзя разделить на части».
[Роберт]: Майавади — это имперсоналисты.
[Роберт читает]: «Подобное членение Всевышнего на индивидуальные души сделало бы Его делимым и изменчивым, а это противоречит принципу неизменности Высшей Души. «Бхагавад-Гита» подтверждает, что отделённые частицы Всевышнего существуют вечно (санатана) и называются кшара, что указывает на возможность их падения в царство материи.

Параматма — Сверхдуша присутствующая в теле каждого живого существа

00:31:28 Эти частицы вечно отделены от Всевышнего, и даже после освобождения индивидуальная душа по-прежнему остаётся Его отделённой частицей. Однако, освободившись из материального плена, она обретает вечную жизнь, исполненную блаженства и знания, и получает возможность общаться с Личностью Бога . Теория отражения применима к Сверхдуше, которая присутствует в теле каждого живого существа и известна как Параматма. Она отлична от индивидуальных живых существ. Когда небо отражается в воде, на её поверхности видны солнце и луна, а также звезды. Звезды можно сравнить с живыми существами, а солнце или луну — с Верховным Господом. Индивидуальную душу, частицу Господа, представляет Арджуна, а Высшая Душа — это Шри Кришна, Личность Бога. Они занимают разные положения, о чём сказано в начале четвертой главы «Бхагавад-Гиты». Если бы Арджуна находился на одном уровне с Кришной, и Кришна не занимал более высокого положения, то их отношения учителя и ученика потеряли бы смысл.

Авторитетный наставник — тот кто не находится в плену майи

00:32:38 Если бы оба они находились во власти иллюзорной энергии, то один из них не должен был бы становиться учителем, а другой — учеником. Наставления такого учителя оказались бы бесполезными, ибо того, кто находится в плену майи, нельзя считать авторитетным наставником. Все это доказывает, что Кришна является Верховным Господом и занимает главенствующее положение по отношению к обыкновенному живому существу — Арджуне, который олицетворяет собой забывчивую душу, околдованную майей».
[Роберт]: Ещё раз текст: «Воплотившаяся в теле душа постепенно меняет тело ребёнка на тело юноши, а затем на тело старика. И точно так же после смерти оно переходит в другое тело. Трезвомыслящего человека такая перемена не смущает».

00:33:49 Читали вы этот текст, те, кто читал «Бхагавад-Гиту»? Это один из знаменитых стихов, его часто цитируют. Мы обусловленные живые существа, и мы склонны забывать об этом. Мы пришли в этот мир наслаждаться, пытаемся использовать всё, что нам попадается под руку для своего наслаждения. И таким образом попали в иллюзию и перестали отличать: где духовное, где материальное. Для нас всё стало единым. Походы в театр называем духовным. Надо же для души что-то! Для души — это в театр сходить. Вот вы улыбаетесь, а многие люди серьёзно так к этому относятся.

Истинное Знание — это знание о положении человека, о положении души, о положении Бога

00:34:49 Истинного Знания нет совсем, оно утрачено очень сильно. А истинное Знание — это знание о положении человека, о положении души, о положении Бога. Когда мы этот курс начинали, Михаил Юрьевич объяснял о том, что познать себя и познать весь окружающий мир — это одно и то же. Так устроено, что, познав себя, мы сразу поймём всё остальное. Нам нет необходимости изучать тщательным образом этот мир.

Три способа познания — пратьякша, анумана и шабда

00:35:33 Каким путём идут материалисты? Они пытаются изучить окружающий мир. Есть три способа познания: пратьякша, анумана и шабда. Учёные отрицают шабду и используют два первых способа. Они используют чувственный метод и метод размышления. Веды говорят, это тупик. Но вернее, это не тупик, это бесконечность. Прийти к каким-то серьёзным выводам с помощью такого познания невозможно. Шрила Прабхупада приводит пример с определением собственного отца. Ещё приводит хороший пример по поводу того, смертен ли человек. Человек смертен? Очевидно, смертен. Как вы можете это доказать с помощью первого и второго метода? Вы говорите: «Все, кого я знал, все умерли». Но вы же всех людей не изучил на земном шаре. Возможно, кто-то не умирает. Надо дальше изучать.

00:36:50 Сколько вы дальше не изучайте, ответ будет всегда один и тот же: «Может он ещё не родился, ты подожди немного. Сейчас новые родятся, и среди них может быть есть?» Вы никогда не сможете дать утвердительный ответ ни в ту, ни в другую сторону. Это сомнение всегда останется. Может быть, есть такой человек, может в Гималаях живёт и не умирает. Ты просто его не нашёл. Ищи, ищи дальше. Невозможно с помощью этих методов дать ответ. Почему материальных учёных это не смущает, я не понимаю. Я давно ни с кем не общался из этой среды.
[Из зала]: Они применяют метод экстраполяции и хорошо.
[Роберт]: Они же понимают, что есть множество исключений.
[Из зала]: У них есть…
[Роберт]: Вера, надежда и любовь
[Из зала]: Своя иллюзия, которая их успокаивает.
[Роберт]: Получается так.

00:37:47 Мы опираемся на шабду. Современная наука признает шабду до определённой степени. Почему я говорю, что признает? Потому что, любое образование строится не на том, что вам по каждой теме проводят эксперимент. Вы приходите в любое учебное заведение, и многие эксперименты вам просто объясняются, а вы должны в них поверить. Вот вам шабду дали — учебник. Это шабда. Поверь, мы всё уже перепроверили 18 раз. Фактически, они себя признают авторитетами и выдают учебники. И мы должны по этим учебникам учиться. Тогда как Веды говорят, что вопрос кроется в авторитетности источника. И то, что этот источник не авторитетен, как раз физика и подчёркивает, что глобальные доктрины всё время меняются — то такая, то такая.

00:38:44 Они всё время находят, что существующая теория не объясняет всего многообразия, что происходит в окружающем мире. Даже по логике они глупо выглядят.
[Из зала]: Любая лабораторная работа это покажет.
[Роберт]: Да.
[Из зала]: 50% уже хорошо.

Атма-таттва — трансцендентное знание о душе

00:39:10 [Роберт]: Вопрос всегда упирается в то, насколько надёжен источник. Это Знание, которое мы изучаем, оно называется Атма-таттва. Слово атма, обозначает душа, санскритское слово душа. А таттва, там много переводов этого слова, но в данном случае удобно применять значение как сущность. Сущность понять, что есть атма, что есть дух, кто я есть. Осознав это, всё остальное встаёт на места.

О надёжности источника

00:39:51 Единственное, в чём надо убедиться, в надёжности источника, в его справедливости. Огромное количество религиозных деятелей признаёт, ту же «Бхагавад-Гиту» авторитетным писанием. Есть забавный случай из жизни Шрилы Прабхупады. Когда участники «Битлз» познакомились с ним и приходили общаться. У них был вопрос коллективный, они говорят: «Свамиджи, как определить, кого можно слушать, а кого нельзя. Мы люди с Запада, мы смотрим на вашу восточную культуру, и у одной «Бхагавад-Гиты» сотни переводов. Кого нам слушать?» Шрила Прабхупада говорит: «Кришна — это высший авторитет». Они говорят: «Кришна да, высший авторитет, но «Бхагавад-Гита» на санскрите написана, мы санскрит не понимаем.

00:41:04Учить его долго, и не разумно, наверное, в нашем возрасте начинать. Чтобы хорошо выучить санскрит, требуется лет тридцать приблизительно. Мы уже старые для этого дела. А надо жить, надо ориентироваться в мире. Подскажите нам, кого, какой перевод-то читать, какого гуру?» Шрила Прабхупада опять им говорит: «Кришна — это высший авторитет» — «Это понятно, но о Кришне только на санскрите написано. Нам же надо прочитать». Он говорит: «Можете перевод использовать», — «А какой перевод?» И опять вся та же самая история. Они раза три или четыре это повторили. Наконец Харрисон что-то начал понимать, говорит: «Хорошо, мы поняли, мы признаем, что Кришна — это высший авторитет».

00:42:01 «Если вы это признаете, — Шрила Прабхупада им отвечает, — это самое главное. Если вы это признаете, то дальше легко. Дальше вы просто находите того, кто привязан к Кришне. Он будет Его представителем. А все остальные будут болтуны. Вы можете это легко определить по определённым качествам. Познакомьтесь с человеком, посмотрите на его жизнь, посмотрите, о чём он говорит, что он ест, как он спит. После этого всё станет на свои места, дальше будет легко». Возвращаясь к теме авторитетности, Шрила Прабхупада таким образом раскрывает её.

Тело находится в непрерывном движении

00:42:51 Сам этот текст говорит о том, что мы находимся в телах, которые находятся всегда в непрерывном движении. Медики говорят, что в нас меняются все полностью клетки в среднем за семь лет, у кого-то чуть больше, у кого-то чуть меньше. Через семь лет у нас ничего не осталось, что было семь лет назад. Ни одной клеточки. Даже представить себе трудно. Ни одной! Они все заменились. При этом наше ощущение внутри вообще не меняется. Что нам было пять лет, что сейчас, разницы нет. У нас есть разный жизненный опыт, но он к ощущениям себя не имеет отношения. Мы же не чувствовали себя неполноценными, когда нам было пять лет, и у нас не было этого знания? Не чувствовали, нормально было. Играли в игрушки, хорошо было. А сейчас у нас гора всякого ненужного знания, гора имущества и при этом то же самое ощущение — ничего не изменилось. Мы постоянно переходим из одного тела в другое, это то, что двигается всё время. Оно не стоит на месте никогда.

00:44:15 Хакимов Александр Геннадьевич, он на эту тему приводит пример: «Вы живете в квартире. Много лет. И всё хорошо. Но тут приходят люди, объясняют вам, что такое-то обстоятельство, вы должны покинуть квартиру срочно. Дом рухнет через десять минут. И у вас нет времени ни вещи собирать, ничего. Вы можете переживать, расстраиваться, всё, что угодно. Вот этот момент называется смерть. Но если вы живете в правильном государстве, то государство обеспечит вас новой квартирой. Так вот Господь создал правильное государство. Если мы покидаем одну квартиру, нам дадут сразу другую. Да, она, может быть, будет менее комфортабельной, но что поделаешь, не заслужили лучшей». Как это: дома работаем, а куда-то ездим отдыхать, а куда-то нас возят и наказывают.

00:45:20 То же самое здесь. Мы находимся в этом непрерывном процессе. И в этом процессе всё время изъявляем желания, которые в конечном итоге влияют на то, куда нас будет это всё вести. И ничего другого нет. Всё наше представление о том, как устроен этот мир, кто мы есть, оно полностью не соответствует действительности. Мы здесь просто транзитные пассажиры. Никому из нас не приходит в голову благоустраивать себе угол где-нибудь на вокзале. Мы приехали на вокзал, нам надо дождаться поезда и уехать. Но можно купить цветы и украсить собственное сиденье на вокзале. Мы же этого не делаем. То же самое здесь.

00:46:25 Притча хорошая есть. Турист зашёл к йогу в хижину, а у того даже мебели нет. Турист говорит: «Йог, где мебель-то у тебя?»— «А у тебя где?» — «Я здесь проездом, а ты?» — «Я тоже проездом». Зачем ему покупать мебель, он проездом. У йога было правильное видение этого вопроса.
[Из зала]: Можно спросить?
[Роберт]: Да, конечно. У нас же интерактив.

00:47:08 [Из зала]: Вы говорили про клетки. Я думаю, а у нас клетки и мозг тоже меняются?
[Роберт]: Абсолютно всё.
[Из зала]: А память остаётся? Это не есть тогда доказательство того, что...
[Роберт]: Она в тонком теле
[Из зала]: Не на физическом носителе?
[Роберт]: На физическом, но только на тонком.
[Из зала]: Да.
[Роберт]: Клетки меняются, память остаётся. Более того, я как-то думал об этом вопросе. Здесь интересная вещь. Допустим, у нас какой-нибудь дефект на коже. Допустим, ожог. У меня где-то с детства точка была. Я пенопластом горящим капнул. Мужчины — это случайно выжившие мальчики. Капнул пенопластом, на руке ожог на всю жизнь остался. Едва заметный след. А клетки-то меняются. Получается, они с ожогом меняются. Интересно.

00:48:08 У меня была молодая кожа, а сейчас старая. Они же регенерируются, они молодые. Могли бы в молодые регенерироваться. А они, сволочи, в старые регенерируются. Получается, принцип вечной жизни возможен даже в материальном теле. У нас клетки регенерировались всё время бы в шестнадцатилетние, и мы были б всегда шестнадцатилетними. Класс. Но мир по-другому устроен, и победить пока никому не удалось этот вопрос. Я как-то смотрел передачу. Есть люди широко известные, когда очень быстро стареют по непонятным причинам. Прямо начиная с детей, с грудничков. Что-то происходит, и человек раз — и уже бабушка за год, натуральная бабушка.

00:49:05 А есть, я смотрел программу с этим человеком. Ему было 46 лет, а вид был лет на 20. Он попал в аварию, и после этой аварии перестал стареть. И интересно что, у него уже дети его возраста. Он развёлся с женой, тусуется с молодёжью, в походы ходит с ними. Поначалу, кажется хорошо, а потом я смотрю, как он живёт, и понимаю — нет, плохо. У него сознание не растёт, на этом уровне сохраняется, на уровне 18-20 лет. Он не стареет ни телом, ни душой, с материальной точки зрения. Все его интересы там же и лежат. Он никому не говорит, сколько ему на самом деле лет, когда с кем-нибудь знакомится. Потому что они будут в шоке все. Вот что-то с телом произошло. Что с ним будет дальше не известно. Каким он умрёт и когда, непонятно. Но понятно, что он ресурсы организма задействует на полную катушку уже много лет подряд.

00:50:15 [Из зала задают вопрос]: А йоги так могут?
[Роберт]: Йоги легко. Правильные йоги, настоящие могут. Но у них сознание другое, они этими вещами не занимаются. Это болезнь, и учёные не знают, что с ним делать.
[Из зала]: Это для них такая специальная загадка. Чисто для них мне кажется.
[Роберт]: Наверное.
[Из зала]: А так что хорошего, так и будет жить на вокзале.
[Роберт]: С этой точки зрения да, сознание стоит на месте. Проклятие по-хорошему, так если рассуждать. Просто проклятие.

Ответы на вопросы

Почему мы не помним свои прежние жизни

00:50:52 [Из зала]: Почему мы не помним свои старые жизни?
[Роберт]: Потому, что наши желания меняются, мы же это проходили. Желания меняются, соответственно, надо менять тело.
[Из зала]: Ну вот, знали бы.
[Роберт]: Нет, мы не можем знать.

00:51:14 Тогда многие желания не исполнятся никогда. Если взять чистую душу, у которой появилась зависть к Богу, и она заслужила рождение в материальном мире. Если её в том виде, в котором она там есть, поместить сюда, она здесь даже секунды не проживёт. Настолько очевидно, что тут ничего интересного. Нас сейчас завести в детский сад и сказать, что вы хотели поиграться, играйтесь. Мы скажем: «Нет, нам не интересно, нам это скучно». А если нам дубиной по голове двинуть, и мы скажем: «О, нормально! Можно поиграть». Так вот нам всем двинули дубиной. Этот процесс «двинуть дубиной» называется на санскрите тамасо-буддхи — осквернённый невежеством разум. Это удар дубиной по голове. Все, кто получают здесь рождение, и святые тоже! Святые, которые идут с миссией от Господа, у которых нет кармы, они просто идут выполнить желание Господа, идут в материальный мир.

00:52:18 Чтобы всё было на равных, чтобы мы потом не говорили: «Он святой, понятно! Чего он с духовного мира пришёл, ему легко». Чтобы мы этого не говорили, он тоже получает удар дубиной по голове, и у него та же обусловленность изначально. Но у него нет вкуса к низким наслаждениям. Поэтому он быстро из этого всего выходит. А мы здесь продолжаем сидеть. Если этого не произойдёт, то здесь вообще никто не задержится. Если нам сохранять память, у нас останутся желания. Понимаете?
[Из зала]: Мы здесь духовный опыт нарабатываем, нарабатываем, а в следующей жизни его не помним?
[Роберт]: Нет, духовный опыт мы помним, мы об этом говорили. Духовный опыт — это бхакти сукрити называется. Он сохраняется навсегда. В этом ценность основная. Материальный опыт… Допустим, я хочу стать пианистом, ничего другого не хочу. Я готов по 12 часов в день заниматься музыкой. Я занимаюсь.

00:53:18 Я потратил целую жизнь, но карма была плохая, и я не смог достичь того, чего хотел. Неплохо играю, но, чтобы суперзвездой, всемирная знаменитость, такого нет. Но желание у меня сохранилось. Если я его сохранил, Господь в следующей жизни даёт возможность его выполнить. Теперь я прихожу в новом теле, меня в пятилетнем возрасте приводят в музыкальную школу. Я там трынь-трынь-трынь-трынь-трынь. Преподаватель в шоке! Говорит: «Он у вас гений! Вы что! Он гений! Ему надо заниматься!» Я начинаю заниматься и достигаю на вторую жизнь. Я утрирую, может на третью, может на пятую, не важно. Принцип мы понимаем, что сложились обстоятельства, я всемирно известный музыкант, всё классно! Но при этом я вижу, что в жизни ничего не изменилось, бухать начинаю потихонечку. Счастья нет. Я вершины достиг, лестница кончилась, дальше ступенек нет, лезть больше некуда. Я уже на вершине.

00:54:20 Когда я лез, я надеялся, что там у меня что-то появится, что я стану самым счастливым на свете. Вот я долез, а там ничего нет. И я бухать начинаю. Так получается. Следующую жизнь я рождаюсь, меня отдают в музыкальную школу, мне пять лет. Они мне дают задание, я это задание легко. Они опять кричат: «У вас гений, надо заниматься!» И я на этом «у вас гений, надо заниматься» так и остаюсь. Никуда не двигаюсь. У меня изнутри импульс: «там счастья нет. Мы туда не пойдём, нам там делать нечего, мы там уже были». Поэтому у меня эти задатки вроде как ещё есть, потому что я его с тонким телом перенёс, но желания у меня никакого нет. Поэтому я не хочу туда развиваться. Сколько бы мне педагоги не вдалбливали, я буду отказываться. Я не стану этого делать. Всё! Это всё происходит, потому что нам нужно эту вещь удовлетворить и понять, что ничего хорошего там нет.

00:55:27 Если нам это знание дать сразу, мы не будем в эту игру играть, но желание у нас останется. У нас будет мысль, что Бог создал мир несовершенным. Поэтому у меня есть желание, а Он не даёт мне его исполнить. Люди часто говорят: «Почему Бог не создаст мир, где всё хорошо, где не будет войны». Как ты его создашь? «А я хочу воевать, а вы все для меня козлы, и я вам всем морду набью! Если вы все вместе мне набьёте, то я вас поодиночке буду ловить. Это моё желание, я этого хочу! Ну что сделаешь? Я хочу! Всё!» Что делать с такими людьми? Мы их посадим в тюрьму! Но это же насилие, это война. Ради мира вы начинаете войну. Так оно и есть сейчас в мире.

00:56:26 Или кто-то говорит: «Чтобы все было хорошо, чтобы все друг друга любили». Но это зомби! Кому хочется, чтобы его любили зомби? Ходили за тобой везде такие зомби. Никому. Мы хотим иметь отношения со свободными людьми, чтобы эти отношения были результатом их свободы воли. Тогда это нас устраивает. Если мы сейчас заколдуем всё наше окружение, они все будут нас любить. Но мы при этом будем знать, они меня любят не по-настоящему, а потому что мы их околдовали. Кому это надо? Никому не надо. Если у меня есть какое-то желание — украсть самый большой бриллиант на свете — я смотрю возможность, как его исполнить. Мне всё равно, что воровать аморально. Меня это не интересует. Я хочу им завладеть. Если создать ситуацию, что его невозможно украсть, то я уйду из этого мира с этим желанием.

00:57:25 Я покину тело, а желание так и останется. Я его не удовлетворил. У меня оно со счастьем связано. Я думаю, что, если я его украду, то у меня будет счастье. Поэтому Господь говорит: «У тебя не будет счастья, поэтому мы тебе дадим возможность его украсть. Сейчас этот отвернётся, тот заснёт на посту, а сигнализация сломается. И ты в этот момент украдёшь». И идёт и крадёт. Счастья нет, лестница кончилось. Поэтому невозможно избавиться от смерти, и невозможно отдать память. Иначе не сработает вся схема.
[Из зала]: Каждую жизнь новую живёт. Если он не пианист, если нет задатков, то в каждой жизни по-новому пробует? И счастья всё равно не находит?
[Роберт]: Нет.
[Из зала]: У него нет одной линии.
[Роберт]: Мы чему-то посвящаем, думаем, что вот в музыке будет счастье.

00:58:26 Достигли вершины, нет счастья. Теперь мы думаем: надо было боксёром становиться на самом деле. Пусть даже счастья не будет, хоть морду набью всем. И началась новая медитация, новое желание. Теперь мальчик, которого пытаются насильно заставить играть на пианино, идёт к хулиганам, учится драться. И не остановить его ничем. Потому что его жена в прошлой жизни ушла с боксёром, и у него теперь комплекс. Он думает: «Вот она с боксёром ушла, потому что он боксёр. А я музыкант, лошара».

Чем отличается брак и проституция

00:59:09 [Из зала]: Я хотела добавить. На другие Ваши слова у меня сработало. Когда нам показывают, что любят, это не всегда искренне. Зато, если нас явно не любят, это откровенно. Вы про зомби говорили. Применить к нам такой взгляд.
[Роберт]: Это как раз тот пример, который мне Михаил Юрьевич сегодня приводил. Он мне приводил, чтобы я вам его привёл, но я как-то не собрался с мыслями. Он приводил о том, что, если, допустим, богатый бизнесмен нанимает себе женщину в командировку. У него дома жена, дети, а он в командировку едет на две недели. Он буквально нанимает женщину, она делает всё, что ему нужно. В том числе погладить белье, если надо, по хозяйству.

01:00:13 В кровати, всё по полной программе. Общество осуждает это традиционно. Проституция — это плохо. Но при этом, если мы с философской точки зрения начнём смотреть, а чем отношения в браке отличаются? Какое кардинальное отличие?
[Из зала]: В обычном?
[Роберт]: Да. В обычном браке. Почему мы этот вариант называем проституцией, а вариант замужества называем священным союзом?
[Из зала]: Они верность хранят, значит это священный союз.
[Роберт]: Даже, если верность хранят, это ничего не меняет.
[Из зала]: Зависит от долговременности. Зависит от цели. Если не духовный брак. В цене. Понятно, что дешевле, что дороже.
[Роберт]: Нет, это не важно. В цене есть существенное отличие.

01:01:12 В первом варианте она оговорена, и она прописана, а во втором варианте мужчина может никаких денег не заработать, и женщина мало что получит. А, может, наоборот стать очень богатым, и она получит гораздо больше.
[Из зала]: Бывает ещё брачный контракт.
[Роберт]: Да, бывает. Но это для нашего общества пока, слава Богу, не типично.
[Из зала]: Значит этим и отличается. Всё в семейной жизни более правильно.
[Роберт]: Нет. С материалистической точки зрения нет вообще никакой разницы. Разница есть. Первый вариант честнее.
[Из зала]: Какой?
[Роберт]: С проституткой. Потому что там заранее чётко всё оговорено, никаких ложных ожиданий. Я вот так, ты вот так. Согласна? Согласна. Всё, поехали.
[Из зала]: Нет. Замужество всё-таки выше идёт, понятие уже не о деньгах. Там говорят: и во здравии, и в болезни вместе с человеком.

01:02:24 [Роберт]: Где мы видим это на практике? У меня товарищ. Сколько ему сейчас? Сорок два, наверно. И не женат. Развёлся лет десять назад. Нормальный парень, даже можно сказать, симпатичный, с высшим образованием, женился. Как все обычные люди. Хорошо работал, хорошо зарабатывал. И дальше случается неприятность в жизни. На даче пожар, и нужно было что-то ценное оттуда извлечь. Он пошёл извлекать. При этом подвыпивший был слегка. В результате ожог 80% кожи. Инвалид, парализован длительное время был, в коме. Жена с ним тут же развелась.

01:03:26 [Из зала]: Это Ваш частный опыт.
[Роберт]: Да, безусловно.
[Из зала]: Не отворачивается, бывает, жена и выхаживает. По-разному бывает.
[Роберт]: Нет, мы не об этом говорим.
[Из зала]: Нет, мы говорим, когда в браке деньги не оговариваются, это уже выше всё-таки.
[Роберт]: Попробуйте тогда не давать то, что она ожидала. У неё были ожидания, попробуйте не давать. Она вам быстро объяснит, что к чему.
[Из зала]: Это про женщин. У женщин да.
[Роберт]: Если мы не введём сюда элемент Бога, то никакой разницы нет. Нет, разница, как я уже сказал, с проституткой честнее.
[Из зала]: Это другой взгляд, то есть мы зазомбированы?
[Роберт]: Мы зазомбированы, совершенно верно. Если мы вводим элемент Бога, тогда другое дело. Тогда всё меняется на корню.

01:04:23 [Из зала]: У мужчин всё по-другому. Им не надо там разжиться. Женщины — с ними понятно — им нужен грузчик, шофёр, охранник, кошелёк. Хорошо, мне нужна хорошая любовница.
[Роберт]: Почему хорошая любовница? А что, есть желающие себе стирать? Или готовить? Или убираться дома?
[Из зала]: Готовить и стирать — это не проблема.
[Роберт]: Я не оправдываю мужчин. Мужчины точь-в-точь в таком же положении по отношению к женщинам. Богатая женщина тоже может себе ухажёра нанять. И это будет более честный вариант, чем она выходит замуж. Всё то же самое, абсолютно симметрично. Просто у мужчин одни интересы в этом союзе, а у женщин другие интересы. И они друг друга дополняют. Бизнес партнёры.
[Из зала]: Бухгалтерское счастье.
[Роберт]: Да, бухгалтерское счастье, совершенно верно. Речь о том, что в этих аморальных отношениях с проституткой все заранее оговорено.

01:05:25 А в том союзе, который принято называть моральным, ничего не оговорено, но это мало что меняет. Суть от этого не меняется. В каких-то случаях даже хуже. А как вы думаете, как себя чувствовал мой товарищ, от которого жена ушла? Пока он зарабатывал деньги, она была с ним. Но жизнь к ней такой попой повернулась, что караул! У неё был ухажёр, она в расчёте на это и ушла. В результате ухажёр так и не «выстрелил». С мужем поссорилась, никаких шансов на обратную дорогу. А он более-менее оклемался через год. Похрамывает, но всё-таки сам передвигается. Его сохранили, у него были хорошие отношения на работе, его там оставили. У него по-прежнему нормальная зарплата. Прошло какое-то время, он нашёл женщину, женился. У него ещё и ребёнок появился. Она на него теперь смотрит с завистью.

01:06:33 [Из зала]: То есть ситуация в жизни всё равно накажет.
[Роберт]: Может не в этой жизни, в следующей. От кармы не уйдёшь. Раз у тебя есть неправильное сознание, значит рано или поздно тебе будут объяснять. Вопрос времени. Поэтому тут всё очень абстрактно. То, что мы привыкли опираться на какие-то ценности — общество, мораль, нравственность — оно всё очень зыбко. Если у нас нет в жизни Бога, то всё, буквально всё можно рассматривать в таком свете, что нам ужасно станет. Но, если мы связываемся с Богом, то даже самое ужасное наше положение, с материальной точки зрения, становится вполне нормальным. Вопрос, что надо развить эти отношения. Это да! Без этого нельзя.

Освобождение от грехов и желаний

01:07:31 [Из зала]: Всё равно тяжело. Думаешь, куда ты попал? В этот мир вообще. Ты думаешь: «Куда ты попал?» Чем больше знаешь.
[Роберт]: Мы хотели этого. Нам здесь нравилось. Нас никто сюда насильно не заставлял идти, и до сих пор не заставляет. Мы обнимаем дерево. Этот пример по-прежнему корректен. Мы обнимаем дерево и кричим, что нам это не нравится. Так отпусти. Или ещё отличный, пример, анекдотический такой. Как человек шёл по узкой, горной тропе и сорвался. Сорвался, зацепился за куст и висит. Кричит: «А-а-а-а! Помогите! Кто-нибудь! Помогите!» Слышит голос: «Я — твой Господь, ты можешь ничего не бояться, я всё для тебя сделаю, отпускай куст» — «А есть здесь ещё кто-нибудь?»

01:08:34 Мы привязаны, не доверяем даже Богу, ничего не сделаешь. Он говорит: «Отпускай куст», а мы не отпускаем. Мы говорим: «Может ещё кто-нибудь есть, какие-нибудь ещё варианты есть? Я готов их рассматривать и использовать».
[Из зала]: Значит, большой смысл есть в появления здесь. Если даже с райских планет стремятся сюда попасть, чтобы пройти здесь конкретную проверку. Значит, нам повезло, что мы здесь оказались?
[Роберт]: Безусловно! Но мы можем не использовать эту возможность. Мы можем купить билет и не поехать, всех обмануть.
[Из зала]: Ну да.
[Роберт]: Мы билет купили, осталось только поехать. Возможность есть. То, что мы сюда попали вовремя, это однозначно! Это удача просто фантастическая.

01:09:36 Очень трудно привести пример даже — насколько она велика. Но что толку-то? Вокруг нас миллионы людей, которые в этом же положении, они также удачливы, но они и слышать не хотят ни о чём этом.
[Из зала]: Но постепенно всё наладится?
[Из зала]: Постепенно Кали-юга закончится.
[Роберт]: В высшем смысле слова он прав. В конечном итоге практически все уйдут к Богу, но вопрос стоит, какой ценой!
[Из зала]: Я имею в виду, что всему своё время. У нас уже путь начался, мы уже на нормальном пути.
[Роберт]: Дай Бог! Мы на нормальном пути, я с Вами полностью согласен. Вопрос в том, что уйти за одну жизнь очень трудно.

01:10:33 Очень трудно! У Мирочки есть полный шанс. Вот, у Миры.
[Из зала]: Нет.
[Роберт]: Есть. Я знаю. Она никогда не ела мяса, она родилась в семье преданных. Соответственно, она никогда никаких греховных действий почти не совершала, так по мелочи. Соответственно, у неё есть какой-то вкус. Ей прививали это знание с первых дней жизни. Поэтому её шансы выше, безусловно, чем у меня.
[Из зала]: А как же экадаши? Сжигает миллион грехов!
[Роберт]: А при чём здесь грехи? Грехи не сами по себе проблемой являются. Экадаши сжигают. Вопрос не в греховности. Вопрос в том, что, если у нас желание грешить не удаляется, то, что толку, что у нас грехи сжигаются?
[Из зала]: Если очищения процесс, то желания уходят.
[Роберт]: Нет. Я говорю не об этом. Что значит очищение? Мы под очищением называем как раз очищением от желаний, а не от последствий грехов.

01:11:36 Последствий грехов мы бояться не должны. Да, это наказание, это неприятно. Но! Если бы мы знали, что это даст нам возможность избавиться от желаний, то вообще не проблема. Мы миллионы жизней страдали, миллионы. И что сейчас отстрадать, допустим, пять. Но, если бы мне дали гарантию — сказали всё, теперь точно последние пять жизней, и больше никаких проблем — тогда можно расслабляться. Проблема в том, что не факт, что, даже избавившись от этих грехов, избавимся от желаний. От желаний трудно.
[Из зала]: Надо привязаться к Всевышнему.
[Роберт]: Правильно, привязаться к Всевышнему надо, совершенно верно. Это единственный способ, никакого другого нет. Освобождать от грехов нас можно бесконечно долго, и мы их совершим опять. После какого-то времени мы их опять начнём совершать.

01:12:34 Так устроена природа наша. У нас есть желание получать это блаженство, удовольствие, счастье. И мы постараемся любым способом этого достичь. Так хитро это устроено. Люди в аду умудряются наслаждаться, привязываться. Им жалко его покидать потом. Они привязываются даже к этому. Человек умудряется выжить. Я вас уверяю, если сейчас нас заставить делать какие-нибудь сумасшедшие вещи, прямо совсем сумасшедшие, через какое-то время мы найдём в этом вкус. Пройдёт какое-то время, и мы начнём извлекать из этого удовольствие. Хотя сейчас вам поначалу покажется это отвратительным. Поэтому мы не должны удивляться, что бомжи что-то обсуждают на своей помойке.

01:13:35 Если они пакетик «Липтона» старого нашли, то это круто, а если «Ахмад», то это не очень круто. Они реально научились извлекать из этого удовольствие, из того положения, в котором находятся. И для них так же, как для нас, такое-то стечение обстоятельств — это счастье, а такое стечение обстоятельств —несчастье. Для них точно также. Что-то найдут в этой помойке, и натурально счастливы: «О! Классно! Это мне как повезло, это раз в год не найдёшь!»[Из зала]: А правда, она у кого настоящая: у бомжей или не у бомжей? То есть пока ты не бомж. Мы в Мацесте были и говорили, что кто-нибудь будет есть из одной тарелки, где ела собака. Все типа да нет, никто не будет, это. Но, если человек оказывается в экстремальной ситуации, он не только из этой тарелки ест, он у собаки отбирает и сам ест.

01:14:45 [Роберт]: Да.
[Из зала]: Буквально, десять дней его не кормить, он у собаки всё отберёт и съест.
[Роберт]: Не просто отберёт, он задушит её и из её желудка все заберёт и тоже съест.
[Из зала]: Да. Правда настоящая, которая ближе к Богу, она у кого? Кто раньше думал, что он не будет из этой тарелки есть, или у того, кто уже у собаки съел? Правда к Богу какая ближе?
[Роберт]: Они одинаково далеки.
[Из зала]: Есть йоги от себя отрезали, кормили тигрицу. А сейчас кого сравниваем?
[Роберт]: Он не об этом спрашивает.
[Из зала]: Я не об этом говорю. Я говорю, что человек пока не погрузился в эту ситуацию, он думает о себе лучше. Но когда он в экстрим попадает, он сам про себя узнает, что он не такой уж и хороший. Есть фильм один американский. Команда бейсболистов, юношей, полетели куда-то через Анды. Самолёт разбился, они упали. Самолёт разломился пополам. И они там остались, съели по-быстрому всё, а там градусов -30°С. Их родственники, которые разбились, погибли.

01:15:53 [Роберт]: И их тоже съели.
[Из зала]: И один говорит: «Ну чего?» Они голодают. Они думали, что их по-быстрому найдут, а их не находят и не находят. И один говорит: «Ну что, давайте их есть». Все так возмутились: «Как? Это наши родители! Как мы будем их есть?» Они ему набили морду. Но дней через десять пошли. Берут стёклышко, отрезают ногу. И всех съели. Они остались живыми, и где-то через полгода вернулись туда, где жили, в свой город. Сидели между собой в кафе, и никто не знал, что они съели своих родителей. Но у них опыт, который они прошли. С помощью этого опыта они стали лучше или хуже? К Богу они стали ближе или дальше?
[Роберт]: Равноудалены.
[Из зала]: Равно?
[Роберт]: Да. Это вообще к нему не имеет никакого отношения.
[Из зала]: Почему?
[Роберт]: Потому что это все материально. Это гуны. Кто-то выше по гунам, кто-то ниже.

01:16:53 [Из зала]: Это понятно. Но человек сидит и думает, я из этой тарелки не буду есть. А если ему жизнь подкинет вариант, что он не только из неё есть, он её оближет даже. Это ему не зря даётся, для чего-то даётся. Чтобы он лучше стал или хуже?
[Роберт]: Дело в том, что карма глобально — это механизм по исправлению нашего неправильного характера. Поэтому нам всё даётся, чтобы мы стали лучше. Абсолютно всё.
[Из зала]: Значит, тот, кто говорит, что не будет из этой тарелки есть, он ещё не осведомлён полностью?
[Роберт]: Нет. Если бы знать обстоятельства, то любой бы то же самое сказал. Если вы раскрываете человеку условия, то любой скажет: «Да, если меня не кормить десять дней, то я и у собаки съем».
[Из зала]: Нет. Люди уверены, что они никогда не будут у неё есть.
[Роберт]: Просто они не испытывали голода настоящего. Просто они не испытывали. Либо не хватает разума.

01:17:54 [Из зала]: Нет, в Мацесте весь зал говорил, что ни в коем случае.
[Из зала]: Зарекаться нельзя.
[Роберт]: Даже по Ведам говориться, что человеческая жизнь выше. Даже убить собаку и съесть в таких случаях можно. Если реально угроза вашей жизни, то ваша жизнь ценнее. Поэтому её надо спасти.
[Из зала]: Но на самом деле угрозы нет.
[Роберт]: В каком случае?
[Из зала]: Конечно есть.
[Роберт]: Нет. Она может быть угрозой. Ты оказался на необитаемом острове, и у тебя нет вариантов.
[Из зала]: На нет и суда нет.
[Роберт]: Нет, нет, нет. В Писаниях написано: в таких ситуациях ты можешь использовать тела животных для того, чтобы выжить.
[Из зала]: Ведь главное молитва. Тогда кокос свалится.
[Роберт]: Мне кто-то задавал как раз об этом самом вопрос такой. Это от сознания зависит.

01:18:50 Кто-то в этих Андах, если он мудрец на высоком уровне, понятно он не будет есть человечину.
[Из зала]: Это я задавала этот вопрос.
[Роберт]: Он оставит тело.
[Из зала]: Я спрашивала, как правильно будет поступить, если я окажусь в экстремальной ситуации. Как правильно? Роберт очень так проецировано ответил.
[Из зала]: А как правильно?
[Роберт]: Это зависит от уровня сознания.
[Из зала]: Я сказала, может мне тогда проще пойти в горы и с мантрой на устах замёрзнуть?
[Роберт]: При определённых условиях — да.
[Из зала]: Роберт сказал, если ваш уровень сознания такой, пойдите спокойно.
[Из зала]: Нет, был же пример про блокадный Ленинград, про вегетарианцев, которые не стали есть.
[Роберт]: Нет, это понятно, я сейчас не об этом говорю. Я говорю, что мы должны иметь чёткое понимание, как поступать. И Веды нам дают это понимание, вот и всё.
[Из зала]: Я про это же.
[Роберт]: Мы до последнего будем надеяться, что Господь нам поможет. Но может быть Его помощь как раз в том, чтобы мы переступили через это, мы же не знаем. Как притча про благочестивого еврея во время Вселенского потопа.

01:19:58 Начинается потоп, все куда-то бегут. В горы, куда-то ещё. А человек стоит посреди двора, и пробегающие люди говорят: «Спасайся! Потоп!» А он говорит: «Я за всю жизнь ни одного греха не совершил. У меня отношения с Богом. Он меня спасёт». Соответственно, остаётся. Люди уходят. Другие бегут, его зовут, то же самое. Уже вода подступает, уже на лодках мимо соседи плывут, говорят: «Ты что! Давай, залезай! Поплыли!» Он говорит: «Нет, у меня отношения с Богом, у меня всё хорошо». Короче, он тонет. И когда он оказывается на небесах, он недоуменно говорит Господу: «Ты меня не спас?» На что Он ему отвечает: «Я за тобой троих посылал».
[Из зала]: Или с лотерейным билетом.
[Роберт]: Да. Или с этим лотерейным билетом: человек всю жизнь молился выиграть в лотерею и так и не выиграл.

01:20:57 Когда встретил Господа с претензией к нему, на что Он ему говорит: «Ты бы хоть раз купил лотерейный билет что ли». Если уж хочешь этого, так, соответственно, делай что-то. В различных ситуациях мы должны иметь представление, как нужно действовать. В том числе Ирине я объяснял, что, если уровень сознания высокий, вы можете не связываться со всем этим человекоедением, а спокойно оставить тело с молитвой на устах, и всё будет хорошо. Но у кого такой уровень? Я уверен, что на сегодняшний день у нас ни у кого такого уровня нет. Мы должны исходить из того, что у нас есть. Должны понимать, что наша жизнь ценна. Что у нас есть шанс вернуться к Богу. И, если мы оказались в такой экстремальной ситуации, мы вдвойне должны понять, что, в принципе, Господь уже готов нас убить.

01:22:00 Он поставил нас в условия, где мы должны умереть. Мы, пользуясь, может быть не самыми хорошими методами, типа человекоедения, всё-таки выживаем. Но теперь остаток жизни, раз вас всё равно спасли, посвятите Богу на 100%. Не на 15, ни на 20, и даже ни на 50, а на 100. Вы в Андах должны были остаться, но вас всё-таки спаслись. Теперь сделайте всё, как положено. Это единственная мораль, которую можно из этого вынести. А если мы это делаем с медитацией, что мы вернёмся домой и будем наслаждаться с вином, женщинами, то встаёт вопрос: чего ради мы опустили себя на такой низкий уровень, что съели своих родителей? Уж лучше помереть в этих Андах тогда. Уж больно цель не оправдывает средства.

О важности чтения Бхагавд-Гиты — история участницы курса

01:23:00 [Из зала]: Можно про «Бхагавад-Гиту» спросить?
[Роберт]: Конечно.
[Из зала]: Я в 20 лет где-то, эти книги только появились, на барахолке увидела эту книгу, не преданные раздавали, я её купила. И хотя была мясоедкой, была в замужестве таком — тама-гуна у меня была сплошная. Я её спокойно прочитала. Полностью прочитала. Мне было 20 лет. И меня не удивило, как будто, так и надо. Я читала, и у меня не было такого, что это неправда. Хотя я крещёная была. Особенно картинки меня поразили. Что много спишь, будешь медведем. И круговорот, он меня просто заворожил. Когда смерть косит, потом опять ребёнок появляется. Я даже пробовала мантру прочитать. Но сейчас я знаю, что без духовного учителя понять такие вещи нельзя.

01:24:02 Что дальше происходило. Эта книга просто у меня была, потом, как мне сказали, что она меня спасала. У меня было много таких ситуаций, у многих наверно было — своим одним присутствием. Но я этого не понимала. Потом она как-то она «ушла», не знаю куда. И у меня было все эти годы желание её заново приобрести. И я заказала в Ozone, по интернету. Почему-то просто хотелось, чтобы она была у меня. У меня дома коллекция полностью религий различных: Дао, все, все, и Лао Цзы. И когда появилась опять «Бхагавад-Гита», 20 лет прошло. Тогда я её прочитала, а сейчас боюсь её до сих пор открыть. Вот она у меня стоит, я ей поклоняюсь. Она у меня на алтаре стоит. И она у меня выжила все остальные книги. Мне больше ничего не интересно стало. Я поразилась. Хотя другие тоже священные есть книги, но она все отодвинула.

01:24:58 У меня с ней связаны были три знаковых случая. Но сам факт, что я её открыть не могу. А сейчас я узнала, её оказывается надо вслух только читать. Если я буду читать на работе, например, в электронном виде, это не то. Я не могу вслух. Вслух дома у меня времени нет, но у меня ещё и страх. Вот её просто прижать к сердцу, обнять хочется. А открыть её боюсь. Представляете — в 20 лет прочитала, 20 лет прошло, — я её боюсь открыть! Что это такое?
[Роберт]: Не знаю. Можно читать и не вслух, ничего страшного. Я видел человека, который 120 раз её, что ли прочитал, половину на английском читал. Раз 50 на английском читал. Такой большой поклонник «Бхагавад-Гиты» и большой знаток. То есть хорошо, наверное, вслух, но не обязательно, можно читать.

01:25:58 Шрила Прабхупада в данном случае функции духовного учителя выполняет. Когда вы читаете его комментарии, то вы с ним общаетесь. И это очень важно. Именно поэтому я пример с «Битлз» приводил, когда они спрашивали: «А кого слушать? Какого гуру? Смотрите, сколько переводов!» Это как раз об этом. Шрила Прабхупада объяснил, что нужно искать того, кто является представителем Кришны. И он являлся представителем. Когда вы читаете, это вас точно продвигает. Поэтому читайте, даже пусть про себя, но читайте. Это очень важно.
Я хотел ещё одну мантру прочитать, но время — возможно кто-то какие-то дела спланировал.

01:26:53 Я думаю, мы в следующий раз её прочтём, и даже может быть и лучше. То есть 2.14 следующая мантра, она тоже входит в 108 самых важных шлок «Бхагавад-Гиты». Давайте до следующего раза оставим. Если будут какие-то вопросы, то вы их записывайте, тогда вы сможете их задать. Ирина явно записывает.
[Из зала]: Да, а то улетает мысль.
[Роберт]: У всех улетает.
[Из зала]: Ирина успевает в двух местах вопросы задавать.
[Роберт]: Да. Она серьёзно к духовной жизни относится, молодец. Всё, давайте, до четверга.