Дхарма. Три этапа вожделения. Варнашрама дхарма.

29 January 2015
Отличие кармы и судьбы. Зачем избавляться от хороших самскар. Доши — три вида жизненной энергии в теле. Как трансформировать свои отрицательные качества в духовные. Причина деградации общества. Три аспекта вожделения. Варнашрама-дхарма
лекция для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:35:03 | качество: mp3 64kB/s 34 Mb | прослушано: 415 | скачано: 323 | избрано: 19
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Ответы на вопросы

00:00:00 [Роберт]: Добрый вечер всем, кого я ещё лично не поприветствовал. Мы начинаем нашу очередную встречу традиционно с вопросов. У нас по прошлой нашей лекции есть вопросы? Вопросов нет в двух случаях: или вообще ничего не поняли; или всё поняли очень хорошо.
[Из зала]: Всё поняли очень хорошо!
[Роберт]: Всё поняли очень хорошо. Ну, что же. Оно ещё проявится позже. У нас есть вопросы из интернета. Их немного стало. Всего два.

Отличие кармы и судьбы

00:00:43 [Роберт читает вопрос]: Карма и судьба разные понятия? В чём отличия?
[Роберт]: Карма и судьба очень близкие понятия, но санскритский термин более ёмкий, он больше всего предусматривает. А так это практически одно и тоже.

Зачем избавляться от хороших самскар

00:01:06 [Роберт читает вопрос]: А что с хорошими самскарами, которые идут из наслаждений или радости? Глобально зачем выходить из круговорота в этом случае?
[Роберт]: Мы эту тему обсуждали не раз. Я предполагаю, что человек, задавший этот вопрос, отсутствовал на каких-то лекциях, где мы это разбирали. Поэтому, мне интересно услышать ваш ответ. Кто-то сможет сформулировать ответ для человека?
Мы говорили, что самскары остаются как впечатления от наших действий, событий в нашей жизни. Они оставляют глубокий отпечаток, и наше тонкое тело наполнено этими самскарами, их там миллионы. И когда мы получаем рождение, часть из них активируется, они будут являться определяющими для нашего мышления и служить для того, чтобы мы реализовали какую-то карму. Как положительную, так и отрицательную.

00:02:16 Есть необходимость избавиться от отрицательных самскар — это понятно. Но зачем избавляться от положительных, зачем вообще выходить из этого круговорота, если у тебя только положительные самскары, они будут вести тебя по пути наслаждений, и всё будет хорошо.
У нас есть микрофон. Давайте попробуем ответить так, чтобы человек услышал, а я пойму насколько вы эту тему усвоили – хорошо или не очень. Может быть какие-то потребуются разъяснения.
[Из зала]: Может быть я неправильно понимаю, но положительные самскары всё равно остаются, тогда - это карма, мы не выходим на трансцендентный уровень. А если мы избавляемся от всех самскар, тогда мы, соответственно, туда и переходим.

00:03:16 [Роберт]: Человек спрашивает: «А зачем я от положительных буду избавляться? У меня есть самскара, что я хорошо отдыхал в Таиланде. Я ещё раз поеду отдыхать, нормально. Почему бы нет?»
[Из зала]: Это зависит от цели. Если человек хочет прийти к Богу, тогда он хочет избавиться от всех самскар. А если он хочет наслаждаться бесконечно, тогда он будет жить по этим своим положительным самскарам, набирать благочестие, жить на райских планетах...
[Роберт]: Я не могу с этим согласиться. Есть у нас ещё варианты?
[Из зала]: Проблема в том, что благочестие когда-то всё-таки закончится, а желания остаются и они могут привести к тому, что человек ради их достижения может совершить греховный поступок. И тем самым начнётся его путь к падению и деградации.

00:04:13 [Роберт]: Какой мы пример приводили?
[Из зала]: Колесо водяной мельницы.
[Роберт]: Наверху колеса лучше?
[Из зала]: Получается лучше вне колеса.
[Роберт]: Лучше вне колеса, совершенно верно. Раз мы привязаны к колесу, значит рано или поздно оно нас опустит под воду и нам будет там плохо. Поэтому, можно бесконечно долго рассуждать на тему того, как хорошо наверху колеса и как долго можно там находиться, но раз мы привязаны к колесу, то рано или поздно оно нас опустит. Поэтому лучше быть вне колеса, это однозначно.
Хорошо. По теме кармы у нас вопросов нет? Вы уверены, да? Материала по этой теме очень много и можно рассматривать этот вопрос с разных точек зрения. Но у нас нет такой задачи, поэтому я не собираюсь делать это подробно. Если кому интересно, у меня есть большая статья на эту тему.

Карма

Виды кармы— личная, коллективная

00:05:28 Сейчас я найду только нужный отрывок. Почитаем какие проблемы с чем связаны. Мне кажется, это многим будет интересно. Карма, которая имеет на нас непосредственное влияние может быть в разных состояниях. Те самскары, которые в этой жизни на нас не влияют, находятся как бы в форме семян. Они когда-нибудь ещё прорастут, но на сегодняшний день никакого влияния на нас не оказывают. Та карма, которая оказывает влияние называется на санскрите прарабдха-карма.
Карма бывает коллективная, то есть распространяющаяся на какие-то группы людей. Допустим, у семьи может быть какая-то карма, у города, у страны. Вся страна связана какой-то проблемой, благочестием или не благочестием, соответственно, все получают какие-то реакции за счёт общей кармы.

Распределение кармы после ухода святого

00:06:59 Это, кстати, относится и к вопросу экадаши. Когда обычные люди уходят из жизни, они забирают свою карму с собой и идут дальше. Когда святые уходят из жизни, у них может остаться какая-то карма. И эта карма распределяется следующим образом: если осталась положительная карма, то она распространяется на его друзей, на семью, на каких-то его доброжелателей, учеников, если он был учителем. А карма, которую мы считаем негативной, отрицательной, распределяется в день экадаши и уходит в зернобобовые культуры. Люди, которые едят в экадаши данную пищу, эту карму берут на себя. Это дополнительный стимул воздерживаться от зернобобовых в этот день. Кстати, завтра экадаши. Кто не знает, завтра экадаши.

Карма и болезни

00:08:21 Разницу все запомнили? Карма, викарма и акарма чем отличаются? Все? Точно? Есть пять человек, которые, я уверен, запомнили, они, как правило, отвечают. А все остальные молчат, меня это немного смущает.
Приведём некоторые последствия подобных действий с точки зрения теории кармы и современных разработок. Проблемы и вероятная причина. Вероятная! Имейте ввиду. Здесь не говориться о том, что это стопроцентно. Вариантов миллион, но есть наиболее частые причины.
Например, если у человека: абсцесс – то это беспокоящие мысли об обидах, пренебрежении и мести. Просто научитесь прощать. Аденоиды – трения в семье, споры. Ребёнок чувствует себя нежеланным. Секс ради наслаждения приводит к рождению ненужных детей, нежеланных. Определите цель создания семьи и рождения детей.

00:09:47 Алкоголизм – низменные цели не удовлетворяют душу, и приходит чувство собственной бесполезности и слабости. Непонимания своих обязанностей перед семьёй и обществом лишает человека чувства любви, и он ищет его в вине.
Аллергия – негативное отношение к кому-то из окружающих. Отрицание свободы воли и нежелание поступать правильно.
Амнезия, утрата памяти – страх перед смертью от непонимания законов кармы. Разочарованность в жизни от постоянно совершаемых неправильных поступков.
Ангина – грубость и другие негативные высказывания без желания изменить себя.
Аппендицит – страх за содеянное и негативное отношение ко всему хорошему в жизни.
Артрит – критика, обида, эгоистичное требование любви к себе.
Белые угри – стремление скрыть некрасивую внешность из-за непонимания, что красота определяется качествами сознания.

00:11:06 Бородавки – мелкое выражение ненависти, оскорбление других плохими словами.
Бронхит – нервная атмосфера в семье. Споры и крики.
Бурсит – гнев, желание ударить кого-либо.
Варикозное расширение вен – пребывание в ненавистной вам ситуации. Чувство нерегулярности и задавленности работой.
Воспалительные процессы – условия, которые вам приходится видеть в жизни, вызывают гнев и разочарование. Непонимание, что человек может быть счастливым внутри, а не во внешних обстоятельствах.
Глазные болезни – не нравится то, что вы видите в собственной жизни.
Глазные болезни: астигматизм – боязнь увидеть себя в истинном свете.
Глазные болезни: близорукость – боязнь будущего.
Глазные болезни: глаукома – упорнейшее нежелание прощать.

00:12:31 Глазные болезни: дальнозоркость – нежелание видеть то, что прямо перед вами.
Глазные болезни: детские – нежелание видеть, что происходит в семье.
Глазные болезни: катаракта – неспособность смотреть вперёд с радостью.
Глазные болезни: косоглазие – действие наперекор.
Глухота – нежелание слушать правду.
Дизентерия – страх и концентрация гнева.
Желчнокаменная болезнь – горечь, тяжёлые мысли, проклятия, гордость.
Желудочные болезни – боязнь нового, неспособность усваивать новое.
Запор – нежелание расставаться с устаревшими мыслями. Увязание в прошлом. Иногда, в язвительности.
Киста – постоянное прокручивание в голове прежних обид.
Кровь, повышенное давление – нерешённые, застарелые эмоциональные проблемы.
Кровь, пониженное давление – дефицит любви в детстве, пораженческое настроение - всё равно ничего не получится. Кровотечение дёсен – решения, принятые в жизни, не вызывают радости. Пора задуматься о смысле жизни.

00:13:52 Облысение – страх, напряжение, стремление всё контролировать.
Печень – сосредоточение гнева и примитивных эмоций.
Плохой запах изо рта – грязные отношение, грязные сплетни, грязные мысли.
Пневмония — смотри «Лёгочные заболевания», написано.
Почечные камни – сгустки не растворённого гнева.
Проказа – оскорбления святых. Проказа - это редкость.
Радикулит – лицемерие, страх за деньги и будущее.
Рак – глубокая рана, старинная обида. Великая тайна или горе не дают покоя, пожирают, сохранение чувства ненависти.
Рассеянный склероз – жестокость мышления, как правило от убийства животных.
Селезёнка – одержимость, навязчивые идеи.
Сердце: приступ, инфаркт миокарда, – изгнание из сердца всякой радости ради денег или карьеры.
Храп – упорное нежелание расстаться с устаревшими стереотипами.
Шум в ушах – нежелание слышать внутренний голос, упрямство.
Ячмень – вы смотрите на жизнь злыми глазами, злость на кого-то.

00:15:34 Всё, примеры закончились. В принципе, где-то есть более полный список. У меня в этой статье только это.
Раз у вас нет вопросов, тогда мы в следующий раз разделимся на группы и проведём практическое занятие.
[Из зала]: Можно задать вопрос не по теме?
[Роберт]: Можно не по теме, но микрофон обязателен.

Ответы на вопросы

Какую форму жизни может получить душа

00:16:03 [Из зала]: Я хотела спросить, после райских планет, если душа попадает на среднюю планету, она обретает только человеческую или может обрести какую-то другую форму жизни? Получается, что благочестие заканчивается, но карма остаётся? Или как?
[Роберт]: Благочестие – это часть кармы. Карма может быть положительной. С мирской точки зрения положительной – это благочестие. И может быть отрицательной - это неблагочестие, какие-то греховные действия.

00:16:35 Когда душа возвращается с райских планет, именно с райских, она идёт в человеческое тело. Чаще всего, после смерти человек имеет смешанную карму: и благочестивую, и не благочестивую. Они друг друга не компенсируют. И человек отработает какие-то свои грехи посещением ада. Впоследствии, возможно, жизнью в каких-то других телах, в более низких формах жизни: в животных, в растениях, в микробах, где угодно. Всё от кармы зависит. Писания говорят, что если человек ест корову, то он родится коровой столько раз, сколько волосков на её теле. Это очень много, поэтому с говядиной на земле проблем не будет никогда.

00:17:40 Человек опять проходит этапы эволюции. Есть разные формы, они от многих вещей зависят. Есть ситуации, когда человек сразу после смерти попадает в тело животного. Это называется деградационной формой, когда он с человеческого идёт вниз. А бывает, что человек попадает в ад и, только потом начинает идти вверх. Тогда он родится сначала какой-нибудь инфузорией туфелькой, а затем дальше-дальше развивается по Дарвину. Вот здесь Дарвин был прав. Только всякий раз нужно переродиться. Какие-то вещи человек пропустит, не всё подряд ему придётся проходить. Почему существуют деградационные формы. Человек живёт в семье, он привязан к этой семье. В момент смерти медитирует на то, что ему эта семья дорога, он хочет здесь быть. Но кармы ему не хватает для того, чтобы родиться в этой семье. Тогда он родится мышкой в этой семье или собакой, или котёнком.

00:18:43 Он может случайно прибиться или его пристроили. Никто не думает, что это дедушка. Его гладят, холят, лелеют. К нему даже чувства какие-то испытывают. Но на самом, деле это какой-то родственник пришёл, потому что он медитировал в момент смерти на эту семью. Вот он может попасть в такую форму. И после всех этих животных форм, если у человека остаётся ещё благочестивая карма, его отправляют в рай, чтобы он её там реализовал. Как я уже вам говорил, карма — это же не просто поступок, а ещё множество последствий этого поступка, поэтому набегает очень большой счёт. И реализовать его в условиях Земли будет трудно. Это очень много рождений нужно будет получать. Поэтому, всё оптом собирают и в рай человека отправляют, он там поколбасил, ему там всё хорошо было, и он вернулся обратно на Землю.

00:19:34 Он всю свою положительную карму реализовал. В этом смысле Земля похожа на вокзал. Просто вокзал. Встаёт вопрос, куда мы хотим. Наши поступки определяют куда мы пойдём дальше. Мы просто стоим перед кассой и делаем выбор. Если мы хотим каких-то наслаждений, мы совершаем определённые поступки, которые нас туда приведут.
Попытка человека как-то уж очень хорошо устроиться на Земле — с точки зрения высших сил, с точки зрения полубогов — это смешно. Вы пришли туда на какие-то семьдесят лет, а занимаетесь обустройством: и дом нужен получше, и машина получше. Да смешно! Вы на вокзале палатку поставили и пытаетесь её украсить, фактически. Это просто палатка на вокзале. Вам надо переночевать, пока очередь ваша дойдёт до кассы.

00:20:26 Всё в аренде, ничего нашего нет. Мы сюда пришли голыми, в одиночестве. Так же и уйдём - голыми и в одиночестве, и ничего с собой не заберём. Как Юлий Цезарь велел себя хоронить, помните? Он оставил завещание, [что бы] с распростёртыми руками. Его спросили: «Зачем?» - «Чтобы все видели, что даже такой великий царь как я, ничего с собой не взял, не получилось». Ушёл голый. Нет смысла особо копить земные блага. Тут этот самый подвох, о котором был сегодняшний вопрос. Человек возвращается с райских планет, привык наслаждаться, привык сильно наслаждаться, качественно. Соответственно, он, когда попадает на Землю, ему становится непонятным – а почему как-то всё не очень хорошо складывается?

00:21:22 Если у него есть какой-то остаток хорошей кармы, то у него более-менее богатая семья, хорошее здоровье, возможность получить образование. А если уже не осталось и этого, то он обыкновенное рождение получает и обыкновенную семью. И ему становится всё сильно непонятно. Почему так всё? Вроде как мы должны наслаждаться, а тут одни проблемы.
[Из зала]: А можно ещё маленький вопрос?
[Роберт]: Да.
[Из зала]: А после адских планет, когда человек прошёл наказание, он потом не приходит в форме человека, ему нужно пройти какие-то другие формы жизни, более низкие?
[Роберт]: Там много вариантов. Может быть по-разному. Я в жизни встречал человека, который явно пришёл из этих форм, из адских. Почему я это понял, я сейчас объясню.

00:22:18 Это было первая половина девяностых, у меня был бизнес, и у нас тогда было принято, что всех опекали бандиты. Такие простые ребята, десять процентов отдай им и всё хорошо. И он был одним из них. Я тогда уже был вегетарианцем, и он тоже был вегетарианцем. При этом он был очень жёсткий и даже жестокий человек. При этом - он был вегетарианцем. Я тогда сильно удивлялся. Я ему говорю: «А почему ты вегетарианец?» Он говорит: «Да это же лучше для здоровья, для всего». Я был уже тогда знаком с Михаилом Юрьевичем, и он был для меня авторитетом. Я его спрашиваю: «Как так получается, что этот человек явно бандит и такого замеса жестокого и, тем не менее, вегетарианец?» Михаил Юрьевич мне объяснил: «Вероятней всего, он только что пришёл с адских планет, где он отстрадал за то, что ел мясо». Поэтому это качество в нём сейчас реализовано очень хорошо. Его не заставишь ни за что, никогда. У него внутри это сидит. Он сам этого не понимает, но внутри у него сидит память глубинная, что за это накажут. Естественно, он воздерживается. А за всё остальное его не наказывали. За то, что грабил, убивал – не наказывали. И он считает это допустимо, нормально.

Что можно сделать, зная причину болезни

00:23:51 [Из зала]: Вы сейчас говорили про болезни и про их причины. А вот если, допустим, знать причину, что можно сделать?
[Роберт]: А там же было это описано. Если у тебя какие-то застарелые обиды, то нужно решать этот вопрос, нужно понять, что это такое.
[Из зала]: А если уже болезнь серьёзная? У моего родственника глаукома есть. Вы сказали, что это нежелание прощать. А как это можно сделать? Это же такая болезнь, которую уже никак не остановить?
[Роберт]: Существует два глобально разных подхода к этому вопросу и один подход - духовный. Когда человек понимает, что, в принципе, все его проблемы от того, что у него неправильное сознание. Если так по большому счёту брать, то у всех у нас все наши проблемы по одной единственной причине – у нас неправильное сознание. Поэтому, если есть возможность человеку это объяснить и поставить его на духовный путь в рамках какой-то религии, какой-то конфессии, но главное, чтобы это было серьёзно, авторитетно, то это один вариант. Но, как правило, такого варианта нет.

00:24:59 Людей очень трудно убедить в необходимости какого-то духовного роста. Люди уже сейчас привыкли считать это мифом и так далее. Поэтому есть второй вариант, он тоже рабочий, но он немного другой – психологи.
Они, возможно, докопаются до истинной причины, что он там не может, кому простить и ещё что-то. Возможно, он расстанется с этим и его здоровье станет поправляться. Но мы не должны забывать, что это же по карме, а раз это по карме, значит, человек будет сопротивляться. Вы попробуйте алкоголика заставьте бросить пить. Это же очень тяжело. Что вы не делаете, он всё равно будет пить. Вот берут бомжа с помойки родственники. Находят, отмывают, одевают, выкармливают и всё хорошо. А смотришь, через год он опять в бомжах. Ему не дали альтернативу.

00:26:00 Существуют некие глобальные причины, почему он оказался в таком положении, и эти причины не были решены. Они не внешние, что его надо помыть, покормить. Они глубинные, внутренние. Это его карма. И, если это не решено, то все бесполезно. Это сверху ржавую машину можно покрасить, но она через полгода снова становится ржавой. Вот то же самое здесь. Поэтому, убедить его даже сходить к психологу, возможно, окажется очень трудно. Может быть по карме ему не положено излечение. Вы можете попробовать, но не ожидайте обязательно положительного результата.
[Из зала]: То есть, если какие-то болезни уже есть, то нельзя исправить? Можно, опять же, человеку что-то рассказать, чтобы он понял, допустим, даже без психолога. Если барьер стоит на психолога. Но будущие болезни можно тем самым предотвратить? Есть же такие болезни, которые уже нельзя убрать? С этой точки зрения можно человеку помочь?

00:26:59 [Роберт]: Нет, нужно смотреть с двух сторон. То есть, болезнь, как правило, вызвана какой-то внутренней причиной. Это один аспект. Второй аспект чисто медицинский, физиологический. Соответственно, аюрведа предполагает, что любая болезнь делится на пять стадий. Последняя стадия, пятая, неизлечимая. Четвёртая - трудно излечимая, пятая неизлечимая. Но аюрведа берётся во многих случаях помочь человеку, чтобы болезнь не прогрессировала. Остановить развитие, но удалить уже невозможно. Есть, конечно, стадии, где уже остановить развитие нельзя, уже совсем заброшено, человек через неделю умрёт, тут уже бесполезно, понятно. Но есть стадия, когда человеку можно помогать, ещё можно остановить болезнь. Он уже мучается от неё, но не умрёт, по крайне мере. Такой вариант существует. Поэтому, с какого аспекта мы сейчас смотрим? Если с медицинского, то это один ответ. Если с духовного, то это другой. Как правило, духовный путь — это серьёзная вещь, недешёвая. Поэтому человек должен к этому прийти, к пониманию необходимости. Нужно с ним работать. Если он вам действительно дорог, возьмите на себя такую аскезу и начинайте ему потихонечку проповедовать.

Доши — три вида жизненной энергии в теле

00:28:22 [Из зала]: Спасибо! И можно ещё второй вопрос? Вы на прошлой лекции говорили про продукты. Есть определённые виды продуктов, которые человек любит, тяга скажем так, но они идут во вред. А, к примеру, макароны сами по себе, я думаю, не сильно вредные. Но если добавить туда кетчуп, это же получается уже обман идёт?
[Роберт]: Нет, есть аюрведический врач, который вам чётко всё распишет. Чисто по дошам, но это уже медицинская тема.

00:28:58 Есть три вида энергии, которые в теле человека представлены. У каждого человека есть какое-то процентное соотношение этих энергий, которое для него является здоровьем. Мы, когда отклоняемся от этой точки, становимся больными. Болезнь проявляется по-разному, в зависимости от того, в какую сторону мы отклонились. Какой-то энергии стало больше, чем нам необходимо. Она приносит с собой определённый род болезней. Мы начинаем страдать. Любое питание, всё что мы потребляем внутрь, как Задорнов говорил: «Если не хотите всю жизнь принимать пищу как лекарство, то в старости будете принимать лекарства как пищу». Вот это классика жанра, что называется. Мы должны понимать, что всё, что мы едим, каждый ингредиент, тоже из этих трёх энергий состоит, они в нём представлены. И потребляя, допустим, кетчуп, мы увеличиваем огонь в теле. Если его будет слишком много, есть определённый список болезней, которые у нас появятся. Самое простое - это понос. Один из вариантов. Это не единственный, но один.

00:30:10 У кого-то в приступах аллергии это проявляется. У кого-то экзема. Это всё питта. У кого-то просто лицо красное, смотришь на человека, у него всё время красное лицо. Просто помидоров много ест, ну, что сделаешь. Вот примерно так. Кому это интересно, в Сочи периодически приезжает врач довольно хороший. Он иногда даёт лекции. Когда он даёт эти лекции, можно просто сходить на лекцию и послушать. Там какие-то смешные условные деньги, рублей двести за вход. Он эти деньги берёт просто для аренды помещения, в котором будет проводиться эта лекция. Можно пойти послушать теорию, он её хорошо расписывает, всё будет замечательно.

00:30:58 Если кому-то не хочется идти на лекцию, есть книга. Её написал американский писатель, его зовут Роберт Свобода. У него польские корни. Книжка называется «Пракрити». Её можно скачать в интернете. Я её встречал много раз в интернете. Она именно популярная книжка, в смысле, научно-популярная. Не специальная медицинская, а где обычным гражданским языком просто описано, что как действует, что куда ведёт и так далее. Большинство аюрведистов, которые мне встречались, все говорили, что эта книга авторитетна.
Этот человек, это было в пятидесятых годах, он медитировал на то, чтобы поступить в медицинский колледж в Соединённых Штатах. Когда закончил школу, у него выдалась возможность съездить в Индию просто с туристическими целями.

00:31:54 Он уехал в Индию и там познакомился с аюрведой и застрял там лет на двадцать. Он окончил кучу всяких медицинских школ. Через двадцать лет изучения Аюрведы он написал эту книгу. Большинство аюрведистов сказали мне, что это авторитетная книга. Большинство, потому что некоторые её не знали, но это индусы. Я у индийских аюрведистов тоже спрашивал, они говорят: «А мы такой книги не знаем». А те, кто белые, они мне все говорили: «Да, это хорошая книга, в ней всё правильно написано».
Он там ещё философию толкает о мироустройстве. Вот на это не обращайте внимание, там всё неправильно. Он имперсоналист. Это такая теория не очень хорошая. Поэтому не погружайтесь в философскую часть, а смотрите то, что по здоровью непосредственно. Там всё правильно, там всё хорошо.

Получение низшей формы жизни – выражение желания живого существа

00:33:01 [Из зала]: Мы на прошлом занятии обсуждали момент, что если человек летает на дельтаплане, то в следующей жизни он станет птицей, если плавает с аквалангом - станет рыбой. Для меня не понятно, что если человек по сути правильный и мало грешит, но увлекается дельтапланом, почему он в следующей жизни так будет наказан, что станет птицей? Это же такой аспект не самый важный в жизни человека, а он превратится в животное. Как бы это не упрощение вообще всей темы? То есть если всю жизнь грешил-грешил, но не летаешь на дельтаплане и не плаваешь с аквалангами, то ты родишься опять человеком. Вот это мне не понятно.

00:33:49 [Роберт]: Не совсем так, но смысл я поясню. Всё на самом деле не сложно. Человек летает на дельтаплане, что это значит? Что у него желание летать. Большое желание.
[Из зала]: Да это в свободное время.
[Роберт]: Я понимаю. А вы поставьте себя в положение Господа. Вот у вас есть живое существо, которое вы любите, о котором вы заботитесь. И он так любит летать, даже рискуя своей жизнью, там же разбиться не сложно, тем не менее, он летает. «Что ты мучаешься?» — хочется сказать ему — «На тебе тело орла, летай себе, сколько хочешь, никаких проблем». Всё приспособлено идеально. Часами пари, нет проблем, всё хорошо. Это не наказание в данном случае, это выражение желания этого живого существа, и Господь идёт на встречу.
Есть множество форм. Различные животные обладают какими-то качествами, которые превышают качества человека. Гепард бегает сто десять километров в час. Отлично. Кролик совокупляется по тридцать раз в день, тоже очень хорошо. Кто может, поднимите руку? Вот, один мальчик может, больше никто.

00:35:02 Тот, кто большой любитель этого дела, нет проблем, родись кроликом. Тут у тебя какие-то моральные трения, кому-то изменил, как не хорошо, надо страдать. А тут не надо страдать, ты кролик, всё здорово. Поэтому на любое развлечение человека есть приспособленное тело. Получи его и наслаждайся. Это нельзя рассматривать как наказание. Есть вещи, которые именно наказанием являются, я согласен. Тебе даётся какое-то тело, чтобы ты испытал определённые страдания. Ты пнул собаку, соответственно, родись собакой, тебя пнут. Всё понятно. Но есть формы жизни, где это именно просто выражение желания, человек решил, что ему это нравится. Вот только с этой точки зрения стоит рассматривать этот пример.

Как трансформировать свои отрицательные качества в духовные

00:36:08 [Из зала без изменения стилистики]: Роберт, в продолжении всё-таки этой темы, когда в одном человеке преданный и демон родятся. Как сейчас мы видим. Как тогда демона этого, если есть желание, значит это происходит. Убить надо этого демона в себе? Вот как воплощение Бога приходило в разных образах. Оно убивало, мы истории знаем в вашей традиции, расправлялось, уничтожало демонов на корню. По аналогии к себе: убить надо в себе грех, убить демона? Либо, не помню в какой традиции, есть трансформация. Мне почему нравится: считается, чем больше недостатков у человека, например, сильный гнев, сильнейший, тем лучше для духовной практики, когда он идёт в духовную практику. Считается, что вот весь этот гнев трансформировать можно в сильнейшие духовные качества. Этот потенциал. То есть шкалу: ненависть — любовь, сдвинуть. Или как правильно с точки зрения Вед? Это происходит уничтожение или трансформация вот этого недостатка, процесса? Спасибо.

00:37:09 [Роберт]: Можно по-разному рассматривать. В принципе, это классический вопрос, поэтому я дам классический ответ. Это не мой ответ. Я его просто сам слышал и его транслирую. У нас внутри есть две собаки: одна хорошая собака, правильная, а другая плохая собака. Одна нас тянет в хорошую сторону, другая в плохую сторону. Они между собой грызутся естественным образом. Встаёт вопрос, какая из них победит?
[Из зала]: Та, которую мы кормим.

00:37:44 [Роберт]: Правильно, та, которую мы кормим. Та и победит. То есть, если мы совершаем поступки в пользу плохой собаки, то мы её кормим. Она станет сильнее, у неё будет больше шансов. Если мы совершаем благочестивые поступки, мы кормим другую собаку. У неё становится больше шансов. Всё! Поэтому, с этой точки зрения, всё понятно. Сейчас все люди имеют демоническую и божественную природу одновременно. Буквально все. Просто кто-то может быть ещё о божественной не вспомнил, вообще, что она существует. Кто-то сконцентрирован на демонической. А кто-то уже понимает, что вот здесь у меня проявление демоническое, а здесь - нормальное. Получается, что вы дошли до стадии осознания того, что у вас есть и то, и другое. Вопрос как помочь правильной собаке – просто кормите её и всё.

00:38:45 [Из зала — без изменений]: Роберт, но я не кормлю демона в себе. Он сам берёт пищу. Понимаете? Это же надо осознать ещё. Я его не кормлю. Это происходит, например, тот же гнев. Даже это осознавание. Как вспышка. Когда это сильный недостаток, это просто практически как бы… Вы так просто всё – корми, не корми. Не кормлю, вот он сам как-то.
[Роберт]: Сам отбирает у доброй. И всё!
[Из зала]: Я на стороне той собаки, а получается...
[Роберт]: Я понимаю, но у гнева единственный способ его трансформировать, это его правильное применение. Как мы можем правильно его применить? Понять, что проявление гнева - это плохо. Это мы понимаем. Правильно? И гневаться на себя за то, что я проявляю гнев.
[Из зала]: Наказывать себя аскезой.
[Роберт]: Может быть даже и так. Но это вопрос времени. Как бы вентилятор. Мы выключаем вентилятор, но он крутится ещё какое-то время. То же самое здесь. В вас проявляются те качества, которые являются причиной вашего рождения здесь. Вы для чего-то пришли в этот мир, с кармической точки зрения. Соответственно, есть на это причины. И даже, если вы сейчас меняете свою систему ценностей, это не значит, что всё сразу перестало на вас действовать. Ещё какое-то время — это будет продолжаться.

Почему с началом духовной практики негативные качества характера усиливаются

00:40:22 [Из зала]: Скажите тогда, а почему этот симптом, это только у меня что ли?
[Роберт]: Это у всех.
[Из зала]: То есть вот эти негативные вещи при духовной практике усилились. Когда я не занималась духовной практикой, у меня более размеренная жизнь была. У меня не проявлялось таких вспышек. Вот я и хочу знать, это только у меня такой синдром?
[Роберт]: Нет, это классический вопрос, его часто задают на лекциях.
[Из зала]: Усугубилось как бы всё.
[Роберт]: Нет, это такое ощущение есть. Как бы вам это объяснить. Представьте себе, что вы лишаете себя какого-то удовольствия, например. Человек, который не лишает себя удовольствия, в глобальном смысле слова, он может сказать: «Да что там, какие проблемы-то? Ну, хочешь, вот я могу и воздержаться». А когда ты воздерживаешься в течение, допустим, трёх лет, то сила, которая тебя к нему подталкивает, имеет совсем другое значение. Она гораздо сильнее.
Потом есть другой пример. Допустим, в комнате человек убирается, заходишь, так вроде более-менее чисто. Но если он не делает это капитально, то отодвиньте шифоньеры, посмотрите, что там сзади. В данном случае ваша духовная практика — это отодвигание шифоньера. Вот и всё. Поэтому работайте.

00:41:44 Вы постепенно в своей комнате своего сердца уберётесь полностью. Постепенно, но не сразу. Какой-то человек может искренне посмотреть на себя, как бы со стороны, и сказать: «Да я вообще отличный человек. Я вот это делаю, вот это делаю, вот здесь я воздерживаюсь, вот здесь я никому не нахамил». И так далее. И при поверхностном взгляде так оно и есть. Но у нас у всех есть куча скелетов в шифоньерах. Соответственно, духовная практика начинает их доставать. Это как бы ответ Господа вам. Вы Ему говорите, что я, вроде, пытаюсь очиститься. Он говорит: «Да неужели? Смотри что у тебя есть?» И достаёт. Это будет длиться ещё достаточно долго.
[Из зала]: Спасибо вам! Вы настолько полно ответили, я поняла. Спасибо вам!
[Роберт]: Поэтому не волнуйтесь. Этот процесс сработает, рано или поздно он сработает. Просто нужно терпение.

Взаимосвязь профессии и кармы

00:42:42 [Из зала]: Подскажите, пожалуйста, как быть людям с работой в торговле? На нас сильно влияет гуна страсти, здесь ведь без выгоды никуда. Вы считаете можно торговать в благости или выход один, уйти из этого бизнеса?
[Роберт]: Об этом, можно сказать, наша сегодняшняя лекция. Поэтому я, наверное, не стану отвечать на него прямо предметно, а ответ, я надеюсь, прозвучит. Давай второй вопрос. Третий раз ответим. Или мы два предыдущих проигнорировали?
[Из зала]: Как профессия врача влияет на его карму? Поскольку приходится лечить людей от разных заболеваний?
[Роберт]: И что ответил Михаил Юрьевич, мне интересно?
[Из зала]: Влияет.
[Роберт]: Влияет, безусловно, но каким образом? А кто-то помнит ответ его, нет?
[Из зала]: Он конкретно не ответил.
[Роберт]: Не ответил конкретно?
[Из зала]: Он отвечал. В виде примера.
[Роберт]: И какой был пример?
[Из зала]: Когда деньги замешаны, всегда карма. То есть настоящий врач говорит правду.

00:44:03 [Роберт]: Я понял. Любая специальность, она всё равно ведёт нас по карме. Не важно, лечим мы или торговлей занимаемся, в принципе, вопросы-то близкие на самом деле. Человек про то же самое спрашивает, только профессия другая. Всегда встаёт вопрос самый главный – мотивация, сознание. Если правильное сознание, то можно быть и врачом, и никакой кармы не будет. Существует же акарма. Я же не случайно сегодня вас спросил, все ли понимают, что такое акарма. Вы мне сказали все. А значит врачи не относятся к этой категории? Относятся. Значит, у них тоже может быть акарма так же, как у других.

Дхарма

Дхарма — суть, долг, обязанность, религия

00:44:51 Хорошо, попробуем поговорить сегодня о дхарме. Слово дхарма всем знакомо или нет? Кому знакомо, поднимите руку, пожалуйста. Дхарма! Хорошо. Это санскритское слово. Вы будете встречать его часто. Оно очень важное, оно очень большим смыслом обладает. Пишется правильно через букву «х» – дхарма. Читается с придыханием – дхарма. Буквальный перевод этого слова — у него много переводов — долг, обязанность, религия. Один из самых удачных переводов этого слова звучит так, что - это суть. У любого предмета есть некое главное качество, которое определяет его суть. Например, сахар должен быть сладким. Если сахар выглядит как сахар и всё у него как у сахара, но он не сладкий, то он не сахар. Правильно? Несмотря на то, что он очень похож. У любой вещи есть какая-то главная функция — суть. Если дрова выглядят как дрова, но не горят, то это не дрова.

Два вида дхармы — временная и вечная

00:46:20 [Из зала]: Миссия и дхарма это одно и тоже?
[Роберт]: Не совсем. Миссия — это более узкое применение этого слова. Дхарма — понятие более широкое. Её можно разделить на два вида. Одна является вечной дхармой, на санскрите называется санатана дхармой. Санатана — это слово вечный. Имеется ввиду, что это главенствующая цель, которая определяет наше движение. И бывает временная дхарма, на санскрите сва-дхарма. Временная дхарма для чего нужна? На простом примере. Если мы из Сочи соберёмся на машине ехать в Москву, то первое, на что нам надо будет взять курс - это Краснодар. Минуя Краснодар ехать будет неудобно. Теоретически можно, но неудобно. Поэтому для достижения дхармы – Москвы – нам нужна сва-дхарма: сначала Краснодар, потом Ростов и так далее.

00:47:32 Сва-дхарма — это промежуточная цель, которая глобально всё равно должна учитывать наше движение к основной цели. Если она не учитывает, то это дхармой не является. То есть это движение в какую-то другую сторону, неправильную.
Теперь применительно к людям: вечной дхармой человека, сутью живого существа является понимание того, что он является слугой. Не господином, а слугой – это вечная дхарма. Это глобально, к чему живое существо должно стремиться. А вот каким образом оно будет к этому стремиться? Есть множество вариантов. Это будет временной дхармой. Например, живое существо находится в теле женщины. У женщины есть определённые обязанности, определённая природа. Она не свойственна мужчине, у мужчины будет другая. Они оба движутся в одну и ту же сторону.

00:48:36 Глобальная цель у них одна и та же, как у любого живого существа, но так как существует разница в их положении на сегодняшний день, дхарма временная у них немножко отличается. Женщина должна за хозяйством дома следить, за детьми ухаживать и так далее, заниматься какими-то своими вопросами. Мужчина должен своими. Здесь у них дхарма отличается, но глобально и тот, и другой должны прийти к установлению отношений с Богом. Эти отношения всегда - отношения служения. Если кто-то думает, что он не хочет быть слугой, то всё равно он сильно заблуждается. В этом мире невозможно не быть слугой. Здесь все слуги. Просто все служат по-разному: кто-то это делает сознательно, а кто-то делает несознательно.

00:49:28 Если человек, допустим, разочаровался в отношениях с людьми, так получилось, все его знакомства оказались по тем или иным причинам неудачными. Он ли был виноват, не он, не важно. Суть в том, что он разочаровался, он больше не верит в то, что с людьми можно установить взаимоотношения. В таком случае он кошку себе заводит или собаку. И он ей служит. Как не крути, каждый день ходить с ней гулять, это что - не служение?
[Из зала]: Это плохо или хорошо?
[Из зала]: Забота.
[Роберт]: Это не плохо и не хорошо - это факт. Просто человек должен осознанно к любой вещи подходить.

00:50:17 Большинство людей, владеющих собаками, искренне верят, что они наслаждаются собакой, владением собакой. На самом деле они ей просто служат. Они вовремя ей корм приносят, делают необходимые прививки, водят гулять, водят на случки, ещё куда-то, выводят блох. Чего только не делают! Это всё служение. Соответственно, любой человек, так или иначе, выполняет служение. Здесь этот мир устроен так, что невозможно по-другому. Так или иначе, у нас оно будет, но большинство людей к этому относятся негативно. У нас нет позитивного восприятия этого факта, у нас - негативное. Каждый здесь стремится стать господином. Вне зависимости от его положения, пола, возраста, каждый пытается стать господином.

00:51:03 У нас есть представление о том, что нужно, чтобы стать счастливыми. Наше естественное желание стать счастливым, это нормально. Это то желание, которое соответствует нашей духовной природе. Душа — она счастливая по определению. Но, к сожалению, у нас есть неправильные представления о том, как это сделать. Мы все стремимся к любви — это цель для всех. Вот это состояние безмятежности, оно естественно для нас, мы к нему стремимся. Но дальше, каждый пытается достичь этого какими-то неправильными методами, к сожалению. В силу своей обусловленности, в силу воздействия гун.

00:51:51 Таким образом, вот эта самая дхарма, наша высшая цель, начинает игнорироваться. Современное общество устроено таким образом, что люди здесь стремятся просто наслаждаться, больше ничего не делать. Совсем ничего. Если современному человеку говорить какие-то слова – честь, совесть, долг – то всем становится скучно. Это никому не интересно. Совсем. Мы - люди, которые встали на духовный путь, пусть небольшие шаги, но пытаемся сделать. Тем не менее, давайте честно себе признаемся, слово долг положительного значения ни у кого из нас внутри не имеет. Для всех долг — это некая обуза. Это что-то, что ты должен делать и тебе даже, как Михаил Юрьевич любит говорить, «спасибо не скажут». Это долг. Но это неправильное понимание слова долг, вот в чём беда. Поэтому говорить о дхарме с современным человеком очень сложно. Наша нынешняя культура не предполагает того, что это будет кому-то интересно.

Причина деградации общества — отказ от ответственности

00:53:06 Деградация постепенно прогрессировала в мире. И сейчас принимает такие формы, что люди не хотят никакой ответственности, люди не хотят никакого долга. Откуда так много каких-то изощрённо-нехороших вещей? Люди придумали возможность эксплуатировать женщин и назвали это равноправием. Равноправие — хорошо! Но равноправие, значит, что мы пожили два месяца и теперь я пошёл в другое место. «У нас же равноправие? Почему я тебе что-то должен? Я тебе ничего не должен, до свидания!» Это за счёт равноправия.

Причина деградации общества — бесконтрольное наслаждение чувств

00:53:51 Люди сбиты с пути и говорить с ними о каких-то возвышенных вещах очень сложно. Причина этому - бесконтрольное наслаждение чувств. Это цель современных людей и то, что они никоим образом не пытаются это контролировать, является основной причиной деградации. Отсутствие воздержания в этих вопросах приводит к увеличению вожделения. Для того, чтобы его контролировать, нужно научиться себя сдерживать. Если живое существо не сдерживает, то вожделение только растёт. И вожделение, в отличие от представлений многих людей, присуще человеку в любом возрасте. Большинству из нас кажется, вот дедушка старый, ему всё равно. Нет, не всё равно!

00:54:43 Есть очень хорошая притча. Вы ещё много раз это услышите, это такие персонажи, они на самом деле мифические, возможно, даже ничего такого не было, но в них заложен хороший смысл. Про императора Акбара и его советника Бирбала. Индия в своё время была завоёвана, в значительной части, не вся, но в значительной части, мусульманскими воителями и, они там установили своё правление и навязывали мусульманскую веру местному населению. И среди представителей Индии они находили каких-то умных людей и брали их себе на службу. И вы их много услышите, их много этих историй про императора мусульманина Акбара и его советника индуса Бирбала.

00:55:51 Однажды Бирбал посоветовал что-то императору, как раз по поводу того, что нужно научиться контролировать вожделение. На что император ему сказал: «Зачем? Я стану старым и всё само отрегулируется, всё будет хорошо». - «Нет, ничего не изменится, у тебя так же останется вожделение» — «Тогда докажи мне это!» — «Хорошо. Мне потребуется немного времени». Через какое-то время Бирбал прослышал, что один из министров Акбара умирает от старости, уже в почтенном возрасте. Он говорит: «Настало время доказывать. Пойдём, посмотрим на умирающего. Только возьми с собой свою самую красивую дочку». И они втроём приходят к смертному одру. И император увидел, что, несмотря на то, что к этому министру в момент смерти пришёл сам император, этот умирающий человек с этой красавицы глаз не сводил. Стало очевидно, что вожделение в нём по-прежнему присутствует. Его тело не позволяет этому вожделению проявиться в полной мере.

Три аспекта вожделения — удовлетворение чувств, покровительство другим, командование другими

00:57:11 Вожделение проявляется в трёх аспектах. Непосредственное удовлетворение чувств, то есть непосредственно получить какое-то удовольствие — это одна форма проявления вожделения. Оказывать покровительство другим – это вторая форма, более тонкая. И непосредственно командовать другими – это третья форма. Когда я принимаю на себя роль крутого начальника, это проявление вожделения. Когда я жертвую вам денег на что-то и, похлопывая по плечу, говорю: «Ничего-ничего ребята, у вас всё получится, крепитесь». Это тоже проявление вожделения. Когда тело уже не позволяет чувствам наслаждаться, то две остальные формы в полной мере присутствуют в жизни человека, и оно проявляется таким образом. Для того, чтобы глобально с ним бороться, нужны определённые ограничения в свою жизнь вносить. Отсутствие этих ограничений как раз приводит к тому, что у людей вожделение растёт и растёт. Но эти чувства невозможно удовлетворить. Это бесполезный номер. Сколько бы мы их не удовлетворяли, они только возбуждаются ещё сильней и сильней. И чтобы пояснить это, есть очень хороший пример, который очень многое сразу объясняет.

Увеличение вожделения — пример с переполняющимися сосудами

00:58:58 Два человека женятся и между ними интимная связь. Всякий раз, когда они занимаются сексуальной связью, это подобно тому, что у них есть некий сосуд, и они льют в него воду. Эта вода там накапливается и частично испаряется. Если они это делают регулируемо, то вода никогда не покинет этот сосуд. Она испаряется в каком-то количестве, её снова добавляют. Если они не контролируют этот вопрос, то сосуд начинает наполняться и, рано или поздно, переполнится. В нашем примере переполнится. Это значит, что он начнёт переполняться в следующий сосуд. И их будет уже два: один будет внутри стоять, другой снаружи. Переполняясь, он наполняет следующий. Следующим сосудом является то, что кто-то из них или оба сразу завели себе любовника или любовницу. Они не контролируют вожделение, соответственно, это переполнение рано или поздно произойдёт. Если и в этой ситуации человек не контролирует этот вопрос, то следующий сосуд тоже наполнится, и всё перельётся дальше. И следующим будет уже... Тут много вариантов: для кого-то это будет ещё больше партнёров, для кого-то это будет партнёр того же пола, для кого-то это будет коллективно. Анимализм, что только не существует, педофилия. Всё это разные сосуды. Оно одно из другого, если человек продолжает не контролировать, будет перелив в следующий. Это закон.

01:00:39 Соответственно, это распространяется на много жизней. Поэтому мы не должны удивляться, что кто-то родился и у него уже какие-нибудь гомосексуальные наклонности. У человека эти сосуды уже наполнены. Он по-прежнему не контролирует. Соответственно, он получил рождение, где у него очередной перелив произошёл. Теперь он в новый сосуд льёт эту самую воду. Есть знаменитый пример. Его наверняка многие из вас слышали. Если кто слышал, не говорите. Мне любопытно, кто-то сможет догадаться из тех, кто не знает, чем всё увенчается? Какой самый последний сосуд в этой пирамиде? Не сложно. Каннибализм - самый высокий сосуд. Это вершина вожделения. Дальше уже некуда, уже не переливается. Но долго и не живут с этим, с таким уровнем вожделения. Как правило, человечество от таких особей избавляется.

01:01:51 Но мы должны понимать то, что у человека есть эти наклонности. Это просто результат того, что вожделение так сильно развилось в нём. Вот это - отсутствие его контроля. Для того, чтобы это не произошло, нужно начинать как можно раньше контролировать.
Хорошо, мы это всё понимаем. Значит, дхарма. Я очень кратко, очень просто объяснил вам глобально какая дхарма для всех нас. Знание этой дхармы, конечно, важно, но оно не объясняет, как нам действовать сегодня и завтра. Мы понимаем, что мы, душа, но это на уровне теории. Мы душой себя не чувствуем. Мы находимся в клетке тела. И мы привыкли об этой клетке заботиться и будем заботиться ещё довольно долго. Если у нас есть правильное сознание, то в этой заботе страшного ничего нет. Сама по себе забота - не страшно.

Варны, ашрамы и дхарма

Варнашрама-дхарма

01:02:54 Важно быть умеренным и чётко понимать, что от чего зависит и что происходит. Поэтому какое-то время мы ещё будем считать себя телом. Хотя мы теоретически понимаем, что это не так, но по факту это будет так. В прошлый раз мы с вами немного коснулись того, что человеческое общество делится на четыре варны и четыре ашрама. Четыре деления по наклонностям человека предполагает разные дхармы для каждого из отделений. Начинается всё с брахманов. Это высшая из каст, если можно это так назвать. У них есть определённая природа, и они должны понимать эту природу и соответствовать ей.

01:03:55 Есть ещё смешанные касты, когда у человека проявляются склонности из разных варн. Это нормально. Тем не менее, если смотреть глобально, брахманы — это люди, наиболее развитые как с духовной, так и с интеллектуальной точки зрения. Их предназначение в том, чтобы изучать писания, изучать науки и учить других. В этом суть их дхармы. И для них есть свой набор предписаний. Под ними стоят кшатрий — это люди, занимающиеся администрацией, военные, управляющие. У них есть свой набор. Их основная функция – защита всех остальных слоёв населения. Организация и защита. Под ними находятся вайшьи. Вайшьи занимаются экономической частью: торговлей, производством, промышленностью, сельским хозяйством. Это то, чем занимаются. Везде, где есть деньги, где они зарабатываются - это вайшьи.

01:05:09 И ниже всех стоят шудры — это люди, которых отличает то, что они не хотят брать ответственность ни за что. По большому счёту - это большинство из нас. Нам приходится её брать, но мы её не любим и не хотим. Это вне нашей природы. Это люди, занимающиеся помощью трём предыдущим классам. Их основная задача помогать и за это получать какие-то средства к существованию.
В гурукулах, в Ведических школах, обучали всех детей. Им объясняли самый важный принцип, который касается всех. Он описан в одном из главных Ведических произведений - Шри Ишопанишад, – ишавасйам идам сарвам – всё принадлежит Богу. То есть, человек должен понять этот принцип, обязательно. Без этого нельзя. Нужно понять, что всё, буквально всё, нет ничего, что Ему не принадлежит. Вообще ничего!

01:06:13 Если человек понимает этот принцип, то он может обучаться в гурукуле. Если он не понимает этот принцип, то образование таким людям не даётся. В гурукулы не принимали детей, кто не понимает этот принцип. Если в процессе обучения учитель видел, что ребёнок не понимает, и его невозможно этому обучить, то родителей просили забрать такого ребёнка. Если в нём есть потенциал греховности и, если вы вооружаете знанием человека, у которого есть потенциал греховности, вы получаете опасного человека. Кто не просто имеет плохие склонности, а ещё и вооружён знанием. Поэтому таких детей не обучали. Всех остальных обучали. В том числе и дхарме. Всех остальных обучали тому что, если у тебя есть какие-то наклонности, допустим, ты стремишься в торговлю, вот тебе определённый набор, что должен выполнять человек, находящийся в этом роде деятельности.

01:07:19 Для него описывали какая у него дхарма. Если он при этом всё правильно понимал, то это образование продолжали. Это с одной стороны, мы так поделили дхарму. Вот этот вопрос, который говорили про торговцев. Торговцам, если вы вайшья, если для вас торговля ваша стихия, если у вас хорошо получается, если вы снег зимой можете продать, это ваша природа, то почему вам покидать торговлю, зачем? То, что там есть гуна страсти – ничего страшного. Вопрос в правильном использовании. Сама по себе гуна страсти не так страшна. Если у человека есть наклонности, он должен работать в торговле. Единственное ограничение, не торгует ли он чем-то предосудительным. Можно разными вещами торговать.

01:08:14 Если там нет ничего нехорошего, тогда почему бы нет? Он совершенно может спокойно дальше продолжать работать. Это получается деление с этой стороны.
С другой стороны, есть люди, философские устремления которых имеют различия. Глобально мы рассматриваем Ведическое общество как общество, которое следовало Ведическим писаниям. Люди, если они следуют, попадают под эту категорию. Сама по себе дхарма как правила дорожного движения. Правила дорожного движения никуда не ведут! Они существуют для того, чтобы организовать движение, но вести - они никуда не ведут. Аналогичным образом, дхарма сама по себе никуда не ведёт. Она определяет вам, как вы можете двигаться, а куда — вы определитесь сами.

Четыре университета Ведического образования

01:09:26 В Ведическом обществе существовало четыре глобальных цели куда человек мог двигаться. Если кто-то будет рисовать схемку... я в своё время сам её рисовал себе. Она рисуется как четыре прямоугольника, стенка к стенке, разной высоты. Каждый следующий выше, выше и выше. Как лестница получается. Их можно определить, как университеты, то есть места, где можно получить образование. Первый из них называется кармой. Если человек ставит перед собой задачу получить всевозможные чувственные наслаждения, но не хочет делать этого какими-то не благочестивыми методами, то он должен получить образование как добиться своих целей правильными методами, в соответствии с писаниями. Для этого есть первый университет, это университет карма-йогов.

01:10:38 Человек ставит перед собой цель, допустим, попасть на какие-нибудь райские планеты. Вот он в писаниях нашёл описание какой-нибудь райской планеты, ему очень понравилось, теперь он хочет понять, что нужно сделать, чтобы туда попасть. Он выбирает в писаниях те места, которые это конкретно описывают, у него есть старшие, у него есть учитель, который ему в этом помогает, и он движется этим путём. Он выбрал себе цель и движется.
Глобально все эти университеты ведут в одну и ту же сторону. Они соответствуют дороге, которая ведёт к Богу. Просто есть те, кто сделают это быстрее и есть те, которые сделают это медленнее.

01:11:22 Первый из них — это институт кармы — он самый простой, он самый очевидный. Он подойдёт большинству разумных людей.
Если вы сейчас в своей жизни встретите какого-то человека, кто стремится к наслаждению, как большинство людей, и просто объясните ему, что действительно плохо какими-то не благочестивыми методами добиваться этих удовольствий, то если этот человек разумен, он скажет: «В общем, я согласен. А что надо сделать, чтобы было благочестиво?» И тогда вы даёте ему весь этот свод необходимых правил, и он, следуя им, идёт к нужной цели. Он получает образование в этом университете кармы вот таким образом. Там, кстати, тоже варианты есть.

01:12:07 Такой человек, понимая, что он хочет, допустим, на райские планеты, и совершая какие-то действия, чтобы туда попасть, за одно понимает, что рано или поздно с райских планет ему придётся вернуться. И когда он вернётся, можно позаботиться о том, чтобы его возвращение было мягким таким приземлением, не жёстким. Для этого нужно получить хорошее здоровье. Чтобы получить хорошее здоровье, нужно строить больницы бесплатные для бедных. Если даже у вас нет много денег, вы можете немного жертвовать на это. Вы обеспечиваете себе в следующем рождении хорошее здоровье. Нужно получить хорошее образование в следующей жизни - жертвуйте немного на какие-нибудь школы, на то, чтобы какой-нибудь соседский мальчик бедный обучился – дайте ему немного денег. Всё, обеспечили себя образованием. И так дальше, дальше и дальше.

01:12:58 В принципе, есть простые нехитрые способы. Тот, кто хочет быть богатым, есть очень простые способы. Большинство людей, если они не богаты, они почему-то неуважительно относятся к богатым. - «А, наворовали, да, сволочи!» - Это залог того, что мы богатыми не будем. Нужно научиться уважать богатых, даже если они получили свои богатства не самыми благочестивыми способами. Нужно понять, что сам факт, что эти богатства у них оказались в руках, говорит о том, что у них было благочестие в прошлых жизнях. Сейчас они поступили неразумно, они не дождались, когда это богатство упадёт в руки само, а сказали: «Дайте мне быстрее, я хочу». Растолкали всех локтями и забрали его. Но факт, что раз оно у них есть, значит, у них было это благочестие. Их стоит за это уважать в любом случае.

01:13:51 Или если вы, наоборот, богаты и хотите продолжать быть богатым, научитесь уважать бедных. Если вы не уважаете бедных, это залог того, что вас ждёт бедность. Рано или поздно вы окажитесь в этом же самом положении.
Есть простые вещи, пренебрегая которыми, мы как раз идём по заведомо неправильному пути. Получается человек, поступив в этот университет, пойдя этим путём, рано или поздно достигнет вершины этого университета и поймёт, что на этом пути счастья нет. Мы же за счастье все. Он поймёт – здесь счастья нет. И у него дальше есть варианты продолжить образование в любом из трёх вышестоящих университетов. Но он уже не на первый курс в них пойдёт, а сразу на второй, допустим, или что-то типа этого, так как предварительное образование он уже получил. К сожалению, мы должны сегодня закончить на полуслове, но так уж получилось.