Могущество Святого Имени. Господь Чайтанья. «Шикшаштака». Три качества

Сочи - 29 March 2015
Ответы на вопросы. Духовный уровень людей в Кали-югу. Счастье женщины и работа. Начальный опыт духовной практики при отсутствии руководства. Могущество Святого Имени Господа. История Аджамилы — неосознанное произнесение Святого Имени. Святое Имя Господа способно уничтожить последствия даже тягчайших грехов. Совершенство в воспевании Святых Имён — повторение без оскорблений и отказ от ритуалов. «Шикшаштака» Господа Чайтаньи — описание совершенства преданного служения. Первый стих «Шикшаштаки» — прославление принципа воспевания Святых Имён. Бхактивинода Тхакур о славе Святого Имени. Двойственность мира — в каждом положении есть и плюсы и минусы. Кали-юга — лёгкая возможность обрести духовное совершенство. Шанта-раса — низший уровень отношений с Господом. Кришна-санкиртана — прославление Святого Имени. Малый вкус к духовной практике — это очень большой риск. Ограниченность и безграничность. Цель прихода Господа Чайтаньи. Три качества объекта любви — сознание, неисчерпаемость, взаимность. Кришна — лучший объект для любви. Важность духовного пути. Наша жизнь — это проповедь. Сложность воспевания Святых Имён. Ответы на вопросы. Каждому уровню соответствует своё количество кругов. Как увеличивать круги джапы. Единственный способ попасть в духовный мир — это планета Земля.
лекция для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:24:30 | качество: mp3 64kB/s 38 Mb | прослушано: 257 | скачано: 233 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Ответы на вопросы

00:00:00 Добрый вечер! Начинаем традиционно с вопросов. Но много времени не можем посвятить, потому как материала много у нас. Из интернета пришли вопросы, их много. Я не буду сегодня отвечать, попробуем в следующий раз.

Духовный уровень людей в Кали-югу

00:00:20 [Из зала]: Роберт, скажите, пожалуйста, мы в Кали-югу кто? Троечники? Правильно я понимаю? Как троечники в школе: им чуть-чуть дал задание, они что-то сделали — уже молодец. Сейчас в Кали-югу такие люди? Это значит, что кто освободится до конца Кали-юги из этого круга рождений, в Сатья югу не рождается, там праведники, да? Я так понимаю, что лучшие люди рождаются в золотой век. Мы, которые сейчас, не достойны будем. Мы только до следующей Кали-юги. Так это?
[Роберт]: Я не готов ответить на этот вопрос. Я точно не знаю. Но мне почему-то так не кажется. Мой ответ сейчас не основан на мнении авторитетов, просто моё личное мнение. Мне не кажется, что это так. То есть вопрос: «Какое количество анартх нам включат?» Правильно?

00:01:20 Нам же включают в самскары: вот на эту жизнь — вот такой-то набор, и вперёд — поехали. Это — карма. Есть определённый механизм. Да, есть люди, у которых так мало анартх, что им в Кали-югу совсем делать нечего. Наверное, такие есть. Но, с другой стороны, рождаются же уже на серьёзном духовном уровне и в Кали-югу. Поэтому необязательно, как мне кажется, необязательно.
[Из зала]: Спасибо. А то я расстроилась. Все надеются на золотой век, если сейчас не получится, а мы можем и пролететь до следующей Кали-юги.
[Роберт]: Нет, мы можем пролететь только, если на планеты полубогов угодим. Вот это да. Это самое неприятное во всей этой истории. Нам надо всеми силами, как минимум, остаться в человеческом теле.

Счастье женщины и работа

00:02:21 [Из зала]: И вот такой ещё вопрос. Вчера увидела, по-моему, опять у Светланы Голубевой ВКонтакте Ведические учителя. Хорошие она цитаты там даёт. И там [есть], что 20% от 100-процентноготного счастья женщина способна получить на работе, а 80% — это дома. У мужчин, наверно, наоборот. Актуально ли этой сейчас, когда женщин, как таковых нет уже: какие-то гибриды мужчин и женщин? То есть женщина не проявляет уже свои женские качества. Они проявляют себя в работе, приобретают мужские качества. Например, я знаю женщин, молодых девушек. Они строят карьеру, как бы счастливы, посты высокие занимают. И я смотрю 20% счастья. Смотрю на неё и думаю: «Значит, она так счастлива, имея 20% от 100-процентного. И она считает это за 100%. Так может это не работает у нас уже? Может они действительно такие женщины с мужскими качествами могут быть счастливы во внешней деятельности на 100% сейчас? Может такое быть?»

00:03:25 [Роберт]: Я думаю — нет. Бомж на помойке счастлив? Вам этого счастья хочется? Вот тут такое же у них счастье, у этих женщин, о которых Вы говорите. Это полная иллюзия, полная. О счастье говорить вообще не приходится. Это подобно тому, что наркоманы какую-нибудь гадость себе в кровь заливают и считают, что это удовольствие. Мы же этого не хотим активно. Нам такое удовольствие не надо. Вот то же самое — здесь. Это такой грубый эрзац, что даже серьёзно разговаривать об этом не приходится.
[Из зала]: А у многих не складывается семейная жизнь. Это я про женщин говорю.

00:04:19 [Из зала]: Кстати, я вот то же самое хотела сказать: «Нет семьи у многих».
[Из зала]: У них за всю жизнь может не сложиться. Они там не то, что удовольствие не получат, они вообще одно разочарование получат.
[Роберт]: Ну и что? На работе у них будет счастье? Ни о каких процентах вообще речь не идёт полностью. Есть дхарма. Мы же с вами это проходили. Дхарма — это соответствие своей природе. Она есть на трёх уровнях. На уровне тела. Вы, допустим, женщина. У вас в вашем положении, допустим, соответственно есть ребёнок: надо о нём заботиться и так далее. Есть комплекс. Если при этом вы думаете, что вам 15 лет и надо с мальчиками заигрывать, то вы будете страдать. Потому что не соответствует положению. Здесь то же самое. Если они женщины, они должны не деньги зарабатывать. Это природа. Соответственно, они идут против природы и говорят: «А мы счастливые». Мы им верим? Мы им не верим.

00:05:22 Возможно они… О чём в данном случае на мой взгляд? Я не могу комментировать чужие слова. Но по тому, как Вы передали, моё мнение какое? Допустим, у женщины семья. И она действительно женщина: у неё есть женские качества. При этом она, например, любит вышивать. И вот у неё есть работа, где берут её работы. Ну и хорошо. В данном случае она эти 20% может там получить. Или ещё какое-то у неё есть, например, готовить она любит. Она в кафе работает и ходит готовить. Она с любовью это делает. Потому что это её природа, ей это нравится. Вот здесь она эти 20% получит. А в данном случае говорить не о чем. Они пошли за этими 20%, но они не по природе пошли. Поэтому они и 20-ти не получат. У них полная иллюзия. Я так думаю.
[Из зала]: Печально. И так живут годами.

00:06:17 [Роберт]: Да. Это как-то один из Махараджей на лекции сказал. Я тогда в Москве ещё жил и для меня это стало так очевидно. Как-то живёшь же, не задумываешься ни о чём. А он говорит: «Люди едут 2 часа на работу в одну сторону и 2 часа в другую. Люди живут для того, чтобы стать счастливыми. То, что они делают — они делают, чтобы стать счастливыми. Получается, они это называют счастьем». После этого мне хотелось написать плакат: «Вы это считаете счастьем?». В пробках выходить вот так и всем показывать. Я строил всех своих знакомых этим. Чуть что, речь о пробках, я говорю: «Ну, ты же сам на это подписался. Ты это счастьем считаешь». У меня фишка такая была.

Начальный опыт духовной практики при отсутствии руководства

00:07:03 [Из зала]: Понятно, спасибо. И последний как бы ни вопрос. На прошлой лекции вы читали. Одна женщина писала (я так поняла), что она стала практиковать маха-мантру и какая-то агрессия. Помните? У Вас, наверное, не было такого опыта. Можно я поделюсь? У меня просто есть такой опыт. Я бы хотела рассказать. Может кому-то ещё поможет. Я, когда стала усиленно практиковать, тоже обращалась, и мне не дали ответа. За счёт того, что мы после фестиваля без учителя и как бы брошенные. Бог ведёт нас. Но вот иллюзия, что мы брошенные. Самое сложное, когда ты ещё не получил посвящение у учителя, ты должен своими усилиями. И джапа-медитация, например, мантра не имеет такой силы, нам сказали. Но ты должен это делать. Мы зачастую не можем оценить, сколько кругов, режим дня себе построить — разум не функционирует так. И вот у меня то же было. Когда я стала усиленно практиковать до 16 кругов — это просто жуть.

00:08:04 У меня была действительно агрессия. И в семье настолько ухудшилось: я дошла до такого, чего у меня никогда не было без духовной практики. Буквально я руку подняла на человека, пощёчину дала, потому что у меня настолько обострение было психики. Потому что слишком большую нагрузку психика выдерживала: 16 кругов и резкий режим дня, изменилось всё. И когда меня оскорбили, такое обострение чувств происходило. Мне показалось это настолько невыносимо, что земля перевернулась. Я дала пощёчину этому человеку, близкому. И на меня тоже смотрели, что вроде как занимается духовной практикой, но хуже стало: и агрессивность, и всё. Поэтому хотела женщине сказать, чтобы она не расстраивалась. Это просто «пере-», то есть мы даём себе такую нагрузку, которая просто не по силам.
[Роберт]: Мы сегодня об этом поговорим.
[Из зала]: Да?
[Роберт]: Да.

00:09:04 [Из зала]: О здорово! От многих после фестиваля «Благость» то же я слышала. Люди говорят: «Почему? Мы приехали в свои города такие тёпленькие, только бы нас сейчас просвещать. А нас бросили. И мы одни. Тяжело одному практиковать». Поэтому хотела подбодрить таких людей, что надо продолжать дальше через все эти падения.
[Роберт]: И одному вообще невозможно. Нужен коллектив. Это один из принципов. Ничего не сделаешь, обязательно нужен.
[Из зала]: И хотела сказать ещё. Что маха-мантру, когда стала практиковать, это не значит, что всё будет сразу в шоколаде. И она не делает как по нашим ожиданиям. У меня, например, она стала работать так: я поняла, что она очищает. Она очищает, и ты видишь проблему до самого дна. Я увидела проблему семейную. Почему я потом стала с ней работать и с ведическим психологом? Потому что процесс очищения — это когда ты самое дно проблемы увидел, и, тебе стало страшно. То есть, маха-мантра не делает, чтобы всё нравилось. Наоборот, она показывает, ставит лицом перед тобой проблему за счёт очистки такой. Я такой ещё вывод сделала.
[Роберт]: Мы сегодня об этом как раз будем.

Могущество Святого Имени Господа

История Аджамилы — неосознанное произнесение Святого Имени

00:10:17 Значит, Аджамилу не дали слугам Ямараджа. Насколько я помню, на этом мы остановились. Появились личности, которые процесс его уведения в ад прекратили. Между ними состоялся философский разговор, который закончился победой слуг Господа Вишну, которые сказали: «Без вопросов, мы его забираем и всё. Нас ничего не волнует». Тогда слуги Ямараджа возвращаются в ад к самому Ямараджу и начинают его спрашивать. Они задают ему вопросы. По-моему, на этих вопросах мы и закончили в прошлый раз. Они пришли к Ямараджу и начали его спрашивать. Они считали его Верховным Господом. Соответственно, они были удивлены, что есть ещё какая-то сила, которая существует во Вселенной и может воспрепятствовать решению Ямараджа. Это — контекст.

00:11:35 Про самого Аджамилу. С ним интересно произошло. Он оказался в ситуации, что Святое Имя он произнёс неосознанно. Он звал сына, но имя совпадало. И это произошло в момент смерти. Соответственно, в ад он уже точно не попадает, а так как он не развил ещё духовных качеств, в духовный мир его тоже не взяли. Его вернули в его тело. Подремонтировали его тело, вернули в его тело. А он обещал клятвенно, что всё будет делать хорошо. Он посвятил остаток своей жизни духовной практике, и, соответственно, достиг необходимого совершенства, вернулся в духовный мир. Но сам факт, что он использовал неосознанно, но он использовал Святое Имя, чтобы решить свои жизненные проблемы.

Святое Имя Господа способно уничтожить последствия даже тягчайших грехов

00:12:32 Здесь я хотел прочитать последнюю главу из этой книги [«Ещё один шанс»]. Эта история описана в Шестой песни «Шримад Бхагаватам». Шрила Прабхупада написал книгу более популярным языком, чтобы легче было читать. Соответственно, 22-ая глава из этой книги является последней в этой книге.
[Роберт читает]: Посчитав своё поведение и поведение своих слуг оскорбительным, Ямараджа обратился к Господу с мольбой о прощении: «О Господь! Мои слуги допустили неслыханную дерзость, пытаясь пленить вайшнава — Аджамилу. О Нараяна! О величайший, старейший, смилуйся над нами! Мы не узнали в Аждамиле Твоего слугу, и виной тому наше невежество. Несомненно, этим мы оскорбили Тебя. Теперь, смиренно сложив ладони, мы молим о прощении, памятуя о Твоём несравненном милосердии, о Твоих бесчисленных добродетелях. Исполненные благословения, мы простираемся перед Тобою ниц».

00:13:35 Шукадева Госвами (это тот, кто повествует «Бхагаватам») продолжал: «О царь, святое имя Господа способно уничтожить последствия даже тягчайших грехов. Поэтому во всей Вселенной нет ничего благотворнее санкиртаны, пения святых имён. Постарайтесь понять это, и вслед за тобой это признают другие. Кто непрестанно слушает и произносит Святое Имя Господа, кто слушает и рассказывает о Его деяниях, без труда возвысится до чистого преданного служения и так очистит своё сердце от скверны греха. Этого никогда не достичь тем, кто лишь исполняет религиозные обеты или совершает предписанные Ведами обязанности. Преданные, которые беспрестанно пьют мёд с лотосных стоп Господа Кришны, равнодушны к мирским занятиям, рождённым из трёх гун и приносящих одни только беды. Преданные никогда и ни за что не покинут лотосные стопы Кришны и не вернутся к мирским делам.

00:14:38 Но есть и другие люди: не желая служить Господу, они стали рабами вожделения и пристрастились к ведическим ритуалам. Порой они совершают обряды искупления грехов, но так до конца и не очистившись, снова начинают грешить. Услышав от своего господина рассказ о непревзойдённом величии Господа, о Его имени, славе, окружении, ямадуты были поражены. С тех пор они не смеют даже взглянуть на преданных. Это сокровенное предание поведал мне великий мудрец Агастья, сын Кумбхи, когда я был в его обители в горах Малая, где он поклонялся Верховной Личности Бога».
Ямараджа молит о прощении. Царь Ямараджа взял на себя вину за поступок своих слуг. За вину слуги отвечает хозяин. Сам Ямараджа безупречен, но ямадуты совершили серьёзный проступок, когда фактически с его ведома попытались пленить Аджамилу. Согласно Ньяя-шастре, за провинность слуги наказывают хозяина. Зная, что за такой проступок полагается суровая кара, Ямараджа и его слуги, смиренно сложив ладони, обратились к Верховному Господу, Нараяне, с мольбой о прощении.

Совершенство в воспевании Святых Имён — повторение без оскорблений и отказ от ритуалов

00:15:51 Достижение совершенства. Надо заметить, что, хотя Аджамила повторял Святое Имя несовершенным образом, он избежал расплаты за свои грехи. Имя Господа несёт в себе великое благо: оно освободит от последствий грехов любого. Однако это вовсе не значит, что можно грешить, рассчитывая искупить свои грехи повторением мантры Харе Кришна. Мы не должны даже помышлять об этом, иначе мы оскорбим Святое Имя. Нужно стараться не совершать грехов, но если преданный согрешил случайно, несомненно, Господь, конечно же, его простит. Каждый может повторять и слушать Святое Имя и так познать блаженство духовной жизни. В «Падма-пуране» говорится (санскрит пропускаю): «Если человек, повторяющий Харе Кришна маха-мантру, хочет избавиться от оскорблений, он должен с настойчивостью продолжать повторять Святые Имена, и со временем все оскорбления уйдут. Тот, кто научился повторять Святые Имена Бога без оскорблений, всегда будет находиться на чистом, духовном уровне, и его не коснутся последствия прошлых грехов.

00:16:59 Обязанность преданного повторять мантру Харе Кришна. Пусть иногда он произносит её с оскорблениями, если он будет твёрдо следовать этим путём, то достигнет совершенства, какого нельзя достичь никакими обрядами и покаяниями, предписанными в Ведах. Кто привержен к ведическим ритуалам, но не верит в преданное служение, кто ратует за искупление грехов, но не придаёт значения Святому Имени, тот никогда не достигнет высшего совершенства. Вот почему преданные, отрешившиеся от мирских наслаждений, ни за что не согласятся променять сознание Кришны на ведические ритуалы. Те, кто из-за стремления к наслаждениям привержен к таким ритуалам, вынуждены терпеть бесконечные бедствия материального бытия. Ямадуты дали зарок: впредь не приближаться к преданным. Они знают, что для них это очень опасно».
[Роберт]: Это финал этой книги.

«Шикшаштака» Господа Чайтаньи — описание совершенства преданного служения

00:17:57 Дальше мы поговорим с вами. Мы по-прежнему ведём тему Святого Имени. Но сейчас будет несколько в другом ключе. Мы сегодня поговорим о «Шикшаштаке». Кто-то знает, что такое «Шикшаштака»? Приблизительно 500 лет назад на землю Господь явился в облике Господа Чайтаньи — в облике преданного. Это очень редкое явление. Мы об этом уже немного говорили. Находясь в этом облике, Он наставил многих великих вайшнавов, чтобы они написали книги о том, как вести практику. В общем, они разъяснили все нюансы преданного служения. Они описали это очень скрупулёзно. Всё очень тщательно разобрано по полочкам и так далее, всё идеально, можно сказать, идеальный порядок навели.

00:19:09 Но при этом сам Он никаких книг не писал. Это не было Его задачей. Когда приходят совсем великие святые, они обычно не занимаются написанием книг — они подают пример. Также Христос не писал никаких книг. Его ученики писали, а сам Он не писал. Аналогичным образом, Господь Чайтанья не писал. Единственное, что Он написал [восемь четверостиший] - это содержится в самой последней главе «Чайтанья-чаритамрите». Это книга, которая описывает полностью всю жизнь Господа Чайтаньи. Он написал восемь четверостиший, они называются «Шикшаштака». Их всего восемь и они очень простые. Но они очень особым образом описывают всё совершенство преданного служения, построенное на повторении Святого Имени. Они описывают тщательным образом все стадии, которые проходит человек, который начал эту практику.

Первый стих «Шикшаштаки» — прославление принципа воспевания Святых Имён

00:20:18 Их всего восемь. Но так как у нас группа начинающих, мы не будем проходить все восемь. Нам не надо: у нас нет такой задачи. Мы сегодня разберём только одну первую. Этого вполне достаточно. В этом первом четверостишье Господь прославляет сам принцип воспевания Святых Имён. В этих четырёх стихах Он описывает семь целей, которые будут достигнуты человеком, кто встал на этот путь. Он даёт нам стимул. Мы когда что-то делаем, должны знать, что нам с этого будет. Бухгалтер-то внутри сидит, который всё подсчитывает: «Соответствуют ли мои усилия тем плодам, которые я предположительно получу? Если не соответствуют, мы не будем делать».
[Из зала]: Желательно, чтобы плоды ещё побольше, чем усилия были.
[Роберт]: Конечно. У каждого есть внутри баланс, который бухгалтер тщательно считает. Бухгалтера, конечно, ошибаются регулярно, но что поделаешь. Так вот этим Он нас мотивирует заняться воспеванием Святых Имён.

00:21:47 Остальные стихи мы не будем рассматривать. Мы все слышим про то, что любовь, любовь там. В материальном мире это слово обесценилось полностью. Но, когда мы приходим в какое-то духовное общество, и нам что-то такое обещают, то мы понимаем, что это нематериальное понятие. И как бы стараемся верить, что это нечто ценное. Уверенности у нас нет, потому что у нас нет никакой практики, никакого вкуса. Но на слово верим, что вроде как должно быть что-то. Если в этом мире всё так пресно, как вот есть, тогда вообще, зачем жить? — Ради мечты. Мечта — это обрести настоящую любовь. В данном случае некоторые проповедники христианские любят говорить, что наше учение самое лучшее. И объясняют это тем, что только в их учении считается, что Господь — это любовь.

00:22:56 Хотя, конечно, на самом деле это не так. В смысле, не только в их учении. Но они так считают — ничего не поделаешь. Нам нужно в этом вопросе разобраться. Господь Чайтанья как раз открыл нам этот путь. Мало того, как я уже сказал, Он показал пример. Если бы Он просто показал пример и сказал бы: «А вы все завидуйте!», то это было бы нечестно. Но Он даёт нам путь. Он говорит: «Вы можете этого достичь». Он находится на высочайшем уровне. Соответственно, Он говорит: «У вас есть всё для того, чтобы достичь аналогичного уровня. Я вам даю метод, как это можно сделать». В «Шикшаштаке» это очень подробно описано. Хорошо.

Бхактивинода Тхакур о славе Святого Имени

00:23:53 Но сначала мы почитаем слова Бхактивеноды Тхакура, ещё одного вайшнавского святого, который воспевает славу повторения Святых Имён. Он говорит: «Нет обета, подобного воспеванию Святого Имени. Нет знания превыше Святого Имени. Нет медитации, которая приблизилась бы хотя бы близко к Святому Имени. Святое Имя даёт высший результат. Нет аскезы, равной Святому Имени. Нет ничего более могущественного, чем Святое Имя. Воспевание Святого Имени — это самый величайший акт благочестия и высшее прибежище для живого существа. (То есть, Оно даёт защиту). Даже слова Вед не обладают достаточной силой для того, чтобы описать пределы Святого Имени или могущества Святого Имени. Воспевание Святого Имени — самый высший путь освобождения мира и вечной жизни.

00:24:55 Оно само по себе является высшим проявлением преданности, и Оно есть самое радостное состояние сердца. Оно есть самый притягательный магнит и лучший способ помнить о Боге. Святое Имя проявилось только для того, чтобы принести благо живым существам, как их повелитель и господин, как объект их поклонения, духовный наставник. Любой, кто постоянно повторяет Святые Имена Кришны, даже во сне может очень быстро понять, что имя является непосредственным проявлением Самого Кришны, несмотря на влияние Кали-юги».

00:25:36 Единственное, что нам вообще требуется — научиться постоянно повторять святое имя Господа. Всё остальное придёт автоматически, если мы этому научимся. Вот эти слова о том, что даже во сне, это не аллегория. Есть преданные, кто повторяет во сне. Я точно это знаю, то есть я знаком. Это люди не хвалились передо мной. Просто так получилось, что я находился в комнате, где они спали. Я слышал, что человек спит и повторяет Святые Имена. Более того, у него ещё и руки инстинктивно чётки перебирают, которых нет. Чёток нет, а рука движется, как будто они есть.

Двойственность мира — в каждом положении есть и плюсы и минусы

00:26:27 Время, в которое мы живём, очень сложное время, безусловно. Люди теряют человечность. И жить тяжело. Всё смешалось, всё очень трудно, всё очень греховно. Поэтому принято считать, что это неблагоприятное время. И вот к тому вопросу, который Вы сегодня, Ирина, задавали, что у нас полно анартх, и мы, соответственно, должны ждать следующей Кали-юги. Тут есть интересный момент. Этот момент проистекает как раз из ведической философии, согласно ему: «Не бывает ничего абсолютно плохого». Мир-то двойственен. Соответственно, здесь у каждого положения в этом мире есть свои преимущества и недостатки. И так всё устроено — что чем больше недостатки, тем больше преимущества.

00:27:31 Везде есть свои плюсы и минусы. В Сочи хороший климат, всё это знают, но здесь высокие цены. Ничего не поделаешь. Есть оборотная сторона. И в данном случае, в Кали-юге, тоже есть свои бонусы. Ни одни недостатки, есть свои плюсы. Поэтому не зря говориться, что полубоги буквально стоят в очередь, чтобы родиться в Кали-югу. Потому что они понимают, что возможность достичь духовного совершенства «халявная». В Сатья-югу нам придётся сидеть десять тысяч лет медитировать. Десять тысяч лет! Вы можете себе это представить? Да мы сто лет не можем представить. Да какой — сто? Десять трудно представить. А тут десять тысяч.

00:28:22 [Из зала]: А в медитации время не чувствуется.
[Роберт]: Что значит не чувствуется?
[Из зала]: Нет ни времени, ни пространства.
[Роберт]: Есть. Пока мы в материальном мире, есть. Как нет?
[Из зала]: Ну, не ощущают они.
[Роберт]: Ещё как ощущают. Пока они не достигли совершенства, всё они будут ощущать. Дело в том, что я как-то упоминал об этом фильме, где буддийские монахи эту практику как раз, просидеть 3 года в пещере, осуществляли. Я когда увидел — был шокирован. Я думал, что в наше время это невозможно. Тем не менее, раз они в фильме показывают, значит, наверное, это возможно. «Самсара» фильм назывался. Да, но он после этого пал. Он, находясь на таком уровне, готов вынести такую аскезу, тем не менее, он тут же пал. Поэтому, о чём говорить?

00:29:23 Десять тысяч лет, ощущаешь ты время или нет, не так важно. Важно, что сердце-то не так сильно меняется. Вот в чём беда. Нас это больше всего должно интересовать. Поэтому с этой точки зрения, если рассматривать, все положения в мире, какие бы они не были, они более-менее равны. Если у нас есть какие-то недостатки, они оборачиваются какими-то плюсами. Если есть какие-то супер достоинства, они будут иметь какую-то свою негативную часть. Если всё нейтрально, мало хорошего, но и мало плохого. Поэтому все в общем примерно одинаковы. И как-то в писаниях описана эта ситуация, когда великие мудрецы заспорили о том, какое же из времён вообще лучше всех.

Кали-юга — лёгкая возможность обрести духовное совершенство

00:30:15 Везде видят плюсы, минусы везде. Не придя к единому решению, они решили спросить у Вьясадевы — человека, который составил ведические писания, то есть перенёс их на бумагу, систематизировал и так далее. Они отправились в Гималаи. Они знали куда там: в Бадарикашрам. Пришли к нему и увидели интересную картину. Он принимал омовение в холодной горной реке и кричал во всё горло: «Слава Кали-юге! Слава Кали-юге!» Он видел только позитивную сторону этого вопроса. Поэтому считал, что Кали-юга — это очень хорошо. Соответственно, у мудрецов вопрос отпал. Поэтому какие-то вещи сейчас открыты, которые были закрыты раньше. Вот эта лёгкая возможность — обрести духовное совершенство, — она не так доступна в предыдущие эпохи. Вот в чём беда.

00:31:17 А сейчас это всё гораздо проще. И мы должны это ценить. Факт тот, что мы должны к этому серьёзно отнестись и должны ценить. Именно поэтому Господь Чайтанья приходит в Кали-югу. Он не приходит в какой-то другой век, чтобы пролить там Свою милость в самой высшей степени для людей. Эта высшая милость предназначена для тех, кто пал ниже всего. Как пословица христианская, что заблудший сын дороже (я забыл, как она звучит, но смысл помню), что дороже праведного. Праведный жил с отцом все годы. И отец привык к тому, что он с ним. Всё хорошо. Он его любит. Но есть заблудший, которого много лет уже не видели. Где-то он болтается и так далее. И когда он возвращается, у отца очень большая радость. В этом смысле он ему дороже.

00:32:18 Точно также здесь. Мы падшие. И наша единственная проблема на самом деле — это признать свою «падшесть». Почему на нас до сих пор не пролилась милость Господа? По одно причине: потому, что мы не признаем свою «падшесть». Мы стоим в этом, скажем так, болоте, все перепачканные, и, тем не менее, с гордым видом считаем, что у нас всё хорошо. Нам стоит только признать нашу «падшесть» и на нас обрушится эта милость, буквально обрушится. Но это, к сожалению, не так легко, как может быть звучит. Соответственно, достоинства нашего положения нам очень трудно оценить. По материальной нашей жизни у нас есть представление, что такое духовность.

Шанта-раса — низший уровень отношений с Господом

00:33:14 Мы с духовностью связываем всё, что угодно, кроме того, что действительно духовностью является. Если какой-нибудь йог стоит на голове три месяца, мы можем сказать: «О! Он уже просветлённый — он может на голове стоять три месяца!» Нам это кажется ценным. Мы ценим какие-то вещи. Как вот это дерево. Если представить, что духовный мир — это дерево, и на разных его уровнях разные отношения с Господом, то материальный мир — это отражение этого дерева в воде. Соответственно, когда ты смотришь на отражение, оно же естественным образом перевёрнутым получается. И то, что для духовного мира является самым низким уровнем, для материального кажется самым высоким.

00:34:03 Соответственно, самый низкий уровень — это отношение с Господом в шанта-расе, в нейтральной. Некое восторженное восхищение при отсутствии серьёзных отношений. Вот это из себя представляет шанта-раса. Здесь она кажется самой возвышенной: «О, это такой мудрец! Он сидит в своей келье двенадцать лет. Почти не выходит, ни с кем не общается. Он крутой!». У нас есть это представление. В нашем понимании святой — это тот, кто в келье двенадцать лет просидел. Но это — шанта-раса. У него нет ничего на самом деле. Для духовного мира — это самое неценное, это никому не надо вообще, но у нас есть это представление. Поэтому, когда нам говорят, что надо собираться и совместно воспевать Святые Имена, мы говорим: «Да это сантименты какие-то. Это что, духовный метод что ли? Это вообще ерунда какая-то».

00:35:00 Мы осквернены. Мы не можем увидеть истинной духовности. Поэтому, когда нам дают какой-то стоящий метод, мы его не можем оценить. Мы оцениваем на основании собственного опыта. И в нашем опыте этого нет. То есть, двенадцать лет в келье просидеть — это трудно. Мы это ценим. А прийти на собрание, вкусить каких-то блюд и посидеть попеть, в ладоши похлопать, какой это духовный метод? Вы что? Это вы просто развлекаетесь. Как у меня был товарищ. Он был активным проповедником в 90-х годах. У него были школьные друзья. И когда они прослышали, что он йогой занялся, они с ним встретились: «Ну, давай показывай, что у тебя за йога!» Он их пригласил в храм на воскресный пир. Они пришли. Там все пляшут, поют и так далее. Они так скептически на него смотрят, на всё это.

00:35:56 Потом начинается пир: несут горы еды. «А, йога! Ну, понятно, понятно. Какие вы йоги?» Но потом люди, которые там находились, съедали вот по такому подносу еды. И эти его друзья, сами покушав плотно, увидели, как другие едят, говорили: «Нет, вы точно йоги. Нормальный человек столько съесть не может». Нам трудно оценить этот способ: он нам кажется несерьёзным. Нас можно понять. Потому что мы как бы далеки от истинной духовной жизни и наши концепции лежат несколько в других плоскостях.

00:36:45 При этом мы должны понимать, что Кришне вот эти стояния на голове и прочие прелести различных движений, они Ему не нужны. Он простой. Ему не нужно восемнадцать рук, пятьдесят четыре вида оружия и так далее. Он простой. У Него две руки и флейта. У Него всё и так хорошо. Поэтому нам очень тяжело. Но благо Он относится с пониманием к тому, что нам тяжело. Нам в этом плане даётся фора, скидка. Если кто-то знает, что такое Кумбха Мела … Кумбха Мела — это фестиваль мистического соревнования ложных эго. Когда там все чудеса показывают, чего они достигли. Собственно по этой причине мы не можем на самом деле по достоинству оценить любовь к Богу.

00:37:54 Мы не знакомы ни с любовью, ни с духовностью, ни с чем не знакомы. У нас всё очень плохо в этом плане, поэтому нам трудно. Но Господь милостиво как бы на это взирает и даёт нам необходимые послабления. И люди, даже занимающиеся духовным совершенствованием по многу лет, по большому счёту, любви никто не хочет. Так как представления нет. Мы теоретически говорим: «Да, мы хотим любовь», но в глубине сердца освобождения хотят люди. Достала уже жизнь, достали проблемы. Хочется уже куда-то просто спрятаться, чтобы меня никто не трогал. Но это глубинное, внутреннее желание. Внешне мы, может быть, делаем какие-то правильные вещи, но истинные наши стремления очень невысоки.

00:38:53 Формально придите в храм и скажите: «Кто хочет на Вайкунтху?» Никто не поднимет руку: «Мы на Голоку Вриндавана собрались, а вы на Вайкунтху нам предлагаете. Это не наш уровень». Но на самом деле и Вайкунтха — это не так плохо, во-первых. А во-вторых, истинные стремления большинства из нас... Это признак нашего несовершенства. Конечно, возможно, эти же люди, кто сейчас стремится к этому освобождению, они через какое-то время подрастут, и действительно будут хотеть любви. Кришна им в этом поможет. Но на сегодняшний день большинство хочет просто освобождения, просто удалиться от всех этих проблем и так далее. А любовь к Богу — это что-то возвышенное. Мы об этом толком ничего не знаем. Нам это очень сложно оценить по-настоящему.

Кришна-санкиртана — прославление Святого Имени

00:39:52 В общем, в этом первом четверостишье Господь Чайтанья прославляет воспевание Святых Имён, кришна-санкиртану. Я прочитаю вам этот стих: «Чето-дарпана-марджанам бхава-маха-давагни-нирвапанам шрейах-каирава-чандрика-витаранам видйа-вадху-дживанам анандамбхудхи-вардханам прати-падам пурнамритасваданам сарватма-снапанам парам виджайате шри-кришна-санкиртана». Это очень возвышенные стихи. Я не буду зачитывать перевод. Он нам не так важен. Достаточно понять, что это прославление. Вот что здесь, о чём говориться, мы поговорим сейчас более подробно. Самое главное в этом стихе — слова парам виджайате. Кто-нибудь знает, что такое парам?

00:40:53 [Из зала]: Высшее.
[Роберт]: Правильно. Высшее. Парам виджайате означает, что Святое Имя торжествует надо всем. Это говорит Сам Господь. Верьте Ему на слово. Дальше можете проверять, после того, как поверили. И убедитесь, что это так. Нет ничего более возвышенного, чем воспевание Святого Имени. Нет метода, который превосходил бы воспевание Святого Имени, нет более могущественного способа победить все проблемы. Всё! Слышите это слово? Всё — это очень важное слово. Всё: неважно, какие они у нас. Плохо ли у нас в семье? Плохо ли у нас на работе? Плохо ли у нас со здоровьем? Ничто это не имеет значения. Это способно победить все проблемы. Святое Имя парам виджайате, означает, что не нужно, чтобы достичь всех этих результатов, прибегать к чему-то ещё. Если у нас есть какие-то проблемы, мы можем найти прибежище в Святом Имени, можем решить все их с помощью Святого Имени.

00:41:58 Иногда мы думаем, что нужно хорошо повторять Святое Имя, но нужно ещё что-то делать. Там йогой заниматься, пранаяму делать, психологию неплохо было бы изучить. А астрологию — это просто святое дело. И васту тоже не помешает. Если по васту в доме на той стороне, где есть красивый пейзаж, окна не положены, то мы не будем там делать окна. По васту же не положено: потом будет плохо.
[Из зала]: А соционику?
[Роберт]: То же туда же. Туда же, всех туда же. Мы иногда думаем, что всё это очень важно. Нумерология. О, чего только нет! Аюрведа одна чего стоит. Так вот Шри Чайтанья Прабху говорит: этой одной вещи достаточно. Этот метод, который включает в себя всё сразу, вообще всё, ничего другого не нужно.

00:43:04 И сама жизнь Господа Чайтаньи это подчёркивает. Когда Он собрался жениться, в том селении, где Он жил, Его все любили. Господа невозможно не любить на самом деле! Если б мы там жили, мы бы тоже Его любили. Но нам благочестия не хватило, чтобы родиться там. Астролог местный, прослышав, что Тот собирается жениться, говорит: «Я Вам всё рассчитаю, всё сейчас сделаю». Он начал рассчитывать благоприятное время для свадьбы. Через несколько дней оказался в ступоре. Говорит, что в ближайшие две тысячи лет нет дня благоприятного для вашей свадьбы. Две тысячи лет он рассчитал — нет благоприятного дня. Это определённая лила Господа. Это не просто так. Это подчёркивает, что Господу не нужна астрология. Ему плевать на астрологию. Будет всё так, как Он хочет. А что там с планетами, не имеет вообще никакого значения.

00:44:03 Если мы становимся настоящими преданными, то для нас то же не имеет никакого значения. Если мы боимся, а вдруг Он нас не спасёт, а вдруг Он нам не поможет, вот тогда нам нужна астрология. А, если предались, уже всё, то тогда нам астрология становится не нужна. Этого метода воспевания Святых Имён более чем достаточно. Сам по себе метод в высшей степени сокровенный. Поэтому в Ведах о нём очень мало говориться. Найти ссылки в писаниях на то, что нужно читать мантру, именно эту маха-мантру, очень большая редкость. Поэтому большинство людей (я имею в виду в Индии полно же брахманических семей) серьёзно изучают Веды с самого маленького возраста.

00:44:59 Михаил Юрьевич собственными глазами видел ребёнка, который в России, явно практиковал в прошлых жизнях. Ему 5 лет, а он знает всю «Бхагават-гиту» наизусть. Без комментариев Шрилы Прабхупады, конечно, но всё-таки это 700 стихов. Он знает всё наизусть. Он позже забыл: подрос, забыл. Эта память с прошлой жизни у него стёрлась, но она была. А сын Михаила Юрьевича, Мукунда, он до 5 лет повторял джапу так, что папа говорит: «Я просто завидовал». Он садился правильно, брал джапу, закрывал глаза и свои 4 круга (он 4 круга только читал) выдавал просто, не вставая, не отвлекаясь и так далее, идеально. После этого говорил: «Всё, пап, я играть пошёл». И шёл играть. Это было где-то до 5-6 лет. А дальше материальные желания захлестнули, и всё.

Малый вкус к духовной практике — это очень большой риск

00:46:05 Кстати, Лера, вот к Вашему вопросу. Это тоже очень важно. Беда в том, что мы можем в том же положении оказаться. Если мы не получим много вкуса, если не привлечёмся этим сильно. Тем, что мы практикуем, какое-то благочестие заработаем и родимся в семье преданных. Но этот вкус маленький может не перевесить нас. Господь выполнит обещание. Он обещает, что тебе будет предоставлена возможность — она будет предоставлена. Но из-за того, что у нас другие вкусы сильные, а при этом благочестие высокое: будет хорошее здоровье, хорошая внешность, хорошее финансовое обеспечение, [то скажем:] «Да и зачем мне там чего-то надо? У меня девчонки, Феррари, у меня всё есть. Зачем что-то ещё?» Это очень большой риск.

00:46:58 Это большой риск. Поэтому, чтобы это с нами не случилось, нам надо хотя бы в этой жизни сильный вкус получить. Чтобы нас уже реально ничего не интересовало. Какие-то анартхи, может быть, ещё будут, но они уже не будут перевешивать. Надо набрать эту силу. И это точно возможно. Об этом мы сегодня и будем говорить.

Ограниченность и безграничность

00:47:27 В Ведах в целом говорится, что человек должен достичь счастья. Там есть много вариантов, разбирается, что это значит. И рассматривается интересная вещь. Это в «Упанишадах» сказано, что счастье не может быть ограничено. Если вы сталкиваетесь с каким-то объектом, который вроде как вам счастье приносит, но он ограниченный, значит — это не счастье. По определению счастье не может быть ограничено, иначе оно закончится. И если мы знаем, что оно закончится, это принесёт нам страдания. Это испортит всё счастье — счастья не станет. Поэтому счастье по определению не должно быть ничем ограничено, оно должно быть безграничным, оно не должно иметь конца. Это одно из существенных положений ведической философии.

00:48:25 А человек сам по себе, по природе, ограничен. Душа сама по себе, она крохотная, но у неё есть безграничный потенциал. А у человека, пока он в теле, пока он себя отождествляет с умом или с телом, у него, соответственно, всё это будет ограничено. Проблема материального мира заключается в том, что здесь всё ограничено, здесь всё кончается. Здесь нет ничего бесконечного, безграничного, кроме глупости. Глупость точно безгранична. Ещё лет 7-8 назад я иногда смотрел сериал про Ворониных. Некоторые серии настолько хороши, что я их перекачал из интернета. Они у меня есть дома. И там как раз супруга этого главного героя говорит: «Иногда я думаю, что всё: хуже быть не может. Однако — нет. Ты придумываешь что-то ещё хуже». Вот и в данном случае то же самое. С глупостью предела нет, она безгранична. Но это, наверное, единственная безграничность, которая тут есть. Счастье не должно иметь никакого конца, оно должно быть безграничным. Иначе это не будет счастьем.

00:50:00 Какие-то вещи нам могут казаться длительными или даже безграничными. Например, теоретически йога, если серьёзно ей заняться, именно не бхакти-йога, о которой мы всё время говорим, а йога мистическая: аштанга-йога. Если серьёзно ей заняться, она позволит вам жить очень долго, может быть, даже бесконечно, пока Вселенная существует. Там есть методы омоложения организма и их можно использовать бесчисленное количество раз. У меня есть знакомый индус, он преданный. Соответственно, его семья преданные в своей традиции — индийской. У них был семейный гуру. Он [преданный] говорит: «Я был ребёнком. Я видел, как он менял тело, собственными глазами. Он не делал из этого секрета. Он это делал не первый раз в жизни. Его возраст был больше 300 лет. Он зашёл в воду прямо при нас. На вид ему было лет 80. Он был стариком. Он зашёл в Гангу на наших глазах, погрузился. Его не было минут пять. Вышел оттуда шестнадцатилетним».

00:51:10 Он говорит: «Мы все были в шоке». Он был ребёнком, это видел сам. После этого он до сих пор жив, этот гуру. Он до сих пор является для этой семьи семейным гуру. Соответственно, он [преданный] говорит: «Для меня ничего удивительного нет. Было, конечно, удивительно. Но уже как-то уложилось в голове». Эти люди до сих пор существуют. До сих пор, кстати, во Вриндаване живёт человек. Недавно я на Фейсбуке читал, Индрадьюмна Махараджа об этом писал. Чью же он помнит войну-то? Он помнит войну принцессы какой-то индийской с завоевателями- англичанами. Это 200 лет назад было, а он её помнит. Он говорит: «Я не помню, сколько мне лет. Я забыл уже, когда родился. Для меня это уже неважно. Но я помню, что, когда я был маленький, была война. Вот наша принцесса такая-то воевала с англичанами».

00:52:09 Они берут эту историю. Он-то не контролирует истории, ему всё равно. А Махараджа берёт историю, читает, а это 220 лет назад было. И этот человек до сих пор жив. Он и сейчас жив, его фотографии были в Фейсбуке. Те, кто будут во Вриндаване, могут его найти, если очень хочется. То есть, йога может продлить нам эту жизнь, удлинить её. Есть люди, которые долго живут. Но всё равно будет предел. Это, наверное, самое длинное, что здесь есть. Но всё равно будет предел. Соответственно, «Шримад-Бхагаватам» тоже нам даёт такие примеры хорошие, что деревья тоже много живут. Но какой прок от такой жизни? Вот то же самое с йогой. Если вы не развиваете любовь к Господу, то никакого прока в такой жизни нет.

Цель прихода Господа Чайтаньи

00:53:04 Первое, с чем пришёл Господь Чайтанья, Он объяснил людям, что есть бесконечное счастье и его можно найти только в одной вещи — в любви, в настоящей любви. Бесконечное счастье даёт бесконечную реализацию своего потенциала. В силу того, что в нас заложено, человек может обнаружить в себе с помощью любви. Бхактивинода Тхакур в своих книгах пишет, что на самом деле душа находится в состоянии влюблённости всегда. Просто из-за неправильных отождествлений мы это не туда направляем. Мы на какие-то материальные объекты пытаемся направить. А у них природа такая, что их невозможно любить, они невечные. И, соответственно, у нас вечный конфликт с этим всем. Так как мы вечные, у нас этот конфликт всё время происходит. У нас нестыковка всё время.

00:54:04 Мы пытаемся, а оно всё время не получается. Из-за этого у нас депрессии возникают. Истинное счастье можно обнаружить только в любви и больше нигде. Потенциально мы как бы хотим любить Бога, мы хотим Его найти, мы хотим найти этот бесконечный объект любви. Но так как мы толком не понимаем, что это такое, у нас нет этого опыта, то мы влюбляемся во всякие недостойные объекты, в какие-то вещи и так далее. И эти вещи плюс ко всему прочему, это очень важный момент, они не могут ответить нам взаимностью. То есть, для того, чтобы было всё правильно, нужны отношения.

00:54:57 Если посмотреть историю человеческой жизни ретроспективно, то мы увидим, что это, в общем-то, всё равно история любви. Человек родился, его любят родители. Мы не будем брать какие-то исключения. В большинстве случаях родители любят своих детей, как бы природа к этому ведёт, это естественно. Проходит какое-то время, он вырастает и начинает с друзьями общаться. Соответственно, у него эти чувства переключаются на друзей. Потом он ищет объект противоположного пола, соответственно, то же самое. Потом появляются дети, потом появляются внуки. Вся история человеческой жизни — это перетекание вот этих отношений. Перетекание объектов любви — это естественно, в общем-то, и правильно.

00:55:48 Проблема в том, что у нас есть несколько неправильные представления об этом. В принципе человеку нужно всё время кому-то служить. Мы без этого не можем. Это для нас естественно, это для нас правильно. Но при этом наша обусловленность не позволяет нам в этом сознаться. Мы на каждом этапе своей жизни пытаемся найти любовь, обламываемся, снова пытаемся и так далее. В результате порой становимся несчастными, любви никакой не обнаруживая. Джива Госвами на эту тему говорит, что проблема человека заключается в том, что он ищет любви, но ищет не там, где нужно; что пытается найти любовь там, где её нет; что у объекта любви должно быть три качества для того, чтобы всё состоялось правильно.

Три качества объекта любви — сознание, неисчерпаемость, взаимность

00:56:48 Должно быть три качества, тогда мы сможем реализовать свою любовь и свою потребность в любви целиком и полностью.
Первое. Прежде всего, человек не может по-настоящему любить несознательное, то есть материю любить нельзя. Это иллюзия полностью. Чтобы любить, у объекта любви должно быть сознание. Это обязательно. Без этого это не любовь.
Второе качество. Этот объект должен быть неисчерпаемым. Если мы на высоком духовном уровне находимся, если имеем отношения с Богом, тогда мы в людях тоже видим душу. И, когда мы видим душу, душа неисчерпаема, тогда мы можем по-настоящему любить. А пока мы не видим, мы будем любить тело. А тело временно, и оно исчерпаемо, соответственно. Поэтому варианта нет. Для того, чтобы по-настоящему полюбить, нам нужно подняться на высокий духовный уровень. Объект любви обязательно должен быть бесконечным и вечным. Это очень важно.
Третье качество. У него [объекта любви] должны быть энергии: он должен иметь возможность отвечать нам взаимностью. Это тоже обязательное условие. Без этого тоже не будет.

Кришна — лучший объект для любви

00:58:13 Всё это — характеристики Бога по большому счёту. Бог обладает сознанием. Бог вечен и неисчерпаем. Бог способен отвечать взаимностью. Из всех форм Бога — Кришна является лучшим объектом для любви, лучшим. Ели вы поедете в Индию, начнёте с людьми общаться, то вам многие скажут, что Рама является настоящим Верховным Господом, нет никого выше Его. Но, если мы возьмём примеры из Его жизни, то там есть довольно жёсткие ситуации. Например, когда Шурпанакха пришла к Господу Раме и сказала: «Я тебя люблю!» А она Его действительно любила. Она Его любила, но была демоницей. Она приняла облик красивой девушки: не в своём страшном обличии пришла, пришла хорошо выглядящей. И эта история для неё кончилась тем, что ей отрезали нос. Вот и люби после этого.

00:59:22 Но она не успокоилась ведь. Она получила следующее рождение в каком теле? Никто не помнит? Она в лилах Кришны же приняла участие: Кубджа, горбунья. Она жила в Матхуре. Когда Кришна пришёл в Матхуру для того, чтобы сразиться с Камсой, она Их встретила по дороге. Она использовала сандаловую пасту, предназначенную для Камсы. Она, когда Его увидела, эта любовь в ней сразу снова вспыхнула. Она Его ещё любила, когда Он был Господом Рамой, но без носа осталась. И здесь, у неё тут же всё вспыхнуло. Но у неё тело корявое: она горбунья. Но это было так сильно: она использовала всю эту пасту свою. Её бы казнили, если бы не убили Камсу, за то, что она эту пасту использовала. Её тёрли специально для царя, а она взяла её и использовала. Но она от любви потеряла голову, и ей было всё равно. Так хуже того, она же раздевать Его начала, Господа, прямо буквально при людях.

01:00:55 Это ещё хуже, чем с Господом Рамой было. Там она хоть как-то держала себя в руках. А тут что ей Господь сказал? Он сказал: «Не спеши. Всё будет хорошо, чуть позже». И выправил её, исправил ей горб. Она стала красавицей. Кришна — это тот объект, который на самом деле нужен всем для любви, буквально всем. Если у кого-то есть желание обрести любовь к Господу, то ему нужен Кришна. Никакое другое проявление Бога не способно так любить, как Кришна. Он буквально лучший объект для этого — особое проявление Бога. Я не стану вам дальше рассказывать ещё историю. Я боюсь, у нас времени не хватит. Хотя, похоже, нам его всё равно не хватит. Иначе говоря, Кришна — это особое воплощение Бога.

01:01:54 Бог — это Абсолют. Бог един. Все религии поклоняются только одному Богу. Нет разных богов, нет двух богов, нет трёх богов — есть только один Бог. Христиане, мусульмане, кто бы ни был, все говорят об одном Боге. Но Кришна — это особая форма Бога, в которой Он наделён в высшей степени способностью отвечать взаимностью на нашу любовь. И секрет заключается только в одном. Секрет заключается в том, чтобы обратиться к Нему должным образом. И всё. Это единственное, чему нам нужно научиться. Мы можем быть падшими. Мы можем обладать жуткими качествами. Всё, что угодно. Если мы научимся обращаться к Нему правильно — всё будет решено. Как у Кубджи, даже лучше. Он же её исправил, помог ей. То же самое будет с нами. И повторение маха-мантры, безусловно, это тот способ, который нужен. Но, тем не менее, люди занимаются этим годами и далеко не всегда понимают, что есть прогресс или нет.

Важность духовного пути

01:03:04 Секрет в том, что не всегда люди принимают правильное умонастроение при этом. Вот об этом мы сегодня и говорим. К этому я сегодня и веду. Да, маха-мантра — здорово. Иногда мы читаем, и у нас есть вдохновение. А иногда почитаем, и никакого вдохновения. И на киртан приходим иногда и плачем от того, как всё плохо поётся, просто слушать невозможно. У нас не слёзы любви и экстаза, а слёзы от того, как всё жутко. Но ничего не поделаешь. Иногда нам удаётся принять что-то похожее на правильное умонастроение, а иногда не удаётся. Так вот наш сегодняшний разговор как раз, чтобы этот вопрос постараться систематизировать. Кстати, вы заметили, что всё-таки мы уменьшились?
[Из зала]: Да.

01:04:02 [Роберт]: Да, мы уменьшились. Нет, я думаю, что всё. Мне кажется, что мы уже уменьшились до того состояния, что дальше уменьшаться уже не будем. Кто-то подтянется, я понимаю. Но всё равно в целом мы сжались. А мы все повторяем святые имена или не все ещё? Или кто-то ещё не начал? Есть кто-то, кто не начал? Я Вас должен убедить. Насилие не приветствуется в любом случае. Мы постараемся именно убедить, что это важно, нужно и более того это незаменимо, что другого способа нет, никакого.

01:05:01 Иногда люди вступают на духовный путь, разочаровавшись в материальных вещах, — это часто происходит. Мы знаем из «Бхагавад-гиты» 4 вида праведников, кто приходит, встаёт на путь поклонения Господу. И это нормально, что мы, разочаровавшись, приходим и пытаемся освоить этот духовный путь. Все пытаются найти что-то духовное и далеко не всегда находят. Мы пытаемся восполнить какую-то нашу неудачу жизненную на духовном пути с помощью каких-то методов. Иногда мы пытаемся отрекаться. Как я уже говорил, двенадцать лет в кельи для нас — это сразу авторитетно. И люди уходят. В принципе и в вайшнавском движении есть подобные примеры.

01:05:59 Я знал человека. Кто он — я не знаю. За счёт чего он живёт — мне сложно сказать. Мы жили раньше в Подмосковье. У нас так получилось, мы сами того не желая, сделали соседей кришнаитами. Я серьёзно говорю. Мы не желали того, так получилось. Мы справляли Новый Год нашей Нама-хаттой. Когда это произошло, то вся улица была заставлена автомобилями. А это небольшой посёлок в Подмосковье, где дома на расстоянии 50-60 метров друг от друга и по одной машине стоит. А тут вся улица, всё припарковано. Никуда вообще пройти нельзя. Это зима. Кругом сугробы, проехать трудно стало: всё узко. А тут всё заставили.

01:06:49 На следующий день, первого числа, они приходят к нам в гости с какими-то подарками. Они только-только переехали в декабре в свой дом напротив нас. Приходят и говорят: «Вот мы познакомиться, с Новым Годом поздравить». Трали-вали, всё хорошо. И в какой-то момент они в процессе разговора говорят: «В общем, мы ещё хотели узнать, а что это было?» — «Вы о чём?» — «Мы у вас насчитали вчера 19 автомобилей, из каждого вылезло по несколько человек. По нашим прикидкам вас было минимум человек 100» — «Чуть-чуть не дотянули, 90 нас было» — «А что делали 90 человек в Вашем доме в Новогоднюю ночь?» Я думаю: «А что им скажешь? Что они делали? Праздник встречали». Пришлось им всё рассказать. После чего они сказали, всё это выслушали, и сказали: «А мы тоже так хотим» — «Хотите? Давайте!» Вот и они втянулись.

01:07:52 А чего я их вспомнил? А! Так они очень гостеприимные, очень гостеприимные люди. Они не могут никому отказать, даже, если может быть им и не очень хочется. Не умеют люди отказывать. И вот к ним обратились какие-то преданные. Попросили пожить одного человека: «Он очень тихий, спокойный, вам мешать не будет. Преданный» — «Хорошо». Они согласились. К нам приехал мужчина молодой. Он прочитал «Бхагавад-гиту» сто с лишним раз, половину из них на английском прочитал, то есть он образованный человек. Потом выяснилось, что он философски довольно развитый.

01:08:56 Но он со странностями: практически никуда не выходит вообще. Целыми днями сидел дома. Он практически никуда не выходит, питается пшённой кашей. Я не знаю, чем ещё он питается, но практически только пшёнкой. Причём варит её сразу на неделю. Он её один раз в неделю варит и ест всю неделю: аскетичен до невозможности. И он целыми днями читает «Бхагавад-гиту», больше ничем не занимается. Со стороны он может показаться нездоровым человеком, но выглядит нормально. Но при виде, как он себя ведёт, можно подумать, что он не здоров. Мне было любопытно. Я начал с ним общаться немного, не так, что каждый день. Однажды мы пришли в гости к соседям. И он как раз вышел свою кашу есть.

01:09:56 Он её ест, причём из кастрюли. Нет, у него две кастрюли. Одна кришнина — он в ней варит. Потом он всё перекладывает в другую и разогревает, и ест, разогревает и ест. Когда кончится, он помоет. Соответственно, он сел есть из этой, этой самой. Причём он, не оскверняясь, ел: закидывая. Да, чтобы кастрюля не была осквернённой. Всё у человека продумано. Я понял, он как бы, на мой взгляд, там есть какие-то у него философские огрехи, но я их по молодости не обнаружил. Я начал с ним общаться и понял, что он точно не дурак. Он много что понимает в философии: у него есть чему поучиться. Но образ жизни его подталкивает к противоположному решению, потому что просто не соответствует писаниям.

Наша жизнь — это проповедь

01:10:56 Писания говорят, что наша жизнь — это проповедь. Мы воспеваем Святое Имя для того, чтобы прогрессировать. Мы не храним это в себе вот так: «Это всё моё!» Мы всё раздаём. Поэтому проповедь для нас очень важна. Писания говорят, что, если вы что-то берёте и не отдаёте, то это плохо кончается всегда. Это же касается и духовного знания. Поэтому я всех вас призываю найти себе объект для проповеди и мучить его, мучить, мучить. Шучу, конечно, мучить никого нельзя. Но нужно, тем не менее, проповедовать, нужно искать такие возможности. А люди считают, что это хорошо — закрываются в келье, суровые аскезы. Пытаются возместить недостаток любви. Суть всех этих действий — это попытка возместить недостаток любви.

01:11:46 Материальные желания разрывают сердце изнутри в таких ситуациях. Просто раздирают, ничего не поделаешь. Это проблема. Это всё неправильное понимание немного философии, ошибки есть. Сознание Кришны никогда не подразумевает таких отречений, то есть мы как метод духовного совершенствования это не рассматриваем. У нас есть ограничения, касающиеся питания, ограничения, касающиеся сексуальной жизни, ограничения на азартные игры и ограничения на интоксикации. Вот этой аскезы нам достаточно. В этом смысле нам не нужно больше ничего. Этого полностью достаточно. Когда к Шриле Прабхупаде ученики обращались с вопросами: «А можно я вот такой-то обет дам?» Он всегда говорил, что нам хватает и так аскез, лучше возьми проповедью займись — это гораздо лучше.

01:12:50 Дефицит любви заставляет людей подобным образом поступать. Мы должны понять, что в конечном итоге подобные ограничения просто делают сердце более жёстким, вот и всё. Сострадания мы не разовьём таким способом, наоборот, будет жёсткость. Человек должен идти путём бхакти, он должен испытывать любовь и отречение тогда появится само собой. Мы говорили, что высший вкус вытесняет низший, всё. Если у меня есть что-то очень хорошее, то мне становится автоматически неинтересно всё нижестоящее. За счёт этого приходит отречение, никакого другого пути нет. Только так. При этом метод кажется внешне очень простым. Мантру выучить несложно. Нам буквально дня хватит, чтобы всё запомнить и правильно повторять, нет никаких проблем.

Сложность воспевания Святых Имён

01:13:52 А что же сложно-то, раз метод несложный? Что сложно? Сложность заключается в том, что он целиком основан на работе с сознанием. Само по себе повторение — это внешняя часть процесса. А процесс работает не за счёт внешности, он работает за счёт того, что мы своё сознание концентрируем на этом объекте. И это для нас проблема. Мы рассеяны. Наш ум не любит напрягаться. У него есть своя система ценностей. Мы нажили эту систему ценностей буквально миллионами жизней. Мы провели здесь очень много времени. Нам страшно представить, сколько мы здесь провели. Соответственно, это выработало в нас определённые привычки, определённый взгляд на мир, на всё остальное. И нам трудно, если появляется объект какой-то чувственный. Мы готовы на нём сконцентрироваться. Мы можем думать о ком-то там или о чём-то.

01:15:00 Если у нас нет чувственной связи, то есть на уровне чувств мы не можем какой-то объект, связанный с тем, что нам это хорошо, то всё — нам сконцентрироваться крайне тяжело. Поэтому метод сложный. Формально повторять алфавит нетрудно, но алфавит мало что даёт. Даёт, конечно, то же, но мало. При этом мы должны понимать, что [процесс точно работает]. Для тех, кто в принципе глобально сомневается. Вот я. Повторяю Харе Кришна маха-мантру 17 лет. Не могу сказать, что я больших высот достиг. Но не в этом сейчас дело.

01:15:39 Есть классический пример Шрилы Прабхупады. Если бы я повторял: «Вася, Вася, милый Вася, милый, милый, Вася, Вася!», то уверяю вас, что через месяц меня бы уже увезли в психушку. Я повторяю Харе Кришна маха-мантру 17 лет. И как видите, вроде ещё ничего, держусь. Я к тому, что никакое другое имя не могло бы мне дать не то, что плюса, а хотя бы остаться с психическим здоровьем. Если бы я начал любые другие слова повторять, это бы кончилось трагически. Поэтому процесс точно работает. Всё зависит от нас. Давайте мы на этом остановимся. 10 минут у нас осталось. Просто я вижу, что мы тему-то точно не закрываем. Я приблизительно половину провёл того, что я подготовил. Да, можно вопросы. Только микрофон подтянем, и будут вопросы.

Ответы на вопросы

Каждому уровню соответствует своё количество кругов

01:16:54 [Из зала]: Сколько кругов Вы повторяете?
[Роберт]: 16 я повторяю. Но у меня был период в жизни, когда я повторял 32. Я сам отказался. Слава Богу, я не давал обетов. Потому что отступать от обета нельзя. Я не давал обета. Но мне было интересно, даст ли мне это что-то. И я пришёл к выводу, что я поторопился. Я повторял года два 32 круга. Это не час, два, три, а именно длительный период времени я ежедневно повторял 32. Потом я пришёл к выводу, что плюсов меньше, чем минусов. Минусы — то, что я трачу время, какое мог бы потратить на другие формы. То есть, любому состоянию соответствует своё количество кругов. Вообще вайшнавская норма не 16, а 64. Это для людей, кто на соответствующем уровне находится. Каждому уровню соответствует своё количество кругов. Поэтому не нужно сразу. Это может быть и ребёнок на 64 кругах.

01:18:04 [Из зала]: 64 круга убивают на ночь просто.
[Роберт]: Серёжа, понимаешь, проблема в том, что для кого-то это может быть ступенью к деградации. Нельзя бежать впереди паровоза. Нельзя первокласснику давать задачки по высшей математике. Это вполне серьёзно, то есть должно соответствовать. Не нужно торопиться. Конечно, к 16 нужно стараться более-менее быстро подойти. Быстро, я имею в виду, это не за месяц — больше. Конечно, это индивидуально. Да, Серёжа.
[Из зала]: Можно будет, я поделюсь буквально свежими впечатлениями от большого обилия кругов. Перед поездкой в дхаму, когда я сутки повторял перед Маяпуром маха-мантру, получился 91 круг. Я сутки не мог разговаривать, у меня ум убился напрочь. Я не мог говорить просто. У меня ни одной мысли не было в голове.

01:19:08 [Роберт]: Мышечный механизм тоже клинить начинает в таком случае.
[Из зала]: Это да. У меня дыхание. Через 2 недели я снова попробовал. Получилось 72 круга. Тоже около суток не мог ни о чём думать вообще. Получается ум отрубает, отрубает напрочь просто. Я не знаю, очищает-не очищает, но я не мог ни о чём думать. Меня спрашивали, а я сидел как...
[Роберт]: Как олигофрен.
[Из зала]: Да.
[Роберт]: Слюну только не пустил. (Смеётся). Давай.

Как увеличивать круги джапы

01:19:46 [Из зала]: Вы как раз на половину уже ответили на мой вопрос про круги. Но вот хотела ещё спросить. Как индивидуально, как увеличивать круги? Мы не можем по своим каким-то ощущениям. Мы не можем в этом довериться ощущениям? Это должен делать именно наставник, говорить, сколько нам нужно читать?
[Роберт]: Наверное, можем, но без резких движений. Условно говоря, если я год повторяю 4 круга, наверно, уже можно перейти на больше. То есть, в принципе, можем. Но не на 64 больше с 4. А наставник в данном случае нужен, если есть отношения.

01:20:34 Отношения очень важны. Наставник не должен быть формальным. Нужно развить доверительные отношения. Нужно научиться раскрывать сердце, что называется. То есть, если ты найдёшь человека, которому ты можешь всё рассказать вообще. Все самые большие секреты, которые у тебя есть. Ты даже лучшей подруге их не рассказываешь. Но вот ты рассказала наставнику и это правильно. Соответственно, он, понимая всё о тебе, может дать тебе квалифицированный совет. И тогда он может тебя подогнать и сказать: «А что это ты всего четыре? Давай, давай уже хотя бы шесть».

01:21:13 [Из зала]: Мы не можем объективно оценить своё положение, сколько нам нужно читать?
[Роберт]: Мы же всегда будем занижать. Мы же себя любим. Соответственно, мы будем стараться занизить. Поэтому здесь мы можем. Но наставник будет тем стимулом внешним, который подстегнёт нас, скажем так. Вот и всё.

Единственный способ попасть в духовный мир — это планета Земля

01:21:40 [Из зала]: Вы затронули вопрос, вот что заходишь в алтарную: «Кто со мной на Вайкунтху? Никто не идёт». Вообще вопрос: «Вайкунтхи — это же духовный мир?»
[Роберт]: Да.
[Из зала]: А есть способ попасть из духовного мира в духовный мир? Имеется в виду Голока Вриндавана?
[Роберт]: Есть.
[Из зала]: Я не сталкивался, можно пояснить?
[Роберт]: Есть. Этот способ называется — планета Земля. Это единственный способ. Писания описывают человека, который по ошибке попал на Вайкунтху. И он не мог найти себе там удовлетворения. Всё вроде круто: Господь там, преданные, всё вроде здорово. Но вот не испытывает удовлетворения и всё. И он встречает кого?
[Из зала]: Нарада Муни.
[Роберт]: Правильно. Он встречает Нараду Муни, который говорит: «Вообще-то ты не туда попал, я тебе по секрету скажу». А тот говорит: «Я здесь уже все планеты облетал, уже везде был, но чего-то как-то всё не то». — «Я тебе по секрету скажу: «Есть ещё». Они, — говорит, — всё не знают. Для них это скрыто».

01:22:45 [Из зала]: [неразборчиво] в Кали-югу — это всё.
[Роберт]: Почему в Россию обязательно? В этом плане Америка ничуть не лучше и не хуже. Всё то же самое. На Землю в Кали-югу вместе с Господом Чайтаньей — идеально. И он тогда вернулся на Землю. Достиг совершенства и вернулся уже на Голоку. Стало всё хорошо. Дальше описана их встреча с Кришной. Когда они обнимаются и падают без сознания. Это как раз о нём.

01:23:17 [Из зала]: А ещё скажите, пожалуйста, в чём выражается прогресс? Вы говорили о том, что, когда повторяешь круги, то должен чувствоваться прогресс.
[Роберт]: На следующей лекции мы поговорим.
[Из зала]: Хорошо, спасибо.
[Роберт]: Подробно будем. Прямо разжуём, всё по полочкам разложим, по косточкам, чтобы никаких сомнений ни у кого не было, чтобы всё стало понятно. Будет хорошая мощная стимуляция, понимания, что и как должно происходить. И для тех, кто уже этим занимается, понимания, почему со мной ничего не происходит. Очень важно, чрезвычайно важно. Происходит, но мы часто не замечаем, а здесь даются критерии. Вот, в чём дело.

01:24:02 [Из зала]: А мы сильно вкладываемся?
[Роберт]: Конечно. А как же? А как без усилий-то?
[Из зала]: [неразборчиво].
[Роберт]: Нет, а бывает трудно соотнести. Соотнести бывает трудно. Ну, хорошо, мы на этом прощаемся. До воскресенья.