Благочестивая деятельность

22 января 2015
Почему между поступками и расплатой проходит время. Аналогии к понятиям душа и тело. Благочестивая деятельность. Варны. Ашрамы. Десять видов пуньи. Почитание старших. Благотворительность. Чистоплотность. Праздники. Обеты. Благочестие.
лекция для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:24:42 | качество: mp3 64kB/s 38 Mb | прослушано: 4 | скачано: 22 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Ответы на вопросы

Почему между поступками и расплатой проходит время

00:00:00 Вот через интернет опять вопросы пришли. Несмотря на то, что мы практически всю прошлую встречу посвятили ответам на вопросы, там всё равно они остались. Хорошо, я начну с вопросов из интернета, вы, соответственно, если они у кого-то ещё есть, ещё присоединяйтесь.
[Роберт читает вопрос]: Так всё же почему между поступками и расплатой проходит время? Как понять, за что страдания, если прошло время? Из прошлой лекции осталось непонятно.
[Роберт] Кому-то осталось непонятно? Мне показалось, что мы довольно подробно это разобрали. Нет? Надо понять, если принцип понятен, то тогда всё хорошо. То есть хитросплетения кармы понять сложно, и писания не рекомендуют этим заниматься, выяснять у астрологов, почему у меня сгорел дом и, чем я таким провинился. Теоретически это можно всё выяснить, но, в общем, практической пользы от этого мало.

00:01:36 Если у нас есть хотя бы какое-то знание о том, как жить, о том, что нужно делать, а чего не нужно делать, тогда нам становится это неактуально. Но принцип общий очень простой, что, если сделать наказание сразу за содеянный поступок, никто не будет совершать преступлений. Ну, что ты толку украл, а тебя уже через 10 минут в тюрьму посадили? Неинтересно. Но, соответственно, при этом желание не искореняется, то есть желание сделать что-то нехорошее сохраняется. Поэтому для того, чтобы устранить это желание, нужно, чтобы человек попробовал, пусть он удовлетворит своё греховное желание и поймёт, что счастливым оно его не делает. Вот и все, в этом смысл. Поэтому наказание происходит позже. Сейчас микрофончик… Аккуратно.

00:02:40 [Из зала]: Просто получается, человек уже не помнит, из-за чего он получил наказание. Он совершил поступок, а проходит время, и приходит наказание, а он уже не осознает, из-за чего это.
[Роберт]: Да, да.
[Из зала]: Вот, наверное, поэтому не понимает человек, что…
[Роберт]: Но, если человек понимает общий принцип, что раз со мной, в моей жизни происходит что-то плохое, значит, я это заслужил. Тогда встаёт вопрос, необязательно знать конкретно за что, что произошло. Надо понять это как принцип и задаться вопросом, а что же делать, чтобы в моей жизни этого не было.
[Из зала]: Получается, изучать все законы, да?
[Роберт]: Ну, грубо говоря, да. То есть, скорее, требуется не понять прямо конкретно, вот у меня украли 500 рублей, что я такого сделал, что у меня их украли. Ну, не важно, что ты такого сделал, что у тебя украли. Раз это случилось, значит, я этого заслуживаю.

00:03:37 Соответственно, как жить так, чтобы подобного в моей жизни не случалось, не происходило, всё. На мой взгляд, это вполне логично. Возможно, Михаил Юрьевич говорил вам, некоторые вещи для понимания требуют времени. То есть мы услышали какую-то информацию, нам, объяснили какую-то вещь, и нам бывает трудно понять. И порой проходит какое-то время, мы периодически возвращаемся мысленно к этому вопросу, обдумываем его. И проходит какое-то время, и решение само появляется в голове, то есть доходит до нас. Поэтому, если уже хорошо было объяснено, на мой взгляд, этот вопрос мы уже с разных сторон рассмотрели. Но всё-таки так и осталось недопонимание, но подождите какое-то время, помедитируйте, возможно придёт несколько позже.

Глобальная ошибка — пытаться стать счастливым без Бога

00:04:49 [Роберт читает вопрос]: У меня пока не укладывается качество души - исполненное знания, исполненное блаженства и так далее, и в то же время душа завистливая, её желания могут приносить страдания, как же так?

00:05:05 [Роберт]: Тут вопрос в том, что желание ли это души? Вопрос остаётся открытым. То есть не все наши желания являются именно желаниями души. У нас, как у души, есть желание стать счастливым, и мы ищем возможности стать счастливым сообразно тому, какое мы получили образование, воспитание. В жизни у каждого сложились какие-то условия, что мы приняли какую-то дорогу, выбрали какой-то путь для того, чтобы стать счастливым. И он у каждого в чем-то индивидуален.

00:05:50 У всех есть глобальная ошибка в том, что мы пытаемся стать счастливыми без связи с Господом. И вот это наша глобальная ошибка. Это невозможно, к сожалению. То есть не потому, что Господь вредный и завистливый и специально сделал так, чтобы мы не смогли без него, нет, он делает так, как мы хотим, всё, что мы видим в этом мире – это мы так хотим. Это мы сами выбрали, мы сами создали мир таким, какой он есть. Ну, он придерживается определённых правил и законов. То есть нельзя же сделать мир несправедливым, поэтому он, в этом смысле, справедлив. Если мы делаем что-то плохое, у нас есть на это право, у нас есть возможность, но и у нас есть, в последствии, ответственность за это.

00:06:40 Поэтому плохое к нам когда-то возвращается. Поэтому, что такое желание души – это вопрос такой достаточно тонкий и сложный. У души есть главное желание – быть счастливой. При этом она деятельна, в принципе, бездействие её не удовлетворяет, ей нужно какое-то действие. Это мы видим в людях, большинство людей не любят долго сидеть, сложа руки. Людям требуется что-то делать, какие-то отношения строить, ещё что-то, у каждого своё. Поэтому страдания – это результат того, что мы просто неправильно видим своё положение, неправильно видим путь, которым мы можем стать счастливыми, от этого у нас дурацкие желания возникают.

Зачем была нужна война на Курукшетре

00:07:38 [Роберт читает вопрос]: Уточнение по вопросу религиозных войн. Михаил Юрьевич говорил, что религиозные войны – это плохо, так как там война идёт под именем Бога. Поясните, зачем эта война, где участвовал Господь, была нужна и имела правильные предпосылки. Чем она ещё отличалась от простых религиозных войн, кроме того, что там участвовал Бог? Ведь когда воюют под именем Бога, там тоже говорится, что Бог с нами.
[Роберт]: С этой точки зрения та война ничем не отличалась. Объективно, в виду того, что человечество живёт, не совсем праведно, подобные вещи будут происходить. Они были раньше, будут в будущем. Войны будут случаться, мы уже говорили о том, пока есть насилие в этом мире, которое, не мотивировано какими-то высшими целями. С этой точки, та война ничем не отличалась. Её отличие заключается в том, что, когда сам Господь присутствовал на поле боя, все, кто там погибли, получили освобождение из материального мира. Нам это сейчас не так важно, мы до этого ещё не дошли, поэтому мы пока идём дальше.

Любовь — действие для удовлетворения объекта любви

00:09:14 [Роберт читает вопрос]: Если я отказываюсь быть счастливым во вред своего эгоизма, ради того, чтобы другой человек был счастлив, это значит любовь? А значит это, что я даю ему иллюзию на счастье в его понимании, получается, что это согласно писаний, что мне необходимо ждать, пока человек не потеряет вкус к этому счастью или найдёт более высшее счастье и не будет препятствовать к моему пониманию счастья, и я смогу идти к своему счастью?

00:09:59 [Роберт]: Ну, если так по пунктам просто. Человек отказывается быть счастливым во вред своего эгоизма, но мне формулировка, конечно, не очень понятна. То есть, если с этой точки зрения рассматривать любовь, то любовь – это когда человек действует для удовлетворения объекта любви. Неважно, что будет со мной, главное, что тот, кого я люблю, будет счастлив. Это любовь. Поэтому во вред своего эгоизма… Да, когда есть любовь, эгоизма не должно быть.

Обусловленность души — действие в интересах тела

00:10:38 [Роберт читает вопрос]: Кто такая обусловленная душа или что такое обусловленность души?
[Роберт]: А вы не проходили это, да? Не проходили. Обусловленность – это состояние, когда мы принимаем какую-то истину и считаем её очень важной и точно соответствующей действительности и действуем в соответствии с этой истиной. При этом мы можем не знать истинного положения дел и, соответственно, это вводит нас в обусловленность. Например, я могу быть обусловлен тем, что я бизнесмен. Я, к примеру, считаю себя бизнесменом, значит, я должен вести себя соответствующим образом, значит, у меня должна быть машина определённая, не любая, а определённая, чтобы это соответствовало моему имиджу. И целый набор вещей будет сопутствовать этому. Это называется обусловленность. В материальном мире практически все люди обусловлены, мы обусловлены различными факторами. На самом деле, все мы души, и мы, к сожалению, это забыли, мы действуем, как тела, мы действуем в интересах тела, а не в интересах души. А есть разница между интересами души и интересами тела. Когда мы действуем в интересах тела, мы обусловлены. Мы не понимаем, что, на самом деле, нужно приносить благо душе, а не телу.

00:12:29 Но нам кажется, что это неразрывно связанные вещи, или нам кажется, что душа – это нечто мифическое, а вот тело оно конкретное, оно имеет определённые потребности, их нужно удовлетворять. Это состояние называется обусловленностью. Люди, обусловленные национальностью. Но если все мы души, дети Бога, то почему мы делимся на американцев, на индусов, на русских, на украинцев. Ну, смешно, правда? Это просто условность. Просто давайте договоримся, эти будут так называться, а вот эти так, и всё. Да мы все одинаковые, с этой точки зрения, пред Богом мы все равны. Это просто обусловленность. Соответственно, мы можем быть обусловлены благоприятным рождением в богатой семье, смотреть на всех сверху вниз. Это обусловленность. В конце концов, мы можем быть обусловлены полом своего тела. Я женщина. Я мужчина. Это обусловленность. Сейчас я женщина, сейчас я мужчина, но, возможно, через час нас собьёт грузовик, и мы уже будем не женщиной, не мужчиной, а чем-то ещё. Помощь — действие в высших интересах. Если мы действуем всегда, не понимая, что мы - душа, а в интересах тела, это называется обусловленностью. В общем, этой темы будем ещё не раз касаться, может, будет время на более подробное объяснение этого.

Благо человеку можно принести, действуя в его высших интересах

00:14:06 [Роберт читает вопрос]: В 12-ой лекции говорится, что нужно жить счастьем, а если его счастье находится под влиянием гуны невежества, как это понять? Получается, что не нужно пытаться помочь человеку на более высокую ступень.
[Роберт]: Это тоже близко с вопросом обусловленности. Если мать заботится о ребёнке, у ребёнка есть интересы, ему хочется каких-то вещей. Какие-то вещи ему мать считает допустимыми, какие-то она считает неприемлемыми, соответственно, она что-то ему разрешает, что запрещает. Она действует в его высших интересах, правильно? Чтоб с ним ничего плохого не случилось, чтоб он пальцы в розетку не сунул и так далее.

00:14:59 При этом, ребёнок будет считать, что над ним насилие произвели, что надо было пустить его гулять, а его не пустили. Аналогичным образом здесь, если вы хотите принести благо человеку, вы должны чётко понимать, на каком уровне человек находится, что для него является благом, что для него является чем-то неблагоприятным, принимать решения в соответствии с этим всем. Что-то может быть допустимо и не так страшно, что-то не стоит ему давать. Всё по обстоятельствам. Поэтому заботиться о его счастье и при этом способствовать его росту – это, по-моему, замечательно и правильно.

Аналогии к понятиям душа и тело

00:15:57 [Роберт читает вопрос]: По каким признакам можно понять, что на вопрос «Что вчера я сделал для вечного?», ты отвечаешь не на уровне ума? Я всё понимаю, но всё же для того, чтобы мне не ошибаться. Что тогда делать для души, если нет духовного учителя?
[Роберт]: Я думаю, что не будем спешить с этим вопросом, постепенно, в течение ближайших лекций ответ на этот вопрос получим. Просто подождите немного, если вы не услышите ответа, то задайте мне его ещё раз, и я постараюсь вам ответить. Но мне кажется, что в ближайшие несколько лекций мы в этих вопросах разберёмся. Всё, в зале нет вопросов? Вот, микрофон рядом.
[Из зала]: Роберт скажите, пожалуйста, часто сравнивают: тело – машина, а душа, как водитель.
[Роберт]: Да.
[Из зала]: Пришла такая ассоциация, какой же мы, вообще, водитель. Водитель, он знает правила, соблюдает трезвость, он знает, что, если он пьяный и так далее. Мы же не знаем ни правил жизни, в основном, люди, когда мы в теле. Мы не трезвые, потому что гуна невежества и страсти, это нетрезвость и не ясность.

00:17:28 То есть, водитель кто? Душа она там, на заднем сидении, в багажнике. А правит-то, не душа в нашем теле, мы идём, желания ума какие-то, желудок что-то. Почему говорят, представьте душа – это водитель, а тело – это машина? Так душа у нас не водитель никакой. Непонятно, кто вообще водитель в этой машине. Поясните, пожалуйста.
[Роберт]: Сейчас объясню. Дело в том, что [это] аналогия, а аналогия имеет определённые рамки. Вы не пытайтесь полное соответствие найти в этой аналогии и в других аналогиях. Она до какой-то степени даёт нам представление. Если конкретно эту аналогию вам хочется довести до совершенства, есть другая аналогия, похожая. Когда упряжка лошадей, и чувства являются лошадьми, в карете сидит возничий, управляет лошадьми, это ум. А душа – пассажир, но при этом пассажир периодически говорит: «Вот туда неплохо бы», и ум говорит: «Не вопрос, ща доедем» - и погнали. Если эта аналогия вам ближе, то она тоже подходит.

00:18:58 Душа в каком-то смысле определяет общее движение, но возничий бывает пьяный и порой везёт совсем не в ту сторону, он говорит: «Я всё знаю. Ща всё будет, коротким путём доедем». Но происходят какие-то неприятности при этом. А лошади, то, что тянет, это чувства, как раз. Обоняние, осязание - и каждое в свою сторону норовит повернуть. Есть такая аналогия, наверное, к ней тоже можно придраться, её тоже нельзя считать идеальной, но они все до какой-то степени дают нам представление о положении вещей.
Мы в прошлый раз коснулись темы благочестия, и я вам дал общую схему. Я дал, не зная, на тот момент, что Михаил Юрьевич запланировал на эту тему занятие и попросил его провести. Моё прошлое объяснение немножко впереди паровоза оказалось, но ничего страшного. Оно глобально остаётся всё равно верным, мы сегодня постараемся эту тему немного раскрыть.

Благочестивая деятельность — по книге Б. Тхакура «Шри Чайтанья Шикшамрита»

00:20:30 Если вы помните, я вам говорил, что есть благочестивая деятельность и неблагочестивая деятельность. И разумные люди привязаны к благочестивой деятельности в виду того, что она позволит меньше страдать, больше наслаждаться и так далее. В общем-то, в какой-то степени, это правильно, но проблема в том, что на неё нельзя целиком и полностью полагаться. На неё нельзя полностью полагаться с той точки зрения, что она сделает нас по-настоящему счастливыми. К сожалению, это не так. У неё есть одно единственное достоинство: человек благочестивый имеет возможность встретить на своём жизненном пути святых людей, увидеть их необычность и оказать им должное внимание и почтение, таким образом получить то, чего в этом мире невозможно получить, то есть возможность получить истинные знания. Но, тем не менее, для того, чтобы это случилось, благочестие необходимо.

00:21:47 Наша сегодняшняя встреча будет этому посвящена. У меня есть отрывок из книги Бхактивенода Тхакура 932 Бхактивинод Тхакур, и я буду зачитывать вам куски. Если у нас будут возникать какие-то непонятки, мы можем остановиться и обсудить или объяснить, если что-то потребуется.
«Следующую жизнь человека определяет его поведение в этой жизни. Совершающие благочестивые поступки, возносятся в рай, а грешники низвергаются в ад. Благочестивая деятельность, позволяющая вкусить райских наслаждений, носит название пунья-карма. «Пунья» на санскрите значит «благоприятный». А греховная деятельность, приводящая к адским мукам, называется папа-кармой. Правила, предназначенные для обретения благочестия, или пуньи, и правила, позволяющие избежать греха, вместе называются правилами, определяющими следующую жизнь души.

Варны — четыре сословия на которые делится общество

00:22:35 В любой деятельности, будь то благочестивые дела или обязанности, связанные с варной и ашрамом». Вы, наверное, не проходили. Варна… есть различные уклады жизни, и есть различные стадии жизни. Грубо говоря, варна – это то, что португальцы, в своё время, назвали в Индии касты. «Касты» - слово не индийское, оно португальское. Оно не до конца передаёт смысл, по крайней мере, в нашем общеупотребимом значении, но оно близко к оригинальному смыслу.
Варна… общество делится на различные категории людей, есть люди, склонные к научной деятельности, к обучению других. Они составляют одно сословие. Есть люди, склонные к административно-командной деятельности, к военной службе, это другое сословие. Есть люди, склонные к торговле, бизнесу, ведению хозяйства – это третье сословие. Есть люди, которые не любят никакой ответственности, но готовы приходить ежедневно на работу и делать, что прикажут, это четвёртое сословие.

Ашрамы — четыре уклада жизни

00:24:20 Человеческое общество делится на эти 4 сословия, у каждого есть своё санскритское название, я не буду сейчас вас перегружать. Это само деление называется деление на варны, португальцы назвали это кастами. Есть правила, какая из варн как должна жить. А «ашрам» в буквальном переводе означает «убежище». Это немножко о другом, он касается всех варн, любой человек проходит через ашрамы. Период, когда у человека детство, ученичество – это первый период жизни. Потом, когда обзаводится семьёй, ведёт хозяйство, выращивает детей – это второй период. Когда он становится старым и посвящает жизнь больше каким-то духовным поискам – это третий период. А четвёртый, он не для всех, это период активной проповеднической деятельности, полный отказ от мирских вещей, отказ от собственного имущества. Это редкие люди, их мало, практически на уровне святых находятся. Этот ашрам называется «саньяса-ашрам». Это люди, которые добровольно отказались от всех мирских благ, полагаются только на Господа во всех вопросах, у них нет никакого имущества, ни жилья своего, ни работы, ни счета в банке, живут на подаяния.

00:26:01 Но при этом они активно проповедуют. Это четвёртый уклад жизни. Вот эта система называется варнашрама-дхармой 306 варнашрама-дхарма. И здесь она имеется в виду, я ещё раз прочту предложение, чтобы вам было понятно.
«В любой деятельности, будь то благочестивые дела или обязанности, связанные с варной и ашрамом, главную роль играет вера человека, которая формируется под влиянием материальных гун благости, страсти и невежества. Кроме того, вера определяется склонностью человека к наслаждениям или же его отрешённостью от них. Люди, стоящие на низших ступенях духовного развития, стремятся только к мирским наслаждениям. Те, кто немного более развит в духовном отношении, имеют склонность как к наслаждению, так и к самоотречению. Но достигшие высот духовной жизни полностью избавляются от привязанностей к этому миру. Хотя в священных писаниях приводятся правила, обязывающие людей почитать разных богов, тот, кто находится под влиянием гуны благости, поклоняется только верховному Господу. Поскольку преданный Господа не стремится к чувственным наслаждениям, он делает только то, что помогает ему достичь духовной цели, как Кришне говорит в Бхагават-гите: «Мудрые делают лишь то, что способствует их преданности Богу, избегают всего, что препятствует этому».

Две категории пуньи — духовное и материальное благочестие

00:27:38 «Поскольку привести все виды пуньи и папы в единую систему практически невозможно, мы ограничимся лишь кратким их описанием. Одни мудрецы классифицируют пунью и папу сообразно их влиянию на тело, ум, общественную жизнь и духовное развитие. Другие рассматривают их применительно к телу, речи и уму. Третьи говорят о пунье и папе, относящимся к телу, уму и чувствам. Однако все эти системы далеки от совершенства, поэтому мы просто разделим пунью на 2 категории: глубинную, соответствующую истинной природе души, и относительную, связанную с бренным телом. Нравственность, правдивость, чистота, доброжелательность, честность и любовь относятся к первой категории пуньи.
Добродетели, так как эти качества присущи душе от природы, они представляют собой извечное достояние. Но, когда душа находится в обусловленном состоянии, эти её качества огрубляются, их называют словом «пунья». Все прочие виды пуньи относятся к категории относительных, потому что они присущи только обусловленному состоянию дживы».

00:29:00 Джива – это на санскрите душа. «Когда душа обретает освобождение, необходимость в них отпадает. По природе душе не свойственна греховность. Грех присущ душе только тогда, когда она находится в обусловленном состоянии. Такие пороки как злоба, склонность к обману, жестокость, вожделение, зависть и несправедливость представляют собой полную противоположность естественным добродетелям или пуньям, известно присущим душе. Что же касается других пороков, они являются антитезой относительных добродетелей дживы. Мы просто перечислим основные разновидности папы и пуньи и сопроводим это перечисление небольшим объяснением. Читатель сам на основе сказанного выше определит их принадлежность к той или иной категории».

Десять видов пуньи

00:29:54 «Существует 10 видов пуньи». Пунья – благочестивая деятельность, мы уже запомнили это, да? «Первое – помощь нуждающимся». Это те виды деятельности, которые принесут в вашу жизнь благочестие, которые будут создавать для вас положительную карму, что называется, плюс возможность правильно понимать, правильно относиться к святым людям. «Второе – почитание старших. Третье – благотворительность. Четвёртое – приём гостей. Пятое – чистоплотность. Шестое – соблюдение праздников. Седьмое – исполнение обетов, или врат». Позже будет объяснено, что каждый из этих пунктов значит. «Восьмое – забота о домашних животных. Девятое – произведение на свет потомства. Десятое – нравственность.
Помощь нуждающимся бывает двух видов: помощь в избавлении от страданий и содействие развитию других людей. По мере своих сил человек должен помогать другим независимо от того, относятся они к числу его родственников или нет. Не мы одни сталкиваемся с трудностями в жизни, они также выпадают на долю других.

Виды страданий — связаны с телом, умом, общественной жизнью или духовным развитием

00:31:29 Когда человек оказывается в трудной ситуации, он обычно рассчитывает на помощь окружающих, вот почему к чужому горю надо относиться как к своему собственному. Мы должны постараться облегчить страдания других, даже если для этого нам придётся поступиться собственными интересами. Эти страдания могут быть связаны с телом, умом, общественной жизнью или духовным развитием. К мучениям, причиняемым телом, относятся болезни и голод. Беспокойство, доставляемое умом, это тревога, зависть, скорбь, страх. Горести, связанные с жизнью людей и их положением в обществе – это неспособность прокормить семью, дать образование детям, женить их или выдать замуж. Кроме того, сюда же относится отсутствие денег на кремацию». Весёлый пункт. «А к духовным бедам причисляют маловерие, безбожие, склонность к греху. Но мало просто помогать людям избавиться от страданий, нужно также заботиться о возвышении людей. Мы должны способствовать материальному, интеллектуальному, социальному и духовному развитию других, помогая им деньгами, делами, словами, и привлекая к этому их родственников.

Три вида почитания старших — забота о родителях, об учителях, о занимающих более высокое положение в обществе

00:32:49 Существует 3 вида почитания старших». Это следующий пункт. «Забота о родителях, забота об учителях и забота, о тех, кто занимает более высокое положение в обществе. Нужно слушаться своих родителей и служить им по мере сил, особенно, когда они, достигнут преклонного возраста. Помимо служения тем, кто ухаживал за нами в детстве, мы должны стремиться доставить удовольствие своим учителям. Более высокое положение по отношению к нам занимают те, кто старше или умнее нас. И тем, и другим нужно оказывать почтение и служить. Назидания старших можно игнорировать, если они ошибочны, но никогда, ни при каких обстоятельствах, мы не должны обращаться к страшим грубо и непочтительно. Вместо этого следует попытаться поправить их, для чего нужно выбрать подходящее время и в смиренном настроении учтивыми словами изложить свои доводы.

Благотворительность — раздача милостыни в виде денег или вещей достойным людям

00:33:55 Благотворительностью, или даной, называется раздача милостыни в виде денег или вещей достойным людям. Подаяние, сделанное недостойному человеку, считается пустой тратой денег, и потому является греховным. Всего существует 12 видов благотворительной деятельности. 12. Рытье колодцев и водоёмов». Вы должны понимать, что писание для всех времён создано, для каких-то времён это было очень актуально, сейчас, конечно, все удивятся, если мы выйдем с лопатой на улицу и будем колодец рыть. «Посадка деревьев, дающих тень. Освещение улиц и других мест общественного пользования. Раздача лекарств нуждающимся. Предоставление возможности получить образование. Раздача пищи. Строительство дорог. Строительство купален». Купален для жаркой Индии совсем актуально. Здесь никто пользоваться, наверное, не будет. «Строительство домов. Жертвование предметов обихода или денег. Кормление других перед тем, как поесть самому». 12-ый пункт очень интересный: «Выданье своих дочерей замуж». Относится к благотворительности.

00:35:35 «Первая разновидность благотворительности – поить водой тех, кто испытывает жажду. Если к нам в дом пришёл человек, страждущий от жажды, мы должны дать ему напиться, помимо этого, можно рыть в подходящих местах колоды и водоёмы с питьевой водой. Такая деятельность считается благочестивой. Там, где есть потребность в воде, например, в святом месте, которое посещает много паломников, и поблизости нет реки или водоёма, необходимо рыть колодцы. Кроме того, нужно сажать по обочинам дорог, на берегах рек, в местах отдыха дающие густую тень деревья, например, баньян. Важно также, сажать рядом с домом и в местах, за которыми ведётся уход, различные священные деревья, так как они приносят благо и телу, и душе. Освещение купален, причалов, дорог и опасных мест путникам в безлунные ночи – это ещё один вид благотворительности.

00:36:44 Чем больше человек зажжёт фонарей, тем больше пуньи, или блага, он от этого получит. Следует оговориться, что рекомендованное в священных писаниях зажжение ламп на высоких шестах в месяц Картика служит только для украшения, так как лампа находится слишком высоко от земли. Как пунья не засчитывается». Опять же это не наша традиция, поэтому мы даже не знаем толком, что это такое. «Раздавать лекарства можно двумя способами: приносить их на дом больным и оплачивать их раздачу через аптеки. И то, и другое нужно делать искренне и бескорыстно.
Тот, кто хочет помочь другому получить образование, может оплатить расходы, связанные с его обучением. Воспитание и обучение детей имеет очень большую важность. Что касается кормления голодных, то это можно делать, как у себя дома, так и в специально предназначенных для этого местах. Дороги следует строить в труднодоступных или непроходимых местах. Строительство дорог, мощёных камнем, приносит человеку больше блага, поскольку такие дороги более долговечны.

00:37:50 Кхаты, или купальни, стоит строить на берегах рек и водоёмов, где люди совершают омовения. Тот, кто не только построит купальню, но и рядом с ней места для отдыха, разобьёт сад, соорудит беседки или возведёт храм, получит дополнительное благо. Строительство жилищ для бездомных – это ещё один вид пунья-кармы.
Что же касается жертвования денег и предметов обихода, то для этого нужно выбрать достойного человека. Прежде чем приступить к еде, нужно отдать первую порцию другому». Т.е. благочестивые люди есть не садятся пока кого-нибудь не накормят. Кстати, в Индии до сих пор этому обычаю следуют многие люди. Буквально выходят на улицу и говорят: «Есть голодные?» Кто-то скажет: «Да, было б неплохо поесть» - «Заходи». Примерно так.
«12-ый, последний вид благотворительности – отдать свою дочь замуж за подходящего человека из того же сословия. Каждый должен проявлять радушие по отношению к своим гостям и обществу, в целом. Тот, в чей дом пришли гости, обязан оказать им достойный приём.

00:39:14 В священных писаниях сказано, что, когда в доме готовят пищу, глава семьи должен выйти на улицу и трижды пригласить к себе в дом всех, кто голоден. Если кто-нибудь откликнется, в первую очередь следует накормить его, затем может поесть сам хозяин дома и члены его семьи. По традиции звать гостей на обед следует в течение часа после полудня. Разумеется, в наше время мало кто способен так долго оставаться без пищи, поэтому семьянин может считать свой долг исполненным, если просто накормит гостя перед тем, как поесть самому». То есть для нас облегчение, что если гости пришли, то их надо накормить. Это уже будет считаться достаточным благочестием.

Чистоплотность — поддержание в чистоте тела и ума, паломничество

00:40:08 «Следует оговориться, что всё, сказанное выше, не имеет никакого отношения к профессиональным нищим. То есть их кормить необязательно и пожертвования давать необязательно. Что касается радушия по отношению к обществу в целом, оно должно проявляться в деятельности на благо всех его членов.
Чистоплотность включает в себя поддержание в чистоте собственного тела, дорог, лавок, коровников, храмов, домов и парков, а также свершение паломничества по святым местам. Под индивидуальной чистотой подразумевается, как внутренняя чистота, так и внешняя. Внутренняя чистота или чистота помыслов достигается отказом от греховных поступков и совершением пуньи. Для этого также необходимо довольствоваться умеренным количество пищи, которая должна быть лёгкой и свободной от греха. Употребление еды и питья, которых коснулись люди, приверженные к спиртному или имеющие другие пороки, оскверняет ум.
Из всех методов очищения ума главным является памятование о Боге. Очистить греховный ум можно с помощью праяшчиты 70 искупление (праяшчита), покаяния. Но покаяние лишь избавляет от последствий греховных поступков, не уничтожая их причины – греховные желания.

00:41:40 Искупление грехов с искренним раскаянием в содеянном помогает преодолеть низменные желания, однако избавиться от первопричины всех грехов, враждебного отношения к Господу можно только благодаря памятованию о нём. Более подробно различные методы искупления грехов описаны в специальных книгах. Заметим лишь, что очищению ума также способствует омовение в священных реках, таких как Ганга.
Внешняя чистота включает в себя чистоту тела, одежды и жилища. Для того, чтобы поддерживать внешнюю чистоту необходимо омываться прохладной водой, носить чистую одежду и есть пищу в гуне благости. Если какая-либо часть тела коснулась чего-то нечистого, её необходимо помыть водой. Следует убирать не только собственный дом, купальню, дорогу перед домом, коровник, храм и внутренний двор, но и дороги, купальни общего пользования, а также рынки и храмы. Если город большой, то горожане должны собирать деньги на поддержание в нём чистоты. Всё это относится к благочестивой деятельности. Каждый должен содержать в чистоте собственный сад, а также участвовать в наведении порядка в городских парках, как говорилось выше».

00:43:02 То есть, если мы платим налоги, и муниципалитет наводит порядок, то мы имеем к этому какое-то отношение. Но налоги мы платим в любом случае, даже если мы их не платим, мы их косвенно платим, покупая продукты, там же везде налоги содержатся. В бензине – 70% налогов. «Паломничество ещё один необыкновенно действенный метод очищения человека. Хотя главной целью паломничества является встреча со святыми, оно само по себе избавляет человека от многих греховных желаний, тем самым очищает его.

Три вида праздников — религиозные, семейные, увеселительные

00:43:50 Существует 3 вида праздников: религиозные праздники, семейные торжества и всевозможные увеселительные мероприятия. Религиозные праздники отмечают довольно часто, их проведение благотворно во всех отношениях, ибо они включают в себя много людей, приготовление изысканных яств, выступления музыкантов и актёров, кормление неимущих и поднесение даров брахманам, священнослужителям, сведущим в писаниях. Тот, кто в состоянии организовать подобные праздники, но не делает этого, повинен в пренебрежении своим долгом. Религиозные праздники ни в коем случае нельзя игнорировать, особенно, если они проводятся в атмосфере преданности и любви к Господу. Семейные торжества обычно устраивают в честь рождения ребёнка, церемонии первого кормления злаками, надевания священного шнура, свадьбы, обряда поминовения предков и т.д. Каждый человек, по мере возможности, обязан отмечать эти события. Кроме того, нужно за общественный счёт проводить массовые празднества и гуляния, служащие для увеселения людей. Помимо этого, существует много народных праздников, таких как праздник урожая и другие». Принцип такой – праздники надо посещать, игнорировать нельзя, особенно религиозные. По возможности, семейные тоже. Это тоже один из видов благочестивой деятельности.

Обеты — покаяния или религиозные обряды

00:45:37 «Вратами называют обеты, покаяния или религиозные обряды. Враты могут быть связаны с телом или с общественной и духовной жизнью. К вратам, связанным с телом, относится омовение рано утром, обхождение вокруг храма, принесение поклонов и т.д. Когда один из элементов тела, желчь, слизь или воздух, выходит из равновесия, человек заболевает. Чтобы избежать этого, нужно поститься в определённые дни, например, в полнолуние или новолуние, или по понедельникам. Соблюдение поста, укрощение чувств и отказ от обычной деятельности в такие дни помогает сосредоточиться на Боге. Если в таких постах есть необходимость, их соблюдение приносит человеку благочестие, пунью.

Самскары — очистительные церемонии

00:46:38 Очистительные церемонии, именуемые самскарами, связаны с общественной жизнью. Одни самскары проводятся по-разному у людей, принадлежащих к разным сословиям. А другие одинаковы для всех. К числу последних относится церемония бракосочетания, во время которого мужчина берет в жёны девушку из своего сословия. Особенно важен обет единобрачия, поскольку любые другие формы брака являются уступкой похотливым желаниям мужчины». Разъяснение, я думаю, не требуется. Человек должен жениться один раз в жизни. Если какие-то варианты, то это уступка похотливым желаниям мужчины. Вот так. «Подобную склонность проявляют лишь низменные люди, двоежёнство допустимо только в исключительных случаях, например, если первая жена бесплодна. К духовным вратам относится выполнение ежемесячных обетов, упомянутых в священных писаниях, соблюдение в течение года 24 постов в дни экадаши и 6 постов в дни явления воплощения Господа. Более подробно об этих обетах написано в Хари-бхакти-виласе, будет говориться в разделе, посвящённом преданному служению.

Забота о домашних животных — вид благочестивой деятельности

00:48:16 Забота о домашних животных является благим делом, потому что от этих животных зависит благополучие человека». У нас немножко другое понимание домашних животных в отличии от того, что имеет в виду автор. «Домашних животных следует хорошо кормить, чтобы они набирали вес и силу и улучшать их породу. Для этого их необходимо содержать в хороших условиях и выборочно производить случку. В первую очередь это относится к коровам и быкам. Это домашние животные, которых можно использовать не только в сельском хозяйстве, но и для перевозки грузов. Для спаривания обычно выбирают сильных и упитанных быков. Поэтому на время проведения церемонии шраддхи молодых бычков освобождают от работы. На свободе они набирают силу и вес и потому могут произвести хорошее потомство. Поскольку коровы и быки оказывают большую помощь людям, о них нужно заботиться, обеспечивать их хорошим кормом, содержать их в хороших условиях. Разведение этих животных и забота о них испокон веков считались в Индии благочестивым делом.

Воспитание детей — развитие отрешённости от мирской суеты

00:49:34 Произведение на свет потомства считается благочестивой деятельностью при условии, что дети были рождены в законном браке, родители должными образом растили своих детей и заботились о них, побеспокоились о том, чтобы они могли вести самостоятельную семейную жизнь и дали им духовное воспитание. Достигнув брачного возраста, при соблюдении всех этих условий, нужно жениться на достойной девушке и жить с ней в мире и согласии, делая всё необходимое для поддержания физического и душевного здоровья. Если по воле провидения в семье рождаются дети, родителям следует с любовью и заботой растить их. Когда дети станут взрослыми, нужно научить их самостоятельно зарабатывать средства к существованию, а также устроить их семейную жизнь. С учётом возраста ребёнка, его следует учить тому, как поддерживать чистоту и здоровье, и прививать ему нравственные и духовные ценности. Главное качество, которое родители должны развить в ребёнке – это отрешённость от мирской суеты.

Нравственность

00:50:58 Нравственность складывается из: всепрощения, благодарности, правдивости, честности, воздержания, воздержания от воровства, отказа от незаслуженных даров, сострадания, самоотречения, уважения к священных писаниям, паломничества по святым местам, рассудительности, учтивости, поклонения Господу и неукоснительного выполнения предписанных обязанностей.
Всепрощением или снисходительностью называется отсутствие желания отомстить обидчику.
Разумеется, в наказании виновных нет ничего дурного. Однако всепрощение представляет собой более высокий нравственный принцип. Махарадж Прахлада или Харидас Тхакур, простившие своих мучителей, покрыли себя неувядаемой славой. Чувство признательности за оказанное добро называется благодарностью. В арийской цивилизации, где эта добродетель была очень развита, дети служили родителям на протяжении всей их жизни, а после их смерти в течение определённого периода, именуемого ашаучей совершали суровые покаяния, отказываясь от еды и сна. Во время поминальных обрядов также было положено устраивать угощения. Выражая признательность умершим родителям, дети ежегодно проводили церемонию шраддхи или торпаны. Чувство благодарности не только к своим родителям, но и ко всем остальным, является благочестивым качеством, или пуньей.

00:52:44 Стремление говорить только правду именуется правдивостью. Правдивые люди пользуются всеобщим уважением. Под честностью обычно понимают прямоту и искренность. Чем честнее человек, тем он более благочестив.
Под воровством понимается преступное присвоение чужого имущества. Никто не должен притязать на ценности, которые он не заработал своим трудом или не получил в подарок. Хромым, слепым и другим увеченным людям разрешается жить на подаяния, но все остальные должны зарабатывать на пропитание только честным трудом. Сбор милостыни здоровыми, трудоспособными людьми, называется париграхой, его нужно избегать.
Необходимо проявлять сострадание ко всем живым существам. Истинное сострадание – это сострадание к тем, кто его заслуживает. Что касается милосердия, которое проявляет человек, достигший уровня рага-бхакти, о нем будет рассказано в соответствующем разделе этой книги. Представление о том, что следует проявлять жалость к людям, но не к животным, ошибочно. По мере сил, мы должны стараться облегчить страдания всех живых существ.

00:54:07 Избавиться от материальных привязанностей помогает обуздание ума, укрощение чувств и терпение, а также воздержанность. Под терпением подразумевается способность противостоять греховным желаниям. А отсутствие стремления к мирским удовольствиям называют воздержанностью. Самоотречение является пуньей, или добродетелью, ибо избавляет человека от греха. На первых этапах духовной жизни самоотречение развивают постепенно. Однако тот, кто встал на путь преданности, обретают это качество без особого труда. Подробнее об этом будет говориться в одном из последующих разделов. Самоотречение приносит человеку благочестие, развить его можно соблюдая обет чатурмасии, а также воздерживаясь от еды, сна в полнолуние и новолуние. Постепенно сокращая потребность в еде и сне, человек может полностью избавиться от стремления к любым мирским удовольствиям. Тот, кто научился довольствоваться только самым необходимым для поддержания души в теле, действительно развил в себе самоотречение. Такому человеку разрешается принять саньясу». Это тот уклад жизни, где человек полностью отрекается от всего мирского.

Уважение к Священным Писаниям

00:55:35 «Каждый должен уважительно относиться к священным писаниям. Священными называются писания, составленные сведущими в духовной науке мудрецами, помогающие отличить правильный образ действий от неправильного, дух от материи, истину от иллюзии. Но есть так называемые священные книги, которые написаны недостойными людьми, пытающимися изложить собственное понимание цели жизни и заповедей религии. Такие безбожные произведения основаны на логических ошибках и потому не заслуживают никакого уважения. Подобно слепцам, которые, сами того не ведая, ведут слепцов в канаву, авторы этих несовершенных произведений идут по ложному пути и ведут за собой своих последователей. Истинными священными писаниями являются Веды, а также шастры, подтверждающие выводы Вед. Изучение таких работ, преподавание их другим, приносит большое благо».

00:56:38 Кстати, напомните мне, как-нибудь я, если вам интересно, расскажу вам про структуру Вед. Слово «Веды» такое абстрактное, можно хотя бы в общих чертах вам объяснить, как это всё устроено, как это всё организовано, тогда вам будет легче, что имеется в виду в таких случаях, когда упоминается какой-то термин, и мы не всегда понимаем, что это такое.
«Что касается паломничества по святым местам. Оно позволяет стать мудрее и избавиться от многих грехов. Необходимо правильно использовать свой разум. Тот, кто не задаётся вопросом о творце этого мира, о его устройстве, о своём месте в мире, о предназначении, не достоин называться человеком. Человек отличается от животного тем, что у него возникают такие вопросы, а у животного нет. Подобные размышления важны, поскольку подводят нас к осознанию своей истинной природы.

Эпохи развития вселенной

00:57:59 Учтивость – ещё один из видов пуньи. В этом отношении нужно следовать примеру мудрецов древности с их наставлением. Правила поведения в обществе могут меняться в зависимости от эпохи. Например, распространённое в сатья, трета, и двапара-юги приношение в жертву животных в кали-югу запрещено».
Вы проходили эти периоды, да или нет ещё? Не проходили. Ну, я опять же вкратце вам объясню, что всё население вселенной, оно рождается снова и снова. Кто-то достигает совершенства, уходит в духовный мир. Кто-то, наоборот, из духовного мира сюда приходит. Здесь всегда очень большое количество душ находится. Так вот, целиком вся история разбивается на периоды, и они повторяются. И каждому периоду соответствуют определённые нюансы устройства общества и так далее. На санскрите первый период называется сатья-юга, он наиболее благоприятен для духовной жизни. Он является первым периодом, с него всегда всё начинается.

Сатья-юга

00:59:19 Сатья юга. В сатья-югу люди очень благочестивы, не просто благочестивы, а очень, демонов очень мало, демонически настроенных людей, это люди, не признающие власть Господа. Вот таких очень мало. Они всегда есть, но их количество небольшое. И в этот период времени население, в целом, не очень большое. Природа ведёт себя по-другому, для того, чтобы получать урожай, не требуется ничего делать. Все деревья дают хорошие плоды, злаки сами растут, ничего не надо возделывать, пахать. Всё очень хорошо. Люди занимаются именно самоосознанием, не трудятся, как сейчас, а занимаются духовными поисками. И так как их не очень много, получается, городов ещё даже не существует, все живут небольшими поселениями. По мере прохождения истории, наступает небольшая деградация, и в определённый момент, я не помню точных цифр, сколько миллионов лет длится каждый из этих периодов, но они все по-разному. Если не ошибаюсь, 1 миллион 800 тысяч лет первый период сатья-юга. Люди, причём, очень крупного размера, сами люди гораздо выше современников, и период их жизни очень большой, они живут 100 тысяч лет. Каждый человек живёт 100 тысяч лет. По мере деградации, всё немножко ухудшается. А, основным методом духовного развития является медитация.

Трета-юга

01:01:18 По мере деградации человечества наступает следующая юга, она называется трета-юга. всё становится немного хуже, не могу сказать по растениям, но знаю точно, что растений становится меньше. С каждой следующим периодом их становится меньше, плоды становятся меньше, а косточки больше. И как бы всё это ухудшается. И вкусы становятся хуже у этих плодов. Но это постепенно происходит. Получается, в трета-югу люди живут поменьше, 10 тысяч лет, не 100, но тоже достаточно много.

01:02:10 И габариты их уменьшаются, и благочестие немножко уменьшается. В первую югу, в сатья, демоны и божественно настроенные люди живут на разных планетах. Они просто родятся на разных планетах. У них есть возможность сообщаться между собой, в принципе, но родятся они на разных планетах. В трета-югу они родятся уже на одних планетах, но в разных странах. Есть страны демонически настроенные, есть страны божественно настроенные, в зависимости от правителя. Это, получается, менее благоприятный период жизни человечества. Основным методом духовного продвижения являются жертвоприношения, богатые, пышные жертвоприношения.

Двапара-юга

01:03:12 Человечество дальше деградирует, и наступает двапара-юга. В двапара-югу человек живёт тысячу лет. То есть, ещё в 10 раз уменьшилось, соответственно, габариты тоже становятся меньше. Уже нужно работать точно, халявы не получается, надо работать, возделывать землю, ремесла развивать. Память ухудшается, вот все эти периоды.

Изменения качеств людей, природных условий в различные эпохи

01:03:47 В сатья-югу, практически у всех людей есть абсолютные качества. Сейчас абсолютных качеств почти не осталось. Ещё изредка встречается абсолютный слух, все знают, что такое абсолютный слух, да? Когда человек любую ноту слышит, и он непросто звук слышит, как большинство людей, а он точно говорит: «Это ля» или «Это до». Просто он чувствует сразу. Это абсолютный слух. Так вот, в другие юги были другие абсолютные качества, например, абсолютное чувство ритма, сейчас ни у кого нет. Мы можем стучать ритмично, но если поставить… этот…прибор…метроном, то через какое-то время наступят отличия. Метроном механически выдаёт ровный сигнал, а мы начнём сбиваться потихонечку, плавно. Соответственно, абсолютная память. Человечество не использовало писания раньше, писания передавались устно, потому что люди все обладали разумом и памятью. Они один раз слышали и запоминали на всю жизнь. Всё, что вы слышите один раз, вы запоминаете на всю жизнь, можете себе представить такую память?

01:05:03 Не важно, какой сложности была информация, не имеет значения, вы можете, даже не понять, если было сложно, но вы всё равно всё запомнили. Вы можете пересказать. Это абсолютная память. Сейчас такого вообще ни у кого нет. Ну, не знаю, меньше ли они говорили, вопрос открытый. У людей есть объективная потребность в общении, ничего не поделаешь. Люди всегда общались. Так вот, получается, демоны и преданные Господа уже родятся вместе, в одних семьях. Не только в странах одних, а уже в семьях, то есть, один брат может преданным по своей природе, другой - демоном. И следующая, последняя стадия, это кали-юга называется.

Кали-юга

01:05:59 То есть, первый век, сатья – он золотой, второй, соответственно, серебряный, третий – бронзовый, а кали-юга – железный. Я думаю, мне не нужно объяснять вам, в какой век живём мы. Все уже и так догадались. Так вот, этот век характеризуется интересными вещами, что преданные и демоны родятся в одном человеке. В нас есть та природа и другая. В каких-то случаях мы поступаем так, как поступают люди, следующие заповедям Бога, а в каких-то случаях мы поступаем полностью наоборот. Внутри нас есть и то, и другое, намешано всё очень сильно. Соответственно, человеческая жизнь сократилась до 100 лет, согласно писаниям, мы все должны прожить 100 лет. То, что мы проживаем меньше, говорит о том, что мы вели неправильный образ жизни. У нас у всех есть потенциал дожить до 100 лет, но так как мы неправильно питаемся, неправильный режим дня, всё это сокращает нашу жизнь.

01:07:07 Природа постепенно прячет плоды, многих растений не существует, которые были в предыдущие эпохи. Если кто-то аюрведой когда-то увлекался, то, знаете, есть такое очень распространённое лекарство чаванпраш называется. Сколько должно быть в составе компонентов? По-моему, 118 должно быть компонентов, сейчас из них есть 56, остальные перестали расти, их больше нет. Соответственно, оно и действует не так, как оно должно было действовать. Но благо основной компонент есть, тот, который больше всего там процент занимает, он пока ещё растёт.
Таким образом, делится история существования Вселенной. И всякий раз, есть свои особенности, есть свои нюансы. Сейчас, в каком-то смысле, самое тяжёлое время, наименее благочестивое, очень маленькое количество людей живёт согласно законам Бога. Все живут, кто как захочет. И в писаниях описано, чем всё кончится, кончится всё плохо. Да, давайте только микрофон передадим, они не услышат же, наши интернет-слушатели. Там же их много.

Цикличность смены юг

01:08:50 [Из зала]: Эпоха, следующая за железным веком, есть какая-то?
[Роберт]: Нет, цикл замыкается.
[Из зала]: То есть, это всё, последняя?
[Роберт]: Временное уничтожение Вселенной происходит. Её отмывают, грубо говоря, для нового периода. Снова начинается сатья-юга, и опять всё по кругу. Они сменяют друг друга, каждая из них короче. Первая - миллион восемьсот с чем-то тысяч лет, вторая – миллион двести, третья – 800 тысяч, и четвертая, кали-юга, 432 тысячи лет, из которых прошло 5. Очень немного пока прошло, самое начало. Есть ещё вопросы?
[Из зала]: Метод постижения Господа в двапара-югу какой?
[Роберт]: В двапара-югу поклонение божествам в храмах, в кали-югу воспевания святых имён Господа. Для каждого времени свойственен свой метод. Он является основным методом для этого времени и наиболее действенным. Другие методы, может быть, тоже действенны, но, допустим, сейчас, как здесь было упомянуто, что в предыдущие эпохи были жертвоприношения животных.

Квалификация брахмана для жертвоприношения

01:10:20 Жертвоприношения животных сами по себе никому не были нужны, эти животные никому не были нужны. Они были индикатором квалифицированности человека, кто будет проводить церемонию. Церемонии стоили достаточно дорого, большое количество золота использовалось, которое потом нельзя забирать. И вы проводите церемонию ради каких-то плодов, неважно, материальные или духовные, не имеет значения. Есть обряд, описано, как его сделать, для этого нужно столько-то золота, туда-то его положить, такие-то обряды произвести, и потом в такое-то место его выбросить, в океан или ещё куда-то. Теперь, вы провели эту церемонию, и думаете: «А что я золото выкидываю, оно же хорошее. Почему бы его не использовать». Вы можете использовать, но тогда не будет засчитана вам ваша церемония. И вы не получите тех, плодов, ради которых вы всё это делали. Получается, церемонии были дорогостоящими, поэтому человек, который её проводит, должен был быть квалифицированным. И квалификация на тот момент… эти люди, жрецы, могли мантрой разжечь огонь, например.

01:11:34 Не требовались спички, они просто читали определённые заклинания, в определённом ритме, в определённой тональности, куча всяких нюансов, и огонь загорался. Это животное было индикатором. Видимо разжигание огня было несложно и доступно многим. А вот то, что было доступно немногим, — они убивали животное, производили жертвоприношение, читали необходимые мантры, и из этого огня это же животное в таком же теле живое выскакивало. Если они могли это сделать, значит, у них есть квалификация. Тогда им можно доверять всю остальную дорогую церемонию. Если они не смогли это сделать, значит, они мошенники, ответственность за убийство животного будут нести сами. Это их проблемы. Это был просто индикатор, никакой другой цели у этих жертвоприношений не было. Но так как я сказал, что люди обладали этими качествами, когда они [имели] чувство ритма абсолютное, память абсолютная, слух абсолютный, они знали, как читать эти мантры, в каком темпе, где ударение поставить. Помните, как Пугачёва поёт, сделать хотел… [Из зала]: Сделать хотел грозу, а получил козу.

Почтение каждому человеку оказывается в соответствии с положением

01:12:59 Да-да, сейчас нет людей, которые могут квалифицированно это сделать, поэтому, и не рекомендованы эти жертвоприношения, ну, какой смысл. Для нашего века такие вещи запрещены просто, потому что нет квалифицированных людей. У нас уже немного времени, надо дочитать. Тут и немного осталось.
«Поэтому, чтобы решить, какие правила применимы в наши дни, а какие нет, их следует подвергать всестороннему анализу. Каждому человеку следует оказывать почтение в соответствии с его положением. Такой образ действий называется марьядой. Тот, кто не почитает достойного, совершает великий грех. Следует уважительно относиться ко всем, однако, чем выше положение человека, тем большего почтения он заслуживает. Вот почему самыми уважаемыми членами общества являются преданные. Итак, необходимо выражать почтение людям вообще, а кроме того, цивилизованным людям, тем, кто занимает высокое положение в обществе, например, царю, тем, кто учён, тем, кто наделён благими качествами, тем, кто принадлежит к высшему сословию, тем, кто принадлежит к высшему ашраму, саньяси, вот эти отречённые люди.»

Три формы деятельности — карма, акарма, викарма

01:14:40 И, наконец, тем, кто предан Богу. Поклонение Богу также считается пуньей. Из всех предписаний поклонение Богу наиболее важно, но какому образу Бога следует поклоняться человеку, зависит от того, насколько развито его сознание. Праведная деятельность называется пуньей, а недозволенная - грехом.
Существует 3 формы деятельности: карма, акарма, викарма». Вот эти 3 понятия вам следует запомнить, может, даже записать, потому что о них очень часто будет идти речь впоследствии. Значит, что такое карма. Вы все слышали это слово много раз. У вас есть свои представления, что такое карма?

01:15:38 Буквальный перевод – деятельность, но любая ли деятельность является кармой? Ведь есть ещё акарма, викарма. Нет. Деятельность в соответствии с ведическими писаниями, ради плодов этих действий, называется кармой. Когда мы знаем, что, если мы построим больницу, то в следующей жизни у нас будет хорошее, здоровое тело, болеть, точно не будем. Всё, что угодно другое может быть, но болеть не будем. Это понимание даёт нам возможность пожертвовать деньги на строительство больницы, и мы гарантировали себе какую-то вещь положительную на следующую жизнь. Это карма в чистом виде. В микрофончик можно?

[Из зала]: А если жертвовать на строительство храма?

01:16:44 [Роберт]: Сейчас дойдём. Викарма – это то, что в писании запрещено. Например, воровать. Будет плохой результат, человек всё равно делает, это викарма. Карма – это когда человек действует в соответствии с писаниями ради каких-то положительных плодов. Викарма, когда он плюёт на писание и говорит: «Я сам себе закон, моя жизнь мои правила», - как сейчас любят говорить. И это будет викарма, отрицательный результат. И есть ещё акарма. Приставка «а» - отрицание. Акарма – отсутствие кармы. Деятельность, не несущая ни положительных, ни отрицательных плодов.

Бхакти-сукрити — духовное благочестие

01:17:36 Вот, когда вы пожертвуете деньги на строительство храма, с материальной точки зрения, это акарма, у вас не будет ни положительных, ни отрицательных плодов. У вас появится другой вид благочестия, о котором мы сегодня не говорили. У вас появится духовное благочестие, оно называется по-другому сукрити, бхакти-сукрити. Есть материальное сукрити, вот это о нём мы сегодня читали, а есть духовное сукрити.

01:18:02 С материальной точки зрения, у вас ни хорошей кармы не получится за это, ни плохой. А с духовной, у вас появится определённое благочестие духовное, которое навсегда с вами останется. Об это мы будем говорить в одно из следующих наших занятий. Суть в том, что обычное благочестие, оно, как деньги, оно у нас появляются, и мы их тратим, оно используется. То есть, мы построили больницу, получили благочестие – хорошее здоровье в следующей жизни. Но потом мы прожили следующую жизнь, и наступила новая, и там у нас уже нет хорошего здоровья, потому что больше больниц не строили. Деньги кончились. Тогда как бхакти-сукрити духовное благочестие, оно с нами навсегда остаётся. Один раз его получив, мы его не можем потратить, оно всегда будет оказывать положительное влияние на нашу жизнь, но положительное с духовной точки зрения, не с материальной. Вот так. У нас осталось 10 минут, как я понимаю, да? Если у нас есть ещё какие-то вопросы, давайте мы обсудим, ответим. Микрофон нужен всё равно. Нет, сейчас название книги я вам не назову. То, что автор Бхактивинода Тхакур - это точно. Книгу я в следующий раз вам скажу, что это за книга.

Ответы на вопросы

Райские планеты

01:19:36 [Из зала]: Вопрос такой про райские планеты, райские миры. Там, уже немножко читала, слушала лекции, там обусловлены тоже, я так понимаю, там есть мужчины и женщины?
[Роберт]: Да.
[Из зала]: Апсары и так далее. Там тоже обусловленность?
[Роберт]: Да.
[Из зала]: И такой момент: там занимаются духовной практикой серьёзно? Чтобы не спускаться на землю, когда закончится благочестие, а чтоб в духовный мир уйти? Или в раю нет таких практик?
[Роберт]: Дело в том, что райские планеты существуют нескольких типов. И здесь, когда, мы читали, имеются в виду планеты, которые сделаны для того, чтобы живое существо получило удовольствие за то, что оно благочестиво вело себя на Земле, когда человек совершает много благочестивых действий. Сама по себе карма – сложная вещь. У нас нет времени сейчас об этом подробно говорить, но поймите принцип.

Примеры последствий кармы и викармы

01:20:35 Допустим, 2 человека поссорились, по пьянке один другого убил – неблагочестивое действие. Какую карму он заработал? Что его убьют – это то, что лежит на поверхности. Хорошо, его убьют. У человека, которого он убил, была жена и ребёнок. Жена вынуждена была тяжело трудиться теперь, чтобы обеспечить себя и ребёнка деньгами, он ей должен? Очевидно, он ей должен, его ждёт теперь рождение женой, у которой убьют мужа. Ребёнок в результате стал хулиганом, мать не могла с ним справиться, он сел в тюрьму. Это по причине того, что у него убили отца. Он ему должен? Очевидно, должен. У этого человека любовница была, в конце концов, пусть это греховно, но она его любила искренне, она плакала на его похоронах, у неё были чувства. Он ей должен? Он всем должен. У него могли быть родители, о которых он заботился. Теперь эти родители остались без поддержки.

01:21:36 Это цепочка бешеная, просто бешеная, она уходит очень далеко. И ты становишься должным всем этим людям, буквально. И то же самое с положительной кармой. Вы сделали человеку что-то хорошее, и он на радостях кого-то ещё порадовал. Вы косвенно имеете к этому отношение. Поэтому, когда мы сделали что-то большое, хорошее, больницу построили или школу для детей-инвалидов или ещё что-то, то теперь ваше благочестие очень мощно разрастается. Теперь куча положительных плодов вам придёт. Поэтому рассчитаться с вами в условиях Земли становится трудно. У вас слишком много благочестия, вам нужно миллион жизней прожить, чтобы всё это исчерпать. Поэтому, чтобы разрешить этот вопрос, вас отправляют в отпуск в специальное место, где можно всё, сразу, много, неограниченно, никаких последствий, никаких моральных страданий, всё, что хотите.

Земля — лучшее место для практики преданного служения

01:22:40 То же самое с отрицательной кармой. Когда человек набрал слишком много, как ему теперь за всё рассчитаться, опять надо миллион жизней родиться. Поэтому проще в ад засунуть, там его быстренько отожмут по-всякому и вернут обратно на Землю. Всё. Это так, вкратце.
[Из зала]: Про практику всё-таки. Там не практикуют?
[Роберт]: Вот на этих планетах, о которых я говорил сейчас, не практикуют. Есть другие планеты, они тоже к райским относятся, высшие планеты мудрецов, там практикуют.
[Из зала]: Ещё маленький вопрос: а другие формы жизни, как говорят, различные, гуманоиды. Если 8 миллионов 400 тысяч форм, человекоподобные какие-то есть…
[Роберт]: 400 тысяч человекоподобных.
[Из зала]: вот эта практика преданного служения она для них? Она вселенская? Для других форм жизни?
[Роберт]: В меньшей степени. Она вселенская, но, допустим, обитатели райских планет обладают божественным сознанием, они знают, так скажем, расклад.

01:23:45 Они чётко понимают. Что к чему, у них есть необходимые знания, но желание наслаждаться велико и возможности очень широки, соответственно, не до этого. Как всё равно, что на Земле, можно родиться в хорошей семье, с красивым телом, богатая семья, никаких проблем с деньгами, никаких проблем со здоровьем, — попробуй, займись религиозной практикой, нафиг оно надо, тут столько всего хорошего, и все забьют, что называется. Вот то же самое и там. У них есть необходимые знания, но трудно преодолеть свою природу, и, соответственно, они предаются наслаждениям.
[Из зала]: То есть для нас какой-то плюс есть?
[Роберт]: В этом плане, у нас плюс да.
[Из зала]: Это единственный, наверное, плюс. Спасибо.
[Роберт]: Но очень большой плюс. Хорошо, давайте прощаться, больше у нас времени нет, до воскресенья.