Начало разумной жизни

где-то - 26 October 2014
Вкус – это мотив перехода на другой уровень сознания (высший или низший). Жить разумно – значит знать законы и правильно ими пользоваться. Повторение материала прошлых лекций. Три типа эмоциональных ярлыков. Функции разума. Две категории счастливых людей. Четыре типа разума. Ответы на вопросы
лекция для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:29:33 | качество: mp3 64kB/s 13 Mb | прослушано: 535 | скачано: 467 | избрано: 34
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Ответы на вопросы

00:00:00 Добрый вечер. Мы традиционно начинаем с ответов на вопросы, если они у кого-то возникли. Тебе они на почту присылали?
[Жанна]: Они в TeamSpeak оставляют, потому что мы не успели. И потом ещё прислали.
[Роберт]: Тогда бери микрофон и зачитывай.
[Жанна]: Как удовлетворить потребность стабильности существования? И желание быть замужем это программирование или все-таки дхарма женщины? Думаю, слово «дхарма» надо объяснить.
[Роберт]: Да. Все слышали вопрос, да? Бери микрофон поближе к губам. Ещё ближе. Да.

Дхарма женщины – это долг женщины, её основная обязанность

00:01:14 [Жанна]: Как удовлетворить потребность в стабильности существования? И здесь же, желание быть замужем — это программирование или все-таки дхарма женщины?
[Роберт]: Большой вопрос. Для тех, кто не знает, слово дхарма – это санскритское слово. У него множество переводов. У большинства санскритских слов есть много переводов, в зависимости от контекста. В данном случае «дхарма женщины» означает, в чём долг женщины, в чём основная обязанность её. И, касательно этого вопроса, конечно замужество для женщины — весьма и весьма желательно. Для большинства женщин — это необходимый шаг, просто необходимый. Есть совершенно чёткое описание того, что нужно для духовного прогресса человеку. Для мужчины женитьба не обязательна. Тогда как для женщины, для большинства женщин — это обязательно. То есть, муж будет способствовать правильной жизни, скажем так.

Потребность в стабильности можно удовлетворить, отделив истинные потребности от ложных

00:02:36 Что касается удовлетворения потребности в стабильности — этот вопрос очень широкий. На него двумя словами не ответишь. У всех у нас есть потребности, и есть желания. Михаил Юрьевич уже говорил, что потребность – это то, без чего жить невозможно. Желание – это вариант удовлетворения потребности. Нам всем требуется вода, нам всем требуется пить, но в каком виде мы её получим, эту воду — здесь есть варианты. Кому-то больше нравится сок, кому-то компот, кому-то молоко. Так или иначе, во всех этих веществах есть вода, которая поступит в организм для того, чтобы удовлетворить эту потребность.

00:03:33 Аналогично всем остальным потребностям — есть потребности, и есть желания. Мы часто путаем их. Если посмотреть внимательно на свою жизнь, мы можем заметить, что, в общем-то, нам для жизни нужно гораздо меньше, чем мы себе вбили в голову. У нас есть ряд искусственных потребностей, и в том, чтобы определить этот уровень, о котором спрашивается, нужно для начала научиться отличать свои истинные потребности от надуманных. Понятно, что все находятся в разном положении, и у всех разная жизненная ситуация, но, тем не менее, однозначно можно сказать, что большинство людей — сильно преувеличивают свои потребности. Они находятся на несколько более низком уровне. И необходимо научиться отделять, одно от другого — это поможет выйти на уровень удовлетворения этих самых потребностей.

00:04:47 Более глубоко я не могу [рассмотреть этот вопрос]. Дальше слишком много вариантов становится. Сейчас обсуждать конкретно какого-то человека [не возможно]. У нас очень много судеб, очень много людей, у всех всё по-разному, поэтому одного ответа на всех не будет. Принцип я постарался объяснить. Чаще всего наши потребности у большинства из нас, так или иначе, удовлетворены. Наша неудовлетворённость проистекает из наших желаний, а не из наших потребностей. Для большинства людей, присутствующих здесь, непосредственно в Сочи, в этом зале, так и тех, кто слушает нас в интернете, я думаю, у большинства из нас — потребности удовлетворены. Иначе бы мы сюда не приходили.

Вкус – это мотив перехода на другой уровень сознания (высший или низший)

00:05:39 [Роберт]: Ещё там есть вопросы?
[Жанна]: Окружение тоже влияет на сознание. Что служит мотивом перехода на более высокий уровень сознания?
[Роберт]: Мотивом перехода служит более высокий вкус — это наш единственный мотив. Мы всегда и везде этим руководствуемся. Если брать бытовой пример: то мы живём нашей обыденной жизнью, иногда встречаемся, знакомимся с какими-то людьми. Они чем-то увлечены, и нас это привлекает, и мы тоже начинаем этим заниматься, то есть передался вкус. Соответственно, таким образом, меняется окружение.

00:06:43 Этот вкус может передаваться. Не обязательно высший, может и низший передаться. Это надо иметь в виду. Когда мы вступаем в общение с человеком, надо иметь в виду, что мы вольно или невольно можем почерпнуть от него его вкусы и, соответственно, для нас — это может быть как шагом прогрессивным, так и ступенью к деградации. Общение — вещь опасная. Надо тщательно выбирать — с кем общаться, а с кем нет.

Как правильно реагировать на критику ребёнка-аутиста

00:07:19 [Роберт]: Всё? Ещё есть.
[Жанна]: Это из второй лекции по поводу позитивного восприятия негативной информации. Вот когда меня касается — это я понимаю. Значит, есть у этого человека санкция на это, и ему виднее, я могу использовать это для совершенствования себя. Имеется в виду, когда мы критику можем направить в позитивное русло. Но вот, когда это касается ребёнка. Мой сын – аутист, и я часто сталкиваюсь с жёсткой критикой и агрессией в отношении него и не знаю, как правильно реагировать. Особенно, когда ему делают замечания и мне. И эти замечания — не актуальны в силу его диагноза. Диагноз мало кто знает. Люди не верят и не понимают, а критика, истерика звучат. Как реагировать правильно?
[Роберт]: Ещё раз прочитай вопрос. Вернее, первую часть его. Отвлёкся, прослушал.
[Жанна]: Из второй лекции по поводу позитивного восприятия негативной информации.

00:08:34 [Роберт]: Всё, всё, теперь понял. В данном случае это критикой не назовёшь. Просто они не знают, что ребёнок болен. Вот и всё. Какая это критика? Это глупость. Если бы они знали, они бы молчали. Вот поэтому — это не критика. У них есть определённая неудовлетворённость в жизни. Их что-то может раздражать, в том числе, ребёнок может раздражать. Соответственно, не понимая суть проблемы, они начинают критиковать. Просто научитесь пропускать мимо ушей. По крайней мере, я не вижу никакого позитива, который из этого можно извлечь.

Жить разумно – значит знать законы и правильно ими пользоваться

00:09:18 [Роберт]: Всё.
[Жанна]: Жить, зная и используя законы природы, подразумевает ли это под собой полное отсутствие программ?
[Роберт]: Жить как?
[Жанна]: Зная и используя законы природы.
[Роберт]: Я бы слово «природы», заменил на слово «Бога». И тогда всё правильно. Программа – значит жить по какой-то установке, не используя собственный разум. Тогда как, зная законы и правильно ими пользуясь — это жить не по программе, а разумно. Это то, ради чего, следует всё это изучать.

Повторение материала прошлых лекций

Функция ума - размышление

00:10:01 Хорошо. Мы можем начинать, я так понимаю.
Я хочу лишний раз напомнить, что всё, что мы в принципе делаем, мотивировано одним единственным желанием – мы просто хотим стать счастливыми. Никакой другой мотивации у нас нет. Мы говорили о том, что ум воспринимает информацию от чувств. Одна из функций ума – это размышление. Он может объекты чувств, то есть то, что он видит, то, что он чувствует, рассматривать с разных сторон. Как знаете, есть 3D-программа, где можно дом построить, потом по комнатам походить, [посмотреть] что там получилось. Вот примерно так ум действует. Причём это не всегда соответствует действительности. Он получил минимум какой-то информации, остальное он может домыслить. Тем не менее, он составляет некую картину и для того, чтобы картина запомнилась, он присваивает ей какую-то эмоцию. Это обязательная вещь. То есть для того, чтобы усвоить информацию, требуется эмоция.

Функция ума - пережёвывать информационную пищу

00:11:30 Это напоминает пищеварение. Язык обладает рецепторами, которые определяют вкус. И вкус этот нужен не только для того, чтобы мы получили то или иное удовольствие от пищи, хотя для этого тоже. Плюс к этому язык отправляет в ум информацию о том, какого вкуса пища. Оттенков очень много, и поэтому язык очень тонко различает эти оттенки. И всякий оттенок вкуса соответствует определённому набору аминокислот, который мы там выделяем для того, чтобы расщепить эту пищу. Вот таким образом гармонично действует пищеварение. Поэтому современные средства, которые используются в пищевой промышленности, обманывают наши рецепторы. Они наносят вред. Язык чувствует, что там, например, вишнёвый вкус. А на самом деле это просто экстракт какой-то, и сахар идёт сплошной. Соответственно, неправильно вырабатываются аминокислоты, и у нас будут трудности с пищеварением.

00:12:44 Аналогичным образом в уме всё происходит. Новые объекты, которые мы видим, они должны быть переварены. Ну, в общем-то, и старые должны быть. В современном мире очень много информации. Её поступает гораздо больше, чем мы её реально перевариваем. И непереваренная информация просто гниёт. Вот полная аналогия с пищеварением. Если мы что-то не переварили, у нас это сгниёт в желудке и, соответственно, вызовет какие-то отрицательные результаты: отравление или ещё что-то такое. То же самое с информацией. Это обилие информации, которое валится на современного человека, приводит к тому, что человек не способен столько переварить. Да у него и нет в этом необходимости.

Закон: «Эмоция влияет на восприятие информации»

00:13:37 Информация должна быть переварена с помощью эмоций. Отсюда вот эти проблемы, что мы не можем принять какую-то ситуацию. События в жизни складываются определённым образом, и мы не в состоянии их переварить. Мы не можем смириться. Нас кто-то обидел, и мы держим эту обиду. Мы не можем отпустить её. Это значит, мы её не можем переварить.

00:14:03 Фактически, ум – это тонкое тело. Из тонкого плана проблемы переходят на грубое тело, следовательно, что у нас будут какие-то болезни, связанные с тем, что мы все время обижаемся и так далее. Но, по сути, нам не хватает определённых эмоций для того, чтобы переварить. У нас существует некий дефицит. Та половина мозга человека, которая отвечает за эмоции, интуицию сейчас сильно недоразвита у большинства людей.

00:14:37 Информативная — она развита хорошо. А эмоциональная — хуже. От этого возникают проблемы, и один из вопросов как раз об этом звучал, что эмоция эта, в общем-то, необходима для того, чтобы правильно воспринять критику. Если у нас нет соответствующего набора эмоций, то мы не сможем. Для нас критика всегда будет обидной. А из критики можно также вынести какую-то полезную информацию, если это настоящая критика, если есть за что нас критиковать, если она конструктивна.

Три типа эмоциональных ярлыков: позитивные, негативные, нейтральные

00:15:14 Таким образом, любые объекты получают этот ярлычок эмоции, и их грубо можно разделить на три типа. Михаил вам это рассказывал. Я немного повторюсь. Ярлычки эмоций могут быть у объектов либо негативные, либо позитивные. То, что ум оценил как «хорошее», совершенно не факт, что это будет хорошим. Это его оценка — она не объективна. Но он оценил как «хорошее». У этой вещи ярлычок «хорошее». Есть вещи, которые оценены как «плохое». Соответственно, ярлычок «плохое». И третье – это «нейтральное».

00:15:56 С нейтральным самые большие проблемы. Мы легко запоминаем всё хорошее и всё плохое, а всё нейтральное мы не помним. Если вы начнёте сейчас вспоминать свою жизнь, вы не вспомните, как скучно было сидеть на географии в 9 классе. Вы вспомните, как кто-нибудь там что-то сделал: или хорошее, или плохое. Это вспоминать легко, потому что ярлычок подвешен эмоциональный. А нейтральное оно всё пресное, оно не интересное. Мы это практически не помним.

Закон: «Более тонкий уровень контролирует более грубые уровни иерархии»

00:16:27 Таким образом, мы составляем вот такой банк памяти, и память – это вещь уже более высокого порядка, нежели ум. У нас есть лестница: неживая материя –> чувственный уровень –> уровень ума –> уровень разума –> уровень эго. Вы должны уже представлять, что уровень неживой материи – это совсем грубый. Уровень чувств – более тонкий. Уровень ума – ещё более тонкий. Это закон природы: более тонкое контролирует более грубое. У любой грубой силы, например, у армии, есть какое-то более организованное живое существо, более разумное, которое командует и контролирует. Соответственно, ум тоньше, чем чувства. Он стоит над чувствами. Разум тоньше, чем ум. Он стоит над умом. Эго ещё тоньше, тоньше, чем разум. Вот такая лестница получается. Эта лестница будет гармоничной, только если все эти уровни находятся в правильном состоянии, если нет конфликта.

Функции разума: 1) Размышление (вичар-шакти); 2) Память (смрити-шакти); 3) Различение (вивека-шакти)

00:18:00 Одной из функций разума является функция различения. Различение – это определение того, что хорошо, а что плохо. Такие вещи как мораль и память находятся на уровне разума — это наиболее важные функции. У разума тоже есть размышление, но оно имеет несколько другой характер, чем у ума. Ум достаточно прост. У него всё легко: либо это чувствам приятно, либо неприятно. У него всего два знака. Никаких полутонов нет. Если какая-то серость, он это не запоминает, ему не интересно. А так он смотрит только либо приятно, либо неприятно. Ну, степень ещё приятности или неприятности может различаться. Тогда как в разуме функция размышления носит несколько другой характер. Она называется на санскрите «вичар-шакти». «Шакти» значит энергия, «вичар» значит размышление. Соответственно у разума три функции: размышление, память (смрити-шакти) и различение (вивека-шакти).

Функция разума – формирование и поддержание системы ценностей

00:19:24 Разум является хранителем ценностей. У каждого человека есть определённая система ценностей, и в этой системе ценностей любые окружающие предметы, явления, события занимают определенное место. Эта система ценностей формируется [поэтапно]: сначала из прошлой жизни мы принесли какую-то систему, [затем она формируется] дальше под воздействием воспитания, образования, общества. Они воздействуют на эту систему ценностей. Она может в какой-то степени трансформироваться [под их влиянием]. В этой системе ценностей есть какие-то цели, и разум следит за тем, чтобы наши поступки соответствовали тем целям, которые мы перед собой ставим. Если они не соответствуют, то разум возражает на то, чтобы это делать.

00:20:26 У ума, как я ещё раз повторю, всё просто: приятно – значит надо сделать, неприятно – значит, не делаем. Всё. Наиболее просто это наблюдать на детях. У детей разум ещё не включился, поэтому там только ум работает. Поэтому там съесть конфетку – это хорошо, а пойти к зубному врачу – это плохо. Всё, никаких вариантов больше нет. Разума нет. У взрослого человека есть разум, и он понимает, что конфетка не всегда хорошо, а поход к зубному врачу необходим, как ни крути. Для этого нужен разум, чтобы он мог определить систему ценностей и соответствие наших действий этой системе. Если соответствует, то он принимает положительное решение.

Ведические писания – инструкция по эксплуатации вселенной

00:21:17 И таким образом мы можем понять, что глобально этот мир тоже несёт определённую цель, то есть он создан не просто так. У него есть задачи, которые перед ним стоят. Весь этот материальный мир, всё, что нас окружает, вся вселенная имеет определённые цели. И гармония в жизни человека наступает тогда, когда его система ценностей совпадает с теми целями, которые существуют для вселенной. Согласно Ведическому знанию, вселенная подобна некоему очень сложному механизму или аппарату.

00:22:06 Вот мы когда покупаем бытовую технику или ещё что-то, они, в общем, относительно не сложны и, тем не менее, к каждой вещи прилагается инструкция по эксплуатации. И если у нас нет инструкции по эксплуатации, то некоторые вещи достаточно сложно использовать. Их устройство требует каких-то знаний, и если у нас их нет, то у нас возникают проблемы. Этот мир – это такая здоровенная машина, и инструкцией по её эксплуатации являются Ведические Писания. Там чётко описано, как в каких случаях поступать, и какой результат будут иметь какие-то наши действия.

Две категории счастливых людей: бомжи и святые

00:22:52 Когда все уровни нашего восприятия, наши центры принятия решений находятся в согласии. Когда эго правильно понимает своё положение. Когда разум чётко подчиняется эго и действует в соответствии с установками этого эго. Когда ум подчинён разуму, и когда чувства контролируются умом, создаётся очень гармоничная картина. Это как раз те самые редкие люди, которые по-настоящему счастливы в материальном мире.

00:23:40 В материальном мире, согласно Ведическим Писаниям, только две категории живых существ счастливы. Всего две. Либо те, кто деградировал до самого дна. Легко рассматривать подобных людей на примере бомжей. Чтобы стать по-настоящему счастливым, либо нужно опуститься до состояния бомжа, либо нужно возвыситься до состояния святого. Вот эти две категории людей счастливы. Все остальные, так или иначе, несчастны. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, но тем не менее. Глобально, здесь по-другому не стать счастливым, по-настоящему счастливым, без каких-то оговорок.

00:24:20 Понятно, что у каждого из нас в жизни были какие-то ситуации, где мы чувствовали определённый эмоциональный подъём и были, можно сказать, счастливы, но это продлилось не долго. А вот так, чтобы находиться на постоянном уровне счастья, прямо вот непрерывном, необходимо оказаться в одной из этих двух категорий: либо сильно деградировать, либо подняться до уровня святого. И уровень святого – это как раз, когда есть гармония на всех уровнях: на уровне эго, разума, ума и чувств. Тогда всё становится хорошо. Тогда проблем нет.

Четыре типа разума: 1) Следует авторитетному источнику; 2) Может на чужом примере понять истину; 3) Учится на свих ошибках; 4) Не учится на своём опыте

00:25:01 Можно определить, что разум в этом плане делится на четыре типа. Первый тип – самый возвышенный, скажем так. Чтобы правильно понять, я опишу это так, что человек просто выслушав истину из авторитетного источника, начинает ей следовать. Это первый тип разума. Самый лучший, скажем так. Самый продвинутый. На бытовом примере. Берём Уголовный Кодекс и читаем: «Воровать плохо. Посадят в тюрьму». Этот человек говорит: «Я всё понял» и больше даже не задумывается об этом. У него нет никакой жизненной ситуации, когда бы он мог это сделать.

00:26:01 Второй тип разума: просто теоретического знания недостаточно, ему нужны примеры. Мы, допустим, объясняя ребёнку, что воровать плохо, говорим: «Вот видишь — мальчик из соседнего подъезда украл, и теперь его в колонию для несовершеннолетних посадили, и там он страдает». Если человек на таком примере понял и дальше действует в соответствии с этим знанием, то у него второй тип разума, когда он может на чужом примере понять истину.

00:26:41 Третий тип разума: ему недостаточно чужого примера, ему нужен свой. Соответственно, украли, поймали, посадили или там условно дали. Это неважно. Но появился собственный негативный опыт, как всё это плохо. И человек соглашается, что да, не надо было воровать. Это третий тип разума.

00:27:09 И четвёртый типа разума это, в общем-то, уже практически отсутствие разума. Когда человек выходит из тюрьмы и говорит: «Просто я вот тут вот ошибочку допустил. Надо было вот так-то поступить». И начинает продолжать это делать. Соответственно, это отсутствие разума.

00:27:31 Вот такие типы разума могут быть. И в соответствии с типом разные могут быть способы его развития. Любой из этих типов, кроме, четвёртого, подлежит развитию. Например, если у человека третий тип разума, если он всё равно поступает так, как он хочет. Для тех, кто воспитывает детей — это актуально. Попадаем в ситуации, когда мы понимаем, что хорошо для ребёнка, что плохо. Но он настаивает на своём варианте, он хочет сделать, не смотря на все наши предупреждения. Как помочь такому ребёнку развить разум? Кто-нибудь догадается?

Практическое применение: помочь ребёнку развить разум

00:28:22 [Из зала]: Дать сделать?
[Роберт]: Да, а он уже настаивает. У нас нет вариантов.
[Из зала]: Ну, пусть делает.
[Роберт]: Нет «пусть делает» – понятно, но надо же, чтобы он сделал хорошие выводы, чтобы правильные сделал.
[Из зала]: Надо объяснить.
[Роберт]: Мы объясняли, но он же не внял: «Нет, я всё равно сделаю». [не слышно]. Чтобы облегчить ему переживания его фиаско, нужно стараться заблаговременно рассказать ему, что будет дальше. То есть он настаивает на своём варианте и сказать: «Ну, хорошо, ты это сделаешь, но вот смотри, будет вот так, вот так, вот так. Тебе будет плохо, вот здесь тебе будет плохо». И когда ему будет плохо, он вспомнит вас, что вы его предупреждали, добрым словом. И таким образом его разум сделает шаг вперёд. В следующий раз вероятность того, что он вас послушает, будет гораздо выше, чем в предыдущий.