Практика. Поведение людей на разных уровнях сознания.

11 December 2014
Виды спорта в гунах. Как не отождествлять человека с его поступками. Почему верующие совершают плохие поступки. Определение своего уровня сознания по окружению. Общение с людьми ниже по уровню сознания. Практическое занятие в группах. Определение уровня сознания человека. Ответы на вопросы.
лекция для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:59:27 | качество: mp3 64kB/s 27 Mb | прослушано: 350 | скачано: 367 | избрано: 27
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Роберт]: Добрый вечер! Сегодня я заменяю Михаила. Тем, кто со мной не знаком, меня зовут Роберт. Традиционно мы начнём с ответов на вопросы. Если в зале у кого-то есть вопросы, то давайте их озвучим. Или, может быть, какие-то в интернете у нас накопились. Вопросов нет, все жуют пока.

Ответы на вопросы

Не возможно никого любить, не полюбив Бога. До этого может быть только вожделение

00:00:43 [Жанна]: По ведическому определению любви так любить я могу только Бога. Он не деградирует никогда, какие бы Его чувства я ни удовлетворяла. Не понимаю, как мне любить человека, находящегося пока преимущественно в гуне невежества и в гуне страсти? И то, что я не понимаю, говорит о том, что я любить не умею? Или о чём это говорит?

00:01:13 [Роберт]: Достаточно традиционный вопрос. Любить мы можем только, научившись любить. Пока мы не научились любить, никого мы любить не сможем. Чтобы научиться любить, нужно научиться, в первую очередь, любить Бога. Когда мы научимся любить Бога, тогда мы сможем любить любое другое живое существо. До этого момента у нас будет вожделение. В грубых формах или тонких формах, тем не менее, это будет вожделение. Настоящей любви не будет.

00:01:52 Хотя нам кажется, что это не так. Может быть, кажется, что касательно меня всё совсем по-другому, но Ведические писания говорят, что это так. Почему говорят, что у святых нет врагов. Если вы встретите святого человека, то он нравится всем. Кто бы с ним не начал разговаривать, все скажут: «О, это такой хороший человек». Все буквально влюбляются в него, потому что у него есть любовь, которой он может поделиться, которую каждый человек интуитивно чувствует.

00:02:32 Он развил свои отношения с Богом на высоком уровне, у него появилась эта самая любовь. Поэтому он может любить буквально всех, и мы тянемся к таким людям. Ну, как я уже сказал, до этого момента, к сожалению, у нас может быть только вожделение. Как-то так. Надеюсь, я понятно объяснил. Это вопросы ещё с прошлых лекции накопились, да? Давай дальше.
[Жанна]: Михаил говорил, что женская энергия находится в яичниках. А как зависит жизненная энергия от количества рождённых детей? Она уменьшается или нет?
[Роберт]: Не могу ничего сказать, не знаю. Это не ко мне вопрос.

Виды спорта в гунах

00:03:25 [Жанна]: Просят назвать виды спорта для детей по гунам.
[Роберт]: Глобально спорт находится в гуне страсти. Я никогда не задумывался на эту тему, но большинство видов спорта в гуне страсти. Я даже не уверен, что есть благостные виды спорта. В невежестве, возможно, какие-то есть, но Писания говорят, что все виды единоборств существуют в духовном мире. Они там представлены. Поэтому не знаю, может быть, бокс – это в невежестве. Хотя я не уверен, не могу точно сказать. Так глобально большинство видов спорта в страсти находятся. Сам дух соревнований, стать первым – это всё к гуне страсти относится.

Как не отождествлять человека с его поступками

00:04:36 [Жанна]: Мне очень сложно не отождествлять человека с его поступками. И я понимаю, что плохие действия человек совершает под воздействием соответствующей гуны. Но почему мне не нужно давать ему за это оценку? Я не святая, но боюсь, что так можно начать оправдывать злодеев или вовсе потерять инстинкт самосохранения.
[Роберт]: Тут есть некоторое недопонимание. Человек совершает плохой поступок, и мы отождествляем его с этим. Нужно просто научиться это разделять. Никто не предлагает прощать за плохие поступки. Но нужно понять, что одно дело – назвать человека каким-то нехорошим именем, допустим, вор, другое дело – признать, что он что-то украл. Одно дело – констатировать факт, другое дело – навешивать ярлык. Если мы поймём эту разницу, тогда станет более-менее всё ясно. Я не знаю, как ещё более подробно объяснить.

00:05:51 Любое живое существо совершает свои поступки под воздействием гун. У него есть какие-то представления о счастье, он пытается стать счастливым так же, как мы все. У каждого просто есть свой путь. Один видит его в коллекционировании марок, а другой – в том, чтобы стать прославленным, знаменитым, ещё в чем-то. Вариантов очень много. Здесь есть определённое совмещение различных факторов. Наша карма – результат наших прошлых действий, это – наши желания. Всё это смешивается, и мы получаем какой-то результат. И если человек совершает нехорошие проступки – это не значит, что мы его прощаем. Но мы должны понимать, что он просто находится в такой ситуации.

00:06:53 Ну как больной человек, если совершает что-то плохое, мы же не злимся. Мы понимаем, что он больной. Ну что сделаешь? Аналогичным образом здесь. В этом смысле мы все больны. Сам факт того, что мы попали в материальный мир, говорит о том, что мы – больны. Это нездоровое место. Настоящие джентльмены здесь не живут. Все, кто здесь живёт, так или иначе, обладает какими-то нехорошими качествами. Здесь практически нет людей, не обладающих нехорошими качествами. Нехорошие качества говорят о том, что они – не джентльмены. В какой-то жизненной ситуации это проявится. Вопрос только, сложатся ли обстоятельства, чтобы мы это увидели. Если так жёстко судить, тогда мы должны ко всем так же плохо относиться, потому что мы все когда-то совершаем какие-то не очень хорошие поступки. Как минимум, обманываем.

00:07:48 Кто-то может сказать, что он никогда в жизни не обманывал? Я думаю, никто из нас не сможет этого сказать. Мы все имеем склонность совершать подобные поступки. Поэтому осуждать человека за то, что он обладает каким-то недостатком в несколько большей степени, чем мы сами, ну вроде как смешно. Мы сами лучше немножко, но не безупречны. Поэтому мы не призываем никого осуждать, мы призываем просто философски понимать, что на любое действие человека есть определённые причины. И просто по такому стечению обстоятельств человек считает, что это действие принесёт ему счастье. Например, он женился, прожил с женой пятнадцать лет, теперь решил развестись и жениться по новой.

00:08:38 Ну, понятно, можно сострадать женщине, которая оказалась в таком положении. Ей уже к сорока, а её такой сюрприз ожидает. Но, с другой стороны, мы понимаем, что у человека просто неправильные представления о счастье. Ничего другого нет – он не злой и не добрый. У него просто иллюзия. Ему кажется, что он где-то там, на стороне что-то лучшее найдёт. Ну как бы отстранённо смотря на это, понимаешь, что не найдёт. Всё будет то же самое в лучшем случае, а то ещё и хуже. Но, тем не менее, у человека иллюзия. Поэтому я не думаю, что нужно прямо так жёстко относиться к людям. Если он совершил преступление, то он понесёт наказание. Но мы должны просто понимать истинные причины, почему это так происходит. Это даст нам возможность более правильно относиться к людям. Ну что у вас там, всё?

Почему верующие совершают плохие поступки

00:09:43 [Жанна]: Я думаю, есть верующие, на которых тоже влияют гуны невежества. Они молятся Богу и потом совершают страшные поступки. Почему так происходит? Почему Бог позволяет им это делать? Ведь когда такие люди просят у Него помощи, они явно не хотят быть в невежестве.
[Роберт]: Они не хотят быть в невежестве. Я полностью с этим согласен. Но проблема в данном случае не в этом. Проблема в том, что, даже встав на духовный путь, на путь развития отношений с Богом, на путь, ведущий к настоящему счастью, у нас по-прежнему, к сожалению, сохраняются какие-то неправильные представления о себе, об окружающем мире и о том, как можно стать счастливым.

00:10:30 Сам факт того, что человек встал на правильный путь, ещё не говорит о том, что он избавился от неправильных представлений. А корень именно здесь. Многие из вас сталкивались с такой проблемой, что вроде как у нас нет, как нам кажется, какой-то очевидной причины получить какую-то неприятность, страдание, но мы, тем не менее, получаем. Проблема в том, что у нас могут быть иллюзии, неправильные представления. Например, я до глубины души не понимаю, что воровать плохо. Думаю, что, если никто не видел, то ничего страшного.

00:11:24 Или как у нас распространено, – у государства можно. У соседа, конечно, нехорошо, ну у государства – нормально. В глубине сердца нет понимания того, что это делать плохо. Поставьте теперь себя на место Господа. Как Он должен решить эту проблему? Он делает так, что нас обворовывают. Чтобы мы поняли, наконец, что это плохо. Если у нас действительно нет этой проблемы, то с нами ничего не случится. Вы можете не закрывать двери своей квартиры и не запирать автомобиль, и даже ключи в нём оставлять. И у вас не украдут его, просто потому что не нужно вас этому обучать.

00:12:05 Весь этот мир – это огромная машина для обучения тех, кто внутри. И каждый раз, когда с нами что-то происходит – это урок. Нужно точно понимать, что это больно, это неприятно, но это просто урок. Уроки бывают неприятными. Правильный подход – это найти, в чём собственно урок. Чему я должен научиться через эту ситуацию. Через то, что у меня так всё плохо сложилось. Если мы понимаем, чему я должен научиться, если мы сдали этот экзамен, из этой ситуации нашли правильный выход, то она больше не повторяется. На этом все заканчивается.

00:12:45 Поэтому неважно, встали мы уже на правильный путь или ещё не встали. До тех пор, пока у нас есть эти неправильные представления о себе, о мире, об окружающих людях и так далее, с нами будут происходить какие-то не очень хорошие вещи. Мы будем позволять себе где-то не очень правильно поступать и получать какие-то реакции за это. Все это напрямую связано. Дальше.

В какой момент мы перестанем отождествлять себя с умом

00:13:21 [Жанна]: Правильно ли я поняла, что наш ум – это не есть мы. Мы можем только либо укрощать его, либо подчиняться ему. Ум является некой заложенной кармической программой? А в какой момент начинаемся мы сами? Я думаю об этом второй день. А думаю все же я? Получается не умом?

00:13:42 [Роберт]: Ну, сейчас я вспомню, на какой из лекций вы об этом говорили, и дам ссылку. Получается, на девятой. Если у кого-то есть конспект, он может заглянуть, внимательно прочитать и там найти, на каком уровне человек перестаёт отождествлять себя с умом. Здесь будут перечислены различные виды сознания. И там будет очевидно, когда вы перестанете себя с умом, и какой уровень сознания этому соответствует. Как вы считаете, достаточно такого ответа или надо лезть туда, развёрнутый давать? Я даю стимул, вернуться и посмотреть. Мы можем все вместе кстати вернуться. Я не буду говорить ответ, мы можем все вместе вернуться и посмотреть. Сами конспекты у всех есть вот эти? Нет?

00:15:03 Тезисы. Девятых нет ни у кого, да? Много там ещё вопросов? Мы будем на группы разбиваться? Или у нас будет вечер вопросов и ответов? Я предлагаю коллективно этот вопрос решить. У меня задание от Михаила особого нет. Он говорит: «Ты можешь сам выбрать, что делать». Моё предложение такое: либо мы продолжаем вопросы и ответы, либо мы проведём практическое занятие. Разобьёмся на группы, я задам вопросы, а вы будете отвечать. А потом все вместе послушаем, у кого что получилось. Часть из вас уже через это проходила несколько лекций назад, а часть пришли несколько позже. Они этого не видели. Как решите, так и будет. Вот я пока слышу только один голос. Мужчина за то, чтоб были вопросы и ответы. Тоже вопросы. Мужская половина за вопросы и ответы.

00:16:08 О, есть и желающие на группы разбиться. Так, а во сколько мы должны закончить? Через час. Ну, давайте ещё десять минут на вопросы и ответы, и потом разобьёмся на группы. Если в зале есть вопросы, вы тоже задавайте, не стесняйтесь.

Определение своего уровня сознания по окружению

00:16:40 [Жанна]: Сегодня перечитывала тезисы по лекциям и вдруг поняла, что, определяя окружающих меня людей, к какому уровню сознания они принадлежат, можно определить, на каком уровне я нахожусь. Я правильно понимаю?
[Роберт]: Исходя из одного из законов, которые вы проходили, о том, что «какое сознание, такое и окружение», если подавляющее большинство твоих друзей любят определённый образ жизни, неважно какой, но очевидно, определённый, например, на рыбалку ходить и пиво пить, то всё понятно и с тобой. Какие могут быть сомнения? А я типа такой возвышенный поэт и все дела. Нет, ты такой же, как они. Всё понятно. Конечно, если эти люди определяют круг ваших интересов. Если это просто знакомые по работе, и вы вынуждены с ними общаться, это одно дело, а если это именно люди, с которыми вам интересно, то тогда, конечно, они определяют и ваш собственный уровень сознания.

Ранний подъем женщины с маленькими детьми

00:17:56 [Жанна]: Подскажите, как быть в моей ситуации по поводу раннего пробуждения. У меня двое детей, один из которых ещё грудной. Укладываю их около десяти часов вечера, раньше не получается. Сама, естественно, ложусь в одиннадцать-двенадцать, сплю прерывисто, маленький часто просыпается. Ставлю будильник на пять-шесть часов, но опять маленький начинает капризничать. Пока лежу с ним, как-то невольно снова засыпаю. Если и получается рано встать, всё равно чувствую весь день усталость. Как же все-таки научиться раньше вставать?

00:18:30 [Роберт]: Я полагаю, что пока ребёнок маленький, и не нужно себя так сильно насиловать. Ну что поделаешь, сам по себе маленький ребёнок – это уже большая аскеза. Поэтому пока он не подрастёт, миритесь с тем, как есть. Но это моё личное мнение, я не могу сказать, что оно суперавторитетно. Возможно, я ошибаюсь, я не буду настаивать. Я его нигде в авторитетных источниках не читал, это просто на разуме, скажем так. Мне кажется, что это так.

Как приучить детей к вегетарианству, если один из родителей мясоед?

00:19:04 [Жанна]: Я вегетарианка уже четыре года. Старшей дочери, ей 8 лет, пытаюсь тоже объяснить, что лучше не кушать мясо, она вроде поддаётся, пока мужа нет. Муж ест мясо, и приходится готовить еду отдельно. Но он не против вегетарианства. Дочь соблазняется, когда папа кушает мясо. Как же все-таки её переучить или это придёт с возрастом? И как быть с младшим? Я не хочу ему давать мясо, но как я буду ему запрещать, если рядом будет сидеть папа и кушать мясо?

00:19:32 [Роберт]: Ну, опять ничего не поделаешь, с детьми мы можем только собственным примером. Как вы детей ни воспитывайте, они будут себя вести так же, как вы. Вы можете сколько угодно объяснять, что надо вежливо общаться, но если папа с мамой ругаются постоянно, то дети будут такими же. Ничего не сделаешь. То же самое здесь. Как объяснить ребёнку, что это нехорошо, когда папа делает? Никак. Ну, мама будет примером, уже неплохо. По крайней мере, у человека будет выбор. У большинства людей нет выбора. У них оба родителя так питаются. Какие-то нефилософские вопросы совсем.

Общение с людьми ниже по уровню сознания – давать свой вкус, не принимать чужой

00:20:26 00:20:26 [Жанна]: С подругой не можем решить, к какой категории относится её соседка. С виду она типичная анна-майя, но женщина вроде бы признает Бога и даже иногда ходит в церковь. Вопрос: могут ли анна-майя и прана-майя считать себя верующими людьми? И ещё, если мои близкие родственники, мать и брат, анна-майя или прана-майя и часто пребывают в гуне невежества. Я, конечно, понимаю, что заслужила такое. Я могу поменять своё сознание, окружение, друзей, коллег, даже партнёра, но я же не могу отказаться от матери, даже если с ней неинтересно и некомфортно. Как быть?

00:21:04 [Роберт]: Вы, наверное, не проходили это ещё. Нужно понять, что такое общение. Я в своё время этот же курс, что вы сейчас проходите, тоже когда-то проходил давно. И для меня были многие вещи открытием. Мы же живём, не задумываясь. Пользуемся терминами «дружба», «любовь». А что такое дружба? Кого-то в школе учили, что такое дружба? Прямо дали чёткое определение, чтобы потом классифицировать? Никому ничего не дали. Тем не менее, мы все пользовались как-то. Как-то жили, правда, потом результаты не всегда те, которые мы ожидаем, но тем не менее. То же самое здесь. Что такое общение? Кто-то может дать определение? Ну, так вот просто.

00:21:55 Я понимаю, что опять никому не давали никогда в жизни. Ни в школе, ни в институте. Но просто вот на логике кто-то может сказать, что такое общение? Обмен информацией не подходит, обмен вкусом подходит. Общение – это обмен вкусом, совершенно верно. В данном случае вопрос, как вести себя с родителями, которые не разделяют твоих интересов, которые при этом являются твоими родственниками, и у тебя есть определённые обязанности по отношению к ним? Нужно научиться не давать общения, то есть не допускать обмена вкусами. Нужно научиться давать свой вкус, но не принимать чужого. Это не так легко, но этому нужно научиться. Этому нужно научиться, потому что хотя бы из вежливости, мы часто оказываемся в ситуации, где надо поддерживать разговор с человеком.

00:22:55 Ну, вроде как невежливо не поддерживать, молчать. Соответственно, нужно научиться. Есть пять уровней слушания, классификация. И первый из них – это имитация слушания. Надо, чтобы человек думал, что вы слышите, но на самом деле вы его не слышите. Кто-то скажет, что это предосудительно, но я не соглашусь. В каких-то ситуациях, ну я не знаю, подошёл к вам какой-нибудь больной человек и несёт какую-то околёсицу, ну что теперь всех слушать что ли? Нет, надо вежливо покивать головой, сказать: «До свидания», – и попрощаться. Мы, так или иначе употребляем подобные вещи, и ничего страшного в этом нет. Это нормально. Ну, то же самое здесь.

00:23:47 Нужно просто научиться не принимать вкус от людей, кто не тянет тебя вверх. Нужно научиться общаться именно с теми, кто тянет тебя вверх, или кто более-менее на твоём уровне, и кто может дать тебе вдохновение. Ты пообщался и вдохновился идти правильным путём, тогда всё хорошо. А понятно, что, если большинство из нас столкнётся с человеком, обладающим сильным вкусом к какой-то вещи, к футболу, например. У меня сильный вкус раньше был, я уже упоминал на предыдущих лекциях. У меня был сильный вкус. Слава Богу, я немножко избавился от него. Но когда он у меня был сильный, если бы я сейчас начал вам рассказывать, то вы бы пришли вечером и начали искать футбольные каналы в телевизоре.

00:24:42 Я бы его передал. Даже женщины. На женщин это меньше распространяется, потому что это вне сферы их интересов. Но я понимаю, когда я был сам любителем, моя жена ходила со мной на футбол. Ну не каждый раз, но на многие матчи она ходила со мной, смотрела. Потому что я передавал этот вкус. Сестра моя – то же самое, начала ходить из-за меня, потому что общались. Соответственно, вкус передаётся. Поэтому в таких описанных ситуациях нужно научиться давать вкус собственный, то есть тот, который в нашем понимании правильный. И не обмениваться, не получать его.

Как видит Бога человек на разных уровнях развития сознания

00:25:31 А что касается соседки, напомни, что там. Что-то я не совсем понял. А! Всё, да-да. Эту тему можно развивать бесконечно долго. Я вас запутаю, если начну в неё сильно погружаться. Но вы должны понять принцип, что большинство социальных институтов, которые существуют в обществе, каждому из этих уровней сознания проецируются. Как вы считаете, как видит Бога человек на уровне анна-майя? Как он его будет называть?
[Из зала]: Тот, кто кормит, даёт. Кормилец?
[Роберт]: Кормилец – не совсем так. Основной побуждающий мотив другой на уровне анна-майи и прана-майи.

00:26:40 [Из зала]: Чтобы он что-то дал?
[Роберт]: Нет. На уровне анна-майя и прана-майя основным мотивом является страх. Для них Господь – тот, кто судит. Они Его зовут «карающая десница». Они Его боятся. И поэтому они идут в церковь. Никто не говорит, что для них церковь неинтересна. У них есть свой интерес. У них есть страх, соответственно, они идут в церковь из страха. Вот и на каждом из уровней мы можем это рассмотреть. После этого мы можем рассмотреть на каждом из уровней, какие будут ложно-религиозные течения. На каждом уровне есть возможность принять истинную религию, и есть возможность принять ложную в зависимости от внутренней мотивации.

00:27:30 В общем, это очень долго и очень сложно. Поэтому я не буду в это погружаться, сам принцип поймите. Любому из уровней всё равно будет соответствовать своя религия. В театр могут пойти люди, находящиеся на анна-майя, потому что знают, что в буфете пирожные хорошие продаются. И они пойдут в театр. А на уровне прана-майя – потому что там можно нарядами блеснуть. Правильно? А на уровне манна-майя или гьяна-майя какая будет мотивация?
[Из зала]: Посмотреть. Что-то рассказать, в дискуссии поучаствовать.
[Роберт]: Ну, тут вариантов много. Да. Я считаю, что да. Похвастаться. Где-то в разговоре потом впихнуть. На каждом из уровней любая тема может быть рассмотрена.

00:28:28 В том числе и религия. Поэтому ничего удивительного, что соседка, даже если они правильно определили, что она находится на этом уровне, ничего удивительного, что она является верующим человеком. У неё есть своя мотивация, почему она это делает. Дальше. Или у нас прошло время? Хорошо, сколько нас человек? Да. Микрофончик возьми.
[Из зала]: Вот то же самое с театром. А вигьяна-майя если в театр пойдёт?

00:29:08 [Роберт]: Вигьяна-майя – это уровень реализованного знания. Вероятнее всего, он не пойдёт в театр. Зачем ему этот вид удовольствия? Понимаете, уровни же не жёсткие. Мы можем в чём-то быть реализованными, а в чём-то находиться на более низком уровне. Можно среднюю какую-то вывести. Сказать, что основной движущий вкус у человека вот этот. Человек может быть довольно продвинутым духовно, но сохранил какие-то привязанности к какому-то виду, кино посмотреть. Ну не пережил ещё, как я когда-то футболом страдал, мне интересно было. Трудно сказать, пойдёт ли человек на уровне вигьяна-майя в театр или нет. Я не берусь однозначно ответить. Возможно, в чём-то он на уровне гьяна-майя. Тогда он пойдёт.

Пример действия закона инерции

00:30:08 [Из зала]: А ещё вопрос можно? Допустим, человек не обманывал. Но он попадает, так случается, что его обманывают постоянно. Это может зависеть от кармы?
[Роберт]: Конечно, это только от кармы и зависит.
[Из зала]: То есть он отрабатывает карму эту? Проходит эти испытания?
[Роберт]: Мы должны правильно понимать, что значит, отрабатывает карму. Как я уже сказал, материальный мир – это машина, которая работает для нашего обучения. И если человека постоянно обманывают, с одной стороны, это говорит о том, что он когда-то сам обманывал. И, с другой стороны, это говорит о том, что он ещё не обучился быть честным. Может быть, он уже и ведёт себя сейчас правильно. Может быть, он в начальной стадии находится. Но это подобно вентилятору, который мы выключаем. Он же не мгновенно останавливается, он ещё какое-то время крутится. Правильно?

00:31:06 Поэтому мы может быть, уже практически изжили неправильные представления, о том же обмане и уже не будем обманывать, но, чтобы закрепить урок, этот вентилятор ещё крутится. И на нас эта вещь ещё влияет. И мы глубже убеждаемся, что: «Нет, обманывать не буду. Нельзя, нехорошо, неправильно. Страдать буду». И всё.
Так, сколько нас человек? Нам же разбиться надо. Сколько нас групп будет? Кто будет ведущим? Три?

Практическое занятие в группах

00:31:42 [Жанна]: Ну, вот Галина у нас дистанционно. Тогда мы две делаем. Вы и Галина.
[Роберт]: Хорошо, это по сколько человек? Так, если у кого-то есть тезисы, то мы будем с девятой лекции. Это как раз та тема, которую мы сейчас часто задевали в вопросах. У них одна группа будет в TeamSpeak? Три группы будет? Получается, девятая лекция как раз была об этих самых уровнях. Они отдельные вопросы должны поучить, да? Я думал одинаковые сделать вопросы. Дело в том, что он будет достаточно широким. Чтобы каши не было, поэтому мы разделились. У нас большие, конечно, группы получились, не все смогут высказаться.

Задание – рассмотреть, как ведут себя люди, находящиеся на разных уровнях сознания

00:34:10 Девятая лекция была об этих пяти уровнях сознания. Значит, наша задача: взять какую-нибудь жизненную ситуацию, любую. Интересную, скажем так. Придумайте сами или возьмите из жизни. И рассмотреть, как поведут себя люди, находящиеся на разных уровнях сознания. Возьмите какую-нибудь серьёзную ситуацию и рассмотрите, как поведёт себя человек на уровне анна-майя, как поведёт себя человек на уровне прана-майя и так далее. Мы поймём, как они мотивируются, и как они действуют. Верней понять мы это должны были уже на тех лекциях, а сейчас мы озвучим то, как мы это поняли. И потом поймём, насколько все правильно поняли.

00:35:10 Ананда-майя, наверное, не надо брать. Ну, хотя бы в теории можно. Да. Четыре. Хотелось бы, чтобы у всех ситуации оказались разные. Если вы быстро с одной ситуацией разберётесь, то возьмите, придумайте две. Хорошо? Так, а где у нас Андрей-то вообще?
[Жанна]: Вопрос все слышали? С вопросом нужно что-то прояснять?
[Роберт]: Вкратце, без сильного погружения. Как никто ничего не понял? Все всё поняли. Все очень хорошо рассказывали и замечательные мысли озвучивали. Ну что по очереди? Там вроде всё не так сложно. Так, Галин, Вы готовы? Давайте мы с Вас и начнём. А то мы себе уже надоели, нам уже с собой скучно, мы Вас послушаем.

Ответы участников

00:36:34 [Из зала]: Добрый вечер. Интересная тема. Интересная тем, что она оказалась достаточно трудной для всех.
[Роберт]: Какой сюжет вы выбрали?
[Из зала]: У нас было два сюжета. Первый сюжет – это увольнение с работы. И второй сюжет – это, если муж изменил.
[Роберт]: Серьёзно у вас там всё.
[Из зала]: Да. Вот. Ну, как-то…
[Роберт]: Жизнь дала трещину. (Смеётся).
[Из зала]: Ну, вот мы подумали, что самый лёгкий – это четвёртый уровень. Потому что на четвёртом уровне измены нет как таковой. Мы так предположили.

00:37:15 [Роберт]: Так у вас муж на разных уровнях будет или жена будет на разных уровнях? Вы мне скажите. (Смеётся).
[Из зала]: Да-да, вот так и получилось, что мы сначала подумали, что муж и жена – это общая…
[Роберт]: Одна сатана.
[Из зала]: Одна сатана, да. Поэтому они на одном уровне должны быть. Немножко мы как бы поняли, что для нас это слишком многоветвистая тема, и однозначно что-то сказать не получилось. Так чтобы вот точно. Вот этот уровень. Вот. Но я вот передаю микрофон Лене Донской, и она продолжит мою мысль.

00:38:16 [Из зала]: Я хочу просто добавить лично своё. То, о чём мы сейчас разговаривали. Мы причём рассматривали два случая. Потом это всё плавно перешло в отношения между мужчиной и женщиной. Когда мы уже к последней гуне приближались, там уже отношения, когда муж изменяет, не было. И получается, что у нас просто разговор шёл, перетекал плавно, мы свои случаи рассматривали. Мы не знали, что с этим делать. И я не могла однозначно что-то сказать и разобрать даже любой какой-то случай по гунам. Потому что мы сразу начинали вспоминать себя, наверное.

00:39:22 Я видела, что мы начинали обсуждать свои какие-то варианты. Ну, женский коллектив или что, я не знаю.
[Роберт]: Надо было вас разбавить. У меня была такая мысль.
[Из зала]: Наверное, да. У нас конкретики не было. Мы задавали друг другу вопросы. Трудно было оценивать. Если бы мы прошли все уровни и до последнего духовного дошли, до вигьяны, то мы могли бы это всё сказать. Но, опять же, на этом уровне нам бы смысла не было это говорить. Ну, я так почувствовала. У меня такое было состояние.

00:40:21 [Роберт]: Дело в том, что я думаю, вы находитесь на этом уровне. Людям ниже уровня гьяна-майя на подобных собраниях не интересно, они не ходят.
[Из зала]: Вигьяна.
[Роберт]: А вигьяна – это другое дело.
[Из зала]: И последнее. Вот Ирина. Мы решили попробовать определить, на каком уровне человек. У нас не получилось. Так что просьба с нашей стороны – помочь. Если мы хотим построить отношения с человеком, и это близкий человек, то, как этим воспользоваться? По каким признакам определить? Ира продолжите?

Определение уровня сознания человека. Ситуация из жизни

00:41:10 [Из зала]: Да, хотелось бы добавить, что мне уже помогли. Помогли в понимании. У меня близкий человек в семье пенсионного возраста. И я ломала голову, не могла понять. Он явно не анна-майя, но хотелось просто обезопасить себя в отношениях. Потому что при общении идёт постоянная моя деградация. Я срываюсь, понижаю свой уровень. И я поняла, что мне надо побольше к возвышенным людям тянуться, как-то изменить себя. И для этого мне надо определить уровень человека.

00:41:49 Но все очень хитро. Человек не анна-майя точно, потому что ограничивает себя. Вечером не ест, и зацикливания на еде нет. Соблюдает какие-то диеты, ведёт более-менее здоровый образ жизни. Как опередить уровень человека по образу жизни? Наблюдаю за близким человеком. Он смотрит телевизор всё время. Телевизор у него – гуру. Слышать ничего не хочет, никаких с моей стороны проповедей, цитат Священных Писаний, повествований о святых людей. И прямо дословно говорит: «Иди, слышать ничего не хочу». И телевизор смотрит. Как строить отношения с человеком, когда он смотрит не на тебя, а в телевизор? Вектор только туда.

00:42:39 И вот сейчас мне помогли девочки. Говорят, что, возможно, бывают промежуточные уровни. То есть человек вышел из прана-майи и идёт в гьяну. Почему? Потому что по телевизору сейчас много познавательных передач. Развивающих, научных. Но этот близкий человек книги не держал в руках за всю жизнь. И он не философского склада ума, его раздражают философские дискуссии. Но телевизор он слушает. А то, что я это говорила ему пять лет назад, когда читала об этом, меня он не слушал. И мне подсказали, что, наверное, он из праны вышел, а в гьяну ещё не пришёл. Оказывается, есть промежуточные пути. Поясните, Роберт, пожалуйста.

00:43:34 [Роберт]: Не совсем так. Промежуточность не в этом заключается. Просто в разных жизненных ситуациях человек может проявлять разный уровень сознания. Если вопрос встанет о каком-то философствовании, ему это может оказаться не интересно. Он гьяна-майя не проявит. А в какой-то другой ситуации проявит. Есть люди с какой-то узкой направленностью. Глобально его философия не интересует, но при этом человек увлекается каким-нибудь садоводством. Он не ради пропитания этим занимается. Это не является анна-майей. Садоводство для него – это способ самовыражения, способ проявить своё творчество. А творчество – это уже уровень гьяна-майя. [Из зала]: Творчество в анна-майе?

00:44:40 [Роберт]: В том числе да. А как же.
[Из зала]: Творчество разное бывает.
[Роберт]: Разное, да. Я к тому, что человек – многогранное живое существо. И в чём-то он может находиться на одном уровне, а в чём-то на другом. Мы определяем его уровень именно усреднённый. Поэтому в чём-то он может проявиться на прана-майе, а в чём-то проявиться на гьяна-майе. Вот и всё. Но почему всё-таки стоит этим заниматься, понимать? Всё равно есть какой-то средний арифметический определяющий вкус. Вкус, который определит глобально поступки этого человека. И объяснит, почему этот человек поступает так, потому что у него такой уровень. Сразу все встаёт на свои места. Ну, я предлагаю тогда к вам вернуться попозже.

00:45:49 Ну, у нас кто-то созрел или мне придётся? А что вы так? Вроде так все активно разговаривали и довольно здраво рассуждали. А тут раз, и все сдаются.
[Из зала]: Стесняемся.
[Роберт]: Ну, я не знаю, что тут стесняться, все вроде свои. Хорошо. Мы взяли, знаете, какую тему?

Разбор уровней сознания на примере автомобильной аварии

00:46:11 Мы взяли ситуацию, что случилась автомобильная авария. И мы рассматриваем виновника автомобильной аварии. Соответственно, мы пришли к такому выводу, что человек, если он виновен, если он находится на уровне анна-майя... Ну, уровень анна-майя – это практически уровень животного. Для животного деньги – это еда. Деньги равняется еда. Много денег – много еды. Мало денег – мало еды. Всё просто. Поэтому, конечно, человек постарается сэкономить, что называется. Постарается избежать ответственности, но будет делать это достаточно примитивным способом. Если он видит, что он вроде как здоровьем покрепче, и можно, в конце концов, заломать противоположную сторону, то он может даже прибегнуть к такому способу. Постарается запугать, ещё что-то.

00:47:10 Человек на уровне прана-майи немножко выше, и он тоже скорей всего… Там до морали-то ещё далеко. Поэтому он тоже постарается избежать, но может сделать это уже какими-то более изощрёнными способами. Так как его уровень сознания несколько выше. Итак, этот принцип во всех уровнях практически здесь рассматривается. Если мы берём гьяна-майю, то у гьяна-майи вариантов будет ещё больше. Он может попытаться обмануть человека, доказав ему, что он был прав, хотя на самом деле внутри он понимает, что нет. Если человек на уровне анна-майя, он реально думает, что он прав. Он просто не верит, что он не прав: «Я все правильно делаю!»

00:47:59 Тогда как человек на уровне гьяна-майя уже понимает: «Я, конечно, не прав, но мы сейчас его разведём. Мы ему скажем вот так, вот так, вот так. И вроде как я не виноват». То есть постарается использовать преимущество в своём знании и так далее. Ну и потом мы говорили о том, что вниз смотреть легко. Если мы на уровне гьяна-майя находимся, то увидеть, что наш визави находится на уровне прана-майя нам не сложно. Или на уровне анна-майя. Нам это будет не сложно. Вверх смотреть трудно. Вверх – нам все кажутся такими же, как мы, что мы ничем не хуже. Хотя реально человек выше нас, но у нас иллюзия. Нам кажется: «Да нет, он нормальный».

00:48:41 Поэтому бомжи со всеми общаются на равных: «Все люди – братья. А чего вы от меня отворачиваетесь? Чего вы нос там свой зажимаете? Я такой же, как вы, нормальный». Они искренне считают, что они такие же, как все. Но в этом смысле мы должны понимать, что если мы встречаем человека выше нас, то мы не видим, что он выше нас. Он видит, что мы ниже, а мы-то не видим. Поэтому мы не будем удивляться, если когда-то кто-то с нами будет странно себя вести. Мы должны понимать, что бывают люди выше нас. Так вот человек на уровне гьяна-майя… Гьяна-майя в этом смысле – переходной момент. Гьяна-майя – это начало появления морали.

00:49:29 Вот в глобальном смысле слова. Поэтому, если человек находится на верхнем пределе гьяна-майи, то у него уже будет мораль. Мораль тянет за собой религию. Уровень, когда человеку реально нужна религия, это уровень как раз гьяна-майи. Поэтому, возможно, он не будет пытаться нас обмануть, если случилась авария, как мы рассматривали. Но, если у него ещё чуть ниже, то наоборот, он все возможности своего сознания постарается использовать, чтобы избежать ответственности за это дело.

00:50:15 Ну и уровень вигьяна-майя. Понятно, что человек, даже если у него будет возможность избежать ответственности, но он понимает, что он виноват, и что можно в принципе сейчас вот сесть и уехать, и никто не видел моих номеров и так далее, этот человек так не поступит. Он понимает, что конкретного человека обмануть можно, но высшие законы справедливости обмануть нельзя. Рано или поздно ты за это будешь рассчитываться. Поэтому человек на этом уровне на парковке бывает, заденет чужую машину, запишет телефончик свой, оставит: «Извините, я Вашу машину разбил, готов компенсировать, ремонтировать и так далее. Вот позвоните». У нас там была дискуссия, ну вот вкратце вот так у нас получилось. А у вас была дискуссия? Вот ну с увольнением, допустим. Мы не будем такие интимные вещи трогать с мужьями. С увольнением проще.

Разбор уровней сознания на примере ситуации с увольнением

00:51:17 [Из зала]: Да, конечно.
[Роберт]: Давайте.
[Из зала]: Да, у нас была дискуссия по поводу ситуации, если человека увольняют на работе. И как бы себя повели представители разных типов. Мы предположили, потому что тяжело сказать, что это прямо правильная точка зрения, что человек на уровне анна-майя будет, мягко говоря, расстроен. Скорее всего, сильно. Будет агрессия по поводу его увольнения. Может быть, даже будет какая-то там ругань, мат. Уйдёт, громко хлопнув дверью. Заест свой стресс чем-нибудь. И, может быть, даже запьёт.
[Роберт]: И не один.
[Из зала]: И не один, да. И, конечно же, все будут козлы. «Я хороший, а все плохие». Что касательно человека, находящегося на уровне прана-майя, скорее всего, будет негативная, отрицательная реакция на увольнение. Но, в отличие от анна-майи, сложно сказать, может быть, уйдёт даже с порчей имущества, чтобы прану свою выпустить, свою агрессию.

00:52:45 По поводу гьяна-майи, мне кажется, человек постарается получить уже компенсацию. То есть подействовать как-то или через трудовое законодательство на руководство, или через какие-то комитеты по борьбе за права трудящихся. Не знаю, как они правильно называются. «Да, вы меня увольняете, но я с вас сдеру. Я тут на вас пахал, вы так от меня просто не избавитесь». Мы так предполагаем. Если человек уже выше уровнем. Более высокий уровень гьяны или… Вигьяна, наверное, уже не работает?
[Роберт]: «Нет. Почему? Работает».
[Из зала]: Может, да? Ну, я думаю, что этот человек проанализирует ситуацию и, может быть, даже скажет: «Всё, что ни делается, всё – к лучшему». Скорее всего, он поймёт, что это воля Всевышнего, и может оно и к лучшему. Какое сознание, такое и окружение. Пора менять окружение.

00:53:53 [Роберт]: А человек на уровне гьяна-майи будет анализировать?
[Из зала]: Тоже будет. Но в нём все-таки больше будет присутствовать, мне кажется, обида и корысть, чтобы выбить всё равно хоть какую-то компенсацию себе за это: «Да, вы меня увольняете, но...» Не знаю, наверное, так. Или может быть, удержаться попытается все-таки за эту работу, как-то оправдаться, я не знаю. Ум будет работать, конечно.
[Роберт]: А на уровне прана-майя он будет анализировать?
[Из зала]: На уровне прана-майя? Ну, я думаю, каждый на каком-то уровне анализирует в силу своих возможностей.

00:54:46 [Роберт]: Я думаю, что на уровне анна-майя не будет анализировать.
[Из зала]: На уровне прана-майя, затрудняюсь ответить, честно.
[Роберт]: Я думаю, что будет. Но просто анализ-то разный будет.
[Из зала]: Ну вот да, анализ разный.
[Роберт]: На уровне прана-майя и гьяна-майя человек будет анализировать и будет делать какие-то выводы. Он будет решать, а что надо изменить, чтобы не повторилась эта ситуация на следующей работе? Он будет действовать в соответствии со своей системой ценностей.

00:55:37 Если он на уровне прана-майя, он будет считать: «Ну да, надо было получше выглядеть, чтобы начальник привлёкся и не уволил. Ошибку сделала. Что-то не догадалась. Или надо будет искать работу, где будет начальник – мужчина, а не женщина. С женщинами трудно». Или, если мы в теле мужчины, то наоборот. Это уровень прана-майя. На уровне гьяна-майи будет анализ, а что я делал не так, что именно меня выбрали для увольнения? Анализ может и на уровне вигьяна-майя. Но на уровне вигьяна-майя человек будет в себе ковыряться, а на уровне гьяна-майя он будет все-таки искать, как внешне проявляться так, не меняя себя внутри, чтобы в тебе была заинтересованность. Всегда есть (ну не всегда, но часто) есть возможность обустроить всё так, чтобы в тебе нуждались.

00:56:42 [Из зала]: На уровне вигьяна-майи будет ковыряться в себе?
[Роберт]: В себе на уровне вигьяна-майи будет ковыряться, но именно чтобы себя изменить, чтобы свои личные качества поменять. Как эта вот книга Дейла Карнеги? Что он рассказывает? Как изменить своё поведение внешне, не меняя себя внутри, правильно? Что надо говорить людям, чтобы они расположились к тебе? Ну выясни там, что у начальника собачка чау-чау и расскажи ему, как ты любишь эту собачку, что ты знаешь всю историю породы и так далее. И ты расположишь к себе человека. Тебе не надо менять в себе качества.

00:57:33 Тебе не надо избавляться от жадности, от зависти и так далее. Тебе надо просто выяснить, что конкретному человеку сказать. То есть поверхностное изменение, внешнее. Вот для гьяна-майи это будет типично. Для прана-майи тоже, возможно. Для анна-майи, скорее всего, нет. На уровне анна-майя человек подумает: «Реально, дураки. Что они меня уволили, дебилы?» Вот и всё. На уровне прана-майи человек уже может подумать: «Как бы так сделать, чтобы в следующий раз этого не было? Уже есть варианты». Ну и вариант с тем, чтобы отомстить тоже, да. На уровне анна-майи – просто что-нибудь сломать перед уходом. На уровне прана-майи уже чуть потоньше. Можно не ломать, но навредить. Подставить как-то.

00:58:29 На уровне гьяна-майи уже очень большие возможности. Каждый следующий уровень расширяет возможности, в том числе и совершить какую-нибудь гадость. На уровне вигьяна-майи человек не будет делать гадости, понятно.
Ну, в целом вы хорошо потрудились. Более-менее нормально всё поняли. Просто, видимо, тема с мужчинами не очень. Это такая деликатная (смеётся), поэтому вам не так легко далось. Ну, на самом деле всё примерно то же самое. Если вы начнёте так, постараетесь без эмоций, просто сухая философия, то тут все примерно так же и получится. А вы включили эмоцию, и понеслась. Ну что мы на этом прощаемся, нам надо ещё свернуться и освободить помещение.