Изучение Писаний

Сочи - 05 апреля 2015
Ответы на вопросы. О втором курсе обучения. Суть бхакти-йоги — беспримесная бескорыстная любовь, которая есть в каждом. Тест на усвоение первого курса —может ли бескорыстие появиться на материальной основе. Отличие материалистичных и духовных отношений. Общение с духовным учителем. Недостатки — то, что ведёт к страданиям. Факторы влияющие на качества человека. Зависть. Ретрит — продолжение духовной практики. Изучение Писаний. Три способа познания мира — чувства, логика, шабда. Последовательность изучения Писаний. Структура Вед. Получение знаний в соответствии с уровнем сознания. Структура Вед (продолжение). Три типа законов — запрещающие, разрешающие, послабляющие. Наставление, данное Вьясадеве — написать о высшем вкусе — прославить Верховную Личность Бога. Шримад-Бхагаватам — комментарий к Веданта-сутре. Сравнение Бхагавата-пураны — со светильником, с Солнцем, с деревом желаний, с формой Господа. Форма Мохини-мурти. Суть Бхагавад-гиты — предаться Богу — идти путём Бхагаваты.
лекция для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:30:34 | качество: mp3 64kB/s 41 Mb | прослушано: 93 | скачано: 54 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Ответы на вопросы

00:00:00 Так, чтобы я хотел. Во-первых, вас поблагодарить, что вы выжили. Конечно, у меня грусть, смешанная с радостью. Радость от того, что вы выжили. Но это первый мой опыт, когда выжило так мало. Первый опыт за десять лет. Первая группа с такими потерями. Поэтому, у меня радость, смешанная с грустью. Непростая это вещь: выйти из-под влияния ума. Об этом мы и поговорим сегодня. Поговорим о том, что этот курс заканчивается. Надо переходить к следующему. Этот курс имеет продолжения. Как минимум ещё три продолжения. И нам нужно сегодня подумать, что мы будем делать дальше? Я имею в виду: с кем я буду делать следующий курс. И я хотел бы, чтобы вы мне всё-таки что-то сказали, что с вами было за эти два с половиной месяца. Так пару слов. Кто-то может в микрофон сказать? Типа: «Всё хорошо, я духовно развиваюсь. Спасибо!» — к примеру. Или: «Всё плохо так, не знаю, зачем хожу, так ничего и не понял». Тоже нормально.

00:01:39 [Из зала]: Здравствуйте! Мы очень рады Вас видеть! Большая благодарность за то, что Вы нам дали Роберта на всё это время, мы его мучили вопросами. И я лично настолько удовлетворена, вот выше крыши. Все вопросы, я хочу сказать, я задавала, и это были не только мои вопросы.
[Михаил Юрьевич]: Как вас зовут?
[Из зала]: Ира.
[Михаил Юрьевич]: А, это вот вы — Ира.
[Из зала]: Да. Были не только мои, я, сколько общалась с людьми, которые со всей России сейчас по интернету смотрят, вот в группе ведущих они. И вот эти вопросы были просто…, информационное поле одно? То есть они — люди тоже хотели их задать, просто я озвучивала.
[Михаил Юрьевич]: Отлично.

00:02:14 [Из зала]: Вот, Роберт нам здорово это всё отвечал. У меня вот сейчас такое состояние сегодня было, что мы как цветочки такие, вот нас опыляют каким-то нектаром, опыляют, опыляют, и завязь должна произойти какая-то. Но вы нас каким-то вот… Образ такой был. Как-то вот даёте.
[Михаил Юрьевич]: Но зависть — это что-то такое негативное на самом деле. Зависть-то к кому?
[Из зала]: Завязь!
[Михаил Юрьевич]: А, завязь!
[Из зала]: Завязь. Когда плод, то есть ещё не плод, а просто чтоб завязалось что-то. У меня ещё даже не произошло. Не знаю, от чего это зависит. Надо наверно ещё что-то мне.
[Михаил Юрьевич]: Да! Сто процентов.
[Из зала]: Кто-то ещё скажет?
[Михаил Юрьевич]: Спасибо огромное, Ирина!
[Из зала]: Вам большая благодарность. И всем, всем, кто организовал это. Всем девочкам, которые помогают.

00:02:58 [Михаил Юрьевич]: Мы с Робертом каждые две недели созванивались, подводили итоги. Я вас не бросал. Мы были с ним на связи и уточняли темы. Под вас под всех подстраивались, исходя из вопросов, из ситуаций, насколько это было возможно на расстоянии. Что-то ещё скажите мне, вдохновите меня, о чём мне с вами поделиться?
[Из зала]: Хотела спросить очень. Чтоб вы рассказали, где вы были, как у вас самочувствие? Мы беспокоились за вас. Что-то от вас хочется больше услышать сегодня. Мы соскучились.
[Михаил Юрьевич]: Хорошо. От меня вы услышите. Давайте, давайте, открывайтесь, не бойтесь — я не кусаюсь. Скажите чего-нибудь. Просто хоть пару слов. Общение очень важно.

00:03:50 [Из зала]: Михаил Юрьевич, спасибо Вам большое, что Вы снова с нами. Вот у меня, например, с сентября хожу, с конца сентября, у меня за это время очень много людей поменялось. Даю слушать курс одному своему знакомому, но он слушает систематически чаще и уже даже мне говорит: «Ты что не помнишь, что было в такой-то лекции? Ты не помнишь это? Как ты?»
[Михаил Юрьевич]: Отлично!
[Из зала]: Мне даже стыдно бывает, то что я…
[Михаил Юрьевич]: Очень хорошо!
[Из зала]: Но начинаешь каждый день. День наступает какой-то, какое-то событие, и вот как-то раз, что-то щёлкает — по-другому смотришь на вещи. И не могу сказать, что это помогает. Это даже мешает иногда. Спасибо большое.
[Михаил Юрьевич]: Спасибо! Да. Хорошо. Ребят, давайте, давайте, колитесь.

00:04:44 [Из зала]: Михаил Юрьевич, спасибо Вам большое за всё. Этот курс очень сильно помог осознать и разложить по полочкам то, о чём уже подозревал, знал. И стал смотреть на многие вещи абсолютно по-другому, вести себя по-другому стал. Но иногда, кажется, что лучше бы я этого не знал. Такой момент тоже есть.
[Михаил Юрьевич]: Да, как в «Матрице», там есть один предатель, который обращается к агентам, которые олицетворяют три гуны. Помните, там три агента? И говорит: «Вот вы сделайте так, чтобы я опять был в иллюзии. Чтобы я не понимал, что это иллюзия, что вот всё что происходит — этого нет реально. А вот вы меня назад верните, потому что тяжело без иллюзии жить». Такое иногда бывает.
[Из зала]: Когда понимаешь, что эта иллюзия реальна, какие-то вот ситуации — реальная иллюзия какая-то, по-другому себя ведёшь абсолютно.

О втором курсе обучения

00:06:03 [Михаил Юрьевич]: Да, да. Важно. Были ситуации, когда знаешь, что не прав, надо вот так делать, но сил нет? У всех были? У вас были? Вот таких, по идее, ситуаций у вас должно было быть очень много. Вот, знаем, что нельзя так, но сила привычки, воспитание, несёт по старому рельсу очень сильно. Это то, что я от вас максимально ожидал — такой, знаете, определённый эмоциональный стресс. Суть первого курса, на самом деле, — показать, как всё тяжело. Суть второго курса, который начнём в ближайшее время, — это показать, как всё легко по сравнению с тем, как тяжело. Третий курс, третий уровень показывает, что трудно, легко — по большому счёту не важно. Главное, что сто процентов попадание. Что у каждого своего пути, но, в конечном счёте, мы придём к этой цели и придут все, даже те, кто не выдержал и ушли.

Суть бхакти-йоги — беспримесная бескорыстная любовь, которая есть в каждом

00:07:22 Завязь произошла. Инициация на самом деле произошла. Вопрос времени. Суть бхакти-йоги заключается не в том, что вам прививают то, чего у вас нет, что вас переделывают в то, что вы из себя не представляете. Нет. Суть заключается в том, что это беспримесная, бескорыстная любовь, она живёт в вас, но она очень сильно забыта и покрыта обусловленными программами. Кто-то более удачлив, в том плане, что быстрее это сообразил. Кому-то надо ещё погулять, понадеяться, что может быть эти программы что-то дадут. Но суть, так как уже цель определена, она на самом деле у живого существа определена. Все хотят одного: любви и счастья. Альтернатива чувственному счастью дана. Вопрос: когда человек поймёт, что это всё-таки альтернатива стопроцентная? Всё остальное возможно, но временно. Были трудные моменты, когда трудно что-то даётся? Или даже не было? Были? Вот я у молодого человека спрашиваю.

00:09:05 [Из зала]: Ещё такой момент. Вот стал замечать, стал видеть в себе — недостатки стали раскрываться. Допустим какая-то ситуация, и уже стали ощущения, что вот здесь зависть, вот прям ощущения, что позавидовал, гнев, вот эти все негативные моменты стали как-то вскрываться и голос совести, скажем так, стал проявляться очень сильно.
[Михаил Юрьевич]: Это очень сильно. А зависть Роберт не успел, по-моему, дать вам? Совсем грустно будет. Хорошо.
[Из зала]: Да. Тоже хотел поблагодарить. Вы уже ответили на мой вопрос. Опередили, так сказать, мой вопрос. Точнее пожелание, чтобы этот первый курс не заканчивался, начался второй, и было какое-то продолжение. Потому что останавливаться на том, что было в первом курсе, не хотелось бы, а хотелось бы дальше продолжать развиваться. Потому что, первый курс дал многое, но чувствуется, что далеко не всё.

Тест на усвоение первого курса —может ли бескорыстие появиться на материальной основе

00:10:32 [Михаил Юрьевич]: Даже если остановить первый курс, то это, согласно писаниям, — насилие. Потому что приоткрылись некоторые истины и реальные ситуации этого мира. Одна из них… Я вам приведу провокационный пример, и по тому, как вы на него ответите, можно будет судить. Вы попробуете ответить. К примеру: есть такой вид проституции — услуги. Я [этот пример] уже сейчас в Москве в лекциях давал. Когда бизнесмен едет в командировку и нанимает женщину с собой — спутницу, чтоб она с ним ездила, выполняла определённые услуги, в том числе слушала его, готовила ему, кофе в постель, что угодно. Там много разных функций. Это прописывается в договоре. Мужчина со своей стороны тоже обещает определённые вещи: не драться, не ругаться, не оскорблять, платить по счетам — зарплату. И люди могут так жить вполне прилично и долгое время. Первый курс даёт ответ на следующий вопрос: семейная жизнь обычной материалистичной семьи лучше или хуже, чем вот такие отношения по договору? Вот видите, как вы задумались, потому что это гьяна у вас, а должна быть вигьяна. Ответ должен быть сразу. Это значит — этот курс сдан. Тест на сдачу этого курса в этом вопросе.

00:12:27 [Из зала]: С проституткой, вроде как, честнее получается.
[Михаил Юрьевич]: Ответ принят. Ещё ответ? Любой. Какая разница, не сдадите курс, мы остаёмся все.
[Из зала]: Я думаю, что семейные отношения выше, какие бы они не были.
[Михаил Юрьевич]: В чём? В чём? Аргумент?
[Из зала]: Семья просто так не бывает семьёй.
[Михаил Юрьевич]: Но тут тоже не просто так — договор подписали. Аргумент. Не эмоцию, мне надо философию. У нас философский курс.
[Из зала]: Изначально в договоре уже идёт осознанность, то, что они уже осознают, что…
[Михаил Юрьевич]: Что, за что и почём.
[Из зала]: Да.
[Михаил Юрьевич]: А в семье?
[Из зала]: В семье осознанности меньше, но там любви больше.
[Михаил Юрьевич]: В чём она выражается?
[Из зала]: В отношениях того, что…

00:13:28 [Михаил Юрьевич]: Например? Жена готовит завтрак по желанию, а не по договору. Бескорыстия больше. Я могу в её завтрак плюнуть, и она не расстроится. Я могу столкнуть со стола. Но она же бескорыстно делает? Она сделала завтрак, она же этим счастлива, она же любит. Мы же не договаривались, что этот завтрак должен быть съеден. Она же меня любит, бескорыстно делает. Я ей не мешаю завтрак сделать? Не мешаю. Мы же вроде не договаривались деньги приносить. Пусть готовит завтрак, я не мешаю. Пойдёт — заработает и приготовит завтрак. Опровергайте, если так.
[Из зала]: Так же бескорыстно нужно и отвечать. Так же бескорыстно ей нужно и отвечать. Принимать то, что она делает, даже, если это невкусно приготовлено. Чтобы её радовать. Она, когда готовит — она радует, прежде всего. Она нацелена на то, чтобы доставить тебе радость. Ты, как бы, отвечаешь ей тем же.
[Михаил Юрьевич]: Отвечаешь тем же. Пока я работаю.
[Из зала]: Делаешь ей радость. Кушаешь завтрак с улыбкой.

00:14:37 [Михаил Юрьевич]: Да, я работаю и могу заработать. Вот я и говорю. С улыбкой ем завтрак и готов съесть её обед. И я стараюсь изо всех сил, но зарабатываю пять тысяч в месяц. Что же вдруг она недовольна становится? Я же всё принимаю, бескорыстно, что могу — принёс. Происходит так? Что происходит с семьями через три года, четыре? Какие основные претензии? Кто тут замужем? Вспоминайте ваши скандалы. О чём они? — «Я делаю это, а ты?» — «Я? Так я вот!» — «Да? И что? И теперь я ещё вот это?» Что они начинают делать? Обговаривать. Договор, который не прописан. И вдруг выясняется, что мы с тобой об этом не договаривались. «Я имела в виду вот это». Он говорит: «Ах так! Тогда знаешь, что?»

00:15:43 О чём вы говорите — это духовная любовь. Я подчеркнул идею: чем материалистичная семья отличается от договора? И ответ женщины был абсолютно верный, у неё экзамен сдан. Материалистичная семья живёт удовлетворением чувств. Чем живёт по договору? Вот этот контракт с проституткой? Удовлетворением чувств, но они это прописали. А здесь не прописали. Здесь — «я тебя люблю». А что значит «ты меня любишь»? Мы же посмотрели: анна-майя — один тип любви, один тип стандартов, прана-майя — другой тип стандартов, другой уровень чувств. И если гьяна-майя выходит замуж за анна-майю, там, через день начнётся полный бардак. Но, проститутка обговорит и с анна-майя условия, и с прана-майя, и скажет: «Нет, под ваши договоры, это не эта проститутка» — «Маша, иди сюда. Это вот тебе».

00:16:54 Беда заключается в том, что бескорыстие начинается с духовной практикой. До того момента, пока мы не выйдем с уровня гьяна-майя — просто размышлений, — мы можем красиво размышлять, а придём домой, и всё начнётся по-старому. До этих пор прописанный договор лучше. Но люди, вышедшие на любовь, на духовный уровень, способны делать то, что даже партнёр не ожидает. В их сторону, в сторону партнёра. Он вообще ни на что не рассчитывает. А она ему ещё это сделает и то, а он ещё то, и подарок, и цветы, и то, и то. Но это уровень! Мы уже говорили, что бескорыстие не может появиться на материальной платформе, потому что материальная платформа означает — «я есть тело». А раз «я есть тело» — у меня есть чувства, и они должны быть заняты своей прямой функцией: рот — есть, глаза — смотреть, уши — слушать. И уши готовы слушать, что им не нравится? Рот есть, что ему не вкусно? Глаза созерцать кривые формы?

00:18:22 Нет. Мы иногда терпим, но за что-то. Мы идём на работу, и нам что-то не нравится. Мы терпим за что-то. Это нам не нравится, но тогда дайте вот это. А если ни денег, ни деятельность не нравится — мы уволимся. Есть, кто будет работать? Я не знаю. Рабство называется, когда ни одно чувство не удовлетворяется, но выжимается из человека всё. Суть первого курса показывает, что пока мы находимся на чувственном уровне, к сожалению, — отношения не лучше договорных. Они просто в большей иллюзии. Человеку кажется, что он делает что-то бескорыстно. На самом деле просто он сам не понимает: за что он это делает? Но он за что-то делает.
[Из зала]: Не бескорыстно, может из чувства долга?

00:19:28 [Михаил Юрьевич]: Из чувства долга? А откуда тогда скандалы? «Это твоя обязанность», — ты говоришь мужу. Муж говорит: «А я и так, что могу — делаю» — «А вот так? Мало ли, что ты делаешь!» Посмотрите кучу фильмов, когда женщина говорит. Помните, мужчина теряет работу, особенно в американских фильмах. И показывают, что эта женщина права. А муж-то делает, что может. Нет у него работы, а она забирает детей и уходит. Всё! За что? Он делает, что может! А она говорит: «Мало! Ты должен!». Он говорит: «Кх». А тут всё просто: «Дорогой, посмотри в контракт — тысяча пятьсот долларов в неделю. Какие проблемы?» — «Не могу» — «Ты же знал на что шёл?» — «Знал!» — «Ну, привет — пока!» — «А есть у вас подешевле девушка?» — «Есть». Он расстраивается? Нет, особо. — «Жалко конечно, но не дотягиваю. Но заработаю — договорюсь».

00:20:28 А здесь же колоссальные стрессы. Какие трагедии у людей! Потому что они рассчитывают, они любят человека. И человек говорит: «Я люблю. Я на всю жизнь с тобой!» Но в голове у этого человека: «Я на всю жизнь с тобой, только ты должен это, это, это и это». Но это не произносят, потому что сам человек не знает, почему он любит. Он не знает, где его корысть, ему кажется бескорыстно. И мужчине кажется: «Я бескорыстно дарю цветы первую неделю, я бескорыстно вожу на такси первую неделю, я бескорыстно…» — «Ладно, ещё дарю цветы ещё, а может не надо уже? Может, хватит? Что-то надоело». Не зря же есть букетно-конфетный период, кто с этим не согласен — надо проходить курс сначала. Он не пройдёт дальше. Вы не пройдёте... Когда мы будем стоять в очереди за каким-то дорогим продуктом? Когда другого нет, а этот очень хочется. Не только «другого нет». Если этот не очень хочется и другого нет — всё равно уйду из очереди.

Отличие материалистичных и духовных отношений

00:21:50 «А вот возьми это. Зачем тебе этот плед? Вот этот!» — «Это что плед? Тряпка какая-то!». И стоит. «Так тебе долго стоять. Возьми это» — «Не надо мне ничего другого. Я проверял — он не согреет».
К примеру. И мы будем стоять. Почему? Потому что ничего другое нам не подходит. В данном случае, если мы не поняли эту философию, что чувственные удовольствия ведут только к одному — к эксплуатации друг друга. Как результат, — уныние и скорбь. Потому что, даже эксплуатируя, я могу взамен что-то предложить. Но откуда я вас знаю? Мои чувства распространяются только на моё тело. Я не могу вас до конца понять. «Я не понимаю, я принёс тебе нормальную зарплату», — мужчина говорит. — «Ты сама хотела двух детей. Что ты истеришь? Ну, заболели» — «У меня сил больше нет! Этот орёт, эта туда!» — «Ну, что? Ну, это же, дети! Ну, что ты хочешь?» — «Ты бы с ними посидел» — «Так я посижу, но тогда это кто будет делать? Я же тебе и тут помогал, и тут».

00:22:56 Жена ему обед приготовила, а ему вытрепали нервы на работе. И она говорит: «Дорогой, забудь об этом, ты дома. Вот сядь, покушай». — «Да отвали ты от меня. Мне плохо». — «Ну, зачем ты пьёшь? Ну, давай вместе в кино сходим?» — «Какое кино?! Мне вот твоё кино!» И она думает: «Он меня не любит». А он любит, просто ему — вот где работа, она ему истрепала нервы. И она не может это понять, каково унижаться перед начальником, которому хочется дать конкретно в тыкву, сразу, с разворота. Но он не может, у него дети и жена. Он приходит домой, а они ещё на него лезут. Они его любят, поэтому они на него лезут. Но ему хочется просто стакан пива, и чтоб они спали, потому что у него этот грохот: ненависть начальника в голове, нерешённые проблемы и страх потерять работу.

00:23:47 Бывает такое? Я разве сказал что-то непонятное мужчинам? Разве мы не любим своих детей? Но иногда из-за тяжёлых обстоятельств видеть их не можем. Но жена не понимает, она не работает, к примеру. Она не работает, она просто сидит дома. Она готовит пирожки мужу, она всё накрыла, поставила. А он приходит — в точку смотрит. Он не видит ничего, потому что из-за стресса, печень выплёскивает чёрную желчь, поджелудочная. И любой продукт, попадающий в рот — горький. Вы представляете какие страшные ситуации?
Что даёт духовность? Духовность даёт простой момент — мы обращаемся к Богу, и Бог находится в нашем сердце. Он внутри нас. И Он изнутри нам даёт почувствовать другого человека. Изнутри почувствовать. Понимаете, что это такое? Вы чувствуете его. Такая жена, которая живёт духовным браком с мужем... Он ещё к дому подходит, а она уже его чувствует. И она знает — сейчас надо помолчать: «Он любит меня. Он любит, но ему сейчас трудно».

00:25:11 Но без посредника, в виде Верховной Личности Бога, как вы это поймёте? Существует миллион тренингов психологических. Что толку? Весь мир разводится. Несмотря на огромное количество неврологических диспансеров и психологов. Видите, какая история? Не простая тема. Можно ослабить узел, перенастроить человека. Ослабить его боль от того, что его другой не понимает, но от этого другой не научится понимать.
На последнюю лекцию в Москве пришли новенькие, а я даю последнюю тему из этого курса. Я говорю: «Здесь есть тот, кто вообще не понимает, что происходит?» Бах! Принцип такой, что нельзя давать серьёзные темы, пока кто-то вообще не понимает о чём идёт речь — это для него насилие будет. Мне пришлось весь этот курс за одну лекцию дать. Так что вы можете ещё раз прослушать этот курс за одну лекцию. Через Жанну получить ссылку на эту лекцию и послушать.

Общение с духовным учителем

00:26:25 И после лекции эти же люди ко мне подошли. Их средний возраст был от сорока до шестидесяти. Особенно меня поразила семейная пара, шестидесятилетние, сказали: «Господи! Вы описали нашу жизнь! Мы никогда не понимали друг друга, и очень мучились. Вот мы дожили до этого, и это так и есть». Пока мы молодые, нам кажется, что нет, я научусь понимать. Хорошо, я вам скажу: «Я был в ашраме своего духовного учителя. Классно было!» Как? Все поняли? Все почувствовали, то же что и я? Даже если я вам расскажу каждый день. Я говорил пятнадцать минут в день максимум. Здорово?! В общей сложности, я говорил с духовным учителем за месяц, полчаса. Кто-нибудь меня понял? И что бы я вам сейчас не рассказал — вы меня поймёте? Как вы можете меня понять? Тоже съездить, тоже не говорить месяц. Но вы — другие! У вас другой уровень сознания. Я не говорю выше-ниже, другой. И с вами, может быть, Гуру будет говорить два часа. Может быть, каждый день. А какая разница? Что я от этого пойму — чему вы рады?

00:27:57 Вы будете рады отношениям. Будете рады, что вы нужны, что вам помогают, но это общие фразы. Да, в общем, мы понимаем, что я получил духовную поддержку. Я получил подцели. Меня скоординировали в практике, поэтому я рад. Но я каждую секунду ощущал...
Знаете, как вода, если над водой читать мантру, молитвы, кристаллы преобразуются красивым образом. А насколько мы процентов из воды состоим? На восемьдесят. Если рядом с вами за стеной в пяти метрах находится чистое живое существо, какие от него вибрации идут? Сколько там молитв? Вся вода превращается в чистые кристаллы внутри вас. И кто-то понял? Вы можете какие-то аналогии провести, что вы чувствуете совершенно не себя. Вы начинаете меняться, как будто не вы. Вы начинаете вести себя, как святой, на три уровня выше, чем вы есть. Потому что всё гармонизируется от этого поля, от вибрации. Вот и всё.

00:29:16 До какой-то степени мы можем понять друг друга, — до какой-то. Но, очевидно, что люди на двух разных уровнях сознания — это как лунатик и марсианин. Вообще очень трудно общаться. Как поделиться с человеком? Вот обычно человек на уровне вигьяна или гьяна-майя переживает какие-то вещи, а человек на уровне прана-майя говорит: «Чего ты заморачиваешься? Пойдем, побегаем!» Хорошо. Кто-то ещё хочет что-нибудь сказать, так, пару слов? Пожалуйста. Я буду очень благодарен.
[Из зала]: В первую очередь, конечно, спасибо Вам, Роберту, всей Вашей команде, семье. За время Вашего отсутствия успели погостить в Барановке. Очень хорошее место.
[Михаил Юрьевич]: Ага. Вы были у нас.
[Из зала]: Да. Спасибо Вам большое за тёплый приём. Касаемо курса, стало намного тяжелее жить, потому что осознание ответственности намного выше. В принципе, понимание многих вещей пришло, и виденье на происходящее вокруг тебя открывается, конечно. За это большое спасибо курсу и Вам.

Недостатки — то, что ведёт к страданиям

00:30:41 [Михаил Юрьевич]: Хорошо. Спасибо. Там, две девочки... — Аня, чего-нибудь скажешь?
[Из зала]: В первую очередь хотела очень сильно поблагодарить Вас за этот курс.
[Михаил Юрьевич]: Роберта тоже?
[Из зала]: Да. Всех, я имею в виду. Вообще, я, честно признаться, не люблю организационные такие курсы, где группы. Я обычно никогда бы не ходила в жизни, но это, наверно, первый мой опыт, когда я до конца, и с таким удовольствием, энтузиазмом это изучаю и хожу на занятия. И мне очень нравится. И действительно, если вспомнить время, когда Вы только говорили о том, что начинается курс, то всё было совсем по-другому. Хоть вроде бы каждый день не осознаёшь, что что-то новое получаешь, там какие-то знания получаю, а если посмотреть назад, то действительно всё изменилось. И сейчас вот какие-то проблемы приходят, и вначале воспринимаются, возможно, на эмоциях, но потом появляется такая, как способность что ли, маленькая, разложить это как-то по законам, может быть, как-то более разумно. И вроде бы эмоции всё равно иногда тяжело убрать, но хотя бы можно разложить по полкам это всё: и почему так, и почему всё?

00:31:59 И происходят проблемы такие, которые действительно раскрывают меня с такой стороны ужасной, что я в себе замечаю и гордость, и эгоизм в такой степени, что я думаю: «Какой кошмар, как я этого раньше не видела?» И не знаю даже, что пока делать с этим, потому что всё равно ещё мало знаю.
[Михаил Юрьевич]: Мы своего врага стали видеть. Когда мы замечаем свои недостатки. Недостатки — это то, что ведёт к страданиям. Это очень важный момент. Я знаю серьёзных людей этого мира. Когда мы с ними говорим, они говорят: «А я никому не завидую. Я вообще не гордый». Когда люди почти в семьдесят лет, говорят такие вещи, при этом их ненавидит большинство человечества, то становится просто удивительно. Люди так и прожили жизнь. Они так и не поняли, почему они несчастливы. Они даже не увидели, почему ушла жена, почему никогда не звонит сын. «Я ему только добро. Я никому не завидую. Это вот он, это она, это вот они гады, этих бы расстрелять, этих убрать».

00:33:03 Эти враги, такие как плохие наши качества, нас разрушают. И до тех пор, пока мы не увидим по кому стрелять-то? Когда в лесу идут какие-нибудь разведчики и чего-нибудь боятся — они просто по деревьям стреляют. Это потому, что они не видят врага, они просто вхолостую стреляют, на авось, вот примерно так защищаются люди этого мира — на авось. Куда-нибудь. Все от всех. Понимаете, от всех защищаются. Могут застрелить кого-то и полезного. Оскорбить того, кто нужен и любил их может быть. Мы защищаемся. Кто его знает. «Уйди отсюда! Уйди! Всё». — «Не говорите! Я всё знаю!» Это очень опасно. Подвожу итог, или, Серёж, что-то скажешь? Давай.

Факторы влияющие на качества человека

00:34:02 [Из зала]: Я почувствовал разницу, скажем так, наблюдая за гуной благости. К примеру, после пения на киртане или поездки на ту же Мацесту. Допустим, общение с другими людьми, или после работы, когда я ухожу домой в пять часов. И вот этот баланс ощущается между выходными, будничными днями. Сразу вот как-то отчётливо.
[Михаил Юрьевич]: Так влияет социум, влияют гуны.
[Из зала]: Да. Отчётливо стало ясно, что это такое.
[Михаил Юрьевич]: Это тоже важно. Очень важный момент. Какие-то комплексы уходят. Мы иногда обвиняем себя в каких-то вещах, которые, на самом деле, извне на нас просто давят. Мы убираем эти вещи извне, и оказывается, мы лучше. Просто от общения другого. Интересный момент. А ещё, когда мы серьёзно займёмся здоровьем, вы увидите, что многие вещи от питания влияют на ваши плохие качества. Можно человека кормить такой пищей, что через неделю он будет готов всех убить, ни с того ни с сего, самый добрый. А можно даже довольно сильно злого человека определённым образом кормить, что половина его злости ослабнет. Хотя бы ослабнет. Он будет иметь хоть какую-то способность сдерживать свой гнев.

00:35:23 Сознание влияет на тело, тело влияет на сознание, и на всё это ещё влияет окружающий мир. И вот то, что мы начинаем это видеть — это очень серьёзно. Очень. Есть в Бхагавад-гите тринадцатая глава, восьмой-двенадцатый текст, там перечисляется двадцать качеств человека, получив которые, развив эти качества, человек считается озарённым знанием. Можете посмотреть Бхагавад-гиту для себя. Мы будем этот текст разбирать подробно на нескольких занятиях во втором курсе, часов шесть на него я минимум выделяю, там двадцать качеств. Сейчас большинство из вас, если прочтёт этот текст, просто не поверит, что эти качества можно развить, но если хоть что-то философски из первого курса усвоили. Если ничего не усвоили — скажут: «А они у меня все есть». Но если человек реально так самокритичен, внимательно посмотрит, то увидит, что нет ни одного качества.

Зависть

00:36:28 Интересно Серёжа сказал, можно увидеть, что при определённых ситуациях в жизни вдруг эти качества проявляются. Знаете, вдруг: раз, раз, и смиренный. «Ну, вот сегодня не хочу ни на кого говорить». Раз, раз и не гордый. Раз, раз и благодарный. Раз, раз и помылся там, зубы почистил лишний раз. А тут откуда-то пришёл: «Не хочу ничего, какой вот есть — засну и всё». Так и так бывает. Поэтому я радуюсь сегодня, что вы тут. Независимо от того, поняли вы этот курс или нет. Когда мы будем проходить зависть, тоже будет очень удручающая картина. Там примерно сорок два или сорок три проявления зависти, и люди с пытливым умом, с острым разумом, заметят в себе все сорок два. Но в первый момент там: «Недооценивать себя — какая же это зависть?» Недооценивать себя — туда же, потому что это проявление гордыни. Недооценивать себя, переоценивать себя. И когда человек с этим разбирается — у него паника. И он думает: «А вообще есть люди, которые не завидуют, и откуда берётся отсутствие этого самого страшного уничтожающего умонастроения, такого как зависть?»

00:37:53 Ответ очень прост: в материальном мире все конкурируют. «Если не я на этом месте усижу, то кто-нибудь». Все играют в «царь-гору», в том или ином виде. Если проиграл — ты завидуешь. Если кто-то быстрее добежал — ты завидуешь, потому что теперь надо скинуть, а это трудно, это надо силы, надо команду. И это всё сплошная завистники. Материальным миром правит зависть. А в духовном мире всё по-другому. Ваше место в духовном мире никто никогда не займёт, оно для вас отведено, за вами записано. И, более того, — то, как вы любите Бога — это уникально, ни я так не люблю, ни вот девушка не любит, как молодой человек. Каждый любит Бога индивидуально, имеет с Ним строго определённые отношения, которые за ним навечно закреплены. Какая зависть? Кому вы завидуете? Вы его место никогда не займёте, а он никогда не займёт ваше. И вы всегда будете счастливы на своём месте, потому что оно ваше конституционально. А это место его всегда, по его природе.

00:39:05 Чему завидовать? Вы можете нестись к этому месту, можете идти к нему медленно — оно ваше. Поэтому тот, кто остался — придёт быстрей, я имею в виду из группы, к своему месту с Богом. Кто-то там сейчас болтается, гуляет. Да, ради Бога! Но место за ним его остаётся навечно. Стоит только это осознать, как эта мотивация для зависти, представляете, уходит. Она, почему не уходит сразу? Потому что мы всё равно отождествляем себя с телом. Как только мы выйдем из-под этой концепции, как только реальный доступ к духовной сфере откроется, когда мы поймём, что сейчас то мы спим, а потом проснёмся. Всё! Всё!

00:40:00 «Мне пятьдесят лет, ей двадцать. И ладно, и что, Господи, ей тоже будет пятьдесят. Да, неважно вообще — будет ей, не будет. Какая разница?» С точки зрения даже кармы, кто из вас моложе? Я наверно здесь самый молодой? Потому, что я быстрее получу, чем вы новое тело. Как костюм. «Дехино 'смин ятха дехе каумарам яуванам дхара» — знаменитый текст Бхагавад-гиты. Он говорит о том, что как ребёнок меняет тело на тело юноши, тело юноши «каумарам» «яуванам» на зрелого человека, и потом «дхара» — старость придёт. Так же и когда происходит смерть — человек снимает этот костюм и одевает новый. И дхира — тот, кто не зависит от чувств, кто знает свою истинную природу, он никогда не сокрушается. «Получу новое тело. Я их столько получал. Ну, в крайнем случае, — не вернусь в духовный мир — получу новое тело, в котором хоть первые, пятнадцать лет, наверно, ничего болеть не будет так сильно. И первые пятнадцать [лет] может работать не надо будет. И буду в иллюзии смотреть на всё: «Как прекрасен этот мир, посмотри!»

00:41:18 Ничего страшного. И тогда нет зависти. Как только мы понимаем вот этот закон кармы реально — зависть уходит. Но пока мы не понимаем закон кармы, мы думаем: «Почему он меньше болеет? Почему он на десять сантиметров выше, чем я?» — «А эта женщина, почему она худее, чем я. Я-то уже «оп», а она вот нормальная. А! Я тоже так хочу!» Как-будто от этого счастье будет. «Будет! Да! Я знаю!» Вот и всё — пошла зависть. Понятно? Нет, не понятно? Так на меня смотрите. Понятно же! Опять вернёте мне мою мантру: «Понимаете, да?»

Ретрит — продолжение духовной практики

00:42:08 У нас тема: «Как перейти нам на второй курс». Суть второго курса — это духовная практика. Для этого курса, так как нас много из разных городов, мы же только часть: в Москве ведут курс мои ассистенты, как Роберт здесь, там вели ребята с нуля вообще. Я там только три лекции дал. Сочинцам повезло больше всех, и при этом — меньше всех. Потеря в Москве — четыре человека. Я уезжал — было пятьдесят, приехал — сорок три — сорок шесть. Во! Москва не потеряла никого, хотя я там давал меньше лекций. Пенза потеряла где-то половину. В мае делается большой ретрит, так как всем же нужно дать практику. Это специальные лекции, я к ним специально готовлюсь, учитывая ваш уровень. Они скорректированы под конкретных людей, вот под эти три группы в трёх городах. И там ещё люди по интернету. Они пишут мне, я с ними как-то переговариваюсь. Этот уровень даст основу духовной практики в разум и в практику — в познающие чувства.

Изучение Писаний

Три способа познания мира — чувства, логика, шабда

00:43:34 У нас существует три способа познания мира. Помним их? Давал Роберт. Чувственный, логика и шабда — звук. Нам дают звук, дальше логически объясняют к чему это приведёт, если мы этому закону будем следовать. И мы начинаем делать, основываясь на этой логике, и получаем опыт в познающие чувства. Никто не отрицает, что мы должны на практике проверить это знание. Именно бхакти-йога этим универсальна. Тем, что никто не говорит: «Счастье будет когда-то далеко, потом». Говорят: «Вот это сделаешь, будешь понимать и чувствовать вот так» — «Да ладно?» — «Поехали. Делай так, так, так. Сделай!» Человек сделал — понятно. Всё работает. Сам проверил. Другие говорят: «Туфта!» Что вы скажете: «Да, говори ты что угодно! Я-то знаю, что сработало». Вот в чём сила. Тогда, как вам обещают некий заоблачный опыт, тогда немножко сложно. Вы должны всю жизнь что-то делать в надежде когда-то потом что-то получить. Это очень сложно. Поэтому вот такие, как аштанга-йога, различные очень длительные практики, свойственные гьяна-канде, карма-канде … Карма-канда вообще не поднимается до этих высот, поэтому не будем обсуждать.

00:45:09 Гьяна-канда базируется на ограничении чувств и на отрицании пратьякши, отрицании чувственного опыта. Этот путь — это путь аскетов. Это путь таких аскетов, которых реально на земле пересчитать, в прямом смысле, по пальцам. Из-за полного ограничения представляете, как их чувства напряжены? Они никогда не посмотрят вам в глаза, они никогда не посмотрят на ваше тело, они никогда не будут, есть пищу, которая хоть как-то привлекает. Может произойти срыв. Представляете, как им трудно?!
Здесь совершенно другой метод. Мы вкушаем пищу, но она определённым образом очищена от кармы, и насыщена определённой любовью. И вы это ощущаете — вы вкусили пищу — вам хорошо. Вкусили в ресторане — плохо. Реальный опыт. Всё понятно. «Не буду это есть. Мне это лучше». Всё! Мы получаем реальный доступ к сути всех Вед. Вот моё утверждение. Реальный доступ, потому что реально Веды — они недоступны людям.

Последовательность изучения Писаний

00:46:28 Я обещал вам ещё рассказать про себя. Два месяца сейчас я изучал структуру Вед. Мне нужно сдать определённый экзамен. Не просто изучаю структуру Вед. Немножко по-серьёзному. Это просто какой-то кошмар. Какое количество часов я этому посвятил. Десять часов в день. Хватит вам такой цифры? Я в самом начале. Это при условии двадцати пяти лет практики и сдачи уже трёх серьёзных курсов. Это просто для того, чтобы ещё углубить своё классическое понимание, классическую философию. Для философии, которая ведёт меня к Богу — для этого это не надо. Это широкое знание нужно для того, чтобы проповедовать, потому что мало ли с кем столкнёшься. Если ты серьёзно знаешь глобальную логику писаний, то легче помочь людям, которые заморочены на определённых вещах. Им можно хотя бы ослабить понимание, их какое-то представление, когда они думают, что они это знают.

00:47:45 У меня уже был в Индии разговор с человеком, и он к концу разговора сказал: «Получается, я вообще ничего не знаю». Я говорю: «Конечно. И ничего так у вас и не получится» — «А! Бах, бах, бах!» — «Десять лет, пятнадцать лет. А иногда и двадцать пять. Согласны?» Он говорит: «Ну, примерно, да». Я говорю: «Идите тогда. В следующей жизни встретимся». Потому что человек…, многие, кто вам говорят: «Это не Веды», — то они просто вообще не понимают, о чём они говорят.
Вьясадева — это знаменитый мудрец, который, взял Веды и разделил их на четыре части. Что он с перепугу это сделал? Веды изначально передавались из уст в уста. Человек с маленького возраста начинал изучать санскрит и его грамматику, и как его разбирать. Доступно было только первым трём варнам: брахманам, кшатриям и вайшьям.

00:48:45 Вайшьям был дан определённый тип Писаний — Смрити, маленький кусочек, который относился к ритуалам, помогающим поддерживать их дхарму — их обязанности. Какие у них обязанности? Деньги зарабатывать. Не терять, а смывать карму, с тех денег, которые они заработали. Вот им эту часть и давали. И что с этого? А как дальше-то? Опять новое рождение? Да, новое, но повыше. Следующая жизнь — изучаешь следующий раздел Вед, так как ты повыше — в семье родишься получше. Изучишь побольше — доберёшься до кшатриев. Кшатрии — это воины. Теперь — как быть царём, как править, как не обидеть того, кто к тебе пришёл, как жертвовать брахманам, как жертвовать тем, как жертвовать этим, как поддерживать, кому голову рубить, а кого повесить. Ошибся — скатился. Прошёл через того. «А как же?! Ты же взял, решил — получи. Но ты же благо получаешь, если твой народ к Богу идёт, если по справедливости всё всем воздал».

00:49:55 Есть знаменитая история про одного царя, который из огромного стада, у него были тысячи и тысячи коров, пожертвовал брахманам коров. Он пожертвовал, а они взяли и смешались и опять к нему в стадо вернулись. А он это знает? Он, что пастух? В какой-то момент пришёл ещё брахман. Он ему выбрал трёх лучших и говорит: «Вот тебе три коровы». Брахман идёт с тремя коровами, а другой брахман, кому он эти три коровы до этого пожертвовал, говорит: «Стоп. Это мои коровы. Я-то знаю». Потому что брахманы умеют тонкий мир видеть, личность. Внешне они похожи, животные, но он своих-то уже знает. Говорит: «Мои коровы».

00:50:41 Тот говорит: «Как же они твои. Мне благочестивый царь пожертвовал. Что же он у тебя их украл?» А получается украл. Этот царь, получил тело ящерицы. Хотя, говорится, что он совершил такое количество благочестивых поступков, что, если бы он Ямараджу сначала сказал: «Давай я буду наслаждаться последствиями своих хороших поступков», — как тот ему предложил — «Сначала отстрадаешь, а потом...», — то он бы даже до этого не дошёл — до ящерицы. Но, тем не менее, он получил тело ящерицы. А в чём он виноват, скажите? Смешались коровы. Но при этом он же виноват. Он взял подаренные чужие коровы и подарил. Виноват? Формально? Формально виноват.

00:51:29 Второй аспект Бога называется «Творец». Слышали такое понятие? Бог — Творец. Творец — Бог. Это означает — Он создаёт ситуацию, как людям жить. Создаёт законы, а раз создаются законы — создаются законы, как их соблюдать, и как за них спрашивать. Я приведу вам пример. Прилетаю в Австралию. Там нельзя ни орехи, ни фрукты проносить. Написано: «Уголовная ответственность», — прямо в декларации. И дочь говорит: «Пап, я запишу, что у нас бананы?» Я говорю: «Зачем ты будешь записывать, что у нас бананы? Мы в первую урну их выкинем. Выйдем и выкинем. Ну что? Куда? Зачем тебе это писать — перечислять три банана?»

00:52:21 Мы выходим — и ни одной урны. Не бросишь же ты их. Мы идём, в надежде на урну. Но она в Австралии уже давно, и она мне говорит: «Пап, это плохо кончится». Она подходит к одному таможеннику и говорит: «Мы не задекларировали фрукты, надеясь их выкинуть. Можно их тут где-то выкинуть?» Он говорит: «Вон же, где они там проверяют, там и выкиньте». Понятно, что дальше было? Мы подходим к этому таможеннику и говорим: «Да, вот мы хотим выкинуть фрукты». Он берёт нашу декларацию и говорит: «А почему вы поставили, что у вас фруктов нет?» Мы говорим: «Потому, что мы их надеялись выкинуть».

00:53:04 Вот такой вот попадается — творец. Представляете? И я вполне серьёзно. Я смотрел на это, как на чудо. И думаю: понятно, вот что такое дхарма, что такое обязанности? Просто во имя обязанностей. Тут я уже говорю: «А я просто рассчитывал, что будет урна» — «Вы её не заметили. Нужно было туда-то, и там была урна». Я говорю: «Не было же написано. Мы же их не прячем. Мы с ними идём» — «Вы написали, что у вас нет бананов». Смотрим сноску: «За провоз нелегальных фруктов штраф пять тысяч долларов или уголовно административное наказание». Разборка была двадцать минут. Я Сите говорю, дочке: «Ущипни Каушалью». Это дочка её, внучка моя, чтобы она зарыдала. Другого выхода не было. Она ей такую, там истерику в ухо закатила. Для многих из нас скоро это перестанет быть абсурдом, потому что мы идём по этому демоническому, западному пути развития.

00:54:06 Человек на нас смотрит. С моей точки зрения, он — безумный. Я их не прятал, я ему их показываю, говорю: «Куда выкинуть?» А он мне говорит: «Почему у тебя в декларации нет?» — «Потому что урны не видел» — «Урны не видел — не волнует. Почему ты их не написал, надо было писать» — «А я знал, что урны не будет? Потому что в Брисбене урны были. А мы на Голд-Кост прилетели, а там нет» — «И чего?». Человек просто непробиваемый. Мы говорим: «Мы же у того спрашивали» — «А чего вы у него спрашивали? Он что несёт ответственность? Он что царь?» — он нам говорит. Того таможенника всё равно я позвал. И он говорит: «Ну, подожди, я свидетель — они хотели выкинуть в урну» — «А ты тоже не знаешь, где урна? На тебя тоже рапорт написать?» Тот сразу в кусты. Потому, что это остров, и они следят за тем, чтобы заражений не было, всяких других генно-модифицированных всяких продуктов. Следят за экологией определённым образом.

Структура Вед

00:55:06 Мы сейчас не об этом говорим, не о фруктах. Мы говорим о полубогах и царях, и о дхарме.
Мы говорили о Ведах и, что различные разделы Вед включают Шрути, Смрити разделы. К Смрити относятся Итихасы, куда относятся «Махабхарата», «Рамаяна», Пураны. Пураны — это древние сказания, которые говорят мудрецы. Они согласованы со Шрути, с изначальными Ведами, с изначальными текстами, дополняют их реализациями мудрецов. Это очень серьёзно. И есть последняя [часть] — Ньяя, логика всех Вед. Это Веданта-сутры или Брахма-сутры, которые дают суть всего, что все говорят и что все читают в Ведах. Потому что Веды исходят из уст Бога.

00:56:06 Этот мудрец Вьясадева делит их на четыре части. Потому что он понимает, что начинается железный век — Кали-юга, что даже уже в тот век, в который он жил, были единицы тех, кто может изучить Веды. Он их делит и поручает их разделы отдельно мудрецам, те передают ученикам. Там есть деление самой уже Веды: Риг-веды, Яджур-веды. Там есть свои подразделы, которые другие мудрецы продумали: что за чем. Целый институт создали. Если я вам это всё начну рассказывать, просто структуру, во-первых, вы станете смотреть в точку, но это иногда полезно. Я Роберту говорю: «Ты дай им всю структуру Вед» — «Они, — говорит, — у меня заснут». Я говорю: «Пусть заснут, но на всю жизнь поймут, что этот путь закрыт». Потому что, когда мы разбираем Веды, там есть такой раздел Веданты — это как изучать санскрит.

Получение знаний в соответствии с уровнем сознания

00:57:11 Если взять Веданта-сутру, там суть Вед изложена в четверостишьях. Буквально в таких маленьких сутрах, и каждое санскритское слово закодировано на много, много вариантов понимания. Сочетание из двух слов: если это и это так, то тогда третье понимается так, а если это и третье так, то тогда второе так, тогда четвёртое так. И это — истина, и это — истина, и это. Потому что люди все должны получить в соответствии со своим знанием часть той истины, которую они могут воспринимать. Вы представляете масштаб мудреца, который должен понимать всю эту логику санскрита, логику писаний? И это тоже недоступно всем мудрецам было. Поэтому существуют школы. Ачарья — основатель той или иной школы должен написать свой комментарий. Что такое комментарий? Почему первое слово перевожу так, а третье так, чтоб понять второе так? Он соединяет, исходя из своего сознания, и вынимает эту суть, логику, согласно этой грамматике и своему сознанию. И те люди, которые хотят развить это сознание, присоединяются к этой школе.

00:58:32 Другой говорит: «Нет. Моё сознание говорит, что лучше первое слово перевести так и второе так. Потому что тогда, согласно грамматике, третье будет значить это, а я чувствую это так». И он всё это излагает. Представляете, появляется ещё одна парампара, ещё одна школа. А нам что делать? Сколько стихотворений, кто знает? Тогда говорится — есть пураны. В пуранах есть пять основных тем, которые так или иначе, дают нам понятие, о творении, о вторичном творении, о Манвантарах. В каждый день Брахмы существует четырнадцать периодов. Есть правители вселенной. Они дают свои законы. Короче их там четырнадцать за день Брахмы. А в Брахму, у него, примерно, тысяча получается циклов по четыре юги каждая. Каждая юга миллион семьсот [тысяч] лет. Значит: сатья юга — золотой век, потом идёт серебряный век — миллион двести с чем-то лет, потом идёт бронзовый век — восемьсот с чем-то тысяч лет, и потом кали-юги — четыреста тысяч. Вот это один цикл. Таких — тысяча в одном дне Брахмы. Двенадцать часов его жизни это тысяча таких циклов. Получается четыре миллиона лет умноженное на тысячу — это его день. Вот масштабы.

Структура Вед (продолжение)

01:00:08 Это всё описано в Пуранах. Есть пять основных тем Пуран. Даётся описание полубогов, описание основных династий, которые в человечестве рождаются. Пять основных тем, они этим отличаются. Этим отличаются Пураны. Саттвика-пураны — для тех, кто в благости, они в основном описывают Вишну. Есть Пураны в гуне страсти, они описывают положение Брахмы — вторичного творца. Брахма — это тот, кто творит. Вот, когда вы читаете Библию — это Брахма. «И подумал, и сделал». Бог только наслаждается. Бог до этого опускаться не будет. Он озаряет Брахму, говорит: «Твори!». Всё. Хотел. Душа же есть: «Я хочу быть Богом!» — «Ну, вот будь. Твори! Всё. Отстань!». И Брахма творит прямо из ума. И он творит, а ночью происходит уничтожение всего, что он творил. Утром встаёт — опять творит. Жизнь — творческая полностью. Представляете? Весь день творишь, сидишь, думаешь: «Вау, вау, вау!». Ночью лёг спать — всё это, потоп и всё, всё свернулось там. Опять творит. Но его день-то мы посчитали сегодня? Неплохо получилось.

01:01:26 Существуют Саттвика-пураны. Существуют Раджасика-пураны и Тамасика-пураны — для тех, кто совсем вот такой... Для них существует. — «Вот если это не можешь — вот это можешь. Вот это можешь?» — «Вот это могу» — «Хотя бы в это время не спи» — «Хорошо». Там, в основном, управляет такими людьми Господь Шива — это полубог. Соответственно: «Вот тебе для поклонения, ты можешь за счёт этого полубога подняться с тамаса, с невежества в какой-то жизни до страсти». И вот люди изучают. Есть мудрецы, кто эти Пураны даёт. Дополнение к Ведам такое. И теперь человек понимает, то есть не человек, а мудрец — риши, махариши, который все Веды знает наизусть. Он понимает, что даже если он разделит это и даст Пураны: что-то не сходится. Вот не сходится у него. Знаете, как? Вот вы когда-нибудь делали что-то? Я это знаю. Я готовлюсь к лекции, и у меня иногда что-то не сходится, и я начинаю молиться. Изнутри не сходится. Нет, что-то я не до конца продумал, что ребятам, надо сказать.

01:02:50 И вот художник рисует, вот так смотрит — что-то не то. Танцы так же есть, музыка. Человек сочинил, наваял, смотрит — что-то не то. Нужен взгляд со стороны. Вот творческие люди меня поймут. Замыленный взгляд как бы. И он это всё поделил, расписал — это титанический труд. Для этого записывал полубог Ганеш. Ганеш писал с такой скоростью! Он ему сказал: «Если я войду в транс и смогу всё, что исходит из твоих уст, записать, только ты не должен останавливаться потому, что, если остановишься — мой ум вырвется из-под контроля». Мы даже не можем представить масштаб компьютера и что там вообще происходило. Тем не менее — всё записано! Я могу вам дать тексты, только в Ригведе, несколько текстов, а насколько она там поделена, что там дальше идёт. Очень серьёзно.

01:03:47 И у него нет удовлетворения в сердце. Он начинает молиться. Так как Вьясадева находится в цепи ученической преемственности, по-другому не могло быть. Веды передаются только по цепи ученической преемственности, никаких других вариантов нет. Появляется его духовный учитель. Это в одной Пуране описано, в Маха-пуране, Бхагавата-пуране описана эта история. И они встречаются, и духовный учитель взглядом смотрит на ученика и всё понимает. Он его начинает прославлять: «Удовлетворён ли ты тем, что разделил Веды, что ты дал это, дал то? Ты велик, ты то-то!» Он его прославляет, прямо идут санскритские стихи. Я вот как раз недавно изучал, учил наизусть. По этикету, чтобы получить и вдохновить духовного учителя, ученик должен парировать. Несмотря на то, что он риши, он понимает, что он это всё получил по милости гуру. И теперь он должен показать, но, если он себя принизит, значит, зависть, кокетство, дешёвка. «Ой, да ну что Вы, Гуру Махарадж, да я там никто, я там пыль у Ваших стоп».

01:05:00 Вот это — нет. Риши так себя не ведут, потому что это глупость. Он реально это сделал. И он начинает прославлять те качества, с которыми он обращается к духовному учителю. Он говорит: «Да, я это сделал, но ты ещё владеешь вот этим, у тебя ещё есть отношения с Богом. Ты видишь в Боге Личность. У тебя есть личные отношения с Богом, и ты занял вот то место». Ту нишу, о которой я говорил. Что у каждого из нас есть ниша, к которой мы идём к нашим отношениям с Богом. И он ему говорит: «Но ты-то уже эту нишу нашёл. Ты смотришь оттуда, ты с Богом на «ты». Ты с Ним сидишь, а Он в моём сердце недоволен. Ты у Него спроси». Так кратко, я простым шудрянским языком объясняю вам Веды. И мудрец ему говорит: «Ну, конечно, потому что на что ты рассчитываешь? Писания сокрыты от людей Кали юги. Они глупы, невежественны, горды». Ладно глупы, мы же ещё гордые. Нам ещё скажи слово «дурак» — «Сам дурак!» — «Я дурак?!» — «А кто же ты?»

01:06:18 Нам же больно, эго у нас, как у риши. Нет, у риши меньше. Риши реально знают своё положение. А мы вот такие! Мы очень о себе высокого мнения. Мы очень мнительные. А свой ум вспоминаем. Мы вообще, что вытворяем? Но как же мы себя любим. Это же ум. У нас ум анаболик такой, он всё там подправляет, и всё говорит: «Да, ты, ты сделал эту мерзость, ведь не так всё плохо». Так? Он говорит: «Какие надежды у этих людей?»
Последнее качество, которое мы про Кали югу никогда не обсуждали, но многие догадываются. Мы инертны, мы очень привязаны к тому, к чему нас приучили, или к тому, что мы когда-то выбрали как стиль жизни, как традицию, как культуру. Есть люди, которые не хотят разводиться. Я не говорю, что им нужно. Потому, что уже женились. — «Ну, я не буду. А чего там? Да, ну» — «Ты же страдаешь. Тебя же бьют каждый день» — «Ну».

01:07:32 «Зачем ты на этой работе работаешь? Видишь, что денег нет?» — «Нет. Как менять?» Люди не хотят ничего менять в Кали югу. Они инертны. Вот они приняли какую-то традицию, купили «Жигули», теперь какую они вторую машину купят?
Я такого звукорежиссёра знал. Он придёт, на мою машину посмотрит: «Классно ты выбрал. Клёвая у тебя машина». Опять пошёл — купил «Жигули». Я говорю: «Зачем ты её опять купил?» — «Ты знаешь, я всегда на «Жигулях» езжу» — «Ну ты же. Да ты чего делаешь?» За эти деньги можно было такую машину купить!
Мы видим в себе недостатки: «Что?» — «Не ешь это. Не ешь, будет плохо». Вот, Иван уже меня понял. «Не ешь это» — «Ну да. Наверно, не надо было. Вот точно, не надо было. Всё болит, отваливается!» — «Не общайся с этим человеком. Не надо. Не будет толку. Ты десять лет уже пытаешься. Не будет!» — «Нет!»
Приняли какую-то традицию, конфессию, ничего не можем там. Разочаровались. Нет, всё равно, не можем сменить. Не можем ни на что. Почему люди ушли? Не могут! Они не могут сойти с рельс. Это типичная Кали-юга.

Три типа законов — запрещающие, разрешающие, послабляющие

01:08:58 И Нарада муни этому мудрецу — Вьясадеве об этом говорит: «О! Вот ты всё это поделил, вот это всё расписал. И дал эти писания, что те, кто в тамасе — в невежестве, могут вот это есть. А они это — как закон. Они вот на это сядут». Потому, что в людях заложена склонность и вкус к греху. — «Ты разрешил им козлов есть. Теперь они это возведут в ранг и скажут, что кто не ест козлов, тот не духовен». И точно! Открывает в Библии: «Вот написано, таких копытных можно есть. Всё! Можно есть! Всё — можно есть!» — «Ты посмотри на себя. Ты на кого похож? Тебе же плохо от этого» — «Нет. Можно. Всё! А вот ты не ешь — ты не духовный. В Библии написано!» — «Так это же послабление».
Есть три типа законов. Это же послабление. Ну, не можешь — днём постись. Вот у мусульман есть послабление: пост — днём, а ночью хоть обожрись. Это же послабление! А кто не понимает эти принципы, возводят это в закон. Потому что тут наша родина!

01:10:00 Он говорит: «Ты почему не ешь?» Я говорю: «Я же пощусь» — «Так это же днём, а сейчас ночью нужно есть». Я говорю: «Не нужно, а можно — это разные вещи!» — «Нет. У нас написано — нужно». Читаешь ему — там написано «можно». А он как не видит? Вот это самое страшное в нас, и каждый из вас будет это видеть в себе, вот эту инертность. Запомните этот анекдот. Лучше его выписать в виде изображения, на стену повесить.
Два опарыша встречаются в соответствующем месте, в заведении, там под очком. И сын отца спрашивает: «Пап, а что там в дырке-то? Наверху?» — «Ой, — говорит, — сынок, там солнышко, пахнет травами, так всё хорошо, там чистая вода!» — «Папа, так пошли туда!» — «Нет, сынок. Мы будем сидеть здесь, в дерьме» — «Почему, папа?» — «Потому, что тут — наша родина!» Вы будете с этим сталкиваться в своей жизни, не только на друзьях, но и на себе.

Наставление, данное Вьясадеве — написать о высшем вкусе — прославить Верховную Личность Бога

01:11:15 Вот это в писаниях описано. Вы думаете — я выдумываю? Нет. Это описано в писаниях. И это было сказано этому мудрецу: «Ты не выделил из этого вкус любви к Верховной Личности Бога. Ты не прославил Бога. Ты прославил, но косвенно. Люди за этими правилами и предписаниями не заметят, для чего им следовать? К чему следовать правилам, предписаниям, если это не заканчивается встречей с Богом и любовью?» Он говорит: «А что надо делать?» — «Выбери из всех писаний всё, что говорится о Боге, и сделай такую Пурану, в которой будет всё! Чтобы люди Кали-юги не заморачивались этими всеми ритуалами, обрядами: это можно, это нельзя. Потому что пока они не испытывают высший вкус, они всё равно будут делать, что они и делали: сидеть в своей родине, там, внизу».

01:12:25 Но у людей Кали-юги есть одна вещь, и вы это все знаете: «Если очень хочется, то можно». Если нам что-то хочется, ведь мы всё... Вот если женщина очень хочет — с ней лучше не связываться, лучше дать. Такая решимость! Вот она решила. Всё! Ей говоришь: «Ну не...» — «Всё!». Или мужик чего захотел — лучше на его пути не стоять. Если вот сильный... Всё равно ведь сделает, обманет там..., но всё равно добьётся. Это тоже особенность людей Кали-юги — мы не можем сдерживаться. Если очень хочется — нам море по колено! Мы убьёмся, но возьмём. Вот возьмём и тут же умрём с этим, но возьмём!

Шримад-Бхагаватам — комментарий к Веданта-сутре

01:13:15 Существует Бхагавата-пурана. В ней освящены не пять основных тем, в ней освящены все десять тем, и девять тем в Бхагавата-пуране ведут к десятой. В десятой описывается Верховная Личность Бога, как источник всех рас, источник всей любви, всех видов любви. И там описывается, какая любовь самая привлекательная. И даётся способ её достижения. Вьясадева разделил Веды, дал Итихасы, Пураны. Всё это собрал в Смрити, Шрути. Всё это организовал. Аюрведа, Дхарма-шастры, всё это прописано, изложено. Одна таблица, её просто запомнить — ходишь неделями её запоминаешь, все эти подразделы.

01:14:02 Он всё это дал, сделал для разных классов. Теперь он взял суть из них и написал Веданта-сутры, знаменитые Веданта-сутры, где он объясняет суть, для чего всё остальное, но вот в этом закодированном виде. И как раз ему его духовный учитель говорит: «Ну, ты тут это написал — никто не поймёт, а в закодированном виде, тут же миллион вариантов!» Он говорит: «Ну, и хорошо! Кто хочет, тот...» — «А толку-то? Напиши комментарий к Веданта сутрам, свой. Ты же их и написал. Твой комментарий. Ты же знаешь суть Вед?» Он говорит: «Знаю» — «Ну, и дай её!»
Шримад-Бхагаватам— Бхагавата-пурана — она считается естественным, самим автором написана. Кто написал Веданта сутру, тот сам и дал эту Маха-пурану. Он её написал, объясняя суть — для чего всё остальное. Люди Кали-юги получают прямой доступ к этому знанию.

01:15:11 Я не просто это говорю. Теперь — вот она. Сколько там? Двенадцать песен Шримад-Бхагаватам. Маха-пурана. Есть. Как её получить? Должен быть метод. Должен быть способ, как получить. Бхагавата-пурана сравнивается, четыре в ней самой аллегории, с чем её сравнивают. Различные другие Пураны сравнивают её, выделяют. Мудрецы, которые дальше продолжали: они писали, излагали Смрити — это на Шрути. Смрити — это слушают, а Шрути — излагают вигьяну свою. И первое, с чем сравнивается эта Маха-пурана, мы переходим к практике, нам надо понять эту суть, получить эту любовь, которая там описана, нам нужен метод — её сравнивают со светильником. Очень точное сравнение. У нас четыре недостатка, и самый страшный из них — иллюзия.

01:16:30 Иллюзия бывает в уме, иллюзия бывает в разуме. В разуме самая опасная иллюзия, мы отождествляем себя с телом или отождествляем себя с умом. Это в разуме. Мы думаем: «Нет, я — тело, или я — то, о чём я думаю, я — сознание». Многие же отождествляют, с чем вы думаете? Вот я думаю — это вот я. Нет, это ум. Есть отождествление себя с эго, иллюзия эго. Сейчас, у нас нет истинного эго, оно есть, но оно сокрыто этой иллюзией. Иллюзия есть в уме, в разуме, в чувствах. В чувствах иллюзия вообще понятна. Думаем, это красиво — открываем, а оттуда: «бэээ». Сколько угодно этих иллюзий. Это страшная вещь — иллюзия.

Сравнение Бхагавата-пураны — со светильником, с Солнцем, с деревом желаний, с формой Господа

01:17:17 Говорится, что человек обусловленный, лишённый знания— он во тьме. И вот когда к нему попадает эта Маха-пурана, определённым образом, — это как зажигается светильник. Вот почему я вас сегодня и спрашивал. Вы многие говорите: «Я теперь понимаю не только себя, а и кто вокруг что делает». Вот, Серёжа говорил — зажглась лампочка: «В этом мраке чего все с ума посходили. Или я сошёл?» Вдруг... «А, этот делает поэтому, потому что он в гуне страсти, этот делает, потому что он в невежестве. А это я так вижу, потому что я сам в невежестве. Вот это я хочу есть, потому что на меня так гуны влияют. Тут я... А, всё ясно!» Фонарик в руке, лампочка, светильник. Это первое. Какое-то глобальное невежество из нас уходит. Хотя мы видим, что мы не можем следовать, но что-то в нас происходит. Всё! Вот какая-то глобальная, бесконечная тьма уже ушла у всех. Понятно, что что-то сложно, что-то не понимаем, но какой-то проблеск, потому что светильник зажегся. Мы начинаем видеть то, что вокруг нас.

01:18:37 Теперь дальше. Если мы продолжаем идти этим путём, то мы начинаем видеть, как Солнце. Второе сравнение этой Шримад Бхагаватам, Маха-пураны с Солнцем. Солнце освещает только наш дом? Нет, оно освещает весь мир. Поэтому это очень точное сравнение. Если мы идём этим путём, мы начинаем видеть вообще все законы, не только Землю. Мы начинаем понимать вселенские законы. Мы начинаем понимать, как полубоги действуют, как адские планеты действуют, что куда, что зачем, что было, что будет, чем сердце успокоится, как говорится. И это точно. Это происходит, и довольно быстро. Довольно быстро.
Последовательно Бхагаватам разбирает все темы. Теперь я сказал слово «последовательно». И там же в Бхагаватам, в Бхагавата-пуране сравнивается с древом желания, на вершине которого висит плод. Теперь скажите, как нам получить этот плод? Он же для нас. Берём палку... И попадаем с сотого раза. Но съедим ли мы спелый плод, который упадёт на землю? Скажите мне.

01:20:07 Кто-нибудь сбивал хурму спелую? Для Сочи хороший пример. Что будет? Как жалко. А птицы едят? Едят. И они едят как раз вот ту, что на верхушке, а нам — нет. Мы ту хурму не съедим. Мы просто не можем достать ничем, потому что надо лезть по дереву. Так вот эти ветки и есть цепь ученической преемственности, ступени. Поэтому она сравнивается с древом желания. Каждая ветка приближает вас к этому желанию. Встали на ветку — часть вашего желания, часть вашей любви удовлетворена. Дальше, дальше, дальше, дальше. Бхагаватам изучают последовательно от первой веточки до двенадцатой. Постепенно. И мы к этому плоду идём.
Теперь последнее сравнение. Сейчас будет шок. Его сравнивают с формой Господа. У Господа миллион воплощений, аватар. Я не знаю, проходили вы это? Я что-то вот не помню. Я думаю, что нет, по-настоящему, потому что эта тема второго курса.

Форма Мохини-мурти

01:21:30 Есть такое воплощение у Господа — Мохини-мурти, женская форма. Господь принял женскую форму. Он же всепривлекательный. Можете себе представить, если Он женскую форму примет, что будет? Можно только догадываться. Очевидно: ни один мудрец не сможет соблюдать целибат. Ни один. Расхочет сразу. Вот взял обет: «Я мудрец, я хочу соблюдать... Не, не хочу!» Вот Он принял такую форму прекрасной женщины. Для чего? Существуют высшие планеты, там живут полубоги, у них есть определённые права и обязанности. И существуют демоны на более низших планетах, которые говорят: «Даже если Бога нет, то Он нам нафиг не нужен. Он всё равно нас должен поддерживать. Это часть Его дхармы, и пусть поддерживает. А мы, как силу наберём, если можем — чего-нибудь себе отнимем. Потому что этот Бог всё время с теми полубогами и праведниками. А на самом деле, нам тут ошмётки и плевки оставил». Вот их умонастроение. «Поэтому — мы возьмём сами. Мир несправедлив. Нас не уважают». Так атеисты тоже думают.

01:22:37 «Если Бог есть, то Он несправедлив, Он только праведникам всё. А мы своё возьмём». Суть революции: «Мы у всех отнимем, поделим». Вот это демоны. Они на низших планетах живут, и у них вечное соревнование между собой. Но и те, и другие хотят жить вечно, а это невозможно. И создаётся ситуация, что если причинный океан пахтать определённым образом, то можно получить нектар бессмертия. И пока этот нектар пьёшь...Так и происходит на райских планетах. Когда его получили, чтобы тело не разрушалось, они пьют этот нектар. Но было время, когда вот только это... Творение же всё время происходит, уничтожается, происходит, уничтожается. Они, значит, начинают определённым образом пахтать. Не хватило бы сил у полубогов вспахтать этот океан, не хватило бы, естественно, и у демонов. Они договорчик подписывают. Но теперь встаёт проблема об управлении вселенной, если сейчас демоническая часть получит доступ к нектару — у всех проблемы. Его же нельзя будет убить. На него будет достаточно этим нектаром попасть… Но, если он уже его выпил, уже нельзя убить.

01:24:00 Соответственно, Брахма, как творец, встаёт перед затруднительной ситуацией: «Что теперь вообще делать-то?» Вот напахтали на свою голову. Он обращается в молитве к Господу, и Господь принимает женскую форму. Для чего? Демоны держат этот сосуд с этим нектаром, полубоги стоят рядом, сейчас будет бойня. Но все боятся разбить. Тут Она появляется — и все дела. И что демоны? Они же очень любят, как это? «Ооооо! Ты...» И они начинают. А у них такое вожделение! Там и у полубогов вожделение, но они поскромней. А эти сразу там, хвост, как это, пистолетом. Всё, вперёд! И они перед Ней начинают. И что Она делает? Она их обманывает. Она говорит: «Давайте я раздам, чего вы все тут? Вы такие все прекрасные мужи, такие все красивые!» А они перед Ней: «Да что ты, да, да конечно! Мы тебе доверяем!» И отдают Ей этот нектар. Всё. Дальше, так как это Господь, происходит обман демонов, как всегда, и они не получают этот нектар.

01:25:09 Форма Мохини-мурти, обманывает. Эта форма Бога-обманщика. Почему Бхагавата-пурана, самая высшая Пурана, дающая любовь к Богу, обманывает нас? Потому что, когда мы лезем к этому плоду, мы настолько падшие, грубые и несмышлёные, что мы не понимаем, что там. Мы хотим... Дерево желаний что это? Подходишь и говоришь: «Хочу красивую жену, хочу красивого мужа, хочу много денег». Вот наши желания. И когда мы лезем по этому дереву, внутри нас материальные желания есть. И поэтому Бхагаватам сравнивается с Мохини-мурти, с тем, кто обманет нас, привлекая... Будешь счастлива и тут, будешь, будешь, будешь... Бах! А потом даёт любовь к Богу. А когда уже любовь к Богу дана... «Ух-ты! Круто меня обманули! Отлично. Вот что мне надо-то! А остальное — мне и не надо!» Она даст тот плод, то счастье, о котором вы даже не подозреваете. Но чтобы вы тянулись, нужно хоть как-то привлечь. «Пойдём со мной? Пойдём, пойдём?» — «А что там будет?» — «Ой, там женщины красивые будут!» Красивые же женщины в духовном мире... «Да? Я смогу с ними общаться?» — «Сможешь, сможешь. Конечно, сможешь!» — «Тогда пойдём!» Полез по дереву.

01:26:31 А красивые женщины, конечно, будут в духовном мире, но там будет Бог, и Он... Будет своё место, и что? Это не те отношения, как в материальном мире с женщинами. Мы даже не можем догадаться, что мы получим. Но если мы не будем настраиваться на какой-то вкус, то мы и не полезем. Вот в чём дело. Потому что мы люди Кали-юги — нам нужен вкус! И теперь посмотрите на свои лица. Никто не впал в экстаз. Заметили? Почему? Нет вкуса. Нет. И в этом тоже очень важный аспект. И не думайте, что я умнее, мудрее Вьясадевы или Кришны. Естественно — нет. Я просто повторяю, что написано в писаниях.

Суть Бхагавад-гиты — предаться Богу — идти путём Бхагаваты

01:27:24 Суть Бхагавад-гиты — это то, что люди должны принять Бхагавата пурану, выражающуюся в том, что Кришна говорит: «Сарва дхарма паритья джа мам экам шаранам враджа» — Оставь ты все виды религии, просто предайся Мне. А «предайся Мне» означает — иди путём Бхагаватам, этой Маха-пураны, для тебя же Вьясадева и сделал. И это было пять тысяч лет назад. Кришна произносит этот текст Арджуне в восемнадцатой главе, под конец говорит: «Ну, всё хорошо. Я тебе разъяснил все аспекты всего мироздания. А теперь «сарва дхарма паритья джа мам экам шаранам враджа», пошли со Мной и всё. Брось ты это всё! Я тебя спасу, просто потому, что я — Бог. Хочу — закон создам, хочу — отменю». Он же Бог. «Я отменю этот закон, и никому не будет во вред. Создам закон — и никому не будет во вред. Потому что Я — Бхагаван! Потому что Я живу ради всех. Я хочу, чтобы все души пришли ко Мне. Пошли со Мной».

01:28:26 И я долгое время это не понимал, пока не попал на очередную серьёзную дискуссию слишком умных учёных-санскритологов. Мы должны закончить? Последний рассказываю момент, и мы заканчиваем. И они мне говорят: «Так «сарва дхарма паритья джа…», мы помним это же для неудачников. Кто не смог путём карма-канды идти, гьяна-йоги. Уроды. Уродцы такие, которые ничего не смогли, и Бог им говорит: «Ну, вы..., типа дебилы, давайте ручку. Я с вами пойду». Это суть Бхагавад-гиты, что не пытайся идти... «Вот этот шёл — ящерицей родился. Куда? Бесполезно! Дай мне руку. Я твой лучший друг. Давай руку, пошли. И Я избавлю тебя. Не бойся ничего!»
А они Его так трактуют. И это было высказано и Вьясадеве, в том числе. Мы опять не закончили, но суть мы уловили. Несмотря на то, что я вам рассказал прекраснейший путь, ни у кого нет счастья. Потому, что вы так и не понимаете, куда я вас зову. А ещё в конце обещали обмануть. Вот.

01:29:41 И что делает Господь? Он приходит пятьсот лет назад, как скрытая аватара. Это кратко. Совсем. В следующий раз придётся продолжить. Не успели. Он приходит, как скрытая аватара, и даёт этот вкус определённым образом. Мы разберём в следующий раз. И вот теперь, получив этот вкус, можно сказать, бесплатно... Вот так вот, знаете? Раз. Раз. Раз. — «Поняла, почувствовала?» Я на своём примере говорю. «Уй-я, да!» — «А вот теперь полезли». А вот теперь по этому древу я полезу, понимаете почему? Сладко! Хочу! Очень! А если очень хочется, то долезу. Вот он метод. Хорошо. В следующий раз. Получается, мы не успели. Мы идём дальше по этому древу. Всё, давайте! Всем Харе Кришна!