Структура вед. Цели Вед. Шрути, Смрити, Ньяя и их структура. Веданта.

12 февраля 2015
Структура Вед. Цели Вед. Нигама и Агама. Разделы Нигамы. Разделы Шрути — Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа. Разделы четырёх Вед — Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упанишады. Разделы Смрити — Итихасы, Пураны, Панчаратрика. Структура Веданги. Разделы Веданги — Шикша, Вьякарана, Нирукти, Чандас, Джйотиш, Калпа. Другая классификация Вед — Мантра, Янтра, Тантра. Разделы Тантры — Шакти Агама, Ганапати Агама, Саура Агама, Шайва Агама, Вайкхасана Агама.
лекция для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:22:56 | качество: mp3 64kB/s 38 Mb | прослушано: 6 | скачано: 14 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Ответы на вопросы

О сжигании кармы

00:00:00 [Роберт]: Добрый вечер. У нас пришли вопросы через интернет, довольно интересные. Но если мы сейчас начнём разбираться с ними, то я боюсь, нам не хватит опять времени на то, чтобы дальше идти вперёд. Поэтому если какие-то у кого есть, я их откладываю на потом. Если у нас сейчас есть у кого-то вопросы по прошлым нашим обсуждениям, скажем так — короткие, давайте их озвучим и пойдём дальше.
[Из зала]: Здравствуйте! Сегодня сказали в ведической традиции день гуру, четверг. Хотелось бы Вас поблагодарить от всех нас, и всех истинных духовных учителей, которые есть во Вселенных. Вопрос о карме, можно спросить? Процесс сжигания кармы. Если я в сетях кармы, и у меня есть тонкие все эти связи незримые, как в паутине, со многими людьми и другими живыми существами. Если я работаю и сжигаю карму, то у них тоже, это же взаимный процесс, карма по отношению ко мне. Вот человек был мне что-то должен… Если я отожгла всё, то он освобождается или этот долг будет перенесён, что он должен кому-то другому?
[Роберт]: Конечно!
[Из зала]: Перенесён?
[Роберт]: Да.
[Из зала]: То есть это чисто я освобождаюсь?
[Роберт]: Да.

Предназначение животной формы жизни — отработка кармы

00:01:47 [Из зала]: Про самскары вопрос. У животных тоже психика, тоже своё сознание, у них тоже самскары, впечатления откладываются?
[Роберт]: У них же отработка кармы, а не наработка. Поэтому никаких самскар у них не отложится. Какая-то, возможно, память у нас сохраняется с животных форм жизни, но у неё нет особой цели. В этой форме жизни мы получаем то, что заслужили, то, что выбрали. Если мы хотели бегать, то рождаемся гепардом и бегаем. Но при этом нам по карме страдать положено, поэтому иногда не догоняем добычу, голодаем. Получается такая связь. Но в целом животная форма жизни предназначена для отработки кармы. Новой кармы мы не зарабатываем, поэтому и впечатления новые откладываться не должны.

Болезнь — инструмент кармы

00:02:43 [Из зала]: Понятно, спасибо. И ещё третий вопрос. На веда-радио Махов ведёт лекции по аюрведе очень интересные. Я вчера слушала. Продукты он разбирал, конкретно морковь — 75% благости, 25% страсти. И говорит, что у них тоже психика есть и качества какие-то. Почему они их и передают. Например, морковь: стойкость и оптимизм. Говорит: «Вы видели пессимистичную морковку? Нет. Она и человеку оптимизм передаёт». Но я не понимаю, если есть традиция освящения пищи, зачем тогда вообще всё это знание — аюрведа? Ведь если пища освящается, то она становится трансцендентной. И какая разница, сколько там страсти и сколько благости? У меня это не совмещается. Можете пояснить?
[Роберт]: Да. Кроме всего прочего она состоит из дош. Есть энергии. Их три — вата, капха и питта. Так они на санскрите называются. Энергия воздуха, энергия огня и смешанная энергия воды и земли — слизь получается. Три энергии, из которых мы состоим, и из которых, состоит любая пища, которую мы потребляем.

00:03:59 В любом из нас есть процентное сочетание этих энергий. И наше здоровье — это та точка, которая была при рождении нам дана. Допустим: 25% одного, 25% другого и 50% третьего — вот такое сочетание получилось. Чем ближе мы к этой точке находимся, тем мы здоровее. Чем дальше мы от неё отходим, тем мы больнее. Соответственно, болеть мы можем в трёх вариантах: либо переизбыток капхи, либо переизбыток питты, либо переизбыток ваты. Все эти избыточные энергии заставляют нас страдать. Поэтому, допустим, головная боль может иметь капха природу, может иметь пита природу, может иметь вата природу. В зависимости от того, что у вас конкретно. Таким образом, мы получили организм, в котором это всё есть. Теперь эти болезни нам по карме. С помощью самскар мы их зарабатываем, то есть мы любим какую-то пищу, которую нам нельзя, она у нас вату увеличивает. Или для нашей страны актуально: у большинства людей питта повышена, то есть больше, чем норма.

00:05:15 Соответственно, у нас есть болезни, которые связаны с этим нарушением. Что такое карма? Карма - это механизм нашего исправления. Не наказания, а исправления. У нас есть проблемы, которые надо исправить. Господь создал механизм, который это делает. Получается, что наши болезни в этом помогают. Поэтому, прасад мы едим или не прасад, у нас всё равно есть эти проблемы, и нам надо помочь их решить. Поэтому даже освящённая пища, она всё равно имеет эти же самые доши. И они так же действуют. Другое дело, что по мере нашего духовного роста, мы избавляемся от этих проблем. Они становятся не актуальны, и, соответственно, нам не нужно болеть. Зачем нам вот этой болезнью болеть, если эта болезнь происходит в виду того, что мы там завистливы. У нас, например, болит желудок от того, что мы завистливы, у нас язва из-за этого.

00:06:13 Но мы духовно прогрессировали и больше не завидуем никому. Мы излечились от этого. Зачем нам язва? Она не нужна. Соответственно, Господь даёт разум, который изнутри подсказывает: «Вот это не ешь, это тебе не полезно». Ты перестаёшь есть те продукты, которые тебя к этой язве вели. Теперь тебя больше ничто к язве не ведёт. Всё, вопрос закрыт. Теперь ты изнутри чувствуешь, что тебе не нужно, от чего нужно воздержаться. Вот и всё. Поэтому не важно, освещённая она или нет. Пока мы не очистились окончательно, нам всё равно требуется какая-то помощь извне. Она приходит с такими может быть неприятными ощущениями, но мы должны попытаться даже в них увидеть что-то положительное. Вот и всё.

Оценка достижений с материалистической и ведической точек зрения

00:07:00 [Из зала]: Можно ещё один маленький вопрос, давно беспокоит. Часто говорят в вашей традиции, что мы шудры, млечхи. Может это и так, но дело в том, что мы всё равно наследники по большому счёту той арийской цивилизации. Арии — это не национальность, это как благородный человек, знающий. Даже если мы не знаем — мы потомки той цивилизации. Просто в русской традиции сейчас возрождают дух людей тем, что мы потомки ариев. Потому что генетика доказала, протестировали, что большинство населения имеет этот ген. Р1А1 — это арийский ген. А мы слышим: млечхи… Это не воодушевляет. Хотелось бы услышать что-то. Мы всё равно наследники той культуры. Да, мы деградировали, сейчас такое время. Но мы — наследники! Правильно я понимаю?
[Роберт]: Если вас это успокаивает…
[Из зала]: Очень!

00:07:56 [Роберт]: Я не понимаю, что это даёт. Наследники мы. То, что у нас были славные предки, ещё не говорит о том, что мы достойны этого. Если у меня папа профессор и умница, академик, а я полный балбес, наркоман, то я должен гордиться, что у меня папа профессор? Ну и что? — «А ты кто?» — «А я никто!». Примерно так. Мы в этом положении. У нас есть определённая связь с этими предшествующими поколениями, есть определённая предрасположенность к тому, чтобы это знание получать. Но не факт, что мы этим воспользуемся. Глобально ведическая цивилизация не так смотрит на людей. Глобально другой взгляд. Глобально взгляд такой, что материалистическая цивилизация смотрит на достижения. Если я 40 лет занимался научными открытиями и не имею никаких званий, то никакого уважения я не получу. «Мало ли чем ты занимался, где результат? Результата нет».

00:09:07 Материалистической цивилизации нужен всегда результат. «Я — бизнесмен, заработал 10 миллионов долларов». — «Да, уважаем, серьёзный результат». — «А я — бизнесмен, заработал 2 тысячи долларов». — «Ну, извини, парень, иди ещё работай. Тебе ещё рано». Нужен всегда результат. Если я учился играть на скрипке, но пока меня только в ресторан берут, больше никуда. Соответственно, уровень слабый. А если я играю в каком-то солидном оркестре, то это — результат!
В ведической традиции Господь по-другому смотрит на людей. Он не смотрит, какой у нас результат. Потому что по сравнению с Ним, у нас никакой результат ни у кого. Хоть мы профессора, хоть мы кто, всё равно никакой. Он смотрит на потенциал движения. Ты можешь быть на низком уровне, но двигаться в правильную сторону. И Он говорит: «Это я ценю». А ты можешь быть на высоком уровне и не интересоваться духовным прогрессом. Он это не ценит, для Него ты никто становишься. Пока ты движешься в правильную сторону, Он это ценит. Не важно, на каком ты при этом уровне. Это ведический взгляд. Я не знаю, как ещё, по-моему, убедительно.

Структура Вед

00:10:32 Есть ещё у кого-то вопросы? Хорошо. Может быть, у нас ещё в конце останется немного времени. Я обсудил с Михаилом Юрьевичем то, что мы прошли, и получил от него указания, куда нам идти дальше.
У нас начинается тема: «Структура Вед». Мы все слышали, что существуют некие Веды, но это нечто абстрактное, правда? Никто внятно не может сказать, что такое Веда. Сегодняшняя наша лекция призвана устранить это невежество, чтобы все чётко понимали, что это такое. И в следующий раз, когда будет это слово кем-то использовано, вы можете не просто понять, о чём идёт речь, а ещё и задать человеку наводящие вопросы.

Две цели Вед — Брахман и Дхарма — постижение Господа и как к этому прийти

00:11:36 Структура Вед. Само слово «Веда» имеет корень вед, вид — на санскрите звучит и означает знание — процесс познания, также видение. Это всё оттуда. Русское слово «видеть» — оттуда, русское слово «ведать» — оттуда, русское слово «медведь» — тоже оттуда, тот, кто знает, где мёд — медведь.
Глобально ведическое знание, ведические книги рассматривают две вещи в качестве своих целей. Это книги, говорящие о Брахме. Под словом «Брахма» в ведической традиции подразумевают очень много вариантов: это имя главного полубога, это может быть имя Господа. В данном случае именно оно и имеется в виду. Наша цель — постичь Брахман, то есть постичь Господа. И вторая вещь, которая описывается в ведических знаниях, это Дхарма — то, что мы недавно с вами проходили. Или по-другому, то, как прийти к этой самой цели.

00:13:04 Нам определяется цель и то, как её можно достичь. Две вещи описывают ведические знания. Брахман — это бессмертие, бесстрашие, Абсолют. А что касается слова «дхарма» в данном случае, здесь перевод используется такой, что…
Какой звук неприятный от этого микрофона. У вас там нормальный микрофон? У меня такое ощущение, что я в банку говорю, и у меня сразу в уши это всё отдаётся. Значит у нас одна банка, раз у вас тоже.
Санскрит интересный язык. Он построен на глагольных корнях. У него вещи имеют в названии то, какое предназначение они имеют. Мы по-русски говорим, допустим, «карандаш», а на санскрите… Я не знаю это слово на санскрите, но я принцип объясняю, что это было бы что-нибудь типа «пишущий», и все бы сразу понимали — это карандаш. И так всё.

00:14:16 Везде, где надо предмет описать, там сразу используется глагол в качестве основы, и сразу становится понятно, для чего эта вещь нужна. Легко и просто. Слово «дхарма», соответственно, — это то, что поддерживает, то, что помогает достичь цели. Этот перевод слова «дхарма», в этом аспекте мы можем использовать. Глобально Веды делятся у нас.
Кому это интересно, я рекомендую писать. Потому что сейчас будет столько ответвлений, вы запутаетесь, если в голове это держать, поэтому лучше записывать, если это интересно.

Нигама и Агама — основная часть Вед и приложения

00:15:00 Глобальное, изначальное деление, самое верхнее делится на Нигама и Агама. В Нигаму входит само литературное дерево Вед, то, что обычно называют Ведами. Когда люди говорят, ведические знания, вероятнее всего ссылка на эту часть Вед. Есть ещё Агама. Агама — это приложение, то, что помогает. Эта основная часть и вторая — приложение.

00:15:30 Нигама в свою очередь состоит из трёх разделов глобальных, больших. Раздел первый…, вы можете, как дерево это рисовать, но там будут кругом ещё пояснения. Поэтому, чтобы совсем наглядно представить, я даже не знаю, как лучше поступить. Может быть, нарисовать дерево, а ниже писать объяснения. Значит, Нигама состоит из трёх разделов.

Разделы Нигамы — Шрути, Смрити, Ньяя

00:15:55 Первый раздел называется Шрути. Это собственно священные тексты. Корень, от которого произошло это слово, — шрот — звучит и обозначает «услышанный». То, что получилось в результате вдохновения и переданное по цепи ученической преемственности, по парампаре. Изначально Господь — автор этой части писаний, Он лично её диктует старшему из полубогов — Брахме. И Брахма дальше своим ученикам её передаёт. Он вдохновлён этим знанием и на этом вдохновении передаёт это знание. Этот раздел называется Шрути. Он имеет много подразделов, мы сейчас до него дойдём.

00:16:48 Сейчас мы верхние отделения смотрим. Было Агама, Нигама. Агаму мы подробно не будем рассматривать. Я в конце укажу ещё некоторые вещи, которые к ней относятся, но основной наш интерес лежит в разделе, который Нигама называется. Нигама делится на Шрути. Это как я уже сказал то, что услышано было. Второй раздел называется Смрити. Буквально кто-то знает, что такое Смрити? Смрити — «память» означает на санскрите. Если первый услышанный, то второй как бы вспомненный раздел. Смрити. Следующий раздел последний, третий — Ньяя называется. Ньяя — это значит логика, система доказательств, обоснования. Вот такой может быть перевод у этого слова.

Шрути — Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа

00:17:54 Погружаемся теперь в каждый из них. Шрути, как я сказал, это то, на что идёт ссылка чаще всего. Но тут интересная вещь. Он состоит из 4 разделов. Когда-то ведические писания не были ведическими писаниями, они были ведическими сказаниями. Их никто не записывал. Их передавали устно, исключительно устно.
Наша материалистическая цивилизация считает, что человечество прогрессируя, изобрело письменность, а ведические писания говорят, что человечество деградирует. Раньше всё запоминали, письменность не была нужна, а сейчас нужна, потому что памяти ни у кого нет. Соответственно, их стали записывать. Для того чтобы их записывать, их нужно было систематизировать. До этого такого не делали. Было просто огромное множество литературных произведений, и люди все их помнили. Не было необходимости систематизировать. А так как умственные возможности человека стали сокращаться, то пришла необходимость систематизировать.

00:19:00 «Что ты будешь знать, как строить летательные аппараты, если ты пирожки делаешь. Ты тогда возьми то, что тебя касается, и делай качественно пирожки, и знай с философской точки зрения, почему ты это делаешь, как, по каким стандартам и так далее. Эту часть и знай». Поэтому потребовалась систематизация. И для этого Господь явился Сам. Есть литературное воплощение Бога. Он явился именно с этой целью, с тем, чтобы сделать эту систематизацию. Это колоссальная работа, и Он её блестяще провёл. Не один, ещё ученики ему помогали. Не суть. Суть в том, что Он создал эту систематизацию.

00:19:49 Шрути — то, что мы сейчас рассматриваем, это то, на что чаще всего идёт ссылка. Существуют 4 раздела. Первый раздел, вы наверняка слышали эти разделы, то есть это будет вам знакомо, — Ригведа. Кто-то слышал, что бывает такая Ригведа? Кто-то знает, что в Ригведе?
[из зала]: Гимны.
[Роберт]: Гимны! Совершенно верно. Гимны, посвящённые полубогам. Господь Он хитрый, разумный, Он всё сделал очень тонко. Человек, имея, допустим, какие-то корыстные мотивы, он начинает поклоняться полубогам. А Господь сделал так, что полубоги не являются самостоятельными фигурами. Они всё равно являются Его частями. И, соответственно, Он принимает это, как поклонение Ему, и за счёт этого человек прогрессирует. Хотя он чисто из корыстных интересов поклоняется полубогам на самом деле. Но Господь принимает это. Всё, что соответствует ведическим писаниям, Господь говорит: «Я это приму. Раз ты это делаешь в соответствии с теми правилами, которые Я дал, не важно, какая у тебя мотивация, Я готов это принять. Это будет для тебя путь вверх. Медленный, но путь». Итак, здесь собраны гимны.

00:21:15 Следующий раздел, второй, чуть менее известный, — Яджурведа. Яджурведа — это сборник мантр, которые произносит жрец, когда производит какую-то церемонию, жертвоприношение — ягью. В тот момент, когда он это делает, он мантры читает. Это сборник этих мантр. Кому посвящены эти жертвоприношения? Полубогам. Но Господь принимает это всё, как поклонение Ему. Он благосклонно к этому относится. По сути это от Ригведы сильно не отличается. Но там есть определённые нюансы, поэтому это выделено в отдельную часть. Любая из этих частей — это не одна книга, десятки, а может и сотни книг этому посвящены.

00:22:20 Третий раздел — Самаведа. Самаведа — это опять те же самые гимны, что в Ригведе, но теперь они переложены для пения. Если Ригведа — это для декламации, то ведическая культура — музыкальная, она очень развита, очень тонкая. И поэтому там очень много нюансов и оттенков. Один и тот же гимн, в зависимости от того, какую вы мелодию выберете, вы можете разное умонастроение выражать и получить разный результат. Это целая наука, соответственно, сделан целый раздел Вед, который этим занимается. Там это всё в подробностях объяснено. В разное время суток разная музыка должна использоваться для одной и той же молитвы. Это зависит от... Это называется Рага. Одна и та же молитва в утренние часы на одну мелодию поётся, а в вечерние — на другую. Это не случайно. В природе есть определённые законы, и, чтобы твоя мелодия была в гармонии с этими законами, нужно правильную мелодию подбирать всякий раз в зависимости от времени суток, когда ты эти молитвы читаешь.

00:23:57 Последний раздел называется Атхарваведа. Вы уже догадались, что будет в Атхарве или нет? В Атхарве будет всё, что касается поддержания тела. Аюрведа — наука о здоровье, Васту-шастра — наука о строительстве, обустройстве жилищ, Артха-шастра — политика, Нитья-шастра — нравственность, Астра-шастра — военная наука, Виманика-шастра — наука о строительстве летательных аппаратов. Всё описано в этом разделе Вед, в четвёртом. Нет астрологии, мы до неё дойдём. Дело в том, что тут тоже есть определённая сложность. Она заключается в том, что некоторые прикладные вещи могут оказаться в двух разных разделах. В данном случае, возможно, она здесь есть, я стопроцентно не говорю, что её там нет, но вот, когда мы будем Агаму рассматривать, как приложение, она там точно есть. Вот здесь для меня вопрос, я точно не знаю, но в Агаме она точно есть.

Первичная и вторичная цель Вед — познать Бога и порядок во Вселенной

00:25:23 В чём смысл Вед? Ради чего вся история-то? Кто-то может сказать?
[из зала]: [не слышно]
[Роберт]: Мы можем сейчас миллион каких-то целей назвать, их надо объединить все в одну глобальную. Познать Бога — это цель всех Вед. Но у них есть ещё вторичная по значимости цель. Это первичная, а есть вторичная. Чтобы во Вселенной был порядок. Иначе бардак будет полный, если каждый свою песню будет петь. Чтобы как-то упорядочить жизнь и людей, и животных, всех... Эти же Веды, они же не только для людей, они же и для полубогов. Полубоги, чтобы действовать, должны иметь инструкцию, основание. Соответственно, Веды для них являются основанием, просто объём Вед там другой. Те книги, которые у нас, допустим, Шримад Бхагаватам — 18000 шлок, если я не ошибаюсь, я могу ошибиться, но знаю, что у полубогов порядка 90000. Им более подробно инструкция дана, так как у них разум повыше, чем у нас, соответственно, у них инструкция более подробная. Хорошо, мы с этим разобрались. В Шрути значит вот эти 4 части.

Разделы четырёх Вед — Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упанишады

00:26:56 Каждая из этих четырёх делится ещё на четыре. Мы не будем рассматривать по отдельности для каждой деление, потому что это деление общее. Во всех этих четырёх присутствуют 4 подразделения. Первый называется Самхиты. Слышали такое слово? Самхиты. Цель в данном случае отделить разные категории людей. Самхиты — это писания, написанные для детей, для тех, кто учится, для брахмачари. Для них пишутся Самхиты. Самхиты могут быть в Ригведе, Самхиты могут быть в Яджурведе, Самхиты могут быть в Самаведе и в Атхарваведе. Везде могут быть Самхиты. Следующий тип, то есть следующий раздел, называется Брахманы. Написаны Брахманы для грихастх. Это название — Брахманы, а написаны для грихастх. Человек, будучи брахмачари, изучает Самхиты. Он переходит в следующий ашрам и ему даются для изучения брахманы.

00:28:24 Следующий тип называется араньяки. Араньяки для изучения ванапрастхами, людьми, уже отходящими от активной мирской деятельности и посвящающими остаток своей жизни духовному совершенствованию. И четвёртый раздел Вед, последний раздел этих четырёх Вед, называется упанишады. Упанишады предназначены для саньяси. Упанишады иначе называются сливками Вед. Там в концентрированном виде даётся всё знание. Если во всех предыдущих разделах оно разбавлено, то в упанишадах оно концентрированное. И дальше то, на чём можно слегка голову сломать. Упанишады разбросаны по всем трём предыдущим категориям. Их можно встретить, где угодно. Это отдельные книги, они объединяются в упанишады, но при этом физически они располагаются в этих разделах для того, чтобы грихастхи могли их изучать и брахмачари могли изучать, и ванапрастхи. Они разбросаны.

00:29:41 И есть отдельно, которые не входят в предыдущие три. Сложная система. Например, по важности в писаниях есть... их очень много, упанишад, но выделяется 108 самых важных. И я думаю, многие из вас сейчас догадаются, какая стоит по важности на первом месте.
[Из зала]: Шри Ишопанишад.
[Роберт]: Да! Шри Ишопанишад находится на первом месте. При этом Шри Ишопанишад физически находится в Самхитах. Предназначен для изучения брахмачари, для детей. Тем не менее, считается упанишадами. Упанишады вещь интересная. Там сложный язык. Он похож в каком-то смысле на язык христианских писаний: двусмысленно можно трактовать. Можно так рассмотреть, можно этак рассмотреть. В упанишадах принято так писать.

00:30:52 Мы поняли: Самхиты учат дети. Чему надо детей обучить? Глобально, чему их надо научить? Читать надо научить, мантры произносить, фонетику правильную. Проводить ягьи, каким-то общим основам нужно научить. Человек, который вырос в этой среде и считает, что он всему научился, может жениться и начать изучать следующую категорию — Брахманы. Брахманы помогают грихастхе. В чём надобность у грихастхи с ведической точки зрения? Он должен понимать, в каких жизненных ситуациях, что ему надо делать. Жизнь сложная, сегодня так повернулась, завтра так. Там объясняется, как себя вести, какие жертвоприношения проводить в каких ситуациях. Как обустроить свою жизнь таким образом, чтобы всё в результате благоприятно для тебя закончилось.

00:32:03 Следующее, когда человек уходит от дел, он переходит в ванапрастху, он изучает араньяки. Араньяки отличаются тем, что там появляется философия. В предыдущих всё в основном практично. Просто описано, как решать проблемы. В Араньяках появляется философия и плюс есть наставления о том, как просто-напросто выжить в лесу. Ванапрастха в продвинутой стадии уходит из дома. Он отказывается от поддержки своей семьёй и принимает поддержку Господа. Говорит: «Господь, всё, я на Тебя только полагаюсь. Раньше я полагался на свою семью, мои дети мне помогали жить. Теперь я состарился, я только на Тебя полагаюсь». Такой человек уходит в лес и живёт в лесу. Там нужны какие-то небольшие знания, в этих книгах они содержатся — какой корень можно есть, какой нельзя, как костёр развести, если спичек нет. Такие вещи там описаны. Араньяки.

00:33:06 И последнее — Упанишады. Там практически чистая философия. Всего остального мало, так как основная цель саньяси — это проповедь. Он принимает отречённый образ жизни и посвящает жизнь Богу. И Богу он её посвящает тем, что он проповедует. Он ходит, путешествует. Он не должен оставаться, по строгим правилам, больше трёх дней в одном и том же месте ночевать он не должен. Саньяси всегда должен перемещаться. Кстати, как-то так получается, что многие вещи люди, даже обычные материалисты, они как-то, я не знаю, инстинктивно, что ли тоже перенимают. Если вы возьмёте даже уголовный мир, то там есть воры в законе. Возьмёте их правила — они соответствуют правилам саньяси. Не должно быть имущества. А как он будет разбираться, кто прав, кто виноват, если он заинтересован, если у него самого что-то есть? У него ничего не должно быть.

00:34:08 Община воровская его содержит. Всё, что ему надо — ему дадут. Фидель, например. Люди это перенимают в любом случае. Отсутствие семьи. У него жена, дети — взял их в заложники, и он примет такое решение, которое нам надо. А у него нет ни того, ни другого. На него невозможно воздействовать этим. Они переняли эти ведические правила. Наверно, это было целесообразно. С этой частью мы разобрались. Всё это были Шрути. Шрути — это, как я ещё раз говорю, то, что, когда люди говорят, что, ведические писания, чаще всего имеются в виду вот эти. Чаще всего.

Вьясадева — составитель Вед, литературное воплощение Бога

00:34:58 Но, как известно, после того, как Вьясадева — это литературное воплощение Бога, Он... Всякий раз, когда Господь является на землю, Он придерживается тех правил, которые здесь установлены. Если Он их будет нарушать, тогда все остальные явно будут нарушать. Поэтому Он не нарушает правила. Если Он приходит, как мудрец, то у Него должны быть все те же самые вещи, что у других.

00:35:29 У Него должен быть духовный учитель. И не важно, что Он — проявление Бога. Иначе плохой пример, что нет учителя. Все будут говорить: «У Него же нет, и у меня нет — нормально». Поэтому Он принимает всё. И у Него тоже был духовный учитель, и Он вёл себя так, как обычные люди себя ведут, как мудрецы себя ведут. Он, когда написал, составил эту всю эту классификацию, он не испытывал удовлетворения от проделанной работы. Когда богоугодное дело делаем какое-то, если большой корысти не было в сердце, то потом очень хорошо себя чувствуем. Потому что, когда Господь доволен нами, то мы сразу счастливы, у нас сразу всё хорошо. Это чёткий индикатор. Если у нас что-то плохо, какое-то плохое настроение, это чётко говорит о том, что Господь не доволен нами. Либо мы не делаем то, что должны были сделать, либо мы делаем вообще то, что не надо делать. Это признак.

00:36:23 Так вот, он написал всё это и не испытывает удовлетворения. Он понимает, что что-то не доделана работа до конца. И к нему приходит его духовный учитель, и он ему задаёт этот вопрос: «Вроде я всё правильно сделал, а что-то никак не чувствую удовлетворения?». И духовный учитель ему объяснил, что... Это мы в целом должны просто понять, что там порядка 98% ведического знания непосредственно к Богу отношения не имеет. Непосредственно, то есть имеет опосредованно, а напрямую о Нём там ничего не сказано. Там всё: «Вот тебе надо, хочешь на райские планеты, так делай, вот так, вот так. А если на такую планету хочешь, то вот так, вот так, вот так». И так далее, там всё это расписано. Если торговля плохо идёт, иди в храм, проведи такую-то ягью: рис брось в огонь, изюм, бананами всё обложи. А если мандаринами обложишь, то уже не будет нужного результата, извини.

00:37:23 Есть правила. Просто описано, в каких жизненных ситуациях что делать. Соответственно, о Боге там нет. Это косвенно всё. Господь это всё принимает по своей милости. Он задумал эту систему, что человек, выполняя эти правила, однажды скажет: «А что я дурак, за этим гонюсь? Мне надо просто Бога найти, мне всё это не нужно будет. Это всё станет для меня детским садом». Чтобы дойти до этого сознания, нужно следовать Ведам. И может быть не одну жизнь следовать. Тот, кто тщательно следует, он постепенно продвигается, продвигается, продвигается и однажды приходит к этой мысли, что всё это не нужно — детский сад. Ему его духовный учитель, Нарада муни, как раз говорит: «А ты о Боге-то ничто не написал? У тебя проблема в этом». Он тогда догадался, что надо делать, и написал Шримад Бхагаватам.

Разделы Смрити — Итихасы, Пураны, Панчаратрика

00:38:17 Следующий раздел, который у нас есть, называется Смрити. От слова «память», то, что вспомнено. Есть очень хорошая аналогия. Шрути — это, как бы, мать. Мать — это старший для нас, кто нас учит, даёт нам знания. Мать даёт начальные знания человеку, таким же образом. А Смрити сравнивают со старшей сестрой. Чему может научить старшая сестра?
[Из зала]: Плохому.
[Роберт]: Нет, если она благочестивая, почему она должна плохому научить? Она учит тому же самому, что и мать. Но она это делает другим способом, так как у неё другие с нами отношения, она делает это по-другому. А цель будет всё та же самая. Смрити делится на три категории. Категория первая называется Итихасы.
А у нас, во сколько финал должен быть?
[Из зала]: В полвосьмого.
[Роберт]: В полвосьмого? Итихасы, буквальный перевод, — это рассказы, истории. Примеры Итихасов вы все знаете. Может вы не знаете, что это Итихасы, но сами примеры вы знаете. Например, Махабхарата — это Итихасы. Или Рамаяна — это история о приходе господа Рамы. Она относится к Итихасам.

00:40:05 Второй раздел называется Пураны. Пураны — это не истории, как были Итихасы, а история, то есть исторические хроники. Где глобально расписано: что, где и как было. Они имеют определённую философскую нагрузку. Итихасы её тоже имеют, но в лёгкой форме, она там не является доминирующей. Она более подсознательно действует, не напрямую. Человек, читая эти историю, учится тому, как правильно поступать. Герои этих историй поступают, получают какой-то результат, и мы волей-неволей начинаем понимать, что так вот правильно, так — не правильно. Тогда как, Пураны более нагружены философией напрямую, и они описывают историю. Описывают глобально историю можно сказать не Вселенной, а Творения. Они часто бывают не подряд идут, но есть определённый философский смысл, который заставляет это всё в определённом порядке выстроить для того, чтобы слушателя или читателя привести к определённым выводам постепенно. Вот они, таким образом, строятся.

00:41:35 И третий раздел называется Панчаратрика. В Панчаратрику входят Дхармашастры — писания о том, как нужно поступать. Например, Ману-Самхита. Туда же входит Виншу-Смрити, насколько я помню. Это истории. Например, у высших ведических сословий разрешалось иметь несколько жён при определённых условиях. Например, брахман мог иметь четыре жены. Эти четыре жены могли быть разных каст. У него может быть жена шудрани, у него может быть жена вайшья, у него может быть жена кшатрийка, и у него может быть жена из брахманической семьи. Эти качества по ведическим писаниям передаются через женщину. Не по мужчине, а по женщине. Не важно, что он брахман, если она шудрани, то сын будет шудрой. Если она из брахманической семьи, то сын будет брахман. По ведической традиции неравные браки были всегда, таким образом устроены, что мужчина должен быть в этом браке старшим. Чтобы женщина была старше, чем мужчина — такого не бывало. Это противоречит писаниям.

00:43:16 Чтобы мужчина был, допустим, кшатрий, а жена из брахманической семьи — это исключено. А в обратную сторону — это можно, и будет вот такой результат, что по матери будет считаться ребёнок. Так как у них разум на разном уровне находится, отец должен написать завещание. Он уже старый, допустим, собирается отходить от тела, ему нужно как-то это всё между детьми разделить. И конкретно в Вишну-Смрити описано чётко, как делить имущество. Если это два равных, то напополам — проблем нет. А если, допустим, один — шудра, а другой — кшатрий, как делить? Там даны чёткие соотношения, какую долю кому нужно отсчитать. И всё дано таким образом, что теперь какие бы соотношения ни были и сколько бы детей при этом не было, всё легко пересчитывается, кому, сколько должно достаться. Дана формула — универсальная формула — как рассчитывать делёж наследства. Девочки в дележе не участвуют. Только сыновья. Дхармашастры. Всё! Это третий раздел. Это три раздела Смрити.

Ньяя – логика Священных Писаний

00:44:40 Дальше идёт последний из разделов, который называется Ньяя. Кто-то знает, что такое ньяя?
[Из зала]: Логика.
[Роберт]: Логика, правильно. Примером Ньяи будет Веданта-сутра. Это нить, которая логически связывает между собой различные составные части Вед и различные книги. С помощью Писаний из этой категории становится понятно, как они связаны, и как это всё в конечном итоге будет работать. Грубо говоря, то, что объяснено в Шрути, будет проиллюстрировано в Смрити. Шрути нам даёт некие философские истины, в Смрити мы можем увидеть, что в жизни было вот так, вот так, вот так. Вот так эта штука сработала — закон, получили такой-то результат. А ньяя логически нам обоснует, почему это так получилось, почему это так работает. Это такая законченная система. Структуру мы разобрали. Это всё.

Структура Веданги

Раздел Агамы — Веданги

00:46:03 Ещё есть множество других методов, как это можно поверх этой сетки по-другому разделить. Поэтому вы периодически будете встречаться с какими-то терминами, если вы будете читать писания или слушать лекции каких-то продвинутых лекторов, то вы будете встречаться ещё с терминологией, которая вам может показаться незнакомой. Это бывает в результате того, что ещё накладываются и другие разделения. Но это редкость. Поэтому мы сильно в них углубляться не будем. Но то, что Агамы касается, то, что приложений касается, я вам ещё поясню. Разделов Агамы несколько. Для нас наиболее актуальный тот, который называется Веданги. Веданги — это вспомогательные писания, которые позволяют нам понять, как на практике применять теорию. Как проводить обряды правильно, произносить слова правильно, произносить мантры. Веданги делятся на шесть категорий. Их не сложно понять, тут есть логика.

Разделы Веданги — Шикша, Вьякарана, Нирукти, Чандас, Джйотиш, Калпа

00:47:19 Первая называется Шикша-веданга она проходит фонетику, как правильно произносить сочетания букв. Вторая называется Вьякарана. Вьякарана описывает грамматику. Когда человек уже научился правильно произносить звуки, ему даётся грамматика. Вьякарана. Первая — Шикша, а вторая — Вьякарана. В нашей цепи ученической преемственности есть одна книга из категории Вьякараны. Её написал Рупа Госвами. Я сейчас не вспомню точно её название, но он её очень оригинально составил. Он составил правила грамматики санскрита на основании различных имён Бога. Он взял огромное количество имён и приводил примеры, вот здесь вот так, вот так, вот так, и все правила санскрита разбирает только на этих примерах, никаких других у него нет. У него всё будет связано только с именами Бога.

00:48:29 Третий раздел называется Нирукти. Нирукти — это раздел, рассматривающий этимологию, происхождение и значение слова. Мы научились произносить фонетически звуки, разобрались с грамматикой, теперь изучаем происхождение и значение слов — Нирукти.
После того, как всё это изучили, идём дальше, и четвёртый раздел называется Чандас. Чандас описывает различные стихотворные размеры. Существуют правила, как складываются стихотворные размеры. Дело в том, что все писания в стихах, вы, наверно, это знаете. Они все в стихах, просто так не пишутся, просто текстом — нет, всегда в стихах. Очень много вариантов стихов, очень много разных размеров, и они все там проходятся. Кто-то знает, какой самый распространённый ведический размер? Бхагавад-гита больше всего им написана, и Шримад Бхагаватам тоже чаще всего им написана. Он называется Ануступ и состоит из тридцати двух слогов. Четыре строчки должны иметь тридцать два слога. Они могут по-разному делиться, но всегда тридцать два слога. Ануступ.

00:50:14 Если кто-то читал Бхагавад-гиту... Кто-то читал Бхагавад-гиту?
[Из зала]: Да.
[Роберт]: Там, помните, есть место, где Кришна рассказывает о своих проявлениях в материальном мире: «Я — вкус воды, среди рыб я — акула. Среди санскритстких стихотворных размеров я…» Кто? Кто-нибудь помнит? Нет. Гаятри. Этот размер называется Гаятри. Вот здесь он изучается. Называется Чандас.
Пятый раздел Джьотиш — астрология. Видите, как он интересно сюда попал. Казалось бы, какое это имеет отношение? Веды построены на том, что человек должен вести религиозную жизнь... Религиозная жизнь означает, он всё должен связывать, так или иначе, с Богом. Собрался дом строить — проведи церемонию правильную перед тем, как его начинать. Собрался детей рожать — проведи церемонию. На всё есть определённый ритуал, определённый обряд. И в зависимости от положения планет, обряд может по-разному проводиться, или один обряд заменён, может быть на другой. И это скажет астрология. Кроме того, астрология скажет время, когда нужно проводить этот обряд. И время, когда нужно само действие проводить.

00:51:50 Хочешь построить дом, вот два месяца жди и заложи фундамент через два месяца, раньше нельзя — не построишь. Или будет плохо. Вот это всё туда. Соответственно, джьотиш там изучается. Это пятый раздел. И шестой раздел называется Калпа. Калпа непосредственно описывает, как проводить обряды разные, ритуалы. Этих Калп четыре категории. Всё систематизировано. Это не обязательно записывать, это не так важно. Я просто перечислю вам их даже без санскритских названий. Как проводить большие храмовые жертвоприношения по самому высокому стандарту — это первая категория. Как тоже самое делать в домашних условиях — это вторая категория. Обязанности различных категорий людей описаны — это третья категория в Калпе описывается. И как создавать алтари и различные вспомогательные предметы для поклонения — параферналии называются. Это четвёртый раздел Калпы.

Другая классификация Вед — Мантра, Янтра, Тантра

00:53:11 Ещё что следует знать в этой структуре — то, что на это всё накладывается поверх, и по-другому немножко всё делит. Вы все слышали эти слова, это тоже способ деления писаний. Часть писаний можно озаглавить, как Мантры. Слово «мантра» вы все знаете. И оно значит освобождение ума. «Ман» — это «ум» на санскрите, «тра» — «освобождение». То, что помогает освободить ум. Этим же, словом называется раздел ведических писаний. Они могут с разных мест, но это другое деление… Как мы можем разделить зал наш на тех, кто женщины и мужчины, а при этом можем разделить на тех, кто гуманитарное образование получал, и тех, кто техническое. Это разные способы деления нашего коллектива.
То же самое здесь. По-другому деление можно провести вот так, что значит делится на мантры. Наверное, многие уже догадались, второй раздел как будет называться?
[Из зала]: Янтра.
[Роберт]: Совершенно верно. А последний?
[Из зала]: Тантра.
[Роберт]: Совершенно верно.

00:54:41 Три раздела —Мантра, Янтра и Тантра. Мантра — это молитва. Это определённые слова. Янтра... Кто-то знает, что такое янтра? Что?
[Из зала]: Священное изображение звука. Изображённый звук.
[Роберт]: А какой звук?
[Из зала]: Священный.
[Роберт]: Нет.
[Из зала]: Божества, полубогов.
[Роберт]: Богов, полубогов. Это условное графическое изображение. Условное. Не буквальное, а условное. У каждой личности... Мантра — это молитва, а Янтра — это объект, кому эта молитва будет посвящаться. И он может быть выражен в графике.
[Из зала]: [не слышно]
[Роберт]: Возможно да, это тоже, вариантов много. Я не специалист в Янтрах, я не могу сказать. Я их видел в Индии, они продаются. Я понимаю, те выглядят практически так же, не сильно отличаются. И последний раздел — Тантра. Тантра — это метод поклонения. Мантра — это способ, Янтра — это адресат и Тантра — это метод. Первое — звук, второе — изображение, а третье — действие.

Разделы Тантры — Шакти Агама, Ганапати Агама, Саура Агама, Шайва Агама, Вайкхасана Агама

00:56:31 Тантры, в свою очередь, делятся на пять групп. Каждая из этих групп называется Агама, эти разделы называются Агама. Агама — это, буквальный перевод, то, что исходит. То, что исходит, называется Агама. Сейчас вы поймёте, почему здесь это слово употреблено. Их существует пять. Они различны по уровням. Существует единый источник всех энергий — это Господь. Он является источником всех энергий, всех абсолютно. Мы, так или иначе, наслаждаемся энергиями. Всё, чем мы можем насладиться в этом мире — это всё равно будет энергия. И самая низкая категория этих Агам сделана для людей, находящихся на самом низком уровне. Кому поклоняются люди, находящиеся на самом низком уровне? Они поклоняются самой энергии. Шакти — на санскрите энергия. Она так и называется Шакти-Агама — поклонение Дурге.

00:57:56 Есть богиня, олицетворяющая материальную энергию. Она обычно висела у меня за спиной, но её стыдливо сняли. Она где-то сейчас лежит. Вот там... да, она отдыхает. Дурга — богиня, которая олицетворяет материальную энергию. Если у человека материальные цели, то он и поклоняется материальной энергии. Это самый низкий уровень. Обычно ей поклоняются такие люди, как шудры и ниже шудр. Они поклоняются Дурге. Если кто-то бывал в Индии, то могут это легко увидеть возле храмов, посвящённых ей. Те, кто находятся чуть выше, поклоняются на другом уровне. И это будет другой раздел тантр. Он называется Ганапати-Агама. Кто-то слышал это слово когда-то? Ганапати? Слышали? Что оно обозначает? Вспоминайте!
[Из зала]: Это Ганеш.
[Роберт]: Это Ганеш, правильно! Это одно из имён Ганеша. Совершенно верно.

00:59:11 Первый уровень был поклонение энергии, второй уровень — это поклонение тому, кто эти энергии распределяет. На первом уровне сам факт этой энергии настолько восторгает нас, что мы готовы ей поклоняться. Это поклонение Дурге. А чуть более высокий уровень — это... Уже мы начинаем различать: «А кто вообще мне это всё даёт-то? А! Ганеш даёт! Я буду Ганешу поклоняться». Это раздел Тантр, который называется Ганапати-Агама. И поклоняются ему вайшьи.
Совершенно верно! Торговцы. Вы в Индии в любом ларьке увидите, что у них стоит статуя Ганеша.
[Из зала]: Тогда, что они просят у Ганеша?
[Роберт]: Смотря… В каком смысле?
[Из зала]: Поклоняются как Богу, а статуя материальная.
[Роберт]: Может быть. Какая разница? В данном случае нам это неважно. В духовном развитии мы ему можем поклоняться только как преданному Господа, а это не отлично от поклонения Самому Господу. Поэтому это не так важно. Ему поклоняются те, кому деньги нужны — вайшьи.

01:00:32 Следующий уровень ещё более высокий. Для какой категории людей?
[Из зала]: Кшатрии.
[Роберт]: Для кшатриев, совершенно верно. Кому кшатрии поклоняются?
[Из зала]: Шива. Шиве.
[Роберт]: Нет.
[Из зала]: Брахме.
[Роберт]: Нет. Кшатрии поклоняются Богу Солнца. То есть они...
[Из зала]: Сурье.
[Роберт]: Да, конечно. Отсюда название этой Агамы — Тантрической Агамы — Саура-Агама.

01:01:03 Они поклоняются источнику энергии – видимой его части. На примитивном уровне — энергии, на более возвышенном — распределителю, а на ещё более возвышенном — источнику. В материальном мире видимый источник энергии – это Солнце. Здесь всё опирается на энергию Солнца. Электричество, дрова, уголь — всё это энергия Солнца. Они поклоняются соответственно этому видимому источнику энергии. А брахманы поклоняются невидимому источнику – Отцу материальной энергии – Господу Шиве. Соответственно, название у этой Тантры будет, чуть-чуть видоизменяется слово Шайва, Шайва-Агама. Он – отец материальной энергии, Ему поклоняются брахманы.

01:02:05 Но у нас есть ещё один раздел. Касты кончились. Что делать? Кому отдаём?
[Из зала]: Мудрецам.
[Роберт]: Каким мудрецам? Мудрецы — они или брахманы, или кшатрии.
[Из зала]: [неразборчиво].
[Роберт]: Вайшнавам отдаём. Вайшнавы — это те, кто поклоняются Господу. И эта группа ведической литературы, тантрической, называется Вайкхасана-Агама.

01:02:58 И в нашей религиозной традиции есть литературное произведение, которое сюда относится. Я не думаю, что кто-то из вас его вспомнит, но думаю, что многие слышали это название. Оно называется «Нарада панчаратра». Оно из этого раздела. Оно описывает в нашей традиции, как нужно проводить все эти ритуалы. Кстати, я как-то слышал в лекциях у Чайтаньи Чандры Чарана Прабху: он рассказывал о том, что на этих трёх уровнях как раз и строятся цивилизации в глобальном смысле слова. Самые высокие цивилизации строятся на уровне мантры. На уровне мантры мудрец любой объект, необходимый ему, получает при помощи мантры. Ему нужен огонь: читает мантру — огонь загорается. Ему нужно транспортное средство: читает мантру — проявляется соответствующий виман, он на него садится и улетает, куда ему надо.

01:04:08 Следующий уровень — Янтры. Это, когда тоже это всё достигается, но с помощью того, что рисуют определённые рисунки и получают нужные объекты. Мы сейчас — калиюжная цивилизация — на уровне Тантры живём. Когда всё нужно сделать, недостаточно просто произнести. Нужно ещё потом всё это механически будет воспроизвести, изготовить, сделать. Самый низкий уровень цивилизации получается.

Ответы на вопросы

01:04:40 Мы с вами прошли структуру Вед, но без всяких заумностей. Я думаю, на нашем уровне они нам ни к чему. То, что мы услышали, теперь вполне достаточно, чтобы любой из нас понимал, в каком случае, что имеется в виду. В зависимости от того, в каком контексте что говорится, мы всегда можем в этом разобраться. Предлагаю перейти к вопросам, если они у вас ещё есть или возникли в течение лекции. Или, может быть, есть в интернете у кого-то. Сейчас они пишут, им же не так быстро.

Работают ли мантры в наше время

01:05:32 [Из зала]: Получается, что мантры не действуют? Столько в интернете лапши, честно говоря, людям вешают. По факту никакая мантра не действует.
[Роберт]: Нет, я не могу с этим согласиться.
[Из зала]: То, что Вы сейчас говорили, я такой вывод сделала из этого.
[Роберт]: Нет. Дело в том, что всё зависит от цели.
[Из зала]: Кто-то и сейчас может огонь разжечь мантрой?
[Роберт]: Нет. Пока таких людей нет. Но Шрила Прабхупада говорил, что они появятся. Уже в ближайшее время. Мы их в нашей жизни ещё застанем. Те, кто доживёт до 70 из нас, они застанут.

Может ли быть жена старше мужа

01:06:23 [Из зала]: Скажите, пожалуйста, в писаниях то, что по сословию жена не должна быть выше мужа. А по возрасту? Сейчас мы видим браки такие: бабушка и молодой человек. В писаниях есть, в ведической традиции такие примеры? Или это противозаконно?
[Роберт]: Не могу ничего сказать. Не знаю. Я не встречал. Как бы явная корысть. Маловероятно, что кто-то порекомендует. Бабушкам рекомендуется уже подумать о вечном. Зачем им замуж выходить? Я не понимаю. Чтобы было, кому имущество отдать? Отдай Богу. В чём проблема?

О действии мантр в Кали-югу

01:07:14 Что касается того, что мантра не работает. Сейчас проблемы, как я уже говорил, с тем, что у людей нет абсолютных качеств. Для того чтобы правильно произносить мантры, нужно иметь одновременно и абсолютный слух, и абсолютное чувство ритма, то есть это в гармонии произносится. Когда она правильно произнесена, она тут же сработает. Поэтому мантры, касающиеся карма-канды, они не работают. Вот чего мы не коснулись. Хорошо, я вспомнил. Работает она. Если вы ради того, чтобы вам купить «Мерседес» последней модели, хотите мантры читать, то вы не сможете. Просто у вас не будет хватать качеств для правильного прочтения этих мантр. Мудрец бы прочёл, и у него бы всё срослось, у него бы всё получилось. А мы не можем, у нас качеств не хватает.

01:08:12 Но Господь милостив. Он для нашего века дал нам такие мантры, которые можно читать, и они духовный прогресс нам обеспечивают. Материальный не обеспечивают, а духовный обеспечивают. Поэтому они будут работать. Даже, если мы с какими-то ошибками читаем, Он всё равно это принимает. Он понимает, что у нас уже всё плохо, нарушено, больные люди. Что сделаешь? Приходится терпеть. И Он терпит.
Я забыл одну тему. У нас как раз есть немножко времени. Мы её сейчас немного попробуем раскрыть. Мы разобрали с вами структуру писаний.

Веданта — одна из шести философских школ индуизма

01:08:50 Индия — родина философии, там есть философские школы. Они делятся на две группы. Одна из них опирается на ведические писания, другая этого не делает. Например, буддизм когда-то тоже родился в Индии. Но Будда отверг ведические писания. Я не буду сейчас углубляться, почему Он это сделал, несмотря на то, что это тоже одно из воплощений Господа. Тем не менее, у Него были задачи, где Ему надо было отвергнуть писания. Он это сделал, то есть эта философия не опирается на ведические писания. Другие философии — они опираются. Из тех, которые опираются, есть шесть философских школ. Они брахманами, по-моему, называются. Я не помню точно, могу ошибиться. Они «шесть истин» ещё по-другому называются, пять из них уже умерло. Представителей этих школ уже физически нет. Они только в теории остались, книги остались. Последователи кончились.

01:10:04 Единственная представленная на сегодняшний день школа называется Веданта. Вот Веданта, она представлена, эта философская школа. Она в свою очередь делится на два лагеря. Ведантистов два типа бывает. Есть имперсоналисты и есть персоналисты. Мы рассмотрели сами писания, а теперь рассмотрим то, как эти писания можно трактовать. Их можно трактовать, можно читать и видеть вот одно. Есть хороший анекдот, как в небольшом мусульманском поселении жил мулла — священник. У него была мечеть. Он был духовным наставником для всего селения. И он обратил внимание, что один из его подопечных очень нерегулярно ходит на службы, редко появляется.

01:11:01 Из сострадания, понимая, что человек идёт неправильной дорогой, он пришёл к нему в дом для того, чтобы побеседовать. Может быть, у человека проблемы какие, помочь ему решить. Пришёл, завёл этот разговор. Человек удивился и говорит: «Да я по писаниям живу!» — «По каким писаниям ты живёшь?» — «Вот в Коране, смотри, – написано: «Ешь, пей, гуляй, веселись…» Я так и делаю» — «А почему ты дальше не читаешь: «… и пойдёшь в ад!» — «Но я же не святой, чтобы следовать всем писаниям!» Он выбрал себе ту часть, которая ему нравится, и ей следует: ешь, пей, веселись и гуляй. В зависимости от того, какие цели перед собой ставит человек, писания могут быть рассмотрены под разным углом. Это к вопросу о том, откуда такое разнообразие духовных учителей, школ.

01:12:04 Люди, кто, допустим, привык, к тому, что в России есть христианство и всё более-менее однозначно, смотрят в сторону Индии и говорят: «Да там кошмар какой-то! Там сам чёрт ногу сломит на самом деле». В каком-то смысле человек прав. Но разобраться в этом не так уж сложно. Говорится: «Несмотря на то, что все поезда зелёные – ведут они в разные места». Надо выяснить, куда поезд идёт. И отсюда принимать решение, садиться в него или нет. То же самое с выбором религиозной традиции, которой вы собираетесь следовать. Выясните, в какую сторону она движется, какие цели ставит перед собой, конечные цели. Какие-то не абстрактные нужны слова, а более-менее конкретные: какие цели. И тогда становится ясно – можно следовать или нельзя.

01:12:56 У людей разные интересы. И поэтому те, кому хочется удовлетворять свои чувства, для них есть философы, кто объясняет писания определённым образом. Те же самые писания, что читают все остальные, просто говорят, что вот это здесь, вот так, вот так, вот так, потому что вот так, вот так, вот так. И Господь, Он создал всё это универсально. Он не хочет противоречить нашим заблуждениям. Как мы уже описывали — нам нельзя запретить что-то делать. Если я считаю, что мне нужно иметь жену и трёх любовниц, — это моё счастье. Как вы мне запретите? Можно меня приковать к кровати наручниками. Но я же всё равно в уме буду думать: «Вот счастье моё, не идёт ко мне. Не дают, гады, сволочи!» Понимаете, желание от этого не исчезнет. Оно уйдёт вместе со мной и будет реализовано в следующей жизни. Если не в следующей, то через одну, и так далее.

01:13:56 Чтобы мне понять, что это не приведёт меня к счастью, мне надо дать возможность это реализовать и убедиться, что это ад. Что это не просто плохо, а это – ад. Я утвержусь и сам перестану хотеть. Господь не лишает людей этой возможности. Поэтому писания сделаны таким образом, что те, кто хочет наслаждаться материей, наслаждаться чувствами, он имеет такую возможность. И он найдёт в писаниях подтверждение, что это действительно так, что это можно сделать. Делай вот так, вот так, вот так, и ты получишь то, что тебе надо. Господь Сам вдохновляет нас на это. Просто вдохновляет: «Убедись уже быстрей, что ничего хорошего там нет. Давай! Что тянуть-то? Вперёд!» – Побуждает нас к этому действию.

01:14:42 Если человек считает, что от этого надо отречься. Что в умозрительном философствовании – гьяне, познании, можно найти Бога, можно найти счастье. Господь даёт таких мудрецов, которые объяснят, что это – так. Соответственно, они будут медитировать на безличное сияние Господа. Они будут читать те же самые писания, что и мы, но везде будут находить подтверждения, что Господь безличен. Как Он может иметь форму? Это просто сила такая вселенская, которая всем управляет. И я от неё не отличен. Когда достигну совершенства, то есть пока я другой, я не могу с ней смешаться: мы не смешиваемся как вода и масло. Но как только я трансформирую своё масло в воду, мы просто сольёмся и будем едины. Вот их философия. И Господь им так же на ухо нашёптывает: «Да, да, да, да, да. Точно, точно. И вот здесь прочитай — вот об этом написано». Люди читают и находят всё то же самое.

01:15:41 То же самое по мистической йоге. И то же самое по бхакти-йоге. Это всё разные способы посмотреть на писания, которые мы сейчас с вами объясняли, вот эту структуру. Отсюда такое множество философий, отсюда такое множество школ, такое множество вариантов. Но мы должны зреть всегда в корень: смотреть какие цели у этих людей – просто цели. У меня был знакомый. Почему-то мусульмане считают, если они христианина переманят в мусульманство, то рай им обеспечен.
[Из зала]: У православных то же самое.
[Роберт]: Не знаю. Я в Турцию раньше по делам летал много. И меня там обрабатывал их этот самый – один мой партнёр по работе. Он меня сильно обрабатывал. Я понимал весь этот расклад. Сейчас ему начнёшь против говорить, он будет обижаться. Поэтому я сильно против ничего не говорил.

01:16:42 Но задавал всякие каверзные наводящие вопросы: «И что ты добиваешься? Аллах – хорошо. Что будет?» — «В рай попаду» — «И что ты в раю делать будешь?» — «Ты даже себе не представляешь, что такое рай!» — «Что такое рай?» — «Там посмотришь в одну сторону и так красиво, что сорок лет не можешь взгляд оторвать. И смотришь сорок лет. Через сорок лет смотришь в другую сторону, а там ещё красивей! И ещё сорок лет смотришь» — «И что? Так и будем что ли смотреть туда-сюда?» — «А почему нет?» Там говорит: «Женщины красивые, можно наслаждаться, сколько хочешь» — «Замечательно! Так ты ради женщин всем этим занимаешься?» — «А почему нет?». Я без всяких задних мыслей выяснил все цели у человека, ради чего он это делает.

01:17:34 Понимая всю нашу структуру, всю нашу философию, мы делаем однозначный вывод - не очень высокие цели у человека. Вроде он к Богу стремится. Для чего? Чтобы было много женщин, чтобы было красиво. При желании это и на Земле можно устроить, если очень хочется. Возьми ведические писания, следуй и всё получишь. Какие проблемы? Конечно, я ему ничего этого говорить не стал. Я его никак не переубеждал. Но для себя сделал соответствующий вывод. Поэтому всё это многообразие, как Кришна часто пишет, говорит Арджуне: «Цветистый язык Вед. Неразумные люди привлекаются цветистым языком Вед». Они находят то, что им требуется. Они этого хотят, и они находят. Им это сразу: «Здорово! Наконец-то я могу реализовать то, к чему стремлюсь». Им это нравится, поэтому они все этому следуют.

01:18:33 Поэтому читать писания, любые писания, без комментариев, вы теперь догадываетесь, невозможно. Вы собственным умом начнёте додумывать: «Что это значит? – Что-то значит». Вы никогда не придёте к истине, вы никогда не найдёте ничего. Это просто блуждание в лабиринте. Поэтому нам обязательно нужен проводник, нужен человек, кто с факелом в руках покажет нам дорогу. Без этого невозможно. И этот человек должен хорошо знать эту дорогу. Тогда он сможет нам её показать. В нашей традиции соответственно Шрила Прабхупада 957 Шрила Прабхупада является таким человеком. Он написал свои книги со своими комментариями таким образом, что любой, кто серьёзно к ним относится, встаёт на этот путь и успешно по нему двигается. Вот как-то так. Если у нас есть ещё вопросы, мы их задаём. Если нет...
[Из зала]: Можно маленький?
[Роберт]: Можно маленький.

Ответы на вопросы

Индуизм

01:19:32 [Из зала]: Так вот получается индуизм. Обозвали, можно сказать, религию. В науке индуизм, например, в школе или где там изучали, в институте, – многобожие. И всё, клеймо такое. А сейчас даже русские у нас, здесь, ведические Веды изучают. Они не вайшнавы. Просто. И они говорят: «Такой принцип в Ведах».
[Роберт]: Нет, это – ведруссы.
[Из зала]: Нет, там один из учителей, я не знаю кто точно. Принцип такой: единство в многообразии, то есть это все Боги. Это правильно он назвал, что это принцип: единство в многообразии? То есть единый Бог? Просто он отражён, вот как Вы говорите, на своём уровне: кто-то шире...
[Роберт]: Имеет разные проявления. Да, с этой точки зрения – да. Дело в том, что как раз Шрила Прабхупада объясняет, что индуизма не существовало до появления белых. Белые пришли, задали вопрос: «А чему вы тут покланяетесь?» Им начали рассказывать. А у них сознание было такое, что им не хотелось во всём этом разбираться. Поэтому они просто это всё в кучу собрали и сказали: «Это у вас индуизм. У вас там всё запутано. Многобожие». Там нет никакого многобожия.

01:20:43 Любую группу взять. Есть же ещё плюс ко всему люди, кто считает Шиву высшим проявлением Бога. Есть те, кто считает Брахму высшим проявлением Бога. И те, кто считают Вишну высшим проявлением Бога. Это три разные группы. Они все подтверждают, что, да, есть полубоги. Все они со всем этим согласны. Просто всегда встаёт вопрос: «А кто из них самый высший-то? Их всех много начальников, а кто самый главный начальник?» И здесь есть расхождения. Там нет многобожия в том виде, как понимают это западные европейцы. Поэтому «индуизм» некорректный термин. И как Прабхупада говорит: «Мы не индусы. Это арабы обозвали нас индусами, потому что река была Инд, которая разделяла арабские страны и Индию, отсюда они этот термин взяли».
Что ж, давайте прощаться до воскресенья. Один вопрос есть? Давай. А за нами никого нет на йогу? Никого? Это хорошо.

Дхармашастра — раздел Вед, описывающий взаимоотношения

01:21:59 [Из зала]: В каком разделе Вед описываются взаимоотношения между людьми?
[Роберт]: Дхармашастра. Дхармашастра — точно. Только что я это рассматривал. Где она? Она в Смрити. Если выше брать — это будут Шрути. Это глобальный раздел. Смрити – это подраздел. И в Смрити три раздела. В Панчаратрике находятся Дхармашастры. От слова «дхарма», у кого какие должны быть обязанности.