Ум даже не думает

где-то - 23 октября 2014
Психика человека. Чувства - датчики информации для ума. Функции ума. Источники формирования ощущения счастья. Функция разума. Способы запоминания информации. Иерархия материальных элементов. Использование ложного эго для запоминания информации. Повторение и уточнение законов грубой материальной природы.
лекция для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:10:43 | качество: mp3 64kB/s 32 Mb | прослушано: 279 | скачано: 188 | избрано: 21
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Роберт]: Сколько человек сегодня первый раз? Поднимите руки, мы посчитаем. Три, четыре, пять. А много ли, кто второй раз? Раз, два, три. То есть содержание первых лекций вы ещё не изучали? Записи не было возможности или смотрели, слушали где-то? Слушали записи. Хорошо. Но получается мне надо хотя бы немножко пробежаться по этим первым лекциям по темам, которые мы там рассматривали, и заодно мы поймём насколько вы хорошо в них стали разбираться. У нас сегодня предполагалось, что мы разделимся на группы, и будет каждой группе выдано задание по тем темам, которые мы прошли. Но у нас довольно много людей, кто ещё как бы не очень в курсе. Поэтому придётся как-то всё совместить. Но для начала я бы хотел вас немного стимулировать. Объясню, почему надо разбиваться в эти группы и почему нужно обсуждать, и искать ответы на вопросы в этих маленьких группах.

Психика человека

Чувства - датчики информации для ума

00:01:20 На прошлом занятии Михаил вам объяснял то, как работает психика человека. То, что деление глобальное материальной природы и нас, как части её, происходит таким образом, что есть неодушевлённая природа, материя, просто материя. Выше её находятся чувства. Все живые существа обладают чувствами. Их, соответственно, много разных, но вот все ими обладают. Выше чувств находится ум. Как это понимать? То есть чувства дают нам информацию. Чувства — это просто датчики. И эта информация сходится в уме. Ум напоминает монитор. Монитор у компьютера, на котором отображается информация. Эта информация многомерная. Ум вообще многомерен.

00:02:20 Наше представление о мире, в котором мы живём, оно трёхмерное. Плюс время - оно является четвёртым измерением. Всего четыре. Но Веды описывают, что измерений гораздо больше. И в зависимости от того, насколько высоко сознание живого существа, количество измерений, которые ему доступны, может быть разным. Самое большое количество, доступное самым высоким существам, которые живут во Вселенной, (те, кто управляет непосредственно Вселенной), у них 64 измерения. То есть у нас 4 - у них 64. Вот такая разница в уровнях сознания. И для того, чтобы понять, что это действительно так, мы можем рассмотреть самый простой пример. Наши чувства дают нам проекцию на этот монитор, на котором мы всё видим. У нас есть зрение, у нас есть осязание, у нас есть обоняние, у нас есть слух и у нас есть органы вкуса. Вот они в совокупности создают нам картину. Любой объект, который мы наблюдаем, имеет какие-то характеристики вот из этих всех.

00:03:49 Допустим, мы приехали куда-то отдыхать. У нас есть море, пляж. Соответственно, какие мы получаем впечатления? Зрительно получаем картинку. Причём, надо не забывать, что ещё время есть. Волны они не статичны, они ещё бегут. Мы это запоминаем, то есть на мониторе это всё отображается. Мы чувствуем какую-то температуру, осязание у нас работает. Мы слышим какие-то запахи - морем, допустим, пахнет. Мы слышим звуки: чайки, прибой, ещё что-то. Песок имеет у нас какую-то шершавость, скажем так. Вода сама по себе тоже даёт какие-то тактильные ощущения. Итого вот все эти параметры у нас запоминаются.

00:04:41 И встаёт вопрос. Параметров довольно много я перечислил. Соответственно, каждый параметр — это измерение. То есть вода может быть холодной, может быть горячей. Это шкала. Это своё измерение. При этом песок может быть там более каменистым или более мелким, более мягким. Это другое измерение. Звуки могут быть более громкими, тональности разные и так далее. Это третье измерение и так далее. Их много измерений. Плюс, соответственно, традиционные длина, высота, ширина. Вот в совокупности их очень много. И теперь встаёт простой вопрос. Это вопрос скорее для математиков конечно, но я думаю даже простым людям, таким как мы, вполне доступно понять, что здесь есть противоречие.

00:05:39 Если считать, что наш мир трёхмерен и время является четвёртым измерение, то как может объект шести или семимерный поместиться в трёхмерных мозгах? «Трёхмерные мозги» означает, что функция трёхмерная, математически говоря. Трёхмерная функция не может описать состояние пяти-, семимерного объекта. Ей это недоступно. Это математическое противоречие. Отсюда несложно сделать вывод, что на самом деле измерений гораздо больше, и что у человека, кроме грубого тела, которое мы хорошо знаем, которое мы видим в зеркале, когда стоим перед ним - это грубое тело - у человек есть ещё тонкое тело. И ум это уже объект из тонкого тела. Это не грубое тело.

Главная функция ума - связывать чувства с объектами чувств

00:06:35 Соответственно, мы получили эту картинку, и далее ум рассматривает внимательно, как получившийся объект он может использовать. У ума есть функции, для чего он создан и какую работу он выполняет. Кто-то может вспомнить по прошлой лекции, какие у него функции?
[Из зала]: Связать все с объектами чувств.
[Роберт]: Это самая главная функция ума - связать чувства с объектами чувств.

Функция ума - пережёвывать информационную пищу

00:07:06 [Из зала]: Пережёвывать пищу через эмоции.
[Роберт]: Да, это тоже его. Пережёвывать информацию, информационную пищу. Он всячески рассматривает, как объект можно использовать. Какую прибыль можно с этого получить. Какое удовольствие можно получить от обладания этим объектом или от контакта с этим объектом.

Функция ума – разделять сигналы на категории «счастье» и «несчастье»

00:07:31 Кстати говоря, сюда же относятся категории «счастья» и «несчастья». Чтобы нам как-то более реально смотреть на вещи, мы должны понять, что те категории «счастья», «несчастья», которыми мы живём, которыми живёт большинство людей, они как раз вписываются в эти представления. Есть определённый набор сигналов у наших датчиков и чувств, который мы условно приняли считать положительными - счастьем. И есть подобный набор, который мы приняли считать несчастьем. То есть это конструкция нашего ума. Мы просто решили, что вот это нам хорошо. Насколько это действительно хорошо, большой вопрос. Если человек, допустим, пристрастился к какому-то виду питания, при этом это питание, возможно, его убивает, но его чувствам нравится. Соответственно, он считает это счастьем. Вот если я это поем - это счастье. И, то же самое, касается всего остального. У нас есть просто примитивный набор датчиков.

00:08:35 В своё время медики проводили эксперимент. Есть в мозгу какая-то его часть, которая отвечает за удовольствия. И они мышке ввели контакт под кожу, как раз в эту часть мозга. И раздражали эту часть слабыми токами. Но оно так естественным образом в мозгу и происходит: слабые токи раздражают и человек, живое существо испытывает какое-то удовольствие. И им было интересно, что мышка будет делать. Они нашли это место у неё, ввели туда контакт и сделали ей педальку в клетке. Педальку нажимаешь, туда идёт ток и ей хорошо. И они решили посмотреть, что из этого получится. Ну, мышка села на эту педальку в конечном итоге. Просто села и не слезала уже больше.

00:09:24 Аналогичным образом у нас есть датчики и в ум сходится информация от этих датчиков, и мы просто по тем или иным обстоятельствам приняли, что вот такой-то набор ощущений - это счастье, а вот такой-то набор ощущений - это, соответственно, несчастье. Крайние формы. Соответственно, есть промежуточные формы, где нам что-то, в общем, нравится, но могло бы быть и лучше. Это просто набор. Поэтому как бы, когда мы испытываем какое-то вдохновение и так далее, можно трезво задуматься - мы просто получили определённый сигнал на датчики, как эта мышка, которая нажала на педальку. Только мы не всегда знаем, где у нас педалька, куда надо нажать. В этом проблема.

Источники формирования ощущения счастья: 1) представления из прошлой жизни, 2) образы, сформированные умом

00:10:11 [Из зала]: Получается здесь [неразборчиво].
[Роберт]: Вы делаете упор на детство, имея в виду, что у нас не должно быть никакой информации?
[Из зала]: Нет, вообще, я интересуюсь.
[Роберт]: В детстве ничем не отличается, от того, что есть сейчас. Определённый набор принято считать, как хороший. Если вы интересуетесь, чем формируется это принятие, тут очень много факторов.
[Из зала]: То, что в детстве счастье, потом переломные моменты. [неразборчиво].
[Роберт]: Мне кажется, кто-то должен микрофон подавать, чтобы у нас трансляция полноценной была.

00:10:52 [Из зала]: Я интересуюсь, как формируются у нас ощущения счастья на протяжении жизни».
[Роберт]: Да, я понял.
[Из зала]: Потому что, извините, я стала лекции прослушивать повторный раз и вот это понятие «счастья» - оно же у каждого своё, во-первых».
[Роберт]: А вы типы счастья не проходили? Я первые две лекции пропустил, скажем, так.
[Из зала]: Я проходила.
[Роберт]: Я имею в виду в рамках этого курса. Я не лично вас имею в виду, а именно в рамках этого курса.

00:11:24 [Из зала]: Вот само понятие ведическое - нет.
[Роберт]: Моя коронная тема.
[Из зала]: Мы законы счастья не проходили. Не было.
[Роберт]: Здесь не было.
[Из зала]: Да, поэтому тут сама формулировка отсутствует.
[Роберт]: Если не вдаваться в подробности, то есть несколько способов, как формируется это понятие - что для нас будет счастьем, а что не будет. В том числе и под воздействием общества, в котором мы находимся, воспитания, школы и так далее. Это всё целиком формирует представление о том, что такое счастье.

00:12:06 Есть несколько каналов. Есть представления, которые мы переносим из предыдущей жизни. Они тоже оказывают определённое влияние. Если вы возьмёте маленького ребёнка, у него игрушку отобрали, он говорит: «Это несправедливо». Всегда хочется задаться вопросом: «Откуда ты знаешь, что такое справедливо? Тебе 4 года. У тебя ещё не должно быть никакого представления, что такое справедливо, а что нет». Но он, у него это чувство есть, что это несправедливо. Он принёс это чувство из другой жизни. Поэтому вот это «откуда берётся это представление о счастье» - оно формируется под воздействием различных факторов с различных сторон и так далее. Нам это сейчас не так важно.

00:12:54 Мы как бы немножко о другом, но тем не менее, вот у нас оно есть. И когда наши датчики соответствуют - мы испытываем это счастье, когда не соответствуют - нет. То есть я это говорю к тому, что если философски поразмыслить, у нас довольно примитивное представление о счастье. Мы его вроде как бы испытываем, но если разобраться... Вот, например, хороший пример, когда человеку говорят, что у него тётя умерла. И, возможно, у него были отношения с этой тётей, и вроде он переживает, страдает от потери близкого человека. Но если ему добавить, что «она тебе наследство оставила десять с половиной миллионов долларов», то как-то сразу не так грустно становится. Правда? Хотя вроде та же самая информация. Но почему-то наше представление об этом событии потихонечку меняться начинает, что вроде как не так уж и плохо, что она умерла. Всё зависит от того, как у нас сложилось это наше представление о счастье. Теперь этот сигнал с датчиков будет рассматриваться по-другому.

00:14:04 Мы поняли, что есть ум и этот ум создаёт представление об объектах. А дальше он может различными способами использовать это представление. Как Михаил говорил, что у нас у всех есть набор данных, картотека такая, когда мы слышим какое-то слово. Например, «берёза», мы очень легко представляем, что это такое. У всех сразу картинка возникает. А когда мы слышим незнакомое слово, я вам скажу сейчас, я не знаю какое - «чампака». Кто-нибудь знает такое дерево «чампака»? Но есть такое дерево, в Индии растёт в том числе. И у кого-то есть представление о нём, а у кого-то нет никакого. Соответственно, я могу вам сказать, на берёзу похоже, только вот так. Ну и ваш ум уже дальше дорисует. Вот примерно так и составится представление, отложится картиночка. В следующий раз вы услышите это слово - у вас картиночка возникнет. То есть ум составит это представление, так или иначе.

Функция разума – определение того, что действительно является благом

00:15:11 И дальше живое существо действует, используя вот это знание, которое ум составляет. И ум сам по себе всегда стоит на стороне удовлетворения чувств. Его больше ничего не интересует. Соответственно, люди не всегда так поступают. Вот животные всегда стоят на этой платформе - удовлетворить чувства. Если увидели еду, они стараются её съесть, прилагают усилия для того, чтобы её съесть. Человек - более высоко организованное живое существо. У человека немножко всё по-другому. Над умом есть контролёр. Этого контролёра Ведические писания называют разумом. Задача разума - определить, что действительно будет являться благом, а что благом не будет.

00:16:08 Ум готов есть мороженное до бесконечности. Ну, вкусно же! Почему бы не съесть? Разум может сказать: «Нет, заболеем. Не надо есть мороженное». Соответственно, этот орган, назовём его так, он может быть развит у человека, а может быть слабо развит. Возьмём детей. У детей разум не развит совсем. Дети до определённого возраста, лет до 12, они живут чисто умом. У них разума нет. Поэтому и требуется опека родителей. Родители заменяют им разум. У взрослых людей тоже по-разному бывает. Бывают разумные люди, бывают неразумные. Мы как бы выросли в этой стране, наш родной язык - русский, но никто никогда нам не объяснял, в чём разница между этими словами. Если даже полезть в словари, там не будет какой-то существенной разницы между умом и разумом. Но эти два слова не случайно есть в русском языке. Когда-то здесь было знание о том, что это разные вещи, что это не одно и то же.

Функция разума – анализ ситуации на основе памяти и морали

00:17:23 Функция разума заключается в том, что он анализирует на основании неких других - более высоких данных. Допустим, мораль. Всё, что касается морали - это из области разума. Когда нас воспитывали родители, школа и общество, то нам давали мораль. Мораль — это то, что впитывает разум.

00:17:49 И дальше разум. Он по положению выше ума, соответственно, ум всегда обращается к разуму, прежде чем совершить какой-то поступок. И дальше ум всегда будет выдвигать свои аргументы. Они несколько спорят, но последнее слово всегда за разумом. И проблема современного человечества в том, что разум не развит у людей. Ум развит. То есть умных людей много. Век информатики, хорошего образования. Умных людей много. То есть, те части образования, которые отвечают за развитие ума, у современного человечества развиты, а те которые за развитие разума - не развиты. Поэтому люди поступают как бы неразумно. То есть не понимают, в чём действительно благо для них, а что является вредом, а это базовые вещи. И, соответственно, мораль она тоже оттуда. Память - это то же самое: это функция разума, это часть разума. Как правило, у разумных людей хорошая память.

Функция разума – подвергать сомнению идеи и аргументировать действия

00:19:01 В Ведических писаниях говорится, что сомнение - признак разума. До определённой степени. Мы знаем, есть категория людей, кто, прослушав про какую-то новую организацию, которая появилась в городе, новую философскую школу, очень любят сразу туда окунуться с головой, не подвергая сомнению. Это говорит о том, что разума нет. И, как правило, эти люди очень быстро меняют организации. Сегодня они в одной - сегодня они панки, завтра - они хиппи и так далее. Это говорит о том, что разум слаб. То есть ум с разумом находятся в некоем споре, некоем диалоге, но решающим словом является слово разума.

00:19:53 И если разум у человека слаб, то он сдаётся. Он просто говорит уму: «Я не знаю, как действовать. Я не знаю, что будет лучше». И тогда ум действует просто так, как будет лучше чувствам. И тогда люди опускаются, деградируют до состояния животных. Они могут позволить себе грабить, убивать и так далее. Почему они это делают? Потому что слаб разум. Ум говорит: «Нам нужны деньги. Самый лёгкий способ добыть деньги - это украсть. Вот поэтому пошли воровать». И если нет разума, который скажет: «если будем воровать, нас посадят в тюрьму и вам же, чувствам, будет плохо», то все. То есть ум следит за тем, чтобы чувствам было хорошо, поэтому его убедить можно. Разум может убедить ум. Но для этого ему нужны аргументы, чтоб доказать, что в конечном итоге чувствам станет плохо.

00:20:43 То есть к вопросу о курении. Ум говорит: «Надо курить. Чувствам же хорошо, нормально, кайф». Соответственно, человек курит. У разума не хватает аргументов. Разум говорит: «Ну, вроде вредно». А ум говорит: «Да ладно, вредно! Вон Вася в соседнем подъезде живёт, ему уже 90 лет, а он всё курит большую часть своей жизни». И у разума, если нет аргументов, соответственно, всё. Человек продолжает курить. Просто не хватает аргументов. Разум слаб.

Функция разума – контролировать ум

00:21:14 Таким образом, разум призван, дан человеку, чтобы контролировать ум. И у животных нет разума, у детей, то же самое - нет разума. Дети, если им вкусно, они готовы есть весь день эту пищу. Соответственно, родители должны помочь, пока разум не проснулся. У кого-то в 12, у кого-то чуть позже, разум начинает просыпаться и человек хоть какую-то ответственность способен нести. До этого - нет. Вот это функции разума.

Запоминание информации

Способы запоминания информации, по нарастающей: 1) прослушать, 2) записать, 3) рассказать

00:21:48 И теперь, почему я начал эту тему. Мы должны разобраться, как человек запоминает. Память относится к функциям разума, и нам нужно понять, как это происходит. То есть вы слушаете то, что, допустим, лектор говорит. Информация поступает через уши. Если вы больше ничего не делаете, просто слушаете, вы запомните - статистики говорят - где-то 10%. Не больше. Если вы будете записывать, вы запомните больше. Я не знаю точно, какая цифра будет в процентах, но она несколько подрастёт. То есть в процессе записи у вас включаться дополнительные возможности памяти.

00:22:37 У кого-то память визуальная хорошая. То есть просто увидел надпись и запомнил, а на слух хуже запоминает. У кого-то включается механическая память: вот рука движется, и эти движения тоже помогают запомнить. У всех по-разному, но, тем не менее, у всех это будет способствовать запоминанию. Далее, следующий шаг. Если мы хотим что-то запомнить, то нужно повторить, нужно кому-то это рассказать. Если мы начинаем рассказывать, то мы гораздо лучше запоминаем. Наши возможности запоминания таким образом расширяются. И с этим нужно разобраться, как это происходит.

Иерархия материальных элементов – неживая природа, чувства, ум, разум, ложное эго

00:23:22 Мы сейчас дошли до разума в этой иерархии. Неживая природа - это самый низкий уровень. Чувства - это следующая ступень, более высокий. Ум - это ещё более высокий уровень. Разум - это ещё более высокий, выше ума. И следующей ступенью является ложное эго. По ложному эго у вас будет целая лекция, а может даже и не одна. Я не буду сильно лезть в эту тему, но вкратце я вам скажу.

Использование ложного эго для запоминания информации

00:23:56 Эго - это представление о себе. Ложное эго, соответственно, ложное представление, неправильное. Но оно у нас есть. То есть каждый из нас кем-то себя считает. Если любого из нас спросить, то у него есть какое-то представление о себе. Оно является ложным чаще всего, но нам сейчас это не важно.

00:24:18 Как помните в «Кавказской пленнице»: «Тот, кто нам мешает, тот нам поможет». Вот в данном случае для запоминания ложное эго можно использовать. Мы, как правило, представляем себя, несколько лучше, чем мы есть на самом деле. И, соответственно, когда мы, допустим, записываем, что происходит? Мы ж не записываем слово в слово. Мы записываем некие тезисы. И кто автор этих тезисов, скажите мне? Мы сами авторы этих тезисов. И здесь срабатывает ложное эго. Как оно срабатывает? Оно говорит нам: «Ну, я же не могу глупость написать, я же серьёзная важная персона. Поэтому всё, что я записал, это вообще правильно и хорошо».

00:25:09 Аналогичный механизм срабатывает, когда мы что-то рассказываем. Мы ж не передаём слово в слово. Мы передаём то, как мы это поняли. И, соответственно, имея представление о себе как о чём-то ценном, всё, что мы говорим, является ценностью. «Это вот рядом, у соседа конспект, вот там чёрте что. Написал какую-то фигню, а я написал всё классно». Вот это ложное представление о себе, оно помогает нам запомнить. То есть мы сами начинаем уважать то, что мы написали или то, что мы сказали другим. И после этого мы начинаем серьёзно к этому относиться. Мы даже начинаем стараться следовать тому, что мы написали. То есть вроде бы отправным пунктом было ложное эго, в общем, не самая хорошая вещь, но мы её использовали на благо. Таким образом, срабатывает память.

Использование работы в группах для запоминания информации

00:25:59 Поэтому если мы разбиваемся в группы - то, что Михаил Юрьевич и предлагал - то мы и сделаем. Это позволяет нам высказаться. В формате обычной лекции всем высказаться не удаётся. Но кто-то просто может быть стесняется, кто-то ещё по каким-то причинам, не важно. В формате небольшой группы всем придётся высказываться и это высказывание как раз поможет нам запомнить всё это. Механизм сработает. Поэтому это хороший способ, мы его используем.

00:26:34 Хорошо. Сейчас прежде чем к этому мы перейдём, я вообще не знаю, как мы сегодня успеем или нет. Но давайте пробежимся хотя бы поверхностно, потому что мы записывали. У всех же есть эти распечатки с тезисами первых лекций?
[Из зала]: Если у кого-то нет, то у меня есть она.
[Роберт]: Я просто буду их зачитывать и мне интересно, все ли это понимают, и если нет, то, соответственно, мы можем остановиться на пункте и разобрать более подробно.

Тезисы первой лекции (повторение)

1. Закон: «Образование - это знание о том, как стать счастливым»

00:27:21 «Образование - это знание о том, как стать счастливым». Есть какие-то сомнения у кого-то? Мы в школе проходили много разных предметов, например биологию, полагая, что кроме тех, кому профессионально пришлось с этим столкнуться, всем остальным, скорее всего, биология ничего не дала в жизни. Это не являлось знанием, которое помогло нам стать счастливыми. Соответственно, в ведическом понимании смысла, это образованием не является. Образованием является то, что нам помогает стать счастливыми, то, что нас подталкивает в правильную сторону. И если это не так, то это не образование. Поэтому необходимо чётко понимать, что является действительно образованием, а что нет. Просто проанализировав свою жизнь, мы можем более правильно разобраться.

2. Нужно научиться быть счастливым, решая проблемы

00:28:26 «Нужно научиться быть счастливым, решая проблемы. Нужно быть счастливым, несмотря на проблемы». Есть какие-то сомнения у кого-то? Есть какие-то примеры? Может быть, кто-то может привести. Мне вспоминается мужчина, который сейчас очень раскручен в медиа-пространстве, в интернете. У которого нет рук и ног, который лекции даёт по всему миру. Видели, наверное? Кто-то видел, кто-то нет. Я забыл, как его зовут, может быть, кто-то помнит.

00:29:10 [Из зала]: Ник Вуйчич.
[Роберт]: Ник Вуйчич. У него дефекты от рождения, как я понимаю. У него там маленькая часть ноги есть, и больше нет ничего. Соответственно, по его выступлениям видно, что он, в общем-то, полноценный человек. Нельзя сказать, что это такое абсолютно несчастное, забитое живое существо. Ну, понятно, есть серьёзные проблемы, но он научился с ними жить. Вообще человек так устроен, он наслаждаться умудряется в любых условиях, даже в аду.

3. Закон: «Частный опыт не даёт право на закон»

00:29:41 Наверное Михаил вам говорил о том, какое счастье у раба. Ну, человек раб. Какое счастье у раба может быть?
[Из зала]: Когда хозяин спит.
[Роберт]: Ну да. Когда надсмотрщик на галерах устал хлестать хлыстом всех рабов и решил немножко отдохнуть. Вот у раба получается счастье. Человек умудряется найти счастье в любых обстоятельствах, но оно не всегда является истинным, тем не менее, он старается.

00:30:34 Частный опыт не даёт нам право сделать вывод, не даёт право на закон. Мы все живём своей жизнью и сталкиваемся с различными ситуациями и привыкли делать выводы на основании своего частного опыта. К сожалению, это далеко не всегда соответствует действительности. Мы можем попадать в какую-то ситуацию. Даже не один раз, а несколько раз и на основании результатов, которые мы получаем, сделать вывод. Михаил любит приводить пример, почему он этот пример приводит, я вам сразу поясню. Сейчас это некое недоумение вызывает, но эти лекции начинались ещё в начале середины 90-х, и тогда этот пример был актуален.

00:31:27 Тогда же рубль инфлюировал сильно и многие фирмы платили зарплату в долларах. А люди были только из Советского Союза, они доллары только в кино видели. Соответственно, они не представляли, что это такое. И от этого у него этот пример возник... Вы устраиваетесь на работу, вам дают по тем временам хорошую зарплату - 100 долларов. Вот вы отработали месяц, вам дали 100 долларов. Вы идёте, надо же что-то купить в магазине покушать, ещё что-то. Вы идёте в обменник менять эти доллары, а в обменнике говорят, что доллары ненастоящие. Вы ругаетесь со своим работодателем и в результате уходите с фирмы, устраиваетесь в другую. Вам в конце месяца опять дают 100 долларов. Вы на них посмотрели и опять идёте в обменник. И опять вам дали фальшивые 100 долларов. Соответственно, с третьего раза вы делаете вывод, что настоящих долларов не бывает, что все доллары фальшивые. У меня был печальный опыт работы за фальшивые доллары, которые потом сбыть нигде невозможно.

00:32:35 Мы порой сталкиваемся в жизни с какими-то сложными ситуациями и пытаемся сделать из них простые выводы. То есть человек женился, ему попалась плохая жена. Он женился ещё раз, ему опять плохая попалась. Он женился в третий раз и больше он не хочет жениться и всем остальным говорит: «Да не женись. Нормальных женщин не бывает. У меня богатый опыт. Я знаю». Но, очевидно, что это его личный опыт, он не может сделать закон на основании этого опыта. Но люди привыкли делать законы на основании подобных опытов. Соответственно, вот этот третий пункт, который мы зачитали.

4. Любой мотив, любое действие основано на нашем представлении о счастье

00:33:18 Четвёртый [пункт]. «Любой мотив, любое действие основано на нашем представлении о счастье». Есть у кого-то сомнения в этом пункте? То есть можно развивать эту тему. Мы дышим только потому, что у нас есть определённая иллюзия, что это приведёт нас к счастью. Мы вообще любое действие совершаем только, потому, что верим, что это в конечном итоге это сделает нас счастливыми. Мы идём на какие-то аскезы, учиться в институте - если это нормальный институт - то в общем это работа, надо прилагать усилия и так далее. Почему студенты идут учиться? Потому что они верят, что получив хорошую специальность, они устроятся на хорошую работу, будут зарабатывать много денег и станут счастливыми. В конечном итоге всегда это будет стоять как самая главная мотивация к нашим действиям.

00:34:13 Поэтому когда человеку, так или иначе, обстоятельства доказывают, что он не сможет стать счастливым, то человек не хочет жить. Если мы возьмём любого из тех, кто покончил жизнь самоубийством, они все это сделали по одной единственной причине: они больше не верили, что они смогут стать счастливыми. Соответственно, наше представление о счастье очень важно. Если оно правильное, это даёт нам правильную мотивацию в жизни. Если оно неправильное, то наша жизнь превращается в череду разочарований. Мы всегда пытаемся стать счастливыми. Я однозначно могу сказать, все мы пришли сюда только потому, что вы сейчас рассматриваете получение этого знания, как возможность стать счастливыми. Никакой другой у нас мотивации нет. В общем, в этом нет ничего плохого.

00:35:12 На одном из следующих занятий мы будем рассматривать качества души. И одно из качества души - она исполнена счастья. Это естественное её состояние. Мы живём в материальном мире по определённым причинам, но истинным домом для души является духовный мир. Не материальный, а духовный. И в духовном мире все счастливы. Полностью. И, соответственно, вот это состояние счастья для души оно естественно и мы всегда к нему стремимся. Мы просто всячески пытаемся вернуть это состояние. Дальше всё зависит от того, в чём мы видим счастье. И поэтому каждый стремится к своему. Кто-то на дне бутылки его ищет, а кто-то в коллекционировании марок. Но, тем не менее, это всё попытки стать счастливыми. Никакой другой мотивации у нас нет. Женимся ли мы, воспитываем ли мы детей, это всё в одну и ту же сторону всегда - мы пытаемся стать счастливыми.

5. Сознание - это знание себя и окружающего мира

00:36:20 Следующий пункт: «Сознание - это знание себя и знание окружающего мира». Ну, тут вроде всё просто.

6. Понятие личности («я есть») не связано с телом и не меняется во времени

00:36:40 «Понятие личности («я есть») не связано с телом и не меняется во времени».
[Из зала]: [неразборчиво]
[Роберт]: Я понял, что нам будет трудно сегодня в группы разбиться из-за того, что мы сегодня задержались. Получается – всё сбилось. Поэтому, я думаю, я сегодня пройду эти пункты. Тем более, что многие люди у нас первый раз. Пять человек. Довольно много. Может быть, ещё хотя бы вкратце и вторую лекцию пробежим. Так. Понятие личности. Это я прочёл.

7. Мы несчастливы, потому что мы не понимаем своего положения

00:37:16 «Мы несчастливы, потому что мы не понимаем своего положения». Вот это хороший пункт. Кто-то из тех, особенно, кто это слышал ещё с первой лекции, кто-то может это объяснить? Не стесняйтесь. Не бойтесь ошибиться. Ничего страшного не случится. Мы несчастливы, потому что мы не понимаем своего положения. Более того, можно видоизменить этот пункт. Если любой из вас рассмотрит любую ситуацию, где вам было плохо, где вы были несчастны, очевидно, несчастны в своей жизни, если вы начнёте тщательно её анализировать, вы увидите, что всё произошло именно потому, что вы неправильно понимали своё положение. В любой абсолютно ситуации вы найдёте, почему это было так. То есть вы найдёте в чём. Может быть, у кого-то примеры есть? Подобные задания будут потом на группах.

00:38:21 [Роберт]: Кто-то сможет какой-то пример назвать? Давай, Сергей.
[Сергей]: Любой пример привести, где...
[Роберт]: Где все наши проблемы были связаны с тем, что мы неправильно понимали своё положение.
[Сергей]: Я познакомился в городе Новочеркасске с девушкой, я там учился в институте. И мне казалось, что просто общаться это нормально, несмотря на то, что у неё есть парень. А её парень так не считал. В принципе это понятно.

00:39:01 [Роберт]: Очевидно.
[Сергей]: А мне тогда так не казалось. Я думал: «Что тут такого?». У меня-то мыслей не было каких-то нехороших в её сторону, а он-то понимал, что, скорее всего, я буду что-то там к ней испытывать.
[Роберт]: Что это вопрос времени.
[Сергей]: И потихонечку ему придётся или подвинуться или как-то там бороться. В итоге, получается, из-за того, что я не понимал своего положения, мы с ним договорились встретиться, пообщаться. И меня чуть не зарезали. Вот такая история.
[Роберт]: Понятно. Если бы эта история произошла в Сочи, то, возможно, был бы другой исход. А так как это была чужая территория, понятно. Ну, в общем да, приблизительно так оно и есть. Именно так.

00:40:00 [Роберт]: Давай, Наташа.
[Наташа]: Может вы ещё поможете как-то разобраться, где я неправильно понимаю своё положение. Ну допустим, вот ситуация с родителями. Когда они пытаются нам объяснить какие-то вещи, а точнее даже не объяснить, а навязать. И чаще всего я лично не принимаю их советов и всё выливается в ссоры. Я не понимаю своего положения дочери, получается? И поэтому у нас получаются конфликты?
[Роберт]: Да. Я даже не знаю, чем тут помочь тебе. Тут всё очевидно.
[Наташа]: Я хотела понять, правильно ли я понимаю этот пункт?

00:40:58 [Роберт]: Абсолютно правильно. По Ведам родители всегда старше. Соответственно, мы как младшие должны всегда стараться выполнить их волю. Единственное исключение то, что есть Писания, которые являются сводом законов. Если родители вступают в противоречие с этим сводом, тогда мы можем отказать им. Во всех остальных случаях, если они не входят в противоречие, мы должны поступить так, как они хотят. Так, как они просят. Ничего не поделаешь.

00:41:33 [Наташа]: Но для того, чтобы сделать правильный вывод, правильно ли они нам говорят или неправильно, мы же должны ещё и знанием обладать, верно?
[Роберт]: Безусловно. Да. Безусловно, мы должны обладать знанием. Иначе у нас не будет системы отсчёта. Если у нас нет знания, тогда мы просто должны полагаться на них. Они же наши доброжелатели в любом случае, даже если они ошибаются. Они в любом случае наши доброжелатели, поэтому нужно делать так, как они просят.

8. Когда мы себя с чем-то отождествляем, чем не являемся, мы вступаем в противоречие со своей личностью

00:42:14 Так, следующий пункт: «Когда мы себя с чем-то отождествляем, чем не являемся, мы вступаем в противоречие со своей личностью». Это всё к предыдущему. Это туда же, что называется.

9. Четыре недостатка человеческой формы существования - 1) Несовершенные чувства; 2) Склонность совершать ошибки; 3) Склонность к иллюзии; 4) Склонность к обману

00:42:30 Так, девятый [пункт]: «Четыре недостатка человеческой формы существования». Они неправильно у нас перечислены. У нас порядок неправильный. Это важно. Здесь просто надо поменять местами немножко. Первый пункт нужно поставить четвертым, а все остальные правильно стоят. То есть второй станет первый, третий станет вторым, четвёртый станет третьим. Просто первый надо перенести в самый низ.

00:43:13 То есть правильный порядок: у нас несовершенные чувства. Отсюда, просто из этого первого пункта, из того, что у нас несовершенные чувства, логически вытекают все остальные наши недостатки. Начинается с того, что наши чувства не совершенны. Мы возьмём какой-нибудь предмет. Мы не можем точно сказать, сколько там грамм. Приблизительно мы можем, точно мы не можем. То же самое мы не можем сказать, какой он длины. Мы можем приблизительно сказать. Чувства не совершенны. И так во всём буквально.

00:43:46 Нет ни одного показателя, где б мы точно могли [знать]. Человечество пытается компенсировать этот недостаток тем, что оно изобретает приборы. Но, обладая несовершенным чувствами, нельзя создать совершенный прибор. Приборы тоже имеют погрешности. То есть они точнее наших чувств, но они всё равно ограничены. И отсюда у нас возникает склонность совершать ошибки.

00:44:13 Из-за того, что чувства не совершенны, мы ничего не можем сделать. Так или иначе, мы их совершаем. Они регулярно происходят. И оттого, что у нас несовершенные чувства и мы совершаем ошибки, у нас возникает иллюзия. Это третий недостаток. Иллюзия возникает от того, что нам кажется, что у нас всё хорошо. Но на самом деле у нас есть два первых недостатка. И когда мы разбираемся, что у нас не всё так хорошо - у нас проявляется четвёртый недостаток. Чтобы скрыть предыдущие три, у нас появляется склонность обманывать других. Поэтому этот порядок именно такой. Он важен.

00:44:51 Я не знаю нужно ли тут что-то дополнительно говорить? По-моему, здесь более-менее всё понятно. Если у кого-то есть вопросы, не стесняйтесь, берите и спрашивайте.

10. Чем больше я знаю о себе, тем больше гармонии, тем больше счастья

00:45:04 «Чем больше я знаю о себе, тем больше гармонии, тем больше счастья». Ну, это очевидно.

11. Окружающий мир я вижу через призму своей личности

00:45:13 «Окружающий мир я вижу через призму своей личности». Моё виденье мира субъективно. Но, мне кажется, это тоже всё понятно. Никто, я надеюсь, из нас на объективность не претендует.

12. Границы наших чувств - наше тело

00:45:28 «Границы наших чувств - наше тело». Мы это понимаем.
[Из зала]: Другого человека не можем понять.
[Роберт]: Да. Мы чувствуем то, что происходит в нашем теле. Соответственно, другого человека мы познаём только на основании своего опыта. Человек описывает нам, что он ощущает, и мы можем понять, если мы что-то подобное испытывали. Если не испытывали, соответственно, нам не дано понять.

13. Одиночество - вполне естественная проблема этого мира

00:45:55 «Одиночество - вполне естественная проблема этого мира». Именно потому, что у нас всё ограничено.

14. Человек, у которого нет цели, не может быть счастливым

00:46:03 «Человек, у которого нет цели, не может быть счастливым».

15. Без отношений нет счастья

00:46:07 «Без отношений нет счастья». Это коронная тема.

16. Эксплуатируйте вещи и наслаждайтесь отношениями

00:46:21 «Эксплуатируйте вещи и наслаждайтесь отношениями». Соответственно, каждый из нас должен тщательно, это обдумать. Так как мы все понимаем, что мы живём для того, чтобы стать счастливыми, то для нас всё, что касается счастья, должно быть очень актуальным. Вот эту вещь надо очень глубоко понять, что счастье только в отношениях. Больше ни в чём. Если мы хотим обладать всеми богатствами этого мира, то мы хотим, как минимум похвастаться другим. Если не перед кем хвастаться будет, то нам станет неинтересно. Сами по себе богатства нам не нужны. Нам нужны отношения.

00:47:00 Мы все имитируем Бога. Мы все хотим обладать какими-то супер-качествами, супер-достоинствами, поэтому мы стремимся к этим вещам. Но если не будет, кому оценить их, они нам станут неинтересными. Поэтому счастье всегда в отношениях. И мы должны это помнить. Это особенно важно, когда люди жертвуют отношениями ради каких-то материальных благ. Я думаю, все мы сможем вспомнить в своей жизни ситуации, где если не мы, то другие люди так поступили. То есть пожертвовали ради каких-то материальных благ отношениями.

00:47:44 Я тоже не так давно в Сочи переехал, два года назад. И мы купили с женой дом в Дагомысской Барановке. Но он находится на нашей улице последним, на самом верху. Уже за нами дальше лес начинается. И в своё время газовщики не дотянули газ до нашего дома. То есть у предыдущего дома на улице газ есть, а у нас нету. Но, после того как мы дом купили, я пошёл к соседу и говорю: «Мне требуется разрешение, чтобы подключится через твою территорию». Опять-таки, это специфика Сочи – почему-то здесь тянут газ по частным территориям, когда можно тянуть по улице. Мне это не понятно, но вот так сделано. Протянута линия прямо через участки.

00:48:35 И мне, чтобы подключиться теперь, нужно его разрешение. Но он мне говорит: «Мне не хочется, чтобы газ шёл». Я говорю: «Какая тебе разница?» Он говорит: «Ну, во-первых, у меня перед окнами будет труба, что мне не очень нравится. Во-вторых, там определённые есть ограничения на использование земли под этой трубой. Отчуждение будет, мне это тоже ни к чему. Поэтому мне как бы оно не надо». Ну, я пожал плечами: «Ладно, что делать».

00:49:06 Соответственно, дом, который мы купили, он был не достроен. Мы его доделывали, и врыли там септик для канализации автономной. Через полгода приходит сосед и говорит: «Что у вас с канализацией?» Я говорю: «Да вот у нас септик стоит». Он говорит: «На выходе просачивается вода. Она там, в землю уходит, сквозь землю просачивается, оказывается, на нашем участке и пахнет. А у нас собака, почему-то ей этот запах очень нравится. Она бежит туда, вся извозится, и возвращается домой и нам это совершенно дискомфортно». Я говорю: «Понимаю, но у меня есть бумаги от фирмы, которая производит эти септики. Они соответствуют российским стандартам. Если у тебя есть какие-то претензии, ты можешь обратиться в милицию, или в суд или ещё куда-то. И, соответственно, эту фирму прищучат. Я ни при чём. У меня просто есть бумага, что я его купил, и что он соответствует всем необходимым нормативам». Сосед сказал: «Ладно, пойду типа в санэпидстанцию». Говорю: «Удачи».

00:50:20 В конечном итоге он никуда не обращался, но это не важно. Но я про себя стал думать: «Он уничтожил отношения тем, что не дал мне трубу». И теперь ему не хватает как бы решимости, совести, я не знаю, попросить меня что-то с этим сделать. Потому что формально я сделал всё по закону. Ко мне не придерёшься, у меня бумажка есть, а отношения он разрушил. Ничего не сделаешь. И сам попадает в нехорошую ситуацию по этой причине. Просто как пример того, что отношения важнее каких-то может быть выгод, каких-то благ. По крайне мере к этому надо очень тщательно относиться, очень серьёзно взвешивать прежде, чем принимать решения.

00:51:03 Если кто-то из вас может какой-нибудь пример привести, то это будет хорошо.
[Из зала]: Можно я скажу?
[Роберт]: Конечно, нужно.
[Из зала]: Это не пример, это традиции восточных народов. Единственное, не могу точно сказать Япония или Китай, но у них принято перед каждым человеком обязательно кланяться. Поклон. Потому что есть такое утверждение - ты не знаешь, кто перед тобой стоит. Насколько духовный внутри человек. И вообще, кто перед тобой. То есть у них вот отношения эти поставлены на первое место вот в таком жесте - поклоне. И это на производстве происходит, на работе происходит, независимо приезжий ты или нет. Вот мне девочка рассказывала, что в Китае все сотрудники перед ней вот так, хотя она такая же коллега им была. У них вот это первое место.

00:52:00 [Роберт]: В Южной Корее, в Сеуле, я наблюдал процедуру, которая происходит каждый день в огромном гипермаркете. Каждый день утром туда приезжает директор и вечером уезжает домой. И не все сотрудники гипермаркета, но большая часть, заблаговременно выстраиваются у входа или выхода, в зависимости от направления. То есть там целая церемония проводиться. Он выходит, все ему кланяются, он садится в машину и уезжает. Я был свидетелем случайно, как это происходит. Я говорю: «Это что постоянно или сегодня праздник какой-то?» Они говорят: «Нет, у нас каждый день так происходит».

17. Мы не можем избавиться от низшего вкуса, не узнав более высокого вкуса

00:53:00 «Мы не можем избавиться от низшего вкуса, не узнав высшего вкуса». Эту тему вы много раз на этих четырёх лекциях обсуждали, и, я думаю, что с разных сторон рассмотрели. Наверное, уже утряслось, да? Любую вещь, которая у нас есть, мы можем заменить, только предложив себе что-то более интересное. Если у нас есть привычка к чему-то, пристрастие и так далее, мы можем изменить это только одним способом - только найдя что-то более высокое.

00:53:49 Мы в этом плане похожи на ребёнка, который набрал себе много игрушек, и рук уже больше не хватает, чтобы ещё набрать. И теперь он видит какую-то другую игрушку, которую ему хочется. Ему приходится выбрать, что он, из того что уже набрал, выкинет. Ничего не поделаешь, надо что-то выкинуть. И подобно этому мы. У нас есть определённые наши пристрастия и так далее. Мы можем их изменить только под воздействием более высокого вкуса. Но в этом, кстати, наша радость, наше счастье. Просто от чего-то отказаться и оказаться в положении аскезы - это тяжёлое положение. Трудно будет выдержать. А когда ты нашёл что-то более интересное, тогда тебе легко. Поэтому и в отношениях то же самое. Мы меняем отношения одни на другие по этой же причине. Потому что они нам кажутся более интересным, более хорошим.

18. Если знание не ведёт к трансформации сознания, то это не знание. Знание должно изменять качество жизни

00:54:53 «Если знание не ведёт к трансформации сознания, то это не знание. Знание должно изменять качество жизни». Всё здесь понятно? Или есть сомнения опять-таки? Вы же проходили эту спираль? Да, цикл этот - как наши желания ведут нас вверх или вниз. Прогресс происходит или деградация. Вы же должны были проходить. То есть этот пункт как раз оттуда. Я не знаю, может быть вы позже на следующей лекции более внимательно разбирать.

19. Счастье и программирование сознания невозможно совместить

00:56:04 «Счастье и программирование сознания невозможно совместить». Это сложная тема, на самом деле. Вы её поверхностно коснулись. Вам ещё с ней предстоит бороться и бороться. В принципе всем понятно, что такое программирование? Кто-то может привести на себе пример программирования?
[Из зала]: Телевизор...

00:56:38 [Роберт]: Нет. Телевизор как один из методов, как это делается, но глобально. Здесь идёт речь о том, что из-за того, что современный человек не получает объективного знания об окружающем мире, ему власть имущие всё время дают некие суррогаты и эти суррогаты собирают в такие программы действия - как нужно поступать в какой ситуации. Это просто программы. Если мы начнём анализировать, мы очень быстро увидим, что, в общем-то, оно никакого отношения к действительности не имеет. Что вы, как личность, проявились бы по-другому. Но ввиду того, что нас с детства учили определённым шаблонам, мы действуем по этим шаблонам и настолько глубоко они в нас проникли, что мы даже не понимаем этого.

00:57:30 Есть некий автоматизм. В зависимости от уровня культуры, образования и воспитания у нас есть определённые шаблоны. Нам сказали: «Ты - дурак». И мы просто инстинктивно отвечаем: «Сам дурак». Это просто шаблон. Никто не пытается задуматься: «А почему этот человек мне это сказал? А может быть в том, что он сказал, есть какой-то смысл? Может быть, он имеет право так сказать?». Но, чаще всего, у людей уже заготовлен на определённую жизненную ситуацию определённый ответ. Это набор штампов. Программирование. Михаил как раз здесь приводил пример этой бритой курицы. Это очень актуально.

00:58:17 Вы слышали когда-нибудь этот пример? Если курицу побрить, она станет лысой, то летом, когда светит солнце, она у ног хозяина находит тень, если больше негде спрятаться. Вот стоит человек, и она жмётся к человеку, потому что тень. А зимой будет холодно, и она опять жмётся к человеку, потому что холодно. Принцип этот заключается в том, что если лишить человека знания, он становится подобен этой бритой курице. Дальше власти что хотят, то и делают. Если им нужно определённой цели добиться, они знают, как надавить на народ, чтобы получить нужный результат. Управлять обществом становится легко, когда общество не имеет знания. Вот когда все умные, тогда трудно - тогда нужны аргументы. Серьёзные аргументы. Обмануть трудно становится. А когда никто ничего не знает, тогда легко. Конфетку показал - все выстроились в очередь. Всё просто.

00:59:23 [Из зала]: Можно вас спросить?
[Роберт]: Да, конечно.
[Из зала]: [неразборчиво] Интересно же жить было, когда все умные, правильно, да?
[Роберт]: Почему?
[Из зала]: Не знаю. Так интереснее жить, наверное.
[Роберт]: Когда все марионетки.
[Из зала]: Нет.
[Роберт]: И ты ходишь и заранее знаешь, как они поступят в какой ситуации.
[Из зала]: Конечно, так же неинтересно.
[Роберт]: Нет. Как раз сейчас ситуация, что все марионетки. Что у всех прописан определённый набор программ, и в зависимости от того, какое у человека воспитание, образование, у него определённый набор этих программ. Ты заранее это знаешь. Что интересного?

01:00:01 [Из зала]: Сейчас у нас такой век, когда очень много людей с такими способностями. Вот на молодёжь посмотришь, и очень много умных людей. Я и говорю, жить так же интересней, когда, наоборот, развивается молодёжь и растёт.
[Роберт]: Они не развиваются. Они развиваются по штампам. Вот в чём беда.
[Из зала]: А что тогда, эти программы заложены с детства?
[Роберт]: Они закладываются обществом, да. Они закладываются обществом. Существует определённый механизм, как это делается, и это преследует определённые цели.

01:00:36 [Из зала]: Да та же школа.
[Роберт]: Та же школа. Конечно. Кстати сейчас это актуально. Легко это наблюдать на примере Украины. Людей 23 года учили немного по другим учебникам. И мы видим, что из этого получилось. Очевидно, что я не выступаю ни на чьей стороне. Но очевидно, что Украине невыгодно ссориться с Россией, ну невыгодно. Ни по каким параметрам это не выгодно. Тем не менее это происходит. Мы задаёмся вопросом: «А как это смогли сделать?». Как вас можно заставить сделать то, что вам невыгодно?

01:01:09 [Из зала]: Почему вы считаете, что Украина ссорится с Россией? Может быть, у вас какой-то штамп?
[Роберт]: Может быть, ради Бога. Я сейчас не об этом говорю. Я говорю о том, что в принципе штампы существуют. Я не претендую, что у меня его нет. В данном случае вопрос рассматривается так, что может быть это не так плохо. Я говорю: «Как же не плохо?». Люди как раз должны быть свободны от штампов. Люди не должны быть запрограммированы. Программирование - это беда. Человек не сможет быть счастливым.

01:01:45 Программирование несовместимо со счастьем. И именно поэтому я привожу пример Украины. Явно, что этому государству нет смысла ругаться с Россией. Тем не менее, это происходит по тем или иным причинам. Кто в них виноват - не важно. Просто им невыгодно. И это произошло. Это результат штампов. Людям давали определённое образование. В России, соответственно, другие штампы давали. Я ж не говорю, что здесь прям было всё идеально все эти годы. Нет, конечно. Сам принцип того, что общество определённым образом кодирует людей. Это минус. Это не даёт стать счастливыми. Ничего не поделаешь. Это зомби по большому счёту, просто зомби.

01:02:36 Даже если рассматривать в отрыве от этого влияния, то всё равно психологи вам скажут, что существует 17 психотипов. Но это же не очень большая цифра - 17. То есть нас 17 разных человек, все остальные - одинаковые. Ну, сразу грустно становится, согласитесь. То есть нам всем кажется, что мы какие-то уникальные, а нас всего 17. То есть вариантов не так уж много. А тут ещё плюс эти штампы, которые дополнительно общество прививает всем своим членам. Нас ещё более ограничивают таким образом. Всё остальное иллюзия. То, что как бы вот современный мир даёт много возможностей - это иллюзия. Возможности ограничиваются. Чем больше штампов, тем меньше возможностей. То есть если уже человеку привили определённое представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, как он может выбрать? Выбор предполагает свободу.

01:03:39 [Из зала]: [неразборчиво].
[Роберт]: А надо изучать. Надо получить знание. Мы для этого и собираемся. Это единственная наша цель. Михаил очень много раз подчёркивал, что это знание - оно вне конфессий. Вы можете быть христианкой, мусульманкой, кем угодно - это не важно. Если мы вместе прыгнем с девятого этажа, то мы все разобьёмся вне зависимости от конфессии. Как-то странно, да? Но вроде одних Бог должен спасти. Да нет. Вы совершили глупость. Все получите одинаково. Таким же образом есть вселенские законы. Вне зависимости от того, какой вы конфессии, они будут работать. Просто будут и всё.

01:04:23 Поэтому изучать их стоит в любом случае. Просто это позволит лучше жить, меньше ошибаться. Это главная цель. Это главное, ради чего мы собираемся. Мы развеяли сомнения? Штампы — это плохо, точно. Какими бы они не были. То есть даже хорошие штампы могут быть. Вы можете в принципе, допустим, получив это знание, усвоив его хорошо, глубоко, можете создать штампы для людей, кто не обладает этим знанием. Помочь им более правильно жить. И всё равно это будет плохо.

01:05:06 [Из зала]: Просто это могут быть.
[Роберт]: Нет, они должны, осознано всё делать. Когда мы что-то делаем осознанно, результат, который мы получим, значительно превышает тот, который мы получим, когда делаем неосознанно то же самое действие. Поэтому они должны этот выбор сделать самостоятельно. Вы можете научить их каким-то вещам, как делать правильно. Но если вы не объясните им, почему надо именно так действовать, то результат будет гораздо меньше. Гораздо слабее.

01:05:36 [Из зала]: А не может быть такого, что при отсутствии штампов вообще будет в мире анархизм, потому что знанием не все обладают? Многие люди не обладают знанием, и в таком случае люди, не обладающие, они начнут просто творить всё что угодно. Штампы они каким-то образом всё равно… Я не одобряю штампы ни в коем случае, но, тем не менее, это же помогает в каких-то границах удерживать людей, общество, держать их... Понимаете, да? Как стадо, допустим, да. Потому что у нас начнут, там всякие Шариковы вылазить, и, не буду цитировать, ходить в парадной в галошах и прочие вещи происходить. Штампы они же могут и какую-то положительную функцию нести?

01:06:25 [Роберт]: К сожалению, нет. То есть я постараюсь объяснить. Беда в том, что, допустим, штамп для современного общества: «Воровать - плохо». Если мы не донесли до людей, почему воровать плохо, то есть мы не дали нормальное основание, то закон трансформируется в «воровать плохо, но если никто не видел, то нормально».
[Из зала]: Вот так все и живут.

01:07:00 [Роберт]: Потому что штампы. Потому что никто не думает, почему воровать плохо. Воровать для чувств очевидно хорошо. «У меня будут деньги, я куплю себе классную машину. Почему воровать - плохо?» Ум говорит: «Воровать - классно!» А разум говорит: «А я не знаю. Вроде действительно - нормально». Потому что никто никогда не объяснял действительно глубоко, почему воровать плохо. Вот мы имеем результат, то есть штамп. «Значит, если никто не видел, то - нормально». «Жене изменять плохо, но если она не узнает, то нормально. Почему нет? Разнообразие!». И так будет везде и всегда, где люди живут по штампам. Но если человек действительно понял, что он разрушает отношения с дорогим человеком, он не станет изменять. Он взвесит удовольствие от измены с тем, что он всю жизнь может прожить с человеком в мире и согласии. Соответственно, победит более счастливая вещь, скажем, более важная.

01:07:59 [Из зала]: Получается в таком случае - штампы нельзя взять и просто убрать. Их нужно обязательно заменить знанием. Потому что иначе, если мы убираем штампы и ничего не даём взамен, то начинается анархизм. Если мы штампы не заменяем знанием. Правильно я понимаю? Нельзя штампы просто вот так вот взять и разрушить и всё. У нас нет штампов. Все живут так, как хотят.

01:08:24 [Роберт]: В общем да. Но здесь вопрос-то стоит так, что мы ведь и не знаем точно, когда мы по штампу живём, а когда нет. Нам же в этом ещё предстоит разобраться. Поэтому они постепенно у нас отменяться. Просто если у нас разум проснулся настолько, что мы задаём себе этот вопрос, у нас появляется шанс понять, почему неправильно вот это делать, почему неправильно так, и так далее. Общество поступает вот так. Почему? Давайте разбираться. Если у нас есть разум, мы разберёмся. Но чтобы он был, нам нужно знание. То есть нам нужны аргументы. Мы в них очень сильно нуждаемся. Когда они появятся, всё встанет на свои места. Так, мне показывают, что у нас время, к сожалению, истекло. Мы без десяти должны были освободить помещение. Ну, у нас и по пунктам практически всё кончилось.

20. Нас ни при каких условиях нельзя заставить любить

01:09:18 «Нас ни при каких условиях нельзя заставить любить». Я думаю, здесь не надо особо ничего комментировать. Я думаю, все с этим согласны.

21. Какое сознание - такое окружение

01:09:27 И последний пункт: «Какое сознание - такое окружение». Здесь всё понятно? Какое сознание - такое окружение. Всегда. Если мы общаемся с ворами, то не надо удивляться, что когда-то нас обокрали. Это нормально. В каком бы коллективе мы не оказались, он будет соответствовать нашему сознанию. Как я в таких случаях привожу пример: когда-то давно я бросил курить, и из моей жизни в течение года ушли все друзья, кто курил. Я с ними не ссорился, ни с одним. Более того, я до сих пор со многими из них с удовольствием бы общался, но как-то оно само так произошло, что они куда-то исчезли. Кто-то переехал в другое место жить, стало неудобно встречаться, у кого-то какая-то другая компания появилась. Но суть именно в том, что моё сознание изменилось от того, что я сделал шаг, и моё окружение автоматически изменилось. Это закон.
Ну что, первую лекцию мы, получается, прошли второй раз. Давайте на этом попрощаемся. Следующий раз у нас в воскресенье встреча.