Карма. Виды кармы. Самскары. Васаны.

25 января 2015
Как влияют вещи, бывшие в употреблении. Вожделение. Экадаши. Свобода выбора и гуны. Карма. Акарма. Самскары. Васаны. Уровни невежества.
лекция для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:21:13 | качество: mp3 64kB/s 37 Mb | прослушано: 90 | скачано: 67 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Ответы на вопросы

00:00:00 [Роберт]: Если традиционно есть у кого-то вопросы, давайте их зададим. Нет вопросов? Есть вопросы?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Роберт]: Да, эта книга называется Чайтанья Шикшамрита. Бхактивинода Тхакур её написал. Шри Чайтанья Шикшамрита.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Роберт]: Не могу сказать. Не знаю. Надо найти книгу и почитать всю. Из интернета у нас есть вопросы. Хорошие вопросы, серьёзные. Мне понравились. Люди явно вникают.

Как влияют вещи, бывшие в употреблении

00:00:53 [Роберт читает вопрос]: Вопрос первый: касается вещей, бывших в употреблении (техника, мебель, машины), как это на нас влияет, и как очистить эти вещи, так сказать, в домашних условиях? Я раздавала все вещи старших своих дочек, теперь у меня родился сын. Мне все как скинулись, шкаф забит ему до 6 лет. Свои и мужа вещи, из которых мы выросли, я подбрасываю в секонд-хенд в центре инвалидов. У меня там мама работает. Есть обычай, раздавать вещи умерших родственников нуждающимся. Правильно ли это? Прокомментируйте, пожалуйста.
[Роберт]: Одна из форм благотворительности. В общем, ничего плохого в этом нет. Какое-то небольшое благочестие будет за такое действие. Так что, в целом всё хорошо. По поводу того, что там какие-то тонкие энергии передаются, есть такое дело, но мне кажется это не так страшно. Такого уж большого влияния они не окажут, тем более что эти вещи получают люди, у которых обычно выбора-то особо нет. Поэтому это хорошее дело, богоугодное, скажем так.

Сексуальное желание — одна из форм проявления вожделения

00:03:09 [Роберт читает вопрос]: Вопрос второй: вопрос немножечко не в тему: как перенаправить уже сформировавшееся сексуальное желание? Можно ли это сделать при помощи йоги, каких-то крий. Если да, то какие виды йоги в этом наиболее эффективны.
[Роберт]: Вопрос слишком глобальный, чтобы сейчас за пару минут на него ответить, но необходимо понять общий принцип. Если мы возьмём такое писание как «Бхагавад-гита», то Господь в нём говорит напрямую, что вожделение является самым главным врагом всех живых существ.

00:03:09 И вопрос о сформировавшемся сексуальном желании относится напрямую к вожделению. Вожделение действует различными методами, и сексуальное желание только одна из форм проявления вожделения. Вопрос большой̆, и ответить на него просто двумя словами я не смогу. Одна из задач нашего курса, который мы в принципе рассматриваем, проходим, как раз научиться контролировать вожделение и научиться им управлять. Полностью его уничтожить всё равно никогда не удастся. Поэтому просто продолжайте занятия с нами и постепенно вы осознаете ответ.
[Роберт читает вопрос]: Вопрос третий: Здравствуйте, для чего нужно читать джапу?
[Роберт]: Это специфический вопрос, я думаю, что нам на него пока рано рассматривать ответ.

Экадаши — благоприятный день для совершения аскезы

00:04:21 [Роберт читает вопрос]: Ещё про экадаши. В этот день доброжелательно не спать всю ночь, молиться, читать духовные книги. А как быть на следующий день после экадаши? Можно ли спать утром или надо силой удерживать сон до вечера, ведь с непривычки очень хочется спать.
[Роберт]: А кто-то знает, что такое экадаши? А кто не знает, руки поднимите. Два человека только не знают. Есть очень много объяснений, что это за день. Я возьму самое простое. Приблизительно каждые две недели проходит день, в который очень легко и благоприятно поститься. То есть существует несколько ступеней, скажем так, соблюдения этого поста. Если брать полный пост, то нужно воздержаться от еды в течение суток полностью. Допустим, мы сегодня поужинали, завтра этот день наступает. Завтра мы весь день не кушаем и только послезавтра утром мы пост прерываем. Это вот нормальное соблюдение этого поста. Есть более жёсткое соблюдение, когда человек воздерживается не только от пищи, но и от воды. Всухую держит экадаши.

00:06:06 Есть ещё более жёсткое, когда человек не только воздерживается, но и, как здесь описано, не спит всю ночь и читает духовную литературу, молится, может быть какие-то мантры поёт и так далее. Это всё очень благоприятно. Это всё даёт дополнительное благо человеку. И есть, наоборот, более мягкие варианты соблюдения поста. Программа Vaisnava Reminder напомнила о том, что завтра пост до обеда. Более мягкий вариант соблюдения поста — это питаться один раз в день, то есть не весь день не есть, а один раз покушать. При этом следует воздержаться от употребления в пищу зернобобовых, там ещё кое-какие отдельные продукты питания тоже желательно не употреблять, но основной пост это на зерно и на бобовые, на эти две культуры.

00:07:21 Совсем мягкий вариант соблюдения — это питаться три раза в день, но не есть зернобобовые. Это тоже соблюдение экадаши, но уже такое. Чтобы понимать общий, так скажем, расклад: вот за нормальный пост, когда человек, допустим, пил воду, но ничего не ел в течение дня, он получить условно 100% блага. Если он один раз в день питался, исключив зернобобовые, то он получит 50%. Если он питался три раза в день, он ничего не получит, но и не получит минус. Если он питался зернобобовыми, то у него ещё и минус будет. Поэтому, как минимум, стоит воздержаться от зернобобовых. Если мы по каким-то обстоятельствам не можем поститься, то нужно воздержаться от зернобобовых.

00:08:21 Вот такой это специфический день. А что касается ночных бдений, они дадут возможность получить больше 100% блага. В прежние эпохи люди были более благочестивые и для них этот день не являлся большой проблемой. Они легко выдерживали и пост, и, может быть, ночные бдения тоже. Современному человеку, которому приходится ходить на работу, и начальник совершенно не учитывает наших возвышенных мотивов, не спать ночью будет не очень благоприятно. Поэтому, я не призываю никого строгого следовать этой части поста. Кто-то, допустим, имеет возможность, сделайте это, получите благо. Если не имеете, ничего страшного. Просто соблюдайте тот уровень поста, который вам по плечу.

До трансцендентного уровня — мы просто тела, которыми манипулируют гуны

00:09:22 [Роберт читает вопрос]: Вопрос четвёртый: Гуны формируют желание человека, они же действуют. Получается, что материальная природа общается сама с собой? А где мы? Мы выбираем себе друга, который подходит нам по гунам. Значит, выбираем не личность, а гуну. С кем мы дружим и кого любим? Гуны. До тех пор, пока мы не поднимемся на трансцендентный уровень, мы просто тела, которыми манипулируют гуны.
[Роберт]: В общем, человек всё правильно сказал. Это приблизительно так и есть. Сегодняшняя тема нашей встречи — как раз поподробнее разобраться в карме. И там мы рассмотрим это, но немножко с другой стороны, и, я думаю, человек получит ответы на вопросы, которые задаёт.

Свобода выбора и гуны

00:10:23 [Роберт читает вопрос]: Вопрос пятый: Можно ли говорить о свободе выбора человека, если он обусловлен гунами и кармой? Мы не можем заставить другого человека что-либо любить, но он уже по карме должен любить то или иное. Выбор уже был сделан. Сейчас он только следует выбранному ранее. Как может человек, например, в гуне невежества, что-либо выбирать? Он ничего не может увидеть. А если увидит, то не поймёт. Значит, выбора у него нет? Выбор, получается, возможен только, если ты вне гун.
[Роберт]: Опять, это вопрос на ту же тему, которую мы будем обсуждать. В корне — да. Вы правильно рассуждаете. Выбор возможен только в этом случае. Есть такой опыт, что иногда люди в достаточно юном возрасте начинают интересоваться такими вопросами, буквально в 13, 14 лет.

00:11:25 И порой, родители начинают возражать, и одним из аргументов, когда с ними начинаешь обсуждать этот вопрос, является, то, что они говорят: «Пусть вырастет, а потом сам выбирает. Что вы ему мозги пудрите?» — И тогда, следует такой вывод: если человек не получит знание, если он не будет ходить в школу, если он не будет общаться с родителями и так далее. Вот он на улице растёт. А что-то хорошее он сможет выбрать? Он выберет — плохую компанию, алкоголь, воровство, ещё что-то. Какие-то низменные вещи. Для того, чтобы был выбор идти этим путём, или идти каким-то более возвышенным, он должен получить знания. Не получив знания, невозможно выбрать. Если вы не знаете, что есть ценно, а что нет, как вы можете выбрать? В любом случае, чем человек выше по гунам находится, чем более высокие энергии на него действуют, тем больше у него выбора. Если человек в низких гунах, у него выбор самый минимальный. Он может выбрать между портвейном и самогоном. Другого выбора у него нет. Но этот есть. Хотя бы этот у него сохраняется. Я кратко постарался ответить на эти вопросы, которые пришли нам на почту.

Карма

00:12:51 Хотел бы попробовать разобраться сегодня с темой кармы. Так получается, что мы немножко вперёд паровоза забегаем в своих рассуждениях, и вы своими вопросами меня провоцируете на то, чтобы я отвечал то, что мы ещё не проходили. По прошлой нашей встрече у нас была тема о благочестивой и неблагочестивой деятельности и там мы разбирали то, почему необходима благочестивая деятельность и какие виды её существуют. Неблагочестивую деятельность мы сильно не разбирали, так как любой человек легко смотрит вниз и тяжело вверх. Когда что-то выше нас по гунам, нам трудно разобрать что там к чему. А когда что-то ниже, то сразу всё понятно. Поэтому, неблагочестивую особо нет необходимости разбирать. Так же, когда про невежество приводишь пример на бомжах, то все сразу всё понятно. Никаких вопросов лишних не возникает. Такой яркий пример. Поэтому, в неблагочестивую мы не полезем. А что касается благочестивой, возникают определённые вопросы. Мы постарались их разобрать.
Мы с вами ещё говорили о том, что деятельность сама по себе делится на три вида. Кто-то помнит эти три вида? Кто-то может озвучить их?

00:14:37 [Из зала]: [неразборчиво]
[Роберт]: Да. Карма, викарма и акарма. И в чём смысл?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Роберт]: Я бы чуть-чуть подправил. Один из важных пунктов кармы то, что это деятельность, соответствующая писаниям. Да, она ради плодов. И это очень важно, что она ради плодов. Никто это не отрицает, но это люди, которые желают каких-то материальных благ. Они находятся на таком уровне разума, что понимают, исполняя предписания священных писаний, я добьюсь необходимого результата самым лучшим образом.

Карма — деятельность ради плодов

00:15:39 И таким образом, это деятельность ради плодов, соответствующая священным писаниям. Когда мы говорим о викарме, то опять этот вопрос очень важен. Это деятельность, противоречащая писаниям, то есть, так или иначе в любых священных писаниях есть различные виды наставлений, в том числе и, скажем так, экономические. Не укради, например. Чисто экономическое наставление. И эти наставления как раз касаются того, что, если человек живёт в соответствии с ними, он получает положительные результаты, даже если у него может быть не самые высокие цели. Если у него вполне материальные цели, тем не менее, он получит то, что он хотел и не получит или получит минимум каких-то отрицательных побочных эффектов.

Акарма — деятельность, которая не несёт плодов

00:16:43 Акарма — это ещё̈ очень важный пункт. Это деятельность, которая не несёт ни положительных материальных плодов, ни отрицательных материальных плодов, это деятельность не ради плодов. Человеку трудно находиться в бездействии. Живое существо по природе деятельно. Поэтому действовать оно будет, так или иначе. Всё зависит только от обстоятельств — какой из образов действий он выберет. Самые разумные люди действуют не ради себя и, таким образом, не зарабатывают ни положительной кармы, ни отрицательной. В целом, какое-то представление о карме есть у нас у всех, оно выражено даже в Библии — что посеешь, то и пожнёшь.

Два мотива поступков — желание обрести наслаждение или избежать неприятностей

00:17:50 Это чисто описание кармы. На санскрите, как я уже говорил, слово «карма» переводится как «действие». Там много есть вариантов перевода, но для нас наиболее простым и удобным будет такой перевод, как «действие». Наши поступки, мысли, желания, они все вместе, как раз и составляют эту карму. При этом, современный человек живёт таким образом, несмотря на то, что он всё это знает, большинство людей как-то надеется избежать кармы. У нас есть определённая иллюзия, что мы можем что-то совершить и не получить за это отрицательных плодов. И получается, что мы и в положительные не верим. Зачем делать хорошие дела, если не факт, что будут потом хорошие результаты этих дел.

#00:18:53# Люди перестали сильно на эту тему париться и каждый живёт так, как считает нужным, таким образом, зарабатывает викарму. Надежда на то, что пронесёт, она у всех почему-то есть. Но закон, тем не менее, неумолим. Ничего поделать нельзя. Карма рано или поздно нас настигает. Все мы прилагаем какие-то усилия для того, чтобы получить какие-то блага, какие-то удовольствия, какие-то ценности. И более того, мы совершенно не прилагаем усилия, чтобы в нашей жизни появлялись проблемы. Однако, проблемы всё равно появляются, как бы мы этого не хотели избежать, они однозначно появляются. Чем продиктованы наши поступки в глобальном смысле слова?

00:19:55 Желанием обрести какое-то наслаждение или избежать неприятностей. Наши поступки, в этом смысле, делятся на два типа. Одни непосредственно нас ведут к каким-то положительным результатам. Ну, как нам кажется, по крайней мере. Другие предполагают помочь нам избежать каких-то трудностей, каких-то неприятностей и так далее. И, что происходит, когда что-то в нашей жизни случается? Допустим что-то хорошее — мы стремились там к какому-то удовольствию для себя. Я не знаю, в отпуск съездить в тёплую страну, полежать на пляже. Вот у нас всё это случилось, всё это произошло. Каков результат любого поступка? Да, безусловно, чувственное наслаждение или страдание. Это просто факт самого нашего поступка или самого нашего стремления.

Самскара — отпечаток в памяти о каком-то событии

00:21:01 Что за ним происходит?
[Из зала]: Радуемся или огорчаемся.
[Роберт]: Да, мы радуемся или огорчаемся, совершенно верно. Таким образом, мы формируем определённое впечатление. На санскрите для этого понятия есть такой термин «самскара». И санскрит такой язык, что у многих слов нет в западных языках аналогов. И это одно из слов. Слово «впечатление» не полностью соответствует смыслу слова «самскара». Поэтому нам нужно будет эти слова запоминать и впоследствии их использовать. Или, когда они будут где-то использованы, мы будем понимать о чём речь. Самскары — это отпечаток в нашей памяти о каком-то событии. Он может быть положительный, может быть отрицательный. Там есть варианты. Но в чём главное отличие от слова «впечатление», которое мы обычно используем?

00:22:03 Самскара — это несколько глубже, чем просто впечатление. Когда в нашей жизни произошло какое-то событие... В детстве у нас было множество всяких событий. Мы помним их? Чаще всего мы их не помним. Если это не было каким-то уж совсем ярким событием, я не знаю, мы стали свидетелями того, как взорвалась атомная бомба. Ну, наверное, это мы бы запомнили. А так, всё остальное уже стёрлось из памяти. И впечатления об этих событиях тоже стёрлись из памяти. Но вот это более тонкая вещь, самскара, она осталась. Наличие самскар вам подтвердит любой психолог. Вот то, с чем приходится разбираться психологу, когда у человека, в результате вот этих самых самскар, существуют какие-то проблемы в жизни.

00:23:02 В какой-то из жизней нам пришлось сгореть, мы умерли из-за того, что сгорели. Теперь у нас панический страх огня. Просто панический. Мы не можем это никак объяснить. Мы не помним, чтобы у нас что-то такое случилось в жизни, отчего мы боимся огня. Тем не менее, факт — мы его боимся. Это может быть нездоровым, такие фобии могут очень сильно отравлять жизнь. Психологи как раз этим и занимаются тем, что они отыскивают корни этих событий. Но если это доступно, может быть в этой жизни. Мы были ребёнком, нас напугала собака. Мы уже не помним этого случая, мы не помним собаку, но этот страх каким-то образом в нашей жизни присутствует и мешает полноценно жить. Психологи с этим работают и пытаются нам таким образом помочь. Это то, что касается вот этих вот самскар. Это результаты тех действий, которые мы совершили, или тех событий, которые в нашей жизни произошли.

00:24:06 Таких самскар у нас в памяти просто гигантское количество. Мы с трудом можем даже представить сколько их там. Они далеко не все находятся в таком активном состоянии. Многие из них находятся в форме буквально семени, которое ещё когда-то прорастёт. На сегодняшний день эта самскара не является, действующей, она просто у нас есть. И когда мы получаем рождение, то согласно определённым законам, которые существуют во Вселенной... Я не буду сейчас глубоко вдаваться в то, что это за законы и как они действуют, я не специалист в этом и целью нашего курса не является познание нюансов этого закона.

00:25:04 Но, тем не менее, есть некий закон, который определённым образом группирует некоторые из самскар, которые у нас есть, и активирует их. Они переходят как бы в активную фазу. Это те вещи, которые будут влиять на нашу нынешнюю жизнь. Это всё происходит по карме. По карме нам положено перенести определённые впечатления, отрицательные, положительные. Какой-то вкус нас привлекает, мы его хотим повторить. Какое-то удовольствие у нас было, мы хотим его повторить. Эти самскары нам напомнят в нужный час о том, что у нас было это желание и, таким образом, мы сможем его воплотить в жизнь. Вот этот набор этих самскар на санскрите называется «васаны».

Васана – самскара непосредственно влияющая на жизнь

00:26:04 Васаны — это те самскары, которые как раз будут влиять на нашу жизнь. Не просто, которые мы в принципе получили, у нас в банке данных их там миллиарды хранятся. А те, которые непосредственно будут оказывать влияние на нашу жизнь. Они называются васаны. И это влияние очень многими факторами будет проявлено во многих вещах. Мы все знаем, есть такая наука, она называется физиогномика, когда по чертам лица человека можно определить многие вещи. Это как раз вот эти самые самскары, которые определяют нашу жизнь, они проявляются на наших лицах и таким образом опытный человек, которые знает зависимости, он может посмотреть и сказать что-то, какие-то подробности о человеке. Аналогичным образом работает какая-нибудь нумерология.

00:27:03 Человек родился определённого числа, в определённое время, и там эти цифры каким-то образом складываются. И это тоже имеет отношение к этим же самым самскарам. Или астрологи определяют по времени рождения судьбу человека, его характер и так далее. И что сидит ребёнок или даже лежит, пузыри пускает, а при этом говорят: «Он будет гневливым». Ну, как это можно сказать, что он будет гневливым? Он совершенно беспомощное создание. Тем не менее, астролог может это определить. Потому что эти вещи проявляются определённым образом и есть закономерности, которые позволяют это понять и определить. Поэтому, кто-то может говорить, что всё это лженауки. Можно говорить сколько угодно, что это лженауки, но по факту они работают. Они работают, потому что есть вот эта зависимость.

00:28:03 Наши самскары, они определяют какие-то нюансы нашего поведения, они определяют наши желания. Из миллионов желаний, которые у нас есть, они все, чтобы мы не пожелали, фиксируются и записываются. Они все у нас откладываются. Если мы испытали какое-то там удовольствие, мы с определённым знаком, положительным или отрицательным, его тоже зафиксировали. Таким образом, закон кармы просто выбирает из этой массы наших желаний, наших самскар, что нам на эту жизнь положено, на что мы заработали, скажем, так. И таким образом, это всё начинает проявляться. Так как дальше они работают? Появились у нас какие-то впечатления, самскары, они будут определять нашу дальнейшую жизнь, формировать наши желания.

Врити — образ мыслей

00:29:18 Следующим этапом, на что они влияют, являются мысли. Чтобы мы реализовали какие-то свои желания, какие-то впечатления, повторили и так далее, мы должны начать об этом думать. И наши желания как раз подталкивают нас к этому моменту. В принципе можно нарисовать себе схему. Этот круг замкнётся из всех этих вещей. Очередной пункт, который имеет большое значение в этом цикле это наши мысли. На санскрите называется «врити». К слову «врать», по-моему, не имеет никакого отношения. Это даже, в общем-то, не мысли, а скорее это образ мыслей. У каждого из нас есть определённый образ мыслей. И мы привыкли думать, что наш образ мыслей — это проявление нашей индивидуальности. Но, на самом деле никакой индивидуальности нашей здесь нет. Просто, чтобы реализовать вот эти самые самскары, эти самые желания, для того, чтобы их в принципе реализовать в жизнь, нам нужно мыслить определённым образом. Нам нужно найти оправдание своим будущим поступкам. И, таким образом, у нас формируется определённый взгляд на жизнь. Если вам каким-то образом по карме положено стать грабителем или убийцей, чтобы быть убийцей, надо перестать видеть в живых существах какую-то ценность.

00:31:07 Чтобы легко лишить кого-то жизни, нужно перестать видеть в нём человека. Для того, чтобы перестать видеть в нём человека, у вас должен сформироваться определённый образ мыслей. И это всё присуще нам практически с рождения. Мы родились вот с этим набором и теперь, чтобы реализовать этот набор, нам нужно определённым образом думать. Таким образом, мы получаем некое мировоззрение. Мы в соответствии с этой схемой, в соответствии с этой системой ценностей общаемся, думаем, принимаем какие-то решения и так далее. Всё это продиктовано вот этими нашими васанами и становится врити. Есть очень хороший мультфильм, который иллюстрирует эту ситуацию.

00:32:11 Будет возможность, посмотрите дома. Этот мультфильм называется «Моя жизнь».
Может кто-то смотрел. Про поросёнка. Который родился в чьём-то подсобном хозяйстве. И вокруг происходят такие вещи, смысл которых мы понимаем — кого-то зарезали на стол, с кем-то ещё что-то произошло. А у поросёнка такой наивно-романтический взгляд на всё это, и он всему свои объяснения даёт, и они всегда такие хорошие, радужные. — «Дедушку пригласили в дом. Он такой красивый. А его там яблоками пожарили и украсили, такой весь... Нарядный». — Мы как бы смеёмся, но, по сути, мультфильм-то про нас.

00:33:13 У нас так же есть на всё свои объяснения. В жизни должны произойти какие-то события: хорошие, плохие. Они должны произойти. И для того, чтобы мы пришли к этим событиям, у нас есть вот этот самый образ мыслей, который нас просто подталкивает к этому. Мы, когда говорим о карме, большинство из нас думает, что карма это нечто внешнее. Что это некая сила, которая всё организует в нашей жизни таким образом, что всё происходит вот так, как по этой карме положено. Но на самом деле карма действует изнутри нас, а не снаружи. Именно наши поступки, наши вкусы и так далее, они все продиктованы вот этой самой кармой и механизм как это происходит, мы с вами сегодня обсуждаем.

00:34:11 Мы получили этот образ мыслей, эту систему ценностей, которая помогает нам реализовать эти наши желания, эти наши впечатления, возобновить как хорошее, так и плохое. Это карма уже дальше у каждого своя. Всё это приводит человека к каким-то непосредственным действиям, что можно назвать кармой. Эти действия приведут нас опять к каким-то удовольствиям или не удовольствиям и опять появятся самскары. Таким образом, круг замкнулся. Круг замкнулся и все, мы уже не одну жизнь в этом круге барахтаемся. Если говорить по серьёзному, то выбор у нас обычно не очень большой.

00:35:14 Есть механизм. Ведические писания говорят, что где-то 20% у человека выбор. Только 20, а 80 уже предопределено предыдущими действиями. Нашими же действиями. Мы сами являемся источником этих проблем, скажем так. Источником этих положительных и отрицательных впечатлений, которые у нас будут возникать.
Хорошо. Понимая теперь этот круг, давайте попробуем догадаться, а есть ли из этого выход? Есть?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Роберт]: Вань, у нас микрофона нет? Просто в интернете люди. Они ничего не слышали. Поэтому, желательно ради них пойти на аскезу. Это ваше предположение. Ничего страшного.

Можно ли выйти за пределы кармы

00:36:21 [Из зала]: Я думаю, как можно исправить — полностью себя переделав, убирая, самому формируя самскары эти только положительными мыслями, действиями и как бы только положительным. Больше никак.
[Роберт]: Меня радует сам факт, что вы верите, что этот круг разрывается. Это так оно и есть. Нам остаётся только определиться вот из этих всех этапов, которые мы описали, на каком этапе у нас есть шанс на что-то повлиять?
[Из зала]: Где-то выбор-то у нас есть?
[Роберт]: Выбор он внутри круга, вот в чём беда. Он внутри круга. Чтобы его разорвать, требуются довольно большие усилия и это совсем не легко. Но мой вопрос: «В каком конкретно месте это можно сделать? То есть, можем ли мы повлиять на наши самскары?»

00:37:25 [Из зала]: [неразборчиво]
[Роберт]: Как? Не можем. Они уже существуют. Мы уже там в кого-то влюблялись, у нас романтические воспоминания. Это факт. Мы ничего не можем сделать. Или наоборот, кто-то что-то против нас делал, у нас отрицательные воспоминания: «Какой нехороший был». — Они просто факт, есть. Ничего не сделаешь. Действовать мы можем тоже только в соответствии с этими самыми желаниями. Они же определённым образом нас подталкивают. Нам положено умереть от цирроза печени. Что мы будем любить больше всего на свете? Водку. Совершенно верно. И ничего ты с этим не поделаешь. Всё остальное не интересно. Скучно всё остальное, а водка нормально. Умрём от цирроза печени в конечном итоге. Печальная картина, ужасная, но здесь есть слабое звено.

00:38:27 Кто не согласен, берём микрофон и критикуем. Нет. Это же пример. Мы не будем углубляться в подробности. Я принцип просто описываю. Понятно, что есть другие варианты испортить печень. Я не спорю. Есть.
[Из зала]: [неразборчиво] Мы чем-то занимаемся и меняется у нас самскара, то есть как бы... Но когда-то надо брать...
[Роберт]: На что мы можем повлиять?
[Из зала]: На самскары. Ну, да.
[Роберт]: На самскары мы не можем повлиять.
[Из зала]: У нас же будут новые самскары организовываться.
[Роберт]: Мы можем на мысли повлиять. Это единственное, на что мы можем повлиять в этом колесе замкнутом. Больше ни на что мы влиять не можем. И на мысли повлиять трудно. Это не легко. Для того, чтобы самскары были реализованы, нам дан определённый взгляд на все эти вещи.

00:39:30 Образ мысли уже сформирован, и он всё время будет нас стягивать. Наверняка в нашей сегодняшней аудитории многие люди когда-то ходили на какие-нибудь курсы саморазвития. На какие-нибудь интересные, «Личностный рост», вот всякие такие вещи. Они были хорошие. Там давали классную информацию, но проходило какое-то время и всё возвращалось на круги своя. Правда ведь? Потому что образ мыслей не изменён. Что вы сделаете? А самскары-то всё те же. Как тянуло к каким-то вещам, так и тянет. Понимаешь, что плохо, ну и что. Не зря же у нас периодически встаёт вопрос, люди буквально вопиют: «Помогите бросить курить» -. Это же эта же самая история. Есть... Как многие курили вообще или сейчас кто-то ещё курит.

00:40:32 Есть курящие или раньше курящие? А как можно начать курить? Поделитесь. Это же не вкусно и неприятно, но, тем не менее, вы курили. Хитрая вещь, правда? Вроде... Все, кто попробовал первый раз, все сказали: «Дерьмо редкостное». — Тем не менее, потом смотришь, раз — курят. Это тонкий механизм как раз связанный с самскарами. Мы получаем эти самскары через различные впечатления. Мы посмотрели фильм, главный герой курит: «О, круто!». — Это на тонком уровне на нас подействовало. Мы связали его положительные качества, то как он всех разбросал, как щенков, с тем, что он курит. Теперь вот это впечатление на тонком уровне в нас засело. И оно может выстрелить не в этой жизни, а в следующей, но оно выстрелит, оно у нас есть.

Невежество — основа для действия кармы

00:41:30 Вот среди всего этого круга единственное, на что мы можем подействовать, это мысли. И сделать это будет нелегко. Чтобы понять, как круг разрывается в принципе, мы должны понять, на чём это всё основывается, глобально посмотреть на эту вещь. Откуда у нас всё это, и на какой почве растёт. И есть только одна плодородная почва, на которой всё это будет замечательно произрастать. Кто-нибудь сможет догадаться, интересно, нет? Что лежит в основе всего? На чём семена кармы чудесно произрастают? На невежестве. Эта единственная реальная основа для того, чтобы карма имела возможность на нас действовать. До тех пор, пока у нас есть невежество, всё это будет с нами происходить. Если мы хотим разорвать всю эту цепь, нам нужно изменить наши мысли. И мысли, чтобы изменить, надо избавиться от невежества. Это главная задача.

Три уровня невежества — грубое, среднее, тонкое

00:41:30 Невежество можно делить на очень большое количество уровней. Но для того, чтобы не запутаться окончательно, мы выделим буквально три уровня. Это весьма условное деление. Мы их опишем — есть грубое невежество, есть среднее и есть тонкое. Вот три варианта. И все три будут определённым образом на нас действовать и определённым образом с ним возможно бороться. С каждым по-своему. Автор этой идеи один очень известный духовный деятель. Его звали Патанджали. Он тоже из Индии. Он написал такое произведение, которое называется «Йога сутра». Так с его именем и называется «Йога сутра Патанджали». Это он провёл это деление на три уровня невежества, и объяснил каким образом мы можем с ним бороться. Давайте поэтапно разберём, в чём тут суть. Каким образом проявляется невежество на самом грубом уровне? На грубом уровне, самый простой пример, который он приводит, допустим, он берёт питание. У нас есть определённые пристрастия. И в чём заключается наше невежество?

00:44:30 В том, что есть вещи полезные, а есть вкусные. И что мы выбираем? Мы выбираем вкусное. И вкусное означает, что мы живём по карме. По карме нам положено... Что такое невежество? Невежество, можете прямо написать — страдание. Невежество всегда страдание. Всегда и везде. Не бывает, что было невежество и не было страдания. Оно всегда сопряжено со страданием. Нам по карме какие-то страдания положены и теперь наше невежество на грубом уровне подталкивает нас через наш язык к этим самым страданиям. Мы можем заметить, что полные люди любят сладкое. Им нельзя сладкое, но они его любят. А худые люди любят острое и кислое. Им нельзя острое и кислое, но они его любят. Им сладкое надо есть. А полным нужно кислое и острое есть.

00:45:34 Я не даю диетологических советов. Я просто общее описание даю. Не следуйте буквально. Если кому-то это серьёзно нужно, идите к аюрведическому врачу и вам пропишут, что вам можно и что нельзя. Но общий принцип именно таков. Мы очень часто любим то, что нам нельзя.
Я как-то анализировал эту тему и заметил, есть вещи, которые мне нельзя, и они мне не нравятся. И я потом пошёл к врачу и уточнил. Я говорю: «А вот это я не люблю». — Он говорит: «Да хорошо и не надо тебе это. Это тебе вредно». — Я начал анализировать, думаю: «Вот ничего себе, вот это я люблю, а мне вредно, а вот это я не люблю и правильно не люблю. Как это так?» — И понял. Всё просто ларчик открывается. Мне какие-то болезни положены по карме и эти продукты меня к ним ведут, а какие-то мне не положены.

00:46:29 Но не положено мне от такой-то болезни страдать, а эта болезнь вызовется, если я буду, есть какую-то пищу. В моём вкусе проявлено, что я её не люблю, потому что мне не положено страдать от тех болезней, которые она мне принесёт. Всё просто. Это наше невежество на грубом уровне таким образом проявляется. В данном случае я привёл пример с питанием, но его можно на всё что угодно другое перенести, именно на то, что касается нашего тела, то, что касается нашей повседневной жизни. Например, все мы знаем, что хорошо и правильно, и здорово вставать рано, но мы спим. Порой очень поздно. Аюрведа рассказывает: до стольких ты спишь, после восьми вообще адские страдания, на самом деле, нас ждут впереди, то есть нельзя спать ни при каких условиях.

00:47:25 Потому что природа так устроена, что просто вокруг нас определённые энергии движутся и если мы спим в неправильное время, то эти энергии просто убивают нас. Буквально убивают. Или всю ночь тело выделяет определённые токсины. Организм их собирает, забрасывает их в пот, и они выделяются с поверхности кожи. И знаете, такой специфический запах от этого пота, именно ночного. Он не такой как в любое другое время суток. Он специфический. Организм избавляется от токсинов. Но при этом, аюрведисты говорят, что если вы спите после шести, то начинается обратный процесс: всё, что на коже есть, всё впитается обратно. В общем-то надо смыть до шести. Надо встать и смыть. Даже, если вы спать дальше хотите — пойдите смойте это всё в душе, лягте обратно и спите, если уж так хочется. Иначе вы впитаете обратно эти токсины. Они будут усвоены. Их надо будет снова вытаскивать.

00:48:27 Организм трудился всю ночь, чтобы выкинуть их. Выкинул, и вы их опять обратно засунули. Это всё относится к грубому нашему невежеству. К сожалению, этим всё не заканчивается. Всё идёт ещё глубже. Дальше, идёт проявление нашего невежества на среднем уровне. Как я сказал, будут страдания на всяком уровне невежества, и на более тонких будет то же самое. Следующий уровень проявления невежества — это проявление в мыслях. Всякий раз, когда у нас появляются какие-то нехорошие мысли, зависть, жадность, вожделение, ещё что-то, всё это относится к среднему уровню невежества, не к тонкому. Он тоже приводит к страданиям.

00:49:26 Как мы знаем, что телесные страдания, даже весьма суровые, всё-таки слабее умственных. В уме мы себя накрутить можем гораздо сильнее и испытывать боль гораздо более сильную, чем на физическом уровне. Это всякий раз, чем более тонкий уровень, тем он сильнее действует. Это и в природе так везде. Более тонкое оружие всегда побеждает более грубое. То же самое касается боли. Поэтому боль, которая возникает в нашем уме, страдания от того, что с нами несправедливо поступили, предали, изменили, ещё что-то, это всё как раз страдания от того, что у нас есть невежество на этом самом среднем уровне.

00:50:28 И следующий этап — это самая тонкая форма невежества. Она проявляется на уровне базовых установок, на уровне жизненных ценностей. Это самая тонкая вещь. Она происходит, если совсем коротко сформулировать, от того, что у нас неправильное отождествление себя. Так или иначе, мы себя всегда с чем-то отождествляем и от этого строим общую систему наших жизненных ценностей. Если человек отождествляет себя с тем, что он мужчина-мачо, у него должны быть мускулы, у него должна быть хорошая машина, у него должно быть много женщин. Это то, что определяет глобально наше поведение. Это система его жизненных ценностей, парадигма. И она относится к невежеству, потому что она не соответствует истине.

00:51:30 Если она соответствует истине — у нас проблем нет, если она не соответствует, то у нас проблемы есть. И проблемы этого плана совсем серьёзные. К счастью, не все люди попадают в ситуацию, где они это начинают осознавать. Но те, кто попадает, для них страдания самые сильные. То есть это страдания такого плана, что человек понял, что вся его система жизненных ценностей была неправильная, он прожил зря жизнь, он совершил кучу ошибок, он там сделал не так, с теми поссорился, с женой развёлся, ещё что-то. И он понимает, что уже ничего не исправить, и это довлеет на него очень сильно, вплоть до самоубийства или ещё чего-то. Это самый тонкий уровень невежества, и он же заставит нас страдать больше всех.

Как избавиться от невежества

00:52:30 Понимая эту картину, перед нами встаёт выбор, что мы должны от этого всего избавиться. Все хотят избавиться, или кто-то согласен остаться в том положении, в котором есть, кого-то устраивает? Я думаю, что все хотят. Мне так кажется, по крайней мере. В моей системе жизненных ценностей, все должны хотеть избавиться от невежества. С чего мы должны начать, как вы думаете?
[Из зала]: С образа жизни.
[Роберт]: Да, правильно вы определяете. Мы должны начать с грубого уровня. Поработать придётся над всеми уровнями, но всему своё время.

00:53:27 Для того, чтобы начать работать над мыслями, нужно создать обстановку, чтобы правильные мысли у нас появились. И если мы на грубом уровне неправильно себя ведём, то шансов у нас не будет, чтобы у нас появились правильные мысли. Боремся мы с этим, именно начиная с грубого.
Какие факторы, на ваш взгляд, способствовали бы наведению порядка здесь? Так скажем, избавлению от невежества?
[Из зала]: Получение знаний. Чистота.
[Роберт]: Получение знаний сюда не относится. Чистота относится. Ненасилие. Сам Патанджали использует термин тапасья.

00:54:29 Это санскритское слово, которое предполагает, что человек добровольно отречётся от каких-то вещей и начнёт, переламывая себя, пытаться жить правильной жизнью. Аскеза — это, по-моему, западное слово. Тоже санскрит? Нет. Аскет — это же явно. Да. Мне тоже кажется, что это или греческое, или латинское, какое-то. Добровольное ограничение: режим дня, распорядок дня, воздержание от каких-то вещей добровольное, выяснение у врача, что действительно можно есть, а что нельзя. Всё будет невкусно, сразу говорю.

00:55:28 Ну, иногда можно себя побаловать. Да, можно. Тут можно найти и среди того, что пропишет врач и что-то приготовить вкусное. Я согласен полностью. Какое-то время всё равно будет аскеза. Таким образом, мы можем избавиться от невежества на грубом уровне. Начать строить свою жизнь с помощью разума. Какой следующий шаг будет? Как будем влиять на второй уровень, на средний уровень?
[Из зала]: Занимать себя как-то, чтобы мысли направлялись в положительную деятельность.
[Роберт]: А чем мы их будем направлять-то?
[Из зала]: Мышление??? [неразборчиво]
[Роберт]: Подойдёт. Что будет высшим вкусом?
[Из зала]: Молитва.
[Роберт]: Молитва подойдёт. Общение с духовно развитыми людьми.

00:56:30 Подойдёт. Всё вы правильно говорите. Медитация туда же относится. На санскрите называется свадхьйайа. Все эти пункты, которые мы перечислили, они туда как раз подпадают. Таким образом, мы постепенно меняем наш ум. И? изменив наш ум, у нас появляется шанс повлиять на самый тонкий уровень. Что нужно для того, чтобы поменять самое тонкое невежество? Наши глубинные ценности. Есть варианты?
[Из зала]: Истинное знание.
[Роберт]: Истинное знание оставит нас на уровне ума, всё-таки.
[Из зала]: Встретить святого человека.
[Роберт]: Это необходимое условие, но оно само по себе ещё не является тем, что нужно будет сделать.

00:57:34 Конечным лекарством оно не является, оно будет способствовать. 100%. Может быть даже обязательным будет, но, в конечном итоге, поможет нам другое.
[Из зала]: А восприятие себя Я — Душа.
[Роберт]: А это очень близко.
[Из зала]: Служение.
[Роберт]: Не совсем. Служение имеет отношение к душе, но... Хорошо. Не буду вас мучить. Просто, почему близко то, что он сказал: «Осознать, что я душа». — Что значит душа? Душа — значит подчиняться воле Бога. Вот этот пункт помогает изменить последний вид невежества. Начать действовать в соответствии с волей Бога. Это самый высокий уровень избавления от невежества, и он единственный, что может нам помочь.

00:58:35 Если вы вспомните Библию, когда Иисус непосредственно перед казнью молился Господу и поначалу он был не согласен с тем, что ему предстоит пройти всё это. Он обращался к Господу: «А за что, собственно? Я же вроде всё правильно делал?». — Но потом, вот этот момент очищения произошёл, и он говорит: «Пусть будет Твоя воля». — Не моя. Мы все живём своей волей. Вот корень наших проблем в том, что мы живём своей волей. Мы считаем себя кем-то. Мы считаем, что в этом мире мы можем проявить какую-то свою волю, и нам от этого станет хорошо. Но, к сожалению, это не так. Не станет нам хорошо по нашей собственной воле. Это уровень святых, понятно. Но для того, чтобы обрести совершенство в материальном мире, всё равно всем придётся этого уровня достичь.

00:59:37 Альтернативы нет. Я всегда думал, что есть некий элемент халявы. У меня всегда была такая надежда, что надо просто в нужном обществе тереться, что-то там немножко делать и всё будет хорошо. Но потом как-то, видимо, Господь изнутри понял эту мою...
[Из зала]: [неразборчиво]
[Роберт]: Да. Это нужный элемент. Я полностью с вами согласен. Это определённый уровень. Он необходим. Без него невозможно. Но, я думал, его будет достаточно. Что дальше можно не идти. Нет, к сожалению, потом меня убедили, что придётся идти дальше и каждому из нас придётся стать именно святым. Да, именно святым. Всем. Без исключения. Каждому персонально придётся стать. Меньше всяких страданий испытаем.

01:00:33 Понятно, что сейчас это для нас просто запредельно. Как всё равно, что сказать, что завтра все сдаём экзамен на кандидатский минимум по философии. Кто готов? Никто не готов.
[Из зала]: Если очень долго повторять, повторять, повторять...[неразборчиво] и следующее поколение может в это поверить, если это долго повторять. Вот и здесь то же самое. Если думать, что: «Да, мне надо стать святым. В принципе мне придётся стать святым». — И, постепенно, с этим начнёт формироваться вокруг тебя...
[Роберт]: Я понимаю мысль, которую вы до нас пытаетесь донести.

01:01:27 Она имеет своё название тоже санскритское. У нас общество любителей санскрита, и мы всему находим санскритские названия. Эта тема называется сахаджия. Когда человек каким-то образом убеждает себя в том, что он уже достиг нужного уровня... Нет, он искренне убеждает себя. Вот, в чём беда-то. Он искренне верит, что он уже находится на...
[Из зала]: [неразборчиво]... как бы нормально. Если ты вдруг почувствовал: «О, да это я уже слышал. По-моему, я святой. Что-то я уже не такой». — Это уже всё. Это всё. Это надо опять вниз. Прям вот сюда на землю и опять с этого начинать. Я не об этом говорил. Я о другом говорил.

01:02:32 [Роберт]: В данном случае необходимость того, что нам нужно будет достичь этого уровня, как раз раскрывается, когда мы изучаем темы подобные нашей сегодняшней. Мы просто смотрим, каким образом можно изменить этот круг, который заставляет нас снова родиться здесь, снова получать какое-то тело, снова зарабатывать какую-то положительную или отрицательную карму. И, рассматривая возможность его разорвать, мы выясняем, что для того, чтобы полностью это сделать, мы вынуждены будем достичь самых больших высот духовного развития. И вот в данном случае, это тонкое невежество уничтожается именно этим способом, когда мы полностью вручаем себя Господу. Когда мы понимаем, что на самом деле, что те условия, в которые Он нас ставит, то, что Он предполагает, мы должны сделать, для нас является гораздо большей пользой, чем чтобы мы себе не выдумали. Всё, что мы можем сами выдумать, окажется для нас хуже, чем то, что Он нам подскажет, предположит наше движение в какую-то сторону. Вот таким образом этот круг разрывается. Надеюсь, что по карме мы более-менее всё подробно разобрали.

Ответы на вопросы

Варианты объяснения Писаниями падения души в материальный мир

01:04:06 Если у нас есть ещё какие-то вопросы, комментарии, дополнения, то давайте их озвучим. Попробуем ответить. Вот микрофончик, передайте на ту сторону, пожалуйста.
[Из зала]: Роберт, скажите, пожалуйста, у меня до этого была ещё какая-то надежда относительно духовного мира, но последняя информация то, что как же так... Вот кстати, я Вальмики тоже на фестивале «Благость» задавала вопрос. Если мы были в духовном мире и наслаждение, и всё, как же души опять падают? Так я и не поняла ответ, как-то так всё расплывчато. И вот недавно я узнала, в тот момент, когда душа подумала не о том, как служить Всевышнему, когда она находилась там, а о себе, она тут же оказывается каким-то образом в материальном мире. То есть, как-то измерения совпадают или что, то есть она падает. Когда она о себе подумала, как себе. А какая гарантия, если я буду там, что у меня это не промелькнёт, желание или мысль, и я снова не упаду? Вот, я вырвусь из этого круга рождений и... Вообще какая-то бесконечная история или я что-то не так поняла?
[Роберт]: В данном случае…, вообще вопрос падения живого существа в материальный мир относится к категории ачинтьи, необъяснимого. Тем не менее, несколько различных вариантов объяснения этого в писаниях существует.

01:05:45 Но проблема в том, что эти варианты входят в противоречие друг с другом. И когда мы спрашиваем продвинутых людей об этом, то нам объясняют, что человек он о себе очень высокого мнения. В целом человечество. Но на самом деле это не совсем так, то есть возможности человеческого ума и разума ограничены. И есть вещи, которые человек не может понять. Даже в этой вселенной на материальном уровне есть живые существа гораздо более умные, гораздо более понимающие и даже для них есть вещи непонятные. Вот как мы уже говорили, что непосредственным управлением вселенной занимаются специально выделенные живые существа, которые благочестивые. Они называются полубоги. У каждого из них есть своё поле деятельности, и что он должен поддерживать в этой вселенной.

01:06:46 Их много, 33 миллиона. Они все занимаются поддержанием здесь жизни. Есть полубог, который отвечает за пищеварение по всей вселенной, чтобы у всех в желудках всё переваривалось. А у кого проблемы должны быть с желудком — у того, чтобы были проблемы, он за это отвечает, за проблемы. Итак, вот 33 миллиона этих живых существ. Они все очень сильно умные. Мы видим мир трёхмерным и время для нас является четвертым измерением. Вот самый высший уровень для этой вселенной 64-мерное видение. Они во столько раз приблизительно умнее нас. Тем не менее, даже для них есть ограничения. Есть вещи, которые они не могут понять. И вот этот вопрос относится к категории необъяснимых. На каком-то уровне нашего развития мы сможем понять, что на самом деле нет противоречия, что и то и другое сказанное не входят в противоречие.

01:07:50 Но сейчас мы находимся на таком уровне, когда мы не можем эти вещи объяснить. Поэтому, чтобы у нас не было проблем в голове, нам просто сказали: «Вот этот вот способ запомните и всякий раз думайте, что это единственно правильный». — Поэтому, так как мы же об этом думаем и это нас в какой-то степени беспокоит, поэтому нам требуется какой-то ответ. Вот нам сказали, что живое существо оно позавидовало Богу в виду того, что в духовном мире у живого существа может быть 78% качеств Бога. Это очень большая цифра. То есть мы, в общем-то, очень сильно похожи на Него. И очень сильно много что можем. И поэтому эта цифра заставляет нас подумать: «А что? Я тоже, в общем-то, крут». — Как эта мысль возникает, то нам предлагается эту крутость реализовать в специально отведённом месте.

01:08:48 Как вот психиатрические лечебницы есть на земле, вот это материальный мир. Для духовного — это психиатрическая лечебница. Нас сюда поместили. Срока никакого нет. Как вылечишься, сразу вернут обратно. Вот мы лечимся. Получается, что мы в данном случае придерживаемся того, что непосредственно указано в писаниях. В Писаниях сказано, что второй раз в материальным мир не падает никто и никогда. Если мы вылечимся один раз, то этого лечения хватит нам на целую вечность после этого. Всё. Больше это не повторится.

Демон — живое существо, не признающее Бога

01:09:29 [Из зала]: Ещё маленький вопрос можно? А вот что демоны делают здесь, если у них свой низший мир есть, где такие существа. Есть мир полубогов выше. То есть на земле как-то они приходят, встречаются? Почему они здесь, если у них есть там Патала, низшие миры?
[Роберт]: У вас немножко превратное представление о демонах. Вы демонов представляете с такими страшными лицами, торчащими клыками и рогами. Это не демоны. Демоны вот, оглянитесь вокруг себя. Мы все демоны. У нас у всех есть демонические склонности. Демон означает живое существо, не признающее власть Бога. А кто в этом мире признаёт власть Бога? Здесь почти никто не признаёт власть Бога. Поэтому демоническая природа у нас у всех есть. Мы все совершаем какие-то поступки, хотя знаем, что они неправильные, но, тем не менее, их делаем. Это демоническая природа. Ничего не сделаешь. Поэтому те, кто находится на более низких уровнях планетных систем, они тоже могут иметь демоническую природу. Там есть и живые существа, которые по своим желаниям соответствуют тем условиям. У нас у всех есть желания. Человеческая форма жизни имеет единственное предназначение, чтобы живое существо сделало выбор из огромного множества своих желаний.

01:10:56 Если так глобально смотреть, люди, которые посвящают всю жизнь полётам на парашюте или на дельтаплане, кем они родятся в следующей жизни? У кого-то есть сомнения? Очевидно, они родятся птицами. У них есть желание летать. Зачем ты мучаешь человеческое тело, которое вообще не приспособлено летать. Зачем ты его мучаешь? Получи нормальное тело, с крыльями и там летай часами себе, орлом каким-нибудь. Никаких проблем нет. Или которые там ныряют. Эти дайвингисты и так далее. Чего вы мучаетесь со своими масками кислородными, которые баллоны иногда взрываются? Зачем вам это? Получите тело рыбы и там наслаждайтесь, раз вам это нравится. Нет никаких проблем. Буквально для каждого человеческого желания есть более приспособленное тело. Для каждого. Слоны очень любят алкогольные напитки. Ну, вот если дать, то он обязательно выпьет.

01:11:58 А свинья любит кушать всё подряд. Она неразборчива. И то, что все кажется отвратительным, ей кажется вкусным. Она искренне наслаждается. Дайте ей что-то по-настоящему вкусное, она может отказаться, а съест какое-нибудь дерьмо. Каждое, буквально каждое живое существо в чём-то совершеннее человека. Человек единственное, чем хорош, что у него всё есть. Он может и бегать, и прыгать, и летать, и под водой плавать, и сексом заниматься круглые сутки. Ничто ему не мешает в этом. У него нет ограничений в этом плане, но всё что он может, он может по чуть-чуть. Это по чуть-чуть говорит о чём? Сделай выбор. Мы на вокзале. «Какой билет покупаем?» — говорят нам в кассе. И мы говорим: «Мы хотим вон туда». -- «Туда, пожалуйста. Нужно столько-то денег».

01:12:58 Деньги — это благочестие. Хватает благочестия — поехали, не хватает — извини, придётся зарабатывать. Всё. Поэтому на низших планетах живут существа, приспособленные для той жизни и имеющие соответствующие желания. Писания описывают там более низкие планеты с технократическими цивилизациями. Они очень сильно опережают земную в смысле техники. У них есть совершенные летательные аппараты, совершенные всякие видео-шмидео. У них всё совершеннее, чем у нас. Ну, и что? У них выбора уже меньше. Он там тоже есть. Всего во вселенной 8 400 000 форм жизни, из которых 400 000 являются человеческими. Что значит человеческими? Это значит, есть выбор. То есть ты можешь поступить правильно и можешь неправильно. У тебя есть свобода выбора.

01:13:56 Это вот 400 тысяч. Какие-то из них, возможно, выглядят как медузы. Я не знаю. Но при этом главное, что у них есть – разум, который позволяет им выбирать. А у всех остальных животных форм у них нет этого разума. Их разумом является Господь. Вот то, что учёные называются инстинкт. Помните это слово? Как образовалось слово кенгуру. Не знаете? Когда белые появились в Австралии, увидели кенгуру. Они у местного туземца спрашивают: «Что это?» Он говорит: «Кенгуру». Его и назвали кенгуру. Потом выяснили, что у этих туземцев это слово обозначает «Я не знаю». — Вот так и слово «инстинкт». Когда вы слышите «инстинкт» говорят современные учёные, это означает, что они не знают. Они, когда не знают, они сразу какое-нибудь мудрое слово назначают. Вот в данном случае, слово «инстинкт».

01:14:54 Мы понимаем, что инстинкт -- это некая сила, которая позволяет кошке при её каких-то болезнях, она же не врач, чтобы в своих болезнях разбираться, но она знает какую траву съесть, чтобы помочь этой болезни. Есть некая сила внутри неё, которая ей подсказывает. Так вот у 400 тысяч видов жизни есть этот самый выбор, и они могут выбирать, как поступить. И получается, что большинство из нас делает неправильный выбор, к сожалению. За это потом и страдаем, за это у нас карма и так далее. Вот то, о чём мы сегодня как раз говорили и разбирали. Есть ещё вопросы? До интернета ещё не дошло.

Святой может вырвать из круга рождений несколько поколений своих предков и потомков

01:15:43 [Из зала]: По поводу освобождения, когда святой человек. Говорится, что он ещё спасёт своих предков, потомков несколько поколений. Как-то он их тоже вырывает из круга рождений. И по поводу экадаши, когда человек, написано, целый день постится, он избавляется от кучи своих грехов. Как это может быть? Просто не ешь, или вот что у тебя такой вот потомок или предок и ты всё это получаешь. Как это? Милость особая, везение?
[Роберт]: У нас как бы это сильно выбивается из нашей темы и сильно забегает вперёд. Но чтобы удовлетворить ваш вопрос, я коротко постараюсь сказать. Допустим, вы стали святой в конце жизни и покинули этот мир, получили освобождение, вырвались из круга рождений и смерти. А я, допустим, был вашим родственником. И может я внешне играл не самую лучшую роль в вашей жизни.

01:16:58 Может быть, я был занудой, и всё время чем-то вам мешал. Тем не менее, своим занудством я способствовал, чтобы вы стали святой. Не правда ли? Вот если бы я был такой шоколадный, белый и пушистый, возможно вы не стали бы святой. А я был занудой, противным и так далее и это подтолкнуло вас в нужную сторону. Таким образом, я к вашей святости имею непосредственное отношение. Ну, может не источник, но, по крайней мере, я способствовал. Один из факторов, который помог вам. Но раз я помог, Господь благодарен мне, Он мне тоже помогает.
[Из зала]: Ну, вы можете быть моим правнуком. Это ж несколько поколений берётся.
[Роберт]: Мы ж по карме должны были как-то пересекаться. То есть я же правнук, потому что у нас когда-то были какие-то отношения, и мы в них вступали. И я теперь должен стать правнуком и должен описаться у вас на руках. Или что-то типа этого. Всё. Есть определённая взаимосвязь между нами.
[Из зала]: Не просто так?

01:17:58 [Роберт]: Не просто так. Нигде не написано, что они просто уходят. У меня у самого был этот вопрос, и он по-прежнему не удовлетворён. Я не буду вам говорить, что это авторитетная информация. У меня есть предположение, что этим людям не то, что они сразу получат освобождение. Скорее им будут созданы экспресс-условия для того, чтобы они очистились. Им тоже ведь надо очиститься. Ведь там в духовном мире с нашими наклонностями делать нечего. Нам там же скучно сразу станет и не интересно. Нам здесь интересно, потому что здесь такие же, как мы. У нас схожие интересы. А там у всех другой интерес и нам будет скучно. Мы останемся в одиночестве. Поэтому прежде, чем туда попасть, всё равно надо очиститься. Но это мои домыслы. Я не говорю, что это авторитетная информация.
[Из зала]: А вот по поводу экадаши, что вот тоже? Ты не ешь целый день...
[Роберт]: По поводу экадаши я могу только усугубить.

01:18:56 Даже если вы не ели принудительно. Ну, допустим, я не знаю, вы попали в плен к врагам, и они не давали вам есть, и вы пропостились весь день на этот день. Вы получите благо всё равно. Вот так. Не важно по какой причине это произошло, главное факт, что вы проголодали весь день. Всё. Вы получите благо. Вот так.
[Из зала]: Просто в голове не укладывается.
[Роберт]: В этом смысле халява, да. Ну, я не уверен, что все сразу, но много. Дело в том, что их у нас тоже очень много. Грехов-то. От того, что половину убудет, в жизни мало что поменяется. Ничего грустного. Вы смотрите на грехи, как на некое наказание.

01:19:58 А это ведь неправильно. Пусть будет причина наказания. Сам факт наказания — это таблетка. То есть, если у нас пристрастие воровать, что нужно сделать, чтобы мы перестали воровать? Нет. Нужно, чтобы нас обворовывали, и мы очень быстро поймём, что это плохо. Мы окажемся в этом положении, когда у нас там последнее украли, и мы вот что-то планировали и все планы рухнули. Человек быстро придёт к выводу, что воровать не надо. Поэтому есть проблемы внутри нас, и эта карма, которая нас окружает, она помогает нам от них избавиться. Она нам всякий раз подсказывает: «Вот так не делай. Всё равно будешь, ну ладно, тогда вот это». -. Всё это связано. Поэтому, мы не должны на неё смотреть как на что-то совсем плохое. Ну, неприятно — да, но в этом есть положительный момент. Она помогает нам от чего-то избавиться и хорошо, почему бы и нет. Правильно? На этой оптимистичной ноте надо заканчивать.