Условия для восприятия знания. Решимость в гунах.
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Условия для восприятия знания и применения его в жизни
Принцип полного сосуда – если человек «уже всё знает», он не может больше ничего воспринять
00:00:00 Я сейчас ещё в Пензе этот курс даю. Там интересный человек новенький пришёл. Это опасно приходить на середине курса. Человек абсолютно, не понимает терминов, которыми мы пользуемся, не понимает различий между умом, разумом, что такое сознание, типы сознания. Но не в этом дело – это был идеальный пример. – Молодой человек, умный, интеллектуальный, но вообще не мог слышать, что я говорю. По его вопросам я понял, что он вообще меня не слышит. Я говорил какую-то фразу, и просил: «Пожалуйста, повторите, о чём я говорю». Он говорил, и все видели, что он не слышит. Просто не слышит, как будто я на французском языке [говорил], а он на английском. Что ему в голову приходит, то ему казалось и слышит.
00:00:57 Это очень важный момент, правда, это редко так явно [бывает] выражено.
Надо представить: наше сознание – некий сосуд, который, если полностью заполнен, то туда ничего нельзя влить. И вот он может быть заполнен, чем угодно, и мы уверены, что всё знаем, что у нас нет никаких проблем. В этот момент, в таком состоянии, чтобы нам ни говорили, оно туда не умещается – мы полны. Пусть мы полны ложного знания, но мы-то этого не знаем, мы считаем, что всё нормально.
00:01:54 Я ему говорю: «Скажите, в чём разница между умом и разумом». – «А что тут говорить, в школе всё давали». Всё – у него полно. Всё, о чём вы говорите [ему] понятно, и начинает такую откровенную белиберду нести. Поэтому если вы сталкиваетесь с этим в себе, то может быть и не надо пока. Я в этом плане очень демократичен. Человек будет лечиться, когда [ему] приспичит. Если не приспичило, то к чему всё это? Какие-то прописные истины по здоровью мне говорили и в 20 лет, но я их не мог услышать – не болит ничего. Мне отец говорил: «Что ты делаешь?» Сейчас не то, что отец, [уже] я ему говорю о том же. Но [пока] ничего не болит, мы слушаем, но не слышим. В общем-то может и не надо мучиться.
Особенности психики разных людей необходимо учитывать при обучении
00:02:41 Очень важно понять отличия нашего ума, как инструмента психики. Мы ещё не проходили, что такое душа, но чисто теоретически можно сравнить душу, с водителем машины. Я всегда сравниваю с танкистом, потому что это более сложное, чем просто машина, или с подводной лодкой. И вот танкист – это душа, танк – это грубое тело, а перископы и все эти приборы – это инструменты с помощью, которых танкист видит мир.
00:03:44 И представьте, моё тело – это один танк, ваше тело – это другой танк. Мы подходим друг к другу, корпусами танков можем тереться, но танкист не может ощутить лично вас, второго танкиста в теле. Но, если есть какие-то датчики на теле танка – температурный датчик, то от трения двух танков датчик покажет превышение температуры – 70 градусов, 80. И танкист может подумать, наверное, тому танкисту жарко. И в зависимости от этих конвертеров-преобразователей, мы ощущаем мир. То есть инструмент один – датчик.
00:04:33 Ум – это определённый инструмент, он обладает тремя функциями, а психика – это конвертер. Психика у всех разная, поэтому одно и то же ощущение, один и тот же крик, например, на наш конвертер – одному вообще нормально, пусть все орут, он сам орёт. На другого крикнули, – у него руки трясутся, у него перегрев от этого.
Всё ещё усложняется тем, что у нас разная психика. Поэтому одним чтобы они усвоили информацию нужно говорить спокойным голосом, а с другими, если не давать эмоцию, то они просто спят, их конвертеры расслабляются. С кем-то надо говорить более тихо, потому что перегруз будет по входу, просто режет уши, мембрану, а с кем-то, если говорить тихо, он скажет: «Я вообще не понимаю о чём речь».
00:05:28 Мне очень понравилось: две женщины, в Москве. Я ещё этот курс даю в Пензе, в Москве и здесь. Летаю между этими тремя городами. Я сел вон там – так меня посадили, а люди вот так сидят. И мне понравились две женщины в конце зала, они из Европы приехали, чтобы послушать. Представляете, сколько это вообще сил, сколько стоит билет, чтобы просто послушать живьём. После лекции подходят и говорят: «Мы в восторге!» – Я говорю: «Вам хоть понятно, слышно?» – «Нет, слышно не было, мы далеко сидели».
00:06:02 У них психика так устроена – им важно, что они этого человека увидели, которого они год по интернету слушали. Они его увидели, о чём говорил не важно – кайф. Видите, какая психика бывает. А другой человек мог начать злиться, потому что он не слышит, третий бы психанул и ушёл – видите, психика разная. Поэтому я заранее перед всеми извиняюсь. Я же не могу, то спокойно говорить, то активно, я не могу угодить всем типам психики. Некая аскеза для всех – кому-то нравится, кому-то меньше нравится, кому-то больше.
Выход из зоны комфорта необходим для трансформации
00:06:54 Но, так или иначе, нужно понять, что само знание уникально, и нужно стараться свои конвертеры перестроить.
Просто перестроить, немножко из зоны комфорта и эгоцентризма выйти. Оно дорогого стоит, поэтому если вы сможете им воспользоваться, это реально поможет. И ещё я хочу, чисто этически извиниться за такие вещи, что иногда мы вместе рассуждаем, объясняем какие-то вещи, как у нас было, не тогда, когда Роберт давал последнее занятие, а предпоследнее. Мы говорили о грубом уровне чувственных наслаждений, и так уж получается, согласно писаниям, что сколько бы вы счастья не получили, столько же придёт страданий. Психика некоторых людей, этого может не выдерживать. Мы рассчитываем, что в этом мире всё-таки возможно устроиться хорошо.
00:07:53 Но есть одна вещь, с которой согласятся все, даже те, кто тут наслаждается. Редко найдёшь тех, кто наслаждается, даже на грубом уровне, потому что мы говорили, что грубые наслаждения изматывают чувства. Разрешите себе есть всё, что вы хотите в любое время, в любых количествах, и очень скоро вы получите проблемы с пищеварением. Приходится иногда заниматься спортом, хотя и не хочется. Заставлять себя двигаться, столько всему себя нужно заставлять, [только] тогда тело функционирует. Как только перестаёшь себя заставлять, чувства буквально деградируют, слабеют. И тем не менее, есть одна вещь стопроцентная – о чём говорят писания.
Эмоциональный стресс неизбежен при освоении нового
00:08:48 Я очень много цитат из писаний знаю, но нам сейчас не так актуальны цитаты, санскрит. Говорится, что есть то, что всем омрачает материальные наслаждения. Всем – богатому, бедному – [приносит] беспокойства. Чтобы вам что-то получить, [это] всё равно [принесёт] беспокойство. Представьте себе некий эталон, даже если взять в рамках материального мира. По писаниям есть высшие планеты, где полгода нашей жизни, равняются двенадцати часам дня, полгода следующие – это у них ночь. Это на много больше и там длиннее жизнь. Наслаждение там происходит совершенно на другом уровне, и нет беспокойств.
00:09:43 И если такого человека, но там не люди, другие существа, в других телах, но душа-то та же, если [поместить] их сюда, то самое высшее наслаждение здесь – для них это просто ад. Настолько утончённые тела, настолько они привыкли без беспокойств наслаждаться. Поэтому если им сказать: «Нам это нравится, у нас это наслаждения». Они скажут: «Это?! Да, это ад!»
Мы же тоже не можем: температурный режим, то жарко, то холодно, найти идеальную температуру очень трудно. В течение дня она меняется. Чтобы даже погулять – тело устаёт, позвоночник болит, суставы, то есть хочется, то пить хочется.
00:10:32 Беспокойств колоссальное количество. То запахи. То от тебя воняет, то от партнёра. Что-нибудь обязательно происходит. То слишком сильные духи, то слишком слабые, то шум на улице, то сосед завопил. Беспокойства всё время есть. В период лет с 18 до 23-х чтобы я ни делал, у меня ничего не болело. Скажи мне в то время, что нет наслаждений, не поверил бы. Ничего не болело, такое вытворял, страшно подумать. Но всё равно были беспокойства: то кто-нибудь из друзей придёт не тот, кто надо, то кто-нибудь что-то ляпнет и всё испортит, то еда протухнет, забыли, не туда положили. То родители приехали не вовремя. То надо экзамены сдавать, то денег не хватает, то их украли. То есть что-то всё время происходит.
00:11:30 Если мы на очень низком уровне, ничего альтернативного не знаем, то когда-то мне и «Жигули» нравились. А в средние века и телега нравилась, наверно: «У меня телега такая-то». А сейчас посади любого на телегу, в чем наслаждение? Когда мы такие истины, довольно точно с помощью логики писаний доказываем, у кого-то может возникать эмоциональный стресс. И я за это извиняюсь. Знаете, как врач, когда операцию делает, может быть больно, и он тоже извиняется. Я извиняюсь, ничего поделать не могу, такова жизнь. И то, я тяжёлые вещи откладываю на потом. Когда альтернативные варианты мы начнём понимать, тогда уже можно объяснить более тяжёлые последствия.
Понимание предназначения человеческой жизни – не надо обустраиваться на вокзале
00:12:40 Я уже говорил, что жизнь на средних планетах типа Земля приравнивается к жизни на вокзале. На вокзал мы попадаем для того, чтобы с помощью своей системы ценностей выбрать направление движения – куда мы хотим. И если человек вместо того, чтобы выбирать направление, начинает приспосабливаться, то на вокзале очень трудно построить дом, поставить кровать и развалиться там. И мы в последний раз считали количество времени, которое у нас есть для наслаждения.
Треть – на сон убираем. Мы живём, считаю так до 60 лет, [потому что] ещё о чём-то можно мечтать. Я не говорю о духовном, а из грубых чувств. Значит, треть вычитаем на сон.
00:13:40 Реакцию какую-то давайте, нужно с вами провести эмоциональный тренинг, боюсь, что вы потом не придёте, испугаетесь. Входите эмоционально, это же для вас. Что же психика вся такая заторможённая? Сегодня воскресенье. Все выспались? Вот, хоть один человек мне покачал головой.
Значит, двадцать лет вычли. На работу, хорошо, [если] кому-то работа нравится, на туалет, всякие обеды, не всегда даже приятные. Знаете, иногда мы просто по нужде что-то едим, ещё лет 10 уберём, на обучение 10. Если полностью серьёзно подойти, то у вас останется 15 лет. Детство до 12 лет, ну, что это вообще, детский сад какой-то.
00:14:40 О каком наслаждении идёт речь? Свобода воли полностью в руках воспитателей, учителей, ничего нельзя, в общем-то. Я так мечтал в институт поступить. Наконец-таки всё можно, только теперь учиться надо. Теперь сессии начались, то – то, то – это. Ну, хотя бы уже родители не пилят, во сколько приходишь. Но опять денег и надо их идти искать.
Получается 15 лет. Смешно. Смотрите, кому сейчас тридцать, ещё на что-то можно смотреть и надеяться. Что такое 8 лет. Это вообще ничего и будет 38, а это уже все. С точки зрения духовной жизни нормально, но с точки зрения грубого наслаждения – всё.
00:15:40 У меня было настолько сильное тело, что я мог три дня не ложиться спать. Три дня вообще не ложиться, нагрузки выдерживать, концерты, поездки. Я говорю о серьёзных вещах. Не думаю, что вы выдержите мои нагрузки сейчас. Перелёты и [то], сколько я [мало] реально сплю. Я понимаю, что я уже не тот, 5-6 лет я ещё продержусь, а потом уже нужно менять образ жизни.
Поэтому каждый раз я буду извиняться перед вами за эту тяжёлую информацию, но что делать – такова жизнь. Единственное, что я могу вам сказать, что если Бог есть, то он Ананда.
Расширение мировоззрения
00:16:36 Ананда с санскрита переводится как блаженство, и если эта Сущность блаженна, то всё что Она делает – всё блаженство. Вопрос в конвертации информации. Из-за того, что мы настроены совершенно в неправильном направлении, действуем поперёк законов, поэтому нам кажется, что всё плохо. Это потрясающий мир. Но там, где вы ищите счастье, там его нет. Вот с этим нужно будет потихоньку разобраться. Никто никого не заставляет отказаться от тех иллюзий, в которых они находятся. Моя задача не перепрограммировать вас, а снять программы. Это есть, и пусть оно у тебя будет. Но есть ещё вот это, и вот это.
Выход из программ
00:17:37 Проблема программ заключается в том, что [находясь] в программе человек ничего не видит. Как робота запрограммировали на какие-то действия, и он не может сделать другое действие. Если у него на пути положить препятствие, то он разобьётся. Потому что он не будет его обходить, его программа говорит – иди прямо!
Когда вы будете попадать в тупик, благодаря этому альтернативному знанию, расширению сознания, вы сможете в определённых ситуациях применить как-то это знание, и оно спасёт вас от величайшей опасности, которая может быть.
Подстройка под аудиторию
00:18:27 Все мои коллеги по работе, звукорежиссёры, музыканты до сих пор в 60 лет сидят и делают какую-то музыку. Это смешно выглядит. Представляете, вот старпёр сидит, и «Ттуц-туц-туц-ту-ту-ту-ту». И ты ему говоришь: «Ты понимаешь вообще?» Но вариантов нет, они запрограммированы. И более того, этот страх, что его из бизнеса вытолкнут, растёт и растёт.
Есть такой вопрос, который человек хотел бы задать сейчас, прямо глядя мне в глаза? Давайте! Ещё что я хотел бы сказать: мы никуда не спешим. Я мог бы нон-стопом давать информацию и завалить вас, я не делаю этого. Мне самому скучно слушать то, что я говорю. Но я собираю информацию, и мне говорят, что это правильно. И если вы считаете, что это правильно, мы можем, совсем замедлить, совсем мусолить некоторые вещи. Надо подстраиваться под аудиторию, и я это делаю.
Ответы на вопросы
Отличия мужской и женской психики
00:19:37 [Из зала]: По гунам, по знанию, которое транслируется сейчас в интернете часто употребляют слово «человек». Человек соблюдает, не соблюдает заповеди. Но есть 2 пола – мужчина и женщина. Коснулись тем возраста, коснулись вопросов времени, что время исчисления в женском сознании – это другое время исчисления, чем в мужском, [так] на самом деле?
[Михаил Юрьевич]: Я такого не говорил...
[Из зала]: Да, вы не говорили. Это у меня такие представления складываются. Это так или нет? И так же по гунам. Женщины относятся к существам или нет?
00:20:20 [Михаил Юрьевич]: Женщина, к вашему великому счастью, тоже человеческая форма жизни.
[Из зала]: Ну, понятно.
[Михаил Юрьевич]: В нашей вселенной существует 8 400 000 видов жизней. Из 400 000 подобны человеку, например, папуасы, они тоже относятся к человеческой форме жизни, но не цивилизованные. Есть цивилизованные формы жизни, а есть не цивилизованные. Поэтому здесь нет различия по полу, есть различие, в том числе, и по телу.
[Из зала]: Но структура функционирования женского тела другая, поэтому можно сказать, что часть законов так же можно перенести [на них]?
00:21:14 [Михаил Юрьевич]: Есть некие особенности, связанные с тем, что левое полушарие лучше работает, чем правое. В связи с этим мы говорили, что женщина никогда не может выключить эмоцию, даже если она пытается логически мыслить. Это – не есть такие женщины, это все женщины такие.
[Из зала]: А вот, вопросы реализации?
[Михаил Юрьевич]: Это отдельная тема, со временем, если мы захотим – [рассмотрим], она относится к семейным отношениям, взаимодействию полов.
00:21:58 Но пока мы не разобрали душу, и не поняли положение Бога во всей этой истории, мне бы не хотелось касаться [этой темы], потому что придётся зауживать информацию. Будет какая-то узкая, сектантская идея – совершенно не хочется.
Глобально, это то, что женщина всегда должна быть под защитой. Но сейчас, в вашей системе ценностей, это может выглядеть, как рабство, что женщиной всегда должен кто-то понукать. Часто под словом защита в современном мире понимается понукание, приказание, подавление личности. Ни в коем случае! Но у женщины из-за эмоционального фона всегда осквернён разум. Осквернён из-за эмоций. Для того чтобы принять холодное решение иногда нужно выключить эмоции, а она не может. И отсюда вся проблема.
00:22:55 Женщинам даже иногда тяжело советовать другим, а она и на других [свою] эмоцию направляет – сопереживание такое сильное. Мужчина на это способен. Я не говорю, что нужно искать защиту у каждого мужчины.
Чтобы уничтожить нас, как класс людей, как особь, биологический вид, сначала разрушают мужчину. Потому что, если мужчина разрушен, если он не соответствует своим функциям, женщина лишается защиты, и берет весла в свои руки. И вот если женщина берет весла в свои руки, то мало не покажется. Столько глупостей происходит в жизни, нереально [много], страшно.
00:23:54 Отличия есть, но с точки зрения духовной жизни, писания говорят, что осознать Бога, полюбить Бога может и мужчина, и женщина. Разницы нет. Если мужчина поднимется над тремя гунами материальной природы, ему откроется трансцендентное начало. Если женщина поднимется над тремя гунами материальной природы, и ей откроется трансцендентный мир. – Никакой разницы нет. Проблема в том, поднимется ли женщина? Она может подняться, если будет получать определённую опору, немножко другую, чем мужчина. Мужчине можно жёстко сказать, ввести его в состояние разума. Женщине – невозможно.
Упражнение для подъёма энергии в организме
00:24:34 Я рассказывал, есть такое упражнение, когда нет энергии: ноги на ширине плеч, смотрите глазами в эту точку, и с полным выдохом, как маятник между ног руки, выдыхаете и набираете энергию. Прокачка идёт, я не помню какой чакры. У меня в студии одна женщина никак не могла спеть припев. И я ей говорю: «Света, я тебе помогу. Давай сделаем сейчас одно упражнение, и у тебя всё получится». – Нет энергии, мёртвая. И я ей говорю: «Я не сумасшедший». – «Михаил Юрьевич, я знаю». – «Нет, я сейчас буду такое упражнение показывать, и так будет выглядеть. Громко будет, но я не сумасшедший». – Она смотрит на меня: «Давайте упражнение».
00:25:21 – «Я очень серьёзно сейчас говорю». – «Хорошо». – «Ты так будешь делать: руки соединяем, замочек делаем, поднимаем. И сейчас я так буду делать, расслаблюсь, и всё, что есть негативное – выдыхаю, мы хотим отдать этому миру. Аааааааах! Аааааааах!» – Она к стене прижалась и говорит: «Вы что с ума сошли?!» Она не может преодолеть эмоцию и больше не приходила в студию, забрала проект. Она не может справиться с эмоциями: «Псих какой-то. Вы что делаете?! Вообще, есть какие-то рамки?»
00:26:03 Очень трудно. Думаю, если я сейчас здесь это упражнение сделаю, половина убежит. Но я его делаю. Я приехал сейчас с самолёта, и понял, что мне явно его нужно сделать. Накопилось, нужно тело все прокачать эмоционально. А мужчина это поймёт, ещё повторит, и нормально сделает. Его только надо ввести в состояние разума, или мужчину можно ввести в состояние эмоции, и он будет смеяться и ему всё по барабану. Женщина же будет всегда что-то там себе вычислять, такая особенность.
Всё, хоть ожили немножко. Заулыбались, ну, слава Богу. Нет, вот ещё [тут] у нас девушка не улыбается. Сделаем упражнение, да? На вопрос мы ответили? Задавайте.
Подъём на уровень вигьяна-майи происходит с помощью анализа жизненных ситуаций в гунах
00:27:05 [Из зала]: Стала анализировать гуны, поняла, что жила в невежестве, страсти. Хотела спросить по поводу праздников. Сейчас Новый год, получается, [что] это гуна невежества, то, как его отмечают – это 12 ночи, застолье. А как правильно проводить дни рождения? Ведь на тонком плане это нежелательно отмечать. Как правильно? Как должно быть?
[Михаил Юрьевич]: В ближайшее время очень многие вещи поменяются, если мы поймём, что есть некая другая реальность, нарушая законы которой, мы попали в материальный мир, то тогда мы начинаем понимать, что это тюрьма.
00:27:52 И тогда в день нашего падения в этот мир не очень [здорово] поздравлять: «Я поздравляю тебя с днём падения в эту тюрьму!» – Но если вы завтра приедете и начнёте это говорить своим родственникам, то они вызовут сюда полицию, чтобы меня забрали в психушку.
Всему своё время. То, что вы понимаете, что то, как празднуются праздники – это явно неправильно, невежество – это вы сказали, не я. Я просто даю информацию. Объясняю, что такое гуна невежества, гуна страсти, и ваше сознание, ваш разум анализирует и приходит к тому, что для вас это неправильно. Значит, что мы можем сказать, что вы не на уровне анна-майи и прана-майи. Я вас поздравляю, неплохо! Уже неплохо.
00:28:56 Но подняться на уровень вигьяны, реализованного знания, найти альтернативу, действовать как душа – это нелегко. Когда музыкант поступает в музыкальное училище, к второму-третьему курсу среднестатистический студент начинает понимать, что он играть не умеет. В этом задача музыкального училища: «Это ты пальцами перебираешь, это всё физкультура, музыки тут нет». – И в основном, 90 процентов, закончивших самые лучшие по стране музыкальные училища, не играют. Они понимают, что играть не умеют, могут преподавать музыку, могут делать вид, в ресторанах играть. Но это не музыка, так, перебирание пальцев.
Упражнение для избавления от отрицательных качеств
00:29:45 Поэтому одну и ту же пьесу может сыграть человек закончивший училище и человек закончивший консерваторию. Звучать примерно будет одинаково. Только одно музыка, а другое не музыка. То же самое с этим знанием. Сейчас мы пока просто его изучаем, смотрим, и вы на собственном опыте убеждаетесь: «По-моему, это невежество, а это ведёт к страданиям, если я этого буду избегать, мне будет полегче, позитивнее. Вот это – зависть, вожделение». Я вас сейчас попрошу составить таблицу: «Зачем вам вожделение, и какие блага, если вы его лишитесь».
00:30:30 Пройдёт полгода, ещё раз вас спрошу, если вы будете ходить: «Зачем вам вожделение, и какое благо, если вы от него избавитесь». Список будет в два раза больше. Зачем вам вожделение – будет пустая графа. Зачем оно? А в списке – какое благо вы получите, избавившись от него – конца и края не будет. Надо понять, что значат эти отрицательные качества, они уводят вас от Бога, от реалий настоящих и погружают в мир иллюзии. Свинья ест испражнения, она счастлива. Почему вы не можете наслаждаться, как свинья скажите мне? У вас сознание выше, просто выше сознание.
00:31:20 Если определённым образом влиять химическими элементами, таблетками, опустить наше сознание до свинского уровня, то может, мы тоже так будем наслаждаться. Но, если мы разовьём наше сознание, то, что казалось наслаждением, перестанет им быть. И это не программирование, это расширение [сознания]. Программирование – это когда мы ничего другого не получаем, этого нас лишили, и мы сидим, как зомби. Нет, такого варианта нет. Человек выше семьи, и это не значит, что промыли ему мозги и теперь он не хочет, есть «дерьмо и помои». Святой человек отказывается [от секса] не потому что он не может этим заниматься, а потому что в других сферах, реальностях получает намного больше. Вот в чём всё дело.
«Нищие вегетарианцы» не имеют отношения к духовности
00:32:21 Мы не нищие вегетарианцы. Этот термин я ввожу, потому что некоторые люди говорят: «Мы тоже вегетарианцы, у нас такая маленькая зарплата, нам на мясо не хватает». – Но это насилие и никакого отношения к духовности, свободе воли не имеет. Вас просто этого лишили, и это не значит, что вы это не хотите. Но есть люди, которые вегетарианцы по убеждению, по философии. И у них есть деньги, только им этого не надо. Это их выбор, и это нормально. А кто-то говорит: «Мне это не нравится». – «Не нравится, ради Бога – ваш выбор». – О чём я говорил вам понятно? Да, это плохо, но какие альтернативы?
00:33:14 Сейчас на новый год весь мой ашрам забьют люди, [они] будут везде, в ближайших пятистах метрах, километре. Они приезжают, чтобы не пить, не курить и при этом праздновать. Но это другое. Это уже люди, которые практикуют, знают, на что они едут. Есть альтернативные варианты празднований, которые возвышают, очищают, просветляют, вдохновляют, расслабляют. Дадим шанс тем, кто у нас в интернете. Ты выбери такие вопросы чтобы «Ух». А потом будем слушать TeamSpeak.
Увольнение в гунах
00:35:08 [Наталья]: Добрый вечер. Мы обсуждали в прошлый раз в группах тему зависть. Если человека увольняют, то, как после увольнения будет себя вести тот или иной человек на разных уровнях сознания. И группа достаточно свободно ориентируется в типах сознания, но возникла некая путаница между гунами и типами сознания. Чем ниже уровень сознания, тем больше человек пребывает в невежестве, а чем выше, тем больше в благости. Но, тем не менее, путаница небольшая была. Если человек на анна-майе и его увольняют, то он возмущается и подумает: «Я самый умный и разумный», – и ничего не поймёт. Как правило, проблемы заедает.
00:36:48 На прана-майе человек очень действующий, активный, и пойдёт что-то доказывать, даже руками махать, и анализа ситуации, наверно, как такового тоже не будет: «Я такой прекрасный, меня не поняли и зачем-то уволили». И такой человек постарается справиться с проблемой с помощью каких-то физических упражнений. Моя одна подруга чтобы не переживать, наматывала круги по квартире.
На уровне гьяна-майи человек включает анализ того, что происходит. Тем не менее, будет думать: «Я такой умный, меня не поняли и уволили». – Анализ направлен не на внутренние изменения, а на внешние. Скорее всего, на внешние оболочки, то, как себя вести, реагировать, потому что уволили, значит что-то не так.
00:38:41 По поводу дальнейших уровней – вигьяна-майя – не рассматривали, но я повторюсь, человек начнёт анализировать: «Меня уволили, почему, что-то не так, какая задача передо мной стоит? Что мне надо изменить в себе, внутри, чтобы в жизни восстановиться» Он не ищет вовне, а ищет причины в себе. В целом группа понимает тему. Единственное, [что] нужно прояснить сознание в гунах.
[Михаил Юрьевич]: Хорошо. Я сразу увидел, в чём есть глобальное непонимание. Человека увольняют с работы – для того чтобы нам проанализировать, мы всегда начинаем анализ с гун, потому что в этом мире нет ничего кроме гун. Они влияют на всё. Очень интересный момент – компьютер в гунах, стул, пол, ламинат, звук, всё в гунах.
00:40:24 Поэтому человек в невежестве, как он будет воспринимать увольнение? Первое, что человек в невежестве не поймёт: «За что?» – Это у него будет главный вопрос. Он даже не сможет это объяснить, у него в голове это просто не укладывается. Это главный принцип.
Человек в гуне страсти произведёт анализ с точки зрения его корысти – это активная корыстная деятельность: «Они козлы! Они меня уволили, потому-то, потому-то, потому-то. Или потому-то, потому-то». И человек в гуне страсти может определить: «Да, я не дотянул до того-то, до того-то, до того-то». В гуне страсти [человек] способен провести анализ, но только исходя из цели корысти, и соответствующих им интересов.
00:41:34 Отличие от гуны благости в том, что объективной картины человек не увидит из-за слишком сильной привязанности к результату. Он в гуне страсти может неплохо проанализировать чужую жизнь, потому что у него там корысти нет. Но свою не может – эго, индивидуализм, эгоизм перекрывают объективность. Как мы определяем, что человек в гуне страсти? Когда ему говорим: «Слушай, ты что делаешь, как написал?» – «А ты сам дурак!» Это знаменитая фраза: «А ты что лучше?! – Только замечание человеку делаешь, он тут же парирует: «А ты сам? А ты что ли лучше?»
00:42:27 Это гуна страсти. – во всём видеть конкуренцию. И так как мы все себя любим, особенно в гуне страсти, мы хотим больше, чем заслуживаем. В этом вся проблема. Мы из благодарных людей превращаемся в обиженных. Это особенность этой гуны. «Эх, вот у меня жена хорошая, но, если бы ещё у неё родители были богатые. Ещё бы это, и вот это. А так всё не то». – Мы вечно обижены на мир, всего не хватает немножко, иногда множко, а иногда немножко, но не хватает. Поэтому, представьте, вас увольняют, а вы уже планы построили. Вы обязательно о себе немножко лучше думаете, а о других немного хуже. И признать, что вы виноваты в этой ситуации можно, если вам покажут выгоду в этом. Если вам скажут: «Просто промолчи, зато потом тебе премию выпишут». – Человек промолчит. Ради корысти, ради зарплаты, многие до поры до времени терпят, пока это выгодно.
00:43:30 Человек в гуне благости пользуется разумом, целесообразностью. У него есть знание, и на основе этого знания он принимает решения. Поэтому в первую очередь, он понимает, что любая ситуация нужна для его роста: «О’кей, это так. В чём я протупил? Ага, ага. А если бы этого не было, я бы смог работать». – «Наверно, да». – «Надо над собой поработать».
00:44:12 У меня было несколько случаев в жизни, когда благодаря этому я поднимался на уровень выше. Я играл в трио с двумя гитаристами, и был единственным, кто курил. И естественно подсаживал этим себе и память, и технику. Вот в очередной раз мы репетировали, я беру перерывчик и говорю мне надо покурить. Беру сигарету и выхожу в коридор, но забываю зажигалку, и хочу вернуться за ней. А они-то не знают, что я возвращаюсь, и слышу их разговор: «Он достал с этим куревом! Сейчас накурится, опять тупить будет». Вот я это услышал, и видно [хоть] какая-то благость была, я вместо того, чтобы на них обидеться, бросил курить. Не курил месяца два – больше чувства не выдержали.
00:45:03 Если мы находимся в благости, то мы способны к такому анализу: «А что? Они правы, раз говорят, значит, так и есть, они же мне не враги». А в гуне страсти человек сказал бы: «Козлы! А вы что лучше?! А ты что не лажаешь?! А ты не такой? И вообще!» Сразу обмен, люди не способны слышать критику. Когда нас увольняют – это вызывает боль. У человека в гуне благости это не вызывает боль. Так мы анализируем с точки зрения гун.
Соотношение гун (невежество, страсть , благость) и уровней сознания (анна-майя, прана-майя)
00:45:36 К гуне невежества относится человек на уровне анна-майи. Как этот уровень правильно понять? Все объекты чувств – это пища для моих чувств. Всё пища, не только еда. Музыка – это пища для моих чувств. Все мёртвые, это всего лишь пища. Возьмите бандитов, они могут покалечить человека, потому что это пища для их рук. Он тренировался, набивал [руки}, он не понимает, что это живой человек, что потом будут операции, что он потом до конца жизни не сможет нормально функционировать. Он об этом не думает. Другой человек для него неживой. Мы помним, что деятельность в гуне невежества связана с насилием. Если не по-моему, я буду заставлять. В семье бывает, жена заставляет мужа назло что-то делать, или муж не пускает куда-то жену – насилие. Кто-то силой берет, кто-то манипулирует сознанием, кто-то денег не даёт.
00:46:49 Мужчины могут не дать денег: «Я тебе сказал никуда ты не пойдёшь!» – Жена может манипулировать сознанием, обманывать, перевирать информацию, чтобы заставить своего мужчину этого не делать, хотя и в ущерб ему. Это насилие, оно характерно гуне невежества. Потому что пока мы видим объекты чувств, как пищу, для нас мир мёртвый. Я живой, а все остальные – просто пища. Поэтому человек поёт, и мы не видим, что он личность, голос красивый. Женщина красивая, не важно, что [она] личность, важно, что пища. Даже, что красивая не так важно. Пища.
Поэтому, если человек в гуне невежества, а его ещё и увольняют, то это голая агрессия. Он вообще не способен рассуждать, видит это как пищу, и когда стресс, реакция – просто идёт и ест. Его очень легко перенастроить, дав ему пищу.
00:48:01 Много таких моментов – мужчину жена выгоняет, он тут же находит другую – пища же, какая ему разница, с кем жить. Такому человеку всё равно с кем жить, лишь бы было с кем. Пища. Я сталкивался с такими девушками, ей пытаешься что-то объяснить, а она на следующий день уже с другим. Ей всё равно, какой мужчина, лишь бы мужчина. Она не способна к персональным отношениям, личностным.
Прана-майя чем отличается от анна-майи тем, что мир оживает. Другие объекты чувств тоже становятся живыми. Оказывается, не только я живой! И другие уже живые. Поэтому эти отношения уже более развитые.
00:48:53 Я приводил пример с сексом, я не хочу, чтобы мы осуждали, но мы иногда видим странных людей: она отвратительно выглядит, он отвратительно выглядит, но как-то живут вместе. Думаешь, как же они живут? Это же просто кошмар! Они на уровне анна-майи – им не важно. Они, пища друг для друга. Как она выглядит, как он, лишь бы пожрать дали, как удовлетворение потребностей насущных тот же секс.
На уровне прана-майя живые существа вступают в отношения, примитивные, но отношения. Появляется уже больше страсти. Анна-майя – это чистое невежество, а прана-майя невежество и страсть. Появляется выгода, они различают.
00:49:50 Мне просто так не надо, надо, чтобы человек был здоровым, красивым, реагировал позитивно. Но человек не может выйти за рамки ума. Человек вообще на уровне ума, поэтому, если его партнёр грустный: «Что ты грустный? Побежали, давай сейчас отожмёмся, всё нормально. Что ты, фигня. Вот это, это поешь, сейчас тестестирончику добавим – всё нормально будет. Что там заморачиваться?». Эмоциональная сфера очень бедная, сводится к примитивным эмоциям «хорошо и плохо». Если плохо нужно, сделать так, чтобы было хорошо. Что было чувствам хорошо, эндокринная система работала, лимфа чистая, и всё, вперёд побежали – всё клёво. Есть такие люди и они не заморачиваются, с ними очень трудно философствовать, поэтому такой человек, скорее всего, побежит, отдохнёт, расслабится. Но примесь страсти будет отравлять его, он всё равно будет ругать.
00:50:37 Поэтому мы разбираем всегда ситуацию с точки зрения гун, а с точки зрения вкусов это уже не так актуально. То есть анна-майя, прана-майя – это отношения к вкусам, к чему вкус есть, тем мы себя и ограничиваем. На уровне гьяна-майи вкус к тонкому философствованию, к тонкому размышлению, такой человек будет долго размышлять, думать, почему его выгнали, подводить под это теории.
00:51:32 И если для его ума найдётся пища мгновенно переоценить ситуацию, он переоценит. Нет проблем, для него главное найти решение в голове. Мгновенно. Человек приходит не позитивный, ему на уровне ума показывают его выгоду, и он успокаивается. Вот такой анализ.
На уровне вигьяны человек действует как душа. Он начинает анализировать с точки зрения «от чего очищает его эта ситуация», что он может для себя решить полезного, нужного, чтобы его счастье расширялось.
00:52:23 А на уровне ананда-майя, полного блаженства, во-первых, люди на таком уровне не работают, потому что работа – это плохая карма. Человек должен быть свободным и заниматься любимым делом. Если мы вынуждены работать, значит, мы когда-то много воровали, жадничали, не жертвовали. Работа – это плохая карма. На уровне ананда-майи, и даже часто [на уровне] вигьяна-майи, человек полностью свободен от грубых кармических завязок, и его отношения с этим миром настолько правильные, что ему не нужно ишачить и зарабатывать.
Решить проблему можно посмотрев на неё со стороны
00:53:15 Если бы работа была самой высшей целью человека, что отделяет его от обезьяны, то давайте памятник ослу поставим. Почему писания сравнивают анна-майя, прана-майя, гьяна-майя с ослом? Потому что осел – это единственное животное, которому можно привязать морковку перед носом, и он будет час идти и думать, что он до неё дойдёт. Собака нет. Она два раза: ам, ам. И нет, сядет и будет скулить. А этот пошёл и верит, что до неё дойдёт. А ещё вокруг трава растёт свободно. Но он её не видит, он видит эту морковку, а тут может быть целый огород моркови.
Вот так и мы, нам кажется, что если мы не заработаем, то умрём с голоду. Не бойтесь себе признаться, что это так. Когда я пришёл к духовному учителю и сказал: «Мне не нравится моя жизнь, это всё – вот где, счастья нет». – Это мой выбор, я к этому пришёл. И он мне говорит: «Чтобы избавиться от определённых вещей нужно выйти из них, со сцены уйти. Не со сцены, как музыканту, а со сцены жизни».
00:54:15 Если вы в семье не можете решить проблему, то надо посмотреть со стороны, на какое-то время уехать. Просто уехать, к примеру, в духовный ашрам, успокоиться и посмотреть на ситуацию со стороны и решить её заранее, теоретически хотя бы. А пока мы в центре событий, как мы решим? Нужно абстрагироваться.
И он мне говорит: «Давай оставим эту деятельность на какое-то время, потому что ты внутри неё не можешь объективно картину видеть» .
00:54:57 Я ему так и сказал: «А на что я буду жить?» – Он говорит: «А ты думаешь, что живёшь на те деньги, которые зарабатываешь?» Я говорю: «Да, я так думаю». – «Давай проверим». Я говорю: «Давайте». Потому что меня уже достала вся эта жизнь к тому моменту. И я говорю: «Давайте проверим».
И что? Как жил, так и жил, потом опять стал работать, а сколько денег было столько и осталось. Это такая хитрая штука. Я не призываю вас бросать работу, не призываю. Но расширяю вам сознание, всё не так примитивно, как вы думаете.
00:55:41 Иисус Христос то же самое говорил: «Посмотрите на птиц. Они поклевали, между прочим, мешок с собой не забрали, мешок на дороге нашли, поклевали и улетели. А что же они не позаботились? Надо было весь мешочек зерна с собой забрать. Но почему-то и завтра им находится что поесть, а если не находится, все умрут, всей стаей, если катаклизм». – Так и у нас, работай не работай, всё равно все помрём.
Вот смотрите, сейчас кризис, считайте, что на треть всё обесценилось. А через какое-то время опять будет то же самое всё. Сколько этого было всего. Росли цен, потом вырастут зарплаты, и всё равно, как жили, так и будут. И как вы жили, так и будете жить. А Вася как жил, будет жить, как Вася. Всё равно трудно перепрыгнуть некий, так называемый, кармический уровень.
Использование материальных ресурсов в гуне благости
00:56:52 [Жанна]: В ходе сегодняшних событий на финансовом рынке, обесценивании рубля возникает желание как-то вложить те средства, что есть на руках, например, купить недвижимость. С другой стороны, думаешь: «Ты же стремишься быть в благости, ты должен оторваться от материального». – Как правильно поступать в этом случае? Все-таки вложить деньги в покупку, например, квартиры, потом сдавать её, или пусть всё идёт своим ходом, деньги обесцениваются и пускай. Правильно ли я понимаю, что если потеряю часть своих сбережений из-за кризиса, зато приобрету где-то в другом? Где вообще эта граница проходит? А то скоро к деньгам охладею.
00:57:30 [Михаил Юрьевич]: Жанна мне прислала свой ответ на этот вопрос. Он настолько гениальный, настолько правильный. Есть один способ перетекания знания. Я, когда прочёл её ответ, подумал, что обязательно вам расскажу историю, как я стал серьёзным музыкантом.
Писания говорят, что нужно стараться служить тому человеку, кто для вас источник знания. Когда [это] я первый раз услышал, я сказал: «Yes! Это точно так». – В своё время на метро Каширская был джазовый клуб – это были 80-е годы, и я туда поступил учиться помимо училища, чтобы джазом заниматься. И там был гитарист-педагог, который считал, что из меня джазовый музыкант не получится. Он говорил: «Это вообще не твоё, прекрати». – Я учился за двойную цену.
00:58:46 И мне он так понравился, и видно у меня природа такая, я просто ему был благодарен, что начинал как-то ему по мелочам помогать. Например, мог собрать тетрадки и разложить их по номерам. Если он опаздывал с работы, я говорил: «Я могу к вам домой зайти, взять ваш инструмент и привезти. Мне не трудно». – Встречал его дочку из детского сада, бегал ему за пивом. Мне так нравилось, как он всё делает, как он музыку слушает. Он джаз чувствовал нутром, именно как должно быть. Он слушал какого-нибудь музыканта и говорил: «Этот музыкант не понимает джаз, в оригинале музыканты из такой-то команды никогда бы не взяли такой-то аккорд на такие-то ноты, это должно быть вот так». Потом я слушал оригинал, и точно он был прав! Он интуичил, он чувствовал стиль. Как из деревни человек приезжает: красный галстук, коричневые ботинки, и мы понимаем – вещи и дорогие, но неправильно одеты.
00:59:38 Так и в музыке есть понятие стиля, он это всегда очень чувствовал. Я с ним общался, ничего не требовал, но старался максимально ему во всём помогать. Через какое-то время я стал его лучшим учеником, у меня прямо открывалось изнутри знание, всё, что он давал. Дошло до того, что он даже взял меня в дуэте работать. И соответственно, благодаря ему, я потом смог очень быстро за границу уехать работать, потому что я интуичил джаз. А когда вы интуичите музыку, когда у вас есть вкус – это чувствуется.
01:00:26 И когда Жанна начала это добровольное служение делать здесь, обзванивать, служить вам, помогать вам, и когда она написала свой ответ, я был просто в шоке. Вот я даже не отвечу так правильно. Прочти свой ответ. Это просто нечто – чётко по нашим лекциям.
Если вы будете, друг другу помогать с этим знанием, общаться по группам, пересылать лекции, вы увидите, как это знание начнёт в вас проявляться. Это очень хитрый закон. Давай я сам зачитаю и сразу прокомментирую.
01:01:39 «Не нужно отказываться от материального, нужно его правильно использовать» . Очень важное замечание. Что такое материальное и нематериальное? Как это использовать – уровень разума уже выше гьяны. «Глупо отказываться от денег или какой-то собственности. Нужно просто включить разум» Чётко. «Проследите свой мотив. Если вы просто хотите денег ради денег, или, как у старухи из известной сказки ваши аппетиты непомерно растут день ото дня, и вам всё время мало того, что вы имеете – это гуна страсти» . – «Деньги ради денег». – «Такой мотив заставит вас деградировать». Потому что всегда будет не хватать, помните, что богатый не тот, у кого много, а тот кому хватает.
01:02:38 «А если полученная прибыль поможет вам подняться до гуны благости, и вместо того чтобы думать о своём финансовом положении, вы сможете больше внимания уделять духовному совершенствованию». Это называется на английском passive income – пассивный доход. Это то, к чему любой человек должен стремиться, чтобы деньги сами собой приходили. Пассивно. Сдача квартиры, аренда помещения – вы ничего особо не делаете, а вам капает. Вот об этом здесь говорится. «Если полученная прибыль поможет вам подняться до гуны благости», – то есть, если у вас есть пассивный доход, вы можете больше времени заниматься духовной жизнью. Тогда зачем же терять такую возможность и говорить: «А само собой, как будет с деньгами». Намного лучше вложить в недвижимость, чтобы потом получить этот пассивный доход. «Вы сможете больше внимания уделять духовному совершенствованию, тогда что в этом плохого? Потерять или приобрести что-то вы можете только согласно своей карме». – Супер! – «Правильно распорядиться тем, что к вам приходит, и не жалеть, если что-то ушло – это гуна благости» .
01:03:41 Десятка! Я буду выучивать такие ответы. Любой из нас так может. Почему я зачитал вам именно ответ Жанны? Потому что, Жанна занимается этим всего год. Прекрасный результат за год. Иногда люди отказываются от этого знания, и говорят: «Это Вы такой и были». – Но вы не представляете, какой урод я был, просто не представляете. Поэтому, как раз пример таких людей как Жанна, он больше вдохновляет. Вот конкретный человек, только что карабкался, а уже такие познания. Спасибо. Давай ещё вопросы.
Марма массаж – массажные точки
01:04:35 [Жанна]: Спросили про массаж, про ладони и стопы, какие точки нужно массировать.
[Михаил Юрьевич]: Центральные точки, центр ладони, виски, третий глаз, темечко. Стопы – центр, где изгиб, захватите большим радиусом круговым движением точку. Будет хорошо.
Принцип контроля сексуального желания – не отождествлять себя с телом
01:05:27 [Жанна]: Просят дать конкретные рекомендации о том, как контролировать сексуальное желание.
[Михаил Юрьевич]: Сексуальное желание самое сложное. И я говорил о том, что на заре творения, кто Библию читал, помните. На заре творения Господь создал человека и из ребра создал женщину. Это сочетается с Ведами, только Господь всегда наслаждается по Ведам. Бог – само блаженство, и никаких трудоёмких работ не делает. Творит Брахма – определённое уполномоченное живое существо под управлением Бога. Ему Бог определённым образом даёт это знание. Это живое существо живёт такое количество миллиардов лет, что многие путают его с Богом. Нет, это уполномоченный главный министр, и он творит. И вот интересно, что, когда вы глобально изучаете писания, вы видите, что всё сходится. И Брахма точно творил.
01:06:30 Сначала женщина была создана, как отдельная человеческая форма, и произошло то, что они не вступали в отношения. [Потому что] у многих мужчин разум побеждал. А надо же было населять Землю. Когда посчитаешь плюсы и минусы, думаешь: «Да, ну, перетерпеть один раз, и от тысячи желаний не надо будет мучиться». – В принципе, если справимся с одним желанием, какое количество проблем уйдёт. Подумайте серьёзно. Одно желание уберите, и столько нет проблем. Если нет сильного сексуально чувства, то намного трезвее спокойнее, можно выбрать партнёра лучше по характеру, не по внешним признакам. Но это так на нас сильно влияет. Почему? Потому что Брахма понял, помедитировал ещё на Бога, и сделал, такое – на санскрите слово означает «лучшая половина». Это очень трудно нам понять. Это отдельная будет лекция по творению, и я вам буду это объяснять.
01:07:36 [Брахма] взял лучшую половину мужчины, то, что мужчина ценит в себе, и из этого была создана женщина. Всё, и тут мужчина попал. Лучшая. Он, когда смотрит на женщину, он видит лучшее, то, что в нём в зачатке, а [в ней] развито. Поэтому приковываются глазами к этим формам.
Поэтому, дорогие женщины, я вас прошу, пожалуйста, не смотрите так уничижительно на мужчин, которые вожделеют. Это реальная личность так старалась вместе с Богом. Это нормально. Это только прославляет Бога и всё Его творенье. Это сильнейшая энергия, и направлена она на то, чтобы живое существо пыталось здесь наслаждаться, и создавала условия самому себе для этого.
01:08:38 Но сделано так, что это служит порабощающим моментом, но и освобождающим, если от этого отказаться. Поэтому в ведической практике сексуальное наслаждение заменяется определённым духовными [практиками]. Но это целый процесс. Если вы бросаете курить, то вы в это время должны что-то делать не менее приятное и интересное. Так я бросил курить.
Я не мог бросить курить, сигаретки прокалывал, бегал, прыгал – бесполезно. Я не мог эмоционально заменить этот процесс, потому что был комплекс неполноценности, связанный с тем, что вечно вместо благодарности обиженность на мир.
01:09:23 «Эх, если бы я был такой, эх, если бы я был помоложе, эх, если бы я родился в Америке». – Куришь и думаешь об этом. Комплексы неполноценности мешали мне бросить курить. А когда я увидел все эти связи, сигарета стала мне мешать избавиться от комплекса неполноценности, пока куришь – тупой, хуже техника. И я затушил её и больше не взял, потому что она стала мешать моему счастью, а не успокаивать меня от стресса. Поэтому пока сексуальная энергия – это единственное ради чего вы живете в этом мире – занимайтесь, у вас вариантов нет. [Иначе] это будет насилие. Лишаете и думаете: «Что теперь просто так сидеть, тупо?» – Но когда вам откроются более высокие сферы... Когда мы смотрим на кошек, собак – мы возбуждаемся? Ну, кто-то да, но не очень.
01:10:22 А теперь за одну секунду я вам объясняю высшую истину. Почему мы не возбуждаемся, когда смотрим на кошек и собак? Ну, если мы в здравом уме. Потому что мы не отождествляем себя с их телами. Когда совокупляются мужчины и женщины, кому-то нравится, это нас может возбудить, потому что это подобные нам тела. Когда мы видим труп человека или труп собаки, что больше вызовет у нас эмоциональный стресс? Человека. Почему? Отождествляем себя с этим биологическим видом. Поэтому пока я есть тело, можем мы избавиться от сексуального желания?
01:11:17 Но если я не есть тело, и я вижу, как какие-то тела, к которым я не имею отношения, совокупляются, то для меня это совокупление, как у кошек и собак. Ну, занимаются, надо рожать. На то так и сделано, чтобы все продолжали род, хитро. Им так нравится. Понятна идея? То есть садху, святой человек способен противостоять этой энергии, потому что он не отождествляет своё тело с мужчиной. Он не считает себя мужчиной и не считает вас женщиной, поэтому [не реагирует], смотря на ваши формы, которые созданы привлекать мужчин. [Только] потому, что вы считаете себя женщиной, ваши формы привлекут мужчин, которые считают себя мужчинами. Поэтому это желание возникает.
01:12:06 Как только вы поднимаетесь над этой идеей, как только вы реализуете её на уровне знания – всё. Мы же биологический вид. Если мы принимаем концепцию души и понимаем, что мы танкисты в танке, то понимаем, что с точки зрения души, танки трутся чего-то там дулами, башнями. И чего, что-душе-то с этого? Она внутри сидит, конвертеры какие-то подключены. Это же кошмар, но когда реально начинаешь понимать, как мир устроен, то очень быстро успокаиваешься. Но подняться надо. Поэтому сексуальное наслаждение в йоге не отрицается, как серьёзное чувственное удовольствие, но с точки зрения духовной души, оно считается никаким.
01:13:01 Танкист от того, что танки трутся, ничего не получает. Танкист заезжает на танке в озеро и только по приборам видит температуру воды, сам он не ощущает. Когда человек сидит в зале смотрит кино, если смотрит на какое-то удовольствие, у него возникают ассоциации, что он это сможет получить. Поэтому вот эта соучастность происходит. А если там произойдёт какое-то описание удовольствия, которое человек не сможет получить, вы не испытаете никаких эмоций. Допустим, один другому сует в нос палец и что-то там ковыряет, а тот ему. И они в экстазе от этого. Вы смотрите и думаете, что это за идиоты, что за фильм, когда он кончится? Потому что у вас это не ассоциируется с удовольствиями. Святой, он Душа, и думает: «Танками этими трутся и думают, что им кайф. Вот несчастные люди, зомби». – Всё? Нет? Мы можем пройти теорию или будем на вопросы отвечать?
Решимость в гунах
01:14:16 [Из зала]: Давайте теорию!
[Михаил Юрьевич]: Хорошо. Решимость в трёх гунах.
Решимость – очень важная вещь, которая нам всем нужна. Для того чтобы нам перейти на другой уровень счастья нужна решимость. Такое понятие не очень прос тое. Скажите, что такое решимость, [ваше] понимание. Как мне этот молодой человек в Пензе сказал: «Что вы нас спрашиваете, мы это всё в школе проходили!»
Интересно, да, он в школе проходил, что такое решимость. Кто мне скажет, что такое решимость по школьному курсу? Сильное желание, мотивация, мужество должно быть, сила воли, терпеть ради того, чтобы это сделать. Способность противостоять препятствиям – это решимость.
Решимость в гуне невежества
01:15:24 Мы хотим – побежали, но возникает беспокойство и препятствия на пути, один человек думает: «Да, ну его, нафиг». Его решимость слаба перед препятствиями, а другой человек преодолевает препятствия. У него откуда-то есть эта сила преодолеть препятствие. Решимость в гуне невежества – сила, которая не помогает человеку, не может его избавить от снов, страха, иллюзии, скорби, подавленности.
01:16:00 Очень интересное описание – перечисляется от чего не может избавить [такая] решимость. Человек может обладать решимостью пойти нажраться, найдёт силы преодолеть километры за этой бутылкой водки, но решимости избавиться от этой зависимости, от наркотиков, нет. На что-то у него будет решимость, на что-то нет.
Решимость в гуне невежества это та, которая не может человека избавить от следующих идей: сновидений, потому что, если человеку постоянно снится что-то, его разум слабеет. Замечали, если беспокойный сон, вы тупеть начинаете, если долго беспокойный сон, совсем трудно сосредоточиться.
01:16:50 Я говорю о серьёзной сосредоточенности, когда человек находится на уровне ума, ему и не нужно сосредотачиваться, ум гуляет, вот и вся сосредоточенность. А я говорю, чтобы остановить ум, это намного тяжелее.
Итак – сновидения, страх. Нужна решимость чтобы избавиться от страха, 99% сидящих в зале боятся страха смерти, нужна решимость, чтобы преодолеть этот страх. И если находитесь в невежестве, вы не сможете. Скорее всего, ваша решимость в невежестве поведёт вас к страусам – не будут думать. И ведь у скольких людей такая бешеная решимость не думать о том, что они умрут.
01:17:41 Я помню, в Новой Зеландии гуляю вдоль океана, весь такой в йогической одежде, и вдруг смотрю, через весь огромный длинный океанский пляж старушка бежит с собачкой, лет 95, древняя такая. Потом мне объяснили, что в это время года, когда я был, в мае месяце, у них уже начинается осень серьёзная. В Новой Зеландии в Окленде, климат как здесь примерно. В домах вдоль берега живут обеспеченные пенсионеры, но им не с кем поговорить. И вдруг она на берегу видит человека, она тут же вышла, надела тапочки и подбегает ко мне с собачкой, белой болонкой, и говорит: «Ой, как здорово, как вас приятно видеть. Что вы тут делаете?»
01:18:39 Я начинаю отвечать, и она замечает: «Ой, у вас акцент». – Я говорю: «Я из России приехал». – «А зачем вы приехали?» Я объясняю, зачем приехал, что я йогой занимаюсь. «А зачем вы йогой занимаетесь?» Начинаю какие-то вещи говорить, смотрю, у неё компьютер остановился совсем. Это 2000-ый год, это совсем давно [было], 14 лет назад. И я ей говорю: «Ведь надо же подумать, зачем вы родились в этом мире. Йога даёт на это ответ». – Она говорит: «А зачем?» – Думаю, какая она странная бабушка. Я тоже ещё странный был.
01:19:29 И ей говорю: «Мы же все умрём, нужно же знать, зачем мы родились. – И вот тут она меня на лопатки положила. Говорит: «Нет, я не умру. Это неправда!» – повернулась и ушла.
Вот видите, какая решимость, 90 с чем-то лет, такая уже совсем древняя. Вот они как-то выживают, там климат хороший. Мы не доживаем до таких лет, чтобы ещё бодрячком бегать. «Я никогда не умру. I never will die». «Вау! ничего себе – думаю – Во, даёт!». И ей не интересно стало.
01:20:12 Вот это решимость в гуне невежества. Решимость верить в иллюзию при любых обстоятельствах, решимость, лишённая рассудительности, когда человек не может проанализировать, зачем к этому стремится.
Я видел людей, которые убивают себя ради достижения какой-то тупой цели, [например], они добиваются женщин. Я знал одного музыканта, вы его все знаете, один из самых известных музыкантов в России. Однажды он приходит ко мне домой с огромной песцовой шубой. Я говорю: «Ты чего делаешь? Ты знаешь, сколько животных на эту шубу убили? Вообще понимаешь, какую ты карму наберёшь?»
01:20:56 Он говорит: «Не могу добиться этой девчонки». – У него в коллективе на бэк-вокале, на подпевках была, такая худенькая девочка, но внешне ничего. Но ей [он] явно не нравился. Он ей шубу купил. Я говорю: «А кармы ты сколько набираешь?» Он говорит: «Не важно! Я отработаю». Я говорю: «Она у тебя на гастролях со всем коллективом зажигает. Ты чего делаешь? Расслабься». «Нет!» Вот это решимость, лишённая рассудительности. Я говорю: «У тебя ничего не получится, бесполезно».
01:21:29 И он её добился, год она была его женой, на большее не хватило ни его, ни её. Он даже запил потом, но шубу-то купил, карму-то взял – вот это невежество. Главное, что ему эти слова записались. Он потом очень тяжело отрабатывал, то есть, когда мы вслух такие вещи произносим: «Я отработаю». Я говорю: «Ты думай, что говоришь в эфир такие слова. Тебе же это законы материальной природы вспомнят». Это невежество, лишённое рассудительности. «Посмотри, как человек себя ведёт с другими». – «Посмотри, на что надеяться». – «Посмотри в какой семье родился». – «Оцени ситуацию». – «Нет, хочу!» – «Невежество».
Решимость в страсти
01:22:14 Решимость в страсти, давайте сами проанализируйте. Решимость к сверх-усилиям: «Да, неплохая цель, но ведь ты же 20 лет будешь платить, ты же всю зарплату отдашь, ты же сейчас квартиру под залог отдал». – «Неважно!» – «Ты же бросил жену и детей!» – «Неважно! Я добьюсь, я умру, но добьюсь». – «Умрёшь 100%».
01:23:06 Любой ценой – это принцип в страсти. Мы берём страсть без невежества и без благости, чтобы принципы понимать. Обычно у человека смешанно, где-то срабатывает разум – до конца не идёт, где-то невежество его подставляет. Но если брать классику и отделить все другие примеси гун, то такой человек будет готов ради цели на любые поступки, лишь бы достигнуть.
Решимость в духовной практике выражается в решимости к плодам религии. А в чем плоды религии – экономическое процветание, удовлетворение чувств, освобождение от страданий и ритуалы. Вот 4 столпа религии.
Четыре столпа религии – ритуалы, экономическое процветание, удовлетворение чувств, освобождение от страданий
01:23:58 Удовлетворение чувств. Если вы в рамках религии следуете заповедям, вы будете просто физически здоровыми, вы держите все посты. В любой религии, просто берите и следуйте ей, и вы увидите, как ваше здоровье будет намного лучше. Не убий, не обмани, не прелюбодействуй.
Экономическое процветание придёт, потому что вы не будете нарушать законы кармы, вы прекратите делать, так называемую викарму – запрещённую деятельность. Человек, который живёт в рамках религии, очень быстро становится богатым, ему будет хватать. Богатый это не тот, у кого много.
01:24:41 Полно людей, у которых столько всего, но они бедные – им вечно не хватает, они вечно в долгах, у них кредиты, они миллионами берут, миллионами зарабатывают, и два миллиона ещё должны. Это очень серьёзная тема. Для нас они богатые, но для себя они на грани полного дефолта. Люди стреляются. Ему скажешь: «Останови бизнес, отдай [долги], у тебя останется миллион. – «И что и как я жить буду?» – «Да как будешь? 60 тысяч в месяц с процентами». – «Ты что ненормальный? Как на это жить можно?» – «Да как? Молча, спокойно. Гуляй, наслаждайся. Что тебе не хватит на еду? А что тебе ещё нужно? Квартира есть, всё есть».
01:25:27 Не может, он бедный. Человек, который следует заповедям религии, автоматически получает эти четыре плода: удовлетворение чувств, его чувства гармонизируются. И более-менее всё нормально – не такие беспокойства. Среднестатистическое удовольствие в жизни можно получить элементарно, не нарушая законы природы. Нам мало из-за вожделения, мы разжигаемся, а религиозность успокаивает человека, она его гармонизирует. «Хватит. Ничего, зато в другом найду». Удовлетворение чувств, здоровье, не обманывает, не ворует. Какое сознание, такое окружение. И мукти, так называемое освобождение от страданий, происходит.
01:26:16 Ритуалы – очень важная процедура. Когда мы говорим о народных традициях, у нас нет в них понимания. А в религиозных праздниках есть определённое очищение, собраться что-то попеть, песнопения какие-то, отстоять молебен, помолиться – человек очищается. Для него это как на концерт сходить, только духовный. Люди это ценят. Поэтому экономическое процветание, удовлетворение чувств, освобождение от страданий и ритуалы. Решимость в гуне страсти заставляет человека очень сильно привязываться к определённой религии. Потому что, это решимость получить эти плоды.
Типы сознания – атеизм, религиозность
01:27:04 Все молитвы: «Я не в центре, я не творец, но я наслаждающийся». Помните три типа сознания по другой классификации? Я в центре, и я наслаждающийся – это атеизм. Я наслаждающийся, но я не в центре, есть другие силы, которые на это влияют – этот человек становится на уровень религии.
Я приводил вам пример, что в йогической практике для понижения эго человеку рекомендуется собирать пожертвования, это очень тяжело. Если вы перед этим по три концерта в день играли, а потом вам говорят: «Иди на рыночек, собери фруктиков».
01:27:53 И я приводил пример – киевский рынок, там были азербайджанцы – мусульмане и хохлы – украинцы. Украинцы ничего не давали, ещё и злились. Тогда я ещё мало знал философию, это был 91-й год, я им сказал: «Ребята, по писаниям вы вообще-то будете все нищие, и у вас ничего не будет». Их потом оттуда [с рынка] и вытеснили. А азербайджанцы [дали], когда я показал, какая у меня машина. А машина у меня было ого-го уже в то время. И один мне говорит: «Работать надо!» Тут меня рвануло, я же был ещё не йог, и я говорю: «Да, ты на мою куртку посмотри, у тебя вообще такая есть? А машина, в которую я буду твои фрукты складывать, мне так твои пожертвования как будто нужны, это такая практика! Я должен хорошую карму набирать!» – «Где машина стоит? Машин хороший».
01:28:40 И они мне забили полную машину, потому что у них есть понятие: «Ты за меня Богу помолись». Я говорю: «Пишите мне бумажки». Они все бумажки написали: «Пусть у моего Саида – то будет, у Махмеда – то родится, там – то, тут – это». И загрузили, просто машина легла, универсал Форд у меня был, просто лёг на землю. Я привёз, мне говорят: «Ничего себе ты дал!» Мы видим, что мусульманские страны, которые понимают этот принцип – очень богатые. Это именно страсть заставляет их жертвовать, не сострадание.
01:29:27 Гуру мне сказал: «Больше на машине туда не ездишь, и куртку сними. А то где ты эго понижаешь? Пришёл весь рынок построил, собрал, практика-то твоя не состоялась. Ты же должен ходить тихий, смиренный, а ты пришёл, пальцы веером, собрал весь рынок». Вот это страсть. Люди в страсти они хотят плодов, они хотят быть богатыми, и поэтому им только кажется, что они за Бога. Завтра этот Бог ничего не даст, и уже будет плохой Бог. Поэтому у них такой Бог: это ваш Бог, а это наш Бог. Это ваше солнце, а это моё солнце. Солнце одно, Бог один. Но страсть заставляет разделять, потому что ваш Бог говорит: «Нужно собирать пожертвования». А наш говорит: «Нужно сюда, к себе всё набирать». Поэтому не думайте, что если человек в страсти, то он набожный, нет, он просто более-менее разумен в своей корысти, но это корысть.
Решимость в благости
01:30:16 Решимость в благости. Уже должны сами допетрить. Самоотверженность? А что это? У человека в гуне страсти нет самоотверженности? Это тоже позитивно, ритуалы провёл, всё сделал, мешок картошки в машину загрузил, богатым стал, Аллах доволен. Точно так же? И так ведь, и есть – Бог доволен.
01:31:23 Самопожертвование появляется ради духовного просветления, осознания более глубоких вещей, связанных с понятием души, своей истинной природы. Решимость избавиться от пороков, [когда] человека искушает жизнь. «Отец Сергий» Толстого почитайте. Очень интересная вещь.
Кто читал эту историю? Люди в гуне страсти едут на карете мимо места, где старец медитирует в скиту – такая лачужка, в христианской традиции есть такой принцип. И вдовушка развратная едет с графьями, и они спор заключают, что она сможет его совратить. Зовут этого монаха Отец Сергий. И она выходит и стучится к нему в келью.
01:32:29 Представляете, человек живёт в лесу в таком месте, совершает тапасью, аскезу, поклоняется Богу. И заходит вся такая пышущая, дышащая этой страстью женщина в расцвете сил. Он ей говорит: «Иди отсюда!» – Она говорит: «Куда же я пойду – ночь. Я вся промокла». – [Отец] её пускает и видит, что она начинает с себя колготки снимать, чулки, всё это мокрое. Он видит женские ноги, его начинает мутить-крутить, но у него есть решимость, и он понимает, что ему нужно остановить ум – берет топор и рубит палец. И тогда эта боль отвлекает ум, и он способен остановить вожделение. Вот она – решимость в гуне благости. И она, увидев такую самоотверженность, протрезвляется его благостным поступком, и потом уходит в монастырь.
01:33:27 Почитайте очень интересная история. Толстой он, конечно, гений, чистой воды. «Отец Сергий» [история] называется. Но интересно [что] дальше, так как человек эту всю решимость в благости проявлял, в нём развиваются сверх способности, он преодолевает нежелательные качества в себе и начинает этим гордиться. К нему на лечение приводят молодую девушку немножко такую, типа аутистки. И он совращается ей, потому что [проявилась] гордыня, слава от людей, все его начинают прославлять, он становится великим старцем и появляется гуна страсти, и она его «ам».
01:34:29 Тогда он прекращает эту деятельность - лечить, уходит полностью в себя, в отношения с Богом, потому что понимает, что Господь послал это испытание. Он говорит: «Когда-то ты выдержал такое искушение, а попался ты на бузне».
Это гордыня и гуна страсти с невежеством, [ему] не хватило решимости в благости. Человек, который находится в благости, должен культивировать определённые в себе вещи. Помните эти 10 практик поддержания высоких гун? Если человек даже находится в этих гунах, он должен всё время отслеживать, [контролировать].
01:35:20 Вчера я делал большую программу в Москве, а потом был большой пир, и к вечеру я уже почувствовал, что надо попоститься. Вы должны чувствовать, что появилось в теле то, что не надо, значит, на следующий день укрощаем плоть – это решимость. Это и есть наработанная вами благость, если её нет, и вы за ней не следите, то потом происходят вот такие вещи, как с отцом Сергием.
Та решимость, которая делает человека непоколебимым, целеустремлённым в духовной науке, помогающая остановить ум, рассудительная, бескомпромиссная к побуждениям ума. Кто-нибудь пробовал уже то-то в себе поменять по жизни? Сталкивались, как вас ум кладёт на лопатки – одним ударом просто.
01:36:19 Вот, это вот решительность, ум нападает так иногда: «Да, да-да не будем, не будем – не будем... А теперь будем, сейчас, всё. Всё – я сказал!» – И он нападает так, что, аж, паника начинается, что ты умрёшь, если ты не сделаешь. Вот не нарушишь, то просто умрёшь. И когда срывается человек, который находится на уровне рассудительности, он говорит: «Где я попался? Где я что-то не-то съел, не вовремя встал, не с тем пообщался, какой из 10 пунктов поддержки гуны благости, что я вам давал, где я это нарушил, где мой разум проскочил мимо? Это же разуму не хватило доводов. Ум дал доводы: «Да ты умрёшь, ты разве не видишь, что это невозможно. Время, место, обстоятельства. Ты сейчас просто с ума сойдёшь, если это не сделаешь. Надо делать, надо нарушать, давай, давай, давай». – Ах, ах, бах.
Анализ ошибок – путь к мудрости
01:37:11 И такой человек берет определённые таблицы, на уровне разума расписывает, начинает анализировать в спокойной обстановке, когда ум отпустил, – где он гад, обманул. И на это у людей уходят десятки лет, и когда люди, наконец, этому научатся, их называют мудрецами.
Мудрецы – это не те, кто теорию знают, это те, кто своё лицо разбил миллион раз об эти проблемы, и лицо, и ноги, и руки, и сердце. На то он и мудрец, поэтому мы можем знать молодых людей, которые умные вещи говорят, но мудрец есть мудрец. Это годы и годы ошибок в том числе.
01:38:09 Про Будду есть притча. Один астролог, молодой брахмачари, брахмачари – это монах, шёл и увидел необычные отпечатки и по астрологическим данным – по стопе, он увидел, что это должна быть великая личность, вроде царь. Те, кто знают историю, Будда родился в царской семье. Это воплощение Бога, но сначала Он принял рождение в царской семье. [Монах] смотрит – царские стопы, и думает: «А как это царь будет босиком ходить где-то в лесу?» – И он идёт по этим стопам, видит Будду, медитирующего в лесу, и говорит: «Я не понимаю, что происходит. Ты кто?»
01:39:00 «Я царь». – «По стопам ты царь». – Он говорит: «Я и есть царь». – «Ну, какой же ты царь, сидишь под деревом, в лохмотьях, где-то в лесу и у тебя ничего нет». – Он говорит: «Потому что я не царь». – «Как-то у меня не сходится... как же ты царь, а при этом ты не царь?» – И он говорит про эту решимость в гуне благости: «Потому что, я ни одну ошибку не сделал дважды, поэтому я не царь, а мудрец».
Когда мы получаем знание, дальше мы применяем и ошибаемся, если мы опять применяем знание, анализируем ошибку и, если у нас есть решимость – продолжаем.
01:39:54 Если у нас есть решимость, мы можем проанализировать ошибку. Не поддерживая гуну благости питанием, временем, одеждой, чистотой, общением, сделав ошибку, в гуне страсти или невежестве ум скажет: «Всё – не получится! Это не твой путь. Давай хотя бы тут». – Так и сносит. Ребята, поверьте мне, так и происходит.
Поэтому с сегодняшнего дня, вы должны стимулировать в себе гуну благости, чтобы, когда пришло время испытаний и вы ошибётесь, у вас были силы встать. Силы не в вас, а в тех гунах, которые вас держат, если у вас верёвка невежества перерезана, вы встанете. А если меня напоить водкой, к примеру.
01:40:45 Поместите меня в тюрьму, в семью алкоголиков, я не знаю, чем кончится. Мне помог духовный учитель, когда я по молодости жаловался на свои проблемы, он говорил: «Работай над гунами! Ты что думаешь [будет], если меня сейчас поместить в какую-нибудь каталажку?» Я говорю: «Да, вы противостоите!» – «Не знаю, – он говорит. – Нет. Нужно знать, что есть, пить. [Можно] не везде». Есть обстоятельства, которые гунами так будут устроены, что заставят вас свернуть. Если ананда-майя, если трансцендентный уровень, [то] с него не упадёте. Он мне объяснил: «Ты не бойся, не отождествляй себя с грехами. А пойми, что это грязь на твоём теле».
01:41:29 В чем комплекс неполноценности? Вы говорите: «Я тупая». Нет, вы Душа, которая в невежестве, и поэтому кажется, что вы тупая. А уберите невежество и не будете дурами – не будете. Не надо себя отождествлять со своими плохими качествами. Ваши плохие качества – это влияние этих энергий. Вот это три вида решимости. Всё. Мы закончили.