Отношение к временным проявлениям счастья и горя

Сочи - 19 марта 2015
Ответы на вопросы. Памятники с точки зрения Вед. О богине мудрости. Желание освобождения – это трансцендентная цель. Развитие качеств в процессе духовной практики. Что делать, если нет сострадания к мясоедам. Истинное сострадание — донести до человека знание. Бхагавад-Гита 2.14 — нужно терпеливо переносить временные проявления счастья и горя. Исполнять свои обязанности нужно при любой погоде. Четыре аргумента Арджуны при отказе воевать. Отношения духовного учителя и ученика. Арджуна играет роль материалиста. Важнейший принцип жизни — духовное всегда вмещает материальное. Материальные привязанности — это то, что мешает увидеть истину. Закон «Если ошибка в самом начале — формула не сойдётся никогда». Отождествление себя с телом и умом. Ответы на вопросы. Омовение в особых обстоятельствах. Возможно ли при духовной практике сохранить в старости ясность сознания. Насколько важно принимать омовение не обнажённым.
лекция для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:06:19 | качество: mp3 64kB/s 30 Mb | прослушано: 31 | скачано: 42 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Ответы на вопросы

Памятники с точки зрения Вед

00:00:00 [Роберт]: Добрый вечер. Традиционно начинаем с вопросов, но постараемся побыстрей, иначе не успеем.
[Из зала]: Курс заканчивается. Я должна успеть поблагодарить всех, Жанну. Я настолько благодарна, у меня столько друзей появилось. Меня заставили в Вконтакте зарегистрироваться. Я встретила братьев по разуму. Что я говорю сейчас часто, на самом деле я много лет молчала на работе и вообще молчала. Просто изучала и молчала, потому что мне не с кем было разговаривать. Просто дорвалась, наверное, в какой-то степени. И вопрос хочу задать.
Столкнулась по работе, что люди делают памятники. Увековечивают память почётных граждан города. Я промолчу, что я об этом думаю. А как это с позиции кармы? А у этого человека спросили? Ему что на том свете от этого, что голуби будут сидеть на его постаменте. Как это с позиции знания? Поясните, пожалуйста.
[Роберт]: Да вероятней всего никак. Просто ни горячо, ни холодно. Нейтрально. Глупость, люди тратят деньги много на такие глупости. Это одна из них. Пусть тратят.
[Из зала]: Они считают это долгом, благородством. И само слово увековечивание... Какое может быть увековечивание?
[Роберт]: Они могут считать всё, что угодно. Максимум, чего они добьются — в одной из жизни после их смерти им поставят памятник. Если это их утешит. Я больше никакой пользы не вижу от этого. Думаю, это просто глупость.

О богине мудрости

00:02:17 [Из зала]: Во многих культурах, богиня мудрости — это женская ипостась. У кельтов, у славян — Веста, у римлян, у греков, и Сарасвати. С чем это связано? Что именно являлось божество и люди воспринимали, но разные народы по-разному её называли, а воспринимали, как женское олицетворение? С чем это связано?
[Роберт]: С тем, что так оно и есть. Это же полубогиня. У неё женское тело, а что-такого-то? Она Сарасвати, она и есть.
[Из зала]: Мудрость как-то связана с женским чем-то? Я понять не могу.
[Роберт]: Я не берусь в данном случае это утверждать, но просто это факт, что полубог, отвечающий за знание, он в женском теле. Она получается, Сарасвати. Вот и всё. Кто-то в мужском, кто-то в женском. Видимо, это как-то по каким-то причинам предрешено. Я подробности не знаю, почему именно в женском. Земля тоже в женском теле. На всех языках она в женском роде.

Желание освобождения – это трансцендентная цель

00:03:43 [Из зала]: Подскажите Роберт, а правда ли, что все цели мои, – в лучшем случае, которые не навязаны обществом, я считаю, что мои, – все цели они мои. А у Всевышнего есть своя цель насчёт меня? Правда это?
[Роберт]: В общем, да.
[Из зала]: Все мои цели — это ничто? Получается так.
[Роберт]: Нет, почему, Господь так не считает.
[Из зала]: Не желания. Я имею в виду цели. Единственная цель может быть, чтобы Его цель осуществлялась через меня. Это будет единственно правильно.
[Роберт]: Я не совсем понимаю, в чём суть вашего вопроса. Разжуйте тогда. Потому что можно трактовать по-разному.
[Из зала]: Все цели мои ничто. Потому что у Всевышнего есть...

00:04:34 [Роберт]: Что вы вкладываете в слово «цель»?
[Из зала]: То, что обычно люди вкладывают в слово «цель». Даже если брать высокие духовные цели — у меня была до этого последняя цель, и она, благодаря этому курсу, опять обанкротилась. Была цель последняя, и когда я узнала об этом знании, в конце концов, не рождаться, потому что меня вообще пугает, этот процесс, чтобы не рождаться в этом мире больше, уйти в духовный. У меня была такая цель. Но, что я читаю в итоге? По-моему, у Светланы Голубевой [психолог], на стене Вконтакте, какой-то тоже ваш деятель, тоже высокого уровня вайшнав. Его цитата, что на самом деле миллион жизней тебе надо будет, или за одну жизнь уйти. То, что рекламируется, извините — это надо сдаться на волю Всевышнего. Если Он захочет, чтобы я миллион жизней ещё здесь «колбасилась», так грубо говоря, значит, я должна сдаться этой цели, а не своё диктовать.

00:05:27 И моё последнее желание, я поняла, тоже тупое было. А почему я за одну жизнь хочу? Я же о себе думаю. А может мне надо здесь миллион жизней, и мне надо согласиться с этим. Вот в этом свете. И ещё получается, связь такая, если рассматривать как йоги, они пытаются достичь своей силой, своей аскезой, силой воли, а вайшнавы и преданные — они полностью — руки вверх, всё, я сдаюсь. Я сдаюсь полностью! Я ничего не могу! Воля Твоя! Это полная сдача. Вот эти два полюса. Так я и как йог была тоже, я за одну жизнь хочу. Вот что мне надо делать? Хорошо, маха-мантра, хорошо. Вот я за одну жизнь, это моя цель. Я не права была, получается.

00:06:11 [Роберт]: Мы очень сильно опять забегаем вперёд, но я попробую вам просто ответить. В принципе, желание освобождения оно, не такое уж и плохое, оно трансцендентное. Страшного в нём ничего нет. Когда человек достигает определённого уровня отношений с Богом, его перестаёт интересовать, в каком он мире живёт. Ему становится всё равно. Он беспокоится только о том, чтобы делать всё так, как Ему нравится. Так, как Господу нравится. Это единственная его цель. Соответственно, он готов выполнить любое желание. Если Господь скажет: «Пойди в ад, там проповедовать надо. Тебя там поджаривать при этом будут, но другого выхода нет. Некому больше».

00:06:59 И этот человек, если у него развито отношение, он Его любит, он за эту любовь сделает всё, что хочешь. Он идёт в ад, куда хочешь, пойдёт. Ему всё равно. Он говорит Богу: «Если Ты будешь доволен, я пойду, куда хочешь». Вот и всё. Очевидно, что у нас нет пока такого уровня, но страшного в этом ничего нет. Вы не воспринимайте так, что: «О, всё, паника. У меня вот этого нет. Всё плохо!» Ничего не плохо. Это нормально. Постепенно разовьёте отношения, дойдёте и до такого уровня. Но со временем. Не спешите. Поэтому то, что у вас была цель получить освобождение, это трансцендентная цель. Неплохо! У людей гораздо более примитивные цели. Они живут, даже не задумываются об этом. Так что всё хорошо.

Развитие качеств в процессе духовной практики

00:07:50 [Из зала]: В буддизме есть Будда-сострадание [прим. Видимо, имеется в виду Бодхисаттва], это обет. Будда-сострадание — это быть в этом мире на Земле, пока не будет спасено последнее живое существо. Благородно, меня так это увлекало, я это изучала давно. А потом появилось желание уйти в Духовный Мир. Это же эгоистично. Я же просто не хочу страдать… Пока просто «вариться» в этой теме? Понятно, что ничего не понимаю. Как есть.
[Роберт]: Качества, они развиваются постепенно, со временем. Есть двадцать шесть основных качеств преданного. Или есть шестьдесят четыре расширенных качества. Те двадцать шесть туда входят. Соответственно, по мере того, как человек предаётся Господу, они в нём автоматически проявляются. Для этого не надо прилагать каких-то усилий.

00:08:46 Вайшнавы для того, чтобы обрести знание, а они обладают знанием, не занимаются исключительно изучением книг. Они занимаются преданным служением Господу, и знание само через сердце проявляется. Дело в том, что оно в любом случае само проявляется. Даже если вы возьмёте любую материалистическую науку, вы можете сложную тему зубрить сколько угодно. Пока вашей аскезой не будет доволен полубог, вы ничего не поймёте. Вот в тот момент, когда вы часы наберёте нужные, вам вот так — и включат. И вы раз — всё поняли. Но, ваших усилий там нет на самом деле. Понимаете?

00:09:27 [Из зала]: Это перекликается с тем, что в разных духовных практиках говорят, что вы можете делать всё, что угодно, хоть на голове стоять часами, но всё по милости учителя, сверху происходит. Просто по милости. И ещё такой вопрос. Вайшнавы, когда проповедуют, даже на улице книги раздают, священные писания дают, исходя из того, что имеем право на счастье, то есть образование, как быть счастливым, мы имеем как души, право на счастье. Это счастье содержится в этих книгах, знание об этом счастье. И они дают, они реализуют... Я сначала думала — как странно, люди навязывают, надо им, не надо, но они как некие адвокаты говорят, вы имеете право на счастье, давая Бхагавад-Гиту. Вы имеете право знать. А человек уже делает выбор. Хочет он об этом знать или не хочет. Правильно?

00:10:15 [Роберт]: Дело в том, что тут очень много нюансов в этом вопросе. Да есть распространитель, кто не совсем корректно это делает, и у человека потом негативное впечатление остаётся. Это неправильно. Но даже если это так, благо какое-то всё равно получит. Просто от обладания этой книгой, от того, что он дал какое-то пожертвование, у него всё равно будет благо. Несмотря на то, что у него негативное впечатление, он чувствует, что его обманули. Я не призываю так действовать, но, тем не менее, если кто-то так действует, я не стану огульно осуждать. Вот в чём дело. Они все действуют в меру своего понимания.

Что делать, если нет сострадания к мясоедам

00:11:06 [Из зала]: Спасибо большое. Последний вопрос. Я не знаю, может я навлеку на себя какое-то осуждение. Вот говорили там вегетарианцы, мясоеды, что мы клеймо ставим на людях. Но что делать с тем, когда знаешь уровни сознания. Я теоретически знаю и когда просто общаюсь, пока не вижу, когда человек убивает животное, я могу с ним общаться. Я знаю, что он мясоед, уровень ану-майя или прана-майя. Я могу общаться. Но когда я вижу эти сцены, сейчас есть видео, или если бы я увидела. Почему я не иду? Многие смелые люди ходили туда, где забивают скот. Изучали этот вопрос защитники животных. А я знаю, что не пойду туда никогда, потому что я боюсь, что убью того, кто убивает. Я реально боюсь этого. И некоторые мясоеды меня упрекали: «Почему ты к нам не сострадаешь?» А у меня материнский инстинкт, так же как к маленькому ребёнку.

00:12:16 У меня идёт это изнутри, что защитить того, кто связан, кто ниже по уровню, кто безобидный. Он лежит безобидный. Мне его защитить, а не того, кто не может сою со вкусом курицы просто купить, вместо того что… «Почему ты нам не сострадаешь?» Мне не сострадается. И кроме того, возникает желание убить. Я честно говорю. Идут проклятия изнутри. Я, когда вижу эти сцены, у меня проклятия идут. Что мне с этим делать?
[Роберт]: Это пройдёт. Не нужно ничего специально делать, постепенно это пройдёт. Дело в том, что я недавно читал высказывание Шрилы Прабхупады на эту тему, и он говорит: «Мы не агитируем никого быть вегетарианцем, несмотря на то, что это правильно. Мы не агитируем. Просто начните, попытайтесь, как бы, духовно подняться, попытайтесь осознать Бога, принять правильное сознание и тогда вы автоматически станете вегетарианцем. Не нужно никого уговаривать».

00:13:24 Представьте себе человека, у которого есть какие-то обязанности. Мать, допустим, и по каким-то причинам, она с ума сошла. И думает, что она токарь с завода и зовут её Вася. Говорит: «Какой ребёнок, пошли пивка попьём». И вот её вылечили, и она приходит в себя и говорит: «Да, у меня же ребёнок, о нём заботиться надо». Её не надо учить теперь, что с ним надо делать. Она естественным образом начнёт исполнять свои обязанности.
То же самое здесь. Мы не будем учить этих людей быть вегетарианцами, если они этого сами не хотят, конечно. Мы можем в мягкой форме им это дать понять, что неплохо было бы быть вегетарианцем, чего животные страдают. Но, если человек не готов это воспринимать, это не повод для того, чтобы порвать с ним отношения, злиться на него, ещё что-то. Это признак нашего несовершенства.

Истинное сострадание — донести до человека знание

00:14:16 Знаете, когда человек только-только избавляется от какой-то проблемы, он сразу становится очень агрессивным к носителям этой проблемы: «Вот раскурились здесь. Здесь дети вообще ходят, а они тут курят». Он вчера сам курил, тем не менее, он теперь такой строгий становится. То же самое здесь. Мы должны быть сострадательны к мясоедам, но есть ложное сострадание, есть истинное сострадание. Ложное сострадание — это сюси-пуси, трали-вали, «ой как тебе плохо, давай я тебя по голове поглажу». Истинное сострадание — донести до человека знание. Постараться донести до него истину. Когда он это поймёт, сразу станет вегетарианцем, перестанет изменять жене, ещё что-то. Это автоматически произойдёт. Не нужно будет доказывать, объяснять, убеждать. Всё само произойдёт. Ему надо просто понять истинную систему ценностей, которая для него сейчас скрыта. Вот и всё.

00:15:21 [Из зала]: А ближе к практике? Если я окажусь в месте, где забивают животных? Мне чтобы не убить того, кто убивает, я только могу стоять молиться, получается, за душу животного?
[Роберт]: А что бы его не убить, вы просто... Вы же понимаете, что это всё то же самое его ждёт. Разве он не достоин сострадания? Он по глупости это делает, а буквально в следующей жизни он окажется, на этой же плахе.
[Из зала]: Пришла мысль такая, что по-честному должны не магазины быть, а такие заведения, где человек заходит и ему дают одежду, чтобы он не испачкался. Дают карту такую, вот вы по карме там вот... Вы согласны? Если бы было цивилизованное общество. У вас такая карма. Вот столько жизней вы будете рождаться коровой, вы согласны? Согласны! Мясников не должно быть. Человек сам должен это делать.

00:16:19 И кроме того, наоборот, должны получать зарплату люди, которые отмаливают животных. Потому что у них такое же тонкое тело и когда оно выходит и видит это всё безобразие, что король, который должен заботиться, по-скотски ведёт себя, убивает. Проклятие от животного тоже будет. Торсунов О.Г. говорит, что тонкое тело у животных то же самое. И оно выходит, и оно видит это. Если бы человек был со знанием. Вот тут ты убил, вышло тонкое тело, тебе идут проклятия. Ты согласен на это всё? Пожалуйста, действуй. И должны людей, отмаливать, которые в таких заведениях всё это делают. Проходы в ад какие-то просто. Никто не отмаливает это. Нет молитвы, ни за животных, ничего. Это какой-то ужас.
[Роберт]: Русское слово мясо оно от санскритской молитвы идёт. Мямсам читается. Она означает,— это я не полностью говорю, я кусочек говорю, – вот этот мямсам обозначает, что сегодня я убью тебя, а завтра ты меня. Мы подписываем договор. Мы поменяемся местами просто позже и всё.

00:17:31 Соответственно, русское слово мясо оттуда, санскритские корни имеет. Вот так. Я не знаю, зачем вы окажетесь в месте, где убивают животных.
[Из зала]: А кто его знает. Если я окажусь, я не отвечаю за себя.
[Роберт]: Разум должен быть. Раз вы так себя ощущаете, значит, вы сознательно должны приложить усилия, чтобы не оказаться в таком месте. Вот и всё. Если, я падок на женщин, то я на нудистский пляж не хожу. Это нормально. Если я знаю, какие будут последствия, то зачем я туда иду? Вайшнавы не идут, я уверен. Если они хотят проповедовать, они могут это сделать не в этом месте. Этим же людям, но не в этом месте. У проходной, в конце концов, этого заведения встань и проповедуй. А внутрь не заходи. Всегда есть возможность. Всё можно решить.

Бхагавад-Гита 2.14 — нужно терпеливо переносить временные проявления счастья и горя

Исполнять свои обязанности нужно при любой погоде

00:18:55 [Роберт]: Хорошо. Мы сегодня читаем следующий стих из Бхагавад-гиты 2.14. 2.13 мы в прошлый раз прочитали, сейчас прочитаем 2.14.
матра-спаршас ту каунтейа
шитошна-сукха-духкха-дах
агамапайино 'нитйас
тамс титикшасва бхарата
Это обращение к Арджуне. Господь ему даёт наставление.
О сын Кунти, счастье и горе приходят и уходят, сменяя друг друга, как зима и лето. Они возникают от соприкосновения чувств с объектами восприятия, о потомок Бхараты, поэтому нужно научиться терпеливо переносить их, оставаясь невозмутимым.
Комментарий Шрилы Прабхупады: Надлежащим образом, исполняя свои обязанности, человек должен научиться терпеливо переносить временные проявления счастья и горя. Веды предписывают каждое утро омываться, даже в месяц магха [январь-февраль]. Несмотря на то, что в эту пору по утрам очень холодно, тот, кто чтит религиозные предписания, совершает омовения каждое утро.

00:20:19 [Роберт]: Я от себя добавлю, возможно, не многие были в Индии, но у них традиционно омовение на улице совершают. Я не знаю, как это раньше было, сейчас там стоят колонки как у нас в деревнях. И они, буквально, открывают, вода течёт, зачерпывают, на себя поливают. Всё это на улице. В январе-феврале там холодно. Конечно, не так холодно, как даже в Сочи, потеплей, но бывает, что в средней части Индии зимой, может быть ночью два градуса тепла, четыре. Соответственно, утром они пойдут омываться, будет пять. Это мало что меняет. Тем не менее, те, кто хочет вести праведный образ жизни, они должны омываться каждое утро. Это предписано Ведами.

00:21:16 [Роберт читает]: Комментарий Шрилы Прабхупады: Подобным образом, хозяйка не прекращает готовить даже в мае и июне [самые жаркие в Индии месяцы]. Исполнять свои обязанности нужно при любой погоде. Точно так же, священный долг кшатрия – сражаться, и он должен исполнять его, даже если приходится сражаться с друзьями или родственниками. Каждый должен выполнять заповеди священных писаний, чтобы обрести совершенное знание, ибо, только обладая совершенным знанием и преданностью Господу, можно вырваться из когтей майи [иллюзии].

00:21:53 Обращаясь к Aрджуне, Кришна не случайно называет его двумя разными именами. Имя Каунтея указывает на его благородное происхождение по материнской линии, а имя Бхарата подчёркивает, что и со стороны отца он принадлежит к великому роду. Таким образом, предки Aрджуны с обеих сторон были великими людьми. Столь высокое родство обязывало Aрджуну достойно исполнить свой долг, поэтому он не должен был уклоняться от сражения.
[Роберт]: Ещё раз текст прочитаю: «О сын Кунти, счастье и горе приходят и уходят, сменяя друг друга, как зима и лето. Они возникают от соприкосновения чувств с объектами восприятия, о потомок Бхараты, поэтому нужно научиться терпеливо переносить их, оставаясь невозмутимым».

Четыре аргумента Арджуны при отказе воевать

00:22:54 Очень хороший текст, очень хороший. Это очень мудрая часть Бхагавад-Гиты. Вторая глава. Я в прошлый раз вам уже немного описывал. Кстати, кому-то удалось найти вопросы Арджуны, вернее аргументы Арджуны, почему он не хочет воевать? Мы можем провести аналогию и понимаем, что любой человек, отвечая на вопрос, почему он не хочет служить Господу, он ответит одним из четырёх вот этих способов? Или несколькими, если он продвинутый такой, разумный. У кого-то получилось? Ты не считаешься, ты подсмотрел. Кто-то пробовал искать их? Не получилось?

00:23:50 [Из зала]: Что убийство рода ведёт к безверию, а безверие ведёт... [неразборчиво]
[Роберт]: Это один из вариантов. Их всего четыре. Он даёт четыре аргумента.
[Из зала]: Четыре искала.
[Роберт]: И что, ни одного нет? Прям ни одного?
[Из зала]: Безверие ведёт к падению женщины...
[Роберт]: Это всё один и тот же аргумент.
[Из зала]: Ему было жалко родственников. Он убьёт и будет потом на их же смертях...
[Роберт]: Да, это его аргумент. Это ложное сострадание. Это первый аргумент, который он приводит. В данном случае он показывает, что не понимает разницы между духовным и материальным. Не понимает, что душу он не может убить, даже если захочет. Даже приложив максимум усилий, он ничего не может с душой сделать. Он может убить тело, не более. Поэтому сострадание его ложное.

00:24:90 Второе, что было сейчас названо, это разрушение традиций. То есть, существует традиция, что старейшины оберегают традиции в роду, и таким образом в роду сохраняются правильные системы образования, женщины находятся под контролем, под защитой. Убив мужчин, соответственно, мы обрекаем род на вымирание. Женщины обладают не таким большим разумом, как мужчины и найдутся какие-нибудь люди, которые смогут их обмануть. Это приведёт к появлению нежелательного потомства. Это второй его аргумент.
Какой третий, кто-то может…? Говори громче, я не слышу.
[Из зала]: [не разборчиво]
[Роберт]: Этот аргумент называется, что я не смогу стать счастливым. Цель стать счастливым, но как я стану счастливым, там всё в крови фактически. Всё я отобрал у всех, а теперь там всё кровью облито, я куда не посмотрю, оно может, буквально, не в крови, но я-то понимаю, какой ценой это досталось. Соответственно, для меня это уже счастьем не будет. Это третий аргумент, то есть я не смогу наслаждаться, я не стану счастливым, не смогу стать счастливым.

00:26:44 [Из зала]: [неразборчиво]
[Роберт]: Это к традициям. Разрушение традиций. Какой четвёртый?
[Из зала]: Предкам [неразборчиво]
[Роберт]: Он считает греховным, такую деятельность, поэтому отказывается воевать. Теперь спросите любого человека среди своих знакомых, вы получите один из этих четырёх ответов. Никаких других вариантов нет. Когда я проповедовал одному своему знакомому, он мне сказал: «Ты знаешь, мне всё нравится, но я как представлю лицо моей мамы, когда она об этом узнает, то мне сразу ничего не хочется».
[Из зала]: Традиция?
[Роберт]: Конечно. Традиция быть крестоносцем.
[Из зала]: Ложное сострадание?
[Роберт]: Ложное сострадание, это непонимание себя как души и непонимание, что все остальные являются душами. Это четыре аргумента.

Отношения духовного учителя и ученика

00:28:22 Получается, далее он просит Кришну принять его в ученики, стать его учителем. До этого они были в других отношениях. Они были в дружеских отношениях, и Кришна вёл себя с ним как друг. По началу, ещё до этого момента, в седьмом тексте он говорит: «Слабость заставила меня утратить всякое самообладание, я уже не знаю в чём мой долг и прошу, подскажи мне верный путь, стань моим духовным учителем, я вручаю тебе свою душу. Прошу, научи меня». А перед этим ему Кришна говорит: «Мой друг, как могла эта скверна проникнуть в тебя?» Он слушает все эти аргументы и понимает их неправильность. А как друг должен реагировать? Он должен с юмором подойти, подсказать, что не правильно. А тут, значит, Арджуна попадает в это положение, и он ещё не предался, можно сказать, полностью, потому что в следующем восьмом тексте он говорит: «Всё, я принял Тебя духовным учителем. Сделаю всё, что хочешь, только воевать не буду». Хороший подход к духовному учителю.

00:30:00 Я принимаю духовного учителя на своих условиях. Вы мой духовный учитель, но вот, пожалуйста, даже не просите меня об этом. Это исключено. Соответственно, Арджуна в этом полупредавшемся, так скажем, положении, не до конца предавшийся. И Кришна принимает на себя эту роль и это дружеское общение он прекращает. Но Ему это не так легко сразу сделать. Ему ещё хочется смеяться над этим всем, потому что вообще, это смешно. Эта иллюзия, в которую попадает Арджуна — для Него смешно. И, как дальше пишется, Он с улыбкой ему даёт первое наставление. Он его пожурил, косвенно назвав его глупцом. Чтобы не говорить прямо, что ты глупец, Он в одиннадцатом тексте говорит:
ашочйан анвашочас твам
праджна-вадамш ча бхашасе
гатасун агатасумш ча
нанушочанти пандитах

00:31:16 Он говорит о том, что убить душу невозможно. По-настоящему мудрые люди не беспокоятся ни о живых, ни о мёртвых. Но когда ты человеку говоришь, что по-настоящему мудрые, понятно, что он к ним не относится. Так немного, Он его пожурил. И далее, что для нас интересно, начало второй главы. Кришна очень быстро ему даёт весь расклад, на самом деле. Здесь Он говорит эти истины без особых глубоких философских доказательств. Доказательства будут потом. Всю суть Бхагавад-Гиты Кришна выдаёт во второй главе, но очень кратко и без больших доказательств. Он объясняет Арджуне, а вместе с Арджуной и нам с вами, — мы абсолютно в этом же самом положении, — Он объясняет ему, каким образом можно избавиться от всех бед. Арджуна в данном случае представляет собой прототип обычного живого существа, такого как мы. То, что тут кто-то умней, кто-то глупей — это не принципиально. У нас у всех одна и та же проблема, о которой в данном случае Кришна и рассказывает.

Арджуна играет роль материалиста

00:32:51 Арджуна играет роль материалиста, человека, который из-за своих материальных привязанностей оказался в тяжёлом положении. Мы все в тяжёлом положении, не правда ли? Кто-то может сказать, что он в лёгком положении?
[Из зала]: Временами!
[Роберт]: Временами на нас находит иллюзия.
[Из зала]: Отсутствие страданий?
[Роберт]: Да, это иллюзия кратковременная. Но дальше материальный мир нам опять показывает полностью расклад. Зайдите в любой лесочек и просто внимательно посмотрите под ноги. Там всё время кто-то кого-то ест. И на нашем уровне всё то же самое, только это не буквально происходит. Богатые грабят бедных, бедные подворовывают у богатых. Каждый пытается урвать что-нибудь. Все в тяжёлом положении, и никаких исключений нет. И Арджуна, он просто оказался в таком положении наиболее, скажем так, ярком. Мы все в этом же самом положении. Никакой разницы нет.

Важнейший принцип жизни — духовное всегда вмещает материальное

00:34:01 Какое у него большое достоинство? Он пытается найти выход из создавшегося положения духовными способами. Любая проблема может быть решена материально, а может быть решена духовно. Любая абсолютно. Если мы пытаемся решить проблему материально, это засасывает нас ещё глубже. Может быть, временно нам будет какое-то облегчение, но с философской точки зрения, очевидно, что это засосёт нас ещё глубже. Мы в худшем положении окажемся, если любую проблему будем решать материальными способами. Решать нужно духовными способами. Это один из важнейших принципов жизни, что духовное всегда вмещает материальное. У нас есть какие-то желания, пусть даже материальные. Мы не святые, они у нас явно есть. Соответственно, мы думаем: «Предамся я Господу, и Он не удовлетворит мои желания. Поэтому я немного тут, а немножко тут. Надо везде успеть. И на лекции похожу, послушаю что-нибудь мудрого и при этом чего-то там себе выкрою». Неправильный подход!

00:35:22 Духовное всегда вмещает материальное. Мы находимся в каком-то положении, перед нами всегда есть выбор. Если мы чистые материалисты, то выбор ограничен. У нас, как мы говорили, двадцать процентов есть свободы выбора, и не больше. Двадцать восемь. Если чётко по писаниям — двадцать восемь процентов. Соответственно, оставшиеся семьдесят два предрешены. Есть глобальные вещи, которые предрешены. Мы ничего с ними не сделаем. Вот двадцать восемь можем менять. Тогда как духовная сторона, она всегда открыта на все сто процентов. Если мы её выбираем, там у нас полная свобода выбора. Там мы ничем не ограничены, и материя не может нам помешать, плохая карма не может помешать. Ничто не может помешать. Если что-то может, тогда это что-то сильнее, чем Кришна. А это исключено.

Материальные привязанности — это то, что мешает увидеть истину

00:36:24 Кто-то скажет: «У меня муж демон, он мешает моему преданному служению». Давайте тогда мужу поклоняться, он круче Господа оказывается. Он может помешать преданному служению? Нет, не может помешать. Наша привязанность к нему может помешать. Это да. И какие-то дополнительные привязанности могут помешать.
У меня брат моего отца, мой дядя, лет, мне кажется, тридцать назад, хотел развестись с женой, и его удерживало от этого, многие годы, сейчас, наверное, уже махнул рукой, многие годы его удерживало нежелание делить имущество. Ему жалко было, что придётся разделить, он ко всему привязан — и вот это и вот это. «О, нет, буду дальше жить». Они так всю жизнь и прожили на жадности. Можете себе представить? В подобном положении мы все.

00:37:31 Всё что нам мешает на самом деле — это наши материальные привязанности. Больше ничего. Если бы у нас не было этих привязанностей, проблем бы не было. Но они у нас есть. Именно они преломляют наше видение всего, всегда. Мы всегда смотрим через эту призму. Она такая интересная эта призма. Там всего две грани – «я» и «моё». И больше там ничего нет, и больше мы ничего другого не видим. Почему мы обращаем внимание на каких-то людей незнакомых в толпе, а на каких-то не обращаем? У нас есть определённый вкус. «Вот этот тип я могла бы, или мог бы, использовать для своего удовольствия, поэтому я его замечаю. А всех остальных я не замечаю, что на них смотреть-то, они не интересные?» И так во всём!

00:38:18 Вот нам говорят: «Ferrari». Ferrari круто же, правда? У кого есть машина, мужчины? Есть машина? Тебе Ferrari нравится?
[Из зала]: Само собой.
[Роберт]: А прямо вот так, чтобы слюни текли, такое было?
[Из зала]: «Нет»
[Роберт]: Почему?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Роберт]: Нет, не поэтому. Не поэтому. Потому что перспектив нет. Были бы перспективы, текли бы слюни. А так не текут, потому что слишком высоко, слишком далеко. Возьми какую-нибудь принцессу, супер красавица, опять слюни не текут. Нереально! Вот с соседкой как-то проще. А там где-то это всё запредельно. Мы определённым образом привязанности развиваем сами, сознательно. Нет, наверно, не сознательно. Как раз, потому что мы несознательны, они и развиваются. Мы попускаем это дело. И теперь эти привязанности нас и топят. И душат нас двумя руками. И мы даже этого не замечаем. Нам кажется, что это хорошо. А всё, весь мир только делиться на я и моё. Я — мне, я — моё. Больше никакого другого варианта нет. Всё очень просто. И вот Арджуна в этом положении. Эти привязанности не дают ему увидеть истину.

00:39:37 [Из зала]: Если не я имею, тогда что, всё общее?
[Роберт]: А нет, а что здесь есть ваше? Расскажите мне хоть одну вещь.
[Из зала]: По большому счёту ничего.
[Роберт]: А тогда откуда у вас это сознание взялось? Это прийти в гости и привязаться к вещам хозяина. Ой, какой телевизор, это мой. Отойдите-отойдите, это мой телевизор. Мы же в этом положении на самом деле. Что тут наше, что мы заберём отсюда?
[Из зала]: Нет, не заберём. Но мы вот сейчас пойдём домой, ляжем на свою кровать. А если нет ни дома, ни кровати, куда мы пойдём?
[Роберт]: Но кровать в аренде.
[Из зала]: Это понятно, что в аренде.
[Роберт]: А чего вы тогда на неё распространяете своё ложное эго, если она в аренде? Ведь что, привязанность не означает, что я не буду использовать кровати. Привязанность означает, что я не просто буду её использовать, а я буду отстаивать свои права на использование этой кровати.

00:40:35 [Из зала]: [неразборчиво] забирать кровати. Будешь на полу спать.
[Роберт]: Почему? Почему её должны забрать? Если у меня правильное сознание, если я понимаю, что всё имущество, так или иначе, принадлежит Кришне. Есть люди, у которых разорилась фирма, и они покончили жизнь самоубийством. Объясните мне почему, что ими двигало? Привязанность ими двигала. Они лишились чего-то, что считают очень ценным, что считают частью себя. Почему мы плачем, когда какой-нибудь из наших родственников умер, дорогих нам? Потому что мы считаем это частью себя. Это единственная причина, почему мы так страдаем.
[Из зала]: А это не может быть причина, что просто много сил было вложено, много времени в какой-то проект? А этот проект взял и по какой-то там случайности…
[Роберт]: Когда мы начинали этот проект, мы понимали, что это может произойти?
[Из зала]: Может быть нет!

00:41:38[Роберт]: Как нет? Кто-то из вас даст мне гарантию, что он завтра проснётся? Поднимите руку, кто хочет дать такую гарантию. В семьдесят третьем году один товарищ из Бразилии, председатель партии, одной из самых крупных партий Бразилии, на съезде этой партии незадолго до парламентских выборов заявил, что если мы наберём пятьсот тысяч голосов на выборах, то даже Господь Бог не сможет отнять у меня президентское кресло. Как вы думаете, что произошло дальше, раз я вам рассказываю эту историю?
[Из зала]: Он не проснулся...
[Роберт]: Они набрали пятьсот тысяч. Он умер за день до инаугурации. Просто умер. Кришна принял вызов, нет проблем. Ты хочешь со Мной пошутить? Давай пошутим. Есть, я так понимаю, ещё несколько миллионов способов, как можно было его конкретно лишить этого места и даже без смерти. Но Кришна выбрал такой весёлый. Вот так. Мы никто не можем гарантировать, что мы завтра проснёмся. Начиная любой проект, мы понимаем, что он может закончиться плачевно.

00:42:54 [Из зала]: Понимаем, но находимся в иллюзии, что вот...
[Роберт]: А это другое дело. Что мы не понимаем, это наша проблема. Если мы трезвомыслящие, мы должны понимать.
[Из зала]: Однако, понимая это, всё равно же выкладываешься, всё равно упираешься. Делаешь, посвящаешь много времени и усилий.
[Роберт]: По какой причине?
[Из зала]: Даже есть наоборот, если будешь понимать, что всё может пропасть — не захочется ни за что браться. Тогда смысла с утра с кровати вставать нет. Что я встану, я всё равно умру.
[Из зала]: А я не согласна, надо как долг делать.
[Роберт]: Как вариант да, почему нет? Зачем что-то делать?
[Из зала]: Чего детей вообще, что дети...
[Из зала]: Делать, что должное и будь что будет. Вот так же...

00:43:44 [Из зала]: Это понятно, но у нас у всех столько обязанностей перед родными, близкими.
[Роберт]: Вам надо переслушать лекцию по дхарме. Дело в том, что любой человек, когда выполняет действие — он имеет какую-то мотивацию. Соответственно, если она не правильная, то и результаты будут неправильными. И любой результат, то ли ваш проект заработает, в который вы вложили много сил — это увеличит вашу привязанность. То ли он не заработает — это приведёт вас к депрессии. Это и то и другое отрицательный результат, потому что... Я опять забегаю вперёд, но уж больно повод правильный.

Закон «Если ошибка в самом начале — формула не сойдётся никогда»

00:44:30 Михаил Юрьевич, у него первое образование математическое. Он физмат заканчивал московского университета. И, соответственно, он любит математические примеры. Он говорит: «Жизнь любого человека можно описать формулой». Соответственно, каждый человек эту формулу строит. Вот вы, у вас есть ваша история, это вот то, что в этой формуле в начале стояло. А сейчас у вас не получается результат, и вы думаете, а чтобы ещё добавить в эту формулу, чтобы получить правильный результат? И добавляете одно, другое, третье, не получается, откат делаете, что-то убираете, новое добавляете и так далее. Так вот, не сходится, факт. Не сходится никак. То, что хотим, не получается. Начинаем анализировать. Вот это я так сделал, вот это. Вот тут, я вот за этого замуж вышла. Наверно не надо было. Разводимся, всё. Вычёркиваем эту часть формулы. Пишем новую. Выходим замуж вот за этого, пробуем. Так-так-так, что-то не так. А вот это добавим, ещё одного ребёнка родим, сейчас будет хорошо. Добавили, опять не сходится. Пойду в Аум Синрикё, там они медитируют, там круто, я там счастливой стану. И опять добавили и опять не сходится. Формула не получается. Но те, у кого математическое образование, они поймут.

00:45:58 Есть простое правило, если ошибка закралась в самом начале, то пока вы не вернётесь, бесполезно, меняйте что хотите. В нашем с вами случае, во всех нас и всех окружающих, кого мы знаем, ошибка находится в самом первом действии. В самом первом! Чтобы её исправить, нам надо всё вычеркнуть, до начала дойти. И первое действие очень простое, Михаил Юрьевич называет это так: «1 + 1 = мне». Понимаете действие? Чтобы я не делал, какие бы аскезы я не совершал, всегда должно быть мне с этого что-нибудь. Хотя бы чуть-чуть. Это формула нашей жизни. И она написана в самом начале. Практически ещё до нашего рождения. В нашем тонком теле она уже была прописана.

00:47:01 Если мы не доберёмся до этой части и не изменим на то, что 1 + 1 всегда должно быть Богу, всегда, – формула не сойдётся никогда. Мы можем работать над любыми проектами, нам может быть жалко всё, что угодно, своих трудов, можем быть при этом супер правильными, никаких грехов не совершать, но если эту формулу не исправили, бесполезно. Поэтому занятия благотворительностью и прочие подобные вещи, ничего не меняют. Они дают временное облегчение, временное какое-то спокойствие, временное удовлетворение. Глобально они ничего не меняют. Потому что «1 + 1 = мне любимому». Всё, точка!

Отождествление себя с телом и умом

00:47:47 [Из зала]: А как понять, что это облегчение, которое наступило, оно временное, оно не постоянное и что ты двигаешься в правильном сознании? Как это понять?
[Роберт]: А вот мы об этом читаем здесь. Кришна сейчас нам всё скажет. Слушайте дальше. Сейчас всё будет в лучшем виде. Забегая вперёд, скажу, о чём говорит следующий текст, пятнадцатый. В пятнадцатом тексте Кришна говорит, что тот, кто научился выполнять предписания четырнадцатого, того, который мы сейчас читали, тот обретёт бессмертие. Всё, что нам надо на самом деле. В принципе в этом одном тексте всё заключается, вся суть. Чем мне нравится Ведическое знание, любую вещь можно рассматривать с миллиона разных сторон. И вот эта одна из граней. Тот, кто реализует это, то, что мы сегодня прочитали, что счастье и горе подобны зиме и лету и они возникают от соприкосновения чувств с объектами и нужно научиться терпеть. Вот и всё.

00:49:13 Тот, кто это реализует, обретает бессмертие. И сейчас мы разберём, каким образом это происходит. Так, Арджуна, предался, Кришна ему всё это сказал. Он говорит, что мы вечны, что никого уничтожить на самом деле нельзя. Что ты, что Я и все эти люди, кого ты видишь вокруг, они все вечные. Смерти нет, никто не умрёт, можешь не волноваться. Дальше Он даст нам это обещание, что мы достигнем бессмертия, как я уже сказал. Тринадцатый стих тоже надо упомянуть, который мы в прошлый раз читали. Дехино смин йатха дехе. В нём Он даёт... Помните прошлый стих? То, что тело меняется, а мы по-прежнему в нём находимся. Этот стих — доказательство, что душа вечная. Там описан процесс, то, как тело меняется, а наше ощущение себя внутри, оно не меняется, оно вечно остаётся.

00:51:90 И тогда встаёт вопрос, а что ты волнуешься? Закончится это тело, получишь новое, будешь дальше идти. Никаких проблем нет, никто не пропадёт, никто не умрёт. Всё так и будет продолжаться. Это хороший пример, он является доказательством того, что душа вечная. Логика там такая. Представьте себе, что вы летите на космическом корабле со скоростью, миллион километров в час. Находясь внутри корабля, вы будете замечать это движение? Чтобы заметить это движение... Или даже самолёт летит, если в окно на Землю не смотреть, которая понемногу двигается, а просто далеко смотреть в окна, как мы ощущаем, что он двигается? Да никак! Потрясывает слегка, а он при этом 900 км/ч несётся. Девятьсот! Нам, чтобы это понять, надо чтобы нас выкинули из этого самолёта, тогда мы сразу увидим, что он летит. Девятьсот километров в час – очень быстро. А пока мы внутри, мы ничего этого не ощущаем.

00:52:25 Соответственно, аналогичная история здесь. Наше тело всё время меняется, и мы можем это замечать. Раз мы можем это замечать, значит, мы находимся снаружи, мы созерцаем. Если бы мы были частью этого тела, буквально, если бы мы были этим телом, мы бы не замечали изменений. Так же как человек в самолёте не увидит их. Этот же самый принцип. Это именно теоретический принцип, философский. Чтобы замечать изменения какого-то объекта, нужно находиться вне его, вне этого объекта. По-другому вы не заметите. Поэтому для нас не естественно умирать. Это одна из причин, потому что мы вне этого объекта, мы по глупости себя с ним отождествляем. Тем не менее, раз мы замечаем изменения, значит мы вне, значит это не с нами изменение.

00:53:20 Мы кино смотрим, и в этом кино наш герой подходит к зеркалу, смотрит и говорит: «О, морщины появились, надо же, какое несчастье. Надо что-то с этим делать». Мы всегда находимся вне. Мы занимаем позицию наблюдателя. И этот текст, тринадцатый, он как раз это доказывает. Чем больше человек отождествляет себя с телом, тем меньше он будет замечать эти изменения. Если человек с низкими гунами, он не будет замечать. Именно по причине того, что он сильно отождествляет себя с телом. Но большинство людей, не большинство в абсолютном смысле слова, а большинство, по крайней мере, тех, кто этим всем интересуется. Мы себя не с телом отождествляем, мы с умом себя отождествляем. Это другой вид, но всё-таки он позволяет за телом наблюдать. Вот изменения ума мы уже не замечаем, потому что мы себя с ним отождествили, а изменения тела мы хорошо замечаем.

00:54:28 [Из зала]: Можно спросить? С фестиваля «Благость» приехала, до этого как-то не замечала, что я глупая, честно говоря. А я приехала, после Хакимова, особенно, когда в Сочи и как-то что-то по-другому. Я что-то какая-то глупая. Стала замечать глупость свою. Я до этого в жизни вообще не замечала.
[Роберт]: Ирина, вы не одиноки. Это нормально. Со всеми это происходит, рано или поздно. Вы не одиноки точно. Что поделаешь, истина постепенно открывается. То ли ещё будет. Они на то и анартхи, чтобы мы их не замечали. Если бы мы их все замечали, свои проблемы, то этих проблем бы не было. Первая стадия избавления от наших каких-то проблем, это то, что мы начали это замечать. Если я жадный и не собираюсь от этого лечиться, я никогда не увижу, что я жадный. Я всегда буду считать, что просто все вокруг завистливые и меня оклевётывают. Вот и всё! Я всегда найду себе объяснение своему поведению, но я никогда не признаю, что я жадный. Я искренне в это не верю, я не вижу этого. Вот и всё.

00:55:54 То же самое с любой другой проблемой. Раз мы стали это видеть, это говорит о том, что мы стали на путь исправления. Увидеть, это уже полдела. Дальше остаётся избавиться.
Хорошо, идём дальше, у нас ещё девять минут. Так, с этим понятно. Это всё тринадцатая глава. Для того, чтобы замечать изменения, нужна точка отсчёта. Вот, в самолёте нет точки отсчёта, внутри самолёта. Там всё движется вместе с самолётом. Соответственно, мы ничего не замечаем, никаких изменений. А для того, чтобы замечать изменения в теле, нужна точка отсчёта и наше сознание является этой точкой отсчёта. От него всё и пляшет. От него всё и начинается. В каком-то смысле есть две возможные интерпретации этих двух стихов, тринадцатого и четырнадцатого. Первый вариант интерпретации, это что первый стих помогает нам понять, что мы не тело, а второй стих помогает нам избавиться от ещё более сложного отождествления себя и своих проблем – понять, что я не ум.

00:57:16 Философски осмыслив тринадцатый стих, мы поймём, что мы не тело. Если кто-то на уровне понимания себя, что он тело, должен внимательней читать этот стих. Для кого это уже не уровень, кто с умом себя отождествляет, им нужно читать четырнадцатый. Есть второй способ философски рассматривать эти стихи. В первом случае тогда Кришна объясняет нам, каким образом логически мы можем понять, что душа отлична от тела. А во втором стихе, в четырнадцатом, Он даёт нам практику, с помощью которой мы можем не просто логически или теоретически понять, но и почувствовать это. Не просто осознать на уровне теории, а именно практически почувствовать, потому что Он призывает нас к определённым практическим действиям.
Не знаю, переходить ли мне дальше или, наверно, мы остановимся, ввиду того, что время нас поджимает, я не успеваю и, соответственно, мы оставим это на следующий раз. С этого места начнём. Если есть ещё какие-то вопросы, мы можем их задать.

Ответы на вопросы

Омовение в особых обстоятельствах

00:58:45 [Из зала]: Вопрос про омовение. Когда разные обстоятельства бывают, – время, место, обстоятельство, – когда три капли воды на макушку, это может быть хоть какое-то омовение? Представлять, что вода с Ганги, например.
[Роберт]: Можно не представлять, можно мантру прочитать, она будет с Ганги.
[Из зала]: А что за мантра?
[Роберт]: У любой реки есть мантра. Прочитаешь её над водой, я её на память не помню. Вы её найдёте в интернете, это не проблема. Вы её читаете, и вода превращается. Вы её призываете войти в эту воду. Просто можно на ладошке причём, не обязательно какие-то сосуды, на ладошке взял, прочитал мантру, и она придёт туда.

00:59:39 [Из зала]: Можно три капли?
[Роберт]: Да, я помню. В экстренных ситуациях. Это неполноценный вариант.
[Из зала]: В пустыне нет воды…
[Роберт]: Нет, не всегда это с этим связано. Порой бывает обстоятельства, что тебе нужно что-то сделать, а ты осквернён, соответственно, тебе нужно очиститься, а времени нет на то, чтобы пойти в душ, принять омовение. Тогда используются вот это, три капли. Или, если, допустим, в каких-нибудь источниках святых принимают омовения, а у женщины, допустим, критические дни, ей нельзя. Она может зачерпнуть немножко, эти три капли себе на голову капнуть, будет то же самое действие.
Этим она даже подчеркнёт своё уважительное отношение к источнику. И всё, хорошо. Поэтому да, это действенный способ, но если есть возможность нормальное провести — лучше нормальное.

Возможно ли при духовной практике сохранить в старости ясность сознания

01:00:32 [Из зала]: Про старых достойных людей. Сейчас можно ли, если духовной практикой заниматься, сохранить в старости, не в маразм впасть, не в деградацию, а сохранить и увеличить ясность сознания? В наше время, в Кали-Югу. Возможно ли это? В восемьдесят лет? Есть такие сейчас примеры? Чтобы это не йоги были, а в России просто люди.
[Роберт]: Полно! Не просто есть, а полно. От кого всё исходит? Кришна в Бхагавад-Гите говорит: «Я память, знание и забвение. Я, лично Я». Когда у человека есть память, то Господь ему даровал её. Если он не достоин хорошей памяти, Он ограниченную даст ему эту память. Вот что сегодня было, помню, а что вчера нет. Это всё в Его руках. Если человек движется правильной дорогой, Кришна ему всё даст. Почему Он не должен ему дать? Даст абсолютно всё. А когда человек деградирует, движется в сторону животных, то его же подготовить к этой форме жизни надо. Он начинает его заранее готовить, отбирает потихонечку разум и так далее. По телу человека, по тонкому, заранее можно видеть, куда он пойдёт, перед смертью. У многих людей — это проявлено.

Насколько важно принимать омовение не обнажённым

01:02:02 [Из зала]: Роберт, а система омовения? Нужно омовение принимать не полностью раздетым? Очень важно?
[Роберт]: Помните русские сказки, где герои разговаривают с рекой, с деревом, – это не глупость народная. Это остатки Ведической традиции. Везде есть сознание. И в воде в том числе. В воде сознание полубога воды Варуны. И когда мы принимаем омовение, если мы голые, то это оскорбление. Соответственно, так же как, допустим, в огонь бросать мусор — это оскорбление. Это же Агни, он же это ест. Буквально то, что там сгорает. На нём проклятие лежит, поэтому он вынужден всё есть, чтобы туда не бросили. Это результат проклятия. У него вожделение было слишком большое и мудрец его проклял за то, что он на его жён пялился во время ягьи.

01:03:13 Мудрец его проклял и по этому проклятию он должен есть всё подряд, чтобы ему не дали. Но это его проклятие, а наше — чтобы не оказаться в плохом положении, мы не должны бросать мусор в огонь. Сложить кучку мусора и поджечь можно, а когда он уже горит, и мы бросаем туда — нельзя. Это оскорблением становится. То же самое с водой. Плевать нельзя, в реки, озёра, мочиться нельзя. Задувать огонь нельзя. Потому что слюна.
[Из зала]: Так омовение надо принимать в одежде?
[Роберт]: Я понимаю, что вашей веры не хватит, но, в общем, да. Я не говорю, чтобы вы с завтрашнего дня этим начали заниматься, потому что скорей всего вы скажете, что это сумасшествие, но по-хорошему, да. В воде есть сознание, понимаете, сознание. Для этого используют кусок тряпки, который называют в Индии гамчей.
[Из зала]: Набедренная?
[Роберт]: Женщины подмышками завязывают. Либо, просто трусы всякие одевают.

01:04:37 Я не призываю никого бежать впереди паровоза. Кто чувствует, что он может... Кстати, есть много правил. Например, что одним и тем же полотенцем нельзя два раза вытираться. Михаил вам говорил нет, но принцип такой, что если вы во что-то, не верите, сомневаетесь — попробуйте. Кто не пробовал, может попробовать месяц вытираться каждый день свежим полотенцем, не использовать второй раз и через месяц попробовать второй третий раз его использовать. И сразу понимаете разницу. Никого убеждать не надо. То же самое с одеждой для омовения. Один к одному. Вы помоетесь, месяц как я вам сказал, и через месяц попробуйте сделать это без одежды. Вы сразу будете себя чувствовать голым! Голым на публике. Вот так.

01:05:46 [Из зала]: Я хотела добавить про чистоту. Мне кажется, просто через чистоту можно выйти на всё. Чистота, просто чувствуешь людей на расстоянии. Просто соблюдая принцип чистоты глобально, просто ощущаешь всё. Настолько чувства обостряются.
[Роберт]: Не всё, но многое. Многое. Я согласен.
[Из зала]: Очень, по сравнению с тем, как раньше.
[Роберт]: Да. Я согласен.
Всё, до новых встреч.