Шрила Прабхупада | Цитаты

(Шрила А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада)

937 Почему мы не помним свою прошлую жизнь

Кришна говорит Арджуне: «Ты много раз рождался и Я являлся множество раз и так как мы друзья, мы приходим вместе, это тоже факт. Но проблема в следующем: Я знаю обо всём: когда Я приходил в последний раз, что делал и когда приду вновь, всё это известно Мне, прошлое, настоящее, будущее. Я знаю всё. А ты, хотя ты великий воин, великая личность, ты не можешь этого знать. И в этом различие между тобой и Мной».

Этим Бог отличается от живого существа. У нас была прошлая жизнь, потому что, мы меняли своё тело и когда существование нынешнего тела подойдет к концу, мы поменяем и его. Когда одежда становится старой и не пригодной, мы выбрасываем её, надеваем новую. Аналогично, когда в негодность приходит наше тело, мы меняем его, мы получаем новое тело. Таков путь перевоплощения души. Это истина. Мы забыли, кем были в прошлой жизни. Я не могу этого сказать. Я не знаю и того, каким будет моё следующее тело. Наше знание настолько несовершенно, что мы не можем ответить на эти вопросы. Но Кришна может рассказать. Здесь сказано: в прошлом, настоящем и будущем, здесь сказано. «Сарвани» означает я знаю прошлое, настоящее и будущее.

У нас может возникнуть сомнение, у Кришны человеческий облик и мы тоже люди, у нас тоже две руки, две ноги, одна голова. Почему он знает всё, а я нет? Мы должны сделать следующий вывод: мы забываем, потому что мы меняем своё тело. Например, я был ребенком, и вы были, все мы, столько действий мы совершали в детстве, но забыли о них. Со сменой тела, мы забываем и о деятельности, что совершали в нем. Это факт. Аналогично, покинув нынешнее тело, мы получаем новое, мы забываем, но почему Кришна не забыл? Это значит, что Он не меняет своего тела. Мы должны прийти к такому заключению.

936 Помни обо Мне и сражайся

В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья 20.122) есть следующий стих: Забывчивые живые существа, или обусловленные души, утратили свою связь со Всевышним Господом и погрузились в мысли о материальной деятельности. Именно для того, чтобы устремить их мыслительную энергию в духовный мир, Кришна-двайпаяна Вьяса дал нам такое количество произведений ведической литературы. Прежде всего, Он разделил «Веды» на четыре части, затем Он разъяснил их в «Пуранах», а для людей с более низкими умственными способностями, Он написал «Махабхарату», часть которой и составляет «Бхагавад-гита». Затем вся ведическая литература была обобщена в «Веданта-сутре», для понимания которой будущими поколениями Он написал комментарий под названием «Шримад-Бхагаватам».

Мы должны постоянно занимать наш ум чтением произведений ведической литературы. Так же, как материалисты занимают свой ум чтением газет, журналов, множества другой материалистической литературы, мы должны сконцентрироваться на чтении этих произведений, данных нам Вьясадевой. Таким образом, мы сможем помнить о Всевышнем Господе в момент смерти. Это - способ, предложенный Господом, и Он гарантирует результат: «Пусть в том не будет сомнения».

«Поэтому, Арджуна, ты всегда должен думать обо Мне, Кришне, продолжая в то же время выполнять свой долг кшатрии, то есть сражаться. Посвятив Мне все свои действия и сосредоточив на Мне свои ум и разум, ты, без всякого сомнения, придёшь ко Мне». (Б.-г., 8.7)

934 Ахам брахмасми – я душа

Душа не связана с этим материальным миром. Когда человек во всей полноте осознает, что душа не принадлежит материальному миру, его можно назвать поистине учёным. Такой человек находится на уровне брахма-бхута. Признаком этого уровня является брахма бхута прасанатма. Как только человек осознает себя, он преисполняется радостью. Но пока он отождествляет себя с телом, он несчастен и полон тревог.

И так, Бхагавад гита начинается с понимания отличия души и тела. И в настоящий момент весь мир лишен этого знания. Все отождествляют себя с телом, подобно животным. Поэтому Кришна критикует Арджуну: «Ты смотришь на мир, как животное и при этом говоришь, как великий ученный». Не один настоящий ученный не станет скорбеть о теле. Бхагавад гита говорит: дхирас татра на мухйати. Дхирах – это тот, кто, благодаря образованию, достиг умиротворения. Его не беспокоит ничто.

894 Следует учиться терпению и выдержке

Одно из качеств преданного – это титикша – терпение. Этому следует учиться – терпеть любые жизненные обстоятельства. Например, настоящие браманы в Индии и странах запада (сейчас у нас тоже появились браманы) - даже в щемящий холод они не забывают о своих утренних омовениях. Это лишь дело практики, может быть первые пару дней будет неприятно, но если вы продолжите это делать, холодная вода уже не будет доставлять вам страданий. Поэтому человеку не следует оставлять практику утренних омовений из страха перед холодом.

Точно так же летом, когда нещадно палит солнце, не следует отказываться от приготовления пищи. Если в кухне слишком жарко – это ещё не повод, чтобы не готовить. То же самое относится ко всем правилам и ограничениям. Мы не можем пренебрегать ими только потому, что нам неприятно. Мы должны воспитывать в себе терпение. Поэтому Кришна даёт совет: «Мой дорогой Арджуна, достойный потомок Бхараты Махараджа, старайся это терпеть».

Шри Чайтанья Махапрабху учил, что для продвижения в Сознании Кришны требуется терпение. Он сказал: тринад апи суничена – станьте смиреннее травы. По траве ходит столько людей - она не возмущается. И терпеливее дерева. Посмотрите на дерево: кто-то ломает его ветви, кто-то срывает плоды, кто-то срубает его, но дерево всё равно даёт вам свою тень, фрукты, листья и цветы. Очень хороший пример.

Если вы хотите вернуться домой, к Богу, вам следует учиться терпению и выдержке. Таков урок Шри Чайтаньи Махапрабху. Мы никогда не должны считать себя достойными уважения. Мы не должны требовать, чтобы нас признавали, но ко всем остальным мы должны относиться со всем уважением. Если мы приучимся так поступать, то удостоимся возвращению к Богу, в свой родной дом.

893 Садху должен быть терпеливым

Аскет – это тот, кто добровольно проходит через лишения. Титикшавах [ШБ 3.25.21] – это точное слово. Садху должен быть терпеливым. К примеру, Харидас Тхакур. Вы знаете, насколько терпелив он был. Титикшавах – это качество брахмана. Шамо дамас титикша. Терпение. Нельзя ожидать мирной жизни в этом материальном мире, это невозможно. Поэтому, чтобы практиковать сознание Кришны во всех обстоятельствах, необходимо быть терпеливым. Кришна советовал Арджуне «Будут наслаждения, будут страдания», – здесь наслаждения – это тоже страдания, люди просто не знают об этом. И Кришна советовал: та̄м̇с титикшасва бха̄рата [БГ 2.14]. «Всё это приходит и уходит. Пусть это не беспокоит тебя, попытайся терпеть и делать своё дело». Точно так же мы живём вместе. Иногда нам приходится сталкиваться с неудобствами. Условия, в которых вы росли в Европе, в Америке, отличаются от таковых в Индии. И возможно это создаёт в вашей жизни трудности, потому что у вас нет всех тех возможностей. Но вы должны учиться терпеть и следовать сознанию Кришны. Итак, если говорить о жизни в аскезе, жизнь в сознании Кришны – это жизнь в аскезе, тапасья. Жизнь без излишеств. Поэтому мы должны учиться титикше. Это одно из качеств брахмана.

887 Бхакти-йога – высшее совершенство

Карми придерживаются телесного мировоззрения, они день и ночь трудятся, пытаясь улучшить материальные условия жизни, не только в этой жизни, но также и в следующей. Они совершают разные ритуалистические церемонии для того, чтобы вознестись на райские планеты. Все они карми, в этом мире или в следующем мире, их называют карми. Карми желают телесных удобств, йоги же, их сознание находится на уровне тела, они отождествляют своё тело с Браманом, обозначенным Браманом, упадхи Браман, Браман с обозначением, но их центром опять же является тело. 

Итак, телесные представления о жизни, до тех пор, пока они будут продолжатся либо в форме карма-йоги, либо в форме гьяна-йоги, всё это может дать человеку облегчение, избавления от круговорота рождений и смерти и позволить ему слиться с сиянием Брамана, это называется Брама-саюджья-мукти, технический термин. Это относится также к гьяне, но это не высшая цель. Есть ещё более высокие ступени, есть Брама-сарупья-мукти, Брама-салокья-мукти, Брама-сашти-мукти. 

Как правило йоги, гьяни, задаются целью слиться с сиянием Брамана, Брама-саюджья-мукти. Но это не конечная цель. Высшее достижение – это бхакти йога. Если продвинутый йог обретает возможность общения с чистым преданным, и посвящает себя трансцендентному любовному служению Господу, это высшее совершенство!

884 Что такое религия

Религия одна, религиозен тот, кто знает Бога. Религия того, кто не знает Бога - бессмыслена. Религия-это понимание воли Бога. Если же вы не знаете Бога, как можете вы узнать, услышать Его волю? Религия, лишенная философских и логичных знаний о Боге, сентиментализм. А философия без понимания Бога, лишь умные рассуждения. Религия - это сплав философии и религиозных чувств. В противном случае это не религия.

803 Дать хороший совет глупцу

Если человек глуп, и вы при этом даёте ему хороший совет, он только рассердится на вас. Он не воспользуется.

802 Следующее тело

После того, как вы покинете своё тело, никто не гарантирует вам того, какое тело вы получите. Вы непременно получите тело, согласно материальным законам. Но они этого не знают. Это ваше следующее тело будет определяться тем общением с материальными гунами природы, которое у вас было.

801 Абсолютная Истина – это личность

Проявление Абсолютной Истины – это личность. И как у личности, у Него есть те же чувства, что и у нас. У нас есть чувства по отношению к нашим родственникам, братьям, сёстрам, нашим друзьям, нашим врагам. То же самое есть и у Него. Если вы изучите себя как личность или личность своего друга, вы можете получить некое приближённое представление о Верховной Личности. Потому что мы как личность зависим от Верховной Личности. Мамаива̄м̇ш́ах̣. Мы лишь частички Личности. Так же как искры и огонь. Или капля океана и сам океан. Есть количественная разница. Капля океана или искра огня имеют те же самые качества, что и у огня или у океана. Но в количественной степени они очень-очень малы. Бог – вибху, величайший. А мы мельчайшие. Бог безгранично огромен, мы безгранично малы. В этом разница. В противном случае, у Него есть всё то же самое, что и у нас.

798 По ведической традиции тело умершего кремируют

По ведической традиции тело умершего кремируют. Тело ожидает три конца: либо оно превращается в экскременты, либо в пепел, либо в землю. Если тело хоронят, как это заведено у христиан и мусульман, оно превращается в землю. Тело родилось из земли «из праха созданы в прах вернётесь». Это привлекательное, красивое тело станет землёй. Те, кто кремируют тела превращают их в пепел. А если тело оставляют на съедение шакалам и воронам, оно превращается в экскременты. Таков его конец. Мы так заботимся о нашем теле. Но, в конечном итоге оно превратиться в экскременты, землю или пепел.

793 Духовная практика и умеренность в еде

Есть не запрещается, вы не обязаны голодать, об этом шастры не говорят. Чтобы поддерживать тело в здоровом состоянии, вы должны жить нормально, хорошо, чтобы не болеть. Дело в том, что человеческая форма жизни предназначена для того, чтобы мы продвигались и решили все проблемы своей жизни, поэтому это необходимо...

Бхагавад гита 4,21 говорит ... nirāśīr yata-cittātmā - Контроль. Я приму именно столько, сколько необходимо, не больше и не меньше. Управление читой, разумом, нужно управлять умом. nirāśīr yata-cittātmā tyakta-sarva-parigrahaḥ... parigrahaḥ означает без необходимости что-то накапливать, атьяхара. Шри Рупа Госвами дал определение тому, что убивает бхакти. Если вы хотите продвигаться в духовной жизни, бхакти йоге, вы должны избегать всего этого - атьяхара, есть больше, чем необходимо.

На самом деле мы не должны есть, пока не проголодаемся как следует – это значит правильное питание. Если вы проголодались, вы можете съесть любую пищу и почувствовать удовлетворение, не нужно есть просто по привычке. Вы должны, конечно есть регулярно, но мы не должны есть больше необходимого. Самый лучший принцип, если не чувствуете голода, не ешьте.

Если нет голода и в то же время нет аппетита и при этом мы едим, то это приводит к несварению, к расстройству кишечника. Зачем нам это делать? Поэтому это запрещается, атьяхара. Ахара значит «еда», есть больше необходимого, или также ахара означает «накапливать», накапливать больше необходимого.

790 Реинкарнация

Например, знаменитый профессор Котовский говорил: «Нет жизни после смерти». Он первый негодяй, ибо в чём смысл его образования? Он не знает, что душа вечна. И потому первый урок «Бхагавад-гиты»: прежде всего поймите это. Душа вечна, вы вечны. Вы не умираете после уничтожения тела. Это первый урок. Эти мошенники говорят, что жизни после смерти нет. Вы можете понять, насколько «высок» уровень их образования! Они все мошенники.

789 Тройственные страдания

Дайва (адхидайвика), бхута (адхибхаутика), атма (адхьятмика).

Адхьятмика – это те страдания, которые причиняет нам тело и ум. У нас есть опыт. Множество страданий, которые приносит нам тело, и беспокойств от ума. Если не тело, то ум доставляет нам страдания. Это называется адхьятмика.

Далее адхибаутика.

Я спокоен, но другой, сосед мой или животное, причиняет мне беспокойства. Я сижу здесь, никого не трогаю, но эти мухи не дают мне покоя. Мне приходится применять меры предосторожности. Есть мухи, комары, по ночам множество других животных докучает нам. Кроме того, мой брат, мой друг – они тоже готовы мне испортить жизнь.

Так или иначе, другие живые существа являются причиной наших страданий, и это называется адхибаутика.

Адхидайвика. Тяжёлые условия, создаваемые полубогами. Например, ураган вдруг неожиданно налетает на вас. Столько деревьев валится на корню, иногда разрушаются дома. Или наводнение начинается, или чрезмерный дождь.

Наводнения, голод, эпидемии – вы не можете это контролировать, вы не можете. Вы просто можете сказать, что в будущем вы это сделаете, но это не в вашей власти. Итак, мы всегда подвержены этим болезненным условиям, такова материальная жизнь. И те, у кого есть глаза, у кого есть разум могут это видеть.

788 Природа уже содержит все лекарства

У всех произрастающих овощей, у каждого отдельного вида, у каждого растения есть определённое предназначение, о котором мы не знаем. И поскольку мы не знаем, как пользоваться этими овощами, этими растениями, мы идём к врачу. В противном случае, если кто-то заболел, он может воспользоваться лекарством. Просто мы не знаем, как им пользоваться. Тем не менее, в отдалённых деревнях, в лесу, они не ходят к врачам. Представители коренного населения знают множество лекарственных трав.

Если у нас заболят зубы, мы идём к врачу, к зубному, чтобы он выдернул нам его. Но я читал в аюрведе есть одно лекарство, лекарственный корень, если вы прикоснётесь им к этой стороне полости рта, зуб избавится от всех болезнетворных бактерий. Я видел это. Где-то в 1931 или 32 году у меня очень сильно болел зуб. И мой слуга отвёл меня в джунгли к одному вайди. И они вылечили меня. Хотя дантист не смог это сделать. Я много раз посещал зубного врача. То есть у меня есть личный опыт.

И в аюрведе упоминается один лекарственный корень, если прикоснётесь им сюда, то все скопившиеся в зубах микробы уйдут. Иногда в каком-то зубе или между зубов живут эти микробы, и они являются причиной боли. Иногда у вас болит палец на ноге. Всему этому причиной микробы. И теория о микробах верна, но люди пытаются излечиться от них по-другому. Однако, природа предоставила вам уже множество лекарственных трав, корешков, растений, которые могут излечить все эти болезни.

787 Закон природы

Таков закон природы. Если вы не повинуетесь Богу, то пракрити, природа, станет для вас источником всевозможных беспокойств. Но как только вы подчиняетесь Кришне, предаётесь Ему, Верховной Личности Бога, природа перестанет вас беспокоить.

786 Дхарма

Дхарма – значит следовать указанию Кришны. Это дхарма. Если мы остаёмся верными Кришне, и если мы делаем то, что говорит Кришна – то это совершенная дхарма. Это лучшая религиозная система.

785 Впадая в иллюзию, мы теряем разум

Как правило, в материальном смысле кама – это похоть, это желание, но если наша кама, если наша похоть не удовлетворяется, то это приводит к кродхе (гнев). Это разные сопутствующие факторы, они идут один за другим. Если ваше желание не исполнено – вы впадаете в гнев.

Разгневавшись, вы становитесь очень жадным. И позже вы теряете разум, впадаете в иллюзию.

А потом вы будете бояться.

782 Разум и тройственные страдания

Настоящий разум это понимание кто я. Я не хочу страдать. Почему страдания в этом мире приходят ко мне непрошеными? Это признак разума. Например, никто не хочет умирать, почему смерть приходит без спросу? Никто не хочет умирать. Если сейчас вам вдруг сообщат, что этот дом рухнет сейчас, мы все разбежимся, потому что мы не хотим умирать. Если мы понимаем, что этот дом сейчас будет разбомблен, мы тотчас же убежим. Или землетрясение, никто не хочет умирать, но смерть неизбежна. Какое же решение они предлагают? Я не хочу умирать, но смерть приходит непрошеной, против моего желания.

Какое решение эти учёные предлагают в этой связи? Психологически, если я не хочу умирать, я должен найти какой-то способ, чтобы смерть не беспокоила меня. Это разум. Вы говорите о разуме, об интеллекте, поэтому я и спрашиваю, что такое интеллект? Интеллект - означает, я не хочу чего-то, но мне это навязывается. Как же этому воспрепятствовать? Это признак разума. Мы не хотим страдать, но страдание приходит. Тройственные страдания. Один вид страдания доставляет нам тело и ум, я не хочу болеть, но болезнь вдруг приходит. Понос, например, я не хочу же, но приходится страдать от него, это страдание из-за тела. Или ум, тело в порядке, но ум не в порядке. Он говорит нам, что-то мне плохо сегодня. Это еще одно страдание.

Другое страдание, это страдание, боль, которую причиняют нам другие живые существа. Много разных существ, некоторые из ваших друзей - превращаются в ваших врагов, ставят вас в трудное положение, или много разных животных, насекомых, они докучают нам. Это тоже страдания. Ещё один вид страданий - природные явления, вдруг неожиданно начинается засуха, как например сейчас по всей Индии - засуха. Они страдают, дождей нет. Или неожиданно происходит землетрясение, это тоже страдания. Или эпидемия, вы не можете остановить это. Таким образом, нам приходится испытывать на себе какие-то из этих трех видов страданий. Но те, кто спят, не способны понять, что они страдают, как животные, они не понимают. Вот что значит состояние сна.

Когда же человек просыпается, он понимает: «Я не хочу всех этих страданий, почему они мне навязываются, как мне их избежать?». Это разум. Итак, человек, до тех пор, пока человек не достигнет этого уровня разума, он остается животным. Животные не могут найти никакого выхода, их ведут на бойню, они не могут ничего поделать с этим. Итак, спать, значит оставаться в невежестве, проснуться – значит обладать знанием. Быть разумным, значит обладать знанием.

781 Дэвы и асуры

В настоящий момент в мире не хватает Бога, люди отвергают Его, придерживаясь демонических принципов. В мире всегда присутствуют два класса людей: к первому относятся дэваты, божественные существа; к другому демоны, асуры, люди, придерживающиеся сатанинских принципов. Как бы вы это ни называли, всегда есть два класса. Те, кто обладает сознанием Бога, относится к божественным существам, те, кто лишены сознания Бога, относятся к демонам, последователям сатаны. Эти два класса людей всегда существуют. В настоящий момент, число демонических, людей с сатанинским сознанием, увеличилось, и признаки демонических людей описаны в Бхагават Гите.

780 Вы должны знать, как любить

Дело в том, что мы хотим любить людей, мы хотим помогать людям, но, если мы не знаем, как это делать, нет разницы между любовью и ненавистью в таком случае. Вы должны знать, как любить. Наш процесс в соответствии с предписаниями Вед, заключается в следующем: если вы льёте воду под корень дерева, то естественным образом вода распределяется по всем ветвям, листьям. Если вы кладёте пищу в желудок, энергия распределяется по всем членам тела. Таков процесс. Но если вы возьмёте пищу и будете в отдельности размазывать её по глазам, по ушам, по ногам, по рукам, по пальцам, это бесполезно! Аналогично, если вы попытаетесь лить воду на каждый лист дерева, вы зря потратите время. Подобно этому, Бог является корнем всего, как гласит наша Веданта Сутра: [санскрит] «Абсолютная истина, это то, из чего всё исходит». Если мы любим корень – Бога, мы сможем любить остальных, в противном случае, ничего не выйдет, это просто пустое времяпрепровождение.

756 Признаки человека в гуне невежества – лень и сонливость

Гуна невежества – это особое качество души в материальном мире. Она совершенно противоположна гуне благости. Находясь в гуне благости и развивая знание, человек может понять что есть что, но в гуне невежества всё совсем наоборот.

Находящиеся под влиянием гуны невежества становятся безумны, а безумец не способен понять что есть что. Вместо того, чтобы прогрессировать, человек деградирует. Определение гуны невежества даётся в Ведической литературе. Под влиянием невежества, человек не способен понимать вещи, как они есть. Например, каждый человек видит, что все его предки умерли, а значит и он со временем умрёт. Человек смертен. Дети, которых он зачал также умрут. Итак, смерть неизбежна. Но всё же люди неистово копят деньги, работая день и ночь, не заботясь о вечной душе. Это безумие.

В своём безумии люди не стремятся к духовному прогрессу. Такие люди очень ленивы. Если им предлагают духовное знание, они не слишком интересуются. Они даже не так активны, как люди в гуне страсти. Поэтому один из признаков человека в гуне невежества таков, что он спит больше чем требуется. Шести часов вполне достаточно для сна, но находящийся гуне невежества, спит по крайней мере 10 или 12 часов в сутки. Такой человек всегда выглядит подавленным. Он склонен к приёму одурманивающих и опьяняющих веществ и к сонливости. Таковы признаки личности обусловленной гуной невежества.

748 Сексуальная озабоченность

Если, например, человек слишком озабочен сексуальным желанием, он страдает от разных венерических заболеваний, ему делают операцию, тем не менее, он ходит к проститутке. Снова то же самое... Это авайдха стри-санга, это незаконно. И законно тоже: после секса женщина беременеет. И она должна страдать десять месяцев. Иногда роды тоже могут быть опасными. И мужчина тоже: когда у него появляется ребёнок, он должен заботиться о ребёнке, должен тяжело работать, чтобы давать ему образование. И это законный секс. Даже законный секс сопряжён со столькими трудностями, что говорить о незаконном сексе! Если вы убиваете ребёнка, принимаете противозачаточные средства. Поэтому шастра говорит: баху-дух̣кха-бха̄джах̣ [ШБ 7.9.45]. Сексуальная жизнь ведёт к стольким проблемам, стольким беспокойствам. Баху-дух̣кха-бха̄джах̣. Законный или незаконный секс – одни беспокойства.

727 Мы не принимаем дешевых учеников

Движение Сознания Кришны – это путь очищения. Первое условие: мы не принимаем негодяев, которые привязаны к этим четырем принципам, мы не принимаем дешевых учеников. Наше условия таково, прежде всего, вы должны отказаться от всего этого: 1. недозволенного секса; 2. мяса; 3. одурманивающих средств (перестать пить даже чай и курить); 4. вы должны бросить все это, в том числе азартные игры.

Эти замечательные юноши отказались, в прошлом у них были все эти привычки, но они бросили их, поэтому они духовно растут. Они стали «santa», святыми. Кришна «парам павитрам», когда Кришна обратился к Арджуне, рассказал ему Бхагават Гиту, Арджуна понял, ты самый чистый. Вы не сможете приблизиться к самому чистому, если вы не чисты. Вы должны быть чистыми, поэтому повторение мантры Харе Кришна - это путь очищения. Чем больше вы повторяете Харе Кришна, тем больше очищаетесь.

Итак, присоединяйтесь к этому движению Харе Кришна, это очень просто. Даже ребенок может принять в нем участие. Посмотрите, эти дети не родились в брахманских семьях. Ну и что? Так как они участвуют в пениях и танцах, они очищаются. Учитывается каждый шаг в их танце, каждый шаг учитывается. Это возможность. Мы открываем эти центры, чтобы дать людям возможность очиститься, понять Кришну. Тогда их жизнь успешна.

726 Современные лидеры почти все грешники

Если вы остаетесь в постоянной зависимости от греховной деятельности, как можете вы увидеть Бога? Это невозможно. Вы должны перестать грешить и поступать, как негодяи. Что значит грешить? Не дозволенные половые отношения, употребление мяса и одурманивающих веществ и азартные игры. Вы должны отказаться от этого. Если вы стали лидером, так называемым лидером, обманщиком, если вступаете в незаконные связи, употребляете одурманивающие вещества, едите мясо, то вы грешник. Если вы грешны, как можете вы вести за собой других? Слепой ведет за собой других слепых. Поэтому решения нет. Почему мир в хаосе? Потому что лидеры все грешники. Таково определение греха.

724 У человеческой жизни лишь одно предназначение

У человеческой жизни лишь одно предназначение - прилагать усилия, чтобы коснуться лотосных стоп Кришны. Это должно быть нашим единственным занятием. «упари адха», упари – высшая планетарная система, есть семь планетарных систем, сейчас мы находимся в средней, мы находимся на бхур локе. Те, кто повторяют Гаятри мантру. Есть 14 планетарных систем в одной вселенной. Итак, мы, живые существа скитаемся, перерождаясь в разных формах жизни, в разных телах, на разных планетах в зависимости от нашей кармы. Иногда мы внизу, иногда мы вверху. Вот так мы и скитаемся. Шастры говорят: вы блуждаете. Вы думаете о том, как услаждать ваши материальные чувства, как обрести счастье в материальном мире. Но не делайте этого! А что делать? Постарайтесь постичь Кришну, ради этого вы должны прилагать усилия. А как же мне есть? Вопрос удовлетворения потребностей тела уже решён. Вам не нужно ради этого трудиться. Наши усилия достичь счастья, ради этого мы боремся за существование.

Шастры говорят: мы не хотим быть несчастными, мы не хотим страдать, но мы страдаем. Мы не прилагаем усилия. Никто не говорит, пусть в моём доме случится пожар, пусть мой ребёнок умрёт. Никто к этому не стремится. Каждый думает, пусть мой ребёнок живет, чтобы не было никаких опасностей. Никто не думает наоборот. Но наоборот происходит. Катастрофы приходят. Вы не просите этого, вы не ходите в храм и не молитесь там «Господи, пусть пожар случится в моем доме» Никто так не делает. Человек идёт за чем-то хорошим, но шастры говорят: то, чего мы не просим, всё равно приходит к нам. Для этого не требуется приглашения. Точно также, если вам суждено наслаждаться каким-то счастьем, оно придёт к вам неизбежно. Поэтому вывод таков: Не старайтесь достичь так называемого счастья или так называемого страдания. Старайтесь достичь такого положения, в каком вы можете постичь Кришну и найти прибежище у его лотосных стоп. Вот к этому должен стремиться человек, и прикладывать усилия.

из лекции: Наивысший йог

722 Суета материального мира

Таков материальный мир: как только вы получаете здесь какую-то прибыль, кто-то другой в это время терпит убыток. Вы хотите построить большой небоскрёб, но в другой стороне приходится копать землю. Иначе откуда вы возьмёте материалы? Сами вы не можете их создать. Вы должны выкопать их из другого места и взгромоздить здесь. Это называется прогрессом цивилизации. Негодяи не задумываются - «Зачем я занят этим бесполезным трудом, копаю и перетаскиваю? В конце концов, майя вышвырнет меня отсюда, и я уже не смогу копать и сваливать». Но они слишком заняты, им некогда слушать «Бхагавад-гиту». Они очень заняты. Это называется майя.

680 Дурные привычки уходят в обществе садху

В начале жизни никто не курит, никто не пьёт. Всё это приобретается через дурное общение. И точно также, благодаря хорошему общению, всё это можно оставить. Это называется «анартхами». «Анартха» это ненужные, плохие привычки.

В детском невинном возрасте у нас нет никаких вредных привычек. Но, мы приобретаем их по мере того как растём и общаемся в дурной компании. И это всё искусственные привычки. И благодаря хорошему общению с «садху», со святыми людьми мы всё это можем оставить.

Это называется «анртха-ниврити», отказ от всех дурных привычек. Всё это нежелательно. Никто не умирает от того, что не курит или не пьёт. Мы перенимаем эти искусственные привычки у других, но благодаря хорошему общению мы можем их оставить. Итак, когда мы избавляемся от всех дурных привычек, тогда мы утверждаемся в духовном знании.

647 Женщина должна находится под защитой

В Ману-самхите сказано, что женщине не следует предоставлять свободу. Они не могут должным образом воспользоваться свободой. Поэтому лучше оставаться зависимой. Это очень хорошо. Независимая женщина не может быть счастливой. Это факт. Мы видели в странах Запада как под видом независимости многие женщины стали несчастными. Поэтому ведическая цивилизация или варнашама-дхарма не рекомендует это. Поэтому мать Девахути осталась на попечении у своего взрослого сына Капиладевы. И Копиладева прекрасно сознавал, что он должен позаботиться о своей матери. Поэтому обязанности отца очень хорошо защищать девушку.

Женщины – хрупкие натуры. Их нужно защищать, поэтому во время её детства, пока она не достигает юности, половой зрелости, девушка остается под защитой отца. До сих пор в Индии отец берет на себя ответственность защищать дочь, пока она не отдана замуж за подходящего юношу. Отец отвечает за неё. И затем молодой муж отвечает за свою жену. Затем рождаются дети, подрастают. Допустим, мужчина женится в двадцать лет, юноша должен жениться не позднее двадцати пяти лет, это в идеале. А девушка выходит замуж не позднее шестнадцати. Такова традиция.

Шестнадцатилетняя девушка и двадцатипятилетний юноша, если у них рождается ребёнок, то, когда мужчине исполняется пятьдесят лет, а ребёнку уже двадцать пять, и в таком возрасте он уже может позаботиться о матери. Капиладеве было 25 лет, и он был способен позаботиться о своей матери. Итак, он знал, что отец оставил мать на его попечение, и знал, что он должен о ней позаботиться. И она должна быть всегда довольна. Юноша не является безответственным, он всегда готов служить своей матери. Эти картины приводятся в Бхагаватам.

646 Какой смысл состязатья с собакой?

Человек должен использовать свою энергию для достижения того, чего он не получил в течение многих и многих жизней. За многие и многие жизни душа побывала в формах собак и полубогов, кошек, птиц, зверей и многих других. Существует 8 400 000 различных типов тел. Так происходит переселение души. Но занятие в каждом случае одно - удовлетворение чувств.

Например, собака озабочена удовлетворением своих чувств: где пища, кров, где самка, как защититься? Человек занят тем же самым, только методы у него несколько иные. Это продолжается из жизни в жизнь. Даже крошечное насекомое занято этим. Птицы, звери, рыбы - все ведут ту же борьбу. Где пища, где секс, где кров и как защититься? В ведической литературе говорится, что мы занимались этим в течение многих и многих жизней, и если не выйдем из этой борьбы за существование, то должны будем снова заниматься тем же самым в течение многих жизней.

Поэтому Махараджа Прахлада сказал: «Мои дорогие друзья, рожденные в демонических семьях, счастье, которое мы испытываем, когда объекты чувств вступают в контакт с телом, доступно в любой форме жизни в соответствии с нашей прошлой кармической деятельностью. Такое счастье приходит само собой, без усилий с нашей стороны, точно так же как сами собой к нам приходят страдания».

У собаки есть тело, и у меня есть тело. Таким образом, между тем сексуальным наслаждением, которое испытываю я, и тем, которое испытывает собака, нет разницы. Мы получаем от секса одинаковое наслаждение. Только собака не стесняется заниматься сексом на улице, у всех на виду, а мы прячемся. Вот и вся разница. Люди думают, что наслаждаться сексом в прекрасной квартире - признак более высокого уровня развития. Однако это отнюдь не свидетельствует о том, что они более развиты.

645 Религия высшего порядка

Те, кто достигли высот в следовании религиозным принципам, все являются преданными, у них есть вера. Например, Господь Иисус Христос – он преданный. Так же Мухаммед. Они были преданными. Они никогда не заявляли: «Я бог». Мухаммед разве говорил такое? Нет, он слуга Бога. Подобно этому Иисус Христос сказал: «Я сын Бога». Это очень хорошо. И неважно, если мы остаёмся сыновьями Бога, слугами Бога, если у нас есть вера в это, то это говорит о том, что мы следуем религии высшего порядка.

644 Люди не знают, что на самом деле для них благо

Что касается души, то в своей эволюции она не останавливается, и мы боремся за существование, боремся за то, чтобы обрести вечную жизнь. Вечная жизнь возможна. Если вы максимально используете возможности человеческой формы жизни, то в следующей жизни сможете получить духовное тело.

Ваше духовное тело уже в вас, и оно разовьётся, как только вы очиститесь от скверны этого материального существования. Такова цель человеческой жизни. Люди не знают, что на самом деле для них благо. Самое большое благо для каждого — осознать себя, понять: «Я — неотъемлемая частица Бога, и я должен вернуться в царство Бога, чтобы соединиться с Ним»

640 Материальное счастье не вечно

Господь Будда не говорил ничего о духовном мире, но его философия говорит: уничтожьте материальное существование. Нирвана. Никто не проповедовал: «Обретите счастье здесь», ни Господь Будда, ни Господь Иисус Христос, ни Кришна, никто, ни Шанкара. Но современные материалисты считают, что мы можем обрести счастье приспосабливаясь в материальном мире. Это невозможно.

629 Правдивость как она есть

Сатья – правдивость, означает, что факты должны представляться, как они есть, на благо всех людей. Факты не должны искажаться, в соответствии со светскими условностями. Считается, что надо говорить правду лишь в тех случаях, когда она приятна для других. Но это не правдивость. Правду следует говорить прямо и открыто. Так чтобы другие могли понять каковы же факты на самом деле. Если человек вор и людей предупреждают, что он вор, то это и есть правда. Хотя выслушивать правду иногда неприятно, но от высказывания её уклоняться не следует. Правдивость требует, чтобы для пользы других, факты представлялись в истинном свете. Таково определение правды.

570 Бог - свидетель

Сверхдуша, Верховная Личность Господа расположена рядом с индивидуальной душой и является свидетелем всех поступков индивидуальной души, а также источником различных видов сознания. Высшая Душа даёт возможность индивидуальной свободно действовать, а сама наблюдает за этой деятельностью.

561 Трясина материального существования

В материальном существовании человек подвержен влиянию ума и чувств. А в действительности чистая душа оказалась в ловушке материального мира из-за того что ум подпадает под влияние ложного эго, которое стремится господствовать над материальной природой. Поэтому ум следует воспитать таким образом, чтобы он не увлекался блеском материальной природы и тогда обусловленная душа может быть спасена. Не следует деградировать, предаваясь чувственным наслаждениям. Чем больше человек будет привлечён чувственными объектами, тем больше он погрязает в трясине материального существования. Лучший способ освободиться – это занять свой ум Сознанием Кришны.

560 Как обрести сосредоточенность ума

Для того, чтобы сосредоточить ум, нужно оставаться в уединённом месте и избегать возбуждающего действия внешних объектов. Нужно особенно тщательно избегать всех неблагоприятных условий, которые могут повлиять на процесс самореализации и принимать благоприятные. Человек должен с полной решимостью отказаться от ненужных материальных предметов, которые его сковывают, вызывая в нём чувство собственности.

559 Конечная цель йоги

Цель жизни – познать Кришну, который присутствует в сердце каждого живого существа, как Параматма, четырёхрукая форма Вишну. Система йоги предназначена для того, чтобы увидеть эту локализованную форму Вишну и ни для какой иной цели. Локализованный Вишну-мурти – это полностью воплощение Кришны, пребывающий в сердце каждого. Тот, кто не ставит перед собой цель осознать Вишну-мурти занимается бессмысленной пародией на йогу и конечно же попусту тратит своё время. Кришна – высшая цель жизни, а Вишну-мурти, находящийся в сердце – цель практики йоги.

203 Душа не рождается и не умирает

Бог не рождается и не умирает, так же и мы, вечные души, можем не рождаться и не умирать, но так как мы думаем: «Я - тело», то считаем, что рождаемся и умираем. Такой образ мыслей называется Майей, иллюзией, и как только мы освобождаемся от этой иллюзии отождествления души с телом, то достигаем уровня, называемого Брахма-бхутой. Когда человек осознает: Ахам брахмасми - «Я не тело, я - душа, неотъемлемая частица Верховного Брахмана», он достигает того, что называется осознанием Брахмана. Осознав Брахман, человек становится счастливым.