Беседа с Лордом – Решение проблем - осознание Бога

Лондон - 23 July 1973
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:59:16 | качество: mp3 128kB/s 54 Mb | прослушано: 575 | скачано: 525 | избрано: 11
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:16 Беседа с Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 23 июля 1973 в Лондоне, Англия.

00:00:46 – Прабхупада, это лорд Феннер Броквей.
– Я очень рад. Вы родились в Калькутте?
– Да, незадолго до Вас.
– Сколько Вы там жили после рождения?
– Я оставался в Индии лишь четыре года, а детство я провёл в Берампуре.
– Берампур?
– Да, мои родители были там миссионерами.
– Я тоже учился в миссионерском колледже шотландской церкви, у нас были очень хорошие профессора, доктор Аквард был шотландцем.
– Это было в Калькутте?

00:01:33 – Да, в Калькутте. Лорд Лоренсон, маркиз Зетланд был губернатором Бенгалии, он тоже был шотланцем.
– Да.
– Он посетил наш колледж, когда мы были ещё молодыми, на втором курсе. Все наши профессора, в основном были шотландцами, и был один английский профессор, мистер Воррен, все остальные профессора были шотландцами, мистер Кии, мистер Кэмерон, мистер Скринджер.
– Это шотландские имена.
– Да, шотландские.

00:02:23 – То есть Вы жили после рождения только четыре года в Индии?
– Да, это так, но я достаточно ясно помню, особенно Берампур, наш дом, как я играл с индийскими детьми под деревом.
– Он часто возвращается в Индию.
– Берампур не так далеко от нашего храма.
– В Маяпуре?
– Да, эта дорога ведёт в Берампур, это называется национальная дорога Берампур.
– Да, тогда это была деревня, я понимаю, что сейчас это городок уже.

00:03:06 – Я видел у Вас много хороших книг, у нас тоже есть книги.
– Вы показывали ему эти книги?
– Да, я подарил ему.
– Я получил от Вас много книг.
– Лорд Броквей всю жизнь был вегетарианцем.
О, это хорошо, это очень полезно для духовного развития.

00:03:29 – Да, я стал вегетарианцем 70 лет назад, я унаследовал идею аскетизма и человечности, я доказал, что можно быть таким же здоровым.
– Вы выглядите очень здоровым.
– Мне уже за 85.
– Да, он старше меня, и тем не менее он выглядит очень хорошо.
– Да, до сих пор действует в Парламенте.

00:03:56 – Я мало знаю о вашей религии, о вашей философии, я не принадлежу ни к какому духовному вероисповеданию, хотя я верю в духовную основу вселенной.
– Да.
– И самые великие мгновения вдохновения, редкие мгновения, когда вы чувствуете, что вы принадлежите всей жизни с самого начала времени.
– Наша проповедь тоже основана на этом моменте, на том, что Бог один и все мы – сыновья Бога. - Позовите нашего пандита. - Я думаю Вы читали Бхагават Гиту?
– Да.

00:04:46 – Там сказано, Господь Кришна говорит: «Есть разные формы жизни, йони», в соответствии с Падма-пураной, есть 8 миллионов 400 тысяч разных форм жизни; и Кришна заявляет, что: «Все эти живые существа в разных формах жизни являются Моими детьми, а Я – отцом, дающим семя, материальная природа же является матерью».

00:05:40 Например, отец - вкладывает семя, а мать – даёт тело, точно так же, Бог оплодотворяет материальную природу всевозможными живыми существами, не в разных формах, но в форме изначального семени. И в соответствии с кармой живого существа, оно рождается в соответствующем теле, тело предоставляет материальная природа, а жизнь – даёт Бог. В этом суть этой философии, поэтому Бог один, и Он – отец каждого.

00:06:29 В сущности, не имея центра сознания Бога, мы не можем подкрепить идеи всемирного братства, потому что, если центра нет, как мы можем говорить о всеобщем братстве? Если мы признаем Бога центром, отцом, тогда я пойму, что Вы мой брат, потому что Вы тоже сын Бога. Если же отца нет, то наши взаимные отношения ни на чём не основаны, поэтому в Бхагават Гите говорится: [санскрит] «Учёный человек не проводит различия между деревом, человеком, животным, или между браманом и чандалом», потому что он видит, что в теле присутствует душа, и душа является неотъемлемой частью Бога. Таким видением он обладает. Об этом говорится в 16-й главе.

00:07:44 В настоящий момент, в мире не хватает Бога, люди отвергают Его, придерживаясь демонических принципов. В мире всегда присутствуют два класса людей: к первому относятся дэваты, божественные существа; к другому демоны, асуры, люди, придерживающиеся сатанинских принципов, как бы вы это ни называли, всегда есть два класса. Те, кто обладает сознанием Бога, относится к божественным существам, те, кто лишены сознания Бога, относятся к демонам, последователям сатаны. Эти два класса людей всегда существуют. В настоящий момент, число демонических, людей с сатанинским сознанием, увеличилось, и признаки демонических людей описаны в Бхагават Гите.

00:08:43 – Пожалуйста послушайте.
– Начать с божественных?
–Да. Этот юноша из Америки, но он в совершенстве овладел санскритом.

00:09:24 Перевод. Верховный Господь сказал: «Бесстрашие, очищение своего бытия, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувствами, совершение жертвоприношений, изучение Вед, совершение аскезы, простота, отказ от насилия, правдивость, не гневливость, самоотречение, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремлённость, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям, таковы, о сын Бхараты, божественные качества праведных людей наделённых божественной природой.»

00:10:14 – Далее демоническая природа.
– Гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и невежество, таковы качества людей, наделённых демонической природой, о Сын Притхи.
– И качества демонических людей?
– Люди демонической природы не знают, что можно делать, а чего нельзя, им не свойственно ни чистота, ни благонравие, ни правдивость.

00:10:58 – Далее, следующий стих.
– Они говорят, что этот мир нереален, что у него нет основы, что нет Бога, который им управляет, они заявляют, что мир возник из полового влечения и у него нет иной причины, кроме вожделения.

00:11:21 – Таково мнение демонических людей, нет Бога, нет правителя, мир возник в результате химической реакции, так же как ребёнок рождается благодаря половой связи, реакции каких-то химических веществ, это демоническая теория. - Ну а что дальше? Читай.
– Убеждённые в этом, лишённые разума и потерянные для самих себя демоны поглощены пагубной, греховной деятельностью ведущей к разрушению мира.

00:12:15 – Итак деятельность – необходима, но праведные существа желают вести простую жизнь, и при этом обладать возвышенным мышлением и тратить время на постижение Бога. Демонические же люди, занятые разрушительной деятельностью, они придумывают столько всего, есть множество описаний. На самом деле, в следствии увеличения демонических людей, народ сейчас несчастен и люди теряют из виду высшую цель жизни, в этом изъян современной цивилизации, они не верят, что есть конечная цель жизни, что существует жизнь после смерти и они не знают какое тело они получат в следующей жизни. Этому их не учат в университетах и сами они не интересуются этими вопросами.

00:13:27 Итак, сейчас идёт Кали Юга, люди идут в неверном направлении, на самом деле, человек, человеческая жизнь, отличается от жизни животных. Если мы живём как животные, то мы упускаем эту возможность, в настоящий момент таково положение вещей. Итак, мы проповедуем это движение Сознания Кришны, основываясь исключительно на Бхагават Гите, в Бхагават Гите объясняется всё. Если люди обратятся к этому знанию, если они получат такое образование, то всё изменится, они будут счастливы, будут жить в мире, и более того, их следующая жизнь будет очень счастливой, исполненной знания и вечности.

00:14:31 [санскрит] Всё это очень досконально объяснено, существует вечная жизнь, есть иная природа. Это материальная природа, но существует другая, духовная природа, там всё вечно, здесь, всё временно. К примеру, наши с вами тела, они стареют, и они прекратят своё существование, телу придёт конец, и оно никогда больше не возродится, никогда. В таком именно виде, тело никогда больше не возродится.

00:15:17 Нам приходится рождаться снова в другом теле, [санскрит], это сравнивается с переодеванием, мы меняем рубашку, пальто, одеваем новые, точно также наше грубое физическое материальное тело состоит из пяти элементов: земли, воды, воздуха, огня, эфира; ума, разума, также, - это тонкое тело, ум, разум, эго. В тонком теле находится душа, после того как физическое тело прекращает существование, тонкое тело переносит душу в другое грубое тело, так устроена природа, и мы скитаемся, перерождаясь в разных формах жизни, на разных планетах, но наше настоящее предназначение – это постижение Бога, но мы упускаем этот шанс, который даётся в человеческой форме жизни.

00:16:23 Если люди не получают образования, не постигают цель жизни, то это не помогает ни стране, ни обществу, ни человечеству в целом. Если мы лишь тратим всё своё время и силы на удовлетворение животных потребностей, на еду, на сон, на секс, на защиту, то это лишь прогресс животной цивилизации.

00:16:55 Однако те, кто думает о благе всего человечества, должны учесть этот изъян, в том, что если мы просто кормим людей, если просто предоставляем им кров и возможности для секса, защиту – это не решает проблемы жизни. Человеку необходимо дать возможность просветления, обретения сознания Бога, если он учится этому, то в следующей жизни он сможет вернуться к Богу, этого образования не хватает. Итак, мы пытаемся прилагать наши скромные усилия, однако если лидеры общества, как Вы, например, попытаются понять эту философию, подойдя к этому с научной точки зрения, критически оценив её, то они окажут огромную услугу обществу людей.

00:18:07 У нас есть программа, но мы не лидеры, вы – лидеры, по крайней мере в Англии, Палата Лордов находится здесь, такая система была и раньше, их называли «аматья», то есть лидеры общества давали советы царю, это делали браманы так же. Я думаю, что именно в этом смысл рыцарства, рыцарского ордена. В чём смысл этого ордена, они личные советники короля?
– Не обязательно короля, это признание их служения обществу.

00:18:51 – Но само по себе это слово «рыцарь» - член свиты монарха, разве нет?
– Я не думаю, может быть в изначальной форме это было так, когда число рыцарей было гораздо меньшим чем сейчас, но сегодня их слишком много, чтобы быть свитой.

00:19:11 – Да, сейчас это уже перешло на другой уровень, но так или иначе, рыцари – уважаемые члены общества, ведущие люди общества. Наше Движение Сознания Кришны предназначено для того, чтобы просвещать людей относительно подлинных знаний в отношении цели жизни, потому что после нынешней жизни, после того как наше тело умрёт, мы не знаем какое тело у нас будет в следующей жизни. Мы должны готовиться, к примеру, Вам присвоили титул лорда, Вам приходилось готовиться к этому, положение лорда не даётся всем и каждому, только тем, кто достоин.

00:20:11 Аналогично, мы должны знать какие качества нам необходимо развивать для следующей жизни, но этого образования сейчас нет, такого образования нет, ни в университетах, нигде, никто не думает об этом, кем я стану в следующей жизни, но мы должны готовиться. Если, став премьер-министром в этой жизни, или президентом, как мистер Никсон, и затем опять, в следствии своей деятельности человек рождается животным, то такой исход нельзя назвать успешным, но такая возможность остаётся, потому что после смерти, после того как мы оставили тело, мы оказываемся полностью во власти материальной природы. - Найди этот стих.

00:21:06 Пракрити, природа даст нам тело, и тел этих очень много, нужно по крайней мере знать, какое тело я получу в следующей жизни, это разум. Если человек остаётся во тьме, если он рождается кем-то иным, не человеком, то это не очень хорошо.
– Сбитая с толку душа, под влиянием трёх гун материальной природы, считает себя исполнителем деятельности, которая на самом деле осуществляется природой.

00:21:50 – Да, проблема состоит в том, как высвободиться из-под власти материальной природы. Об этом также сказано в Бхагават Гите, седьмая глава.
– Мою божественную энергию, состоящую из трёх гун материальной природы, трудно преодолеть, но те, кто предались Мне, легко могут выйти из-под её влияния.

00:22:32 – Этому мы учим, тому, как освободиться от рабства трёх гун материальной природы и достичь трансцендентного уровня, это успех жизни. Этот шанс достижим в человеческой форме жизни, если же человек упускает этот шанс, он снова может родиться, допустим деревом, или кошкой, или собакой. Потому что он пребывает во власти материальной природы, и в зависимости от его деятельности и образа мыслей, он получит соответствующее тело.

00:23:12 – Я хотел бы задать много вопросов, я хотел бы спросить… Я не принадлежу ни к какой церкви, меня привлекают восточные религии и индуизм потому что они пантеисты, у них есть чувство принадлежности к каждому, ко всему, во все времена, и благодаря этому духовному чувству, служению всем, я нахожу, что это лучше чем теология церкви, потому что теология церкви часто замыкается на личном спасении, нежели на служении всем. По этим причинам меня привлекают восточные религии, и я бы хотел ещё сделать второй комментарий, Вы сказали, если мир движется к братству, то он должен признать братство под Богом, и что все люди являются сыновьями Бога.

00:24:31 – Не только люди, все живые существа.
– О да. Под людьми, я имею ввиду всех, и мужчин, и женщин, всех детей Бога. Я бы высказал две мысли об этом, я думаю, что те, кто искренне убеждены в этом, могут вдохновиться служить этому братству человечества, но я бы не стал ограничивать это только теми, у кого есть этот опыт. Я нахожу в жизни, что многие люди, у кого нет каких-то религиозных убеждений придерживаются гуманистических взглядов, которые ведут их к активной жизни во имя установления мира, человеческого братства, сострадания.

00:25:41 И все эти качества, которые Вы описали, как качества тех, кто разделяет Ваши религиозные взгляды, они будут выражать это в своей жизни, даже если у них нет глубокого понимания, тех вещей о которых Вы сказали. Я думаю, что, третье, что я хотел бы сказать, это, возможно я не знаю, что есть некая жизнь после смерти, я не знаю, я думаю, что есть, и лучшей подготовкой к этому является служение нашим братьям, людям, нашей нынешней жизни.
– Да, но один момент.
– Да?

00:26:39 – Какое бы служение Вы ни оказали, поскольку этот мир состоит из трёх качеств, то и служение Ваше будет в трёх качествах: в добродетели, в страсти и в невежестве, здесь это объясняется.
– Я слушаю с неутомимым интересом, и я совершенно согласен с тем, что было прочитано.

00:27:06 – Какое служение мы должны оказывать? Я могу привести Вам пример, я видел это в своей жизни. В Калькутте, один человек, живший по соседству с нами, у него была невестка, которая задала взбучку своему маленькому сыну. Я спросил: «Почему твоя невестка бьёт?» Её свёкор был примерно моего возраста, чуть старше, я спрашиваю почему твоя невестка наказывает своего сына, в чём он провинился, он был маленьким ребёнком. И он мне сообщил, что один из детей, один из мальчиков заболел тифом, у него была лихорадка, а другой мальчик стащил с кухни паратху, и дал ему поесть.

00:28:07 И когда это дошло до матери, она стала наказывать ребёнка: «Почему ты дал ему паратху?» Потому что, если тиф, нельзя есть твёрдую пищу. Заболевший ребёнок думал, что мама не кормит меня, и он попросил своего младшего брата: «Принеси мне что-нибудь поесть». Он не знает, тот дал ему поесть, но в результате его наказали. Если мы не знаем, как служить, иногда мы можем заслужить наказание. Какое служение мы будем оказывать? Есть три вида служения: в добродетели, в страсти и в невежестве.
– В добродетели, в страсти и в невежестве.

00:28:58 – Если мы служим в невежестве, не зная, что есть что, такого рода служение может привести нас к тому, что нас накажут, поэтому мы должны знать какое служение совершать. Настоящие страдания человеческого общества и любого общества, настоящие страдания заключаются в том, что в силу того, что живое существо забыло о Боге, оно терпит наказание от материальной природы, в разных формах, в разных всевозможных формах. Но всех наказывают, по крайней мере мы терпим тройственные страдания, об этом сказано в Бхагават Гите, это тоже наказание, круговорот рождения и смерти, тоже наказание.

00:29:56 Мы вечны, мы вечные души, мы вечны, и то, что мы постоянно меняем тела, рождаемся и умираем – это тоже наказание, потому что никто не хочет умирать. Ведь мы вечны, и поэтому мы не хотим умирать, мы хотим сохранять своё вечное положение, но поскольку человек преступник, как например, человека приговаривают к смерти за убийство, он вынужден умереть, но он хочет защитить себя. Он подаёт апеляцию в суд, чтобы спастись, это наша естественная склонность, мы не хотим умирать, почему? Потому что мы вечны. У нас есть эта прерогатива, никто не хочет умирать, никто не хочет даже рождаться.

00:30:51 Мы забыли сейчас, на самом деле все знают, что в утробе матери мы находимся в упакованном, водонепроницаемом мешке, мы не способны двигаться ни один, ни два дня, а десять месяцев, медицина знает это, все знают, и тогда черви в утробе матери, они пользуются этими возможностями, они кусают нежную кожу ребёнка, и он не может даже возразить. Он иногда двигается, ребёнок иногда двигается, шевелится, это всё страдания, но мы не придаём этому значения. Мы рождаемся, нам вновь приходится оказаться в лоне матери, и наше тело будет развиваться, причиняя нам неудобства – это страдания, страдания рождения. А в момент смерти тоже есть страдания, и между рождением и смертью, в течение жизни мы болеем, мы стареем, не говоря уже об остальных страданиях, мы их даже не упоминаем. Но по крайней мере, эти четыре страдания точно есть, поэтому, наилучшим служением, будет спасти существо от этих страданий.

00:32:15 – Две вещи. Прежде всего, когда я говорю о служении, я не имею ввиду просто оказывать добро каждому в отдельности, я вижу в этом служение миру, то есть понимание причин войны, причин бедности, это означает интеллектуальный анализ и поиск причины войны и бедности, страданий, преступности. Это не касается только в отношении добра к кому-то отдельно, это сочетание желания, желания, хорошего желания и знания о том, как достичь этого. Это первое, что я хотел сказать, и второе, я могу удивить Вас, но я бы вполне был рад смерти, я не боюсь её совсем.

00:33:21 – Потому что Вы чисты. Вы достаточно высокого уровня.
– Я бы не хотел умереть в страданиях. Я признаюсь, я не знаю, лично я доволен теми попытками, которые я прилагаю, пока я живу в этой жизни, попытками способствовать лучшей жизни человечества. И я верю, что это лучшая подготовка будущей жизни, если она есть.

00:33:54 – Будущая жизнь есть, несомненно. К примеру, Вы сказали, Вы помните себя в детстве, как Вы играли с индийскими детьми в Берампуре.
– Да.

00:34:07 – Но этого тела уже нет, ваше тело ребёнка, оно уже не существует, сейчас Вы пребываете в другом теле. Вы существовали, это факт, потому что Вы помните, но того тела уже нет. Подобно этому, когда нынешнее тело перестанет существовать, Вы будете существовать, это естественный вывод. Вашего детского тела уже нет, нет Вашего тела юноши, это факт, и также факт в том, что у Вас были такие тела, поэтому Вы, как душа, Вы вечны, несмотря на то что Вы меняете множество тел. Аналогично, когда Вы покидаете нынешнее своё тело, Вы получите следующее [санскрит] - Найди этот стих.

00:35:15 – Воплотившаяся в теле душа, постепенно меняет тело ребёнка на тело юноши, а затем на тело старика, точно также после смерти она переходит в другое тело, трезвомыслящего человека такая перемена не смущает.
– Вот что значит понимать бессмертие души.
– Это здравый смысл, ваши слова впечатлили меня. Я бы сказал, это убедило меня в том, что нужно задуматься.

00:35:43 – Да, необходимо думать, необходимо задумываться, но это факт. Я сменил столько тел, я помню их, но этих тел уже нет, однако я существую, это очень простая философия, и это подтверждается в Бхагават Гите, это признают все ачарии, учёные мужи. Итак, мы меняем тело, переселяясь из одного тела в другое, это факт, при этих обстоятельствах, нам необходимо задумываться, какое тело будет моим следующим, об этом сказано в Бхагават Гите.

00:36:34 Например, люди пытаются отправиться на луну, если вы подготовитесь, вам не нужно лететь на луну на каком-то летательном аппарате, вы можете отправиться на луну, об этом сказано в шастрах, вы можете подготовиться к этому. Иными словами, вы должны переместиться туда и родиться в теле на луне, вы можете переместиться на солнце родившись там, и вы можете переместиться на планету, где живёт Кришна, где живёт Бог. Если хотите, вы можете переместиться на планету Кришны, родиться там, вам лишь нужно следовать определённому предписанному методу, следуя такому-то методу вы можете переместиться на эту планету, следуя этому, вы можете переместиться туда.

00:37:28 Речь не идёт о механических средствах, это тоже невозможно, это бесплотные попытки, вы не можете своими усилиями туда отправиться, потому что на других планетах другая атмосфера, вы должны переместиться туда в подходящем теле, которое соответствует атмосфере той планеты. Вы должны подготовиться, вы не можете отправиться в вашем нынешнем теле на луну, потому что там другая атмосфера. Я читал в газете, учёные говорят, что температура на луне 200 градусов ниже ноля, как вы можете туда отправиться и жить там? Это невозможно, но, если вы хотите отправится туда, вы можете это сделать после смерти, подготовив себя, переместиться туда в соответствующем теле.

00:38:26 Из Бхагават Гиты мы узнаём, что вы можете переселиться на любую планету какую захотите, но, если вы достигнете той планеты, с которой вам не нужно будет возвращаться суда, это моя обитель. Если мне не нужно прилагать усилий для того, чтобы получить хорошее тело на другой планете, то почему бы не приложить ту же энергию для того, чтобы вернуться домой, к Богу, к Нему, таков наш вывод.

00:39:04 – Я думаю, я бы сказал единственное, пока мы находимся в наших телах, наши тела сейчас отличаются от тех, которые у нас были раньше, в детстве, но это постоянная непрерывная трансформация, у нас не было конца одного тела и начала другого, то есть в процессе изменения, наше существование продолжалось. Это нельзя сравнивать со смертью, которая представляет собой состояние, когда в определённый момент ваша душа вдруг отделяется от физического тела, это другое.

00:39:51 – Нет. Мы отделяемся от физического тела, но мы остаёмся в астральном теле или в тонком теле, состоящем из ума, разума, эго. Этот ум, материальный ум, материальный разум, вы тоже покидаете, когда обретаете духовное тело, но, к сожалению, этот момент не обсуждают ни в каком университете мира, но это наука. Истинная человеческая цивилизация должна изучать, должна изучать эту науку, постигать её в совершенстве [санскрит]. Поэтому в Веданта-сутре говорится, что человеческие существа должны прежде всего интересоваться этой наукой, потому что животные не могут изучать эту науку, их интересует лишь еда.

00:40:57 Подобно этому если люди будут интересоваться только экономическим развитием, иными словами, как есть, как спать, это есть и в жизни животных, они пытаются это делать по-своему, и у них нет проблем. Мы создаём проблемы, утром мы думаем, как мне достать такую-то и такую-то вещь, но птицу такие мысли не беспокоят. Поэтому Веды говорят, вы не можете получить больше или меньше, чем вам суждено, поэтому не тратьте зря своего времени на попытки получить больше потому, что приводится такой пример: никто не хочет страдания, никто не хочет никаких бедствий, катастроф, но эти бедствия приходят, несчастья приходят, об этом говорит наш опыт.

00:41:54 Никто к этому не стремится, к этим бедствиям, катастрофам, никто не хочет поджигать свой дом, но пожары происходят. Поскольку вам предопределено определённое счастье и страдание, оно придёт, вы не должны об этом беспокоиться, это уже заложено в соответствии с материальной природой. Сэкономьте своё время, просто попытайтесь выбраться из этого опасного положения, из круговорота рождений и смерти и попытайтесь вернуться домой к Богу.

00:42:32 – Эти усилия нужно прилагать, я думаю, я понимаю, и нужно подумать об этом.
– Единственная моя просьба к лидерам… - Найди этот стих. Обычные люди во всём следуют за лидерами.

00:42:59 – Что бы ни делал великий человек, обыкновенные люди следуют его примеру, и какие бы нормы ни устанавливал он своим поведением, их придерживается весь мир.
– Поэтому мы стараемся заинтересовать таких людей как Вы.
– Да, и, да и нет. Я жил общественной жизнью 60 лет, я служил в Парламенте, сейчас в Палате Лордов, но я не считаю себя великим человеком, ни в каком смысле.
– Нет, нет, конечно.
– Есть степени, но я не хотел никогда быть в правительстве.
– Никакой великий человек не хочет быть великим, но поскольку он велик, Бог помогает ему стать великим.

00:43:48 – Да. Я хочу сказать, что я никогда не хотел быть в правительстве, я никогда не хотел обладать властью, у меня были некие идеалы, которым я хотел служить, я был готов служить им. Но как я вижу, многие люди и женщины, которых считают обычными людьми и женщинами, их героизм в жизни, их жертва в жизни, их служение в жизни заставляют меня чувствовать себя маленьким по сравнению с ними, несмотря на то, что их не знают.

00:44:32 – Один великий человек, как Чайтанья Махапрабху говорил, я последний глупец, автор Чайтанья Чаритамриты, и он говорит: «Я ниже червя в испражнениях.» Это правильное сознание, Сэр Исаак Ньютон также говорил: «Каким знанием я обладаю?» Все великие люди такие, это хорошее настроение, хорошее сознание, но в сравнении можно всегда сказать, что это - великий человек, это – обычные люди.

00:45:09 Итак, мы предлагаем… это великая наука, великая философия, западные страны… население западных стран разумно особенно, в Англии, англичане, у них есть хорошие возможности до сих пор. Я прошу, давайте изучать эту философию и науку, если возможно, представлять её человечеству, таково наше предложение.

00:45:35 – Я думаю, что Лорд Броквей говорил, что его идеал в том, что в настоящий момент люди мира пытаются на интеллектуальном уровне понять проблемы, попытаться найти интеллектуальное решение, философское.

00:45:53 – И вот возможность, это возможность, мы можем обсуждать на высоком интеллектуальном уровне эту философию, это наука. Поэтому мы приглашаем наиболее разумных людей принять в этом участие, а другие люди последуют за ними, таково наше предложение.
– Обмен идеями.

00:46:18 – Я не хочу Вас задерживать.
– Нет, нет, я очень рад.
– Вы так были добры со мной.
– Она принесёт для Вас ужин. Подождите минуту.
– Дайте ему эту гирлянду, я забыл.
– Как в Индии.
– Да, очень часто.
– Малати подарила ему розу.
– Хорошо.
– Очень красивые цветы.
– Мы вырастили их в нашем саду.
– Очень красивые.

00:46:49 – Да. Мы можем просто изучить красивый цветок и благодаря этому обрести сознание Бога. Как он создан таким красивым? Если бы не было разума за этим… И что это за разум? И благодаря этому вы приходите к Богу. Пара-Всевышний обладает таким великим разумом, что всё в его творении происходит как будто бы само собой, но нет, за этим действует разум, Его энергия. Его разум настолько велик, что Ему лично ничего не нужно делать, только Он пожелает, Его энергия действует за Него.

00:47:33 Как, например, в наше время электроника, вам нужно лишь нажать на кнопочку, и тысячи дел делаются мгновенно за вас. Если даже с материальной точки зрения это возможно, мы должны задуматься, как в сколь большей мере это возможно при помощи духовной энергии. Это описание из Вед: Богу не нужно делать ничего своими руками. Например, даже в этом мире, великие люди, у них есть секретари, представители, они лишь дают распоряжение, и всё за них делается. Точно так же и Верховный Господь, какими энергиями Он обладает, духовной энергией, стоит Ему что-то пожелать, это сразу же выполняется при помощи Его энергий!

00:48:27 Этот цветок растёт, это энергия, прежде всего он был бутоном, но мы и сами не замечаем, как он растёт, но это действие происходит, поэтому это называется [санскрит], за этим есть знание, есть разум, деятельность. Но это происходит так быстро и так тонко, мы не замечаем, мы говорим, что он сам собой вырос, нет, за этим есть разум. Посмотрите, как прекрасен этот цветок, какой цвет подходящий, как бы могла сама энергия создать такой цветок без кисти, без красок, без разума. Даже если мы создадим искусственный цветок, нам приходится пользоваться разными красками, кистями. Как это можно сказать, что за этим нет разума?

00:49:18 Мы говорим, что это просто природа. А что такое природа? Природа – это разум Кришны, Его мозг. Можно изучить этот цветок и понять величие Бога благодаря этому цветку. Вот что такое сознание Бога, сознание Кришны, такой человек во всём видит руку Бога, это сознание Бога. И когда человек обретает сознание Бога, к нему приходят все хорошие качества, это сознание Бога. Если вы обучите человека сознанию Бога, все добродетели естественным образом проявятся в нём. Почему бы не попытаться. Организуйте школу, где люди развивают сознание Бога! Вы увидите какие хорошие люди будут выходить из этой школы, с хорошими качествами, и вы можете пользоваться их служением, хорошим служением. Можно попытаться это сделать.

00:50:24 Без сознания Бога, у человека не может быть хороших качеств, никто не может без сознания Бога обладать хорошими качествами, это невозможно. Но даже такие заурядные люди, как например наши ученики, благодаря сознанию Бога они обладают столькими хорошими качествами по сравнению с другими. Об этом сказано в Ведах, нужно стать преданным Господа, и тогда все хорошие качества проявятся в человеке. Поэтому мы хотим воспитывать людей с хорошими качествами. Есть один метод, воспитать в человеке сознание Бога, и он станет лучшим представителем общества.

00:51:10 Если общество будет состоять из хороших людей, тогда не может быть и речи о войнах, о соперничестве, всё будет решено, все проблемы будут решены если люди разовьют в себе сознание Бога, если не все, то какая-то часть населения. Если люди будут безгрешными, сознавать Бога, их примеру последуют остальные, общество изменится.
– Палата Лордов не является демократической, многие её члены…

00:51:49 – Нет, мы не одобряем демократию.
– Не одобряете?
– Мы не одобряем демократию.
– Я её очень одобряю, очень сильно, она должна быть основой всего хорошего.

00:52:04 – Не это основа. Предположим, если общая масса людей не обладает высокими достоинствами, то она изберёт такого же человека, в этом изъян демократии. Общая масса людей не отличается возвышенными качествами, поэтому если они просто избирают кого-то, им придётся раскаиваться в этом. Как например Никсон, они избрали его, но после этого они стали осуждать его, нет, ты плохой. Так зачем вы его избирали? Вы избираете, а затем снова отвергаете, в этом изъян демократии. Люди не отличаются великими качествами, они могут совершить ошибку, они могут избрать кого-то не того, потом они будут только сокрушаться, в этом проблема.

00:52:58 Но монархия, которая поддерживается ведической культурой. Если царь обладает хорошими качествами, если он сознаёт Бога, царь должен быть таким, это идеальный царь. В Бхагават Гите даётся описание царя, раджарши, царь должен быть как святой, хотя он и царь при этом, раджарши. Например, махарадж Юдхиштхира был раджарши, все цари в те времена воспитывались так, что были святыми людьми, хотя при этом оставались царями, они не были дебоширами.

00:53:44 Если такому человеку дать власть, например коммунисты, они думают о диктатуре, это тоже своего рода диктатура, но если диктатор или царь является совершенным человеком, то его диктатура, его царская власть, вполне приемлима. Но в настоящий момент это невозможно. Однако сейчас, демократия тоже несовершенна, потому что общая масса людей не обладает совершенным знанием, они избирают, поддаваясь просто эмоциям, поэтому возможно они избирают не того человека, в этом дефект демократии.

00:54:24 – Нет, я не говорю, что демократия, которая сейчас есть совершенна, я говорю, что люди будут развиваться только если будут развиваться каждый в отдельности, их нельзя изменить путём внешнего давления, это невозможно, что, собственно, и представляет собой диктатура.

00:55:02 – Нет, я сказал Вам про диктатуру.
– Даже если и хорошая диктатура, то тоже плохо.
– Как хорошая диктатура может быть чем-то плохим?

00:55:12 Я бы предпочёл, чтобы люди допускали ошибки, но при этом имели собственное правительство, чем если бы над ними стоял диктатор, который не допускает никаких ошибок.

00:55:28 – Нет, в чём заключается моё предложение. Ни царь, ни избранный правитель не должен совершать ошибок, но, если вы попытаетесь научить людей избирать нужного человека, вам будет очень трудно. Однако если царь, личность, получил должное воспитание, это гораздо легче. Вот моя точка зрения.
– Да, да. Но если народ живёт в бедности.

00:56:04 – Нет, нет, всё будет хорошо, потому что человек возглавляющий государство, он будет управлять, но если он несовершенен, тогда это невозможно. Поэтому нужно прилагать усилия, как бы Вы это не называли, диктатором, или президентом, или царём, это неважно, человек, который находится на вершине исполнительной власти, должен быть совершенным.
– Если принять Вашу точку зрения, что все люди – дети Бога и Бог живёт в них, тогда прогресс человечества должен заключаться в том, что мы даём людям возможность осознать Бога, всем, мужчинам и женщинам.
– Да. Такова наша миссия.

00:56:50 – В настоящее время, у вас нет таких условий, потому что неравенство имеет место, бедность, голод, война, поэтому мы не должны нести добро лишь кому-то в отдельности, мы хотим, делая добро каждому в отдельности при этом понимать причины, которые ведут к голоду, бедности, к войне.
Да, поскольку люди в настоящее время безбожны, они страдают.
– Не только поэтому.
– Это единственная причина. Мы можем привести очень научные свидетельства, что это единственная причина.
– Это не единственная причина.
– Нет.

00:57:43 – Нет, пожалуйста, я знаю. Я знаю людей, которые очень сознают Бога, прекрасные люди, но у них нет даже зачатков понимания того, как можно достичь братства и мира в мире. Поэтому вдобавок к сознанию Бога, вы должны иметь понимание, знание.

00:58:08 – Да. Понимание необходимо, это необходимо. У людей нет возможности понять, например, если Вы говорите, то есть они будут говорить о вселенском, о всеобщем братстве, но они будут отправлять бедных животных в скотобойню, на скотобойню, животных. Потому что у них нет верного понимания всеобщего братства.
– Я с этим согласен.

00:58:36 – Тогда какой смысл говорить о всеобщем братстве если вы с ними так обращаетесь? И это следствие недостатка сознания Бога. Эти люди будут говорить великие слова, но практически, они не могут этого сделать, у них нет знания, нет знания. Даже в коммунистической стране, они думают, что всё должно быть национальным, всё должно принадлежать государству, что это значит? Национальное, это означает, что любое живое существо, рождённое в этой стране, является членом нации, так почему бедные животные не являются членами нации? Это означает, что им не хватает сознания Бога.
– Они не знают, они думают, только люди относятся к членам нации. Я согласен, я вегетарианец. Спасибо Вам.

00:59:23 – Всё это следствие недостатка сознания Бога.

транскрибирование: Татьяна Гребенькова | Барселона | Испания | 07 February 2020