Авторитетная практика йоги

Женева - 31 мая 1974
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:42:16 | качество: mp3 128kB/s 39 Mb | прослушано: 54 | скачано: 167 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Беседа в комнате между Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой и месье Рустом, хатха йогом 31 мая, 1974 года в Женеве.
– Это наука и знание для людей, это руководство к пользованию. Это наш духовный учитель Его Божественная Милость Бхактиведанта Свами. Месье Руст не говорит по-английски.
– Я немного понимаю, но мне нелегко говорить.

00:00:44 – Это неважно. Наша тема достаточно техническая, поэтому нужен перевод. «Бхагават-гита» также говорит о практике йоги, то есть мы одобряем эту практику йоги, в этом нет сомнения. В ведических писаниях говорится, что йог тоже видит Абсолютную истину при помощи медитации в уме, так что этот метод авторитетен. Есть разные ступени: сагарба йога, нигарба йога, на чём вы специализируетесь в йоге?

00:01:48 – Я стараюсь практиковать йогу. Я заметил, что западные люди более интеллектуальны и мне достаточно трудно понять карма-йогу. Я не понимаю, как мы должны работать без цели, без какого-либо намерения, без каких-либо личных амбиций. Через практику хатха йоги, я стараюсь показать, что позы, пранаяма и сосредоточение…

00:02:50 – Начиная с живота?
– Но та медитация, которой я научился в Индии у Свами Сатьянанды, это несколько иного рода медитация.
– Они начинают с живота, манипурака чакра, затем выше к сердцу, затем в конце концов к Брамарандре, вот эта практика у Вас?
– Да, это практика кундалини йоги, но то, что я практикую, это весьма умеренная практика, усреднённая, это не кундалини йога с сильной пранаямой, это вопрос сознательного дыхания.
– Сознание, чего? Дыхания?
– Например…
– Это пранаяма.

00:03:58 – Вы должны сознавать своё дыхание, с муладхары до аджны, и потом, с аджны до муладхары по позвоночному столбу, это один из примеров, общая техника концентрации, например...
– Я уже говорил об этом, дхьяна авастхита, дхьяна, значит «медитация», дхьяна авастхита тат гате на манаса, при помощи ума, пашьянтинам йогина. Эти методы одобрены, они авторитетны, но в большей или меньшей степени они находятся на телесном уровне.

00:04:58 Как карми, например, они придерживаются телесного мировоззрения, они день и ночь трудятся, пытаясь улучшить материальные условия жизни, не только в этой жизни, но также и в следующей. Они совершают разные ритуалистические церемонии для того, чтобы вознестись на райские планеты. Все они карми, в этом мире или в следующем мире, их называют карми.

00:05:40 Карми желают телесных удобств, йоги же, их сознание находится на уровне тела, они отождествляют своё тело с Браманом, обозначенным Браманом, упадхи Браман, Браман с обозначением, но их центром опять же является тело. Итак, телесные представления о жизни, до тех пор, пока они будут продолжатся либо в форме карма йоги, либо в форме гьяна йоги, всё это может дать человеку облегчение, избавления от круговорота рождений и смерти и позволить ему слиться с сиянием Брамана, это называется Брама саюджья мукти, технический термин, это относится также к гьяне, но это не высшая цель.

00:06:49 Есть ещё более высокие ступени, есть Брама сарупья мукти, Брама салокья мукти, Брама сашти мукти. Как правило йоги, гьяни, задаются целью слиться с сиянием Брамана, Брама саюджья мукти, но это не конечная цель, высшее достижение, это бхакти йога. Если продвинутый йог обретает возможность общения с чистым преданным, и посвящает себя трансцендентному любовному служению Господу, это высшее совершенство.

00:07:45 – Я согласен. Эта вершина, она очень далека для европейцев, я думаю. Это как в йоге патанджали, восьми-ступенчатом пути.
– Аштанга йога.
– Да, в аштанга-йоге, вот эта последняя ступень эволюции. Сначала мы должны, благодаря своему телу найти баланс, и обретя баланс в нашем теле, мы можем достичь баланса нашего эго, и после этого, после того как остановятся наши желания…
– Мы можем всё принести в жертву Господу.
– Да, без каких-либо амбиций, намерений.

00:08:50 – Что значит жертва? Мы жертвуем своими личными амбициями, но желание удовлетворить Господа, это как раз, таки приветствуется, это бхакти. Мы не пытаемся избавиться от желаний, мы стараемся очистить желания.
– И в чём технически состоит ваша практика?

00:09:23 – Технически, она начинается со слушания, шраванам, со слушания о Боге. Например, что такое «Бхагават-гита»? Мы слушаем самого Бога.
– Через лекцию? Через звук?
– Да, через звук.
– Затем вы повторяете?
– Шабдад анавриттих, в Веданта сутре есть такое высказывание: «слушая звук, человек обретает бессмертие».
– Это как джапа-йога?

00:10:05 – Это уже позже, это позже, вначале, вы должны просто смиренно слушать, с этого всё начинается. Наш метод, это гьяна-праяса-удапасья, я знаю что-то, я могу постичь Всевышнего при помощи своего знания, я кое-что значу, я очень важный; так вот, наш метод, это прежде всего – забыть обо всём этом, это называется смирение, покорность.

00:10:52 Как правило, гьяни-йоги, они думают, что они могут сделать что-то своими усилиями, но наш метод другой. Я понимаю, что я ограничен, что мои усилия ограничены, моё знание ограничено, я не могу постичь бесконечное вот этими ограниченными возможностями, в этом сначала проявляется наше смирение, гьяна-праяса-удапасья. Мы признаём, я – ограничен, я не безграничен и это факт, как же я могу познать безграничное, совершая какие-то ограниченные действия? Вот так сначала проявляется наше смирение.

00:11:50 Например, в ведических писаниях сказано, что Маха Вишну – полная экспансия Говинды, из его дыхания исходят бесчисленные вселенные и входят обратно. Мы не можем даже постичь эту вселенную, но во время дыхания Маха Вишну проявляются бесчисленные вселенные, проявляются и исчезают, и этот Маха Вишну является полной экспансией Говинды, вот таково положение Говинды. Наш метод в том, чтобы не пытаться прилагать свои ограниченные усилия чтобы постичь безграничное, вот что мы сначала делаем.

00:12:54 Лучше быть покорным и слушать Господа или представителя Господа о Господе.
– Позови Нитая.
– Это первое, что признаёт Чайтанья Махапрабху, вот каким методом нужно пользоваться.
– Найди этот стих гьяна-праяса-удапасья. Это не из «Бхагават-гиты».
– «Бхагаватам»?
– Да, «Шримад Бхагаватам».

00:13:52 – В «Чайтанья-чаритамрите» тоже есть этот стих, в десятой песне, в четырнадцатой главе.
– Да, ты можешь найти его в «Чайтанья-чаритамрите». В книге «Кришна», когда Брама возносит молитвы Кришне, по-моему, это в первой части.
– Это на английском?
– Это должно быть где-то четырнадцатый параграф.
– Мы не знаем даже этой вселенной, а есть бесчисленные вселенные.
– Четырнадцатый параграф, что там написано?

00:14:40 – Господь Брама признал, что он родился из лотоса, выросшего из пупка Нараяны.
– Здесь говорится 10.14.3, третий параграф.
джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва
джӣванти сан-мукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м
стха̄не стхита̄х̣ ш́рути-гата̄м̇ тану-ва̄н̇-манобхир
йе пра̄йаш́о ’джита джито ’пй аси таис три-локйа̄м

00:15:15 – ’Джита джито ’пй аси таис три-локйа̄м, где мы это объяснили на английском, в «Мадхйа-лиле»?
– Это «Мадхйа-лила», восьмая глава.
– Есть?
– Не здесь, в Бомбее
– Нет, восьмую главу мы перевели?
– Да.
– Где рукопись?
– Рукопись в Бомбее.
– Нет, нет, мы издали эту книгу до одиннадцатой главы.
– Ещё не издали, нет.
– А это, это «Чайтанья-чаритамрита»?
– «Ади-лила».
– Не «Мадхйа-лила», это не «Мадхйа-лила».

00:16:06 – Я прочту. Здесь говорится, что лучший способ понять Тебя - смиренно оставить путь философских рассуждений и слушать либо то, что Ты Сам говоришь о Себе в "Бхагавад-гите" и во многих других ведических писаниях, либо то, что говорит о Тебе Твой преданный, который уже осознал себя и нашел убежище у Твоих лотосоподобных стоп. Мы должны слушать такого преданного, не пускаясь в философские рассуждения. Нам нет нужды даже менять свое положение в этом мире - необходимо только слушать Твое послание. Тебя нельзя понять с помощью материальных чувств, но, слушая повествования о Тебе, мы сможем постепенно преодолеть неведение и освободиться от власти иллюзии. Ты открываешь Себя преданному только по Своей милости, и Тебя невозможно покорить никак иначе. Попытки найти Тебя с помощью философских рассуждений, без преданного служения - лишь напрасная трата времени.

00:17:03 Преданное служение очень важно, и даже небольшое усилие на этом поприще поможет человеку достичь высшей ступени совершенства. Поэтому не следует пренебрегать благотворным методом преданного служения и пускаться в философские рассуждения. Философствуя, можно лишь частично познать Твою вселенскую форму, но нельзя постичь Тебя как источник всего сущего. Те, кто занимается только философскими изысканиями, напрасно тратят силы. Они подобны людям, которые обмолачивают пустую рисовую шелуху. Если обмолотить немного необрушенного риса, можно получить чистые рисовые зерна. Но если рис уже обрушен, то, обмолачивая даже большое количество шелухи, ничего получить нельзя. Все это- только напрасный труд.

00:18:01 – Итак школа бхакти не очень одобряет вот этот спекулятивный путь. Бхакти-йоге предаются и стараются обрести знание непосредственно от Верховного Господа, например «Бхагават-гита», которую рассказал Верховный Господь, или слушая чистых возвышенных преданных таких как Брама. Основная цель, значит слушать из авторитетного источника.

00:18:51 Особенно в западном мире, вместо того чтобы слушать из нужного источника, люди хотят измышлять об абсолюте. У нас где-то двадцать вот таких книг, но это не умозрительные рассуждения, все они основаны на слушании. Я пишу то, что я услышал, а не то, что я придумал. В основном, философы пишут о своих рассуждениях, пишут о своих мнениях, но наш метод другой, мы не рассуждаем, мы представляем слова Бога и его преданных, и этому посвящена целая книга.

00:19:47 Вы нигде в моих книгах не найдёте таких выражений как: «Я думаю, по моему мнению, возможно это так», нет мы так не поступаем. Как только употребляются такие слова, как «возможно», «может быть», это показатель несовершенного знания, это рассуждения. Например, в «Падма-пуране» есть высказывание в отношении разных форм жизни джала джани нава лакшани; там говорится, что есть девятьсот тысяч форм жизни, населяющих водную стихию. Там не написано: «возможно», «скорее всего»; там также не говорится: «один миллион восемьсот», нет, ровно девятьсот тысяч. Откуда это знание, точное знание?

00:20:53 В другом месте объясняется величина души. Об этом также сказано в упанишадах: одна десятитысячная кончика волоса составляет величину души. Так строится наше знание, ведическое знание, всё что сказано в ведах считается абсолютной истиной, и мы принимаем её таковой, и это факт. Если вы попытаетесь прийти к тем же заключениям путём экспериментального знания, вы придёте к тем же выводам.

00:21:43 Мы считаем, что путь экспериментального знания, это пустая трата времени, лучше взять истину, о которой уже говорится в ведических текстах и стоить свои уже доводы на основе этого принципа. Например, одна десятитысячная часть кончика волоса, это духовная искра, она находится в вас и во мне, и она плавает в воздушных потоках: прана, апана, вьяна. При помощи метода йоги вы овладеваете ею, но факт остаётся фактом, эта вечная душа пребывает в теле, и пытаетесь ли вы это понять при помощи метода йоги, или вы знаете это, вы понимаете, что есть душа в теле, результат один и тот же.

00:22:59 Поэтому в конце шестой главы «Бхагават-гиты» говорится, что бхакта йог, является величайшим из йогов, это совершенный йог, это тот, кто всегда думает о Кришне. Например, я говорю, это то же самое, что размышлять о Кришне. Говоря о Кришне, я помню о Кришне, и это Кришна самадхи естественным образом приходит. Если человек продолжает действовать в этом духе, он всегда поглощён Кришной, и Кришна говорит, что такой человек является величайшим йогом.

00:24:06 Итак, это подтверждает величайший учитель если мы практикуем. Практиковать это можно в общении с преданными, и это совершенство жизни. Есть определённые условия в отношении самоконтроля, мы не должны есть мясо, рыбу, яйца, не вступать в недозволенные половые отношения, не употреблять одурманивающих средств, не курить, не пить чай, не играть в азартные игры, и повторять мантру «Харе Кришна» и думать о Кришне, вот и всё. Очень легко, каждый может выполнять это, не подвергая себя каким-то порой трудным, для обычных людей физическим упражнениям.

00:25:08 Можно выполнять эту практику бхакти йоги и достичь совершенства, и это подтверждается в «Бхагават-гите». Если человек привык к этому, развил эту привычку, то в момент смерти, если он думает о Кришне, то он достигает совершенства своей жизни.
йам̇ йам̇ ва̄пи смаран бха̄вам̇
тйаджатй анте калеварам
там̇ там эваити каунтейа
сада̄ тад-бха̄ва-бха̄витах̣

00:45:46 – Сада̄ тад-бха̄ва-бха̄витах̣ это очень важно.
– В каком бы состоянии сознания человек не находился, покидая своё тело, этого он и достигает, в этом нет сомнений.
– Итак, мы практикуем эту бхакти йогу, и также учим других.
– Если люди не готовы, например, быть вегетарианцами, когда ум человека ещё не готов к такой жизни, какой живёте вы, как вы можете учить таких людей?
– Нет, мы учим сотни и тысячи людей, если человек согласен...
– Я имею ввиду европейцев.
– Они все европейцы.
– Да, да, но как насчёт западных людей?

00:26:58 – Да, они все с Запада, они приняли это. Они отказались от всех этих привычек. Вначале они приходили ко мне со своими подружками или с парнями, я сказал: «Нет, вы так не можете жить», и они согласились. Я сам их женил, у них есть дети, если вы хотите жить грихастхой, живите, если вы хотите жить как ванапрастха или как саньяси. Как правило их женю, в этом нет ничего плохого, шастры дозволяют семейную жизнь и сексуальную жизнь, но не недозволенный секс.

00:27:46 Если человек продолжает грешить, то он не может продвигаться в духовной жизни, это невозможно. Это неправильно, продолжать грешить и в то же время пытаться продвигаться, это невозможно. В противном случае, почему есть это разделение между греховной жизнью и благочестивой жизнью? Мы должны вести благочестивую жизнь. Главный принцип благочестивой жизни, это избегать вот этих четырёх видов греха: недозволенного секса, одурманивающих средств, азартных игр, употребления мяса, всё это греховная жизнь. Человек никоим образом не может продвигаться в духовной жизни если он привык действовать греховно, это невозможно.
– Да, но как это понять?

00:28:44 – Это просто понять. Например, врач говорит: «Если вы будете этим питаться, вы не излечитесь никогда», врач должен строго говорить с пациентом: «Вы должны перестать это делать», и тогда вы вылечитесь. Если он не согласен, он не излечится никогда, вот так. Если вы продолжаете грешить, вы не сможете продвигаться в духовной жизни. А именно это и происходит, эти свами, йоги, простите меня, я видел это, они продолжают грешить, и при этом говорят очень красноречиво, но это не поможет. Необходимо положить конец греховной жизни, тогда практика йоги принесёт успех.

00:29:41 Об этом сказано в «Бхагават-гите», вы йог, если вы хотите достичь сиддхи, вы должны есть и спать, и следовать юкте. Юкта, значит «столько, сколько необходимо» не больше не меньше, это юкта. Мы не говорим, что надо прекратить всё это, мы разрешаем людям есть; мы не говорим, что нельзя заниматься сексом, сексуальная жизнь позволительна, но в браке и только для зачатия детей ни для какой другой цели, не для чувственных наслаждений. В Нью Йорке есть один йог, я не хочу называть его имени, в газете было напечатано, что он со своей ученицей занимался сексом, ведь так?
– Да.

00:30:38 – Все знают об этом. Что это такое? Даже с обычной, с мирской, с нравственной точки зрения, ученица она как дочь, а этот человек занимался сексом со своей ученицей, и он при этом йог. Он не следует даже принципам нравственности, не говоря уже о духовном знании. Согласно социальному устройству, человек не должен вступать в сексуальную связь со своей дочерью, с матерью, сестрой. Но что это такое? Если человек с дочерью занимается сексом, то о какой нравственной жизни можно говорить?

00:31:25 – Меня всегда интересовал Дзен Буддизм, я думаю, что это очень мощная техника, несколько отличающаяся от йоги. Например, есть практический способ, например как Айкидо, Дзюдо, Кендо, я думаю, что этот подход очень интересный, но его понять очень трудно.
– Что это?

00:32:18 – Люди боятся смерти и это очень серьёзная проблема. Как подняться над человеческой жизнью? Как подняться над смертью? Технически, при помощи практики кумбхи, при помощи боевых искусств, когда люди сражаются друг с другом, учитель и ученик, когда люди сражаются друг с другом на руках или с помощью меча, они видят, что человек может сделать перед смертью. Учитель идёт с мечом, и он как будто бы убивает ученика, и ученик должен оставаться невозмутимым перед смертью. Это такая психологическая практика.

00:33:40 – Нет, но зачем учителю убивать ученика? Что это за практика?
– Нет, он не убивает его, он убивает как бы понарошку, не по-настоящему конечно же.
– Ну это другой вопрос.
– Это как игра, можно сказать, когда мало по малу, человек учится овладевать своим эго, и в конце концов пройти через эго, я думаю, что это очень интересный путь.

00:34:18 – Но этому человек автоматически учится в бхакти йоге. Говорится, что если вы можете удовлетворить своего учителя, то и Бог будет вами доволен, если же ваш учитель недоволен, то вы ничего не достигаете, таково учение бхакти йоги. Но если учитель негодяй, если он просит ученика, чтобы тот удовлетворил его сексуальное желание, что это за учитель такой? Сексуальное побуждение очень сильно, в школах, колледжах, учителя занимаются сексом со студентками.

00:35:20 Путь йоги, аштанга йоги, прежде всего начинается с самямы: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, самадхи. Но вот такое поведение, оно противоречит принципу ямы, ниямы. Я знаю нескольких йогов, так называемых йогов в Нью Йорке, они занимаются сексом с ученицами, я знаю, я не хочу называть их имён, но я их лично знаю. В Америке, очень много женщин, у них нет мужей, поэтому они хотят секса с другими, это естественно, есть много таких людей, которые пользуются этим, они также берут плату. #00:36:34# – Почитайте шестую главу посвящённую практике йоги как сидеть, как вести себя.
йогӣ йун̃джӣта сататам
а̄тма̄нам̇ рахаси стхитах̣
эка̄кӣ йата-читта̄тма̄
нира̄ш́ӣр апариграхах̣

00:37:02 Первое условие, экаки, нужно быть одному, но где здесь такие возможности? В действительности йоги, они уходили глубоко в лес, они не практиковали йогу в городе, где очень много людей, экаки, это слово используется здесь, то есть в одиночестве.
Нира̄ш́ӣр апариграхах̣

00:37:43 Нирашир, означает «без какого-либо мотива», апариграхах «не беря ничего ни у кого», затем…
Шучау деш́е пратишт̣ха̄пйа

Шучау деше, означает «в чистом священном месте», поэтому индийские йоги отправляются в Харидвар, в Гималаи.
Стхирам а̄санам а̄тманах̣

Асана, йоги должны занять устойчивое положение и не оставлять свои асаны
на̄тй-уччхритам̇ на̄ти-нӣчам̇
чаила̄джина-куш́оттарам
татраика̄грам̇ манах̣ кр̣тва̄

00:38:28 Место не должно быть слишком высоким, слишком низким, нужно сидеть на траве куша, потом на оленьей шкуре, затем экаграм, нужно сосредоточенно совершать медитацию.
йата-читтендрийа-крийах̣
упавиш́йа̄сане йун̃джйа̄д
йогам а̄тма-виш́уддхайе
Нужно сидеть в асане и очистить своё тело.
самам̇ ка̄йа-ш́иро-грӣвам̇
дха̄райанн ачалам̇ стхирах̣

00:39:16 Кая значит тело, то есть шею, голову и корпус нужно держать на одной прямой линии, ачалам, не двигаясь.
сампрекшйа на̄сика̄грам̇ свам̇
диш́аш́
Нужно полу-прикрыть глаза и смотреть на кончик своего носа.
ча̄навалокайа
И не смотреть никуда больше. Вот это практика. Кто это сможет сделать? Жить в одиночестве в священном месте, сидеть в асане.
праш́а̄нта̄тма̄ вигата-бхӣр

00:40:01 Не бояться ничего. Вы живёте там, сидите в Гималаях, в одиночестве, не боитесь ничего.
брахмача̄ри-врате стхитах̣

Брамачари, никакого секса, а они берут плату с учениц и занимаются с ними сексом, и они при этом йоги. Представьте себе, вот что происходит. Брамачари врата…
манах̣ сам̇йамйа мач-читто
Мана самьями мат чито, всегда думать обо Мне, о Вишну мурти или Кришна мурти, затем…
йукта а̄сӣта мат-пара
– Мат-пара, всегда думать обо Мне.
йун̃джанн эвам̇ сада̄тма̄нам̇
йогӣ нийата-ма̄насах̣
ш́а̄нтим̇ нирва̄н̣а-парама̄м̇
мат-сам̇стха̄м адхигаччхати

00:40:54 Так, тот кто практикует йогу обретает шантим нирвану и тогда он достигает сияния Брамана, то есть он превосходит материальное существование. Затем.
на̄тй-аш́натас ту його ’сти
на чаика̄нтам анаш́натах̣

Натй-ашнатас, не нужно думать, что он вообще не должен есть ничего, воздерживаться, он есть очень немного не нужно есть больше, чем необходимо или меньше, чем необходимо, то есть вы должны съедать столько, сколько нужно для жизни.
на ча̄ти-свапна-ш́ӣласйа
джа̄грато наива ча̄рджуна

00:41:46 Не нужно спать слишком много или слишком мало. Затем…
йукта̄ха̄ра-виха̄расйа
йукта-чешт̣асйа кармасу
йукта-свапна̄вабодхасйа
його бхавати дух̣кха-ха̄
Это настоящая практика йоги, всё это описано в «Бхагават-гите».

транскрибирование: Татьяна Гребенькова | Барселона | Испания | 12 января 2021