Вайшнавы сострадательны

Мехико - 11 февраля 1975
Бхагаван. Шесть видов совершенства. Кришна — это Верховный Повелитель. Мы получаем знания от Верховного Повелителя. Взаимоотношения между духовным учителем и учеником. Десять оскорблений в повторении мантры «Харе Кришна». Кому нужен гуру. Что значит духовные отношения. Каковы признаки гуру. Дурные привычки. Преданные не бесчувственные. Как очиститься. Как усилить желание совершать «санкиртану». Как обуздать свой язык. У языка две функции.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:37:06 | качество: mp3 128kB/s 51 Mb | прослушано: 251 | скачано: 148 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Лекция по «Бхагавад-гите как она есть» глава вторая текст одиннадцатый. Прочитанная Его божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. 11 февраля 1975 года в Мехико.

Бхагаван и шесть видов совершенства

00:01:02 «Бхагаван» значит Верховное Существо. Английский словарь определяет слово «бог» как «Верховное Существо». И что это за «Верховное Существо»? Мы все живые существа. Но, между собой мы занимаем относительное положение. Я здесь, вы там, он тут. Вы можете быть лучше меня, он может быть лучше вас, а кто-то ещё может быть лучше его. Если вы будете продолжать свои поиски лучшего, то в конечном счёте найдёте того, лучше которого нет никого. И это «Бхагаван». «Бхага» значит совершенство.

00:06:42 Есть шесть видов совершенства. Первое, быть очень богатым. Второе, быть очень влиятельным. Третье, быть очень сильным. Четвёртое, быть очень знаменитым. Пятое, быть очень мудрым. И шестое, быть очень отрешённым. Итак, когда эти шесть достояний присутствует в ком-то в превосходной степени, это «Бхагаван».

00:03:53 Это значит, как об этом говорят ведические тексты, никто не равен Ему, никто не превосходит Его. В этом материальном мире кого ни возьми тут же найдётся кто-то равный ему или превосходящий его. Но, Веды сообщают: «Бог это тот кому нет равных и нет никого кто бы превосходил Его».

Ишвара — Верховный Повелитель

00:04:50 На самом деле, «Бхагавад-гита» была рассказана Кришной и в ней говорится: «Бхагаван увача». «Бхагаван», Верховный Бог – это Кришна. Таково утверждение всех ведических произведений. Этот стих говорит, что Кришна – это Ишвара, Вседержитель, Верховный Повелитель.

00:05:32 Мы тоже повелители. Я повелеваю несколькими людьми, вы повелеваете несколькими, у кого-то в подчинении людей ещё больше, у кого-то ещё больше и так далее. Но, Верховный Повелитель – это тот кто управляет всеми, всеми повелителями. Это Кришна.

Бхагавад-Гита - знание от Бхагавана

00:06:23 По этому, утверждение «Бхагаван увача» означает, что знание представленное здесь было поведано Верховным Повелителем. Мы получаем знания от Верховного Повелителя. Потому, что согласно уже данному определению, Кришна или «Бхагаван» мудрый. Самый мудрый. Поэтому, если мы получаем знание от самого мудрого, это знание безупречно. Таков наш принцип.

00:07:23 Мы получаем знания непосредственно от Кришны, Верховного Повелителя. К примеру, когда возникает какое-то недоразумение, мы обращаемся к сборнику по правовым вопросам. Поскольку решение о котором говорится в своде законов или которое было вынесено судом, обязательно для исполнение обеими сторонами.

00:08:07 Итак, знание можно получить от многих сторон. Но, обращаясь к Верховному мы получаем всеобъемлющее знание. Здесь сказано, что Арджуна обратился к Кришне за руководством.

00:08:53 Прежде он говорил: «Это очень трудная ситуация, поэтому я принимаю Тебя своим духовным учителем. Пожалуйста, просвети меня». Путь таков, мы должны обратиться к Верховному Господу или Его представителю. Повторюсь, в случае спора мы ссылаемся на книги по правовым вопросам или на адвоката. Иди же мы принимаем решение суда, который является окончательным.

00:09:52 Итак, здесь Кришна говорит Арджуне, Кришна делает Арджуне выговор, Арджуна принял авторитет Кришны и Кришна отчитывает Арджуну. Прежде Арджуна разговаривал с Кришной как с другом. Друзья находятся в равном положении. Но, Арджуна не захотел оставаться с ним на равных, он вошёл в положение ученика. И ученичество предполагает добровольное послушание перед духовным учителем.

Взаимоотношения между духовным учителем и учеником

00:10:48 Когда человек становиться учеником, он не может не подчиняться указанию духовного учителя. Слово «шишья» происходит от корня «шасдхату», что означает «я принимаю Ваше руководство». До этого Арджуна уже сказал: «Шишйас те хам шадхи мам твам прапаннам» - «Я отдался Тебе на милость, я согласен принимать твоё руководство». Таковы взаимоотношения между духовным учителем и учеником.

00:11:49 Итак, существуют десять оскорблений в повторении мантры «Харе Кришна». Первое оскорбление – это «гурор авагйа», что значит не повиноваться указаниям гуру, духовного учителя. Этого делать нельзя.

00:12:34 Хотя Чайтанья Махапрабху был Самим Кришной, Он тоже говорил: «Гуру мора муркадекхи карилашасана». «Мой гуру, мой духовный учитель считал меня глупцом и поэтому он ругал меня». И поскольку Арджуна принял Кришну своим Гуру, Кришна ругает его: «Ни один учёный не будет скорбеть о том, о чём сокрушаешься ты. Это значит, что ты не учёный человек, ты глупец. Учёный так себя не ведёт, что значит, что ты не учёный, поскольку ты так поступаешь».

00:13:34 И Кришна сказал: «Фактически ты не видишь Истины. Ты по-прежнему подвержен скорби на уровне телесных представлений». Тот, кто принимает тело за себя не только не учёный, но он подобен животному. Таково утверждение Вед. «Гоа» значит корова, а «кара» - осёл.

00:14:33 Каждый, кто считает тело собой является животным, он не человек. И с этого начинается знание. Люди учатся в школах, колледжах, университетах, но многие ли из них, по крайней мере в настоящий момент, знают, что они не тела? До тех пор, пока мы не усвоим этот первый урок, ни о каком духовном продвижении не может быть и речи.

00:15:29 Итак, первое чему нас учит «Бхагават-гита» - это понимаю, что мы не тело. Позднее мы прочтём, что душа или истинная личность заключена внутри тела. Например, мы находимся здесь. Мы облачены в эту рубашку и пальто, но мы не рубашка и не пальто.

00:16:21 Если у нас украдут рубашку и пальто, и мы придём из-за этого в бешенство и уныние, это признак невысокого разума. Поэтому Господь говорит: «ашочйан анвашочас твам». «Ты скорбишь о том, о чём не скорбит ни один учёный».

00:16:49 Что ж продолжим... Читай комментарий на испанском. Перевод вопроса. Человек не следует наставлениям гуру. Прабхупада: тогда он идёт в неверном направлении. Корабль без штурвала или без капитана. Корабль без капитана.

00:17:14 Вопрос. Он хочет знать почему Господь Чайтанья не упомянут в «Бхагаватам» наряду с другими воплощениями. Он не упомянут, но «Бхагаватам» говорит о Нём. Нет, не задавай пока сторонних вопросов, спрашивай по теме лекции.

00:17:40 Если ты спрашиваешь о чём-то другом, это неправильно. Мы обсуждали один стих, и ты можешь спрашивать об этом. Не нужно задавать неуместных вопросов. Этот вопрос не является неуместным, но он не связан с этими стихами. Нужно задавать вопросы в связи с этим стихом.

Кому нужен гуру

00:18:15 Как нам понять гуру? Как вам понять? Если вы идёте к врачу за лечением, как вы понимаете, что это врач? Как вы это понимаете, скажи мне? Он говорит, что по его степени и репутации. Да. Так или иначе вы знаете, что это врач. Аналогичным образом вы должны искать гуру. Прежде всего, кому нужен гуру? Вот в чём вопрос.

00:19:14 Ведь гуру это не мода. В «Шримат Бхагаватам» говорится, в связи с эти ты должен обратиться к гуру. В связи с чем? Гуру нужен тому, кто горит желанием узнать о духовных отношениях. Что значит духовные отношения? Мы находимся в этом материальном мире, мы страдаем.

00:20:13 Когда у человека появляется вопрос: «Почему я страдаю?» это духовный вопрос. К примеру, животное ведут на бойню. Оно не спрашивает: «Почему меня ведут на бойню?». Но, если против воли туда поведут человека, он будет протестовать, он будет кричать, он будет звать народ. Поэтому человек может вопрошать о духовных отношениях.

00:21:00 Человеку необходим гуру, когда в нём просыпается интерес к духовному. Обратившись к гуру, нужно учиться у него через предание, «пранипад». Прежде всего у человека должно быть сильное желание спрашивать о духовных предметах. В таком случае ему нужен гуру. Нельзя принимать гуру как дань моде.

00:21:58 Пока человек не подчиниться «ачарье» у него не может быть совершенного знания. Чтобы понять эту трансцендентную науку, человеку необходимо обратиться к гуру. И каковы признаки гуру?

Каковы признаки гуру

00:22:57 Гуру досконально знает Веды. Кроме того, он является стойким преданным Верховного Господа. Таковы его качества. Гуру строго следует ведическим наставлениям и тому же учит своих учеников. Это гуру.

00:23:30 Итак, прежде всего необходимо проявлять интерес к пониманию духовных тем. К примеру, вы пришли сюда в этот храм. Вы знаете, что это вовсе не политический митинг. Здесь обсуждается что-то духовное. Поэтому вы пришли сюда. И эта склонность свидетельствует о начале духовной жизни. Это называется «шраддха». «Шраддха» значит вера. Итак, мы должны развивать эту «шраддху».

00:24:28 И чтобы развивать эту веру нужно общаться с теми кто поддерживает в нас эту веру. Поэтому говорится: «адау шраддха татах садху-санго» (Из Бхакти-расамрита-синдху Рупы Госвами). Прежде всего вера, затем общение с преданными имеющими веру... Таким образом, по мере нашего развития мы переходим к «тха бхаджана-крийа». Мы учимся тому как совершать преданное служение.
... Обрыв записи ...

Дурные привычки уходят в обществе садху

00:25:26 Азартные игры, отказ от мяса, это всё нежелательные привычки. Вначале жизни никто не курит, никто не пьёт. Всё это приобретается через дурное общение. И точно также, благодаря хорошему общению, всё это можно оставить. Это называется «анартхами». «Анартха» это ненужные, плохие привычки.

00:26:16 В детском невинном возрасте у нас нет никаких вредных привычек. Но, мы приобретаем их по мере того как растём и общаемся в дурной компании. И это всё искусственные привычки. И благодаря хорошему общению с «садху», со святыми людьми мы всё это можем оставить.

00:27:04 Это называется «анртха-ниврити», отказ от всех дурных привычек. Всё это нежелательно. Никто не умирает от того, что не курит или не пьёт. Мы перенимаем эти искусственные привычки у других, но благодаря хорошему общению мы можем их оставить. Итак, когда мы избавляемся от всех дурных привычек, тогда мы утверждаемся в духовном знании.

00:27:54 Так мы продвигаемся в духовной жизни и на последней ступени обретаем любовь к Богу. Таков путь. И тот кто учит этому пути является гуру. Таково определение гуру.

Преданные не бесчувственные

00:28:27 – Здесь этот стих говорит, что преданный не скорбит ни о живых, ни о мёртвых, как насчёт сострадания? То есть преданный не должен быть сентиментальным, это означает, что он может быть равнодушным?
– Я не знаю, что ты сказал. Что он говорит? Преданные сочувствуют чужим страданиям? Что это значит? Я не понимаю. Часто слышав этот стих люди делают вывод, что он учит бесчувственности по отношению к чужим страданиям. Где это? Но, люди склонны истолковывать его именно так.

00:29:21 Нет, мы учим этому, потому что люди страдают из-за невежества. Поэтому мы несём это знание. Как можно называть нас бездушными? Мы не бездушны. Мы очень сочувствуем им. Поэтому даём это знание. Как вы можете так говорить?

00:30:05 Преданные не бесчувственные. Почему они колесят по всему миру, идя на такие трудности, сталкиваясь с противостоянием? Потому, что они глубоко сочувствуют людям, страдающим из-за незнания. Преданные являются самыми отзывчивыми друзьями человечества. Тот кто обвиняет их в бездушии неправ. Есть ли ещё вопросы?

Как очиститься?

00:30:51 – Если мы уже совершили множество оскорблений в повторении Святого Имени, как мы можем сейчас очиститься?

00:30:58 – Не совершайте оскорблений. Почему вы сознательно совершаете их? Вы не должны оскорблять. И тогда всё будет хорошо. Вы очиститесь.

Как усилить желание совершать санкиртану?

00:31:18 – Он хочет знать, как мы можем усилить наше желание совершать «санкиртану».

00:31:24 – Совершая «санкиртану»... Например, если человек пьёт не переставая, он превращается в пьяницу. Пей больше и станешь пьяницей. Точно также, повторяйте Святое Имя больше, и вы достигните в этом совершенство.

00:32:02 – Он хочет узнать, является ли неповиновение гуру величайшим оскорблением?

00:32:24 – Да, это первое из оскорблений, «гурор авагйа». Если вы приняли гуру, но не повинуетесь ему, то что можно сказать о вашем положении? Вы не джентльмен. В присутствии гуру, Кришны, перед огнём вы обещаете: «Я буду следовать Вашему наказу, я исполню его», но затем вы не держите своё слово, в таком случае вас нельзя даже назвать порядочным человеком, не то, что преданным. Это просто здравый смысл. Ты не понимаешь? Что он сказал?

Как обуздать свой язык?

00:33:20 – Как преданному обуздать свой язык?
– Он может есть «прасад».

00:33:41 Бхактивинод Тхакур сказал: «Из всех чувств язык очень силён. Подчинить его очень сложно». Он говорит, язык очень жаден и обуздать его очень трудно, поэтому Кришна дал нам одно оружие. Что это? Кришна очень добр, поэтому он дал нам остатки своей пищи.

00:34:46 Итак, если мы пообещаем: «Я не буду есть ничего, что не было предложено Кришне», тогда наш язык будет под контролем. И в «шастре» сказано, что вы не можете понять Кришну с помощью своих несовершенных чувств. Вы не сможете понять не только Кришну, но даже Его Имя.

00:35:44 Но, когда вы занимаете свой язык служением Кришне, тогда Кришна открывает Себя. У языка две функции. Первая, с помощью языка мы говорим, он издаёт звуки. И вторая, с помощью языка мы наслаждаемся вкусной пищей.

00:36:35 Если вы займёте язык служением Кришне издавая им звук мантры «Харе Кришна» и не позволите ему прикасаться к пище не предложенной Кришне, тогда вы тут же станете душой осознавшей Кришну. Итак, подчиняя язык, мы естественным образом подчиняем себе все остальные чувства. Таков метод. А теперь займите свой язык повторением «Харе Кришна».

транскрибирование: Елена Роева | Кривой рог | Украина | 23 ноября 2020