Бхагавад-гита учит истинной религии

Бомбей - 23 March 1974
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:31:16 | качество: mp3 128kB/s 29 Mb | прослушано: 566 | скачано: 240 | избрано: 12
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, глава 4, текст 3, прочитано Его Божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 23 марта 1974 года в Бомбее, Индия.
Перевод: «Сегодня Я открываю тебе эту древнюю науку о взаимоотношениях живого существа и Верховного Господа, ибо ты мой преданный и мой друг и потому способен проникнуть в тайну этой Божественной науки».

00:00:32 Это очень важный стих для понимания Бхагават Гиты. Читая толкования негодяев, вы не сможете понять Бхагават Гиту, это тайна, «рахасьям», она таинственна. Только преданные, находящиеся в близких отношениях с Кришной способен её понять об этом ясно сказано здесь. Когда Кришна рассказывал Бхагават Гиту Арджуне, они находились на поле битвы, они не сидели в уютной гостинице, покуривая и обсуждая философию веданты. Нет. Это было не так. Это был очень серьезный разговор на поле брани. И Кришна избрал Арджуну. Во времена Кришны на земле жили великие ученые, тогда же жил и Вьясадева и многие другие: Асита, Дэвала, великие святые, раджарши. Махараджа Юдхиштхира был раджарши. В предыдущем стихе Кришна сказал. Почему же Он избрал Арджуну? Арджуна был воином, не ведантистом. Воины не становятся ведантистами, великими саньяси. Нет. Но дело в том, что так называемые ведантисты не могут понять Бхагават Гиту, это невозможно. Это тайна.

00:02:37 В другом месте Кришна говорит: «Я не могу открываться каждому», поэтому глупцы и мошенники считают Кришну выдумкой, обычным человеком, исторической фигурой. Или же они говорят: «Кришны не было, эта книга плод чьего-то воображения». Негодяи говорят так, потому что не могут понять этой науки. Пока человек не стал настоящим преданным и не обрел близких отношений с Кришной, он не сможет понять это знание. Таков смысл этого стиха. Прежде всего необходимо стать преданным. В 18 главе вы прочтете «татвата», постичь Кришну воистину возможно только благодаря преданности и служению. Вот, что мы проповедуем по всему миру-преданное служение. Это слова Прахлады Махараджи, таков путь бхакти. Если вы хотите стать бхактой, вы должны начинать со шраванам. Например, вы любезно пришли сюда, чтобы слушать о Кришне, так начинается бхакти. Если вы не слушаете о Верховной Личности, таков путь вед, «шрути», веду называют «шрути». Если вы не следуете принципам вед, «смрити», заключениям вед, «смрити»-это литература, написанная в соответствии с традициями вед, такие тексты называют «смрити», а «шрути»-это сами веды.

00:05:12 Термин «шрута грихитая» имеет два значения: путем восприятия на слух и с помощью вед. Знание вед делится на три категории: первая называется «самбандха», «самбандха»-это понимание своих отношений с Богом. В Веданте сказано, Абсолютная истина-это то, из чего всё исходит, ко всему относимся и мы с вами, вы тоже исходите из этой Абсолютной истины. Кришна говорит[санскрит] все эти живые существа [санскрит] во всех видах, в любой форме жизни, во всех существующих формах жизни, к ним относятся не только человеческие формы жизни, но и формы животных, деревьев, птиц, обитатели вод, насекомые, всех живых существ. Кришна говорит: «всем бесчисленным формам жизни [санскрит] Я изначальный отец, [санскрит] Отец, дающий семя. Как отец помещает семя в чрево матери, так и Кришна является Отцом, а материальная природа- матерью.

00:07:01 Кришна оплодотворяет материальную природу, и мы проявляемся в разных формах [санскрит] Значит, через пот, например, клопы. Если ваше постельное белье грязное, если вы не содержите его в чистоте, эти насекомые начинают разводиться там, их называют «свэдаджа»-рождающиеся, благодаря поту. «Андаджа»-рождающиеся из яиц, например, птицы-это живые существа, появляющиеся из яиц, их называют «андаджа». «Сведаджа, андаджа, джараяджа»- эмбрион. Мы, например, появляемся из эмбриона, «андаджа», затем «удвидджа»-рождающийся из семян-деревья, растения, все живые существа относятся к этим четырем группам. Постепенно, с помощью эволюции, мы оказываемся в человеческой форме жизни. Как у людей у нас есть прерогатива, есть возможность познать Бога и свои отношения с Ним. Это называется «самбандха гьяна». «Самбандха абхидэйя»-это исполнение долга. Чтобы легче было усвоить эти понятия, можно привести пример незамужней девушки и не женатого юноши. Сначала появляется «самбандха», то есть отец и мать устраивают их отношения, затем молодые начинают жить, как муж и жена, это называется «абхидэйя». Зачем? Затем, что есть необходимость.

00:09:08 Какая? Чтобы завести детей. «Самбандха абхидэйя прайоджинам». «Прайоджинам», у каждой «самбандхи», в любых отношениях, у любого действия есть цель «прайоджина». Итак, ведическая литература состоит из «самбандхи», «абхидэйя» и «прайоджины». Люди обязаны изучать эти темы. Изучать веды, значит понять, кто есть Кришна, кто я, каковы мои отношения с Ним, как мне действовать в этих отношениях и какова цель жизни. Цель жизни-вернуться домой к Богу, в этом состоит цель жизни. Мы пали в материальный мир и стали зависимы от него, мы страдаем, но сами этого не понимаем. Мы настолько глупы, как животные, мы не знаем, в чем состоит цель жизни. О цели жизни также сказано в Бхагават Гите. Когда мы приходим к пониманию «я не хочу больше рождаться, умирать, стареть, болеть», никто не хочет умирать, но смерть непрошенная приходит к нам. Люди не задумываются, это моя проблема, я не хочу умирать, но смерть не отвратима. Это проблема. Никто не думает, как её решить. Все только и делают, что решают временные проблемы. Временные проблемы не являются проблемами. Настоящая проблема-это остановить смерть, остановить рождение, остановить старость и болезни, это настоящие проблемы. Это возможно, если освободиться из материального мира, вот наша задача.

00:11:25 Итак, Кришна приходит сюда снова. «Дхармасья глани». «Глани»-значит искажение. Под именем так называемой религии люди выдумывают что-нибудь, «это наша религия, это религия индусов, это религия мусульман, это религия христиан, это религия Будды, это религия сиддхов». Они выдумали так много разных религий, так много. Но настоящая религия [санскрит] религия-это заповеди и законы, данные Господом, это религия. Простое определение религии, это [санскрит] к примеру законы издаются правительством, вы не можете сами издавать законы, я неоднократно говорил об этом, законы устанавливаются государством. Аналогично религия устанавливается Богом. Если вы принимаете религию Бога, то это религия. А что такое религия Бога? Если устали, вы можете стоять здесь, чтобы другие могли видеть. Вы прочтете об этом в Бхагавад Гите, это религия Бога. Оставь все эти бессмысленные религии, стань преданным, преданной мне душой, вот, что такое религия. Того, кто не знает, кто такой Бог, кто не знает, как предаться Ему, нельзя называть религиозным человеком.

00:13:21 Если религия не дает представление о Боге, не дает знания о Нем, не учит пути предания Ему, Шримад Бхагаватам называет такую религию обманной. Бхагаватам бескомпромиссно отвергает так называемые религиозные традиции, которые только обманывают людей. Дело в том, что религия подразумевает пробуждение вашей дремлющей любви к Богу или соблюдение законов Бога. Законы Бога, как говорит Кришна, это «сарва дхарман паритьяджа» и как этого достичь? Об этом Кришна также говорит [санскрит] всего лишь 4 принципа: «Всегда думай обо мне». Если вы повторяете Харе Кришна, вы помните Кришну, «ман мана». Вот, что является религией, по крайней мере в эту эпоху. Нет другого пути. Повторяйте святое имя. Об этом вы прочтете в любом священном писании [санскрит] так гласит Веданта сутра, «шабдат», вы можете достичь освобождения с помощью одного лишь повторения святого имени. В Шримад Бхагаватам говорится, Шукадеви Госвами сказал: «Махарадж Парикшит, этот век кали наполнен пороками, это океан греха», но есть один плюс. Какой? Повторяя святое имя Кришны, вы освободитесь и перенесетесь в духовный мир.

00:15:37 [санскрит] Такова наша цель. Человеческая форма жизни предназначена для того, чтобы решить все эти проблемы и вернуться домой к Богу. Но люди не знают, у них нет знания о том, кто такой Бог, где Он живет, куда нужно возвращаться. Каково их положение и каковы их отношения с Богом. Ни в одном университете мира не учат этому, не читают таких лекций, но это знание есть. Бхагавад Гита. Кришна Сам дает вам наставление. Кришна наставляет Арджуну. Не подумайте, что эти уроки были нужны только Арджуне, они нужны каждому из нас. Это очень древняя наука. Поэтому Кришна говорит, не выдумывайте новых религий, что это вам даст? Пустая трата времени, нечего нельзя выдумать, но люди стремятся модернизировать религию. Что представляют собой эти бессмысленные, осовремененные религии? Вы живое существо, вы неотъемлемая часть Бога, ваши отношения с Богом тянутся с незапамятных времен. Пурана. Там сказано, пурана, что значит очень древняя, мы должны принять это, пурана, мы-пурана, вечные, мы не погибаем с гибелью тела, мы остаемся, мы рождаемся в другом теле. Это Бхагавад Гита.

00:17:19 Никто не хочет это знать. Они придумывают собственные комментарии. Так вы никогда не поймете эту науку, вы постигните ее, если будете внимать Кришне. То же самое знание. Что значит тоже самое? Я Бог, Я-Кришна, ты-моя вечная частица, это вечные отношения, их нельзя разорвать, но вы забыли об этом. Вы забыли о своих отношениях с Кришной, вы вошли в отношения с вашей семьей, так называемой семьей, так называемой страной, так называемом обществом и так далее, так далее. Все это временно. Предположим, сейчас я- индиец, а вы-американцы, но есть ли гарантия, что после вашей смерти вы снова станете американцем, а я снова стану индийцем? Есть ли гарантия, что я рожусь в той же стране? Нет, согласно своей карме, я могу стать кошкой или собакой, вы можете стать полубогами, а можете кем-нибудь еще, но «дихантара прабтих», слова «дихантара прабтих» означают, что вам придется родиться вновь, а есть 8 400 000 форм тел, вы можете родиться в любом из них. Вы были семьянином или гражданином той или иной нации, но время прошло, нет никакой гарантии, что в следующей жизни вы снова родитесь в той же стране или в той же семье. Такой гарантии нет.

00:18:59 «Дихантара прабтих» вам придется родиться в очередном теле, а это значит, в любой из этих четырех миллионов в соответствии с кармой. Таковы наставления шастр. Это научный и важный момент, , это бхакта.но к сожалению, мы не придаем этому значение. Мы с головой ушли в решение временных проблем. Временные проблемы не являются проблемами, об этом также сказано в Бхагавад Гите. Ваши временные проблемы, так называемое счастье, страдание, это [санскрит], они приходят и уходят, это не очень важно, их можно сравнить со сменяющимися временами года, приходит зима и снова уходит, какое-то время вы можете чувствовать сильный холод, но он пройдет. Лето тоже приходит и уходит. Любое время года. Наслаждения и страдания, вызванные сезонными колебаниями, не должны вызывать в нас беспокойств, мы должны очень серьезно отнестись к решению проблем жизни [санскрит] в этом состоит духовное продвижение. До тех пор, пока вы с серьезностью не осознаете «я не хочу умирать, почему приходит смерть?» Это разум. Вы можете решать свои временные проблемы, но материальными средствами не решить проблемы смерти, никто не хочет умирать, но смерть придет.

00:21:00 Однако люди стали столь не разумными, что не воспринимают всерьез настоящих проблем жизни, они как животные. Животных ведут на бойню, оно входит в загон для скота, где стоят остальные животные. Бедняга не понимает, мне приходится стоять здесь в ожидании смерти, животное не знает этого. Точно также, если вы не серьезно относитесь к этим проблемам жизни, вы не лучше животного. Как бы ни был высок уровень вашего комфорта, вы остаетесь животным. [санскрит] это мешок из трех элементов: капха, питта, вайю. Если я считаю себя телом, а удобство тела считаю за счастье, [санскрит] я не лучше животного. Это мировоззрение животного, вы должны знать: я-не тело, я душа, Так случилось, что я оказался в этом теле и меня ждет следующее тело. Как же решить эту проблему? Этому учит Бхагавад Гита. Если вы действительно поймете, что такое Бхагавад Гита, чему она учит, вы найдете в ней ответы, найдете. Поэтому Кришна сказал, это древняя наука, это никакая-то новоиспеченная религия, это древнейшая традиция.

00:22:44 Есть Бхагаван, есть живые существа, между ними существуют взаимоотношения. Забыв Бога, забыв Кришну, мы пытаемся решать проблемы, но мы забываем об истинных проблемах, поэтому Кришна говорит «бхактоси», необходимо стать бхактой. Если есть Бхагаван, то должны быть бхакта и бхакти, но эти люди отрицают существование бхакты, Бхагавана, Бога нет-говорят они. Как же они станут бхактами, как смогут совершать бхакти. Бхакта, Бхагаван, бхакти, бхакта находится в отношениях с Бхагаваном и эти отношения Бхагавана и бхакты называются бхакти. Бхакти значит [санскрит], такое определение дает Рупа Госвами. Точно также Нарада Панчаратра определяет бхакти так, это определение бхакти. Без бхакти никто не может стать бхактой. Бхакта-это тот, кто совершает бхакти, это бхакта. Бхагаван-это тот, по отношению к кому совершается бхакти. Итак, те кто посвящает себя бхакти (шраванам, киртанам Вишну). Вишну-это Бхагаван или Кришна.

00:24:43 Итак, шраванам, киртанам, вы должны слушать о Кришне, это шраванам. И киртанам, нужно петь Его Имя. Я рассказываю вам, это тоже киртан, а вы слушаете, это бхакти. Мы слушаем о Кришне, мы рассказываем о Кришне, мы танцуем для Кришны. Смаранам-помнить о Кришне. Если вы занимаете своей ум, мы должны всегда сосредотачивать свой ум на лотосных стопах Кришны. Если вы не совершаете арчинам, не поклоняетесь в храме, как можете вы сосредоточиться на лотосных стопах Кришны? Это предписанные методы, это не сантименты, это научный процесс. Ваш долг стать бхактой. Это совершенство. Кришна разговаривал с Арджуной, потому что тот был бхактой. Вы тоже можете стать. Арджуна не монополист, если вы станете бхактой, Кришна тоже станет с вами говорить. Вы скажете, а где этот Бог? Вот Он, Бог говорит, почему вы не видите Бога? Бог говорит с вами, вы прочтете в 7 главе, если вы не видите Бога, если вы не можете видеть Кришну в храме, если вы не видите Его в Бхагавад Гите, в таком случае Кришна говорит [санскрит]. Вы видите Его, когда пьете воду, когда вы что-нибудь пьёте, вы можете видеть там Кришну. Этот вкус, раса, и есть Кришна.

00:26:40 Поэтому Бога увидеть не сложно. Негодяи говорят, где Бог? Вот Он. Вы пьете воду, почему вы не видите? Кришну можно видеть всегда при условии, что вы хотите увидеть Бога, но мы не хотим Его видеть. В этом проблема. В противном случае вы можете Его видеть «садайва», в Брахма самхите сказано «санта», если вы «санта», «санта» значит святой, если вы стали святым, если вы остаетесь плутами, ворами, кошками и собаками, как вы сможете увидеть Бога? Вы должны стать «санта». Итак, вы должны стать «санта». Если вы остаетесь в постоянной зависимости от греховной деятельности, как можете вы увидеть Бога? Это невозможно. Вы должны перестать грешить и поступать, как негодяи. Что значит грешить? Не дозволенные половые отношения, употребление мяса и одурманивающих веществ и азартные игры. Вы должны отказаться от этого. Если вы стали лидером, так называемым лидером, обманщиком, если вступаете в незаконные связи, употребляете одурманивающие вещества, едите мясо, то вы грешник. Если вы грешны, как можете вы вести за собой других? Слепой ведет за собой других слепых. Поэтому решения нет. Почему мир в хаосе? Потому что лидеры все грешники. Таково определение греха.

00:28:53 Итак, увидеть Бога не очень трудно, при условии, что вы очиститесь. Если вы чисты. Итак, движение сознания — Кришны-это путь очищения, путь очищения. Первое условие: мы не принимаем негодяев, которые привязаны к этим четырем принципам, мы не принимаем дешевых учеников. Наше условия таково, прежде всего, вы должны отказаться от всего этого: недозволенного секса, мяса, одурманивающих средств, перестать пить даже чай и курить. Вы должны бросить все это, в том числе азартные игры. Эти замечательные юноши отказались, в прошлом у них были все эти привычки, но они бросили их, поэтому они духовно растут. «Санта» они стали «санта», святыми. Кришна «парам павитрам», когда Кришна обратился к Арджуне, рассказал ему Бхагават Гиту, Арджуна понял, [санскрит] ты самый чистый. Вы не сможете приблизиться к самому чистому, если вы не чисты. Вы должны быть чистыми, поэтому повторение мантры — Харе Кришна-это путь очищения. Чем больше вы повторяете Харе Кришна, тем больше очищаетесь. Итак, присоединяйтесь к этому движению Харе Кришна, это очень просто. Даже ребенок может принять в нём участие. Посмотрите, эти дети не родились в брахманских семьях, ну и что. Так как они участвуют в пениях и танцах, они очищаются. Учитывается каждый шаг в их танце, каждый шаг учитывается [санскрит]. Это возможность, мы открываем эти центры, чтобы дать людям возможность очиститься, понять Кришну. Тогда их жизнь успешна.
Спасибо вам большое.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 14 August 2021
обработка текста: Сергей Дубровин | Новосибирск | Россия | 15 August 2022