Процесс постижения Бога

Париж - 13 июня 1974
лекция для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:41:26 | качество: mp3 128kB/s 38 Mb | прослушано: 184 | скачано: 95 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, как она есть, глава 7, тексты с 1 по 3, прочитано Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупадой 13 июня 1974 года в Париже.
Перевод: «А сейчас, о сын Притхи, услышь о том, как, вручив себя Мне, сосредоточив на Мне свой ум и отбросив все сомнения, ты сможешь в полной мере постичь Меня, идя путем йоги».

00:01:02 Мы обсуждаем Бхагавад Гиту. Думаю, большинство из вас знакомы с этой книгой. Иногда название Бхагавад Гита переводят на иностранные языки, как песнь Бога. Иначе говоря, это слова Самого Бога. Мы не способны постичь Бога при помощи умозрительных рассуждений. Мы не можем узнать даже о том, что происходит на других планетах. Наше знание очень ограничено. Кроме того, нам присущи четыре недостатка. Мы совершаем ошибки, любой, даже великий человек этого мира ошибается. Кроме того, мы поддаемся иллюзии, то есть принимаем не реальное за реальность. Мы принимаем свое тело за себя, это иллюзия. Согласно доктрине Вед, каждый, кто отождествляет себя с телом, животное. Например, собака считает себя телом.

00:03:24 Аналогично, человека, отождествляющего себя со своим телом и считающим себя американцем, индийцем, французом, немцем, индусом или мусульманином, обладает таким же сознанием, что и собака, считающей себя телом. Это называется иллюзией и следующий недостаток-это обман. Обладая несовершенным знанием, человек ставит себя в положение учителя, это обман. И последний наш недостаток-это несовершенные чувства. И тем не менее мы очень гордимся ими. Например, атеисты спрашивают: «можете ли вы показать мне Бога»? Они не задумываются о том, есть ли у них способность увидеть Его. Если говорить о наших глазах, то ими мы можем видеть только при определенных благоприятных условиях.

00:04:58 Например, если во время нашей беседы выключится свет, мы не сможем видеть друг друга. Так какова тогда ценность этих глаз? Вы видите лишь при определенных условиях, ощущаете запахи пи определенных условиях, вы можете слышать при определенных условиях, поэтому материальная жизнь- это обусловленная жизнь. Итак, несовершенные чувства не позволяют нам постичь Бога. Единственное чувство, которое может нам в этом помочь-это слух. Если к спящему человеку подбирается враг, чтобы убить его, друг может крикнуть: «проснись, проснись, враг убьет тебя» и человек проснется. Когда все наши остальные чувства бесполезны, уши могут помочь. Поэтому, чтобы постичь Бога, мы должны воспользоваться слухом. Мы должны слушать звук и это возымеет действие. Все вы, дамы и господа, интересуетесь йогой, бхакти-йога наиболее совершенная система йоги.

00:07:22 Сейчас я объясню первый стих седьмой главы. По завершению шестой главы начинается седьмая глава. В шестой главе рассказывалось о йоге, там говорилось, что йог должен найти священное уединённое место, там он должен сесть, выпрямив спину и шею и сосредоточиться на Кришне или Вишну. Никакие другие темы и мысли не должны отвлекать его внимание. В йоге Патанджали сказано «индрийа самйама», йога- это укрощение всех чувств. Если чувства не обузданы, ум будет метаться в разные стороны. Ум повелевает всеми остальными чувствами. Укрощение ума, сосредоточение на Верховном Господе называется йогой. Поэтому говоря о йоге, Кришна предписывает множество методов, но услышав о практике йоги, Арджуна ответил: «Кришна, эта система очень сложна, я не способен этому следовать».

00:10:03 Важно отметить, что Арджуна не был обычным человеком. В частности, он был другом Кришны. При этом он сказал, что не способен практиковать хатха-йогу. Поэтому Кришна завершил свое описание системы йоги следующими словами: не падай духом, есть другая система йоги, бхакти-йога, ты можешь практиковать ее. Краткое описание бхакти йоги дается в шестой главе, последний стих шестой главы. Итак, бхакти-йога-это высшая, наиболее совершенная система йоги, постоянное размышление о Кришне. О бхакти-йоге рассказывается в седьмой главе: «Мой дорогой Арджуна, майя сакта мана, попытайся привязаться ко Мне». У каждого из нас есть привязанности к чему-то, система йоги бхакти-йога заключается в том, чтобы направить свою привязанность на Кришну.

00:12:25 Если наш ум целиком сосредоточен на Кришне, если мы развиваем привязанность к Нему, то это бхакти-йога. Итак, систему йоги, мадашрайя необходимо практиковать, как говорит Кришна, «под Моим непосредственным руководством». Эта система йоги предполагает личностное отношение. Поэтому здесь используется слова «Бхагаван увача», - «Верховная Личность Бога сказал». Бхагаван - Абсолютная Истина, Личность. Порой многие люди считают, что Абсолютная Истина безлична, но Абсолютная Истина- Личность. Понятие безличной Абсолютной Истины представляет собой лишь частичное Ее понимание. Поэтому здесь говорится «асамшайям»- без сомнения и «самаграм»- во всей полноте.

00:14:06 В конце концов йога - это усилие, направленное на постижение Абсолютной Истины. Йога значит связь. Связь с Абсолютной Истиной именуется йогой. Другое значение этого слова «йога» - плюс, прибавление. Например, два плюс два, это тоже называется йогой. Бог один, я тоже один, когда мы соединяемся вместе - это, называется йогой. Есть множество методов практики йоги, но бхакти-йога позволяет обрести прямую связь с Богом. Я-личность и Бог тоже Личность, когда мы соединимся друг с другом, это называется бхакти-йогой. Бхакти - это метод обретения связи с Верховной Личностью Бога. Бхакти, путь преданности немыслим без бхакты и Бхагавана. Бхагаван-Это Верховная Личность Бога, а бхакта - это Арджуна. Итак, Бхагаван Сам учит Арджуна тому, как можно во всей полноте постичь Его, избавившись от всех сомнений. Поэтому здесь сказано: «Бхагаван увача», «Верховный Господь сказал».

00:16:37 Итак, Абсолютная Истина познается с трех углов зрения. В Ведических писаниях говорится [не понятно], Абсолютная Истина-это высшая истина, таттва. Словом «таттва» называют Абсолютную Истину. Те, кто познал Абсолютную Истину говорят о ней, как н не двойственности, но постигаемую с трех углов зрения, а именно, как Брахман, Параматму и Бхагавана. Великие философы, рассуждающие об Абсолютной Истине, не могут пойти дальше познания безличного Брахмана. Как правило, такие мудрствующие философы могут постичь лишь безличный Брахман. Обычно таких имперсоналистов называют гьяни. Гьяни-это мудрецы, ведающие обо всем. Они могут постичь безличный аспект Абсолютной Истины, но есть другая категория ищущих, которых называют йогами.

00:18:53 Йоги могут постичь Абсолютную Истину в аспекте Параматмы. Параматма- это Сверхдуша, пребывающая в сердце каждого. Бхакты же, или преданные Господа постигают Его, как Личность. Гьяни и йоги не способны постичь Бога в совершенстве. Бог запределен этому миру, Он средоточие вечности, знания и блаженства. Итак, брахма гьяна, понимание вечности и знания представляет собой частичное сознание Абсолютной Истины. Тот, кто поднялся на ступень выше и с помощью йоги познал Абсолютную Истину, как локализованное проявление Параматму или Господа Вишну в сердце каждого, достиг Параматмы гьяни. В действительности, цель одна, но постигается она в разной степени.

00:21:05 В этой связи можно привести пример солнечного шара, Бога солнца и солнечного света. У солнечного света, как и у солнечного шара, а также Бога солнца, пребывающего на солнце, есть общие качества: свети тепло, но проявляются эти качества в разной степени. Температура и свет солнечного сияния ниже таковых на солнечном шаре и соответственно ниже температуры и света, которые излучает Бог солнца. Только встреча с Богом солнца позволяет постичь всю величину температуры и сияния солнца в целом. Такое совершенное проявление называется словом Бхагаван. Поэтому здесь употребляются эти слова асамшайям самаграм, ты можешь постичь Меня в полной мере, асамшайям, отбросив все сомнения.

00:23:04 Если вы желаете постичь Абсолютную Истину Бога, вы должны стать на путь бхакти йоги. Если же вы хотите постичь Абсолютную Истину не полностью, сохранив некоторые сомнения, вы можете воспользоваться гьяна йогой или дхйяна йогой. Как цель движения Сознания Кришны обрести совершенное понимание Абсолютной Истины, не оставляя никаких сомнений. Это также подтверждается в 18 главе, если вы хотите постичь Бога во всей полноте, отбросив всякие сомнения, вам следует воспользоваться бхакти - йогой. Смысл этого таков: только с помощью бхакти-йоги можно постичь Меня.

00:24:53 Человек, в совершенстве постигший Верховную Личность Бога, достоин вступить в царство Бога. Цель практики йоги-покинуть материальный мир и войти в мир духовный. Гьяна йог остается на уровне познания безличного проявления Абсолютной Истины, дхйяна - йог познает локализованный аспект, но бхакти-йог достигает планеты Голоки Вриндавана, где обретает общение Верховной Личности Бога и наслаждается вечной и счастливой жизнью.

00:26:43 Итак, в материальном мире есть различные планетарные системы. То место, где мы находимся называется Бхурлокой, выше Бхурлоки расположена Бхуварлока, еще выше Сварлока, Джаналока, Махарлока, Сатьялока. Над нами находится семь уровней планетарных систем и семь планетарных систем расположены под нами. При помощи гьяна йоги, дхйяна йоги, мистической йоги, мы можем вознестись на высшие системы, но практика бхакти-йоги приводит вас непосредственно в трансцендентный мир, к общению с Верховной Личностью Бога. Дхйяна йоги и гьяна йоги могут отправиться на Брахмалоку или в Брахмаджйоти, но в их случае, остается шанс вновь упасть в материальный мир. Однако, как правило гьяна йоги, философы-теоретики остаются в материальном мире.

00:28:35 Что же касается дхйяна йогов, то стоит им обрести какое-то мистическое могущество, как они тут же запутываются и уже не стремятся в духовный мир. Однако бхакти-йоги, будучи совершенными, могут войти в царство Бога, достичь планеты, где живет Бог. Бог живет повсюду, но у Него есть особая планета, именуемая Вриндаваном Голоки. Вы можете попасть туда и общаться с Самим Верховным Господом, вы сможете видеть Бога, как сейчас видите меня, вы сможете жить с Ним, танцевать с Ним, играть с Ним, есть с Ним. Такова совершенная жизнь.

00:30:22 Такого совершенства в йоге можно достичь, если практиковать бхакти-йогу, как это рекомендовано здесь, мана сакта мана, Партха, под руководством Верховной Личности Бога или Его авторитетного представителя. Поступая так, вы сможете постичь Верховного Господа в полной мере, отбросив все сомнения. Если вы совершаете эту йогу в этой жизни и стараетесь постичь Кришну, как Он есть, тогда покинув нынешнее тело, сегодня или завтра вам придется это сделать, вы отправитесь к Кришне. Поэтому, в 4 главе сказано: «Мой дорогой Арджуна, перед тем, кто пытается узнать природу Моего явления в этот мир, Мою миссию и Мои деяния, божественную природу Моего явления и деяний, сразу открываются врата в духовный мир. Так, цель движения Сознания Кришны состоит в том, чтобы научить людей пути познания Кришны и достижению совершенной жизни.
Спасибо вам большое.
Есть ли вопросы?

00:32:38 Вопрос из зала: Он говорит, что многие люди недоумевают, почему мы так активно пропагандируем наше движение Сознания Кришны. Обычно Индия не пропагандирует свою философию.
Ответ Шрилы Прабхупады: Он не знает, что такое Индия. Если он приедет туда, то увидит, что в каждой деревне люди поют Харе Кришна. В каждой деревне, в каждом городе есть место под названием харисабха, в каждом районе есть такое место. Сейчас, после периода британского колониализма, люди как будто забыли эту культуру, но раньше, в каждой деревне, в каждом городе существовал клуб или общество, где регулярно проходило воспевание Святого Имени.

00:34:06 Кроме того, 500 лет назад Чайтанья Махапрабху обошел всю Индию с проповедью движения санкиртаны. Более того, он наказал Своим последователям, своим преданным, не только преданным, он велел каждому индийцу проповедовать движение санкиртаны по всему миру. Он сказал так: «каждый человек, рожденный на земле Индии, обязан достичь совершенства в жизни и проповедовать эту культуру по всему миру. И он также сказал, в каждом городе и в каждой деревне на Земле, люди будут петь мантру Харе Кришна. Это движение Харе Кришна, сознания Кришны только началось. В будущем, вы увидите, что люди будут петь и танцевать в каждой деревне, в каждом городе. Пророчество Чайтаньи Махапрабху сбывается, никто не сможет этому помешать. У нас уже сотни центров по всему миру, в нашем движении участвуют люди всех категорий.
Обрыв записи…

00:36:30 - Он спрашивает, как могут католики, не отвергая своей религии, принять сознание Кришны?
Ответ Шрилы Прабхупады: Мы говорим не об отвержении, но о реформации. Католицизм тоже учит любви к Богу, любви к Христу. Если я скажу правду, она не будет очень приятной, но это движение призывает к реформации. Также надо сказать, что католики, индусы, мусульмане и представители других религий, признают существование Бога. Мы же учим не только формальному признанию Бога, но тому, как познать и полюбить Его. Те, кого интересуют высшие знания о Боге, примут это.

00:38:06 Вы знаете, что Бог существует, мы же учим тому, что Он делает, как поступает, как Его зовут, где Он живет, мы учим тому, как полюбить Его. И тот, кто действительно стремится постичь Бога, примкнет к этому движению. Что же до других, которые знают лишь то, что Бог существует, то это отдельный вопрос. Это тоже хорошо, но, если вы хотите знать больше, вы должны принять сознание Кришны. Поэтому мы издали 80 книг по 400 страниц каждая, чтобы объяснить Кто есть Бог. Это великая наука и любой разумный человек оценит ее. Мы получаем положительные отклики, наши книги покупают профессора крупных университетов и колледжей, особенно в Америке.

00:39:51 Наша задача публиковать шестидесяти томные издания Шримад Бхагаватам. Пока что мы выпустили лишь 14 томов. Тем не менее известные профессора заранее подписываются на все 60 томов. По всему миру представители ученого света принимают это движение, стоит им прочесть эти книги. Этого достаточно или есть еще вопросы? Есть еще вопросы?
- Она хотела бы узнать, может ли наша религия дать нечто большее, чем остальные религии?

00:40:40 Ответ Шрилы Прабхупады: Религия одна, религиозен тот, кто знает Бога. Религия того, кто не знает Бога- бессмыслена. Религия-это понимание воли Бога. Если же вы не знаете Бога, как можете вы узнать, услышать Его волю? Религия, лишенная философских и логичных знаний о Боге, сентиментализм. А философия без понимания Бога, лишь умные рассуждения. Религия- это сплав философии и религиозных чувств. В противном случае это не религия.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 14 марта 2022