Обзор «Брихад Бхагаватамритам»

04 декабря 2010
Шанта-раса – начало чистой преданности. Брахман из Праяга. Кришна принимает чувства сердца. Явление Джаганнатх-прасада. Взаимодействие преданных в разных расах. Махардж Индрадьюмна и Индра. Брахма и Шива: карма- и гьяна-мишра бхакти. Прахлад Махарадж – олицетворение шанта-расы. Хануман – дасья-раса. Пандавы – друзья Кришны. Йадавы – родственники Кришны. Все расы Вриндавана пропитаны мадхура-расой. Высшее положение Радха-кунды. Самопредание Рагхунатхи Даса Госвами. Современный Радха-кунд. В духовный мир нельзя войти насильно. Впечатления от парикрамы. Травинка не шелохнется без воли Господа. Съемки в Индии. Потенциал служения. Идея любви в разлуке является наивысшей. Вопросы развития Миссии. Храмы созданы для воспевания Святого Имени. Воспоминания о санкиртане на «Груше» и Яхроме. О проповеди в Америке. Проповедь ранних христиан.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:12:51 | качество: mp3 38kB/s 20 Mb | прослушано: 597 | скачано: 441 | избрано: 7
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Шанта-раса – начало чистой преданности

00:00:02 …Каждое действие должно нести противодействие. Каждое действие должно быть чем-то мотивировано. Карми говорят: «Есть вознаграждение, мы работаем, нет вознаграждения, мы не работаем». Прахлада Махарадж говорит Кришне, что быть как карми… Это не то, что я интересуюсь Сознанием Кришны. Потому что, когда мы говорим о идее «брать» в этом мире что-то, понимаем, что всегда будет…это всегда действовать в плане эксплуатации. Прахлада Махарадж говорит о том, что «Я бы хотел научиться заниматься таким преданным служением, чтобы оплатой за это преданное служение для меня стало Твое счастье и счастье вайшнава». Это очень высокий statement. С точки зрения татастха вичар - беспристрастного анализа - Прахлада Махарадж всего лишь навсего занимает положение в шанта-расе.

Брахман из Праяга

00:01:07 В «Брихат Бхагаватамритам» Шрила Санатана Госвами начинает своё повествование с брахмана, обладающего шалаграм-шилой. Он находится на берегу там, где Ганга сливается с Сарасвати - в Праяге, где проходят Махакумбхамелы. Садху приходят туда, чтобы оказать поклонения этим святым местам. Этот брахман, который живет там, домохозяин, очень мудрый человек. У него есть прекрасное божество, шила. Он чудесным образом поклоняется этому божеству, исполняя все правила и предписания: «arcāyām eva haraye / pūjāṁ yaḥ śraddhayehate» (SB 11.2.47). Бхагаватам описывает кхаништха атхикари вайшнава, того, кто «арчайам эва харайе», в совершенстве знает арчан, «пуджам йах шраддхайехате», имеет веру - шраддху.

00:02:09 Мало того, что брахман поклоняется божествам. Но после того, как он совершил поклонение, он пытается удовлетворить вайшнавов. Это говорит о том, что он не неофит, он продвинутый вайшнав, мадхйама-адхикари вайшнав. Он результаты, которые предложены Господу, не пытается присвоить себе. Это ещё одна из идей Cознания Кришны: даже когда результат приходит как трансцендентная форма – прасад, вайшнав отказывается от него. В каком смысле? Не то, что он говорит: «А, это прасад», - и выбрасывает его в канаву. Нет. Он берет этот прасад и отдает тем… …потому что вайшнав думает, что «вполне возможно, что я получу этот прасад. Но я очень незначительная душа. Если кто-то из других преданных, кто больше, чем я, нуждаются в этом прасаде, он получит этот прасад, тогда я буду удовлетворен».

00:03:13 Таким образом, мы видим идею о том, что категория счастья, которого мы можем получить от потребления чего-либо, даже прасада, неминуемо ниже, неминуемо ниже, чем категория счастья - ананды, блаженства, которое мы можем получить от самоотдания, служения.

Кришна принимает чувства сердца

00:03:34 В четвертой главе « Шри Чайтанья Чаритамриты» Кришна раскрывает самую сокровенную тайну. Он говорит о том, что «Если кто-то служит мне искренне с любовью»… «patraṁ puṣpaṁ phalaṁ toyaṁ / yo me bhaktyā prayacchati» (Bg 9.26)», «Если кто-то предлагает мне что-то с любовью, я принимаю это». Только тот факт, что Верховная Личность Бога у кого-то что-то приняла… Если бы когда-то я был уверен в том, что Господь хоть что-то принял от меня. Если Господь что-то принял, - то все благословения на того, кто умудрился что-то Ему предложить.

00:04:12 Поэтому, когда мы предлагаем прасад, мы не предлагаем Кришне напрямую. Мы действуем через Гуру-парампару. Т.е. если я не знаю какого-то вышестоящего человека и хочу с ним связаться, я ищу посредника, того, кто его знает. Поэтому Шри Гуру, как принципы гуру-парампары, как божественная преемственность, то с чем мы можем иметь дело. И мы можем предложить Гурудеву. Гурудев из милости и сострадания предложит... И по парампаре это дойдет до Кришны. Только таким образом мы имеем дело с Высшей реальностью, Субъективной реальностью. Мы идем к Нему окольным путем. Но этот окольный путь оказывается самым коротким.

00:04:51 Как только мы пытаемся предлагать Кришне что-то напрямую… Кришна может принять. Но качества предложения… Нужно понять, что Кришна имеет безграничный потенциал блаженства. Если сейчас я вам предложу что-то очень незначительное, не как материальный объект… Не то, что Кришне нужны большие тяжелые конфеты, большие бананы, больше, чем… Нет. Речь идет о том, что Кришна «bhava grahi janardhana». Он принимает чувства. Махапрабху говорит: «na prema-gandho ’sti darāpi me harau» (СС, Madhya 2.45), - «У меня нет премы. Я не могу ничего предложить Кришне». Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит в своем откровении: «Я пытался предложить цветок Кришне столько много жизней» . Но мы можем сказать смело, будучи неофитами: «Но у нас Кришна каждый день принимает. Ведра прасада стоят недоеденного. Мы выливаем их – очень много недоеденного прасада».(смеется).

Явление Джаганнатх-прасада

00:05:59 Шива однажды, когда увидел вишну-прасад и вкусил этот вишну-прасад, был настолько опьянен этой бхавой, чувством сладости прасада, что начал танцевать. Когда Парвати, увидев его, сказала: «А почему ты танцуешь, мой дорогой?» Шива сказал: «Я получил сегодня вишну-прасад». Парвати, как хорошая жена, сказала: «А мне ты принес немножко?» (смеется). Он сказал: «Оооо…. Забыл». (смех в зале). «Извини, Дэви, я забыл тебе предложить прасад». Она очень сильно обиделась. Она сказала: (обиженно) «Сегодня мне не дали прасада». И тогда Шива сказал: «tasmāt parataraṁ devi / tadīyānāṁ samarcanam» (Padma Purana), - «Деви, ты знаешь, что ты поклоняешься мне, а я дорог Вишну. Я Его прасад. Моя сила, бхакти такова, что если я обращусь к Вишну, то Он выслушает мои молитвы». Таким образом, Шива воззвал к Господу Вишну. Господь обещал ему, что «Как Джаганнатха Я приду в Кали югу и буду раздавать прасад без ограничения. Тогда иногда ты вместе со своей женой в форме брахманов сможешь приходить ко мне в храм и кормить свою жену настоящим прасадом Господа Джаганнатха».

00:07:27 Есть несколько мест в Индии. В Двараке в храме Дваракадиша Кришна принимает очень богатое поклонение, пышное поклонение. Сказано, что в этом месте Кришна присутствует всегда и принимает пышные поклонения. В Пури-дхаме Он в форме Шри Джаганатха. Шри Джаганатха всегда раздает прасад и принимает, постоянно тестирует и наслаждается вкусом трансцендентной расы, чувствами преданных, с любовью служащих Ему.

Взаимодействие преданных в разных расах

00:08:01 В Писаниях сказано, что иногда между пандами, между слугами Господа и слугами царицы происходят скандалы. Игры, трансцендентные лилы настолько запутаны, что иногда слуги Кришны… Как Хануман однажды отнял… …засунул Гаруду себе подмышку, надел сударшана-чакру себе на палец как кольцо. (смеется). Так же слуги. Они иногда из, так сказать… как сказано «соцсоревнования», когда слуги каждого плана бытия считают, что они самые крутые, и что их Господь самый лучший. Слуги Господа Вишну не могут понять почему… Когда они видели Гопа Кумара… Слуги Господа Вишну выглядели как Вишну. Гопа Кумар стал подходить к каждому из них и делать дандават. Они говорили: «Нет-нет. Не мне, Ему - Вишну». Он подумал: «Здесь все как Вишну, как я могу вас определить?». (смеется). В мире Нрисимхи все выглядят как маленькие Нрисимхи.

00:09:23 Преданные… Им не свойственно принимать славу себе. Но, с другой стороны, ради удовлетворения Кришны готовы конкурировать между собой. Иногда эта конкуренция в трансцендентном мире рождает совершенно новый поворот трансцендентной жизни. Мурари Гупта, будучи инкарнацией Ханумана, не мог принять имя Кришны, потому что в его сердце всегда был Господь Рамачандра. Но поскольку он любил Махапрабху, поскольку тот же самый Господь Рамачандра пришел как Гауранга. Махапрабху стал ему говорить: «Ты должен принять кришна-нама. Почему ты воспеваешь рама-нама?». Мурари Гупта сказал: «Да, да». Он стал петь киртан. Он участвовал во всех киртанах, воспевал кришна-нам. Но в какой-то момент, ночью он понял, что «Я не могу оставить Господа Рагхунатха, я не могу оставить Господа Рамачандру». Он подумал: «Махапрабху здесь. Он просит меня, чтобы я принял кришна-нама. Я не могу отказать Махапрабху. Я воспеваю кришна-нама, но как только я закрываю глаза, то в моем сердце звенит только одно – Рама-Рама-Рама. Я не могу это тоже оставить». Поэтому Мурари Гупта решил умереть. На следующий день он пришел к Махапрабху и сказал: «Я не могу воспевать кришна-нама». Махапрабху очень милостиво сказал: «Мурари, это потому что Рама живет в твоем сердце. Ты никто иной как Хануман».

Махардж Индрадьюмна и Индра

00:11:06 Возвратимся к брахману в Прайаге. Он пытался совершать очень квалифицированное служение и раздавать остатки пищи вайшнавам, но Нарада, определив его как чистого преданного, выслушал его наставления. Брахман сказал, что «Больше, чем я, Махарадж Индрадьюмна. Поскольку он поклоняется Джаганнатху и задействовал все своё население в служении Кришне. Он чистый преданный».

00:11:37 Таким образом, все вы знаете эту историю от брахмана о Махарадже Индрадьюмне, поклоняющегося Джаганнатху. Каждый из этих героев «Брихад Бхагаватамриты» говорит: «Нет-нет. Если ты думаешь, что я обладаю какой-то преданностью… Я ни в коем случае не могу претендовать на каплю преданности. Скорее всего ты должен пойти к другому преданному и увидеть его качества преданного служения. Я полностью восхищен другим и не могу ничего подобного сказать о себе».

Брахма и Шива: карма- и гьяна-мишра бхакти

00:12:22 Таким образом, мы видим, что Нарада путешествует от брахмана к махараджу Индрадьюмне, от Индрадьюмны махараджа к Индре. Индра говорит: «Я – карма-мишра бхакта. У меня сокровища. Я все имею и все предлагаю Кришне. Ко мне приходит в миллион раз больше. А Брахма выше, чем я». А, нет. Это Брахма говорит, что «Я кармамишра-бхакти». Брахма говорит: «Выше меня – Шива. У него нет ничего. Он находится на Кайлаше. У него нет даже одежды. Он полностью отрешен от любой деятельности». Шива говорит: «О нет. Я не бхакта. Иногда, я даже иду против бхакт. Часто я вынужден давать разные [агама-пураны], где я сбиваю демонов с толку. Потом я принимаю этих демонов. Столько раз Вишну спасал меня. Я знаю кое-что о Господе, но я не могу претендовать на высшее положение в том трансцендентном мире. Иди дальше».

Прахлад Махарадж – олицетворение шанта-расы

00:13:33 В конечном итоге Нарада попал к Прахлада Махараджу. Прахлада Махарадж говорит: «Я не бизнесмен». Он показывает шуддха-бхакти - чистую преданность. Он говорит: «Моя идея не карма, не гьяна, а кришна-анушиланам, полностью счастье Кришны. Вот только ради этого я живу. Если бы я мог жить ради чего-то другого, то я не смог бы оставаться собой». Далее Прахлада махарадж говорит: «Но это начало бхакти, такое умонастроение полного предания, полного самопожертвования. Иди дальше и ты увидишь, что выше, чем я, находится Хануман». Прахлада говорит: «Я не занят никакой реальной севой. Да, я воспеваю Святое Имя Господа Нараяны».

00:14:22 Однажды Шрила Прабхупада увидел во Вриндаване одного преданного, который все время ходил с четками и, видя Шрилу Прабхупаду, постоянно падал ему в ноги и читал молитвы. Однажды, когда Шрила Прабхупада вышел на утреннюю прогулку, этот преданный распластался перед ним. Это известная истории в ИСККОН. Шрила Прабхупада сказал: «Прабху, пойдите и сделайте что-то практическое». Т.е. не ходите здесь с четками, а сделайте что-то, реально вы можете больше. Я уверен.

Хануман – дасья-раса

00:14:57 Хануман занимает положение в севе. Он настоящий севака. Хануман думает о севе двадцать четыре часа в сутки. Подлинное бхакти это то, что заставляет человека жить ради этого. Хануман не умирает, потому что он не может умереть. Господь Рамачандра - его вечный повелитель. Хануман посвятил ему свою жизнь, сознание, каждую секунду своего существования. Его жизнь не принадлежит ему.

Пандавы – друзья Кришны

00:15:35 Далее, Нарада, будучи вдохновленным от садху-санги с каждым из этих преданных, идет ещё выше. Он попадает в мир, где правят… Хануман отправляет его к Пандавам. Пандавы – друзья Кришны, которые ради Кришны перенесли столько страданий. Арджуна говорит: «Пожалуйста, не рассказывай про нас, если миряне узнают про это, они перестанут быть преданными». Почему? «Потому что мы столько страдали, будучи твоими преданными. И люди вряд ли захотят, узнав нашу биографию»… «Расскажите, что хорошего принесло вам Сознание Кришны». «Ну, во-первых, мы проиграли в кости жену и царство. Потом нам пришлось пятнадцать лет скитаться. Конечно, нас регулярно пытались убить и т.д. Потом наша духовная жизнь примерно так произошла. Мы должны были вырезать своих родственников и, в конечном итоге, сами умереть. Вступайте в Харе Кришна!» (смеется). Когда они получили все в этом мире, и Арджуна понял, что Господь ушел из этого мира, они не смогли жить в этом мире.

00:17:23 В этом мире есть идея материалиста – дойти до самого высшего и, в конечном итоге, укрепиться на лаврах своей славы. Но преданные обладают другими качествами. Как только преданные достигают чего-то в этом мире, они тут же готовы предложить это Господу. Пандавы, поняв, что Кришны нет в этом мире, ушли из этого мира. Это неестественно для преданных, жить без Господа. Махапрабху говорит: «Как я могу жить без Кришны».

Ядавы – родственники Кришны

00:17:58 Более, чем это бхакти… Они сослались на Ядавов, которые были близкими родственниками Кришны. Однажды в Двараке, когда родственники и друзья окружали Кришну, вдруг в Двараку пришел брахман Судама. Кришна бросился к нему навстречу и обнял как самого близкого друга. Из жен Кришны Кришна обнимал только двух, по-моему, да? Все были в шоке во дворце. Один обитатель Вриндавана вызвал в Кришне столь глубочайшие эмоции, что Кришна не мог прийти в себя.

Все расы Вриндавана пропитаны мадхура-расой

00:18:49 Показано, что даже… Вриндаван в целом является воплощением мадхура расы. Сказано, что во Вриндаване даже шанта раса – это матхура раса. Во Вриндаване даже травинки и пылинки пропитаны любовью. Речь не идет о том, что это что-то… Это настолько связано, когда Кришна живет в этом субъективном плане бытия. Он обменивается чувствами, Он существует со своими возлюбленными. Но все то, что существует во Вриндаване: «vaikuṇṭhera pṛthivy-ādi sakala cinmaya» (CC, Ādi 5.53). Все состоит из чинмой, сознания. Мы привыкли думать, что, например, этот микрофон железный, что-то из дерева, т.е. все состоит из мертвой материи. Но в трансцендентном мире, как в сказках Андерсена, цветы разговаривают, стулья танцуют. Помните бал, когда деревья…

Высшее положение Радха-кунды

00:19:50 Мы найдем на Радха-кунде в самом высшем положении трансцендентного мира, панча-пандава, пять братьев Пандавов, ставших деревьями. Две пальмы, которых зовут Джагай и Мадхай. Они пришли туда, чтобы совершать свой бхаджан и стали деревьями. Почему? Потому что это берега Радха-кунды. И сам Радха-кунд в «Шри Чайтанйе Чаритамрите» называют Према-сваруп.

00:20:25 Есть такое понятие как Кришна-према. Ее носителем является Кришна. Кришна её источник. Кришна – сахар. Он - сладость. Но слаще, чем сахар тот, кто полностью может полностью экстрагировать сахар. Это Радхарани. Поэтому её зовут Махабхава. Ее эмоции, её чувства в трансцендентном мире сознания могут принимать любые формы. В высшем смысле Радха-кунд - то, чему поклоняются все гаудиа-вайшнавы - является олицетворенным местом, где в гипер концентрированной форме кришна-према. Премасварупа - Радха-кунд. И тут же Шьяма-кунд, Лалита-кунд. Сказано, что Вриндаван – вместилище и сокровище божественной любви. Этой любви настолько много и она настолько глубока, что она существует в форме Радха-кунды. Именно там Кришна и самые близкие спутники упиваются любовью.

00:21:42 Внешне это проявлено как несколько незначительных озер. Сейчас они обложены камнем. Если кто-то думает, что там можно вымыть ноги или руки… Шрила Прабхупада предупреждал, что «мы принимаем несколько капель из Радха-кунда на свою голову». Поскольку речь не идет о том, что с веником банным, полотенцем ты пришел, (трет себя, как будто мочалкой) с мочалками, отмывать свою карму. Сказано, что люди приезжают в святые места, чтобы очиститься от кармы. Это как отхожее место. Пошел опорожнил кишечник, поставил себе клизму и т.д. На Говардхане это обычная тема. Там постоянно видишь преданных из России, Хохляндии. Там тетки прямо - «Ууууухх!! Уууухухх!!!» (смеется) (смех в зале) - закидываются в Радха-кунд. Думают, что они в Радха-кунде, но это не Радха-кунд.

Самопредание Рагхунатхи Даса Госвами

00:22:47 Шрила Бхакти Сидханта Сарасвати сказал: «Нарака-кунд», «адская кунда». Почему? Потому что Шрила Рагхунатх Дас Госвами в своей поэзии пишет: «Поскольку здесь нет моего Гурудева, то Радха-кунд кажется мне пастью тигра. Говардхан больше не нужен мне, он нависает надо мной грозной горой, потому что я не вижу своего духовного учителя, не вижу вайшнавов - они ушли из этого мира. Я не могу больше принять. Я боюсь этого». Почему? Потому что, если это связано с нашим планом эксплуатации, на котором мы прибываем… А план эксплуатации – немыслимое оскорбление, одна из причин, из-за которых мы не можем понять что такое кришна-нама, Святое Имя Кришны. Нам кажется, что мы повторяем шестнадцать, шестьдесят четыре круга. Шрила Шридхара Махарадж объяснил: «Пустые, холостые патроны». Холостые патроны выглядят, как настоящие, но это просто пукалка. До тех пор, пока наше сознание, наше внутреннее умонастроение самопредания не будет явлено. Не случайно Шрила Рагунатх Дас Госвами поселился на берегах Радха-кунды. Рагунатх Дас Госвами в Гаудия-сампрадае считается одним из самых высших вайрагьи.

00:24:29 Однажды, Санатана Госвами увидел, что Рагунатх Дас совершает свой бхаджан, воспевает Кришнанам на берегу Радха-кунда в том месте, куда тигры приходят пить воду. Т.е. когда тигры приходят пить воду - где-то они едят и кого-то тоже они едят. Он видел, что Рагхунатх Дас там, на Радха-кунде. В то время это был дикий лес Вриндавана. Тигры туда приходили пить воду. Рагхунатх Дас там совершал кришна-бхаджан, где ядовитые змеи, тигры и т.д. И он попросил одного из браджабаси, и он умолял Рагхунатха Даса: «Ради меня прими бхаджан кутир, прими хижину. Я прошу тебя. Я там, на Манаса-ганге, а ты на Радха-кунде. Я знаю, что у тебя нет места, где жить, что ты не интересуешься этим. Но я прошу тебя. Здесь на берегах Радха-кунда ты совершаешь свой бхаджан, и я очень удовлетворен этим. Но я прошу тебя только об одном. Прими хотя бы помещение, в котором ты бы смог совершать свой бхаджан». Рагунатх Дас Госвами по просьбе своих старших братьев и Гуру принял бхаджан-кутир. Этот бхаджан-кутир остался до сих пор там.

Современный Радха-кунд

00:25:49 Когда мы были на Радха-кунде, мы снимали с Радха Мадхавом и Кришна Бхактой. Радха-кунда, по словам Шрилы Бхакти Сидханты Сарасвати Тхакура, стала прибежищем сахаджий и комментаторов. Там во время арати было около двухсот сахаджи-бабаджи в белых одеждах. Среди них был с десяток белых бабаджи-сахаджи с Украины (смеется) с Донецкой области. Один, то ли итальянец, то ли кто-то… сахаджи-бабаджи увидел нас. Мы пришли вместе с нашим пандой Гопалом, учеником нашего Гуру. У нас есть свои панды, гаудия-матха. Они – панды ещё Сарасвати Тхакура. Еще их деды были учениками Сарасвати Тхакура. Они ученики гаудия-вайшнавов.

00:26:48 Естественно, при Гопале никто на нас не наезжал, не просил денег. Этот белый бабаджи долго смотрел на нас, думая что сказать. И в итоге сказал: «Donation?» Он сказал что-то типа «Деньги дадите, оставайтесь. Денег не дадите, не оставайтесь». Я ему сказал: «О, Прабху, ты уже очень много выучил о Сознании Кришны здесь». (смеется). Типа «ты уже научился клянчить деньги».

00:27:21 Потом, когда мы уже шли дальше и снимали, эти хохлятские сахаджи шли за нами и говорили, (смеется) что у них там сиддха-сварупы, тут у них свои Гуру и сейчас они всему нас научат и т.д. Я сказал, что у меня есть предположение, что твоя сиддха сварупа – курица. Он спросил: «Почему??!». Я сказал, что «ты очень много кудахтаешь и мешаешь нам снимать». (смеется). Ну, я, так, в шутку, конечно, сказал, не обижая его.

В духовный мир нельзя войти насильно

00:28:02 Тот план бытия… К нему невозможно прийти, так сказать «со свинным рылом в калашный ряд». Нет такой идеи, что я приеду куда-то, силой заселюсь, и вы меня не сселите. Теперь я буду жить в мире трансцендентной реальности. Я выкину свой паспорт, и вы вообще от меня не избавитесь.

00:28:30 Я помню, как мы выбрасывали с Гири махараджем одну девушку отсюда за руки и за ноги с Виджай Раманом. (смеется). Она вцеплялась… По-моему, Гири Махарадж бил ей по пальцам. Потом она пошла топиться. Она разбежалась и бросилась в одежде в ледяную воду финского залива. (зритель) А там оказался лед. (смеется)(смех в зале). Потом пришла и стояла мокрая под дверями храма. Тогда Виджай Раман пустил ее. Мы поили её горячим чаем. Гири Махарадж говорил с ней четыре часа. Она с поникшим лицом… Мы её заперли в багажник автомобиля, увезли к вокзалу, открыли. (смеется). Когда я приехал в Индию в одной из поездок, первое что я увидел – я увидел её в аэропорту, собирающей пожертвования, с шикхой и брахманским шнуром. А когда она увидела меня, то бросилась бежать по аэропорту, а я за ней с камнем. (смеется). Для индусов это был вообще цирк: такой, бежит толстый Свами по аэропорту, а от него убегает Кришанги – девушка в мужском дхоти. (смеется). Время от времени она приходит в Сарасват Матх и кричит, что она ученица Авадхута Махараджа, что ей нужно срочно позвонить в Москву. (смеется). Люди там в полном шоке от нее.

00:30:11 Это не значит, что мы таким образом, в таком сознании можем жить - в этой интервенции. Мы не можем интервировать в тот мир. Тот мир должен принять нас. Тот мир примет нас, безусловно, не сразу. Если мы хотим поступить на работу в ФСБ или в какое-то государственное ведомство, то глупо думать, что нас прямо с улицы возьмут и, не проверяя, пригласят куда-то, в особую группу обслуживания президента. Нет, конечно. Тот мир, в писаниях сказано, существует в сознании. В «Шри Чайтанья Чаритамрите» сказано: «Как только ты готов к тому миру, он тут же откроется, потому что Кришна живет у тебя в сердце». И наоборот. Если ты находишься в мире эксплуатации, трудно думать, что, оказавшись в святом месте, что-то изменится. Хотя, может измениться то, что… В писаниях сказано: ради чего ты должен посещать святые места – только одно - ради общения. Поэтому, если мы, приехав в святое место, можем получить даршан святых вайшнавов, мы будем очень удачливы.

Впечатления от парикрамы

00:31:41 Вы были очень удачливы. Как раз в это время приехала наша группа с парикрамой. Из Навадвипа бенгальцы: приехал Шрипад Аранья Махарадж, Шрипад Гири Махарадж - приехали наши старики. Они были, конечно, вообще классными. Они чатурмати. Они заросшие, в очках вот с такими толстыми стеклами. Им уже под девяносто лет. Шрипад Вишну Махарадж – наш пуджари из Пури – приехал. И вот эти девяностолетние старики… И мы были с ними на парикраме. Я смотрел, с каким энтузиазмом они идут по всем святым местам, по всем храмам без отдыха, воды. Просто как танки. Это мамонты…как стадо мамонтов, таких… Они такие все заросшие, космонавты. Ну, то есть понятно – кожа, кости. За ними толпа бенгальских бабок. Бенгальские бабушки собирают пыль, обмазывают себя, катаются в этой пыли. Я подумал: «Господи, неужели вообще…» Я понимаю, что это традиция этих людей, понимаю, что это их, как бы…
- (зритель) Жизнь.
- …жизнь, что они существуют… Я был в полном шоке от того…

00:33:03 Я подумал: «А какая у них вера? Насколько их вера позволяет им видеть…» Мы приезжаем во Вриндаван и видим там свиней, поросят, мусор, грязную реку Ямуну черную… Когда мы приходили к ней, я подумал: «Сейчас надо будет пить воду из Ямуны». (смеется). Ну, вот. Полил на голову. Черная… Ямуна, прямо, стала черного цвета с запахом – настолько экология убита во Вриндаване, как будто змей Калия отравил её воды.

00:33:37 Все гхаты, откуда Кришна прыгал с деревьев, и где проходили лилы… Все гхаты - там уже дорога, огороды. Я, даже, помню десять лет тому назад она была более широкая. Она становится все уже и уже, и уже и уже. Но когда-то, тысячи лет тому назад, даже во времена Госвами… Во времена Госвами там ещё была вода. Как раз те картины, которые ты рисовал. Все эти гхаты сейчас стоят как тумбы, но когда-то эти тумбы стояли на берегу, в них омывались люди. Это были беседки. Сейчас же это уже высохшее дно.

00:34:16 Мы прошли через многие храмы по дороге по большому кольцу. И там, где то дерево, которое Махапрабху спас, Он прислонился к нему спиной и отдыхал. Это дерево стало вечным. Где-то Кришна и Баларама присутствуют в деревьях, где они играли и пасли коров. Очень много подобных мест во Вриндаване.

00:34:41 В основном мы были на Говардхане. Там огромное множество мест, в которых проходили совершенно нереальные истории. Нам показывали Ганту-говардхан, Говардхан-колокол, который иногда сам звонит иногда - это большая шила, которая иногда звенит. Любое посещение Инднии, в особенности, когда человек приезжает туда в первый раз, шокирует. Для меня в первый раз это было что-то невероятное.

Травинка не шелохнется без воли Господа

00:35:22 Но… Тем не менее, мы всегда должны задаваться вопросом не «что я получил», а «что я отдал». В целом мы поймем, что когда мы что-то отдаем Кришне… Это не то, чтобы Кришне что-то от нас нужно особо. У Кришны тысячи и миллиарды суперквалифицированных слуг. Если Он пришлет одну освобожденную душу в этот мир, то она способна освободить всю вселенную. Но Кришна из своей милости действует через нас, посылая нам все. Он проливает на нас милость. Явно то, что этот храм – милость нашего гуру. Если мы будем думать: «О! Мы его построили», - мы, такие, гордые… Да, нет. Без санкции Кришны ничего не происходит в этом мире. И наоборот. Если Кришна не хочет того, чтобы что-то произошло, то ты не сможешь даже сдвинуть камень, пылинку.

00:36:32 Очень часто истории рассказывают о том, когда была Ратха-ятра Господа Джаганатха, Господь Джаганатха иногда застывал от экстаза и тысячи и миллионы людей, никто не мог сдвинуть колесницу. Например, когда у Бхактивинода Тхакура родился Шрила Бхактисиддханта Сарасвати, в этот день Ратха-ятра остановилась у дома Шрилы Бхактивиноды и простоял Джаганатха там три дня. Когда Бхактивинода Тхакур вынес своего сына и показал его Джаганатху, то гирлянда упала с божества Джаганатха прямо на Сарасвати Тхакура. Все вайшнавы, которые тогда были на Ратха-ятре, поняли, что пришел махатма. Поэтому Шрила Бхактивинода назвал своего сына Бималпрасад. Есть Бимал, и есть Бималпрасад. Прасад – милость Господа Бимала.

Съемки в Индии

00:37:37 Таким образом, мы видим, что Господь действует своим планом. Я вряд ли могу похвалиться, что я за это время сделал что-то для Господа. Скорее, нанес массу оскорблений. Тем не менее, милость вайшнавов безгранична. Они принимают нас такими какие мы есть. Поэтому Шрипад Бхагават Махарадж был очень милостив к нам. Он брал нас все время на парикраму, помогал в съемках. С утра пуджарил Говардхану. Потом, после пуджи мы ехали куда-то… Когда мы приходили со съемок, мы просто «падали с копыт». Т.к. на ногах весь день: с семи утра и до... Иногда даже на обед не успевали.

00:38:39 Как-то раз было несколько съемок. Съемки очень долгие. Нужно снимать как ты заходишь, как выходишь, солнце, свет – работа целой съемочной группы. Получалось так, что мы даже приезжали в шесть часов вечера к арати. Мы валились с ног, а Бхагават Махарадж бежал на алтарь, пуджарил там. Ночью, я видел: Бхагават Махарадж читает махамантру: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна…». Я удивлялся: «Когда он спит?»

Потенциал служения

00:39:12 Конечно можно связать с тем, что мы приехали как с блокадного Петербурга. Но Радха Мадхав себя проявил уникальным образом. Вот Радха Мадхав… Он настолько… Я хочу сказать, что всю съемку Радха Мадхав вытянул. Я видел, как ему было тяжело. Он с камерой, индусы, со штативом. Его не слушают, все уже устают, а он так круто предался – снимал, снимал. Он – гениальный, конечно, оператор. Я, так, подумал: «Ну, вот...». Т.е. потенциал в нем.

00:39:48 В каждом человеке есть потенциал служения, который в нем закупорен. Хануману однажды сказали: «Ты не знаешь кто ты?» Хануман думал, что он – простая обезьяна. Ему сказали: «Ты не простая обезьяна». Ты круче, чем Кин-Конг. (смеется) (смех в зале). Хануман сказал: «Я?». Когда пришло время и они выиграли войну… Обезьяны исполнили слово, данное Рамачандре, что «после того, как мы захватим Бали и вернем своё царство, с Сугривом мы будем помогать Тебе». Такой был договор. Армии пришли к океану. Все были в шоке. Никто не знал что делать. Тогда Сугрива сказал, что пришло время исполнить тайну: Хануман должен явить свою мистическую силу. Хануману было явлено кто он.

00:41:02 Так же как мы. Когда мы приходим в Сознание Кришны, какое-то время мы можем не понимать. Но когда-то, когда гуру, вайшнавы откроют в нас потенциал служения… Это очень важно, потому что в каждом преданном безграничный потенциал служения. Этот потенциал спит. Он действует, открывается соответственно преданности, соответственно преданию. Если можешь предаться, то сам факт предания открывает в тебе безграничный потенциал. Потому что, если душа предается Кришне, то Кришна начинает действовать через нее.

00:41:37 И мы видим из истории Сознания Кришны, что один человек может сделать невероятное. Хануман перепрыгнул море и сжег Ланку силой своей бхакти, силой своего гнева - своим хвостом. Так же Бхактиведанта Свами Прабхупада один приехал в западный мир. Шрила Гурудев сделал тоже очень многое для вайшнавов. Поэтому каждый имеет этот потенциал, но, к сожалению, не каждый может его раскрыть. В принципе, садху-санга является тем, что позволяет человеку открыть его потенциал служения. Потому что, когда я смотрел на преданных нашей миссии, я был очень счастлив. Если честно, я был горд, что я иду рядом с ними. (смеется) «Нормальные» бы сказали: «Пшел отсюда вон!». Но они не сказали это. Они приняли. В их обществе мы совершали парикраму. Это было чем-то очень важным, значимым, потому что мы видели то, как они это делают, что такое преданность.

Идея любви в разлуке является наивысшей

00:42:52 Когда мы говорим что такое преданность, понимаем, что ни Мадхавендра Пури, ни другие подлинные вайшнавы никогда не считали себя преданными. Ни один вайшнав не расписывал себя. Но как они явили свою славу? Они описывали преданность других. Рупа Госвами, Санатана Госвами…

00:43:15 Санатана Госвами первым оставил тело во Вриндаване. Это был шок. Санатана Госвами был самым старшим, самым главным наставником. И когда он оставил тело – это был шок для всего Вриндавана, для всех спутников Махапрабху. Он первый, кто ушел. Сейчас мы поем в дни ухода, но фестиваль ухода Санатана Госвами - это всегда очень большой праздник для вайшнавов. Потому что тогда они поняли, что ту концепцию разлуки, которая впервые явилась в сердце Мадхавендры Пури, и была явлена при Махапрабху, сейчас они ощущают её опять.

00:43:52 Так получается, что Кришна по своей сладостной воле являет себя преданному, а потом убегает от него. Кришна говорит гопи: «Тот факт, что я убежал и скрылся от вас… Нет-нет, не подумайте, что я не люблю вас. Не подумайте, что я оскорбил вас. Если бы я не убежал от вас, то ваша любовь не увеличилась бы в миллионы раз». Это потому, что мы можем оценить в этом мире только то, что мы можем потерять. Деньги всем нужны. Когда человек теряет их, то понимает что это такое. Также и любимые. Если человек теряет любовь в этом мире, то он понимает, что это такое.

00:44:35 В Сознании Кришны уникальным образом в нашей сампрадайе, гаудиа сампрадайе, которая отличается от других сампрадай… В других сампрадаях, например, Валабха ачарья, нет идеи разлуки. Там только идея встречи. Но Махапрабху, Сам Кришна показывает, что разлука – самое-самое высшее, что может быть. Кришна говорит: «Когда вы видите мои лилы, вы должны понять, что мои лилы - самое высшее. Дорогие гопи не думайте, что я когда-то оставил вас. Та самая разлука, которую я вам позволил пережить, в миллиарды раз сильнее всего».

00:45:14 Поэтому, преданный может ощутить ценность Cознания Кришны в разлуке с сознанием Кришны. Я осознаю, что для нас храмовая жизнь стала чем-то бытовым. Мы думаем «прасад», пошли поели, «Кришна Харибол» и т.д. Но в этом мире поклониться Кришне и получить прасад не так легко, как кажется. Антитезис, существующий в форме материи, разочарования, очень важен. Потому что нам нужен антитезис. Для трансценденталистов антитезисом является разлука. Для нас антитезис – материя, к сожалению. Пока нам пинков не навешает Майа. Как только нам Майа навешала пинков, и все наши радужные планы огромные в этом мире разрушились, то мы бежим к Кришне и плачем: (изображает плачущего) «Уууыыыы…». И потом, Кришна нас, как ребенка: «Хорошо, хорошо». Вот – Cознание Кришны. Так, Макханчор, скажи?

Вопросы развития Миссии

00:46:30 Возвращаясь к теме нашей сегодняшней встречи… Я подумал: что я сделал за месяц… …для Кришны? Я не знаю, реально. Вряд ли что-то полезное. Там чуть-чуть, здесь чуть-чуть, и в результате ничего, как всегда.

00:46:48 Поэтому… Виджай Раман Прабху говорит правильные вещи. Он говорит, что мы должны пытаться укрепить тылы, пытаться сделать наше преданное служение не иллюзорным, не исполнять… Есть такое понятие, знаете, как «на работу ходит отсиживаться» - делать вид, что ты делаешь преданное служение. В Советском Союзе говорили: «Они делают вид, что мы»…«Мы делаем вид, что мы работаем»… А? -(зритель) «Они делают вид, что нам платят деньги, а мы делаем вид, что работаем за эти деньги».
- Ну вот.
- (Зритель) Существовало такое.

00:47:26 Смысл состоит в том, что если мы можем сконцентрироваться на служении… В данном случае речь идет не о чем-то материальном, а о духовной идее. Если мы сможем сделать наше служение законченным, т.е. что-то маленькое, незначительное, но подлинное. Пускай это не будет чем-то большим, огромным.

00:47:52 Очень часто все говорят: «У тебя слишком большие амбиции». Потому что пытаюсь мыслить слишком большими категориями. Но смешно, когда нищий говорит: «Мы купим то, потом - это», - а у самого штаны падают. Или, как, Хрущев стоял с протянутой рукой. Такая карикатура была в газете. Хрущев стоял в нищенских оборванных штанах и говорил: «Кого ещё накормить?» (смеется) Советский Союз пытался кормить весь мир путем недоедания своих членов.

00:48:37 Если мы можем сконцентрироваться на нашем служении… Сейчас это очень важно для нас. Потому что сейчас Сознание Кришны находится в очень молодой форме, буквально недавно явилось, в особенности в России. В особенности наша миссия. Наша миссия здесь с 1996 года. Наш храм с 2000 года, всего пять лет существует. Пять лет это ничто. Единственный сторожила за пять лет – Анандамой Прабх, который за пять лет почти не пропустил ни одной программы. Кто еще? Вардхан пришел позже, да? Т.е. мы только начали. Это самое начало.

00:49:23 -(Зритель) То ли ещё будет.
- Нет. Это начало, но от того какую школу, какие стандарты духовной жизни здесь будут заложены, зависит очень многое. Храм – явно не палатка, которую поставил, побил в барабан и разбежались. Это что-то, что мы пытаемся выстроить, может быть даже не для нас, может быть только для каких-то будущих поколений. Но эти будущие поколения придут, и их будут интересовать не только стены. Здесь речь не идет о только стенах. Наша Миссия очень молодая. Мы должны многое для себя пересмотреть. Потому что люди думают о нашем Гуру, глядя на нас. Если мы черти, то они думают, что Говинда Махарадж такой же.

00:50:11 Зачастую мы компрометируем своих учителей, которые пролили на нас свою милость. Милость выше справедливости. Мне один преданный стал говорить: я бы не давал таким-то людям инициации. Я бы давал другим людям инициации и т.д. Я ему сказал: «Этим-то Вы и отличаетесь от Нитьянанды Прабху». Когда Его ударили горшком по голове, и из его головы текла кровь, и Махапрабху хотел уничтожить этого оскорбителя, Нитьянанда Прабху сказал: «Я прошу Тебя, не уничтожай его. Он падшее существо. Просто пролей на него милость». Махапрабху сказал: «Это невозможно. Если он не может просить прощения у тебя, и ты не можешь принять его, то и я не могу принять его». Тогда испуганный Джагай стал просить у Нитйананды Прабху прощения. Нитьянанда Прабху принял его, не смотря на какие-то условия. Он сделал из него вайшнава. Так же и наш Гурудев. Он принял нас, таких же Джагаев и Мадхаев, даже хуже. Кришнадас Кавирадж пишет: «jagāi mādhāi haite muñi se pāpiṣṭha» (CC, Ādi 5.205). Он говорит, что «Джагай и Мадхай гораздо выше, чем я».

00:51:38 Джагая и Мадхая, после того как они приняли в вайшнавов, Нитйананда Прабху, они стали чистыми вайшнавами. Они стали жить у гхата, воспевать Святое Имя и служить каждому... Они не совершали вайшнава-апарадх. Джагай с Мадхаем. Да, они совершали грехи. Их грехи были нейтрализованы, но после того, как они стали вайшнавами. Если кто-то думает, что Джагай и Мадхай – типа, на помойке найденные, то он не понимает, кто такие Джагай и Мадхай. С этого момента момента Джагай и Мадхай стали чистыми преданными. До сих пор их самадхи поклоняются. Джагаю и Мадхаю.

Храмы созданы для воспевания Святого Имени

00:52:13 Поэтому... Наша задача принять это Сознание Кришны. Всем сердцем следовать ему бескорыстно. Ради удовлетворения гуру и вайшнавов. Мы получили от Гуру «бхакти лата бидж», семя Святого Имени. Но если однажды мы сможем воспевать подлинное Святое Имя… Подлинное Святое Имя способно… «nikhila-śruti-mauli-ratna-mālā, / -dyuti-nīrājita-pāda-paṅkajānta /ayi mukta-kulair upāsyamānaṁ, / paritas tvāṁ harināma! saṁśrayāmi» (Sri Namastaka 1, Rupa Gosv.). Вы не представляете, что такое Святое Имя Кришны! Не вопрос то, что оно может оживлять трупы, и теперь надо в морге ходить: «Харе Кришна Харе Кришна. Я проверяю повторяю ли я намабхаса или намапаратха». Бабушкиному трупу: «Харе Кришна, Харе Кришна». «Бабка не встает. Вернусь на следующей неделе». Нет. Речь идет о том, что Святое Имя… Подлинное Святое Имя - то, что трансцендентно, что невозможно повторить материальным языком и понять материальным умом. Это что-то настолько… Это Сам Кришна, Имя неотлично от Кришны. Поэтому, когда наши оскорбления пройдут, и будет милость вайшнавов, тогда мы сможем воспевать Святое Имя.

00:53:29 «sādhu-saṅga, nāma-kīrtana, bhāgavata-śravaṇa / mathurā-vāsa, śrī-mūrtira śraddhāya sevana» (CC, Madhya 22.128). В обществе садху, нама-киртан – совместное воспевание Святого Имени, бхагават-шраван – слушание концепция Сознания Кришны, шри арчайа муртийа сева – поклоняться, арчанам, мурти севу, совершать арчану и нама-санкиртана – участвовать в воспевании Святого Имени. Это самые лучшие пять способов, которые определил Махапрабху для духовного развития. Именно для этого Матхи и храмы созданы.

00:54:02 Само по себе храмовое поклонение не имеет в Кали-югу такой силы. Но если попадешь в общество преданных, будешь служить вайшнавам, будешь иметь возможность поклоняться Кришне, совершать арчана, получать прасадам, милость вайшнавов – самый быстрый, самый лучший способ развития преданного служения. Поэтому Бхактиведанта Свами Прабхупада стал строить храмы в западном мире. Сначала Сарасвати Тхакур не хотел строить храмы, а хотел строить центры. И даже Бхактивинода… …когда он говорил с Бхактивинодом… Потому что Сарасвати Тхакур видел, что храмы не работают. Храмы слишком сложно содержать и т.д. Он говорил: «Будем строить»… У Бхактивинода вообще была идея нама-хатт сначала. Вот эта бенгальская система… Бхактивинод вообще хотел, чтобы Сознание Кришны было подвижническое, живое. Сарасвати Тхакур сказал, что «Нет. Я построю матхи с божествами».

00:55:05 Что такое матх? Это… Потому что домохозяева время от времени могут заниматься практикой и проповедью. А в матхах должны люди жить, которые все время будут заниматься преданностью. Т.е. «Я построю центры, где будут жить проповедники». Это наша задача.

00:55:22 Наш следующий уровень. Сейчас мы построили храм, научились левой рукой вытирать уши, правой – нос. Сейчас наша задача – научиться проповедовать. Для этого мы должны перевести книги, издать их, перевести и сделать видео и начать санкиртанить. Каждый здесь потенциальный сидящий человек – санкиртанщик, будущий проповедник. Это наш следующий шаг.

Воспоминания о санкиртане на «Груше» и Яхроме

00:55:52 И… Махапрабху Сам сказал: «Нитьянанда, бери Харидаса и идите проповедовать по домам». Первая встреча с Джагаем и Мадхаем (смеется) чуть не закончилась тем, что им чуть там не накатили Джагай и Мадхай. Нитьянанда пошел с Харидасом. Нитьянанда говорит: «Слушай, они такие пьяные, классные. Пойдем зацепим их Харе-Кришна». Харидас говорит: «Да ты что? Они сейчас настучат нам». Нитьянанда говорит: «Мы же проповедуем. Нас отправили на проповедь. Пойдем!». (смеется). Он: «Эй, мужики! Давайте я вам расскажу про Кришну?» И те, там:«Да ты что?!?! Щас мы…» Они бежали за Нитйанандой и Харидасом. Харидас кричал: «Все!!! Я больше никогда не пойду проповедовать». (смеется). «Нас сейчас убьют». (смеется) (смех в зале). А Нитьянанда бежал и смеялся.

00:56:48 Потом, когда Нитьянанда Прабху и Харидас Тхакур вышли с санкиртаны - Махапрабху сказал: «Идите с санкиртаной, а я вас догоню», в это время пьяные Джагай и Мадхай (смеется): «О! Смотри. Два чувака, которых мы хотели отоварить». (смех в зале).

00:57:04 Поэтому… Санкиртана-лила очень сладостна. Сколько раз, когда мы проповедовали, да? Такие были ситуации. Я помню на «Груше» этот санкиртан, когда выбежал пьяный мужик огромного размера на нас, как медведь, динозавр. Он, такой: «Что вы здесь поете?!?!» Мы просто прижались к земле, думаем: «Ну сейчас, просто…» Непонятно, вообще. Такой, с бородищей, зубами, с огромным носом, гоблин конкретный, циклоп. (смех в зале). Он, такой: «Что вы здесь поете?!?!? Это Хаа..ре… Кришна, Ха… ре-Кришна, Кришна Кришна Харе Харе». (смех в зале). Я клянусь. Кришна-нама низошел к нему, и он был шокирован. Когда он запел Харе-Кришна, это как описано в «Чайтанья Чаритамрите»: «рыбака ударило током…».

00:58:07 Кришна-нам… Когда мы говорим о том, что такое Имя Кришны, это не что-то там, что… Как говорят эзотерики: «Это вызывает расслабление, предстательная железа начинает работать на 15%» (смех в зале) и т.д. Это настолько субъективный опыт… Он просто хотел сказать: «Что вы поете Харе-Кришна?», - и сам начал петь Харе-Кришна. потому что, кришна-нам пришел к нему, пролил на него милость. Он начал петь, после чего убежал в лес от нас. (смех в зале). Он зажал себе рот руками (показывает) и побежал. Я сначала подумал, что он нас убьет. Мы были в таком шоке. Мы стояли и смотрели на это и друг на друга. Т.е. если мы когда-то соприкоснемся со Святым именем Кришны, это будет что-то… (смеется). Это была, наверное, Груша.

00:59:02 (Вопрос зрителя) Т.е. в тот момент настоящее Святое Имя говорил он?
- Я не знаю, настоящее или намабхас. Не могу сказать. Я просто могу сказать, что если что-то придёт к тебе трансцендентное, как трансцендентное ощущение…

00:59:16 Я помню, как первый раз на Яхрому. Мы приехали с мридангой. Мне там сказали: «Эзотерический фестиваль, космические бабки собираются». Мы приехали, и у меня был маленький рупор. Эти бабки они все физкультурой занимаются. Мы приехали с мридангой и вколбасили киртан. И бабки четыре часа танцевали. (смеется). (смех в зале). Такая аэробика, как под дудочку Нильса. Киртан всю ночь. Естественно все эзотерики: (говорит гнусавым голосом) «Вот, они мешают нам встречать солнце. Мы хотим встречать»... И мы всю ночь, и там все бабки на киртане (показывает частое дыхание)… Они не могут уйти (показывает частое дыхание), у них уже одышка… Они, такие… шестидесятилетние. Я сам танцую. Я уже… как бы… (смеется).

01:00:15 А на Груше мы когда начали делали первый киртан... Я думаю: «Раз приехали, надо делать харинам». Я помню, мы начали делать харинам и нас выпустили на сцену. …Ямуна, «Белая гвардия»… «Белая гвардия» была вообще на улет. Атул с гитарой, журналисты. Атул говорит… А у них был концерт, у «Белой гвардии». Атул говорит: «Давай»… Они спели концерт, и он говорит: «А сейчас наши друзья из Америки» и т.д. Мы вышли с барабанами, лохматые и как вколбасили киртан. Когда мы вколбасили киртан у этого руководства Груши сорвало кукушки. (смех в зале). Они все бегали. В конечном итоге у микрофонов перерубили нам прямо топором провод. (смех в зале). (смеется). А мы там: «Харе Кришна», т.е. начали... Молодежь стала колбасится. Поэтому руководство перерубило прямо топором провод: «Все! Все! Никакой религии! Все! Все! Закончили!» Ментов вызвали и т.д.

01:01:06 И мы начали делать санкиртаны. У нас на санкиртаны собиралось по тысячи человек.
- (Зритель) Ночные, такие, харинамы.
- Я помню, когда идешь с санкиртаной… Вот идешь поешь, тысяча человек на санкиртане, и так бывало, что на санкиртане людей даже ножами пыряли. Потому что пьяные «гоблины» в таком, вообще, «УАААА!!!!» (изображает крик в угаре)… Там где-то ножом «АА-АА-АА!». (смех в зале). Были такие случаи. И вот ты идешь все время… Мы уже потом дину банда сделали. Выбрасывали просто людей. Просто поешь санкиртану ночью. ИСККОН все время сидели в своем лагере и не выходили. А мы прям в ночь туда в тусовку и прям по ночному городу.

01:01:45 И вот, когда они слышат киртан - пять-шесть мриданг – (изображает грохот мриданг) «Тув-дув-дув ту-ду-дув», они слышат киртан, и такой драйв, и они прямо там колбасятся. И в позапрошлом году Джйоти чуть не убили конкретно, да? Джйоти пошел заводить генератор, и его там (показывает удар по голове) «Бам». Он вышел весь в кровище. После этого мы наняли милицию охранять. …ну, такая, серьезная.

01:02:11 А мы встали сначала напротив христиан, у церкви христианской, да? Они ходили к нам каждый день на проповедь. «Но Господь сказал»… (смеется). И уходили каждый день опущенными. Это была такая харизматическая церковь американская. Знаешь, такие, с университетским образованием. «Господь сказал…».

Кто может проповедовать, тот может жить

01:02:36 Он очень круто… Вообще, на самом деле Сарасвати Тхакур сказал: «Кто может проповедовать, тот может жить». Проповедь – самая крутая фишка. Круче проповеди нет ничего. Проповедь - самая лучшая практика. В индивидуальной практике ты не будешь внимательно воспевать Святое Имя. Но если ты будешь говорить кому-то о Кришне или писать, то будешь вынужден полностью сконцентрироваться. Наша задача – мы должны научиться проповедовать. Не только Авадхут Махарадж ходит проповедует или Бхарати Махарадж, каждый должен стать проповедником. Вообще в движении Сознание Кришны каждый человек должен быть проповедником. Не обязательно вербальным. Можно проповедовать и через искусство, творчество. Проповедь – самое крутое. Если сможем проповедовать – будет революцией вообще в мире.

О проповеди в Америке

01:03:25 Сейчас проблема в том, что вайшнавская проповедь единственное, где осталась – Россия, Украина, может быть Латинская Америка. Больше нигде в мире не проповедуют. Храмы стали Community индийскими, воскресными обеднями. А проповедь – очень круто. И поэтому это надо делать.

01:03:46 В Америке можно очень круто проповедовать. Когда я приезжал, вся молодежь «АААА!!! Идем на санкиртану!!!». Ну, потому что там все санньяси – старики. Что, там Джанардана Махарадж будет с молодежью 20-летней, 15-летней прыгать? (изображает звук каратал) «Тыш-тыш-тыш-тыш». Народ ведется, вообще. Мы выходили на Санта Круз с харинамой, все прямо… Прямо в аэропорту нас встречали люди: «Харе Кришна! Мы вас не видели с 70-х годов. Вы где пропали?» Сиддханти Махарадж гордо отряхнулся. (смех в зале). Бабка ему говорит: «Я вспомнила. Я у тебя купила в 68 году журнал «Back to Godhead». У тебя есть ещё один с собой?» (смеется) (смех в зале). Типа: «Продай». Сиддханти Махараджа бабка вспомнила. Вспомнила, что она у него...
- Ты из Калифорнии?
- Да.
- Это ты с Прабхупадой был в Лос Анджеловском храме?
- Да.
- А ты на Ратха-Ятры ходил?
- Да.
- Книги распространял? По моему, я у тебя купила журнал «Back to Godhead». Ты мне ещё час втирал про Харе-Кришна. Это было 30 лет назад, но я помню об этом всю свою жизнь. Журнал есть?» (смеется) (смех в зале).
Мы рылись-рылись в сумках и дали ей книжечку «Океан нектара».

01:05:29 Тоже, как всегда, приехали в орегонский центр. Нитьяхари там снял центр проповеднический, молодцы. Нитьяхари конечно крутой вообще. Провели программу. Все супер. Походили поколбасили. Вот нужно лететь обратно. Перед этим Нитьяхари меня попросил приехать: «Мы открыли новый проповеднический центр. Приедь. Хорошо когда…, а то одни и те же - неинтересно». Я говорю: «Ну, поехали», - мне интересно. А что я буду сидеть в Калифорнии на ферме? Я потусовался с Гурудевом. Я понимаю – зачем я буду сидеть с ним, у него своя лила, а там молодежь. Я решил слетать.

01:06:12 Нитйахари купил билеты и мы полетели в Орегон. Это буквально пару часов.
- (Зритель) А Нитйахари это кто такой?
- Нитйахари? Он все время в раздачи прасада участвовал.
- (Зритель) Высокий, да, такой? Ну, такой…
- Нет. Такой, молодой парень. Он все время фестивали, «Rainbow» посещал. В Америке каждые выходные он на большие фестивали выезжает с прасадом, проповедью. Классный парень. Очень активный. Сейчас он был на Говардхане, организовывал раздачу прасада на Говардхана-пудже тысячам людей. Очень активный парень.

01:06:45 Вот мы прилетели к нему в Орегону. Провели программу. Очень классный народ. Очень хороший город Орегона. Студенты, университеты. Эзотерический город. Кстати, сейчас в Америке киртаны стали очень модны, правда сахаджийские.

01:07:00 Есть ученица Говинда Махараджа по имени Джайа Лакшми. Она певица крутая. Она тусуется, по-моему, не у нас, а у Нараяна Махараджа. Она проводит экстатические киртаны с гармонями, музыкантами. И там 10 баксов стоит на киртан прийти. Она зарабатывает этим. Я даже видел её рекламу: Ecstatic kirtan. Krishna Prema. With Jaya Lakshmi. Экстатический киртан. Вход 10 долларов. Народу нравятся бхаджаны, киртаны. К тому же она крутая певица. Люди на это разводятся как на фольклор. Понятно, что она сахаджирует, что там нету, как бы...

01:07:46 Это сейчас модно в Америке среди... Сейчас я ловлю фишку, что слово «киртан» и «бхаджан» модны в Америке. Молодежь знает.
- (Зритель) Но и здесь-то, в принципе, простой люд воспринимает это тоже как хорошо.
- Здесь хорошо, но не модно. А там это мода. Время «revivel» вернулось. Я разговаривал с одной бабушкой, она говорит… Вот эта бабка, которая сказала, что мы… Она сказала, что «30 лет тому назад, когда вы стали проповедовать вегетарианство, об этом в Америке вообще никто не знал. Теперь об этом знает вся Америка. Теперь очень много вегетарианцев». Кстати, меня она очень сильно вдохновила. Ее Кришна послал. Она сказала: «То, что вы делаете сегодня, люди смогут понять только через много-много лет. Но они поймут это».

Проповедь ранних христиан

01:08:36 Так же как с христианством. Первых христиан вообще львам скормили. Нерон когда поджег Рим… У него не перло… Он писал шлоки про Трою. Ему сказали: «Ты лох, Нерон». Он сказал: «А почему? Повесить!!! Почему я лох?» Ему ответили: «Потому что ты мог лучше написать про Трою. Я не вижу в твоих стихах подлинного огня». И Нерон, будучи полностью в комплексах неполноценности, начал думать, что делать. И решил поджечь Рим. Он поджег Рим и смотрел на это и писал шлоки: «И тогда горела… Хмм…» А люди там: «АААА!!!!», - выпрыгивают горящие. «Вот сейчас чувствую вдохновение. Идет! Фишка идет! Идет экстаз!» (смеется). Он сжег Рим и написал пару стихов про Трою, про огонь, про то, как она горела.

01:09:33 Нерона постоянно глючило. Он был творческой ранимой натурой. В фильме «[Корез]» это показано: «Мой император, народ бушует. Они готов убить тебя. Нужно срочно пообещать хлеба и зрелищ». Он, такой: «Слушайте. А может я пойду и им свои стихи про Трою почитаю, как она горела? Они оценят мое поэтическое»… (смеется) Ему ответили: «Нет, если ты прочитаешь свои стихи про Трою, они точно вычислят того, кто её поджег. Зачем? Тогда нам крышка». Нерон сказал: «ОК. ОК. Тогда ты иди сам и пообещай им все». После того, как Рим сгорел, Нерон сказал, что лучше всего обвинить в этом христиан. Типа новая фишка, движение, эзотерики. Христиан обвинили, поймали и скормили львам. И Нерон объявил в честь нового Рима 100 дней Олимпийских игр. Каждый день они скармливали христиан львам, прям с детьми и т.д. Все смотрели и хлопали: (хлопает в ладоши) «А теперь львы». Толпу христиан выгнали, и львы съели всех. Там, прямо: «Ам-Ам». Все смотрели и тащились.

01:10:50 Но идея, концепция была настолько глубока и настолько, как бы… Проповедь. Первые христиане очень круто проповедовали. Греки, римская цивилизация была чисто материалистической. У них были материалистическая идея поклонения. Т.е. они были материалистами. Ну, как вот сейчас материалисты, которые поклоняются силам природы и т.д. Физики, химики, они верят в материю. Ну, там, они верили в Аполлона, в этого… …чьи боги сильнее и т.д. Поэтому, в то время…

01:11:34 Но сколько времени прошло со времен начала Римской империи? Но сейчас время другое, цифровое, информационное. Сейчас идеи очень быстро интегрируют. Крутая идея если появляется какая-нибудь, или хорошая книга, то её начинают читать во всем мире.

01:11:52 Просто ещё нет… …мы не научились… Чем уникален Шрила Шридхара Махарадж и во многих речах Прабхупада? Прабхупада очень просто объясняет о идее, о Боге. Мы ещё не научились людям объяснять ведические идеи. Менталитеты индуса и европейца совершенно разные. Любой индус скажет: «Если Бхарат Муни не знает то, что знает Джаймини Риши, тогда Нараде нечего делать там». Ну, понимаешь, что это все равно, что «Иван Дурак», «Конек Горбунок». Для нас это все понятно. Индус не понимает того, как мы думаем, как мы мыслим. Поэтому придёт время, когда появятся проповедники. Они уже появляются потихоньку.