Герои Кришна-лилы

04 December 2010
Учение Махапрабху сокровенно даже для мудрецов. В Гаура-лиле персонажи Кришна-лилы играют самих себя. Интенсивность любви к Кришне. Величие любви в разлуке. История перерождения Амбики. Изгнание Ситы. Освобождение жен Кришны. Люди, живущие инстинктами. Вожделение и любовь. Как спутники Кришны приходят в наш мир? Разные версии Священных Писаний. Актеры в Кришна-лиле. Материальные перспективы незначительны. Санньяса и киртан Махапрабху. Киртан или дискотека? История об инициации чертей. Наслаждение и боль. Наш мир - тюрьма. История о пожилой «звезде». Любитель литературы. Гуманитарное трансцендентное образование.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:01:49 | качество: mp3 37kB/s 16 Mb | прослушано: 589 | скачано: 524 | избрано: 15
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Учение Махапрабху сокровенно даже для мудрецов

00:00:01 В Шри Чайтанья Чаритамрите есть отрывок, который называется «Шук и Шаре». Когда Шри Чайтанья Махапрабху странствует по лесам Вриндавана, он приходит к какому-то дереву, садится, чтобы отдохнуть (это дерево до сих пор стоит там, там один из Гаудия Матхов, один из гаудийских храмов, и там стоит изображение Махапрабху, он облокачивается спиной к дереву). На дереве живут два попугая - Шук и Шаре. Попугай и его супруга. Они беседуют о Кришне и о Махапрабху. Фактически, они беседуют о Махапрабху. И попугай, он говорит о красоте Господа Кришны, о его прекрасных чертах, но самка попугая начинает прославлять Шримати Радхарани. И так между попугаем и самкой происходит конфликт, когда попугай хвалит Кришну, а самка говорит, что нет, нет, Радхарани ещё круче. И Махапрабху в это время лежит в экстазе и слушает все это.

00:01:31 Этот диалог… Мы не особо на нем заостряем внимание в изучении Священных Писаний, поскольку он является частью того… то, чьим достоянием является состояние освобожденных душ. Надо помнить, что очень узкая группа освобожденных душ, которая достигла всех совершенств, они практикуют Сознание Кришны. И благодаря Шри Чайтанье Махапрабху… Также практика Сознания Кришны – то, что доселе было известно лишь узкой группе освобожденных душ.

00:02:13 Если мы посмотрим « Шримад Бхагаватам», то мы увидим, что существуют 12 Махаджанов: Шука, Шива, Бали, Нарад, Прахлад… Кто там еще? Ну, 12 Махаджанов… Мы увидим, что они в своем теистическом восприятии достигли той или иной расы, т.е. не все из них, так сказать, непосредственно имели восприятие тех концепций, которые дал Шри Чайтанья Махапрабху.

В Гаура-лиле персонажи Кришна-лилы играют самих себя

00:02:52 Именно когда Махапрабху решил снизойти в этот мир, он приказал всем своим спутникам, таким как двадаши-гопалы, гопи, Радхарани, естественно, все остальные… Он попросил явиться вместе с ним. И, естественно, куда едет Кришна, туда и направляется весь духовный мир.

00:03:19 Как в предыдущей истории, которая описана в «Брихад Багаватамрите», Нарада попадает в духовный мир. Он видит, что духовный мир пуст. И он там кого-то одного случайно нашел и спрашивает типа: «А где все?» Ему говорят: «А все на Земле. Все уехали на Санкиртану». (смеется).

00:03:41 И, таким же образом, Кришна-Чайтанья дает особую милость этим душам. Поэтому мы видим что Балананда Рой и его пятеро сыновей, включая Рамананда Рая, - это пять братьев Пандавов. Арджуна среди… Рамананда Рай - Арджуна. Кришна дает своим… Кришна хочет сыграть особую трансцендентную лилу и тем своим спутникам, которые прибывают с ним в других лилах, он говорит, что «Я возьму вас собой. В этой лиле… То, что мы будем разыгрывать в этом представлении, это будет слишком драматично, слишком возвышенно. Поэтому вы должны прийти». И такие личности, как, например, Шривас Тхакур, который один из лидеров вайшнавов Навадвипа… Он играет… Он инкарнация Нарада Муни.

00:04:41 Однажды, когда Махапрабху устраивает театр для своих преданных… также как мы устраиваем театр « Мадхура». Кришна в театре иногда играет Кришну. Это как, например, если бы мы писали пьесу о нашем храме лахтинском, вы бы сказали: «А кто на роль Урмилы подходит?» И потом мы пришли бы, что: «Лучше пускай роль Урмилы сыграет Урмила». (смеется). Лучше, чем Урмила сыграет сама себя - никто не сыграет. И также, когда Махапрабху играет свой спектакль, Харидас Тхакур был с усами, с фонарем. Он играл роль сторожа. Он вышел к зрителям. Также преданные собрались в доме Шриваса Тхакура. Он сказал: «Сегодня то, что вы увидите на сцене, такого вы в жизни ещё никогда не видели. И только тот, кто может полностью контролировать все свои чувства, тот может остаться в зале».

00:05:46 И тогда преданные с ропотом встали и стали выходить. И это были: Адвайта Ачарья Прабху и многие другие вайшнавы из близкого круга Махапрабху. Шикхи Махити… Харидас Тхакур сказал: - “Стойте! Стойте! Не уходите!”. Он понял, что сейчас все встанут и уйдут. Он сказал, что «Сегодня по милости Махапрабху вы все сможете контролировать свои чувства и все вы сможете увидеть эту пьесу, драму».

00:06:20 И позже, когда Шривас Тхакур вышел на сцену одетый в Нараду… Если помните, на «Этнолайфе» наш индус (смеется) Дас играл Нараду в спектакле. Он забыл слова по-русски, и сказал: (говорит с акцентом) «Эта девочка пайдет са мной». Но когда индус вышел на сцену, все были в шоке, потому что никто не ожидал. И также, когда вышел на сцену Шриваса Тхакур, одетый как Нарада, с шикхой, которая стояла, к которой пришит бриллиант, и в желтых одеждах с виной. Его жена сказала: - «Посмотрите, он так похож на Нараду! Это сам Нарада!» Никто даже и не узнал Шриваса Тхакура, потому что он и есть Нарада. Нарада играл сам себя.

00:07:17 Но драматургия Кришны ещё более крутая. Кришна принимает форму другого актера, чтобы сыграть себя, понятно, да? То есть, Нарада принимает форму Шриваса Тхакура – Нарада играет Шриваса Тхакура, а потом Шривас Тхакур играет Нараду. То есть это ещё более навороченная концепция. И это говорит о том, что духовный мир не может быть скучным местом. Когда ты примешь одну форму, чтобы, в конечном итоге, через эту форму постичь свою изначальную форму. Это очень навороченная идея. Вряд ли в современной драматургии это кто-то показал. Хотя, если был бы кто-то… Но, естественно, это может только Кришна придумать. Шекспир, он дошел до «Гамлета». Многие ученые, многие художники, многие поэты, они…

00:08:15 Я обратил внимание на художников. Они очень часто в фигуративе рисуют сами себя. Это естественно для людей. Не знаю сколько раз девушки смотрятся в зеркало, наверно постоянно, мужчины тоже. Т.е. нас привлекает наше собственное отражение. Тогда, как Кришна тоже иногда смотрит сам на себя и падает без сознания от красоты. И Кришна думает: «Я увидел себя лишь на одно мгновение и обомлел от собственной красоты. Какое счастье испытывают те, которые видят меня постоянно?»

Интенсивность любви к Кришне

00:08:54 Почему Кришна не привлекателен для нас? Хотя мы пытаемся одеть Его как можно красивее, но в той или иной степени мы не испытываем к нему такого глубокого влечения.

00:09:10 Глубокое влечение состоит в том, что гопи проклинают Брахму, они говорят, что «Творец придумал глаз, а его качество - постоянно моргать», - чтобы жидкость… слизистая оболочка… Если глаз не будет моргать, то он просто высохнет. Поэтому глаз все время моргает. Гопи… Для них вот этот момент моргания глаза, который для нас не ощутим в этой жизни, кажется длиннее жизни. Т.е. от этого мы можем понять, что такое интенсивность кришна-премы, когда одно моргание глаза… Глаз моргает в минуту, может быть… я не знаю… тридцать раз. Но для гопи… Они пытаются критиковать Брахму, проклясть за то, что он создал глаза, которые моргают. Отсюда мы можем понять, что такое Интенсивность Сознания Кришны и отсюда мы можем понять, что такое настоящая преданность. Т.е. в какие-то моменты мы…

00:10:20 Один преданный говорил, что ему не нравится слово «раб». Он говорил: «Мне не нравится слово «раб». «Преданный слуга», «добровольный помощник», «самородок из народа», «добровольное преданное служение». Я ему сказал: «Нет такой вещи в сознании Кришны, как «добровольное преданное служение». Потому что любовь не подразумевает ничего по доброй воле. Любовь - это жестокое рабство. Это что-то, как… Человек может начать принимать наркотики добровольно. Но когда человек становится наркоманом - это не добровольно. Это говорит о том, что он у него нет… он не может остановиться. Если в этом мире, мире эксплуатации, физическом мире, есть что-то материальное, что заставляет человека бросать семью, общество, совершать любые преступления, он становится рабом чего-то негативном смысле, то что можно говорить о трансцендентном мире, который обладает гипертрансцендентной позитивной природой?

00:11:34 Поэтому те, кто… Почему душа становится сварупа-шакти? Кришна говорит: «Оттуда никто не падает». Да? Потому что… Это все равно, что я сейчас скажу: «У вас есть выбор: идти жить под камнем Финского залива в воде по пояс. Добровольно, конечно». И кто-то скажет: «Я не могу представить себе, что придется оставить общество преданных, вайшнавов, ради того, чтобы переселиться на свежий воздух в каменную пещеру, без тепла, без постели, без друзей, без близких, без преданных и т.д.»

00:12:12 Поэтому в момент развития Cознания Кришны интенсивность преданного служения определяется каждым вдохом и выдохом. И это… Если суфии говорят, многие святые говорят, что настоящая духовная жизнь начинается там, где с каждым вдохом и выдохом ты думаешь о Кришне, то мы можем сказать: «Нет, каждый вдох и выдох- это слишком долго». Гопи… Их разлука с Кришной определяется их морганием – морганием их глаза. До такой степени их любовь к Кришне интенсивна, и до такой степени они не могут пережить этой разлуки с Кришной.

Величие любви в разлуке

00:12:55 Но в этой идее кришна-премы вторая сторона выходит - самая главная, которую поставил Махапрабху на карту. Он показал, что самбхога - встреча с Кришной - в миллиарды раз уступает разлуке с Кришной. Т.е. все то, о чем мы говорили - о моргании… Т.е. если гопи не могут выдержать и секунды, то всё это в миллиарды раз усиливается, когда преданные разлучаются с Кришной.

00:13:31 И таким образом мы видим, что Кришна во Вриндаване находится до 16 лет, потом Кришна уходит. Он уходит жить… Он уходит в мир из Вриндавана. Он побеждает царя Камсу. Он основывает своё государство, свой город Дварака, который стоит прямо на воде океана. Этот город состоит из 16 тысяч дворцов, где Кришна женится на 16 тысячах царевен. Эти 16 тысяч царевен… Кришна отнимает их у демона.

История Бхишмы, девятого Васу

00:14:14 И в прошлой лиле, в Рам-лиле, когда Кришна… когда Рамачандра приходит на Ланку и побеждает Равану, он так и не может жениться на Сите. В « Махабхарате» начинается история о том, как дед Бхишма был проклят. Бхишма был проклят девушкой Амбикой. Бхишма принял целибат с самого рождения. Он сказал, что «Я никогда в жизни не вступлю в отношения с противоположным полом». И был астра-гуру, он был фактически садху, настоящий брахман астра-гуру. Он всю жизнь держал целибат. Он был одним из последних Васу, девятый Васу. Которые так и не смогли уйти в духовный мир. Но поскольку Бхишма не кто иной как Васу, восемь его братьев стали сыновьями реки Ганги, были утоплены матерью после рождения. И последнего его отец не дал утопить. И Ганга сказала ему: «Пока ты будешь жить со мной, всё, что я делаю, ты будешь принимать. Если только ты мне что-то запретишь сделать или остановишь меня, я тут же уйду от тебя».

00:15:42 И так она топила 8 сыновей, но когда она решила утопить последнего, её муж.. я забыл как звали. …ее муж остановил её и сказал: «Я не дам тебе топить сына». Тогда она рассказала ему историю: «Я инкарнация Ганги. Это один из Васу, который был проклят Брахмой. Когда-то в высших мирах я влюбилась в тебя, и мой отец Брахма, он проклял меня и тебя, он сказал, что ты родишься на Земле, а я рожусь Гангой в этом мире, и у нас будет 9 детей. И мои гуру Васу, которые заступились за меня, он тоже проклял их. Она сказала: «Поэтому, каждый сын, который родился, он утоплен мной и освобожден. Я пообещала Васу, что, когда вы родитесь как мои дети, я обязательно остановлю ваше материальное существование, и вы сможете быстро вернуться в Райские миры». Она сказала: «Но теперь ты оставил последнего Васу, которого я так и не смогла освободить. Его ждет ужасная участь этого материального мира. Но поскольку он есть Васу, и его святость огромна, я вижу, что это воля Кришны. Кришна очень скоро придет. Он будет играть величайшего из врагов Кришны.

00:17:13 Так он вырос. Будучи Васу, он дал обет с самого раннего детства соблюдать брахмачарию, никогда не вступать ни с одной из женщин в связь.

00:17:24 Во время одной битвы, когда двух женщин похитил демон… по-моему, Амбалику и Амбику.
- (зритель) Он сам их украл для отца своего.
- …или сам украл, я не помню.
- (зритель) А Амбика была помолвлена…
- Амбика сказала: «Раз ты меня украл, ты должен на мне жениться». Но Бхишма сказал, что «Я не женюсь ни на ком. Я тебя отправлю обратно к твоему жениху». Но жених уже больше её не принял, потому что он узнал, что она была взята другим демоном, другим воином. Он сказал: «Все, я больше не женюсь на тебе».

История перерождения Амбики

00:18:14 Так получилось, что её семейная жизнь не сложилась. Тогда она стала заниматься мистической йогой на берегу Ганги. Очень быстро, как Хиранйакашипу, она достигла совершенства в мистической йоге и иссушила своё тело специальными аскезами. Сама Ганга вышла к ней и сказала: «Ты проявила невероятный аскетизм. Я хочу дать тебе благословение – всё, что ты попросишь, я должна исполнить. Проси». Она сказала: «Я хочу убить Бхишму». Тогда Ганга разгневалась и сказала: «Это то, ради чего ты занималась такими аскезами, ради чего ты терпела такие невзгоды?! Чтобы убить кого-то?! Чтобы отомстить за свою карму, которая есть последствие твоих жизней?! Ты решила отомстить?». Она сказала: «Да. Я обещала исполнить твою волю. Ты убьешь его. Ты будешь причиной его смерти. Но я проклинаю тебя. Одна твоя половина родится моим притоком и станет рекой, но такой рекой, откуда никто не будет пить воду. Вторая твоя половина родится во дворце. Ты не будешь уже ни мужчиной, ни женщиной».

00:19:42 Итак, первая половина родилась, та часть её тела, что высохла, стала притоком реки Ганги, который высох. В нем лежали мертвые тела животных. Оттуда исходил запах гниения. Ну, такой, полупересохший ручей, куда даже животные из-за запаха не ходили пить воду. Вторая половина её родилась и стала геем. (смеется). Бхишма знал, что это она родилась, чтобы убить его. Он всегда это помнил. Единственное, что Бхишма дал слово, поскольку он никогда не вступал не в какие отношения с женщинами, он так же сказал, что не будет никогда воевать с ними.

00:20:28 Кришна сделал хитрость. Он выстроил фалангу и поставил во главе её этого гея. Когда ехал боевой строй, этот гей ехал первым на колеснице и подмигивал Бхишме. Бхишма опустил лук и сказал: «Я не стреляю в таких. Извини». И тогда Кришна скомандовал Арджуне: «Стреляй!». Арджуна всадил в него сто стрел. Полностью проткнутый стрелами Бхишма упал с колесницы. Но поскольку он был великим йогином и одним из последних Васу, он мог полностью контролировать свою смерть и свой ум. Он лежал на покрывале из стрел, пробитый стрелами и ждал, когда солнце перейдет на северо-восток.

00:21:14 После битвы Кришна сказал: «Пойдем, навестим его. Посмотрим, как он умирает». Так получилось, что он должен был оставить тело путем мистической йоги, но сам Кришна пришел к нему на поле битвы. Дед Бхишма мог видеть лотосные стопы Кришны, мог медитировать на них. В это время Арджуна сделал из стрел ему подушку, чтобы Бхишма смог поднять голову. Потому что он висел вот так (показывает) на стрелах. Когда он спросил Бхишму «Что ты хочешь?», - Бхишма сказал: «Воды». Кто-то побежал с ведром воды, но Бхишма улыбнулся и сказал, что умирающему человеку не нужна вода этого мира, а нужна вода из Ганги. Тогда Арджуна стрелой, подаренной ему Гангой, призвал мать Гангу. Он вонзил эту стрелу в землю, и через нее полилась Ганга прямо на Бхишму. Его мать омыла его, смыла с него все последние реакции. И так, медитируя на лотосные стопы Господа Кришны, Бхишма вернулся из этого мира.

Изгнание Ситы

00:22:24 История состоит в том, что Рамачандра, когда захватил Шри Ланку, отказался от Ситы. Получилось так, что Рамачандра, следуя очень жестокому кодексу кшатриев, был вынужден выгнать Ситу в лес. Это произошло таким образом. Все видели спектакль, когда решили проверить, если Сита целомудренна, значит она может войти в костер. Рамачандра согласился. Разожгли огромный костер. Перед этим, Агни-дэв – бог огня - спрятал трансцендентную Ситу. А вышла Сита-майа, иллюзия Ситы, её похитил Равана. Когда Сита зашла в костер, иллюзия Ситы сгорела, и вышла настоящая Сита. Иначе, кто бы мог подумать, что кто-то в этом мире может соприкасаться или контролировать трансцендентную потенцию, энергию наслаждения самого Господа.

00:23:27 Но, тем не менее, будучи уверенные в чистоте Ситы, казалось бы, история закончилась позитивно. Но Рамачандра, гуляя в одежде простого человека по городу, слышит, как один из шудр ругает свою блудницу жену и говорит о том, что «Царь - малодушный человек, он пожалел свою жену, но я тебя не пожалею. Я знаю, что ты блудница, что ты болтаешься по другим мужикам так же, как жена царя жила всё это время с Раваной, а потом попала во дворец. Так же я тебя накажу, и ты меня не проведешь».

00:24:12 Когда Рамачандра видит, что его подданные… Хотя это был самый низкий из людей, опустившийся человек… Рамачандра видит, что его подданные, очень маленькая часть, фактически один подданный, такова-лила, Он изгоняет Ситу из царства и Сита уходит в лес.

Освобождение жен Кришны

00:24:36 Дальше - история Лав и Куша. Но смысл состоит в том, что те самые жены Кришны, которых Он утвердил как своих жен в Двараке, с точки зрения закона были неприкасаемыми. Они все были пленницами демонического царя. Рукмини пишет в своем письме Кришне, молит Его, чтобы Он пришел и забрал её, похитил ее.

00:25:12 Таким образом, их молитвы Кришне исходят из-за самого экстрима их души. В конечном итоге, Кришна, отвечая позыву их разлуки: «teṣām evānukampārtham / aham ajñāna-jaṁ tamaḥ / nāśayāmy ātma-bhāva-stho / jñāna-dīpena bhāsvatā» (Bg 10.11), - Кришна приходит и похищает их. Тем самым разрушает разлуку. Из этого мы увидим, что чувство разлуки таково, что способно подарить Кришну. И наоборот. Тот, кто обладает Кришной, в конечном итоге, если он особо удачлив, Кришна даст ему возможность разлуки. Кришна говорит сам в «Чайтанья Чаритамрите» и «Шримад Бхагаватам»: «Дорогие гопи, не думайте, что я оставил вас или бросил на произвол судьбы. На самом деле нет».

00:26:06 Не нужно думать, что Кришна жесток. Кришна, безусловно, Свайам Бхагаван у которого есть своя собственная идея расы и счастья. Но, тем не менее, если Кришна особо милостив к кому-то, то Он дает ему испытать чувство разлуки. Потому что разлука и встреча на трансцендентном плане стороны одного и того же мира.

Люди, живущие инстинктами

00:26:36 Мы немножко поговорили сегодня о очень возвышенных вещах. Но, тем не менее, теологически мы должны немного представлять о той теистической идее, которая существует внутри нашего движения. Эта самая высшая теистическая идея. Она построена на том, что существуют разные стадии эволюции души.

00:27:12 Душа проходит через разные стадии вплоть с момента окаменения. Есть такие формы вожделения, такие формы низшего сознания, когда ты можешь быть почти деревом. Сказано: «подвижные и неподвижные живые существа». Можно получить воплощение в теле дерева. Есть даже такие биологические формы, совсем примитивные, где сознание настолько притуплено, почти полностью отсутствует. Это называется рефлексы. Это то, что происходит, как говорят биологи, среди животных. Животные живут рефлексами. У людей тоже есть рефлексы, например, рефлекс размножения, рефлекс защиты, рефлекс еды. Удав находит жертву. Никогда не видели, как удав питается? Он проглатывает какую-то крысу или кролика. Потом он ложится в сон и переваривает. Жизнь удава построена на пяти функциях, как и у всех живых существ: еда, оборона, совокупление и т.д. Т.е. примерно так же, как и построена жизнь любого нормального человека. Любой нормальный человек, нормальный я имею в виду в кавычках.

00:28:57 Если вы спросите какого-то материалиста, то он скажет... Что нужно в жизни для полного счастья? -(зритель) Вырастить семью, построить дом.Посадить сына. (смех в зале).
- Да, нет. Сын, как правило, садится сам. (смеется). Я думаю, что посадить семью – следующая, более глубокая идея. На примитивном плане материалисты считают, что первое, что нужно - хорошо жрать. Соответственно для этого нужно… На самом деле – хорошо жрать, одеваться, должно быть как можно больше чувственных наслаждений; иметь хорошую финскую дверь со стальным замком, чтобы тебе никто не помешал жрать и наслаждаться в конечном итоге; сон или отдых. Некоторые люди лежат сутками на пляже, как тюлени.

00:30:07 Когда приезжаешь в Калифорнию… Калифорния очень прикольная. Там тюлени морские примерно похожи на серфингистов. У серфингистов серые костюмы, и у тюленей. Рядом с нашим храмом в Соквеле находится место, где чемпионат мира по серфингу проходит – скалы, волны, пляжи. Там все серфингисты серфингуют. Вот, и смотришь, что серфингисты и тюлени примерно одинаковы. Там такие уже лица у серфингистов: примерно тюленьи глаза становятся. Потому что, будучи сам в молодости серфингистом… Я понимаю, что это захватывает, но местные жители они просто такие очень тупые и наглые. Т.е. они пять дней в неделю стучат молотком в автосервисе или ещё где-то работают на такой очень примитивной работе, а два дня в неделю плавают на серфинге. Вот они как тюлени такими же стаями живут. У них примерно одна и та же мысль. Насладиться, покататься, выпить, поесть.

00:31:19 Уникальность в том, что на Западе люди в этих идеях не стареют. В принципе, на дискотеке можно встретить 60-летнего дедушку. То есть, люди, поскольку они вышли из эквивалента страданий российского выживания – в принципе, все есть, работа и т.д. – становятся приматами на этих материалистических идеях. Они, фактически, не стареют. Шестидесяти летняя бабушка может танцевать на дискотеке, знакомиться с кем-то, строить планы на будущее. Смотришь на таких людей и думаешь «взрослые дети». Я помню, что меня дискотеки интересовали, когда мне было шестнадцать, а там людей это по-прежнему интересует, даже когда им за шестьдесят.

Вожделение и любовь

00:32:17 Поэтому, мы должны понять насколько рознятся идеи Cознания Кришны и идеи материализма. Поэтому, в «Чайтанья Чаритамрите» сказано, что «kāma—andha-tamaḥ, prema—nirmala bhāskara» (CC, Ādi 4.171)… Нет, я не помню эту шлоку. Она говорит о том, что према отличается от камы двумя вещами: божественная любовь, према – то, что направлено на удовлетворение Кришны, а кама, вожделение направлена на свои собственные амбиции. Это кардинально отличается. Когда мы живем духовной жизнью, мы тоже можем понимать, что есть в духовной жизни наши собственные амбиции, а есть то, что для счастья Кришны. Это не нужно путать. Два понятия – «для севы и для сэбэ». Они очень близки. Очень часто люди начинают подменять слово «сева» словом «сэбэ». Украинское слово «сэбэ» обозначает очень многое.

Как спутники Кришны приходят в наш мир?

00:33:35 Если какие-то вопросы есть может быть у кого-то?
- (зритель спрашивает) А как, Махарадж, окружение Кришны попадает из Вайкунтхи на земные планеты, если говорится, что от туда никто не вернется если раз попал туда?
- Хороший вопрос. Как ты можешь поехать в командировку куда-то по работе? Сказано: «оттуда никто не возвращается» не потому, что оттуда невозможно вернуться. Если ты живешь в Петербурге, то чтобы ехать в Рыбинск или Урюпинск… Для этого должна быть хорошая причина. И когда кришна-лила… Сказано: «radha-krisna-nitya-lila korila parkas» (Narottam Das Th., «Nama-sankirtana», 8). Кришна-лила…

00:34:30 Что такое Кришна-лила? Она становится солнцем. Солнце действует таким образом. В Петропавловске Камчатском сколько? Полночь. В Европе – день. В Азии – полудень. Где-то – вечер и т.д. Что происходит с солнцем в это время? Ничего. Солнце просто идет по своей орбите. Но в соответствии с местом, над которым оно проходит, там то или иное время. И также сказано о кришна-лиле. Кришна на сверхcубъективном, трансцендентном плане бытия являет свои божественные взаимоотношения - у Него своя жизнь. И в разных мирах это проявляется по-разному. Кришна-лила мигрирует из вселенной во вселенную. Она присутствует в трансцендентном мире и в этом. В этом мире она происходит из вселенной во вселенную.

Разные версии Священных Писаний

00:35:45 Иногда « Шримад Бхагаватам» дает разные версии священных писаний только по той причине, что одно и то же событие описывается в разных вселенных. Кришна-лила – не всегда одно и то же. Всегда чуть-чуть все меняется. Это можно сравнить со стилем «боевик» или «драма». В боевике ты знаешь, что есть главный герой, плохи и хорошие, действия происходят там-то или там-то. Т.е., фактически, скажем так, сюжет боевика… Вот даже название «боевик», да? Или «триллер», или «ужастик», или ещё что-то. …или «драма», любовная история. Т.е. понятно, что будет какая-то любовь. Но какая любовь и как? В каждом сценарии Кришна-лилы события происходят чуть-чуть по-разному. Это «чуть-чуть по разному», дает, можно сказать, одному и тому же сценарию… Ну, как… Мы смотрим разные кино и не говорим, что это все одно и то же. Нам говорят: «Нет-нет. Это крутой фильм, сюжет так закручен!».

00:36:59 Как правило, в материальном мире что происходит? Режиссер сдыхает: первая «Матрица» вышла со свистом. Вторая «Матрица» – такая…. Третья – паранойя. Там уже какие-то электрички… ну, полная пошла бредятина. Две «Матрицы» первые режиссер продержался. На третьей «Матрице» он исчерпался, сдох. В трансцендентном наоборот все. Там первая лила крутая. Вторая – ещё круче. Третья – ещё круче. Четвертая – ещё круче. Т.е. лила становится с каждым разом все круче и навароченнее, и навароченнее, и навароченнее, и этому нет конца. Поэтому, в разных вселенных происходит чуть-чуть по-разному.

Актеры в Кришна-лиле

00:37:51 Спутники – фактически, можно сказать, актеры. Это можно назвать таким образом. Почему? Потому что они все… Почему в этом мире актеры занимают такую популярность? Фактически, кто такие актеры? Они имитаторы. Вряд ли кто-то из актеров сам делает трюки. Как правило, десять каскадеров. Если взять какого-то актера, который выглядит героем, скорее всего, если ему достать зубочистку, он, там: «АААА!!!!!», - тут же в полицию будет звонить. (смеется). Или наоборот. Если взять того юношу из «Титаника», который умер ради девушки, я думаю, что вряд ли этот актер ради какой-то девушки вообще что-то готов сделать. Т.е. эти актеры не соответствуют тому, кого они играют. Они могут играть жизни героев, а на самом деле они, так сказать… Ну, они играют. Но в кришна-лиле все происходит по-другому.

00:39:00 В кришна-лиле все… В божественной игре все участники игры соответствуют полностью. Т.е. если Кришна становится Рамой, все – Он – Рама, Он идеальный муж, у Него одна возлюбленная; если Кришна становится Кришной, то у Него 16 тысяч жен официальных и миллиарды любовниц. (смеется). Понятно, да? Т.е., как… Вот мы смотрим «Агент 007» или ещё что-то. Кришна, в зависимости от сценария своей собственной инкарнации… Иногда Кришна суперидеальный, иногда Кришна – Казанова. Иногда Он играет роль гиперрелигиозной личности и устанавливает религию, потому что Бог – источник религии. Иногда Кришна играет полностью аморального героя - и Он прекрасен!

00:39:51 Вот последний фильм «Плохой Дед Мороз». (смеется). Очень мерзкое кино. Но почему-то этот плохой дед мороз всем нравится. Он подонок, всё, что он делает – я извиняюсь за выражение, пьет и обувает теток. В нем нет ничего позитивного, абсолютно ничего позитивного, но он нравится людям. Они прикалываются. Его друг карлик хочет застрелить его в конце (смеется), потому что уже карлику противно от этого Деда Мороза. Но что-то в этом деде морозе трогает зрителя, что-то заставляет симпатизировать. У Деда Мороза есть мальчик-дебил с текущей слюной и выпученными глазами.

Материальные перспективы незначительны

00:40:39 Я рассказывал анекдот про золотую рыбку? Вкратце. Мальчик дебил просит у золотой рыбки выполнить его желание. Он просит… У него большой нос, длинные волосы, чтобы он был маленький, корявый и горбатый. Рыбка всё это исполняет и в конце спрашивает: «Что же с твоей головой-то? Ты ведь мог попросить, чтобы стать красивым и умным». Он говорит: «А что, такое можно, да?». (смеется). Т.е. мальчик не понимает перспектив.

00:41:17 И… Я думал над этим анекдотом: как это можно применить к каждому из нас. Я могу сказать, что этот анекдот, на самом деле, про нас. Потому что, всё, что просим у Кришны – большой нос, длинные волосы, горбатую спину… Фактически, что мы просим у Кришны?
- (зритель) Денег.
- Деньги, наслаждения, противоположный пол, побольше славы. В крайнем случае, если отрекся от денег, то хотя бы славы. Что еще?
- (зритель) Сладкого.
- Сладкого? (смеется). Всё, что угодно. Фактически, мы как тот маленький мальчик, просим большой нос, горбатую спину. Почему? Потому что, ни большой нос, ни горбатая спина не принесут нам удовлетворения. Единственное, что нам принесет удовлетворения – преданность Кришне.

00:42:09 Если когда-нибудь мы сможем полюбить Бога, Кришну… Поэтому сказано: «tava kathāmṛtaṁ tapta-jīvanaṁ / kavibhir īḍitaṁ kalmaṣāpaham / śravaṇa-maṅgalaṁ śrīmad ātataṁ / bhuvi gṛṇanti ye bhūri-dā janāḥ» (SB 10.31.9). Сказано, когда это начинается у человека, все компенсируется. Все мои комплексы неполноценности уйдут. Это шутка, но это так. Потому что человеку нужны деньги, слава и сила только в комплексах неполноценности. Почему? Деньги, слава и силы нужны, чтобы унижать здесь кого-нибудь и возвышать себя.

00:42:44 Самая крутая слава – будь вайшнавом, гуру и т.д. Т.е. нужно понять, что быть богатым материалистом - это не крутая фишка. Крутая фишка – быть трансценденталистом. Поэтому, мы хотим быть и трансценденталистами, мы завидуем вайшнавам, на самом деле. Мы думаем: «Почему?». Я это могу сказать также и о себе. Я прекрасно понимаю, что ты можешь одеваться как вайшнав, косить под вайшнава, но быть им очень трудно. Быть по-настоящему трансцендентной личностью невозможно. До какой-то степени мы все подвергнуты сахаджизму, имитации. Такова наша природа. Но если мы находимся на подлинном потоке, то можем быть… Служение, самопредание сможет сделать нас совершенными через милость того мира.

Санньяса и киртан Махапрабху

00:43:44 Так вот, возвратимся к нашим баранам. Кришна играет гениальные роли. Он становится тем или иным. В своих ролях Он соответствует полностью. Он соответствует не на 99,9999999….%, а на все 100%. Если Кришна герой, то Он герой. Мы видим, что Он проявляет необычайные качества: как Рама, Он уходит в лес; как Махапрабху, Он оставляет мать и жену.

00:44:27 Когда Кришна играет роль Махапрабху и принимает санньясу… Есть книга… На обложке «Золотой вулкан божественной любви», где Махапрабху нарисован в отрешенном состоянии. Махапрабху говорит, что «завтра я уйду. Это моя последняя ночь. Это моя последняя встреча с моими друзьями». В высшей степени Он переживает разлуку со своей женой и матерью. Не так легко оставить любимых людей. Махапрабху жертвует ими ради всего. Он говорит: «Но если я смогу пробудить эти падшие души, которые спят в майе…».

00:45:09 И Махапрабху после принятия санньясы… Сказано, что, когда Махапрабху принимал санньясу, сотни тысячи обитателей Навадвипа рыдали все, как один. Сказано: когда услышали, что Кешава Бхарати в Катве дает санньясу Махапрабху, жители Навадвипа бросились. Их было столько много, что они перебежали через Гангу, сквозь реку, и никто не замочился. Т.е. когда такая толпа забежала в реку, то река… Как толпа термитов. (показывает) «Вжжуууух…». Так же толпа людей была в таком шоке, истерике… Когда люди увидели ашрам Кешава Бхарати, то они хотели разнести его на камни, камня на камне не оставить. Они стали кричать у ворот ашрама, что «если ты сейчас дашь Ему санньясу, то мы уничтожим и твой ашрам и тебя».

00:46:09 В это время Махапрабху брили голову. До конца не добрили, и Махапрабху вышел. Все были в шоке. Махапрабху появился на крыше ашрама. Когда люди увидели Махапрабху, они были в шоке. Махапрабху начал петь киртан. Когда Он стал петь харе-кришна киртан, в этот момент другое сознание пришло в умы тысячи людей. Они были все в блаженстве кришна-премы. Сотни тысяч людей пели и танцевали.

00:46:42 Мы не можем представить себе, что такое «киртан Махапрабху». Мы где-то там на Невском в переходе че-то там… пытаемся выдавить из себя какой-то там энтузиазм. «Киртан» обозначает «стопроцентное самопредание». И когда стопроцентное самопредание на таком уровне, вместе с Махапрабху…

00:47:05 Сказано, что очень важно то, кто поет киртан, кто присутствует в киртане. Шрила Шридхара Махарадж сказал: «В киртане должен быть хотя бы один квалифицированный вайшнав». Иначе это все будет попса. Это будет: (изображает новогоднюю мелодию «Jingle bells, Jingle bells») «Тынь-дынь-дынь, тынь-дынь-дынь, тынь-дынь-дынь-дынь-дынь». Но мы можем сказать, что среди нас нет квалифицированных вайшнавов. Тогда это должно происходить по воле вайшнава – по воле Шрилы Прабхупады, Шрилы Говинды Махараджа, Сарасвати Тхакура и т.д. Это не просто группа любителей индийской философии собралась и стала петь киртан.

Киртан или дискотека?

00:47:40 Когда я первый раз был в ашраме доктора Мишры, где Прабхупада жил в Нью Йорке в Абстейте. Я увидел ашрам доктора Мишры и, таких толстых индийских Свами, обожравшихся, обрюзгших, ну типа меня или даже ещё хуже. Они стали петь киртан. У них были таблы, ситары, куча крутых музыкальных инструментов. Когда я слушал их киртан, мне хотелось стошнить. Я ещё помню, на их киртане тетки (показывает) вот так танцевали, трясли задами. Мне показалось, что я нахожусь в порно клубе, где все трутся задами друг о друга. В этом киртане было только вожделение. Это был киртан майавади. Поэтому Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал, что «Киртан, который поют люди …представления, которым они испытывают, как… как люди приходят на дискотеку, познакомиться с кем-то, потереться друг о друга, - «в таком умонастроении киртан не является киртаном, а является ядом. …Когда мы берем самое сокровенное – имя Бога, и используем это вместо вазелина, чтобы потереться друг о друга под звуки кришна-нама».

00:48:59 Это настолько низменно, что я вышел, я не смог смотреть на эти лица. Хотя всем было хорошо в этот момент. Что-то в моем сердце не дало смотреть мне на этих людей. Я ушел оттуда. Не я один. Те преданные, которые были там, они как пробка выскочили оттуда. Потому что все преданные не привыкли к этому. Хотя для тех йогов и материалистов, которые там были, казалось, что все хорошо. «Мы тоже поем Харе Кришна», - они сказали. Типа: «В нашем ашраме тоже поют Харе Кришна». Но это немножко не то «Харе Кришна». Поэтому, именно дух самоотдачи, дух самопожертвования, дух самопосвящения чему-то высшему может привлечь Святое Имя. Оно может низойти только в этом умонастроении.

00:49:49 Таким образом, понимаем, что тот киртан, который пел Махапрабху, и та кришна-лила, которая существует, она полна трансцендентного нектара. Она является абсолютно чистой. Мы никогда не сможем имитировать это. Это невозможно. На своем уровне мы можем что-то пытаться делать, но всегда помнить о том, что «matala hari-jane visaya range / pujala raga patha gaurava bange» (Srila Sarsvati Th.). …то мы поклоняемся этому на расстоянии. Глупо было бы для нас сидеть и не петь киртан. Но с другой стороны, глупо думать: то, что мы делаем, это и есть то, что делал Махапрабху или настоящие вайшнавы. Это также вторая сторона иллюзии.

История об инициации чертей

00:50:38 Поэтому… Кришна играет свои трансцендентные лилы. Они движутся из брахманды в брахманду. Его спутники следуют за ним по Его воле. Для преданных нет разницы быть ли в духовном мире или материальном. Некоторые преданные идут в ад. В «Бхагаватам» есть история про одного преданного, который попал в ад. Черти пытались его тыкать вилами. Он сидел и воспевал Святое Имя, видя чертей, пытающихся тыкать его вилами. Черти поняли, что никакие из их инструментов на него не действуют, т.к. он трансцендентен. Тогда они стали поносить и ругать Господа Вишну. Только это его вывело из себя. Тогда, чтобы не слушать хрюканье и визги этих чертей, он стал им проповедовать: «Подождите! Вы начинаете ругать Господа Вишну». Он стал рассказывать о красоте Господа Вишну, о Его трансцендентных качествах. Через какое-то время черти, слушая это с текущими слюнями, стали преданными. Тогда он их инициировал, дал им посвящение в Харе-Кришна махамантру. Очень быстро они оставили тела чертей.

00:51:56 Чтобы было понятно от куда берутся черти, пишачи… Вообще чертей берут из грешников. В «Гаруда пуране» сказано. Те, кто особо, как бы, постарались. Они знают как кого поджарить надо, побольнее ущипнуть. (смеется). Это как в тюрьме. Из них же и набирают, из активистов. Особо активным говорят: «Ребята, хотите на выход побыстрее? Надо поработать чертом». Они с удовольствием идут в черти. Поэтому, когда они кому-то заливают раскаленный свинец в горло, то делают это с большим энтузиазмом. Знают как получше это делать, потому что знают, как надо по настоящему мучить, т.е. не понаслышке. Это шутка, конечно.

Наслаждение и боль

00:52:41 Потому что, когда мы говорим об адских мирах, нужно тоже понять, что все эти адские миры, существуют, но... Этот мир виртуален, ok? Чтобы понять что такое… Есть ад, нету ада. Мы живем в виртуальном мире. Игра «Марио», где с пиццей бегаешь по разным уровням. Смотрели, да? Игра «Марио» - одна из первых компьютерных игр. Такая, дурацкая и примитивная. Марио бежит с пиццей. И он там бежит по одному коридору, проваливается ниже, потом поднимается выше и т.д. Принцип какой – бегаешь по лабиринтам материального мира.

00:53:18 Ад так же иллюзорен, как и рай. Но когда тебе заливают в задницу свинец, то ты чувствуешь. (смех в зале). Но поскольку ты прибываешь в некоем материальном сознании, то разницы, по сути дела, между счастьем и страданием не существует. Поэтому, такие крутые трансценденталисты… Они, например, могут отключить своё тело и не испытывать боль. Они не осознают, что это все relative. Жара холод, тепло, боль. Конечно, нам больше всего нравятся наслаждения. Но сказано, что наслаждение гораздо опаснее, чем боль. Потому что, боль… тебе в задницу кто-то залил свинца, и ты сразу все понял. Понял, что на самом деле все не так, на самом деле - ты не самый главный. Но когда ты получаешь наслаждения, и тебе говорят, что ты самый крутой, ты самый трансцендентный - то, что мы хотим услышать, это опаснее всего. Поэтому, не бойтесь свинца. Можно начать практиковать уже сейчас. (смеется). Небольшими дозами в гомеопатических… Привыкать. Это шутка. Но в этой шутке есть доля правды. Эта правда состоит в том, что мы должны пытаться выйти из этого мира.

Наш мир - тюрьма

00:54:55 Конечно, на одной из лекций здесь в храме я говорил, что материальный мир – тюрьма, но в ней есть разные камеры. Здесь есть камеры в стиле Версачи, от лучших дизайнеров. Жан Поль Готье может сшить тебе полосатые штанишки. По моему, у Балы есть такая модная майка. Зэковская, да? (обращается к зрителю) Покажи ее. Ну, покажи. Сними, сними – покажи. (смеется). (смех в зале). (в шутку представляет Балу остальным). Балу. У него модная майка с номером заключенного. Ты можешь купить себе майку заключенного в бутике, но, в принципе, тебе её могут выдать бесплатно. (смеется).

История о пожилой «звезде»

00:55:47 Т.е. на каком-то плане бытия тебе дадут бесплатно и зубную щетку и майку и ботинки выдадут неплохие. Не нужно ходить в Gym, фитнес-центр. Тебе дадут бензопилу, и на свежем воздухе можешь ей упражняться. Или наоборот будешь вынужден давить прыщи на лице, покупать себе дорогие вещи, изображать из себя того, кем ты не являешься. Ты будешь должен пытаться быть популярен, но популярность такая штука как птица удачи: она прилетела на пять минут и сделала тебя своим рабом и улетела.

00:56:39 Я помню, когда я жил в Америке, я жил рядом с [Винком] центром. У меня в доме жили многие артисты. (Вернее я жил в их доме). И бабушка соседка вырезала себе из картона звезду, раскрасила её и написала «здесь живёт звезда». Она была самой мерзкой бабкой, (смех в зале) которая больше всех доставала меня. А этажом выше была моя квартира, Сатьи и Ямуна ещё жила там. Бабка была в полном шоке от нас ото всех. И «звезда» все время ворчала.

00:57:21 Однажды, услышав её ворчание, я спросил: «А почему ты звезда?». Это для нее был такой радостный момент. Она стала рассказывать, какой она была молодой, стала показывать свои фотографии. Она, ничего была, такая, тетка. …как она танцевала на Бродвее. Но это была такая сморщенная старая бабка. Но в результате того, что она была звездой, танцевала на Бродвее, виляла задом, все закончилось тем, что она не вышла замуж, не родила детей и протанцевала до сорока с чем-то лет. А потом с кучей профессиональных болезней стала никому ненужной. Ее ухажеры слились. Всё, что у нее осталось – ножницы и фломастеры. Она написала «звезда». И так она жила и сама себе звездила.

00:58:14 Это ужасная история материального существования человека, потому что это ждет каждого материалиста - разочарование. И наоборот. Чем глубже ты проникаешь в Cознание Кришны, тем больше очарования в сознании Кришны.

Любитель литературы

00:58:30 Сейчас мы проводим арати. Все Cознание Кришны состоит из очень гармоничной практики: песни, танцы, прасад, еда, слушание самых интересных вещей в мире, рассказ об этом другим. Поэтому, в сознании Кришны личность очень гармонично развивается. Ты был, может быть, не очень развитым человеком… Вот я, например. Я знаю, что у меня материального образования вообще никакого нет. Я закончил ПТУ со справкой. (смеется). Серьезно. Так же, как и все мои друзья. Потому что мне было неинтересно учиться. Я не мог понять, например, в физике. Я не понимал, как это мне в жизни реально пригодится. Единственное, что мне нравилось – литература. У меня по литературе были пятерки. Причем, я писал всегда спекулятивные сочинения, всегда писал против. Тему какую-то задавали, и я писал против.

00:59:37 И вот в училище был преподаватель по литературе, и мы с ним скорешились. Он нам на уроках литературы читал крутые классические книги. И, кстати, хочу сказать, это был очень классный преподаватель, потому что он действительно приучил нас к литературе. Он читал нам очень хорошие книги. Я помню, начиная от Исаака Бабеля про бандитов и заканчивая… Т.е. читал нам разных интересных писателей. Он объяснял, какие приемы писатели используют. Это было действительно интересно. У него был свой курс литературы. Это был единственный урок, который мы не прогуливали. Мы приходили на литературу и два часа слушали с удовольствием. Это было действительно общение. Это побудило нас, по крайней мере, читать книги. Остальные учителя были гораздо примитивнее и скучнее.

Гуманитарное трансцендентное образование

01:00:34 Поэтому, образование в сознании Кришны будет гуманитарное, трансцендентное. Это Священные писания, вокал, искусство. Самое главное, что это целостно развивает личность. Если будешь практиковать Cознание Кришны, то научишься общаться с другими людьми, научишься их слушать и т.д. Сознание Кришны уникальным образом развивает человека. Я могу сказать, что каждый это может почувствовать на себе. Каждый может почувствовать на себе. Есть такой тест: делаешь фотографию человека до Cознания Кришны (смеется)(смех в зале). А потом, если он практикует, через год, через два, через три, ты посмотришь как лицо у тебя меняется. Сначала шариковское, такое, лицо – (показывает) «АААА!!!» Раз! – сфотографировал. Потом… Можешь через каждые полгода фотографии делать. Ты посмотришь, как будет лицо твоё изменяться. Представляете какое у меня раньше было лицо? (смеется)… или у Макханчора? Или у Аджиты?
(зритель) Или его вообще не было. (смеется)(смех в зале). Джайа Шри Харинама санкиртана Ки! Джайа!.