Подлинная духовность и религиозный экстремизм

04 September 2008
Динамическая Реальность. Полноразвитый теизм. Нравится ли Богу фанатизм? Господь являет себя. Материальный мир – наш выбор. Право изменить себя. Три принципа бхакти. Проповедь и практика. Взаимообмен любви. Физическая смерть не приближает к Истине.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:26:50 | качество: mp3 80kB/s 15 Mb | прослушано: 460 | скачано: 566 | избрано: 7
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Динамическая Реальность

00:00:00 Мне было приятно то, что, находясь здесь, одновременно в этом месте, я слышал, что люди, которые собрались здесь - преданные, они обсуждают столь возвышенные темы. И, действительно, когда мы говорим о развитии теизма как такового, мы увидим, что теизм - это то, что не может стоять на месте. Идея, что 2000 лет тому назад или 5000 лет тому назад кто-то что-то сказал о Боге, это всё равно что 500 лет тому назад Леонардо Да Винчи что-то сказал о вертолетах. То, как выглядит вертолет и то, как они летают, безусловно, невозможно сравнить с представлениями Леонардо Да Винчи. Мало того, что если бы самолетостроение было построено только на каких-то столетних идеях о том, что это такое, мы вполне возможно сегодня жили бы в полукаменном веке.

00:01:07 Но почему-то, когда люди думают о Божественной реальности, о теистической мысли, мы увидим, что представление человека о Боге фактически сотнями или тысячами лет не изменяются. Да, безусловно, есть какие-то общие фундаментальные представления о Божественной реальности, но, тем не менее, понимаешь, что мир сознания - это мир постоянно развивающийся, постоянно открывающий себя. Мы не можем клеймить своё сознание какими-то статическими идеями.

00:01:42 И, в данном случае, здесь в нашем центре я слышал те вещи, которые являются одним из новейшего откровения, по сути дела. Потому что речь идет не только о великих учителях последователях Шри Рупы, последователях Шри Чайтаньи Махапрабху, речь идет не только о их приемниках. Речь идет о том, что здесь буквально недавно Шрипад Госвами Махарадж переосмыслял все эти вещи. И сейчас Динашрая Прабху - очень молодой преданный, но очень квалифицированно рассуждает об этом. Это было, безусловно, приятно, потому что можно понять, что та теистическая идея, которая вечна, и она живёт в умах и сердцах преданных.

00:02:31 Принцип истины таковой, что «татвам вигихитам бухае хридаенам махаджанам». Татва, она живет, истина - она живёт в сердцах. И если существуют те сердца, которые готовы воспринимать истину, то истина будет находиться именно в этом месте. Если в данный момент или в данном обществе нет людей, которые готовы воспринимать искренне и честно эту истину, истина там будет проявлена в искаженном состоянии. Кришна говорит: «Настолько, насколько ты стремишься познать меня, настолько я открываюсь тебе».

Полноразвитый теизм

00:03:05 Соответственно, можно определить присутствие теистической мысли в разных местах, в разных конфессиях. Абсолют являет себя в соответствии с тем, как его хотят воспринимать преданные. И это в целом одно из качеств Кришны. Если кто-то своей внутренней духовной природой хочет воспринимать Кришну как, ну предположим, друга, то Кришна устроит таким образом, что ты будешь думать, что Кришна мой друг. Ты не будешь думать, что я играю с Богом. Или я имею дело с безграничным. Нет, ты будешь думать, что Кришна друг, для меня Он все и вся, и я хочу сегодня с ним играть в футбол.

00:03:51 И в этом смысле Шрила Говинда Махарадж говорит уникальным образом: «Вряд ли вы увидите картины типа "Кто-то играет в футбол с Аллахом". Это невозможно. Или, вряд ли вы увидите картины, что кто-то вступил в отношения супружеские с Христом. Это невозможно». Но когда мы говорим о Кришне, о источнике красоты, гармонии и реальности, мы увидим, что вполне возможно играть с Кришной в футбол.

00:04:33 Мало того, мы увидим, что те души, которые воспринимают Его как друга, они не просто будут играть с Кришной в футбол, Кришна будет проигрывать. Почему? Потому что на поле отношений… Как например, если мы вдруг... Трехлетний ребенок хочет с нами сыграть во что-то, побороться с нами, вполне возможно, что этот трехлетний ребенок нас поборет. Почему? Потому что естественно наше сердце полно любви, чувства привязанности само собой захочет поддаться. Вряд ли мы будем с силой отбрасывать трехлетнего ребенка и т.д. Почему? Наша масса, вес нашего тела, наша физическая сила безусловно намного выше, чем у трехлетнего ребенка. Но когда мы видим, как он это делает с искренностью и с любовью, в этот момент мы можем лечь на лопатки и сказать: "Все! Все! Все! Победил-победил-победил!," поднять руки и т.д. И в этом идея и красоты Cознания Кришны. Мы увидим в сознании Кришны идею развития отношений между Богом и живым существом в высшей степени. Именно поэтому называется "Полноразвитый теизм".

Нравится ли Богу фанатизм?

00:05:50 Очень часто, когда ты задаешь людям вопросы... Я ехал в электричке, и пожилая женщина... В электричке все возмущались по поводу терактов и возмущались очень громко. И, естественно, поскольку мы молодые, улыбались, мы в связи с обстановкой не были одеты в одежды монахов, все возмущение перевелось на нас, потому что мы молодые. Там сидело 5 или 6 женщин в плацкарте. И, поскольку мы были молодые, с компьютером, все возмущение вылилось на нас. Я говорю: «А можно компьютер здесь положить?» «Нет! На этом столе не будет компьютера!» И я что-то такое ещё сказал... Ну и поскольку все были, так сказать, в напряге, всем нужно было выпустить пар. И стали выпускать все тетки пар на нас. «Вот…», там, что-то… Они стали говорить про что происходит, какова современная религия, что ради современной религии люди убивают других людей и т.д.

00:07:06 И, по сути дела, когда мы начали с ними общаться, мы пришли в этой беседе к заключению что... Я спросил: "Как вы думаете, какова реакция Бога на все происходящее?" И в этот момент у теток зависли хард-диски. Я говорю: "Как вы считаете, Богу, вообще, всё это нравится? Вот вам это не нравится. В поезде вы ругаетесь, что религия очень плохая... Вы думаете Богу это тоже нравится? Что, например, от Его имени кто-то захватывает школы, от Его имени кто-то выдвигает манифест". И эти женщины... Они задумались. Они сказали: "Никто не может знать что нравится, по сути дела..." Вероятно, Богу это не нравится. Как, например, вы включаете телевизор и вдруг узнаете, что от вашего имени кто-то пришел к соседям, отнял у них спички, соль. От вашего имени он ведет переговоры. Он требует съехать или заехать...

00:08:25 Сначала, естественно, эти женщины были шокированы этим вопросом "Нравится это Богу или не нравится Богу". Естественно я не стал говорить, что у Бога есть своя точка зрения. Но я принял позицию обще социальную. Я сказал: "Конечно, Богу это не нравится, когда от его имени совершают преступления, теракты и т.д."

00:08:51 Дальше возникает вопрос - "Куда Он смотрит?" "Куда смотрел Бог?" "Почему не раздвинулись небеса?" "Почему не появился Аллах с рупором и сказал, что… (изображает говорящего в рупор) «Это… Это не мои люди!». (смеется).(смех в зале). «Я не давал такого распоряжения!» «Подожди, подожди. Ты же сказал в Коране про… в 31-м стихе». «Я имел в виду совершенно другое». Этого тоже не произошло.

Господь являет себя

00:09:33 Значит, отсюда нужно сделать вывод, который сказал Шрила Шридхара Махарадж однажды в беседе с одним из людей интеллектуалов. Этот человек ему сказал: «Когда мы говорим о Боге, Он настолько велик, и мы настолько малы, что…» По сути дела… Какие у вас, например, проблемы с конфликтами вируса чумы, золотухи? Вы знаете, да, что вирусы иногда конфликтуют друг с другом? В нашем организме один вирус болезни иногда поражает другой вирус болезни. В этом есть тоже некий баланс, гармония, когда одни микробы съедают других микробов. Какое вам дело до этого? В вашем организме сейчас происходят тысячи миллиарды обменов, вирусов, бактерий, огромное количество различных функций происходит. Какое до этого вам дело? Если это вас реально не беспокоит, ваше здоровье, вы может даже и не задумываетесь об этом.

00:10:53 Поэтому, когда мы говорим о высшем божественном мире… Этот человек сказал Шриле Шридхару Махараджу: «Какое дело до нас этому высшему живому существу?» И Шрила Шридхара Махарадж сказал: «О нет. Это не так. Он – самый величайший, но, тем не менее, он внутри каждого атома. Он…», - цитируя священные писания, - «…близок к тебе, чем ты сам». Ты не знаешь, кто ты, но Кришна присутствует в каждом сердце в форме Параматмы. Поэтому, Ему известно все. Ему известно даже твоё настоящее, прошлое и будущее. И он, с одной стороны, не имеет к этому миру никакого отношения. Он не вмешивается в дела людей. Но с другой стороны, всегда, когда в твоем сердце существует желание понять истину, как сказал Динашрайа Прабху, Он тут же приходит к тебе в форме Гуру». Облака не раздвигаются. Но в форме гуру, вайшнава, книги, мудрого человека, Он придёт к тебе тут же. Иногда сам приходит во сне в форме гуру. Иногда как гуру. Иногда как какой-то человек. Как некий принцип. И Шрила Шридхара Махарадж сказал, что «он имеет право, будучи безграничным, явить себя всем и каждому. Он оставляет это за собой». И, в этом состоит идея Сознания Кришны.

Материальный мир – наш выбор

00:12:31 Речь идет о чем-то великом и бесконечном, безграничном, то что мы называем «Кришна», до конца не можем понять. Но это бесконечное «bhoktāraṁ yajña-tapasāṁ / sarva-loka-maheśvaram» (Bg 5.29) - Он друг всех живых существ. И, оказывается, когда мы имеем дело с Богом, мы имеем дело с другом. Это друг. И этот тот самый друг, который готов всегда отдать своё сердце. Это тот самый друг, приблизившись к которому ты можешь с ним играть в футбол. Это тот самый друг, который может выслушать тебя. Это тот самый друг, с которым ты можешь быть ближе всего.

00:13:12 И, когда мы говорим о таком понимании Бога, мы можем понять, что в этом аспекте Он не имеет никакого отношения к тому насилию и несовершенству, которое происходит в этом мире. Мы сами выбрали мир эксплуатации. Мы сами выбрали эту материальную тюрьму. Мы, даже, сами совершая грехи, можем делать это от Его имени. Естественно, что Он не имеет к этому никакого отношения.

00:13:38 Но следующий вопрос, который возникает: почему существует этот мир. И ответ на него, гениальный ответ, который дают священные писания и Шрила Шридхара Махарадж: «Этот мир существует как антитезис духовному миру. Если бы не существовало маленькой тюрьмы в каждом государстве, то мы не могли бы понять что такое свобода и демократия». В каждом свободном демократическом государстве существует тюрьма. Почему? Тюрьма – это элемент свободы. Антитезис. Так же как… Как вы могли оценить свет если бы не было тени, тьмы? Тьма нужна лишь только для того, чтобы оценить свет. Как антитезис света должна быть тьма. Как антитезис любви и гармонии должна быть ненависть. В противном случае, если только одна любовь и гармония, то какова в ней ценность. Никакой ценности нет.

00:14:41 Поэтому, в этом мире… мы попали в тот мир, где можно убивать, грабить, от имени Бога можно выдвигать совершенно чудовищные идеи, и даже думать, что ты борешься за них. Но это не имеет никакого отношения к Божественному миру.

Право изменить себя

00:15:01 Отсюда возникает следующий вопрос: какова наша цель? Каково наше положение в этом мире? Какое положение мы занимаем относительно этой реальности? Я имею ввиду, когда говорю слово «мы», «наша цель» я имею ввиду преданных Кришны. Тех людей, которые верят в эту концепцию. Как мы должны реагировать на этот мир? Каким образом мы можем жить?

00:15:32 Первое что мы должны понять, что мы находимся сейчас в мире эксплуатации. И мы находимся в мире эксплуатации очень давно и очень глубоко. И эксплуатация это то, что не только за пределами этого храма, эксплуатация это то, что в этом храме. Это тело – тоже храм. И в нём присутствуют все тенденции эксплуатировать. И, в первую очередь, поскольку мы находимся в тюрьме материального мира, мы рецидивисты. Мы эксплуататоры. Поэтому первое, что мы начинаем делать, возвращаться домой в духовный мир, мы начинаем с себя. Мы ничего не можем изменить.

00:16:15 Я помню: мы сидели и думали, что бы сделать в школе этой? Буквально два дня тому назад я сидел и читал интернет, и рядом сидело наших пара преданных. Они бывшие военные. Я задал им вопрос: «Как освободить детей?» И возникла масса идей. Один из преданных сказал: «Надо закидать террористов шумовыми гранатами, световыми гранатами». Тогда военный сказал: «Нет-нет! Если кидать гранаты, дети половина… свет, шум… половину детей контузит и т.д.»

00:16:54 Потом стали читать газету, как, там, в Латинской Америке… В общем, прикольно с террористами расправились. Спецслужбы построили макет дома и подбросили террористам мяч. И вот когда у террористов поехала крыша, они стали играть в мяч, в футбол во дворе, те подкопали под двор. Сделали подкоп. Слушали, как они играли в футбол и взорвали их потом. (смеется). Заложники остались живы, а половину террористов сразу же взорвали. Но вряд ли чечены дойдут до того, что будут играть в мяч. И т.д. Мы сидели и думали что делать. Но реально мы не смогли ничего сделать. Ни я, ни вы, ни все те люди, которые смотрели телевизор, мы ничего не смогли сделать.

00:17:42 Но, единственное, что мы можем сделать в этом мире, это что-то сделать с собой. Вот на это у нас есть сто процентные права. И здесь никто из нас не скажет, что между походом в храм и походом на дискотеку, между выбором «сегодня я буду есть яд, мясо, алкоголь, либо я сегодня буду есть прасад, предложенный Кришне. Я сегодня проведу вечер в Лахте или с другими духовными людьми и друзьями. Либо сегодня вечер я проведу в полуневменяемом состоянии где-то». Вот здесь у нас есть абсолютная свобода выбора и абсолютная возможность исправить самих себя. И, исходя из этого, Cознание Кришны говорит о том, что ты должен начать с себя. И наши гуру говорят две вещи: проповедь и практика.

00:18:40 По сути дела, когда мы говорим о том, во что мы верим, а мы верим в то, что Бог не является врагом всех в этом мире. Мы верим, что Он – высшее живое существо, которое в принципе вступает во взаимоотношения с каждым, кто к Нему стремится. То есть Бог ни кому не отказывает, если живые существа стремятся к Нему в определённом умонастроении.

00:19:11 И наша вера состоит в том, что каждое живое существо Его вечный слуга. Соответственно, Cознание Кришны это не какая-то там индийская фольклорная традиция. Никакого к этому отношения не имеет, хотя внешне выглядит очень похоже: сари, дхоти и т.д. «Наверно этим людям нравится Индия». Мы говорим: «Да, нам нравится Индия». Это так, но это не имеет никакого отношения, для каждого живого существа. Итак, когда мы верим в то, что мы являемся вечными слугами Бога, мы начинаем Ему естественным образом служить.

Три принципа бхакти

00:19:50 Таким образом, в сознании Кришны основная идея это – дживе дойа, нама ручи, вайшнава севам. Дживе дойа – это сострадание каждому живому существу. Почему? Потому что каждое живое существо – часть Бога. Сострадание не только к людям, сострадание также к животным. Именно поэтому мы не убиваем животных, не принимаем их в пищу. Мы не заставляем страдать вокруг нас окружающих. Дживе дойа. И мы начинаем поклоняться каждому, оказывать почтение каждому в соответствии с его положением. Конечно, это не значит, что мы сейчас сюда бомжей приведем, их помоем и посадим на алтарь, нальем им по стакану водки и будем смотреть с умилением как они…
- Вам хорошо, ребята?
- Очень хорошо!
- Огурцов принести ещё?
- Да.
- Сейчас принесем.
Нет. Сострадание каждому живому существу в соответствии с его положением. И какое положение?

00:20:45 Мы в первую очередь будем стремиться общаться с теми, кто духовно продвинут. И если мы будем чему-то или кому-то поклоняться, то только тем людям, которые ушли выше, чем мы в духовной жизни. Они будут нам помогать. Мы будем помогать другим. Как мы будем помогать другим? Мы можем ходить и раздавать еду. Но мы не сможем накормить весь мир. Но, по крайней мере, когда мы воспеваем Святое Имя Кришны, харе-кришна махамантру, Кришнанам, то, что в Священных Писаниях описано как более совершенное… Потому что имя Бога более совершенное, чем все совершенное, более ценное, чем все ценное. Что может быть выше, чем имя Кришны, Кришнанам, имени Бога? Ничего не может быть более ценного. Поэтому, воспевая кришна-нам, естественным образом происходит обмен.

00:21:35 Мы поем Харе Кришна на улице. Может кто-то смеется над нами. Типа: (показывает) «Ха-ха, ха-ха». Но они слышат имя Кришны. Они соприкасаются так или иначе с этой субстанцией. В этом смысле мы делимся самым ценным, что у нас есть. Все остальное не столь ценно. И, таким образом, принимая образ жизни вайшнавов, воспевая святое имя Кришны, мы начинаем сами практиковать эту жизнь для себя.

00:22:04 И, сказано, что вайшнав является образцом всех живых существ. Почему? Практикуя духовную жизнь, постепенно, в общении духовном, он становится сострадательным, милосердным. В нем проявляются все благие качества. И… вайшнава-севам. Т.е. он служит высшему миру. Служит высшему миру через гуру, через вайшнавов, через общество, общество преданных, тех людей, которые богосознающие.

Проповедь и практика

00:22:34 И, таким образом… Это очень просто. В принципе, в этом нет ничего сложного. Проповедь и практика - это две основы жизни вайшнавов. Мы применяем это к себе, и мы также помогаем другим. В первую очередь наша проповедь происходит на нашем собственном примере.

00:22:53 Часто очень мне люди говорят, что я начал практиковать духовную жизнь, и я настолько изменился, что люди подходят ко мне, улыбаются и спрашивают: «А что Вы? Чем Вы занимаетесь?», - и т.д. Почему? Потому что… Один человек мне рассказал: «Мои соседи не могли выносить меня раньше. Когда мои соседи видели меня в лифте, меня от них трясло. Но теперь, когда я стал воспевать кришнанам, полностью изменился. Мои соседи спрашивают: «Что с тобой случилось?» Не потому, что ты похож на сумасшедшего, а потому что этот человек естественным образом перестал причинять страдания окружающим. Только тем, что он живёт духовной жизнью, практикует и т.д.

Взаимообмен любви

00:23:35 Таким образом происходит гармония. Гармония – то, когда все стремятся удовлетворить высшее. Как в музыкальном оркестре, Шрила Шридхар Махарадж объяснил, скрипки, контрабасы, все играет, но все играет ради Высшего. Ради одного дирижера. Кто в этом мире дирижер с палочкой? Это Кришна. А те, кто стремятся удовлетворить Его, это его преданные. Таким образом устроен духовный мир. Один Бог, который самый наслаждающийся, но сам Кришна говорит: «Моя религия – это служить моим преданным». То есть, как президент. Хороший президент или хороший царь скажет: «Я не живу для себя. Я живу для подданных». Так же и Кришна говорит: «Не смотря на то, что я – Бог, я живу ради всех этих живых существ. Я существую только ради их счастья».

00:24:35 И мы увидим, что все отдают центру все: всю свою энергию, всю свою любовь, все свои чувства. А центр, или Кришна… Почему Он Кришна? Потому что Он в состоянии, Он - Бог. Он в состоянии отдать себя полностью всем. Ему ничего не нужно. И в этом мы увидим, что та любовь, которая направляется на Него, в миллиарды раз увеличивается и отдается всем живым существам. И это происходит… Живые существа ещё больше начинают Его любить. Он ещё больше начинает им отдавать. Они ещё больше Его любят, Он ещё больше. Это происходит вечно. Сказано «radha-krisna-nitya-lila korila parkas» (Narottam Das Th., «Nama-sankirtana», 8). Это происходит вечно. Это никогда не уменьшается.

Физическая смерть не приближает к Истине

00:25:19 Поэтому, когда мы говорим о духовном мире, это не вопрос, что один раз надо рвануть кольцо, «Аллах Акбар», и все закончилось на этом. Махапрабху сказал: «Если бы я смертью мог достичь Кришны, я был бы готов умереть миллионы, тысячи раз ради Бога». Смертью невозможно Его достичь. Его невозможно достичь, причинив боль другим. Невозможно достичь. Если ты… Ты должен отдать Ему не только своё сердце. Ты должен отдать ему каждый вдох, каждый выдох, каждую мысль. И при этом не претендовать ни на что. Такое самопожертвование описывают Веды. И это подлинное самопожертвование и есть высший гуманизм. И в « Бхагавад-гите» говорится, что если душа выходит на этот уровень, то она очищает всех вокруг.

00:26:12 Поэтому то, что трансформировано через материальный ум как невежество, то, что не понято из священных писаний, то, что осквернено эксплуататорской идеей превосходства, не может быть духовным. И, соответственно, не может ни вайшнавизмом, ни исламом, ни христианством. Но когда мы говорим об обратной противоположной грани мы увидим, что «что такое вайшнавизм?» - это то, по сути дела, к чему мы стремимся. (прославляет божеств храма и т.д.) Джайа Шри-Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава Джиу Сундара Ки! Джайа! Харинама санкиртана Ки! Джайа! Гаура премананде! Харибол!