Надмирная природа Сознания Кришны

Санкт-Петербург, Лахта. центр ШЧСМ. - 13 декабря 2004
За пределами религии. Уровень сознания «вайдхика-бхакти». Истина не всегда соответствует общественным стандартам. Деградация общества в эпоху Кали. Жить по законам Вселенной. Кришна прекрасен во всех проявлениях. Символический смысл освобождения Путаны. Методы бхакти-йоги. Жизнь и уход Махараджа Парикшита. Смерть как этап преображения. Кришна трансцендентен даже к Ведам. Сокровенный смысл Махапрабху с поднятой рукой. Божественное рабство. Высочайшие уровни Сознания Кришны.
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:14:40 | качество: mp3 128kB/s 68 Mb | прослушано: 475 | скачано: 415 | избрано: 9
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

За пределами религии. Истина не всегда соответствует общественным стандартам. Деградация общества в эпоху Кали. Жить по законам Вселенной. Кришна прекрасен во всех проявлениях. Символический смысл освобождения Путаны. Методы бхакти-йоги. Жизнь и уход Махараджа Парикшита. Смерть как этап преображения. Кришна трансцендентен даже к Ведам. Сокровенный смысл Махапрабху с поднятой рукой. Божественное рабство. Высочайшие уровни Сознания Кришны.

За пределами религии

00:00:02 Очень часто, когда мы говорим о Кришне, Кришна представляется нам как некое высшее живое существо, что-то запредельное, что-то безграничное. Тем не менее, нам очень трудно до конца понять его безграничную безграничность, поскольку мы ограниченные живые существа. Все наши мерки о высшей реальности имеют границы. Наше сознание ограничено.

00:00:43 Очень часто мы употребляем слово «трансцендентный». Модное слово. Если разобраться с тем, что обозначает это слово «трансцендентный»... Например, «Кришна трансцендентен к гунам материальной природы». Это конкретное понятие, говорящее о том, что весь мир состоит из, фактически... Берем какие-то три химиката в химии, смешиваем их и получаем коктейль какой-то. Больше белка, больше желтка, больше сахара. Поэтому, когда мы говорим, что Кришна трансцендентен к трем гунам материальной природы, мы понимаем, что эти три гуны – не что иное как три состояния сознания. Которые определяются такими, как раджа, тама, саттва. Сознание невежества, сознание страсти (или действия), и сознание благости.

00:01:50 По сути дела, эти три состояния рождают весь мир. Человек может сказать: «Каким образом это возможно?» Но художник скажет: «Три цвета», - из которых рождаются вся палитра, миллионы цветов. Музыкант скажет: «Семь нот». Семь звуков, но из них рождается вся музыка. Поэтому, для нас не трудно понять, что три состояния – саттва, тама, раджа – рождают тысячи разных концепций материального существования. Если все это обратным образом, весь этот мир, сводить обратным образом…То есть мир можно довести до трех состояний - тама, саттва, раджа.

00:02:44 Мы видим спившегося алкоголика, говорим тамагуна. Видим действующего кшатрия или спортсмена, говорим, что он находится в раджасе. И если мы видим сияющего мудреца, говорим, что он просветлен, он находится в саттве.

00:03:05 Но Кришна трансцендентен даже к этому. Как Он трансцендентен к таме, радже и саттве, очень трудно понять. Поскольку тама, раджа и саттва, все эти три состояния также существуют в Кришне. Если бы не было этих состояний, не было бы Кришны, не было бы ничего в этом мире.

00:03:27 Но такое понятие «трансцендентен» обозначает, что «не подчиняется законам». Художник не подчиняется… Гений может музыку сыграть по-другому. У него есть тысячи вариаций. Он не ограничен чем-то одним.

00:03:49 Кришна находится безгранично выше всех этих состояний. Именно поэтому эти три состояния реальности – тама, саттва, раджа - представлены как гуна-аватары. Брахма – аватар раджагуны, страсти, деятельности, поэтому он творит мир. Шива – аватар тама-гуны, поэтому он в какой-то степени является инструментом творения: принцип отца соединяется с принципом природы, с принципом матери. Как инструмент творения. Через него творится этот мир. Вишну - непосредственно сам Господь, является олицетворением саттвы. Иными словами: в этом мире если ещё кто-то и может быть использован как инструмент разрушения мира, инструмент творения мира, но поддержание мира - самое сложное – Вишну всё равно принимает на себя.

00:04:58 Но в этом смысле Он инкарнирует как Кширодакашайа, Каранадакашайа и Гарбхадакашайа Вишну. То есть это не простой Вишну. Вишну Вишну рознь. Вишну, который гуна-аватара, самая скромная позиция из Вишну.

00:05:16 Когда речь идет о Кришне, все гораздо сложнее становится. Почему? Потому что Кришна говорит: «Я трансцендентен к этому», - ко всему. Когда Кришна говорит, что Он трансцендентен, это обозначает, что Он даже трансцендентен к религии. В «Бхагавад Гите», когда Шри Кришна говорит: ahaṁ sarvasya prabhavo/ mattaḥ sarvaṁ pravartate /iti matvā bhajante māṁ / budhā bhāva-samanvitāḥ (Bg 10.8). Шрила Шридхара Махарадж, это наш Ачарйа, являет гениальную идею, что Кришна является источником всего, а значит и источником религии и веры как таковой. И одновременно в той же «Бхагавад Гите» Кришна говорит: «sarva-dharmān parityajya / mām ekaṁ śaraṇaṁ vraja» (Bg 18.66), - «Оставь всю религию». Потому что, «Являясь автором религии как таковой, т.е. системы верования, системы богопонимания, тем не менее Я четко осознаю, что не вмещаюсь в так называемую религию».

00:06:20 Тогда кто-то может сказать: «Но мы же последователи ведической религии. Именно ведическая религия вмещает в себя все представления о Кришне. То, что мы знаем о Кришне, мы знаем из ведической религии». Но в Ади-канде «Шри Чайтанйа Чаритамриты», мы видим строчку, звучащую так «И тогда, Господь Кришна, трансцендентный к ведической религии», вернее там написано «трансцендентный к морали ведической религии, вступил в танец раса с тысячами гопи».

00:06:54 То есть, мы увидим, что религия сама по себе является инструментом достижения высшего плана бытия. И то, чем мы сейчас занимаемся называется вайдхика-марга. Религия, в которой очень много ограничений. То есть, мы воздерживаемся от неблагочестивой деятельности. Но этого мало. В более высшей степени мы заняты только благочестивой деятельностью. Но этого ещё мало. Мы пытаемся воспевать Имя Кришны, участвовать с санкиртане, в поклонении.

00:07:41 Т.е., сама по себе система… Если изложить ведическую систему и изложить наш путь, то мы увидим, что в этом пути очень много ограничений. Даже материалисты говорят… Типа ни мяса, ни секса, ни водки, ни денег, ни азартных игр… Они сразу же говорят «Нет». Потому что, все то, что в Сознании Кришны, является самым простым, то с чего начинается Сознание Кришны, для материалистов это невозможно. Типа: «Эй, ты не ешь мяса. Посмотри на себя. Какой ты худой». Но если они увидят рожу Авадхута Махараджа, то они поймут, что… как бы [смеется]… …трудно применять одинаковый шаблон ко всем. Они говорят: «Ты, наверное, по ночам ешь мясо». Наверное.

00:08:36 Но смысл в том, что… По сути дела, почему Кришна трансцендентен к религии, потому что та религия, которой мы занимаемся сейчас, это что-то типа того, как мы изучаем ноты «до-ре-ми-фа-соль-ля-си», или краски, словосочетания, или звуки, или пишем буквы в прописях. По сути дела, это нельзя назвать письмом, но, не овладев этой техникой правописания букв или комбинаций цветов, ты не сможешь рисовать. Не выучив гаммы – не сможешь играть.

00:09:18 И также тот уровень, на котором мы сейчас находимся называется вайдхика-бхакти. Это правила и предписания. Это поклонение Кришне на платформе правил и предписаний. В писаниях сказано: «До какой степени это будет продолжаться?» То же самое, как вы спросите у учителя музыки: «До какой степени я должен буду играть гаммы?» Что ответит учитель музыки? Он ответит: «До той степени, пока некая спонтанная способность слагать из этих аккордов и звуковых композиций не проявится в тебе, и ты не сможешь в один день играть». Но, когда ты научишься играть Шуберта по нотам, ты увидишь, что самая высшая стадия - это импровизация. Когда пианист садится за рояль. У него нет нот. Он просто входит в определённое состояние, как в поток, и начинает играть. И этот поток может быть…

00:10:23 Есть гениальные пианисты, которые просто живут этим. Как они играют никто не может понять. Потому что они играют музыку и эта музыка гениальна. Джаз. Импровизация. Иногда они могут играть часами. Но прежде, чем стали теми гениальными джазистами, пианистами, они могут вам честно сказать: - до этого я восемь-десять часов в день играл гаммы, ставил руки и т.д.

00:10:53 Итак, мы находимся на той стадии Сознания Кришны, когда, хотя Кришна трансцендентен к религии, но на определённом этапе соприкосновения с Сознанием Кришны, мы вынуждены встать на путь религии. Поскольку материальное состояние таково, что нас не привлекает ничто духовное, а наоборот – все привлекает материальное. В писаниях сказано: «asat-saṅga-tyāga,—ei vaiṣṇava-ācāra» (CC Madhya 22.87). Ты должен… Что такое духовная жизнь? На первом параметре духовной жизни ты должен асат-санга тйага - должен понять, что такое асат, что неблагоприятно для тебя и это отвергать; эи вайшнава ачар – ты должен принимать все благоприятное. Ты должен принимать примеры. Ты должен следовать идеалам.

Истина не всегда соответствует общественным стандартам

00:11:49 В данном случае для нас асат-санга – целый список, то, что для нас это неблагоприятно – друзья алкоголики, люди, которые стремятся к чувственным наслаждениям… Их обуревают желания денег, славы, по сути дела, и много многое другое. В принципе, все понимают, что такое асат-санга. Очень важно для нас научиться на нашем этапе оставлять асат-сангу и - эи вайшнава ачар - принимать наставления вайшнавов.

00:12:29 Тогда кто-то может разумно сказать, что «Ну, да. Таким образом, заковав себя в рамки вы становитесь пленником своей системы, вы становитесь пленником той или иной религии, тем самым вы становитесь сектантами». Человек скажет: «В свободном мире человеку ничего не запрещено». Мы можем сказать ему в ответ: «Это не так. Просто мы и вы живем по разным сводам законов. Например, в свободном человеческом обществе запрещено убийство. Убивая, вы попадаете в тюрьму. Но ваше представление об убийстве распространяется только на то, что нельзя убить, там, соседку, а негра можно убить по пьянке – ничего страшного. Забили ногами скины - он же не русский».

00:13:35 Каждый свою мораль пытается низвести до своего собственного низменного понимания. Поэтому, когда мы говорим о вайшнавах, мы можем понять, что вайшнавы следуют законам так же, как и все остальные. Но все остальные следуют мнимым законам или временным законам, тогда как вайшнавы следуют законам священных писаний. Мы можем сказать, что люди, которые живут материальной жизнью, грешники, преступники. Те, кто не принимает вайшнавизм. Почему? Потому что, они принимают то, что за убийство ты будешь наказан, но не считают, что ты будешь наказан за убийство коровы, курицы.

00:14:24 Естественно, что за убийство человека… Даже судья, когда он смотрит, например, кого ты убил. Если ты убил профессора умышленно, чтобы ограбить, ты получишь один срок, если алкоголик по пьянке убил алкоголика, или преступник убил преступника… Естественно, что за убийство преступника и за убийство профессора разный срок. Суд будет рассматривать индивидуально каждый случай.

00:14:48 Но это не значит, что убийство животного пройдет тебе без помех. Мало того, суд будет принимать ещё во внимание мотивацию. То есть, суд будет смотреть зачем ты убил. Если ты убил бабушку для того, чтобы её съесть… Незнание закона не избавляет тебя от ответственности. Даже, если ты людоед из общества «Ням-ням» с Папуа Новой Гвинеи, это не значит, что ты не проходишь под цивилизованные рамки. Если я приехал из Новой Гвинеи… …написано: «Студент»… Например, «Московский комсомолец»: «Студент, приехавший из Новой Гвинеи, съел свою соседку по комнате». Или соседа по комнате. Студент говорил: «Извините. У нас был праздник тум-тумов, и я воспользовался и просто завалил своего соседа и съел его по всем правилам и предписаниям. Что плохого я сделал?» Но гвинейцу скажут: «Извини, Вася, ты находишься на территории, где действуют другие законы. Поэтому, это не вопрос о твоих собственных представлениях о законах. Это вопрос «Какие законы действуют».

00:16:06 В этом обществе действуют законы морали, действуют законы Всевышнего. Они действуют на тебя, людоед ли ты из общества «Ням-ням» или, там… И если есть какая-то демоническая религия, демоническое правительство, демоническая философия, оправдывающая тебя в обществе себе подобных, это не значит, что ты не будешь отвечать перед Богом. Если все нормальные люди считают, что убивать животных, есть их плоть – это хорошо и это прилично, то это вовсе не значит, что они не нарушают сфер божественных законов.

00:16:45 Поэтому мы рассматриваем общество в силу его деградации. Если где-то принято воровать… Например, в России принянто воровать и врать, например, всем. В России принято, что милиция берет взятки, то на Западе врать в суде или предложить взятку полицейскому, это… …тебя сразу же посадят на… Это невозможно. Только в Америке тебя поймают, что ты врал судье или ты врал эмиграционной службе, все – у тебя могут отнять все твои привилегии. Малейшее вранье в официальных органах наказывается очень жестоко.

00:17:24 Но в нашей правовой системе… Взять выборы Украины… Один фальсифицировал…. Т.е. если бы это был европейский суд, то европейцы бы сказали, что этот человек подделал выборы, его нужно посадить в тюрьму на 20 лет. Но поскольку в этой стране врут все, т.е. это считается нормой, обман – норма поведения. Решили – ещё раз попробуем выборы, кто кого переврет. Это к примеру.

Деградация общества в эпоху Кали

00:17:57 Где Абсолют? Каждому закону есть некое абсолютное мерило. Когда мы говорим о вайшнавизме, то вайшнавы следуют определённым правилам и предписаниям, не выдуманным каким-то человеком… [слышен крик попугая] Вот, видите, даже попугай подтверждает. ,..не выдуманным каким-то человеком, а данным с высшего плана Богом. Мало того, что не просто данным Богом 5 000 лет назад. Гуру, ачарйа, вайшнав смотрит насколько эти законы сегодня могут быть исполнимы. Поскольку общество постоянно деградирует, каждый вайшнав, каждый гуру смотрит насколько эти законы применимы сегодня.

00:18:45 В конце Кали-юги, сказано, что люди будут есть людей. Люди будут настолько деградированы. Это будут маленькие карлики, которые будут носиться с дубинами и есть друг друга. Сказано, что Сознание Кришны в той форме, в которой мы сейчас его имеем, будет 10 000 лет. Потому что, эти 10 000 лет с начала прихода Махапрабху – будет так называемый Золотой Век. Этот золотой век не в том плане, что люди будут дарить друг другу цветы, как хиппи и брататься. Это не так. Золотой век будет в том, что будут присутствовать вайшнавы, вайшнавские институты. Удачливые души смогут присоединиться к вайшнавским институтам.

00:19:33 Если хотите посмотреть, что такое Кали-юга, то съездите на станцию метро «Сенная» и посмотрите там на рожи вечных алкашей, пьяных проституток, наркоманов, на то как это все происходит. Вы поймете, что Кали юга идет параллельно.

00:19:50 Сказано, что до тех пор пока холм Говардхан присутствует здесь, до тех пор пока здесь проповедуют вайшнавы и являют свою милость миру, Кали-юга будет на тормозах. Она будет где-то проходить в парадных среди бомжей и алкоголиков. Но когда вайшнавы исчезнут из этого мира, то ничто не будет сдерживать Кали югу. Реально, наше, так сказать, присутствие вайшнавов, - не нас, а чистых преданных, сдерживает Кали-югу.

00:20:24 Не нужно думать, что воспевание Святого Имени на Невском это шутки. Когда ты летишь на самолете, тебе кажется, что самолёт стоит на месте. Но попробуй выйди из него перекурить и увидишь, как [изображает шум улетающего самолета] «Фхиииуу». Или когда корабль - ты плывешь на корабле, кажется, что корабль фактически не движется, но попробуй упади с корабля, и корабль очень быстро удалится от тебя. Пока мы преданные, пока мы практикуем духовную жизнь, кажется, что вроде бы ничего не происходит, но только стоит уйти из Сознания Кришны, начать деградировать, как ты увидишь насколько далеко уехали преданные.

00:21:04 И наоборот. В начале, в Сознании Кришны, когда вдруг в тебе просыпается некое божественное видение, через какое-то время ты смотришь на своих друзей и понимаешь, что ничего… друзей, может быть, родителей, ты понимаешь, что ничего общего между вами нету. Не потому, что ты их не любишь, а потому, что тебе просто не о чем с ними говорить. Все их интересы сводятся к простым применимым функциям – еда, сон, испражнение, совокупление и оборона. То есть то, чем интересуются люди – сохранить, приумножить и, в конечном итоге, насладиться.

Жить по законам Вселенной

00:21:41 Когда мы говорим о Сознании Кришны, оно обладает настолько совершенной природой, что даже в начале пути человек начинает жить по вселенским законам. Когда человек начинает жить по вселенским законам, то он естественно испытывает чувство удовлетворения. Он становится счастливым человеком. Это самое главное счастье. Когда тебя спросят: «Ты не пьешь, не куришь, не ходишь по бабам»… Но, самое главное, ты должен сказать: «При этом при всем я счастлив». Это больше всего шокирует людей. Потому что для людей философия счастья – самое главное. И, вот, как сказал твой родственник один, что «Человек создан в этот мир, чтобы испытывать счастье».

00:22:29 Но исторически мы видим, например, что Ленин хотел счастья народам – двадцать… столько-то миллионов в тюрьмах сидело [смеется]; Сталин хотел счастья народу, Гитлер очень хотел счастья для Германии. Он видел во сне, как бы родную Германию…. Правда, для этого он построил концлагеря, шил сумки из кожи людей. Японцы хотели счастья императору, и для этого отряд 737, чтобы японские солдаты не болели, ставил опыты на живых людях. Прямо живых людей резал на части и т.д.. Травил детей в камере газовой, смотрел, как газ работает – хорошо или плохо.

00:23:15 Все хотели счастья, и все понимали, что убить, там, пару миллионов евреев, или уничтожить двадцать миллионов русских, или… Ну, не важно, китайцев – не важно кого. …это цена за счастье. Но увы. Исторически мы видим то, что никто этого счастья не достиг, но реальную цену заплатил. Гитлер, Сталин - все они смогли пожертвовать огромным количеством людей, пустив их насмерть, ради счастья.

Кришна прекрасен во всех проявлениях

00:23:51 Но когда мы говорим о Сознании Кришны, мы видим, что только Кришна может одновременно сделать счастливыми всех. Хотя Кришна трансцендентен или не зависит даже от религии, хотя Кришна, как говорят материалисты-попы, Он аморален, потому что Он может любить каждого, в Нем уникальным образом сочетаются не сочетаемые качества.

00:24:24 Кришна аморален, но Он – источник высшей морали. Кришна - вор. Он ворует молоко, йогурт. Но Он – сама справедливость. «А чем занимается сама Справедливость?» «Да, там, подворовывает бананы». Все 64 качества Кришны настолько совершенны и настолько противоположны, что писания говорят, это только может в Кришне быть. То есть, олицетворенная честность может воровать. Помните про Остапа Ибрагимовича – «Ему было стыдно, но он воровал». Честный вор. Кришна – самый честный вор [смеется]. Кришна самый целомудренный развратник. Кришна самый безбашенный мудрец, можно сказать так. В Кришне одновременно присутствуют и мудрость и игра.

00:25:22 И поскольку, Кришна может собой гармонизировать все, Он единственный, кто в состоянии принести счастье. Он – само счастье олицетворенное. Он – источник счастья. Поэтому сказано, что полив корень, ты поливаешь дерево; положив пищу в рот, ты кормишь каждую клетку организма; служа Кришне, ты удовлетворяешь все окружающее.

Символический смысл освобождения Путаны

00:25:49 Сама по себе кришна-лила сделана так, что каждая история, каждый убитый Кришной демон представляет искоренение того или иного порока. Очень часто в «Шримад Бхагаватам» или в «Чайтанйа Чаритамрите», в «Чайтанйа Бхагавате» описаны различные игры Господа Кришны или Господа Баладева, Господа Чайтанйи или Господа Нитйананды, и сказано: «Кто слышал эту историю, он навсегда избавится от страха».

00:26:23 Как, например, история о ведьме Путанее, когда Камса решил убить Господа Кришну. Ведьма Путана превратилась в сказочно прекрасную девушку и без спросу…[прославляет божеств храма] Джайа Шри-Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава Джиусундара Ки! Джайа! Эта ведьма без спросу вошла в дом Кришны. Она была настолько прекрасна, что все пастушки подумали, что это была богиня процветания или какая-то очень… …небесная личность зашла в дом. И она без разрешения, не спрашивая никого, взяла Кришну, стала качать Его на руках.

00:27:09 В это время её сосок был намазан отравленным ядом. Она тут же предложила свой сосок Кришне. Но Кришна, как бы, будучи приколистом, подмигнул и вцепился [смеется] зубами в грудь Путаны. И Он начал сосать. И Путана… Он вцепился рукой [смеется] в её грудь, что Путана не смогла ничего с собой сделать. Она стала пытаться оторвать Кришну от себя. Кришна в это время выпил её жизненный воздух, и она с жутким криком «ААААААА!!!!» [изображает шум от падения тела] «Бдыыыыжжшшш» - упала и превратилась в демоницу, которая была размером несколько километров. Когда обитатели Вриндавана увидели все это, они подумали: «Ооо! Чудо спасло Кришну. Мать Йашода… Ее любовь к Кришне ещё больше увеличилась и т.д.

00:28:12 И демоница Путана… Ее удача была в том, что она предложила Кришне себя. Даже с какой-то очень корыстной целью она предложила Кришне своё служение. Хотя её грудь и была намазана ядом. Когда Кришна выпил её жизненный воздух, По своей беспричинной милости Он освободил душу Путаны. Он дал ей трансцендентное тело, чтобы она стала одной из Его матерей на Голоке-Вриндаване.

00:28:42 И поэтому, когда пастухи увидели огромное ужасное тело демоницы, то они решили естественным образом, что «Это ракшасья, которая пыталась убить Кришну. Но Господь спас нашего маленького Кришну. Мы не зря молились Богу, чтобы Он спас Кришну. Теперь нужно срочно избавиться от этого ужасного тела». Пастухи взяли свои тесаки и стали рубить, потому что тело Путаны было огромное, и стали жечь костры, рубить её на части. Но к удивлению, поскольку Путана была… выпила… у нее был выпит жизненный воздух, и в процессе она полностью очистилась этой мучительной смерти, её тело пахло благовониями. От тела не было ужасного вонючего смрада трупака. Когда они жгли её тело, все были удивлены, почему это тело демоницы так пахнет. Такие… Т.е. это святые мощи были. Это было что-то, что стало трансцендентным. И когда жгли Путану, то приятный запах распространился по всему Вриндавану.

00:29:58 Поэтому, когда мы говорим про Кришну, как «Ваш Бог убийца!!!». [смеется] Причем: «Его жертвы пахнут очень вкусно». [смех в зале] [смеется]

00:30:14 Мало того, если проникнуть в глубину, в глубокую суть этой лилы… Сказано, что ведьма Путана олицетворяет лжеучителя, лжегуру, того, кто мажет ядом грудь и предлагает ученику выпить молока. Так же, как материалисты предлагают людям различные философии, которые выглядят как молоко. Это, в частности, современные психологии. Раньше была мода читать книги Уолша - такой, был материалист-имперсоналист, где Уолш пишет «Мои разговоры с Богом» и гонит там «здравый смысл». «Поговорив с Богом, Бог мне сказал: «Я везде. Я в сердце твоих детей. Я в сердце твоих близких. Почему ты ищешь меня где-то далеко?» [смеется] и т.д.

00:31:18 Мне понравился очень в этом плане Бхактивигйана Госвами. Он написал на своем форуме, что вряд ли бы Господь уделил внимания Уолшу, который нес эту бредятину – «Я, типа, с Богом разговариваю». Нет. Он пытался, начитавшись имперсональной индийской философии, подсунуть здравый смысл, естественно не его же здравый смысл… Естественно не его же здравый смысл. Действительно, может быть, до какой-то степени какие-то идеи пришли из священных писаний, но он хотел сказать, что это ему пришло, что он тот самый парень, который разговаривает с Богом. Поэтому, платить нужно ему и он все [смеется] с Богом уладит за тебя. Тебя же не переглючивает от разговоров с Богом, но с Уолшем Бог говорит, поэтому дай ему шестьдесят евро и он поговорит за тебя с Богом.

00:32:16 Сознание Кришны обладает другими качествами. Когда мы слышим правду от обманщика, максимум что мы можем сделать - отдать ему шестьдесят евро и развестись, потратить своё время, силы и веру. Потом, в конце, может быть даже и разочароваться. Но если мы обращаемся к вайшнавам, если мы обращаемся к священным писаниям, то слушание их полностью очистит наше сознание, и тогда мы будем способны воспринять ещё больше. Поэтому Сознание Кришны настолько совершенно, что сам процесс Cознания Кришны – он полностью удовлетворяет внутренние потребности человека. Ты можешь слушать историю о Кришне и Путане, при этом сказано, что кто слышит эту историю, тот никогда не попадет в руки лжегуру. То есть, твои чувства очистятся, ты испытаешь счастье. Очень часто это смешно, саркастично.

Методы бхакти-йоги

00:33:17 Ты увидишь - процесс Cознания Кришны настолько совершенен. Йоги тебе скажут: «Смотри на огонь свечи. Загни голову за ногу». Кто-то тебе скажет: «Нужно сорок дней поститься, голодать, биться головой об стену, и, может быть, тогда Господь явится тебе». То есть разные методы. Действительно, если кто-то будет биться головой, стучаться, то Господь может явиться ему и сказать: «Слушай, хватит стучаться головой, вот тебе идея. Иди и будь счастлив».

00:33:48 Но в Сознании Кришны ты будешь получать высшее знание, в высшем порядке. При этом ты… Безусловно, никто не говорит, что это легко. Это отнюдь не легко. Но сам процесс Cознания Кришны настолько совершенен, что это придёт к тебе через слушание от преданных, это придёт к тебе через чтение священных писаний, это придёт к тебе через воспевание святых имен, это придёт к тебе через служение и общение с преданными, это придёт к тебе через принятие прасада. Ты будешь созерцать прекрасную форму Господа трансцендентную. Ты будешь поклоняться Ему. Ты будешь ощущать запахи благовоний. Т.е. ты будешь… Все твои чувства будут задействованы.

00:34:35 В «Шримад Бхагаватам» сказано, что существует девять принципов преданного служения, которые описал Прахлад махарадж в очень краткой совершенной форме: «śravaṇaṁ kīrtanaṁ viṣṇoḥ / smaraṇaṁ pāda-sevanam / arcanaṁ vandanaṁ dāsyaṁ / sakhyam ātma-nivedanam» (SB 7.5.23). Прахлада Махарадж сказал, что девять способов: слушание имен Кришны, воспевание имен Кришны, принесение поклонов, поклонение Божеству, придание себя, памятование о Господе и т.д. и т.п. Все эти процессы совершенным образом могут привести тебя к совершенству. Причем мы видим, что в самом «Шримад Бхагаватам» Шукадева Госвами рассказывает о Кришне. Парикшит Махарадж слушает о Кришне.

00:35:30 Каковы принципы преданного служения? Если ты не можешь говорить об этом, это не значит, что ты не можешь практиковать бхакти-йогу. Ты можешь слушать об этом. Слушание является более важным даже, чем говорить. Сначала слушаешь, потом повторяешь. Т.о., ряд великих личностей описаны: Прахлада Махарадж, который предался, Дхрува Махарадж, который медитировал на Господа, Амбариши Махарадж, который поклонялся божеству Господа и т.д. Сказано, что некоторые преданные приняли всего лишь один метод. Любой. Если ты по настоящему хотя бы один метод примешь, то этого уже достаточно. Шука только говорил. Перед этим слушал. Парикшит только слушал.

Жизнь и уход Махараджа Парикшита

00:36:24 Хотя исторически мы видим, что самый лучший результат слушания – рассказать другому. Потому что, уникальным образом произошло так, что однажды жены Кришны из Двараки пришли вместе с Уддхавом, после того как Кришна ушел из этого мира… Они пришли вместе с Уддхавом во Вриндаван, чтобы совершить парикраму Вриндавана. И на берегах Кусум Саровара Уддхав, который являлся неотличным от Кришны, 30 дней рассказывал «Шримад Бхагаватам» женам Кришны. В течение 30 дней.

00:37:04 Когда Махарадж Парикшит хотел послушать «Шримад Бхагаватам», который рассказывал Уддхав в течение 30 дней, Уддхав сказал, что «Как только Кришна ушел, началась Кали-йуга, поэтому прошу тебя, Махарадж Парикшит, поскольку ты великий кшатрий, ты должен охранять Вриндаван, охранять это место, чтобы никто из века Кали не смог проникнуть сюда». И Парикшит Махарадж сказал: «Я тоже хочу послушать о том, о чем ты будешь говорить». Но Уддхав сказал: «Сейчас ты должен идти и охранять. Я даю тебе благословение: по моей милости то, что они услышали в течение 30 дней, ты услышишь в течении семи дней».

00:37:50 И это пришло так, что Махарадж Парикшит должен был оставить своё тело… [обращается к Виджай Раману] Дандават, Виджай Раман. Он должен был… [прославляет Виджайа Рамана] Джайа Виджай Раман Прабху Ки. Джайа. Он должен был оставить своё физическое тело. Но в этом то и есть совершенство Сознания Кришны, что, даже оставляя своё физическое тело, если ты соприкоснешься с Сознанием Кришны…

00:38:17 Всем нам придется умереть. Это факт. Рано или поздно. Это достаточно интересный процесс. Самое главное, что этот процесс будет являться экзаменом, одним из самых главных экзаменов в нашей жизни. Потому что, когда начнешь умирать, ты поймешь готов ты, насколько ты готов. Неоднократно, когда я тонул в индийском океане или ещё что-то со мной происходило, я понимал, что я не готов умирать сейчас. И вряд ли сейчас готов. Но в один момент, когда это придет, если ты будешь практиковать Cознание Кришны… Когда это придёт к тебе, ты скажешь [щелкает пальцами]: «No problem. Я готов». Как Махарадж Парикшит.

00:38:58 После того, как Махарадж Парикшит выслушал «Бхагаватам», его идея была не в том, чтобы спасти свою жизнь. Он был готов отключить все свои чувства. «Пусть змей Такшака меня кусает прямо сейчас. Я прошу преданных, чтобы вы помнили меня как своего слугу. Хочу, чтобы вы воспевали святое имя Кришны». В этот момент Махарадж Парикшит стал отключать свои чувства, как, вот, мы уходим из дома, тумблеры «Пам. Пам. Пам. Пам» – свет, газ, телевизор. Так же, Махарадж Парикшит, сконцентрировавшись на кришна-лиле, хотел уйти из этого мира. Но в этот момент появилась его мать Уттара.

00:39:52 В своё время так получилось, что Ашваттхама, да? …выпустил брахмастру, чтобы убить Парикшита. Нет. Ашваттхама выпустил брахмастру, чтобы убить Арджуну. Арджуна выпустил свою брахмастру, чтобы убить Ашваттхаму. Когда их две брахмастры столкнулись, им сказали, что «Вы что? Сейчас… Это идут брахмастры - весь мир взорвется. Кришна приказал им отозвать брахмастры. Арджуна отозвал свою брахмастру, но Ашваттхама сказал: «Меня научили только выпускать. Меня не учили отзывать брахмастру». Тогда ему сказали: «Ты должен её перенаправить». И тогда он перенаправил её на… Когда Ашваттхама решил, что «Поскольку мы проигрываем, я должен перенаправить эту брахмастру на Парикшита, потому что в утробе Уттары потомок Панду, потомок Пандавов. Если я уничтожу его, то я сделаю очень хорошее дело. Когда Пандавы умрут, у них не останется никаких наследников». И он направил свою брахмастру на Уттару.

00:41:19 В этот момент Уттара предалась и стала молиться Кришне. И так же Махарадж Парикшит, который находился в утробе Господа, стал молиться Кришне. И Кришна по своей милости вошел в тело Уттары и окутал собой Махараджа Парикшита. Поэтому, брахмастра не воздействовала на него. Он нейтрализовал её собой. Т.о. Махарадж Парикшит был спасен.

00:41:49 Поэтому Махарадж Парикшит прекрасно понимал, что «Я родился по сладостной воле Господа. И Сам Господь спас меня. И если сейчас смерть пришла ко мне как испытание – это особая милость Кришны». Нужно понять, что даже смерть для преданного является особой милостью. Потому что, уход из этого мира – очень тоже важный момент. Это как экзамен, как я уже сказал. Ты сможешь понять сам, где ты. Ты сможешь сам понять почему тебе придется родиться в следующий раз и т.д., или куда ты пойдешь. Потому что сейчас мы очень расслабленно практикуем Cознание Кришны. Сейчас мы очень, как бы… Это, такой, процесс четверти идет, когда ты… Но перед экзаменом очень многие начинают учиться.

00:42:49 Кришна очень милостив. Он дает преданному узнать, когда он уйдет. Если преданный искренен, как Махарадж Парикшит, Господь поставит Его в такие условия, что ты сможешь понять, что пришло твоё время, и ты сможешь полностью сконцентрироваться на сознании Кришны.

00:43:08 Но самая лучшая концентрация на сознании Кришны – проповедь. Именно поэтому, не просто отключив свои чувства… Перед Махараджем Парикшитом появляется Уттара. Уттара просит… Она говорит о том, что «Сынок, ты выслушал Шукадева Госвами. Я вижу, что ты достиг высшего состояния сознания. Но я, твоя мать старуха, я так и не получила ни капли нектара. Прошу тебя, пролей на меня свою милость». В то время, когда произошла эта история… Некоторые из риши и муни ушли после того, как Махарадж Шукадева рассказал историю махараджу Парикшиту. Но некоторые риши, муни остались для того, чтобы защитить Парикшита. Они были не согласны с тем, что такая великая душа должна умереть.

00:44:15 И один из риши, которого звали… Как же его звали? Маркандея Риши, да? Он остался и видел, как Уттара подошла к Парикшиту. Парикшит сказал матери: «Хорошо. Я не смогу тебе рассказать историю всю, то что я слушал от Шукадева Госвами. Но я смогу тебе дать»… самую, как бы… субстанцию, «то, как это пройдет через мое сердце».

00:44:52 Махарадж Парикшит начал рассказывать, проповедовать своей матери Уттаре. Это слушал, по моему, Маркандея Риши. Эта история, которая была рассказана Парикшитом, называлась «Брихад Бхагаватамритам». Позже, Маркандея Риши рассказал её внуку махараджа Парикшита махараджу Джанамеджаю. То, что было рассказано Маркандея риши махараджу Джанамеджаю, было услышано Ведавйасой, а позже явлено Санатане Госвами в медитации. Этот «Брихад Бхагаватамритам», который написал Санатана Госвами, ещё более сконцентрированное…Если «Шримад Бхагаватам» – нектар, то «Брихад Бхагаватамритам» – взбитые сливки. Потому что, ещё короче нужно было говорить, ещё была более экстремальная тема, и Махарадж Парикшит чувствовал, что змей где-то рядом.

00:46:09 Но в одной из историй сказано, что змей принял форму брахмана, потому что змей тоже понимал, что это у него такая сева – ему нужно сжечь Махараджа Парикшита. Он понимал, что «Тут крутые муни и риши сидят вокруг, спрятавшись. Они готовы меня уничтожить своими брахмастрами и своей трансцендентной силой. Но такова воля Господа – воля проклятия». Поэтому, змей, придя в форме брахмана, сделал дандават Махараджу Парикшиту и укусил его в стопу. Так тело Махараджа Парикшита сгорело.

00:46:46 Но тело Махараджа Парикшита было полностью трансцендентно. Поэтому все то, что сгорело, является так называемой копией, внешней частью его тела. Сама трансцендентная сущность Махараджа Парикшита заняла достойное положение в трансцендентном мире. Почему? Потому что, когда мы говорим о… С одной стороны это может быть выглядело трагически, но с другой стороны мы понимаем, что все материальное обречено в этом мире на увядание, уничтожение, смерть.

Смерть как этап преображения

00:47:27 Поэтому задача Cознания Кришны – превзойти эту материю: «ahaṁ tariṣyāmi duranta-pāraṁ / tamo mukundāṅghri-niṣevayaiva» (SB 11.23.57). Я должен превзойти этот мир. Если этот мир со всеми его соблазнами сделает меня своим пленником, врагом истины, поклонником материи, тогда это не будет подлинно.

00:47:54 Именно поэтому исторически очень многие великие святые, такие как Махарадж Ришабхадева и прочие, оставили своё тело при разных обстоятельствах. Махарадж Ришабхадева сгорел в лесу во время пожара, случайно заблудившись в нем. Но он не создал никаких усилий выбраться из этого пожара. Он просто вошел в огонь и все. Это была его последняя лила. Но поскольку Махарадж Ришабхадева полностью находился на платформе трансцендентного самоосознания, то физическое тело отвалилось как кокон от бабочки.

00:48:36 Сейчас наша жизнь такой некой личинки бабочки. Бабочка становится гусеницей. Вернее, гусеница становится бабочкой. Какова удивительная разница между тем, кто мы есть на самом деле, и кто мы сейчас. Мы ползаем как гусеницы не самого приятного вида и запаха, но наша природа такова, что в один день мы сможем лететь.

00:49:20 Если взять бабочке показать, что когда-то ты ползала в дерьме вот таким образом, у тебя было сорок ног, ты гадила под себя, ела что-то, бабочке будет очень трудно поверить. Так вот, Cознание Кришны… Когда живое существо вступает в Сознание Кришны, это примерно то, как начинается процесс одухотворения, или то, как гусеница превращается в бабочку. Было бы глупо, если бы гусеница сказала: «Теперь я узнала о сознании Кришны и теперь моя форма гусеницы останется навечно». Именно идея трансформации в сознании Кришны подразумевает то, что физическое тело гусеницы уничтожается, становится ненужным, из него исходит другая сущность.

00:50:19 Поэтому, свидетели Иеговы и прочие всякие, там, они говорят… или даосы… Они говорят о достижении бессмертия в этом теле. «Вы навсегда останетесь квазимодой». Жить вечными квзимодами со своими вечными болячками, геморроями, вечными ошибками и пороками характера.

00:50:54 Все, что мы сейчас переживаем в себе, является не более, чем мисконцепция [заблуждение]. Но сейчас мы очень привязаны к своей мисконцепции. Мы очень привязаны к своему телу. Нам очень нравится быть Авадхутом Махараджем, Виджайа Раманом, Ананда Моем, Урмилой Деви. Почему? Потому что, мы не можем представить своих перспектив. Мы не можем себя представить бабочкой. Если Урмила начнет летать по храму [смех в зале], или Виджайа Раман на коньках с крыльями будет разгоняться [смеется, смех в зале]... Помните, как в фильмах тридцатых годов, как люди пытались взлететь как на самолете: то велосипед с крыльями, то ещё что-то. Первый самолёт пролетел двадцать метров. [смеется]

00:51:50 Наша сущность, то, кто мы есть сейчас, является не только чем-то похожим на нас. Это является нашей негативной частью айсберга. И все, что является продолжением этой сущности, является негативным продолжением. Понятно, да? Негативное продолжение нас самих. Все, что мы знаем, весь наш опыт этого мира, все наши представления, все это является негативным продолжением этого физического тела. Когда мы говорим о духовном теле, о духовном сознании, все , чем мы будем обладать, будет обладать совершенно другой природой.

00:52:33 Мы хотим любви. Мы не можем без любви. Мы пытаемся даже получить ее: пытаемся тереться об кого-то или обслюнявить кого-то в поцелуе. Почему? Потому что, это наша природа. Мы не можем без этого. Мы не можем жить без любви. Мы не можем жить без дружбы. Мы не можем жить без самопожертвования. Поэтому пытаемся все это делать. Но пытаемся быть бабочкой в теле гусеницы. В этом основная проблема. Именно по этому нас ждет разочарования в этом мире.

Кришна трансцендентен даже к Ведам

00:53:06 Сказано - то, с чего я начал и на чем закончу, что Кришна трансцендентен. В ведах, сказано, что… В «Чайтанйа Чаритамрите» сказано, что «Кришна, который трансцендентен даже к Ведам». Почему Кришна трансцендентен даже к Ведам? С одной стороны сказано, что Кришна это и есть «Шримад Бхагаватам». «Шримад Бхагаватам» – высшая из пуран. 005330 Почему Кришна трансцендентен к Ведам? Потому что, Кришна мог бы рассказать «Шримад Бхагаватам» тысячи раз. И Кришна мог бы, как Шукадев - он извлек нектар. Пожалуйста, пример как Кришна пересказал «Шримад Бхагаватам». Преданные Кришны, тот же самый «Шримад Бхагаватам», который был дан пять тысяч лет тому назад, в самой сладостной эзотерической форме явился в форме двух книг – «Чайтанйа Чаритамрита» и «Чайтанйа Бхагаватам». Пожалуйста, пример. Мало того, что еслы мы почитаем комментарий на «Чайтанйа Чаритамриту» и «Чайтанйа Бхагаватам» Бхактиведанты Свами Прабхупады, Шрилы Бхактивинода Тхакура, Шрилы Бхактисидханты Сарасвати Тхакура мы сможем понять, что это такое. Т.е., сейчас пока мы имеем дело с «Бхагаватам» у нас нет подлинного представления что это такое.

00:54:32 Кришна трансцендентен почему? Потому, что Он - сама суть, и эта суть может явиться в множестве форм. В «Рамананда-самваде» Рамананда Райа говорит: «Я не припоминаю в Писаниях»… Рамананда Рай говорит: «Сейчас я вижу Тебя, и что-то пришло ко мне в сердце. Но поскольку я высший эксперт в священных писаниях, сейчас то, что я буду говорить, нет в Писаниях». Почему? «Потому что я вижу это в тебе».

00:55:02 И он начал открывать Кришне то, чего даже нет в писаниях. И что говорит Кришна Рамананда Раю? Он не говорит: «О… Это все вранье. То, чего нет в Писаниях, нет во Мне». Какую шлоку говорит Махабрабху Рамананда Раю? Он говорит: «Рамананда, ты - чистый преданный». Он говорит: «Все, что чувствует чистый преданный, который находится на высшем уровне отношений со Мной, должно быть правдой». «Извини, я соврал даже в писаниях. Там не дописал, здесь не дописал, тут…». [смеется].

00:55:37 Когда Сарвабаума Бхатачарья услышал, что Махапрабху дал комментарий… Может быть не Сарвабаума Бхатачарья, а кто-там? …дал комментарий «атмарама»-шлоке шестнадцать раз… Сарвабаума спросил. Он сказал: «Я слышал, что Ты комментировал шестнадцать раз шлоку Пракашананды Сарасвати». На что Махапрабху сказал: «Хорошо. Если Кришна даст свою милость, то я попробую прокомментировать еще», - и прокомментировал ещё шестьдесят четыре раза. Я просто не помню сейчас, но… То ли ещё потом кому-то позже. Вот эта шлока, где Махапрабху несколько раз комментирует эту атмарама-шлоку. То ли Его Сарвабаума просил, то ли после Сарвабаумы кто-то. Но Смысл какой: Кришна сказал: «Хорошо, я попробую», - и дал ровно в четыре раза больше нектара. Это не значит, что Он не мог бы прокомментировать.

00:56:40 В зависимости со временем, местом и обстоятельствами… И в этом, кстати, уникальность наших гуру. В принципе, все то, что говорит Шрила Шридхара Махарадж… Когда Бхактиведанта Свами Прабхупада начал проповедовать Сознание Кришны, то, что… Многие из тех вещей, которые сказал Бхактиведанта Свами Прабхупада, это его реализации, которые пришли к нему в процессе проповеди. Их нету в писаниях вайшнавских. Но, поскольку, Кришна пролил через него особую милость, и он был шактйавеша-аватара, в его сердце они пришли. Но позже, когда Бхактиведанта Свами Прабхупада оставил этот мир, после десяти, пятнадцати лет интенсивной практики, пришли преданные, и у них была внутренняя потребность… Это опять же пример, да? У них была внутренняя потребность. Шрила Шридхара Махарадж прокомментировал дальше эти идеи. Это не значит, что если у нас не будет больше потребностей, мы не сможем услышать. Говинда Махарадж дал какие-то объяснения ещё более глубокие.

Сокровенный смысл Махапрабху с поднятой рукой

00:57:51 Я не помню, рассказывал я здесь историю про Нитйананда Прабху и Махапрабху – первое то, что я задал вопрос Говинде махараджу. Я приехал в Калифорнию. Мы были в храме. Мы приехали в храм. И в храме стоит Махапрабху с поднятой рукой. Я думал, что, как правило, Бхактиведанта Свами Прабхупада давал преданным поклонение Гаура-Нитаю, Гауранга-Нитйананда. Но в нашей традиции, в особенности в этом храме в Сан Хосе, Чайтанйа Махапрабху стоит один с поднятой рукой. Так же, как наш Виджайа Виграха, только с одной рукой поднятой.

00:58:35 Я спросил у Гурудева вопрос. Я сказал: «Почему…» Во первых я подумал, что это же женский храм. Тут поклоняются женщины. Это мои мысли были. Возможно здесь есть какая-то связь с Вишнуприей. Мы увидим, что Вишнуприйа поклонялась Махапрабху одному. Почему? Махапрабху в храме Вишнуприйи стоит один с опущенными руками, даже не с поднятыми.

00:59:04 Почему Он стоит с опущенными руками, вот так держит их [показывает]? Почему на киртане Он держит руки вот так [показывает, подняв обе руки], а здесь он держит руки вот так [показывает, опустив обе руки]? Все эти вопросы… Там Он держит одну руку. Почему? Почему одну руку, а не две? Имеет ли это какой-то смысл? Махапрабху один или с Нитйанандой… Это тоже самое или нет? Вряд ли бы кто-то смог ответить на этот вопрос так, как это сделал Шрила Говинда Махарадж.

00:59:35 Я задал гурудеву этот вопрос. Он посмотрел на меня, улыбнулся и стал объяснять. Он сказал: «У Махапрабху есть два умонастроения – аударйа-бхава и мадхурйа-бхава. В «Чайтанйа Чаритамрите» описаны обе причины. Первое. Сказано, что Махапрабху сжалился над душами Кали-юги, Кришна сжалился над душами Кали-юги, и пришел в этот мир, чтобы раздать преданное служение, потому что если бы Он сам его на раздал, никто бы не смог следовать. Это умонастроение называется аударйа. Т.е., когда Он одаривает все души божественной любовью безо всякой цены. Это Он делает вместе с Нитйанандой прабху. Махапрабху говорит Нитйананде: «Эй, ты и Харидас идите стучитесь от дома к дому и всем говорите: - Воспевайте имя Кришны».

01:00:29 Он сказал: «Но в «Чайтанйа Чаритамрите» также сказано, что когда Кришна был очарован Шримати Радхарани…». Было три причины, по которым Он хотел стать Гаурангой. Первое, чтобы испытать собственную красоту. Т.е. когда ты хочешь узнать насколько ты красивый, тебе нужно зеркало. Не просто зеркало. Потому что когда Кришна смотрелся в зеркало, Он падал без сознания от собственной красоты. Но Кришна чувствовал, что «Ооо… Нет, не зеркало. Мне нужно смотреть на Себя глазами моего возлюбленного. Мне нужно особое зеркало, умощенное глазами любви. И по этому я должен стать Радхарани. Я должен стать Радхарани, потому что я чувствую, что она испытывает любовь в десять миллионов раз большую, чем Я». Т.е., «Что-то вставляет её, и Я чувствую это что-то». Кришна в состоянии измерить все. И Он прикинул это на своем дозиметре, как радиацию – в десять миллионов раз круче. Не в один или два, а в десять. Он сказал: «Ооо, Я хочу это. Дайте Мне эту таблетку».

01:01:40 Второе. Он хотел увидеть красоту… Он хотел получить сердце Радхарани. Он сказал: «Потому что все это в сердце. Мне нужно это сердце. Мне нужен этот котел, автоклав, в котором это кипит». И Он хотел испытать её чувства. Тогда Он стал Гаурангой, приняв все это. Испытав все это. И в этом состоянии Махапрабху пребывает в умонастроении мадхурйа. Сказано: «И это никому не дано». Это Махапрабху стоит… когда Он стоит… Т.е. Он в себе, и в нем варится эта божественная любовь. И Он только может её пережить.

01:02:26 И мой Гурудев сказал: «Вот в этом умонастроении, когда Махапрабху находится в этом состоянии…», - что делали Его спутники? Сварупа Дамодар читал Ему шлоки о Кришне, и преданные пели для Него киртан. Потому что Его все вставляло в этом умонастроении. Все было… Т.е. каждая капля Cознания Кришны могла довести Его до полного исступления. Это было безгранично. Гурудев сказал, что именно по этому мы поклоняемся Махапрабху.

01:03:03 Но следующий вопрос, который возникает: когда Махапрабху стоит, как здесь сейчас, и переживает Сам чувства Кришны и Радхарани. Это ещё один секрет наших Божеств. Почему здесь нет Нитйананды? Нитйананда… Баладев… Когда Радха и Кришна, Баладева там отсутствует. Почему? Баладева, если хочет служить Радхе и Кришне в их любовных отношениях, то он становится Ананга Манджари. Баладева не может… Баладева – друг Кришны. Сакхйа-раса… Мадхурйа-раса сильнее, чем сакхйа-раса. Поэтому Баладев думает: «Друг не может быть там, где возлюбленные. Третий лишний. Поэтому я могу стать только Ананга Манджари. Я могу быть только в той форме, чтобы быть ассистентом Радхарани».

01:03:53 Поэтому, этот Махапрабху, который занимается высшим… находится на высших… в высших состояниях Cознания Кришны. Как к Нему прийти? И Гурудев открыл ещё одну тайну. Он сказал: «Когда Махапрабху находится в этом состоянии, где Нитйананда в это время?» Сказано: «Нитйананда там, где Гауранга». Он сказал: «А Нитйананда приходит в форме Гуру и Вайшнавов». И в этом для меня было – «Ооо» [щелкает пальцами], «Выыжжжшшш», «Да». По-другому никак не может быть, потому что только гуру может это явить.

01:04:30 Нитйананда – тот, кто является гуру. Божества не разговаривают, но гуру может прийти и говорить. Гурудев пришел и рассказал это. Т.е. гуру - тот, кто приходит и занимает нас служением, харикатхой. Сказано: «ācāryaṁ māṁ vijānīyān» (SB 11.17.27). Кришна говорит: «На это время Я буду действовать через гуру. Я становлюсь гуру, потому что Я тебя привлекаю к этому», - то, что самое высшее, никто не может это сделать. «Без Меня туда не подойти».

00:65:00 Это была уникальная концепция, где Махапрабху присутствует на алтаре и переживает собственную любовь. Но Нитйананда не уходит с плана бытия. Он приходит, наоборот, как гуру и вайшнавы. Шри Кришна Чайтанйа, Прабху Нитйананда, Шри Адвайта, Гададхара, Шривас, ади Гаура-бхакта- вринда. Бхакта-вринда. Это живет в тебе, в тебе, в тебе, во мне, в них. Почему? Потому что, бхакты… Любому кино нужен зритель. Есть такое понятие «Приз зрительских симпатий», и т.д.

Божественное рабство

01:05:45 Собственно вот то, о чем я хотел сегодня сказать. Завтра нам нужно рано встать. Мне в Москве, а вам в Питере, чтобы продолжить служение, продолжить ту духовную практику. Перспективы, которые… В писаниях сказано… Вообще, вайшнавы говорят: «Когда мы поймем с чем мы соприкоснулись…» Это как... Когда ребенок рождается, у него опекуны, он миллиардер. В принципе, для ребенка-миллиардера без разницы в какой горшок гадить, в золотой или серебряный или пластмассовый. У ребенка нету представления о том кто он. Ребенок не знает кто он. Только когда он вырастет… Он может слышать, что в детстве ему говорят: «Вы самый богатый человек». И ребенок, там, типа: «Ахехехе!!! Хочу шоколадку». [смеется] «Нет-Нет. Вы – самый богатый человек». «Ну, тогда дайте мне мороженого» [смеется]. Но когда человек вырастает до такого уровня сознания, что он понимает, что «в моих руках весь мир». Так же преданные.

01:07:00 На нашем уровне сегодняшнем мы не понимаем что за сокровище. Мы пришли в Cознание Кришны, потому что у нас некая есть вера и некоторое сукрити и некоторое, так сказать, внутреннее стремление к этому. Но нельзя сказать, что на сегодняшний день у нас есть представление о том мире и есть представление о том, что такое Cознание Кришны в высшем смысле.

01:07:22 И очень часто это состояние неофита, когда мы думаем: «Нет. Я должен отречься от всего и стать брахмачари». Потом: «Нет-нет. Я должен жениться на хорошей девушке и проповедовать Cознание Кришны дома вместе». [смеется, смех в зале] Или мы говорим: «Нет. Я хочу воспевать Харинам. Сегодня была очень крутая программа». А потом думаем: «Аааа…. Надо посмотреть кино последнее. Оно вышло». Т.е. мы как неофиты бросаемся из стороны в сторону. Думаем: «А правильно ли я, что я принял этого гуру??? Может быть нужно было принять другого?». Т.е. мы прибываем в мире сомнений.

01:08:05 И преданный, который был художник… Мы ехали с ним в машине, и он стал говорить: «Мне очень нравится слово «преданный слуга Кришны», «преданное служение». Я ему сказал: «Но это поверхностное слово. В высшем смысле оно означает раб». «О нет-нет. Мне не нравится слово раб. Раб – насилие. «Раб» - что-то делать, чего не хочется».

01:08:28 И действительно. Для нас на сегодняшний день Cознание Кришны – это делать, чего нам не хочется - рано вставать или не хочется делать это... Именно по этому мы не можем принять слово «раб». Но гопи Вриндавана говорят, что «Мы рабы Кришны». И Кришна говорит: «Я их раб».

01:08:44 Я вам объяснил, что Сознание Кришны это не брачный контракт с Кришной. Знаете, это как американцы: «Артистка такая-то из Голливуда женилась с артистом таким-то. Они составили брачный контракт. За каждого рожденного ребенка она получает по два миллиона долларов. Если она от него уходит, или её ловят с изменой, то её штрафуют на десять миллионов долларов». [смеется] Это называется «брачный контракт» в современном мире. Т.е. любовь, но «если я тебя поймаю в измене, то я с тебя сниму десять лимонов баков. А вот если ты мне родишь трех детей, то по два лимона от меня ты получишь». Это называется брачный контракт на сегодняшний день.

01:09:27 Так вот Cознание Кришны не имеет никакого отношения с брачным контрактом с Богом. Любовь к Кришне подразумевает полное рабство с твоей стороны… И Кришна признается в священных писаниях. Он признается в священных писаниях женам Двараки. Когда Кришна спит, во сне иногда Он бредит именами гопи, Радхарани, коров. Жены начинают думать: «Мне это не нравится. Мой муж во сне бредит какой-то другой женщиной». В конечном итоге жены Двараки решают пойти во Вриндаван и увидеть кто это такая Радхарани. Когда они видят её, то падают без сознания. Они становятся её рабами. Тогда мы говорим о Сознании Кришны в высшем смысле этого слова. Частью из которой…

Высочайшие уровни Сознания Кришны

01:10:23 Самой высшей частью Cознания Кришны является разлука с Кришной. Даже не встреча. Разлука. Випраламбха. В этом смысле мы увидим, что это настолько сладостно, настолько очаровательно, настолько прекрасно. Любой, кто соприкоснется с этим, не сможет остаться к этому равнодушен. Эта перспектива даст нам возможность продолжать нашу духовную жизнь. Иначе, мы бы ушли из Cознания Кришны. Меня бы не удовлетворила простая религия. Никого она бы не удовлетворила. Каждый может сорваться, спиться, сбежать, потому что простая религия не сможет удовлетворить. Но когда ты узнаешь о той любви, о той религии, которую исповедует Кришна, ты сможешь идти дальше.

01:11:14 Поэтому Ведавйас в откровении сказал Шуке, что… Шука сказал Ведавйасу. Он сказал: «Все духовное знание, которое ты дал бесполезно. До тех пор, пока ты не дашь человечеству кришна-лилу»… Почему? Потому что человечество похотливо. Оно хочет удовлетворить свои самые сокровенные желания. Самые тайные желания оно хочет удовлетворить. В глубине души даже очкарики мечтают о настоящей любви. Там, только в кришна-лиле ты найдешь это. Ты не найдешь этого больше нигде.

01:11:49 Ты найдешь такую чистую любовь и такое самопожертвование, что ты выкинешь бульварные романы и идеи о противоположном поле. Ты станешь сумасшедшим. Ты не сможешь смотреть на любовные отношения этого мира, потому что кришна-лила зажгет твоё сердце. Это перспектива высшего самопожертвования, высших духовных отношений. Она полностью отлична от камы, от похоти. И когда часть этого осознания придёт в твоё сердце, ты не сможешь жить без этого.

01:12:28 Что ты будешь переживать… Что переживает алкоголик или наркоман? Алкоголик или наркоман не переживает пьянство. Когда он пьет он трезвый. Но самое высшее – это когда нет наркотика. Алкоголик выпивает стакан и он уже пьяный. И это приятно. Он думает о наркотике. Он поглощен наркотиком. Махапрабху думает о кришна-лиле. Он поглощен кришна-лилой. И поэтому Он говорит: «Вы не понимаете что такое этот мир. Вы не понимаете что такое кришна-лила.

01:13:02 В этом мире я могу думать о сознании Кришны, и это значит быть в Сознании Кришны. Реально, многие люди думают, что нужно поехать во Вриндаван, в Индию, или пойти жить в храм. Если тебя, как барана, переместить из одного места в другое твоё сознание будет как… Вамшидас Бабаджи Махарадж или Джаганатх Дас Бабаджи Махарадж сказал, что «Этот бабаджи думает всегда о проститутках. Это его единственная [смеется] мысль перед повторением Харе Кришна». И наоборот. Тот, кто [импрагнирован] концепцией cознания Кришны, где бы он не находился он будет думать о Кришне. В этом есть уникальность.

01:13:46 Т.е. ты и есть своё сознание. Ты есть то, что ты ешь и то, о чем ты думаешь. Еще один тест перед таким важным экзаменом как смерть: Нужно понять, если я думаю о чем-то другом, значит у меня нет cознания Кришны. Если в этом мире меня привлекает что-то помимо Кришны; если в какой-то момент я думаю, что я устал от Cознания Кришны, что мне нужно посмотреть телевизор, это значит у меня нет Cознания Кришны. Но с другой стороны ты увидишь тот уникальный смысл, если ты будешь практиковать Cознание Кришны, что я уже не могу без этого. Я даже не могу жить теперь уже без того, чего у меня нет до конца. Это значит, что есть капелька чего-то подлинного, того, к чему мы должны стремиться.