Сокровенная сущность Божества Гирираджа

Москва, центр ШЧСМ. - 13 November 2005
Множественные формы Божеств. Поклонение живой Истине. Полностью раскрыть сердце можно только перед Богом. Два аспекта Божества Гирираджа. История Говардхана-пуджи. Божество нельзя купить. Эволюция учения об Абсолюте в Индии. Теизм высшей категории. Говардхан как преданный Кришны. Вайшнавская концепция рая. Вера – глаза души. Три предостережения о Вриндаване. Царица Тривандрума. История о головной боли Кришны. Разговоры о Кришне – источник жизни преданных.
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:48:56 | качество: mp3 30kB/s 10 Mb | прослушано: 404 | скачано: 504 | избрано: 9
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Множественные формы Божеств

00:00:00 Харе Кришна. Добро пожаловать всем на нашу вечернюю программу. Те гости, которые хотят, может быть, поближе могут присесть сюда поближе. Те, кто хотят сесть на скамеечки, пожалуйста, можно присесть на скамейки на подушки. Наша воскресная программа в нашем замечательном храме Шри Гирираджа Махараджа Шри-Шри Гуру Гауранга Радха-Мадхава. Сегодня мы будем обсуждать различные духовные темы. В первую очередь, очень приятно видеть всех старых и новых преданных здесь в этом храме в воскресный день, несмотря на то, что многим завтра на работу. Очень приятно отметить то, что люди пришли в храм, чтобы поклониться Господу, услышать харикатху - духовное общение. Это огромная удача для нас.

00:01:09 Мы имеем возможность здесь, в центре, Москвы поклоняться Шри Гирираджу Махараджу. Один из преданных, гостей сегодня задал вопрос о том, что… один из наших… Сегодня один из наших преданных-гостей спросил по поводу наших Божеств, да? Насколько я понимаю, был такой вопрос. Бхактиведанта Свами Прабхупада в западном мире установил определённые Божества, к которым привыкли все западные люди. Эти божества – «манушйа рупа», т.е. они в большей степени человеческие в своей форме. Такие, как Гаура-Нитай – Божество Махапрабху и Нитйананда Прабху.

00:02:23 Что касается Божеств, установленных в Шри Чайтанйа Сарасват Матхе, у многих преданных, которые, может быть, не знают традиций до конца Сарасвати Тхакура и его идей духовных, возникают вопросы. В первую очередь очень часто путают Шри Гауранга Радха-Мадхава с Сита-Рамой. Думают, что это Сита и Рама, а на самом деле это Радха-Кришна и Чайтанйа Махапрабху. Тем более, не многие знают о поклонении Гирираджу, как традиции гаудиа-вайшнавов.

Поклонение живой Истине

00:02:59 Если возвращаться к нашей истории, к нашей преемственности, то что такое Гирирадж? Я расскажу одну историю, которая может быть прояснит представления о том, чему и как мы поклоняемся. В Индии был такой случай в начале века. Индусы заподозрили… Англичане заподозрили один из храмов в том, что в нём находятся соратники движения Сопротивления. По агентурным данным сказали, что в этом храме производится взрывчатка. Сипаи боролись с англичанами. Англичанам донесли, что в одном из вайшнавских храмов, ведических храмов производится взрывчатка. Туда отправили инспекцию во главе с одним из английских генералов. Это был очень известный храм, который находился, естественно, в провинции.

00:04:04 И вот, группа англичан, солдат вместе с генералом пришла и потребовала открыть храм. Они хотели провести инспекцию. На что брахманы сказали, что млеччхи, неверующие, не имеют права входить в храм, и они их не пустят. В результате этого завязалась потасовка и генерал погиб. Тогда англичане собрали целую труппу военных, карательную экспедицию. Пришли в эту деревню, сожгли её, убили всех брахманов, взяли пушки и расстреляли божеств из пушек. Ну, естественно, убили всех брахманов… Ну, как обычно. Так сказать, карательная экспедиция закончилась так, чтобы мало кому не показалось.

00:04:54 Все ждали, как прокомментирует эту ситуацию Сарасвати Тхакур. Это была история, и все ждали от Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, как он это прокомментирует. Он не стал впадать в общепринятые точки зрения относительно вандализма, терроризма и т.д., с чем, собственно, сочетается наш сегодняшний мир. Сарасвати Тхакур сказал: «Чему мы поклоняемся?» Он задал вопрос: «Какова идея? За всем стоит воля Бога. Кому мы поклоняемся? Мы поклоняемся Богу или камню?». С одной стороны мы знаем, что божества не отличны от виграха. Это проявление самого Господа. С другой стороны, мы понимаем, что Божества – больше, чем просто имиджи из камня, дерева, металла или фотографии. Мы можем сказать: у вас висит фотография мамы, бабушки, любимой девушки. Кому вы поклоняетесь, бумаге? Мы говорим, что нет. За этой фотографией находится тот, чье сердце, отношение очень близко ко мне. Поэтому, когда я говорю об изображении или фотографии своего любимого или близкого, то ни в коем случает речь не идет об идолопоклонничестве или, ну, какой-то форме.

00:06:21 Мы видим, что в современном обществе люди привыкли ставить памятники литературным, историческим героям. Почему? Потому что… Мы также можем обвинить современное общество и сказать, что «вы поклоняетесь камню. Это не Пушкин». Нет. Мы понимаем, что за камнем стоит какая-то идея, какая-то личность, что-то живое. Поэтому, в первую очередь, наша идея поклонения – поклонение не камню. Многие могут сказать, что Гирирадж – камень. Но камень… какой камень? Откуда камень? В духовном мире тоже есть камни, земля. Всё, что существует в духовном мире полностью духовно. Поэтому, если бы мы поклонялись материальному камню, кирпичу или булыжнику, тогда мы были не более, чем пигмеями.

00:07:19 Но, когда мы говорим о вайшнавах, какова их идея поклонения? Идея поклонения вайшнавов – поклонение живой истине. Поэтому Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур прокомментировал историю с разрушенным храмом в том плане, что «наша идея поклонения – идея поклонения живой истине». Здесь наступает самое трудное. Т.е. поклоняться чему-то мертвому очень легко. Поэтому, как правило, все говорят: «О! Он был великим гением, пока жил. Но мы начали поклоняться ему тогда, когда он умер». Почему? Потому что, оказывается, гению при жизни поклоняться очень трудно. Т.к. у гения могут быть разные желания. Хотя поклоняться чему-то мертвому можно так, как ты считаешь нужным.

00:08:14 Так вот. Наша идея поклонения состоит в том, что мы поклоняемся всегда живой сущности. Именно поэтому, хотя Кришна говорит о том, что «Мне ничего не нужно», но, тем не менее, мы кормим Его. Почему мы кормим Его? Потому что Он живой. Когда нам дают что-то, наши друзья или близкие, и мы этого не хотим, то мы не бросаем это презрительно куда-то в сторону. Если даже мы чего-то не хотим, мы удовлетворены, но нам что-то предлагают наши любимые или близкие люди, то мы берем это с большой ценностью. Почему? Потому, что нас не интересует факт обладанием чем-то, а интересует факт того, что этот человек хочет что-то делать для меня. Поэтому, Кришна, в первую очередь, обладает способностью принимать служение всех живых существ.

Полностью раскрыть сердце можно только перед Богом

00:09:23 И… В этом парадоксально - никто не в состоянии, кроме как Кришна, принять служение всех живых существ. Если мы будем анализировать то, кто в этом мире вообще в состоянии принять служение, то увидим, что это очень трудно. Фактически невозможно. Даже принимать, не говоря уж об «отдавать». «Отдавать» в этом мире вообще крайне сложная ситуация. Хотя мы все вынуждены... Принимать очень тяжело. Кришна способен принять служение всех живых существ.

00:10:09 Одно из Его имен – Говинда. Го – чувства, корова. Кришна обладает совершенными чувствами. Его чувства таковы, что, фактически… В Писаниях сказано, что все живые существа – проявление Его чувств. Мы чувствуем, потому что Он чувствует. Мы переживаем, от части, потому что Он переживает. Можно сказать, что в какой-то микроскопической своей природе мы обладаем Его качествами. Качественно мы божественны.

00:10:48 Будучи источником… Источником – значит… Почему Кришна источник? Бог естественным образом имеет полные права на каждое живое существо. Поскольку мы являемся Его продолжением, Его проявлением, естественным образом кому как ни Ему с легкостью можно вступить в отношения с нами? Поэтому, каждый может предложить Богу своё самое сокровенное, своё самое внутреннее служение, то, что невозможно предложить никому в этом мире. Иными словами: настолько, насколько мы можем быть откровенны с Богом, мы не можем быть откровенны даже с папой, с мамой и с бабушкой.

Два аспекта Божества Гирираджа

00:11:36 Так вот. В нашем храме не камень. Была Говардхана-пужда, праздник. Мы праздновали этот день. Уникальная особенность в истории Гирираджа состоит в том, что Он занимает две особые функции. Первое положение: Он не отличен от самого Кришны. Кришна говорит: «Я и мой мир – одно и то же». Вторая функция состоит в том, что Гирирадж занимает также положение преданного Кришны. Почему? Потому что в духовном мире Кришне служит все: небо, вода, звезды и камни. Холм Говардхан, часть которого находится здесь и смотрит на нас большими глазами, это та часть Высшей Реальности, с которой связна самая сокровенная часть жизни Кришны.

История Говардхана-пуджи

00:12:40 У каждого из нас есть любимые места, которые посещали в детстве и куда мы приходим. У Кришны тоже есть сокровенные места. Одним из таких сокровенных мест - Радха-кунд. Он находится совсем рядом с холмом Говардхан. Мы помним историю о том, как Нанда Махарадж и пастухи начали поклоняться Индре, стали совершать жертвоприношения полубогам. Кришна тогда, будучи маленьким мальчиком, пришел и сказал о том, что «Зачем вы занимаетесь ерундой? Неужели вы не понимаете, что всё, что вы должны получить, вы и так получите. Зачем вам поклоняться полубогам?». Пастухи очень сильно удивились тому, насколько этот маленький мальчик Кришна говорит логические вещи. Кришна сказал, что если есть судьба, то, все равно, вы получите всё, что хотите, по судьбе. Он сказал: «Посмотрите на мир, на Вриндаван, на место, где мы живем: трава, плоды, холм Говардхан. Это все наш мир, наша земля. Она дает нам все для жизни. Потому, зачем поклоняться Индре? Нужно, просто, жить вместе, поклоняться этой земле».

00:14:25 Получилось так, что Индра не получил своих жертвоприношений. Он очень сильно расстроился. Он расстроился из-за своей гордыни. Одно из имен Кришны – тот, кто разрушает гордыню. Кришна специально разрушил гордыню Индры. Гордыня – самое страшное. Как только мы возгордились в своей духовной жизни [смеется], на этом наша духовная жизнь закончилась, нас обязательно ждет падение. Кришна очень милостив. Одно из Его имен – «Тот, кто разрушает гордыню». Кришна всегда вовремя разрушает гордыню и не дает нам деградировать. Наше падение – особая милость Кришны, когда Он разрушает нашу гордыню. Вот Он и решил разрушить гордыню Индры. Маленький мальчик взял и отговорил пастухов от жертвоприношения. И, действительно, они устроили праздник. И вместо того, чтобы предлагать Индре все подношения, они раздали их друг другу и съели сами.

00:15:32 Естественно, Индра возгордился. В первую очередь он решил в гневе расправиться со всем Вриндаваном в единочасье. Поскольку он в иерархии материальных полубогов отвечает за дождь и молнию, он естественным образом стал вызывать дождь, молнии. Он приказал облакам срочно полностью окутать весь Вриндаван и затопить его водой. Начался ужасный ливень. Обитатели Вриндавана пришли и естественным образом попросили у Кришны прибежища. Кришна с легкостью поднял холм Говардхан на пальце левой руки. Холм Говардхан 22 км. Холм Говардхан обходят паломники, в особенности на Говардхана пуджу, которая была… Тысячи и тысячи людей. Когда ты смотришь этот холм Говардхан, тебе кажется это невероятным, но, тем не менее, это произошло. Кришна поднял холм Говардхан и держал его на одном пальце в течении семи дней. Все эти семь дней Индра устраивал огромную бурю: он выливал всю свою воду, краны все, там, т.е. что только он там ни делал [смеется]. И в это время, пока Индра бушевал, и казалось, что должен быть затоплен весь мир, Кришна просто стоял и на пальце одной руки держал холм Говардхан.

00:17:23 Это невероятно. Невозможно представить. Т.е. если сейчас мы говорим о материальном воображении, то оно не будет работать. Это не материальное воображение. Это можно только постфактум принять. Пастухи были настолько ошеломлены от увиденной кришна-лилы, что они просто взяли свои палки и поддерживали холм палками. Пастухам в какой-то момент тоже не верилось, что это происходит. Поэтому они держали холм Говардхан палками. Кришна стоял и держал его на мизинце. Все остальные поддерживали его палками, потому что мало ли, на мизинце [смеется] – шаг влево, шаг вправо [смеется]…

00:18:02 Так прошло семь дней. В течении семи дней Кришна… ничего не произошло, а Индра вылил всю свою воду. И Индра стал понимать о том, что вся его сила бесполезна. В действительности мы думаем, что кто-то может помешать сознанию Кришны или кто-то может в чем-то помешать Кришне. Например, пришел генерал и расстрелял храм из пушек. Но на самом деле, с высшей точки зрения, мы понимаем очень простую истину, что если есть какая-то возможность помешать Богу, то это только с Его разрешения, с Его воли. Поэтому, Кришна держал холм Говардхан в течении семи дней.

00:18:58 Через семь дней Индра, потеряв всю свою силу, стал постепенно раскаиваться. В какой-то момент он понял, что он всего лишь на всего наемное, так сказать, менеджмент, управление вселенной. [Зритель] Рабочая сила. [Махарадж] [смеется] Да. …что он… Ему казалось, что он может все. Как вот сегодня мы пели «Харе Кришна», и выбежал генерал какой-то, КГБ-шник и закричал: «Не пойте здесь!!!». Я спросил у него: «Думаешь, тебе все можно? Ты ничего не можешь». Даже не можешь управлять потоками в своем теле. Поэтому, мы так же думаем, что мы в этом мире обладаем чем-то, но на самом деле всем, чем мы обладаем, обладаем по милости Кришны. И если что-то совершенное проявляется в нас, то это тоже по Его милости. И если что-то несовершенное – по нашей милости [смеется].

00:20:07 После того, как Индра вылил всю свою воду и сдался, Кришна опустил Говардхан и объявил огромный аннукут-махотсав, фестиваль. Кришна очень хитер. Он казал: «Вот видите, наш холм нас спас. Давайте теперь устроим настоящий праздник для этого холма». Местные жители были настолько вдохновлены, что... Кришна сказал, что нужно приготовить очень много прасада - очень много еды, подношения, гхи, йогурта, принести и предложить это холму. И бриджабаси поверили Кришне.

00:20:56 И когда они приготовили йогурт, сладкий рис, чапати, пури, сабджи... огромными тоннами всё это приготовили, Кришна сказал: «Вот здесь вы можете поставить место»… Дело в том, что Говардхан неотличен от Кришны, поэтому вокруг него существует много мест. Одно из мест называется [мукаравинда]. Это язык Говардхана. В какой-то момент, когда началась церемония, преданные увидели, как Говардхан открыл рот и стал есть. Холм стал есть. И не только стал есть, Он съел все. Огромная гора съела все и стала просить еще. Поскольку у бриджабаси были дома заготовки – молоко, чапати и т.д., они сказали, что нужно бежать за этим домой, а это очень далеко. Тогда у Говардхана появились длинные-длинные руки, и он одновременно достал все дома бриджабаси и выгреб из них молоко, йогурт. Все продукты питания съел.

00:22:14 Бриджабаси были полностью шокированы. Но мистически, когда мы предлагаем Кришне что-то, Он не съедает все. Он съедает все, но Он нам все оставляет. И, вдруг, всё это появилось перед бриджабаси - огромные тазы еды. Они устроили Аннукут, фестиваль и стали есть то, что только что съел Говардхан. Они стали принимать этот прасад. Был огромный праздник, благодаря которому до сих пор тысячи и тысячи людей приезжают во Вриндаван, чтобы пройти Говардхана-парикраму, своими собственными глазами увидеть холм Говардхан и вспомнить об том дне, когда он явил себя. Позже, Мадхавендра Пури, один из великих святых в линии гаудиа-вайшнавизма, установил на холме Говардхан божество Гопала.

Божество нельзя купить

00:23:13 Когда мы были в Индии, один мой друг преданный все спрашивал: «Где можно купить древнее антикварное Божество и поклоняться ему?» Я ему сказал, что когда будешь готов, то Кришна придёт к тебе Сам. Ты не сможешь Его купить. Нужно быть, всего лишь на всего, готовым, потому что, если Кришна к тебе придет, то что ты с Ним будешь делать? Должен будешь быть готовым посвятить всю свою жизнь Ему. Он же не собачка. Он – Бог. Это не то, что ты взял и запер Его в шкафчике или коробочке и т.д. Кришна приходит тогда, когда мы готовы, а мы готовы служить Кришне и посвятить себя Кришне.

00:23:59 Поэтому Кришна приходит к очень редким душам. Потому что подлинное служение Кришне – не шутка. Одной из таких великих душ был Шрила Мадхавендра Пури, который является, фактически и исторически, ростком божественной любви в нашей сампрадае. Мадхавендра Пури является гуру Ишвара Пури. Сам Господь посчитал за счастье и за честь получить посвящение у Ишвара Пури. Сам Господь. Потому что Мадхавендра Пури являлся великой душой. Его отречение и любовь к Богу не имели параллели.

Эволюция учения об Абсолюте в Индии

00:24:46 Сказано, что в этом мире существуют разные градации Божественного. Это можно объяснить следующим образом. История, постепенно… Это как, вот, эволюция, понимаете? Эволюция сноубордов, эволюция компьютеров не стоит на месте. Нельзя сказать, например, что мы две тысячи лет на одном компьютере работаем. Это, как бы, смешно. И если мы говорим об эволюции теизма, мы знаем, в частности говоря об Индии, о Будде… Мы говорим о Кали-юге сейчас. Несколько тысяч лет тому назад – Господь Будда, потом – Ади Шанкара – Шанкарачарья. Буддизм настолько быстро распространился в Индии. В то время это было самое прогрессивное.

00:25:40 Потом пришел Адишанкара, моментально… Шанкаре было восемь лет, когда он принял санньясу. Когда он впал в транс и прожил в теле царя… Шанкара захотел узнать, что такое мадхурья-раса, отношения между мужчиной и женщиной, но, поскольку, сам уже был санньяси с восьми лет, он был вынужден впасть в транс и войти в тело умирающего царя и прожить ещё какое-то время в теле царя. Потом он вернулся и написал гениальную поэзию. Он сказал: «Если я войду в тело царя и там заторможу слишком долго, то читайте определённые шлоки». Он дал определённые стихи своим последователям. Когда они поняли, что Шанкара слишком долго в теле царя прибывает, они начали читать эти стихи, и Шанкара «пшшшш» [звуком изображает вселение в тело] – в какой-то момент вернулся в своё тело.

00:26:34 Так вот. Шанкара в двенадцать лет написал свои комментарии к «Веданта-сутре». В этом возрасте он, фактически, уничтожил философию Будды, фактически. После Шанкары - Вишнусвами, Рамануджа, Нимбарака, Мадхава Ачарья. Великие богословы приходили и давали более, более глубокую мысль, ещё более глубокую мысль, ещё более глубокую мысль. Т.о., потом пришел Махапрабху. Теизм постоянно развивается. Он не может быть выдан [нагора], в один момент. Ты приходишь в школу, и тебе же не дают сразу все двенадцать классов. Нет. Дают постепенно, с первого по двенадцатый. Причем, учителя начальных классов и учителя старших – тоже учителя, но они каждый, так сказать, в своё время, на своем этапе подключаются к тебе.

Теизм высшей категории

00:27:41 Так же и теизм. Он имеет свои циклы развития. Когда мы говорим о теизме гаудиа-вайшнавов, о сознании Кришны, это теизм самой высшей формы. Человечество, в особенности западное человечество, не было знакомо с теизмом. Западное человечество было знакомо с идеями Христа. Т.е. это теизм в очень изначальной своей концепции. Как такового представления о Боге, о Божественном, западное человечество не имело. Оно получило его буквально тридцать лет тому назад. Но воля Махапрабху, воля Кришны такова, что Кришна хочет дать Себя, и никто не в силах помешать Ему. Поэтому, мы сидим здесь и поклоняемся Шри Говардхану, который является высочайшей формой.

Говардхан как преданный Кришны

00:28:37 Т.е., если говорить о том, среди божественных планов бытия какое положение занимает Говардхан, то после того, как Говардхан показал кто он… Он показал, что он - Сам Кришна. Но больше, чем Кришна. Почему? Потому что он способен дать Кришну. Кришна не может дать сам себя. Сказано, что Кришну может дать только преданный. Поэтому, холм Говардхан обладает двумя качествами: бхакти – концепция преданного, его можно рассматривать как преданного, и его можно рассматривать как Кришну.

00:29:16 Именно по этому рядом с холмом Говардхан находится Радха-кунд. Нужно понять, что в духовном мире также есть очень важные места. Например, «у нас есть Москва, а в ней – Кремль, а в Кремле – дворец, а во дворце…» и т.д. Так же и Говардхан. Он – одна из самых сокровенных частей духовного мира. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал о том, что он мечтал, когда приехал во Вриндаван, чтобы мы построили ашрам на Говардхане. Но Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил о том, что в этом ашраме он будет жить на первом этаже. И когда ему задали вопрос: «А кто же будет жить на втором этаже?», - он сказал: «Наши учителя». Почему? Потому, что Говардхан – место чистой любви.

Вайшнавская концепция рая

00:30:11 Теистически, если разобраться в том, что такое Вриндаван, чем Вриндаван отличается от других идей, от рая… Чем, например, отличается вайшнавский Вриндаван от мусульманского рая? В мусульманском раю… там семьдесят две девственницы. Ну, слышали, наверное, да? …которые удовлетворяют твои неудовлетворенные желания. Но вайшнавский рай, Вриндаван, определяется, как место, где самые сокровенные желания Бога могут быть удовлетворены. Т.е., оказывается, рай настоящий – не то место, где тебе будет хорошо. Настоящий рай – то место, где ты можешь лицом к лицу встречаться с Богом, и не Он твои желания будет удовлетворять, а ты будешь удовлетворять Его самые сокровенные желания. Понятно, да, разница между потреблением или получением каких-то благ от Бога и подлинным служением? … в том, что это самое сокровенное место, где, самые… самые… можно сказать, самые скрытые желания Бога… У Бога есть желания. Вот там они могут быть удовлетворены.

00:31:44 Поэтому, Говардхан – место прибежища… Во Вриндаване вокруг Говардхана жили и до сих пор живут садху. В то время Рупа и Саната Госвами - великие преданные - жили вокруг холма Говардхан. Почему? Потому что там они совершали свой бхаджан, там они совершали своё служение. Идея бхаджана состоит в том, что это то, что удовлетворяет Бога. «anyābhilāṣitā-śūnyaṁ / jñāna-karmādy-anāvṛtam / ānukūlyena kṛṣṇānu- / śīlanaṁ bhaktir uttamā» (Bhakti-rasāmṛta-sindhu, 1.1.11). Чистое бхакти. Что такое чистое бхакти? Это то, что удовлетворяет Кришну, то, что удовлетворяет Бога.

Вера – глаза души

00:32:33 Этот самый холм Говардхан в писаниях описан как прекрасное место. Это невозможно увидеть этими глазами – эти глаза… они… Мы вчера об этом… говорили о том, что Дхритараштра - слепой царь. Он жаловался своим подчиненным в том, что… Он говорил, что «Я слепец. Поэтому я верю только в то, что могу потрогать». [хлопает по сидению] Дхритараштра, да? Он говорит: «Я могу сесть, задом потрогать стул, и я в него верю, а в остальное я не верю». Но зрячему человеку не нужно [хлопает по стулу] трогать своими руками. Зрячий человек видит. Мне необязательно трогать вентилятор. Я вижу, что он есть.

00:33:18 Так вот вера – духовное зрение. Когда у нас будет вера, шраддха, тогда у нас появится зрение, чтобы увидеть, что такое духовный мир, кто такой гуру, кто такой холм Говардхан и т.д. В противном случае, мы вынуждены трогать все. Причем, не самыми своими тонкими органами. Иногда нам приходится ощущать вот этим местом все. Почему? Потому что мы лишены веры. Если бы у нас была вера, настоящая вера, то в призме веры мы могли бы увидеть Вриндаван, в призме веры могли бы увидеть Говардхан.

00:33:57 Т.е., если говорить о концепции Божеств этого храма, она не просто является… она является наивысшей. У гаудиа-вайшнавов выше места нет. Т.е., если говорить об этом храме, о божестве Гирираджа, который установлен, то выше нету. Почему выше нету? Потому, что там у Говардхана находится Радхакунд, но на Радхакунд запрещено ходить. Настоящие последователи Сарасвати Тхакура… Сарасвати Тхакур сказал, что «мы будем приходить туда собирать цветы. Но мы не будем оставаться там». Почему? Потому что это место Кришны. У нас нету возможности… Это слишком интимное место для Бога. Почему? Потому что Бог там реализовывает свой потенциал.

00:34:50 Но мы сможем приходить и мы можем жить рядом с Говардханом. Потому, мы здесь установили Говардхан по милости Шрилы Говинда Махараджа. Через Его милость Говардхан пришел сюда, и мы можем об этом самом высшем плане бытия говорить и поклоняться ему. Поэтому… [прославляет божества храма] Джайа Шри-Шри Гирирадж Махарадж Ки! Джайа!

00:35:14 Поэтому… В писаниях сказано, что божество Говардхана – божество рага-марги. Нет особых правил и предписаний для поклонения ему. Это божество для поклонения спонтанного. Все живые существа, которые поклоняются Гирираджу, очень быстро достигают совершенства. Очень быстро. Поэтому, мы очень удачливы в том, что здесь у нас в Москве божество Шри Гирираджа. Мы можем есть прасад Гири Говардхана, совершать парикраму вокруг Говардхана. Мало того, он находится в трех кольцах. Потому, вся Москва ездит вокруг Гирираджа. Сейчас все совершают парикраму [смеется]. Никто не знает. Таксисты не знают об этом, да? Потому что кольца. Все совершают… Т.е., таксист, который три раза проезжает по кольцу, он уже [смеется] неосознанно получает сукрити. Это очень возвышенная тема. Я, однозначно, падшая душа. Я не могу говорить об этом много и долго, поскольку всё, что я знаю, я слышал от Гурудева.

Три предостережения о Вриндаване

00:36:25 Я был очень удачлив. Когда мы были в Индии Гурудев отправил нас, сказав: «Езжайте, открывайте храм». Три вещи, которые нужно знать о Вриндаване, сказанные Махапрабху Джагадананде Пандиту. Он сказал: А) не оставайся там слишком долго; Б) никогда не залезай на холм Говардхан; и третье - не имитируй бриджабаси.

00:36:50 Три вещи, которые мы должны знать, посещая святые места, такие как Вриндаван. Первое: мы никогда не можем оценивать людей, живущих в этих святых местах, бриджибаси, потому что у них спонтанная любовь к Кришне. Они могут делать многие вещи, кажущиеся нам внешне мирскими. На самом деле это особые души с особым сукрити. Второе: не залезать на холм Говардхан. Когда мы приходили во время Анукута, церемонии, я видел, как мальчишки и местные бриджабаси лазят прямо на холм Говардхан. У них там свои храмы и т.д. Холм Говардхан – святыня. Мы не можем своими ногами осквернять его. Но бриджабаси могут. И третье: не оставаться слишком долго во Вриндаване. Почему? Потому, что Вриндаван – мир, где божественное открыто настолько, что оставаться там может только тот, кто служит этому. Знаете, как говорится: незваный гость, хуже татарина. Например, Он тебя может к Себе пустить и показать, как туристу. Но если посчитаешь необходимостью остаться там, то ты не можешь оставаться там в качестве гостя. Нет такого понятия «экскурсия в духовный мир». Есть только понятие «прийти туда, как раб» .

Царица Тривандрума

00:38:19 Мне посчастливилось путешествовать помимо Вриндавана ещё и в Южной Индии. И в Южной Индии я был в храме [Гурувая]. Я познакомился там с замечательными преданными, которые преданные [Гурувая], этого храма. Они меня познакомили, ну, в одной из поездок, с королевой Тривендрума, с царицей, маха-рани. Они говорят: «Мы можем встретиться с царицей». Я говорю: «А че мы…». А он говорит: «О, царица… Ты не знаешь, кто это такая. Это очень великая преданная». Я говорю: «Ну, если она преданная «Харе Кришна», то надо, конечно, обязательно её увидеть». Меня первое, что поразило в царице… Во-первых, первое, что… Первое, что я спутал её с прислугой. Я не знал, что южноиндийские аристократы… Она носит белое сари. У вдовы.

00:39:22 Когда я увидел царицу, она держала внучку на руках. Ей, где-то, лет, там, 50-60. Она была одета в бело сари. Она держала внучку на руках. Я думал: «Ну, просто прислуга держит ребенка». Я ждал: «Где же царица?» Но когда она начала говорить, то я сразу же вычислил, что это королева. Потому что то, как она говорила… Она была настолько смиренной женщиной… Она посадила нас, и мы начали общаться о сознании Кришны. Я был очень поражен тем, что… Первое, что она сказала, что в нашей династии мы отвергли идею служения Богу. Мы приняли рабство Богу. Потому что слуга может прийти и уйти, у раба - нет правил. Это мне говорила королева. Она сказала, что «с незапамятных времен мы предложили Господу, Ананта Падманатхе, своё царство, богатство и самих себя, как рабов. Мы всегда считаем себя рабами Господа». Не царями, монархами, хотя... ну, понятно, что… Рабами.

История о головной боли Кришны

00:40:45 Она стала говорить о рабстве. Мне очень понравилось то, что она стала рассказывать истории, которые рассказывал Шрила Шридхара Махарадж о Нараде. Она не могла не говорить о Вриндаване. Она стала говорить о гопи Вриндавана. Т.е., в конечном итоге, хотя существуют разные теистические концепции, мы всё равно придем к Вриндавану, как к высшей идее. И она стала говорить о гопи Вриндавана и стала рассказывать историю о том, как у Кришны в Двараке разболелась голова, и Он сказал Нараде [щелкает пальцами]: «Иди и получи пыль со стоп моих преданных». Нарада отправился к женам Кришны. Жены Кришны отказали - сказали: «Пыль? Со стоп преданных? Бхагавану? Нашему Господу, нашему мужу, на голову? О чем ты говоришь?». Он сказал: «Он умирает. Ему нужна пыль». [щелчок пальцами] «Хмм… Нарада, раз ты такой умный, ты же тоже преданный, дай свою пыль» [смеется]. Нарада сказал: «Нет-нет. Я? Свою пыль? Господу на голову?»...

00:41:48 И он нигде не мог найти эту пыль. И тогда позже, когда все планы бытия были опробированы, и никто не смог пожертвовать пыль со стоп Господу, Господь Кришна попросил Нараду отправиться во Вриндаван. Вриндаван – место, где Кришна живёт в обществе своих близких и друзей. Никто не знает, что Кришна – Бог. Мало того, отношения каждого живого существа во Вриндаване таковы, что Кришна является лучшим другом, возлюбленным, родителем и все и вся, ради чего он готов сделать все для Господа.

00:42:40 Нарада пришел во Вриндаван. Его окружили обитатели духовного мира Вриндавана и спросили: «Где Кришна? Мы не видели Его давно». Нарада сказал: «Он сейчас в Двараке, у Него болит голова. Я пришел сюда искать лекарство». Они сказали: «Какое это лекарство? Что-то мы можем сделать?». Нарада сказал: «Нужна пыль со стоп преданных». В это время все обитатели Вриндавана стали брать пыль со своих стоп и сыпать Нараде. Все обитатели Вриндавана сказали: «Мы не знаем, преданные мы или нет. Мы не знаем, обладаем ли мы преданностью Богу. Скорее всего – нет. Но если хотя бы какая-то капелька преданности у нас есть, и это сможет спасти Кришну, то мы готовы отдать все».

00:43:45 Но для западного человека эта история не имеет такого глубокого значения, если бы не объяснить сначала, какова была реакция за оскорбление, которое могла бы совершить пыль со стоп. Пыль со стоп… Т.е. поставить на голову Божеству стопы, это значит уйти в ад на миллиарды жизней. Миллиарды. Вечный ад. И когда Нарада видел, что эти люди готовы идти на вечный ад ради того, что хотя бы капелькой своего существования удовлетворить Господа, то он был в шоке. Он не нашел таких нигде. Камикадзе он не нашел нигде.

00:44:38 Тогда он понял: «sarva-dharmān parityajya / mām ekaṁ śaraṇaṁ vraja» (Bg 18.66) – «Оставь все виды долга и иди во Вриндаван». Почему? «Ты увидишь там, что такое преданность». Вриндаван и Говардхан – места, где преданность Богу доведена до столь совершенного состояния, что в этом мире нет аналогов такой преданности. Если мы возьмем, там, Александра Матросова или другого самого выдающегося человека, который готов пожертвовать всем ради других, то мы не найдем и даже капельки того самопожертвования, которое существует во Вриндаване. Поэтому сказано, что Вриндаван – земля самопожертвования. Именно поэтому мы не можем там оставаться долго, потому что у нас нет того сознания самопожертвования.

Разговоры о Кришне – источник жизни преданных

00:45:40 Я был в шоке от королевы, потому что я в первый раз увидел, что такое настоящая «голубая кровь», ну, не в том плане… Т.е. я понял, что такое врожденная преданность. Она говорила сорок минут Харикатхи чистой. Я только слушал. Я понял, что я очень благословлен в этот момент Кришной. И она поняла, что она очень благословлена Кришной. После того, когда она выговорилась, она была в полном шоке. Я видел, что когда она говорила, она хотела плакать. В этот момент она забыла про свою внучку, свой дворец. Это и есть Cознание Кришны.

00:46:34 Когда я уходил, она сказала: «Я надеюсь, Вы вернетесь когда-нибудь?». Я сказал: «Харе Кришна! Обязательно вернемся. Когда-нибудь обязательно вернемся». Потому что внутренняя потребность говорить о Кришне, говорить о божественном такова, что в независимости от того, кем бы ни был человек, это самая внутренняя потребность, которая только у него есть. Поэтому Махапрабху сказал: «kibā vipra, kibā nyāsī, śūdra kene naya / yei kṛṣṇa-tattva-vettā, sei ‘guru’ haya» (CC, Madhya 8.128). «Кем бы ты ни был, говори о Кришне». Это единственное, чего не хватает в этом мире. Сарасвати Тхакур определил: «Люди 24 часа в сутки говорят о чем угодно, тратят столько времени и денег на поклонение иллюзии, возводят огромные университеты, академии. У них совершенно нет времени говорить о Кришне».

00:47:33 В писаниях сказано: «tava kathāmṛtaṁ tapta-jīvanaṁ / kavibhir īḍitaṁ kalmaṣāpaham» (SB 10.31.9). «Эта Харикатха способна очистить и уничтожить рождение и смерти за тысячи жизней. Почему ты находишься в этом мире? Ты связан веревками кармы. Но если ты будешь слушать Харикатху, [щелкает пальцами] то очень быстро путы твоего материального существования будут разорваны, и очень быстро ты сможешь вернуться домой - там, где тебя ждут».

00:48:05 Шрила Шридхара Махарадж написал книгу «Любовный поиск утраченного слуги». «Любовный поиск» обозначает то, что нас ищут с любовью. Шрила Шридхара Махарадж сказал очень поэтично: «Ты выгнан из дома, но ты не выгнан из сердца» . Мать может выгнать своего сына из дома, но не может выгнать своего сына из сердца. Каким бы грешником он ни был, в сердце всегда матери он остается. Поэтому, то, чем заняты мы здесь, в этом мире, это попытки вернуться домой. Дверь домой здесь. Она всегда открыта для нас. Она всегда ждет нас. Харе Кришна.