Мгновения истинной жизни

04 September 2008
Две причины прихода Кришны. Подготовка к празднику. Пир, устроенный Нандой Махараджем. Господь подобен солнцу. Вера – высшая форма знания. Мгновения бескорыстной преданности. Родиться человеком и не пропустить идею Кришны. Главные минуты жизни. Предстать перед Кришной. Гуру может не знать. Внешнее и внутреннее в Писаниях. Cуть планирования жизни. Храм как центр духовной жизни. Материальное никогда не удовлетворит нас. Сделать, а не «попробовать». Всегда есть люди, которые поймут. Невинных в этом мире нет. Выйти из мира насилия. Роль Иуды. Самооправдание и подлинное раскаяние. Фильм для Ямараджа. Духовное общение преображает.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:49:33 | качество: mp3 80kB/s 28 Mb | прослушано: 703 | скачано: 579 | избрано: 6
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Две причины прихода Кришны

00:00:00 Вы знаете, что через несколько дней мы отмечаем Шри Джанмаштами – день явления Господа Кришны. Его уже начали отмечать, канун этого праздника, многие люди Миссии. Вчера я был в Москве. Меня приглашали на… ИСККОН проводил Шри Джанмаштами - такую, предпраздничную программу для преданных и было очень много индийцев. Больше тысячи человек собралось.

00:00:35 На этой неделе мы отмечаем день явления Господа Кришны. Хотя Господь нерожденный, но тем не менее тоже иногда себе устраивает Дни рождения не хуже, чем мы. По сути дела в этом нет ничего странного. Душа тоже вечна, но тем не менее мы нисколько не гнушаемся своим собственным днем рождения, праздничком. Поэтому, Шри Джанмаштами - когда приходит Господь, на восьмой день. Так сказать, это история о том, как Кришна явился в этот мир. В Писаниях Он говорит: «paritrāṇāya sādhūnāṁ / vināśāya ca duṣkṛtām / dharma-saṁsthāpanārthāya / sambhavāmi yuge yuge» Bg 4.8, «Я прихожу в этот мир, чтобы, в первую очередь «паритранайа судхунам» - пролить милость на преданных, которые мечтают о встрече со Мной, «винашайа ча душкритам» - и чтобы уничтожить несовершенство, несправедливость».

Подготовка к празднику

00:01:31 Шри Джанмаштами – один из главных праздников вайшнавов. Вообще, в Индии его все отмечают. Это такой день Джанмаштами, когда… Вот те кто из Индии они знают, да, что… По моему даже мусульмане отмечают Джанмаштами (смеется) волей-неволей. Такой праздник, как, типа у нас… ну не знаю… Новый год, наверное, Восьмое марта, что-то типа этого. В это время во Вриндаван отправляются тысячи-тысячи-тысячи паломников во все храмы. Вриндаван превращается в такую толкучку. Миллионы людей. Они идут на холм Говардхана. Они идут. Все ашрамы переполнены. Все 5000 храмов Вриндавана забиты людьми - верующими со всей Индии. И, естественно, в других местах тоже люди отмечают этот день.

00:02:22 Это очень красивый праздник. В этот день по разному отмечают: женщины рисуют… Как, помните приезжали индусы в прошлом году? Они рисовали мукой следы Кришны по всему дому. У индусов много своих приколов. Украшаются дома листьями, узорами, зеркальцами, орнаментами. Очень красивый праздник. Улицы поливаются розовой водой. Все пахнет розами, цветами. В этот день горят благовония. Такое состояние, как будто действительно что-то произошло. В этот день все постятся. А вечером, после 12 ночи, небольшой пир. На следующий день большой праздник нанда-махотсава, когда Кришна родился.

Пир, устроенный Нандой Махараджем

00:03:16 Вы знаете, что он родился в тюрьме у Васудевы и Деваки, но был принесен во Вриндаван. На следующий день, когда родители спали, Кришну поменяли с другим ребенком. И на следующий день Нанда Махарадж устроил огромный пир. Он раздал многие тысячи коров. И сказано, что всё, что Нанда Махараджу подарили на день рождения его сына, он раздал тут же всем брахманам. То есть Нанда Махарадж принимал подарки и тут же их раздавал.

00:03:44 И так происходил огромный пир. И все божества, полубоги, все мудрецы со всех планет слетелись. Превратились в одеяния брахманов, в обличии брахманов. Приняли образ обыкновенных людей, чтобы не смущать население. Так сказать, не отвлекать собой, своей важной личностью внимание от главного события – явления Шри Кришны в этот мир. Поскольку Кришна сказал: «Очень скоро я приду. Ждите». И даже дал задание определённым полубогам особо удачливым родиться. Он сказал: «Вы должны родиться во Вриндаване, чтобы участвовать в моих деяниях и т.д.»

Господь подобен солнцу

00:04:23 Кришна пришел в этот мир. С Его приходом наступила эпоха, наступило время, когда все живые существа стали испытывать счастье. Кришна явил свои необычайные деяния во Вриндаване. Писания говорят: подобно солнцу. Иногда оно, в особенности в нашем городе - сером депрессивном Петербурге, мы не видим солнца очень долго. Но это не значит, что солнца нет. Если взлететь на самолете, мы увидим, что солнце светит всегда, но тучи, которые собираются в том или ином месте по тем или иным условиям они заслоняют нам солнце. Естественным образом, день явления Господа Кришны – всегда великий праздник. Потому что, когда мы в Петербурге говорим: «О! Солнечный день! Он так редко бывает в этом городе». Что произошло? Ничего не произошло. Солнце всегда светит над Петербургом, просто ветер разогнал тучи, и мы увидели насколько прекрасно все вокруг в лучах солнца. И также Кришна. Подобно солнцу сияет в своей прекрасно великолепной божественной лиле. И когда каким-то особо удачливым душам удается соприкоснуться с Ним, все невежество в сознании, которое присутствует в нашем мире, рассеивается. Таков принцип духовного.

Вера – высшая форма знания

00:05:48 Когда мы соприкасаемся с чем-то духовным, невежество само собой уходит. Не нужно бороться с собственным невежеством. Нужно просто жить духовной жизнью, а невежество оно постепенно уйдет. И с другой стороны, если мы будем бороться с собственным невежеством, будем заниматься образованием, этикой, выучим все науки, но не узнаем самого главного – науки о душе, и о её связи с Богом, мы будем образованными невеждами что ещё хуже. Это как многие современные ученые утверждают: «Бога нет!» «А Вы есть?» «Я есть». «А что Вы любите есть?» «Я ем все подряд и всех подряд». Таково невежество.

00:06:37 Что такое невежество? Это отсутствие знания. А высшее из знаний – вера. Почему? Потому что вера не требует подтверждения. Знание связано с доказательствами, подтверждениями. «А докажите мне что именно Кришна – Бог». «А вы докажите мне, что Вриндаван в Индии находится. Докажите». Можно доказывать сколько угодно, но: «Докажите мне что солнце светит». Если у вас есть глаза, вы увидите, что оно светит. Если у вас нет глаз… Прахлада Махарадж говорит: «Я не могу понять, как ты не можешь видеть присутствие Бога во всём, папа». А папа говорил: «Я не могу понять, как ты видишь присутствие Бога во всём. Мне кажется, что в этом мире Его нет». Прахлада Махарадж говорил: «Ну как же Его нет в этом мире? Я вижу Его во всём. Всё, что в этом мире существует, связано с Ним». Отец не мог его понять. И так, отец и сын, один святой, другой демон, говорили на разных языках. Разные плоскости сознания.

Мгновения бескорыстной преданности

00:07:45 И поэтому нам очень повезло, поскольку это знание о Кришне по милости преданных, по милости преданных Кришне, оно явилось нам. И мы очень удачливы в том, что мы можем использовать свою жизнь в служении Кришне, служении Богу. Иначе, каков смысл нашего существования. Мы всё равно умрем. Никто не свободен в этом мире от смерти. И, как сказал великий русский писатель: «Хочется прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

00:08:19 Если мы начнем анализировать свою жизнь, то мы увидим, что в своей жизни мы сделали очень мало хорошего. Но мы увидим, что мы в своей жизни сделали ещё меньше духовного. Хорошее мы что-то сделали. Однозначно. Помогли бабушке перейти через дорогу, посадили дерево, ещё что-то сделали. Но что мы сделали в своей жизни духовного - это ещё вопрос. И то духовное, например - мы регулярно у Бога просили, чтобы Он нам помог сдать экзамены. Духовное это? Нет. Мы регулярно Ему ставили свечки в обмен на Его какие-то обещания: «Вот я тебе свечку, а ты мне машину, жениха с приданым». То есть мы были заняты постоянно в попытках вступить с Ним в бизнес. В товарообмен. Причем, предлагали недорогие свечки, а просили у Него самые ценные вещи.

00:09:25 Тем самым мы жили очень духовной жизнью. Полноценной. Мы верили, что Он есть. И если предложить Ему что-то… то есть Он – дурак. Что за свечку он готов нам дать машину, например. И т.д. И это тоже недуховно. Глупо говорить, что это духовно было. Узнать о том, что есть Бог и начать у Него сразу же пытаться выманивать что-то. Безусловно, когда ребенок просит что-то у папы, мамы: «Дай! Дай!», – то мамы, папы дают. Они понимают что он – ребенок, у него сознание ещё не пробудилось.

00:09:59 Но теперь мы должны подумать в своей жизни конкретной, что мы сделали в этой жизни духовного. И мы увидим, что это очень маленькое: мы жили духовной жизнью в этом воплощении буквально минуты или часы - что ужасно. Протянулись годы, но минуты или часы мы посвятили… Я имею ввиду под словом «Бог», «духовное» – это бескорыстное служение Богу. Безусловно, сам путь понимания, что он – Бог, что Ему нужно бескорыстно служить, он тоже духовен. Но когда мы говорим о подлинном обмене с Ним, это какие-то секунды. Когда вдруг мы вдруг искренне почувствовали, что мы не можем без Него жить, потому что Он все и вся для нас. Человек может сказать: «У меня это было в жизни один раз. Но это было настолько ярко, что я решил навсегда переодеться в индийскую одежду». (смеется) Шутка.

00:11:01 Все наши откровения, восприятия Божественного - какие-то мимолетные частицы. Но даже они, эти мимолетные частицы, обратите внимание, они могут в корне повлиять на нашу жизнь. Какое-то прозрение: вдруг ты понял, что не Он живёт для тебя, чтобы выполнять твои желания, а ты живешь для Него, чтобы Он был счастлив. Потому что Он всегда счастливый. И Он всегда счастлив тем, кто старается доставить Ему счастье.

00:11:37 Оказывается наше подлинное духовное положение – доставлять Ему счастье. И Он всегда счастлив. Когда мы начинаем доставлять Ему счастье, Он делится этим бесконечным счастьем с нами. И поэтому мы знаем, что такое Шри Джанмаштами.

Родиться человеком и не пропустить идею Кришны

00:11:53 Мы узнали об этом. В частности, мы – обитатели диких земель. Мы можем говорить всё, что угодно. Что здесь были русские Веды, Аркаим. Мы не знаем. Жили крокодилы в сибирских реках... Не жили... Бегал ли царевич Рама по Карельскому перешейку… Скорее всего нет. Жили здесь обезьяны типа Ханумана. Обезьяны могли быть. Насколько они были связаны с Хануманом – очень такой вопрос, сомнительный.

00:12:27 Поэтому, мы получили что-то очень ценное, что по сути дела не должны были получить ни по нашему рождению, ни по нашему образу жизни. Это говорит о том, что духовное, божественное не имеет никаких преград. Оно пришло к нам. Мало того, иногда можно родиться, там, рядом с храмом. Или в Петербурге и не знать ничего о его истории. Часто идешь по Петербургу и спрашиваешь:
- А Вы не знаете, как пройти на улицу Рылеева?
- А я не знаю.
- А Вы не подскажите, кто жил в этом доме? Достоевский жил в этом доме?
- Не уверен.
- Почему?
- Я пил все время в соседнем подъезде. У меня не было времени на Достоевского. Я был занят тем, что я остограммивался.
Поэтому, какой смысл родиться в Петербурге? И также, какой смысл родиться человеком, чтобы не служить Богу, чтобы не служить Кришне. Даже тогда, тем более когда ты узнал кто такой Бог. Что Бог – не просто какой-то имперсональный принцип, или злой дед с бородой, который отстреливается от всех, за свечки дает машины, чтобы только от Него отстали и не приставали. Когда ты узнал, что Он – Кришна, Он – источник красоты и гармонии, Он – Раса-радж, источник всего счастья. И ты предназначен для Его счастья. Вот это мы должны использовать.

Главные минуты жизни

00:13:55 Поэтому, когда мы отмечаем все эти праздники, такие как Джанмаштами, другие праздники, собираемся вместе, говорим об этом, мыслим об этом, кажется, что это что-то такое не очень важное. На самом деле сейчас происходят самые важные минуты в нашей жизни. И когда мы будем уходить из этого мира, оставлять это физическое тело, может быть эти минуты, если мы будем помнить, может быть они станут ключевыми. Не сколько мы деревьев посадили, не те, даже, дети, которые будут стоять на нашем смертном одре. Это будет неважно. Поверьте. Человеку абсолютно безразлично, когда он оставит мир. В это время все его имущество и родственники теряют для него значение. На каком-то моменте человек абстрагируется от всего. Но эти минуты, они смогут сыграть на не только нашем сегодняшнем воплощении. Нужно понять, что жизнь она вечная. И сейчас мы делаем очень важные шаги к вечности. И поэтому мы отмечаем Джанмаштами.

Предстать перед Кришной

00:14:57 Отмечаем в обществе Шри Шри Гуру Гауранге Радха-Мадхавы. Сам Кришна присутствует здесь. До какой степени мы верим в это? Понятно, что если бы мы честно сказали, что мы на 100% видим Кришну, мы должны были бы занимать, как минимум, место высших мудрецов этой вселенной. Но главное – что Он видит нас. И главное, что, придя сюда, даже до конца не понимая, с чем мы имеем дело… Как, например, 1-го сентября в школу придёт микроб с ранцем и сядет рядом со школьниками на парте. Откроет свой букварь. Что поймет микроб? Ну, может быть «А», «У» он услышит. Но если хотя бы он просто придёт в школу и сядет, разложит свои пеналы, для него это уже… И поэтому также для нас.

Гуру может не знать

00:15:59 До какой степени мы понимаем, что имеем дело с безграничным? Я очень сомневаюсь относительно себя. Но это не только я очень сомневаюсь. Шива говорит: «Я не уверен, что Ведавйаса - автор всех Вед и « Шримад Бхагаватам» - до конца понимает о чем он говорит». Почему Ведавйаса? (изображает удивление и растерянность) «Что, значит Ведавйаса ошибался?» Сенсационное открытие. Нет, потому что речь идет о Безграничном. О Боге. Речь идет о феномене. Поэтому, если Ведавйаса мог ошибаться… Брахма-вимохан лила. Господь Брахма ошибся. Изначальный Гуру вселенной. Что, разве не мог ошибиться Иисус? Мухаммед? Конфуций, когда рассуждал о Безграничном? Конечно мог. Если вы спросили бы Платона, или Иисуса, или Мухаммеда: «Ты уверен, что ты сто процентов?» Он сказал бы: «Я – сто процентов?» (улыбается) Он бы сказал: «Я чувствую себя камешком на берегу океана истины. Я чувствую себя муравьем, микробом у безграничного. Как я могу? Что-то явилось мне. Я это передал кому-то и я поклоняюсь этому. Почему? Потому что это не я. Это не то, что я сидел с карандашом, расчетами, вычислял формулу Бога».

Внешнее и внутреннее в Писаниях

00:17:22 Ко мне пришел на… Мы проводили сейчас «Иконас» - «Всемирная конференция востоковедов». Мы там выступали. Делали программу с академиком Рыбаковым, посвященную Индии, с индийским консулом. И пришел востоковед и дал мне карточку, на которой написано «Исследователь священных писаний». Значит, что его привлекло в этих священных писаниях? Картинка на обложке совпала с какой-то мыслью в его голове, с какой-то там формулой вселенной, и он совместил их и понял, что это истина. Но я ему посоветовал прочитать то, что внутри книги. Т.е исследователя священных писаний привлекла обложка. И это очень хорошо. Но если бы его ещё привлекло то, что внутри книги. Так же и мы. Мы настолько просты и простодушны в суждениях об истине, что пока что мы можем привлечься обложкой. Но в этом нет ничего плохого, потому что там, где обложка, там и желание в один день будет прочитать эту книгу и прийти в конечном итоге к Нему.

00:18:30 Поэтому Шри Джанмаштами – величайший вайшнавский праздник, с которого, фактически, начинается наш год. Я очень пытался после этого вайшнавского фестиваля, который мы, как всегда после массы других мероприятий, уже еле живые, провели, я пытался составить какие-то планы. Эти планы должны быть.

Cуть планирования жизни

00:18:51 Почему мы должны планировать свою жизнь? Потому что есть такое правило «ānukūlyasya saṅkalpaḥ / prātikūlyasya varjanam» (CC, Madhya 22.100): «Принимать все благоприятное» - «пратикулйасйа варджанам, «отвергать все неблагоприятное». Духовная жизнь – планирование, да? И мы должны для себя решить: я буду с этого момента принимать все благоприятное для духовной жизни и стараться отвергать все неблагоприятное. Каждую тему я буду рассматривать не в сфере «что хорошо для моего физического тела или для моего ума», но я буду думать «а что будет хорошего для моей духовной жизни или плохого?» Вот это наше осознанное решение. И в связи с этим мы решили с Виджай Раманом и с остальными преданными запланировать наши события, мероприятия: чем мы вообще…

00:19:40 Вот сегодня мы ходили и обсуждали «Какова наша цель как организации, как группы людей. Для чего мы здесь собрались? Просить что-то у Бога или что-то дать Ему». Мы должны определиться. Самоопределение - очень важно. Кто мы? Мы просто общество потребителей, которые потребляют какую-то информацию, переваривают какое-то знание, либо мы слуги Бога, которые должны что-то для Него делать. И в этот день, когда будет пост Джанмаштами, в это время мы…

00:20:14 Что такое пост? Не надо путать это с забастовками, голоданием по системе Малахова. Кстати, последние два дня мы с ним общались. Он был на Московской книжной ярмарке. Мы с ним познакомились. И сейчас он читает книги Шрилы Шридхара Махараджа и Шрилы Говинды Махараджа. Почему? Потому что он понимает, что, очистив всем кишечник и напоив всех уриной, нужно идти куда-то дальше. И он ищет. Он не может найти. Когда он встретился с нами, он был в экстазе. Он ездил в Индию, искал. Он сказал, что подсознательно хочет найти истину, как и любой из нас.

00:20:51 Так вот. Когда речь идет о посте, в это время самое лучшее для себя – разобраться. Мы не пытаемся остановить организм. Мы пытаемся в это время взять тайм-аут, отдать какую-то энергию высшему миру и в это время подумать: «Кто мы?», «Зачем мы живем?» и «Что мы будем делать в этом году и вообще в жизни?»

00:21:21 Когда мы говорим: «Я хочу посвятить жизнь Богу. Я решил её посвятить Богу». Как я это сделаю практически, чтобы мои слова стали делами? Это самое главное.

00:21:34 Так вот. Завтра у нас будет Харинама Санкиртана: мы пойдем воспевать Святое Имя Кришны. Как обычно, выходные петербуржцы очень любят. У нас целый фильм снят. Оказывается не так все страшно. Они любят, когда кришнаиты ходят, улыбаются. Очень многие хорошо относятся к этому. Они понимают, что люди пытаются вынести свою веру. Это не показуха. Когда что-то ценное у тебя есть и ты радуешься этому, тебе хочется танцевать. Да? Как… человек, там: «Ааа!», - танцует, поет. Почему? Преданные тоже. Они рады, что они знают что-то о Кришне, о Боге. И они танцуют и поют, потому что это естественное состояние. И другие люди получают это восприятие. Люди не глупые. Они все понимают. Я не говорю про фанатиков или сумасшедших. Я говорю о людях в целом. Люди видят это. Это очень ценно.

00:22:31 Поэтому, завтра мы выйдем на Харинама санкиртану. Мы приглашаем, естественно, всех друзей, гостей. Не обязательно вовсе быть в индийской одежде, танцевать в первом ряду. Это собственное решение. Но можно просто пройти, как случайный прохожий. Очень многие люди хотят, но им неудобно. Мне тоже раньше было неудобно. И сейчас иногда. Тем не менее, я для себя сделал определённое решение. Кто-то может просто пройти. Необязательно одеваться как новогодняя елка, светиться.

00:23:09 Завтра вечером мы хотим также провести здесь программу. Естественно, всех приглашаем, у кого будет время, возможность. Нам так же нужна будет помощь в подготовке пира, в организации уборки храма.

Храм как центр духовной жизни

00:23:23 Вообще, мы сейчас думаем, что на самом деле этот храм не создан для пяти человек, которые здесь живут. Этот храм создан для нашей петербургской общины. Вообще, в целом, это федеральный храм. Это достояние всей страны. Но, в целом, это храм каждого из вас. Мы бы очень хотели в этом году подумать: как мы сможем наладить нашу храмовую жизнь? Это не вопрос, что мы хотим, чтобы сюда приходили тысячи людей. Можно организовать тур. Туристы будут ходить, фотографировать. Не это суть. Мы хотим, чтобы это был центр духовности. Чтобы те десятки, единицы или тысячи людей, которые сюда приходили, могли быть обеспечены служением, общением. Это очень трудно. Построить храм легко. Это можно сделать за несколько лет. А вот построить храм духовный и вовлечь всех членов нашей общины во служение, в духовную жизнь – это очень непросто.

00:24:22 И в этом смысле в этом году мы хотим сделать следующий шаг. Наш следующий шаг – организовать свою духовную жизнь здесь, организовать нашу общину, задействовать нашу общину. И в этом смысле я хочу сказать, что каждый из тех, кто приходит сюда, это очень ценный член нашей общины. Ведь мы все связаны с разными людьми. И разные люди, видя нас, они делают выводы о том, что такое Cознание Кришны. Так или нет, да? Видя наши пороки, несовершенства, они говорят: «Ааа… Кришнаиты – они такие …», видя что-то хорошее – «Хмм… Кришнаиты – это что-то такое, да… Это люди высокоморальные», - и т.д.

00:25:07 Мало того, здесь в храме огромное количество служения. Например: сюда приходят очень много людей новых, и, к сожалению, ни я, ни Виджай Раман, ни многие преданные не смогут уделить им внимания. Эти новые люди нуждаются во внимании, потому что каждый человек – это индивидуальная душа. Слово «индивидуальная душа» на санскрите очень многое обозначает. Это не просто робот. Например, как в Китае: в одинаковых кепках, с одинаковыми лицами, с одинаковой идеей. Нет. Каждый человек индивидуален. Каждому нужно время.

00:25:46 И вот с этой связи, мы хотим, может не сейчас углубляться, но это часть той лекции, которой я бы хотел сказать, что я обращаюсь ко всем присутствующим, в особенности к тем людям, которые регулярно посещают, можно сказать регулярные члены миссии, они сюда ходят не в гости, они сюда ходят уже как домой, в этом году подумайте: «Как мы сможем ещё глубже, ещё лучше сплотить нашу общину?»; «Как мы сможем интеллигентно, красиво, ненавязчиво представить Cознание Кришны другим?»; «Как мы сможем организовать нашу духовную жизнь так, чтобы нам было приятно видеть друг друга, и мы могли служить вместе, друг с другом?» Ведь этот храм – это полигон, это маленький кусочек духовного мира. Здесь все должно быть по-настоящему. Попадая суда, мы должны измениться. Это основная идея. Это не то, что место, где кришнаиты справляют свои религиозные нужды. Есть места, где люди справляют свои другие нужды, а есть, где религиозные нужды. Они приходят и сливают…, так сказать, нужды справили и пошли. Это не место, где справляют нужды, это место, где служат Богу.

00:27:05 Служение Богу – это очень-очень тонкий вопрос. Это огромная компетенция. Это огромный опыт. Здесь мы должны подумать как мы это сделаем. Это не вопрос одного Виждай Рамана. Виджай Раман… Поставь на его место кого-то другого… Я думаю, никто и не пожелает быть на его месте. И я не пожелаю. Я знаю, что это очень тяжело.

00:27:28 Наша община должна сплотиться в мероприятиях. Для этого каждый должен взять на себя какую-то маленькую обязанность. Ведь у нас есть цветы, которые можно поливать. Ведь у нас есть Божества, которых можно украшать. Ведь у нас есть праздники. Ведь у нас есть прасад, который можно готовить. У нас есть расходы, которые можно на себя взять. Каждый человек должен подумать, что он должен сделать.

Материальное никогда не удовлетворит нас

00:27:54 И вот… Поскольку Джанмаштами - это время… Джанмаштами, гаура-пурнима – это как бы… вот, полугодие, другое полугодие. Я был бы очень рад, если бы все люди преданные не просто так «О, пошли поедим. Кришна, день рождение… Харибол», а чтобы все преданные подумали: «Моя жизнь уменьшилась ещё на один год. Мне осталось жить меньше. Кришна живёт всегда. Я не знаю, сколько я проживу, но я решил вот эту часть своей жизни хотя бы попробовать, пускай полгода или год, а если получиться, то и дальше… я не знаю, что со мной произойдет…». Я не могу сказать, что я всю жизнь буду монахом. Я не знаю. Но я пытаюсь. И вот это время я буду пытаться жить духовной жизнью. Я попытаюсь с этого момента начать служить.

00:28:46 Я попытаюсь решить не только свои проблемы, но решить свою самую главную проблему. Бизнес, деньги, жилплощадь, соседи – это временные проблемы. Самая главная проблема – это материальное существование. Реши свою духовную проблему, и все остальные проблемы решаться. А материальные проблемы никогда не закончатся. Денег никогда хватать не будет, это я вам гарантирую. Близкими всегда будешь неудовлетворен. Это материальный мир, мир эксплуатации. Страна лучше не станет за один день. Стань ты лучше. Решить, самое главное, вопрос духовной жизни. Это то, для чего мы собрались здесь, для чего Кришна пришел сюда, для чего приехали наши Гуру и дали нам эту возможность. И если мы её не используем, пропустим эту возможность, это будет глупо.

Сделать, а не «попробовать»

00:29:38 «Я чуть не женился; чуть не стал миллионером; я чуть было не разбогател; я чуть было не получил высшего образования; я чуть было не стал преданным». Вот это «чуть было» не прокатит. Мы должны попасть в десятку. Попасть в десятку, как Арджуна стрелял, помните? Ему сказали: «Сконцентрируйся на глазе, не на птице». Когда ты стреляешь в цель, ты должен видеть десятку. Куда ты попадаешь. Зачем ты живешь духовной жизнью? И что ты хочешь, чтобы в конечном результате из этого произошло. Когда ты определишься в своих желаниях, тогда уже и ум тебя беспокоить не будет. Это долгая тема, о которой можно рассуждать, может быть…

00:30:27 Сегодня мы… Преданные пришли. Приготовили праздничный прасад. У всех, наверное, сосет под ложечкой. Как говорится «люблю повеселиться, особенно поесть».

00:30:43 Обычно в Джанмаштами мы рассказываем истории из «Шримад Бхагаватам». И я уверен, что все вы сможете… Джанмаштами – очень важный праздник. Поэтому я приглашаю всех прийти в понедельник.

Всегда есть люди, которые поймут

00:30:56 Мы говорим: это просто праздник индийской культуры, день Кришны. Мы говорим о той духовной жизни, которую практикуем. Поэтому – для практикующих. Есть гости, которые знакомятся. Они могут делать все, что…

00:31:10 Я думаю нам нет смысла бояться народного мнения, потому что всегда есть в этом мире люди, которые тебя не поймут, и всегда есть люди, которые тебя поймут. Мое мнение, что в Петербурге на Невском проспекте достаточно безопасно и нам ничего не грозит. Милиционеры понимают, что кришнаиты – это не скинхеды, не те, кто дерутся. Они знают, что это какие-то дурики, которые поют. Это представление милиции, поэтому это представление нормальное.

00:31:41 Если нам скажет какая-нибудь бабушка «как вы можете петь, когда люди умерли?», то нужно сказать, что это не вопрос о двухсот человек, т.к. каждую секунду умирают живые существа. Каждую секунду горят погребальные костры. Каждую секунду умирает не один человек. Умирают, погибают во время воин. Каждую секунду кто-то умирает. Именно поэтому мы поем имя Кришны, потому что те, кто родился, в писаниях сказано, и так и не смог воспевать святое имя Кришны - они прожили жизнь напрасно. И те люди, которые может быть сегодня даже и не думаю об этом, они просто услышат имя Кришны. Не важно поверят они, примут ли, но они будут участвовать в санкиртане. Поэтому это не вопрос.

00:32:30 Единственное, конечно, что мы будем реагировать. Это будет не просто харинама. Это будет организованная харинама. Мы её подготовим правильно. Мы не будем особо, так сказать, не перед кем вытанцовывать. Мы пройдемся с харинамой в честь Джанмаштами - дня явления Господа Кришны.

Невинных в этом мире нет

00:32:54 Если есть какие-то вопросы, очень быстро можно ответить на один вопрос.
- (Вопрос зрителя) Извините. У меня есть вопрос. Если он только меня беспокоит, тогда можно, ну как бы, ответить отдельно. Но я думаю, что этот вопрос, наверное, беспокоит уже всех: это вот эти страшные несколько дней. Мы наверно все убеждены в том, что все происходит только по воле Господа Бога нашего. Даже в том страшном месте случайных людей не было. Но почему среди тех неслучайно собравшихся там людей оказались невинные души детей, и как вообще могло это случиться?

00:33:41 Очень хороший вопрос. Иисуса спросили ученики о слепом ребенке. Они сказали: «Родился слепой. Кто виноват: родители или сам?» Если мы верим в вечность душ, и мы понимаем, что душа постоянно рождается и умирает, мы так же понимает, что душа связана в этом мире с так называемым кармическим телом. Когда мы умираем, это не то, что все, или только душа. Вместе с нами определённая часть информации нашей о сущности или наша тонкая материальная оболочка, она перемещается в следующее тело. Если в прошлой жизни мы кого-то убили, то в следующей жизни убьют нас. Поэтому, естественно, нужно понять, что невинные дети, которые погибли… Это их карма.

00:34:36 Я хочу сказать больше. Вообще, с точки зрения вечности, материальное существование не имеет ценности. Материальное существование имеет ценность только тогда, когда человек развивается духовно. Сказано: «дхармена хину пушуми саману». Если ты родился человеком, но жил как животное. Что такое «как животное»: ел, пил, оборонялся, совокуплялся, как говорится, растил дерево, строил дом, воспитывал семью, но в процессе своего быта, это называется не жизнь, это называется быт, так и не постиг высший смысл духовной жизни, твоя жизнь - не более, чем жизнь поросенка. Какова ценность? Поросенок ничего не знал. Если думаете, что поросята не знают про Шопена, а я знал про Бетховена, или мне нравился Роберт Дениро, а у пингвинов нет представления о кинематографе… Не этим отличается человек. В писаниях сказано: «dharmena hinah pasubhih samanah» (Hitopadesa). Человеческое рождение - только для одной высшей цели – понять предназначение души, значит себя. С точки зрения вселенских законов ничего не произошло. С точки зрения мирских законов произошел акт насилия.

00:35:55 Знаете, есть такой анекдот: «Человеку сказали, что он утонет. И он до ста лет не плавал на корабле, не купался, чуть ли не мылся. И вот уже под старость лет сказал: «Мне предсказали, что я за грехи утону, но я же всю жизнь прожил. Так и не побывал в море. Боялся. И вот – я избежал своей судьбы. Под конец жизни надо поехать хоть посмотреть, что такое океан». Он купил себе билет на пароход, который назывался «Титаник». Филь смотрели про «Титаник», да? Купил билет на пароход. Думает: Я-то могу утонуть, но Титаник – хороший пароход. Только построили. Самый суперсовременный. Тысячи пассажиров. Сел на Титаник. Плывет… Дальше по фильму вы понимаете. И вот уже момент, когда он барахтается рядом со льдинами и задает вопрос Господу: «Боже!!! Ну, я-то грешник, правильно попал, но они-то за что тонут?» А Бог ему говорит (но это конечно анекдот): «Я вас 80 лет на один корабль собирал».

00:37:17 Это шутка. Мы сейчас не обсуждаем этих детей. С человеческой точки зрения, безусловно, - это насилие и это ужасно. Но нужно понять, что, например, красные Хмеры вырезали 70% населения Камбоджи. Людям мотыгами просто… Они даже не тратили патроны. Просто комбайнами, грузовиками по ним, танками ездили. Ложили 1000 человек и танкам проезжали. Фашисты в своих концлагерях жгли русских, евреев просто пачками. Крематории работали с утра до ночи. Из кожи шили сумочки. Из волос делали кисточки. Это было поставлено на поток. 22 миллиона русских людей погибло во время Отечественной войны. В каждой семье кто-то погиб.

Выйти из мира насилия

00:38:11 Поэтому говорить о том, где мы живем… «jīvo jīvasya jīvanam» (SB 1.13.47). Мы живем в мире насилия, но просто забываем об этом. Нам почему-то кажется, что мы живем в мире - на сковородке, где мы можем себе устроить отдых, комфорт. Постройте себе на кипящей сковородке дачу. Попробуйте. Это глупо. Надо сначала со сковородки слезть. Поэтому все наши планы о благополучии в этом мире будут закончены крахом. Об это говорят Веды. Веды не говорят, что когда вас жарят на сковородке, вы должны соблюдать диету, распорядок дня. В процессе вашей поджарки вам будет гораздо легче переносить… Нет. Веды говорят: «Ты должен уйти из этого мира. Ты на сковородке жаришься». Карабас-Барабас говорит: «Тебя рассматривают дикари и они тебя солят». Перцем посыпают. Тебе кажется, что это священный пепел, а на самом деле повар тебя осматривает, как поросенка. Он тебя солит. А ты думаешь, что тебя встречают как большого гостя. На самом деле тебя солят и сейчас думают, как тебя поджарить с какой стороны. Трогают пальцем – мягкий или жесткий. А тебе кажется, что это объятия дружбы. Так эти народы встречают собратьев по разуму. Это не так. Мы находимся в мире эксплуатации. И тот факт что нас жарят, посыпают солью, а нам кажется, что это «ваша соль как нектар для меня».

00:39:50 До такой степени… Мы кооперируемся с майей, с иллюзией. В этом-то подстава вся. В это вся иллюзия нашего существования. Это не просто, что мы хотим построить мир лучше. Как мы его построим? Что мы могли сделать, чтобы этого избежать? Ничего. Но если мы не будем фанатиками, и другие люди будут практиковать духовную жизнь и не будут фанатиками, то просто не с кем будет разбираться. Если я понимаю, что мне ничего в этом мире не принадлежит, так же как мне не принадлежит право на Cознание Кришны, мне оно не принадлежит. Я занимаю это положение постольку, поскольку это служение. Как только я перестану его исполнять, я это положение утрачу в ту же секунду. До тех пор, пока я слуга Бога, бескорыстный слуга Бога, до такой степени я с ним близок. Но как только я поверну Бога в объект своего бизнеса, или амбиций, или эмоций, все я потерял это положение.

Роль Иуды

00:40:51 Шрила Шридхара Махарадж сказал в книге, которую Динашрая Прабху перевел, замечательную фразу. Он говорит об Иисусе и об Иуде. Он цитирует слова в такой терминологии, что «ты хотел продать меня за 30 серебряников? Но я использовал тебя на том, что моё учение люди стали знать вечно во всём мире». Т.е. «твой резон был заработать на мне 30 серебряников». На самом деле, Иисус посмотрел на него с состраданием и сказал: «Извини, брат, в этом кино у тебя не самая лучшая роль». Он знал, что Иуда его предаст. Иисус посмотрел на него с состраданием. Иуда не знал, что он повесится и т.д. Иисус сказал : «Твоя роль была такова, что ты использовал меня. На самом деле я использую тебя». Потому что, если бы я не принес себя в жертву ради этого высшего знания… Понимаете, что христианства не было бы.

Самооправдание и подлинное раскаяние

00:41:52 Сегодня куча людей, которые рассуждают… Познер по телевизору рассуждает. Но кто из них готов идти на крест ради истины. Вот вопрос. Речь идет не кто рассуждает с умным лицом… «А что чувствовал чеченский террорист в это время… Был ли он в состоянии духовного экстаза… или ему было страшно, поэтому он стрелял по детям…»? На суде юристы… Ум, он - адвокат, оправдает любого. Юрист придёт и начнет оправдывать. «Скажи им, что ты был в состоянии религиозного аффекта. Нет… Скажи, что ты начал стрелять из страха». Любой метод подходит для того, чтобы оправдаться. Когда человек ощущает то, что совершил, подлинное раскаяние, он изменяется. Если мы понимаем, что курить плохо, то мы перестаем это делать.

00:42:45 И также мы. Мы должны понять, что мы живем в мире эксплуатации. И когда речь идет о служении в сознании Кришны – это мир самопредания. Мы должны оставить эксплуатацию и перейти в мир служения. Как мы можем перейти в мир служения? В мире эксплуатации мы занимаем центральное положение. Все поклоняются нам. Все ради нас. В мире Кришны все ради Него. Гуру-Кришна-Вайшнава – это принцип. Почему они наши Гуру? Почему они вайшнавы? Потому что они следуют по настоящему этому. Мы видим в них эти идеалы. Мы видим в нашем Гуру, что он не собирает наши аплодисменты и наше поклонение, а мы видим, что он все отдает. Мы отдаем всю энергию Гуру. Гуру отдает её Кришне. Кришна отдает обратно. Это круговорот. Это называется гармония. Все законченное целое.

00:43:35 Поэтому нет смысла сейчас сидеть и обсуждать в шоке. Эти моменты постоянно происходят. В Африке миллионы людей умирают от голода. Вымирают целыми племенами. Просто это происходит рядом с нами, и мы не понимаем до какой степени мы близки к иллюзии. До какой степени мы близки к материи; до какой степени мы в невежестве - вот мы должны что понять из этого примера. Что, понимаете, это не просто так «где-то там в Африке кто-то умирает… непонятно кто». Это вот здесь. Завтра вы можете оказаться в этой ситуации.

Фильм для Ямараджа

00:44:11 И самое страшное не то, что вас убьют. Самое страшное - что вы сделали в своей жизни, чтобы прогрессировать в духовной жизни? С чем вы придете к финалу своей жизни? Что вы положите на стол перед Ямараджем? Не страшный суд… Когда мы попадем на Ямалоку нас спросят: «Что вы сделали в жизни?» Не нужно думать, что там такие звери сидят. Там нормальные люди. Ямараджа – преданный. И сказано, что перед демонами он предстает в демонической форме, перед грешниками - как страшная смерть. Перед преданными Ямарадж предстает, как преданный: достает четки, тилаку ставит. Это нормально. Например, судья или чиновник негативное что-то встречает негативной реакцией, а когда приходит к нему прокурор в кабинет, они садятся и говорят совершенно о другом. Это не то, что прокурор всех обвиняет. Своих друзей, коллег он не обвиняет.

00:45:25 Когда мы придем к Ямараджу, не то, что нас там будут пугать, пытать… Нет. Он просто скажет: «Что Вы считаете Вы в своей жизни сделали? Давайте прокрутим эпизод №33…». Там пшшшш (пошла пленка)Там показано как ты там... Это не вопрос, что ковыряться в носу и быть незамеченным, или испортить воздух в транспорте. Это вопрос «Что ты реально сделал в этой жизни?». И ты смотришь, насколько ты мотивировался вообще низшим, как ты злоупотреблял своим положением. И он тебе скажет: «Ну сам подумай». И ты сам скажешь: «Я вижу жизнь этого человека. Она была ужасна. Я не хочу смотреть это кино». И ты сам скажешь: «Отправьте меня куда-нибудь подальше». И, реально, если ты увидишь себя со стороны, тебе станет грустно о том, как ты жил в этой жизни.

Духовное общение преображает

00:46:33 И с другой стороны, любые самые незначительные начинания в сознании Кришны могут в корне изменить нас. Как великие святые стали великими святыми? Валмика, Прахлада. Один был бандитом, другой – сыном демона. Это не то, что они все были благочестивыми. Они были как мы, такими же. Джагай и Мадхай были убийцами. Может они где-то опустились больше, чем мы. Но в какой-то момент, в процессе духовного общения у них произошел сдвиг. Они поняли: «Все! Я больше не такой человек». Понимаете, да, что с нами должно произойти? Не то, что мы должны стать религиозными фанатиками. Внутренняя трансформация должна произойти. «Все! Я больше не могу!» Как, вот, люди говорят…

00:47:25 У нас была девочка Василиса. Она помогала нам на «Этнолайфе». Она настолько… Я не знаю, что с ней произошло. Она говорит: «Я пришла домой к родителям. Они мне поставили тарелку борща, где говяжья нога там торчала. Я съела ложку, и меня стало рвать. Я не смогла есть. Меня будет рвать от того, что я делала раньше. Я вдруг поняла, что я участвовала в убийстве живого существа».

00:48:07 Это садху-санга. Изменения. Ты уже не сможешь делать то, что ты делал. Ты уже не сможешь красть. Когда ты встретишься с порядочными людьми, ты не сможешь красть. Ты не сможешь заниматься насилием. Ты не сможешь заниматься самовозвеличиванием. Ты поймешь насколько ты низок и ничтожен. Возвеличивать что-то великое – хорошо, но возвеличивать ничтожество – это ужасно. Это кощунство. Это называется Cознание Кришны.

00:48:37 Как мы можем понять величину океана? Пока мы ходим среди луж, нам кажется, что мы Гулливеры. Там лужа с головастиками. Здесь лужа. Но мы вышли на берег океана и мы поняли насколько мы малы. И так же, когда мы встретим Гуру, вайшнавов, мы поймем насколько их идеалы высоки, насколько они готовы на все идти ради духовной жизни, и насколько мы низки. И чем дальше мы идем…

00:49:04 Почитайте жизнь вайшнавов. Почитайте жизнь святых... Ведь нам кажется, что мы в норме. На самом деле, они в норме. И насколько мы отклонились от нормы, мы увидим, прочитав их жизни. Как они посвятили всю свою жизнь. Как они отдали себя. У них не было проблем. Они претензии никому не предъявляли...