Любовь в разлуке

Санкт-Петербург, Лахта. центр ШЧСМ. - 12 February 2008
Единение в разлуке – высшее проявление любви. Периоды жизни Шри Чайтаньи. Кришна и Вишну. Великодушие Гаура-лилы. Игры Вриндавана. Две супруги Шри Чайтаньи. Сита и Вишнуприя. Рама-лила. Любовь в разлуке. Связь Ситы с Вишнуприей. Рама и Шри Чайтанья Махапрабху. Разлука с Господом в сознании Кришны.
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:58:55 | качество: mp3 64kB/s 27 Mb | прослушано: 1163 | скачано: 846 | избрано: 31
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Единение в разлуке – высшее проявление любви

00:00:00 …немного поговорим о Вишнуприе. Мы помним о том, что гаура-лила является не только самой сокровенной, по сути дела, лилой, потому что она эксклюзивно посвящена идее разлуки.

00:00:44 В мире Кришны существует кришна-према. Одно из имен Кришны – Мадана Мохан. Мадан – встреча, Мохан, моха – разлука. Поэтому, имя Кришны – «тот, кто дарует встречу, и тот, кто дарует разлуку». С точки зрения гаудийской онтологии, разлука считается самым высшим проявлением любви. Поэтому, Шрила Говинда Махарадж… Когда я был в Индии, я сказал: «Махарадж, как Вы… как это название пришло к Вам – “Union in separation”?» Самадхи Шрилы Шридхара Махараджа. «Храм любви в разлуке». Он сказал: «Это не мне пришло. Это то, в чем жил Гуру Махарадж. Его состояние – любовь в разлуке».

00:01:59 Это то состояние, которое способно трансформировать живое существо на самый высший уровень бытия. Мы знаем шлоку: «kṛṣṇa-bhakti-rasa-bhāvitā matiḥ / krоyatāṁ yadi kuto ’pi labhyate / tatra laulyam api mūlyam ekalaṁ / janma-koṭi-sukṛtair na labhyate» (Padyāvali, 14). Сказано, что, что такое Сознание Кришны? В сознании Кришны можно присутствовать миллионы жизней. Но «лаульям» - страстное желание, это то, чем достигается Cознание Кришны. Можно повторять махамантру, можно ходить жизнь за жизнью на утренние программы, и тем самым поддерживать себя в неком состоянии сат-гуны, высшей формы благости. Но любовь к Кришне… Этого для любви к Кришне недостаточно. Необходимо, чтобы в сердце преданного развилось страстное желание обрести Cознание Кришны.

00:02:59 Сознание Кришны связано с голодом. Когда у пациента нет голода, – это говорит о том, что он болен. Потеря аппетита – симптом болезни. Мы можем сказать: «У меня нет голода к духовной жизни. Да, меня сначала перло первые пять лет. Потом перестало переть». Но голод – то, что рождает стремление. Голод – подлинная духовная стадия, которую святые рассматривают как естественное здоровое состояние для того, чтобы практиковать Cознание Кришны. Если человек пресыщен, и считает, что он уже все постиг о Непостижимом, то ему очень трудно продвинуться вперед.

00:03:47 Поэтому, в высшей степени гаура-лила построена на разлуке. Шрила Прабходананда Сарасвати Тхакур говорит: «yatha yatha gaura-padaravinde / vindeta bhaktim krita punya-rasih / tatha tathot-sarpati hridya-kasmad / radha-padambhoja-sudhambu rasih» ( Чайтанья Чаритамрита, 88). Он говорит о том, что «гаура-падаравиндам», существует некий вход в эту реальность через Гаурангу. Но… Что такое Гауранга? Это не только Харе-Кришна Махамантра. Гауранга… Сказано: «Gaura Consciousness, Krishna Consciousness». Gaura Consciousness – определённое сознание.

00:04:30 В целом… мы сегодня читали утром, что в « Чайтанья-Чаритамрите» Кришна говорит, что: «Когда я слышу молитвы мудрецов, ну, да, это хорошо. Но меня это не вставляет. Вот когда меня ругают мои преданные, гопи, вот тогда мне интересно». То есть, это не значит, что все мудрецы – несостоятельные личности или оскорбители, или они не понимают, что такое Cознание Кришны. Мы имеем в виду подлинных мудрецов. Но, тем не менее, когда мы говорим о том, что такое Cознание Кришны, мы понимаем, что это очень высокий уровень бытия, возвышенные трансцендентные вещи, которые… (обращается к зрителям) Урмила, сейчас надо там колокольчиком звенеть? По-моему, Кришна уже отбился (ответ не разборчив). А кто? Я понял. Я думал, там [руоа] звенит в колокольчик.

00:05:34 Поэтому… О чем мы говорим? Мы говорим о том, что предначертан некий путь. И мы знаем, что на этом пути без Гауранги попадание в кришна-лилу невозможно. Поэтому, гаура-концепция, сознание Гауры определяется тем, что в этом есть некие определённые аспекты, теологические аспекты. Один из таких аспектов – поклонение в разлуке.

Периоды жизни Шри Чайтаньи

00:06:29 Гаура-лила разделена на несколько частей. Почему? Мы говорим, в драматургии есть первый акт, второй, третий. В первой части иногда Сарасвати Тхакур называет Гаурангу «Гаура-Нарайана». Первая часть. У него две супруги – Лакшмиприя и Вишнуприя. В этой первой части, когда Его называют Гаура-Нарайаном, есть некая концепция, что это неполный Гауранга. Но Гауранга во всей своей полноте появляется во второй части. И ещё в более глубокой полноте в третьей части.

00:07:29 То есть существует некое проникновение Кришны… Чем глубже Его переживания, тем больше Его там. Это как… можно сравнить как… В зависимости от нашего интереса мы присутствуем или не присутствуем. Иногда нам что-то могут говорить люди, но мы… наше сознание отсутствует, наше сознание не здесь. Но если мы очень обострены каким-то интересом, хотим слышать об этом, в нас пробужден какой-то особый интерес, то наше сознание может присутствовать там.

00:08:10 Махапрабху являет особую лилу. Из « Чайтанья Бхагаваты» мы знаем, что Его супруги неотличны от богинь Лакшми, обитателей духовного мира. Почему? Почему они богини Лакшми? Почему у Гауранги нету детей? Почему… Существует много вопросов, которые можно задать: Почему… Почему… Почему… Много трансцендентных «почему». Потому что…

00:08:54 Почему они Лакшми? На каком уровне находятся Его супруги? Мало того. Почему они только в первой части, в первом акте? Потому что в первом акте мы должны рассказать все о герое. И, поэтому, исходя из первого акта, мы знакомимся с Гаурангой как с Нарайаном, как с общим принципом. А Его жены – богини Бху и Шакти, Лила, Нила и т.д. То есть, это Его энергии, такие как Лакшми. Потому что в реальности Гауранга – не просто Гауранга. Это Радха и Кришна в одном лице. Поэтому… Зачем нужна Радхе и Кришне жена, скажите? Нет необходимости.

00:09:45 Но, тем не менее, некая… Это относится к вопросу Урмилы по поводу Адвайты Ачарьи: почему пришел Адвайта Ачарья первым? Почему Он окружен определёнными спутниками? Почему у Него есть в первом акте две жены? Происходит так, что Махапрабху хочет дать обитателям духовного мира promotion так называемый, поднять их на ещё больший, высший уровень.

Кришна и Вишну

00:10:20 Мы знаем, что Лакшми не могла войти во Вриндаван. Почему? Однажды Чайтанья Махапрабху путешествовал по Южной Индии. Беседуя с Венкаттой Бхаттой, Он задал ему вопрос: «Ты из Рамануджа-сампрадаи. Вы считаете, что Нарайана изначальный; Лакшми Его супруга. Вы считаете, что Кришна – аватар. Давай я тебе задам вопрос на засыпку». Он сказал: «Хорошо. Задавай». Он сказал: «У меня есть такой вопрос… Если все так, как вы говорите - Лакшми и Нарайана – изначальные, а Кришна – просто аватар, то я хочу тебе задать вопрос: зачем Лакшми хочется вступить в расу с Кришной? Неужели Лакшми не хватает одного супруга? Неужели для Лакшми недостаточно Нарайаны? Если Нарайана пурнам, полный во всём, зачем ему нужно?» Венкатта Бхатта говорит… Зная Священные Писания, он отвечает: «У меня есть некое понимание такого плана. В данном случае речь идет о том, что Кришна является Раса-раджем. Кришна – эксклюзивное божество, которое управляет только расой, только наслаждением. Нарайана – всё и вся. Он повелитель всего. Поэтому, когда кто-то хочет расы, он идет к Кришне; когда кто-то хочет чего-то другого, то он идет к Нарайане, поклоняется Нарайане».

00:12:10 Но, часто вайшнавы говорят так: «Я объясню это в соответствии с моим пониманием». Почему? Потому, что мы всегда имеем дело с Безграничным, а мы, тем не менее, остаемся всегда ограниченными живыми существами. Поэтому, вполне возможно, что Безграничное дает нам некие ограниченные аспекты понимания. Из этого исходят разные доктрины разных учителей, разные сампрадаи.

00:12:39 Мадхва ачарья был полностью не согласен с тем, что в « Бхагаватам» есть брахма-вимохана-лила, история, где Брахма был обманут Кришной. Мадхава ачарья считал, что Брахма – изначальный парам-гуру. Мы знаем, что ачарья не имеет права быть в заблуждении. Но Чайтанья Махапрабху принял эту идею, что даже ачарйа может заблуждаться по воле Кришны. Если Кришна пожелает не являть себя, то, даже для величайшего преданного Он может оставаться мистерией.

00:13:19 Мы знаем, что в духовном мире отнюдь не все имеют доступ в Кришна-лилу. Когда мы говорим о том, что такое Cознание Кришны, то мы можем шутить и сказать, что Cознание Кришны даже запрещено в духовном мире. Почему? Потому, что определённые персонажи не имеют дальше доступа. Это запрещено для них.

00:13:39 Запрещено в какой категории? Разве это какой-то… там… супер… Как это Cознание Кришны для меня запрещено? Можно сказать так, что каждый обретает то, что соответствует природе его сердца, его стремлению, его состоянию. Понятно, да? Поэтому это, как в армии: пехота, десантники могут соприкасаться только на каких-то моментах определённых. Общие учения. Но, в целом, каждый совершает свою функцию. Десантники считают, что они крутые, пехотинцы считают, что они крутые и т.д. и т.п. То есть каждая группа слуг Кришны она сама в себе, полностью поглощена концепцией своего лидера. И она считает, что «это сфера моей деятельности». Многие говорят: «А я не лезу в видео студию», или «А я не хожу к Ананда Мою». Тем не менее, можно классифицировать категории севы: что более важно, что менее важно, что более ответственно, менее ответственно и т.д.

00:14:53 Поэтому… Возвращаясь к некой идее беседы… Махапрабху спросил, и сказал: «Хорошо. Это отличная идея, что Кришна – Раса-радж. Вы считаете, что есть что-то выше, чем раса? Кришна – король расы. Вы считаете, что функция Бога – быть творцом, судьей… Это Его наиболее полные обязанности?» Кришна не занимается ни творением, ни поддержанием, ни разрушением. Он даже не убивает. Когда Он убивает, Он становится Вишну. «Поэтому, с Вашей точки зрения… Мы можем сказать: Нараьяна делает гораздо больше функций. Да?» Но, с точки зрения вайшнавов, Рупы Госвами, Кришна имеет больше неповторимых качеств. И они слаще. Они прекраснее.

00:15:58 Поэтому Махапрабху задает вопрос ему следующего порядка: «Ладно. Предположим. Предположим, то, что ты говоришь – правда. Предположим, Кришна - Раса-радж. Предположим, тот, кто хочет расы должен идти к Кришне. Предположим, Нараяна главный. Предположим, Лакшми главная. Вопрос: почему Лакшми не может попасть во Вриндаван? Если она пурнам, полна, совершенна, почему для нее закрыт вход во Вриндаван?» И на этом вопросе, так сказать, у этого преданного «подвис хард», и система дала сбой, потому что он не смог просчитать ни с помощью ума, ни с помощью логики. В этот момент некая милость была послана ему, и он получил некую дозу ещё более высшего Cознания Кришны.

00:16:55 Но мы сейчас говорим не об этом случае, не о Лакшми-Нараяне. Мы говорим о том, что… Неужели вы думаете, что Лакшми не хочет попасть в Cознание Кришны и Вриндавана? Было бы глупо думать, что только мы такие здесь с вами сидим, там… десять человек в Лахте. А у Богини процветания… она не понимает ничего о сознании Кришны. Нет. Скорее, наоборот.

Великодушие Гаура-лилы

00:17:23 Так вот. С точки зрения Махапрабху, гаура-лила настолько универсальна, что она позволяет даже высшим Божествам, аспектам высшей реальности соприкоснуться с Кришной. Как? Мы говорили, что это закрытая тема. Сознание Кришны закрыто для Лакшми? В определённой степени. Т.е… Для дяди Васи это открыто, а для Лакшми закрыто. Несправедливость. Поэтому, те, кто попадают в круг слуг Кришны… Одно из Его качеств – Кришна очень милостивый.

00:18:10 И… Мы знаем, что высочайшая любовь, которая существует, называется бхава. Но это для души. Для Радхарани высочайшая любовь – маха-бхава. У Радхарани более безграничная, чем, даже, освобожденная душа. Радхарани – и есть составляющая Кришны. Поэтому, её способность, потенциал любви гораздо выше, чем даже у освобожденных живых существ. Но в состоянии разлуки самые эксклюзивные качества идут с молотка. И в шлоке «nilambhodhi-tate sada sva-viraha-ksepanvitam bandhavam / srimad-bhagavati katha madiraya sanjivayan bhati yah» Шрила Шридхара Махарадж раскрыл эту идею. Он сказал: «Там, на берегу лучезарного океана сидит Чайтанья Махапрабху, переживает чувства Радхарани в разлуке. Он окружен Рамананда Райем, Сварупом Дамадаром. Гададхар Пандит читает «Шримад Бхагаватам». Его слезы падают на страницы «Шримад Бхагаватам», смывают чернила». Так Махапрабху переживает самое высшее состояние разлуки, а Его спутники, которые, в принципе, Его возлюбленные, но здесь они не функционируют, как возлюбленные… Контакт с возлюбленным – встреча. Здесь они функционируют как те, кто Его утешают.

Игры Вриндавана. О сокровенном значении Кришна-лилы

00:19:39 Часто Радхарани ругается с Кришной. Мы скажем: «Как это могут ругаться???» Не так, как мы. Гораздо хуже. Есть масса историй, о том как… которые описывает Рагхунатх дас Госвами. День ухода которого сегодня. Как… например, дана кели. «Дана» - дань. В самом узком месте Говардхана, на другой стороне Говардхана происходит ягья. Кто-то из муни совершает ягью. Гопи одевают все свои новые костюмы и говорят: «Надо пойти на ягью, на религиозное мероприятие». Берут сладости, молоко, йогурт. Выходят толпой после омовения красивые, украшенные всякими фишками, прийти послужить садху, предложить свои сладости.

00:20:35 В это время Кришна переодевается в костюм сторожа и появляется в самом узком месте Говардхана и говорит: «Вы че, ребята??? Это Говардхан. Я – сборщик налогов царя Камсы. Вы не можете ходить здесь просто так. Хотите идти в обход – чехайте двенадцать километров. Хотите пройти здесь – платите». Гопи возмущаются: «В чем дело? Здесь никогда не было сборщиков налогов». Они говорят: «Что ты хочешь?» Кришна говорит: «Ну, давайте ваши сладости, бананы, йогурт». Гопи возмущаются: «Ты что, сборщик налогов? Мы несем всё это на sacrifice, на жертвоприношение. Ты хочешь съесть это и осквернить наш труд?» Сборщик налогов говорит: «Ну, в принципе, не хотите бананами… тогда натурой» (смеется). «Что?!?!?!?!», - гопи начинают ругаться с ним, - «Ты, что, вульгарный?!?!? Мы идем на жертвоприношение заниматься религией, а ты нам какие-то, вообще, пошлости говоришь!» Кришна говорит как сборщик налогов: «Ну ладно, ладно. Я извиняюсь. Ну, а че? Как будем делать? Ну оставьте, хотя бы, двух в залог, раз сейчас денег нету? Оставьте мне вот эту - покрасивее, и вот эту в залог». Гопи опять возмущаются: «Сейчас мы тебя стащим, конкретно отбуцаем. И ты, не то что в залог, будешь у нас»… и т.д. И, в конечном итоге, гопи набрасываются на сборщика налогов, дергают его чадр. Там видят спрятанные мукуты, флейту и вычисляют, что это Кришна. Все радостно смеются и идут на жертвоприношение.

00:22:23 Таковы игры любви Вриндавана. Они постоянно на антитезисе. Это не то, что все ходят: «О-о! Кришна! Кришна! Харе Кришна. Постойте здесь. Я посмотрю на вас и почитаю джапу: «Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна…, - только не убегайте». Нет. Кришна постоянно перевоплощается. Такова Его лила. Поэтому - конфликт, разрешение конфликта – все как в драме. То есть, постоянные тезис-антитезис. Кто-то думает, что «у меня нет Cознания Кришны. Я не знаю где Кришна. В конце концов, где Кришна?» и т.д.

00:22:58 То есть, лила, сама по себе, Вриндавана динамичная. Она очень прекрасна, очень красива, очень совершенна. Она раскрыта в Священных Писаниях, но раскрывается ступенчато, начиная с демонов. На уровне нас, нашего сознания, полезно слушать о детских играх Кришны, о том, как Кришна побеждает демонов, о том, как Кришна спасает. Почему? Почему вайшнавы говорят, в частности, Вишванатха Чакраварти Тхакур, день ухода которого тоже сегодня, говорит, что «вам надо сконцентрироваться на этой части кришна-лилы. Потому что игр любви Кришны очень много. Все сахаджии знают их во Вриндаване».

00:23:45 Но, тем не менее, в определённой степени кришна-лила является лекарством. Каждая стадия кришна-лилы является определённым лекарством. Если болезнь не находится на этом уровне, ты не имеешь права принимать это сильное лекарство. (прославляет божества храма) Джайа Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава Сундарджиу Ки! Джайа!

00:24:12 И симптомом кришна-лилы является разлука. Если разлука с Кришной очень сильна, то очень сокровенная кришна-лила может быть услышана, и она придет. Но если разлука с Кришной не столь сильна, если это просто праздный интерес: «А что там, интересно, с Кришной? Так. Почитаю-ка я Рагхунатха Даса Госвами. Ой, как интересно… Рупы Госвами «Вигадха Мадхава»… Ой, ну-ка засуну-ка я свой нос и прочту»… Это не является кришна-лилой. Просто формальное представление о контенте истории кришна-лилы не является трансцендентным потоком. Сама кришна-лила – нечто субъективное, то, что нисходит. Нисходит до определённой степени к нам. Мы можем получить это только в силу того, что мы можем принять. Даже если очень-очень квалифицированный вайшнав будет говорить очень-очень квалифицированную кришна-лилу, то каждый получит лишь только то, что он готов переварить. Не более, чем.

Две супруги Шри Чайтаньи: Лакшмиприя и Вишнуприя

00:25:27 Возвращаясь к идее гаура-лилы. У Гауранги Махапрабху две супруги. Обе они занимают трансцендентное положение. И первая Лакшмиприя оставляет тело. Она оставляет тело, когда Гауранга уходит в паломничество в Праяг. Она выходит на берег Ганги, и её кусает змея. Но, запомните, что все метафорично. Разве может богиня быть укушенной змеей этого мира? Разве может богиня оставить этот мир из-за укуса какого-то несовершенного живого существа?

00:26:18 Шри Лакшми является не отличной от Маха-Лакшми. Она пришла, чтобы получить соприкосновение с этим планом бытия Радхи и Кришны. Она очень счастлива, что ей досталась роль в этом спектакле – незначительная роль супруги. Она пришла. Она получила соприкосновение с этим планом бытия. И, она получила то, чем награждает Радхарани. Это сокровище.

00:26:55 И, когда, Махапрабху ушел в Праяг, что произошло? Она ушла. Она не смогла выдержать даже очень короткой разлуки. Почему? Она была экспанирована к самому совершенному состоянию бытия. Поэтому та змея, которая кусает, - это змея разлуки.

00:27:29 Надо помнить, что в духовном мире и, вообще, в этом мире все персонифицировано. Ганга – божество. Говардхан – личность. Луна, солнце, все планеты – личности. Поэтому, разлука – тоже личность. В этом божественном спектакле разлука выходит в форме… Если в христианстве разлука появляется как кто? Ой… змей появляется как кто? Как искуситель. Да? Такой, некий персонаж. То здесь та же самая змея – олицетворение разлуки.

00:28:08 И вот, когда Шри Лакшми выходит на берег Ганги, полностью поглощенная чувством глубочайшей любви к Гауранге, понимает, что «я вижу этот мир в последний раз, потому что моя роль сыграна. Но моя разлука такова, мой уровень Cознания Кришны, я получила такую дозу Cознания Кришны, что я не могу жить в этом мире, я не могу оставаться». (звуком изображает действие Шри Лакшми) Пам. И, как пишет Сарасвати Тхакур, она «оставила копию своего тела». Кришна «оставил копию своего тела». То есть нужно сыграть смерть. Что нужно бросить? Декорацию. И, вот, она уходит со сцены.

00:29:04 Через какое-то время Махапрабху женится опять. Зачем? Мать говорит: «Я так и не получила внуков. Твой брат Вишварупа принял санньясу в четырнадцать лет. Твоя первая супруга умерла. Я так и не дождусь внуков. Ты должен жениться. Твой отец Джаганнатх Мишра ушел из этого мира»… Махапрабху говорит: «Да, нет, мама, все хорошо. Всё, что ты скажешь, я сделаю. Ты скажешь жениться, ищи мне невесту». И приходит сват, Ванамали. Мать Шачи подбирает прекрасную девушку, которая с первого взгляда влюбляется в Махапрабху, Вишнуприя, «Та, которая дорога Вишну». Кто она? Она занимает то же место в трансцендентной иерархии. Определенная сущность. И она соприкасается с Махапрабху. Она неотлична от Ситы. Потому что в разных лилах она выступает по-разному.

Рама-лила

00:30:21 Почему мы говорим «Сита-Рама»? Для Рам-бхакты, для Ханумана - это пурнам, полное. Но с точки зрения Кришны, Сита и Рама являются инкарнациями. И это тоже глубочайшая трагедия. В Нитьянанда-лиле, когда Нитьянанда Прабху играл роль Лакшмана (по сути дела Он и есть Лакшман…) Представляете, потрясающая вещь. Когда они приходят в разных ролях, они играют сами себя. Как нужно в театре раскрыть себя? Нужно пережить себя в другой роли, в другом «я». Вообще, уникальная вещь. Лилы Господа – уникальные вещи.

00:31:05 И вот. Нитьянанда Прабху играет роль… С детьми… Он говорит: «Когда Индраджит бросит в меня стрелу – морковку»… (слегка смеется) Представляете, что такое лила? Лила – эмоции, да? Война на Ланку. Они строят мост. Тысячи обезьян. Марш-бросок через всю юго-восточную Азию. Миллионы убитых. Взрывы… Вы даже не представляете. Блокбастер, вообще. « Рамаяна» - блокбастер. Круче, чем «Властелин колец» в миллион раз. Вообще, со всеми чудесами. То здесь, он просто говорит: «Бросай в меня морковкой» И это - как будто, Индраджит, брат Раваны, стреляет в меня заколдованной стрелой, и я умираю. И нужно будет, чтобы с горы Мандары Хануман принес лекарственные травы». В этот момент Он умирает, как Лакшман. Он и есть Лакшман. Он переживает свою смерть в другом кино, с другой стороны. Уникальные вещи.

00:32:23 И вот, он в рам-лиле… драматургия такова, что Рамачандра должен уйти. Он выгнан мачехой. Он выгнан самым любимым отцом. Мачеха, которая спасла… вторая жена, которая - мать Бхараты… которая спасла, в своё время, Махараджу Дашаратхе жизнь. Он говорит: «Я выполню любое твоё желание». Она сказала: «Нет-нет, мой господин. Сейчас мне ничего не нужно. Позже, если я захочу, ты выполнишь его».

00:33:06 Вот, она приходит к нему и говорит: «Ты помнишь, когда я тебя спасла от смерти?» Он говорит:
- Да, конечно.
- Но ведь я твоя вторая жена. Твоя первая жена оставила Рама и Лакшмана.
- Да. Но, тем не менее, ты моя супруга. Я готов выполнить любое твоё желание.
- Любое желание. Да, я помню, ты мне обещал любое желание. У меня есть желание. Не знаю как тебе сказать, но это моё желание. Ты выполнишь?
- Конечно, конечно. Что ты хочешь? Сари? Прекрасный дворец? Я выполню любое твоё желание.
- Желание такое. Ты знаешь, я подумала и решила: я хочу, чтобы мой сын Бхарата стал наследником престола.
- Это невозможно. Он младший брат, младший сын.
- Для такого царя, как ты, нет ничего невозможного. Выгони своего старшего сына в изгнание, и тогда не будет вопросов. По закону, если старший сын в изгнании, младший может занять престол. Дашаратх - кшатрий. Он связан кодом чести, кодексом бусидо. Он думает. Он находится между долгом, словом. Но, поскольку, он кшатрий, слово для него - это то, чем он живет. Он говорит: «Да. Я исполняю твоё обещание».

00:35:21 Но после этого происходит что с ним? Когда Рам с Лакшманом узнали о том, что отец изгоняет Рамачандру из Айодхии, Рамачандра говорит: «Да. Это правильно. Так должно быть. Мой отец поступил правильно. Он исполнил желание младшей матери – царицы. Поэтому, если речь стоит о том – царица или сын-наследник, вы можете жертвовать мною. Я ухожу». Тогда Лакшман говорит о том, что «мы не сможем жить без тебя. Мы уйдем с тобой». Рама говорит: «В этом нет необходимости. Это не обязательно. Четырнадцать лет я должен буду жить в лесу». И Сита говорит: «Ты хочешь оставить меня и Лакшмана здесь?» Он говорит: «Вы не понимаете что такое жизнь в лесу. Вы – короли». Они говорят: «Кем бы мы ни были, мы идем за тобой в любую часть света».

00:36:43 И вот они уходят. И все жители Айодхии идут до реки вместе с царем. Царь Дашаратх полностью поглощен этой новостью, но он ещё может видеть Рамачандру. Когда лодка Рамачандры отходит от берега реки и уносит его в джунгли, царь Дашаратх хватается за сердце и умирает. Почему? Он не может жить.

00:37:24 В этой лиле Нитьянанда Прабху, когда Он играл эту роль, один мужчина сказал: «Посмотрите! Он упал без сознания!» Он пребывает в трансе самоосознания. Нужно доиграть игру. «Ведь Он сказал, что вы должны проделать всю эту лилу, проиграть всю эту лилу. Он предупреждал, что Он упадет убитый». И он сказал, что «я слышал, что один актер, который играл роль отца Рамы, умер на сцене». Иногда преданные играют в театр. Иногда преданные принимают все очень близко к сердцу. Иногда преданные умирают от трансцендентных эмоций. Но это не та смерть, о которой говорим мы. Да? Играть в рам-лиле роль отца-Дашаратха – значит испытать самый величайший пик ватсалья-бхавы. Кто умирает в этом состоянии, тот не умирает. Тот оживает. Понятно, да?

Любовь в разлуке. Связь Ситы с Вишнуприей

00:38:46 Рамачандра двигается в лес. Они странствуют по лесам Индии. Это другая юга – сотни тысяч лет назад. Это совершенно очаровательная земля, где нет ни дорог, ни тракторов – ничего нет. Они просто идут через джунгли и приходят в Навадвипу. Плывут по Ганге… Я не знаю, как они попадают туда. И, вдруг… вдруг спрашивает Сита. Она говорит: « Мы пришли в это место, но оно мне кажется очень знакомым». Он говорит: «Это Навадвипа». Она говорит: «Скажи мне. Ты никогда не говорил мне, что это Навадвипа. Я не знала что это такое». Он говорит: «Это особое место. Я не могу тебе сейчас все рассказывать, Сита. Но с этим местом связаны мои самые сокровенные переживания». Она спрашивает: «Самые сокровенные переживания?? Как это? Могу ли я узнать об этом что-то?» Он сказал: «Хорошо. Смотри». Он начинает показывать ей Навадвипу, начинает вскрывать ей определённые фишки. И, она уже видит не лес. Она уже видит счетчик времени пролетел на несколько сот тысяч лет вперед. Он говорит: «На самом деле, в нашем следующем воплощении мы также родимся, как муж и жена. Потому что мы с тобой связаны вечно. Мы так же будем вместе какое-то время. В этом воплощении ты будешь украдена великим демоном Раваной. Наша с тобой любовь закончится навсегда. Я буду… Я посвящу всю жизнь, чтобы найти тебя. Но, даже, когда я найду тебя, я буду вынужден от тебя отказаться».

00:40:53 Знаете, да, чем заканчивается рам-лила? Рамачандра находит Ситу. Освобождает ее. Праздник «Дивали», который индусы до сих пор празднуют. Праздник огней. Но их счастье длится несколько дней. Когда Рамачандра одевает одежду простого человека, чтобы узнать как живёт народ, Он случайно заходит в самый, такой, нищий… ну, не нищий, самый, такой, квартал неблагосостоятельный и слышит, как пьяный шудра ругает свою жену блудницу: «Где ты шлялась?! С кем ты шлялась?!?! Я же не царь Рамачандра, чтобы принимать свою жену обратно после того, как она побыла в плену у демонов! Я накажу тебя!» Когда Он слышит слова этого пьяницы, у Него просто (голосом изображает определённое действие) «Кшш!» Он понимает, что «Я – царь. Я принял свою жену обратно, но такие низкие шудры думают, моя жена осквернена демонами».

00:42:06 И делается огненная ягья. Она должна пройти в огонь. Все вроде бы, хорошо. Она показывает, что она чиста, не осквернена. Все понимают это. Но Рамачандра говорит: «Нет. Поскольку, пока есть такие люди, которые имеют такое мнение, даже зная, что ты чиста… Существует закон. И я не могу его преступить. Ты должна уйти в лес. Везите её в лес».

00:42:46 В это время Сита беременная. Ее увозят в лес. Еще более глубокая трагедия. Она странствует по лесу и Валмики Муни находит её и дает ей прибежище в ашраме. Она рожает двух детей – Лава и Куша. Она всю жизнь воспитывает их на Рамаяне. Они становятся величайшими певцами Рамаяны. То есть они воспевают славу Рамачандры. Они слышат всю Рамаяну, о великой войне, от Валмики. Они даже не знают, что их мать – Сита. Она получила инициацию и стала другой «-деви». В конечном итоге, они вырастают, становятся юношами. Они идут… уходят в Айодхью. Они говорят: «Мы хотим увидеть этого великого царя Рамачандру».

00:43:56 А Рамачандра сидит в полном трансе. У Него нету вообще никаких… Его жизни нету. Ему говорят, что нужно совершить жертвоприношения. Он говорит: «Но царь может только с женой. У меня нет жены. Я не могу совершать жертвоприношения. Сделайте Ситу из золота. Это будет золотая Сита». Они делают Ситу из золота. И на жертвоприношении она оживает и говорит: «Я – Сита. Ты скорбел обо мне». «Нет. Ты не та Сита. Та Сита, о которой я скорбел, я выгнал в лес. Ты – некое подобие Ситы, сделанное из золота...даже то, что ты ожила… Я знаю, о какой Сите грустит моё сердце».

00:45:01 В это время Рамачандре говорят, что есть два юноши, которые самые крутые певцы «Рамаяны». «Даже Вы, услышав о себе, сможете сопережить всё это по-новой». Он говорит: «Хорошо. Я умираю от разлуки. Если хотя бы это поможет мне». И вдруг Он видит две трансцендентные личности, которые удивительно близки Ему по духу. Они начинают петь «Рамаяну». Его сносит по полной программе. И Он говорит им: «То, что я от вас слышу… Как будто все то, что произошло вернулось через эти годы обратно. Я сейчас пережил всё это по-новой. Чем я могу вас отблагодарить?» Они говорят, что «Нет. Мы просто пели всю жизнь тебе славу. Мы хотим увидеть Ситу». Он хватается за голову и говорит, что «я выгнал ее». Тогда эти певцы проклинают Его: «Ты выгнал Ситу? Неужели ты такой жестокий человек? Тщеславный? Ты не понимаешь, что она любит Тебя. Ты не понимаешь, на что она пошла! Нет, мы ошиблись! Мы всю жизнь воспевали тирана. Мы не знали кто ты на самом деле. Ты тиран. Бессердечный. Последователь пустых религиозных законов!». Они уходят. И т.д. и т.п.

Рама и Шри Чайтанья Махапрабху

00:46:52 И в этот момент, когда Рамачандра показывает всё это Сите, что «это произойдет очень скоро, и мы с тобой расстанемся». Сита в полном трансе. Он говорит, что «я закончу тем, что я сделаю твоё золотое мурти. И когда мы с тобой расстанемся до конца, я умру от любви к тебе, поклоняясь этому мурти».

00:47:18 Шридхар Махарадж находит потрясающую шлоку в «Рамаяне». Эта шлока… Он говорит, что она имеет две градации. Первая градация – Рамачандра. Сказано, что ради блага всех живых существ Он идет в лес. Вторая градация – Гауранга, Чайтанья. Сказано, что ради блага всех живых существ Он идет в лес материального существования и Кришна-премой Он освободит их всех. Махапрабху говорит, что…

00:47:48 Рамачандра говорит, что «скоро я приду как Махапрабху, смотри. Теперь я покажу тебе это». И Он показывает. Он говорит: «Смотри, ты опять будешь моей женой. Мы соединяемся. Но мы меняемся местами. Когда ты станешь Вишнуприей, я приму санньясу. Я беру реванш этой лилой. И, в одно утро, ты меня больше не увидишь. Но ты будешь всю жизнь поклоняться мне, моему мурти. И ты умрешь также, как я умер, поклоняясь золотой Сите. Но та смерть будет настолько трансцендентной, что её невозможно сравнить со смертью этого мира, потому что это смерть в разлуке, эта смерть оживляет». Кто умирает от разлуки к Кришне, как Билвамангала Тхакур, тот рождается для Кришны. И наоборот: кто стремится обрести Кришну, тот удаляется от Кришны. Таково качество Кришны. Обратная связь.

Разлука с Господом в сознании Кришны

00:49:02 Вот сегодня день явления Вишнуприи. Когда Махапрабху принял санньясу, в одно утро, только четыре человека ушло с Ним в Катву. Там, в Катве, Его волосы были обрезаны. Это поворотное событие в сценарии гаура-лилы. С этого момента Он стал известен как Кришна Чайтанья. А мать Шачи, Вишнуприя и все родственники сошли с ума. Они сошли с ума от Кришна-премы, от разлуки. И в этот момент они выходят на самый глубочайший уровень Cознания Кришны. Потому что встреча закончилась. Началась разлука.

00:49:55 Кришна жил во Вриндаване до шестнадцати лет. Но Он был сто лет на земле. До шестнадцати лет гопи могли видеть Его, танцевать танец раса. Но с шестнадцати до дня Его ухода Кришна отсутствовал во Вриндаване. Все живые существа переживали высшее состояние разлуки. Это позволило соединиться им вместе и прийти опять, чтобы пережить это.

00:50:34 И вот. Спустя несколько тысяч лет, в начале Кали-юги Он приходит опять. И Он опять играет свою игру. И Он опять спасает всех живых существ. Он опять очаровывает и удивляет всех обитателей духовного мира, потому что никто не знает, что это будет за лила.

00:51:08 Вишнуприя просит… После ухода Махапрабху она говорит: «Оставьте… Сделайте мне Его мурти». И она начинает поклоняться этому мурти с любовью. И когда спрашивают Махапрабху: «Где Ты всегда пребываешь?» Он говорит: «Я всегда пребываю в кухне матери Шачи. Я всегда пребываю в мурти Вишнуприи. Я всегда пребываю в сердце»… Я забыл у кого. …«в танце Вакрешвара Пандита; в мурти Вишнуприйи; в том, что готовит мать Шачи. Я всегда подношу»… Махапрабху перечисляет, где Он всегда пребывает.

00:52:04 Это мурти до сих пор стоит в Навадвипе. Махапрабху вот так, вот. (показывает стойку мурти). Не вот так вот, а вот так вот – две руки. Три Божества со времен Махапрабху установлено: Гаур-Гададхар, Вишнуприя и… Я не помню дальше, какое ещё одно. До сих пор… Ему поклонялся Сарасвати Тхакур. Он также… Бхактивинод… также имели отношение к этому храму.

00:52:39 Так что Вишнуприя сыграла свою роль в гаура-лиле. Ее роль очень драматична, очень прекрасна. Разлука, которую она пережила с Кришной, не имеет аналогов. Но… Сознание Кришны таково, что, слыша об этом, наши чувства очищаются. Мы очень удачливы, что наши Гуру именно с этой частью Cознания Кришны экспанированы. Не только с поверхностными идеями, с начальными идеями: что такое душа, что такое материальный мир, сколько планетных систем. Как это все интересно: астрология, уфология, аюрведа, йога. Но всё это для того, кто находится на уровне стремящегося к пониманию. Болезнь такова, что, увы, лекарства должны быть очень сильными. Гаура-лила является одним из самых сильных лекарств для болезни материального существования.

00:54:06 Поэтому мы очень удачливы, что [нам доступны] такие книжки, как « Золотой Вулкан Божественной Любви», « Поиск Шри Кришны». В этих книжках есть такие вещи, которые Шридхара Махарадж написал… Они реально запредельные. Как-то, перечитывая их, я думал: почему он это... почему… Даже, вообще, сам этап… Почему я читаю об этом? Я не достоин. Но милость не определяет достоинство. В этом есть сила монарха. Тот, кто обладает сокровищем, может раздать его нищим. Это не вопрос достоинства. Это вопрос признания себя нищим.

00:54:53 Вот и все. Сегодня вечер закончился. Мы поговорили о Господе. (поет) Шри Кришна Чайтанья, Прабху Нитьянанда Шри Адвайта Гададхара Гоура Бхакта Вринда.