Бхакти-йога – путь преображения

Москва - 28 August 2011
Введение. Проповедь в Китае. Представление музыкантов. Санкиртана – групповая медитация. Танец просветленных. Внешнее в внутреннее в духовной практике. Святые подобны детям. Притча о Красоте и Ужасе. Реконструкция и трансформация. История о великом суфии. Метод познание через отрицание. Метод «погружения в среду». Трансформация личности: от основ к глубинам. Смерть обычных людей и трансценденталистов. Распознание истины в проявлениях окружающего мира. Любовь и материальный мир. Смысл жизни - в божественной трансформации. Поэзия и драматургия в бхакти-йоге.
запись беседы для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:12:13 | качество: mp3 96kB/s 49 Mb | прослушано: 1278 | скачано: 709 | избрано: 12
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Введение. Проповедь в Китае

00:00:00 …и мы, в принципе, ожидаем достаточно светских людей. Но есть друзья наши, которые знают нас не первый год. И многие из вас, наверняка, соприкасались с нашими со всеми проектами.

00:00:09 Поэтому… Говорить о наших проектах – наверное, все-таки, малая часть нашего айсберга, потому что, на самом деле, наш проект международный. Здесь два моих друга – Манаса Кришна и Садхуприйа прабху – потрясающие музыканты, которые прожили много лет в Индии. Они также будут здесь на протяжении этой недели давать лекции, мастер классы. Совершенно бескорыстные люди, которые так подорвались из Индии и приехали в Россию.

00:00:38 Почему Станислав говорил о Таиланде? В целом, мы пробороздили всю юго-восточную Азию вдоль и поперек. Но, просто, на севере Таиланда у нас есть наш центр. Это международный центр, специально нами построен для Китая. Потому что в Китае вся духовность жестко преследуется, и китайцам очень тяжело приехать в Индию. Поэтому, мы как русские, как бы…
Вообще, первые в Таиланде создали свой центр русское КГБ, потому что они хотели принести коммунизм в Камбоджию и Китай и другие страны юго-восточной Азии. А мы сделали духовный центр, чтобы привести духовность именно в Китай, потому что Китай – растущая страна. Она пока еще, как Советский Союз, реструктуризирована – китайцы должны правильно думать. Но в Китае потрясающая сейчас молодежь. Очень много к нам… Я не ожидал такого.

00:01:32 В Китае сейчас очень много потрясающей молодежи. К нам в гости сейчас приедут после девятого числа наши друзья из Китая. Они занимаются музыкой, кино, разными проектами. Как не странно, Китай нам всем очень понравился, потому что это как Россия в 80-90 хх. Конечно, она выглядит совершенно по-другому, я думаю даже покруче Америки и Японии. Но люди в Китае они совершенно не… даже не мечтают о духовности.

00:01:59 Вот представляете, я приезжаю на «Шанхай Ворлд Экспо» посмотреть ну какие-то там фишки и думаю… После «Шанхай Ворлд Экспо» думаю: «Как вообще в Китае можно проповедовать??? Это какая-то ужасная страна с огромными небоскребами. Тысячи китайских секьюрити идут развод на работу»… Понимаете, все идут маршируют. Такой Hi-Tech. Там тысячи павильонов. Они уже перегнали Россию на сто лет вперед. У них там будущее – гигроскопические машины, небоскребы, каждый балкон – лифт, двухколесные машины, шестирядные дороги. Они сейчас всё это строят.

00:02:32 Я думаю: «Как же здесь можно проповедовать духовность?» Такой, вообще, материализм галимый: все китайцы, все строят светлое будущее. Только у них там это действительно происходит. Там дома растут, как грибы, дома, телевизоры. Где-то помойка – раз-раз разгребли, и суперсовременный город… 6 - 10 миллионов людей – маленький такой городок считается.

00:02:53 Я был в полном шоке, потому что… Ну вот представьте: ВДНХ – огромное. «Шанхай Ворлд Экспо» – 20 ВДНХ. Огромные павильоны каждой страны мира. Там просто нафаршировано таким Hi-Tech’ом – голограммы в воздухе, ещё что-то. И ты ходишь там с этой картой как маленький, действительно, муравей.

00:03:12 Я в таком уставшем совершенно состоянии прихожу. А рядом гостиница, как бы… Китай, он как строится: трущобы и современный Китай. И вот где они ещё пока не построили новые дома, там, такие, китайские улочки и т.д., маленькие магазинчики. И вот, такие большие дома… Я где-то в гостинице на тридцатом этаже. Это маленькая гостиница. Там туалет, душ – все прямо в комнате. Все так Hi-Tech-но сделано, очень интересно.

00:03:40 Думаю: «Надо спуститься вниз – фруктов каких-то купить». А после «Шанхай Ворлд Экспо» вообще ноги болят. Смотрю – массажная. Обычно в Таиланде, на востоке, там массаж ног, быстро. Захожу: такая маленькая грязная массажная, не очень такая… Ну, думаю: «Ладно». Сел. Там какие-то копейки... Там сидит эта тетка – делает массаж ног, палкой тыкает тебе. А у меня ноги болят и т.д. Ну, я устал так. Достаю четки из кармана и начинаю читать четки. Она смотрит на моё лицо. Она понимает, что тыкает меня палкой, а у меня нет никаких реакций. А лицо моё довольное, когда я с четками. Они никто не говорят по-английски. Она мне, там: (громко изображает китайскую речь) «уэн йауо хуоуооо». Я такой, типа: «Что ты хочешь? А, это четки. This is my japa-beats». Она такая: (изображает китайскую речь) «Уоууооооуо».

00:04:29 И вот. Я начинаю, понимаете, на таком языке показывать четки, начинаю показывать как читать мантру. Показываю: « Харе Кришна Харе Кришна…» И, вдруг, через пятнадцать минут вся массажная в её друзьях – какие-то тетки, дядьки и т.д. Я ничего не могу по-китайски. Я начинаю показывать четки, начинаю повторять мантру. Они достают все мобильные телефоны, начинают записывать.

00:04:51 Я понимаю, что просто… Я говорю: «Давайте,… это самое… споем киртан?», - показываю им. Вот представляете: массажная, через полчаса весь массажный кабинет… мы там поем киртан. У нас же здесь мриданги, а я показываю: «Ведро, ведро. Бери – бам-бам». Ведра хорошо звучат. И вот. Ведра, какие-то кастрюли… Гром кастрюлей, ведра и мы поем киртан. (обращается к англоязычным зрителям, возможно Манаса Кришна и Садху Прийа) I’m just telling them the story how I start kirtana in china.

00:05:19 Все записали мантры. В общем где-то час мы пели. И нас так всех попустило – у меня ноги перестали болеть. Видно, что китайцы… они такие… то, о чем Станислав говорил: вот эта материя, которая нас трамбует, на самом деле… Мы живем… Мы приехали в Москву. Здесь все так круто. А на самом деле нас эта Москва всех трамбует. Она сделала из нас уже такие бутерброды многослойные, из каждого из нас. Поэтому, за каждое действие – противодействие, за всю нашу… за все надо уплатить в этом мире. То есть, не только за свет, за газ и за бензин, а за все наши желания тоже. И, в итоге, только духовное принесет нам полное внутреннее удовлетворение.

00:05:54 И вот… Малати… Где у нас Малати? Karatalas, mridanga… Поэтому, я предлагаю, что мы сразу же пойдем к делу, как те китайцы, как бы… Мы начнем сразу же с практики с духовной. Сейчас с вами споем киртан, а потом уже поговорим обо всем остальном. (обращается к музыкантам) Karatalas? Wonder. So I’ll start then you continue then Manasa. 10 minutes kirtana.

Представление музыкантов

00:06:21 Поэтому я хочу вам представить Садхуприйа прабху, который только что приехал. Он был как раз в Таиланде в нашем центре. Он обучает музыке сакральной. Очень много лет учился в Индии у, как бы последних оставшихся в живых гуру мриданги. Вот это искусство почти уже все ушло. Все вот эти мантры, биты передаются постепенно. Учитель ученику их сразу же не отдает, надо много лет. Когда ты достигнешь, он тебе ещё мантру даст, ещё мантру даст. Вот. И, фактически, те, которые были дедушки у нас в монастырях, они почти уже все поумирали. Им по восемьдесят, по сто лет. Вот, он учился у них. Они ему показывали. Они всем показывают. Ну общее знают все, а какие-то уже сокровенные…

00:07:06 И вот Манаса Кришна тоже очень… Наш гуру любил, когда Манаса пел. Когда наш гуру в последний год своей жизни пребывал в такой глубокой медитации – почти что во внешний план не выходил, иногда Манаса сидел и пел для него самые сакральные индийские бхаджаны. То есть не какие-то там индусы, а вот этот парень. Он был очень счастлив - он всегда улыбался.

00:07:26 Вот, поэтому эти ребята… Это наши друзья в боге очень близкие, как бы, братья, можно сказать, близкие люди. И то, что они приехали к нам в Russia, на Украину, это очень славно. Они также ездят в Китай в наш центр.

00:07:41 (обращается к музыкантам) So, we start. Киртан очень простой – один ведет, остальные подпевают. Все, кто были вчера, уже знают, а новые, я думаю, разберутся сразу же. Тут если китайцы разобрались без коммуникаций без каких-то, я думаю, здесь - очень быстро. Групповая медитация. 10 – 15 минут, чтобы немножко нам сделать такую… перетряску. А караталы… Кто хочет, мы раздадим. Кто хочет караталы? Есть желающие попробовать? Еще кто-то хочет? Пожалуйста.

Санкиртана – групповая медитация

00:08:19 Тут ничего сложного нет. Но это только так кажется вначале. На самом деле звукоизвлечение не такая простая вещь, потому что все связано не с объективным миром, а с субъективным миром. Есть такое понятие, что киртан – внутреннее состояние. Внешнее… как мы говорили: «Внешние глаза даны нам для бессилия». Так же для определённого бессилия души мы погружены в материю, но нам дан звук. Через трансцендентный звук мы начинаем выходить сначала на уровень души, а потом за пределы ее. Понятно, да? Это как шаманы. Помните? Он должен тебя вести, потому что внешний мир тебя слишком сильно очаровал, и ты перестал понимать, что есть внутренний мир, божественный мир, мир сознания.

00:09:01 Так вот киртана – методика перехода из внешнего мира во внутренний мир. Потому что все эти подвижники, о которых Станислав говорил, только через молитву это делали. То есть никаких других методов нету. Но молитва – настолько глубокая идея… Если вы почитаете «Добротолюбие» у православных, «умное делание», десять томов (показывает толщину книги) вот такие. Они сидят и объясняют, как это делается, как это состояние достигается. И увидите, что великие йоги, муни, мудрецы потратили на это огромное количество времени. Поэтому у нас с вами шансов нету. Но, поскольку, мудрецы знали, что шансов нету, и сам Шри Кришна Чайтанья Он принес санкиртану.

00:09:38 Что такое санкиртана. Санкиртана – групповое воспевание кришна-нама, Святого имени. Поэтому, когда ты в обществе того, кто уже до какой-то степени продвинулся, ты сразу попадаешь в какой-то степени в этот эгрегор. Поэтому, когда люди делают это вместе все, то сама практика становится очень удобной, быстрой. Понимаете, почему санкиртана? Потому что…

00:09:59 И еще. Я вчера говорил об этом… Почему алкоголики пьют вскладчину? Потому что всем не хватает. Так же и мы. Как говорил Сократ: «Я не в том обвиняю вас, что вы недуховные люди, а в том, что недостаточно этой духовности». Мы все понимаем, что нашей духовности недостаточно. Мы, вроде бы как, все духовные люди, но этого недостаточно для подлинного. Поэтому санкиртана объединяет нас, как в кластер. Знаете, как компьютеры рендер фарм, да? Один он ничего не может отрендерить, но когда они все объединяются в кластер, в такой…

00:10:27 То есть, каждый человек – музыкальный инструмент. Запомните это. Каждый – музыкальный инструмент. С этого начинается сакральная музыка. Это не внешний инструмент. Это как… Фотограф – это не фотоаппарат. Понимаете, да? Фотограф – это… То есть, почему фотоаппаратов много, а фотографов мало? Потому что это только лишь внешний инструмент для фотографа. Так же и барабан, караталы, голос. Это лишь только внешние чувства. Только душа может соприкоснуться с божественным. И вот выйти на этот уровень мы сможем через санкиртану.

00:10:54 И вот сейчас мы сразу же будем практиковать. (обращается к музыкантам) I just give some principal of kirtana and told that so many cameras, but very few photographers. (смеется)

00:11:20 (Поют: шри кришна-чайтанья прабху нитьянанда
шри адвайта гададхара шривасади гоура бхакта вринда.…)

00:11:57 Очень важный один момент - нужно понять, что сейчас первые мантры пройдут… Это как бы… Надо подключиться к интернету. Всегда для этого есть свои операции. А дальше, очень важный момент, когда будет основная мантра – харе-кришна мантра, желательно, чтобы все, кто может повторять её, повторяли и пели. Потому что мантра начинает осуществляться тогда, когда ты начинаешь её повторять или, как минимум, слушать. Ритм, караталы… Понимаете, в мантре основная вещь – это её повторять. Потому что в тебе начинают включаться внутренние механизмы подсознания. Или очень внимательно слушать. Но вы увидите, что очень внимательно слушать невозможно, ум начнет бросать сразу же массу картинок, потому что ум – это самая ужасная вещь. Поэтому в групповой медитации самый важный принцип – это повторять и слушать. Если вы хотите попробовать это, это сразу же даст определённые свои плоды, но нужно повторять и слушать, повторять и слушать. Идти за ведущим. Поэтому, в киртане всегда первый ведет. Вот видите, я начинаю, они повторяют за мной. Вы можете повторять вместе с ними. Это несложно. Так, чтобы не получилось, что мы только втроем поем, а вы слушаете. Результат тоже будет, но не такой. То есть, нужно самому участвовать в процессе.

Танец просветленных

00:13:07 Таким образом, мы можем сказать, что в « Бхагавад Гите», в ведах описаны множество различных практик йоги. Есть буддхи-йога, карма-йога, гьяна-йога, есть аштанга-йога. Ашт-анга. «Ашт» - восемь, «анга» - ступени.

00:13:22 Таким образом, мы увидим, что йога начинается для грубых материалистов со знакомства со своим собственным телом. Постепенно, материалист, когда он понял, что достиг самого совершенства в хатха-йоге, он понял, что он не тело. Дальше идет знакомство со своей ментальной системой. Дальше идет знакомство с достижением определённых уровней сознания таких, как парокша, апарошка, пратйакша – непосредственное восприятие. То есть, йог должен постепенно, осознав, что он не тело, он не чувства, он не ум, выйти на уровень непосредственного восприятия. Это, фактически, почти что духовный уровень. А что дальше? Самадхи. Это когда ты достиг просветления.

00:14:15 И вот, проповедуя в Японии и в Китае, я думал, как же китайцам объяснить эту фишку. Ну, или Японцам. Это очень трудно. И, вдруг, я понял. Меня осенило. Кто такой Будда, которому поклоняются все на востоке? Он сидит в медитации и ждет просветления. Просветление связано со счастьем. А я задаю вам вопрос: когда вы достигли счастья, что вы делаете? (ответ из зала) Радуемся. Поете и танцуете, радуетесь.

00:14:43 Так вот. Когда пришел Шри Чайтанья Махапрабху - аватара, гаура аватара, золотая аватара Кришны, он не учил людей достигать просветления. Потому что, когда ты спрашиваешь буддистов: «Кто такой Будда?», - они говорят: «Обыкновенный человек». Тогда я задаю вопрос настоятелю буддистского монастыря: «Если он обыкновенный человек, почему все, здесь присутствующие, поклоняются, например, ему»… Ну понятно. Можно сказать, что он обычный человек, который достиг просветления. Но второй вопрос: почему здесь никто не достиг просветления, если он обычный человек? Если человек обычный, значит кто-то может повторить то, что он делает. Но мы видим то, что, фактически, никто не достиг такого состояния, да? Мы не видим второго, третьего или пятого. Они сами говорят, что кто-то достиг лишь какой-то степени просветления.

00:15:27 Таким образом, когда пришел Шри Чайтанья Махапрабху, Он начал сразу же с самого главного. То есть не пытался достичь просветления, а действовать и жить, как просветленная личность… изначально. И просветляться по ходу, потому что просветлению нет конца.

00:15:45 Поэтому, махамантра, Харе-Кришна Махамантра – процесс, когда мы начинаем не с какой-то… не с первого класса постепенно эволюционируем. У нас нет времени, жизнь слишком короткая. А мы начинаем с самого главного. Как сказал наш замечательный Зюзько: «Сначала это приходит к нам, как концепт». Ну, как, святые говорят нам какие-то вещи. И сначала мы воспринимаем это как некий концепт. Но, в итоге, если мы будем действовать соответствующим образом, то это будет, как наше собственное переживание.

00:16:12 Поэтому, когда мы говорим о санкиртане, сначала мы обретаем концепцию санкиртана: что такое трансцендентная медитация, что такое махамантра, что такое санкиртан, почему мы движемся и поем вместе. И мы увидим, на самом деле… Есть такая прекрасная книжка, которую написал Бхактивинода Тхакур, великий мистик, «Према прадипа». Он написал там историю людей. Два человека… Ну, как бы, три друга. Двое пошли учиться йоге у йога-гуру, а один пошел учиться бхакти-йоге. И заканчивается эта книжка тем, что тот, гуру, который учил бхакти-йогу, также был великим йогом. Он рассказал о всех тридцати шести йогических асанах, о том, какого уровня сознания добивается человек на каком этапе. Но потом он показал, что, когда человек начинает практиковать санкиртану в процессе… Вы обратили внимание, что это же не просто так. танец, медитация – дыхание…

00:17:06 Все, что есть в йоге, существует на самом деле в динамической медитации – в санкиртане. Дыхание, движение. Но этому там уделяется самое отдаленное внимание. Знаете почему? Потому что, когда вы правильно будете воспевать махамантру, вы так и так будете правильно двигаться, правильно дышать.

Внешнее в внутреннее в духовной практике

00:17:25 Но дело даже не в этом. Это только внешние части аспекта духовной практики. Главный аспект духовной практики – в каком состоянии сознания мы что-то делаем. Поэтому, если мы внимательно будем изучать « Бхагавад гиту», мы увидим, что карма-йога, гьяна-йога и другие системы йоги они немного друг от друга отличаются. Но в конечном итоге Кришна объясняет Арджуне, что самое главное – в каком состоянии, в каком умонастроении человек действует.

00:17:49 Ну, например, если я подойду к девушке и ткну ей цветы и коробку конфет в руки и скажу: «Пойдем со мной!», - то она сделает этой же коробкой конфет такой (изображает звук от удара) «Бдыжжж!», да? А на цветы и на розы я сяду (изображает крик от боли) «ААА!!!» Объекты неважны, правильно? Объекты, то, что я подарил девушке цветы ил коробку конфет для нее неважно. Для нее важно, в каком умонастроении я ей отдал своё сердце. А коробка конфет или цветы – ритуал. Так же, когда мы поклоняемся… Вы увидите потом храмовое поклонение с цветами, огнем. Неважно, что мы преподносим Всевышнему. Важно в каком умонастроении мы это делаем. Потому что я могу человеку поднести цветы и конфеты оскорбить его. Она скажет: «Что ты думаешь, что я такая девушка, что я за цветы со всеми или за коробку конфет???» Она скажет: «Нет. Я готова отдать своё сердце только возлюбленному – тому, кто проявил подлинное чувство любви ко мне».

00:18:48 Вот поэтому, Кришна говорит, что такое бхакти-йога. Это йога… Кришна говорит в «Гите»: патрам пушпам пхалам тойам / йо ме бхактйа прайаччхати «Бхагавад-Гита» (9:26). «Если ты мне с Любовью предложишь мне воду и цветы, я это приму». Но Он говорит не то, чтобы Безграничному нужны цветы или вода. Он говорит, что столь незначительные объекты, как цветы и вода… Но прекрасные, да? То, что часть нашей жизни. «Вот если ты мне это с Любовью преподнесешь, тогда я это приму».

00:19:18 И, поэтому, в бхакти-йоге… учителя бхакти-йоги всегда ставят, как бы, акцент не на внешние действия. Потому что, вы придете куда-то, вам будут показывать какие-то внешние действия – мудры и т.д. Это, как правило, в индийском классическом танце и пении. Там нужно правильно мудры, правильно глаза выпучивать и т.д. Но они вам скажут: «Самые крутые учителя были те, кто любили Кришну». И выпучивали они глаза от любви. (Смеется) Ну, примерно. Представьте:
- Где зарплата?
- Какая зарплата???
Удивление. Понятно, да?

00:20:01 Поэтому, вы увидите, что в танце, в йоге, оказывается, не внешняя форма… Потому что индийская классическая музыка насквозь сейчас является внешней. А от кого это научились такому-то стилю киртана, такому-то стилю танца? От великих святых. То есть они из храмов перешли. Но если человек не обладает ни Любовью к Богу, ни глубоким чувством, он может научиться лишь только внешним частям.

00:20:28 Поэтому в киртане также существует внешняя часть, которая называется « сахаджия» или «имитация подлинной духовной практики», то, что православные отцы называли прельщением. Прельщенные. То есть, которые не духовные люди, а косят под духовных. И были подлинные духовные люди. Подлинная бхакти-йога очень-очень эзотерична и сокровенна. Почему? Потому что её невозможно имитировать. Всем остальным вещам ты можешь научиться: барабанным боям, всевозможным стилям. Ты можешь научиться всему. Но когда мы «гуру» или «учитель», то очень важный момент, что… В писаниях говорится… Арджуна спрашивает Кришну. Он говорит: «А как достичь?» Кришна говорит: тад виддхи пранипатена парипрашнена севайа / упадекшйанти те гйанам гйанинас таттва-даршинах (БГ, 4.34)» Он говорит, что только от самореализованной души, которая обладает чувством любви. Через вопрошение, через смирение, через служение ты получишь это чувство любви. Он говорит: «Арджуна, бхактйам санджайатайа бхактйа». «Бхакти исходит из бхакти». Причина любви Любовь. Невозможно Любовь извлечь из чего-то другого. Любовь можно извлечь только из любящего сердца.

Святые подобны детям

00:21:38 И вот. Поэтому, когда мы говорим, например,… Многие нам задают вопрос: «А чем ваш учитель отличался от других?» … Шрила Говинда Махарадж. Ведь было очень много других. Но те, кто его знали, все те, кто были с ним близки, эти двадцать лет… Вот ребята тоже. Они прожили с ним много лет в Индии. Они понимали, что, хотя ему было семьдесят пять лет, но он общался с нами как ребенок. Он вообще был ребенком всю жизнь. Он был открыт. Он был свободен. И он не был никогда мотивирован какими-то задними мыслями. Через него все проходило… Это чистое сердце, понимаете, да? Это вот, как ты общаешься с какой-нибудь двенадцатилетней неоскверненной девочкой. Она по-другому смотрит на мир. Почему? Потому что она не осквернена, в ней ещё не проснулась стерва, или женщина, прагматизм. Она смотрит на мир глазами через какие-то вещи.

00:22:29 И вот святые – это те самые люди, которые… они остались как дети. Почему? Потому что в них осталась вот эта внутренняя чистота. Они стали детьми. Детьми в каком смысле: у них нет каких-то целей, знаете, подспутных. Они живут…

00:22:45 Как, помните такой хороший фильм «Дерсу Узала»? Помните, когда встречается офицер с… и Дерсу Узала ему начинает открывать свой мир. Иногда они выглядят очень смешными, эти люди, потому что ты понимаешь их внешнее несовершенство, отсутствие такого взрослого вульгаризма, сомнительности. Почему? Потому что святые, они же, оказывается, ещё и верующие – они верят в нас. Потрясающе. Видишь, почему они нам все рассказывают все свои тайны? Потому что они в нас верят. И, когда они встречают нас, они видят в нас самое высшее духовное начало. Поэтому они готовы нам рассказать самые большие тайны.

Притча о Красоте и Ужасе

00:23:23 Но, возвращаясь к лекции Станислава, я напомню ещё такую историю о красоте и ужасе. И вот. Ужас была такая (пугает) ужааасная просто вся. И вот, Ужас был такой ужасный. А Красота была такая красивая. Все в ней было красиво.

00:23:42 И вот. Когда Красота гуляла по берегу моря, вдруг её Ужас увидела и говорит: «Какая красивая». Ужасу, так, стало ужасно от этого. Она подошла к Красоте и говорит: «Ты кто?» Красота говорит: «Не знаю, но все зовут меня Красотой. Но я сама себя до конца не могу понять». Ужас говорит: «А че тут понимать! Пошли купаться?» Ну, красота – такая наивная, развелась и говорит: «Ну, пошли». Они оставили свои одежды. Ужас оставила ужасные одежды, такие ужааасные, а Красота – такие, прекрасные одежды.

00:24:16 И вот. Они плывут вместе. А у Ужаса всегда ужасные мысли. Ужас говорит: «Давай-давай! Плывем глубже!» А Красота, у нее все, так, красиво – чем глубже, тем красивее. А Ужас думает: «Может там акулы какие-то или ещё кто-то». Смотрит - там такие волны, так опасно. И она говорит Красоте: «Давай, кто быстрее до туда доплывет?» Ну и красота: «Давай!», - и поплыла. А Ужас поплыла в обратную сторону – в сторону берега.

00:24:47 Пока Красота плыла до туда, Ужас уже оказалась на берегу, схватила Красоты одежды и убежала в них и бросила свои одежды. Красота доплыла. Потом смотрит: «Моей подруги нету! Что случилось???» Выплыла на берег и даже не поняла, что с ней произошло. Единственное что – она не нашла своих красивых одежд, увидела лохмотья Ужаса и одела их. А Ужас, как только одела одежды прекрасные, фатой лицо закрыла.

00;25:19 И с тех пор, где-то на гламурных вечеринках, на всяких мероприятиях, там ужас, такой, в одеждах Красоты – глянец, реклама. Ужас там позирует и т.д. Когда Ужаса спрашивают: «Как Вас зовут?» Она говорит: «Красота». А Красота… Она, такая, знаете, заморыш, неприкрытая, её никуда не пускают, очень редко, да? И вот, она ходит везде и думает: «Как бы найти»… Ну, понимаете, да – она не может, как Ужас, обманывать, потому что она прекрасная во всём. Она очень скромная.

00:25:53 С тех пор, как это произошло, большинство людей попались, потому что они все прекрасны по своей природе и наивны. И, поскольку они стремятся к красоте, они попались на уловку Ужаса. Часто там, где Ужас, там лишь одежды Красоты. Всегда, да? И мы смотрим, действительно, там… реклама… Как вчера Госвами Махарадж сказал: «Ты этого достойна!», «Настоящие мужчины пьют только «Мартини»!», «Эти лекарства помогут тебе любить долго и до конца!», да? Но, реклама красивая, да? Везде реклама красивая. На самые ужасные вещи – на сигареты, на алкоголь. «L&M – территория свободных душ», «Marlboro – [тур]», «Ты настоящий ковбой» и т.д.

00:26:46 Вот этот ужас всегда пользуется одеждами красоты – алкоголь и т.д. Все это прикрыто внешним. Поэтому, Сократ, когда его казнили, приговаривали к казни, ему сказали: «По нашему [афинянскому] суду есть две альтернативы. Обидчики, ну, как бы, прокуроры общественные, обвинили тебя за то, что ты философствуешь и богов по-другому почитаешь. И вот они сказали, что ты достоин смерти. А ты скажи, чего ты достоин?» Ну, может быть, штраф или тюремное заключение. И Сократ сказал очень потрясающую вещь: «Если и достоин человек чего-то, который говорит о совершенстве, то только бесплатного обеда в олимпийской столовой». Они говорят: «Что????» Он говорит: «Потому что олимпийцы делают вас кажущимися счастливыми». Когда люди идут на массовые мероприятия… Помните? Гладиаторы… Все смотрят, кричат. Он говорит: «А я не пытаюсь, чтобы вы казались счастливыми. Я хочу сделать вас счастливыми». Потому что имитировать счастье очень легко в этом мире - это любая реклама, любой внешний поток. Но обрести счастье очень трудно.

00:28:01 И вот. После того, как услышали слова Сократа, толпа обвинителей закричала: «Смерть! Смерть! Смерть!» А хотя… Сократ сказал: «Я не могу признать свою вину. Поэтому я не могу сказать, что за проповедь духовных идей нужно не казнить, а сажать в тюрьму». Поэтому сказал: «Единственное альтернативное наказание для меня – обед в олимпийской столовой. Наказание, потому что нету во мне вины».

00:28:29 И, Сократа, в итоге, казнили. Он испил чашу яда. Но до последнего момента, перед смертью он говорил со своими учениками о бессмертии, о душе. И он сказал: «Коли я умру, то, если в том мире живут все великие ученые мужи, по крайней мере, я с ними там смогу поговорить. Они меня поймут». «Раз уж меня, как говорится, не поняли здесь, то, может быть, в другом мире меня поймут».

Наша цель - распознование истины.

00:28:54 И вот. Таким образом, возвращаясь к идее Красоты, Ужаса, Сократа и бессмертия, мы приходим к пониманию того, что мы можем увидеть лишь только то, что сердце наше способно увидеть. До какой степени мы обладаем внутренней способностью, до какой степени наше сердце очищено, до какой степени мы умеем различать красоту от ужаса, до такой степени мы с вами сможем быть духовными людьми.

00:29:19 Поэтому, первое, то, что мы должны с вами уяснить себе, поставить себе целью – распознание истины. Так же как в музыке. Одни говорят: «Самые лучшие артисты – Алла Пугачева и Эдуард Хиль». Но другие говорят: «Это для людей, для масс людей. Но, на самом деле, есть другие самые лучшие артисты, но о них все люди не знают». Почему? Потому что лучшему артисту…

00:29:47 Чем выше искусство, тем уже аудитория. Мы все знаем голливудское кино и арт-хаус, к примеру. Мы понимаем, что голливудское кино… Оно почему такое широко распространенное? Потому что это, такая, жвачка. Это просто жвачка для ума и чувств. Но, как только, получается что-то духовное, глубокое, тогда мы сразу же вынуждены с вами увидеть, что мы попадем в очень узкую аудиторию зрителей. Многие вещи… Мы скажем: «А я не понял этого фильма». Тогда мы начнем читать критиков, которые говорят, что на самом деле здесь режиссер говорит вот это. И мы увидим, что «Агааа. Оказывается распознание истины, распознание красоты – качества». То есть, быть, таким, красолюбом, красоведом. Как мы говорим: искусствоведы и т.д. А мы – «Кришноведы».

00:30:33 То есть, мы хотим распознать эту красоту. Но в Сознании Кришны это труднее. Потому что, если можно научиться идеям золотого сечения, Леонардо Давинчи, обрести музыкальный, художественный вкус, то мы увидим, чем отличаются великие художники и великие духовные люди. От того, что истина постоянно меняется, хотя она неизменна. Видели, да? Витрины магазинов меняются. Бренды меняются. Музыка меняется. Поэзия меняется. Все постоянно меняется. То есть, мы не можем сказать… Поэтому, когда мы говорим:
- О! Мне нравятся песни «Boney-M»
- Что? Кого?
- «Boney-M». Вы не помните восьмидесятые годы?
- Нет, не помним. Сейчас уже другое звукоизвлечение, другие музыкальные инструменты и т.д.

00:31:23 Мы увидим, что основной принцип достижения духовного совершенства состоит в том, что мы вынуждены с вами стать ценителями прекрасного.

Реконструкция и трансформация

00:31:39 У меня такой вопрос: как вы думаете, чтобы ценить прекрасное, сколько времени надо этому уделять?
-(ответ из зала) Постоянно.
- Оказывается, что достижение божественной гармонии, красоты, совершенства – это не какая-то вещь, когда мы должны стать аниматорами на выходные. Маша работает секретаршей, но по воскресеньям она тусуется с эльфами. Хотя, когда мы раньше жили на яхроме, там были, оказывается, целые сословия людей: эльфы, толкинисты, т.е. люди, которые живут в прошлом, настоящие рыцари, дамы сердца и т.д. Они студенты, работники офисов, но по выходным они сражаются мечами, спасают. У них мертвятники. Целые ролевые игру идут там. Принцы, орки и т.д. Но в выходные они, как бы… Они нормальные люди, а по воскресеньям они эльфы и гномы и т.д.

00:32:45 И это прекрасно, да? То есть это прекрасно. Это называется реконструкция. Но в духовной фишке это не пройдет. Почему? Потому что реконструкция – быть похожим на кого-то. Потому что это внутренняя потребность человека. Это неплохо, это хорошо, на самом деле. Но, когда мы говорим о духовной жизни, то мы не должны быть похожи на духовных людей. Мы должны ими стать. А вот трансформация – самая-самая сложная ситуация. Потому что драматурги говорят: когда меняется характер человека? Он меняется в предлагаемых обстоятельствах. Знаете такую пословицу, что под лежащий камень вода не течет? Так или нет?

История о великом суфие

00:33:24 Поэтому, есть такая история интересная про одного человека, который стал, впоследствии, мастером суфизма. Он прочел суфистскую литературу. Суфизм, фактически, такая, начальной стадии вайшнавской… Путь сердца. Такая, более начальная, потому что она родилась в Индии, а потом попала в Ислам. В Исламе, естественно, многие идеи – более глубокие – отсутствуют.

00:33:50 Он жил в Париже. У суфиев есть очень важный принцип – всегда держать в тайне свою духовную identity. Так же, как японские художники, например. Японский художник мог четыре-пять раз переезжать в разные провинции и подписываться разными именами. Потому, что, художник, считалось, достигал какого-то мастерства. Например, его признали, как Пикассо. Пикассо был, фактически, японским художником. У него был голубой период, сиреневый, розовый. То есть, художник, считалось в Японии, что… Вот он достиг определённого уровня, и он умирал – он переезжал в другую провинцию, менял имя, полностью менял стиль. И некоторые известные японские художники по пять-шесть стилей сменили за жизнь. Представляете? То есть полностью перевоплощение. Причем, они это делали осознанно. Потому что он понимал, что «Если я мастер в этом - вот я здесь уже дошел, меня признали, для того, чтобы стать более глубоким мастером, нужно умереть». И он как художник умирал. Новое имя, новый стиль. И только потом определённые искусствоведы понимали, так, оказывается, это они и есть. У Пикассо такой период в жизни был. Голубой период, сиреневый, розовый и т.д. Графика… Он тоже понимал, что дойдя до определённого уровня, он должен будет перейти в другое состояние.

00:35:09 К чему я это говорю? К тому, что… И вот этот мастер отправился… Он пока ещё не был мастером, естественно. Он отправился искать. Он поехал в Персию, Иран, Турцию, Индию. Он искал своего учителя. В процессе поиска своего учителя он попадал в разные ордена, к разным мистикам, получал у них различные наставления, но понимал, что «это не мой учитель», «это не мой учитель» и т.д. Всегда у него была одна книга, или, поэма, которую… Он чувствовал, что, вот, человек, который написал её, вот так, как он чувствует, это его.

00:35:44 И вот, добравшись до одного места, где-то в Индии, он встретил одного великого суфия. Пообщавшись с ним, он сказал: «Я ищу своего учителя». И суфий сказал: «Да. Но ведь только сердце может тебе подсказать, что это твой учитель, какие критерии того». И он сказал: «Из всего духовного, что я получил, больше всего моё сердце затронула вот эта поэма, которую я ношу с собой всегда». И он прочел этому суфию поэму. И учитель сказал: «О, так это же мой ученик. Он живёт в Париже». Он сказал: «Подождите. В Париже? Где? Я тоже из Парижа». Он сказал: «В Париже, в таком-то квартале… Он великий поэт, но он занимается тем, что… внешне он поддерживает свою жизнь тем, что чинит и делает обувь. Он башмачник. Но, на самом деле, у него в подвале тайный орден. Он практикует там». И он говорит: «А где он… Где он в Париже живет???» И оказалось, что он живёт на соседней улице.

Метод познания через отрицание

00:36:52 Такой момент. Оказывается, очень часто нам для того, чтобы найти, ну, может быть то, что ищет наше сердце, нам нужно пуститься в какое-то путешествие, какие-то обстоятельства. Почему? Очень часто наше сердце… Мы же не знаем чего хотим, на самом деле. И вот, наше сердце ищет истину. Но нам всегда нужны какие-то обстоятельства. Поэтому, у вайшнавов такой принцип поиска истины называется «нети». Система нети, говорится, что… Мы говорим: что такое Любовь? А потом говорим: «Нет. Вот это не Любовь. Вот это? тоже не Любовь». Через отрицание. Через перебирание. Как драгоценные камни. Через перебирание разных бериллов, мы поймем что такое изумруд. И изумруд отличается от берилла, что… Он точно такой же, но он другой глубины и другого качества. Поэтому вайшнавы часто говорят: «Для того, чтобы понять божественное, нужно сначала понять что небожественное».

00:37:48 Чтобы понять, что такое душа, нужно понять чем душа не является. Чтобы понять что такое «я», нужно понять чем «я» не является. Очень просто. Мы можем встать перед зеркалом и сказать: (указывает на руку) «Вот это я», - рука или нога, отделить её от тела. Но поймем, что «я» всё равно останется. И, в конечном итоге, даже, когда мы полностью устраним своё физическое тело, полностью устраним свои чувства, ум и, даже, интеллект и эго, то мы увидим, что наше «я» лежит глубоко за пределами, даже, нашего эго.

00:38:18 Оказывается, что «я», которое и есть я, не имеет никого отношения с этим телом. Потому что, когда тело умирает, например, наш родственник, то что мы делаем с этим телом? Мы же не говорим: «О, это моя любимая бабушка. Пусть она здесь лежит вечно». Хотя, пигмеи так и делают – подвесили бабушку на веревке и все. «Хэллоу?» представляете, бабушка дома завяленная, дедушка? (Вопрос из зала) Что, так и висит, прям? У людоедов? Висит.

00:38:47 Причем, был один ученый, который жил герменевтиком, методом погружения. И вот он пошел жить к людоедам. Он пишет нам: «Все нормально. Две недели все хорошо. Потом новолуние. У всех свернуло башню. Все накурились какой-то гадости. Схватили топоры, побежали, убили всех детей и женщин из соседних деревень и съели их». Его спрашивают: «А Вы что делали?» Он говорит: «Тоже, с ними бегал. Я не убивал. Но я вошел в племя и тоже ел бабушек и дедушек».

Метод «погружения в среду»

00:39:17 Есть такой метод. Называется «метод герменевтики» - «метод погружения». Поэтому, когда мы говорим что такое практика духовная, то вот этот метод герменевтики очень правильный. Потому что ученые поняли, чтобы… Что легче, например… Раньше в музеях британских и в Кунсткамере в Петербурге показывали, например, черных людей. Но, как правило, их показывали в заспиртованном состоянии. Например, «Кубинский джаз». (смеется). Но, чтобы услышать кубинский джаз, то лучший метод – метод герменевтики, т.е. поехать на Кубу и послушать это, понять.

00:40:02 Также с этой точки зрения, когда говорят: «А что такое бхакти-йога? Что такое вайшнавизм?» И говорится, что если вы хотите узнать что это такое, вам нужно найти хотя бы одного настоящего вайшнава и познакомиться с ним. Но вы скажете: «Ну я, вот, таких видел, таких видел». Но мы можем сказать также, что настоящих же очень мало людей в любом деле. Настоящих музыкантов единицы, настоящих духовных учителей тоже единицы. Есть огромное количество людей, которые пытаются ими стать. Например, мы знаем Маилса Дэвиса. Мы говорим: «Я знаю такой джаз. Я встречал человека, который пытается играть как Маилс Дэвис». Но до какой степени он переживает также музыку? До какой степени он может отразить это? До какой степени он обладает в той или иной степени качествами?

00:40:55 Мы склонны имитировать. Это наша склонность – имитировать, имитация. Мы смотрим кино, мы имитируем, мы подражаем. И в драматургии говорят, что это очень важное качество человека. Но в силу тех или иных обстоятельств мы можем подражать позитивным героям и негативным героям. Поэтому, Писания говорят так, что до какой-то степени, когда мы приходим в духовную жизнь, мы начинаем подражать. Когда Шрила Прабхупада приехал на Запад, он, такой, был маленький, такой, очень гордый, с палочкой ходил. Некоторые преданные последователи его появлялись с палочками.

00:41:30 Но качество подражания, поскольку все в этом мире, по сути дела, является продуктом подражания, оно лишь только в начальном этапе. Если, например, дети подражают взрослым. Помните? Дети сидят курят, играют в песочек, дочки-матери, маленькие девочки сажают кукол, кормят их песком, готовят для них еду и т.д. Это на определённом – детском – уровне.

Трансформация личности: от основ к глубинам

00:41:54 Писания говорят: как происходит трансформация личности? Трансформация личности происходит таким образом. Приведем пример о музыке. Ты хочешь стать виртуозом музыкантом. Ты приходишь и смотришь как играет виртуоз: он вообще не смотрит на ноты, он извлекает прекрасную музыку. Видно, что… вот, как он живет, так он и играет; что он чувствует то он и в состоянии изобразить в музыке. Это, кстати, и есть импровизация, в джазе и в индийской музыке. Но когда одного виртуоза спросили: «Как это у Вас получается?», - он сказал: «Тридцать лет я практиковал каждый день так, чтобы моё тело полностью подчинялось моим эмоциям. Поэтому, я больше не смотрю в ноты. Это просто мои эмоции. А тело стало инструментом моих эмоций».

00:42:46 Вот когда мы говорим о духовной жизни, то… Вот скажем: «А я хочу быть таким же. Что нужно делать?», - и садимся за пианино и так же начинаем, но ничего не получается, или получается что-то не очень. И он говорит: «Ты знаешь, тридцать лет я делал что? Сначала я начал гаммы: до-ре-ми-фа-соль-ля-си. Потом я стал играть по нотам. Я очень сосредоточенно практиковал это. И только через какое-то долгое время в какой-то момент я почувствовал, что я уже до конца владею звукоизвлечением. Так, что я стал уделять внимание более тонким вещам – настроению в музыке, переживанию, движению. И вот, после тридцати лет глубокой практики я пришел к тому, что теперь я сажусь за ноты, и я плачу – рояль плачет, я радуюсь – рояль радуется, я думаю – и музыка такая же».

00:43:38 Вот когда мы говорим о духовной жизни, то, по сути дела, речь идет о том, что мы вынуждены признать с вами, что сознание моментально оскверняется. Поэтому Кришна говорит в «Гите»: «ман-мана бхава мад-бхакто (БГ, 18.65) – постоянно задействуй свой ум в духовной практике. Помни обо мне». Поэтому, первый принцип бхакти-йоги – памятовать о Кришне и никогда не забывать о Нем. Почему? Потому что, если ты не будешь памятовать о чем-то прекрасном, божественном, совершенном, то ты будешь заполнять своё сознание чем-то другим. Ты увидишь, что это сознание, как балласт начнет топить в мир материи. Это, как мы говорим, бытовуха. Что такое бытовуха? Трансценденталисты тоже едят и пьют. Но почему они не в бытовухе находятся? Потому что их сознаниеовершенно] на другие объекты… Понимаете, да? Это не то, что, там, трансценденталистам не нравится красивые женщины, или они не могут ценить красоту этого мира. Но, как сказал Станислав, очень просто: «Они задвинули камень в какой-то момент», - только в какой-то момент своей практики. Почему? Потому что они поняли, что есть то внутреннее видение, которое они обрели. Это внутреннее видение – видеть все глазами души. Помните о том, что душа – один универсальный орган? Она может пить ушами, есть глазами. Потому, что душа обладает такими качествами, как Кришна – сат, чит, ананда – бессмертная, исполненная сознания и блаженная, стремящаяся к счастью.

00:45:03 Так вот, достижение своего собственного «я» - уже счастье, уже ананда. Представляете, да? Стоит только нам в нашей духовной практике вдруг соприкоснуться с «я»… Мы часто счастливы, когда смотрим на своё тело, что-то выдавливаем (хлопает себя). А когда я просыпаюсь с утра, я смотрю на своё тело: (изображает испуг) «УУУААААаа!!!! Что это такое????» Я думаю, что как быстро оно разрушается…да? Какие-то там… Такой нос, такие уши, такие глаза маленькие, заплывшие… То есть, я понимаю, что вот это ко мне не имеет отношения. Я понимаю, что это всего лишь гуны взаимодействуют между собой, а абсолютно не… «Я». Моя «я» чувствует себя, как тогда, и оно чувствует себя… Я понимаю, что это лишь физические процессы необратимые в теле.

Смерть обычных людей и трансценденталистов

00:45:55 Я помню, когда наш гуру уходил из этого мира… А как это… Трансценденталисты же тоже умирают. Это не то, что вы… Вы будете вынуждены пройти через страдания, болезни. Но они по другому к этому относятся. Для них смерть – как для змеи кожа сходит. Понимаете, да? Для нас смерть – конец всего, полный крах, всё, что у нас есть, мы вынуждены будем потерять. А для них смерть – как кожа старая со змеи сходит. Змее больно. Но это кожа.

00:46:32 Змея также обладает способностью – она может сама разрезаться. Ей не нужны какие-то внешние условия. Поэтому, совершенство – сама природы души. Змея может попасть в узел в какой-то, но это неестественное состояние. Так же и мы. Мы попали в обстоятельства материального существования, но это не наше вечная природа, поверьте. Никто здесь не смертен с высшей точки зрения. Все бессмертны. Но, забыв об этом, жизнь от жизни мы вынуждены получать эти рождения и смерти и т.д. и т.п. В этом великое несчастье того, что мы утратили свой потенциал.

00:47:18 Духовная личность освобождается от этих множества шкур разных. Пока ты придешь к «себе» ты должен освободиться от множества разных иллюзий. Но это болезненно. Зачастую это очень болезненно. Но это настолько совершенно и настолько естественно для нас, потому что, чем больше мы приходим к своему собственному «я», к своему внутреннему самопереживанию, тем гораздо глубже мы осознаем свою природу.

Распознание истины в проявлениях окружающего мира

00:47:47 Поэтому, наш учитель всегда нас учил распознавать истину, распознавать красоту, распознавать духовное. Это не говорит о том, что мы должны все ставить под сомнение. Это говорит о том, что мы должны видеть божественное во всём и стремится докопаться до сути. Как Козьма Прутков говорил: «Зри в корень». Зри в суть. Постарайся разобраться с причиной вещей. Иногда разобрать с причиной вещей означает «не думать». В мантре, в индивидуальной медитации ты не должен думать. Мысли – твои первые враги. Но ты увидишь, что, когда ты начинаешь повторять свою мантру… В особенности, у нас разные посвящения: Гаятри мантра – сакральная мантра. Она дается тайно. Эта тайная мантра для каждого своя. …ты увидишь, что в какой-то момент понимание придёт изнутри.

00:48:34 И, вот такой интересный момент… Странно… Я несколько раз общался с Пелевиным, но никогда не читал его книги. А Пелевин очень закрытый человек. У меня был один художник, мой друг, который делал для нас лого Джаганнатха и другое. Он оформлял Пелевину все книжки. Я все время слышал от разных людей «Пелевин… Пелевин… ..тот-то снимает фильм по Пелевину» и т.д. У меня, просто, не было времени читать книжки, потому, что я начал читать с двадцати одного года трансцендентную литературу – веды. У меня не было времени на светскую литературу. Мне говорили: «Почитай. Пелевин очень духовный человек». Я стал читать его книги определённые. Я подумал: «Хмм… Человек мыслит в определённом ключе. Он мыслит духовно. Он мыслит достаточно интересно». С другой стороны, я стал видеть: «А вот эта мысль – не развита. Она гораздо более глубже существует. Ее можно гораздо более глубже копнуть».

00:49:31 О чем этот говорит? Почему я этот пример привел? Потому что, когда мы начнем практиковать духовную жизнь, мы сможем распознавать не только внутренние процессы, а мы сможем, как истина будет говорить с нами через писателей, через искусство. Мы сможем не только это видеть. Мы сможем увидеть, до какой степени и где она раскрывается. Ведь истина абсолютна. Но раскрывает она себя в разных частях.

00:49:54 Мы всегда говорим о творчестве. Почему люди стремятся быть творческими, и что такое творчество? Очень часто мы путаем творчество. В особенности художники. Самые обусловленные люди, кстати – художники. Они говорят, что «Я творю», «Я творец». Я много лет работаю с художниками и понимаю, что это очень сложный момент. Потому что в актерском мастерстве, в музыке всегда рождается очень сильная гордыня. Помните? На прошлой неделе… вчера мы говорили о том, что такое гений. Греки считали, что гений – не ты, а тот божественный дух, который тебя посещает. Поэтому, греки четко отделяли гения от себя. Поэтому, греки никогда не говорили «Я гений». Они говорят: «Меня посетила муза», «Меня посетил гений». А оказывается, кто такой гений? Это какая-то персональная форма. Поэтому, когда мы начнем читать «Бхагавад гиту», мы увидим, Он говорит: «Я – вкус воды. Я – Любовь в искренней любви возлюбленных. Среди гор Я – Гималаи. Среди рыб Я – акула. Я гений в человеке. Я гений, который приходит к человеку».

00:51:00 Оказывается, что в той или иной степени, до какой степени человек раскрывает в себе божественное, до такой степени он способен видеть, говорить или проявлять это. Будь он, то фотограф, музыкант или художник. Но мы всегда помним, что Сократ говорил очень важную вещь. Он говорил, что этого недостаточно. Всегда говори себе «этого недостаточно». Потому что, мы увидим, что в божественном гений постоянно меняется.

00:51:27 Кришна постоянно меняется. Одно из имен Кришны – Нава Йована. Представляете, Бог двадцать четыре часа обновляется? Поэтому, чем Он занят? Самоисследованием. Самореализация – Его качество. Это не только мы хотим прогрессировать с вами. А Он сидит там, такой: «А че мне прогрессировать? Я же Бог». Это наши представления о том, что божественное… там… Рекламы на Тверской меняются постоянно, витрины магазинов меняются, а Кришна не меняется. Это не так. Бог постоянно меняется. Он динамичен.

00:52:06 И самый главный момент, что… Как только мы думаем, что мы Его достигли, что происходит с Кришной? Он тут же исчезает. И, поэтому, Шридхара МахараджГосвами Махарадж

00:52:19 Госвами Махарадж по лекциям Шридхара Махараджа составил такую книгу, которая называется «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности». Это потрясающая книжка, где Шридхар Махарадж вообще рассказывает о Божественном.

Любовь и материальный мир

00:52:35 У нас же никогда даже с вами не было идеи, что, например… что Кришна, чтобы пережить самую вообще гениальную Любовь, которая только есть, для себя лично избрал разлуку. Поэтому, мы говорим: «А для чего создан духовный мир?» Писания говорят, что духовный мир настолько велик, что он полностью перекрывает собой всю реальность. А материальный мир – всего лишь маленькое облачко, которое… знаете? ...как, вот, мы в Москве, а тут грозовое облачко мимо проходит. Мы говорим: «А зачем же тогда это облачко создано?» И веды отвечают: Абсолют, Безграничное, чтобы пережить состояние любви и разлуки ставит себя в ограниченном пространстве, в ограниченном мире, где нет любви. Понятно, да? С одной стороны, можно сказать: «Для чего существует материальный мир и мы?» И ответ такой: «Чтобы Кришна смог пережить чувство любви» А мы существуем в этом материальном мире, чтобы прийти к этому чувству любви. И что Он делает, когда приходит в мир материи? Он начинает переживать здесь глубочайшую разлуку, чувство любви. И Он отдает её другим живым существам, которые не знают что такое Любовь.

00:53:50 И вот с этой точки зрения если мы будем рассматривать… Почему мы говорим Бог? Бог – абстрактно, ни о чем. Это как слово «женщина» или «мужчина». Это что-то такое расплывчатое. Но Кришна – личность. И, оказывается, в Нем есть всё, что есть в нас. Это не мы по Его образу и подобию… Скорее наоборот – мы по Его образу и подобию. То есть у Него есть способность любить, переживать, Он ищет, сомневается. Но в Нем это все совершенным образом… Он Абсолют. Поэтому его сомнения абсолютны, его Любовь абсолютна, все его качества абсолютны. Веды раскрывают его качества. Например, шестьдесят четыре качества Кришны.

00:54:40 Кто-то скажет: «Так. Подождите. Вы сейчас сказали слово «безграничный». Вы только что сказали «шестьдесят четыре качества Кришны», то-то, то-то. Как Вы могли такое сказать о безграничном? Как Вы смогли ограничить безграничное в эти какие-то рамки? Вы тут-то попались. Я Вас поймал». И тогда я скажу:… Художники есть? Сколько цветов существует в мире?
- (Ответ из зала) Много.
- Много. А сколько основных цветов?
- (Ответ из зала) Три. Три.
- Какой? (Ответы из зала) Желтый. Красный. Желтый.
- (Ответы из зала) Синий. Красный и синий.
- А чтобы сделать зеленый, что нужно сделать? (Ответы из зала) Желтый и синий смешать. Смешать желтый и синий? Правильно. А чтобы сделать фиолетовый что нужно сделать?
- (Ответы из зала) Красный и синий.
- Ага. И, теперь, безграничное состояние цветов и оттенков этого мира состоит из чего?
- (Ответы из зала)Из трех…
- Из трех качеств: тама, саттва, раджа. Есть только три гуны. Они проявлены в звуке, форме, цветах и во всём. Но соединение дает безграничное состояние.

00:55:49 Теперь о музыке. Сколько нот существует?
- (Ответы из зала) Семь.
- Семь. Какие?
- (Ответы из зала) До, ре, ми, фа, соль, ля, си. Мелодий? Сколько существует мелодий?
- (Ответы из зала) Бесконечно. Бесконечно. Понятно, да?

00:56:03 Теперь я скажу вам вопрос: сколько семечек в баобабе? (смех в зале). В одном семечке баобаба сколько баобабов? А?
- (Ответы из зала) Один.
- В одном семечке один баобаб, а в одном баобабе сколько семян? А в каждом семечке баобаба сколько баобабов? (смех в зале). Поэтому, если я вам сейчас скажу: «Я даю вам бесконечное количество древесины», - и дам вам семечко, то я вас обману?
- (Ответы из зала) Нет.
- Нет. Я сказал точно правду. Единственное, что я должен сделать – поместить это в такие понятия, как время, место и обстоятельства.

00:56:48 А скажите: в божественном есть такие понятия, как время, место и обстоятельства? Нет? То есть, у нас это есть на низшем уровне, а там этого нет. Так вот. Сандхини, хладини и самвит – три энергии, которые рождают «что», «где», «когда». И поэтому у Кришны существуют пространства и обстоятельства. И в этом мире наши «что», «где», «когда», то, что мы всегда в рекламе учим, являются отражением тех проявлений. Напрмер, хладини-шакти – энергия любви Кришны, которая сотворена Радхарани – его женским началом. В материальном мире женщина так же является олицетворением любви. Но в материальном мире отношения между полами являются чем? Камой. Слышали про кама-сутру, да? То есть, любви подобное. Не Любовь. Очень похожее на Любовь, но Любовью не является.

00:57:50 И, когда мы говорили о том, что Любовь, по сути дела, является жертвой, то, естественно, веды описывают, что самое похожее на Любовь – отношения матери и ребенка. Почему? Потому что мать абсолютно бескорыстные жертвы… Не ради наслаждения. Она не испытывает счастье и наслаждение, когда рожает ребенка, она испытывает боль. Но Любовь к ребенку рождает глубочайшее состояние удовлетворения у матери, хотя она… извиняюсь за выражение, он писает и какает. Но она счастлива. Если на вас кто-то пописает просто так, я не думаю, что вы будете счастливы. Но мать счастлива. Почему? Это её ребенок. Понятно, да? Поэтому в любви существуют совершенно другие качества.

00:58:34 И вот. Отсюда мы можем сказать, такую, очень глубокую идею. И на этом я, наверно, закончу лекцию. Мы сделаем небольшой перерыв. Потом наши австралийские друзья попоют и расскажут немножко. Так вот, смотрите, очень важный момент. Мы с вами прошли сегодня по очень многим важным аспектам духовной практики и духовной жизни. Но прийти мы должны к следующим заключениям. Первое. Существует вечная трансцендентная душа, которая является «я». Физическое время, ментальная система, то, как мы воспринимаем сегодня мир – это наше промежуточное состояние.

00:59:18 Скажите, кто-то из вас помнит себя в возрасте двух, трех лет? Такой ещё вопрос: скажите, вы помните вообще всю свою жизнь? Если я захочу снять клип… нет… клип… тридцати двух секундный ролик. (это такой формат на телевидении) о вашей жизни, я смогу его снять. Почему? Потому что, за тридцать две секунды мы сможем уложиться в самые глубокие переживания. Так или нет? Есть несколько моментов в жизни, которые, на самом деле, на нас повлияли. А все остальное – как я ковырял в носу, как я сидел, там, грыз соску – я не помню этого. Из своего детства, из каких-то вещей мы помним только переживания - есть какие-то очень глубокие вещи, которые зацепили наше сознание. И вот поэтому, понимаете, почему мы не помним наши прошлые жизни? Понятно, да? Это неважно.

Что такое духовная жизнь?

01:00:10 И вот, ещё один важный момент. Ведь мы… Что такое духовная жизнь. Это самое глубокое переживание, которое называется самскара, которое разворачивает корабль нашего «я». Представляете, да? Мы же летим в космосе. Рождаемся и умираем. С огромной скоростью. Вселенная крутится. И мы летим вообще непонятно куда. И вот, когда у человека – «раз!» – духовное переживание, он «Оп!», как компас, и начинает двигаться в мир безграничного. А иначе он там может, в самсаре, летать сколько угодно в этом космосе. Рождаться, умирать. Мужчиной, женщиной. Русским, китайцем, животным и т.д.

01:00:48 Так вот. С этого момента, когда «я» пробудилось в какой-то момент и он понял: «Ага. Моя цель – Любовь, красота, Кришна». Вот это. Стрелка компаса сразу «чик!». И она повернулась. И вот с этого начинается Кришна самсара. То есть, тогда человек из жизни в жизнь начинает двигаться в сторону «домой». Понимаете, да? Это не то, что мы сейчас с вами поговорили и достигли чего-то. Это процесс эволюции сознания. То есть достижение любви и гармонии – не вопрос этой одной жизни.

01:01:18 Вообще, если кто-то скажет из взрослых людей «как часто я испытывал Любовь в этой жизни», то он скажет: «Меня она посетила несколько раз. Тень». Это столь прекрасно. (задает вопрос в зал) Кто-то любил когда-то? Поднимите руку. А теперь, поднимите руку, кто её утратил, Любовь. Все. все на какой-то момент почувствовали что-то и все на какой-то момент обязательно потеряли. Почему? Мы не квалифицированы к этому. Мы не были готовы. Это оказалось слишком совершенным.

Смысл жизни - в божественной трансформации

01:01:52 И вот, в связи с этим, можно сказать так, что наша божественная трансформация, обращение – суть эволюция. Это, друзья мои, не вопрос, там… посещения факультатива. Это суть нашей жизни, вообще. Только… Это единственное, ради чего мы живем. Мы не живем, чтобы родить кого-то, построить дом, посадить дерево. Это бесполезно. Мы уже рожали, сажали. Нас сажали. (смех в зале). В прошлых жизнях и в этой может посадят.

01:02:21 Понимаете, да, смысл идет о чем? Это состояние наше… Ведь все наши цели призрачны. Они абсолютно не имеют никакой реальной основы. Мы просто себе вешаем морковки, как ослы. Да? Нам нужны мотивации, и мы их постоянно себе вешаем. Как только мы достигаем этой морковки, мы подвешиваем себе новую, чтобы тяжело бежать, как ослы. Почему? Потому что, нам нужна какая-то цель. Поэтому, писания говорят, что есть вечная цель. Может быть, к этой вечной цели мы должны идти временными шагами. Да? Если вы хотите поехать в Индию, вы должны: А) устроиться на работу; Б) заработать деньги; В) купить себе билет. Потом понять, куда ехать, с кем ехать, как и т.д. То есть у вас будет масса относительных шагов. Но эти относительные шаги будут в сторону Абсолютного.

01:03:06 Так вот, когда у человека появляется цель… Вот это, что меня вшторило. Представляете? Я жил в Америке. Я думал, что мир – хаос, я – художник, никакой цели жизненной нету, что Бог – вообще, что-то непонятное, неисследованное. И, вдруг, я начинаю понимать, что вот это внутреннее моё «я», которое всегда искало красоту, гармонию, самопредание… вдруг эта цель для меня сформализовалась. И я увидел ,что она существует. И вот это для меня было откровением. То есть меня настолько это вшторило, я подумал: «Неужели у жизни есть смысл? Неужели тот, кто существует, прекрасен?» Я подумал: «А почему же… Почему же это никого не вшторивает???» Я стал, просто, общаться с людьми на эту тему. Я говорил: «А какой смысл вашей жизни?» «Мой смысл жизни?»… Ну, и т.д. Понимаете, да? То есть (смех в зале). «А что у жизни есть смысл?» «Мой смысл жизни сливать таких как ты!»

01:04:17 Я понял для себя одну вещь, потрясающую, страшную вещь, что люди не хотят себе говорить, что есть смысл жизни. Они не хотят себе в этом признаваться. Знаете почему? Потому что, если они это сделают, они должны понять, что всё, что они делают не имеет никакого смысла, если это не связано с высшим смыслом. И вот это для меня было глубокое дежавю и переживание. И меня настолько это… как бы… что я не смог даже функционировать какое-то время в этом мире.

01:04:48 В этой связи, я могу сказать… Был такой профессор Саньял, который в Индии был… как бы,… профессором среди профессоров, который делал Пи-Эйдж-Ди. Как это называется, Сахадева, на…? (ответ не слышно) Как? (Сахадева отвечает) Ректором. Ну, да. То есть он был проректором, который утверждал диссертации. И, представляете, он всю жизнь занимался тем, что создавал профессоров. И, в один момент, он встретил своего гуру – Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура. И когда он с ним пообщался, он месяц или два не мог ходить на работу. Это был самый… Он стал профессором Саньялом.

01:05:25 Так вот. Он был известен тем, что он приходил в Гаудия-Матх и всегда подметал там полы. И когда его спрашивали: «Что Вы здесь делаете?» Понимаете, да? Академик калькуттский. Он метет полы. Он говорил, что «подметать полы в храме для меня является высочайшей честью, потому что я делаю это для безграничного, для абсолютного». Если один микроб признает других микробов умными, по правильным категориям… Он сказал: «Это не делает чести человеку». Для микробов – может быть. Но для микроба встать с метлой у безграничного – особая честь. И все были очарованы этим человеком.

01:06:08 Он написал такую книгу, называется «Шри Кришна Чайтанья». У меня есть на английском. Это его философия. Там такой английский, я могу сказать. Будучи носителем английского языка, фактически, думая на нем отчасти, я могу сказать, что таких… такого уровня изложения мысли, такой кристаллизации… Этот человек был… настолько глубоко излагал.

01:06:29 Иногда, читаешь эту книгу и понимаешь, что настолько интеллектуальный высокий язык, что… причём не спекулятивный, а подлинно глубокий, что, даже, на нем говорить невозможно. В Америке на нем никто не говорит. Только, может быть, в академической среде люди сидят и беседуют на таком языке.

01:06:50 Вот меня поразила эта идея. Я подумал: «Вот этот человек… Он стал дворником. А кто такой я? Я же вообще никто. У меня нет никаких качеств». Я был поражен этой возможностью соприкосновения с божественным. Меня это очень сильно вдохновило.

01:07:06 И вот на этом я заканчиваю свою лекцию. Потому что наверно я перешел уже грань. И хотел закончить её небольшими бхаджанами-киртанами, чтобы вы послушали, а что же все-таки делают трансценденталисты, чем они живут, как одеваются, что едят, как они проводят своё время. (махарадж спрашивает друзей) А есть Садху сегодня?

Поэзия и драматургия в бхакти-йоге

01:07:32 Оказывается, вся бхакти-йога построена на поэзии. Хотя Сократ, Диоген и все остальные говорили о поэзии, но сегодня поэзию никто не ценит. Ну, по большому счету, да? А вся бхакти-йога построена на поэзии. Когда преданные, в особенности мистики, собираются, знаете, что они делают? Вот вы думаете они говорят умные вещи какие-то? Время от времени. В основном все великие учителя были великими поэтами и драматургами.

01:08:08 Что такое поэзия? Это когда красота слова сопряжена с сердцем, с духовным переживанием. Понимаете? Речь должна быть поэтична. Иначе, это не поэзия. Анну Ахматову спросили: «Когда можно писать стихи?» Анна сказала: «Вот если можете не писать стихи, не пишите». Вот я, поэтому, точно… Я люблю всегда хип-хоп. Я могу говорить им постоянно. Но я всегда думаю, что какой-то бред я говорю. Я понимаю, что Анна Ахматова и великие святые… их поэзия была… они всегда говорили только о божественном. Вот я могу хип-хоп писать об отсутствии божественного сколько угодно. О пороках, о мировосприятии. Но святые тоже говорят об отсутствии божественного, как правило. Но, как правило, они ещё говорят о чем-то духовном. Но это настолько глубоко. Есть очень много песен покаяния, мировосприятия.

01:09:03 И вот. Когда вайшнавы собираются, на самом деле… Почему все эти вещи, да? Очень закрытая, камерная культура. Там все построено на поэзии. Знаете, я стал осматривать духовную поэзию и я увидел, что все те, кто пытаются писать духовную поэзию, это полный отстой. А знаете почему? Да потому что в поэзии невозможно профанировать. Это будет, такое все… Это не будет настоящим.

01:09:32 И вот. Я сам думаю иногда: «А когда появятся те личности, которые смогут глубокую поэзию…?». И вообще, как бы, такой интересный момент. Но, ещё в России более или менее не так. Почти что поэзия вот такая настоящая, глубокая потеряна. Сейчас она на очень поверхностном уровне. Нет? Не потеряна? Тогда я очень рад. (ответ из зала неразборчивый). Я имею в виду потеряна, что мы же не слышим её с телевизора. Когда включаем первый канал там «Хахахаха!» - Петросян смеется. Петросян, Жванецкий. Знаете, над кем они смеются? Явно же, не над собой. Над зрителями.

01:10:16 Понимаете… Поэтому вот эта глубокая, духовная поэзия… Рабиндранат Тагор. Слышали, да? Знаете, почему он получил Нобелевскую премию? Среди индийских поэтов он самый крутой. Но он величайший аферист. Он взял все митры, размеры, взял весь контент у святых бенгальских, полностью переделал только не о любви к Кришне… потому что всё это же о любви Кришне. Он написал о любви к родине. Все то же самое. Фактически, его песни это… только он заменил слово Кришна… И за это ему дали нобелевскую премию. Его признали самым лучшим поэтом современности.

01:11:01 Поэтому, все те, кто слушают его песни на бенгали… Даже я, не будучи бенгалоговорящим, спросил: «Подождите. Подождите. Это что песни Робендраната?» Они мне говорят: «Да». Я говорю: «Так это же то, что у нас в храмах поют». Они говорят: «Но он же все переделал». И он стал нобелевским лауреатом. Почему? Потому что столь глубокие мысли. Но почему люди не могли понять? У них не было стремления к божественному. А вот когда речь идет о «Мурка, я тебя любила, а потом забыла», то тут все понятно. Когда речь идет о Мурке, кто тут не поплачет?

01:11:38 И вот. В этой связи… Глубочайшая бенгальская поэзия духовная построена по принципу киртана, бхаджана. И поэтому… Вайшнавы не говорят между собой, но очень много поют. Манаса очень хорошо знает бенгальские песни. Мы бы хотели сейчас спеть несколько песен. Следующая часть программы… Я не знаю как мы - будем делать, наверно, перерыв. Потому что у нас, такой, нон-стоп идет. Я хотел бы закончить эту программу – немножко попеть.