Вайшнавы – хранители духовного сокровища

Санкт-Петербург, Лахта. центр ШЧСМ - 29 мая 2004
Вайшнавы начинают день в настроении служения Господу. Все существует в сознании. Необычайная красота Господа. Господь являет чудеса, чтобы прославить вайшнавов. Экадаши нужно проводить в служении. Постепенное накопление духовных заслуг. Богатство нищих. Что останется с нами после смерти? Следование Вайшнавам превыше следования заповедям. Внутренняя красота вайшнавов. Три великих лекарства. Преданность гопи Вриндавана. Молитва Рупы Госвами. Отсутствие вкуса к Сознанию Кришны. Бхакти доступно даже для животных. Вечные игры Кришны. Почему люди привлекаются разными религиями? Корыстное и бескорыстное поклонение. Проповедь мучеников за веру. Теоретическое и практическое принятие Бога. Необходимость самопосвящения. Самая великая разлука. Критерий оценки разных духовных традиций. Господь свободен от ложного эго. Писания предназначены для преданных Господа.
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:25:28 | качество: mp3 33kB/s 20 Mb | прослушано: 534 | скачано: 416 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Вайшнавы начинают день в настроении служения Господу

00:00:01 …который не украшает Вишну-тилака, подобны телу трупа. Потому что в этом мире в той или иной степени… Как помните, фильм «Матрица» [смеется], в котором показали человеку, что этот мир настолько иллюзорен, что собственно все, что происходит в нем с его обитателями, в конечном итоге заканчивается с завершением существования, подобно сну.

00:00:33 Тело вайшнава отличается тем, что оно является инструментом для служения Шри Хари. Поскольку Шри Хари является высшей реальностью, Господь является высшей реальностью, также все, что связано с Ним является высшей реальностью. Кришна сам говорит об этом в «Бхагавад-гите» и в других писаниях, что «вайшнавы являются частью Меня, частью Моей жизни».

00:00:57 Вайшнавы имеют тенденцию, поскольку они посвящают все Господу, они также посвящают Ему себя полностью. В этом умонастроении они наносят знаки Вишну-тилаки, чтобы помнить о Господе, поскольку Он пребывает в каждой части нас. Писания говорят, что Он ближе к нам, чем мы сами. Мы не знаем кто мы. Но в сердце присутствует Господь. Мало того что, когда мы говорим «кто удовлетворяет наши желания», мы также знаем, что это Он. Без Его воли ни одно желание живого существа не может быть удовлетворено. Т.о., вайшнавы, памятуя о Господе, наносят тилаки на разные части тела.

00:01:45 С этого момента начинается их день, по сути дела. Они думают не о том, что «я – это физическое тело», они думают о том, что «мой день начинается с того, что я живу ради Его воли, ради Его счастья». На самом деле Он только единственный счастливый, Он – источник счастья. Поэтому, любой, кто начинает следовать пути Сознания Кришны, начинает… Что такое Сознание Кришны? Это не индийская одежда, это не принятие той или иной религии, это жизнь, по сути дела, ради источника жизни, ради Кришны. С этого момента вайшнав ощущает себя вечным слугой Бога.

Все существует в сознании

00:02:34 Тилака важна для нас. Но важна не сама тилака. Мы можем нанести себе любые иероглифы, индийские татуировки. Тилака не является частью внешнего вида вайшнава только лишь, -это не только имидж вайшнава. Это то умонастроение, для чего я живу. В писаниях сказано: «если тело человека не украшает Вишну-тилака»… Вишну-тилаку можно нанести водой. Не обязательно чтобы её было видно. С помощью медитации можно думать о воде, и это будет водой Ганги. Тем и уникально все трансцендентное. Например, чтобы купить что-то китайское, или японское, или американское, надо куда-то ехать, что-то заказывать по интернету. Но когда речь идет о трансцендентном… Сказано, что лист может рассматриваться как лист Туласи. То есть это не вопрос, если у тебя нет листа Туласи. Мало того, если ты медитируешь на Гангу, то вода становится трансцендентной водой Ганги. Мало того, сказано, что если ты даже Кришне не можешь предложить ничего физического – цветы или что-то… В уме можно предложить – молитвы, поклоны. Поэтому Cознание Кришны – абсолютно уникальный процесс, потому что он вообще не связан ни с чем материальным, он связан со всем только духовным.

Необычайная красота Господа

00:04:01 Естественным образом, когда мы присутствуем в обществе вайшнавов, мы пытаемся следовать их канонам, их правилам. Мы не разваливаемся нога на ногу, с сигарой, или, банально, не лежим у алтаря. Принимаем некую одежду, образ. Идем к Господу на даршан. Он прекрасен, но мы не видим его красоты. Мы видим лишь внешнюю красоту. Она тоже совершенна. Но внутренне Господь настолько прекрасен. Это может увидеть только святой вайшнав.

00:04:37 Если мы возьмем такие писания, как, например, «Кришна карнамрита» Билвамангала Тхакура… Билвамангал Тхакур в своей поэзии говорит: «madhuraṁ madhuraṁ vapur asya vibhor / madhuraṁ madhuraṁ vadanaṁ madhuram» Kṛṣṇa-karṇāmṛta (92). Я не помню… Он постоянно употребляет в этой шлоке слово «мадхурам». Фактически оно говорит: «прекрасное, прекрасное, прекрасное, прекрасное». И, когда он говорит о Кришне, он говорит: «Кришна настолько прекрасен, что единственное, что можно сравнить с красотой Кришны»… В этом мире невозможно сравнить. …«это его лицо». Если взять Кришну как самое абсолютное прекрасное, то самое прекрасное в этом абсолютном прекрасном будет его лицо.

00:05:21 Он говорит: «Но ещё более прекрасное»… если взять это лицо, то мы увидим красоту Его глаз. Она вообще нас полностью очарует. Знаете, на «Этнолайфе» у нас есть такие глаза [смеется]... Не все испытывают чувства гармонии и счастья… Но в целом, это глаза Рамы. Они красные. Но это не красные глаза Дракулы или вампира какого-то. Сказано, что если кто-то видел камалу, белый лотос, у которого нежные розовые прожилки, или руки Кришны… Когда мать Шачи видела Гаур Гопала, маленького Нимая… Она видела, что Его руки… Она боялась, что они в царапинах, в крови. Почему? Они были настолько… Маленькие детские пальчики, Его ладони были настолько розовыми, что мать иногда думала, что Он порезался, и кровь течет. Нет, это были Его руки.

00:06:15 И однажды Гаур Гопал выбежал во двор и стал играть во дворе. И, вдруг, мать Шачи и Джаганатх Мишра увидели Его следы. Что было на следах? Лук, стрекала, зонтик… Т.е. они увидели следы Господа Вишну, Господа Кришны. И в этот момент любовь… Их раса настолько такова к Господу, что они не подумали «О, это наш сын Бог». Они сказали: «О, это наше домашнее божество наверное сходит с алтаря и совершает здесь свои игры. Поэтому, мы самые удачливые из всех людей». Кто может быть ещё удачлив, если… Например, мы видим Кришну, но вдруг в какой-то момент мы увидим - [изображает пробежавшего человека] «Тщ-тщ-тщ-тщ» - следы Его, т.е. Кришна ходит, Он здесь живет, но поскольку мы лишены этого Cознания Кришны, по сути дела, мы до конца, может быть, не можем это увидеть. Но реально, если Кришна заходит… Он ест здесь три раза в день, а мы едим то, что осталось [смеется].

Господь являет чудеса, чтобы прославить вайшнавов

00:07:11 Реально, иногда Божества показывают это ради славы своих преданных и ради истории. Поэтому, Нитйананда Прабху рассказал историю Сакши Гопала в «Чайтанйа-чаритамрите». Слышали, да, как.. Был прецедент женитьбы старого брахмана и молодого брахмана. Старый брахман поклялся перед божествами, что «Я отдам свою дочку замуж за молодого, поскольку во время паломничества молодой брахман честно, искренне служил мне, хоть он беден и, так сказать, из другой, низшей, неаристократической касты. Но, все-таки, видя, что это честный, порядочный молодой человек, я хочу породниться с ним. Поэтому я предложу ему свою дочь в жены, не смотря, что он беден. Я оплачу все». Но когда родственники услышали старого брахмана, сказали: «Ты что?!? Мы покончим жизнь самоубийством, примем яд [кукуры]. Ты хочешь, чтобы наша аристократическая семья смешалась с простолюдинами?»…

00:08:08 И так получилось, что брахман ничего не смог сделать. Но молодой брахман сказал: «Я пойду к Кришне, перед которым ты поклялся, и попрошу этого Кришну прийти сюда и подтвердить». Тогда все засмеялись. Материалисты сказали: «Ха-ха-ха! Конечно. Иди». Но когда брахман вернулся во Вриндаван и стал плакать перед божеством Кришны и сказал: «Спаси старого брахмана. Я понимаю, что он находится под прессом общественного мнения и вынужден пойти в ад за своё вранье. Спаси его». Кришна стал с ним говорить. Кришна пришел в это место. Он шел за этим молодым брахманом. Когда Кришна стал разговаривать с этим брахманом, Он сказал: «Но божества же не ходят». И брахман сказал: «Но божества также не разговаривают, но Ты разговариваешь со мной. Если Ты разговариваешь со мной, значит Ты можешь и идти». Т.о. божество сошло с алтаря и стало… говорить.

00:09:04 И мы увидим, что… Как это может быть? Как в это возможно поверить? В это, реально, можно только верить. Поэтому, иногда Господь являет свои деяния ради славы своих преданных, ради того, чтобы… Не ради того, чтобы веровали другие. Кришна не фокусник. Но иногда ради вайшнавов Он это делает.

00:09:32 Вайшнавы - очень возвышенные личности. Естественным образом мы пытаемся служить вайшнавам, пытаемся следовать этим концепциям, также пытаемся принять их образ жизни, одежды. Мне очень приятно видеть, что все наши девушки в сари, с тилаками и т.д. Те, кто сегодня не пришел в сари, обязательно оденут в следующий раз. Преданные также одевают духовную одежду… Здесь мы можем чувствовать себя вне конкуренции. Здесь никто не скажет «Оооооо!!! Ты…». Наоборот. Когда мы в храме… Мы можем прийти в храм со своими дхоти, куртой, переодеться и присутствовать на программе не потому, что мы последователи внешнего, потому, что мы следуем этой традиции.

00:10:18 Я очень рад видеть всех преданных здесь в субботу. Сейчас дачный сезон. Многие преданные разъехались. Мы готовим ряд мероприятий, фестивалей. Надеемся, что этим летом проведем ещё один вайшнавский фестиваль. Уже мы сейчас списываемся с гостями. Многие гости приедут. Это будет очень интересное событие. Преданные с нетерпением со всей страны хотят съехаться на этот фестиваль. На наши головы ляжет забота о том, чтобы их принять, обеспечить, потому что мы хозяева, а они будут гости. Лето обещает быть очень жарким. Я хотел бы всех тех наших друзей, гостей попросить принять участие в вайшнавском фестивале. Может быть, записаться у Амрита-Майи, у Амрита-Кришны, какое-то принять служение на себя, высказать свою готовность. Чуть позже это произойдет.

Экадаши нужно проводить в служении

00:11:23 И также я хочу сказать о том, что завтра Пандава-экадаши. В Пандава-экадаши, как правило, многие преданные постятся. Потому что идея экадаши состоит в том, что мы отдаем своё служение Господу. Но пост, это очень хорошо и очень благоприятно. Но ещё более благоприятно - служение. Пост – бездействие по сути дела. Т.е. мы выходим на ноль. Это хорошо в негативном состоянии бытия. Но Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакур… его идея была в том, что в экадаши мы должны постараться полностью посвятить все это время служению Господу. Поэтому, если у нас в экадаши есть возможность изучать Писания, читать, общаться с преданными, проводить санкиртан, то это будет очень благоприятно. Завтра мы отправимся на санкиртан. Завтра мы пойдем на санкиртан в час дня. Завтра, на Пандава-экадаши…

00:12:21 Очень многие следуют экадаши, чтобы очиститься от кармы, от греха и т.д. Это хорошо. Но это не является идеей чистого преданного служения. Чистое преданное служение – отдать свою энергию Господу. Самая лучшее отдание энергии Господу – славить Его имя, проповедь. Т.е. чтобы другие смогли это услышать. Мало того, что нам хорошо. Мы сидим здесь; светло, все красивые, счастливые, улыбаются, но за воротами этого храма материальный мир, где каждую секунду умирают сотни тысяч живых существ, где страдает огромное количество людей по простой причине - они просто ещё не встретились с преданными. И не стоит думать, что если мы прошли по Невскому и десять человек не стали преданными, то мы прошли впустую. Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: «Благочестивая деятельность никогда не должна останавливаться». А Харидас Тхакур говорит о том, что такое воспевание Святого Имени. Ничто не проходит впустую.

Постепенное накопление духовных заслуг

00:13:18 Когда мы идем на харинаму, тысячи людей видят нас. Я сам помню, как я первый раз познакомился с Сознанием Кришны. Я шел в Нью Йорке со своим другом, и вдруг я увидел преданных, певших Харе-Кришна. Я вообще не понял что это такое – они там что-то «Вжж-вжж» - крутились с тарелочками. Это было на фоне всяких панков с зелеными волосами. Это был, такой, район Нью-Йорка, где чисто молодежь живет. Я спросил своего друга: «Кто это такие???» Он говорил: «Как??? Ты что - не знаешь? Это Харе Кришна». Я говорю: «Что они делают?» Он говорит: «Харе Кришна и все». Т.е. никто не понимал что это.

00:13:54 Я посмотрел, странно: эти люди с тарелочками крутились и пели. Но это настолько мне врезалось в память, что второй раз, когда я вышел из метро, я увидел русского преданного с книгами. Его звали Гаура Сундара. Он получил посвящение тоже у Шрилы Говинда Махараджа. Он живет в Америке. Он стоял с книгами. Стоял стенд, где из ребенка в старика и опять от рождения к смерти. Прямо, стояла эта скульптурная, так сказать, у метро. Вокруг этого стенда тусовались преданные. Стоял стол, книги. Кто-то что-то подпевал и т.д. Я подошел. Я был в полном шоке. Мне показали этот… Я увидел этот стенд. Я так… такая вот эта «восьмерка», какие-то скелеты, старики… Гаурасундар подошел ко мне и стал на английском с ломанным русским акцентом что-то говорить и стал засовывать мне книгу в руки. Я посмотрел на эту книгу… Я подумал: «Я – русский, я не буду с ним разговаривать. …Какой-то сумасшедший». Я посмотрел эту книгу, полистал да вернул и пошел дальше. Но третий раз, когда я увидел преданного с книгой, я подошел и купил за доллар книгу маленькую. Хотя я в то время плохо по-английски читал.

00:15:21 Т.е. первый раз я увидел преданных на харинаме, второй раз я увидел… там, третий раз я увидел преданного ещё там. В четвертый раз, мне принесли книгу «Бхагавад-гиту» домой, на английском - моему другу подарили. Друг вообще такой абсолютно, как бы, не «бхагавадгитный» человек. Он посмотрел её, бросил мне, типа «посмотри». Я «раз» - смотрю: какие-то там животные, тигры, санскрит и т.д. Пять-шесть раз произошло это, до тех пор пока я встретился с преданными. Все это было сукрити.

00:15:58 Поэтому, когда мы идем с харинамой по Невскому, для очень многих людей это путь к Сознанию Кришны. Глобальный путь. Это не происходит таким… «сразу же» образом. Для человека это может быть в этой жизни, в следующей жизни. Или наоборот: он вот сейчас встречает преданных, потом встречает преданных, потом встречает преданных, потом встречает преданных. Поэтому это очень важное действие.

Богатство нищих

00:16:26 Те, кто действительно хотят получить милость Господа… Господь беспристрастен ко всем, но кто просит, Он дает больше. Поэтому, если мы видим молитвы всех святых, они не говорят: «О, я уже продвинутый. Господь, не давай мне больше милости». Наоборот. Все вайшнавы говорят: «Я самый падший». «he krishna karuna-sindho dina-bandho jagat-pate / gopesa gopika-kanta radha-kanta namo ’stu te» (Krisna-pranama).

00:16:52 Если выбирать… Дай мне по категории самых нищих… Вот мы идем у церкви. Кому мы подадим? Кто-то скажет: «Ооо, у меня нет одного пальца», а другой скажет: «Да он мошенник! У меня нет целой руки». Другой – головой оттолкнул и говорит: «У него нет двух. Дай мне». Третий говорит: «У меня ещё нет ног и нет рук». Ты думаешь: «О, он наиболее подходящий. Ему я подам». У тебя всего… что кому-то хочешь отдать… но третий скажет: «У меня ещё нету глаз!» [смеется] Третий напишет ручкой во рту: у меня нет глаз, рук, ног. Ты скажешь: «Нет, он выиграл конкурс самых… Мне его жальче всех – у него вообще ничего нет» [смеется]. А четвертый будет лежать где-то просто как черепаха, тело бездыханное и даже тебе ничего сказать не сможет. И тогда ты опустишь в его чашку денежку.

00:17:50 Дать однозначно, но дать кому. Позитив, Кришну может привлечь только негатив. Когда человек говорит: «Я полностью весь, так сказать… Я достаточно получил Cознания Кришны. Десять лет я ходил на программы раз в неделю, я уже все знаю». Такой человек никогда не получит Сознания Кришны. «kṛṣṇa-bhakti-rasa-bhāvitā matiḥ / krīyatāṁ yadi kuto ’pi labhyate / tatra laulyam api mūlyam ekalaṁ / janma-koṭi-sukṛtair na labhyate» (Padyāvalī, 14) – «тот, у которого есть желание».

Что останется с нами после смерти?

00:18:16 Реально, когда мы умрем в этом мире, мы ничего не будем помнить. Только одна вещь – желание - останется с нами, желание бхакти. Вот это факт. Мы не знаем кем мы были в прошлой жизни. Это все спекуляции астрологов или ещё кого-нибудь. Никто не знает кем кто был за миллионы жизней. Но когда мы оставим этот мир, в следующей жизни вот это внутреннее чувство заставит нас опять взять в руки книгу, опять…

00:18:47 Я помню, когда во мне пробудился интерес слушать харикатху. Мне безумно хотелось слушать о Кришне. Меня это так вставило внутренне. Я думал: «Какая уникальная вещь, что люди знают, кто такой Бог». Вот, реально, «кто такой Бог» никто не знает в этом мире. И, вдруг, я стал видеть, что Кришна говорит об этом. Это настолько поразительное ощущение, которое рождается в сердце. И оно заставляет нас предаться Кришне.

Следование Вайшнавам превыше следования заповедям

00:19:20 Но когда мы встретим ещё и вайшнавов, когда мы поймем красоту Кришны… То, что Кришна недостижим, понятно. Когда ты придешь в какую-нибудь вайшнавскую Миссию, тебе скажут то, то, то… Тебе дадут список того, чему ты должен следовать. Только в этом списке нет самой главной вещи. Там нет надписи «Следование всем этим вещам не гарантирует Вам достижения сознания Кришна». Т.е. к этому списку… В ИСККОНе, когда человек хочет получить инициацию, дают список. И когда он начинает его читать, то его энтузиазм так [свистит, изображая падение] «Фиииууууу». Т.е. «Это я не могу, это я не могу, это я тоже не могу, это я тоже не могу, это я тоже не могу, это я тоже». Т.е. мы вычеркиваем почти все из этого списка. Т.е. понимаем, что мы ничего не можем из этого. Или по десятибалльной схеме: «Этому я могу следовать на пять процентов, это – на три, этому – вообще не могу следовать». Но в конце этого списка должна быть самая главная надпись «Следование всему этому»… Это как «Предприятие полностью не несет гарантии за сохранность Вашего туризма». Т.е. тебя приглашают погрузиться с акулами, но говорят тебе при этом: [смеется] «Фирма не гарантирует Вам возвращения». В рекламных целях почему-то этого не поставили.

00:20:40 Но, когда мы встречаем вайшнава, настоящего вайшнава, возвышенного вайшнава, и мы видим, что он живет идеями сострадания, тогда мы понимаем: «Вот с ними все можно». «Mūkaṁ karoti vācālaṁ / paṅguṁ laṅghayate girim / yat-kṛpā tam ahaṁ vande /paramānanda-mādhavam» (СС, Madhya 17.80): После встречи с гуру, с вайшнавами, хромые становятся танцорами, горбатые становятся «мисс вселенная» [смеется]. Это действительно правда.

Внутренняя красота вайшнавов

00:21:18 Однажды Махапрабху пребывал в умонастроении Вамана-дева, Вамана-дева – карлик, горбатый карлик, но сказано, что «красота Вамана-дева была такая, что он привлекал тысячи купидонов». Кришна, даже принимая форму карлика, какого-то маленького невзрачного брахмана, тем не менее Его Cознание Кришны… Кришна тот, кто обладает сознанием Кришны. …Его сознание привлекает всех. Мы видим, что вайшнав может выглядеть совершенно не…. Джаганатхадас Бабаджи, Гауркишорадас Бабаджи – наши гуру - не выглядели как, например, Арнольды Шварценеггеры или другой известный киноактер, но общение с этими личностями давало их внутреннюю красоту, насколько прекрасны эти люди изнутри. Настолько внешне в этом мире…

00:22:13 Нас всегда привлекает внешнее. Мы думаем: «Ох, какой красивый человек! Ох, какой он добрый». Но когда ближе мы его видим, мы думаем: «Ой… какой… Тьфу-ты…» [смеется]. Почему? Но когда мы с этим вайшнавом… В первый раз, когда я увидел Бхактивинода Тхакура: живот, какие-то кривые зубы. Я думал: «И это Гуру???» Но когда я начал читать Бхактивинода Тхакура… Иногда Бхактивинода Тхакур пишет: «Я вместе с...»… Кто Бхактивинода Тхакур в духовном мире? Манджари, одна из спутниц Кришны, одна из самых сокровенных… Т.е. он должен быть прекрасной личностью. Но Бхактивинода Тхакур родился в этом мире. Его более поздние фотографии: в старости, когда он с большим животом, с четками сидит… Они отнюдь не передают его внутренний мир. Скорее наоборот.

Три великих лекарства

00:23:09 Когда мы увидим вайшнава, мы подумаем: «Вряд ли я хотел бы получить остатки пищи этого человека». Но писания говорят: три лекарства. Однажды Махапрабху заболел, только для той цели, чтобы получить воду со стоп вайшнавов. Он сказал: «Ни что меня не вылечат в этом мире, но если я получу воду после омовения стоп вайшнава, эта вода вернет меня». Когда все лекарства перепробовали, преданным некуда было деваться. Они пошли и получили воду со стоп вайшнавов. Махапрабху выпил тут же встал. Три вещи в писаниях, которые нам дадут способность освободиться от оскорбления: вода со стоп вайшнава, пыль с его стоп и остатки его пищи.

Преданность гопи Вриндавана

00:24:07 И мы знаем, что сам Кришна во Вриндаване, притворившись больным, врачом, говорит Нарада Муни: «Мне нужна пыль со стоп преданных». Ему нужна не просто пыль со стоп преданных. Он из всех преданных определяет браджа-гопи. Он говорит: «Никто не даст. Если встанет вопрос, то никто не даст». Никто не даст, потому что ни у кого нет такой преданности. Но когда Нарада приходит к гопи и говорит, что Кришне нужна пыль. И гопи отдают пыль. Нарада говорит: «Вы в курсе что вас ждет?» Они говорят: «Мы не знаем даже преданные мы или нет. Мы просто живем с Кришной в одной деревне. Кришна для нас жизнь и душа. Мы не знаем кто он: Бог или царь. Для нас это просто наша жизнь. Если убрать Кришну из нашей жизни, то там больше ничего не останется. У нас больше ничего и нет, кроме Кришны». Нарада говорит: «Вы понимаете, что если что-то не так, то вы просто вытерли свои ноги о голову Бога? Вы пойдете в ад». Говорят: «Если Кришне хоть капельку станет легче, тогда смысл нашего вечного существования в аду оправдан полностью; тогда ад…» Если Кришне стало хорошо, а мне плохо…

00:25:36 Т.е. мы думаем как: [говорит обиженным голосом] вот какой Бог несправедливый - мне сейчас так плохо, а Ему – так хорошо. Но преданный думает наоборот. Он думает: «āśliṣya vā pāda-ratāṁ pinaṣṭu mām / adarśanān marma-hatāṁ karotu vā / yathā tathā vā vidadhātu lampaṭo / mat-prāṇa-nāthas tu sa eva nāparaḥ» (Sri Siksastakam, 8) – Махапрабху Сам сказал. Махапрабху – Шримати Радхарани. Махапрабху говорит эти шлоки в умонастроении Шримати Радхарани. Он говорит: «Если Ты придешь ко мне и прижмешь меня к Себе или никогда не появишься...» - адаршанам марма хатам кароту ва… - «Ты всегда останешься»… прана… Прана – жизненный воздух. «Ты всё равно будешь моим жизненным воздухом». Т.е. если убрать прану из тела, то оно не сможет жить. Как можно для преданного убрать Кришну? Это все равно, что для нас сейчас перекрыть воздух. Сколько ты проживешь без воздуха? Минуту? Две?

00:26:25 В «Чайтанйа-чаритамрите» описано, что иногда гопи Враджа оскорбляют господа Брахму за то, что он придумал человеческое тело, которое моргает. Т.е. знаете что нас глаз постоянно моргает. Это его качество. Слизистая… что это вода… Слизистая глаза должна быть смазана. Поэтому, гопи говорят: «Когда мы смотрим на Кришну, одна только проблема. Мы критикуем господа Брахму, создавшего глаз моргающим. Мы не можем оторвать глаз от Кришны». Но вот это моргание, которое мы не замечаем (мы видим как это другие делают), но для гопи это моргание подобно вечности. Для них это подобно вечности.

Молитва Рупы Госвами

00:27:12 До такой степени Кришна интенсивен и до такой степени Он прекрасен, и до такой степени это настолько подлинно… Поэтому Рупа Госвами говорит: «Кришна, я прошу тебя об одной вещи. Я в этом мире вообще не привязан ни к чему духовному»… Духовное – это так что-то на всякий случай. Вдруг Бог есть.

00:27:37 Как в «Тиле Уленшпигеле» отец Тиля Уленшпигеля был очень практичным человеком. Он сделал из его брата католика, а из него гугенота. И он сказал… На всякий случай, (поскольку католики мочили гугенотов, а гугеноты католиков), папа сделал одного католиком, другого гугенотом. Ну, чтобы на всякий случай, как бы, политически организовать свою старость. Мало ли? Те победят или эти победят, кто кого замочит. Т.е. религия это что-то, чтобы в старости нам было комфортно. Вот сейчас мы наслаждаемся, а в старости, когда не сможем наслаждаться, у нас будет несварение желудка, мы никому будем не нужны, вот тогда мы будем жить духовной жизнью по полной программе.

00:28:22 Гопи Вриндавана, гопи Враджа, в частности, Шрила Рупа Госвами – один из них - пишет: «Так, как молодой человек привязан к девушке, вот так сделай, чтобы я о Тебе думал». В этом мире природа распорядилась так, чтобы противоположный пол думал друг о друге постоянно: невеста о своем женихе, жена о муже и т.д. Это естественно. Они носят фотографии семьи в кошельке. Они звонят друг другу по нескольку раз в день: «Ты где?» [смеется]. Идешь. Хоп – [имеет в виду «зазвонил телефон»] «Тжь» - телефон: «Ты где?» Рупа Госвами пишет: «Именно так - естественно, прошу Тебя в своей молитве, сделай так, чтобы я так же думал о Тебе, чтобы мой ум стремился к твоим стопам так же, как и в этом иллюзорном мире, по сути дела, каждое живое существо из любви думает о другом. Пусть это будет так же. Я хочу такого Cознания Кришны. Я не хочу сидеть и напрягаться, вымаливаться – «Прости, прости мои грехи. Прости…», потому что я их уже столько совершил, что это бесполезно». Т.е., по сути дела, когда мы говорим о…

00:29:33 Что такое подлинное раскаяние? Это не вопрос, что мы косячим и просим: «Прости». Подлинное раскаяние… Это можно сравнить с курением. Или, помните: «Ему было стыдно, но он воровал»? Подлинное раскаяние – бросить курить, по сути дела. Потому что понимаешь, что «это плохо для меня. В конечном итоге я ничего от этого не получаю, только страдаю от этого» . Когда мы говорим, что «для меня реально это не нужно», мы просто это бросаем. Так же наше материальное существование. Реально, в какой-то момент мы поймем, что никакие наши материальные цели в конечном итоге не оправдались, когда мы их достигнем. Ни деньги, ни положение. Конечно, без этого нельзя жить в этом мире, но мы должны знать только одну вещь – мы стремимся к ним как к относительным ценностям. Это наши относительные ценности. Поэтому, ничто в этом мире не сможет до конца по-настоящему исполнить наше желание сердца.

Отсутствие вкуса к Сознанию Кришны

00:30:56 В данном случае я не призываю всех постричься налысо и т.д. Даже зная, что… Я знаю, что в одежде монаха ещё хуже живется. Почему? Потому что, думаешь, что я приду в храм, одену эту одежду и т.д. Нет, ещё хуже будет. Почему? Потому что, когда ты в миру, и тебя прессуют постоянно… Тебе хочется все время в храм, хочется общества вайшнавов, тебе плохо и т.д. Но когда ты пришел к Кришне, то реально понимаешь, что «у меня нет желания Ему служить». Махапрабху сказал во второй шлоке…

00:31:34 [Зритель] Авадхут Махарадж? Мне кажется, что самое главное – вайшнавская одежда без порошка стирается вообще. [Махарадж] Хорошо сказано [смеется].

00:31:45 Махапрабху сказал во второй шлоке… Первая щлока: «ceto-darpaṇa-mārjanaṁ bhava-mahā-dāvāgni-nirvāpaṇaṁ / śreyaḥ-kairava-candrikā-vitaraṇaṁ vidyā-vadhū-jīvanam / ānandāmbudhi-vardhanaṁ prati-padaṁ pūrṇāmṛtāsvādanaṁ / sarvātma-snapanaṁ paraṁ vijayate śrī-kṛṣṇa-saṅkīrtanam» (Siks. 1). Это Святое Имя настолько субъективно и настолько всеочищающе, как только соприкоснется так же сердце… эта вся грязь – все уничтожает. Парам виджайате… И, в конечном итоге, не просто уничтожает грязь – Святое Имя – не «Утенок» и не моющее средство для ума. Уничтожает грязь, но реально, когда человек соприкасается с подлинным Святым Именем, он получает смысл жизни. Смысл жизни – любовь. И только через Имя он получит его.

00:32:38 И так Оно славно. Т.е. ничто в этом мире так не… ни йога, ни зарядка, ни книги, ничто, только имя Кришны, потому что это Сам Кришна в Своем имени. Дальше Он говорит, что «nāmnām akāri bahudhā nija-sarva-śaktis / tatrārpitā niyamitaḥ smaraṇe na kālaḥ / etādṛśī tava kṛpā bhagavan mamāpi / durdaivam īdṛśam ihājani nānurāgaḥ» (Siks. 2). Он говорит, что «в это имя Кришны Ты вложил все свои энергии». Есть что-то частичное. Имя Кришны настолько сильно, Сам Крищна потому что, больше, чем Кришна. «Кришна Нам Прабху» называется. Сказано: «Если вы воспеваете Святое Имя… Хотите без оскорблений по настоящему молиться, надо просить лотосные стопы Святого Имени». Святое имя – не что-то формальное, а субъективное и полное.

00:33:32 Но дальше сказано… Махапрабху ещё глубже сказал: «Нанурагах». «У меня нет раги, я не хочу воспевать». Реально, Чайтанйа Махапрабху это сказал. Нет желания. Он сказал это для нас, естественно. Дальше он сказал как: «tṛṇād api su-nīcena / taror iva sahiṣṇunā / amāninā māna-dena / kīrtanīyaḥ sadā hariḥ» (Siks. 3). «Но если кто-то когда-нибудь сможет полностью растождествиться из своего эгоизма, научится оказывать почтение каждому живому существу, ничего не ожидая к себе, т.е. подлинное покаяние… Подлинное покаяние это не то, что «Прости» и все. А вот, когда ты понял, что «на самом деле самый падший это я, а все остальные – ОК, проблемы у меня, потому что у меня нет Сознания Кришны», вот тогда ты и сможешь воспевать в Сознании Кришны.

00:34:28 Как ты это получишь? Само не придет. Сколько ты не имитируй. Только пообщавшись с такой душой, ты можешь почувствовать. Потом что, когда ты увидишь такую душу, как Гурудев, Шрила Говинда Махарадж, ты увидишь насколько он высок, вообще безмерно по сравнению снами, без вариантов вообще. Даже одевшись в одежду саннйаси, я понимаю, что никаких равностей с ним невозможно приобрести. Это настолько гениальная божественная душа… Он говорит, что «я падшая душа». Кто же тогда ты? Т.е. когда он живет этой жизнью, умудряясь каждому из нас… если помните, Говинда Махарадж… Для него каждый ученик важен. Он говорит, что у него нет кришна-премы. Он говорит о ценности Сознания Кришны. Тогда каковы же наши шансы? Наши шансы очень малы. Тем не менее, они у нас есть.

Бхакти доступно даже для животных

00:35:40 Рупа Госвами говорит о том, что «Когда я знаю о предшественниках»… Слоны освободились. Т.е. это даже не люди. Слоны освободились. Собаки освободились. Была собака, которая бежала за [Шивананда Сейном]. Потом она бежала за преданными. Преданные бросали ей пищу. Она потерялась. Когда она прибежала в Пури, Махапрабху ел кокосовые корки, обсасывал и бросал этой собаке. Собака ела прасад. Потом она стала [имеет в виду собачий вой] «Ауу-у-у-ууу! Кришнаа» - стала петь, петь санкиртан и тут же умерла на санкиртане. Все увидели, как золотая сущность вышла из собаки и исчезла.

00:36:22 Писания реально описывают, как собаки стали… как Чарлик. Знаете, наш Чарлик… Он умер во время киртана в храме. Насколько Чарлик удачлив. Кто мог сказать, что он умрет в храме во время киртана? У кого-то есть гарантии? Ни у кого нет. Но Чарлик… И Чарли ел остатки пищи Говинды Махараджа. Чарлик ел остатки пищи божеств. Он служил, был полезен. Он немножко косячил. У него были нарушения дисциплины, не следовал до конца всем правилам [смеется]. У него было несанкционированное общение с противоположным полом. Конечно не так как мы, но до какой-то своей собачьей ограниченности. У него было свое, собачье сознание. Он облаивал чужих собак, т.е. он совершал севу. Мало того. Он получил милость вайшнавов. Говинда Махарадж чесал его своей палкой. Чарлик находился рядом с преданными, фотографировался и т.д.

00:37:42 Самое главное, что он никогда ни одному из преданных не сделал ничего плохого. Т.е. он не совершил ни одной вайшнава-апаратхи. Т.е. он не критиковал преданных, не различал их на продвинутых и непродвинутых, на плохих и хороших. С точки зрения духовной жизни Чарлика, его духовная жизнь была идеальной. Т.е. он никого не оскорбил, делал только хорошее, все, что он накосячил, он делал искренне. Каждый раз, убегая из храма, он возвращался в храм. Поэтому ему была учесть оставить тело во время киртана. И не важно, кем он родится. Если мы сейчас скажем: «Чарлик ушел в духовный мир», - будем показывать его фотографии всем на улицах [смеется]: «А Вы видели эту собаку? Вы знаете где сейчас она?». Конечно мы не знаем этого. Но факт, что он соприкоснулся в своей этой жизни с Сознанием Кришны и продолжит своё Сознание Кришны, не важно на каком уровне. [Однозначно].

Вечные игры Кришны

00:38:46 Как это произойдет? Вы знаете, что лила – нитйа. Она вечна. Это как солнце. Солнце появилось здесь, но в Хабаровске оно село. И так же сказано, что в этой брахманде Кришна присутствует своей непроявленной лилой. Он был здесь, дал возможность преданным. Мы сейчас, фактически, участвуем в Его лилах, на определённой дистанции, конечно. Но сейчас в другой брахманде, в другой вселенной, Кришна только что родился. И те души, получившие сукрити из этих миров, попадают туда. Т.е., сейчас какие-то души уже родились вместе с Кришной, или вместе с Махапрабху, или вместе с Рамой, или вместе с другими инкарнациями – Ваманой и т.д.. Т.е. одновременно Кришна присутствует… как Остап Бендер играет на всех шахматных досках, так же и Кришна в каждой вселенной.

00:39:43 Однажды, когда Брахма был призван к Кришне в Двараку, Кришна спросил: «Какой Брахма?» Привратник вернулся и сказал: «Какой Вы Брахма? Какой Вы из Брахм?» Брахма очень сильно возмутился, что «Какой какой? Что…Один! Никакой! Сам сякой!». Кришна вышел и сказал: «Хорошо», - и позвал миллионы Брахм. И он увидел Брахмы… Он с четырьмя головами. …с пятью и шестью, с тысячью. Он увидел миллионоголовых Брахм. Потом Кришна позвал всех Шив, и тысячи миллионов Шив появились. Потом Кришна позвал всех Индр, и тысячи миллионов Индр появились.

00:40:28 И в этот момент все Индры, Шивы и Брахмы стали возносить Кришне молитвы, свои пранамы. И когда они все падали на пол в дандавате, то их драгоценные камни бились об пол, и прекрасный звон шел по всему дворцу Двараки, который был безграничен. Сказано, что «И в этот момент Брахма почувствовал себя как маленький муравей» под плинтусом. Когда он увидел милионоголовых Брахм… Кришна сказал: «Все возвращайтесь по рабочим местам. Я вас всех благословляю». Они были все очень счастливы видеть Кришну. Они признали этой величайшей удачей.

00:41:04 После того, как Он отпустил всех, Он сказал: «Продолжим общение». И тогда Брахма, который спросил: «А что, кроме меня кто-то ещё есть?»… Кришна сказал: «В целом, вселенные, джагаты… Твой самый маленький, [где Я сейчас]». Он сказал: «Есть такие, которые даже для тебя и для других Брахм кажутся непостижимыми». Т.е. туда надо ставить управляющего с миллионами голов. Он говорит: «Твоя вселенная», - вот, наша вселенная… Он говорит, это вообще самая, такая, мизер, столько-то миллионов километров. Он говорит, но есть миллиарды-миллиарды-миллиарды-миллиарды километров. И в этом мире даже есть такие огромные вселенные, что никто не в состоянии их измерить. Кришна говорит: «Но это одна четвертая часть моего достояния». Т.е. даже материальная безграничность – Он говорит, «всего лишь одна четвертая часть меня». Он говорит: «Так что же говорить о трех четвертых меня? Даже я»… Это не вопрос Шивы, Ананты, Баладевы. …«я сам иногда себе удивляюсь, - Кришна говорит, - я для себя загадка. Это не вопрос, что я загадка для мудрецов. Я загадка для себя.

00:42:26 В писаниях сказано: «tava kathāmṛtaṁ tapta-jīvanaṁ / kavibhir īḍitaṁ kalmaṣāpaham / śravaṇa-maṅgalaṁ śrīmad ātataṁ / bhuvi gṛṇanti ye bhūri-dā janāḥ» (SB 10.31.9). В писаниях сказано: волны Хари Катхи – бесед о Кришне – они в целом предназначены для махатм, высших душ этой вселенной. Когда мы слышим эти волны, повествования о Кришне, даже в таком, как бы… несколько муравьев сидят и обсуждают на теме усиков что-то. Даже в таком плане хари-катха, беседы о Кришне, полностью прекращают страдания рождения и смертей. Единственная вещь в этом мире. В этом мире невозможно избавиться от страданий. Но если пребывать в Сознании Кришны, хари-катхе, естественным образом мы освободимся от всех последствий.

00:43:18 Т.е. нет такого греха, который Кришна не может простить. В писаниях сказано… Вот эта шлока… [баки асураха… шрипрам дайало шранам браджена…] …что ведьма Путана, которая пришла отравить Кришну, дать ему отравленную грудь, стала матерью. Т.е. Кришна настолько милостив, что ты придешь Его убить, а Он сделает тебя своей матерью. Кто? Кому ещё можно предаться? Где есть тот Бог, готовый простить убийцу? Где есть тот Бог, который готов… Т.е. нет такого греха, который не мог бы простить Кришна. Поэтому в Сознании Кришны такие безграничные перспективы.

Почему люди привлекаются разными религиями?

00:44:07 Если, может быть, какие-то вопросы есть? [Зритель] Почему одни люди привлекаются сознанием Кришны, другие привлекаются Иисусом Христом, третьи – Аллахом, а некоторые вообще никем не привлекаются… [Махарадж] …ни кем и ни чем. [Зритель] [неразборчиво] это с чем связано? [Махарадж] И, кстати, остаются при этом до какой-то степени духовными людьми. Бывает и такое. Этот вопрос очень хороший. Его рассматривают, по моему, во второй главе «Джайва-дхармы». Премадас Бабаджи Махаршой отвечает Вайшнавадасу, бывшему санйаси Тхакуру, после инициации. Тот говорит: «Скажи мне, Гурудев, почему, если истина одна, почему разные представления о ней? Почему разные живые существа по разному привлекаются к истине. Ведь по сути дела Кришна один». Мало того. Я бы сказал больше. Почему принятие истины заставляет их враждовать друг с другом? К примеру, войны на религиозной… Почему так? Но в этом нет ошибки ни Бога, ни Провидения.

00:45:20 Премадас Бабаджи Махаршой сказал, что каждая теистическая концепция в мире… По сути дела, мне кажется, хорошо Бхарати Махарадж об этом сказал. Ну, если переиначить его фразу, он сказал, что… Это не Бхарати Махарадж, это прочитано у Шрилы Шридхара Махараджа, но он как-то очень хорошо ответил на этот вопрос. Он сказал, что в большинстве случаев мы подбираем философию под свои желания. У нас есть некие представления. И та или иная философия если отвечает нашим представлениям, значит она наиболее приемлема для нас. Так же как и одежда. Мы выбираем соответственно своим представлениям, своему сукрити.

00:46:17 Еще один очень важный вопрос состоит в том, что истина отражается в сознании воспринимающего. Понимаешь, да? Это очень важный вопрос. Истина одна, но каждый воспринимает её по-своему. До какой степени каждый готов воспринять истину? Если мы дадим сейчас всем ручку и бумагу и скажем: «Запишите конспект лекции». Кто-то увидит одно, кто-то другое, кто-то третье. И, прочитав, например, записки людей я могу сказать, что я вообще об этом не говорил. Или наоборот. Читая записку этого преданного, он понял больше, чем я. В этом уникальность, Шива говорит: «Я знаю «Шримад Бхагаватам». Шука знает «Шримад Бхагаватам». Но я не уверен, что Вйасадев, автор, знает «Шримад Бхагаватам» до конца». Иногда садху-санга, общение, может быть такого качества, что мы можем понять больше, чем тот, кто говорит. Почему? Потому что, я - не истина. Истина – это Кришна. Кришна использует все и всех. И иногда для какого-то человека, совершенное может использовать несовершенное. Очень часто бывает так, что мы передаем деньги с курьером или письма со знакомыми. Так или нет? Поэтому в писаниях определяется, что каждая концепция – до определённой степени отражение истины.

Корыстное и бескорыстное поклонение

00:47:51 И оно всегда бывает в две категории. Он сказал, всегда шуддха и наимитика. Всегда есть внутреннее и внешнее. Он объяснил разницу: «Индуисты, брахманы, тоже повторяют Вишну-мантры, Хааре-Кришна мантру повторяют, Божествам поклоняются Кришны». Он сказал: «Но какова их главная идея? Они это делают для своего блага». Т.е. почему вайшнавы и брахманы кастовые – не одно и то же? Он сказал: «Вы поклоняетесь Божествам?» «Да, поклоняемся». «Вы повторяете Харе Кришна мантру?» «Да, повторяем». «Вы знаете, что Кришна – Верховная Личность Бога?» «Конечно, знаем». «Зачем вы это делаете?» Они говорят: «Для нашего собственного счастья». Он: «Я не принимаю эту религию. Я принимаю только ту религию, которая для Его счастья».

00:48:45 По сути дела, поклонение в умонастроении получателя не является поклонением. Это называется «разводка», ну, по-русски. Мы что-то кому-то хотим сделать, реально, чтобы получить себе. Те, у кого есть деньги или знания, нас привлекают. Почему? Мы можем себе это получить, воспользоваться частью. Все ищут связей, положения и т.д. это естественно в этом мире. Т.к. мы – в мире эксплуатации. И также, когда мы узнаем: «Ооо, Кришна – Бог»… Поэтому Кришна говорит: «ye me bhakta-janāḥ pārtha / na me bhaktāś ca te janāḥ… » (Ādi Purāṇa) это шлока в «Ади-пуране». Он говорит: «Кто говорит, что он мой преданный, Я ему не верю». Кришна говорит: «Я не принимаю преданным того, кто говорит, что он преданный. Но тот, кто преданный моего преданного, он рассматривается мной»… Т.е. «Я начинаю рассматривать тебя не с того, что ты… что я тебе понравился. Это понятно я всем нравлюсь, я – Всепривлекающий» [смеется]. Как говорится: наш критерий… наша работа нравится всем. «Поэтому, естественно, узнав обо мне… я тебе понравился». Почему? «Kṛṣṇas tu bhagavān svayam» SB 1.3.28. Самый сильный… Его прибежище…

Проповедь мучеников за веру

00:50:04 Даже… В своё время… Вот в этом фильме есть. Если смотрели «Страсти Христовы», Христос говорит Понтию Пилату, что «В этом мире есть только одна власть». Он говорит: «В моих руках тебя казнить или помиловать». Он говорит: «Нет. Не в твоих руках. Реально власть только одна. И ты получил эту власть. Но реально – не ты». Он говорит: «Отец мой - Он властелин. Ты инструмент. Казнишь ли, помилуешь, мне абсолютно без разницы. Если есть Его сладостная воля, если ради своего пути я должен погибнуть»…

00:50:47 Опять же. Когда мы говорим: «Александр Матросов закрыл грудью амбразуру и спас пятьсот солдат». Мы говорим: «Одна жизнь стоит пятиста жизней. Это факт». Ради блага семьи можно пожертвовать одним членом. Для целого отряда солдат можно пожертвовать одним. Например в кино, когда все выходят из окружения, а один остается… Все говорят: «Да, это герой. Жизнь одного стоит пятьсот». Но если какая-то великая махатма приходит и приносит себя в жертву, как Шрила Харидас Тхакур… Когда его избивали на двадцати двух базарных площадях, это была самая глобальная санкиртана. Это не была казнь, это была санкиртана. Т.е. они видели реально: Харидас Тхакур привязан; его забивают до смерти, а он повторяет Кришна-нам: «Харе Кришна, Харе Кришна», - и не может умереть.

00:51:51 К примеру, сейчас провези кого-то [смеется]. Сделай пресс-релиз: «Порка на канале СТС». Будет вся Россия смотреть, голосовать пультами: «Сегодня мы решаем… У нас три претендента – мула, христианин, вайшнав. Мы смотрим кто быстрее умрет. Какова вера? Нас интересует качество веры [смеется]. Хочу познакомить вас с палачами. Мастер спорта по боевым искусствам «такой-то». Штангист «такой-то». Депутат «такой-то». Это шутка. Но… Всех привлекло. Всех в этом мире привлекает негатив, страдания других живых существ - интересно, как кого повесят. [прославляет божеств храма] Джайа Гуру-Гауранга Радха-Мадхава Джиусундара Ки! Джайа! Преступники в этом мире…

00:52:49 Например, в светских журналах мало что пишут о святых. Там пишут в основном о материалистах. Вряд ли найдем в них заметку о жизни Серафима Саровского, но о жизни Сары Бернар или кого другого мы обязательно найдем заметку. Поэтому, через негатив может быть иногда позитив дан. Когда мы говорим о божественных планах… Наше представление о добре и зле очень абстрактно. Но представления Кришны абсолютны. Поэтому Он говорит: «Я - друг всех живых существ, поэтому все, что я делаю – хорошо». Нам остается только верить. Почему религиозные концепции построены на вере? Есть у тебя качество веры в Христа? Практика, на самом деле…

Теоретическое и практическое принятие Бога

00:54:01 Я помню у меня в жизни был интересный случай. Когда я жил в Америке, я познакомился с девушкой француженкой. Она приходила к нам. Она думала: «Ааа, американцы – у них свои примитивные интересы». Мы общались. Она на самом деле была проповедницей. Мы это потом только вычислили. Ну, мы, там, с ней общались, туда-сюда. Ну, мы были совсем, там… Нам было по двадцать два года. И вот она говорит: «Ребята, приходите к нам в церковь». Это церковь Христа. Они там собираются, поют. Мы ходили для прикола туда.

00:54:40 Но реально меня поражала вера этой девушки. У них там очень интересная система. Они собираются. У них тоже типа намахатт, и они изучают писания, в частности, Библию. Молодежь. Они живут там. Я не знаю, по-моему, здесь они тоже есть, но в России это все немножко в такой извращенной форме, посттоталитарной. Но там интересные мягкие люди, как правило творческие: музыканты, поэты. Они вместе по пять-шесть человек снимают квартиру, работают где-то официантами. Хорошие ребята. У них как бы такие маленькие семейки. Кто не женат, молодежь живут в такой community, общине. Они там вместе готовят. По вечерам изучают Библию.

00:55:37 И вот они меня однажды пригласили на своё мероприятие: «Приходи к нам Библию изучать». Не вопрос. Я пришел к ним. Интересно было посмотреть. Естественно, видя, что пришел новичок, они, будучи неофитами, судя по всему, они начали меня [бьет кулаком в грудь]… стали мне говорить. Я им говорю: «Ну, объясните мне что там у вас. Расскажите». Они мне стали говорить: «Мы верим в это, в это, в это… Мы верим в то, что Иисус Христос – Бог». Я слушал, слушал и потом сказал ему… Я им говорил, что… Я говорю… Он говорит: «А ты веришь в это?» Я им сказал: «Да нет, я не верю, я знаю, что он Бог». Для них это был полный шок [смеется]. В моем понимании тогда… У меня не было представления о Боге такого, скажем, как в Сознании Кришны. Но я понимал, что Он есть. Когда я увидел, что эти люди что-то говорят, говорят, но… Это, знаешь, как когда тебе нужно спрыгнуть с вышки в бассейн, и ты никогда не прыгал. Ты говоришь: «Надо прыгнуть с вышки. Я не боюсь прыгать с вышки!» [смех в зале] «Я часто прыгаю с вышки!» Смотришь – там пятнадцать метров. Представляешь – [имеет в виду крик от страха во время прыжка] «ААААаааааа!!!!» [смеется], и ты там «Бдыыыыыжжжжжжж!!!» - животом на воду. И тебя на скорой помощи… Т.е. твой ум проецирует тебе множество разных… но реально, как бы… Но какой-то другой человек может прийти и сказать… Ты говоришь: «Надо спрыгнуть с вышки». «Нет проблем», - [имеет в виду прыжок] «Вщиииихуууууу» [смеется]. Совершенно без…

Необходимость самопосвящения

00:57:26 И в этом смысле мне понравился достаточно прикольный фильм. Я был в Киеве когда. Каждый день лекции, семинары… И чтобы уже совсем не сойти с ума от Сознания Кришны [смеется] мы каждый вечер смотрели фильм. Но поскольку мы смотрели с преданными – ну, там, Рамананда, мы смотрели разные фильмы - «Побег из Гулага», как там немец четыре года бежал из лагеря. В общем прикольные фильмы. Т.е. мы смотрели духовные, исторические фильмы.

00:57:57 И мы взяли посмотреть фильм «Жанна д’Арк». И мне понравилось… Если вы видели «Жанну д’Арк», она говорит: «Я вообще ничего не понимаю ни в войне ни в чем», - этим генералам. Она говорит: «Я просто верю». И Жанна д’Арк – совершенно, как бы, там… какая-то тетка – [изображает крик во время наступления в бою] «А-а-а-а-а-а-а» с лошадью… Она заскакивала к целому батальону англичан, к огромной армии и говорила: «Все!!! Вас убьют! Уходите!» И вот её вера полностью заставляла английскую армию развернуться и уйти. Ее называли ведьма ливонская и т.д. Т.е. вера у нее была. Она ничего не понимала.

00:58:32 Еще, кстати, очень интересный момент. Перед тем как её жгли… На самом деле для вайшнавов это вообще детский сад, но… Перед тем как её жгли, ей говорят: «А зачем ты это все делала?» Ну, там, дьявол, не дьявол – персонаж появляется, который постоянно в течении фильма, как бы… Ну, вот, у нее откровения, голоса, глюки. Т.е. она верила в свои глюки. Ну, скажем так: она верила в то, что она Миссия, что Бог ей дал… может быть в каких-то аспекта она… Но он ей говорит: «Скажи, а зачем ты это все делала?» И он показывает ей, как головы рубят, насилие и т.д. Она говорит: «Я - посланец Бога». Он говорит: «А как Бог с тобой общался?» Она говорит: «Ну, меня глючило… У меня какое-то что-то было…». Он говорит: «А почему ты думаешь, что это именно Бог?» Она говорит: «Ну, я не знаю». В конечном итоге её сожгли, конечно, несчастную девушку.

00:59:36 Ее вера, в первую очередь, на меня очень сильные впечатления производила. Почему? Потому что лишь только вера позволит нам принять ту или иную идею. Поэтому, в писаниях Бхишме… или Бхиме… Бхишме. Нет. Бхишмадеву. Есть шлока, которая в «Шри Гуру и его милости», Парашурама говорит Бхишмадеву: «gurur na sa syāt, sva-jano na sa syāt…» (SB 5.5.18). Он говорит, что «Ты можешь оставить гуру, семью, детей. Ты можешь оставить весь мир, отречься вообще от мира как такового. И если ты знаешь, что это не приведет тебя к самореализации». Но эта шлока, которую говорит Парашурама… Кто такой Парашурама? Это личность, которая является сверх трансцендентной личностью, инкарнация Вишну, который уничтожил… Он создал все боевые искусства. Шаолинь – то, что вы все видели. Это Парашурама… Один и двадцать два поколения кшатриев. Он один сражался с армиями. Т.е. это говорит личность, которая настолько… Представьте, кем надо быть, чтобы выходить одному на тысячи армий? И говорит: «Готовы? Поехали». Двадцать два поколения кшатриев Парашурам…

01:01:06 Опять же, когда мы говорим о божественном добре и зле… Т.е. Кришна в этом мире всегда… Все, что от Него исходит – благость. Почему Парашурама уничтожил всех кшатриев? Потому что, когда кшатриев было очень много… Кшатрии – правители, цари, воины, бандиты, по сути дела. Они ничего не производят. Но когда один царь, один кшатрий… Но когда целая дума сидит нахлебников, которые тянут каждый в свою сторону. Естественно, это не гармонично. Поэтому все кшатрии пришли к тому, что стали не защитниками общества, а причиной деградации. Они развязали войны, поделили весь мир на страны. Постоянно друг друга завоевывали и т.д. Парашурама, придя, просто их уничтожил.

01:02:04 Но Парашурама и Бхишмадева – две великие личности. Одна говорит другой: «Если кто-то не может тебя освободить, не важно будь то твой гуру, или твоя религия, или даже твои самые близкие, ради которых ты живешь… Но если эти люди являются причинами твоей смерти, твоей болезни, то ты можешь их оставить». Реально, какую веру нужно иметь для этого, какое Сознание Кришны, какую внутреннюю уверенность? Поэтому, когда мы говорим о любом подлинном духовном пути… Стать формальным последователем любой традиции ради эксплуатации того или иного аспекта истины – пять минут. Но бескорыстно посвятить этому всю жизнь, пожертвовать себя этой идее - очень трудно. Поэтому, Кришна… Не все в этом мире родились одинаковыми.

01:03:16 Недавно на Украине общался с двумя… Ну, знаете, американские… Как его… ходят… Мормоны, да? Там старейшина такой-то… Девятнадцатилетний старейшина такой-то… В таких шляпах. Естественно, я с ними общался очень позитивно, дружелюбно. Я сказал: «Объясните мне о Боге». Они сказали: «Бог это отец». Я говорю: «А мать есть?» «Но Он её прячет» [смеется]. Но что мне в них понравилось, очень понравилось: я говорю: «Вообще, откуда приехали?» Они говорят: «Из Юты». Я говорю: «А как вы здесь живете?» Они говорят: «Мы работали. Два года готовились к этой поездке». Т.е. они готовились два года, накапливали деньги и приехали сюда. Они два года проповедуют. Я подумал: «Вот, ребята… Красавцы просто».

01:04:14 Тем не менее, при всем при этом, у каждого живого существа есть некое сукрити, некая тенденция, некое качество к восприятию дхармы, религии. До определённой степени. Если мы посмотрим в других религиозных что сделали многие подвижники, люди и сравним себя с ними, то подумаем: при всем при этом у них не было сукрити принять ту или иную идею. Чем глубже идея, тем больше себя должны посвятить. …чем возвышеннее концепция…

Самая великая разлука

01:04:51 И… то с чего я начал. Александр Матросов погиб ради блага пятисот солдат. Харидас Тхакур, Махапрабху, многие другие вайшнавы пришли в этот мир ради блага всего человечества. Поэтому Харидас Тхакур сказал Махапрабху: «Если муравей умрет в этом мире, то ничего не произойдет». В мире смерти умирает один муравей, что происходит? Ничего. Харидас Тхакур сказал Махапрабху: «Если я умру раньше Тебя»… Он сказал: «Я пришел в этот мир. Я получил твоё общение. Сейчас я вижу, что вот-вот Ты должен уйти из этого мира. Одна проблема, я не могу выдержать этого». Он сказал: «Если муравей умрет»... Махапрабху говорит: «Нет-нет, Харидас. Ты великая душа. Твое присутствие в этом мире очищает этот мир». Харидас говорит: «Один муравей... Дай мне возможность только одну. Я у тебя прошу одного благословения – дай мне уйти раньше Тебя». Потому что…

01:05:49 В Рамананда-самваде описана очень сокровенная... Махапрабху задает Рамананде вопрос. Он говорит: «Кто самый славный в этом мире?» И Рамананда Райа говорит: «Самый славный тот, у кого есть репутация вайшнава, садху, святой личности». Он говорит: «А скажи мне: какая в этом мире утрата? Разлука с кем?» Он говорит: «Самая большая разлука в этом мире – разлука с вайшнавом». Т.е. разлуку с мужем, детьми можно пережить. Но разлуку со своим духовным учителем… Когда Говинду Махараджа спросили: «У Вас было три дочки. Одна умерла. Как Вы?» Он ответил: «Как моя дочка умерла?» Он сказал: «Как вы смогли это пережить?» Махапрабху сказал… «Как я пережил смерть своей дочки? - сказал Говинда Махарадж, - Я пережил смерть своего Гуру…». Он говорит: «Я не могу понять как я пережил смерть своего гуру». …уход своего гуру. «Как там… Мои родственники оставили этот мир – я пережил». Рамананда Райа сказал Махапрабху: «Самая великая разлука – разлука трансцендентная». Это наиболее высшее.

01:07:14 Поэтому уникальный факт тогда, когда Шрила Бхактисидханта Сарасвати Тхакур писал комментарий с «Чайтанйа-чаритамрите», называется [«Амрита прабаха бхашйа»] или «Анубхашйа», да? В этот момент, когда он дописал комментарии все к «Чайтанйа-чаритамрите», в этот день Бхактивинода Тхакур умер. Сарасвати Тхакур понял, что «Я дописал комментарии. Реально, Бхактивинода вошел в эти комментарии». Он оставил этот мир, но остался жить в этих комментариях. Т.е. все, что мой гуру дал мне, все, что я слышал от него, я изложил для этого мира. И теперь мой гуру ушел, но он живет в форме своих произведений, он живет в форме своих идей, в форме своих концепций и т.д.

01:08:02 Поэтому… С другой стороны, не только вера, о которой мы сейчас говорили, а вера в какую идею. Т.е. каковы критерии твоей веры – вот самое главное. Не вопрос, что ты веришь в Бога. Какие у тебя представления о Боге? Это не вопрос, что ты веришь, что есть там какая-то душа, а что ты знаешь о душе реально.

01:08:27 Третье. Самое главное. Если есть Бог и есть душа, то как ты с Ним связан? Если есть источник, какое положение ты к источнику занимаешь? Вши, тли, или ты наемник, работающий на источник, получая хорошую зарплату? Или ты ненавидишь источник? Или ты смиряешься с тем, что источник есть: «Да, Бог, все таки, есть. Может быть Его нет. Может быть нет, но, может быть, Он есть». Т.е. твоё отношение каково к Нему реально? Как ты к Нему относишься?

Критерий оценки разных духовных традиций

01:09:08 И вот, когда мы говорим об этих вопросах, понимаем, что каждая религия до определённой степени рассматривает эти категории. Поэтому для того, чтобы выяснить вопрос какая из религий выше… Например, кто больше молится, или кто строже? «А мы то не делаем». «А мы то делаем через простынь». «А мы это делаем раз в год». «А мы это вообще не едим». Т.е. можно с этих точек зрения судить. Мусульмане говорят: «А мы молимся три раза в день. Вы же не молитесь нифига никто, а мы, вот, три раза в день на коврике, причём во время полебитвы даже». «Аллах Акбар». Т.е. автомат поставил и помолился. Т.е. до такой степени, да?

01:09:51 Но когда говорим о вайшнавизме, то какова точка отсчета? Красота, любовь, гармония. Кришна прекрасен. Он не Бог-судья, который во время страшного суда всех поставит к стенке и расстреляет – «хорошие на лево, плохие направо». Кришна прощает всех живых существ. Мало того. Он танцует. Оказывается, есть Бог, который танцует. Оказывается, есть Бог, который любит. Почему мы любим? Потому что Он любит. И, оказывается, что в отличие… Если смотрю я «Корпорация монстров»… Там есть такой, тоже типа «святой дух» - «Пщщщщщщ» [смеется], такой некий монстр, некое облако. Т.е. это некое представление современного человека о Боге. «Отец» – дед с бородой полу выживший из ума, «сын» –с текущими слюнями фанатик религиозный, и «святой дух». «Святой дух» - что-то типа… Мы вчера смотрели в поезде «Скубиду 2». Там такой «дорожный монстр», такая некая масса сознания, которая всех [оббрасывало] чем-то. Но это не так.

01:11:10 Когда мы говорим о Кришне, видим, что Он прекрасен, Он совершенен, Он милосерден, Он самый красивый, Он самый сильный и в ту же минуту Он - самый отреченный. Т.е. наши представления о Боге… Вот если взять любые представления о Боге… Составьте таблицу теологическую. Ну, просто, банально - в колонку сбивайте качества. Шестьдесят четыре качества Кришны кто может перечислить? В «Харинама Чинтамани»: Он говорит на всех языках; Он прекрасен во всех общениях. Сказано, что от Него все без ума, в особенности женщины. Он настолько сострадателен, что нет такого греха, которого Он не сможет простить. Если мы возьмем и сумируем все эти качества… Также сказано, что все они на абсолютном плане. Т.е. Кришна настолько сверх субъективная личность... Как «Матрице» показали инженера, помните? Там вышел такой дед с бородой и стал спекулировать.

01:12:21 Кришна даже отказался от положения Бога. Он про себя, что Он - Бог, говорит только в ряде писаний. В ряде других писаний Кришна говорит: «Я? Шива – больше, чем я. Брахма больше, чем я. Эти – больше, чем я. Вайшнавы? Да, я вообще только через них действую», - и т.д. Кришна занимает настолько уникальное положение, что, реально, если бы у нас была вера… Я могу сейчас сделать сенсационное заявление в «Интер-факсе»: «В связи с нашими последними разработками, мы составили таблицу. Вот Кришна. Вот «этот», вот «этот». Вот, видите там поинтов больше? Голосуйте пультами».

01:13:15 Речь не идет о здравом смысле. Постижение божественного, истинного – вопрос только откровения. Вдруг тебя вставило, и ты понял кто Он. Т.е. вдруг что-то открылось тебе и ты начал воспринимать бытие совершенно с другой точки зрения. Реально Сознание Кришны в глубине сердца каждого живого существа. Если всех опросить превратно, в кабинке через решетку… Помните как там? [изображает священника] «Исповедуйся, сын мой». Каждый скажет: «Я ищу только одну вещь: красоту, любовь и гармонию. Меня не интересует ничего. Деньги, слава, сила – вторично. Вот если бы я мог быть любимым и любить кого-то, если бы я мог гармонично обмениваться этими чувствами, то все остальное это всего лишь на всего замена». Если у тебя нет любви, тогда тебе нужны деньги. Если у тебя комплекс неполноценности, то ты должен быть олигархом – маленький, лысый, в ботинках на каблуках. Зато ты контролируешь трубу – «Кррх-кррх». Первое, что ты показываешь людям – деньги. Что, Бог должен быть таким с комплексами неполноценностей? Нет. Поэтому Кришна говорит: «paritrāṇāya sādhūnāṁ / vināśāya ca duṣkṛtām» (Bg 4.8).

Господь свободен от ложного эго

01:14:43 Махапрабху обошел пешком все святые места Индии. Сам Кришна когда приходит, пешком обходит. Почему? Потому что Махапрабху когда шел, сказано: иногда Он останавливался в домах шудр, самых низших, иногда в домах великих святых, иногда царей. Махапрабху до такой степени совершенен, Кришна до такой степени совершенен, что в состоянии стучаться в дом каждого живого существа. Нитйананда Прабху… «Bhaja gauranga, kaha gauranga, laha gauranga nam». У Него нету…

01:15:23 Вы знаете, что имя Кришны… имя Вишну как называется? «От удара». Шриватса. Что это такое? Это удар ноги брахмана. Один из… по-моему, Сандипани Муни или кто-то из муни… Бхригу Муни. Бхригу Муни, который является автором астрологии, системы политических и т.д. Т.е. если взять с точки зрения индуизма и Вед – Бхригу - автор многих философских и религиозных систем Индии, один из великих мудрецов. Однажды Бхригу Муни решил протестировать кто же, все-таки, из обитателей высшего мира совершеннее. Бхригу Муни – сын Брахмы, один из прародитетлей. Он отправился к своему отцу Брахме.

01:16:19 И, в один из моментов, Бхригу зашел к Брахме, не оказав ему почтения. Брахма является инженером, повелителем этой вселенной. Каждое живое существо, пришедшее к нему должно делать дандават. Когда Брахма увидел, что его сын не оказал ему почтения, он вспылил и хотел наказать Бхригу, уничтожить его. Тогда он пошел к Шиве. Сказал Шиве что-то там обидное. Или что он сделал? Шива, который является сатйам шивам сундарам. Шива - всеблагой. Почему Шива нравится всем демонам, наркоманам, всем остальным, алкоголикам? В целом, наркоманы все: «О, Шива… Шива», - [изображает затяжку сигаретой, видимо ганджика] «Вссссс, хууууу… Шииива…». Шива, потому что он принимает всех, не смотря на то, хороший ты или плохой. Шива любого готов обнять, рубаха парень.

01:17:19 Когда Шива увидел Бхригу Муни, он сказал: «Оооо!!!» [захотел его обнять и т.д.], а тот: «Ты слишком грязен». И в этот момент Шива «Пыхххххх!!!» - вспыхнула у него голова, и он хотел сжечь Бхригу. «Я к этому таракану со всей душой, а он просто отбрил меня».

01:17:44 Но последняя встреча, с Вишну, была решающей для Бхригу. Сначала он увидел Вишну, сияющего в улыбках, и стал подхохатывать над ним. Вишну сказал: «О, брахмана, дандават, прими мои смиренные поклоны. Как могу служить тебе?» [дерзко и раздраженно] «Ты, служить мне!?!?!». «Да. Выполнить твоё любое желание». [дерзко и раздраженно] «Мои желания?!?!?» Или, как Он… сидел в медитации, да? Вишну встретил и сказал: «Какую могу служить севу?» Бхригу взял… и он пытался вывести Вишну, чтобы гнев в Нем вызвать и т.д. Знаете, как анекдот: «Эй, есть закурить?» «Папиросу? Сигарету?» [смех в зале] «А спички?!» «Зажигалки, такие, такие». «А деньги?!» «Какую валюту предпочтете?» Т.е. когда есть вопрос за что-то зацепиться… У Вишну были вопросы на все.

01:18:50 И, в конечном итоге, Бхригу сам вышел из себя, т.е. он понял, что [раздраженно] «Я не могу Его никак достать», и ударил Вишну ногой в грудь. Это был последний его шанс. Когда Вишну ударил ногой в грудь Бхригу, Вишну взял его ногу и стал массировать, дуть на неё и говорить: «Ты, наверное, [смех в зале] ногу свою»… [дует] «Фффффф» «Сейчас это пройдет» [смеется]. Сила Бхригу была величайшей. Он был величайшим из мудрецов, которые могли создать и уничтожить вселенную. И он увидел отпечаток от стопы, т.е. это не было какой-то формальностью.

01:19:33 Отпечаток… Почему? Потому что Кришна понял: «В той или иной степени он мой преданный. Даже несовершенный, но он мой преданный. Он – вайшнав, по сути дела». Что для Кришны самое ценное? Это стопы вайшнавов. В «Чайтанйа-чаритамрите» сказано: хридае… «Я всегда нахожусь»… «Я не в писаниях. Вы не найдете меня в храме, не найдете меня»… «Где я?» «sadhunam hridayantwaham»: «Я в серде тех, кто верит в меня. Вот там вы меня найдете». Там я поселился по полной программе и меня от туда ни чем не выскрести. Иногда я прихожу в храм, являю своё Божество, чтобы увидеть падшие души и очистить их. Иногда они мне не интересны, если слишком материалистичны, глупы в своем поклонении. Меня там нет». Если там нет преданных, естественно. «Иногда я в Писаниях»…

Писания предназначены для преданных Господа

01:20:39 Шрила Шридхара Махарадж в своей поэзии сказал: «Шастры испытывали великое счастье, когда Бхактивинода их изучал». Писаниям очень скучно, когда их изучают материалисты. Они ничего не могут понять. Поэтому писания сникшие и непонятные, очень сложные. Но когда великая душа начинает читать священные писания, то писания оживают. Живая субстанция, океан писания. Чем глубже заныриваешь, тем больше нектара оттуда исходит. Кришна говорит: «Поэтому, если Писания читает не вайшнав, без веры, без нужного умонастроения»…

01:21:13 Иллюстрация этой истории состоит в том, что однажды Чайтанйа Махапрабху пришел в Южную Индию. Он увидел Брахмана, над которым все смеялись. Он сидел и читал «Бхагавад-гиту». И когда он читал «Бхагавад-гиту», он не мог произнести до конца правильно стихи. Это так же как мы читаем – «джаа-аааэаээааээ» - и проглатываем часть букв. Брахман не знал толком санскрит и толком не понимал. Но когда Брахман читал «Бхагавад-гиту», в какой-то момент в нем рождалось чувство, и он начал плакать.

01:21:47 Махапрабху спросил: «Какая часть этого Священного Писания затрагивает Ваше сердце». Брахман сказал: «Если честно, я не умею читать. Все, что я читаю это так, просто различаю буквы, но смысл мне вообще не понять. Я не понимаю, что я читаю. Но когда я вижу обложку, и на обложке Господь Кришна стал колесничим, т.е. водителем Арджуны… Ну, как мы: «Эй, шеф. Таксист, подвези». Когда в океане жизни Господь принял вожжи на себя, т.е. стал тем, кто ведет нас, если мы предались Ему, Он взял нашу жизнь, руль нашей жизни в свои руки. И он сказал: «Когда я это вижу в какой-то момент я плачу. Т.е. до какой-то степени осознание всего этого заставляет меня плакать». И что ему сказал Чайтанйа Махапрабху? Он сказал: «Ты самый высший эксперт священных писаний, в частности «Бхагавад-гиты», которого я встретил в своей жизни. Твои заключения идеальны».

01:23:06 «Это не вопрос твоего интеллекта, способностей, а вопрос твоей преданности. Поэтому я признаю тебя авторитетом». И это дает нам надежду. Иначе смарты скажут, что вы не родились в Индии, то не сделали, другое. И мы скажем, что не это дает нам надежду. Нам дает надежду, что тот, кто взял вожжи Арджуны, однажды возьмет наши вожжи в руки. Мы ждем, когда это произойдет.

01:23:38 Но для этого мы должны передать себя по акту. Акту передачи. Когда мы передадим себя в его волю, тогда Он войдет в наше сердце. Кришна говорит: «Когда я вхожу в сердце живого существа иногда, я подобен солнцу». Сердце живого существа – потемки. Там очень много гнева, вожделения, жадности, похоти, ложной славы. Все это живет там, варится. И все это не дает ничего понять. «Но когда я вхожу»… когда солнце входит… Знаете, как там: солнце встает, вампиры убегают. Вампиры могут жить только до рассвета. Когда Сознание Кришны подобно рассвету рассветает в сердце, все анартхи уходят. Кришна говорит: «Для своего преданного, который подлинно идет моим путем, и пусть даже понимает, что не способен превзойти пороки»…

01:24:35 Кто может стать йоги в этом мире? Кто может стать риши или муни в этом мире? Кришна говорит: «Из тысячи риши, йоги или муни вряд ли один предан мне». Это не вопрос – «Если у вас такая крутая концепция, почему все ей не занимаются?» А почему все не покупают «Версачи»? Почему все не слушают самую продвинутую музыку? Почему все не покупают блюда французского ресторана? Только те, у кого есть внутреннее сокровище в виде веры, могут прийти в Сознание Кришны и дать это Сознание Кришны другим также. На этом мы заканчиваем официальную часть нашей лекции. Сейчас арати.