Как заполнить сознание Божественным?

Санкт-Петербург, Лахта. центр ШЧСМ - 28 июня 2011
Обсуждение духовных тем необходимо для прогресса. История Дхрувы Махараджа. Инициация – пробуждение забытых знаний. Васудева – изначальное чистое сознание. Палитра трех гун материальной природы. Взаимодействие чувств с их объектами. Заполнить сознание Божественным. Осознать присутствие Господа. Когда Бог забывает о том, что он Бог. Молитва – открытие сердца Господу. Пороки заставляют служить им. Мирской и трансцендентный ум. Труд как часть духовной практики. Что такое искренность? Сознание и внешние факторы. Действовать, как кассир. Как понять свой долг? Что такое ад? Аллергия на трансцендентное. Адская эстетика. Лучший метод духовной практики
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:07:59 | качество: mp3 33kB/s 16 Mb | прослушано: 539 | скачано: 454 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:02 [премадхавани] Джай Шрипад Бхакти Бимал Авадхут Махарадж Ки Джай!

Обсуждение духовных тем необходимо для прогресса

00:00:14 Ну, в общем-то последнее время мы говорим на... пытаемся говорить о актуальных темах и как бы как... всегда существуют заявки радиослушателей, вопросы, которые актуальны всем преданным людям и вопросы достаточно важные для нас. Хотя они, может быть, не касаются какого-то... сверх-возвышенной духовной теологии или сокровенных истинах, но, тем не менее, очень приятно, что именно они появляются у нас, у стремящихся к практике, ибо… А самое страшное - это имитация, да? Когда человек занят бизнесом, он пытается постичь азы бизнеса и думает о том, как создать маркетинг, как создать бухгалтерию, как создать, так сказать, целевую аудиторию, клиентов. Это говорит о том, что в той или иной степени имеет шанс это сделать, хотя теория отличается от практики, но, тем не менее, он.. он вопрошает. Он ищет того, у кого есть уже опыт, кто это уже сделал, да? Изучает какие-то уже существующие модели.

00:01:26 Было бы гораздо страшнее, если бы, ещё не начав заниматься бизнесом, он думал бы не о маркетинге, а о том, куда вложить прибыль или там: "Какие ботинки я себе куплю, когда стану миллионером?" Да? "Вася, ты чем занят? - Да вот обсуждаю ботинки, которые, как только миллионером стану, - вот эти куплю сразу же...", - да? И он потратил все своё время на изучение того, что будет в конце, но ничего не сделал для того, чтобы начать этот путь. Точно так же мы можем сказать, что аа... существуют некие истины, которые мы должны пережить, утвердиться в них, чтобы достичь какого-то подлинного духовного результата. С другой стороны, нам всегда нужна мотивация, да? Как вот: а куда идти? Как двигаться? Какая мотивация у нас на нашем сегодняшнем уровне?

История Дхрувы Махараджа

00:02:21 И вот сегодня, пока мы ехали в машине, нам удалось, посчастливилось послушать немножко «Шримад Бхагаватам», которую начитал наш друг Дьюти Сундар, Народный артист Русскин. «Бхагаватам» в переводе Бхарати Махараджа. Очень хорошее такое произведение, драматическое. Сидишь, слушаешь и там такие интересные моменты в «Бхагаватам». Потому что, по сути дела, «Бхагават», он… совершенно интересная книга: с одной стороны это самая высшая Пурана, с другой стороны, - драматический контекст её состоит в том, что те или иные люди в разных обстоятельствах жизни приходят к совершенству. Можно сказать так, да? И мы найдем на страницах «Бхагаватам» детей, неудачников, лузеров, там... удачных царей, императоров - ну, собственно, полный набор как бы случаев и вариантов, и мы увидим где они ошибаются и где они, наоборот, обретают мудрость и мужество достигнуть совершенства.

00:03:20 И вот, по сути дела, такая, интересная история о Дхруве Махарадже. Фактически, он был ребенком и так получилось, что его жена не была самой любимой царицей. В те ведические времена, вот так же, как и сейчас, пожалуй, часто бывало... Только сейчас, там, как бы... Как это: муж, жена и любовница, да? А там, в ведические времена, все это было по-другому. У царя могло быть несколько супруг в силу политических, социальных обстоятельств, да? То есть, например, там, царь мог жениться на нескольких принцессах и тем самым породниться с рядом домов. Ну и, собственно, потребности в наследниках и управление государства, вассалах, поэтому сама по себе ведическая система, она могла подразумевать систему многоженства. А... Ну, как бы мы видим, что, например, идеальные цари, такие как Господь Рама, они выбрали одну супругу. Да? То есть... Одну супругу. И таким образом показали нам, что, так сказать, политика - политикой, а идеальная схема вот такова. Вот.

00:04:28 Такая была ситуация у Дхрувы Махараджа, что он родился именно в такой большой царской семье, где, к сожалению, его жена не была самая... Его мать не была самой любимой женой царя, а наоборот, так сказать, царь охладел к ней, потому что избрал другую женщину, и она считала, что её сын будет наследником, и очень блюла эту идею, так сказать, жила с такой вот амбицией, что сын мой вырастет - он будет царем.

00:04:59 И маленький Дхрува видел, как его старший брат сидел на коленях у отца и, будучи ребенком, он так же, конечно, захотел испытать такую отцовскую любовь и он стал пытаться залезть на колени к своему отцу тоже. В это время царь восседал на троне. Присутствовали царицы. Вот эту старшую царицу любимую очень сильно это схватило за сердце, такое как бы... амбиция такая, вожделение, корысть. И она сказала там типа [скрипя зубами]: "Мальчик, - стащив его за ухо, - тебе никогда не сидеть на этом троне на коленях у отца!" Ну и ребенок заплакал. А папа был, конечно, в шоке. Как бы... Он не знал, что делать. Ну и, как бы, мать схватила его, стала успокаивать.

00:05:43 И вот когда он спросил ее: «Мама, почему я не могу сидеть у папы на коленях?», - она сказала: «К сожалению, все, что сказала эта женщина - правда. Ты, к сожалению, не являешься любимым сыном, наследником. Ты являешься, так сказать, второстепенным сыном, поэтому, как бы, такова природа». И, естественно, вот эта царица, она очень язвительно сказала Дхруве, что «если ты хочешь занять положение... царское положение, то тебе ещё придется много совершить подвигов и аскез, чтобы родиться и умереть. И вот, может быть, в следующей жизни, если тебе поведет... повезет - ты станешь царем». Ну вот. Ну и услышав все это, мальчик в юном возрасте совершенно… Он был в шоке и мать ему сказала: «Да, это правда. Все, что она сказала - это правда, потому что лишь только тот, кто поклоняется Господу, он может достичь всех исполняемых желаний. Только тот, кто обладает высшей санкционированной властью, он в состоянии обрести счастье как в том мире, так и в этом».

00:06:51 И вот Дхрува, он, как бы, был в полном шоке. Он бежал из дома и вынужден был предаться скитаниям. И у него была такая уверенность, что он будет заниматься вот этой духовной практикой, аскезами, что даже мудрец Нарада в высших мирах узнал о том, что есть такой мальчик, который в пять лет… и не по годам у него такие амбиции. И он, собственно, заявился к этому мальчику и говорит ему типа: «Мммм... Мальчик, ты... у тебя такие амбиции! Надо в песочницу играть там, бегать с шариками, а ты как бы... Что тебя беспокоит по сути дела? Ты же обладаешь ложными представлениями о реальности», - да? «Почему ты такие амбиции переживаешь в таком возрасте? Ведь на самом деле обстоятельства совершенно другие: ты - духовная душа и ты не обладаешь никакой властью в этом мире, да? В силу обстоятельств, кармы, ты попал в эту семью и в силу обстоятельств одни становятся богатыми, другие – бедными», - да?

00:07:57 Часто мы видим, как дурак получает какие-то огромные сокровища и, наоборот, мы видим, как умнейший человек может страдать и переживать какую-то нищету и пустоту. Поэтому он сказал: "Ты должен принять какую-то определённую судьбу". Но маленький мальчик отвечал, что "меня гложет... меня гложет слова этой царицы. Я - кшатрий, я – царь», - да? Как бы по своей природе… А для кшатрия нет ничего... «Моя природа такова, что для меня всегда поле битвы является местом... местом разрешения всех моих вопросов. Поэтому, будучи... обладая такой вот природой, так сказать, страстной, - да? - Я хочу обрести желаемое, а ты, мудрец, ну, лучше не уговаривай меня, не учи меня жить, а научи как это сделать". [смеется]

00:08:53 И мудрец, он, следуя закону «Бхагавад-гиты»... А «Бхагавад-гита» советует очень... очень хорошо. Она говорит, что люди, которые пребывают в страсти или в невежестве… не следует таких людей... [обращается в зал] Можно там дверь прикрыть? Таких людей не следует...Ааааа... Уговаривать, например, да, там? Не следует уговаривать человека, который носится, полностью в раджа-гуне, полностью в страсти, не следует его уговаривать, там: "Успокойся, посиди, там... Достигни умиротворения...", - он не может сидеть даже и секунды на месте. Вот.

00:09:30 И, таким образом, мудрец Нарада, зная о таких, так сказать, качествах людей, он сказал ему: "Да, пожалуй, ты прав, мальчик. Ты прав, потому что нет смысла тебе, ну, объяснять философию», - да? «Философию на хлеб не намажешь, в карман не положишь. Ты, вероятно, хочешь решения проблемы своей. Я тебе могу сказать не решение одной проблемы, а решение всех проблем». Потому что нам кажется, что: "А, вот сейчас, подождите, я там чуть-чуть… вот, там, встану на ноги, заработаю денег, женюсь, воспитаю семью и вот-вот, скоро я предамся Господу обязательно", - да? Люди считают, что духовная практика - это обязательное занятие на пенсии. Ну, такая, некая, как бы, дополнительная консоль, типа «Playstation», на пенсии ты получаешь духовную практику.

00:10:28 Но в реальности указывается так, что пока у тебя есть молодые годы, ум, способность терпеть, способность достигать, ты достигаешь каких-то незначительных результатов. Но когда ты утерял все свои способности и устал от жизни [смеется], ты думаешь, что "вот сейчас я приду и буду активно заниматься духовной жизнью". Но это не так.

00:10:53 И поэтому Нарада, он сказал... Он сказал, что в этом мире все, вне зависимости от своих амбиций, материалистических амбиций, либо же амбиций духовных, ну... они достигают результата, если они обретают милость Господа. И мало того, что они обретают милость Господа, только лишь удерживая Господа в своем сердце, только лишь медитируя на Него, очищая своё сознание, человек, он вообще в состоянии понять "и сказала Кроха: "Что такое хорошо, а что такое плохо?" Ведь неважно какое социальное, или религиозное, или материальное положение он занимает. Что толку, если он - слепец? Что толку, если он не может отличить добра от зла? Не понимает принципа этого мира и так далее, да?

00:11:40 И его нельзя назвать ни отцом, ни матерью. Да? Как Прахлада Махарадж. С другой стороны, в «Бхагаватам», в проповеди, он говорит, что как человек может стать отцом или матерью? Только тот, который может освободить своих отпрысков, тех, кто родятся в его семье от материального существования. Если он сам не может освободить ни себя, ни других, то как он может быть родителем, да? В чем его подарок? То есть то, что он воспроизведет ещё одного какого-то человека на свет, который будет бегать там к пивному ларьку... Ну вот. Или станет там замечательным милиционером и будет там участвовать в каких-нибудь там, ну... разборках. Или там, или бандитом, или даже там доктором, или ученым - не важно.

00:12:24 То есть, по сути дела, не важно. Кем бы он ни стал. Мы сейчас не говорим о разных положениях. Если у человека нет понимания о дхарме, о служении Господу, то даже будь он самым великим, если он атеист и безбожник и в нем нет никаких духовных качеств, то любая его деятельность, она приведет лишь только к несчастью и страданию. И это действительно так.

00:12:45 И Дхрува, услышав такие замечательные слова, он... Вы знаете, он очень сильно вдохновился и он понял... И он сказал: "Так, мудрец, что же ты стоишь? Быстрее... Быстрее дай мне посвящение, чтобы я мог тут же немедленно начать жить духовной жизнью". Это второй очень важный момент, потому что, когда мы говорим о том, что когда нужно начать жить духовной жизнью? Там: "А, может быть, я начну там, чуть позже?"

Инициация – пробуждение забытых знаний

00:13:14 По сути дела, удачливая душа, соприкасаясь с ведическим знанием, с подлинным духовным учителем, соприкасаясь с потоком духовной жизни, она тут же пробуждается и тут же чувствует, что «утраченное знание, оно возвращается ко мне». Дело в том, что мы не получаем что-то новое. Все знание уже существует в душе. Мы уже все это знали. Да? И когда мы говорим: «А почему... почему вы проповедуете вайшнавизм?» Потому что мы говорим о том, что все уже вайшнавы. Да? Только с точки зрения вайшнавизма мы считаемся одни пробужденные вайшнавы, а другие - спящие. Одни пробудили свою вечную природу и осознали свою потребность в служении Господу, в той или иной степени встали на путь.

00:14:03 Другие - так же являются вайшнавами, но пока что они ещё спят. Они спят, потому что они попали в Майю, души попали в Майю, в иллюзию и иллюзия, она их усыпила. Как мать убаюкивает ребенка и предлагает ему незначительные игрушки, так и живые существа в этом мире, они усыплены, их сознание усыплено. И время от времени оно пробуждается. Мы какие-то духовные переживания испытываем, потому что мы не можем жить без духовного, да? Но, тем не менее, майя, она, так сказать, нас убаюкивает опять. Мы опять засыпаем и присасываемся, так сказать, к материальным наслаждениям, как к материнской груди. Пьем, такое, молоко иллюзии, живем такой жизнью, нам кажется все хорошо, все размеренно, все вечно, но не забываем, как очень быстро проживаем эту жизнь и фактически [Махарадж издает щелчки пальцами] вынуждены умирать и рождаться снова.

00:14:54 И, вот, таким образом все то, что сказал Дхрува Махарадж - он попросил у Нарады немедленного посвящения. Нарада… Он сказал ему, что "я дам тебе посвящение, хотя ты, в принципе, не готов к нему. Ты... Явно, что ты не духовного хочешь пока еще. Явно, что ты хочешь пока достичь чего-то материального», - да? - Но, тем не менее, я знаю, что если в тебе есть хоть какая-то склонность к Божественному, если в тебе есть хоть какая-то вера, то эта вера обязательно... и склонность, обязательно принесет свои плоды. Ты обязательно сможешь продвинуться гораздо больше и глубже, чем ты сам рассчитываешь, поскольку то, что уготовано тебе свыше, гораздо больше того, что ты предполагаешь».

00:15:51 И Дхрува попросил у Нарады посвящение, и Нарада дал ему мантру: "Ом Намо Бхагавате Васудевая". И Нарада был очень хитрый. Он не стал ему давать наймиттика-дхарму, потому что Веды, они говорят о том, что для того, чтобы человек получил какие-то определённые мирские блага, он может быть занят мирской религией. Ну, деваты... иерархия вселенной. Да? Следует лишь удовлетворить иерархию вселенных - это можно сравнить с муниципальной властью, да? Как мы - жители Санкт-Петербурга, мы должны платить там какие-то муниципальные налоги, следовать... Но это муниципальная власть. Тем не менее, существует власть федеральная или высшая, верховная власть. Поэтому Нарада ему не стал давать советы о различных жертвоприношениях и различных действиях, которые удовлетворят муниципальный интерес. Он подложил ему такую свинью трансцендентную. Он дал ему мантру "Ом Намо Бхагавате Васудевая". "Васудевая" - это самый высший, самый чистый план сознания, который только существует, да?

Васудева – изначальное чистое сознание

00:16:55 И, дав ему это посвящение... Он узнал, что он очистится... И, когда мы говорим о том, что такое "Ом Намо Бхагавате Васудевая", - мы говорим о том, что вот та Бхагавата, то знание, оно пребывает в мире Васудевы. И, когда мы говорим о том, что такое "Васудева" - это одно из имен Господа Кришны. Васудева. И так же звали отца Кришны - Васудева. Интересно, что Васудева явился Васудеве. То есть Господь Кришна - Васудева явился в уме отца, которого звали Васудева, и чистый ум, чистое сознание называют тоже "васудева". Шрила Шридхар Махарадж объясняет, что Кришна является источником Баладевы, а из Баладевы исходит чатур-вьюха. Прадьюмна, Санкаршана, Анируддха и Васудева. Прадьюмна, Санкаршана, Анируддха в своем положении связаны с Кширадакашая и Гарбхадакашая, и Каранадакашая Вишну. То есть, по сути дела, они творят всю вселенную, всю реальность, всю действительность. Но сам по себе Васудева - это инкарнация Господа, которая являет собой чистое сознание и лишь только чистое, незамутненное сознание может воспринимать Господа. Поэтому писания говорят так, что Господь - Он есть самое чистое и он дарует нам чистое сознание. Посредством этого чистого сознания мы можем осознать этого чистого Господа.

Палитра трех гун материальной природы

00:18:19 Поэтому Веды называют Господа всегда тем, кто находится за пределами трех гун материальной природы. Ибо три гуны материальной природы... [прославляет божества храма] Джай Шри-Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава Джиу Сундар Джив Ки Джай! Ибо три гуны материальной природы, которые являются по сути дела некими временными проявлениями энергий Господа, таких, как тама - невежество, раджа – страсть, и саттва, они постоянно воздействуют здесь на окружающую среду. Да? То есть все в этом мире можно сконцентрировать, классифицировать как три состояния.

00:18:58 И, например, в Аюрведе эти три состояния называются, как пита, вата и капха. И, таким образом, аюрведические врачи, зная теорию маха-панча-бхуты, они не рассматривают нас как: "Ой, там, у тебя это болит или это болит", - они рассматривают как: "Ты состоишь из этих трех проявлений", - да? По сути дела, материя - это серое вещество. Это единое серое вещество. Но именно гуны приводят это серое вещество, которое также связано с такими пятью основными элементами как огонь, вода, эфир, воздух и находит совокупность в шестом веществе, которое называется... или элементе, который называется ум и разум. По сути дела, сейчас мы говорим очень о простом устройстве софта. Да? Мы знаем, что софт, он состоит из определённого кода. Да? И код - это, фактически, то, что в той или иной степени закодировано, но код - это то, что побуждает различные импульсы.

00:19:56 Таким образом материя, она, по сути дела, статична и единообразна. Но, вот, импульсы, движения гун, движения материальной природы, оно рождает огромное сочетание… Как, например, взять кубик Рубика, да? Мы можем сказать, что вот, у него три грани. Но потом, когда мы начнем его вертеть, мы увидим, что этот кубик Рубика дает бесконечные сочетания элементов. Или, например, три цвета в палитре. Да?
[обращается к зрителям] Кто знает, какие три цвета в палитре?
[ответ из зала] Желтый, синий, красный.
[Махарадж] Да. Но, оказывается, желтый... [обращается к зрителям] Какая гуна - желтый... обозначает?
[ответ из зала неразборчив]
[Махарадж] А?
[ответ из зала] Благость.
[Махарадж] Благость. [обращается к зрителям] А красный?
[ответ из зала] Страсть.
[Махарадж] Страсть. [обращается к зрителям] А синий?
[ответ из зала неразборчив]
[Махарадж] А?
[ответ из зала] Невежество.
[Махарадж] Невежество, да? Три цвета: благость, страсть, невежество. Три... какие-то там несколько нот, три цвета - незначительное количество, но стоит лишь только начать это все синтезировать с помощью художника, кисти... Он будет смешивать эти цвета и мы увидим, что они дают бесконечный пантон. Они дают бесконечное разнообразие разных цветов. Также эти три гуны.

Взаимодействие чувств с их объектами

00:21:08 И мало того, что сказано, что они борются в нас между собой, да? То есть это не то, что я... "сегодня я какой-то не такой". Да? Какой? Такой спяяящий, а через полчаса я какой-то такой... очень плаааменный! А потом я какой-то такой очень блааагостный... А потом опять очень я спящий, да? [смеется] Вот это состояние, оно говорит по сути дела: если мы начнем наблюдать себя, то мы увидим, фактически, что мы никаким образом на это состояние не влияем, да? Что депрессняк, уныние... аааммм... или, например, страсть или какая-то такая бешеная благость, да, там? Такая, знаете, нездоровая, когда мы смотрим какой-нибудь смешной фильм там: "Ахахаха", - смеемся, а потом тут же плачем. В результате чего это происходит? Это в результате происходит соприкосновения объектов и чувств. Да?

00:22:00 Причем ааамм... подобно тому, как во сне нам показывает какие-то вещи фокусник: показал нам какую-то [изображает злобный оскал крысы] «Эаэааэаээ» крысу - мы испугались; достал нам какого-то такого радостного кролика, нам показал - мы тоже стали радостные, да? То есть, по сути дела, наши эмоции, они соприкасаются с какими-то мыслеобразами, с идеями, метафорами - и это все существует в нашем мире. Но большая часть этого нашего мира - это выдуманное нами самими. Ну, например, мы делим людей на друзей и на врагов, да там? Так сказать, с одной стороны мы можем сказать: "Вот мы только там освободили часть нашей земли, которая давно нам принадлежит. Но её заняли соседи и пять лет мы никак не могли просто свою собственную землю, ну, разделить по кадастру. Поэтому соседи говорили: "Нет, нет! Здесь наши вещи!" И вот когда мы поставили ааа… забор... ну вот... Мы начинаем делить территорию, друзей, врагов, хорошо-плохо, но ведь все это, по сути дела, является не более, чем условностями.

00:23:09 Но тогда кто-то скажет: "Если не существует этих условностей, как же мы будем жить? Если то, что мы - жена и муж - это условность или то, что я гражданин России - это условность и все остальные - условности, как же тогда будет существовать мир? Мир, он построен на условностях. Мало того: условности в мире имеют огромное значение..." Но Веды говорят: "Это лишь временное состояние. Эти условности, они являются истиной в мире не-истинного. Тогда как душа, она способна выйти за пределы этих условностей, и тогда, действительно, живое существо, оно не будет находиться под их гнетом. Не потому, что, прозрев, я начну летать и перестану... гуны перестанут мне подчиняться, хотя были и такие мистики, да? А лишь только потому, что через богосознающее знание я смогу отличить все эти вещи. Да? Я смогу не только отличить все эти вещи, а я смогу наполнить свой внутренний мир божественным".

Заполнить сознание Божественным

00:24:10 И вот ааамм... очень хорошо Нарада говорит Дхруве Махараджу. Он говорит, что не просто человек достигает состояния свободы каким-то образом в какой-то персональной медитации, а человек, он достигает совершенства тогда, когда он заполняет вот это внутреннее своё состояние божественным, да? А божественное, оно может быть как динамичным, так и статичное. Это может быть как молитва, так и откровение священных писаний, так же и слушание о Господе, да? Существует девять методов преданного служения, о которых говорит Прахлада Махарадж в "Шримад Бхагаватам": «śravaṇaṁ kīrtanaṁ viṣṇoḥ / smaraṇaṁ pāda-sevanam….» (SB 7.5.23) - и так далее. И все это, в конечном итоге, все эти методы преданного слежения, они должны быть связаны с истиной. Да? А истина - это самое главное в самопредании. Если есть "атма ниведанам", или самопосвящение, а... внутреннее предание себя Господу, тогда Господь, Он… Помните, да? Он - Васудева и Он же - Васудева, то есть Он - Господь Васудева и Он же - сознание Васудева. Когда Господь привлекается сердцем предавшейся души, Он приходит в нее. Не так, чтобы Его нету... Как Параматма… Говорят, что Господь в форме двух птиц: душа - это птица, которая клюет плоды, а Господь - это та птица, которая сидит на ветке и созерцает эту душу.

Осознать присутствие Господа

00:25:31 Но ведь ааа... дело в том, что мы полностью не замечаем вторую птицу, которая наблюдает за нами, да? Мы хотим клевать плоды и желательно очень активно. Да? И в этом склевывании плодов мы не смотрим по сторонам. Знаете, полностью в своей тарелке, как говорится. Но когда мы отторгаемся от такого безумия, как попытка осознать этот мир, как "я и мое" - то, что находится в рамках моих чувств, принадлежит мне, тогда, с помощью веры, мы можем начать видеть, что за нами наблюдает всевидящее око Господа. «Oṁ tad viṣṇoḥ paramaṁ padam / sadā paśyanti sūrayaḥ» (Ṛg Veda 1.22.20), - да? Что это всевидящее око Господа - это не веб-камера, там, ГАИ или полиции, или Google map, или Facebook, которая собирает о нас всю информацию, а что это друг, да? И поэтому в «Гите» Кришна говорит Арджуне: «Ты - мой друг, поэтому сейчас я тебе открою ещё более сокровенное знание». Да? Чем ближе мы будем к Господу, чем больше в нас будет развиваться преданность к Нему, тем больше Господь из преданности будет открывать нам все более и более сокровенные части своего «Я» и постепенно мы сможем узреть его прекрасный облик трансцендентный, его деяния, его игры, да? Мы сможем вкусить вкус его Святого Имени и тогда мир, в котором мы сейчас с вами живем, он померкнет перед нами как очень бледная какая-то картинка, как заставка. Да? И другой мир откроется нам там, где безграничный потенциал души.

Когда Бог забывает о том, что он Бог

00:27:09 И вот на этой радостной ноте следует, наверно, мне умолкнуть, чтобы те, кто хотят задать какие-то вопросы в связи со сказанным, их задали. [обращается к зрителям] Есть какие-то вопросы? [зритель] Есть маленький вопросик. Мы там с Гопа Кишором общаемся ну вообще на такие темы самые возвышенные. Вот. По поводу: бывают ли такие молитвы, что [неразборчиво] и Кришна забывает [неразборчиво], что Он… кто Он; что Он, там, Бог; что [неразборчиво].

00:27:48 [Махарадж] Ну, представляешь, да, что если ты, например… Ну, скажем так, это не очень даже, может быть, правильное сравнение, но… Для чего люди пытаются выпить и закружиться в каком-то хороводе? Они мечтают забыться на самом деле. Да? Ибо все, что мы делаем - это удерживаем в уме какие-то материальные предметы, да? Что надо заплатить за свет; надо заплатить за школу, там [смеется]; надо забрать это самое; в четверг надо пойти к зубному, иначе зубы выпадут, и будет ещё хуже; и так далее. То есть мы удерживаем в своем сознании какие-то необходимые вещи, и удерживание только каких-то определённых реалий заставляет нас столько много страданий и приносит нам столько уныния. И мы всегда говорим: «Хорошо детям, потому что дети беззаботны». Да?

00:28:48 И Кришна, он говорит в писаниях: "Хотя я пронизываю все мироздание и удерживаю каждое живое существо в своем сознании, тем не менее, сам я обладаю способностью беззаботно пребывать в своей обители трансцендентной. Да? Поэтому, когда мы говорим о Кришне, о его мире - трудно думать, что Он сам себе устраивает веселье и Сам ещё парится по поводу своего веселья. Ну, как бы Господь, Он абсолютно свободен и его веселье спонтанно и совершенно, поэтому очевидно, что Его лила, она безукоризненна. В данном случае твой вопрос такой: "Является ли она, может ли она быть укоризненной?"

00:29:26 И ведь лишь только, когда Господь хочет... Да? Например, в его лиле одно из его качеств о том, что Он Бхакта-ватсала - он всегда проявляет заботу о преданных. Но это не является там типа Его головной болью: "Ой, че там в Лахте происходит? Что там у Анантадева в голове там? Где там Яшода? Че-то там Авадхута Махараджа давно не видно? А как там Вардхан?" [смеется] То есть это не то, что, там, Он вынужден, там, удерживать, там, все творение или появление или весь духовный мир. Он - Бхакта-ватсала, потому что Он начинает обращаться к преданному, когда преданный начинает обращаться к Нему.

Молитва – открытие сердца Господу

00:30:04 Если мы обратим внимание, то мы очень редко к Нему обращаемся. Одно из составляющих духовной жизни - это вознесение молитв, т.е. открытие Ему сердца, да? Часто мы, когда у нас какая-нибудь тяжелая там, штука там:
- О, там, типа, мне сейчас прогрызли мозги, там…
- А кто тебе прогрыз мозги?
- Да мне начальник пришел, прогрыз мозги...
И мы кому-то отрываем своё сердце, да? Какому-то там соседу или тете Маше и так далее. Но ведь, когда мы говорим об отношениях с Господом, то также мы можем открывать, ну, как бы... наше сердце Ему. Это не значит, что мы его должны грузить, как нашего психиатра, там [говорит замученным голосом]: "Ты знаешь, Кришна, так я устал от этих кришнаитов. Так тяжело! Ты мне дал такое тяжелое служение! Если б ты только знал... Попробовал Ты бы сделать то, что я сделал", - да? Ну, это не правильно.

00:30:57 Поэтому, когда мы говорим о молитве внутренней и общении с Богом, то естественно мы понимаем, что надо посмотреть, как это делали великие святые. А они были всегда Ему благодарны за все. Да? Потому что даже в трудностях они видели, что Он является их другом. Да? Как иногда тренер любящий заставляет, там, футболиста бежать или, там, отец, он кидает какого-то там ребенка в воду, а сам держит руки под ним, а сам говорит: "Давай, давай, плыви!" Так же и Господь. Он всегда дает нам возможность нашего роста.

00:31:33 Ибо проблема наша состоит в том, что мы недостаточно духовны, хоть мы и духовны немного. Хоть... Но недостаточно быть немного духовным. Это все равно, что сказать: "Мне достаточно быть немного богатым - у меня есть на метро". Да? Ну, к примеру, да? То есть мы хотим достичь чего-то подлинного, чего-то ну, как бы, самодостаточного и так далее. И вот в этой связи Господь, он дает нам такую возможность развиться, но при этом преданные, они чувствуют это. Они чувствуют, они всегда связаны с Ним. Они заняты санкиртаной, они Его прославляют. Да? Они разделяют с ним какое-то чувство.

Пороки заставляют служить им

00:32:15 Когда преданные эгоистично заняты идеей наслаждения... Помните, я вчера рассказывал, да? Вроде бы такой порок как курение - ну, казалось бы, ерунда! Почему мы не курим? Вот если чисто курить - я бы курил целыми днями. Да? Но, оказывается, есть какой-то порок, который полностью заставляет нас, порабощает нас. Да? И мы уже вынуждены стать слугой этого порока. Да? И чтобы стать слугой этого порока, мы вынуждены прятаться друг от друга и так далее и тому подобное. Ну, это как вот, знаете, там, алкоголизм или курение - это такой порок, который..Ээээ... который казалось бы безбожный: "Я же никому ничего плохого не делал! Я пошел покурить. Вот, там… Я не хочу, чтобы…" - и так далее. Или... или ещё хуже, когда люди курят в лицо, да? Но не в этом сейчас говорим.

Мирской и трансцендентный ум

00:32:59 Мы говорим о том, что, по сути дела, пороки, хотя могут казаться очень маленькими, но они захватывают наше сердце и сознание, и они уводят нас от истины. Да? И ещё пороки обладают определённым одним качеством: они живут все время в нашем сердце. А в нашем сердце Господа надо зреть. Поэтому Кришна говорит в «Гите»: "Ум трансценденталиста подобен черепахе". Знаете, да, черепаху? Тронул - она... То есть у нее есть панцирь, у нее есть какая-то защита, у нее есть... Не проникают в ум йога мысли. А в наш ум проникает все, что угодно. Наш ум - это как большая помойка. Знаете, как свалка городская? Там все свалено. И вот наш ум хватается за каждую мысль и пытается её, как бы... ей насладиться. Таким образом, когда мы начинаем виснуть... Почему мы подвисаем? Как компьютер, да? Потому что много программ открыто, много команд одновременно и мы сразу же… там... А мы такие, однопроцессорные, да? То есть, как правило. Ну вот. Ну, кто-то, может быть, мульти такой... У него там под более процессор такой, скажем современный. У кого-то там... какой-нибудь там MAC OS и он может делать какие-то вещи одновременно.

00:34:13 Но, тем не менее, идеальная мотивация состоит в том, что - ради чего жить. Ради чего жить. Жить ради того, чтобы умереть - легче застрелиться пока ты молодой. По крайней мере великие самураи, они это поняли. Поэтому они искали смерти. Они искали совершенную смерть в исполнение какого-то долга, да? Ахилл, он… Помните, да? Ахилл, он... Ему сказали: "Ну, ты либо идешь сражаться за Трою и становишься героем, либо ты да, доживешь счастливо до старости, но ты умрешь - тебя никто не будет помнить". И он, будучи таким героем, кшатрием, выбрал путь смерти, но такой, яркой смерти, да? То есть до сих пор... О нем слагали легенды, и он запомнился на тысячи поколений. Вот такая ситуация.

00:35:06 Поэтому наш внутренний мир... Это очень важно - то, что существует в нашем внутреннем мире. И для этого Господь, Он призывает нас принять прибежище вайшнавов, прибежище слушания. Да? Слушания. Поэтому именно со слушания начинается санкиртана. Слушать... Потому что аа.. когда мы будем слушать духовное, нам захочется поделиться с кем-то. Да? Но мы увидим, что мы деградируем тогда, когда мы мало уделяем времени слушанию. Но важно не просто слушать, а важно - в каком умонастроении слушать. Поэтому все святые мудрецы, они всегда говорят о рукоделии, да? Были такие святые там, и греки, вайшнавы: одни плели корзинки, другие там ещё что-то делали. То есть, даже будучи отреченными личностями, они предавали себя труду.

Труд как часть духовной практики

00:35:57 Но труд у них был не ради наслаждений, а труд у них был ради труда, ради жертвы. Да? То есть они трудились и понимали, что самое страшное для человека - это леность и праздность. Да? И когда он себя начинает расслаблять и позволять себе ааа... есть больше, чем надо, спать больше, чем надо, наслаждаться больше, чем надо - он постепенно впадает и становится пленником своих чувств и, фактически, является рабом и безумцем. Но если человек как бы вводит себя в такой… в труд, в жертву и следует неукоснительно, там, священным писаниям, духовной практике, тогда он, как бы, ну.. быстро очень приходит к какому-то определённому совершенству.

00:36:44 Все это очень такая важная вещь. Только в практике получается так, что мы... как только мы поднимаемся на уровень какого-то небольшого даже совершенства - сразу же у нас гордыня. Мы гордимся. Мы становимся такими гордыми орлами и тут же падаем камнем вниз и опять, так сказать, пытаемся подняться. Собственно, наша такая жизнь.

Что такое искренность?

00:37:10 [обращается к зрителям] Вопросы какие-то ещё есть?
[Зритель] Можно?
[Махарадж] Пожалуйста!
[Зритель] Можете, пожалуйста, рассказать, что такое искренность и как стать искренним человеком?
[Махарадж] Как только стану искренним - обязательно Вам расскажу об этом. Ну... очень вопрос хороший, потому что сегодня в «Бхагаватам» перед Дхрувой Махараджем была такая история, где описывалось рождение пороков. И там написано: «От, там, лени родилось невежество, от невежества родилось это…» Помните, как: "Авраам родил Исаака, а Исаак родил Иакова, этого…" - и там написано, что от этого родился страх, от этого родилось забвение, от этого родилась иллюзия, а он родил вот это и так далее. Это в «Бхагаватам» написано, и я хотел бы ещё раз посмотреть. Очень интересная шлока, потому что...

00:38:08 Что от чего рождается, да? Оказывается, что… ну, как бы, есть причинно-следственные связи, и когда мы идем по пути ааа... ну скажем там, грехопадения или внутренних... внутренней эгоистической жизни, нам кажется: "Ну чего там - вот столечко, да? Вот такого кайфа немножко хочется..." Там: "Вот этого чуть-чуть…" - да? То есть ну как бы мы ищем себе такое ну как бы маленькое оправдание, да? Но... Это как вот... как ржавчина. Она быстро очень начинает... как только мы начинаем себя особо любить, лелеять, наслаждать и жалеть, и врать себе усиленно, так только рождаются все вот эти пороки. Они рождаются постепенно: один, другой, третий, пятый, четвертый. И, знаете, как... Каждый порок, он как метастаза рака. Вроде как... потому что этот порок, он начинает заставлять себя жить ради себя. И когда уже раковый больной, он на неизлечимой стадии... Когда уже все, метастазы пронизали все его существо...

00:39:23 И так же мы: пока в нас пороки, скажем так, ааа… Частично или под воздействием лекарства - духовной практики, мы можем жить с этим раком. Да? Нам плохо, тяжело, но мы живем. Но стоит лишь нам только отпустить внутреннюю духовную практику, как очень быстро пороки, они могут овладеть нами, а, овладев полностью нами, они как бы захватывают полностью наше все существо. Вот.

00:39:47 И в этой связи вопрос хороший: когда рождается искренность? Искренность - это определённое качество души, которое связано с верой и с внутренним восприятием божественного. Вообще, искренность - она непобедима. И искренность, она, ну, так же может быть вознаграждена и, с другой стороны, то, что искренне сегодня - неискренне завтра. Рупа Госвами говорит о том, что преданный, он должен быть искренний и действовать с энтузиазмом. Потому что, если человек стремится к самообману, то в нем никогда не проявится... не пробудятся благочестивые качества, потому что он не сможет их использовать для блага души.

00:40:31 И, трудно сказать, как вот это все рождается, да? Наверняка святые отцы говорят об этом очень подробно, и "Бхакти-расамрита-синдху", и в других священных писаниях. Я уверен, что Шрила Шридхар Махарадж об этом рассказывает. Я не могу сейчас тебе до конца... ну... привести теоретическую моторику всего этого чувства, но я уже тебе рассказывал о том, как негативные вещи растут. И ты понимаешь, да, что одно исходит из другого и третьего, и четвертого? Поэтому, судя по всему, из искренности рождается также, какие-то там вера, любовь, самозабвение и так далее. Поэтому очень важно, чтобы мы поддерживали это состояние. А этого не может быть без подлинной веры и без подлинной духовности. Ааа...

00:41:15 Подлинная вера и духовность - это не то, что можно обрести с помощью тренировки. Таким имперсональным методом как... Любовь - она не подвержена никакой механике. Любовь, она только из любви исходит. Вот ты получишь любовь - и эта любовь, которую к тебе проявили, она может в тебе любовь проявить. Так же и искренность. Ты увидишь искренность в других - и в тебе искренность проснется.

00:41:44 И такой пример очень хороший, когда. В «Махабхарате» описывается, как великие герои Пандавы должны были уйти в изгнание. Они одели шкуры монахов-отшельников. И великие царевичи, они вышли из [Индрапрастхи] и должны были уйти в лес. А люди шли за ними и плакали, и говорили, что "как мы можем позволить нашим милостивым царям уйти в лес? Они являются великими царями! Как мы можем им позволить уйти? Давайте и мы уйдем с ними, примем изгнание". Но Юдхиштхира и другие великие братья обратились к жителям и сказали: "Возвращайтесь в свои дома. Продолжайте вести свой праведный образ жизни. Таким образом вы докажете нам свою верность".

00:42:29 И когда люди со слезами, так сказать, приняли их наставления, то Юдхиштхира, он сказал Арджуне: "Смотри, какие это великие люди - наши жители нашего царства. Они видят в нас все качества, которыми мы не обладаем". То есть Юдхиштхир не сказал: "Да, мы с тобой очень классные парни! Видишь, как нас поддерживают?" Он сказал: "Видишь, как эти люди видят в нас то, чем мы не обладаем?" Таким образом, мы видим, что он был искренний, а искренность - это считать то, что ты не обладаешь никакими духовными качествами.

00:43:06 И отсюда мы говорим о том, что человек духовный - он человек смиренный. Да? Смиренный, в нем развита самокритика. Это не значит, что эта самокритика является комплексом неполноценности, и он ничего не будет делать. Типа:
- А может Вы, Прабху, помоете пол?
- Нет, я недостоин. [смеется]
- А как насчет поесть?
- Вот это можно. [смех в зале] [смеется]
Да? То есть это так называемое лжесмирение. Да? Там... Как пришли там две бабушки, я говорю:
- Ну как вот на счет служения?
- Ну мы уже в ИССКОНе этим занимались.
Я говорю:
- Ааа! Понял. Тогда вас беспокоить не будем в смысле служения, потому что вы уже все это совершили и сделали.
Ну вот так. Искренность - наоборот, когда мы, может быть, идем против того, что нам нравится или хочется, или даже иногда делаем не то, что свойственно нашей природе, нашим желаниям. Удовлетворить Господа, Гуру, Вайшнавов - мы постепенно займем то самое положение, которое естественно для нас.

Сознание и внешние факторы

00:44:30 [Зритель] Некоторые говорят «Душа». [неразборчиво] Бхарати Махарадж…
[Махарадж] Мне тоже так кажется, но я думаю, что этот вопрос не для меня, а для Бхарати Махараджа. То есть...
[Зритель] [неразборчиво] что такое душа. Поэтому [неразборчиво].
[Махарадж] Ну, вероятно, он просто говорит о том, что… говорит... Ну, как это из... Декарт, он сказал: "Я мыслю, значит, я существую". Потому что сказать на сегодняшний день, что "я знаю себя как душу"… Шрила Шридхар говорит о том, что когда мы придем к себе и постигнем в себе душу... А что такое душа? Сат-чит-ананда - это бессмертие, красота, все знание. Мы не можем сказать, что на сегодняшний день мы воспринимаем себя как… ну... мы чувствуем себя как бессмертная, блаженная живое существо. Поэтому, скорее всего, мы идем по пути Декарта. Да? Как мы говорим: "Я мыслю, значит, я существую". И единственное, что мы должны в себе, наверное, познать - на что мысль направлена? На что она направлена? На гениталии, на еду, на... там, славу, да? Ну как, есть люди, которые ду... Ну, это инстинкты. То есть я мыслю чем? Я инстинктами мыслю? Или нет, во мне есть способность мыслить...аа... то, что является выше, чем я?

00:46:11 И вот интересный такой вопрос, когда Сократ беседует с одним из мудрецов и он говорит, что "ведь люди считают благом то, что является для них здравомыслием". Он говорит: "Да». Он говорит: «Но все ли здравомыслие является благом для человека действительно?» Потому что когда мы говорим "здравомыслие", мы говорим о материалистической точке зрения. Если я считаю, что я обусловленная душа, что я - физическое тело, значит мне нужно это, мне нужно это, мне нужно это, да? И вот там... и условия хорошие, и врачи, и квартира, и третье и пятое, и деятельность, и [имеет в виду огромный перечень] т-т-т-т-т.... – значит, с телесной точки зрения.

00:46:50 А если я - душа? Если я - вечное живое существо? Если меня окружает временная мысль? Значит, здравый смысл совершенно другой должен быть для этого? Значит, зачастую мы говорим как… Нам хочется всего, но если мы осознаем, что мы больны - мы начинаем принимать лекарства. Да? И лекарство, оно за пределами здравого смысла. Например, ааа... лекарство горькое, оно невкусное. Его нужно часто пить, не забывать - и так далее и тому подобное. Но если мы хотим излечиться от болезни - мы принимаем лекарство. Значит, когда мы осознаем, что мы больны... Ну, мы же, например, не едим там горькие какие-то шарики, не пьем касторку, потому что мы садомазахисты? Там: "Хотите касторки, ребята? А метилового спирта? А чего вы хотите?" Да? Но стоит лишь нам только узнать, что мы больны - то мы там и тут голову - глину привяжем, и это сделаем, и то, и третье, и пятое. Значит, мы полностью начинаем действовать исходя из того, что "я болен". И совершаем мы вполне неприятные вещи, правильно? Которые как бы...

00:48:01 Но, как говорит «Бхагавад Гита»: в невежестве какие-то вещи кажутся плохими. Ну, например, кто... [обращается к зрителям] Поднимите руку, кто принимает холодный душ? Коллеги. Но я, например, ну как бы.. Ну, как бы, у меня какой момент… То есть когда я слишком глубоко пребываю в самосострадании - я не могу его принимать [смех в зале] . Но в процессе ненависти к себе я все-таки могу: [имеет в виду крик, когда принимаешь холодный душ] «АААААААА!!!!» Ну вот. И вдруг потом: [имеет в виду приятные ощущения плюс осознание полезности от проделанного] "ООООООООО!!!! УУУУУУ!!!" - понятно, да? То есть о чем говорю? Когда мы хотим себя пожалеть - мы хотим чего-то такого там тепленького еще...

00:48:55 Вот мне одна дама подарила коврик с иголочками - говорит: "Постойте". Ну вот. "И Вам станет легче". Вот. И действительно, у нас говорят люди:
- Меня мучает вожделение!
- Вот встаньте на коврик, [смеется] или сядьте на него, или прикоснитесь каким-то другим местом. Да? И сразу же все пойдет... Все пойдет, как бы, по-своему. Почему? Потому что сначала... Потому что весь твой ум ты сначала в боль, да? Ведь чем боль хороша? Боль является лучшим доктором - почему? Потому что боль, она пробуждает нас. Боль - она трезвит. И как протрезвели мы немножко, так нам сразу же стало хорошо, да? после душа: "ХООО! Как хорошо!» - там, растерся... То есть аскеза. Оказывается, аскеза.

00:49:43 Но не только аскеза, а жертва. То есть круче - это отдавать Господу. А ещё круче – жертвовать, не ожидая плодов жертвы. То есть представляете, да? Поэтому Кришна говорит в «Гите»: "Совершай аскезу, не желая плодов аскезы, делай жертву, не желая плодов жертвы, таким образом, все посвяти Мне и ты будешь полностью счастлив". Да? До самозабвения. Забудь себя. Потому что все, что ты о себе возомнил и все то, что ты себе придумал...

Действовать, как кассир

00:50:17 Знаете, каждый себе придумал идеальную схему жизни. [обращается к зрителям] Поднимите руки, у кого нет для себя идеальной схемы жизни? У каждого есть. Но все это можно разбить как... ну... облако. Поэтому Кришна говорит: ты забудь о себе идеальную схему жизни, потому что все, что ты пытаешься сделать - это ты пытаешься построить какой-то там дом Любви, Красоты и Гармонии на аааа... какой-нибудь там противотанковой мине времен Второй мировой войны, которая готова взорваться в любой момент. Да? А так у тебя все хорошо. И, там… и то, и это, и то... Только одно - в общем-то у тебя противотанковая мина лежит и она тикает... И рано или поздно... То есть ты на неё наступишь. Ну вот. И эта мина - время. Поэтому Господь говорит, что "Я прихожу как время и Я забираю все". Поэтому разумный, он от всего отречется, но действовать он должен как кассир.

00:51:24 Ну, представляете, да: вы приходите в банк получать деньги, а кассир считает, что это его деньги. Ему говорите, там: «Можно мою зарплату?» Он говорит: «Аааа... Вашу зарплату? Вы считаете, что вы её заработали, да?» [смеется] «Ну, подождите. Вы - кассир, вот мой чек - мне нужно получить свои деньги». Он: «Еще неизвестно чьи они» [смеется]. Да? И так далее. То есть... И кассир, он... представляете, да? С каким трудом он выдает [смеется] деньги! Как свои. Поэтому для кассира свойственно быть непривязанным. Да? То есть он исполняет какую-то определённую функцию, но он не отождествляет себя с местом, с тем, кто решает как, где. Он знает, что его задача - это [имеет в виду писать на бумаге] «Чщщуууу-вщить» списать и так далее, да? Поэтому Кришна говорит Арджуне: «Арджуна, действуй как совершенный кассир в этом мире».

00:52:24 То есть «действуй, исполняя свой долг без привязанности. Не пытайся, чтобы тебя хвалили за хорошие дела, потому что духовные и хорошие дела - это твоя обязанность». Да? То есть если бы у нас, например, не было обязанностей - тогда мы могли бы ожидать, а это наши обязанности. То есть это поддержание божественной гармонии - обязанность души. Поэтому не пытайся хвалить... ну... не пытайся опять же сильно ругать, потому что тот, кто обязанностей не знает и не в состоянии их выполнять - он лишен милости Господа. Ведь обязанности исполнять можно только по милости Господа. Мы удивляемся почему, там, Ананда Мой десять лет на алтаре каждый день. Потому Господь этого хочет. Стоит только возгордиться, сказать: "Все, я уже стал крутым" - как тут же... Поэтому только в духовной практике можно себя лишь только... ну как бы... стяжать милость Господа. Как только ты возгордился - все, ты тут же утратил все свои плоды аскез и добра, и духовной практики. Поэтому в «Гите» Кришна учит нас действовать без привязанностей и исполнять свой долг. И в этом мы должны практиковаться. В исполнении долга. И Кришна говорит, что каждый должен в соответствии с его уровнем пробуждения осознать свой долг и исполнять его, ибо действовать долгу другого крайне опасно. Понятно, да? Крайне опасно. Вот такие пироги.

Как понять свой долг?

00:54:01 Последний вопрос на сегодня. [Зритель] Какой долг свой, а какой другого? А то непонятно.
[Махарадж] Ну вот. Сразу же начались вопросы. Это уже...
[Зритель] Как понять какой твой долг?
[Махарадж] Мы сейчас хотим получить инструкцию. И мы хотим, чтобы нам говорили: "Ты подметаешь отсюда досюда", - а дальше, извините, хоть наложено - но там уже не мой долг. Так мы хотим, да? Но так не будет, потому что это долгом не будет. Долг не умещается ни в какие рамки. Так же как сострадание. Мы не можем говорить: "Я вот сострадаю соседу слева, а соседу справа я сострадать не могу". Это нельзя назвать полным состраданием. Поэтому долг - это внутреннее трансцендентное чувство, которое само себя являет. Понятно, да? Когда человек знает свой долг, он знает, что он должен. А попытка ограничить свой долг - это всегда попытка отстраниться. Это… Такая пагубная попытка называется "отречение". Типа: "Моя хата с краю - ничего не знаю".

00:55:30 Но вайшнав, он сопереживает горе других как своё и поэтому он проповедует. Потому что можно кому-то сказать: "Да, мне хорошо. Я тут в Лахте оттопыриваюсь. Я понял свою вечную духовную природу, мне здесь очень хорошо", - но почему мы проповедуем? Мы проповедуем, потому что мы знаем, что другие живые существа страдают в этом мире. И хотя они, может быть, делают вид счастливых людей, там: он едет на Роллс-Ройсе, там, с девушкой, он [делает улыбку на лице] улыбается, она улыбается - они делают вид счастливых людей. Да?

00:56:13 Есть такой бразильский, помните, сериал: "Богатые тоже плачут"? Оказывается, что все люди плачут. Да? И плачут они из-за чего? Из-за отсутствия любви, дружбы. И чем больше они окружают себя материей, тем больше, по сути дела, они пытаются заменить что-то подлинное на что-то внешнее, потому что… Королю все готовы льстить. Ну... Но мы лести хотим или мы хотим подлинного чувства какого-то? И мы увидим, что... Помните: пастух и... Свинопас и пастушка? То есть, принц в сказках Андерсона, он принял форму свинопаса, чтобы получить искреннюю любовь пастушки. Конечно, если бы он пришел там с золотыми зубами в бриллиантах, то пастушка бы тут же, как бы... подмигнула ему одним глазом и все, все было бы хорошо. Но тогда не было бы того, чего принц хотел.

00:57:08 И он очаровал её своими свиньями. И она себе сказала: "Вот это мужик!" [смеется] [смех в зале] Да? То есть он пришел как свинарь. Со свиньями. И тем самым... О чем это говорит? Это говорит о том, что Кришна - Он живет в духовном мире и Он вступает в Лилы преданных не очаровывая их тем, что Он - Бог, а тем, что Он играет на флейте и Он ставит всех на равный какой-то уровень конкуренции, да? То есть Кришна, он не действует как автократ, хотя природа Кришны - это автократия божественная.

Что такое ад?

00:57:57 [обращается к зрителям] Ну что, на этой радостной ноте мы заканчиваем?
[Зритель] А можно про ад поговорить?
[Махарадж] Про что?
[Зритель] Про ад.
[Махарадж] Про свиней? [небольшой смех в зале]
[Зритель] Про ад.
[Махарадж] Про что?
[Зритель] Про ад [акцентирует слово «ад»].
[Махарадж] [выделяет звук «д»] Ад? Ад или ан... Ад.
[Зритель] Что такое ад? Это место, где нет духовной любви?
[Махарадж] Я думаю…
[Зритель] …или туда попадают люди [неразборчиво]…
[Махарадж] Я думаю, мы скоро увидим это, не переживайте. Я вам там все расскажу. [смех в зале]
[Зритель] Я не говорю о форме страданий, я говорю о… конкретно о Боге и Любви. Это то место, где Его нет и…
[Махарадж] Там все доступно. Дхруве Махараджу говорит этот самый... Он говорит, что чувственные наслаждения - они даже в аду доступны. Единственное, что там не помнят о Господе. Вот когда вы видите человека, который полностью, может быть, погряз в мирской жизни и забыл о Боге - он в аду уже находится. Вот что такое ад.

00:59:03 И у каждого свой ад. Для кого-то ад - это жена, для кого-то ад - это муж. Нет, а это, когда ты живешь как эгоист, а вокруг тебя такие же эгоисты. И никто никому не верит. Поэтому говорят, что в аду почему люди страдают? Потому что у них много еды, но длинные ложки. Они не могут своей ложкой попасть себе в рот - слишком длинные. А в раю тоже самое, только святые просто этими ложками друг друга кормят.
[Зритель] То есть это не образ [назревающий смех в зале]? Это реально?
[Махарадж] Там реально такие ложки [небольшой смех в зале] [Махарадж слегка смеется]. У нас на кухне есть адские ложки - можете... [небольшой смех в зале] "Никак, говорит, не могу попасть - щей похлебать. Так хочется. Яшода, можете меня покормить щами?" - и вы сразу же в раю.

00:59:58 [Зритель] Т.е. это состояние сознания, это не место определённое?
[Махарадж] Но состояние сознания - оно место. Бытие же... Сознание же определяет бытие, правильно? То есть сознание определяет бытие? И бытие, оно поддерживает сознание. Да? Когда мы, например, приходим к соседям, и я думаю, например: "Почему у них так пахнет... дерьмом?" [небольшой смех в зале] А они не чувствуют: "Что такое? Где дерьмо?"
[голос из зала - неразборчиво]
[Махарадж] Да-да. Да.

Аллергия на трансцендентное

01:00:32 То есть все воняет. Они говорят: "Чем пахнет?" "Что-то от Вас так пахнет?" Первая жалоба материалистов, что от кришнаитов плохо пахнет: "Вонялки, от которых голова кружится" - правильно? То есть вонялки, от которых кружится голова. Ну вот. То есть это говорит о том, что уже настолько дерьмо стало частью мировоззрения и образа дыхания, что уже благовония дашь - что-то там...ладан, ещё помните: ладаном чертей гоняют. То есть такой человек приходит в церковь, чувствует ладан - и уже: [имеет в виду: как черт в ужасе убегает от ладана] "Аааааааа!!!" - бегает по кругу и так далее. Ну вот. Мы называем это "трансцэндэнтная аллергия" [смеется]:
- А что с этим товарищем?
- У него трансцендентная аллергия.

01:01:26 Был такой случай, значит. Ну, лет сколько там, пятнадцать назад. У нас в Калькутте несколько храмов. Один храм - это бывшее такое Royal Property. Royal - это ну, была ну какая-то royal... Как это по-русски? Ну, аристократическая семья жила. И мы купили очень красивый дом. Этот дом никто не хотел купить, потому что его сквотировали цыгане и хозяева не могли их выгнать. Потому что в Индии такие дурные законы: если там кто-то живет - ну, очень тяжело выгнать. Да? А это поскольку royal property было такое запущенное и в нем сразу же поселились бомжи, то оно продавалось вместе с бомжами.

01:02:07 И Говинда Махараджа его купил. Купил его вместе с бомжами. Ему говорят: "Как Вы бомжей выкурите оттуда? Как»… это самое... Он говорит: "Очень просто - кришнаитами". Ну вот. Бомжи-то они не знали... Ну, там такие цыгане, индусы - они же не знали что... Ну вот. А.. Они же не могли занять все комнаты? И Гурудев говорит Дамодару Махараджу: "Бери пять брахмачари самых таких, занимайте окна - начинайте программы проводить". И вот бомжи - они спят, им хорошо - royal property [смех в зале], все загажено. А они пару комнат, так, развалились. И, представляете, в четыре часа утра - барабаны и поют? [смех в зале] И барабаны... [смеется] Ну вот. И постепенно бомжи стали съезжать один за другим. Причем, без всякого конфликта. Просто: "Все, пипец, я ухожу отсюда". И буквально за несколько месяцев выкурили всех бомжей. Поэтому, в принципе, можем даже такой бизнес открыть: "Выкуриваю бомжей". Вот. Люди будут давать огромные деньги.

Адская эстетика

01:03:17 [Зритель] Все стали петь? [или: Они не стали петь?] [неразборчиво - возможно не этот вопрос]
[Махарадж] А это очень важный момент, потому что когда человек, он входит в это состояние невежества и богоненавистничества - ему ненавистны... Это такое греховное состояние, когда ему ненавистны все проявления духовности в других. Вот его раздражает. И в нас тоже такое бывает. Нас раздражают некоторые духовные люди. Ну вот. Но если говорить уже о более таких, материалистических людях, то такая болезнь, такая греховная - вот это ад. Ад - это не просто когда вы не можете признать что-то позитивное и хорошее и сказать: "Ну да, это хорошие люди". Ну вот. А ведь у материалистов, у них отторжение. Это раздражает! Представляете? Там: "Я - мэр Петербурга, еду в черных очках, с эскортом по Невскому. Смотрю: это - мой дом, это - мой дом, это - тоже мой дом... А тут кто-то идет! Это меня раздражает!" Ну вот такое состояние как бы обусловленности. Ну, мы сейчас не говорим про кого-то где-то. Да? Мы говорим в целом. «Я», «мое», - а тут кто-то что-то. И вот это и есть адское состояние сознания, когда ты себя ограничил. Ну вот.

01:04:38 Но на Востоке, например, там... Например, в Чиангмае там в семь утра или в шесть утра идут из всех монастырей монахи с...эммм.. чашами и жители домов встают, чтобы поддерживать, чтобы дать им еду. Выходят все люди из домов и они счастливы, что вот день начался с подаяния. Представляете, да? То есть вот они хотят начать свой день, они миряне, но подать монахам. И это вот такая культура Азии. Да? Совершенно другой принцип. Там, или в Индии там: благочестивые люди хотят, там, садху пригласить в дом, чтобы накормить и так далее. Вот. Противоположность этому. Поэтому мы живем в таком социуме, достаточно адском. Ну, называя это такой эстетикой. Ну, не хотим эстетику нарушать.

Лучший метод духовной практики

01:05:39 [Зритель] У меня такое впечатление, что святые везде расставляют какие-то ловушки, для того, чтобы другие люди имели неосознанную возможность приобрести сукрити и [неразборчиво].
[Махарадж] Причем недорого приобрести сукрити [смеется].
[Зритель] Приобрести сукрити и начать прогрессировать.
[Махарадж] Как у Вас. У Вас на квартире может быть написано: "Сукрити. Недорого". Харе Кришна. Конечно. Так оно и есть.

01:06:12 Но при этом, все-таки, нам следует помнить о том, что, все-таки, никакими чудесами мы не можем изменить людей. Мы можем в какой-то момент обратить их внимание к чему-то через что-то, через какое-то чудо, но самое большое чудо - это вера, это общение с людьми. Мы не сможем ничем это заменить. То есть мы можем, там, что-то придумывать для внешнего человека, но самое главное - это общение из уст в уста и передача своего какого-то духовного состояния человеку - вот это то, что «bhaktyā sañjātayā bhaktyā» (SB 11.3.31): Бхакти исходит из бхакти. Поэтому очень важно для нас проповедовать, общаться с людьми, проповедовать людям, заботиться о людях.

01:06:54 Представляете, если каждый из нас будет приводить к духовности хотя бы несколько человек? Во-первых, у нас с вами и сразу же заботы будет очень много, потому что эти люди - они же будут нам верить, спрашивать «как жить дальше», и мы будем вынуждены прогрессировать сами. Нам же будет неудобно перед ними. Ну вот. И второе, мы… нам столько много придется изучать, потому что столь многого мы не знаем и не поняли. Поэтому лучший метод духовной практики - это проповедь. И это можно делать в интернете, это можно делать лично, это можно делать, так сказать, здесь, в храме, за пределами храма. Это проповедь. Очень важный момент.

01:07:37 [Зритель] На что нужно будет сделать акцент [далее неразборчиво].
[Махарадж] Об этом в следующей телепередаче. Харе-Кришна. [имеет в виду «выключил телевизор»] «Чик».
[Зритель] [неразборчиво]
[Махарадж] Будет. Для Вас будет отдельная.
[поет] Хари-харайа намах кришна йадавайа намаха…