«Духовность» значит «самопожертвование»

Лахта - 22 October 2011
Истина не подвластна измерению и расчету. Путешествие Дурвасы Муни. Трансцендентный Диоген. Красота правит миром. Даже в сфере религии немало заблуждений. У настоящих святых нет «второй жизни». Атеисты не могут распознать присутствие Господа. Как вступить в контакт с Божественным? Служение Красоте превыше Красоты. Веб-сайт для Сократа. Истинная духовность и мирской позитив. История Лалиты Прии Деви-даси. Проклятие Амбариши Махараджа. В кого верит Кришна? Несовершенства как путь предания Господу . Легко ли прийти в храм? Вайшнавы и практикующие. Самопожертвование – основа подлинной любви. Градусник духовной жизни. Абсолют покоряется любви. Сострадание Шри Чайтаньи Махапрабху. Два великих открытия XX века. Живые легенды.
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:05:15 | качество: mp3 96kB/s 44 Mb | прослушано: 484 | скачано: 534 | избрано: 13
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Истина не подвластна измерению и расчету

00:00:00 Абхирам прабху ки! Джайа! Виджайа Раман прабху ки! Джайа! Анандамой прабху ки! Джайа! …и все бхакты. Это огромное счастье для нас быть здесь в храме. Да, пожалуйста… Вот, Ювати, можно предложить родителям вот здесь замечательное место, или там. Это огромное счастье для нас сегодня собраться здесь в этом храме, потому что сегодня день явления Шрилы Шридхара… вчера был день явления Шрилы Шридхара Махараджа, а сегодня по традиции мы отмечаем его ещё и в субботу. Поскольку в субботу мы не ходим на работу, в субботу мы пытаемся прийти в Лахту.

00:00:45 Лахта – наш духовный центр. Это, фактически, памятник идеям Шрилы Шридхара Махараджа, идеям Шрилы Гурудева, потому что это место, где собираются люди, обсуждают духовные вопросы, очень глубокие и сокровенные духовные вопросы. Это место, где идет поклонение божествам нашей линии, нашей традиции.

00:01:12 Мы можем сказать так, что не существует религии, кроме истины. Поэтому философы давно… всего мира определили, что бесполезно говорить о том что такое истина. Потому что когда мы говорим что такое истина, мы всегда будем наделять её качествами. Но если мы скажем по-другому вопрос… то философы поставили вопрос следующего порядка – кто такая Истина? Кто такой Истина? Ну, и конечно же философы пришли к пониманию того, что, все таки, истина – Бог.

00:01:46 Тогда возник вопрос: какими качествами мы можем наделить Бога? Здесь вступает Шрила Шридахара Махарадж. Он говорит о том, что о каких бы качествах мы не говорили, даже о божественных, мы всё равно будем сравнивать это с собой. Еще Сократ объясняет своим ученикам о принципе восприятия мира и говорит о том, что люди любят припоминать то, что помнят, или сравнивать себя – «вот я относительно дерева», «я относительно океана». И мы говорим: «Вот, относительно меня дерево высокое. Относительно меня океан безграничный». Но этот метод до определённой степени ущербен, потому что очень трудно мерить… Понимаете, как… Помните: вычисления – фиты, дюймы и инчи? Кто знает что такое [имеет ввиду (англ.) «feet»] фит? Фут. Фит. Фут. [спрашивает зрителей] Что такое фит или фут? [ответ зрителя] Нога. [Махарадж] Стопа. Ступня, да? Тогда: «Давайте померяем Божественное? Сколько футов Божественное?» Мы поймем, что вот так – лилипутскими шажками – божественное возможности у нас… Давайте тогда перейдем на метры, нанокилометры, дециметры и т.д.

00:03:02 И мы понимаем, что Веды говорят о разных мерах. Это, например, йоджаны. Йоджанами меряется вселенная. Или, как мы говорим, световые годы и т.д. Но когда речь идет о Боге, увы, и йоджанами невозможно померить, промерить Бога. Невозможно промерить Его никакими объективными рамками, потому что Он за пределами всего объективного. Поэтому, когда речь идет о боговосприятии… В данном случае мы будем вынуждены с вами сложить все свои полномочия – сложить все свои мерки, дециметры.

Путешествие Дурвасы Муни

00:03:38 И… Такая была одна история о том, как Дурваса Муни, великий йог, попал во Вриндаван. Он увидел маленького мальчика Кришну. И Дурваса подумал: «Хмм… - ну, будучи йогом, - Кришна… Интересно, на тебя ли медитируют все йоги?» И когда он подошел к Кришне, то Кришна, естественно, как дети, кривлялся. Знаете, как дети? Кришна играл роль маленького ребенка. Если вы подойдете к ребенку к маленькому, что он будет делать с вами? Он будет: [изображает всезнающего, всемогущего властелина, Бога] «Отец, зачем ты пришел ко мне? Интересует ли тебя высший смысл?» Естественно, дети… им не свойственно говорить так. Если здесь есть те, у кого есть дети, они знают, что дети, там… Они [изображает кривляющегося ребенка]: «Ээээаэааэаэ!!!» [смеется] И то же самое произошло. Чем ближе приближался Дурваса к Кришне, тем больше он видел, что Кришна в этот момент занят очень серьезной детской игрой. Кришна сидел и говорил типа [изображает кривляющегося ребенка]: «Ээээаэааэаэ!!!» Ну, вот.

00:04:39 Дурвасу, конечно, это очень беспокоило и напрягало, потому что он шел своими методами постижения истины, аналитическим умом, методом погружения и т.д. Как великий ученый, мудрец он хотел все-таки понять, перед ним ли сидит Абсолютная Истина. В это время Абсолютная Истина [изображает кривляющегося ребенка] «Ээээаэааэаэ!!!» - вот так, вот, делала [смеется]. Дурваса был очень возмущен. Но Кришна сделал ещё очень круче. Кришна открыл рот и сказал ему: «Аааааааа!». Дурваса посмотрел Ему в рот. И Дурваса увидел во рту все вселенные. Он увидел, как он [имеет в виду «моментально переместился»] «Уууоооп!», и попал в рот Кришны.

00:05:20 И Дурваса бродил во рту Кришны миллиарды лет. Он попадал из одного мира в другой. Он попадал из одного плана бытия в другой. В это время Кришна продолжал делать [изображает кривляющегося ребенка] «Аааааа!»

00:05:32 Вчера, когда мы говорили о Эйнштейне, о законе… Эйнштейн всегда говорил о том, что место и пространство нужно рассматривать в категориях, одновременно. Когда Эйнштейна спросили: «А что Вы сейчас придумываете?» Эйнштейн сказал: «Вот сейчас я думаю о том, что Вы даже не можете представить себе. Даже не можете представить себе». Но Эйнштейн был одним из, таких, муни-риши мудрецов, который мог представить место, пространство. В данном случае Дурваса внутри Кришны пробродил миллиарды лет, и потом Кришны просто его «Тьфу» - выплюнул. И [изображает кривляющегося ребенка] «Ааааааа!» - продолжал сидеть. Дурваса понял, что «Я пробродил там миллиарды лет, но относительно Кришны это была одна секунда. Было ли это правдой? Или это моё дежавю? Или мне показалось, что я попал к нему в рот и прошел миллиарды вселенных».

00:06:24 После этого, естественно, ошарашенный Дурваса сидел, как йог, и долго чесал свою седую бороду на берегу Ганги. В результате он сделал вывод, что «Я не смогу понять субъективное, высшее своими несовершенными чувствами».

Трансцендентный Диоген

00:06:41 И когда мы говорим о Шриле Шридхара Махарадже, то можем сказать: «Давайте сравним Шридхара махараджа, например, с Сократом или с Энштейном? Давайте сравним его с Мухаммедом или с Христом?» И… Даже в наших сравнениях мы не сможем до конца выяснить истину о нем. Ведь Сократ, Эйнштейн и прочие другие – были те, кто стремились к постижению истины. В первую очередь они запомнились нам как искренние личности. Поэтому в сравнении мы можем сказать: «Да. Шридхара Махарадж был не менее искрений, чем они». Но когда мы говорим «до какой степени кому истина открылась», то увидим, что Шрила Шридхара Махарадж имел несоизмеримо глубочайшее понимание истины. Гораздо более глубокое, чем было у Сократа, хотя он за своё понимание заплатил жизнью. Гораздо более детальное, чем у Эйнштейна, хотя Эйнштейн заслужил все нобелевские премии, и его портрет в каждом университете. Он говорил ещё о более глубоких рассуждал вещах, чем Христос, хотя Христос одним только своим самопожертвованием на протяжении тысяч лет привлекал искренних душ, и они считали его Богом. Гораздо более глубокое понимание, чем у Мухаммеда, которому удалось под своими знаменами сплотить весь арабский мир.

00:08:09 В этой связи я могу сравнить Шридхара Махараджа, пожалуй, с Диогеном. Знаете ту историю, когда Диоген сидел и мыл гнилые овощи в речке? Мимо шел придворный философ и сказал Диогену: «Ага! Вот видишь? Если бы ты научился, так же как я, льстить императорам, тебе не пришлось бы довольствоваться гнилыми овощами и мыть их в речке». В это время Диоген абсолютно спокойно, очищая, так сказать, ногтем гнилой баклажан, сказал: «Дорогой друг, если бы, так же как я, ты научился поддерживать своё существование даже самыми скромными гнилыми овощами, тебе не пришлось бы потратить всю свою бесконечно долгую жизнь на лесть императорам». Придворный философ, конечно, подвис. Ему нечего было ответить. И действительно. Представьте: потратить всю свою жизнь, чтобы обманывать обманщиков, чтобы льстить льстецам и в итоге потерять себя. Или же довольствоваться чем-то небольшим, но иметь полную способность погружаться в мир бесконечного сознания.

Красота правит миром

00:09:20 В этой связи Шрила Шридхара Махарадж сказал: «Нам кажется с вами, что мы живем в большом мире. Но не только глобалисты, все остальные знают, что наш мир очень маленький». Нам кажется, что эта объективная реальность - называется «От Петербурга до»… до куда там… «до Владивостока. И от Владивостока до Токио» - это огромная реальность. Но Шрила Шридхара Махарадж сказал: «Это маленький объективный мир. Это как скорлупа истины». Да. Если сравнить истину с яйцом, с сутью, с центром, ты мы с вами находимся у скорлупы.

00:09:56 И он сказал о коперниковской революции. Помните, коперниковская революция с чего началась? До Коперника люди представляли, что все крутится вокруг них. Представляете, да? Мы с вами находимся на итогах коперниковской революции, которая называется «демократия». А что такое «демос»? «Демократия» - подразумевается, что все - для человека, все – во имя человека. Все должно крутиться вокруг человека. Но в демократии не возникает вопрос «А какой человек?» Несовершенный человек. Человек полный пороков. Человек, который совершает ошибки, который обманывает себя, обманывает других, обладает несовершенными чувствами. Или же человек совершенный.

00:10:48 Так вот. В отличие от современного представления коперниковского – все должно крутиться вокруг нас с вами… Но проблема только знаете в чем? Очень тяжело двум человекам стать царем. Поэтому в Украине один отправил вторую шить варежки [смеется] и т.д. Все возмущены. Но если сказать честно, все же вокруг человека. [смеется] «Вы же меня сами выбрали. Вы не думали, что я трижды преступник и три раза сидел в тюрьме. Но методы мои остались те же самые». Поэтому мы видим, что мир демоса, мир демократии, мир того, где стоит в центре человек, всегда построен на том, какой человек. Ведь мы все с вами с удовольствием готовы отдать все свои голоса, всю свою веру, все своё какому-то совершенному человеку, кому мы верим и говорим: «Он сможет привести нас к истине».

00:11:56 И поэтому Шридхар Махарадж говорит: «Все наоборот. Если коперниковская революция считала, что все крутится вокруг человека, давайте будем крутиться немножко по-другому». Мы так и так все с вами крутимся в этом мире. Да? И даже среди нас есть те, кто крученые. Он сказал: «Давайте будем крутиться вокруг Бога. Давайте все будет вокруг Кришны крутиться».

00:12:21 Кришна – источник красоты. Сахаров сказал: «Красота спасет мир». Пускай божественное будет вокруг красоты, гармонии. Пускай источником всего, центром всех мерил, центром всего существования будет не тот самый человек, который обладает несовершенными качествами, а будет тот самый Господь, который обладает любовью, гармонией и совершенством.

Даже в сфере религии немало заблуждений

00:12:48 Но кто-то может сказать: «Да, Вы знаете, это прекрасная идея, то, что Вы говорите. Но, увы, Бога никто не видел. Его никто не знает». Мало того если дальше мы возьмем другую религию, то мы увидим, что мы вынуждены иметь дело с посредниками. Такова бесконечно ужасная истина, что вся проблема состоит в том, что каждый, кому не лень, пытается выдвинуть себя, как посредник между Богом и человеком. И есть основная проблема. Тогда мы можем сказать: «Да, действительно…» В эпоху девяностых, - я помню, - на Украине были такие, чудеса… Обменный пункт. Ты приходишь, поменял там сто долларов, и тебе дали фальшивые гривны. Через пять минут местная милиция тебе объясняет, что здесь никогда не было обменного пункта. [смеется] Обменный пункт подвезли с утра на машине, [неразборчиво] обменял деньги, а местная милиция… её задача объяснять, что [говорит с украинским акцентом] «Никакого обмэнного пункта здэсь нема».

00:13:52 Поэтому если учесть с точки зрения, что человек склонен к заблуждению себя и обманывать других, мы можем сказать: «Да. Демократия – где слепые ведут слепых». Но религия – где слепоглухонемые пытаются объяснить другому человеку, [смеется] что «никакого обменного пункта не было». Именно по этому Коперник так нетрадиционно… Коперник и Джордано Бруно [смеется] и многие другие, попав в сети религиозного тоталитаризма, были поджарены на кострах.

00:14:31 В этой связи нам с вами придется хотим мы или не хотим, чтобы не ошибиться, выбрать такую стратегию – мы будем вынуждены думать всегда. Не будет времени, когда мы не будем анализировать. Единственное, если вы хотите не анализировать ничего, вы должны будете пойти… Ну, в Москве это называется Кащенко, в Петербурге – Скворцово-Степаново. И устроившись там, где все будут за вас делать медсестры. Вы будете заниматься одним функционалом - брать конверты и [хлопок в ладоши] заклеивать. Но даже этот функционал всё равно будет [выстает] в том, что надо будет принимать решения. По некоторым конвертам нужно будет два раза провести языком.

00:15:30 И поэтому бравый солдат Швейк, когда он попал в сумасшедший дом… Даже в сумасшедшем доме он увидел соседа, который представился и сказал: «Кирилл и Мефодий», - и пожал ему руку. Тогда бравый солдат Швейк чуть позже, подружившись с ним, задал ему вопрос на ухо. Он сказал: «Почему Кирилл и Мефодий?» И сосед сказал: «Кирилл и Мефодий, чтобы получать двойную порцию». [смех в зале] Даже безумство в этом мире будет связано с прагматизмом и со здравым смыслом.

У настоящих святых нет «второй жизни»

00:16:09 Поэтому, когда речь идет о постижении божественного, духовный, сумедхаса, буддхи-йога, божественный здравый смысл подскажет нам, что необходим посредник и гуру. Чем больше мы будем узнавать у гуру, тем больше гуру будет сдавать себя и оголяться перед нами. Ведь, чем больше мы будем узнавать о божественном, тем больше у нас появиться возможность определить, настоящий ли перед нами Гуру или нет.

00:16:42 Поэтому Шрила Шридхара Махарадж ни от кого не прятался. [прославляет Божеств храма] Джайа Шри-Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава Джиусундар ки. Джайа. Шрила Шридхара Махарадж не пытался жить таким образом, что «на выступлении, на лекции я другой». У Шрилы Шридхара Махараджа была только одна жизнь. Мы с вами свойственны иметь много масок. Эти маски… Часто какие-то очень сокровенные маски… Например, там, любая красивая девушка не любит показывать свою маску стервы. Но уверяю, что такая есть у нее. [смеется] Ну, вот. И даже ей не очень хочется одевать эту маску. Но время от времени, когда нужно смотивировать своего мужа, который явно не философ и не Сократ, а он просто [смеется] завис у телевизора, она одевает эту маску и дает ему мягкого пинка. И он ей говорит: «Так вот ты какая на самом деле, Снегурочка», - и бежит в магазин.

00:17:51 В этой связи мы можем сказать так, что у нас есть множество разных масок, и мы вынуждены их одевать. В независимости от… Мы даже иногда должны носить свою маску умного человека. К ней есть специальный антураж: очки, книга, шляпа. Любого дурака… Если одеть на него очки, шляпу [смеется], дать ему какой-то антураж, глобус в руки, мы увидим, что «Почти что умный человек. Если бы я не знал его, я бы точно подумал, что он умный человек». Именно поэтому клоуны выходят в столь нелепых нарядах, чтобы показать, что мир масок сплошь и рядом.

Атеисты не могут распознать присутствие Господа

00:18:35 Но те самые редкие души, которые обладают глубоким духовным прозрением лишены необходимости носить маску. Ведь для них существует лишь только адвайа-гйан, одна истина. Эта адвайа-гйан, хотя и проявляется как Брахман, сознание, божественное сознание, Парам-атма или сущее в каждом, божественное сознание, т.е. каждый атом наделен сознанием… Представляете, с чем мы имеем дело, с каким феноменальным миром мы с вами имеем дело, что каждый атом наделен сознанием? Мы говорим: «А. В нас вирусы, клетки, бактерии». А представляете, каждая клетка, каждый вирус, каждая бактерия – ещё и душа, это атма. И атма и параматма прибывает во всём. Фактически... Поэтому, когда Прахлада махарадж беседует со своим отцом материалистом Хираньякашипу, Прахлада махарадж говорит своему отцу: «Я вижу Божественное во всём», - а отец говорит: «Да где Бог? Покажи мне Бога. Где Бог? Где Бог? Если я его увижу, я его убью».

00:19:50 Или есть ещё более демоничная идея. Эта демоничная идея такова, она звучит примерно так: «Господь, если ты здесь, брось на меня камень и убей меня!» [щелкает пальцами] «Видите? Ничего не произошло. Аа-ха-хаа! Значит его нету». Представляете, да? Это, кто-то выбегает к нам сейчас сюда в зал - какой-то муравей - и орет: «Горыыы! Если вы здесь, затопчите меня!» Мы говорим: «Что такое там? Что такое?» «Горыыыы! Затопчите меня! Что ж вы?! Испугались?!», - и убежал радостный.

Как вступить в контакт с Божественным?

00:20:30 Поэтому очевидно лишь только одно – то, что не в коем случаем мы не можем определять божественное по принципу «до какой степени Божественное вступило с нами в контакт». Ведь для того, чтобы божественное вступило с нами в контакт необходимо создать условие. А условие того, что Божественное вступило с нами в контакт лишь будет одно. Это абсолютно то же самое условие, универсальное, которое существует везде и всегда. Любая девушка скажет, что она не вступает в контакт, когда видит коробку шоколадных конфет или букет цветов. Типа: хотите познакомиться с девушкой, возьмите цветы и шоколадные конфеты. Как только девушка увидит их у нее [смеется] потекут слюни и она, как герой фильма «Zombi land» подойдет к вам [изображает зомби]: «Ааааа… Давай сюда». [смеется]. Можем даже разместить рекламу в интернете: «Хотите познакомиться с девушкой, ходите с коробкой шоколадных конфет подмышкой и помахивайте цветами». Но это не так. Искренняя заинтересованность друг в друге искреннее проникновение к личности друг друга является единственным условием нашей дружбы, любви и дальнейших отношений.

00:21:53 Я всегда говорю: «Торговля – двигатель общения». Почему? Люди, на самом деле, выбирают какую-то общую реальность [говорит с одесским акцентом]: «Ой. Що вы продаете? Сэмэчки? А по чем они?», - а сами смотрят – какая она красивая торговка семечками [смеется]. А она такая – у нее такие… маленькие перчатки, толстые пальцы… Это в Одессе происходит на привозе. Она думает [говорит с одесским акцентом]: «Ох! Какой это… такой, вот… Он ОЧЕНЬ красивый!», - маленький, толстый, с таким носом… [смеется].

00:22:26 Даже самые порой неказистые и неприятные люди, на самом деле, находят друг в друге что-то очаровательное и что-то прекрасное лишь только по одной простой вещи – искренняя способность общения, искренняя способность обмена чувствами – то, построено в основе отношений всех живых существ. Кем бы они ни были, какую бы социальную, профессиональную, политическую ориентацию они ни занимали, происходят чудеса: женятся атеист и верующий; национал-социалист полюбляет негритянку; еврей вступает в дружескую связь, играя в шахматы, например, с каким-то там… антисемитом, и в итоге становятся лучшими друзьями. Лишь только по тому, что общая реальность и попытка проявить друг другу чувства сердца.

00:23:30 Так вот, когда мы говорим об отношениях с Кришной, мы понимаем, что никакие внешние атрибуты, никакие внешние разногласия нас и Бога… Например, разногласия наши с Богом могут быть таковы: Он бесконечно велик, а я бесконечно мал. Типа: «А шо нам с Ним вместе делать? У Него все, а у менэ ничего». Нет. Шридхар Махарадж объясняет: великое Безграничное может явить себя малому и [безграничному] посредством любви. Есть только одно средство. Безграничное вступает в отношения с ограниченным лишь только по его безграничной потребности любви. И даже у каждого из нас, какими бы маленькими мы ни были… Даже маленькие дети. Их потребность в любви безгранична. Наша потребность в любви безгранична. Так или нет? И наша потребность в любви состоит в том, что мы ищем всегда Безграничное, мы ищем абсолютную дружбу, мы ищем абсолютное понимание, мы ищем абсолютную любовь.

Служение Красоте превыше Красоты

00:24:37 Теперь вернемся к личности Шрилы Шридахара Махараджа. Ведь поскольку мы с вами ищем любовь, взаимность, дружбу, возникает вопрос: можно ли найти эти отношения более глубокие, более подлинные с кем-то другим, кроме Бога? И тогда слово Бог уйдет на задний план. Ведь когда мы говорим о Боге, которого мы вынуждены с вами, как я уже говорил в начале нашей лекции, наделить качествами, мы увидим, что Он обладает качествами. Его главное свойство – красота. Мы с вами стремимся к красоте.

00:25:18 Но ещё больше, чем красотой, мы очарованы теми, кто способны пожертвовать себя красоте. Когда мы смотрим фильм «Гладиатор»… Помните, да? …или любой другой фильм, где существует герой. Оказывается так, что герой, даже в какой-то степени не может быть физически красивым человеком, но его способность отдать свою жизнь ради чего-то высшего очаровывает нас. Поэтому в категории Кришны и Его спутников – преданных, мы будем в первую очередь с вами очарованы святыми, преданными. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху, когда беседует с Рамананда Раем в легендарной беседе «Рамананда-самваде», задает вопрос. Он говорит: «Какова самая сильная разлука в мире?» И Шри Чайтанья Махапрабху говорит, что самая великая разлука – разлука с преданным.

00:26:13 Немногие из нас знали Шрилу Шридхара Махараджа. Можно сказать, никто не знал. Но многие из нас знали Шрилу Гурудева в той или иной степени. Для многих из нас явление Шрилы Гурудева было непосредственным подтверждением того, что та истина, которую мы ищем, существует. Потому что в Его личности сформировалось все прекрасное, все совершенное.

00:26:38 Шрила Гурудев никогда не пытался назначить какому-то человеку какое-то служение. Он никогда не говорил: «Ты делаешь то. Ты делаешь это». Шрила Гурудев всегда говорил – любовь к Богу и служение – совершенно добровольное качество.

00:26:56 Но мы увидим, что поскольку Он был прекрасной личностью, такие люди, как Лалита, Ямуна и другие наши братья и сестры, которые были молодыми, красивыми, перспективными… Например, Лалита познакомилась с Ним в 83-м году… Прошу прощения, в 92-м году, и поехала и потратила 20 лет своей жизни с Ним в Индии. Она не получала никакие зарплаты, никакие бенефиты. Молодая девушка, которая могла… из богатой семьи американской, сделать себе карьеру, выйти успешно замуж, поехала и посвятила свою жизнь духовному учителю. И то же самое произошло с многими людьми, которые сидят здесь – с теми людьми, которые решили построить свой храм или прийти [жизнь] и отдать свою энергию на кухне, в студии и т.д. и т.п.

00:27:51 Почему эти люди сделали такой добровольный выбор, такой невыгодный добровольный выбор с точки зрения материальной? Да потому, что их чувство, их глубина понимания того, что служение истине – единственное ради чего стоит жить. Это единственное, ради чего стоит умереть.

Веб-сайт для Сократа

00:28:11 И вот сегодня мы обсуждали один из проектов нашего веб-сайта. В категории проектов веб-сайта я говорил: «У нас есть прекрасный веб-сайт «Аудиоведа». Великолепный веб-сайт. Там написано о том, как жить с точки зрения ведической культуры. Но нам нужно сделать ещё один веб-сайт, на котором написано, как умереть с точки зрения ведической культуры. Потому, что веб-сайт «Аудиоведа» для тех, кто хочет жить в этом мире – рано вставать, качественно питаться, изучить философию семейных отношений, постичь принципы гармоничного взаимоотношения с окружающими и т.д. и т.п. Но это не было бы любимым веб-сайтом Сократа [смеется]. Любимым веб-сайтом Сократа… …состояло в том бы: ради чего отдать свою жизнь.

Истинная духовность и мирской позитив

00:29:07 Есть горький опыт русского народа. Но этот горький опыт русского народа состоял всегда в том, что идеи всяких Достоевских и других писателей не были непонятным мировоззрением. Каждый человек, который жил в России, который под влиянием Сатурна, тяжелой депрессивной жизни, где революции, катаклизмы… Тяжелейшие условия жизни заставили людей уйти внутрь.

00:29:39 Большинство людей – русские художники, писатели и философы – никогда не были позитивистами. Вы никогда не увидите в них, например, статью Луизы Хейли, что «Я выхожу из метро «Черной речки» и начинаю любить всех и каждого [смех в зале], начинаю обниматься с прохожими, целовать их, благословлять» и т.д.

00:30:08 Некоторые поверхностные люди считают, это и есть духовность. Представляете, да?
- Чем занимается Виджай Раман?
- Практикует духовность.
- А что это такое?
- Ездит на метро «Черная речка» и по два часа в день обнимается со всеми.
[смех в зале]. Или, например, стоит на выезде экскалатора с табличкой «Я очень духовный человек. Кто меня обнимет сегодня?» [смех в зале, смеется]. Хотя… Если вы попадете куда-нибудь - в Калифорнию или в Австралию – увидите, что люди в большинстве считают, что именно этим и нужно заниматься, проявляют своё духовное чувство.

00:30:45 Но не в России. В России нет… Даже, знаете как… Помните этот… Бэтмен, который задет вопрос: «Why so serious?» - такой… с таким лицом, с висящими гранатами. Он говорит: «Why so serious?» - «Ребята, почему такие серьезные?» Потому что мы говорим о другом проявлении чувства любви. Поэтому России, в особенности Петербургу… Одно из самых депрессивных мест России – Петербург, где живут самые депрессивные люди. Им свойственно интравертное понимание. [изображает интравертность, депрессивность] «А о том ли солнце идет речь, которое мы видим в мае?» [смеется].

00:31:32 Это говорит о том, что люди думают другими категориями. Они понимают, что мир, который существует перед нами, и мир, который находится в глубине сознания – два разных мира, два совершенно разных мира. Мы увидим, что в мире гения-интраверта гораздо более цветного, прекрасного и совершенного, чем в сером мире. Именно по этому в Петербурге было много писателей, художников и, даже, писателей фантастов. Помните, такой – Вадим Шефнер? Потрясающий писатель-фантаст. В Советском Союзе он жил в очень стесненных обстоятельствах. Но в своем мире сознания фантазий он мог уходить очень далеко.

00:32:23 Это делали писатели. Это делали художники. Это делали очень многие творческие люди. В особенности они делали это тогда, когда вообще невозможно было ни с кем делиться. Ведь… Подумайте: мы сейчас с вами сидим в этом месте, а ровно пятьдесят лет тому назад могли вполне приехать очень позитивные ребята на «воронке». Меня бы они расстреляли, а вам бы предложили следующее. Первое: либо записаться в агенты и говорить то, о чем думают ваши соседи по коммунальной квартире; либо вам прямо здесь и сейчас начнут колоть «Аминозин» [смех в зале]… Зря смеетесь. Так и было. …колоть «Аминозин», от которого вы никогда уже не будете нормальными. Это вот, как раз, наши гости из Смоленска… Они знают.

История Лалиты Прии Деви-даси

00:33:17 У нас есть одна из преданных Смоленска. Она была главврач больницы. Эта больница называлась «Больница принудительного лечения». На самом деле это была коммунистическая больница, где делали из людей сумасшедших. Знаете, да? представляете? Будучи молодой, красивой женщиной, она попала в больницу, где она была одним из ведущих врачей. Она не знала, что больница управляется военной системой, и, в конечном итоге, рецепты выписывает военный врач.

00:33:45 И туда приводят одного из кришнаитов. Это тогда был Ашутош. Там тоже отлежал Ананта Шанти – один из первых, первый санньяси русский, проповедник. Ананта Шанти там… Ему повезло меньше. И вот. Представляете, да? Этой красивой женщине говорят: «Вот этому молодому человеку надо вколоть вот эти лекарства». Она говорит: «Так он же от них с ума сойдет». А ей говорят: «Ты, чего, стажер?» Она говорит: «Да». Он говорит: «А ты, чего, не понимаешь, что из этой больницы никто здоровым не выходит?» И она идет колоть этому молодому человеку эти лекарства.

00:34:21 И как доктор она должна провести небольшую церемонию. Она говорит: «Почему Вы вегетарианец?» - и они начинают разговаривать. И, ещё в советские времена, за очень короткое время он начинает ей проповедовать. И она понимает, всё, что этот человек говорит – правда. И вдруг она понимает, что не… если сейчас она будет колоть этому человеку, молодому человеку, это лекарство, и через три месяца он будет инвалидом, это будет лежать на её совести. Но она знает, что если она не будет этого делать, она окажется вместе с ним.

00:34:58 И вот эта женщина, главврач, всеми силами и возможностями Ананта Шанти и других преданных, ну, которые были… Представляете, она им аскорбиновую кислоту вкалывала, ещё что-то. Т.е. она фактически продержала этих людей в сумасшедшем доме, где они должны были выйти полностью сумасшедшими, и спасла их жизни ценой своей. Позже, через много лет спустя, она приехала сюда и получила посвящение у Говинды Махараджа.

00:35:30 Ее вера была такова, что она прошла невероятные испытания, невероятна возможность в сознании Кришны. Она выдержала все ужасные испытания, которые были. Когда я говорил с Ананта Шанти, он лежал в той же больнице, он мой хороший друг, он сказал: «Да. Это была великий врач. Это была хрупкая женщина, которая не боялась КГБ’шников главных врачей». И она по-прежнему… [спрашивает зрителя] Она жива еще, да? [ответ зрителя] Жива. [Махарадж] Жива, да? Она время… [зритель] Дочь получила инициацию. [Махарадж] Она время от времени принимает. Но когда я вижу ее… Знаете, такая, прекрасная, русская, благородная женщина такого, дворянского образа. Знаете, как белая… Очень благородная женщина. И я понимаю, что вот эта личность… С моей точки зрения это великий человек, потому что он прошел через определённые… через определённые испытания, но, при этом, под страхом собственной жизни он не пал, он не предал.

Проклятие Амбариши Махараджа

00:36:36 И в этой связи мы говорим о том, что… Ведь нам с вами очень повезло, что здесь, в Сознании Кришны, мы можем обсуждать все эти вещи. Говоря о личности Шрилы Шридхара Махараджа, мы возвращаемся к беседе Дурваса Муни и Амбариши Махараджа в «Бхагаватам». Дурваса Муни был великим йогом, но он так и не смог понять, кто такой вайшнав. Амбариши Махарадж был раджа-риши. Он был царем-грихастхой. Но Дурваса Муни, будучи гордецом, - что у него, так сказать, титулы, атрибуты монаха, йога, а Амбариш Махарадж – всего лишь на всего верующий царь, - проклял Амбариша Махараджа. И результатом этого вишну-чакра должна была его уничтожить. Куда бы он ни пытался скрыться, в каком из миров - мир Шивы, мир Брахмы, мир Индры, все божества говорили: «Я не могу тебя защитить, потому что это вишну-чакра».

00:37:40 Когда, в конечном итоге, Дурваса добрался до мира Вишну, т.е. он был вынужден перейти из материи в мир трансцендентного, но в мире трансцендентного Вишну ему сказал: «Брат, извини, но я тоже ничего не могу сделать». Он сказал: «Как?» «ye me bhakta-janāḥ pārtha / na me bhaktāś ca te janāḥ / mad-bhaktānāṁ ca ye bhaktās / te me bhakta-tamā matāḥ» (Ādi Purāṇa), - «Поскольку ты не обладаешь верой в вайшнава, в тебе нет понимания кто такой вайшнав или невайшнав, ты неквалифицирован, ты совершил апаратху, оскорбление… Ты, будучи великим йогом тем не менее подвержен одному из качеств живого существа – быть в иллюзии, обманывать себя, обманывать других и обладать несовершенными чувствами. Но ты забыл о том, что вайшнав, его личность полностью трансцендентна. Поэтому до тех пор, пока ты не придешь, не найдешь Махараджа Амбариша, не получишь его прощения, ты не сможешь избавиться от моей чакры. Но пока она ещё не долетела… Я могу, так сказать на джойстике управлять ей [смеется]. Пока она ещё не долетела, у тебя есть шанс».

00:38:45 И вот. Амбариш Махарадж прибывает там, в своем царстве. Дурваса приходит к нему, падает в ноги. И по пути он думает: «Ведь я оскорбил этого великого царя. Я бы вообще никого не простил». Представляете, да? «Я». Эго. Но когда он падает в стопы Амбариша махараджа, Амбариш Махарадж говорит ему: «Прабху, поднимитесь, поднимитесь. Свамиджи, поднимитесь с колен. Что… Как… Как я Вам могу служить?» И Дурваса полностью по-другому уже посмотрев на эту личность говорит: «Это как это??? Я иду просить прощения у того, кто задает мне вопрос, как он может быть моим слугой». В этот момент Дурвасе приходит откровение, и он начинает понимать личность вайшнава.

В кого верит Кришна?

00:39:35 И простив… Получив прощение, он видит, что чакра останавливается, и он слышит слова Вишну. Он слышит слова Вишну, которые Вишну говорил ему прежде. Вишну говорил: «Пойми, Дурваса, даже Я сам, будучи Верховным Богом, не попадая ни под контроль никакой энергии, полностью очарован своей внутренней энергией сварупа-шакти». Радхарани, гопи, чистые вайшнавы, все богоугодники являются единственным объектом моего поклонения.

00:40:12 Кришна говорит: «Все верят в меня. А во что я верю? Я верю в святых» . Господь говорит: «Святые – единственное, ради которого я живу. Я сам себя дать не могу». Понимаете, сама «Кока-Кола» себя не продает. Только через дистрибьюторскую сеть. «Но моя дистрибьюторская сеть построена таким образом, что даже я сам себя, будучи безграничным»… Ну, представьте, разговоры: «Иду по Нью Йорку. «Пам!» - Вишну мне явился: «Поверь в Меня!» Ты Ему: «What do you smoking?» [выдыхает дым] Он: «Нет-Нет, я не галлюцинация, я и есть Господь Вишну. Тронь меня пальцем. Я настоящий. Хочешь, я напечатаю тебе бесконечных долларов? Что ты хочешь, чтобы я сделал?» Так это происходит? Нет. Это происходит не так.

Несовершенства как путь предания Господу

00:41:01 Происходит, как правило, когда где-то появляется какая-то личность. Эта личность, как правило… Вы знаете одно из правил драматургии? Одно из правил драматургии состоит в том, что совершенная личность должна обладать изъянами. Помните «Кун-фу панда»? Тайлунг только собрался убить мастера Шифа, как вдруг поднимается [тяжело дышит] Кун-фу панда, задыхаясь.

00:41:36 Почему идея Кун-фу панды столь привлекательна? Она столь привлекательна не потому, что легко стать Кун-фу пандой. Все эти свиньи, гуси, которые там бегали, не стали. А идея Кун-фу панды проявлена в том, что оказывается всё, что нужно – вера и преданность. Это не десять черных поясов по философии и не пять черных поясов по риторике и т.д. Нет. Мы увидим, что самые великие герои, как правило, самые слабые люди. В особенности в религии.

00:42:13 И мы увидим, что наоборот. Когда Христос говорит своим гордым ученикам, таким как Петр, Павел… Он говорит: «Вы меня продадите очень быстро. Три раза». Они говорят: «Да не может быть, мы же такие преданные». Он говорит: «Ты преданный? Ты думаешь, что ты преданный? Ты преданный в своих самооценках». Мы очень хорошо себя переоцениваем. «В реальной жизни ты просто предатель. Но не переживай, это не страшно. Ведь это не вопрос твоей веры в меня. Ты здесь потому, что я верю в тебя. Даже если ты не обладаешь верой в меня, это вовсе не значит, что ты совершенен или несовершенен». Кришна говорит: «Это моя вера. Это я верю в вас, поэтому вы сюда пришли. Если бы я в вас не верил, вы бы никогда обо мне не узнали». Кришна говорит так. Он говорит, что «Меня не знают ни боги, ни демоны, ни мудрецы. Поэтому, если бы я не верил в вас»... Представляете, да, какая идея? Кришна верит потенциально в каждого здесь сидящего.

Легко ли прийти в храм?

00:43:20 Вы скажете: «А как по поводу соседей?» Ко мне приходит один парень, таджик. Здесь часто пьяный гуляет. Я с ним иногда беседую о смысле жизни, когда прохожусь. Он говорит [изображает голос пьяного]: «Там соседи… Они хотят зайти в храм поесть пирожков» [смех в зале]. Я говорю: «Это хорошо. Это замечательно. Но пойми такую вещь: я понимаю, что ты с ними бухаешь, и вам надо иногда закусить пирожками. Это нормально. Это не проблема. Но проблем а в том, что вы не можете зайти в храм». Он говорит: «Почему?» Я говорю: «Потому что у вас нет веры. Поэтому, даже зная, что здесь бесплатные пирожки, которыми можно закусить чарку, вы сюда не придете. Не думай, что так легко прийти в храм за пирожками» . И действительно, мы видим, что у людей масса комплексов неполноценности.

00:44:30 А ещё есть такой момент: что заставляет тебя прийти здесь и полностью поклониться Господу? Вы думаете, это так легко? Даже те, кто сидят и слушают «Аудиоведу» или ещё какие-то веб-сайты, читают книжки… Вы что, думаете это так легко – прийти и склониться? А вы думаете, что ещё легко прийти, склониться и начать служить духовному учителю? А Шридхара Махарадж бил палкой Говинду Махараджа. И когда он бил палкой Говинду Махараджа, знаете, что делал Говинда Махарадж? Он ближе подходил. Шридхара Махарадж говорил: «Что же ты не убегаешь от меня?» А Говинда Махарадж тогда был шестнадцатилетним юношей. Он говорил: «Ну, как это? Я убегу от Вас, и Вы не сможете меня побить», - т.е. «не оторветесь». И Шридахар Махарадж ложил палку и обнимал его. Он говорил: «Вот ты – настоящий ученик. Ты когда-то меня сменишь».

00:45:22 Т.е. понимаете, да? Мы думаем, что садху – умиротворенный человек, который пальцем муху не тронет, который никогда не скажет грубого слова. Это наши идеи. Они вообще к реальности не имеют никакого отношения. Знаете почему? Потому что мы готовы терпеть любые оскорбления, унижения друг от друга, от жены, от мужа, но только не от духовного учителя и только не от Господа. «Вот, с женой я могу ругаться, но, в конечном итоге, мы найдем общий язык. Но если Господь на меня посмотрит, или преданный мне не так пирожок положит, вот тогда я ухожу из духовной организации сразу же».

Вайшнавы и практикующие

00:46:01 Поэтому, вера, которой мы обладаем – столь мала. Но Шрила Шридхара Махарадж был столь прекрасен, столь совершенен. Его способность сопереживать столь глубокие вещи поражала всех. Все говорят: «Все есть в книжках Бхактиведанты Свами Прабхупады». Это так. Все есть. Но мой вопрос другой: почему все читают и не могут понять? Кто-то говорит: «Все есть в Святом Имени, в молитве». Все есть? Все есть. Но только почему-то в основном читают так [говорит быстро, неразборчиво]: «харекришнакришнахаре». Это что – Святое Имя? Т.е. я читаю Святое Имя и я слышу это только когда в ухо себе палец засунул. Нет. Это не Святое Имя.

00:46:51 Поэтому Шрила Шридхара махарадж сказал: «Не внешняя идея, а внутренняя истина – вот то, что должно быть» . Не выглядеть под вайшнава и не косить под вайшнава. Это очень легко. Легко одеться в кришнаитскую одежду и изучить кришнаитские ужимки и казаться кришнаитом другим таким же, которые тоже... Помните, как дети лейтенанта Шмидта, которые встретились? Они быстро друг друга узнали. Но это неподлинно. Поэтому Шрила Шридхара Махарадж сказал: «Я не говорю о слове «вайшнав». Очень просто. Я не говорю слово «преданный» каждому. Я говорю «практикующий». Вы – практикующие. А преданные – Прахлада Махарадж, Дхрува Махарадж и те немногие великие души, которые достигли преданности».

Самопожертвование – основа подлинной любви

00:47:39 Ведь преданность – самое-самое высшее даже в отношениях между людьми. Если жена живёт с мужем только за то, что он снабжает её одеждой, дает ей детей, кров, она - «проститутка одного клиента». Единственное, что их делает мужем и женой – преданность. Иначе вопрос измены не стоял бы так. Понятно, да? «Ну, что такое вопрос измены – физиология. Извини. Вася… Петя… Соседка… туда-сюда… Все бывает. Физиология». Не так.

00:48:11 Когда мы говорим «любовь», когда мы говорим «качества», видим, что это проявляется только жертвой. Подлинная любовь воспета Шекспиром в «Ромео и Джульетте». Подлинная любовь рождается в смерти возлюбленных и их невозможности любить друг друга. И мы говорим… Мы плачем. Почему? Мы не обладаем этими качествами. Мы хотели бы полюбить кого-то, но мы не можем. Вернее, мы хотим полюбить всех и с разу. И поэтому сегодня мы обнимаемся со всеми в метро. Это не любовь.

00:48:50 Все эти вещи Шрила Шридхара Махарадж ставит как подлинную основу богопонимания и самопонимания. И поэтому его очень страшно читать. А страшно его читать лишь только по одной простой причине, что он говорит настолько прекрасные истины, что если мы прочтем с вами Шридхара Махараджа…

00:49:11 Такой, интересный момент. Я познакомился с преданными… Один йог преподает йогу за деньги активно и бхакти. Йогу и бхакти. Ну, бхакти так, а… …или йогу среди бхакт. А вторая, так сказать, его последовательница работала у очень известного доктора. Не буду называть его. Но этот доктор… Его знают очень все преданные, читают его книги.

00:49:38 Я говорю ей: «Хмм… Что ты в жизни ищешь?» Она говорит: «Ну, вот, аюрведа… Я в четыре часа утра встаю, ставлю себе клизму, иду на медитацию, потом ещё ставлю себе клизму, ещё на медитацию иду, правильно ем, правильно сплю, правильно делаю». Я говорю: «А какова цель твоей жизни?» Я говорю: «Есть в твоем понимание того, что духовная жизнь – не то, во сколько ты встаешь. Если ты жертвуешь всем ради себя любимой – это не жертва. Если ли у тебя понимание, что духовная жизнь – абсолютная жертва? » И она говорит: «Конечно есть». Я говорю: «Хорошо. Смотри. Я даю тебе сейчас книжку, которую ты здесь сейчас можешь прочитать и сказать мне».

00:50:28 И вот она берет и читает книжку Шридхара Махараджа. Она говорит: «Какая потрясающая личность. А когда он приедет?» Я говорю: «Да». Я говорю: «А у тебя не родилась, например, мысль: какая потрясающая личность. Как к нему можно приехать?» Т.е. представляете, читаю книжку Диогена: «…а, в бочке живет. Слушайте, передайте Диогену, будет проездом в Москве, пускай зайдет в гости».

00:51:04 И не так давно она мне пишет в скайпе: «Была на ретрите випассане. Випассана. Мне так понравилось». Випассана – буддийский ретрит для успокоения ума. Рабочий стол почистить. «Как у Вас дела?» Я пишу… Я говорю: «Посмотри, когда речь идет о твоем уме, который ты никогда не успокоишь… Ты готова ехать на север Тайланда к буддистским монахам, чтобы они тебя учили випассана-ретриту. Но когда речь идет о духовном учителе настоящем, Шридхаре Махарадже и т.д., ты задаешь вопрос: когда кто-то приедет ко мне?»

Градусник духовной жизни

00:51:44 Я говорю: «Теперь пойми разницу между тем, что такое духовная жизнь, и тем, что такое псевдо-духовная жизнь, Псевдо-духовная жизнь – когда ты делаешь духовные вещи для своего собственного блага. Но ты не понимаешь, основная суть души – смерть. Смерть – освобождение души. Но смерть не физического тела, а смерть всех материальных концепций и всех материальных идей. Лишь только тогда, когда душа полностью расстанется с идеями этого мира и примет этот мир как ничто, а мир веры как все, тогда её движение в сторону прогресса можно назвать подлинным движением».

00:52:35 Все остальное… Это вот, знаете, как градусник. Ноль. Чтобы подняться к плюсу, нужно пройти через ноль. Пока что все религиозные идеи и концепции жизни человека находятся на отметке – «Ну, да. Ты уже не минус двадцать. Ты минус восемнадцать. О. ты прогрессируешь духовно – ты дошел до минус пятнадцати». «Может быть в буддизме, в полном адвайте ты дойдешь до ноля, но не в сознании Кришны». Сознание Кришны – не просто плюс два, плюс три, вишнулока, шивалока, нарайаналока, Айодхйа. Это Голока. Это абсолютное число абсолютного плюса. Если рассматривать наше духовное значение как движение в категории градусника, то мы увидим, что это не только превзойти негативный мир, пройти состояние нирваны, а - прийти к абсолютному плюсу, к высшему из плюсов.

Абсолют покоряется любви

00:53:39 «Как ты думаешь, вообще, какое у Кришны правило игры? Каковы правила игры Кришны?» Кришна говорит Сам в «Бхагавад-гите»: «До той степени, до какой ты предаешься Мне, до такой степени Я предаюсь тебе» . На страницах «Чайтанйа-чаритамриты» Кришна говорит: «Души, которые предались мне и показали мне свою искренность, я лично стал их рабом». Представляешь? Кришна говорит: «Я лично стал твоим рабом. ОК?»

00:54:10 Но Он говорит: «У меня большие проблемы». У Кришны большие проблемы в духовном мире. Какие они? Он говорит: «Но гопи Вриндавана, которые полностью пожертвовали собой ради меня… Я не знаю чем им заплатить». Тогда Радхарани говорит: «Так. В сторону, мальчик [смеется]. Здесь расплачиваюсь я». И Радхарани говорит: «Кришна не в состоянии заплатить. У него… Ему нечем платить. Он уже и так себя отдал. Теперь я. Потому что я всегда та, кто выручает Кришну из всех самых сложных ситуаций».

00:54:49 И Радхарани берет своё сердце… Представляете, да? И она говорит: «Таак… Вот тебе. Вот тебе. Вот тебе». И когда бесконечное количество рук тянется к Радхарани, знаете что Она думает? Она думает: «Я раздам себя по частице, по атому, потому что я обещала. Все эти души имеют какую-то небольшую склонность к удовлетворению Кришны. И поэтому я раздам им себя по частицам». И тогда Кришна шокирован. И все души шокированы. И это называется преданность. И вот на этом плане бытия жил Шридхара Махарадж. Поэтому, когда он говорил о Радхарани, он прижимал руки к голове. Никто из смертных не может себе представить что такое бхакти. Бхакти не для смертных. Бхакти – пища души.

Сострадание Шри Чайтаньи Махапрабху

00:55:47 Но мы столь удачливы, что сегодня здесь мы можем говорить о таких прекрасных великих вещах. Нам трудно представить. Мы видим Бога как камень или изваяние. Мы не можем увидеть его ни в храме, ни в собственном сердце, ни в сердцах других живых существ, поскольку наше эго… Поэтому, как Хираньякашипу, как демон, мы говорим: «Где Господь?» Но Прахлада Махарадж говорит: «Где Его нету?» Он присутствует в каждом сердце живого существа. Он присутствует в храме. Он присутствует… Как в «Бхагавад-гите» сказано: «Священник, жертвенная лампада, огонь, звук мриданги, процесс поклонения, прасад – всё это трансцендентно».

00:56:31 И сейчас, празднуя этот день явления Шрилы Шридхара Махараджа, мы падшие души этого мира, неквалифицированные… Квалификация – долгое путешествие по разным планетам материального мира вплоть до Сатья-локи. Квалификация настоящего йога – прожить миллиард миллионов лет в теле Брахмы как бифидобактерия, как частичка процессора в рендеринге вселенной. И только потом уйти на Вайкунтху, даже не на Голоку, вместе с Брахмой в его теле вместе со всеми мистиками.

00:57:08 Но приходит Чайтанья Махапрабху и говорит: «Для этих душ это невозможно. Вы никогда не станете совершенными. Будучи вечно обусловленными душами, у вас конечно же есть перспектива… Но эта перспектива столь ничтожна и столь мала». Ведь посмотрите – какое количество душ присутствует в этом мире, а какое маленькое количество мудрецов, Поэтому Чайтанья Махапрабху говорит, что «В этом воплощении в Кали югу я не буду давать им шанс, я дам им возможность прийти в мой мир при отсутствии квалификации». И это приход Чайтаньи.

00:57:57 Поэтому Чайтанья говорит… [говорит шепотом] «Тудааа, сюдаа»… [смех в зале] Видите, у Богов своя жизнь, и у детей тоже. Люди парятся, а дети говорят: «Туда, сюда». Т.е. они приходят сюда… Мы как мертвый лес для них [смех в зале]. Единственное, что они хотели бы делать – ходить по нашим головам [смех в зале]. Мы как горы.

00:58:31 Поэтому мы закончим эту радостную, так сказать, новость тем, что… Шрила Шридхара Махарадж говорит… «he krishna karuna-sindho dina-bandho jagat-pate / gopesa gopika-kanta radha-kanta namo ’stu te» (Krisna-pranama). Этот мир открывается падшим. Чем более падшей становится душа, тем более милостивым становится Господь.

00:58:52 Господь Шри Чайтанья Махапрабху пришел забрать в первую очередь всех падших душ. Поэтому Шрила Шридхара Махарадж сказал, что апарадх-бхаджан-пат – место, где наш храм в Индии. Это великое святое место. Он сказал: «Но вы очень удачливые оскорбители». Понимаете, да? Есть разные падшие души. Мы все падшие души, но одни удачливые, другие менее удачливы.

00:59:18 В связи с этим Шрила Шридхара Махарадж говорит о том, что «Не ломитесь в двери справедливости. Это глупо». Знаете, как есть по справедливости, а есть такой, называется «Социальный отдел для тех, у кого нет шансов». Он говорит: «Вот та дверь – ваша дверь, потому что не ищите от красоты справедливости. Красота живёт по принципу сострадания. Не ищите от божественного равности, ищите Его милости».

00:59:53 Т.о. Шрила Шридхара махарадж… Оказывается, что принцип Cознания Кришны построен по другому. Для принципа Cознания Кришны не нужно обретать качества, чтобы достичь позитивного. Для принципа Cознания Кришны нужно понять, что ты – негативный. Святые отцы называли это покаянием. Поэтому они говорили: «Покаяние – основа любой религии». Самый большой грех – гордыня. Ведь только гордыня заставляет тебя думать, что ты квалифицирован в духовной жизни. Но те, кто знает, что такое духовная жизнь, идут путем покаяния.

01:00:30 И, вот, Шридхара Махарадж многие вещи ставит на свои места. Поэтому среди великих святых, которые говорят нам о практике Cознания Кришны, он, фактически, уникальная личность, которая современным языком указывает нам на то, что такое Сознание Кришны. Ведь Сознание Кришны – совсем новая вещь для западного мира, полноразвитый теизм.

Два великих открытия XX века

01:00:51 В прошлом веке было два великих открытия – компьютер и Cознание Кришны. До какой степени компьютер влияет на нашу жизнь? Нужно понять, что даже пенсию пенсионеры, которые может компьютером не пользуются, получают через компьютер. Самолеты летают через компьютер. Когда был момент, что в 2 000 году все компьютеры встанут, помните, да? Госвами Махарадж летел на KLM’е в это время из России в Бангкок. Это бы новый год. И вышел капитан корабля с фужером шампанского и сказал: «Добро пожаловать на борт корабля «KLM». Большинство пассажиров не приехало, потому что думало, что все компьютеры остановятся и все самолеты упадут. Мы в «КЛМ» были готовы к этому. И я лично, сам – главный пилот – решил повести самолет», - ну, чтобы доказать всем остальным. Он вышел с шампанским. Там сидел Госвами Махарадж и ещё два сумасшедших индуса, которым было без разницы [смеется]. И они праздновали новый год с президентом компании «KLM» в этом самолете. Потому что… Представляете? Компьютеры, которые… Раньше говорили: «Что такое компьютер? Он никому не нужен». Люди не полетели, потому что не поверили, что компьютеры будут работать.

01:02:08 Теперь, последний феномен – Cознание Кришны. В отличие от компьютера, который мы отчасти открыли, Cознание Кришны ещё предстоит открыть. И поэтому я поздравляю всех тех, кто находится здесь, потому что вы одни из тех первых юзеров… Помните, как Стив Джобс и Возняк делали «Apple». Там в гараже было несколько фриков, которые пользовались компьютерами. Вы те самые удачливые души, которые распознали потребность. Я не знаю, скорее всего в России в течении ближайших двадцати лет ничего хорошего не произойдет. Двадцать пять – тридцать лет должно произойти. Многих и здесь уже не будет в живых. Но… [смех в зале] Я не включаю себя в эту категорию, так что не расстраивайтесь [смех в зале]. Я не говорю, что я буду жив, но я вам гарантирую, что многие люди будут приходить сюда в этот храм после того, как нас не будет. И они будут завидовать вам, потому что вы одни из первых, которые соприкоснулись. Это все равно, что христиане говорили о первых христианах, которые жили и видели сами того-то, того-то. И потом… [обращается к зрителям] Надо попросить детей, все-таки… В другом месте, конечно. Дети, они просто бегают туда, сюда. Надо чтобы детьми кто-то занимался. У нас так получается, просто, родители не успевают заниматься детьми. Это не есть гуд. На арати можно, конечно. Они все же, дети, танцуют на арати…

Живые легенды

01:03:46 Так вот. Я все таки хочу закончить эту фразу. Следует, все таки, сказать так, что нам очень повезло. И, будучи на Украине, я встречался с президентом общества знаний, который философ. Мы с ним говорили о смысле жизни. Он мне сказал: «Да какой Сократ? Мы не знаем Сократа. Мы знаем только Платона. Может его вообще придумали греки». И вообще… Я сказал: «Да. Представляете? Какой-то дурачок пошел и придумал Сократа. Написал всё, что он говорил и назвал себя псевдонимом «Сократ». Я говорю: «Вы это хотели сказать?» И этот философ из общества знания взялся за голову и понял свою ошибку. Поэтому Эйнштейн, он еще… Черчилль, он сказал, что когда-то… Он сказал о Ганди. Он сказал: «Когда-то люди будут даже сомневаться, что такой человек жил и столь велик он был». Через многие годы кто-то может сказать: «Шридхар Махарадж? Да не может быть такого. Он не существовал. Это псевдоним. Это собрали все знание под брендом». Но это не так. Это личность. Это прекрасная трансцендентная личность.

01:04:58 И сейчас у нас есть возможность провести поклонение этой прекрасной трансцендентной личности. Поэтому, приглашаем Ананда Моя Прабху и… Мы проводим гуру-пуджу, да? Или… [прославляет божеств храма] Джайа Шри-Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава Джиусундара ки! Джайа! А проводим мы, конечно же… Мы будем петь «Джайа гуру-махараджа джйоти раджишвара», песню, которая посвящена Шриле Шридхаре Махараджу. Поэтому, песенники, мриданги…