Несовершенство практикующих – этап духовного пути.

Санкт-Петербург, Лахта. центр ШЧСМ. - 04 октября 2009
Два типа духовной жизни. Представления о Боге – следствие страха наказания. Что значит «отречься от материального». Таланты должны быть использованы в служении. Служение домохозяев – обеспечивать духовное общение. Важен не результат, а искренность. Потенциал служения и «золотая середина». Сознание Кришны – радикальная трансформация. Эпоха деградации религии. Гордость неофитов. Чистота идеалов – уникальность вайшнавской концепции. Сердце подобно полю. Предание Кришне – фундамент практики. Сострадание к несовершенствам практикующих. Подлинная жертва. Критика – путь к духовной гибели. Падение Саубхари Муни. Жены Калии - символ самопредания. Религия подлинных вайшнавов. Проповедь - это жизнь.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:49:50 | качество: mp3 128kB/s 45 Mb | прослушано: 1048 | скачано: 633 | избрано: 18
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Два типа духовной жизни

00:00:00 …тем не менее я рад всех приветствовать здесь в этом храме. Тема сегодняшней программы, которую я хотел бы провести, о том, как нам выстроить отношения в мире преданных. Это очень важно. Потому что есть очень много вопросов, представлений о том что такое духовная жизнь.

00:00:27 Люди почему-то думают, что духовная жизнь лишена пороков. Это наше идеальное представление. Но мы должны всегда помнить, что, когда мы говорим «духовная жизнь», то это всего лишь навсего то, когда… Заключенные тюрьмы в какой-то момент понимают, что надо стать лучше. Когда мы говорим что такое духовная жизнь, мы путаем две вещи. Первое: духовная жизнь великих святых, которые существуют в освобожденном сознании. Они поклоняются Кришне с любовью. Их духовная жизнь действительно лишена всяких пороков. Другое дело, когда наша духовная жизнь… Фактически, кто мы? Мы люди, которые хотят стать лучше, чем мы есть на самом деле. Но это не значит, что с момента решения жить духовной жизнью это происходит моментально.

00:01:27 Хотя сам Кришна…Из Писаний мы увидим его уникальное отношения к этому вопросу. Он говорит: «api cet su-durācāro / bhajate mām ananya-bhāk / sādhur eva sa mantavyaḥ / samyag vyavasito hi saḥ» (Bg 9.30)…«kaunteya pratijānīhi / na me bhaktaḥ praṇaśyati» (Bg 9.31). Сам Кришна говорит: «Я не признаю грехи предавшейся мне души». Вот эта уникальная концепция, отличающая Сознание Кришны от любых доселе знакомых нам представлений о Боге.

Представления о Боге – следствие страха наказания

00:02:04 Поскольку, в целом, представление о Боге западного человека построено на том, что есть «я»: где-то что-то я тихонько краду, ворую, подшустрил, подмышил… и есть Бог, который очень тщательно отслеживает. (показывает наказание Богом) «Ааа…». Дыжжж!! (смеется). Некоторые думают, что когда речь идет о духовной жизни, то это типа некая попытка… Бхарати Махарадж в своем переводе « Бхагавад-гиты» написал: «Теперь я научу тебя, как избегать последствий своих поступков». Я сказал ему, что это очень хорошо, эта идея, чтобы избежать, но в целом в русском языке в нашем оскверненном сознании слово «избежать» означает – «я научу тебя как воровать, я научу тебя как перебегать дорогу на красный свет». Я говорю, что в «Бхагавад Гите» это лучше немножко отредактировать. Хотя это понятно, т.е. «избегать последствий». Понятно, что выйти на уровень духовный, безгрешный, трансцендентный. Но в целом, эта наша идея, что нам поставили некие планки, и мы постоянно пытаемся пробраться втихаря с какими-то своими идеями. Но Кришна говорит в «Гите»: «mama māyā duratyayā» (Bg 7.14), - «Мою майю ещё никто не превзошел. Никто ещё не обманул меня». Когда мы говорим о том, что… Такие представлениях о духовной жизни – самообман, в первую очередь.

00:03:30 …Бог – дед с бородой, у которого уже ничего в жизни не шевелится, нет никаких симпатий и антипатий, просто, такой, старый выживший из ума старик, типа Энштейна, который смотрит на своё творение и думает: «Вообще, что с ними делать?». (смеется). Он где-то заперся в раю, закрыл двери на замки, где-то там в трубу смотрит и изредка … У Него какая-то кнопка… Он (изображает звук от нажатия на кнопку) «Чик!», и живое существо: (изображает падение) «АААА!!!», - на сковородку и там: «АААА!!!», - корчится, и Бог очень счастлив при этом и делает ещё одну отметинку в своем блокноте: «Иванов попал в вечное царство смерти». На страшном суде Иванова жарят. Иванов там: «АААА!!!», - вечно корчится и т.д., так сказать, его жарят черти.

00:04:20 Реально, это очень примитивная идея. На самом деле эта идея лежит в глубине нашего сознания. Если мы оценим, скалькулируем все наши поступки, то мы примерно поступаем по такой же схеме. Т.е. где-то что-то мы мышим, в глубине себя совершаем какие-то действия. И, по сути дела, получается так, что мы зачастую занимаемся самообманом и думаем, что это духовная жизнь.

Что значит «отречься от материального»

00:04:47 Поэтому, Кришна абсолютно четко говорит в «Бхагавад Гите»: «Существуют разные типы людей». Кришна говорит: «Я признаю домохозяина, который искренен». И Он говорит: «Разница между домохозяевами и монахами…», - в чем? Монахи не обладают имуществом, поэтому они по природе приносят свои чувства в жертву. Т.е. какое богатство брахманов? Аскезы, посты, знания и т.д. Чем они жертвуют? Они рано встают, изучают священные писания, дают наставления другим людям. И в связи с этим они… таким образом приносят в жертву… Поскольку они принесли в жертву уже все полностью, скажем так, материальное, т.е. отреклись от материального как от идеи.

00:05:34 Опять же, что такое отречься от материального? Это не значит перестать ходить зимой в ботинках, или в куртке и т.д. Это значит понять, что все это мне не принадлежит. Если я приду к вам домой и сяду у вас на диван и скажу: «Какой хороший диван у меня». (смех в зале).(смеется). Вы скажете: «Подождите». «Я сижу на нем уже 15 минут. Мало того – я полностью вжился. Мне кажется, что я был с ним вечно». Вы скажете: «Извините, но это, как бы, на самом деле не ваш диван». «Это ваша ошибка. Мне кажется, что я на нем сижу один». Это безумие в этом мире принимать что-то, что нам не принадлежит, за свое.

Таланты должны быть использованы в служении

00:06:15 Кришна говорит об этом в Бхагавад-гите. Он объясняет принципы, что, на самом деле, ты - трансцендентная душа. В этом мире ничего не может по определению тебе принадлежать. Все то, чем ты обладаешь, дано тебе во временное пользование. Для чего это дано? Для чего тебе даны средства? Явно, чтобы не злоупотреблять ими и не деградировать. Для чего тебе дана красота? Для чего тебе дан интеллект? Все это дано в результате твоей кармы, но назначение этому – служение Кришне. Кришне можно замечательно использовать для служения богатства, гениальным образом интеллект, красоту и т.д.

00:06:59 Поэтому, в Сознании Кришны все это гармонично. Но как только мы пытаемся обладать чем-то в этом мире, мы попадаем в категорию людей, которые находятся в иллюзии. Мы думаем, что это «наше», «мне». «Потому что я красивый или красивая, все должны поклоняться мне», - и т.д. и т.п. Поэтому, выйшнавы очень скептично относятся ко всем подобным благословениям.

00:07:26 Шри Чайтанья Махапрабху гулял по Навадвипу… До двадцати четырех лет, до Его семейной жизни Он был известен в Навадвипе, как Нимай пандит, великий ученый. Он спорил со всеми. Вызывал каждого оппонента на спор. Побеждал его. Когда Он проходил мимо вайшнавов, Он очень уважительно кланялся им. Вайшнавы думали: «Если бы такой умный, такая гениальная личность, как Нимай пандит, когда-то стал преданным, когда-то преданность появилась в его сердце, то он смог бы привести в Сознание Кришны весь мир». Нимай пандит, зная о чем думают Шриваса Тхакур и другие вайшнавы, говорил им: «По вашей милости я смогу стать таким. В один день я стану таким же преданным как вы. В один день я отброшу все свои ложные концепции», - сам Кришна говорит об этом, - «и употреблю все своё богатство, все своё знание для служения Кришне».

Служение домохозяев – обеспечивать духовное общение

00:08:24 Итак, домохозяева, в отличии от монахов, приносящих в жертву своё знание, свои аскезы, покаяния, бескорыстное служение, устроены в этом мире так, что им приходится жить в миру. Бхактивинода Тхакур говорит, что жить в миру очень хорошо. Почему? Потому что, для человека, живущего в миру, есть возможность принимать гостей и оказывать им служение. Почему это так важно в ведической культуре – принимать гостей, оказывать им служение? Потому что основой нашего прогресса является общение. Именно для этого мы и приезжаем сюда, чтобы общаться. Семейные люди – люди, обладающие возможностью в ведическом обществе организовывать общение. Таким образом, они используют все, что у них есть для духовного продвижения.

00:09:20 Таким образом, эти люди, поскольку они организовывают духовное общение и они не считают, что их дома - их собственность… Они считают, что «Кришна дал мне это место. Он дал мне также членов семьи, которых я люблю, и которые любят меня. Я считаю, что мой дом – дом Кришны, Его храм. Я буду жить в доме не как домохозяин, не как материалист, а как гость. Пусть Кришна станет центром моей жизни. Пусть это будет Его дом, а я буду Его слугой». Тогда организовывая общение, регулируемую семейную жизнь, в духовной практике человек очень быстро начинает прогрессировать.

00:10:07 Таким образом, два типа людей, как говорит Кришна в «Бхагавад Гите», являются теми, кого Он уважает, теми, кого Он признает. Он говорит, что есть те, кто жертвует свои чувства, есть те, кто жертвует объекты чувств. Он говорит: «Я считаю, что искренний домохозяин лучше, чем монах-лицемер». Это говорит Кришна в «Бхагавад Гите». Он признает. Он говорит о том, что «Я считаю, что человек, который честно относится к самому себе», Он понимает, что у нас у всех есть пороки. Глупо думать, что любой человек, кто принял посвящение в харе-кришна мантру, моментально может исправиться. Но оскорбительно также предполагать, что, приняв посвящение в харе-кришна мантру, можно продолжать культивировать свои пороки.

Важен не результат, а искренность

00:10:57 Если здесь сидят преподаватели, учителя… Все мы прошли школу. Мы знаем, что часто в школе учителя отмечают не качества учеников, а то, как они эти качества задействуют. Например, у меня в школе был сосед, у которого текли слюни. Ну, такой он был: папа - алкоголик, мама - алкоголик. Я помню, что мне все время ставили двойки, а ему – тройки. Почему ему ставили тройки? Потому что, не смотря на свою неквалификацию, он старался. Понятно, что он был слабоумным мальчиком, но он старался. Поэтому когда он делал что-то плохо, то ему ставили тройки, четверки. Но другим ученикам, которые могли хорошо учиться, им ставили двойки. Почему? Потому что учитель оценивал их потенциал и возможность использования этого потенциала.

Потенциал служения и «золотая середина»

00:11:51 Нужно так же помнить, что у каждого из нас есть определённый потенциал служения. Каждый человек в принципе внутренне, если он честно медитирует, то он знает этот потенциал служения, знает свой духовный потенциал. Если он искренен и действительно стремится, то Кришна покажет то, что ты можешь делать. Потому что принимать на себя обетов больше, чем сможешь выдержать – очень плохо. Но с другой стороны, если ты действительно можешь практиковать духовную жизнь и не делаешь этого, то это также очень плохо.

00:12:24 Что такое золотая середина? Это некая возможность использования своего потенциала в духовной жизни. Тут приходит вопрос сразу же. Когда мы говорим о ведической системе, вайшнавском мировосприятии, отношении души и Бога понимаем, что в целом мы имеем дело с другом, что Кришна не тот старый дед с бородой, записывающий наши грехи и пытающийся жестоко отомстить нам. Мы имеем дело с другом, с очень близким и дорогим другом. В этом лежит основа нашей практики. В этом лежит основа нашей духовной жизни.

00:13:11 В целом, мы привыкли прощать несовершенство близким людям. Если мы действительно хорошо относимся к какому-то человеку, то можем очень многие несовершенства простить ему из любви. Например, своим детям мать прощает все. Нет того, чтобы мать не смогла простить своим детям. Поэтому, когда мы говорим о том, кем мы являемся по отношению к высшему миру, то мы являемся детьми. Причем той категории детей, которые находятся в этом мире миллиарды жизней.

Сознание Кришны – радикальная трансформация

00:13:51 Нужно понять, что Сознание Кришны – не просто какая-нибудь система йоги, позволяющая тебе стать чуть-чуть красивее, богаче, лучше. Речь идет о глобальной трансформации нашего бытия в духовный мир. Подтверждением тому… Кстати, этот вопрос недавно совершенно идиотским образом возник у меня в уме. Я подумал: «Кришна был здесь пять тысяч лет тому назад. Чайтанья Махапрабху был здесь пятьсот лет тому назад. Рамачандра был столько-то тысяч лет тому назад. У меня возник вопрос: а где был я в это время все?» Вот, где я был? Если сказано, что душа попала в материальный мир, как говорится по-английски [senstiming memorial], где я в это время был - инфузорией «туфелькой»? (смеется). Как в научных фильмах, знаете, воду рассматриваешь: «Что-то у тебя знакомое лицо». (смеется). Или был гусеницей, сусликом, тигром, человеком, женщиной, мужчиной, монахом, бомжем, царем, богатым, бедным?

00:15:17 Подумайте над этим реально. Мы уже были многие-многие-многие-многие миллионы, тысячи жизней. Если задуматься над тем «где я был???», в конечном итоге, может быть я был мотыльком, молью? И этот мотылек тоже не случайно залетел в храм. Может когда-то многие тысячи жизней тому назад я так же залетел, сел кому-то на руку, и меня не реинкарнировали сразу же.

Эпоха деградации религии

00:15:54 Тем не менее. Я хочу продолжить эту идею, о чем я хотел сегодня говорить. Это очень важно. На самом деле, когда мы говорим о том что такое Сознание Кришны, и какими мы пришли в Сознание Кришны, вряд ли кто-то из нас может похвастаться, что мы пришли в Сознание Кришны полностью очищенными, после множества самскар. Писания говорят, что Веды может изучать тот, кто явился в определённом месте,в определённом рождении, получил определённые самскары, обряды очищения, прошел особые инициации. Он может изучать Веды. Я не думаю, что в этом месте, включая меня самого, может быть только Дас родился в Бангладаше, да? Но и то, наверное, не особо занимались его ведическим обучением. Можно сказать, что в Индии сейчас люди до какой-то степени знают ведическую культуру, но в целом нельзя сказать, что все индусы следуют ей. Очень редки такие люди. Поэтому, речь идет о том, что все мы подходим под категорию непригодности.

00:17:17 И когда мы говорим о религии… Вообще, в Кали-югу религии нету. В « Шримад Бхагаватам» сказано, что мать-корова, мать-религия стоит на одной ноге. Она стоит на одной ноге - это значит, что если взять за 100% основу, то 75% религии вообще полностью уничтожено. В Кали-югу нету. Сказано, что только на одну четверть самый совершенный духовный человек может следовать правилам и предписаниям. Понятно, да? Т.е. на одну четвертую часть. Если возьмем кого-то очень совершенного из мира людей, то в соответствии с регламентами священных писаний мы увидим, что самый совершенный сможет следовать на одну четвертую часть. Остается спросить, если взять этот потенциал, на сколько можем следовать мы? Кто-то может следовать на один процент, кто-то – на два, кто-то на три, на четыре.

Гордость неофитов

00:18:21 Наше представление о духовной жизни всегда связано не с высшим, а с низшим. Мы говорим: «Но Вася же курит марихуану, а я – сигареты. Я не пью пиво, а он…». Это шутка, конечно. Но мы всегда хотим говорить: «Но вот другие же делают так плохо, а я делаю на половину плохо». Мы почему-то не говорим, что « Шукадева Госвами… или Нарада Муни…» Наше представление о духовности, как правило, связано, что если мы не бомжи, ползающие на карачках, то мы уже очень прогрессивные и продвинутые люди. Или мы думаем, что в этом мире все заняты чувственными наслаждениями, все мясоеды. Если мы стали две недели вегетарианцами, то мы чувствуем насколько мы продвинулись. Это действительно правда. Если честно, буквально недавно я увидел своих бывших друзей по школе, и мне стало страшно. Мне стало страшно за них, и мне стало понятно насколько мы далеки друг от друга. Но если мы говорим о духовной жизни, то мы должны брать какие-то идеалы. Шрила Шридхара Махарадж сказал, что человека судят по его идеалам.

Чистота идеалов – уникальность вайшнавской концепции

00:19:42 Когда мы говорим о нашей духовной жизни, о нашей общине, о нашей миссии, в конце концов, то мы должны понять чем мы отличаемся от других: христиан, свидетелей Иеговы, баптистов, других миссий вайшнавских, буддистов и т.д.

00:20:03 Существуют разные уровни представления о религии. Если сравнивать духовные тенденции, то, например, есть множество традиций, в которых постятся гораздо больше, чем в нашей. Это факт. Есть множество традиций, где каким-то внешним частям духовной жизни люди следуют больше. Например, вы придете к свидетелям Иеговы и скажете: «А я из Харе Кришна». Они скажут: «А в чем ваша идея?» Мы скажем: «Проповеди Сознания Кришны». А свидетели Иеговы скажут вам: «Пока ты не ходишь по квартирам и не распространяешь послание Господа, не можешь быть свидетелем». Мы даже увидим, что наше движение – просветительско-духовно-проповедническое, но с точки зрения просветительства и проповеди, внешних качеств можем отличаться и намного уступать другим духовным миссиям.

00:21:14 В чем же наше превосходство? В чем же превосходство идеи Cознания Кришны? В наших идеалах. Идеалы наших учителей очень возвышены. Это нужно понять. это очень важная доктрина. Наши идеалы настолько возвышены, что мы осознаем, что до конца может быть никогда и не сможем им следовать. Но с другой стороны, мы принимаем духовную жизнь для того, чтобы пытаться им следовать.

Сердце подобно полю

00:21:47 В книге « Шри Чайтанья Шикшамрита» написано очень много препятствий, возникающих на пути преданных. В частности сказано, что есть такие препятствия, от которых преданный сам избавиться не может. Есть такие состояния жадности, похоти, вожделения. Мы не сможем от них избавиться сами. Если бы мы могли от них сами избавиться, то мы бы уже за миллионы жизней от них избавились. Так или нет? Факт. Т.е. эти анартхи с нами живут тысячи и тысячи жизней. Не нужно думать: «Я очень добрый». Вы знаете, что такое «жаба внутри»? Знаете, что иногда стоит только одну ложку сабджи не положить, как «Эаааэаа…»(смеется) - все начинает внутри крутить. Все эти самскары живут очень глубоко в нашем сознании. Как от них избавиться? Бхактивинода Тхакур говорит, что когда мы слушаем от вайшнавов о Кришне, о деяниях Кришны, когда мы служим вайшнавам, когда мы воспеваем Святое Имя, это обладает такой огромной силой, что сжигает семена кармы, наших страстей.

00:23:15 Эти семена подобны семенам в поле. Наше сердце – огромное поле. Оно засеяно семенами за многие миллионы жизней. Есть разные типы семян: семена, которые уже взошли, дали свои плоды; семена, из которых выросли огромные кактусы с колючками мексиканские; и те семена, которые только-только вот... Есть также семена, которые ещё дадут другие семена. Вот ты делаешь один неправильный шаг, но в результате этого одного неправильного шага возникают тысячи других ошибок. Это как танцы на минном поле или игра «морские корабли». В какой-то момент понимаешь, что все, уже никуда не деться. Т.е. ты полностью зажат своими прошлыми поступками в такую мясорубку, что не сможешь ничего сделать.

00:24:15 Сознание Кришны обладает огромным потенциалом. Сказано, что в духовной жизни все это может быть изменено. Слушая вайшнавов, харикатху, эти семена, которые в тысячах жизней…

00:24:30 Сердце – огромное поле. Т.е., когда мы говорим «сердце» - это не то, что куриное сердце или сердце барана, человека. Когда говорятся такие понятия как «сердце», речь идет о чем-то безграничном. Сказано, что душа пребывает в сердце. Это не то сердце, на которое мы привыкли смотреть с точки зрения камер, желудочков и т.д. Это мотор. Но я не говорю о моторе. Вы все понимаете, что такое жесткий диск. Сколько гигабайт на этом жестком диске может быть программного обеспечения, можете себе представить? Если смотреть с этой точки зрения, то мы увидим, что в нашем сердце и в нашей жизни сотни тысяч слоев. Каждая жизнь наложила огромное количество совершенно негативных и позитивных действий. Все они постоянно суммируются.

Предание Кришне – фундамент практики

00:25:22 Что начинается с человеком, когда он попадает в Сознание Кришны? Сказано, что Святое Имя подобно солнцу восходит. Солнце в состоянии выжечь поле. Знаете, что есть такие пустыни. Так вот, солнце сжигает… Святое Имя как солнце сжигает все негативное и питает все позитивное. Т.е. в нашем сознании будет происходить то, что, в процессе духовной жизни, воспевая Святое Имя Кришны, общаясь с вайшнавами, все негативное будет сгорать. Но интенсивность того, как солнце взойдет, зависит только от одного качества – насколько мы предались. Поэтому преданность является самым-самым главным элементом бхакти - прапаннам, без которого все это не может действовать.

00:26:18 Сказано, что преданность происходит как правило тогда, когда ему даже не на кого положиться. Когда ты не можешь положиться на ум, на палку, на славу, на деньги, на свою красоту, тогда можешь предаться. Иногда, зачастую, ты можешь предаться от безвыходности. Поэтому, настоящий преданный переживает крайнее чувство безвыходности. Если мы почитаем поэзию Бхактивинода Тхакура, поэзию других святых, то увидим, что эти люди не ищут виновных.

Сострадание к несовершенствам практикующих

00:26:53 Сегодня я говорил с одним преданным. Этот преданный искал виноватых. Этот человек искал виноватых. Искал виноватых, и он хотел их найти. Это страшная ошибка, что мы часто ищем виноватых, но не можем найти виноватых в себе. Часто, имея дело с духовной жизнью, врем, обманываем. Но почему-то думаем, что, попадая в религию, в духовную жизнь, найдем каких-то идеальных, уникальных людей. Очень часто мы можем не простить людям, преданным, самые… Например, сын может воровать у матери деньги из кошелька, и мать может прощать его, зная, что он студент, ему нужны деньги на пиво и т.д. Но очень часто, если мы видим, что преданный совершает порок, очень незначительный – не так посмотрел, не то сказал – мы в своем сердце полностью перечеркиваем и думаем: «Этот человек не может быть духовным». Нет это не так.

00:28:00 Когда речь идет о Сознании Кришны, понимаем, что встали на путь Сознания Кришны, будучи несовершенными личностями. Мало того, что мы испытали потребность в сознании Кришны… Гарантирую вам, что если сдать сейчас тесты на IQ, на знания, то показатели будут не самые лучшие. Есть гораздо более умные люди, чем мы. Есть люди, гораздо благочестивее нас. Я встречал людей и удивлялся их гиперпорядочности. Но они говорят: «Да я вообще не верю ни во что. Это просто мои принципы жизни». Я понимал, что в них вайшнав, преданный пробужден. Они просто не знают о своей связи с Кришной. Но я видел, что есть в этом мире люди, которые лучше, чем мы, намного лучше, чем мы. Т.е. не надо сравнивать себя с худшими – с бомжами, алкоголиками.

00:28:55 Очень часто получается так, что, попав в духовную жизнь, мы, к сожалению, не можем научиться прощать, не Гуру прощать, Гуру находится на высоке. Мы поклоняемся Гуру. Мы не можем прощать себе подобных. Очень часто ищем свои собственные амбиции, иллюзии, ошибки в других людях. Мы ищем их в других преданных. Это крайне будет тормозить нашу духовную жизнь. В принципе, из « Оскорблений Святого Имени» это называется «садху ниндам», критика садху, критика преданных. Это очень плохо. Если мы будем применять материальное мышление, материальное сознание в духовной жизни, то мы очень быстро деградируем. Садху ниндам, поскольку садху – преданные, может перерасти в гуру-авагйа. Когда мы начнем критиковать преданных, наша следующая мысль будет гуру-авагйа, критика гуру. Можем подумать: «Ага, гуру принимает пожертвования, ему нравятся деньги. Зачем садху деньги? Деньги нужны только мне. Духовным людям деньги не нужны, они живут без денег, духовные люди не платят за свет, газ» и т.д. Прасад растет у них в духовках. Поэтому, если кто-то дает гуру пожертвования…

Подлинная жертва

00:30:42 Что такое пожертвования? Это результат энергии. Понимаете то, что сегодня, чтобы прожить в этом мире, нужно очень тяжело пахать. И вот, какой-то человек приходит и что-то отдает гуру. Люди считают, что пожертвованиями, деньгами веру мерить нельзя. Очень такой тонкий момент, который однажды сказал Говинда Махарадж. Когда он принимал у индусов копейки, нищих индусов – жителей деревень. У него рубашка с карманами… И он постоянно принимает пожертвования. Это как одна из частей гуру. Потому что гуру как Богу поклоняются. И вот когда Говинда Махарадж принимал пожертвования, то он с большим трепетом принимал пожертвования в десять рупий, двадцать рупий. А для западного человека что такое десять рупий? Это типа выйти, две чашки чая, яблоко купить. «Чем Гуру заморачивается? Он что – сидит и по десять рупий собирает?» Когда Говинда Махарадж видел западных людей, говорил: «Для этих людей, работающих в поле, вся их жизнь в поле, они раз в полгода собирают урожай и продают его за копейки, для них десять или двадцать рупий…», - это как для пенсионера десять, двадцать рублей – «… большие деньги». Это не та ситуация, что ты, являясь миллионером, пожертвовал доллар или пусть тысячу долларов.

00:32:11 Поэтому, по пожертвованию можно определить человека, его преданность, исходя из того, как ему это досталось. Если у него чего-то много и он это отдал ради религиозного сопровождения, это хорошо. Но если человек реально… ты знаешь, что у него нет таких возможностей, или ты понимаешь, что человек это сделал с очень… внутренним… ты понимаешь, что через это действие он явил определённую бхакти, определённую преданность. Например, в отношениях между женщиной и мужчиной. Как женщина определяет, насколько серьезно к ней относится мужчина? Когда дарит ей цветы, конфеты. Затем приносит ей кольцо и т.д. Женщина понимает, что кольца не просто так… Ну, я имею ввиду в серьезных отношениях. Не вопрос колец. Это вопрос намерений. Наши намерения должны подтверждаться нашими действиями и мыслями. Тогда женщина видит: «Этот мужчина серьезно ко мне настроен. Его интерес непраздный». Т.е. мы говорим о культуре. Я говорю о очень тонких моментах, по чему мы определяем искренность человека. Даже иногда по тому что он дает, как он дает и что он делает.

Критика – путь к духовной гибели

00:33:39 Так вот, когда мы говорим о духовной жизни, у нас в первую очередь может родиться критика преданных. Во вторую очередь может родиться критика Гуру. По тому, что Гуру сидит и собирает по десять рупий, мы подумаем, что он материалист. Мы можем подумать, что преданные, потому что они делают что-то не так или неправильно, или они не воспитаны до конца, или занимают положение чуть выше, но они гордятся при этом и т.д. С этого и начинается деградация в духовной жизни.

00:34:15 Первое. Начнем критиковать преданных. Второе. Начнем критиковать Гуру. Будем совершать глобальное оскорбление Святого Имени. Дальше увидим, что у нас пропал энтузиазм в духовной жизни. Дальше, есть такие люди, которые (имеет ввиду принимающих интоксикации) «Кыкк»… и начинают… Они уходят из Cознания Кришны. Я сам их встречал. Я спрашиваю: «Почему вы ушли из Сознания Кришны?». (говорит с презрением в голосе) «Потому что я не верю в вас». «Как бы… Есть и православные христиане-алкоголики и буддисты несовершенные. Значит ваш уход из Сознания Кришны не был связан со мной. Так или нет?» Понятно, что есть Патриарх и есть Иисус Христос. Для верующего христианина идеалом является не Папа Римский, который, так сказать, торговал индульгенциями, а идеал – например, Святой Франциск. Да, может быть я не совершенный преданный, но это не значит, что в нашей сампрадайе нет святых личностей. Значит, этот анализ мирской привел вас к тому, что вы оставили трансцендентное. Трансцендентное ушло из вашего сердца.

Падение Саубхари Муни

00:35:36 Оскорбления очень опасная вещь. Есть история… Эта история рассказывает о том, как однажды великий риши-муни пал. Так получилось, что этот риши был очень удачливой личностью. Он жил в реке Ямуна. Поскольку он достиг в результате многих рождений совершенства, он попал во Вриндаван. Трансцендентная река Ямуна протекает во Вриндаване. Этот риши-муни каждый день, чтобы ему ничто не мешало, опускался в воды Ямуны и там медитировал. Иногда в воде очень удобно медитировать.

00:36:21 Он был настолько совершенен. Однажды он медитировал, а в это время на берегу были рыбаки. И каждый раз, когда этот риши выходил… Рыбаки были низкорожденные, материалисты. …они отдавали ему почтение, просили благословения на рыбалку. Поскольку у риши была какая-то гордость: «Я такой крутой. Я медитирую в воде» и т.д. Т.е. он не изжил полностью все свои качества и он их благословлял.

00:36:58 Так получилось, что на эту реку прилетал Гаруда. Гаруда – тот, кто носит Господа на своих плечах. Гаруда питается змеями и рыбой. Гаруда ловил там рыбу, питался ей.

00:37:24 Однажды рыбаки стали жаловаться этому риши на Гаруду. Они сказали: «Вот тут прилетают всякие, так сказать, не из нашего места, рыбу у нас ловят.». И сыграв на ложном эгоизме этого риши, они вынудили его оскорбить Гаруду. Риши решил заступиться за рыбаков и оскорбил Гаруду. Гаруда решил больше не прилетать в это место. Риши, который получил всю свою духовную силу в результате практики, медитации, аскез, её утерял.

00:38:06 Однажды, за оскорбления Гаруды, когда он медитировал в водах Ямуны, вдруг увидел двух сношающихся рыб. Двух рыб было достаточно риши для того, чтобы вспомнить, что он столько лет не наслаждался. Он, как пробка, (щелкает) вылетел из воды, отправился к царю и потребовал дать всех его жен ему в жены. Царь, будучи испуганным от этого бородатого, лохматого великого йога, которому тысячи лет, сказал: «Посмотри на себя в зеркало. Как ты будешь жить с моими женами? Они - юные прекрасные принцессы». И тогда риши употребил всю свою мистическую силу на то, чтобы сделать себе тело молодого привлекательного юноши.

00:38:52 Он был вынужден наслаждаться семейной жизнью с этими многими женами. Так прошло очень и очень много лет. В конечном итоге этот риши стал пузатым материалистом, а жены уже не стали столь привлекательными. Прошло время. Он понял, что он находится с каким-то огромным гаремом, с его проблемами. В результате он стал раскаиваться. В конечном итоге, раскаявшись, получил милость Кришны. Т.е. Кришна очень милостив. Мы имеем дело с другом.

00:39:35 Кришна простил его. Риши вернулся во Вриндаван вместе со своими женами. Принял аскезы. Он сказал: «Мы повеселились несколько сотен лет вместе»… Это было в другие эпохи. «…и так ничего и не достигли. Все те наслаждения, которые мы получили, вылились нам боком. Пора взяться за дело». Тогда риши вместе со своими женами, с сотней жен отправились в лес и стали жить духовной жизнью. В конечном итоге достигли своего совершенства каждый в своей мере.

00:40:0 Но как только Гаруда перестал прилетать на эту реку, то в ней поселился змей Кали. Змей, поселившись в этой реке, своим ядом отравил Ямуну.

Жены Калии - символ самопредания

00:40:33 Так получилось, что однажды друзья Кришны - пастушки - пришли на берег Ямуны, выпили и умерли. Когда эта новость дошла до Кришны, то Он пришел туда и бросился в реку. Змей Кали, увидев Кришну своей жертвой, окутал Его своим телом, как огромная анаконда и утащил под воду. Те жители Вриндавана, которые видели что происходит, упали без сознания. Там не было Баларама, Кришна был сам.

00:41:29 В конечном итоге Кришна своей трансцендентной силой победил змея Кали. Он вырвался из его тисков. Когда змей пытался Его ужалить своим ядом, Кришна прыгал с одной головы на другую. «Калия-даман» - есть такая картина, где Кришна танцует на головах Кали.

00:41:57 Когда Кришна что-то делает… Надо понять, что Кришна безграничен. Одним шагом Ваманадев перешагнул вселенную. Так же, когда Кришна танцевал на головах змея Кали, каждый удар лотосной стопы Кришны для змея Кали значил что-то очень тяжелое.

00:42:17 В конечном итоге, полностью избитый змей Кали… Змей Кали олицетворяет оскорбление вайшнавов, олицетворяет критику преданных. Так вот, когда он получал удары по своим головам от Кришны… В конечном итоге Кришна полностью замучил его. И если бы не змеи - жены змея Кали, то змей бы погиб. Тогда жены змея Кали, другие змеини наги вышли и стали просить Кришну: «О, великая душа, источник вселенной, мы признаем в Тебе Верховную Личность Бога. Мы припадаем к Твоим лотосным стопам. Мы знаем, что Ты пришел в этот мир для общего блага. И то, что Ты наказываешь нашего мужа ядовитого змея это его особая удача, поскольку не мудрецы, не многие вселенские души, великие святые не удостоились лотосных стоп твоих. Ты прикасаешься своими лотосными стопами к головам нашего мужа. Поэтому просим Тебя – сохрани ему жизнь».

00:43:31 Кришна спросил: «На каких основаниях я должен верить вашим молитвам? Что дает мне верить вашим словам?» Жены сказали: «Мы предаемся Тебе». Кришна сказал: «Действительно это так? Вы предаетесь мне? Но есть три типа предания: предаться умом, телом и душой». Полное предание Кришне – не тогда, когда ты предаешься только интеллектуально Ему или только физически: «У меня есть своя жизнь. Ну ладно я потрачу два часа. Если Кришна вдруг есть, на всякий случай пол помою» и т.д. Они сказали: «Мы предаемся Тебе полностью». Тогда Кришна попросил жен раздеться. Почему? Потому что мы можем прийти к Богу только голыми. В каком смысле голыми? Эта метафора обозначает то, что все, чем мы закрываемся от Кришны – своим знанием, своими богатствами, своим опытом, своим интеллектом – не может быть Им воспринято. Мы должны прийти к Нему в голом виде. В голой форме. В форме души: «jīvera ‘svarūpa’ haya—kṛṣṇera ‘nitya-dāsa’» (CC, Madhya 20.108).

00:44:55 Мы не можем поставить на весы своё знание или свой опыт. Это ничего не стоит для Кришны. Поэтому Он говорит: «Мне нужны вы в голом виде». В каком голом виде? Что значит этот голый вид? «Без всяких ваших иллюзий»: «jñāne prayāsam udapāsya namanta eva / jīvanti san-mukharitāṁ bhavadīya-vārtām / sthāne sthitāḥ śruti-gatāṁ…» (SB 10.14.3). Как вы придете в голом виде? Что такое быть в голом виде перед Кришной? Это значит начать слушать. Шрути-гатам. Без слушания о повествованиях Кришны, без принятия авторитета Гуру вайшнава это бесполезно.

00:45:38 Кришна принял жен. Он сказал: «Теперь я вижу доказательства». Он связал из их длинных сари веревки, набросил на шею змея Кали и катался на нем как на водных лыжах по реке Ямуне. Все пастушки, все обитатели Вриндавана были очень счастливы.

Религия подлинных вайшнавов

00:46:01 Когда Кришна вышел на берег, насладившись игрой со змеем Кали, Он оживил тех, кто умерли, преданных. Поскольку Кришна также может простить нам бесчисленные оскорбления. Почему? Потому что вайшнавы реально не принимают оскорбления. Если кто-то из вайшнавов покаялся, т.е. не пришел и не сказал «а почему этот такой плохой, почему тот такой плохой»… Я спросил у этого преданного: «А почему ты такой плохой?». Шрила Говинда Махарадж говорит, что «моя религия – искать несовершенства в себе, а не в других». Т.е. мы должны искать несовершенства в себе, а не в других людях. Это основная идея вайшнавизма – смирение: «tṛṇād api su-nīcena / taror iva sahiṣṇunā / amāninā māna-dena / kīrtanīyaḥ sadā hariḥ» (Siks. 3).

00:46:57 Я сижу здесь, может быть, на этой возвышенности, сейчас, но я прекрасно понимаю, что если буду культивировать оскорбительное умонастроение, то завтра вы увидите Авадхута Махараджа где-нибудь собирающего бутылки: (изображает бездомного алкоголика, бомжа) «Эй, не допивай…». «А я не видел Вас в Лахте на программе?» «Лахта? Я собираю там бутылки тоже».

00:47:29 Мы можем потерять все моментально. Мы можем потерять - самое страшное – веру. Мы можем потерять энтузиазм жить духовной жизнью. В результате своего эго мы можем потерять все. И наоборот. Стоит лишь нам только предстать перед Кришной в голом виде. Ни наше знание, богатство, совершенное понимание… Стоит лишь нам только предстать перед Ним в виде слуги, предаться Ему по настоящему, как тут же мы обретем все.

Проповедь - это жизнь

00:48:05 Мораль всего этого состоит в том, что... Сейчас арати. Но нашу сегодняшнюю беседу я хотел бы построить на том, что наша община очень молодая. В нашей общине не секрет, что мы ошибаемся. Я хочу сказать другое. Не секрет, что мы будем ошибаться много раз. Т.е. это не вопрос того, что мы сейчас сделали постановление быть хорошими, и с этого момента… Мы хотели бы, чтобы вся наша миссия участвовала в проповеди. Потому что… Как будет распространятся Сознание Кришны? Оно распространяется через преданных. Каждый из нас имеет частичку этого.

00:48:48 У нас есть некоторые замечательные преданные, которые всегда приводят очень хороших людей. Мы хотели бы, чтобы наша миссия росла. Поскольку Cознание Кришны – это не достояние одной кучки интеллектуалов. Это то, что нужно сегодня людям. Если посмотреть на то, как люди живут в мире, как они страдают из-за отсутствия духовного знания… Мы все должны проповедовать. Харинама санкиртана и общение с людьми – очень важно. Махапрабху сказал: ««kibā vipra, kibā nyāsī, śūdra kene naya / yei kṛṣṇa-tattva-vettā, sei ‘guru’ haya» (CC, Madhya 8.128). Махапрабху сказал: «Кем бы ты ни был в этом мире, ты должен говорить людям о Кришне. Тогда ты займешь положение гуру». Но не в том плане, что ты займешь положение высшей гордыни. Ты станешь лучшим из людей, поскольку ты дашь другим людям шанс духовной жизни. Две вещи, о которых мы сегодня говорили – внутреннее смирение и стремление к служению. (прославляет божества храма) Джайа Гуру Гауранга Радха-Мадхава Сундарджиу Ки! Джай!