Беседа – Слушание от авторитета - путь познания Бога

Лондон - 02 September 1973
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:55:18 | качество: mp3 128kB/s 51 Mb | прослушано: 313 | скачано: 386 | избрано: 9
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:04 Беседа с Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 2 сентября 1973 в Лондоне, Англия.

00:00:19 – Итак, в материальной жизни, материальные потребности можно удовлетворить при помощи денег или еды, сна, секса, но всё это уже не приносит удовлетворения западным людям, потому что они всего этого уже насмотрелись. Еда, сон, секс, защита, естественным образом они стремятся спрашивать о Брахмане, и этот ответ они могут получить из Индии, и больше не откуда. У них есть склонность к этому, всякий раз, когда они видят какого-нибудь индийского свами, индийца, который говорит о духовности, они слетаются, но эти люди обманывают, вместо того чтобы удовлетворить этот духовный голод.

00:01:14 Что же касается нашего международного Общества Сознания Кришны, мы не обманываем, мы говорим правду: «Вот Бог Кришна, вот вы, вот ваши отношения» «Служите Ему, делайте это!», и они делают это. Поэтому мы видим, как это движение по всему миру обретает некоторый успех.
– Кто есть Бог для таких мирян как я?

00:01:46 – Что ж, миряне, мы уже объяснили, что эти люди они не лучше животных, миряне, это те, кто думает, что они тело, у них нет другой информации, такие обыватели сравниваются с животными. Образование таких мирских людей, их прогресс – это, украшение мёртвого тела. Если вы украшаете труп, вы можете испытать какое-то удовлетворение от вашей работы, но другие будут смеяться: «Что за дурак, украшает труп!» Чем занимаются обычные, мирские люди? Они украшают мертвецов, вот и всё.

00:02:46 – Если Вы хотите объяснить такому человеку кто есть Бог, как Вы это сделаете?
– Хорошо. Какова Ваша профессия, что Вы делаете? Вы учитель? Учитель чего?
– Я преподаю юриспруденцию.

00:02:59 – Хорошо, если человек хочет узнать, что такое закон, он должен стать студентом, разве он сможет что-то понять если он будет просто спрашивать, что такое закон? В течение часа или минуты, разве это возможно? Нет, прежде всего вы должны закончить университет, вы должны сначала поступить в коледж юридический, вы должны учиться. Таким же образом, для того чтобы понять кто такой Бог, необходимо учиться, и это ведическая дхарма, варнашрама дхарма. Каждый кто вступил в эту систему варнашрама дхармы, четыре варны: браман, кшатрий, вайшья, шудра; и четыре ашрама: брахмачари, грихастха, ванапрастха, саньяса. До тех пор, пока человек не вступил в эту образовательную систему, он считается не лучше животного.

00:04:01 Таким образом чтобы познать Бога, человек должен стать настоящим браманом, достойным браманом, браманов уважают, но законов нет, это страна без законов, поэтому человек называет себя браманом и при этом не знает ничего о брамане, в этом беда. Я говорил об этом сегодня утром, кшатрий обязан проследить чтобы тот, кто называется браманом, соответствовал этому положению. Допустим он говорит: «Я врач», то он должен быть квалифицированным врачом, если он говорит, что он врач, но при этом не имеет квалификации, то он обманщик.

00:04:52 Вы не можете называться браманом до тех пор, пока не обретёте качеств брамана, но именно это мы и наблюдаем, и люди верят этим обманщикам. Поэтому варнашрама дхарма необходима, индуистская дхарма или ведическая дхарма означает варнашрама дхарма. Прежде всего, человек должен следовать этим принципам варн и ашрамов, тогда можно говорить о постижении Бога, Бог не такая дешёвка, чтобы понять Его мгновенно.

00:05:21 – Итак, чтобы постичь Бога, человек должен бросить семью и прийти в какую-то…
– Почему Вы делаете такие выводы? Вы не знаете кто такой Бог. Почему Вы приходите к таким заключениям?
– Зачем Вы задаёте этот Вопрос?

00:05:34 – Вы знаете, я объяснил, что человек должен стать браманом. До сих пор есть много браманов, у которых есть дети. Даже Чайтанья Махапрабху, хотя у него не было детей, он был семейным человеком. Нитьянанда Прабху был семейным человеком, Адвайта Прабху был семейным человеком, они все брахманы, семейные люди, но они знали Бога. Самое главное – постичь Бога, самое главное – знать Его. Есть четыре варны и четыре ашрама, итак, варнашрама [санскрит], вы должны следовать системе варнашрама дхармы, тогда вы поймёте.

00:06:29 И не важно, браман вы или кшатрий, или вайшья, или шудра, эти сословия сотрудничают друг с другом. Например, в вашем теле, у вас должна быть и голова, и руки, живот, ноги. В сравнении с остальными частями тела, голова важнее, но ноги тоже нужны, вы не можете обойтись без ног. Аналогично, браманы являются головой, кшатрии – руками, вайшьи – животом, шудры – ногами. Так же как мне нужна голова, мне нужны и ноги, но ноги должны исполнять свои обязанности - обязанности ног, а голова свои обязанности - обязанности головы, тогда эта система совершенна. Если голова раскололась, то человек сходит с ума.

00:07:32 В настоящий момент, нет достойных браманов в обществе, поэтому общество находится в состоянии хаоса. Когда сплошной беспорядок, все ищут чего-то существенного, таково положение западных стран. Они слышали столько всего об индийской культуре, и они по-прежнему с уважением относятся к индийской культуре, к духовной культуре. Они стремятся к этому, но к сожалению так называемые йоги свами приезжают и обманывают их, в этом проблема. Впервые мы представляем истинную ведическую дхарму или бхагавата дхарму, систематическим образом.

00:08:24 В беседе с Чайтанья Махапрабху, Рамананда Рай поднял этот вопрос варнашрамы, он процитировал этот стих из Вишну пураны, Чайтанья Махапрабху сказал: эхо бахья аге каха ара, «Хорошо, варнашрама дхарма, это хорошо, но это внешнее, если тебе известно нечто лучшее, говори!» Они обсудили всю эту систему, но в конце концов Чайтанья Махапрабху одобрил вот этот путь: «шраванам, киртанам Вишну», слушание о Вишну, воспевание Его имени, прославление Его.

00:09:09 Варнашрама дхарма, это тоже Вишну [санскрит], истинная цель постижения Вишну, Верховного. Варнашрама дхарма тоже предназначена для постижения Вишну, но эту систему брахманов, кшатриев, вайшьев, в нашу эпоху, в нашу прогнившую эпоху, эту систему очень трудно возродить. Поэтому Чайтанья Махапрабху сказал: эхо бахья аге каха ара, «Это хорошо, но сейчас это внешне». В настоящий момент её нельзя использовать. И когда Рамананда Рай сказал, процитировав один стих из «Шримад Бхагаватам»: «Если человек просто слушает о Вишну, не важно в каком положении он находится, тогда он сможет постичь Бога».

00:10:14 Шрутигатам, означает «слушать», «воспринимать на слух». Таким образом если он занимает своё тело, свои слова, свой ум, то несмотря на то, что Господь – аджита, «непобедимый», он сможет покорить Его, он сможет постичь Вишну, Его миссию, свои отношения с Ним, он всё это сможет понять. Поэтому мы проповедуем тот же самый принцип, мы не просим никого: «Сначала станьте браманом, и тогда приходите сюда», нет, пусть приходят и слушают о Вишну. Мы обсуждаем «Бхагават-гиту», они слушают, они слушают «Шримад Бхагаватам».

00:11:06 Вы видели наши книги? Мы обсуждаем эти книги, и постепенно шрутигатам тануван манобхих, если человек посвящает этому свой слух, этому трансцендентному посланию, то хотя Господь аджита, «непобедимый», преданный побеждает Его, это и происходит. Хотя они американцы, европейцы, канадцы, африканцы, австралийцы, не все они индийцы, индийцы тоже есть среди нас, но поскольку они посвящают этому трансцендентному посланию свой слух, они обретают просветление. И каждый, кто будет слушать это послание, прежде всего «Бхагават-гиту», начало этой науки, затем «Бхагаватам», затем «Чайтанья Чаритамриту», постепенно, он постигнет себя, он осознает Бога в полной мере. Слова [санскрит] означают «кто есть Бог».

00:12:16 Итак, это общество предназначено для того, чтобы предоставить возможность каждому слушать. Для этого не требуется образование, Бог дал человеку уши, пусть он воспринимает на слух это послание: шрутигатам тануван манобхих, таков процесс, очень простой процесс, просто слушать искренне, и тогда всё постепенно произойдёт.

00:12:49 Чайтанья Махапрабху сказал: чето дарпана марджанам, «Когда мы слушаем, зеркало сознания…», сознание подобно зеркалу, сейчас оно покрыто пылью марджанам, если вы очищаете это зеркало тряпкой, вы сможете ясно разглядеть своё лицо. Вот этот метод повторения святого имени, слушания, постепенно очищает наше сердце от грязи. Если мы просто слушаем о Кришне, это само по себе пунья – «благочестивая деятельность», пунья, шравана, киртана, либо вы слушаете, либо повторяете. В нашем сердце столько разной грязи, разной ерунды, [санскрит] всё это вымывается оттуда.

00:13:58 Найди этот стих. Первая песнь, первая часть, третья глава. Где Пандит махарадж? Позовите его! Ты можешь найти по указателю. Нам необходимо воспользоваться этим методом, слушать о Кришне, без каких-либо предрассудков, тогда всё станет ясно. Семнадцатый стих.
– Перевод.

00:15:03 Шри Кришна, Личность Бога, Параматма, Сверхдуша в сердце каждого и благодетель честного преданного очищает сердце преданного от стремления к материальным наслаждениям, когда в том развивается потребность слушать его послания, которые добродетельны сами по себе если их правильно слушают и повторяют.
– Таков метод. Если вы слушаете о Кришне, то Кришна внутри вас, видя, как вы желаете Его, помогает вам очищать ваше сердце от грязи. – Прочти комментарий!

00:15:47 – Послание Шри Кришны, Личности Бога, неотлично от Него самого поэтому, где бы не прославляли Бога без оскорблений, не слушали повествований о Нем, Господь Кришна несомненно присутствует там в форме трансцендентного звука, столь же могущественного, как и Он сам. Шри Чайтанья Махапрабху в своей Шикшаштаке недвусмысленно утверждает, что святое имя Господа обладает всеми энергиями Господа, что Он наделил все свои бесчисленные имена одинаковым могуществом. Нет строго определённого времени для воспевания святого имени, каждый может с вниманием и почтением делать это в удобное для него время. Господь столь милостив, что лично является нам в форме трансцендентного звука, но к несчастью, нас не привлекает слушание Его имён и прославлений Его деяний.

00:16:31 Мы уже говорили о развитии вкуса к слушанию и воспевании святого звука, он развивается благодаря служению чистому преданному Господа. Господь отвечает своим преданным взаимностью, когда Он видит, что преданный абсолютно искренне стремится к трансцендентному служению Господу, и потому горит желанием слушать о Нем. Господь, пребывающий внутри преданного, действует так, чтобы преданный мог легко вернуться к Нему. Господь хочет вернуть нас в Своё царство сильней чем мы сами можем того желать. Большинство из нас вообще не хотят возвращаться к Богу, хотят лишь очень немногие, и каждому, кто стремится к этому, Шри Кришна всячески помогает.

00:17:07 Человек не сможет войти в царство Бога, пока полностью не очистился от всех грехов. Материальные грехи – это порождение наших желаний господствовать над материальной природой. От этих желаний очень трудно избавиться, а женщины и богатство являются очень большим препятствием на пути обратно к Богу. Многие стойкие преданные пали жертвой этих соблазнов и сошли с пути ведущего к освобождению, но тот кому помогает сам Господь, по Его божественной милости легко преодолевает все трудности на этом пути. Нет ничего удивительного в том, что человек соприкасающийся с богатством и женщинами становится беспокойным, потому что каждое живое существо издавна связано с этим, фактически, с незапамятных времён. И чтобы избавиться от этого чужеродного влияния, требуется время, но тот, кто слушает о славе Господа, постепенно осознает своё истинное положение. Милостью Бога такой преданный получает достаточно сил, чтобы оградить себя от этих беспокойств, и со временем, его ум покидают все тревоги.

00:18:05 – Предписанные методы есть, мы должны им следовать, не идя предписанным путём, никто не сможет продвигаться. И в эту эпоху предписанный метод очень прост, нужно просто слушать святое имя Господа. Итак, разочаровавшийся в своей тяжелой борьбе за материальные наслаждения, человек испытывает побуждение постичь Бога. Отождествление себя с телом, подразумевает наслаждение материальных чувств, и к этому стремится западный мир, к материальным наслаждениям.

00:18:56 Но того, кто прошёл дальше в своём развитии интересует нечто большее чем просто материальные наслаждения, и это хороший признак. А те же, кто поглощены лишь материальными наслаждениями, пребывают на уровне животной жизни. - Как по-Вашему, на каком уровне находится нынешняя западная цивилизация, чего люди хотят?

00:19:24 – Я на самом деле не знаю, я доктор, но мне хочется понять, допустим, человек думает о Боге всю свою жизнь и умирает, а человек, который не думал о Боге тоже умирает, какова же наша жизнь после смерти? И зачем нам нужно думать о Боге? Зачем нам забывать о материальном мире?
– Прежде всего вы должны понять, что есть жизнь после смерти.
– Это вера или что?

00:19:53 – Нет, это не вера, это факт. Я уже привёл Вам пример, Вы были ребёнком, вашего тела уже не существует, но Вы знаете, что Вы были ребёнком и, хотя тело поменялось, Вы – душа, Вы знающий тело, по-прежнему существуете. Поэтому, когда сменится это тело, Вы будете существовать в другом.
– В какой форме?

00:20:20 – Это уже другой вопрос, прежде всего Вы должны признать этот факт, что Вам приходится менять тело, как Вы уже сменили его много раз. Прежде всего Кришна говорит: татха дехантара праптих, антара, вам приходится воплощаться в другом теле.
– Возвращаясь к Вашему вопросу о нынешнем состоянии мира, вы спросили, что мы думаем о нынешнем положении мира и куда движется нынешняя цивилизация.
– Да, они не знают, даже известные профессора, я говорил с профессором Котовским в Москве. Он сказал: «Свамиджи, после уничтожения этого тела ничего не будет.

00:21:13 – Это привело нас к этой катастрофе и мы только пожинаем всё больше и больше бед. Например, если мы посмотрим на медицинскую практику, я думаю, что мы сейчас сталкиваемся с этой проблемой умственных болезней, душевных болезней. Скажем, 30% нашего времени мы уделяем людям, которые страдают от умственных беспокойств, они пребывают в состоянии тревоги, как мы это называем и испытывают депрессию. Я предполагаю, отчасти эта проблема связана не с тем, что их плохо кормят или что они плохо одеваются, отчасти эта проблема в том, что они не понимают кто они есть. Если бы они верили, что есть нечто за пределами этого мира, если бы они признали это, то им бы легче было снести все эти их нынешние неудобства и они не были бы в депрессии, и это проблема нынешнего человечества.

00:22:27 – Об этом говорит «Бхагават-гита»: если человек следует путём духовной жизни, он должен научиться терпеть неудобства, которые причиняет ему тело, потому что они приходят и уходят. Например, Вы врач, Вы лечите больных, допустим больной страдает от высокой температуры, и все знают, что температура пришла и через некоторое время она уйдёт. Таким образом, тот, кто практикует Сознание Кришны не испытывает больших беспокойств от этой температуры, он знает, что она пришла и она уйдёт сама по себе.

00:23:23 Если мы просто попостимся несколько дней, на бенгальском есть такая поговорка: «Если к вам пришёл незваный гость и, если пришла высокая температура, просто не давайте им есть, и они уйдут». Незваный гость, если его не кормить, он уйдёт, точно также и с температурой, если её не кормить, она уйдёт сама. Итак, в конце концов всё это приходит и уходит. Есть такой пример: шрита ушна, шрита, значит зима, а ушна – лето; также как лето приходит и уходит, как зима приходит и уходит, всевозможные страдания приходят и уходят, и Кришна советует: [санскрит].

00:24:14 Поэтому качество брамана, это итикша, терпение, их не очень беспокоит боль тела, всё это приходит и уходит, они занимаются своим настоящим делом – познание Брахмана. Если человек посвящает себя главному предназначению своей жизни – постижению Брахмана, для него все эти телесные страдания перестают быть чем-то значимым. Поэтому мы видим такие примеры: святой человек живёт в Гималаях, там идёт снег, нам нет нормального жилья, и всё же они живут там, до сих пор много таких людей. Сейчас, конечно, это невозможно, добровольно они уходили в леса, в Гималаи, и терпели страдания, и просто посвящали себя духовному самопознанию, это человеческая цивилизация.

00:25:23 Говорится, что человеческая цивилизация, это [санскрит], человек должен совершать тапасью ради духовного опыта. Так заповедовал Вришаба дева, он говорил: «У каждого есть тело, у кошек, собак, свиней, у всех есть тела, у нас тоже есть тело, у царей, у полубогов есть тела, у всех есть тело, но [санскрит] в человеческом обществе, это человеческое тело не предназначено для [санскрит] удовлетворения чувств и тяжёлого труда, чем занимаются свиньи, собаки».

00:26:14 «Для чего же это предназначено? [санскрит] Мои дорогие мальчики, это тело предназначено для тапасьи. Зачем для тапасьи? Вы спрашивали об этом, [санскрит] вы должны очистить свою жизнь, и тогда, вы всегда будете жить в блаженстве, в счастье». Все ищут счастливой жизни, но, если мы живём как материалисты, это невозможно, необходимо искать счастливой жизни посредством духовного понимания, Брахма сукха, вот что необходимо, трансцендентное наслаждение.

00:27:06 Сатьянанда, истинное счастье на духовном уровне, такое наслаждение называется Рама, «рамана», от слова «рамана» образуется Рама. Вот что мы хотим, но в настоящий момент этому не учат, однако люди стремятся к этому, они хотят этого, особенно на Западе, они насмотрелись уже материальных наслаждений, сейчас они хотят духовной жизни, поэтому они обратили свой взгляд в сторону ведической культуры, таков ответ.
– С какой целью Господь создал людей, животных, столько всего.

00:27:56 – Это следующий вопрос. Вам приходится рождаться в следующем теле, но какое тело вы получите? В мире мы наблюдаем огромное разнообразие разных тел, форм жизни, например, когда вы пошли в школу, чтобы получать образование, ради чего? Ради того, чтобы вы учились, и в зависимости от вашего образования, от уровня ваших знаний, вы бы получили потом положение определённое; кто-то становится адвокатом, кто-то врачом, кто-то инженером, тоесть разнообразие разных профессий. В зависимости от уровня вашего образования вы займёте определённое положение в обществе, точно также, следующее ваше тело будет зависеть от вашей кармы, вы подготавливаете свою следующую жизнь.

00:29:01 Это также объясняется в «Бхагават-гите». В соответствии с вашей культурой, в соответствии с тем, в каком состоянии будет ваше сознание в конце жизни, те мысли, которыми мы были поглощены всю свою жизнь, в конце нашей жизни сформирует определённое состояние сознания. Оно может быть как у Бога или как у дога, или как у свиньи, есть много разных видов психологий, вы получите следующее тело в зависимости от этого.
– А можете ли Вы научно доказать это или это просто вопрос веры?

00:30:01 – Это наука. Наша наука – совершенная наука, потому что мы получаем знания от совершенного, от Кришны. А так называемая наука несовершенна, потому что те знания, которые вы получаете от несовершенного человека, несовершенны. Каким бы великим учёным вы ни были, вы должны признать, что ваши чувства несовершенны.
– Да.

00:30:26 – Несовершенные чувства могут дать вам только несовершенное знание, это не научное знание. То, что вы считаете научным знанием – подделка, потому что человек, который дал вам это знание несовершенен, как вы можете ожидать получить совершенные знания от несовершенного человека?
– Это вопрос степени.
– Возможно степени, но в конечном итоге, если человек не способен дать вам совершенное знание, то какой смысл учиться у него?
– Я признаю эту точку зрения, но как вы докажете, что человек…

00:30:59 – Поэтому мы обращаемся к совершенному источнику, к Кришне, мы обращаемся к представителю Кришны, к тому, кто говорит также как Кришна, таков наш метод. Мы не обращаемся за знаниями к мошенникам, мы обращаемся за знанием к Кришне, к Верховному. Возможно, я сам негодяй, но поскольку я получаю знание от совершенного, всё что я говорю, тоже совершенно. Ребёнок может быть совершенным невеждой, но он узнал, что этот предмет называется очками, и когда ребёнок говорит: «Папа, это очки», это совершенное знание. Аналогично, если вы внимаете совершенному и действуете соответственно, вы совершенны.

00:31:59 Итак, Кришна говорит: татха дехантара праптих, «После смерти вы получите очередное тело», и мы верим этому, мы принимаем это. Для этого не требуются доказательства так называемой несовершенной науки.
– То есть прежде всего это вера?
– Это не вера, это факт.
– Да, но, если Вы говорите это факт, как Вы это доказываете? То есть это сказал Кришна?

00:32:22 – Да, но это доказательство в соответствии с ведами, если я что-то говорю, я должен подкрепить это цитатами из вед, таков наш метод. Если мы принимаем это следуя ведическому процессу, то это совершенное знание. Например, вы адвокат в суде, и вы приводите доводы, если вы опираетесь на заключение суда по предыдущему аналогичному делу, ваш довод будет принят. Точно также, когда вы приводите авторитетное утверждение, когда вы подкрепляете свои слова, то это совершенное знание, таков метод.

00:33:01 В противном случае, ради чего эти книги? Если это просто умозрительное рассуждение, то какой смысл в этих книгах? Но как только мы о чём-то говорим, мы тотчас же подтверждаем это цитатами из ведических писаний, и это совершенное знание, и мы должны обладать каким-то знанием. Например, Кришна говорит, Кришна совершенен, Он приводит пример, Он подкрепляет Свои слова примерами: [санскрит] душа находится в теле, и она меняет разные тела, [санскрит] душа меняет тело, сначала получает младенческое тело, потом детское, потом юношеское, татха дехантара праптих, разве это не логично?

00:33:58 Это очень научное знание, для разумного человека, это научное знание, если он всё же этого не понимает, то что можно сделать? Кришна приводит пример: татха дехантара праптих. Как душа меняет тело? Сначала тело младенца, потом тело мальчика, потом тело юноши, точно также, когда тело прекращает своё существование, то… Возможно вы сами этого не видите, но тонкое тело существует, у нас есть два тела, это восемь материальных элементов: земля, вода, огонь, воздух, небо, ум, разум, эго. Когда ваше тело, состоящее из воды, земли, огня, воздуха… Вот врач, он знает о теле, состоящем из земли, воды, огня, воздуха, но он не знает возможно о теле, состоящем из ума, разума и эго, ведь так? Есть ещё одно тело, состоящее из ума, разума и эго.

00:35:10 – Ну я не так это понимаю.
– Ум есть, все знают, что у вас есть ум, у меня есть ум, но можете ли вы видеть ум? Можете ли вы видеть разум?
– Это нечто абстрактное.
– Ничего абстрактного, это материальные компоненты, у вас нет глаз чтобы увидеть это.
– Но сейчас мы можем, у нас есть три разных метода изучения разума, начиная с шестимесячного возраста до взрослого.

00:35:39 – Так или иначе, вы признаёте, вот в чём мой довод, вы изучаете, значит вы принимаете, что разум существует. Итак, помимо грубого материального тела есть тонкое тело, также как помимо вашего пальто есть рубашка, также и душа, покрыта тонким и грубым телом, и то, что мы понимаем под смертью – это уничтожение грубого тела. Тонкое тело остаётся, и тонкое тело переносит вас, в зависимости от ваших желаний, тонкое тело переносит вас в то место, где вы снова сможете обрести материальное тело в соответствии с желаниями ума.
– Вы имеете ввиду тонкое тело или душу? Это одно и то же?

00:36:32 – Нет, душа, это нечто другое, душа тоньше разума, всё это объясняется в «Бхагават-гите». Прежде всего нужно понять, что тело состоит из чувств, индри. Животные думают, что на этом всё кончается, но они не понимают, что индрими управляет ум, если функции ума нарушены, то индри не могут функционировать. Например, сумасшедший человек, вы пытаетесь лечить его душевную болезнь, чтобы привести его в нормальное состояние, чтобы он мог владеть своими чувствами, в противном случае, он не знает, как ими управлять. Поэтому, ум повелевает чувствами, над умом находится разум, над разумом – душа.

00:37:37 Итак, мы не можем видеть даже ум, разум и эго, как же мы можем увидеть душу? Душа, у неё тоже есть размер, не имея понимания, не имея этого образования в отношении души, вечной души, все остальные знания, это знания на уровне животных.
– Дайте ему прасад!

00:38:05 – Могу я задать вопрос? Является ли прана жизненной силой или это что-то другое? Прана это жизненная сила?
– Прана это воздух. Душа плавает в этих воздушных потоках, поэтому управление этим воздухом называется пранаямой, это метод йоги. Прана это жизненный воздух, который переносит душу, она очень мала, атомарна. – Прасад нужно не нашим людям давать, дайте ей, угостите её!

00:38:52 Разве вы можете найти лучшую логику? Не найдёте лучшей логики. Не обвиняйте нас в том, что мы не логичны! Мы абсолютно логичны, у нас есть разум, чтобы понять это. Вы можете руководствоваться какой-то логикой, но у вас должен быть разум, чтобы понять это, если же вы тупы, как вы сможете понять логику? Здесь всё очень логично изложено, дхира, только здравомыслящий человек сможет понять это.

00:39:38 – Я у Вас очень много времени отнял, простите меня.
– Нет, моё время как раз для этого и предназначено, пожалуйста пользуйтесь им, но если вы не пользуетесь, то конечно, это уже другой вопрос. Я посвятил всю свою жизнь этой цели я путешествую по всему миру давая это знание. И это железная логика, если вы не согласны, вы должны представить лучшую логику известную вам. Не думайте, что мы руководствуемся сентиментами, не думайте так, у нас железная логика.
– Я не говорю этого, но я просто морально не подготовлен принять это до такой степени.

00:40:21 – Если Вы не готовы, учитесь, чтобы стать готовым, и тогда можно сделать тот же вывод, вы можете с этой логикой обратиться к животным, но они не смогут воспользоваться ею.
– Я не думаю, что логика может всё объяснить.
– Нет, логика не может, но тем не менее у нас есть столько логики, сколько вам необходимо.
– Да, я не знаю, что мистер Говард хочет сказать о логике, но логика не может объяснить всего. Если руководствоваться только логикой, то, например, в математике можно постепенно доказать, что десять равняется нолю или что девять равняется нолю.

00:41:06 – Это может быть возможным, но практической пользы в этом нет никакой, если банкир даёт вам ноль, а для Вас это девять, тогда это может быть практичным, но если Вы теоретически говорите всё это… Практически, всё это бесполезно, девять равняется нолю или два равняется нолю, практического использования это не имеет.
– Я не думаю, что логика может всё объяснить.

00:41:34 – Нет, это скептицизм, это не продвигает Вас в знании. Насколько человек может понять, как говорит мистер Хаудер, в этом есть некоторая логика, насколько это может понять человек. Если мы примем эту теорию, эту логику, если мы признаем, что наша логика несовершенна, тогда нам необходимо обратиться к авторитету. Например ребёнок, мать говорит: «Вот твой отец», в этом нет логики, он вынужден принимать, ему приходится признавать это. Для него логикой является только мать, она авторитет для него, разве нет?
– Да, это правда.

00:42:25 Там, где логика неприменима, мы должны принимать авторитет, поэтому мы принимаем авторитет, этот авторитет – Шабда Брахман, это лучшее свидетельство Шабда Брахман. Есть разные свидетельства, из них, Веда Пурмана, Шабда Брахман, является наилучшим. Хорошо. Спасибо вам большое.

00:42:55 – Шрила Прабхупада, Перл посещает наш храм, следует регулирующим принципам.
– Очень хорошо.
– Она хочет получить посвящение.
– Да, я бы хотела получить санскритское имя.
– Хорошо, получите.
– Вы хотите обрить голову?
– Нет, я бы, пожалуй, хотела бы оставить волосы если Вы не против, я не могу от всего отказаться.
– Хорошо.

00:43:20 – Если я смогу вылечить ногу, если я смогу духовно продвигаться…
– Вы отличны от своей ноги, даже если не вылечите ногу, Вы можете вылечить себя.
– Вы имеете ввиду духовно вылечить?
– Да, это настоящее лечение.
– Дело в том, что она мешает мне делать то, что я должна делать, я не могу исполнять все свои обязанности.

00:43:47 – Когда они придут к логике, когда они будут логичными?
– Они не хотят.
– Это собачье упрямство.
– Такова их психология, они утратили свой разум из-за этой цивилизации, из-за этой культуры.

00:44:08 – Да, [санскрит] утратив разум, они отправляются в ад, они не понимают этого из-за необузданных чувств. Потому что как только вы приходите к духовной жизни, вы должны укрощать свои чувства, но этого они не хотят, и это большая проблема.
– Как он сказал: «Я не готов к этому».
– Да, на самом деле они не готовы.
– Тогда страдайте.
– Но попытайтесь подготовиться.

00:44:37 – Они не готовы, потому что как только они поймут, что им придётся родиться в одной из форм жизни, это их ужасает, поэтому они не хотят этого понимать. Если при помощи логики я докажу, что вы родитесь в следующей жизни собакой, им это очень трудно принять. Например, один астролог сказал, что Джавахарлал Неру родился собакой в Швеции. – Ты знаешь об этом?
– Да, в Дели, один астролог сказал.

00:45:14 – А что говорит об этом правительство Индии?
– Я этого не знаю. Они не верят в астрологию, поэтому они не могут сделать никаких шагов, они не верят в следующую жизнь, поэтому они тоже в этом смысле не могут ничего предпринять. Факт это или нет, поскольку они не верят в следующую жизнь, какой смысл делать какие-то ещё шаги. Это всё равно что сказать, что Джавахарлал Неру стал Индрой. Если кто-то так скажет, они это тоже отметут, и то тоже, потому что они не верят в следующую жизнь.

00:46:00 Просто представляя «Бхагават-гиту как она есть», мы можем опровергнуть всех этих негодяев, в этой книге всё есть. «Бхагават-гиту» не представляли как она есть, в этом беда. Первое её учение: татха дехантара праптих, никто не интересуется этим, и при этом они считают себя учениками Бхагават-гиты, даже Ганди, он не понимал дехантара праптих. Все эти политические лидеры не понимают, что такое дехантара праптих. – Что ты думаешь, Бхадра Кришна? Понимают они дехантара праптих?

00:46:44 – Это неизвестно им, они не понимают. Ганди же был политиком, он на самом деле не был преданным, и он не мог понять Бхагават-титу. Но почему тогда он произнёс имя Рама, когда умирал? Он сказал: «Харе Рама», это были его последние слова, почему?
– Практика, практика, «Рагупати Радхава Раджа Рам».
– Это было последнее его слово?
– Да.
– Это благодаря его благочестию?

00:47:20 – Это благодаря практике, это подействует, это непременно возымеет действие. Он не знал, но поскольку он повторял «Рагупати Радхава Раджа Рам», это подействовало, благодаря повторению, в реальности он не понимал. Например, мусульманин сказал: «Харам», он хотел сказать харама, но сказал Харам, он не понимал ничего о Раме, но имя Рама настолько могущественно, что хотя он сказал Харам, оно подействовало.

00:48:09 Возможно, Ганди не знал предназначения «Бхагават-гиты», её смысла, но он произнёс: «Харе Рама», и это подействовало.
– А что такое Рама, когда мы повторяем мантру Харе Рама?
– То есть он произнес Рама не благодаря своим благочестивым поступкам, а только благодаря практике?
– Нет, он был благочестивым, это благодаря благочестию. Он был благочестивым человеком, нет сомнений в этом.

00:48:40 – Он имел привычку повторять имя Рамы, каждый день он повторял «Рагупати Радхава Раджа Рам», и это воспевание подействовало. Но я хочу сказать, что он не мог учить тому, кто такой Рама, в этом его беда. Но несмотря на свою беду, поскольку он приучил себя повторять имя Рамы, он был благочестивым. Хотя он был невежественным, он был поглощён политикой, если бы он постиг Раму, как истину, Кришну, как истину, но он этого не понял.

00:49:26 Если бы он это сделал, то он бы проповедовал славу Рамы, славу Кришны, но он повторял имя Рамы ради своих политических целей, он использовал Его ради политики, это как нама апаратха. Он пытался извлечь материальную выгоду из повторения святого имени Рамы, и он получил материальную выгоду, он стал знаменитым политиком по всему миру.
– Но ведь он не занимал никаких постов.
– Но он же назывался Махатмой.
– Но он не занимал политических постов.

00:50:10 – Это ещё одна уловка, возможно. Может быть ему не нравилось, но поскольку он был таким великим, зачем ему президентский пост, президента выбирают на пять лет, но его признали по всему миру как великого лидера, это выше, чем пост президента или премьер-министра. Но суть в том, что, если бы он действительно осознавал смысл значения Рамы, но он не осознавал, для него Рама был средством для достижения политических целей, тем не менее это подействовало, в момент смерти он сказал: «Рама».

00:51:01 – Как Вы думаете, он отправился в рай? Каково его положение?
– Нет, поскольку он не понимал Раму, поэтому он не может отправиться в царство Рамы, но он получит великое положение, он может отправиться на райские планеты.
– То есть по-прежнему в материальном мире?

00:51:28 – Райские планеты находятся в материальном мире, рай – в материальном мире. Вы можете обрести более высокий уровень жизни, ваша продолжительность жизни будет больше, и всё. Более высокий уровень жизни, например, Брахма, один день Брахмы, вы не можете даже представить сколько он длится. Он настолько могущественное существо, он создал эту вселенную, но он находится в материальном мире, он тоже живое существо, как мы, но занимающий очень высокое положение.

00:52:00 Он не может получить положение Брахмы, но он может родиться на высшей планетарной системе, в этом нет сомнения. – Найди этот стих. Этот стих [санскрит]. Но он не понимал Бхагават-гиты, и это факт.
– А как насчёт положения Вальмики?
– Он отправился в царство Бога, он знал кто такой Рама, у них не было туманного представления.
– То есть они не были способны написать «Рамаяну» если бы они не понимали Господа Рамачандру?
– Да. Он медитировал шестьдесят тысяч лет.

00:52:53 – Но я думаю, что Ганди, который сказал, что Курукшетра это тело, пять Пандавов – это пять чувств, это всё просто его изобретение?
– Он не понимал, это факт. Но даже, если ребёнок не понимает, но он повторяет «Харе Кришна», это подействует, понимает он или не понимает, это не имеет значения, имя очень могущественно.

00:53:24 Вот этот стих: пунья критам локам, означает райская планета, прапья пунья критам локам, вы не сможете достичь райской планеты если вы не очень благочестивы. Он достиг райской планеты, где жизнь длится очень долго и уровень жизни очень высокий, но там нет Сознания Кришны.

00:53:50 Как там сказано: прапья пуньям критам локам, в течение долгого времени, чтобы родиться на райской планете, там жизнь длится десять тысяч лет, по их летоисчислению. Один их день равен нашим шести месяцам, так они живут десять тысяч таких лет, затем они вновь возвращаются в материальный мир и рождаются либо в семье очень возвышенного брамана, шучинам, либо в семье очень богатого вайшьи.

00:54:40 Насладившись там, они вновь обретают возможность стать сознающими Кришну, если же он упускает эту возможность, то вновь спускается вниз. Поэтому Наротам Дас Тхакур говорит: «Всё это иллюзорные возвышения». Если я вновь должен возвратиться, мне вновь придётся родиться в низших формах жизни, то какой смысл в этом? Что это даёт? Кришна даёт ясное понимание: [санскрит] обретите сознание Кришны, ибо, когда вы оставите ваше нынешнее тело, вам не нужно будет рождаться вновь, либо на райской планете, либо на адской планете, вы сразу идёте ко Мне. Это совершенство

транскрибирование: Татьяна Гребенькова | Барселона | Испания | 21 March 2020