Беседа с Профессором – Немного Сознания Кришны может сильно помочь
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:03 Беседа между Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой и профессором латинского языка, 9 декабря 1973 года в Лос-Анжелесе.
00:00:22 – Из «Бхагават-гиты мы узнаём… Например, на этой планете, есть много людей, и Никсон является президентом, аналогично, на каждой планете есть живые существа, и президентом Солнца, является Вивасван, давным-давно Кришна дал ему наставления. На высшей планетарной системе время течёт по-другому, это было доказано, когда русские космонавты были в космосе, за один час двадцать пять минут, космонавт облетел вокруг Земли два раза или даже три, время по-другому течёт.
00:01:32 Например, солнечный свет безличен, Солнце находится в одном месте, и президент солнечного шара является личностью, подобно этому, Абсолютная истина постигается в трёх аспектах. Сначала, мы познаём её в безличном проявлении, затем в локализованном, и затем, как личность. В конечном итоге, Бог – личность, и это Кришна.
00:02:13 Итак, мы слушаем непосредственно Верховную Личность Бога, который рассказывает о себе, и это совершенное знание. Если Вы сами расскажите о себе, то я смогу получить совершенное знание о Вас, если же я буду просто рассуждать: «Профессор, возможно такой, может быть такой», это знание будет несовершенным. Я просто рассуждаю, я строю гипотезы, но если Вы придёте ко мне и скажете: «Свамиджи, я такой», тогда я получу совершенное представление о Вас. В противном случае, я могу рассуждать о Вас миллионы лет, но тем не менее так и не получу достоверных сведений.
00:02:56 Мы не можем выдумать Бога, мы не можем также строить предположения о Нём, это невозможно. Вы можете получить некоторое представление, но не может идти и речи о том, чтобы получить совершенное знание о Боге таким образом. Бог безграничен, бесконечен, но мои способности рассуждать ограничены, как же я смогу постичь бесконечное с помощью своего конечного знания? Это невозможно.
00:03:33 Мы можем продвинуться до какой-то степени, по крайней мере мы можем постичь безличное проявление, но вершиной осознания абсолютной истины является понимание её как личности. Личности всемогущей, все прекраснейшей, наимудрейшей, во всех отношениях совершенной, исполненной шести достояний: богатства, силы, влияния, красоты, знания и отрешённости, это шесть достояний Бога, и он преисполнен этих достояний, таково понимание Бога.
00:04:19 – Что касается меня, то я думаю, что в отношении многих других, проблема в том, что людям интеллектуальным трудно признать понятие Бога, и даже подняться над тем туманным представлением, которое время от времени появляется, о том, что есть нечто запредельное нашему привычному пониманию мира, подняться к настоящему внутреннему пониманию этой реальности, я думаю это то, над чем Вы работаете.
00:04:57 – Да, Бог за пределами нашего интеллекта. – Заходите. – Дайте стул профессору.
– Я послал уже одного за стулом, но он ещё не нашёл.
00:05:19 – Доброе утро! Есть три ступени: первая ступень понимания, это непосредственное восприятие при помощи чувств, [санскрит], в «Бхагават-гите Вы прочтёте об этом. Здесь нашим источником материального знания являются наши чувства, которыми мы воспринимаем реальность непосредственно, это называется пратьякша, это грубое знание. Например, я вижу солнце, и какое-то представление я получаю о солнце, но это несовершенное представление, хотя я вижу солнце каждый день, мне оно кажется диском, но оно огромное.
00:06:17 Итак, мои чувства не могут дать мне совершенное знание, кроме того, в настоящий момент будучи обусловлены материей, мы несовершенны, потому что мы совершаем ошибки, если мы смотрим на солнце своими глазами, оно кажется нам диском, и это вызывает в нас иллюзию, иногда мы принимаем одно за что-то другое. Более того, обладая этим несовершенным знанием мы пытаемся учить других, и это обман, и наконец, наши чувства несовершенны. Со всеми этими несовершенствами, как мы можем обрести совершенное знание? Каков Ваш ответ?
– У меня нет ответа.
00:07:18 – Поэтому наше спекулятивное знание, наш интеллектуальный уровень нам не поможет, мы должны получать знания из более высшего источника, из совершенного источника, тогда это знание будет совершенным. Как правило мы приводим такой пример, чтобы узнать о том, кто мой отец, я могу проводить исследования, собственные исследования, но это не поможет мне; однако если моя мать скажет: «Вот твой отец», это совершенное знание, потому что оно является авторитетом.
00:07:58 Поэтому совершенное знание мы должны получать от совершенного авторитета, а не упражняться в умозрительных рассуждениях, это нам не принесёт пользы, потому что наш интеллектуальный уровень очень ограничен, таков ведический путь. Ведический метод, это получать знание не восходящим путём, не индуктивным путём. Ведическое знание приобретается путём нисходящим, иными словами, мы обращаемся за знанием к тому, кто им обладает, об этом вы прочтёте в «Бхагават-гите» в четвёртой главе. Знание необходимо.
00:08:57 К примеру, как ребёнок приобретает знание? Он спрашивает у мамы: «Мама, что это такое? Папа, что это такое?», и мама отвечает ему: «Дорогой, это то, это, это». Так он приобретает знание, нисходящим путём. Если же ребёнок захочет учиться самостоятельно, он не получит совершенного знания, он будет трогать огонь. Мама будет говорить ему: «Не трогай, не трогай!» Но он не знает, он думает, что огонь, это что-то съедобное.
00:09:35 Итак, ведическая традиция не считает экспериментальное знание полезным. Веды предписывают: для того, чтобы обрести совершенное знание, вы должны обратиться к гуру. Гуру, это тот, кто наделён совершенным знанием. Сами, самостоятельно, вы не сможете приобрести совершенное знание, полагаясь на свой интеллект, поэтому мы всегда остаёмся несовершенными. Как же мы в силу своего интеллекта сможем постичь Бога, бесконечного, лежащего за пределами нашего восприятия, мы даже обычные материальные объекты не можем постичь, размеры солнца, например, вселенной, в этом смысле наше знание несовершенно.
00:10:39 Итак, наш метод, это обращаться за знанием к совершенному источнику, поэтому мы получаем знание от Кришны, высшего совершенного. Я несовершенен, но поскольку я приобретаю знание от Верховного совершенного, поэтому, всё что я говорю, совершенно, это гуру. Гуру не говорит ничего придуманного, он не говорит о результатах исследований, он говорит лишь то, о чём он услышал от Верховного, это легче.
00:11:23 Если ребёнок говорит: «Часы», сам ребёнок может быть несовершенным, но он слышал от отца: «это часы», поэтому его знание совершенно, таков наш путь. Веда, значит совершенное знание, само это санскритское слово: «веда», означает – совершенное знание. В противном случае невозможно обрести совершенное знание, должен быть источник совершенного знания, и это веда. Например, коровий навоз – это экскременты животного, согласно ведам, если вы касаетесь экскрементов животного, даже собственных экскрементов, вы оскверняетесь, вы становитесь нечистым, и вы должны мыться, но веды говорят, что экскременты коровы – чисты. И мы это признаём, потому что так говорят веды.
00:12:33 Если вы сделаете анализ, то вы узнаете, что хотя это экскременты, они обладают всеми антисептическими свойствами. Если же опираться на логику, то возникает противоречие, то мы говорим, что экскременты нечисты, то мы говорим, что они вдруг чисты, но это факт. Точно так же, если мы примем выводы вед, мы сэкономим очень много времени, потому что нам не придётся проделывать так называемые исследования, таков традиционный путь обретения знания.
00:13:14 В ведах содержится всё знание, есть очень много вед, там сообщаются даже правила для обычных повседневных отношений, например аюрведа, аюрведа означает «медицина». Есть также дханурведа – воинское искусство, есть джьотир веда, джьотишь это «астрономия». Те, кто знакомы с ведическим знанием, они знают – это прекрасное знание, совершенное. Например, аюрведа, медицина, она говорит, что тело, его физиологическое состояние, зависит от трёх вещей, три дхату: капха, пита, ваю или слизь, желчь и воздух.
00:14:25 Воздух, можно почувствовать по биению пульса, аюрведические врачи учатся определять пульс, биение сердца, есть определённые принципы, они сравнивают это, например, с ходьбой воробья или ходьбой ворона, они приводят такие примеры, что если пульс бьётся также как идёт воробей, или как ворон, то признаки здоровья такие-то. Поэтому врач прежде всего изучает пульс, и потом, вспомнив симптомы, он соотносит их, спрашивая у пациента: «Вы чувствуете себя вот так?», если они совпадают, то он ставит диагноз, у него такая-то болезнь.
00:15:25 Точно также джьотир веда, там есть подобные принципы, если такие-то звёзды приблизились к этой звезде, они подсчитывают, и делают вывод. Они очень быстро учатся, индийские браманы постигают аюрведу, джьотир веду, очень быстро. Браманы должны ходить по домам и рассказывать людям об астрологических датах и так далее. Как правило, людям очень хочется узнать про своё здоровье, и они спрашивают: «вот я себя чувствую вот так», и браманы дают им лекарство, они также дают им какие-то астрологические советы, а люди им что-то жертвуют, этим они живут.
00:16:26 Все эти традиции формировались очень легко благодаря ведическому знанию, поэтому мы считаем ведическое знание совершенным. Мы обо всём узнаём из вед, о Боге, о его обители, о его деяниях, Бог приходит в своём воплощении или посылает своих представителей, и тогда это знание находит подтверждение, и это совершенное знание о Боге. Качества Бога описаны в ведах, в брамасамхите, в яджурведе, самаведе, и когда Кришна нисходит на землю, он практически демонстрирует все признаки Бога, и тогда мы обретаем веру в Бога.
00:17:26 Это также подтверждается великими учителями, например, Кришна сам сказал: «Я – Всевышний». Арджуна признаёт это, а он является непосредственным учеником Бога. Позднее, ачарьи, великие ачарьи, которые являются основоположниками идей в обществе, такие как Шанкарачарья, Рамануджа ачарья, Мадхава ачарья, тоже признают это. Чайтанья Махапрабху, последний из них, тоже признаёт, вся наша гуру парампара признаёт Кришну, и Кришна сам описывает себя. Разве трудно понять Бога?
00:18:14 Признаки приводятся в шастрах, и эти признаки мы можем наблюдать в Кришне. Например, все могут понять, что Бог всемогущий, и Кришна продемонстрировал, что Он всемогущий, поэтому понять это нетрудно. Наш метод прост, вместо интеллектуальной гимнастики, мы идём простым путём, лёгким путём, и это действует. Что касается нашего общества, мы принимаем Кришну Богом, мы проповедуем, что Кришна, это Бог, и у нас нет трудностей, это действенное знание, подтверждённое практикой.
00:19:09 Я могу быть индийцем, индусом, я могу признавать Кришну Богом. Может быть это суеверие, вы можете сказать, но почему тогда эти европейцы, американцы, африканцы признают то же самое? И они сделали это в очень короткий промежуток времени. Даже христианские священники изумлены этим, эти юноши, это наши юноши, раньше Бог их не интересовал, они никогда не ходили в церковь, они никогда не спрашивали о Боге, а сейчас они просто с ума сходят по Богу. Они не сошли с ума, они вполне здравомыслящие люди, образованные, но почему они считают Кришну Богом? Спросите у любого из них, они объяснят. Как это стало возможным? Дело в том, что они следуют методу. Наша обязанность как гуру, научить их этому методу, и тогда они всё поймут.
00:20:20 Что касается вегетарианского питания, то такое питание очень научно, питаться овощами. По-моему, какой-то немецкий врач доказал это, он объяснил, что наши зубы предназначены для того, чтобы питаться овощами. Как преданные Кришны, мы не придерживаемся позиции вегетарианства или не вегетарианства, мы не руководствуемся этим критерием, Бог открыт для всех, для вегетарианцев и для не вегетарианцев, но, когда человек становится преданным Бога, естественным образом он становится вегетарианцем. Мы не устраиваем пропаганду вегетарианства, мы проповедуем о том, чтобы человек стал преданным Бога.
00:21:26 Если человек становится преданным Бога, то сами собой все хорошие качества приходят к нему. Это тест, преданный человек Богу, как это можно проверить? Нужно лишь посмотреть есть ли в нём все эти хорошие качества, вы не сможете найти в нём изъяна, это свидетельство присутствия Сознания Бога. Человек сознающий Бога не может обладать плохим характером, это несовместимые вещи, человек сознающий Бога должен быть очень хорошим человеком. Человек сознающий Бога не может убивать животных, потому что он знает о связи, он понимает, что это животное ничем не хуже меня, оно тоже неотъемлемая часть Бога, как и я, но к сожалению или к счастью, у него другая одежда.
00:22:29 Об этом вы прочтёте в «Бхагават-гите». Вы мужчины, у вас своя одежда, у меня своя одежда, у него своя одежда, это не означает, что мы не люди только потому, что у нас разная одежда. Аналогично, все живые существа, все восемь миллионов четыреста тысяч разных форм жизни, все они сыновья Бога, об этом сказано в «Бхагават-гите». Единственная разница, у них другая одежда, но только потому, что у них другая одежда, не делает их отличными от меня, и это Сознание Бога, поэтому когда человек сознаёт Бога, как он может убивать другое животное? Он знает, если меня убивают, я чувствую боль, мне больно, так зачем я буду убивать его, и он тоже сын Бога, как и я. Как Бог может допустить, чтобы убили его другого сына.
00:23:36 Допустим у отца десять сыновей, и один бесполезен, он ничего не может заработать, если успешные сыновья говорят: «Отец, он бесполезен, давай убьём его», разве отец согласится? Нет, отец добр ко всем, точно также, если человек сознаёт Бога, если он убивает животных, это означает, что он Бога не сознаёт, у него нет Сознания Бога, и это тест. Итак, мы проповедуем о том, чтобы люди обретали Сознание Бога, и тогда все качества, все хорошие качества придут к ним. Вместо того, чтобы воспитывать человека всевозможными способами: «не кради», «не убивай», не становись этим, не становись тем, если человек обретает Сознание Кришны, он приобретает все эти качества разом, такова наша проповедь.
00:24:38 Если человек обретает Сознание Бога, то он становится совершенным и в материальном и в духовном смысле, и это происходит в реальности. У этих юношей и девушек из Европы и Америки было много плохих привычек согласно нашим канонам, но они всё это оставили. Они не вступают в недозволенные половые отношения, они не играют в азартные игры, они не едят мясо, не употребляют интоксикаций, они даже отказались от курения и чая. Да, мы не позволяем нашим ученикам, не то, чтобы не позволяем, они привыкли к этому, как только я скажу: «Не делайте этого», они соглашаются, они сразу соглашаются. Алкоголь, наркотики, было много учеников, они привыкли к этим интоксикантам, но они сразу же всё оставили.
00:25:37 Ваше правительство организует огромную пропаганду, чтобы побудить молодёжь отказаться от наркотиков, табака, но им ничего не удаётся, однако даже небольшое Сознание Бога оказывает огромную помощь, что же говорить о том, если мы в совершенстве сознаём Бога, такой человек совершенен. Преданный не принадлежит материальному миру, он принадлежит духовному миру, он выше материального мира. – Найди этот стих.
– Это в «Бхагават-гите»?
00:26:28 – Тот, кто посвящает себя без остатка преданному служению, не падают ни при каких обстоятельствах, такой человек тотчас же поднимается над гунами материальной природы и восходит на уровень брамана.
– Да, если человек поднялся на уровень брамана, это означает, что он вышел из-под власти гун материальной природы.