Беседа с индусом о Бхагавад-гите

Лондон - 24 July 1973
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:45:27 | качество: mp3 128kB/s 42 Mb | прослушано: 260 | скачано: 505 | избрано: 12
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:16 Беседа с Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 24 июля 1973 в Лондоне, Англия.

00:00:47 – Как можете вы отвергать одно и принимать другое. Это следует правильно использовать.
– Да.

00:00:54 – К примеру, если у вас есть деньги, вы можете использовать их для хороших целей, но вы можете использовать их и для плохих целей. Итак, деньги сами по себе не плохи, они становятся плохими, когда цель их использования плоха, но они хороши, когда цель использования их хороша.

00:01:21 Аналогично химса, когда мы используем химсу, как например в Ману Самхите сказано, что убийцу человека необходимо повесить, это тоже химса, приговорить его к смертной казни. Но Ману Самхита говорит, что такая химса необходима, потому что человек совершивший убийство, если его повесят, то в этой жизни он искупает все свои грехи.

00:02:03 В противном случае, в следующей жизни ему придётся страдать очень сильно; и поэтому долг царя отнять у него жизнь чтобы избавить его от других последствий его грехов. Итак, согласно шастре, ахимса хороша, но, когда необходимо, химса – тоже хороша.

00:02:29 – Да. Если совершается правильная химса, тогда это действие становится правильным.
– Да.
– И правильное действие неизбежно вдохновлено любовью и преданностью Кришне.
– Да.
– И поэтому это больше не химса. Но когда дьявольская…
– На самом деле это не химса.
– Да в точности – это не химса.
– Например, отец может дать сыну подзатыльник, это не химса, точно так же так называемая химса направленная Кришной, не является химсой, это любовь.
– Но когда она не направлена Кришной…
– Это - химса.
– Я против этой химсы, которая не направлена Кришной.
– Да, это правильно.

00:03:26 – И особенно сегодня, в обществе в котором мы живём, в этот атомный век, когда сила разрушения находится в руках, не преданных Кришны.
– Это химса, это химса.
– Поэтому мы пытаемся найти…
– Вы поняли, вот о чём я хочу сказать, так называемая химса совершаемая под руководством Кришны, не химса.
– Совершенно-верно я согласен.
– Я уже приводил вам пример, когда царь приговаривает убийцу к смерти, это не химса, это благо для него.
– Да, но только если царь – преданный Кришны.

00:04:13 – Нет, царь, подразумевается, что царь преданный. Поскольку цари не были преданными, сейчас, монархия упразднена. Царь, само по себе это положение подразумевает представителя Кришны, Нара Девата, царь должен действовать от имени Кришны. Например, миссия Кришны – это [санскрит], аналогично, миссия царя – это защищать верующих и наказывать неверующих.
– Но нынешние цари сегодня…
– Я говорю…
– сегодня хорошо, завтра плохо, я об этом не говорю, я говорю о принципе – царь должен быть представителем Бога, поэтому мы оказываем почести царю в точности как Богу. Почему?

00:05:10 – Потому что царь должен быть представителем Бога. В соответствии с пониманием Вед: [санскрит] браманы, кшатрии, вайшьи, шудры – это чатурварна. Обязанность царя или правительства – позаботиться о том, чтобы человек называющийся браманом, действительно действовал, как браман. Сейчас этого не делается, это не отслеживается, поэтому человек действующий, как шудра, заявляет, что он браман.
– Да.
– Разве не так?
– Да

00:05:50 – Обязанность царя, обязанность правительства – позаботиться, чтобы никто не обманывал. Если человек не имеющий качеств, квалификации врача, пишет, что он доктор, врач, его нужно наказывать. Точно так же если человек заявляет, что он браман, он должен действовать, как браман. Если человек называется кшатрием, он должен действовать, как кшатрий. Каковы качества брамана, каковы качества кшатрия, всё это изложено в Бхагават Гите.

00:06:24 И обязанность правительства – проследить, чтобы все были заняты какой-то работой, чтобы люди не сидели без дела и занимались своим делом, это называется «свадхармина». «Свадхарма», означает: брамана, кшатрия, вайшья, шудра, по качествам, гуна карма, по качествам и деятельности. Обязанность правительства – следить чтобы шудра был занят работой, чтоб он действовал, как шудра; вайшья, чтобы он был занят, как вайшья. Например вайшья, говорится, сейчас вайшьи спекулирует на фондовой бирже.
– Сейчас нет вайшьев.

00:07:16 – Именно. Промышленники, производители – это шудры, если они шудры, почему они называют себя вайшьями, обязанность правительства – посмотреть… Вы говорите, что вы вайшьи, если вы производите пищу, занимаетесь сельским хозяйством, защищаете коров; в Индии – десять тысяч коров убивают, а вайшьи при этом слывут такими большими, великими землевладельцами и ничего не делают. Точно так же браманы, Неру – он браман, а что он сделал как браман? Однако он возглавлял правительство, кто скажет что-то против него? Всё вверх ногами.

00:08:10 – Когда возникает такая ситуация, когда царь больше не представляет сознание Кришны, а вайшьи больше не следуют своим обязанностям?
– А этот мир, материальный…
– Я хотел спросить, что когда люди перестают следовать свадхарме, своим истинным обязанностям…
– Это может делать каждый в любой момент.
– Но какие практические действия можно предпринять чтобы вернуть их?

00:08:52 – Если браман отказывается от своей свадхармы, то это приводит к варнасанкаре, куладхарма, как сказано в Бхагават Гите, джатидхарма, куладхарма, они производят варнасанкару. Если человек не следует джатедхарме, куладхарме, тогда он попадает в категорию варнасанкары. Человек родившийся в семье брамана не действует как браман, является варнасанкарой. Когда таких людей, принадлежащих к категории варнасанкары становится много, всё общество превращается в ад. – Наракаива, прочти!

00:09:52 «Истребление рода приводит к разрушению извечных семейных традиций, а члены семьи, оставшиеся в живых, забывают законы религии.»

00:10:12 – И так, одно за другим, всё приходит в упадок. Итак, те кто ответственны за то, что оставили куладхарму и джатидхарму, приводят к возникновению варнасанкары. Например, браманы, кшатрии, они должны проходить очистительные церемонии «даша-видха самскара»: первая самскара – это гарбодхана. В Бхагаватам, Нарада говорит, что как только гарбодхана самскара перестаёт совершаться, вся династия, весь род превращается в шудр. Но кто сейчас соблюдает гарбодхана самскару, никто, поэтому «калау шудра самбхава», в эту эпоху Кали, все считаются шудрами, нет браманов, кшатриев, вайшьев, все – шудры, или даже ниже шудр, панчаван, таково положение.

00:11:10 Итак, в настоящий момент, чтобы исправить это, вы не можете вернуть их в изначальное положение, это невозможно, это Кали Юга, люди очень ленивы, они не соглашаются идти истинным путём. Например, Бог есть Кришна, «Кришна сту Бхагаван свайам», но они создают собственного бога, даже великие лидеры говорят: «Зачем нам поклоняться Кришне, признавать его?» Даже великие лидеры не верят, что Кришна был на этой планете, что была битва на Курукшетре, Вы знаете лучше меня.

00:11:56 Итак, если такие именитые учёные говорят, что, когда Кришна говорит «ман мана бхава мад бхакто», учёные говорят «нет» не Кришне. Я могу откровенно сказать, если такие лидеры, как доктор Радхакришнан, Ганди и другие, водят людей в ложном направлении, то как народ может пребывать в нормальном состоянии, таково положение Индии в настоящий момент. Лидеры [санскрит], лидеры слепы, они не прошли должного обучения, они не состоят в ученической преемственности, они не знают, что есть что, и при этом они занимают положение лидеров, и всё насмарку.

00:12:49 Джатидхарма, куладхарма, они создали варнасанкару, да, все варнасанкара. Поэтому единственное средство – это: Харер Нама Харер Нама… это единственное средство, Движение Сознания Кришны, это единственная возможность исправить все эти ошибки. Поэтому любой здравомыслящий человек, любой вдумчивый человек должен попытаться понять важность этого движения, они должны прийти и помочь. И это очень научное движение.

00:13:30 – Но Вы подчёркиваете бхакти йогу. Но я спрашиваю о том, как карма йогу, как действие, чтобы трансформировать общество.
– Да, йога на своём начальном уровне – это карма йога, йога, значит связь.
– Да. «Йога акарма сукошана».
– «Акарма сукошанам», вы привязаны к карме, если вы добавите к этому бхакти, карма-мишра бхакти – это называется карма йога. Точно так же вы привязаны к умственным рассуждениям, гьяне, когда вы примешиваете это к бхакти, смешиваете их, то это гьяна-мишра бхакти или гьяна йога, всё это описывается.

00:14:19 Например, карма йога «ят кароши яд джухоши» - это карма йога, вы делаете что-то, все чем-то заняты, но Кришна говорит: «Ят кароши». Не важно, чтобы ты ни делал, даже если ты вор, ты крадёшь, тем не менее «ят кароши» включает в себя всё: «Отдавай это Мне, посвящай плоды такой деятельности Мне», это карма йога. Когда вы не берёте результат своей деятельности себе, вы можете делать всё что хотите, но, если отдаёте результат Кришне – это карма йога.
– Но [санскрит]в этом смысл.
– Вы должны действовать, да.
– Так если наша ответственность – это действовать без привязанности к плодам, я согласен с этим.

00:15:23 – Но Кришна говорит: «Результат должен быть».
– Да.

00:15:32 – Если вы не берёте результат, кто его возьмёт? Поэтому вы должны давать это кому-то кто является совершенным и самым подходящим для того, чтобы взять это, и это Кришна. Итак, «ят кароши», Арджуна был воином, он был военным человеком, его долгом было сражаться, но он сражался для Кришны, поэтому это бхакти йога, карма йога, как бы вы это ни называли.
– Я сейчас спрашиваю о том, то что вы нам говорите, это очень важно, мы должны действовать для Кришны.
– Да.

00:16:15 – Но Кришна говорит Арджуне как действовать, что делать, то есть именно сражаться, и в тот момент он говорит ему сражаться с Кауравами. Однако мы в смятении, каков же наш бой, с кем нам сражаться?
– У нас другое сражение, мы не сражаемся на Курукшетре.
– Да, конечно, нет, поэтому мы сбиты с толку, каково наше сражение?
– Он хочет узнать, как он будет занят, кто ему скажет, что делать.

00:16:48 – Представитель Кришны Вам скажет, Кришны нет, но есть его представитель, вы должны спрашивать у представителя Кришны.
– Вот почему я пришёл к вам.
– Да.
– Чтобы спросить вас.
– Если Вы думаете, что мы – представители Кришны, это хорошо.
– Возможно Вы можете говорить за представителя Кришны.

00:17:07 – Да, по крайней мере я руковожу всеми этими юношами. Чтобы стать представителем Кришны – это не очень трудно, это не трудно, потому что кто такой представитель Кришны? Например, Чайтанья Махапрабу говорит: [бенгали]. Вы понимаете бенгальский?
– Нет.

00:17:37 – Он говорит: «По моему приказу стань гуру», - Что же мне делать, сер? - Таков Ваш «агьяя», приказ. Кого бы ты ни встретил, просто говори то, о чём говорил Кришна, что в этом трудного? Если мы говорим то, что сказал Кришна, не искажая, но в точности передавая его слова, поэтому мы представляем Бхагават Гиту - как она есть, не давая своих интерпретаций, никакой ерунды. Нет, Кришна говорит: «Матах паратарам нанйат», «Нет истины выше Меня.» Он откровенно говорит, Он – Бхагаван, Кришна, нет никого, никакой личности или авторитета выше Кришны.

00:18:32 Что же здесь трудного, мы повторяем те же слова Бхагават Гиты. Кришна говорит: «Матах паратарам нанйат», и мы говорим те же самые слова. Кришна сказал: «Сарва дхарман паритьяджа», мы просим этих людей: «Просто предайтесь Кришне», пусть вас не беспокоит ничто другое. Кришна говорит: «Ман-мана бхава мад-бхакто», и мы учим их всегда думать о Кришне. Станьте преданными Кришны, склонитесь перед Кришной. Что здесь сложного для нас? Ничего сложного, но если мы действительно это делаем, то тогда мы являемся представителями Кришны.

00:19:17 Кто есть представитель? Что хочет изначальный учитель? Если мы делаем то же самое, что хочет изначальный учитель, то мы являемся его представителем, это не трудно. Но люди это не станут делать, они попытаются избежать Кришны, и будут толковать на свой лад, давая всякие идиотские комментарии к Бхагават Гите, и всё портить, вот что происходит. Люди не готовы говорить то, что говорит Кришна, они говорят свои слова, но прикрываются авторитетом Кришны, вот что происходит.

00:19:52 Если вы хотите говорить свои слова, почему вы пользуетесь Бхагават Гитой? Насколько это порочный менталитет, вы хотите толкать свою философию, говорите, зачем вы пользуетесь Бхагават Гитой? Но это именно и происходит, они пользуются Бхагават Гитой и несут всякую ерунду.
– Это не представители Кришны.

00:20:19 Представитель Кришны – это тот, кто повторяет слова Кришны в точности, без искажений, и это не очень трудно. Итак, каждый может стать представителем Кришны, при условии, что он в точности передаёт слова Кришны.

00:20:37 – Можем ли мы вернуться немного к тому моменту, который мне не очень ясен. Когда Вы сказали: «Сарва дхарман паритьяджа», Кришна говорит в контексте ясных действий для Арджуны, тогда как сейчас, эти ясные, конкретные действия нам не доступны.
– Почему не доступны?
– Потому, что мы не знаем, что нам делать.
– Кришна говорит: «Сарва дхарман паритьяджа».
– Да.

00:21:10- "Дхарма" – значит профессиональный долг, обязанность, «дхарма» не переводится, как религия, это неправильный перевод, «дхарма» - означает обязанности, предписанные обязанности, деятельность. Вы уже занимаетесь какой-то деятельностью, все должны чем-то заниматься, что-то делать, но Кришна говорит: «Оставьте всё это, просто предайтесь Мне, и делайте то, что Я говорю».
– Но Он говорит «сарва дхарман паритьяджа», а не «сарва карман паритьяджа».
– «Дхарман» – означает «карман». «Дхарма» – означает деятельность, например брамана…
– Но деятельность…

00:21:55 – Подождите секунду, как человек может понять браман… «гуна-карма вибхагаша», итак, брамана дхарма, кшатрия дхарма делится в соответствии с кармой, вы не можете избежать кармы, дхарма – это и есть карма, деятельность. Брамана, он развивает, практикует такие качества, как «шамода махти дикша арджавам» всё это карма, брама карма свабхаваджам, кшатрия карма свабхаваджам. Итак, дхарма – означает свадхарма, брамана – совершает карму брамана, и это дхарма его.
– Но «карманье вадхикарасте»…

00:22:38 – Дхарма означает – карма, дхарма не означает бездействие, потому что говорится: «брама карма свабхаваджам» – это карма. Итак, деятельность брамана, это и есть браман, это деятельность есть карма, «яджана-яджана, бхадана-бхадана, дана пратиграха», всё это деятельность брамана. У кшатриев, у царей, деятельность – это сражаться, защищать граждан, раздавать пожертвования, милостыню, всё это описано – это карма кшатрия. Там описана карма браманов, карма вайшьев, карма шудр.

00:23:32 Итак, «свадхарма», означает – исполнять предписанную карму, это свадхарма. «Дхармокарма», дхарма – означает карма, но, предписанная карма. Вы браман? Вы должны действовать, как браман.
– Да.
Вы кшатрий? Вы должны действовать, как кшатрий. Итак, деятельность – означает – карма. Как Вы можете избежать кармы, бхакти – это тоже карма, бхакти – тоже карма. Что такое бхакти? Например, мы занимаемся преданным служением, это служение означает карма.

00:24:11 Они тоже встают рано утром в четыре утра, совершают мангаларати, читают книги, повторяют мантру Хари Кришна, затем идут на лекцию, принимают прасад, а затем выходят на улицу, совершают санкиртану, распространяют книги. Весь день, 24 часа в сутки – карма. Поэтому люди со стороны не могут понять, они думают, они же тоже работают, как мы, продают книги, они ходят в типографию, они тоже едят, они ездят на машинах, печатают, что это за бхакти? Они не могут понять, что такое бхакти, они думают, что бхакти – это закрывать глаза и что-то бормотать под нос, нет, бхакти не это.
– Бхакти – это качество.

00:25:01 – Да, качество кармы. Например Арджуна, Арджуна сражался, и Кришна сказал про него: «бхактоси» - «ты Мой преданный». Итак, всё есть карма, всё что вы делаете, это деятельность, но мы должны смотреть на качество этой деятельности, каково её качество. Как вы можете жить без деятельности? Вы живое существо, это невозможно, мы лишь должны смотреть на качество нашей деятельности, и это определяет: карма йога, гьяна йога, дхьяна йога, бхакти йога; карма есть везде, без кармы нет ничего.
– Могу я задать Вам…

00:25:46 – Поэтому это и называется карма-мишра бхакти, это не беспримесное бхакти; чистое бхакти, беспримесное бхакти – в нём нет кармы, нет кармы, но это очень высокий уровень.
– Это называется акарма.
– Да. Очень высокий уровень.
– Саньяса?

00:26:07 – Саньса, да. Саньяса – это акарма, саньяси… но саньяси – это тоже не акарма, саньяси… О нём говорится в Бхагават Гите: [санскрит], это тоже карма, это мой долг, когда человек действует, руководствуясь этим принципом, он саньяси, он не действует ради себя, он действует ради Кришны, и это саньяси. [санскрит], поскольку если вы что-то делаете, должен быть какой-то результат, но вы не берёте себе этот результат, [санскрит], вы действуете из чувства долга.

00:26:55 Это карма, сасаньяси, как можно говорить, что саньяси не совершают карму? Карма тоже есть, но вы должны смотреть ради чего он делает карму. Цель – оправдывает средства. Какова цель этой кармы? Когда цель – это Кришна, удовлетворение Кришны [санскрит].
– Но что означает акарма?
– «Акарма» – означает то, что не ведёт к другой карме. Иногда, акармой называют лень.
– Нет, нет, я хотел узнать значение Гиты.

00:27:38 – Акарма – это бхактия, акарма…например, «аниятра карма банданах», когда вы становитесь связанным результатами своей кармы – это карма; когда же вы действуете «ягьяртхи бхади Вишну», ради Кришны – это не карма, это акарма, это не ведёт к карме. В Брахмасамхите сказано: «Те, кто посвящают себя преданному служению, больше не создают никакой кармы.»
– Но почему существуют три термина: карма, викарма, акарма? Есть три.

00:28:27 – Викарма – означает… карма – значит действовать в соответствии с предписаниями шастр, это карма, а викарма, означает, когда вы нарушаете предписания шастр, нарушаете, вы не должны это делать. Например, в шастре сказано: «Вы не должны совершать греховные поступки»
– Это викарма.

00:28:53 Это викарма. Если вы поступаете греховно, нарушая предписания шастр, то это грех, это викарма. А акарма означает то, что не ведёт к другим результатам, это акарма. Карма, акарма, викарма. Но как правило, мы действуем, мы совершаем карму чтобы добиться каких-то результатов, это карма, это не викарма, где карма, это когда вы действуете супротив принципов священных писаний, когда вы поступаете греховно.

00:29:34 Например, стресуна, четыре вида греха описаны в шастре: незаконная половая жизнь, вы не должны заниматься сексом вне брака, это незаконно, это грех; без необходимости убивать животных, это грех; принимать одурманивающие средства, это тоже грех; и азартные игры, всё это – греховная деятельность.

00:30:08 Если вы не следуете предписаниям шастр, если вы занимаетесь этой греховной деятельностью, то это викарма, вы запутываетесь, поэтому бхакти – это самый безопасный уровень, потому что вы не создаёте никакой кармы больше, ваша карма заканчивается в этой жизни. В противном случае, начиная с муравья и кончая Брамой, все связаны последствиями кармы.

00:30:49 – Но это не как «вашиштам гьянам вигьянам, вашиштан карман викарман? «Ви», как правило, это приставка, обозначает бхакти? Она придаёт качество кармы, качество деятельности, например вигьянам, гьяна карман, викарман.

00:31:14 – Гьянам – означает теоретическое знание, ведь теоретическое знание есть практическое знание, гьянам, это теоретическое знание, вигьянам – значит практическое знание, когда ваше знание вы применяете на практике, в жизни, например, «ягьяртхат кармано ньятра» – это знание теоретическое.

00:31:43 Человек должен действовать только для ягьи, «ягьят бхавати», каждый должен действовать ради ягьи, ягьеши. В Вишну Пуране сказано: [санскрит] «Вишну арадьяте», если вы действуете согласно варнашраме, как браман, кшатрий, вайшья, не имеет значения, всё это предназначено для удовлетворения Верховного Господа Вишну, «Вишну арадьяте».

00:32:26 Итак, для того чтобы удовлетворить Его, нет другого пути, кроме как действовать в соответствии с предписаниями варнашрамы, это начало цивилизации. Если мы не принимаем деления варнашрамы, то такое общество – общество животных, всё пребывает в хаосе. И мы учим: «Сарва-дхарман паритьяджа», «Просто предайтесь Кришне», тогда всё будет хорошо. И Кришна говорит: [санскрит] Он берёт на себя ответственность, так о чём же беспокоиться, просто предайтесь.

00:33:10 – Но что случается, когда некоторые люди живут только социальными отношениями, социальными вопросами, политическими вопросами, но при этом не имеют духовного сознания, Сознания Кришны? Но, с другой стороны, мне кажется, я просто спрашиваю, что, когда мы подчёркиваем Сознание Кришны, мы рискуем забыть о социальных и политических отношениях. Как же привести это в…
– Вы ошибочно полагаете, что мы – безответственные люди, почему Вы так думаете? Вы ошибаетесь. Неужели Кришна не принимал участие в политике, почему Вы так думаете?

00:33:54 – Нет, нет, я не говорю, что Кришна не принимал участия, просто я говорю, что иногда кажется, что люди, которые подчёркивают духовное сознание, они недостаточно проясняют, то есть недостаточно ясно какова их позиция в отношении социально-политических отношений. Как мы будем управлять нашим обществом в практических вещах, это не ясно.

00:34:25 – Это ясно, если вы действительно преданная душа, то всё будет ясно, очень ясно. Кришна даёт указания: вот чем должен заниматься браман, вот чем должен заниматься кшатрий. Политика – это обязанность кшатриев, если вы действуете в согласии с указаниями Кришны в политике – то вы преданная душа. Не подумайте, что поскольку мы повторяем на чётках, носим тилаку, мы преданные души, а кшатрий не может быть преданной душой, или вайшья не может быть преданным.

00:35:03 Вы должны действовать в соответствии с указаниями Кришны, Он даёт эти указания, это – карма брамана, делайте это. Это означает, что вы преданный и при этом вы действуете, как браман, но если вы поступаете по собственной прихоти, то в чём ваше предание? Почему вы стали браманом? Тогда просто хаос, это нынешнее положение общества, они не преданы Кришне, они не подчиняются указаниям Кришны, и тем не менее они становятся лидерами, и всё переворачивается с ног на голову.

00:35:39 – Я и Анна, мы издаём журнал, который называется «Исследователи». Джон Темпл, он был несколько дней назад, я с ним разговаривал, он очень вдумчивый человек. Сейчас он стал особым советником президента Каунды, в Африке, и мы взялись за его работу, продолжая издавать этот журнал. Я разговаривал с Махадевой, как мы можем донести это понимание до всех потому, что, когда мы говорим с людьми на улице, как донести это сознание простыми словами? Чтобы они сначала, чтобы они правильно поняли…

00:36:41 – Мы просим всех этих учеников. Когда впервые я приехал в Америку, в 1965 году, я просто попросил их: «Пойте вместе со мной Харе Кришна», они стали это делать, и постепенно всё пришло, что в этом трудного?

00:37:08 Если они будут повторять святое имя, они всё поймут «чето дарпана марджанам», в нашем сердце живут сомнения, если «чето дарпана марджанам», «зеркало нашего сердца» очистится, вы сможете увидеть ясно своё лицо. Точно так же когда все эти сомнения, вся эта грязь уйдёт из сердца, вы сможете увидеть реальность как она есть, в правильном свете.
– Для того, чтобы очистить сердце, нужно повторять святое имя?
– Да.
– А как насчёт медитации?

00:37:46 – Это лучшее лекарство – медитация. Медитация, дхьяна, сейчас это очень сложно делать, вы повторяете святое имя чтобы медитировать, и при этом вы думаете о своих каких-то делах, это уже другое. Но, когда вы повторяете Хари Кришна, эта медитация заставляет вас думать об этом, даже если вы не хотите слушать, вы будете слушать, когда вы поёте, танцуете, все кто не хотели слушать, они тоже будут слушать.

00:38:18 – А как насчёт тех людей, которые считают Иисуса Богом, насчёт христиан? Возможно, это на них не подействует?
– Но Кришна – это есть Бог, Иисус учит тому же, чему учил Кришна, разницы нет для того, чьё сердце чисто. Если мы повторяем святое имя, все мы, кто пришёл в Сознание Кришны, мы осознали, что то, чему учил Христос, достигается в Сознании Кришны.

00:38:39 – Я понимаю. Иисус говорил, что он – сын Бога, мы говорим – Кришна Бог, в чём здесь конфликт? У Бога должен быть сын, один или двое, он тоже сын, в чём конфликт? Нет конфликта.
– Я не уверена, я думаю, люди могут подумать, что конфликт есть.

00:39:02 – Конфликт есть, когда вы не повинуетесь Христу, вот почему Христос сказал: «Не убий», все христиане просто убивают, какие они христиане? Вот конфликт, они поддерживают убийство, они хотят убивать, это конфликт. Если вы действительно следуете заповедям христианства, конфликта нет, но вы не следуете и при этом вы говорите, что вы христианин, это конфликт.

00:39:36 Ясно сказано, я спрашивал стольких христиан, почему вы убиваете? Христос сказал: «Не убий». Они хотят поддерживать убийство всяческими способами, они не соглашаются, да, Христос сказал: «Не убий», вы должны прекратить это, нет, они хотят поддерживать, давая разные интерпретации, это конфликт. Он ясно сказал: «Не убий», зачем же они содержат столько скотобоен?
– И то же самое с Арджуной, разве нет?

00:40:12 Мы говорим о христианстве, мы не говорим об Арджуне сейчас. Если вы говорите о христианстве, не нужно подкреплять это Арджуной, примером Арджуны, мы говорим о христианстве. Сказано ясно: «Не убий», почему вы убиваете? «Не возжелай жены ближнего своего», но люди сходятся в незаконных отношениях, кто останавливает это?

00:40:40 Правда, вы говорите об Арджуне до сражения, прежде чем он убил стольких людей, он всё прояснил для себя. Зачем мне убивать? - думал он. Итак, вы должны понять почему вы должны убивать, почему вы не должны убивать. - Прочти это.

00:41:24 – «О Джанардана, пусть эти люди, чьими сердцами завладела жадность, не видят греха в убийстве родственников или в распрях с друзьями, но почему мы, зная о том, каким тяжким преступлением является уничтожение рода, должны участвовать в этом злодействе?»

00:41:39 Прежде чем убивать он всё ясно понял для себя. Итак, нам неприятно, что в Лондоне мы видели, как закрываются тысячи церквей, никто не ходит туда, нас это не радует. Но почему люди не хотят ходить в церковь, хотя есть Папа, множество священников и всё остальное, почему?
– Потому, что это стало организацией, и больше люди не получают религиозного опыта.

00:42:23 – Нет жизни. Просто, если вы не повинуетесь заповедям Господа Христа, как станете вы христианином? Прежде всего, где ваше христианство, вы просто наклеиваете на себя ярлык: «Я – христианин.» Разве вы станете христианином, не следуя его заповедям?
– Мы говорили уже об этом Неру, Неру не был браманом, но поскольку его называли браманом…
– Почему Неру? Все, все, до тех пор, пока человек не следует принципам браманов, кшатриев, вайшьев, шудр, как они могут стать таковыми? Поэтому, мы заключили, что все – шудры, «калау шудра самбхавах».

00:43:10 Но, это не повод для разочарования, Кришна говорит, [санскрит], даже если человек шудра, мы можем спасти его при помощи Движения Сознания Кришны, таково наше совершенство, не важно шудра он или нет, но Кришна говорит: [санскрит] «Даже если он ниже чем шудра, если он примет Кришну, он тоже достигнет совершенства, тоже вернётся домой к Богу.» Поэтому, нас не должно расстраивать то, что все стали шудрами, есть и выход из положения.
– Даже шудры могут.

00:43:57 – Да, даже те, кто ниже шудр. Они очищаются, если принимают истинного представителя Кришны, [санскрит] в шастрах есть всё, если вы воспользуетесь благом шастр, всё можно исправить и всё будет хорошо, нет причин для разочарований.

00:44:37 Но, к сожалению, они не соглашаются [санскрит] тот, кто действует по своей собственной прихоти, не опираясь на авторитетные шастры, никогда не обретёт успеха, [санскрит] и счастья не обретёт, что уж говорить о возвращении в духовный мир, это невозможно.

00:45:06 Мы должны пользоваться преимуществами, которые предоставляют нам шастры, все ачарии признают Кришну высшим учителем. Во всей истории индийской культуры, все ачарии: Рамануджа ачария, Мадхава ачария, Вишнусвами, Нимбарка, Господь Чайтанья, Шанкарачария, они все признают Кришну. Как вы можете отрицать мнение всех этих ачариев, и считать, что вы лучше их, это нонсенс.

транскрибирование: Татьяна Гребенькова | Барселона | Испания | 20 November 2019