Кришна – первая свеча

Женева - 04 June 1974
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:50:42 | качество: mp3 128kB/s 46 Mb | прослушано: 185 | скачано: 366 | избрано: 11
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Беседа в комнате между Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой и профессором санскрита Регами из Университета Лозанны, 4 июня, 1974 года в Женеве.

00:00:16 – Вы видели наши книги?
– Да, я видел, я читал, но «Бхагават-гиту» я ещё не получил.
– Ещё не видели «Бхагават-гиту»?
– Он видел, но он получит её только сегодня.
– Возможно у меня появятся какие-то вопросы для Вас.
– Да.

00:00:36 – Сначала я хотел бы выразить свою благодарность за то, что Вы оказали мне честь и приняли меня. У меня есть разные вопросы, потому что я в очень трудной ситуации, у меня есть много индийских доктрин, и были некоторые трудности, потому что я знаю о них только благодаря книгам. Например, один из первых вопросов, я хочу Вам задать, Вишну пурана, она очень похожа и совпадает с «Шримад Бхагаватам», можно ли её считать такого же рода произведением?

00:01:27 – Да, Вишну пурана, это вайшнавская литература, есть восемнадцать пуран, из восемнадцати, шесть – относятся к сатвика, шесть – к раджасика, и шесть – к тамасика. Сатвика пураны, это писания вайшнавов: Вишну пурана, Браманда пурана, Бхагавата пурана, Падма пурана.
– Проблема в том, что Кришна является изначальной Божественной Личностью, но, например, Рамануджа, или в Вишну пуране, наоборот говорится, что Вишну является Верховным Господом.
– Кришна это и есть Вишну.
– Кришна там описывается как аватара Вишну?
– Нет, Кришна – аватарий. Вы читали «Бхагават-гиту»?
– Да, конечно.

00:02:25 – Кришна говорит: [санскрит]. – Найди этот стих, десятая глава. [санскрит] Сарвасья, изначально есть три божества: Брама, Вишну, Махешвара. И Кришна говорит: ахам сарвасйа прабхава, я являюсь источником всех божеств. Прочти.

00:03:03 अहं सर्वस्य प्रभवो मत्त: सर्वं प्रवर्तते ।
इति मत्वा भजन्ते मां बुधा भावसमन्विता: ॥ ८ ॥

ahaṁ sarvasya prabhavo
mattaḥ sarvaṁ pravartate
iti matvā bhajante māṁ
budhā bhāva-samanvitāḥ

Бхагавад Гита 10.8

00:03:14 Я источник всех духовных и материальных миров. Все исходит из Меня. Мудрецы, в совершенстве знающие это, посвящают себя преданному служению Мне и поклоняются Мне всем сердцем.

00:03:27– Да, я знаю, что говорится в «Бхагават-гите», но, например Рамануджа говорит, что высшая форма не Кришна, а Вишну, вот этот вопрос я как раз и хотел задать. Можно мне сесть?
– Конечно. Дайте ему ещё одну подушку.

00:03:57 – Среди аватар, которые описаны во второй и третьей книге «Шримад Бхагаватам», есть… У меня возникли два вопроса, там Кришна Сам приходит как Своя аватара, Ядава Кришна.
– Когда Кришна приходит в материальный мир, об этом также говорит «Бхагаватам», Он приходит как воплощение Вишну, но в действительности, в «Брахма Самхите» сказано: [санскрит], Вы понимаете?
– Да, я понимаю.

00:04:56 – Маха-Вишну – источник материального творения. Маха-Вишну возлежит в причинном океане, из Него появляется Гарбходакашаи Вишну, Он входит в каждую вселенную. Джагаданганатха, это Брама, он появляется из Гарбходакашаи Вишну, и этот Гарбходакашаи Вишну является экспансией Маха-Вишну. А Маха-Вишну является Кала вишеша, частичной экспансией Кришны.
– У тебя есть «Брахма-самхита»?
– Экземпляры внизу.

00:06:16 – Маха-Вишну дышит, благодаря Его дыханию появляются бесчисленные вселенные и в каждой вселенной есть господствующее божество, которого называют Брахма. Существуют многие сотни, миллионы Брахм, они живут только в течение дыхательного цикла Маха-Вишну. Маха-Вишну является вторичной экспансией, сначала Кришна, затем Баларама.

00:07:09 Затем появляются Санкаршана, Прадйумна, Анируддха, Васудева, затем из Санкаршаны появляется Нараяна, затем из Нараяны, опять чатурвьюха, вторые Санкаршана, Анируддха, Васудева, и вот из второго Санкаршаны появляется Маха-Вишну, а из Маха-Вишну появляется Каранадакашаи-Вишну, из Каранадакашаи-Вишну, Кширодакашаи-Вишну. И Кширодакашаи-Вишну пребывает в каждой вселенной, Он как Сверхдуша, и когда какое-либо воплощение приходит в этот мир, оно приходит через Кширодакашаи-Вишну, таким образом Кришна приходит через Кширодакашаи-Вишну. Но Кширодакашаи-Вишну является экспансией Кришны.

00:08:15 – Да, я понимаю, Ядава Кришна, который говорил с Арджуной, то есть это был сам Бог, или это было воплощение, вот этот Кришна, который фигурирует в «Бхагават-гите»?

00:08:35 – Кришна один, Он непогрешим, анади, у Него нет причины, анантарупам, Он является изначальным, и тем не менее Он юн. Говинда является Адипурушам, ахам адирхи деванам. – Найди этот стих. Рамануджа ачария также признал Кришну Всевышним, Шанкарачария признал в своих комментариях к «Бхагават-гите», сат бхагаван свайам Кришна.

00:09:36 на ме видух̣ сура-ган̣а̄х̣
прабхавам̇ на махаршайах̣
ахам а̄дир хи дева̄на̄м̇
махаршӣн̣а̄м̇ ча сарваш́ах̣
Ни сонмы полубогов, ни великие мудрецы не знают моей изначальной природы, ибо во всех отношениях Я являюсь источником полубогов и мудрецов
– Да, спасибо, тем не менее мне интересно узнать о двух воплощениях, потому что для меня, эта доктрина персонализма, то есть личностной высшей формы Бога… Среди двух воплощений есть Капила и Будда, Капила, это классический атеист санкхьи.

00:10:32 – Нет это подражатель Капила. Изначальный Капила, это сын Девахути, об этом говорится в «Шримад Бхагаватам». Капила атеист, это другой Капила. Изначальный Капила, это сын Девахути, сын Кардама муни и Девахути, и об этом говорится в третьей песне «Шримад Бхагаватам», он является воплощением Кришны, Бога. В действительности, он – родоначальник философии санкхьи. Философия санкхьи, которая распространена в Европе, среди европейских учёных, это философия атеиста Капилы, она не изначальная.
– То есть это не настоящий Капила?
– Нет

00:11:35 – А Будда?
– Будда является шакти авеша-аватарой. Мы признаём также и Господа Иисуса Христа шакти авеша-аватарой, Мохамеда – шакти авеша-аватарой. Шакти авеша-аватара, это живое существо, наделённое особым могуществом и проповедующее философию от имени Бога, это шакти авеша-аватара. Есть разные виды аватар: гуна-аватара, манвантара, юга-аватара, лила-аватара, шакти авеша-аватара. Все они описаны в «Чайтанья Чаритамрите». – Найди учение Господа Чайтаньи. Аватары, бесчисленные аватары, найди эту главу. Аватара санкхья, они сравниваются с волнами в реке, их не счесть. Прочти эту главу.

00:12:49 – Господь Чайтанья продолжал объяснять Санатане Госвами, что экспансии Господа Кришны, которые приходят в это материальное творение называются аватарами или воплощениями. Слово аватара, означает «тот, кто нисходит», в данном случае это слово конкретно указывает на того, кто исходит из духовного неба. В духовном небе находятся бесчисленные планеты Вайкунтхи, и экспансии Верховной Личности Бога приходят в эту вселенную с этих планет.
Первой аватарой Верховной Личности Бога от экспансии Санкаршаны является воплощение пуруши, Маха-Вишну. В "Шримад-Бхагаватам" подтверждается (1.3.1), что когда Верховная Личность Бога нисходит в виде первого воплощения пуруши материального творения, Он тотчас же проявляет шестнадцать элементарных энергий. Он называется Маха-Вишну и возлежит в Причинном океане, и именно Он является изначальным воплощением в материальном мире.

00:13:51 Он есть Господь времени, природы, причины и следствия, ума, эго, пяти элементов, трех гун природы, чувств и вселенской формы. Хотя Он и является властелином всех объектов материального мира, движущихся и неподвижных, Он полностью независим. Влияние материальной природы не может выйти за пределы Вираджа или Причинного океана, как это подтверждается в "Шримад-Бхагаватам". Гуны материальной природы, так же, как и материальное время, не оказывают влияния на планеты Вайкунтхи. На этих планетах освобожденные спутники Кришны живут вечно, и им поклоняются и полубоги, и демоны.

00:14:37 Материальная природа действует в двух режимах: как майя и как прадхана. Майя, это непосредственная причина, а словом прадхана, обозначаются элементы материального проявления. Когда первая пуруша-аватара, Маха-Вишну, бросает взгляд на материальную энергию, материальная энергия возбуждается. Таким образом пуруша-аватара оплодотворяет материю живыми существами. Сознание создается просто взглядом Маха-Вишну и это сознание называется махат-таттва. Покровительствующим Божеством махат-таттвы является Васудева. Это сотворенное сознание затем разделяется на формы деятельности в соответствии с тремя гунами, или модусами материальной природы. Сознание в гуне добродетели описывается в Одиннадцатой песне "Шримад-Бхагаватам".

00:15:32 Покровительствующее Божество гуны добродетели называется Анируддха. Сознание в гуне материальной страсти порождает разум и покровительствующим Божеством в данном случае является Прадйумна. Он - господин всех чувств. Сознание в гуне невежества является причиной возникновения эфира (неба) и чувства слуха. Космическое проявление представляет собой комбинацию этих гун, и таким образом творятся бесчисленные вселенные. Никто не в состоянии определить число вселенных.

00:16:02 Эти бесчисленные вселенные выходят из пор тела Маха-Вишну. Подобно тому, как бесчисленные атомы проходят через отверстия в окне, точно так же из пор тела Маха-Вишну выходят бесчисленные вселенные. При Его выдохе возникают бесчисленные вселенные, а при Его вдохе они уничтожаются. Все энергии Маха-Вишну духовны, и они не имеют ничего общего с материальной энергией. В "Брахма-самхите" говорится, что Брахма, покровительствующее божество каждой вселенной, живёт только в течение одного выдоха Маха-Вишну. Таким образом, Маха-Вишну есть изначальная Сверхдуша всех вселенных, а также их властелин.

00:16:50 Второе воплощение Вишну, Гарбходакашаи Вишну, входит в каждую вселенную выделяет воды из Своего тела и ложится на этих водах. Из Его пупка вырастает стебель лотоса, и на этом лотосе рождается первое создание, Брахма. Внутри стебля этого лотоса находится четырнадцать подразделений планетарных систем, которые созданы Брахмой. В каждой вселенной Господь присутствует в виде Гарбходакашаи Вишну. Он поддерживает эту вселенную и заботится о её нуждах. Хотя Он находится внутри каждой материальной вселенной, влияние материальной энергии не может коснуться Его. Когда в этом появляется необходимость, этот же самый Вишну принимает форму Господа Шивы и разрушает космическое мироздание. Три вторичных воплощения - Брахма, Вишну и Шива - являются покровительствующими божествами трех гун материальной природы. Однако властелином вселенной является Гарбходакашаи Вишну, которому поклоняются как Сверхдуше Хираньягарбха.

00:17:50 Третье воплощение Вишну, Кширодакашаи Вишну, также является воплощением гуны добродетели. Он тоже является Сверхдушой всех живых существ и пребывает в океане молока в этой вселенной. Так Чайтанья Махапрабху описал пуруша-аватары.
Затем Господь Чайтанья описал лила-аватары, или "игровые" аватары. При этом Господь отметил, что им нет конца, однако Он описал некоторые из них, например, Матсью, Курму, Рагхунатху, Нрисимху, Ваману и Вараху.

00:18:32 Что же касается гуна-аватар или качественных воплощений Вишну, то их три - Брахма, Вишну и Шива. Брахма, это одно из живых существ, но в силу своего преданного служения он очень могуществнен. Это первичное живое существо, владыка гуны материальной страсти; он непосредственно уполномочен Гарбхадакашаи Вишну создавать бесчисленные живые существа. В "Брахма-самхите" (5.49) Брахма уподобляется драгоценным камням, находящимся под влиянием солнечных лучей, а солнце при этом сравнивается с Верховным Господом Гарбходакашаи Вишну. Если в какую-то из кальп не находится подходящего живого существа, способного выступать в роли Брахмы, Гарбходакашаи Вишну Сам проявляет Себя в форме Брахмы и действует соответствующим образом.

00:19:13 – Это очень хороший пример, есть множество свечей, например, вы зажигаете одну свечу, потом этой свечой зажигаете другую, затем третью, вы можете зажечь тысячи свечей, каждая свеча обладает одинаковой силой света, тем не менее, первая свеча является изначальной. Что же касается их способности освещать, то все они одинаковы в этом смысле, но тем не менее существует первая свеча, вторая, третья.
– Да, я понимаю это.

00:19:50 – Они не получают свою силу из каких-то других источников, все они Вишну таттва. Это экспансия Вишну, Вишну тая, Говиндам Адипурушам.
– Тем не менее я думаю об этой проблеме, почему Господь Кришна, почему у Него должны быть такие воплощения, как Будда, который учил практически атеистической доктрине?

00:20:30 – Об этом говорится так: я рассказал об этом в «Шримад Бхагаватам». – Найди первую песнь «Шримад Бхагаватам», первую часть.
– Я читал это в Вашем комментарии к «Шримад Бхагаватам», Ему не нужно было проповедовать поклонение Богу, потому что Он сам был Богом.
– Да. Но Он не говорит это прямым текстом. Говорится: саммохая сурадвишам, чтобы сбить с толку атеистов. Атеисты говорят, что Бога нет, и поэтому Он появился перед ними. Они убивали животных в большом количестве и Будха дева ввёл принцип ненасилия, поэтому Он – сам Бог и Он учит, что Бога нет. Это своего рода обман.
– Да, это не учение, это обман.

00:21:44 – Например, иногда ребёнку не хочется идти в школу, и учитель говорит: «Нет, тебе не нужно идти, не надо, но что ты там видишь впереди? Корова. А это что? Нога. А дальше? Вторая нога. А это что? Третья нога». И так он учит ребёнка арифметике, но на словах он говорит: «Тебе не нужно идти в школу, просто посчитай ноги коровы, вот и всё». Вот так.
– Есть школы буддистов, которые поклоняются Будде, как Богу.
– Да, Он Бог. Они не признают Будду воплощением Бога, но из вед мы узнаём, что Он воплощение Бога.
– Он научил мир принципу ахимсы, но я думаю, что ахимса уже описана в «Бхагават-гите», и также об ахимсе говорят джайнисты.

00:22:49 – Поскольку в то время люди убивали животных, оправдывая это ягьей. К примеру, в христианском мире есть заповедь «Не убий», и тем не менее они убивают. Вот эти злоупотребления предписаниями шастр всё время имеют место. Есть категория людей, которые злоупотребляют наставлениями писаний и продолжают удовлетворять свои амбиции. Был такой период в истории, когда люди ведами оправдывали жертвоприношения животных, потому что веды для определённых целей рекомендуют приносить в жертву животных, чтобы испытать правильность повторения ведических мантр.

00:23:43 Животное не убивалось, животное предлагалось огню, а затем из огня оно выходило уже в новом теле. Так доказывалось правильное повторение ведических мантр. Вот для этих целей животных приносили в жертву, как, к примеру, в биолабораториях проводят эксперименты на животных, на лягушках, на морских свинках. Точно так же подобные эксперименты проводились, чтобы проверить правильность повторения ведической мантры. Животное клали в огонь, и, если ведические мантры повторялись должным образом, животное выходило в новом теле. Старую корову или быка предлагали огню, и они выходили уже в новых телах.

00:24:34 Вот с этой целью это делалось, а позднее, люди начали есть мясо так называемых жертвенных животных. И вот в этот момент появился Господь Будда. О Нём говорится следующее: Господь проявил сострадание к животным, которых убивали без необходимости. Единственная миссия Господа Будды состояла в том, чтобы положить конец этой греховной деятельности. Но эти негодяи, они показывают доказательства, например, христиане говорят, что Господь Иисус Христос ел рыбу или что-то вроде этого. Поскольку Иисус Христос ел рыбу, поэтому у них есть право открывать скотобойни, такова их логика.

00:25:37 Недавно кто-то меня спрашивал, я сказал: «Убийство животных, это грех». Кто-то спросил: «Но ведь Иисус Христос ел рыбу?» Я сказал: «Он могущественный, Он может съесть весь мир, но вы не можете Ему подражать, вы должны следовать Его наставлениям, тому, что Он говорит, а Он говорит: «Не убий!» Вы должны следовать Его наставлениям, а не подражать Его действиям, Он могущественный, Он может действовать в соответствии с обстоятельствами, Он способен на это.

00:26:15 В действительности, об этом же говорят веды, например солнце, солнце может выпаривать мочу, люди мочатся на улице, а солнце выпаривает её и при этом остаётся чистым, то есть благодаря солнцу, место, где помочились, дезинфицируется. Так же и те, кто обладает могуществом, ишвара, божественные существа, мы не можем подражать их действиям. Они, казалось бы, делают что-то не так, и тем не менее, они остаются чистыми, как в этом примере, солнце испаряет мочу, но при этом остаётся чистым. Но если я буду подражать солнцу и лизать эту мочу, разве это хорошо?

00:27:15 Аналогично, мы не можем подражать могущественным, мы должны следовать их наставлениям, наставления могущественны, но люди пользуются малейшим поводом, разве это хорошая логика? Допустим, иногда Христос ел рыбу, но разве это уважительная причина для того, чтобы строить огромные скотобойни? Он учил в пустыне, допустим там нечего было есть, и он ел рыбу, Он мог это делать, Он могущественный, но означает ли это, что теперь только по этому поводу весь мир христиан открывает огромные технологические скотобойни? Это грех, и Будда хотел положить этому конец.

00:28:08 Те, кто ел и убивал животных, прикрываясь ведами, они не понимали смысла этого, они говорили: В ведах так сказано, пашаво вадйа шишта, животные созданы для того, чтобы их убивать. Ради чего вы их убиваете? В действительности они просто хотят удовлетворять свой язык плотью этих животных, но они оправдывают это ведами. Так вот, чтобы положить конец этому безобразию, Будда сказал: «Мне нет дела до вед», шрути джатам, значит «ведические наставления». И он осудил: «Нет, меня не интересуют веды». Он отрицал наставления вед, иначе бы он не смог установить свою теорию ненасилия.

00:29:13 Потому что в ведах, в некоторых случаях, рекомендуется прилагать силу. Если Он говорит: «Никакого насилия», то это противоречит ведам, поэтому ему пришлось провозгласить: «Нет, Я не следую указаниям вед». И поскольку Он публично заявил о том, что Он не следует ведическим наставлениям, поэтому Его считают атеистом. Атеист, это тот, кто не принимает веды за авторитет. Но Он это сделал, Он могущественный, Он может это делать. Почему? Мы поклоняемся Ему. С философской точки зрения, Его считают атеистом, но мы, вайшнавы знаем, что Он – Бог, Он – воплощение Бога

00:30:21 – Когда я был на Цейлоне, я был поражён, увидев храмы буддистов и там божество Вишну в их храмах.
– Да, в Тайланде я тоже видел, они признают, что Будда, это воплощение Вишну. И это подтверждается шастрами, это означает, что цейлонцы и [неразборчиво]изначально знали, что Будда является воплощением Вишну. На Цейлоне Вы видели, да?
– Да, я видел.
– Точно также я видел в [неразборчиво], я видел Вишну мурти.
– Доктрина Будды также говорит, что человек не является личностью, это просто какие-то движущиеся физические и психические элементы и ничего больше.

00:31:13 – Он – личность, Господь Будда – личность.
– Да, но браман, не личность.
– Браман?
– Он говорит, что философия Будды не признаёт духовной личности, личного «я» живых существ. Философия Будды говорит, что мы просто состоим из химических элементов.
– Да, хорошо.
– Химические, физические…, но у нас нет атмана.
– Это шуньявади, мы тоже говорим.
– Я должен сказать, что когда мы сравниваем разные религии, например я вижу то, что я вижу здесь.

00:31:54 – Нет разных религий. Как только человек пытается понять разные религии, следует сделать вывод, что он не знает, что такое религия. Не может быть разных религий, религия одна, Бог один, и законы данные Богом, это и есть религия. Но что значит разные? В зависимости от времени и обстоятельств они могут быть разными. Например, Господь Будда даёт ту же религию, Он Бог, воплощение Бога, и Он просит: «Слушайтесь Меня». Той же философии учит Кришна: «Предайтесь Мне!» Это – религия.

00:32:41 Будда тоже говорит: «Предайтесь Мне, следуйте Мне», и это религия. Тот, кто знает Бога и предаётся Ему, он и следует религии, всё остальное обман, не религия. Бог один и предание Богу, это религия. Если человек познал кто такой Бог и как Ему предаться, это религия.
– Я заметил, что, например, наш христианский подход к Богу…

00:33:21 – В Христианстве, они тоже рекомендуют предаться Богу.
– Оно ближе к вашему подходу чем, например, кевала-адвайта, где ниргуна браман считается высшей формой.
– Ниргуна браман. У нас есть пример, это озеро Новая Зеландия, затем на некотором расстоянии он него находится озеро Женева…
– А затем, озеро Франция, потому что Франция граничит с Женевой также, поэтому иногда это озеро считается французским.

00:34:03 – Итак, небо одно, в небе, в атмосфере, где забывают о Боге, вот эта атмосфера называется материальным миром, а то небо, где Бога не забывают, именуется духовным миром. Небо одно, солнце одно, но когда ваши глаза закрыты, когда из-за облаков вы не видите солнца, вы говорите, что небо закрыто облаками. Небо не закрыто облаками, небо одно, оно всегда ясное, но какая-то часть неба закрыта облаками, и вы говорите: «О, пасмурно», точно так же материализм, это когда вы забываете о Кришне, вот это материальное. Если же вы знаете Кришну, если вы действуете ради Кришны, это духовное.

00:34:58 – И тем не менее у меня есть один вопрос, почему в Ригведе не упоминается даже имени Кришны?
– О, там есть имя Вишну. Вишну и Кришна, я уже объяснил, нет разницы.
– Но имени Кришны там нет.
– Нет, в Адхарва веде упоминается Кришна.

00:35:15 – Совсем не обязательно, чтобы в каждой веде упоминалось имя Кришны, потому что упанишады анализируют всё с имперсональной точки зрения, отрицают материальное существование, это отрицательная сфера. Когда же вы приходите в положительную сферу, вы способны постичь Кришну. Вы не можете понять голока-намни ниджа-дхамни, голока намни, где эта планета находится? Мы даже не знаем сколько планет в этой материальной вселенной.
[обрыв записи]

00:36:10 – Солнце очень далеко от нас, в миллионах миль, но нам достаточно этого небольшого тепла и света, мы довольны. Люди пытаются долететь до луны или до солнца, но в действительности, эта планета прямо перед вами, почему же вы не способны долететь до неё? И они лишь материальны. Вы не можете попасть даже на материальные планеты, что говорить о духовных планетах. Так что для таких людей достаточно знания о том, что солнце – это свет, потому что своими ограниченными мозгами они не могут понять больше.
– Меня поражает, например, вот это представление у нас на Западе о Боге как о личности, оно коренится в нашем сознании.

00:37:05 – Да, Господь Иисус Христос, Он – вайшнав, Он напрямую дал представление о Боге, как о личности. Личность Бога является источником, началом [санскрит]. Тот же самый пример, бог Солнце, планета Солнце и солнечный свет, это всё суть одно, они не отличаются друг от друга, но тем не менее, есть имперсональные проявления, есть локализованные проявления, и также есть проявление солнца в форме личности. Бог Солнце является источником этого света, точно также Кришна, Верховная Личность Бога, является источником всего, и это факт. Но люди, которым не хватает знания, не способны этого понять.
[обрыв записи]

00:37:58 – Например, Господь Будда не объяснял ничего о Боге, Он говорил: «Просто следуйте за Мной, прекратите убивать животных», этого им было достаточно. Ученику начальных классов достаточно знать, что 2+2 равно четырём, он больше не может понять, ему не нужна высшая математика сейчас. Мы говорим о высшей математике, но для этих людей она ещё просто не предназначена. Об этом говорится в «Бхагават-гите»: йатха мам прападйанте, те, кто ещё недостаточно опытны, те, кому ещё не хватает знания, не способны постичь Высший Абсолют.

00:38:54 Это также подтверждается в следующих словах: спустя много, много жизней, когда человек действительно обретает полное знание, он способен постичь Кришну и предаться Ему, Васудева сарвам ити. Итак, веды и писания отличаются друг от друга в зависимости от разных условий. То, чему учил людей Иисус Христос, первая Его заповедь была в том, чтобы не убивать. Так что вы можете прийти к выводу о том, какой категории людей Он проповедовал, в противном случае зачем, Он сначала говорит им: «Не убий».

00:39:40 Мусульмане тоже говорят: «С этого дня ты не должен заниматься сексом со своей матерью», можете себе представить, каким людям Он проповедовал. Так что в зависимости от категории людей, нужно и преподносить им и учение соответствующим образом. Господь Будда говорил: «Нет, нет, Бога нет, постарайтесь постичь Меня, следуйте Мне».

00:40:04 – У меня ещё два вопроса. Один короткий вопрос, я читал в Вашем комментарии в главе «Наказание Дроны, убийство Дроны», там говорилось, что насилие ради правого дела, лучше, чем так называемое ненасилие. Я хотел бы спросить, например, можете ли Вы объяснить, вот ненасилие, которое пропагандировал Ганди?
– Ганди, он не был духовным человеком, он был политиком, вот и всё. Ганди в действительности ничего не знал.
– Он читал «Бхагават-гиту» на английском.
– Это тоже чепуха, он говорил, что Кришны нет, что не было никакой Махабхараты и Курукшетры, он так написал.
– Но он умер с именем «Рама» на устах.

00:41:07 – Такова традиция в Индии, повторять имя Кришны, каждый индиец обладает естественной склонностью к этому, но в действительности, Ганди ничего не знал о духовной науке, он был политиком, вот и всё. Один бенгальский губернатор из Австралии, мистер Кезе, я помню он сказал: «Ганди – политик среди святых или святой среди политиков», вот к такому анализу он пришёл. Его нравственные принципы, его моральный облик, были очень хорошими, и политики, они признавали это, что касается его духовного знания, то он ничем не обладал.
– Но ненасилие не во всех случаях приемлемо.

00:42:01 – В действительности это тема «Бхагават-гиты». Что Вы имеете ввиду под ненасилием? Дело в том, что вы не тело. Допустим, если я сорву с вас вашу куртку, означает ли это, что вы убиты? Итак, те, кто отождествляют себя с телом думают, что я – тело, вот для них, такая война, когда людей убивают, они считают, что это насилие. Это насилие, но дело в том, что иногда в этом есть необходимость, как в каждой стране есть военная сила, полиция. Что это такое? Это насилие, это департамент насилия, это необходимо.

00:42:49 В «Бхагават-гите» есть объяснение, допустим, на вас напали какие-то разбойники; и кто-то убивает их, это необходимо, это естественно. Если вы в этот момент призываете к ненасилию, это просто глупо, просто глупость, винашая чадушкритам, преступники, негодяи, их необходимо останавливать при помощи насилия, так что порой насилие необходимо, в этом нет ничего плохого, но к нему не нужно прибегать в обычных ситуациях.
– Этот молодой паренёк спрашивал, как быть с фашистами, как позавчера, он хотел сражаться с фашистами.

00:43:42 – Прежде всего, наш принцип такой: винашая чадушкритам, грешники и негодяи заслуживают смерти. Тут надо смотреть кто грешник, фашист, или человек нападающий на фашиста, если оба относятся к одной и той же категории, то в каком случае уместно насилие, а в каком ненасилие? Раньше нация сражалась с нацией, а сейчас мы видим в Италии, я был в Риме, они уже друг с другом сражаются, это ужасно. Друг с другом, теперь они уже сражаются в семье, люди настолько опустились, и они все уже заслуживают смерти, фашисты, не фашисты, все, и к этому они уже готовятся, атомная бомба, они все будут убиты по закону природы.

00:44:49 Понимаете, они стали настолько грешными, я говорю так резко, потому что Вы порядочный человек, но современная цивилизация, все зависимы от одурманивающих средств, все едят плоть, все занимаются незаконным сексом, все играют в азартные игры. Где чистые люди? Они все заслуживают смерти, фашисты и не фашисты, потому что согласно «Бхагават-гите» паритраная садунам винашая чадушкритам, все эти люди, они просто по-разному называются.
– Да, насилие ради насилия, практически.

00:45:37 – Люди настолько опустились, образования нет, и так называемые лидеры сами, распущенные люди, они сами слепы, так что в каком положении находится нынешнее общество? В очень сложном. Поэтому в конце Кали юги, люди ещё более опустятся и уже никто не будет проповедовать им, Кришна придёт как Калки аватара и просто будет убивать их.
– И ещё четыре тысячи лет Калиюги будет?

00:46:12 – Не четыре тысячи, а четыреста. Но время это придёт, сейчас, отчасти, уже происходит это уничтожение, уже готовы люди сбрасывать атомные бомбы, я сбрасываю на вас, вы на меня и обоим конец, вот что произойдёт, люди настолько опустились. Так что, если человек не примет Сознание Кришны, он не сможет спастись. Есть такой пример, мельница, знаете? Туда засыпают зерно, и зерно превращается в муку, но, если зёрнышко примет прибежище в центре, оно не будет истёрто, точно также в современной цивилизации все будут перемелены, но тот, кто принимает прибежище у центра, у Сознания Кришны, не будет.

00:47:22 Итак, лучше всего принять прибежище у Кришны и так спастись. Если вы просто понимаете Кришну, джанма карма, явление Кришны, Его уход, Кришна действует и здесь также, на этом поле сражения. Изучите книгу «Кришна», начиная с Его рождения до момента Его ухода из этого мира. Его жизнь наполнена разными действиями, не думайте, что если Он Бог, то сидит в одном месте, нет, Он постоянно совершает какие-то действия в разных сферах жизни, в искусстве, в философии, в политике, в социологии, в воинском деле, во всём, и все Его деяния совершенны, это Кришна.
– Да, конечно, это Кришна.

00:48:22 – Если бы Он появился, как Вишну с четырьмя руками, то Ему пришлось бы только и делать, что принимать поклонения, поэтому Он явился с двумя руками, как человек. Если мы просто поймём деяния Кришны, то мы сможем удостоиться возвращения домой к Богу, и мы учим этому. Постарайтесь постичь Кришну, и все проблемы жизни будут решены, возвращайтесь домой к Богу.
– То есть, Кришна, Он делает всё, и мы лишь являемся Его инструментами.

00:49:04 – Да, всё делается Кришной, правильно, но йатха мам прападйанте, Кришна говорит: «Предайся Мне», Он хочет этого, но вы хотите столько всего… Поэтому Он предоставляет вам возможности, «хорошо, поступай на свой страх и риск», Он не хочет этого, Он говорит: «Оставь всю эту чепуху», сарва дхарман паритьяджам, мам экакм шаранам враджа, вот чего Он хочет, «просто предайся Мне». Но поскольку мы не хотим это делать, мы хотим заняться чем-то другим, однако мы не можем делать это без Его санкции, поэтому Он даёт санкцию, это означает, что Кришна делает всё. Но я хочу что-то делать своё, и мне нужна Его санкция, поэтому по своей беспричинной милости, Он соглашается, «хорошо, действуй, но ты получишь плоды своих деяний».
– Спасибо Вам большое. Наша беседа была очень полезной. Проблемы решены.

транскрибирование: Татьяна Гребенькова | Барселона | Испания | 24 March 2021