Беседа с дочерью Конан-Дойля – Матер знание делает нас кошками и собаками

Париж - 10 августа 1973
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:25:11 | качество: mp3 128kB/s 23 Mb | прослушано: 174 | скачано: 176 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:04 Беседа с Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой и невесткой французского писателя Артура Конан-Дойля, 10 августа 1973 года в Париже, Франция.

00:00:19 – Это Анна Конан-Дойль, её свёкор, знаменитый писатель, ей всё очень интересно, она хотела организовать для Вас фестиваль в Ривьере, но ей не хватило денег, чтобы это реализовать. Она сказала, что в следующем году она это сделает для Вас. У неё есть все Ваши книги, она читает их каждое утро, она встаёт очень рано, изучает Бхагават Гиту, Ширимат Бхагаватам.
– Она выглядит очень разумной.
– Она говорит по-английски.
– Это хорошо.
– Я датчанка, но я говорю по-английски.

00:00:53 – Замечательно. Разумные мужчины и женщины должны интересоваться этим великим движением, это очень научное, духовное движение, люди страдают, из-за недостатка духовного знания, они в материальном смысле стали подобными животным. Материализм, значит уподобиться животным, да, значит уподобиться животным. Что это значит? – Спуститься на низкий уровень существования. В чём разница между собакой и человеком? У собаки тело низкого уровня, в то время как у человека, тело высокого уровня.

00:01:50 Чем более материалистичными мы становимся, тем ниже по уровню наши тела. В низком теле, сознание направлено лишь на четыре вида деятельности: еду, сон, секс и защиту – это деятельность низшего порядка. Деятельность высшего порядка, это действовать во имя постижения Бога, это жизнь высшего порядка. Представители низших форм жизни не могут постичь Бога, только те, чьё сознание высоко, могут понять Бога, можно почувствовать, применив свой разум.

00:02:42 Например, собака может понять, сейчас день или сейчас ночь, но она не понимает почему день, почему ночь, но человек может понять. Сейчас день, потому что солнце в небе, и сейчас ночь, потому что солнце зашло. В этом разница между собакой и человеком, человек обладает лучшим знанием, и по мере нашего продвижения в знании высшего порядка, мы приближаемся к совершенству жизни, и вершиной познания, является постижение Кришны, это делает человека совершенным существом. Это совершенство.

00:03:28 Знание, помимо Сознания Кришны, является знанием низкого порядка или знанием, которое ведёт нас к деградации. В настоящий момент, хотя со стороны может показаться что у нас красивые здания, хорошие квартиры, но наше знание подобно собачьему знанию. Мы думаем о том, как есть, спать, как заниматься сексом, как защищаться, только и всего, не более того. Мы ведём такую же низкую жизнь, как и собаки, собаки тоже стараются жить, спать, заниматься сексом, защищаться, они лают – это их защита, это их способ защищаться.

00:04:19 Это защита, он защищает своего хозяина, у собаки также есть сексуальная жизнь, у неё есть место, где поспать, есть что поесть. Если человек также занят этими четырьмя потребностями, то в чём разница между им и собакой? Он должен проявлять интерес к постижению Бога, тогда он человек, в противном случае он – собака. Вы согласны?

00:04:53 – Да, спасибо. В каком-то смысле, мы для собаки, словно бог, мы для собаки словно бог потому, что то, как она нас любит, она верит в нас, она не понимает бога, но мы понимаем бога.
– Нет, она не способна понять Бога.
– Она не понимает, она понимает только нас.

00:05:21 – Она понимает, что у неё есть хозяин, но она не понимает кто является верховным хозяином. Человек может понять, кто является верховным, высшим хозяином.
– Но у нас тоже есть хозяин, мы лишь забыли об этом.
– Да, мы забыли, здесь собака тоже забыла, но её забвение более сильное, более глубокое, но человек обладает более высоким сознанием.
– Мы должны раздать это?
– Да.

00:06:05 – В человеческой форме жизни, если мы не стараемся постичь Бога, то мы совершаем самоубийство. Да, потому что у нас есть возможность, природа дала нам шанс понять Бога. Если же мы не направляем наше внимание на постижение Бога, то мы совершаем самоубийство, мы злоупотребляем человеческой жизнью. Единственная обязанность человека – постичь Бога, его призвание не в экономическом развитии.

00:06:48 О каком экономическом развитии мы говорим, у Наполеона было столько планов, но где он сейчас? Кто может сказать, где Наполеон? Один астролог в Индии сказал, что Джавахарлар Неру сейчас родился собакой в доме какого-то человека в Швеции.
– Я надеюсь, что это с ним не произошло.

00:07:17 – Вы можете надеяться, но природа независима, например, ребёнок надеется, что не обожжётся если коснётся огня, но природа так строга, она не смотрит, ребёнок это или взрослый, она обжигает. Может быть я очень невинный, но природа не обращает на это внимания, природа не сжалится даже над невинным ребёнком… не могут постичь Бога, разве это не так?

00:08:01 Если ребёнок притронется пальцем к огню, природа не будет рассуждать, это невинный, невежественный ребёнок, я его не обожгу, нет, она равно относится ко всем, поэтому природа очень строга, мы не можем избежать власти природы. Если вы делаете что-то, вам придётся притерпеть последствия, если вы прикасаетесь к огню, то реакция непременно будет, вы обожжётесь, природа неумолима. Как только вы нарушаете какой-либо закон природы, вы будете наказаны.

00:08:54 Например, правительство содержит государственную полицию, как только вы нарушаете закон, полиция арестовывает вас и вас приговаривают, точно также материальная природа – это полиция Бога. Как только вы нарушаете законы Бога, вас тут же приговаривают к наказанию, такова материальная природа, она всегда наказывает нас, потому что один за другим мы нарушаем законы Бога, поэтому она всегда наказывает, это её функция. Мать природу называют богиней Дургой, у неё трезубец в руке, это символизирует наказание, тройственные страдания: адьятмика, адхибаутика и адхидайвика.

00:09:54 Адьятмика – это страдания, которые доставляют нам тело и ум; адхибаутика – страдания со стороны других; адхидайвика – страдания со стороны высших сил. Например, если не идёт дождь, мы не способны ничего сделать, ваша так называемая наука, научный прогресс, не смогут помочь; или если наводнение, вы тоже ничего не сможете сделать. Поэтому, вам придётся признать, что дождь подчиняется чьей-то власти, он не подчиняется мне, такова природа, но природа действует, исполняя волю Бога.

00:10:46 За природой стоит Бог, так же как за полицией – правительство, точно так же за всеми строгими законами природы, стоит Бог. Они этого не понимают, они сражаются с законами природы, и называют эту борьбу прогрессом, это лишь борьба, но они называют это прогрессом, это иллюзия, это не прогресс, это просто борьба за существование, но они называют это прогрессом.

00:11:29 Такие великие могущественные люди, как Наполеон, Гитлер, они лишь борются за существование, и позднее они исчезают, что уж говорить о других, если такие великие люди боролись с природой, но исчезли, природа всегда выходит победительницей. Мы сможем одолеть природу только если примем прибежище у Кришны, другого выхода нет, Вы согласны с нами?
– Да.
– Если нет, то Вы можете спросить, почему я несу весь этот вздор.

00:12:18 – Миссис Конан-Дойль также интересно поговорить о путешествии на другие планеты, о путешествии на высшие планеты в материальном мире чтобы накопить опыт, прежде чем вернуться домой к Богу. Я пытался объяснить ей, что более важно…
– Об этом сказано в Бхагаватам.
– Она хочет отправиться на другие планеты.

00:12:45 – Да, прежде чем вернуться домой, да об этом сказано в Бхагаватам. Йоги пытаются посмотреть также на другие планеты, они проявляют такую любознательность. Вместо того чтобы сразу перенестись на планету Кришны, они хотят посмотреть на средние планеты, на то, как там живут.
– Вместо того чтобы отправиться экспрессом на Голоку.

00:13:11 Да, это естественно, только очень сильные преданные не проявляют к этому интереса, они сразу хотят отправиться к Кришне, это сильная преданность. Потому что они просто с ума сходят по Кришне, для них вся вселенная кажется пустой если у них нет Кришны. Например, если вы любите кого-то, и не видите его, то несмотря на то, что вас окружают множество машин, весь этот город Париж кажется вам пустым, вам он не доставляет никакой радости, это сильная любовь к Кришне.

00:13:56 Шуньяятам, «шуньяятам» означает всё просто пустое, если вы не видите Кришну, для вас всё пусто, какой смысл в этом доме, в этом городе, ему это не интересно. Итак, на высшей планетарной системе, уровень жизни выше. Например, если индиец приедет сюда, в материальном смысле им кажется, что здесь в Париже, в Лондоне, стандарт жизни выше, но поскольку нас интересует Кришна, мы не обращаем столько внимания на то, какая здесь хорошая жизнь.

00:14:37 Итак, на высшей планетарной системе, жизнь в тысячи, во много тысяч раз лучше, во много тысяч раз, например на Брахмалоке. Говорится, один день Брахмы, вы не сможете даже подсчитать математически, это высшая планетарная система, Брахмалока, и продолжительность жизни на Брахмалоке описана в Бхагават Гите, сахасра.

00:15:24 На высшей планетарной системе присутствуют те же четыре страдания: рождение, смерть, старость, болезни; жизнь там длится долго, но страдания или жизненные условия тоже таковы, человек должен умереть, это есть и там. Поэтому если вы отправитесь на высшую планетарную систему, да, у вас будет лучше жизнь, но это не означает, что вы решите свои материальные проблемы.

00:15:59 К примеру, считается, что уровень жизни жителей западных стран выше такового у жителей восточных стран, но это не означает, что они победили смерть, это невозможно. У них может быть хорошая машина, которой может не быть у жителя востока, он может ездить на бычьей повозке, такого рода прогресс может иметь место, но смерть, рождение, те же как на востоке, так и на западе.
– Почему мы должны думать, что рождение и смерть так болезненны, Шрила Прабхупада? Ведь где бы мы ни были, мы можем думать о Кришне.

00:16:45 – Но разве вам нравится умирать? Это болезненно, это болезненно, даже если вы просто задумаетесь: «Я умру мгновенно», вы всё равно содрогнётесь, это очень больно. Это болезненно, потому что как только вы умираете, вам снова придётся оказаться в тесной утробе матери, чтобы развилось ваше следующее тело, но и вам этой гарантии никто не даст, в наше время мать убивает своего ребёнка. Поэтому даже если у вас появилось тело, и вы ожидаете выхода на белый свет, мать с отцом могут убить вас, и вам придётся снова оказаться в материнской утробе, вас снова могут убить.

00:17:29 Таково положение грешника, потому что, если человек грешен, он содрогается: «О опять смерть приходит ко мне.» Поэтому тут спорить бессмысленно, смерть – очень болезненна, это так болезненно, что в последнее мгновение, поскольку боль уже просто нестерпима, душа тотчас же покидает тело. Это можно сравнить с самоубийством, это очень больно, это болезненно.

00:18:02 Дукха-доша-анударшанам, «анударшанам» означает, если человек глуп, если он не понимает, то он должен прислушиваться к старшим, к учителям, это болезненно. До тех пор, пока вы не найдёте решение рождению, то вам не избавиться от болезненных условий материального существования, это невозможно.
– А что, если вы переродитесь на других планетах?
– Да, это легко.
– Это менее болезненно или так же?

00:18:42 – Как только вы попадаете в утробу матери, это болезненно, вы оказываетесь там в тесноте, упакованными, сможете ли вы прожить несколько минут в таком вот состоянии упакованном? Если вас запаковать в тугой мешок, положить в ящик, сколько вы сможете там прожить?
– Но ведь мы не сознаём в тот момент.

00:19:09 – Это не важно. Например, идёт хирургическая операция, человек без сознания, это другой вопрос, благодаря какому-то методу он оказывается без сознания, но боль есть, боль есть, боль вы не чувствуете. Например, животные, они находятся в болезненном состоянии, но поскольку они животные, они не чувствуют этого. Вы едете верхом на лошади, это болезненно для лошади, но поскольку лошадь – животное, оно не может защититься.

00:19:47 Поэтому, однажды, все животные организовали собрание, чтобы решить, как нам избавиться от власти человека. Слон сказал: «Мой дорогой господин, я такой сильный, но он всё равно повелевает мной, поэтому бесполезно проводить это собрание, даже я подчиняюсь человеку». Это собрание устроил осёл, он подумал: «Мне приходится так тяжело работать, дай-ка я соберу всех зверей, чтобы избавиться от власти человека.» Но он увидел, что слон тоже сказал: «Я такой сильный и всё равно я подчиняюсь человеку». Поэтому это всё бесполезно.
– Но многие люди оказываются в тех же условиях.

00:20:40 Точно также наше положение, подобно положению осла, мы тоже пытаемся избавиться от власти материальной природы, как ослы, но это невозможно, эта конференция бесполезна. Здесь в материальном мире, даже такое могущественное существо, как Брахма, также подвластно Богу, он тоже подвластен Богу. Вы видели это изображение? Брама склоняется перед Кришной.
– Вы помните эту картину? В храме в Женеве, Брама с четырьмя головами выражает почтение Кришне.
– Да.

00:21:25 – Он властелин всей вселенной, и он тоже кланяется перед маленьким Кришной: «Господин, я хотел продемонстрировать тебе мою высшую власть, но я перед тобой незначителен.» Брама украл всех его телят, коров, пастушков, а затем он вновь увидел тех же телят, коров и пастушков, которые играли с Ним. Его это изумило, как это так, я ведь только что их украл, а Он опять играет. Он распространил себя во все эти формы. Вы читали этот отрывок?

00:22:07 Бога называют самодостаточным, потому что Он может распространить себя во множество форм, чтобы удовлетворять свои нужды, свои любые желания, Ему не нужна ничья помощь, Он абсолютно независим. Но тем не менее Он так добр, что приходит в ваш храм, как Он пришёл сегодня, и Он полагается на вас, если вы предлагаете Ему пищу, Он ест, в противном случае Он будет голодать.

00:22:43 Поэтому мы должны всегда помнить, что самый могущественный, самодостаточный по своей доброте, пришёл ко мне в дом, чтобы зависеть от меня в пище, это Его доброта. Если же мы думаем: «Я кормлю Кришну, кто такой Кришна?», тогда вам конец. Вы всегда должны помнить, что Он самодостаточен, но Он так добр, что несмотря на свою самодостаточность, Он принимает моё приглашение и приходит. Мы должны относиться к этому так.

00:23:23 – В настоящий момент я читаю Бхагават Гиту.
– Очень хорошо.
– Но это очень сложная книга, я много-много раз её перечитываю.

00:23:33 – Это лишь азбука, начальное знание. Например, Арджуна был семейным человеком, разве нет?
– Арджуна в Бхагават Гите.
– Да, Арджуна.
– Не только семейным человеком, он находился на поле сражения. Если, находясь в такой ситуации, он смог понять Бхагават Гиту, то почему мы не можем?
– Да, это правильно.

00:24:00 Поэтому, не думайте, что вам нужно расстаться с семейной жизнью, нет это не так, вы должны понять науку. Арджуна был семейным человеком и постигнув Бхагават Гиту, он не расстался со своей семьёй, нет. Это ошибочное представление, когда мы думаем, что чтобы стать сознающим Кришну, мы должны порвать со всеми своими семейными связями, нет это не так. Иногда люди думают так, но это ошибочное представление, духовное понимание не зависит от материальных условий, нет.
– Это правда.

00:24:37 – Вы можете находиться в любых материальных условиях, тем не менее развивать своё духовное сознание, но иногда мы занимаем какое-то определённое положение ради того, чтобы нам было удобно, это другой вопрос, но духовное сознание не зависит ни от каких материальных условий, оно свободно. Семейный человек или саньяси или брахмачари или бизнесмен, это не важно, он может обрести совершенное Сознание Кришны, если примет эти принципы.

транскрибирование: Татьяна Гребенькова | Барселона | Испания | 05 декабря 2019