Величие Шрилы Шридхара Махараджа

Навадвип - 02 ноября 1988
Отношение Шрилы Шридхара Махараджа к ИСККОНу. Величие Шрилы Шридхара Махараджа. Трансцендентный язык - передача от сердца к сердцу. Йога-майя и Маха-майя. Трансцендентная природа Шрилы Шридхара Махараджа. Чувство разлуки Шрилы Шридхара Махараджа с Гуруваргой. О принятии санньясы Говиндой Махараджем. Уход Шрилы Шридхара Махараджа. «Трансцендентный долг — это наша жизнь». Недостойное поведение ИСККОН. Милость Нитьянанды Прабху. Первый опыт проповеди Шрилы Говинды Махараджа. Почему Шрила Шридхар Махарадж вначале не стремился широко проповедовать? Знакомство Говинды Махараджа со Шрилой Шридхаром Махараджем. Трогательные отношения между Шрилой Шридхаром Махараджем и Говиндой Махараджем.
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 01:14:45 | качество: mp3 32kB/s 17 Mb | прослушано: 288 | скачано: 138 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Отношение Шрилы Шридхара Махараджа к ИСККОНу

00:00:03 Поведение очень хорошее, я видел. И Джаяпатака Свами также пришел сюда, и он прославлял всячески. Сейчас совсем не трудно прославлять. Сейчас никто не способен видеть Гуру Махараджа здесь, никто не способен прийти к Гуру Махараджу, поэтому они прославляют его всячески. И также я вижу, эта книга есть у меня, это новости об уходе Гуру Махараджа. И они написали пять страниц, посвященных Гуру Махараджу, прославляют его, и они сказали: «Гуру Махарадж был высочайшим вайшнавом в этом мире».

00:01:13 Они не приходили сюда во времена Гуру Махараджа, они боялись — их ученики придут к Гуру Махараджу, если мы придем к нему. Но после ухода Гуру Махараджа в своем журнале они напечатали эту статью, пять страниц прославления Гуру Махараджа. И небольшие ошибки вкрались в это описание, малые ошибки, не исторические, но связанные с датами. Вы видели? Они прислали эту статью.

00:02:06 Гуру Махарадж не получал от них журнал. Гуру Махарадж написал им так: «Нам не нужен ваш журнал, не посылайте его нам». Гуру Махарадж был очень строг, он не в силах был терпеть любую апасиддханту, любую ложную сиддханту он не терпел. Вначале Гуру Махарадж возражал, они не прислушались и тогда он сказал им, написал им: «Не присылайте ваш журнал в мой Матх». Они были друзьями Гуру Махараджа, но Гуру Махарадж не в силах был терпеть апасиддханту, ложную сиддханту. Вы знаете, что такое сиддханта? Ложная, ложная интерпретация священных писаний. Он не в силах был терпеть этого. И он возразил один раз, два раза, и в третий раз он написал письмо: «Не посылайте ваш журнал в мой Матх».

00:03:38 Вначале они опасались: «Если мы станем прославлять его, то члены нашей группы почувствуют беспокойство». Но теперь они очень прославляют. Я не могу так прославлять, так, как они прославляют, это их прославление. Как я могу прославить моего Гуру Махараджа? Я знаю, что Гуру Махарадж был чистым брамином, санньяси. Он жил в этом мире, как очень бедный человек, но он был носителем очень высокой концепции. Мы узнавали об этом от других великих вайшнавов. Когда они приходили к Гуру Махараджу и прославляли его, тогда мы могли понять.

Величие Шрилы Шридхара Махараджа

00:05:02 Мы были близки к Гуру Махараджу, поэтому мы не могли понять его величия. Но когда Свами Махарадж приезжал и он прославлял, когда Бон Махарадж приходил, когда Госвами Махарадж, Кешава Махарадж приходили, то тогда мы видели, кто такой Шрила Гуру Махарадж. То были великие ачарьи и мировые ачарьи, но они прославляли Гуру Махараджа. И Свами Махарадж говорил: «Гуру Махарадж — мой шикша-гуру». Тогда мы думали: «О, он очень-очень велик, Шрила Шридхар Махарадж». Так мы могли понять. В противном случае не могли понять. Это все равно, что телескоп, когда мы смотрим через линзы телескопа. Они, эти вайшнавы, знали Гуру Махараджа с самого начала. Я был ребенком, я не мог понять должным образом.

Трансцендентный язык - передача от сердца к сердцу

00:06:50 Сегодня я должен выступить на английском, произнести речь на английском, но я не умею говорить по-английски, это мой изъян. Когда Кришна дал мне эту возможность рассказать что-то о Его славе, но Кришна не дал мне силу речи, не дал мне знание английского языка, и это удивительно, но это также лила Шри Кришны. Когда маленький мальчик хочет бежать, то он не может это делать. Иногда он падает, и он поднимается с помощью земли, опираясь за землю, поднимается и вновь пытается.

00:08:02 Подобно этому я пытаюсь говорить на английском, но не могу, у меня нет достаточного знания английского языка, однако мой долг состоит в том, чтобы сказать, рассказать что-то преданным, англоязычным преданным. И в этом мире есть множество языков, мы не знаем их, но у нас есть один язык, и это трансцендентный язык. От сердца к сердцу происходит эта передача.
И, таким образом, если я попытаюсь что-либо сказать, вы знаете язык, вы можете поправить меня. Вы можете извлечь самую суть из моего настроения. Вы столь квалифицированы, вы способны понять, о чем идет речь. Шрипад Махананда Прабху знает совсем чуть-чуть бенгальский, но он способен понять меня, когда я говорю на бенгали, извлечь самую суть.

00:09:58 И собрание. Я попытаюсь что-то сказать в будущем. Я могу чуть-чуть говорить с преданными. Я хочу встречаться с ними лично, не в собрании. В собрании мне сложно выражаться, изъясняться. [К сожалению слова Махананды Прабху не слышно].

00:10:39 Махапрабху и Гуру Махарадж дали мне севу, севу преданным. И я пытаюсь что-то сделать, но многие мои духовные братья знают английский, и они могут передавать то, что я говорю, другим преданным, поэтому я не испытываю опасения. То, что я могу сказать преданным, они способны передать это должным образом, то, что я пытаюсь сказать преданным.

Йога-майя и Маха-майя

00:11:42 Сегодня день Махаштами в Бенгалии, происходит фестиваль, праздник по всей Бенгалии, возможно по всей Индии и также в каких-то странах за пределами Индии. Этот праздник называется Дурга-пуджа. Дурга есть Маха-майя, и мы являемся жертвами её атаки. Люди поклоняются Маха-майе ради славы, богатства, красоты — ради этого люди поклоняются ей. Но гопи, гопи также поклонялись Катйайани. Катйайани — это иная форма. Катйайани означает Йога-майя.

00:12:51 Вы слышали от меня на бенгали, апара-шакти, я говорил, и пара-шакти. Существует три типа шакти. джива-шакти — это татастха-шакти. Йога-майя… Апара-шакти и пара-шакти Кришны. Апара-шакти — это Маха-майа, пара-шакти — это Йога-майя. Люди поклоняются Маха-майе, но Маха-майя является тенью Йога-майи. Гопи поклонялись Йога-майе ради Кришна-севы. Таким образом, мы можем использовать нашу деятельность в Кришна-севе.

00:14:06 Если мы будем думать, что Йога-майя проявляет себя, распространяет себя, и что Йога-майя распространяет Кришна-лилу и Кришна-севу, если мы обретем благословение Йога-майи, то мы легко сумеем войти в её обитель и благословениями освобожденных слуг Кришны мы сумеем обрести Кришна-севу. Таким образом, мы можем помнить Йога-майю в этот день.

00:15:19 И в Браджа-дхаме, там гопи поклоняются Йога-майе. Мы можем помнить об этом. И существует мантра:
«катйайани маха-майе маха-йогинй адхишвари
нанда-гопа-сутам деви патим ме куру те намах
»
Шримад-Бхагаватам», 10.22.4)
У нас есть только одна молитва: «Дай мне севу сыну Нанды Махараджа». Это наша единственная молитва. Так гопи поклонялись Йога-майе. И мы можем вспоминать сегодня это явление.

Трансцендентная природа Шрилы Шридхара Махараджа

00:16:25 Может быть, в 1986 году вновь, когда Гуру Махарадж был очень болен, я спросил Гуру Махараджа: «Махарадж, пожалуйста, дайте указание, что мне делать?» И Гуру Махарадж улыбался и ответил: «Поступай, как знаешь». И я был счастлив: если мы сожжем тело Гуру Махараджа, то это очень болезненно, больно для наших умов. Маха-пуруш.
И так я научился чему-то. Когда Гуру Махарадж демонстрировал бренную природу, он демонстрировал эту природу, у него не было бренного тела, но он делал вид, можно сказать. Он думал, что «я — бренный человек, обычный смертный, поэтому мое тело следует сжечь».

00:17:33 И в 1982 году — я всегда плохо помню даты — в 1986 году он подтвердил нашу идею: его тело не бренное, трансцендентное тело.
Гуру Махарадж никогда не лгал, он всегда говорил правду, и таким образом он сказал нам: «Сейчас я удовлетворен. Я понимаю, каково положение моего тела. Ты можешь поступать, как знаешь». Таким образом, я также был очень удовлетворен, и все были удовлетворены.
Но, в конце концов, я думал: «Как построить самадхи, как возвести самадхи?» У меня не было опыта, я никогда никуда не ездил, я всегда находился в обществе Гуру Махараджа, у его лотосных стоп и следовал его указаниям. Все, что он говорил мне, я выполнял. Я никогда никуда не ездил, не посещал разные матхи.

00:19:13 Поступали приглашения из разных матхов, мандиров, приглашения посетить празднование ухода, от махант, от секретарей, от видных вайшнавов, может быть, но я никуда не ездил, я посылал Кришна Шарана Прабху или Хари Чарана Прабху и я также не испытывал энтузиазм, не хотел видеть это [имеется в виду самадхи] поэтому у меня не было опыта самадхи. Что мне было делать? И был приглашен духовный брат Гуру Махараджа — Пури Махарадж ( Бхакти Прамод Пури Махарадж). Он был знатоком ваидхи-бхакти (имеется в виду писаний). И Пури Махарадж неожиданно прибыл.

Чувство разлуки Шрилы Шридхара Махараджа с Гуруваргой

00:20:23 Где он, я не знал. Я думал о том, чтобы послать моего духовного брата на его поиски. Я беспокоился, я думал: «Если он приедет, то это будет очень хорошо». И неожиданно он приехал и сказал мне: «Я думаю, что Шридхар Махарадж хочет уйти, поэтому я пришел». И я удивился и поклонился ему и попросил его, сказал: «Да, Махарадж, пожалуйста, останьтесь».
Случилось землетрясение и, кроме того, природа Гуру Махараджа… Мы всегда просили Гуру Махараджа остаться в этом мире, но Гуру Махарадж отвечал нам: «Почему вы пытаетесь удержать меня в этом мире? Моя работа окончена, и я чувствую разлуку, великую разлуку с нашей гуру-варгой, я хочу уйти».

00:21:30 Я всегда молился, молил, я говорил: «Останьтесь, пожалуйста, задержитесь на несколько лет». И каждый раз Гуру Махарадж давал этот ответ. Но, в конце концов, когда я попросил его: «Гуру Махарадж, пожалуйста, не уходите», он произнес мантрам вайдического санньясина. Множество ачар («ачар» означает «формальностей», да, «формальностей») каждый день на протяжении часа он совершал, и духовные братья пели.
Не было надежды, но некоторые духовные братья настаивали, и доктор также настаивал на том, чтобы я что-то сделал. Я дал какое-то лекарство. Я не хотел, но когда кто-то стал настаивать, я подумал: «В будущем они будут ругать меня за то, что я не сделал этого». Я попытался, на протяжении 24 часов я пытался, но Гуру Махарадж сказал: «Нет необходимости». Он сказал: «Нет необходимости», и призвал меня, спрашивая: «Где Говинда Махарадж?»

00:23:24 Он думал: «Если Говинда Махарадж придет, то я дам ему указание, и он не сможет не последовать ему». Я не приходил, но, в конце концов, я пришел к нему, и он сказал: «Удалите этот прибор». (Какое-то медицинское устройство). Но я немножко солгал Гуру Махараджу, я сказал: «Махарадж, я не могу, это устройство поставил доктор. Когда доктор придет, то он вынет». То была не полностью, не стопроцентная ложь, но ложь на 50 процентов. Доктор пришел, и я сказал доктору: «Удалите этот прибор», и с того времени он находился в самадхи.
И в 2 часа, да? В ту ночь Гуру Махарадж в 12 часов, я пришел в 2:30, Гуру Махарадж попросил у Гоура Кришны еду, и ложку, две ложки он съел. Гоура Кришна дал эту еду Гуру Махараджу и Гуру Махарадж оставил своё тело. За 5 минут до того, как покинул тело, он выпил немножко воды.

00:25:39 Он хотел, чтобы я оставался рядом, но я всегда здесь. И когда я приходил к Гуру Махараджу, Гуру Махарадж брал меня за руку и усаживал на свою постель. И он так трепал меня. Я знаю, каков смысл этого, но не могу сказать. И Гуру Махарадж каждый раз, когда он думал, что я пришел к нему, Гуру Махарадж не одевался последние несколько месяцев, он жил, как ребенок, без одежды. Но когда я приходил, то он тот час же говорил Тапану Гоур Кришне Прабху: «Набросьте одежду на мое тело». И он сажал меня рядом со своей головой, брал в руки мою руку и гладил по голове.

00:27:12 Каждый день это происходило, каждый день, на протяжении долгого времени. И когда Гуру Махарадж уходил, я думал, что Гуру Махарадж захочет взять мою руку в свои руки. Я дал руку, и он немножко потряс эту руку и покинул тело. Я был очень устойчив в то время. Я знал, каков мой долг. Мой долг состоял не в том, чтобы плакать. Мой долг — серьезный долг, пришло время исполнять серьезный долг. И «сделай или умри» — так это называется.

О принятии санньясы Говиндой Махараджем

00:28:08 Таким образом, Пури Махарадж ночью также приехал и провел вайдические обряды. Все шло очень спокойно, умиротворенно. Небольшие беспокойства возникли, но после того, как он дал мне санньяс, Гуру Махарадж избавился от тревог до известной степени. На протяжении долгого времени Гуру Махарадж хотел дать мне санньяс, долгого времени, год за годом.
И я не принимал санньясу. Я думал: «Гуру Махарадж находится в этом мире и этого достаточно». Но, в конце концов, когда Гуру Махарадж сказал мне: «Сегодня, вот в этот день ты примешь санньяс». Бахулаштами, день Бахулаштами. Гуру Махарадж сказал мне: «Я уйду, ты должен принять санньяс и принять бремя ответственности за эту миссию». Я ответил ему: «Махарадж, дайте мне время, 3 месяца мне требуется».

00:29:43 Я испытывал неуверенность. Я знаю, каково положение этого кресла, поэтому я опасался, всегда опасался, это очень серьезное кресло. В этом мире, я думаю, это высочайшее кресло. В этом мире все почитали Гуру Махараджа, великие санньяси, великие садху, великие маханты приходили к Гуру Махараджу. Гуру Махарадж никуда не ходил и все почитали, почтительно молились Гуру Махараджу и обсуждали высшее сознание.

00:30:33 Однажды Свами Махарадж обсуждал с Гуру Махараджем что-то. После этого ученик Свами Махараджа спросил Свами Махараджа: «А о чем Вы так долго беседовали со Шрилой Шридхаром Махараджем? Могу я что-то услышать из вашей беседы?» Свами Махарадж ответил: «Если бы ты услышал, ты бы потерял сознание».
Подобные обсуждения происходили, подобные беседы вели Свами Махарадж и Гуру Махарадж. И я долгое время находился в обществе Гуру Махараджа, но я знаю, каково положение этого кресла.

00:31:20 И, в конце концов, он сказал: «Ты должен принять на себя бремя ответственности за этот Матх и в твоей жизни санньяси…» (за день до этого, за день до Бахулаштами он сказал это) «Если ты не примешь эту ответственность, то я умру». Тогда я ответил: «Я — Ваш слуга. Вы можете поступать, как Вам будет угодно».
И Гуру Махарадж призвал Шрилу Пури Махараджа в качестве священника. Он — хороший священник, и, можно сказать, высочайший священник. Он позвал Пури Махараджа и попросил его устроить все необходимое для санньясы Говинды Махараджа, а после этого Гуру Махарадж был удовлетворен. И его воля и последнее завещание…
Я принял санньяс, это было, возможно, 6 ноября 85 года, 1985 года. После этого 2 декабря 1985 года он зарегистрировал своё завещание. И после этого Гуру Махарадж был очень удовлетворен своей работой, трансцендентной работой.

Уход Шрилы Шридхара Махараджа

00:32:58 И мы думаем, что мы были очень эгоистичны, мы хотели, чтобы Гуру Махарадж остался с нами, но у Гуру Махараджа есть его собственные желания, его собственная жизнь также, и мы не можем беспокоить их. В конце концов, мы стали думать так. Гуру Махарадж хотел личного общения с играми Радхи и Кришны.
Рупа Госвами Прабху в образе Гуру Махараджа пришел в этот мир, и он хотел уйти туда, вернуться. И мы думали — сегодня или завтра, или послезавтра, в любой день, такая ситуация придёт к нам — уход Шрилы Шридхара Махараджа, разлука, разлука наступит. И если Гуру Махарадж хочет немедленно этого, то мы можем смириться с этим. И Гуру Махарадж, его тело было сияющим, и никаких беспокойств не было в его теле.

00:34:49 До самого конца я оставался внизу лестницы, я не поднимался наверх. И это первый день, когда я поднялся туда, потому что это долг перед Гуру Махараджем. Я приходил наверх только для того, чтобы инициировать преданных. Эта инициация осуществлялась через Гуру Махараджа, поэтому я поднимался туда только во время посвящения. Ну а теперь мы должны, обязаны выполнять наш долг. Иногда Гуру Махарадж говорил: «Трансцендентный долг — это наша жизнь».

«Трансцендентный долг — это наша жизнь»

00:35:50 Мы должны выполнять наш долг. Но существует два типа долга: долг в рамках бренного мира и трансцендентный долг. Иногда на нас нападает, буквально, нас атакует бренный долг, но мы можем также трансформировать этот долг трансцендентным образом, изменить его. Нароттам Дас Тхакур также говорит:
«грихе ва ванете тхаке,
`ха гауранга' бо'ле даке,
нароттама маге тара санга
»
Мы можем оставаться грихастхами или санньяси, или ванапрастхами, или брахмачари — мы можем вести любую жизнь. Если мы воспеваем маха-мантру и поклоняемся Махапрабху, тогда все будет идти в этом направлении, у нас не будет проблем.
В большинстве своем во времена Махапрабху преданные Махапрабху также были грихастхами. Шривас Пандит был грихастхой. Член панча-таттвы, Адвайта Прабху демонстрировал жизнь грихастхи. Нитьянанда Прабху, в конце концов, также был чем-то в этом роде. И все преданные Чайтаньи Махапрабху демонстрировали себя в качестве грихастх.

00:37:33 Жизнь санньяси в Кали-югу неблагоприятна для того, чтобы культивировать настроение преданности, но триданда-санньяса приемлема. В «Шримад-Бхагаватам» не имеется в виду карма-санньяса, но бхакти-санньяса. Бхакти-санньяса — это санньяса иного типа. Мы хотим эксклюзивным образом совершать севу гуру, вайшнавам и только это одно единственное занятие. Таким образом, обещание — это вайшнава-санньяса: кайа — телесное, ман — ментальное и вакйа — словами или речами. Кайа, ман, вакйа — телом, умом и словами, речами я буду совершать севу гуру, вайшнавам.

00:38:51 Эта санньяса возможна повсюду и каждый может принять эту санньясу. Но формальность — в нашей вайдической шастре присутствуют такие положения, как брахмачари-, грихастрха-, ванапрастха-санньяс. И эта санньяса — это даива-варнашрама-дхарма. Даива-варнашрама и асура-варнашрама. Существует два типа варшанрамы: даива и асура. И то, о чем идет речь, — это в рамках даива-варнашрамы и она приемлема, подобная санньяса, она утверждается «Шримад-Бхагаватам» и другими священными писаниями. Но вайшнав, его поричой… Как будет по-английски «поричой», «вайшнава-поричой»? Измерение… Тождество. Махапрабху сказал в одной шлоке:

00:40:20 «нахам випро на ча нара-патир напи ваишйо на шудро
нахам варни на ча грха-патир но ванастхо йатир ва
кинту продйан-никхила-парамананда-пурнамртабдхер
гопи-бхартух пада-камалайор даса-дасанудасах
»
Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 13.80)
Это наш поричой, отождествление, тождество, идентификация. Мы не брамины, мы не цари, мы не вайшьи, мы не шудры, мы не брахмачари, не санньяси, не ванапрастхи, не грихастхи, но наше единственное поричой, тождество, отождествление, идентификация таковы: мы — слуги слуг слуг слуг гуру и вайшнавов — гопи бхартух пада-камалайор, даса-дасанудасах. Это желание Махапрабху. Мы следуем этому.

00:41:50 Но когда речь идет о людях в целом, о широких массах, то эти широкие массы хотят видеть красные одежды, они думают: «Это садху». Таким образом, люди в целом, широкие массы, получают благо. Они пытаются жить в качестве грихастх, в качестве санньяси, но жизнь бхакты — это жизнь бхакты. Там, где присутствует бхакти, там присутствует жизнь, а там где бхакти отсутствует, там нет жизни. Таково учение Махапрабху. И Гуру Махарадж также учил таким образом.

Недостойное поведение ИСККОН

00:42:55 Он распространял многие высокие явления, такие как Гаятри-мантрам, объяснил смысл гайатри-мантрам. «Апи-чет су-дурачаро бхаджате мам ананйа-бхак» ( Бхагавад-гита, 9.30) — объяснил смысл этой шлоки. И также «тушйанти ча раманти ча» — в Гите [10.9] он дал объяснение этой шлоки. Высокие, возвышенные концепции Гуру Махарадж объяснил на заключительном этапе своей жизни. Это высочайшая цель.
Все в тайне приобретают книги в нашем Матхе. Даже люди, которые не могут показать себя в качестве наших преданных, в тайне берут в нашем Матхе объяснения, данные Гуру Махараджем, и используют Гуру Махараджа ради своего собственного блага.
Таким образом, вчера тоже некий человек пришел, вайшнав, занимающий очень высокое положение, и эти люди также приобрели эти книги. Они не могут сказать во всеуслышание, но они берут идеи, не только идеи, но принципы Гуру Махараджа они усваивают, принимают в своё сердце. И после ухода Шрилы Гуру Махараджа даже ИСККОН, ачарьи ИСККОН, Тамал Кришна Госвами, Сатсварупа Госвами, Джаяпатака Свами — многие написали хорошие письма в наш Матх и они также чувствовали большую боль после ухода Гуру Махараджа.

00:45:23 Сейчас все прославляют в высшей степени. Когда Гуру Махарадж присутствовал в этом мире в своем трансцендентном теле, то они боялись: «Если мы станем прославлять Гуру Махараджа, то все уйдут к Гуру Махараджу». И этот страх преследовал их, но после ухода Гуру Махараджа они в полной мере удовлетворены Гуру Махараджем и говорят о его славе. И также некоторые ачарьи ИСККОН, президент, вице-президент, секретарь, помощник секретаря — Тамал Кришна; Хридайананда, Джаяпатака и так далее — все приходили к Гуру Махараджу и просили у него прощения.

00:46:33 Непосредственно, они прямо говорили об этом: «Мы совершили апарадху. Пожалуйста, простите наши оскорбления. Мы в прошлом не могли понять Вашу божественную милость, теперь мы думаем, что мы оскорбили Вас». И Гуру Махарадж всегда был милостив и Гуру Махарадж одарил их большой милостью. Гуру Махарадж обнял Тамала Кришну и простил всех. Теперь они удовлетворены, очень довольны нами. Но я не знаю, что происходит вне Матха, я никуда не хожу.

Милость Нитьянанды Прабху

00:47:15 Гуру Махарадж пришел в Экачакра-грам — в место рождения Нитьянанды Прабху. Гуру Махарадж отправился туда для того, чтобы обрести милость Нитьянанды Прабху, и он предложил шаштанга-дандаваты. В это время Нитьянанда Прабху сказал ему: «Ты обладаешь великим богатством, оно пребывает в твоем сердце, но ты ни с кем не делишься этим богатством. Ты хочешь милости от Меня, как это возможно? Ты обладаешь великой собственностью Cознания Кришны, богатством, но ты никому не даешь эту собственность. Ты не принимаешь шишью, учеников, так как же ты можешь ожидать от Меня благословений?» И Гуру Махарадж удивился и вернулся к себе, думая: «Я буду принимать шишью, учеников, по чуть-чуть». И так Гуру Махарадж начал миссию.

00:48:33 В обществе Гуру Махараджа я отправился во Вриндаван, вначале — в Пури в обществе Гуру Махараджа во время Ратха-ятры. И к тому времени я три месяца или один месяц провел в Матхе. Гуру Махарадж дал мне харинама-дикшу в день Ратха-ятры, в день ухода Сварупы Дамодара Госвами Прабху. О, да, да. Я находился в другом месте, но Гуру Махарадж телеграммой вызвал меня и неожиданно сказал мне: «Я дам тебе харинама-дикшу сегодня». И эту дикшу я получил в тот день.

00:49:21 Затем я вернулся сюда и в обществе Гуру Махараджа отправился на парикраму Вриндавана, только Гуру Махарадж и я. Во Вриндаване мы провели месяц, парикраму мы совершили. В то время Кришнадас Бабаджи Махарадж также находился в обществе Гуру Махараджа. Иногда он приходил, он совершал бхаджан в Паван-сароваре в одиночестве. Он очень совершал суровый бхаджан, он все время воспевал Харе Кришна маха-мантру, он не проповедовал ничего подобного.
Ученик: Он был учеником Бхактисиддханты?
Говинда Махарадж: Да, да, и другом Гуру Махараджа, очень близким другом. Иногда Бабаджи Махарадж присоединялся к нам, иногда мы обходили Вриндаван. И так я начал мою жизнь.

Первый опыт проповеди Шрилы Говинды Махараджа

00:50:31 И Гуру Махарадж дал мне возможность совершать севу. В то время Гуру Махарадж, у него не было денег, и, видя меня, Гуру Махарадж испытывал большой энтузиазм, так я думаю. Я сказал Гуру Махараджу: «Я хочу проповедовать». Гуру Махарадж ответил: «Вначале ты должен прочитать какие-то книги, ты должен чему-то научиться, после чего ты можешь проповедовать». И по прошествии 6 месяцев после этого разговора Гуру Махарадж сказал: «Ты хочешь проповедовать? Можешь начинать».

00:51:16 Но в то время проповедовать мне было тяжело, я не знал, как проповедовать, методы проповеди были мне не известны. Кроме того, я был молод годами, мне было 17 лет.
Ученик: 17 лет!
Говинда Махарадж: Да, 17 лет, и я не мог в одиночестве проповедовать. И по прошествии года присоединился Хари Чаран Прабху, он присоединился к этой миссии, и мы вдвоем ходили, проповедовали. В то время Гуру Махарадж, у него было 700 рупий, ничего больше. И я спросил Гуру Махарджа: «Если вы дадите мне 400 рупий, — сказал я ему, — то я куплю кинопроектор для показа [как это сейчас называют] слайд-шоу».

00:52:51 Гуру Махарадж ответил: «У меня мало денег. Ступай к Сиддханти Махараджу, у него есть деньги, попроси у него деньги, он сможет помочь тебе». И я пошел к Сиддханти Махараджу и попросил деньги на проповедь. И я сказал, но он отругал меня очень резко и произнес резкие слова. Я был очень опечален, я вернулся и рассказал Гуру Махараджу о том, что произошло, — он не дал мне деньги. Гуру Махарадж сказал: «Хорошо, в таком случае я дам тебе 400 рупий, купи проектор для слайдов».

00:53:11 Я отправился в Калькутту. Все материалы стоили больше четырехсот, семьсот, возможно. Я получил 400 рупий от Гуру Махараджа, я не мог сказать «нет». Я сказал этому владельцу магазина: «Я найду Вам покупателей на несколько Ваших аппаратов, но уступите мне 300 рупий». Он был очень доволен, услышав мое предложение, и отдал мне за 400 рупий аппарат. Я сказал этому человеку: «У меня всего лишь 400 рупий», потому что у Гуру Махараджа было семьсот рупий. «У меня есть только 400, я могу дать Вам 400, но я помогу Вам следующим образом: я продам 3-4 Ваших машины, аппарата со слайдами».

00:54:24 Он был хороший человек, он ответил: «Хорошо, если это возможно». Я действительно взял несколько аппаратов и продал их. Одну машину я продал в Матх Джаджавара Махараджа, другую машину — в Матх Шанты Махараджа, а третью — в Матх Госвами Махараджа. Таким образом, этот человек был очень доволен.
Ученик: То был новый способ проповеди?
Говинда Махарадж: Да. И по указанию Гуру Махараджа я отправился в Радха-деш — это место рождения Нитьянанды Прабху, — чтобы проповедовать там. И каждый день Махапрабху благословлял меня и Гирирадж одаривал милостью. И так жизнь проходила.

Почему Шрила Шридхар Махарадж вначале не стремился широко проповедовать?

00:55:35 И Гуру Махарадж не совершал обширную проповедь, не демонстрировал обширную проповедь, но Гуру Махарадж одаривал энтузиазмом меня самого и своих духовных братьев. Но так было и в самом начале, но после того, как я присоединился к миссии, мотивация Гуру Махараджа изменилась.
Ученик: А Вы знаете, почему Гуру Махарадж вначале не стремился широко проповедовать?
Говинда Махарадж: Да, в самом начале он проповедовал — и в широких масштабах под руководством своего гурудева. И когда гурудев покинул этот мир, Шрила Сарасвати Тхакур, то возникли ссоры, конфликты в его миссии. И глава миссии был близким другом Гуру Махараджа, но этот глава миссии упал, и в сердце Гуру Махараджа возникла боль: «Я не хочу оставаться здесь, я не буду проповедовать», поэтому Гуру Махарадж покинул Гаудия Матх.

00:56:50 Ученик: Это было не потому, что он считал ненужным чрезмерную деятельность?
Говинда Махарадж: Нет, нет, просто он лишился надежды, лишился надежды, но его духовные братья оказывали ему всяческое почтение и хотели, чтобы он вновь начал миссию. Они испытывали, чувствовали энтузиазм, начали миссии — Кешава Махарадж, Госвами Махарадж, а Гуру Махарадж в одиночестве пришел в Коладвип, в эту часть Навадвипы, и не чувствовал особого энтузиазма.

00:57:28 Но когда Гуру Махарадж увидел нас, я был молодым юношей, мальчиком, я пришел ради Cознания Кришны, и он почувствовал некое вдохновение. И также он думал: «Моя Гирираджа-пуджа. После моего ухода кто будет поклоняться Гирираджу? Необходим ученик, который станет поклоняться». Таким образом, Гуру Махарадж вновь начал проповедовать, а мы чувствовали великий энтузиазм, я не мог 30 секунд просидеть, сложа руки.

00:58:27 Гуру Махарадж и его духовные братья — Мадхав Махарадж и другие — все были очень довольны мной, видя подобную энергию. Я был очень энергичный. Сейчас я тоже, мое здоровье плохое, но я пытаюсь изо всех сил.
Гость: Всегда какие-то изменения. Всякий раз, когда я приезжаю сюда, я вижу изменения.
Говинда Махарадж: Да, да, я испытываю энтузиазм, я хочу совершать севу Гандхарва-Говинда-Сундару-Гиридхариджи. И Гуру Махарадж всегда вдохновлял меня и все преданные, все преданные вдохновляли меня, они пытались сердцем и душой совершать севу Гандхарве-Говинда-Сундару. Таким образом, с каждым днем миссия росла, это явление увеличивалось. И несколько месяцев в Калькутте был центр. Свами Махарадж был близким другом Гуру Махараджа. У Свами Махараджа в Калькутте было два дома.

01:00:12 После ухода Свами Махараджа двое преданных пришли. Во времена Свами Махараджа такие преданные, как Бхавананда Махарадж, Джаяпатака Махарадж, Ачьютананда Свами, Тамал Кришна — все приходили к Гуру Махараджу в обществе своего гурудева, Шрилы Свами Махараджа Прабхупада. Когда Прабхупад возвращался в Индию после проповеди на Западе, он приходил в гости к Гуру Махараджу и рассказывал о результатах своей западной проповеди.

01:01:03 В то время все приезжали к Гуру Махараджу, приходили к Гуру Махараджу в обществе Свами Махараджа. Им было известно положение Гуру Махараджа, и они присоединились к этому проповедническому движению. Но Гуру Махарадж начал это движение в качестве работы по облегчению страданий этих людей. Тот, кто не мог оставаться в ИСККОН, но не хотел возвращаться к себе домой, Гуру Махарадж давал этим людям шанс, облегчал их страдания. И он думал: «Когда в ИСККОН все придёт в норму, то они смогут вернуться в ИСККОН».

01:02:10 Но ИСККОН совершил большую апарадху Гуру Махараджа. Также ачарьи ИСККОН впоследствии приходили к Гуру Махараджу и просили у него прощения. В настоящее время ИСККОН — наш друг. Ачарьи ИСККОН, все написали письма, в которых они признавались: «Мы совершили апарадху». Не все, но кто-то, главы ИСККОН, лидеры ИСККОН заявили: «Мы совершили апарадху вашим лотосным стопам, пожалуйста, простите наши оскорбления». И Гуру Махарадж был столь милостив к ним. Он пользовался любовью всех преданных.

Знакомство Говинды Махараджа со Шрилой Шридхаром Махараджем

01:03:13 Ученик: Махарадж, а как Вы узнали Гуру Махараджа? Вы жили в Калькутте?
Говинда Махарадж: Нет-нет, я жил в деревне. Эта деревня отсюда на расстоянии 16 миль от Навадвипы, имеется в виду. В ту пору там, где я жил… как это называется? Я работал под руководством врача в больнице. Да, да, в больнице, работал в больнице. И отсюда это место находится на расстоянии, может быть, 10 километров. Каждый день я ходил из больницы 2 мили, ходил в одно место, чтобы играть там в футбол. И однажды в тот вечер я остался в том месте.

01:04:44 А рано утром я уходил, возвращался в больницу и там работал, а в 3 часа я уходил, чтобы поиграть в футбол. А когда солнце заходило, то… Здесь тоже находится филиал того госпиталя, больницы, они раздают лекарства. И завершив эту работу, я оставался в доме заминдара. И туда пришли несколько брахмачари, которые были связаны с Гуру Махараджем. Они пришли в то место, где я находился.

01:05:40 Я с детства читал. Когда мне было 8 лет, в то время я… 8 или 10 лет, к этому времени я прочитал « Махабхарату», « Рамаяну», многие писания вайшнава-сампрадаи. И мой отец был вайшнавом. И таким образом, я с детства читал и слышал также. В то время я прочитал одну историю, я читал её и слышал также. В собрании Бира Хамбира, раджи Бира Хамбира, из Вриндавана в Навадвип…
Ученик: Были похищены книги — эта история?
Говинда Махарадж: Да, один царь похитил книги. Он думал, что в этом сундуке, в повозке, драгоценности, но когда он открыл похищенный сундук, он увидел только книги. Он думал, что это, должно быть, очень ценные книги, подобно драгоценным камням, поэтому он хранил их бережно.

01:07:14 И каждый день он открывал эти книги. Каждый день он устраивал катху, чтение «Шримад-Бхагаватам» неким квалифицированным пандитам. Шринивас Ачарья Прабху искал, где, куда делись эти книги. И однажды Шринивас Ачарья пришел в то место, в город царя, во дворец царя, и услышал объяснение «Бхагаватам». И он не в силах был терпеть. Он сказал, что в объяснениях «Шримад-Бхагаватам» присутствуют ошибки. Он был очень худым, высокого роста, Шринивас Ачарья, и сияющим уджвал-вайшнавом.

01:08:21 И увидев Шринивасу Ачарью, раджа Бира Хамбир подумал: «Передо мной великий пандит, возможно, а иначе как бы он мог указать на ошибки в объяснениях “Бхагаватам?”» И раджа Бир Хамбир сказал Шринивасу Ачарье: «Можешь ли ты объяснить, дать правильные объяснения?» Шринивас Ачарья ответил: «Да, я могу». И раджа сказал: «Пожалуйста, усаживайся, мы хотим услышать твои объяснения». Шринивас Ачарья дал прекрасные, чудесные объяснения.

Трогательные отношения между Шрилой Шридхаром Махараджем и Говиндой Махараджем

01:09:08 Ученик: Гуру Махарадж любил, ему нравилось это?
Говинда Махарадж: Да, ему нравилось, он испытывал такую большую любовь, он очень любил преданных. Преданные не могли понять это иногда. Но я понимал это.
Когда Гуру Махарадж… Гуру Махарадж удивлялся. [Шрила Говинда Махарадж говорит, что] когда он меня бил, то я, вместо того, чтобы убегать, наоборот, к нему подступал. И однажды он мне сказал: «Как так? Как так? Вместо того, чтобы убегать от меня, ты подступаешь».

01:10:14 Но я привык к побоям, меня били с детства, учитель бил меня каждый день, каждый день бил меня, не один день — каждый день. И я не ходил в школу поэтому. Я ходил в школу с книгами, но с дороги я сворачивал и залазил на дерево, потому что я знал, что учитель обязательно меня побьет, и я хотел избежать этого. Я знал, что он побьет меня. Поэтому, что же мне делать? И я не ходил в школу.
Таким образом, я был очень плохим. Но я никогда не лгал, с детства, поэтому вак-сиддха пришла ко мне, совершенство в речи. Тот, кто всегда говорит правду, тот, кто никогда не лжет, что бы он ни сказал, обязательно сбудется. Так у меня появилась некоторая сила. И Гуру Махарадж знал это.

01:11:38 Но я поступал неправильно. Гуру Махарадж спрашивал: «Кто это сделал?» Я всегда отвечал: «Я это сделал». Я никогда не говорил, что я не делал. «Зачем ты это сделал? Ты поступил очень неправильно». «Я не знал, что это неправильно», — отвечал я. Таким образом, я отвечал.
Гуру Махараджу нравилось это. Гуру Махарадж также никогда не лгал, и такой была его природа. Но в течение последних лет, когда возникла юридическая работа, когда миссия разрослась и возникли юридические вопросы, — теперь я иногда лгу, но в то время я не лгал.

01:12:33 Ученик: Имеется в виду в связи с этими юридическими…?
Говинда Махарадж: Да-да, ради севы, Ради Кришна-севы, гуру-севы. Если бы я сказал властям, например, у меня были доллары, но я не мог сказать властям, что у меня есть доллары, потому что меня бы посадили в тюрьму. Но эти доллары были необходимы на служение, севу Махапрабху, на севу Гуру Махараджу, но я не мог сказать властям: «Да, у меня есть доллары». Я мог сказать: «У меня есть деньги». Я хотел избежать лжи, я всегда стремился избегать лгать. Но я не мог сказать, что у меня есть доллары, я говорил: «У меня есть деньги». Но это делалось ради Кришна-севы.

01:13:30 Но Гуру Махарадж не хотел поступать так. Если кто-то спрашивал Гуру Махараджа: «У Вас есть доллары»? Он честно отвечал: «Да, есть». Поэтому я никогда не давал Гуру Махараджу доллары. Преданные давали доллары. И Гуру Махарадж спрашивал: «Это доллары или деньги?» — «Да, это доллары». Я давал Гуру Махараджу, он брал своей рукой, а затем возвращал мне.

01:14:11 Если что-то происходило, какой-то инцидент, то приходили чиновники и хотели увидеться с Гуру Махараджем, то я отвечал им, как правило: «Гуру Махарадж очень болен, он не может с вами встретиться», потому что я знал, что если чиновник задаст Гуру Махараджу какой-то вопрос, то Гуру Махарадж ответит прямо и возникнут трудности. И Гуру Махарадж не любил этой лжи, но когда я лгал таким образом, Гуру Махарадж не сдерживал меня, он говорил: «Ты — секретарь…»

транскрибирование: Кундалатика д.д. | 10 августа 2013
обработка текста: Бхувана Сундари | Чиангмай | Тайланд | 28 ноября 2014